Путешествие по зарубежным сказкам

Аликова Ирина Германовна

Учитель начальных классов

 МКОУСОШ №4г. Беслана

Класс: 3

Конспект библиотечного урока по теме:

 «Сказки зарубежных писателей»

Литературная игра – путешествие по сказкам зарубежных писателей.Цель: 

— обобщить знания по сказкам зарубежных писателей;
— расширить кругозор учеников;
— прививать любовь к чтению;
— воспитывать нравственные качества личности: доброту, внимание, заботу об окружающих;
УУД:

личностные

 – формировать эмоциональную отзывчивость;
— откликаться на эмоции близких и друзей;
— сопереживать персонажам сказок;
регулятивные:

 – учить слушать взрослого и выполнять его инструкции, планировать свои действия;
познавательные: 

– учить поиску и отбору необходимой информации; 


коммуникативные:

— учить умению сотрудничать: слышать, слушать и понимать собеседника;

 выражать свои мысли в речи;

ХОД УРОКА

«В мире много сказок 
Грустных и смешных 
И нельзя на свете 
Нам прожить без них.

Сказки учат нас не злиться, 
Помечтать и потрудиться, 
Сказки учат быть добрее 
Терпеливее, мудрее» 

Ведущий

Ребята, вы любите сказки? А ведь сказки любят не только в России, но и в других странах — Англии, Дании, Германии, Франции, в разных уголках земного шара. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на родину ваших любимых зарубежных сказочников: Шарля Перро, братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена. А вы, ребята, готовы к приключениям? Да, а на чем мы будем путешествовать? От машин только шум и дым. Мне бы хотелось, чтобы люди опять, как и много лет назад, стали ездить на лошадях, запряженных в кареты. Это так романтично! В красивой карете и толкаться неудобно. Кавалеры уступают места дамам. Вряд ли это сбудется, а жаль! И все-таки, давайте попробуем! Слайд 1

Но в путешествие необычное, сказочное.  Чему мы можем научиться на уроке? (Ответы уч-ся) 

Итак, все готовы?

 Да, кстати, в какой сказке тыква превратилась в карету? Кто автор этой сказки? («Золушка Ш. Перро)

— Итак, в добрый путь!

( Звучит песня)

— Мы прибыли во Францию, на Родину Шарля Перро.

— Что вы узнали об этом писателе?

ФРАНЦИЯ (Слайд 3, 4, 5)

 Рассказ ученика о Шарле Перро.

Столица Франции – город Париж.

Есть во Франции много интересных мест. Замок в Диснейленде: замок сказочных героев, героев мультфильмов;

Замок на Луаре (Луара – река во Франции)

Эйфелева башня:

— Башня так названа в честь ее создателя; а звали его: Эйфель Александр Гюстав – Французский инженер – строитель; ко Всемирной выставке в Париже воздвиг башню из металлических конструкций. Ее высота 300 метров. Эйфелева башня стоит вблизи берега Сены. На башне имеется 3 платформы. Раньше там располагались астрономические и метеорологические станции. Эта башня стала символом Парижа. 

Шарль Перро родился в 1628 году. Семья мальчика была озабочена образованием своих детей, и в возрасте восьми лет Шарль был отправлен в коллеж. Как отмечает историк Филипп Арьес, школьная биография Перро – биография типичного отличника. За время обучения ни он, ни его братья ни разу не были биты розгами — случай по тем временам исключительный. После коллежа Шарль в течение трех лет берет частные уроки права и в конце концов получает диплом юриста. В двадцать три года он возвращается в Париж и начинает свою карьеру в качестве адвоката. Литературная деятельность Перро приходится на то время, когда в высшем обществе появляется мода на сказки. Чтение и слушание сказок становится одним из распространенных увлечений светского общества, сравнимых разве с чтением детективов нашими современниками. Некоторые предпочитают слушать философские сказки, другие отдают дань сказкам старинным, дошедшим в пересказе бабушек и нянюшек. Литераторы, стремясь удовлетворить эти запросы, записывают сказки, обрабатывая знакомые им с детства сюжеты, и устная сказочная традиция постепенно начинает переходить в письменную. Однако Перро не решился опубликовать сказки под своим именем, и на выпущенной им книжке значилось имя его восемнадцатилетнего сына – П. Дарманкура. Он опасался, что при всей любви к «сказочным» развлечениям писание сказок будет воспринято как занятие несерьезное, бросающее тень своей легкомысленностью на авторитет серьезного литератора. В основе сказок Перро – известные фольклорные сюжет, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором, опустив некоторые детали и добавив новые, «облагородив» язык. Больше всего эти сказки подходили детям. И именно Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики. 

— А следующей остановкой  нашей  кареты будет  Германия.

ГЕРМАНИЯ  (Слайд 6, 7)

 Столицей Германии является город Берлин.
На карте Германии мы видим города:
Гамбург, Бонн, Мюнхен, Кёльн, Бремен.
О каком из этих городов вы слышали или читали раньше?

В.: Эти сказки погружают нас в стихию затейливо-фантастического и одновременно наивного восприятия мира, перемещают нас в детство, и именно в ту чарующую и неуловимую магию, которая таинственным образом разлита в каждой сказке и которая действует на нас совершенно неотразимо.

Так говорят о сказках братьев Якоба и Вильгельма Гримм.

Они родились в захолустном гессенском городе Ханау. Детство их протекало в городе Штайнау.

Братья Гримм начали собирать сказки очень рано, и помогали им в этом совершенно разные люди. А первым им прислал сказку Филипп Рунге. Та сказка называлась “Сказка о рыбаке и его жене”. Кстати, по мотивам которой была написана Пушкиным “Сказка о рыбаке и рыбке”. Сказки присылались со всей Германии. Так появилось на свет много замечательных и любимых всеми, и взрослыми, и детьми сказок, которые читают и до сих пор.

— А дальше мы отправляемся в страну под названием – Дания.

      ДАНИЯ (Слайд 8, 9, 10, 11, 12)

В.: Более ста лет тому назад в небольшом провинциальном городке Дании – Оденсе, на острове Фюн, происходили необычайные события. Тихие, чуть сонные улицы Оденсе внезапно огласили звуки музыки. Процессия ремесленников с факелами и знаменами прошествовала мимо ярко освещенной старинной ратуши, приветствуя высокого голубоглазого человека, стоявшего у окна. В честь кого же жители Оденсе зажгли свои огни в сентябре 1869 года?

То был Ханс Кристиан Андерсен, избранный почетным гражданином родного города.

Родился он в 1805 году во время наполеоновских войн, в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшая их, как бы расцвечивая свежими красками и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, тем же старухам богаделкам…

Андерсен прожил долгую жизнь и подарил нам много сказок. По-разному приходят к нам Андерсен. То он потихоньку подкрадывается в комнату и напевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукойе, чудесные сны. То приплывет вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки, нас навсегда пленит любовь мужественной и нежной Русалочки, любовь которой делает ее бессмертной.

Андерсен помогает нам разбираться в людях, помогает понять, что такое Справедливость, Правда, Красота и Любовь, учит ненавидеть ложь и несправедливость.

