Путешествие в антарктиду рассказ

Антарктида — безлюдный континент, на 98% покрытый льдом. Это один из самых пустынных и труднодоступных уголков планеты. Побывать там — целое приключение и моя давняя мечта, которая исполнилась в январе 2017 года.

Оказаться в Антарктике мне удалось не совсем стандартным путем — на борту корабля чилийских ВМС. Поэтому я не просто любовался льдами, китами и пингвинами, но и посмотрел, как живут военные моряки, а также посетил несколько научно-исследовательских станций. Расскажу про свое путешествие и про то, как в Антарктику попасть обычному туристу.

Примерный бюджет на поездку в Антарктику — 433 000 Р

Стандартный антарктический тур на корабле MV Ushuaia, 10 дней 369 000 Р
Билеты на рейс Москва — Сантьяго, туда и обратно 52 500 Р
Автобус из Пунта-Аренас в Ушуайю, туда и обратно 7500 Р
Билеты на рейс Сантьяго — Пунта-Аренас, туда и обратно 4000 Р

Стандартный антарктический тур на корабле MV Ushuaia, 10 дней

369 000 Р

Билеты на рейс Москва — Сантьяго, туда и обратно

52 500 Р

Автобус из Пунта-Аренас в Ушуайю, туда и обратно

7500 Р

Билеты на рейс Сантьяго — Пунта-Аренас, туда и обратно

4000 Р

Чем Антарктика отличается от Арктики

Тут нужно вспомнить школьный курс географии. Арктика — это самый северный регион нашей планеты, примыкающий к Северному полюсу. В переводе с древнегреческого слово «арктика» значит «находящийся под созвездием Большой Медведицы», что для древних греков буквально значило «северный».

Физически Арктика — это замерзший океан, со всех сторон окруженный сушей материков Евразия и Северная Америка. В арктической зоне живут люди, и туда сравнительно легко добраться: например, можно прилететь на самолете в Мурманск, который считается крупнейшим городом, расположенным за Северным полярным кругом. Средняя температура в Арктике −34 °C, и да, там живут белые медведи, а вот пингвинов там нет.

С Антарктикой все наоборот. Само это слово буквально читается как «анти-Арктика», то есть регион, находящийся с другой стороны земного шара, на самом юге нашей планеты, у Южного полюса. Физически Антарктика — это безлюдный материк, полностью окруженный водами трех океанов. Точнее так: материк — это Антарктида, а Антарктика — это более широкая область, охватывающая соседние группы островов и гигантские айсберги, дрейфующие поблизости. В статье я буду использовать эти два слова как синонимы.

По размерам Антарктида больше соседней Австралии. А геологически горные хребты, покоящиеся под ее многокилометровыми ледниками, являются продолжением Анд — горной цепи, проходящей через всю Южную Америку
По размерам Антарктида больше соседней Австралии. А геологически горные хребты, покоящиеся под ее многокилометровыми ледниками, являются продолжением Анд — горной цепи, проходящей через всю Южную Америку

Антарктика практически в два раза больше Арктики, и там примерно в два раза холоднее: средняя температура в Антарктике −50 °C, но бывает и гораздо ниже. В Антарктике нет белых медведей — и вообще полностью сухопутных млекопитающих, зато там обитают сразу несколько видов пингвинов.

Чтобы оказаться в Антарктике, нужно приложить большие усилия: стать полярником, купить дорогой тур-экспедицию или найти другой способ — как было в моем случае.

Погодные условия

Антарктика — это самое безлюдное, холодное и ветреное место на планете. А еще там очень сухо: за год может выпасть всего 15—18 мм осадков — в Сахаре осадков в несколько раз больше. Зато когда осадки в виде снега все же выпадают, этот снег остается там на века.

Одновременно с этим, по разным подсчетам, в Антарктиде хранится 60—80% запасов пресной воды на Земле — в виде льда. Если весь этот лед растает, уровень мирового океана повысится на 60 метров. Для сравнения: если то же произойдет со льдами Арктики, мировой океан поднимется лишь на 8 метров.

Антарктика находится в южном полушарии, поэтому лето там в декабре, январе и феврале, а зима в июне, июле и августе. Средняя температура антарктическим летом доходит до −30 °C, а зимой держится у отметки −60 °C, но это в районах, близких к центру материка и Южному полюсу. Например, на российской научной станции «Восток» была зарегистрирована самая низкая температура за всю историю измерений: −89,2 °C. Несколько лет назад появилось сообщение, что это рекорд побили на японской станции «Купол Фудзи», там зафиксировали −91,2 °C.

У побережья гораздо теплее — это так называемый Антарктический полуостров, который выступает из материка на север, в сторону Южной Америки. Зимой там от −35 до −8 °C, а летом — от 0 до +5 °C.

За время своего путешествия в январе 2017 года — то есть антарктическим летом — я два раза побывал на российской станции «Беллинсгаузен», которая находится на острове Кинг-Джордж, вблизи побережья Антарктического полуострова. Температура там была 0 °C, но это, конечно, не такой ноль, как в Москве. Из-за высокой влажности и пронизывающих ветров иногда казалось, что на улице −10 °C.

Туристический сезон в Антарктике начинается в конце октября и длится до конца марта, но месяцы с наибольшей судоходной и туристической активностью — это декабрь, январь и февраль. В октябре и ноябре местная прибрежная зона еще не очень благоприятствует высадке на берег: слишком много льда и снега. А фауна еще окончательно не пробудилась после зимы: птицы только начинают гнездиться, киты еще не приплыли, а в колониях пингвинов настоящая активность наступает к концу декабря, когда на свет появляется потомство.

На горизонте начинают виднеться заснеженные горы — значит, вы подходите к берегам Антарктиды. У этого континента самая большая средняя высота над уровнем моря по сравнению со всеми остальными — примерно 3000 метров над уровнем моря
Это я стою на острове-вулкане Десепшн. Принято считать, что Антарктида полностью покрыта снегом и льдом. Но вблизи побережья Антарктического полуострова, например в архипелаге Южных Шетландских островов, климат более-менее комфортный, именно поэтому большая часть научных баз размещается именно там

Зачем ехать в Антарктику

Я с детства мечтал оказаться на «белом континенте». Для меня важнее всего было ощутить дух приключений, испытать эмоции первых мореплавателей, открывших далекую, загадочную землю. Вот еще несколько причин побывать в Антарктике.

Пересечь пролив Дрейка. Он отделяет Южную Америку от Антарктиды, соединяет южные части Тихого и Атлантического океанов, а еще считается самым широким и глубоким проливом на Земле. Исторически это место — большое кладбище кораблей, которые не смогли пройти пролив еще со времен Магеллана. Здесь бурные встречные течения, постоянные ветры и штормы с 15-метровыми волнами, ну и айсберги, которые откалываются от берегов Антарктиды. Словом, если вы всегда хотели почувствовать себя на месте великих мореплавателей, вам туда.

Во время моего путешествия по дороге в Антарктику пролив Дрейка вел себя мирно: ветер был попутным, а волны мерно подталкивали наш корабль вперед, поэтому мы доплыли до берегов Антарктиды с опережением графика. А вот на обратном пути нас изрядно поболтало.

Увидеть вечные льды. Издалека они выглядят просто как заснеженные утесы, но когда оказываешься прямо под ними, понимаешь, что это многоэтажные дома, полностью состоящие изо льда. И эти льды были здесь задолго до того, как на планете появился человек. От них буквально веет холодным дыханием вечности.

В туристических экспедициях есть отдельный день, когда с корабля на воду спускают каяки и туристы могут поплавать среди небольших айсбергов.

