Путешествие по сказке аксакова аленький цветочек

Литературное чтение 4 класс

Урок 31. Путешествие по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1.Знакомство с творчеством сказочника Сергея Тимофеевича Аксакова; со сказкой «Аленький цветочек».

2. Распознавание характеров героев сказки.

3. Сравнивание народных и авторских сказок.

Тезаурус

Середович – мужчина средних лет.

Челядь — дворовые слуги помещика.

Зычный голос – громкий голос.

Ключница — (профессия)  должность прислуги, подразумевающая хранение ключей от всех замков в доме. 

Ключевые слова

Середович, челядь, зычный голос, ключница.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Учебник. 4 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017.

2. Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня мы продолжим знакомство с произведением С,Т, Аксакова «Аленький цветочек» и узнаем о доме- музее великого писателя. Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, находится в Уфе и открыт в 1991 году к 200-летию со дня рождения С. Т. Аксакова в родовом имении писателя, являющемся памятником архитектуры середины XVIII века. Здесь с 1795 по 1797 проживала семья писателя. За годы существования Аксаковский музей постепенно завоевал негласное почётное звание одного из культурных центров города Уфы и Республики Башкортостан. Благодаря активности и постоянной работе аксаковского движения, в центре которого Мемориальный музей С. Т. Аксакова, и ежегодным Международным Аксаковским праздникам есть возможность постоянного сотрудничества с университетами, библиотеками, аксаковскими местами, в том числе с музеем-заповедником «Абрамцево».

Кроме того, музей остаётся центром притяжения для краеведов и коллекционеров, историков города, во-первых, потому что музейные экспонаты воссоздают дворянскую атмосферу, а во-вторых, потому что постоянно проходят выставки, связанные с историей города, республики, страны.

С каждым уголком этого дома у Аксакова были связаны особые, теплые воспоминания.

Этот дом интересен и сам по себе, как прекрасный образец архитектуры XVIII века. Музей можно разделить на мемориальную и литературную части. Мемориальная часть занимает семь комнат, а литературная – две комнаты и гостиную.

Посетители увидят здесь портреты Аксакова и его семьи, документы, прижизненные издания книг Аксакова. Гости музея узнают многое о жизни и творчестве писателя, о формировании его особого духовного мира. В стенах музея воссоздан интерьер, свойственный Уфе конца XVIII – начала XIX веков.

Интерьер детских комнат здесь воссоздали именно на основе произведений Аксакова.

В музее сложился крупный центр по изучению аксаковского наследия. Ежегодно в стенах музея проходит международный Аксаковский праздник, научные конференции (в том числе «Аксаковские чтения»), фольклорные праздники, литературно-музыкальные вечера, концерты.

Сегодня мы продолжим чтение сказки «Аленький цветочек». Научимся находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения, характеризующих героев и события, а также составлять план пересказа.

Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, на пуховике пуха лебяжьего, покрытом золотой камкой ровно она и с места не сходила, ровно она целый век тут жила, ровно легла почивать да проснулася. Заиграла музыка согласная, какой отродясь она не слыхивала.

Захотелось ей осмотреть весь дворец, и пошла она осматривать все его палаты высокие, и ходила она немало времени, на все диковинки любуючись; одна палата была краше другой, и всё краше того, как рассказывал честной купец, государь её батюшка родимый.

Взяла она из кувшина золочёного любимый цветочек аленький, сошла она в зелёны сады, и запели ей птицы свои песни райские, а деревья, кусты и цветы замахали своими верхушками и ровно перед ней преклонилися. И вынула она тот аленький цветочек из кувшина золочёного и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук её и прирос к стеблю прежнему и расцвел краше прежнего.

Прочитала она словеса огненные, и пропали они со стены белой мраморной, как будто их никогда не бывало там. И вспало ей на мысли написать письмо к своему родителю и дать ему о себе весточку. Не успела она о том подумати, как видит она, перед нею бумага лежит, золотое перо со чернильницей. Пишет она письмо к своему батюшке родимому и сестрицам своим любезным:

«Не плачьте обо мне, не горюйте, я живу во дворце у зверя лесного, чуда морского, как королевишна; самого его не вижу и не слышу, а пишет он ко мне на стене беломраморной словесами огненными; и знает он все, что у меня на мысли, и в ту же минуту всё исполняет, и не хочет он называться господином моим, а меня называет госпожой своей».

Не успела она письмо написать и печатью припечатать, как пропало письмо из рук и из глаз её, словно его тут и не было. Заиграла музыка пуще прежнего, на столе явились яства сахарные, питья медвяные, вся посуда золота червонного. Села она за стол веселёхонька, хотя сроду не обедала одна-одинешенька; ела она, пила, прохлаждалася, музыкою забавлялася. После обеда, накушавшись, она опочивать легла; заиграла музыка потише и подальше — по той причине, чтоб ей спать не мешать.

(На экране появляется заглавие первой части):

«Щедрый приём чудища»

После сна встала она веселёшенька и пошла опять гулять по садам зелёным, потому что не успела она до обеда обходить и половины их, наглядеться на все их диковинки. Все деревья, кусты и цветы перед ней преклонялися, а спелые плоды — груши, персики и наливные яблочки — сами в рот лезли.

Походив время немалое, почитай вплоть до вечера, воротилась она во свои палаты высокие, и видит она: стол накрыт, и на столе яства стоят сахарные и питья медвяные, и все отменные.

После ужина вошла она в ту палату беломраморную, где читала она на стене словеса огненные, и видит она на той же стене опять такие же словеса огненные:

«Довольна ли госпожа моя своими садами и палатами, угощеньем и прислугою?»

И возговорила голосом радостным молодая дочь купецкая, красавица писаная: «Не зови ты меня госпожой своей, а будь ты всегда мой добрый господин, ласковый и милостивый. Я из воли твоей никогда не выступлю. Благодарствую тебе за всё твоё, угощение. Лучше твоих палат высоких и твоих зелёных садов не найти на белом свете: то и как же мне довольною не быть? Я отродясь таких чудес не видывала. Я от такого дива ещё в себя не приду, только боюсь я почивать одна; во всех твоих палатах высоких нет ни души человеческой».

«Не бойся, моя госпожа прекрасная: не будешь ты почивать одна, дожидается тебя твоя девушка сенная, верная и любимая; и много в палатах душ человеческих, а только ты их не видишь и не слышишь, и все они вместе со мною берегут тебя и день и ночь: не дадим мы на тебя ветру подуть, не дадим и пылинке сесть».