“Часто мне кажется, будто каждый дощатый забор, каждый цветок говорит мне: “Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдёт к тебе”. И стоит мне захотеть, как у меня тотчас появляются истории.” Х.К. Андерсен

  — Вы должны были подготовить книжки с иллюстрациями к любимым сказкам. Для этого я вас разделила по группам. Вы выбрали сами капитанов. Хочу посмотреть результат вашей работы. Капитан раздаст самым активным участникам своей команды   — по  жемчужине. Почему жемчужина?

— Наше путешествие по сказкам продолжат конкурсы, которые я для вас подготовила. Первым заданием для команд будет определить по опорным словам название сказки

  Задание 1 команде . По опорным словам определите название сказки

-Кто быстрее из вас ответит тот и получит жемчужину

  • Мельник, Бремен, охотник, собака, петух, осел, разбойники, кот. («Бременские музыканты»)
  • Варенье, мухи, Ганс, великан, король, разбойники, единорог. («Храбрый портной»)
  • Сапоги, кот, рубашечки, чулки, полночь, покупатель, человечки. («Маленькие человечки»)
  • Мизинец, борозда, великан, Деревце, силач, богач, мельник. («Молодой великан»)
  • Мачеха, веретено, яблоня, старушка, золото, дождь, ленивица. («Госпожа Метелица»)
  • Избушка, медведь, роза, карлик, орел, борода, сокровища. («Белоснежка и Краснозорька»)

— Какого автора все эти произведения?

  • Нищий, королевна, корзины, прутья, горшки, жена, кухня, король. («Король Дроздобород») 
  • Утка, яйцо, мечта, лебедь (Гадкий утенок)
  • Коробка, кораблик, танцовщица, тролль (Стойкий оловянный солдатик)
  • Шторм, корабль, бабушка, принц (Русалочка)
  • Разбитое сердце, разбойница, принц и принцесса, девочка и мальчик (Снежная королева)
  • Старая ведьма, три собаки, три сундука (Огниво)
  • Кровать, 12 тюфяков, горошина (Принцесса на горошине)
  • Цветок, колыбелька, две жабы, крот, ласточка (Дюймовочка)

ФИЗМИНУТКА Слайд 13

 Игра “Собери мозаику”.

Групповая работа.

Учитель: Мы с вами хорошо потрудились, пришло время немного поиграть. Каждой группе я даю мозаику. Вы должны как можно быстрее и правильнее собрать картинку и назвать автора и произведение

1-я группа собирает на парте иллюстрацию к сказке “Белоснежка ”Слайд 14

2-я группа – к сказке “Красная шапочка”  Слайд 15

3-я группа – к сказке “Гадкий утенок”  Слайд 16

«Музей чудесных вещей».   Слайд 17

— Из каких сказок эти предметы?    

1. Волшебная палочка.    (Золушка)

2. Тыква.          (Золушка)

3. Хрустальные туфельки.    (Золушка)

5. Сапоги.  (Кот в сапогах, Мальчик –с-пальчик)

7. Корзинка с пирожками.  (Красная шапочка)

8. Красная шапочка.    (Красная шапочка)

«Отгадай героев сказок»  Слайд 18


Разгадай анаграммы и угадай героев сказок. Чья команда быстрей –те и получают жемчужину1) АРГЕД — Герда2) ТИКСАДОЛ — солдатик3) РОЛЬКО — король4) ЛИЭАЗ — Элиза5) ТУКоНЁ — утёнок6) НИВОСПАС — свинопас7) АССЕЦНИРП — принцесса8) Ц БОЙРАЗНИА— разбойница

-Какого автора все эти герои?

-Следующим испытанием для вас будет разгадывание кроссворда на время. Кто быстрей разгадает свой кроссворд тот получит 3 жемчужины

Кроссворд для  1 команды

 По горизонтали

1.Что смастерил злой – презлой тролль?  

2.Что сшила из крапивы Элиза для своих братьев?

3. Из-за любви к принцессе принц стал пасти  свиней. Сказка называется….

4. Самый красивый цветок, он присутствует в нескольких сказках Андерсене.

5. Животное, которое помогло Герде добраться до Лапландии.

6. Замечательная певчая птичка.

7. А эта птица помогла Дюймовочке спастись от крота.

8. Что служило Дюймовочке озером, по которому она плавала на лепестке тюльпана?

9. Как звали девочку, которая спасла своего названного брата?

Если  кроссворд разгадан правильно, то по вертикали должно получиться имя героини сказки Г.Х.Андерсена, которая из-за любви к принцу превратилась в морскую пену.

Кроссворд для 2 команды

По горизонтали

  1. Кто похитил Дюймовочку?
  2. В какой сказке принцессу возила собака?
  3. Как звали очень маленькую героиню сказки?
  4. Как звали девочку, спасшую своего названного брата?
  5. Кто был наказан за то, что позарился на игрушки Свинопаса?
  6. Кто превратился в морскую пену из-за любви к принцу?
  7. Птица, в которую превратился Гадкий утенок?
  8. Что мешало спать принцессе на мягкой постельке?

Если  кроссворд разгадан правильно, то по вертикали вы прочтете фамилию великого сказочника

Разгадай кроссворд

                       По горизонтали:

4. Какого цвета была шапочка  у девочки в сказке Шарля Перро?

5. Кто подарил шапочку девочке?

6. С каким пальцем на руке сравнивали Мальчика–с-пальчика?

9. Чем должна была уколоть себе палец Спящая красавица?

10. Сколько лет спала Спящая красавица?

12. Его первым увидела Спящая красавица, очнувшись от столетнего сна.

       По вертикали:

1.Какую обувь носил кот в сказке Шарля Перро?

2. Как звали бедную девочку, которая возилась с золой?

3. Сколько дочерей было у мачехи в сказке «Золушка»?

7. Что падало из уст доброй девушки в сказке Подарки Феи»?

8. Что у гнома Рики на голове?

11. Профессия отца хозяина Кота в сапогах?

Подведение итогов

— У кого больше всего набралось  жемчужин за урок, тот и получает хорошую оценку. И та команда выиграла в сегодняшнем приключении.

-А напоследок мы подготовили басню по сказке Андерсона, название которой вы сами скажите. Слайд 20

-Какое слово собирал Кай в сказке «Снежная королева»? Слайд 22

-Можно ли связать это слово с нашим уроком? Почему?

Итог урока: 

 Это далеко не все сказочники этих стран. Вспомните, сколько сказок мы прочитали за все время обучения. И сегодня они вам не говорят “Прощай”. Они лишь тихонько шепчут “До свидания”. Потому что как только вы откроете книгу с любыми сказками, будь то сказки русские или зарубежные, народные или авторские, вас снова подхватит волшебная карета и увезет в далекую волшебную страну, где животные и вещи умеют говорить, где есть много удивительных предметов, которые так хочется иметь сейчас, где существуют рядом простые люди и волшебники, где Добро всегда побеждает Зло, в ту страну, где живет Детство!!!

Рефлексия

Слайд  25

При составлении конспекта были использованы фрагменты из внеклассного мероприятия

по чтению «Что за прелесть эта сказка!», Вырыпаевой Л. С. Фестиваль педагогических идей 2005/2006 учебный год.