Рассматриваю ледники через бинокль. Периодически громадные глыбы откалываются и с шумом падают в воду
Небольшой ледник на острове Гринвич. Приближаться чересчур близко к ледяным стенам опасно из-за периодически откалывающихся кусков

Увидеть пингвинов и китов. Пока наш корабль шел по водам Антарктики, его нередко сопровождали косатки. О появлении за бортом горбатых китов с мостика сообщали по громкоговорителю, чтобы команда успела насладиться этим зрелищем. Оказавшись на берегу, можно прогуляться среди пингвинов. По правилам к ним нельзя подходить ближе чем на 5 метров. Но любопытные пингвины игнорируют это указание и часто сами подходят знакомиться.

Побывать в самом безлюдном месте на планете. Ощущение от нахождения в Антарктике сложно передать, его сложно даже просто осознать. Ты лишь понимаешь, что столкнулся с чем-то очень грозным и масштабным. Наверное, его можно сравнить с полетом на другую планету. По крайней мере, для меня это путешествие стало очень вдохновляющим опытом.

Магеллановы пингвины на острове Кинг-Джордж
Южнополярный поморник, или птица скуа, — одна из немногих представительниц животного мира Антарктиды. Эти ребята весьма агрессивны, поэтому с ними нужно быть очень осторожными. Кормятся они обычно тем, что воруют у пингвинов их яйца

Как простому туристу добраться до Антарктики

Чтобы оказаться у берегов Антарктиды, необязательно быть ученым-полярником. В 21 веке туда может отправиться любой желающий — у которого есть достаточно денег, чтобы оплатить специальный тур. Хотя есть и другие способы побывать на этом континенте. Расскажу обо всем по порядку.

Перелет в Южную Америку. В основном туристические суда, везущие туристов в Антарктику, выходят из аргентинского порта Ушуайя или из чилийского города Пунта-Аренас. До Антарктики оттуда не так далеко — где-то 800—900 км. Рейсы из Европы через океан занимают около 14 часов. Со всеми стыковками и локальными перелетами на то, чтобы добраться из Москвы в Ушуайю или Пунта-Аренас уйдет около суток.

Возможны два варианта: долететь до Буэнос-Айреса, столицы Аргентины, а дальше местными авиалиниями до Ушуайи — либо прилететь в Сантьяго, столицу Чили, и оттуда в Пунта-Аренас.

В Чили и Аргентину лететь придется с пересадками, по крайней мере мне найти прямые рейсы из Москвы не удалось. Основные стыковочные точки для полета в Буэнос-Айрес — это Рим, Барселона и Мадрид. Если поискать билеты на сайтах-агрегаторах, то на конец декабря 2020 года такой перелет в обе стороны обойдется примерно в 57 000 Р.

В Сантьяго удобно добираться через Барселону: оттуда через океан летают авиакомпании «Иберия» и «Левел». Последняя на начало декабря 2020 года предлагает перелет туда и обратно примерно за 700 $⁣ (52 352 Р) — выходит чуть дешевле аргентинского варианта.

Что касается дальнейшего локального перелета по Чили и Аргентине, можно воспользоваться авиакомпаниями Sky, Aerolíneas Argentinas или LATAM. В декабре 2020 года из Буэнос-Айреса в Ушуайю можно будет улететь за 9325 ARS⁣ (9591 Р), а из Сантьяго в Пунта-Аренас — за 25 $⁣ (1897 Р). За счет более дешевого локального перелета поездка через Чили опять же выглядит предпочтительнее.

Дополнительной гибкости в построении маршрута добавляет и то, что между городами Ушуайя и Пунта-Аренас имеется регулярное автобусное сообщение от компании Bus-Sur. Дорога занимает 12 часов, билет в одну сторону стоит около 3700 Р. Автобусы современные и комфортабельные, проблем при пересечении границы Чили и Аргентины не возникает: в обоих государствах россиянам виза не требуется, после въезда там можно находиться до 90 дней.

Все билеты лучше покупать заранее, примерно за полгода: ближе к вылету цены поднимаются.

Перелет «Левелом» из Барселоны в Сантьяго
Перелет авиакомпанией «Скай» из Сантьяго в Пунта‑Аренас

Круиз на корабле. Стандартный круиз длится 9—10 дней, половина из которых уходит на пересечение пролива Дрейка туда, а потом обратно. В итоге непосредственно в Антарктике туристы проводят всего 4—5 дней.

Стоимость подобных круизов начинается с 4860 $⁣ (368 791 Р) и доходит до 15 000 $⁣ (1 128 000 Р). Иногда в последнюю минуту попадаются горячие предложения по сниженным ценам — от 3000 $⁣ (227 649 Р). Эти варианты так и называются — last minute. Но чтобы ими воспользоваться, нужно находиться на месте, в Ушуайе, и дожидаться удачного момента.

Программа антарктического круиза

День 1 Посадка на корабль в Ушуайе, отплытие
День 2—3 Переход через пролив Дрейка. Участников круиза развлекают лекциями об истории освоения Антарктики, особенностях ее экосистемы и многовековых льдах
День 4—7 Посещение Антарктического полуострова. Экскурсионная программа включает несколько высадок на материк, катание на каяках среди антарктических льдов и даже короткое купание в прибрежных водах
День 8—9 Обратный путь через пролив Дрейка
День 10 Прибытие в Ушуайю

День 1

Посадка на корабль в Ушуайе, отплытие

День 2—3

Переход через пролив Дрейка. Участников круиза развлекают лекциями об истории освоения Антарктики, особенностях ее экосистемы и многовековых льдах

День 4—7

Посещение Антарктического полуострова. Экскурсионная программа включает несколько высадок на материк, катание на каяках среди антарктических льдов и даже короткое купание в прибрежных водах

День 8—9

Обратный путь через пролив Дрейка

День 10

Прибытие в Ушуайю

Еще есть туры от компании Norwegian, такие круизы берут начало в Буэнос-Айресе и длятся 10—15 дней. Круизный лайнер движется на юг вдоль атлантического побережья Южной Америки, но в воды Антарктики судно заходит ненадолго, не делая остановок и высадок на берег. При этом круиз называется антарктическим, поэтому при выборе тура внимательно изучайте предлагаемый маршрут.

10-дневные туры от компании Oceanwide Expeditions
У Poseidon Expeditions есть туры на 11 дней с заходом только в Антарктиду и на 21 день с посещением Фолклендских островов

Перелет + круиз. Для тех, кто не хочет терять 5 дней на переход пролива Дрейка — и страдать от сильной качки и морской болезни, компании предлагают туры, в рамках которых вас доставят на место и увезут обратно на самолете. Но по самой Антарктике вы будете плавать на корабле.

Перелет из Пунта-Аренас до острова Кинг-Джордж на Южных Шетландских островах в Антарктике занимает всего два часа. Далее туристы совершают четырехдневный круиз вдоль побережья Антарктического полуострова и возвращаются в Пунта-Аренас на самолете.

Стоят такие туры почти в два раза дороже обычного — от 11 495 $⁣ (872 275 Р). Несмотря на такие цены, спрос на них огромный и места быстро раскупают. Круизы с перелетом продает, например, компания Antarctica 21.

Другие туроператоры предлагают сначала доплыть до Антарктиды обычным маршрутом, все там посмотреть, а обратно уже улететь на самолете. Такие туры есть у компании Adventure Life, они занимают всего 6 дней и стоят те же 11 495 $⁣ (872 275 Р).

Одно из судов, на которых проходят антарктические туры от National Geographic. Источник: National Geographic Expedition
Маршрут тура «перелет +  круиз». Источник: Antarctica 21

Альтернативные способы оказаться в Антарктиде

Если у вас нет денег на такие дорогие антарктические экспедиции, есть несколько других вариантов. Но они предполагают куда большую степень вовлеченности и готовность пожертвовать личным комфортом.