И пошла почивать в опочивальню свою молодая дочь купецкая, красавица писаная, и видит: стоит у кровати её девушка сенная, верная и любимая, и стоит она чуть от страха жива; и обрадовалась она госпоже своей, и целует её руки белые, обнимает её ноги резвые.

Госпожа была ей также рада, принялась её расспрашивать про батюшку родимого, про сестриц своих старших и про всю свою прислугу девичью; после того принялась сама рассказывать, что с нею в это время приключилося; так и не спали они до белой зари.

(На экране появляется заглавие второй части):

«Приезд сенной девушки»

Так и стала жить да поживать молодая дочь купецкая, красавица писаная. Всякий день ей готовы наряды новые, богатые, и убранства такие, что цены им нет, ни в сказке сказать, ни пером написать; всякий день угощенья я веселья новые, отменные: катанье, гулянье с музыкою на колесницах без коней и упряжи по тёмным лесам; а те леса перед ней расступалися и дорогу давали ей широкую, широкую и гладкую. И стала она рукодельями заниматися, рукодельями девичьими, вышивать ширинки серебром и золотом и низать бахромы частым жемчугом; стала посылать подарки батюшке родимому, а и самую богатую ширинку подарила своему хозяину ласковому, а и тому лесному зверю, чуду морскому; а и стала она день ото дня чаще ходить в залу беломраморную, говорить речи ласковые своему хозяину милостивому и читать на стене его ответы и приветы словесами огненными.

Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается, — стала привыкать к своему житью-бытью молодая дочь купецкая, красавица писаная; ничему она уже не дивуется, ничего не пугается; служат ей слуги невидимые, подают, принимают, на колесницах без коней катают, в музыку играют и все её повеления исполняют. И возлюбляла она своего господина милостивого день ото дня, и видела она, что недаром он зовет её госпожой своей и что любит он её пуще самого себя; и захотелось ей его голоса послушати, захотелось с ним разговор повести, не ходя в палату беломраморную, не читая словесов огненных.

Стала она его о том молить и просить; да зверь лесной, чудо морское, не скоро на её просьбу соглашается, испугать её своим голосом опасается; упросила, умолила она своего хозяина ласкового, и не мог он ей супротивным быть, и написал он ей в последний раз на стене беломраморной словесами огненными:

«Приходи сегодня во зелёный сад, сядь во свою беседку любимую, листьями, ветками, цветами заплетённую, и скажи так: «Говори со мной, мой верный раб».

«Не могу я тебе супротивным быть по той причине, что люблю тебя пуще самого себя; исполню я твоё желание, хотя знаю, что погублю моё счастие и умру смертью безвременной. Приходи во зелёный сад в сумерки серые, когда сядет за лес солнышко красное, и скажи: «Покажись мне, верный друг!» — и покажу я тебе свое лицо противное, своё тело безобразное. А коли станет невмоготу тебе больше у меня оставатися, не хочу я твоей неволи и муки вечной: ты найдёшь в опочивальне своей, у себя под подушкою, мой золот перстень. Надень его на правый мизинец — и очутишься ты у батюшки родимого и ничего обо мне николи не услышишь».

Не убоялась, не устрашилась, крепко на себя понадеялась молодая дочь купецкая, красавица писаная. В те поры, не мешкая ни минуточки, пошла она во зелёный сад дожидатися часу урочного и, когда пришли сумерки серые, опустилося за лес солнышко красное, проговорила она: «Покажись мне, мой верный друг!» — и показался ей издали зверь лесной, чудо морское: он прошёл только поперёк дороги и пропал в частых кустах; и невзвидела света молодая дочь купецкая, красавица писаная, всплеснула руками белыми, закричала истошным голосом и упала на дорогу без памяти. Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

Полежавши долго ли, мало ли времени, опамятовалась молодая дочь купецкая, красавица писаная, и слышит: плачет кто-то возле нее, горючьми слезами обливается и говорит голосом жалостным:

«Погубила ты меня, моя красавица возлюбленная, не видать мне больше твоего лица распрекрасного, не захочешь ты меня даже слышати, и пришло мне умереть смертью безвременною».

И стало ей жалкой совестно, и совладала она со своим страхом великим и с своим сердцем робким девичьим, и заговорила она голосом твёрдым: «Нет, не бойся ничего, мой господин добрый и ласковый, не испугаюсь я больше твоего вида страшного, не разлучусь я с тобой, не забуду твоих милостей; покажись мне теперь же в своем виде давешнем; я только впервые испугалася».

Что испугало красавицу при виде чудища морского?

Красавицу испугало то, что он не был похож ни на одного зверя лесного, а был безобразен.

(На экране появляется заглавие, прочитанной части): «Встреча с чудищем»

Показался ей лесной зверь, чудо морское, в своём виде страшном, противном, безобразном, только близко подойти к ней не осмелился, сколько она ни звала его; гуляли они до ночи темной и вели беседы прежние, ласковые и разумные, и не чуяла никакого страха молодая дочь купецкая, красавица писаная. На другой день увидала она зверя лесного, чудо морское, при свете солнышка красного, и хотя сначала, разглядя его, испугалася, а виду не показала, и скоро страх её совсем прошёл. Тут пошли у них беседы пуще прежнего: день-деньской, почитай, не разлучалися, за обедом и ужином яствами сахарными насыщалися, питьями медвяными прохлаждалися, гуляли по зелёным садам, без коней каталися по тёмным лесам.

Что связывало красавицу с чудищем»? Красавицу связывали с чудищем приятные встречи, ласковые речи.

На экране появляется озаглавленная часть: «Приятные встречи».

И прошло тому немало времени: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Вот однажды и привиделось во сне молодой купецкой дочери, красавице писаной, что батюшка её нездоров лежит; и напала на неё тоска неусыпная, и увидал её в той тоске и слезах зверь лесной, чудо морское, и сильно закручинился и стал спрашивать: отчего она во тоске, во слезах? Рассказала она ему свой недобрый сон и стала просить у него позволения повидать своего батюшку родимого и сестриц своих любезных. И возговорит к ней зверь лесной, чудо морское: «И зачем тебе моё позволенье? Золот перстень мой у тебя лежит, надень его на правый мизинец и очутишься в дому у батюшки родимого. Оставайся у него, пока не соскучишься, а и только я скажу тебе: коли ты ровно через три дня и три ночи не воротишься, то не будет меня на белом свете, и умру я тою же минутою, по той причине, что люблю тебя больше, чем самого себя, и жить без тебя не могу».