Цели:

  • Обобщить знания по сказкам зарубежных
    писателей;
  • Расширить кругозор учеников, развивать их речь;
  • Прививать любовь к чтению;
  • Формировать интерес к чтению и познавательную
    активность;
  • Воспитывать нравственные качества личности:
    доброту, внимание, заботу об окружающих.

Оборудование:

  • Портреты сказочников;
  • Рисунки к сказкам;
  • Выставка книг;
  • Слайды с заданиями;
  • Жетоны-монеты.

Учитель: Ребята, вы любите сказки? А
ведь сказки любят не только в России, но и в
других странах — Англии, Дании, Германии,
Франции, в разных уголках земного шара. Сегодня
мы с вами отправимся в путешествие на родину
ваших любимых зарубежных сказочников: Шарля
Перро, братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена.
Лично я обожаю путешествовать! А вы, ребята,
готовы к приключениям? Да, а на чем мы будем
путешествовать? От машин только шум и дым. Мне бы
хотелось, чтобы люди опять, как и много лет назад,
стали ездить на лошадях, запряженных в кареты.
Это так романтично! В красивой карете и толкаться
неудобно. Кавалеры уступают места дамам. Вряд ли
это сбудется, а жаль! И все-таки, давайте
попробуем! Назовем нашу игру-путешествие
«Волшебная карета» /Слайд/

Отправимся в страны сказок зарубежных
писателей. А чтобы выбрать правильный путь,
возьмем с собой наши знания, которые пригодятся в
дороге. Представьте себе, что наш класс — красивая
волшебная карета. Итак, в добрый путь! Да, кстати,
в какой сказке тыква превратилась в карету и кто
автор этой сказки? / «Золушка», Шарль Перро/

Учитель: Вот мы и отправимся на родину
Шарля Перро — во Францию. Наша карета выберет
правильный путь, если вы вспомните названия
сказок. /Слайд /

Учитель: А сейчас послушаем рассказ о
Шарле Перро.

/Ученик рассказывает об авторе/

Учитель: Вы внимательно послушали,
узнали что-то новое, вспомнили его сказки. А
сейчас вам предстоит ответить на вопросы и
выполнить задания.

1. Угадайте из какой сказки этот отрывок:
«Король услышал крик, приоткрыл дверцу кареты и,
узнав кота, который столько раз приносил ему в
подарок дичь, сейчас же послал свою стражу
выручать маркиза де Карабаса» / «Кот в
сапогах»/
/Слайд/

2. Что оставил мельник своим сыновьям?

  1. Дом, мельница, кот
  2. Дом, осел, кот
  3. Мельница, осел, кот /Слайд/

3. Сколько детей было в семье дровосека?

  1. 5
  2. 6
  3. 7 /Слайд/

4. Сколько лет уже живут сказки Шарля Перро? /300
лет/

5. Сколько лет прошло со дня рождения
сказочника? /385 лет/

Учитель: Мы покидаем Францию и
отправляемся на родину сказочников братьев
Гримм — приближаемся к Германии. /Слайд/

Учитель: Назовите сказки братьев
Гримм? /Слайд/

Учитель: Послушайте рассказ ученика о
братьях-сказочниках.

/Рассказ ученика/

Вопросы и задания пассажирам кареты.

1. Угадайте, из какой сказки этот отрывок: «К
вечеру зашли в лес и решили там переночевать.
Осел и Пес улеглись под деревом, Кот с Петухом на
ветках устроились. Только Петуху все казалось
низко, и забирался он все выше и выше, пока на
самую макушку не взобрался». / «Бременские
музыканты»/
/Слайд: памятник Бременским
музыкантам/

Учитель: На одной из площадей
германского города Бремена навсегда застыли
Осел, Пес, Кот и Петух — великолепная четверка
бременских музыкантов из известной сказки
братьев Гримм. Взлетев на верхушку живой
пирамиды, Петух заглядывает в окно разбойничьего
дома. Они прошли долгий путь, эти четыре храбреца,
прежде чем, бронзовые, встали здесь, на шумной
рыночной площади по соседству с гигантским
двухбашенным Собором Святого Петра, в тени
готической ратуши. Братья Гримм написали сказку,
в которой героев вместе свела судьба: их выгнали
из дома хозяева. Вместе они дошли до города
Бремена. И теперь они охраняют его покой.

/Исполняется песня «Ничего на свете лучше
нету:»

2. Угадайте, из какой сказки этот отрывок:
«Кукареку! Ну и дела! Девица в золоте пришла!» /
«Госпожа Метелица»/ А какое еще название есть у
этой сказки? / «Бабушка Вьюга»/ /Слайд/

3. Что выскользнуло из рук девушки и упало в
колодец?

  1. Колечко
  2. Веретено
  3. Прялка /Слайд/

4. Угадайте, из какой сказки это отрывок:
«Почуяли мухи, что вареньем пахнет, и налетели на
хлеб: Тут портной рассердился, взял тряпку, да
как ударил тряпкой по мухам!» / «Храбрый
портняжка»/

5. Сколько мух убил одним ударом портняжка?

  1. 3
  2. 5
  3. 7 /Слайд/

6. Перескажите сказку «Беляночка и Розочка».
Какова мораль сказки? /Добро всегда побеждает»/
/Слайд/

Учитель: Мы приближаемся к датскому
городу Оденсе, где родился великий сказочник
Ганс Христиан Анднрсен.

Учитель: Назовите сказки Андерсена.
/Слайд/

Учитель: А теперь послушайте рассказ о
жизни писателя.

/Рассказ ученика/

Учитель: А теперь выполним задания.

 1. Сколько зонтиков приносит с собой
Оле-Лукойе?

  1. 1
  2. 2
  3. 3 /Слайд/

2. Угадайте, из какой сказки этот отрывок:
«Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой,
голубые фиалки — периной, а лепестки розы —
одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем
играла на столе. / «Дюймовочка»/ /Слайд/

3. Из какого цветка появилась Дюймовочка?

  1. Из алой розы
  2. Из большого чудесного тюльпана
  3. Из индийского лотоса /Слайд/

4. За кого вышла замуж Дюймовочка?

  1. За жука
  2. За крота
  3. За эльфа /Слайд/

5. Угадайте, из какой сказки этот отрывок:
«Самая младшая из сестер часами могла слушать
рассказы о людях, городах и кораблях. Как
завидовала она своим старшим сестрам, потому что
они выплывали на поверхность моря:» / «Русалочка»/
/Слайд/

6. Сколько лет исполнилось Русалочке, когда ей
разрешили выплывать на поверхность моря?

  1. 15
  2. 16
  3. 17 /Слайд/

Учитель: Ради любви к принцу Русалочка
сначала отказывается от рыбьего хвоста, а затем и
от жизни. В память об этой большой, чистой и
верной любви в Копенгагене установлена
скульптура. У входа в гавань, среди волн, на
высоком камне сидит Русалочка, пришедшая из
сказки Андерсена. Кажется, что она только что
поднялась из морской пучины и присела отдохнуть.
Памятник, созданный скульптуром Эдвардом
Эриксеном, украшает порт с 1913 года — уже почти 100
лет. Он считается символом не только Копенгагена,
но и всей Дании. /Слайд: памятник Русалочке/

1. Угадайте, из какой сказки этот отрывок: «В
большом городе жили двое бедных детей. Зимой дети
нагревали на печке медные монеты и прикладывали
их к замерзшим стеклам. Сейчас же оттаивало
кругленькое отверстие, а в него выглядывал
веселый, ласковый глазок. Это смотрели каждый из
своего окна мальчик и девочка:» / «Снежная
королева»/
/Слайд/

2. Какое слово составлял Кай из льдинок?