Стать российским полярником. На наши научно-исследовательские станции в Антарктиде постоянно требуются люди. Там нужны не только ученые, но и те, кто умеет делать что-то руками: повара, врачи, электрики, инженеры, механики. Но есть один важный момент: после заброски на Антарктиду заберут вас оттуда только через 6—12 месяцев, когда очередное судно привезет ваших сменщиков. Поэтому нужно быть психологически готовым провести много времени вдали от цивилизации. Еще на российские антарктические станции не берут женщин.

Обычно список требуемых специальностей можно найти на сайте Арктического и антарктического института или в его группе во «Вконтакте». Еще можно встретить такие вакансии на обычных рекрутинговых сайтах: например, ищут системного администратора в антарктическую экспедицию с зарплатой 70 000 Р.

Но искать работу полярником и договариваться обо всем нужно сильно заранее. Когда я уже был в Южной Америке, я написал на нашу полярную станцию «Беллинсгаузен» и попросился к ним разнорабочим. Но мне ответили, что такие вопросы нужно решать через Институт. Если вы работали российским полярником и зимовали в Антарктиде, обязательно расскажите про свой опыт в комментариях.

Стать матросом. Можно поймать попутную яхту до Антарктики. Для этого нужно приехать в Ушуайю или чилийское поселение Пуэрто-Уильямс и пытаться договориться с капитанами заходящих в порт яхт. На маленьком судне ты обычно выступаешь полноценным членом команды, поэтому наверняка придется выполнять какую-то работу и нести вахты. При этом, скорее всего, придется еще и заплатить за поездку — чтобы покрыть расходы на еду.

Еще можно устроиться на работу на круизный корабль. Если у вас есть соответствующие навыки, то можно попробовать наняться в инженерный состав судна, на кухню или в экспедиционную команду: гидом, лектором, переводчиком, инструктором по альпинизму или каякингу. Особенно ценятся люди, владеющие китайским языком, потому что азиатских туристов почти треть от общего потока.

Персонал для работы на борту обычно набирают заблаговременно — в апреле и мае. Часто это делается через специальные рекрутинговые фирмы. Вот одна из компаний, которая набирает корабельный персонал.

Бывает также, что кто-то из персонала в последний момент выпадает из обоймы, и тогда работника ищут непосредственно в Ушуайе перед отплытием. Так в 2013 году на кухню корабля, отплывающего в Антарктику, смог устроиться путешественник из Польши.

Главные минусы такого варианта: устраиваться на работу придется минимум на весь сезон и обычно у персонала нет времени на высадку на берег — нужно все время выполнять свои обязанности.

Предложить свой научный проект. Чилийский антарктический институт (INACH) принимает заявки на проведение научных работ, связанных с Антарктикой, от любых частных лиц независимо от гражданства. Например, если вы специалист в области геологии, зоологии или экологии, можете предложить им свой проект. Если они заинтересуются, то профинансируют вашу экспедицию в Антарктику, предоставят экипировку, оборудование и вообще полное содействие. Я не ученый, но, как ни странно, именно этот вариант помог мне в конце концов оказаться в Антарктиде.

Спланируем путешествие за вас

Подпишитесь на рассылку, и мы пришлем лучшие статьи об экономии в поездках

Мой путь в Антарктику

Институт INACH занимается антарктическими исследованиями, но все оборудование и ученых на материк помогают забрасывать чилийские военно-морские силы, они называются Армадой. Узнав об этом, я решил сделать ход конем — и написать напрямую в Армаду с просьбой взять меня на борт одного из ее кораблей.

К этому моменту я уже год путешествовал по Южной Америке, поэтому мог объясниться на испанском. Это помогло мне составить письменное обращение. Думаю, можно попробовать написать им и по-английски. Но если письмо будет на испанском, выше вероятность, что его заметят и рассмотрят.

В своем обращении я немного рассказал о себе, о том, что совершаю кругосветное путешествие без авиаперелетов и что моя мечта побывать в Антарктике. Еще упомянул, что пишу книгу о своих приключениях и оставил ссылку на интервью, которое дал аргентинским журналистам. Также на тот момент у меня было около 30 тысяч подписчиков в «Инстаграме» — об этом я тоже написал.

Мое письмо в Армаду — так называется чилийское адмиралтейство
Это «Акилес» — военно-транспортный корабль, на котором я доплыл до берегов Антарктиды

К тому моменту я объехал уже практически всю Южную Америку и на свою удачу очутился в чилийском городе Пунта-Аренас. Оказалось, что это столица региона, охватывающего Патагонию и чилийскую Антарктику, поэтому там находится одно из командований флота. Тогда я решил распечатать свое обращение и нанести Армаде личный визит.

В глубине души я сомневался, что вся эта затея обернется удачей: все-таки это военные и у них строгие порядки. Но, к моему удивлению, в офисе ВМС со мной согласился поговорить сотрудник антарктического отдела. Он прочитал мое письмо и очень вежливо стал объяснять, как его улучшить, чтобы получить положительный ответ. Еще он оставил адрес электронной почты и попросил отправить обращение туда.

Дальше последовало несколько личных встреч с начальником антарктического отдела, который тоже встретил меня радушно и отнесся к моей просьбе серьезно, — чилийцы вообще оказались очень открытыми и дружелюбными людьми.

Всего с момента моего обращения в Армаду и до посадки на корабль прошло 2 месяца, которые я провел в Пунта-Аренас в томительном ожидании. Количество мест на корабле сильно ограничено и приоритет отдается научным сотрудникам. Поэтому решение о моем участии в экспедиции принималось в самый последний момент: о том, что меня все-таки возьмут на борт, мне сообщили за день до отплытия.

За каюту и питание мне пришлось платить из своего кармана. Для пассажиров не из военных и не от института INACH применяется стандартный тариф — 60 $⁣ (3584 Р) в сутки. Платить нужно в чилийских песо, поэтому сумма в долларах указана по курсу 2017 года. Я провел на борту 25 дней, поэтому общая стоимость моей поездки составила примерно 1500 $⁣ (89 600 Р). Для сравнения, туристические экспедиции на такой срок стоят от 15 000 $, то есть по 600 $⁣ (45 000 Р) в день.

Плавание на «Акилесе» мне показалось вполне комфортным. Ученые, которых корабль вез в Антарктику, практически каждый день устраивали для пассажиров и военных презентации о своей работе. Со многими учеными я подружился. Один чилиец-зоолог потом даже несколько месяцев сдавал мне комнату в Сантьяго.

Другие пассажиры, чтобы не заскучать, тоже устраивали разные мероприятия: классы аэробики на вертолетной площадке, занятия йогой и уроки сальсы — поучаствовать мог любой желающий. А по воскресеньям на корабле шла католическая служба, которой руководил один из офицеров.

В целом жизнь на «Акилесе» напомнила мне атмосферу в большой семье, где есть свои правила и традиции. И где много очень разных людей живут на небольшой замкнутой территории в 100 метров, но при этом являются частью одной команды. Полгода спустя точно так же — на военном корабле — я плавал на остров Пасхи. Рассказал об этом в отдельной статье.

Что я увидел в Антарктике

За 25 дней нашего плавания «Акилес» обошел 15 научно-исследовательских станций, расположенных в чилийском секторе Антарктики. Всего мне удалось оказаться на берегу 5 раз, проводя там по 2—3 часа. Самое южное, куда заплыл наш корабль, — чилийская база «Йелчо».

Дважды мы высаживались на чилийской станции «Артуро Прат». В один из дней станция отмечала 70-летие, и мы приняли участие в торжественной церемонии. Отпраздновали просто, по-военному, но впечатления остались яркие. Вообще, любые события и переживания в Антарктике чувствуются в несколько раз сильнее. Ты будто оказываешься в другом измерении: вокруг много белого цвета, поэтому все остальное кажется не цветным, а темным. Вокруг нет ни растений, ни животных, поэтому практически нет никаких запахов. А еще там очень тихо.