Стала она заверять словами заветными и клятвами, что ровно за час до трех дней и трех ночей воротится во палаты его высокие.

О чем просила купеческая дочь своего любимого? Купеческая дочь просила разрешения повидаться с отцом и сестрами.

(На экране появляется озаглавленная часть): «Тоска по дому»

Простилась она с хозяином своим ласковым и милостивым, надела на правый мизинец золот перстень и очутилась на широком дворе честного купца, своего батюшки родимого.

День проходит, как единый час, другой день проходит, как минуточка, а на третий день стали уговаривать меньшую сестру сестры старшие, чтоб не ворочалась она к зверю лесному, чуду морскому. «Пусть-де околеет, туда и дорога ему…»

И прогневалась на сестёр старших дорогая гостья, меньшая сестра, и сказала им таковы слова:

«Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить, и стоит меня тогда отдать диким зверям на растерзание».

И отец её, честной купец, похвалил её за такие речи хорошие, и было положено, чтобы до срока ровно за час воротилась к зверю лесному, чуду морскому, дочь хорошая, пригожая, меньшая, любимая. А сёстрам то в досаду было, и задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе.

Взяли они да все часы в доме целым часом назад поставили, и не ведал того честной купец и вся его прислуга верная, челядь дворовая.

На экране появляется озаглавленная часть: «Зависть сестёр»

Я сама там был, пиво-мед пил, по усам текло, да в рот не попало.

Как можно озаглавить эту часть? «Совет да любовь»

Разбор типового тренировочного задания

Распределите слова, характеризующие внешний облик красавицы в первый столбик и чудища во второй.

Красивая, страшный, милая, ужасный, обаятельная, безобразный.

Правильный ответ:

Красавица

Чудище

милая

страшный

красивая

ужасный

обаятельная

безобразный

Подсказка: обратите внимание на падежные окончания прилагательных.

Разбор типового контрольного задания

Выделение цветом.

Правильный вариант ответа:

Картинка 2, 4, 5– красный цвет

Картинка 1,3,6 – зеленый цвет

Подсказка: вспомните какие персонажи не относятся к данному произведению.

Цель: развитие интересов детей,  любознательности и познавательной активности.

Задачи:

Образовательные:

  • овладение речью как средством общения.
  • обогащение активного словаря.
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  • развитие речевого творчества.
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развивающие:

  • развивать произносительную сторону речи детей: уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка.
  • развивать речевой слух, развивать силу, высоту, темп и громкость речи.
  • развивать словарный запас детей.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.

Словарная работа:

— продолжать расширять словарь за счёт имён существительных, прилагательных (Аленький, купец, заморский, казна, венец);

Мотивы деятельности для  детей:

Игровая: План-карта, ребус, загадки «Цветы», игра-следы «Ответь на вопросы».

Мотивация общения: поощрение, взаимопомощь детей, беседа, создание  развивающей среды, чтение сказки, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и  выводы.

Мотивация личной заинтересованности: Разрезные лепестки аАленького цветочка, разрезное слоговое лото.

Индивидуальная работа: 

Максим М., Арсений Л., Мила С. — закреплять навыки составления предложений: по образцу воспитателя, самостоятельно придумывают по картинкам и демонстрируемым действиям.

Материал и оборудование:  

Демонстрационный:  План-карта, Ребус на плакате, шкатулка (внутри пазл-цветок), коробка сюрприз, изображение чудовища в сказке.

Раздаточный: Картинки-загадки (изображение цветов – тюльпан, василек, анютины глазки, роза, ирис, гвоздика), следы – задания (найди одежду, найди цветы, соедини слоги, запомни пары фигурок),

План

I. Вводная часть:                                                          

1.Организационный.

2.Сюрпризный момент.

3.Постановка цели занятия.

II. Основная часть:   

1. Поиск плана-карты, ребус.

2. Игра «Самый внимательный» (поиск темы)

3. Загадки по 3 каждой команде.

4.  Физминутка.

5. Чтение сказки.

6. Игра «Отвечай-ка»

III. Заключительная часть:

    Оценка деятельности детей и самооценка.

    Подведение итогов занятия

Длительность занятия

Ход

занятия

I. Вводная часть

Организационный момент. 

Звучит музыка появляется сказочница.  Дети стоят полукругом.

Сказочница: Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: А что случилось?

Сказочница: Представляете, прогуливалась по лесу и нашла под деревом мешочек, открыть его не могу, забыла все волшебные слова. Поможете мне.

Воспитатель: Как мы можем помочь? Что нужно делать?

Сказочница: Вам нужно вспомнить волшебные слова

Воспитатель. Поможем, ребята? Вспоминайте.

Ребята: «Сим-салабим», «абракадабра», «ахалай-махалай», «эксперто-паттронум».

II. Основная часть.

Воспитатель.

      1. Поиск плана-карты, ребус.

Воспитатель: Молодцы! Теперь мы можем открыть шкатулку.

Задание №1

2. Игра «Самый внимательный» (поиск темы)

Сказочница: 1 и 2-ой команде – сложите картинки и посмотрите, что у вас получиться.

Сказочница: Что у вас получилось?

Команды: получился у каждой команды «Алый цветочек».

Сказочница: Молодцы! Вы знаете, что есть много различных цветов: это и розы и ромашки и т.д. Но сегодня вы познакомитесь с необычным цветком. Продолжим наше путешествие, но Я вижу, что вы и без меня справитесь, нужна будет помощь, зовите…. (Сказочница уходит)

Воспитатель. Тогда отправляемся в путь за новыми знаниями по следам.

Идём по мостику, а теперь по тропинке на поляну. Посмотрите, сколько здесь красивых цветов! Цветы приготовили нам загадки, по ответам мы узнаем, как они называются…

Задание №2    Загадки.