  1. Вечность
  2. Дружба
  3. Верность

Давайте из слова «вечность» попробуем
составить другие слова. /»СОН», «НОС», «СЕВ»,
«ВЕСТЬ», «НОЧЬ», «ТОН», «СЕНО» и др./ /Слайд/

Учитель: Ну вот, наше путешествие
подошло к концу, мы возвращаемся на родину — в
гостях хорошо, а дома лучше! /Слайд/

Учитель: Что объединяет сказки
зарубежных писателей? Чем они похожи на русские
народные сказки? / «Добро сильнее зла»/
/Слайд/

Подведение итогов.

Награждение лучших знатоков творчества
зарубежных писателей.

1

Первый слайд презентации: Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ г.Горловка «Школа №41»
Патенко Марина Павловна
Литературное чтение
4 класс
2020 г.

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Обобщить знания по сказкам зарубежных писателей;
Расширить кругозор учеников, развивать их речь;
Формировать интерес к чтению и познавательную активность;
Воспитывать нравственные качества личности: доброту, внимание, заботу об окружающих.

ЦЕЛИ:

Изображение слайда

Первая остановка :
Франция.

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Дом семьи Перро
Шарль Перро
Клод Перро

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Вторая остановка:
Германия

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Памятник Бременским музыкантам

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Третья остановка
Дания

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

В е ч н о с т ь
А какие слова ты составишь из слова «вечность» ?
Овен, енот, честь, свет, сеть…

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Какую из этих сказок вы ещё не читали?
Прочтите её.

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

В гостях хорошо, а дома лучше!
ГГг
Последняя остановка
Горловка

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

33

Последний слайд презентации: Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Урок-путешествие по страницам сказок зарубежных писателей

Изображение слайда

План-конспект урока по чтению.

Тема урока: Обобщение к разделу «Зарубежная литература».

Цели урока: Обучающие: повторить и обобщить знания учащихся.

Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь.

Воспитательные: привитие интереса к чтению зарубежных сказок; расширение кругозора учащихся.

Оборудование: использование презентации «Зарубежные сказки», карточки с отрывками из сказок, карточки с названиями сказок и авторами, карточки с опорными словами, карточки с пословицами.

Орг. момент.

-Сегодня мы с вами проведём урок-игру по произведениям зарубежных писателей.

-Давайте вспомним, какие произведения мы прочитали в этом разделе?

-Как вы считаешь, эти сказки народные или авторские? Объясните своё мнение.

-Можно ли назвать их волшебными? Почему? О чем рассказывают они?

Закрепление и обобщение пройденного материала.

А) Игра «Назови сказку».

Работа в группе.

Учитель подготовил карточки с отрывками из сказок. Ученик выходит к доске, вытягивает карточку, читает отрывок в своей группе. Затем дети называют свою сказку и её автора.

Карточка 1.

И волк бросился изо всех сил бежать по самой короткой дороге, а девочка побрела шажком по самой длинной. На пути она собирала орехи, гонялась за бабочками, рвала цветы. Она еще забавлялась дорогою, как волк уже прискакал к бабушкиному дому.

Карточка 2.

Наряд оказался и впору и к лицу, а так как маркиз и без того бы малый хоть куда – красивый и статный, то, приодевшись, он, конечно, стал еще лучше, и принцесса, поглядев на него, нашла, что он как раз в её вкусе.

Карточка 3.

В яме, откуда люди брали песок, чтобы посыпать дорожки, возились два неразлучных друга: страус Освальд и червяк Вили. Услыхав о собрании, они очень оживились и тотчас же отправились в сарай. Овечка Луиза была в саду и плела гирлянду из маргариток. Стоило только ослику заикнуться о собрании, как она со всех ног полетела в сарай…

Карточка 4.

Однажды двадцать пять портных

Вступили в бой с улиткой.

В руках у каждого из них

Была иголка с ниткой.

Б) Игра «Кто автор»

На доске в один столбик записаны названия произведений, в другой авторы произведений. Ученикам нужно соединить стрелкой название произведения и фамилию автора.

Э.Хогард «Красная шапочка»

Ш. Перро «Принцесса на горошине»

К.Х.Андерсен «Котауси и Мауси»

К. Чуковский «Мафин и паук»

В) Составьте название сказки.

—Из данных слов составьте название сказок.

ПРИНЦЕССА ПАУК КОТ ШАПОЧКА

КРАСНАЯ МАФИН ГОРОШИНА САПОГИ

Г) Игра «Узнай сказку»

-По опорным словам отгадай название сказки.

БАБУШКА ДЕВОЧКА ВОЛК

КОРОЛЬ КОТ ЛЮДОЕД

ОСЛИК ПАУК ОВЕЧКА

ПРИНЦЕССА ДОЖДЬ ГОРОШИНА

Д) Игра «Продолжи пословицу».

-Продолжите пословицу.

-К какой сказке подходят эти пословицы?

Не мил свет,……….(когда друга нет).

Хороший друг— ………(отрада для души).

Красив тот, ……….(кто красиво поступает).

Красота сердца дороже……….(красоты лица).

Не суди об арбузе по корке,………а о человеке по платью.

Физкультминутка.

Тест.

-Что досталось в наследство старшему брату?

А) мельница Б) кот В) осел

-В кого не превращался людоед?

А) тигр Б) мышь В) лев

-Что несла красная Шапочка бабушке?

А) торт Б) пирожок В) пирожное

-Как звали овечку из сказки «Мафин и паук»

А) Кэтти; Б) Луиза; В) Грейс

-Из какого пуха постелили постель принцессе?

А) лебединый Б) овечий В) гагачий

-Сколько перин постелила старая королева принцессе?

А) 13 Б) 10 В) 12

Путешествие по сказкам зарубежных писателей.

Использование презентации.

1 слайд.

«Зарубежные сказки».

2 слайд.

Шарль Перро. Французский сказочник.

3 слайд, 4 слайд.

Узнай произведение писателя.

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её.

«Красная Шапочка».

5 слайд, 6 слайд.

-Рассмотри иллюстрацию и вспомни, из какой сказки сюжет?

«Умирая, старый мельник оставил своим сыновьям хорошее наследство. Всем, кроме младшего: ему достался кот. Конечно же, тот оказался волшебным и очень помог своему хозяину».

Прочитаем.

Был котом обыкновенным,

Их одел и стал волшебным.

«Кот в сапогах».

7 слайд.

Братья Гримм.

8 слайд, 9 слайд.

-Прочитайте.

«Был у одного хозяина осел, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе не пригоден, как прежде».

«Бременские музыканты».

-Что случилось дальше?