Дважды мы заходили на остров Кинг-Джордж, где находится поселение Вилья-лас-Эстрельяс — одно из двух постоянных поселений в Антарктике. Там круглогодично проживает до 150 человек, есть даже отделение банка и почта. Рядом с чилийским поселением находится российская станция «Беллинсгаузен», где я посетил православную церковь Святой Троицы. Ее построили на Алтае из кедра и лиственницы, а потом перевезли в Антарктику. На том же острове я дошел до китайской станции «Грейт-Уолл». Вот так за полчаса можно пешком проделать путь из Чили в Россию, а затем в Китай.

Что взять с собой в Антарктику

Зимние вещи. Погода в Антарктике меняется стремительно, и нужно быть готовым к любым сценариям даже в ясный день. Одежда должна быть водонепроницаемой и защищающей от ветра. Высадка и с военного, и с туристического корабля осуществляется на надувных моторных лодках. Во время транспортировки вас может щедро окатить брызгами — легко промокнуть.

Если окажетесь на оконечности Антарктического полуострова антарктическим летом, то подойдет зимняя одежда похожих характеристик, что и для Санкт-Петербурга. Если будете там зимой, вам понадобится утепленный комбинезон. И в любом случае не забудьте про термобелье, теплые перчатки, шапку и носки — все это лучше взять в нескольких экземплярах.

Бинокль. Если у вас он есть, очень рекомендую взять его с собой. С ним хорошо рассматривать местные красоты с палубы корабля: острова, текстуры ледников и морских млекопитающих.

Фотоаппарат. Есть смысл взять с собой хорошую зеркальную камеру с большим объективом — тогда вы привезете из путешествия уникальные по красоте снимки. Я все фотографии делал на смартфон и немного жалею об этом.

Солнцезащитные очки. Без них вам будет не очень комфортно в ясную погоду, потому что повсюду белый снег и лед, который отражает солнечный свет и сильно слепит глаза. К тому же над Антарктидой зафиксирована одна из самых крупных озоновых дыр на планете, поэтому солнце в этих местах очень активное.

Таблетки от морской болезни. Большую часть пути вам предстоит провести на борту корабля. При переходе пролива Дрейка возможна сильная качка.

Книги, музыка, ноутбук с фильмами — чтобы не заскучать за время долгого плавания. У меня с этим проблем не было, но некоторые пассажиры не знали, как коротать время.

Наличные деньги. На любом корабле, даже военном, обычно работает сувенирная лавка, буфет, бар, есть прачечная и парикмахерская. Не знаю, как это устроено на туристических судах, но на «Акилесе» оплата дополнительных услуг была возможна только наличными в местной валюте — карты не принимались.

Офлайн-карта. Во время своих путешествий я активно использую офлайн-карты Maps.me: всегда интересно знать, где сейчас находишься. Геолокация работает даже при отсутствии мобильной сети и интернета.

По Антарктике я гулял в куртке, аналогичной той, в которой ходил бы зимой по Петербургу
На таких надувных лодках мы высаживались на берег

Что нужно знать покорителям Антарктики

  1. Это самое холодное место на планете, но с декабря по февраль в районе Антарктического полуострова климат вполне комфортный — напоминает прохладную западноевропейскую зиму. Если вы не собираетесь вглубь материка, то экстремальных морозов бояться не стоит.
  2. В Антарктику уже давно могут попасть не только военные и ученые. Каждый сезон организуется множество экспедиций для туристов — правда, стоимость одного места в них начинается от 350 000 Р.
  3. Не бойтесь, в Антарктике нет кровожадных белых медведей. Зато много пингвинов. Они очень милые.
  4. Антарктика стоит того, чтобы там побывать. Этот опыт меняет жизнь: бывалые полярники говорят, что однажды оказавшись на «белом континенте», ваше сердце останется там навсегда и будет тянуть вас туда снова и снова. Этот эффект иногда называют полярной лихорадкой. Почувствовал его на себе: теперь я тоже хочу обязательно поехать в Антарктику еще раз.

Антарктида: реальное путешествие на край Земли

Автор:

10 февраля 2018 07:00

Антарктида до сих пор остается местом загадочным и удивительно притягательным. Те, кому посчастливилось там побывать, говорят, что никогда ничего подобного в своей жизни не испытывали. Фотоотчет о захватывающем путешествии в Антарктиду Кирилла Умрихина и С. Доли.

Антарктида:  реальное путешествие на край Земли

Источник:

Антарктида:  реальное путешествие на край Земли

Источник:

Из сообщения Кирилла Умрихина в Фейсбуке: «Какие-то вещи кажутся тебе нереальными, пока ты о них не подумал. 🙌 Послезавтра я отправляюсь на Южный полюс Земли, в Антарктиду. И пока я не собрал все вещи, у меня к вам вопрос☺️ представьте: ледяная пустыня на многие тысячи километров, палаточный лагерь, температура -20 и круглый день солнце. Что самое необычное, веселое и, может быть, даже глупое, можно там сделать? 🤷🏼‍♂️ Жду ваших вариантов, а за лучшую идею постараюсь прислать открытку с полюса».
Друзья Кирилла советовали лизнуть металл, подружиться с пингвином (пингвинов и вообще животных в месте стоянки лагеря не было — в глубине материка они просто не выживут из-за отсутствия еды), позагорать… Кстати, последнее предложение выполнить было реально.

Вот такой самолет привозит туристов в Антарктиду

Вот такой самолет привозит туристов в Антарктиду

Источник:

Как попасть в Антарктиду? Во-первых, это сложно, в-вторых, дорого. Проще ученым, которые по приглашению могут приехать на работу или в командировку на одну из круглогодичных или сезонных станций. Обычные люди попадают в Антарктиду исключительно на коммерческой основе. Существуют компании, которые занимаются организацией сезонных лагерей для всех желающих ( и всех, у кого есть деньги). Эти экспедиции чаще всего организуются с ноября по январь — летние месяцы в Антарктиде. Поскольку компании-организаторы зарубежные, сервис и менеджмент на высоком уровне.
Добираются на Южный полюс на самолете ИЛ-72 (рейсы каждые 3-4 дня по маршруту Пунто Аренас, Чили — коммерческий лагерь). Полет длится около 4-х часов.

Антарктида:  реальное путешествие на край Земли

С. Доля: «В полете кормят и показывают кино про Антарктиду с субтитрами. Иллюминаторов нет, но в кабине установлена gorpo, картинка с которой периодически транслируется на телек. Посадка мягкая, не смотря на то, что на неровный лёд. »

Антарктида:  реальное путешествие на край Земли

Антарктида:  реальное путешествие на край Земли

Путешествие в Антарктиду по маршруту Москва- Париж- Сантьяго- Пуэнто Аренас- Union Glacier Antarctica началось

Путешествие в Антарктиду по маршруту Москва- Париж- Сантьяго- Пуэнто Аренас- Union Glacier Antarctica началось

Источник:

Лагерь этих путешественников находился в западной части Антарктиды, в 1000 км от полюса, близ ледника Union Glacier. Высокая стоимость пребывания в лагере (недельное пребывание стоит около 30-40 тысяч долларов) обусловлена уровнем безопасности, а также сложной логистикой доставки грузов и техники.

Антарктида:  реальное путешествие на край Земли

Источник:

Кто сюда приезжает?
1. Ученые и исследователи из стран, у которых нет собственных баз. Антарктида — материк, который ни принадлежит никому, и, в сущности, любая страна в мире может создать здесь свою научную базу.
2. Путешественники. Для них разработано несколько разных маршрутов. Помимо пребывания в лагере, они могут отправиться на сам Южный Полюс (несколько часов лета на самолете и еще 30 тысяч долларов), на массив Винсон — самую высокую точку Антарктиды и т.д.
3. Люди, которые уже везде были и все изведали. Кроме того, сюда сбегают те, кто устал от обилия информации и каждодневной суеты (ну, конечно, если у такого человека есть деньги на поездку) — в Антарктиде нет интернета и связь возможна только спутниковая (она не для всех).