3. ЗАГАДКИ:

1 команда                                                   2 команда

У извилистой дорожки

Растет солнышко на ножке,

Как дозреет солнышко

Будет горстка зернышек (подсолнух)

Я шариком пушистым,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок…

                                      (одуванчик)

Длинный тонкий стебелек

Сверху-алый огонек,

Не растенье, а маяк-

Этот ярко-красный…(мак)

Желтые, пушистые

Шарики душистые

Их укроет от мороза

В своих веточках… (мимоза)

Белая корзинка-

Золотое донце

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.  (ромашка)

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета

Но переставьте ударение

И превращаюсь я в конфету.  (ирис)

—  Молодцы! Мы с вами можем идти дальше.

4. Физминутка.

«Выращиваем волшебные цветы»

Дети сидят на корточках – В землю посадили семечко, поливал дождик и оно стало расти.

Постепенно поднимаются на ноги – Цветок рос все больше и больше и набирал силу.

Руки пальцами вместе над головой в виде «Бутона» — Цветок набирает бутон, солнышко согревает его.

Постепенно раскрывают руки в стороны – И вот бутон раскрылся и мы увидели красивый цветок!

Дети наклоняются вперед и делают вдох — Но цветок ВОЛШЕБНЫЙ кто понюхает его и загадает желание, оно ОБЯЗАТЕЛЬНО сбудется!

Воспитатель: Молодцы!  Опять следы привели нас к цветочкам, которые приготовили для нас сюрприз…

Воспитатель: Правильно – это книга. Как узнать, о чем эта книга?

Команды: прочитаем ее.

Воспитатель: дети садитесь так, чтобы вам было удобно слушать.

5.  Чтение сказки С.Аксакова «Аленький цветочек».

Воспитатель: Молодцы! Все внимательно слушали! Ребята Чудище не хочет уходить в сказку.

Чудище: Очень мне у вас понравилось, весело, интересно.

Воспитатель: Что же нам делать? Чудище мы отвечаем на твои вопросы и ты уходишь? Хорошо?

Чудище: Хорошо, все равно не ответите. Наблюдал,  не все внимательно слушали.

Воспитатель: Вот и проверим.

ЗАДАНИЕ № 3

Игра «Отвечай-ка»

Дети садятся полукругом на стульчики.

Чудище задает вопросы (за правильный ответ дает части цветка, при правильных ответах, собираем волшебный цветок, произносим волшебное заклинание и чудище возвращается в сказку).

  • Кто главные герои сказки?
  • Какой был купец?
  • Что заказала старшая дочь?
  • А что средняя?
  • Что попросила у отца младшая?
  • Какая она была?
  • А каким было чудовище?
  • Почему он не был счастлив, ведь он был богатым?
  • Какие были взаимоотношения между чудовищем и младшей дочкой купца?
  • Она жалела чудовище?
  • Зачем она вернулась домой?
  • О чем просило ее чудовище?
  • Что сделали сестры?
  • Какие они были?
  • Почему младшая дочь отправилась к чудовищу в первый раз?
  • А что заставило ее вернуться во второй раз? Ведь она могла обмануть чудовище и не вернуться?
  • Что же произошло с чудовищем, когда младшая дочь не вернулась в положенный срок?
  • Жалко вам чудовище?
  • Что произошло потом?
  • Это волшебная сказка? Почему?
  • Как заканчиваются все волшебные сказки?

III. Заключительная часть.

Чудище: Я не ожидал, что вы так внимательно слушали сказку и ответили на все сложные вопросы. В награду оставлю вам волшебную шкатулку.

Дети с воспитателем произносят волшебные заклинания. Открывают и достают призы-медальки. Вручение.

Воспитатель:

  • Ребята Вам понравилось наше путешествие?
  • Что было сложно выполнять?
  • Что было самым интересным?
  • Еще будем с вами читать волшебные сказки?

Воспитатель и дети. Спасибо.

Просмотр содержимого документа

«Конспект игры – путешествия по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» в подготовительной группе.»

Волшебный мир аленького цветочка

игра-путешествие

225 лет со дня рождения, русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова

Цель: формирование умения видеть вокруг себя прекрасное посредством сказки, доказывать, что чудеса может совершать каждый – необходимо только быть честным, справедливым, помогать нуждающимся, как этому учат добрые герои сказок.
Задачи: 
1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся об авторской сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».
2.Совершенствовать умение детей правильно отвечать на вопросы, строить связную речь.
3.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
4. Воспитать любовь к сказкам, устному народному творчеству, потребность в чтении книг, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Ребята, наша сегодняшняя с вами встреча посвящена русскому писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову и одной из незабываемых его сказок – «Аленький цветочек». Это чистая, красивая, добрая сказка со счастливым концом, которая до сих пор пользуется большой популярностью у детей и взрослых.

Сергей Аксаков родился 1 октября 1791 года в родовитой, но обедневшей дворянской семье в городе Уфе. В городе и в имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской области прошли его детские годы. Жизнь мальчика началась тяжёлой болезнью. Может быть, именно это сделало так, что первым и самым сильным чувством, зародившимся в Серёжиной душе, была жалость ко всем страдающим и слабым.

Мать не покорялась злой воле природы. Просыпаясь среди ночи или приходя в сознание после обморока, Сергей видел тревожные и нежные глаза своей мамы. Мама выходила Серёжу, после болезни и уже с детства он понимал, что всё живое в нём даровано и сохранено материнской самоотверженностью.

Городской дом Аксаковых окружал небольшой сад. Как-то, сидя на окошке, Сергей услышал жалобный визг и стал просить мать, чтобы послали посмотреть, кто это плачет. Дворовая девушка вернулась, неся в пригоршнях крошечного, ещё слепого щенка. В мире мальчика появилась неказистая дворняжка Сурка. Сурку Сергей учил, кормил, оберегал.

Когда Серёжа капризничал, его выносили из дому и сажали в распряжённую карету. Он сразу успокаивался; ему казалось, что он едет, мчится в неведомые края. Из Уфы они часто семьёй ездили в имение деда. Всё его детство пронизано дорогой: поездками в дальние сёла к родным. Переправами через реки Белую и Волгу. Через болота и лес. Сергей был обезумлен природой. Он наблюдал за птицами, слышал их пение.

Зимой в Уфе к Серёже Аксакову стал ходить Матвей Васильевич, преподаватель народного училища, и учить его чистописанию. Чтобы Серёже было не так скучно, ему подыскали товарища, мальчика Андрюшу из соседской бедной семьи. И вот Серёжа заметил, что, даже если бы они с Андрюшей писали одинаково неудачно, отметки ставились разные: ему – «не худо», а Андрюше – «посредственно». И так повторялось всякий раз.