-Начни пересказ сказки:

«Осел, собака, кот и петух встретились на дороге, ведущей в город Бремен…

10 слайд, 11 слайд

-Как зовут героиню этой сказки?

«Пошла она куда глаза глядят. Долго бродила и вдруг видит избу. Зашла, а там никого. Только стоит стол посередине, а на столе семь тарелочек».

«Белоснежка».

12 слайд, 13 слайд.

-Назови сказку.

Однажды летним утром сидел

портняжка у окна на своем столе для шитья;

ему было весело, и он шил из всех сил.

«Храбрый портной».

-Что лучше: быть сильным или быть храбрым?

«Храбрый портной за свою жизнь и убил-то всего семь мух, но победить сумел и огромного великана, и страшных разбойников, и королевское войско».

14 слайд.

Ханс Кристиан Андерсен.

15 слайд, 16 слайд, 17 слайд.

Эту волшебную историю придумал датский сказочник. Волшебную, потому что не часто гадкие утята превращаются в прекрасных лебедей.

-Прочитаем.

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

«Гадкий утёнок».

18 слайд, 19 слайд, 20 слайд.

Однажды ласточка, вернувшись из теплых стран, рассказала датскому сказочнику историю про маленькую девочку. Сказочника звали К.Х.Андерсен, а девочку – ……….( Дюймовочка.)

-Прочитаем.

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка не больше ноготка,

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку.

-Расскажи сказку.

21 слайд, 22 слайд.

Отгадайте.

-Знакомы вы с этой сказкой?

«Другие сестры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы да прекрасного мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля»

«Русалочка»

23 слайд, 24 слайд, 25 слайд, 26 слайд.

-Прочитайте.

-Как зовут героиню этой сказки?

«Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты».

(Снежная королева.)

-А этих героев?

«Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло теплое, благодатное лето».

(Кай и Герда.)

Однажды зимою Кай и Герда вышли на улицу погулять. Падал лёгкий снежок…

-Дальше продолжите вы…

27 слайд, 28 слайд.

-Вспомним начало сказки.

« Много лет назад жил-был на свете король; он так любил наряжаться, что тратил на новые платья все свои деньги».

«Новое платье короля».

-А как заканчивается сказка?

« А обманутый король слышал и шёпот, и хихиканье. Он краснел и молчал. Уж лучше делать вид, что все кругом – глупцы, чем признаться, что глупец — ты сам. А мошенники поделили деньги и были таковы».

-Согласны ли вы с королём? Почему?

29 слайд, 30 слайд.

-Кто был сыном старой оловянной ложки?

-Чем отличался солдатик от своих братьев?

31 слайд, 32 слайд.

-Вспомни по иллюстрации название сказки.

«Принцесса на горошине»

Прочитаем.

«Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая…»

-Что придумала королева, чтобы проверит принцессу?

33 слайд, 34 слайд.

-Из какой сказки следующий герой?

«Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля сбоку; он шел домой»

«Огниво».

35 слайд.

Рекомендательный список по произведениям зарубежных писателей.

-Какая сказка запомнилась, стала любимой?

-Какую сказку захотелось прочитать?

Немецкие сказки Аудиокнига для детей Аудиосказки Читает Виталий Толубеев

Похожие статьи.

  • Путешествие в сказку спорт

  • Конспект сод «путешествие в сказку «заюшкина избушка» с элементами легоконструирования»

  • Выделение волшебных сказок

  • Разные сказки и истории»

Конспект урока по литературному чтению

во 2 классе по программе «Начальная школа 21 века»

на тему: «Обобщение по разделу «Зарубежные сказки»».

Цель урока: формирование положительной мотивации к предмету.

Предметные УУД: повторение и усовершенствования знаний по пройденным зарубежным сказкам

Познавательные УУД: совершенствование навыка выразительного чтения, формирование способности соотносить содержание сказки с пословицами, умения структурировать знания.

Регулятивные УУД: самоконтроль, самооценка, коррекция.

Коммуникативные УУД: формирование приёмов мыслительной деятельности.

Личностные УУД: осознание значимости зарубежных сказок, их поучительного смысла, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Материально-техническое оснащение урока: презентации «Зарубежные сказки», карточки с отрывками из сказок, карточки с пословицами, карточки с названиями сказок, иллюстрация из сказок, карты зарубежных стран, карточка с тестом.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Уважаемые пассажиры добро пожаловать на борт авиалайнера «Сказочный».

-Вас приветствует стюардесса экипажа Елена Владимировна.

2. Сообщение темы урока.

-Сегодня вы совершите увлекательное путешествие по зарубежным сказкам, побываете на их Родине и выполните задания, которые позволят вспомнить прочитанные сказки.

— По ходу нашего путешествия мы будем вести бортовой журнал, в который поместим изученные сказки.

-Давайте вспомним, какие сказки называются зарубежными?

— на какие 2 группы делятся все сказки? ( народные и авторские (литературные)).

3. Психологическая разминка.

Наш полёт начинается.

-Пристегните ремни, дышите глубоко, расслабьте плечи и тихонечко опустите голову на грудь. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Ваш подбородок «рисует улыбку». Мы летим над морем.

4. Работа по теме урока.

-Наш самолёт совершил посадку на «Украине». Отстегните ремни, займите рабочие места.

— Какую украинскую сказку вы читали? («Колосок»).

— К какой группе вы отнесёте эту сказку? (народная»).Докажите. (на доске заполняется таблица «Зарубежные сказки»).

Назовите героев этой сказки. (петушок, мышата Круть и верть).

— Прочитаем по ролям отрывок из сказки.(выбрать автора, петушка и мышат- на голову одеваются маски).

— Молодцы! (объявляются оценки за чтения)

— Какая из этих пословиц содержит главную мысль сказки? Докажите.

( на доске три пословицы: «Где труд, там и счастье». «Какие труды, такие и плоды». «Труд всё побеждает».)

— Путешествие по Украине подошло к концу. Мы отправляемся в Германии. Займите свои посадочные места, делаем упражнение «Улыбка» ….

— Наш самолёт совершил посадку в Германии.

— В этой стране можно увидеть памятник, посвященный героям сказки, которую вы то же читали. (Показываю памятник на слайде).

— Назовите эту сказку (Бременские музыканты)

— Давайте поместим сказку в наш бортовой журнал? (на доске заполняется таблица- Авторская)

— Кто ее автор? (Братья Гримм).

-В этой стране нам нужно выполнить такое задание.

— Перед вами план сказки, но немецкие дети пересказали текст не в той последовательности. Вам нужно правильно восстановить последовательность событий сказки. (поменять 1 и 2 пункты)

Кто может коротко пересказать сказку?

— Молодцы! (объявляются оценки за пересказ)

-Путешествие по Германии подошло к концу, мы отправляемся в Англию.

— Занимаем свои посадочные места, делаем упражнение «Улыбка».

— В Англии нас встречают герои сказки, а кто они такие вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка: Носик, круглый, пятачком.

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек- копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (На слайде «Три поросенка»)

— В какой из столбиков нашего бортового журнала поместим эту сказку?

(народная, заполняется таблица)

— Герои сказки приготовили для вас задания в виде теста. (раздать тест)

(Взаимопроверка + слайд)

Тест по сказке «Три поросёнка»

1. Кого встретил первый поросёнок?