На фото массив Винсент — самая высокая точка Антарктиды

На фото массив Винсент - самая высокая точка Антарктиды

Источник:

Из дневника Кирилла Умрихина: » Холодная, недоступная ледяная пустыня. Вокруг тебя нет никакой жизни на многие тысячи километров, только скалы и ледники, чуть покрытые снегом. Три месяца в году здесь относительно комфортно и где-то в районе западной части материка есть единственный коммерческий лагерь Union Glacer Camp. Здесь можно встретить настоящих людей, идущих за невероятными приключениями. В отрыве от цивилизации, без интернета, суеты и новостей ты остаёшься наедине с собой, своими мыслями и силами. И вот тогда начинается главное приключение. Что это было? Пока у меня нет конкретного ответа на этот вопрос, но точно готов сказать, что такое невозможно забыть. 🙌 »

Как устроен лагерь путешественников

Как устроен лагерь путешественников

Источник:

Лагерь делится на несколько 3 зоны:
1. Жилая — с палатками путешественников;
2. Общественная — палатки для отдыха, приема пищи, туалетная и душевая;
3. Рабочая зона с палаточным лагерем сотрудников, гаражами с техникой и инвентарем.

Лагерь огорожен флажками. Он стоит на леднике, поэтому главная тема всех встреч безопасности и инструктажей — трещины. Осадки редки, но ветер довольно сильный. он заметает трещины, образуя хрупкие ледяные мосты, наступив на которые можно провалиться и разбиться (глубина трещин достигает 50-60 м ).

Фото С. Доли

Антарктида:  реальное путешествие на край Земли

Источник:

Трещины в леднике

Трещины в леднике

Источник:

На эту высоту альпинисты не поднимаются из-за трещин

На эту высоту альпинисты не поднимаются из-за трещин

Источник:

Фото сделано с квадрокоптера.

Антарктида:  реальное путешествие на край Земли

Источник:

Антарктида:  реальное путешествие на край Земли

Источник:

Температура в палатке колеблется от +15 до -5 в ночные часы. Это летний для Антарктиды сезон, солнце светит ярко, а температура снижается, когда на палатку падает тень от соседней горы. Дополнительного обогрева в палатке нет. Внутри стоят две раскладушки, а между ними столик.

Фото С. Доли.

Кирилл Умрихин

Кирилл Умрихин

Источник:

Каждому путешественнику выдают теплый спальник, он двойной. Внутренний слой толстый, толщиной около 7 см, наружный- тоньше, около 3-х см. Спят путешественники в шапке и повязке на глазах, т.к. из-за полярного дня светло круглые сутки.

Фото С. Доли

Процесс упаковки в спальник

Процесс упаковки в спальник

Источник:

Туалет общий в общественной зоне

Туалет общий в общественной зоне

Источник:

Из дневника С. Доли: «В лагере есть туалеты и душ. В душе включают даже горячую воду по расписанию, обычно с 7 до 10 утра и с 5 до 10 вечера. Вода – очень горячая, поэтому гигиенические процедуры проходят так: набираете ведро кипятка, потом выходите на улицу и накидываете в ведро снега, чтобы вода стала просто теплой. После этого идете в душ, погружаете в ведро шланг и включаете насос. Воды хватает минуты на две, так что мыться надо очень быстро.»

Антарктида:  реальное путешествие на край Земли

Источник:

Антарктида:  реальное путешествие на край Земли

Источник:

Яркое солнце — можно натянуть гамак и позагорать

Антарктида:  реальное путешествие на край Земли

Источник:

Из дневника К. Умрихина: «Каждый из нас взял с собой костюм Ice Indigo — полностью российская разработка для специальных подразделений армии. В нём можно находиться и существовать при температурах до -80С градусов и наши коллеги прозвали его за это «survival kit» — набор, на случай самых плохих обстоятельств. Тем не менее, на снегоходах в них было очень комфортно. »

Антарктида- это не только снег, но еще и горы, земля и ледники

Антарктида-  это не только снег, но еще и горы, земля и ледники

Источник:

Рядом с горными массивами есть участки грунта. По правилам пребывания в Антарктиде запрещено трогать что-либо. Все (камни, фрагменты грунта, осколки метеоритов) должны оставаться на тех же самых местах. 2 года назад прибывшая сюда группа, изучающая метеориты, нашла несколько крупных метеоритов, измерила их, сфотографировала и оставила на том же самом месте. Вывозить из Антарктиды ничего нельзя.

Ледник Дрейка

Ледник Дрейка

Источник:

Из дневника К.Умрихина: «В один из первых дней мы отправились исследовать ледник Дрейка. Описать и даже представить его размеры сложно. Он огромный. Ты идёшь час, два и понимаешь, что совсем никуда не дошёл. Из-за предельной прозрачности воздуха ты не понимаешь масштаб. Большое кажется маленьким, дальнее- близким. Но самое главное- это формы. Как природа искусно и удивительно ломает лёд, как он похож на океанские волны и, одновременно, на высохшую почву «

Фото К. Умрихина.

К леднику группу доставляют на таком транспорте

К леднику группу доставляют на таком транспорте

Источник:

Перед походом путешественникам выдается необходимое снаряжение: каски, альпинистская обвязка на талию, трекинговые палки и кошки на ботинки.
Фото С. Доли

Антарктида:  реальное путешествие на край Земли

Источник:

Из дневника С. Доли: «Когда идешь в кошках по леднику, то звук такой, будто шагаешь по кучам битого стекла. Лед тут очень твердый, а шипы на кошках очень острые. Когда они вгрызаются в лед, то звук очень громкий. Если ветра нет, то в тишине он разносится очень далеко. Идти надо немного враскоряку или «по-морскому», ставя ноги широко. Самое опасное – зацепиться одной кошкой за другую. В этом случае падение неминуемо, так как ноги как гвоздями прибиты к леднику и быстро сделать шаг вперед для баланса не получится. Падаешь в этом случае сначала на коленку – и тут как повезет. Если коленкой попадешь в углубление, то считай, удача, но чаще попадаешь на острую выпуклость и ощущение сравнимо с ударом тупым топором. Дальше, если успеваешь выставить руки, то, считай, опять повезло. Просто сдерешь кожу. А если не успел, то лбом в лед. Поэтому по леднику все ходят в касках. (По опыту собственного падения описываю. Удачного.) «
Фото С. Доли

Антарктида:  реальное путешествие на край Земли

Источник:

Антарктида:  реальное путешествие на край Земли

Источник:

«Еще в экипировку обязательно входит обвязка на талии. На случай, если сорвешься в трещину и тебя надо будет вытаскивать наверх. Просто пристегнут через карабин веревку к обвязке и вытащат наверх.»

Фото С. Доли

Чтобы понять масштаб ледника, достаточно увидеть фото с человеком

Чтобы понять масштаб ледника, достаточно увидеть фото с человеком

Источник:

Или так. Чтобы понять величину застывших волн, взгляните на этот снимок

Или так. Чтобы понять величину застывших волн, взгляните на этот снимок

Источник:

Маленькая черная точка — это шестиколесный автобус, на который привозят людей на ледник. А рядом с ним стоят люди. Вверху — увеличенное фото «черной точки».
Фото С. Доли

Ледолазание

Ледолазание

Источник:

Из дневника С.Доли: «Ледолазание оказалось весьма непростой задачей. Основная нагрузка идет на ноги. Надо всаживать передние шипы кошек в ледяную стену и стоять на них, как балерина на пуантах. В руках ледорубы, но они не очень-то помогают. Лёд настолько твердый, что ледоруб не всегда входит в него, либо просто откалывает куски льда, но не цепляется.