Однажды Матвей Васильевич повёл Серёжу в народное училище. Тут учитель, прежде казавшийся добряком, странно изменился. – Не знаешь? На колени! – крикнул он, когда Серёжа, вызванный к доске, не смог ответить урока.

По окончанию занятий трое сторожей, вооружённых пучками прутьев, принялись сечь мальчиков, стоявших на коленях за доской. «Слишком рано получил я это раздирающее впечатление и этот страшный урок! Он возмутил ясную тишину моей души», — писал впоследствии Аксаков.

Серёжа увидел, что люди вокруг делятся на свободных и крепостных. У мальчика рано проснулся светлый и печальный интерес к народной жизни. Он понял, что нельзя закрывать глаза на неправду и жить нужно по совести.

В жизнь Сергея Аксакова рано входят книги. Он жадно читает всё, что попадётся. Чтение пробудило тягу к сочинительству. О том, что он услышал или прочитал, по-своему пересочиняя, мальчик рассказывал сестрёнке.

Он сочинял и рассказывал сестре, что в саду дедушкиного дома – пещера, там обитает Змей Горыныч о семи головах; но он отрубит у змея все головы. Сестричка пугалась: худо спала, плакала. Он жалел её, но втайне гордился тем, что выдуманные им истории так волнуют сестру. Сергей Аксаков начинал предчувствовать «силу слов» — своих, рождённых собственным жизненным опытом, собственным воображением. Уже всё главное для писателя поселилось в его душе.

Долгие годы Сергей Тимофеевич Аксаков был известен как хлебосольный московский барин, радостно встречающий гостей; страстный театрал; охотник, исходивший подмосковные леса и болота; неутомимый рыболов. Он был отзывчивым человеком, заботливым мужем и отцом.

Но однажды, когда Сергею Аксакову было пятьдесят лет, произошла встреча с русским писателем Николаем Гоголем. Сергей Тимофеевич перечитал многие произведения Гоголя. Он был потрясён его произведениями, обезумлен Гоголем. Строки Гоголя были как капли дождя; влага поднялась испарениями со всей земли и грозой провалилась на страну. Сочинения Николая Гоголя многое пробудили в Аксакове. После пятидесяти лет у Сергея Тимофеевича наступает пора свершений.

В пятьдесят четыре года Сергей Тимофеевич Аксаков начинает писать. Седая борода обрамляет осунувшееся лицо, левый глаз почти ослеп, да и правый видит так плохо, что Сергей Аксаков не может сам писать – приходится диктовать. Вышли книги Аксакова «Записки об ужении рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», очерк «Собирание бабочек». Одно за другим появляются самые главные произведения Сергея Тимофеевича Аксакова «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», где он пишет о своём детстве и его знаменитая сказка «Аленький цветочек», которую ему рассказала ключница Пелагея.

Сегодня мы с вами будем говорить о сказке «Аленький цветочек».

Давайте же пройдемся по страницам этой замечательной сказки, представим себя ее героями, как положительными, так и отрицательными, попробуем «сорвать заветный аленький цветочек», приносящий счастье.

Итак, викторина – презентация «Волшебный мир аленького цветочка».

( презентация)

В этой сказке, как и в любой другой, происходит победа добра над злом. Прекрасный язык сказки сделал ее шедевром и определил ее место в классике детской литературы. Столько лет читают эту сказку, и не стареет она.
В этом году мы отмечаем 225-летний юбилей писателя С.Т.Аксакова.

Ребята, вы наверное обратили внимание на то, что в сказке много непонятных слов для вас встречается.

Сейчас я предлагаю вам игру. На разноцветных листиках-закладках написаны старинные слова из сказки «Аленький цветочек». Вам нужно будет взять цветной листик-закладку со старинным словом, прочитать его и объяснить, что обозначает это слово.

Если не знаете значение слова, то можно использовать подсказку: откройте книгу С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» с закладкой того же цвета и прочитайте вслух, что обозначает это слово.

( По 5 слов на команду.)

Вот и закончилась наша игра-путешествие. Главное в сказке «Аленький цветочек» – доброта и любовь. Аленький цветочек – символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается – становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг нас сделать лучше, чище, красивее.

Спасибо вам. Удачи. Терпимости. До свидания.

Квест по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

«Волшебный мир аленького цветочка».

игра-путешествие (Можно использовать для проведения в лагере)

Цель: формирование умения видеть вокруг себя прекрасное посредством сказки, доказывать, что чудеса может совершать каждый – необходимо только быть честным, справедливым, помогать нуждающимся, как этому учат добрые герои сказок.
Задачи: 
1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся об авторской сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».
2. Совершенствовать умение детей правильно отвечать на вопросы, строить связную речь.
3. Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
4. Воспитать любовь к сказкам, устному народному творчеству, потребность в чтении книг, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Ход занятия.

  1. Ребята, сегодня мы вспоминаем сказку «Аленький цветочек». Перед вами текст сказки, поэтому, если вы не помните содержание, можете воспользоваться текстом и отвечать на поставленные вопросы.

Итак, вопрос:

Вспомните, какие лепестки девочка Женя отрывала и что просила у Цветика- семицветика.

Подсказка:

  1. Желтый- чтобы вернуться домой.
  2. Красный- чтобы восстановить разбитую вазу.
  3. Синий- чтобы отправиться на Северный полюс.
  4. Зеленый- чтобы снова вернуться с Северного полюса во двор.
  5. Оранжевый- чтобы получить все игрушки.
  6. Фиолетовый- чтобы отправить игрушки обратно в магазины.
  7.  Голубой- чтобы исцелить мальчика.

Ребята! Сегодня у нас очень интересное мероприятие. Мы пойдём вместе с Женей по сказке, будем брать (можно искать спрятанные в определённых местах) лепестки и выполнять задания, записанные на них.  

  1. Первый лепесток- жёлтый. Станция: пантомима.

На лепестке задание: изобразить без слов, с помощью жестов, твои интересы. Чем ты интересуешься? Чем любишь заниматься?

  1. Второй лепесток- красный. Станция сказочная.  