а) человека с охапкой соломы.

б) человека с вязанкой хвороста.

в) человека с возом кирпичей.

2. За чем отправился поросёнок в первый раз?

а) яблоками.

б) репой.

в) жёлудями.

3. Что купил поросёнок на ярмарке?

а) скалку.

б) маслобойку.

в) бидон.

4. На какое дерево забрался поросёнок в саду?

а) яблоня.

б) груша.

в) слива.

5. Куда упал волк, когда залез в трубу на крыше?

а) кастрюля.

б) котёл.

в) таз.

— Проверьте себя. За каждый правильный ответ поставьте «+».

-Сосчитайте сколько получилось «+». И поставьте соответствующую цифру в клеточку. Это ваша оценка за тест.

— Кто справился с заданием на «5»?

— Кто справился с заданием на «4»?

— Кто справился с заданием на «3»?

-Кто не справился с заданием? Значит нужно ещё раз прочитать сказку.

-Путешествие по Англии подошло к концу, мы летим в Норвегию.

— Занимаем свои посадочные места, делаем упражнение «Улыбка»….

— Наш самолёт совершил посадку в «Норвегии».

— Вспомните название норвежский сказки («Лис Миккель и Медведь Бамсе»)

— В какой столбик поместите сказку? (Народная).Заполняется таблица на доске.

В этой стране вам предлагается выполнить следующее задание.

— Выбрать из предложенных отрывков тот, который подходит к иллюстрации из сказки и поместить его на ваших страничках к новой сказке под иллюстрацией.

— Работайте по алгоритму:

1. Рассмотрите картинку.

2. Прочитайте все тексты.

3. Наклейте под картинкой тот текст, который соответствует данной картинке.

(Проверка на слайде)

Кто справился с заданием?

— Молодцы!

Дополнительное задание кроссворд по сказке.

Подведение итогов.

Наше путешествие подходит к концу. Скоро мы ступим на Родную Землю. Мне очень интересно узнать, понравилось ли вам наше путешествие?

-Какие задания для вас были трудными? Интересными?

-Что вам запомнилось?

Рефлексия.

в самолётах часто раздают леденцы, чтобы улучшить состояние пассажиров во время взлёта и посадки самолёта.

— Я предлагаю оценить вам своё состояние после полёта:

«Мне было интересно, всё получилось»;

«Мне было интересно, но не всё получалось»;

«Мне было скучно».

— Спасибо вам за работу на уроке. Всего вам хорошего, мне было очень приятно с вами работать.

Разгадай кроссворд по сказке «Лис Миккель и медведь Бамсе.

1. Кого нёс Бамсе, когда встретился с лисом у болота?

2. Какое гнездо оказалось у медведя вместо медовых сот?

3. Кто из героев сказки был хитрее?

4. Как называется никогда не паханная земля?

5. Что досталось лису после урожая зерна?

4. 5.

3.

1. 2.

Самоанализ урока по литературному чтению

во 2 класс по программе «Начальная школа 21 века»

на тему: «Обобщение по разделу «Зарубежные сказки»».

Тип урока: повторение и обобщение полученных знаний.

Форма урока: путешествие.

На уроке была поставлена триединая дидактическая цель, которая реализовалась через следующие аспекты:

образовательный: повторение и усовершенствование знаний по пройденным сказкам.

развивающий: развивать устную речь обучающихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать.

воспитательный: способствовать осознанию значимости зарубежных сказок, их поучительного смысла, высказывание своей точки зрения, уважение мнения собеседника.

На уроке были использованы основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:

1. Принцип личностно-ориентированного подхода к ребенку:

— формирование положительной мотивации к предмету, заинтересованности;

— разнообразие форм, методов и видов организации работы (наглядный, практический, словесный, частичное исследование, фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах, пословица, отрывки из сказок, тест), которые позволили раскрыть содержание сказок и расширить содержание субъективного опыта ребенка.

2. Принцип индивидуального и личностного подхода:

— осознание своего «я».

3. Принцип гуманистичности:

— ребенок активный, субъективный в совместной деятельности с педагогом, основанной на сотрудничестве, на взаимном уважении.

В основе урока заложена единая современная концепция начального образования, связанная с гуманизацией процесса обучения:

— учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника;

— создание благополучного интеллектуального и эмоционального фона обучения.

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

1. Организационный момент.

Цель этапа: настрой на работу, создание настроения.

2. Введение в тему урока. Целеполагание урока.

3. Основной этап.

Цель: актуализация знаний по каждой отдельно взятой сказке.

Формируемые УУД:

познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.

коммуникативные: развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, учет разных мнений, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействие.

регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже освоено, самоконтроль, самооценка, коррекция.

личностные: установление обучающимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, учебная мотивация, нравственное, этическое ориентирование, развитие готовности к сотрудничеству.

4. Итог урока. Рефлексия.

Цель: оценить степень удовлетворенности обучающихся от урока.

Между всеми этапами урока прослеживалась логическая связь и завершённость каждого этапа. Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение обучающихся и учителя было доброжелательным и доверительным. Урок прошёл на высоком эмоциональном уровне. Рефлексия показала эмоциональное восприятие и усвоение учебного материала.

На уроке имел место здоровьесберегающий эффект: создание ситуации психологического комфорта для детей, смена видов деятельности, чередование поз, рациональное использование ТСО.

Возможности учебного кабинета использованы полностью.

Обучающиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель — ученик».

По моему мнению, урок прошёл успешно, все поставленные дидактические цели и задачи урока реализованы.

«Мне было интересно, всё получалось».

«Мне было интересно, но не всё получалось».

«Мне было

скучно».

«Загадочный мир сказки»

4 класс

Цели:

  • систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках;

  • расширять кругозор учащихся; развивать речь и воображение;

  • воспитывать интерес к чтению, чувство прекрасного;

  • привить любовь к сказкам и их героям.

Оборудование:

1. Звёздочки

2. Презентация (см. Приложение)

Дополнительная подготовказаранее прочитать сказки зарубежных писателей либо на уроке чтения, либо на внеклассных занятиях.

ХОД УРОКА

(Класс или зал оформлены вещами из сказок. Например в углу может стоять зонтик Оле-Лукойе, на столе лежит скатерть-самобранка, на стенах – герои сказок, на потолке – звёзды и т. д.)

Ведущий. Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча. Мы отправимся в путешествие. А полетим мы туда на коврах-самолётах. Но у нас их три. Поэтому давайте разделимся на три команды и вперёд.

(Дети делятся на команды, придумывают названия и выбирают капитана.)

Но в путешествие необычное, сказочное. Посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Слайд 1)

Д: Книгу.

В: Это необычная книга. А как вы думаете, что в ней необычного?

В: Вы очень наблюдательны. Молодцы. Вот сегодня нам и предстоит отправиться в сказочное путешествие по этим странам. Итак, все готовы?

Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, я хочу проверить, насколько вы готовы к полёту. Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде. Вы должны отвечать быстро. Но ответ я принимаю только один и только от капитана. Это правило – неотъемлемое условие путешествия. Если ответили неправильно, то ход перейдёт другим командам. А так, как мы летим на коврах-самолётах, то за правильные вопросы вы будете получать звёздочки. Итак, начали.