И вот стоишь себе на носочках, держишься на честном слове ледорубом за стену, а при этом надо еще и ползти вверх. Зато когда дополз, ощущаешь себя настоящим покорителем вершины.»

Антарктида:  реальное путешествие на край Земли

Источник:

«У нас уходило больше 10 минут на то, чтобы забраться наверх, а когда полезли гиды, то мы все испытали практически унижение. Они карабкались как бравые пираты из приключенческих фильмов юности на вершину мачты. И на все потратили чуть ли не меньше минуты.»

Антарктида:  реальное путешествие на край Земли

Источник:

Путешественникам также предоставили возможность кататься на сноубордах и лыжах, хайкинг, подъем в горы.

Антарктида:  реальное путешествие на край Земли

Источник:

Из лагеря можно было добраться и посмотреть на самую высокую гору Антарктиды — массив Винсон.

Более подробный рассказ о пребывании в Антарктиде можно посмотреть здесь

Горный массив Винсон

Горный массив Винсон

Источник:

Массив Винсон высотой 4 892 метров. Около 30 % путешественников, приезжающих в Антарктиду, пытаются покорить пик Винсон, который входит в «семь вершин» — программу по восхождению на высочайшие точки каждого континента.
Поездка и восхождение на него стоит от 45 тысяч долларов и является самой дорогой в списке восхождений на самые высокие горы семи континентов ( для сравнения восхождение на Эверест стоит от 40К$)

Много интересных фото и захватывающий рассказ о путешествии здесь

Фото С. Доли.

Источник:

Ссылки по теме:

  • Главная страница

  • Стиль жизни

  • Путешествия

Путешествие в Антарктиду: личный опыт

Отправиться в экспедицию к Южному полюсу – для многих это кажется недостижимой фантазией.

Путешествие в Антарктиду: личный опыт

Побывать в гостях у милейших пингвинов, полюбоваться белоснежными глыбами айсбергов, преодолеть бурные воды пролива Дрейка и увидеть своими глазами, как о синие воды океана бьют хвостами киты. Кажется, это что-то из области фантастики или прекрасного сна? Именно такие ощущения возникают у всех путешественников, отправившихся в Антарктиду. О своем удивительном путешествии к Южному континенту ОК! рассказала вокалистка московской absolute soul группы SHOO Шуня Балашова. Певица поделилась не только незабываемыми впечатлениями, но и практическими советами.

Поездка в Антарктиду – это звучит странно, и ты сразу же начинаешь представлять себя суровым капитаном в красной шапке и пахнущем рыбой грубом свитере, высматривающем на горизонте синие льды, обнимая маленького милого пингвина.

В наши дни есть несколько компаний, которые целенаправленно и структурированно разрабатывают план поездки в Антарктиду и всю программу туристического пребывания там. Это для тех, кто не является диким туристом и хочет посмотреть на красоту природы, при этом засыпая и просыпаясь в комфорте.  Тем не менее, несмотря на то, что на корабле и за его пределами на территории Антарктики вас будет сопровождать целая экспедиционная команда, надо учитывать, что это дикая земля, природа в своем суровом почти первозданном виде и придется подчиняться ее правилам.

Время года — зима

Лучшее время отправиться в Антарктиду – это российская и европейская зима, там как раз будет лето и довольно комфортно в плане погоды. Такая погода даст возможность пройти на круизном корабле там, где зимой может (и то не всегда) пробить себе путь только настоящий ледокол.

Южный город Земли

Прежде чем остаться наедине с синими льдами, придется проделать нелегкий и очень долгий путь в Аргентину, именно в этой стране находится город Ушуайя – самый южный город Земли, из которого ближе всего до заветной Антарктики.

«Край света». Так называют его местные. Пыльная и выцветшая фигура Девы Марии в мутной колбе на деревянном облезшем постаменте встречает странников в порту взглядом, полным мучений. Фоном ей служат товарные контейнеры, словно стеганое одеяло: разноцветные, со швами ржавых подтёков.

Город расположился на невысоких холмах, образовался вокруг тюрьмы, которую построили, чтобы освоить далёкую землю, никого добровольно не привлекающую. Дома разбросаны клочками по суровым складкам гор, соседствуют с гаражами и заколоченными заброшенными магазинами.

Все законсервировалось, будто в прошлом — 30-40 лет назад, не меньше. Или это декорации для съемок фильма о далеком неблагополучном американском городке? Улицы наполняют едва переставляющие ноги псы, оставленные на произвол судьбы семьями когда-то отважившихся попробовать на вкус быт на краю Света.

Пыльные товары в пыльных магазинах, решетки на окнах, рукописные ценники, манекены с ободранными лицами завлекают покупателей костюмами — по ощущениям, в лучшем случае, конца 90-х. По тонким мокрым улицам ездят фургоны и пикапы с затемненными дочерна стеклами, озвучивая печальный пейзаж хрипящей музыкой гуляющей молодежи. Подростки в цветастых ветровках заняли скамейки у церкви, тут же торгуют мелочами, разложенными прямо на земле, на другой стороне дороги на скорую руку исписан граффити и народными рисунками индейский базар.

Главная достопримечательность — тюрьма, а также самый вкусный на Планете краб. Некогда белые пластиковые вывески с улыбающимся задорным крабом или же огромный, с побитыми дождями и снегом клешнями, краб из папье-маше на крыше, или фотообои, изображающие настоящего краба — неважно — все рестораны обречены на успех. Здесь оканчивают свои экспедиции все лайнеры, и прославленное блюдо идет на ура даже в китайской забегаловке «Бамбук», появившейся тут каким-то удивительным и загадочным образом. Именно из Ушуайи мы и отправились в сторону Южного Полюса.

Антарктический dream team

Первым приятным впечатлением стала встреча с экспедиционной командой нашего корабля. Эти ребята действительно влюблены в свое дело и с огромной любовью и уважением к природе сопровождали нас в течение всего путешествия.

В первую ночь, когда мы преодолевали пролив Дрейка, нам показали фильм о том, как лидер нашей экспедиции – Джонатан – будучи еще подростком перезимовал в Антарктиде, проводя научные исследования и наблюдения. Представляете, как надо полюбить это, ни на что на свете не похожее место, чтобы посвятить всю свою жизнь работе там, после года (!), проведенного почти в одиночестве на базе посреди вечных снегов и льдов?

И корабль плывет…

В моих фантазиях путешествие в Антарктиду должно было быть суровым и диким, на корабле, которым океан будет играть, как котенок клубком. Мы будем гордо смотреть с борта на величественные могучие синие льды и вытирать соленые капли с лица… Но, как вы понимаете, все вышло немного по-другому. Сейчас поездки доступны и открыты любому желающему, передвигаемся мы на большом корабле, почти круизном лайнере, правда перед отправлением ты заполняешь подробную медицинскую анкету, указывая все свои «тонкие места», чтобы бортовой врач был в курсе, к чему готовится.

Корабль придерживается эко-концепции. Тут не используют пластиковые трубочки, вместо них – стеклянные. Отходы тщательно сортируются и прессуются прямо на корабле. На сушу ты не имеешь права вынести пластиковую бутылку — компания предоставляет многоразовые фляги и многое другое.

Отношение к животным очень уважительное, ежедневно проводятся собрания о том, как правильно вести себя при встрече с теми или иными видами. А также рассказы обо всех видах, которые мы можем встретить, подробно с картинками и всеми тонкостями.

Всю одежду и обувь на специальном собрании отмывают и пылесосят, чтобы не занести на сушу фрагменты чужеродных культур: семена, листья и пр. Дополнительная чистка происходит перед самой посадкой в лодку, в большом контейнере-корыте. На обратном пути сапоги снова отмываются, и при повторном выходе на берег процедура повторяется снова и снова.