Ответить на предлагаемые вопросы:

— Как звали героя сказки, который был выпечкой? (Колобок)

— Самое хитрое животное в сказках. (Лиса)

— Как зовут девочку, у которой имя совпадает с названием головного убора? (Красная шапочка)

— Кто посадил денежки, чтобы выросло денежное дерево? (Буратино)

-Самая драгоценная рыбка в сказке А.С. Пушкина. (Золотая рыбка).

-Назовите имя сказочной женщины- летчицы. (Баба Яга)

— Кто любил обувь и это отразилось в названии сказки? (Кот в сапогах)

ЗАДАНИЕ: нарисовать одну из отгадок. Затем- выставка рисунков.

  1. Третий лепесток- синий. Станция: игровая комната.

Игры: 

  • Подвижная игра «ПЕРЕПРАВА»

Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель игры: развить физическую силу и выносливость.

Материалы необходимые для игры: скейтборды, длинные веревки, мел для обозначения линии старта и финиша.

                Все участники игры делятся на 2 команды. По два участника каждой команды растягивают веревки от старта до финиша и держат их в течение всей игры. Остальные игроки должны переправиться от линии старта до линии финиша, стоя или сидя на скейтбордах, перебирая руками и подтягиваясь по веревке. Выигрывает та команда, которая первой пройдёт дистанцию. Проигравшая команда получает «выкуп», т.е. специальные задания от выигравшей команды. Выполнив задания можно повторить игру сначала.  

  • Игра в кругу «Буги-вуги»
  • Игра «Лавата»
  • Игра «Жмурки в кругу»
  1. Четвёртый зелёный лепесток. Станция физкультурная.

Дети выполняют в кругу музыкальные физкультминутки.

  1. Пятый оранжевый лепесток. Станция игрушкино- загадкино.

— Его держу за поводок

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел за облака (воздушный шар)

Хоть на ножке он одной

Крутится, как заводной,

Лишь устанет- на бочок

Яркий, озорной…(волчок)

Эта мягкая игрушка

Длинноухая зверюшка

Ей морковку в лапки дай-ка

Ведь игрушка эта….(зайка)

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Качаться хочешь-

На них садись (качели)

Кирпичи возьмём цветные,

Сложим домики любые.

Даже цирк для публики,

Ведь у нас есть… (кубики)

Сам пустой,

Голос густой,

Дробь отбивает,

Шагать помогает. (Барабан)

Он бывает баскетбольным,

Волейбольным и футбольным.

Скачет, прыгает, летает

И усталости не знает. (мяч)

Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и, если надо,

Бант красивый завяжу.

С чем же так играю я?

Подскажите-ка, друзья! (кукла)

Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы,, есть и уши.

Мёду зверю дай немного

И устрой ему берлогу! (мишка)

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки,

И зовут её…(матрёшка)

  1. Шестой фиолетовый лепесток. Станция «Эстафетыс мячом»

Эстафета «Пингвины»

По сигналу направляющие начинают продвигаться вперёд, зажав между ногами выше коленей теннисный мяч и, достигнув противоположной линии старта возвращаются бегом, держа мяч в руках. Если мяч упал, его нужно подобрать, зажать ногами и только тогда продолжать эстафету. Участники, закончившие эстафету, становятся в конец колонны. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

Эстафета «Передай мяч»

Игроки каждой команды стоят один за другим в колонну. Первые участники держат в руках по мячу. За сигналом ведущего первый игрок в каждой команде передает мяч тому, кто сзади, над головой. Последний в команде, получив мяч, бежит к началу колонны, встает первым и передает мяч следующему за ним тоже над головой. И так до тех пор, пока первый не вернется на свое место. Побеждает та команда, которая закончит игру первой.

Эстафета «Не урони»

Игрок должен пробежать дистанцию, держа в руках ракетку с одним мячом (теннисным) не уронив его, оббежать стойку и передать эстафету следующему участнику.

 Эстафета «Передал — садись!»

Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 — 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Круговая эстафета с мячом

Команды образуют круги. Под музыку участники передают мяч по кругу. Игрок, отдавший мяч, рядом стоящему участнику, делает хлопок перед собой. По окончании музыки выбывает тот игрок, у которого остался в руках мяч. Игра продолжается до одного оставшегося участника из команды. Затем игроки соревнуются между собой до победителя.

 Эстафета «Соревнования мячей»

Дети становятся в колонну друг за другом (на расстоянии одного шага) и передают мяч через голову соседу за спиной. Когда мяч попадает в руки игрока, завершающего колонну, он бежит вперед и становится во главе группы, остальные отходят на шаг назад. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в роли ведущего колонны. Есть еще один вариант этой игры: передавать мяч не через голову, а между ногами игроков.

Эстафета «Меткие стрелки»

 На площадке кладется два обруча. С небольшого расстояния участники игры должны попасть теннисными мячами в обруч. У кого будет больше попаданий, тот и победил.

 Эстафета «Ручеёк с мячом»

  Дети выстраиваются колонной и передают один мяч по верху, вытянутыми руками. Последний переходит вперёд. Игра повторяется, пока первый не вернётся в начало

Эстафета «Дуга»

Подбрасывая мяч вверх, добежать до дуги, проползти в нее, затем вернуться в свою команду бегом.  

Эстафета «Гонка мячей низ»

Дети встают строго в колонну по одному за капитаном. Мяч прокатывается между широко расставленных ног детей, последний с мячом становится вперед. Эстафета продолжается до тех пор, пока капитан не вернется на свое место.

  1. Седьмой голубой лепесток.  

-Ребята, а почему Женя говорит, что первые шесть желаний были бессмысленные, бесполезные?         

Ответы детей

 Ребята, когда у Жени остался последнее желание, на что она его потратила?

Ответы детей

Какие качества проявилось в Жене, когда она загадывала последнее желание?

Дети: (Доброта, милосердие, жалость).

Как вы думаете, последнее желание девочки тоже было бесполезным? 

Ответы детей

Правильно, только последний лепесток был потрачен на доброе дело.

 Ребята, скажите, а какое желание  могли бы вы загадать не для себя, а для другого человека.   Подумайте все. По одному подходим к цветочку, берёмся за него и произносим желание.  

Игра «Загадай желание для друга»

В конце занятия-

Разучивание песни «Настоящий друг»

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий,
Верный друг!Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий,
Верный друг!Мы поссоримся — и помиримся,
«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь —
Вот что значит настоящий,
Верный друг.В полдень или в полночь
Друг придет на помощь —
Вот что значит настоящий,
Верный друг.Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту —
Вот что значит настоящий,
Верный друг.Нужным быть кому-то
В трудную минуту —
Вот что значит настоящий,
Верный друг.