1. С кем встречался Колобок во время своего путешествия?

(С зайцем, волком, медведем, лисой)

2. С помощью чего Принц нашёл Золушку?

(При помощи туфельки)

3. Кто тянул Репку?

(Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

4. Сколько раз забрасывал старик невод??

(Три)

 5. К кому шла Красная Шапочка?

(К бабушке)

6. Кто разбил Золотое яичко?

(Мышка)

7. Что попросила достать старуха солдата из сказки Г. Х. Андерсена?

(Огниво)

8. Кого украла Снежная Королева?

(Кая)

9. Друг Соломинки и Уголька со швом на животе?

(Боб)

10. Назовите волшебную рыбу из русских сказок?

(Щука)

 11. Чем укололась Спящая Красавица?

(Веретеном)

 12. Кого спасла Дюймовочка?

(Ласточку)

 В. Молодцы! Вы хорошо справились с поставленной задачей. Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию, а значит, и к новым заданиям. Итак, посмотрите в нашу книгу, найдите страну Францию, сейчас мы туда отправимся.

ФРАНЦИЯ (Слайд 2)

В.: Волшебники приходят к людям из разных стран, из разных, даже самых отдаленных времен. Посмотрите внимательно на экран. Что вы видите?

Ребята, мы попали в гости к сказкам французского писателя Шарля Перро. И здесь ваше первое задание. Внимание на экран.

Отвечает первая команда. Слайд 3

Отвечает вторая команда. Слайд 4

Отвечает третья команда. Слайд 5

В.: Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. А сейчас мы летим дальше. Посмотрите в нашу книгу, найдите страну германию, сейчас мы туда отправимся.

(Слайд 6)

ГЕРМАНИЯ , (слайд 7)

В.: Эти сказки погружают нас в стихию затейливо-фантастического и одновременно наивного восприятия мира, перемещают нас в детство, и именно в ту чарующую и неуловимую магию, которая таинственным образом разлита в каждой сказке и которая действует на нас совершенно неотразимо.

Так говорят о сказках братьев Якоба и Вильгельма Гримм.

Они родились в захолустном гессенском городе Ханау. Детство их протекало в городе Штайнау.

Братья Гримм начали собирать сказки очень рано, и помогали им в этом совершенно разные люди. А первым им прислал сказку Филипп Рунге. Та сказка называлась “Сказка о рыбаке и его жене”. Кстати, по мотивам которой была написана Пушкиным “Сказка о рыбаке и рыбке”. Сказки присылались со всей Германии. Так появилось на свет много замечательных и любимых всеми, и взрослыми, и детьми сказок, которые читают и до сих пор.

А сейчас на экране будут появляться вопросы. За каждый правильный ответ команда получает звездочку. Не забывайте, что первой будет отвечать та команда, чей капитан быстрее поднимет руку.

Поэтому, сколько звёздочек вы заработаете, будет зависеть только от вас. Будьте внимательны и точны в ответах. А начнём мы с команды, у которой пока меньше звёздочек. (Слайд 8) Вопрос для первой команды Что падало вместо слёз из глаз дочери колдуньи?

  • (Жемчужины)

Вопрос для второй команды Как звали короля- лягушонка?

  • (Железный Гейнрих)

Вопрос для третьей команды Что было написано на поясе Храброго портняжки?

— («Побил семерых одним махом» )

А сейчас мы продолжаем наше путешествие посмотрим в нашу книгу, найдём страну Данию (слайд 9)

ДАНИЯ (Слайд 10)

В.: Более ста лет тому назад в небольшом провинциальном городке Дании – Оденсе, на острове Фюн, происходили необычайные события. Тихие, чуть сонные улицы Оденсе внезапно огласили звуки музыки. Процессия ремесленников с факелами и знаменами прошествовала мимо ярко освещенной старинной ратуши, приветствуя высокого голубоглазого человека, стоявшего у окна. В честь кого же жители Оденсе зажгли свои огни в сентябре 1869 года?

То был Ханс Кристиан Андерсен, избранный почетным гражданином родного города.

Родился он в 1805 году во время наполеоновских войн, в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшая их, как бы расцвечивая свежими красками и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, тем же старухам богаделкам…

Андерсен прожил долгую жизнь и подарил нам много сказок. По-разному приходят к нам Андерсен. То он потихоньку подкрадывается в комнату и напевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукойе, чудесные сны. То приплывет вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки, нас навсегда пленит любовь мужественной и нежной Русалочки, любовь которой делает ее бессмертной.

Андерсен помогает нам разобраться в людях, помогает понять, что такое Справедливость, Правда, Красота и Любовь, учит ненавидеть ложь и несправедливость.

“Часто мне кажется, будто каждый дощатый забор, каждый цветок говорит мне: “Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдёт к тебе”. И стоит мне захотеть, как у меня тотчас появляются истории.” Х.К. Андерсен

Хорошо ли вы знаете сказки Ханса Кристиана Андерсена? Сейчас на экране будут появляться вопросы. За каждый правильный ответ команда получает звездочку. Не забывайте, что первой будет отвечать та команда, чей капитан быстрее поднимет руку.

Слайд 11

Вопрос для первой команды

Вопрос для второй команды

Вопрос для третьей команды

А сейчас мы продолжаем наше путешествие посмотрим в нашу книгу, найдём страну Англию (слайд 12)

АНГЛИЯ (Слайд 13)

(Звучит музыка, ведущий рассказывает.)

В.: 4 июля 1862 года доктор Доджсон, профессор математики одного их оксфордских колледжей, пригласил своих юных друзей – Лорину, Алису и Эдит, дочерей ректора Лидделла, совершить прогулку по Темзе. С ними отправился и молодой коллега доктора Доджсона Робинсон Дакворт.

Сказку! – кричали девочки, — мистер Доджсон, расскажите нам сказку.

Доктор Доджсон привык к этим просьбам. Стоило ему увидеться с девочками Лидделла, как они тотчас требовали новую сказку и обязательно собственного сочинения.

Героиня у доктора Доджсона носила тоже имя, что и средняя из сестер, его любимица Алиса.

Эта сказка была тем, что происходило на самом деле, пока сестры гостили у доктора: это и Безумное чаепитие в домике с башенками, и время на остановившихся часах – шесть вечера, и старая няня – Мышь-Соня и многое другое…

Ах, мистер Доджсон, как бы мне хотелось, чтобы вы записали для меня приключения Алисы! – воскликнула Алиса, прощаясь с доктором Доджсоном.

Доктор Доджсон обещал. Своим четким круглым подчерком он записал сказку в небольшую тетрадь, украсив ее собственными рисунками. Он назвал ее “Приключения Алисы под землей”

Он и не думал издавать свою сказку. Если бы не случайность она бы так и осталась неизвестной. Книгу прочитали дети известного английского сказочника. И она им так понравилась, что Доджсону пришлось дать согласие на издание своей сказки. Так 4 июля 1865 года, ровно через три года после пикника доктор Доджсон подарил Алисе Лидделл первый экземпляр своей книжки. Он изменил заглавие – сказка теперь называлась “Алиса в стране чудес”, а сам он скрылся за псевдонимом Льюис Кэрролл.