Бурные воды Дрейка

Первое испытание, которое преодолевают все путешественники, положившись на судьбу – это пролив Дрейка, в котором сплетаются в страстных объятьях два океана: Атлантический и Тихий. Это место известно тем, что путники любого возраста и размера, вероисповедания и политических взглядов, терпят поражение в схватке с морской болезнью.

Нам повезло, качка была не сильной, мы вовремя отправились спать, еще не успев ощутить на себе все тяготы этого недуга, и под мерный скрип кренящегося на волнах корабля, в предвкушении первой высадки на берег, заснули, как дети. Когда начинаешь изучать историю открытия Антарктиды, первым шоком становится изображение тех маленьких корабликов, на которых исследователи и мореплаватели пересекали эти бурные воды, наш огромный лайнер и то качало и поднимало на волнах, а этими маленькими «лодками» (в сравнении в современными судами со всеми системами стабилизации), океан просто играл, закидывая то вверх, то вниз.

Первая высадка – станция Камара

Первая высадка дала нам понять, что тревожные ожидания по поводу супернизких температур были напрасны. В это время года на ближайших островах температура редко опускается до -5 градусов. Первой на нашем пути стала аргентинская база Камара, рядом с которой мы и встретили первых пингвинов.

Первая высадка на берег. Звенящая тишина, серо-черная гладь воды. Голубыми лампочками, светящимися изнутри, виднеются небольшие льдины.

Мы плывем, как в глубокой чашке из белого костяного фарфора, на борту лодки «Zodiac», маленькой и беспомощной по сравнению с массивным кораблем, с которого мы только сошли. Вокруг, но, кажется, неизмеримо далеко нас, снега и льды, опоясывающие уютную заводь, а впереди пустынный каменный пляж и суровые, будто брошенные кем-то второпях, постройки. На крышах и по острым верхушкам скал раскинулся мягкий густой туман. Шрамы, оставленные ветром и осадками на стенах Аргентинской станции CAMARA, придавали этому месту еще более зловещую и пустынную атмосферу.

Весь этот вид наводил на сюрреалистическую мысль, что мы проникли в заготовку чьего-то сна, нас здесь никто и ничто не ждет, и наше присутствие крайне нежелательно. Красные куртки нашей группы, как искры костра или бусины с порвавшейся внезапно нитки, рассыпались в разные стороны, заполняя монохромный пейзаж цветом.

А где же снега и льды? Поднявшись на холм, за красным потёртым зданием станции, мы увидели единственную заплатку снега, словно белый лист бумаги, упавший откуда-то с небес на усыпанный круглыми камнями остров. Не так мы представляли себе антарктическую высадку и, конечно, не думали, что воздух будет прогрет до +2, шерстяные шапки будут уныло киснуть под дождем, а один слой термобелья захочется выкинуть в окружающий нас со всех сторон океан.

Но тут мы встретили первых на своем пути пингвинов. И, конечно, забыли обо всех ожиданиях и погодных сюрпризах. Всё встало на свои места. Всего несколько «джентльменов во фраках» передвигались вдоль берега по странным траекториям, спешили по своим делам…

Дресс-код – «Black tie»

Все движения пингвинов казались невероятно неуклюжими, толстые лапки, похожие на сладкий фигурный мармелад, казалось, ранили острые верхушки камней, они то и дело спотыкались и меняли вектор движения, будто камни сами направляли их, куда следует. Вытягивая голову вперед и раскидывая крылья сзади, подобно тому, как делают маленькие дети, когда учатся ходить, они приспосабливают свое удивительное тельце к движению по неровной местности. Они смотрели на нас, а мы — на них, совершенно точно, мы были удивлены гораздо больше. Здесь этих птиц никто и никогда не обидел, поэтому они были близко, даже очень.

После часового подъема по каменным лабиринтам, густо укрытых гуано, утыкаясь носами в флисовый край парки, чтобы хотя бы чуть меньше ощущать стоящий в воздухе, усиливающийся по мере восхождения, смрад, мы добрались до удивительного места — колонии пингвинов Chinstrap. Запах стоял ужасающий, но зрелище того стоило.

Десятки гнезд и высиживающие яйца пингвины, периодически задирающие головы и горланящие песни, к которым подключались пингвины с другого холма и так же громко и ясно им отвечали.

На пути действовало правило: не переходи пингвиний хайвэй. Если пингвин идет близко к тебе или хочет пересечь твою дорогу, остановись и дай ему пройти. Часто длинная вереница группы останавливалась, как вкопанная. Особенно умиляло, когда высокие, в десять или более раз превосходящие птиц по размеру, суровые мужчины, трепетно уступают тропу этим смешным созданиям.

Через несколько дней и несколько высадок к разным колониям разных подвидов пингвинов, конечно, они уже воспринимаются как что-то привычное и перестают так поражать. Потом уже, например, где-то в метро в Москве, спустя месяц тебя вдруг «догоняет» это воспоминание, но уже так тяжело поверить в то, что месяц назад ты видел этих лапочек на расстоянии вытянутой руки.

Само собой, в красоту и чистоту природы когда-то вмешался человек со всеми его интересами и характерными чертами (читай – пороками). Поэтому на белоснежном теле Антарктиды появлялись, в течение всего времени освоения человеком, шрамы в виде забытых баз, затонувших кораблей, уничтоженных видов животных…

Бухта Вильгельмина

Ночи нет, пока ты в Антарктике. Целые сутки небо умеренно серое, как заливка, в некоторых местах сливается со снежными массивами, в некоторых — отрезается острым краем скал и ледников.

Сон среди пелены в 5:30 прерывает голос капитана: извиняется за то, что тревожит и указывает на десятки горбатых китов на нашем пути. Они окружают корабль, двигаются плавно, словно на замедленной перемотке, поднимаются к поверхности воды, величественно погружаются в синий океан, затем и бабочка китового хвоста скрывается в воде. Они не боятся большого судна, порой подплывают так близко, что можно разглядеть их живот и белые полосы на толстой иссиня-черной коже.

Уже днем мы подходим и высаживаемся в китобойной бухте Вильгельмина. Тут в начале XX века люди выбили немыслимое количество животных. Их били и били, ради наживы, больше и больше… Это приносило космические деньги, потом присылали новые корабли, которые были приспособлены еще лучше к убийству китов. Компании обогащались и процветали, выдумывая новые изобретения для более выгодной и быстрой разделки и использования китовьего тела. Всё это продолжалось, пока популяция почти не исчезла.

После того, как утром доверчивые грузные великаны, подплывая близко к кораблю, давали заглянуть себе в глаза, впечатление от бухты было особенно щемящим. Стыд и тишина повисли в густом воздухе. Было слышно, как очень далеко всплывают в глади ноздри кита, выдавая фонтан пара и воды, словно разочарованно вздыхая, а мимо лодки беззвучно проплывало гладкое стекло черного льда.

Вишенкой на этом прогнившем торте стал полузатонувший корабль норвежских китобоев. Смерть этого судна как бы является квинтэссенцией всего, что происходило тут: праздновали очередной удачный поход, пили и гуляли, остановив корабль прямо тут же, где весь сезон убивали и убивали без устали, в разгар веселья кто-то опрокинул лампу, вечеринка закончилась с огоньком, в прямом смысле. Корабль до сих пор торчит ржавым гвоздем в белом теле девственной природы, напоминая о человеке. Единственной пользой можно считать то, что корабль стал домом для сотни птиц.