Внеурочное мероприятие для начальной школы
«Живая книга»

Автор: Попко Оксана Аркадьевна

Организация: МБОУ «Школа № 24»

Населенный пункт: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону

Оглавление:

1. Актуальность мероприятия.

2. Направление.

3. Цель, задачи.

4. Внеклассные мероприятия.

5. Сценарий.

Актуальность.

Сегодня многие родители жалуются на то, что их дети перестали читать книги. Переключение на компьютеры и сотовые телефоны

привело к возникновению негативного отношения к художественной литературе. Падает культура чтения. Это выражается в скудности духовного мира школьника, поэтому библиотекарь обязан стать проводником ребёнка в мир книг. Он должен увлечь его чтением, предлагая провести урок как занятие- спектакль, литературную игру или путешествие по страницам книг.

— Когда читаешь, умей замирать от счастья, писал писатель В. Бахревский в предисловии к книге Г. Циферова « Медвежий час». Это его пожелание юным читателям, которые любят сказки. Однако я думаю, что высказывание можно отнести к любой книге. Путешествуя по книжным страницам, школьник включает своё воображение, начинает представлять себя на месте книжного героя, анализировать его поступки и проигрывать ситуации, в которых он оказывается. Проявить свои способности ученик может на внеклассном мероприятии под названием «Живая книга». Данный урок-игра направлен на расширение литературного кругозора учеников начальных классов. Работа в рамках мероприятия «Живая книга» способствует более глубокому изучению предмета «Литературное чтение».

Направление.

1. Познавательное: расширение литературного кругозора учеников.

2. Развивающее: пополнение словарного запаса ребёнка путём пробуждения его интереса к чтению. Развитие культуры речи и логического мышления путём работы в театральной группе.

3. Коммуникативное: общение со сверстниками через творческую деятельность в процессе подготовки к выступлению. Умение поделиться прочитанным с окружающими и выразить свою точку зрения по отношению к литературному герою.

Цель.

Содействие стремлению ребёнка к чтению и развитию его творческих способностей.

Задачи:

Проведение мероприятий под названием «Живая книга» должны помочь решить следующие задачи:

1. Эмоциональную.

2. Творческую.

3. Литературную.

4. Интеллектуальную.

Так как чтение внеурочной литературы для ребёнка- это и труд, и творчество, и удовольствие.

Категория участников: учащиеся 2-х, 3-х и 4-х классов.

Внеклассные мероприятия:

« Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в любимой книге-

Для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, привязанности».

(В.А. Сухомлинский).

«Живая книга» разработана мною как дополнительная программа к уроку «Литературное чтение». Два- три раза в четверть учащиеся 2-х, 3-х и 4-х классов участвуют в мероприятии, где им предоставляется возможность проявить свои творческие способности. Ученики на внеурочном занятии знакомятся с литературными произведениями, не вошедшими в школьный учебник. После знакомства с героями произведения они инсценируют прочитанное.

Сказки Тихого Дона. «Доброе сердце дороже красоты».

Выступают в роли ведущих и актёров.

Сами готовят костюмы и играют роли авторов любимых произведений.

Страницы « Живой книги» надолго остаются в памяти ребят и они приходят в школьную библиотеку, чтобы прочитать другие произведения писателей, чьи сказки и рассказы были, уже инсценировали. «Живая книга» с удовольствием раскрывает свои страницы и для учеников 1-х классов. Обычно такие встречи проводят ребята из 3-4-х классов. Первоклассники с удовольствием смотрят предложенные спектакли и сами мечтают принять в них участие.

В. Драгунский «Фантазёры.»

Вот и после осенних каникул ребят ждал сюрприз. Ученики 4-го класса подготовили путешествие в сказку С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

В этом году писателю исполнилось 230 лет, и мероприятие было приурочено к этой дате. Сам Аксаков писал о своей сказке следующие строки: « Сказку я слыхивал не один десяток раз, потому что она мне очень нравилась. Прошло много времени, и я забыл свой рассказ; но теперь восстанавливая давно прошедшее в моей памяти, я наткнулся на груду обломков этой сказки; много слов и выражений ожило для меня, и я попытался её вспомнить ………..»

Ведущий:

Дорогие друзья, сегодня мы с вами вместе отправимся в сказку «Аленький цветочек», а после постараемся ответить на вопросы маленького Серёжи Аксакова. Готовы?

(ответ детей – да!)

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК.

Звучит муз. Выходит купец. Держит в руках сказку «Аленький цветочек».

1. Купец: (Открывает и читает)

— Давным-давно жил – был богатый купец, именитый человек.

— Стоп! Так это ж про меня сказочка писана! Зачем читать, коли сам всё рассказать могу.

(закрывает книгу). Начинает рассказ.

— Много всякого товара заморского у меня есть, злата, серебра не меряно, но самое большое богатство- это 3 мои дочери милые, красавицы писаные, а меньшая дочь- Настенька самая любимая.

1. Старшая сестра: (выходит в руках держит кокошник и бусы)

— Ох, батюшка родимый, посмотри, скажи, что лучше надеть кокошник с каменьями самоцветными али бусы работы тонкой басурманской?

2. Купец: (вздыхает)

— А по мне, ты Любавушка, краса ненаглядная и без этих украшеньев заморских!

2. Старшая сестра: (машет рукой)

— Ну, вы, батюшка, тоже скажете. Украшеньица эти я пуще всего люблю! (уходит)

1. Средняя сестра: (выходит, держит в руках зеркало)

— А посмотри-ка, батюшка родименький, что я на ярмарке сегодня купила. (Вертит зеркало). Стекло венецианское, торговка сказала. (Протягивает зеркало купцу). Погляди, как свет в нём отражается, как румянец мой яркий в стекле играет!

3. Купец: (со вздохом)

— Да ты и так у меня красавица, Ладушка, что зря перед зеркалом вертеться!