Так была написана эта книга. С тех пор прошло столетие – а книга живет “живее некуда”, как сказал об Алисе Гонец. Слава ее растет. Ее переводили на все языки мира, ставили на сцене, в кино и на телевидении. Она вошла в язык и сознание англичан, как, пожалуй, никакая другая книга. Тот, кто не знает Чеширского Кота и Белого рыцаря, не знает ничего об Англии.

В.: Ребята, сейчас вы должны доказать, что тоже хорошо знаете сказку, не хуже самих англичан. (Слайд 14).

Вопрос для первой команды

Вопрос для второй команды

Вопрос для третьей команды

Вопрос для первой команды

Вопрос для второй команды

Вопрос для третьей команды

А сейчас мы продолжаем наше путешествие посмотрим в нашу книгу, найдём страну Швецию (слайд 15)

ШВЕЦИЯ (Слайд 16)

В.: 29 ноября 1907 года в газете провинциального шведского городка Виммербю в рубрике “Родились” среди других объявлений было опубликовано: “У арендатора Самуэля-Августа Эрикссона – дочь Астрид Анна Эмилия”. Так впервые появилось в печати имя Астрид Эрикссон, будущей прославленной писательницы Астрид Линдгрен. А совсем недавно стало известно, что именем Астрид Линдгрен названа одна из вновь открытых звезд. И писательница обрадовалась, что наконец-то она будет летать.

А в детстве писательницы – истоки всего ее творчества. Детская фантазия Астрид, ее братьев и сестер окрашивала их будничную жизнь в праздничные цвета, овевала ее сказочностью. Так однажды утром, в апреле, случилось “чудо”. Детям показалось, что в углу они видят маленького новорожденного дракончика с маленькими злыми глазками. А дальше уже заработала неудержимая детская фантазия. И вот началась новая игра. Каждый день Астрид с братом Гуннаром носили дракончику еду – огарки свечей, шнурки, пробки и прочее, что, как им казалось, нравится драконам. Игра продолжалась до тех пор, пока не надоела детям, и тогда дракончик “исчез”. Но тем не менее прощание с ним оказалось грустным Вдруг дракончик подошел к Астрид, приложил холодную лапу к щеке девочки, его красные глазки были полны слез. И неожиданно – вот чудо! – он полетел. Постепенно дракончик превратился в маленькую черную точку на фоне огненно-красного солнца. А дети услыхали, что он поет, поет звонким тоненьким голоском. В тот вечер Астрид не стала, как обычно, читать сказку. Она лежала под одеялом и оплакивала зеленого дракончика. Вот как было! Став взрослой, Астрид Линдгрен не выронила ключ от ворот детства. Она крепко держит его в руках, и ключ этот помогает ей отпирать ворота в разные уголки жизни.

В.: Ребята, а вы знаете сказки Астрид Линдгрен? Сейчас мы это проверим. Слайд 17

Вопрос для первой команды

Вопрос для второй команды

Вопрос для третьей команды

В.: Молодцы.

А сейчас мы продолжаем наше путешествие посмотрим в нашу книгу, найдём страну Италию (слайд 18)

ИТАЛИЯ (Слайд 19)

(Звучит музыка.)

В.: “Талантливые книги, проникнутые духом современности и в то же время сохраняющие живую связь с народом, традицией”. Так говорят о сказках Джанни Родари (1920 – 1980). Джанни Родари поддерживал живую связь с юными читателями, он еженедельно отвечал со страниц журналов на их многочисленные вопросы. Ответы нередко превращались в миниатюрные рассказы или стихи. Вот как например ответил Джанни Родари на вопрос: “Для чего письмам приклеивают марки?”

“Письма и почтовые открытки – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или летят на самолёте. И как всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему билет – почтовую марку. Почтовые марки придумали в Англии более 100 лет тому назад. Одно только плохо: лизать обратную сторону марки не доставляет никакого удовольствия. Ну неужели нельзя придумать для марок клей повкуснее?!

Марки почтовые
Самые разные
Со стороны обратной
Безвкусным и пресным
Клеем намазаны

Лизать их не слишком приятно
Марки вдвойне
Полюбили б ребята.
Если б их клеили
Медом и мятой

Скорее придумайте
Марку отличную,
Которую клеит
Варенье клубничное.
Маркам почтовым
Сладким сиропом фруктовым!!

Вот какие стихи писал Джанни Родари. А как интересно путешествовать с Джанни Родари. В повести-сказке “Путешествие Голубой стрелы писатель переносит читателей в мир кукол, убежавших от “феи”. Вместе с Джельсомино мы попадаем в страну лжецов, где издан всеобщий закон о вранье. А еще “Сказки по телефону”, “Джип в телевизоре”, “Торт в небе” и много-много других. Но сегодня мы с вами поговорим…, а вот о ком, вам и предстоит угадать. На русский язык его имя переводится, как Луковка. Кто это?

Д.: Чиполлино.

В.: Правильно. А кем являются все герои сказки “Приключение Чиполлино”?

Д.: Овощами и фруктами.

В:Внимание на экран Слайд 20

Вопрос для первой команды

Вопрос для второй команды

Вопрос для третьей команды

Каких ещё героев этой сказки вы можете назвать?

  1. Луковицы: Чиполлино, Чиполлоне, Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и т. д.

  2. Принц Лимон

  3. Синьор Помидор

  4. Профессор Груша

  5. Кум Черника

  6. Барон Апельсин

  7. Герцог Мандарин

  8. Граф Вишенка

  9. Синьор Петрушка

  10. Доктор Каштан

  11. Синьор Горошек

  12. Мистер Моркоу

  13. Мастер Виноградинка

  14. Кум Тыква

  15. Фасолинка

  16. Редиска

В.: Молодцы ребята. Это самое трудное задание, которое только было у меня. Но вы с ним отлично справились. А сейчас давайте подведём итог нашего путешествия.

(Подводятся итоги. Объявляется победитель. Желательно сделать так, чтобы победили все три команды. Каждому участнику игры – подарок — книга с волшебными сказками.)

В.: А сейчас давайте посмотрим на нашу книгу. Что там?

Д. Италия была последней страной, где мы должны были побывать.

В.: Это далеко не все сказочники этих стран. Вспомните, сколько сказок мы прочитали за все время обучения. И сегодня они вам не говорят “Прощай”. Они лишь тихонько шепчут “До свидания”. Потому что как только вы откроете книгу с любыми сказками, будь то сказки русские или зарубежные, народные или авторские, вас снова подхватит ковер-самолет и унесет в далекую волшебную страну, где животные и вещи умеют говорить, где есть много удивительных предметов, которые так хочется иметь сейчас, где существуют рядом простые люди и волшебники, где Добро всегда побеждает Зло, в ту страну, где живет Детство!!!

  • Путь взросления петра гринева сочинение
  • Путешествие по древнему риму сочинение 5 класс
  • Путь на амальтею повести и рассказы братья стругацкие книга
  • Путь васи к правде и добру сочинение
  • Путешествие по древнему египту 5 класс сочинение