2. Средняя сестра: (прячет зеркало за спину, с обидой в голосе говорит)

— Ну, вы и скажете, батюшка, как же у зеркала мне не вертеться? Коли красу я свою в нём вижу. Эх, (машет рукой) ничегошеньки вы не понимаете! (поворачивается спиной и уходит)

1. Младшая дочь: (входит, говорит ласково)

— Вот вы где, батюшка родименький, идите обедать. Я давно вас кличу. Скатёрочку вашу любименькую с цветами диковинными на стол постелила.

4. Купец:

— Спасибо тебе, Настенька, только не до обеда мне. Завтра еду я в тридесятое государство, за море синее, товары везу разные. Кликни сестриц своих, речь держать буду.

2. Младшая дочь: (громко)

— Сестрицы, родненькие, идите скорей сюда! Батюшка вас кличет!

( ПРИХОДЯТ СЁСТРЫ)

5. Купец: (прохаживается взад- вперёд).

— Дочери мои милые, дочери хорошие. Еду я торговать за тридевять земель. Много ли мало ли проезжу – не ведаю. Наказываю вам жить без меня честно и смирно, а я привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите.

3. Старшая дочь: (кланяется купцу)

— Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне ни жемчуга, ни мехов, а привези ты мне золотой венец из каменьев самоцветных, и чтоб был от них такой свет как от солнца красного.

3. Средняя дочь: (кланяется отцу)

— Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов соболя сибирского, а привези ты мне тувалет из хрусталю восточного, цельного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную, и, смотрясь в него, я не старилась!

3. Младшая дочь: (кланяется отцу)

— Государь ты мой батюшка! Не вози ты мне ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, краше которого не было бы на белом свете!

6. Купец: (чешет затылок)

— Ну, задала ты мне работу Настенька! (машет рукой). Аленький цветочек мудрено найти. Буду стараться, а ежели что не так, не взыщи! (уходит)

4. Старшая и средняя сёстры: (смеются)

такого нет нигде! Не найдёт его батюшка! (хихикают, уходят)

4. Младшая сестра: (задумчиво) — А я сердцем чувствую, что есть где-то цветочек аленький! Только где же?……..

Все выходят на поклон.

Ведущий:

Серёжа в детстве был мальчиком любознательным, когда Палагея рассказала ему сказку, то он вместо того, чтобы спать стал задавать ключнице разные вопросы. Мать обнаружив, что малыш не спит, выслала сказительницу из детской спальни и сказание сказок надолго прекратилось. Сейчас, ребята, вы постараетесь ответить на вопросы Сережи, и мы посмотрим, как же хорошо вы запомнили прочитанную сказку.

Выполняется задание: « Вас спросил Серёжа?» (вопросы задают купец и средняя дочь Лада)

1 вопрос.

— Как называл перед отъездом честной купец своих дочерей?

1.Плохие.

2. Добрые.

3. Милые.

4. Вредные.

( отв.: Милые)

2 вопрос.

— Сколько дней на раздумье для заказа подарков дал отец своим дочерям?

1. 1день.

2. 3 дня.

3. 5 дней.

4. 7 дней.

(отв. 3 дня.)

3 вопрос.

— Что просила привезти средняя дочь?

1. Золотой венец.

2. Шкатулку.

3. Парчи на платье.

4. Зеркало.

(отв. Зеркало. Показ отрывка из мультфильма «Аленький цветочек».)

4 вопрос.

— Что попросил у купца чудо морское зверь лесной в обмен на аленький цветочек?

1. Одного из слуг купца.

2. Одну из дочерей купца.

3. Одну из лошадей купца.

4. Всю казну купца.

( отв. Одну из дочерей купца).

5 вопрос.

— Как отреагировала младшая дочь на отцовский подарок?

1. Возрыдала.

2. Заголосила.

3. Ударилась в слёзы.

4. Залилась слезами.

(отв. Залилась слезами).

6 вопрос.

— Как Аксаков описывает голос чудища?

1. Дикий и зычный.

2. Дикий и гулкий.

3. Дикий и громкий.

4. Дикий и звонкий.

( отв. Дикий и зычный).

7 вопрос.

— Почему живя, во дворце, купеческая дочь запечалилась? Что ей приснилось?

1. Батюшка упал с лошади.

2.Батюшка потерпел кораблекрушение.

3.Батюшка нездоров.

4. Батюшка женился. (Отв. Батюшка нездоров).

8 вопрос.

— Почему чудовище не встречало купеческую дочь, когда та возвратилась во дворец?

1. Уехало к друзьям.

2. Забыло о дочери купеческой.

3.Гуляло по берегу озера.

4. Лежало мёртвое.

(отв. Лежало мёртвое. Показ отрывка из мультфильма «Аленький цветочек»).

Ведущий:

Молодцы, ребята, сразу видно, что сказку все читали. Однако чтобы книга была красочной, над её созданием ещё трудится художник иллюстратор. Сегодня вы тоже побудите художниками и попробуете проиллюстрировать сказку, а помогут вам старшая дочь купеческая Любава и младшая Настя.

(Девочки раздают заготовки рисунков, и ребята их раскрашивают. Старшие помогают младшим рисовать)

Ведущий:

Ребята, наша сегодняшняя встреча подошла к концу. Я не прощаюсь с вами, а говорю: « До новой прочитанной книги и до новых оживших страниц! Спасибо за внимание!»

Заключение:

Читая книги и разглядывая яркие иллюстрации, ученик получает импульс к творчеству, а школьный библиотекарь должен постараться, чтобы детское чтение дало хорошие всходы и стало для школьников нормой жизни.

Список литературы.

1. Школа творческого чтения. Тихомирова И. (https://litresp.ru/chitat/ru/Т/tihomirova-i/shkola-tvorcheskogo-chteniya)

2. В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям (https://little.com.ua/media/files/1460702288-526.pdf)

3. От продвижения чтения — к качеству чтения. И.И. Тихомирова. https://nukadeti.ru/skazki/aksakov_alenkij_cvetochektps://little.com.ua/media/files/1460702288-526.pdf

4. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». https://nukadeti.ru/skazki/aksakov_alenkij_cvetochek

Приложения:

  1. file0.docx.. 1,9 МБ

Опубликовано: 12.12.2021

  • Пушкин а с сказки доклад 2 класс
  • Путешествие по сказкам сценарий новый год подготовительная группа
  • Пушкин а с сказка о рыбаке и рыбке книга за книгой 1959 рис б дехтерева
  • Путешествие по сказкам сценарий для детского сада
  • Пушкин 33 богатыря сказка читать полная версия