Впечатления от этого удивительного путешествия у каждого, вероятно, останутся свои: кто-то запомнит и отпечатает в своей памяти огромные айсберги, от которых, то и дело, откалываются и тяжелым грузом обрушаются в безмятежную воду, огромные куски льда, кто-то никогда не забудет смешные мордочки разлегшихся, как валуны, по одному на каком-то из островов, толстокожих котиков и морских леопардов, кто-то будет помнить удивительную остановку в охваченном льдом почти круглый год море Уэддэлла, где нам все же удалось высадиться на океанический лед…

Тает лед…

Всё это другой мир, другие ощущения и какой-то другой ты… Если представится возможность, обязательно отправляйтесь в это уникальное путешествие, кто знает, что ждет нашу Планету в такое непростое время… Льды всё же тают, несмотря на все разговоры о том, что Глобального потепления нет и это все выдумки, люди, тесно связанные с Антарктикой подтверждают, что таянье льдов – не выдумки, кроме того, потоки туристов и относительная доступность такого путешествия для людей в последнее время, играет не лучшую роль в жизни природы Антарктики.

Теперь несколько практических советов. Что брать с собой?

Во-первых, конечно, это фотоаппарат, а также самые далеко бьющие объективы, что вы найдете. Часто на горизонте или вблизи от корабля можно встретить китов, или же отдыхающих котиков или морских леопардов. На телефоне качество снимка из-за приближения будет ужасным, а зеркальный фотоаппарат легко справится с этой задачкой. Так что найдите фотик на дальней полке и смело кладите в сумку.

Непромокаемое… Всё. Все предметы одежды желательно должны быть непромокаемыми. Вы будете много ходить по снегу и залезать в лодки — иногда по колено находясь в воде. Допустим, сапоги вам выдадут на корабле (зависит от компании), а вот о штанах, руковицах, куртках стоит подумать самостоятельно. Одним из важнейших пунктов является непромокаемый рюкзак. Почти все экспедиции передвигаются на надувных лодках, где ваши рюкзаки по правилам безопасности заставят поместить в центр лодки, где нередко копится вода.

Солнцезащитный крем и солнечные очки. Тут все просто – снег великолепно отражает солнце и без этих средств просто не обойтись. Во-первых не удобно, а, во-вторых, просто опасно и для глаз и для кожи

Не берите одну супертеплую вещь, лучше много слоев термобелья. Стиль «капустка» рекомендуют при поездке в Антарктиду. Несколько слоев одежды позволят вам в долгом пешем восхождении, если станет жарко, скинуть пару термоштанов и курточку, а на вершине, где одолевает ветер, допустим, накинуть дополнительный слой.

Бутылка для воды/теплых напитков. На сушу запрещено выносить пластиковые бутылки (понятно, полиция вас не арестует, но лучше не рисковать забыть свою недопитую воду на пустынном острове, ведь пластик – настоящая напасть для дикой природы.

Возьмите с собой книги, какие-то игры или заранее загруженные фильмы/сериалы/обучающие видео. Нам детям интернет-контента почти невозможно представить мир без доступа в сеть, но в пути к заветному южному континенту в проливе Дрейка не будет ни сети, ни, тем более, намека на интернет. Так что, либо будьте готовы остаться с собой один на один, либо вспоминайте все истории из жизни для долгих бесед в каюте, либо подготовьте достойный досуг без использования интернета.

Заметки о путешествии Дианы Никитиной

По моим наблюдениям, у много путешествующих людей поездки в какой-то момент становятся сродни коллекционированию. В данном случае коллекционируют страны и континенты, стремясь «приобрести» недостающую, редкую. Я уже могла гордиться вполне богатой коллекцией, когда вдруг осознала, что «пропустила» не просто маленькую, богом забытую страну, а целый континент. Имя ему Антарктида.

УШУАЯ – «край света» и «ворота в Антарктику»

Вполне логично путешествие к самому южному материку начинается в самом южном городе Аргентины (а заодно и планеты) – Ушуае. Этот небольшой городок, примостившийся под Андами, так и называют – fin del mundo, «край света». В местном порту меня ждет красавец-теплоход «Си Спирит», на борту которого мне и предстоит покорить Шестой континент.

ФОЛКЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА

ФОЛКЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА

До вожделенной Антарктиды нам предстоит сделать две остановки на субантарктических островах – Фолклендских и Южной Георгии. Россияне больше ассоциируют Фолкленды с войной за архипелаг между Аргентиной и Британией, нежели с субантарктической природой. Столица Фолклендов – Порт Стэнли – британский форпост в субантарктике. Это наглядно демонстрируют красные телефонные будки и пабы с британскими флагами и непременным fish and chips в меню.

Арка из реберных костей кита.

ФОЛКЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА

ФОЛКЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА

ФОЛКЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА

Но все это лично для меня совсем не главная достопримечательность. Я ищу следы близости Антарктики – и нахожу.

Типичное местообитание пингвинов представляется среди льда и снега. Здесь же, среди зарослей травы, именуемой tussock grass, обитает 75% мировой популяции хохлатых пингвинов. По-английски они зовутся rockhopper (rock – скала, hopper – прыгун), и это название отражает их манеру передвигаться – они скачут.

Эти хохлатые прыгуны совсем не выглядят милашками. И точно совершенно не боятся человека, бесцеремонно нарушая минимальную 5-метровую дистанцию. Про эти 5 метров, ближе которых мы не должны подходить к любому представителю фауны, нам неоднократно повторил экспедиционный лидер. Пингвинам, видимо, этот закон не писан.

ФОЛКЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА

ЮЖНАЯ ГЕОРГИЯ

Южную Георгию называют столицей пингвинов. Забегая вперед, скажу, что самое сильное «пингвинье» впечатление я получила именно здесь. Пингвины были и потом, на материке Антарктида. Но здесь у нас была «королевская аудиенция» у одних из самых красивых представителей пингвиньего рода – у королевских пингвинов.

В Сэлисбери Плейн обитает 250-тысячная колония королевских пингвинов.

Странно было видеть процесс размножения местных «королей» в разных временных стадиях одновременно.

Королевский пингвин высиживает (вернее, выстаивает) яйцо, удерживая его на ногах и укрывая сверху складкой кожи. Занимается этим исключительно самец, самка же в это время отправляется на поиски пищи, чтобы восстановить вес после брачных игр.

ФОЛКЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА

Мохнатый пингвин на переднем плане – детеныш королевского пингвина. Он настолько непохож на родителей, что в 19 веке ученые ошибочно причислили его к отдельному виду – «woolly penguine» (шерстистый пингвин).

ФОЛКЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА

А у этих «шерстистых» остались только такие вот «прически».

ФОЛКЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА

Каждый год на берега Южной Георгии выходят для размножения 2 млн. морских котиков.

ФОЛКЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА

Когда-то здесь активно промышляли китов и тюленей. В 1912 Южную Георгию стали называть «Южной столицей китобойного промысла». Охота на китов и тюленей была запрещена в середине 1960-х. Сегодня о тех временах напоминают заброшенные китобойные станции.

ФОЛКЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА

ФОЛКЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА

Церковь в Грютвикене – единственном поселении на Южной Георгии.

ФОЛКЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА

ФОЛКЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА

КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА

Вот, наконец, и льды в различных проявлениях – то, с чем ассоциируется континент Антарктида.

КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА

Нам объяснили, что такую разновидность «замерзшей воды», как морской лед, удается увидеть не всем гостям Антарктиды. А чтобы он был одновременно разреженными «островками», позволяя пройти сквозь него, и достаточно прочным, чтобы выдержать группку ликующих людей…Это уж совсем для счастливчиков!

КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА

Опасные хищники, морские леопарды, наводят страх и ужас на всех тюленей и пингвинов. Наш мирно грелся на солнце и улыбался.

КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА

Мы идем проливом Лемэра, известным также как «ущелье Кодак». Это не просто потрясающе красивое, но и неизменно фотогеничное место собирает на открытых палубах рекордное количество пассажиров с фотоаппаратами – отсюда и название «Кодак».

Нам везет просто необыкновенно. Есть ли что-то более уместное в этом фантастическом проливе, чем парусник?

КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА

Разве что кит, помахавший нам хвостом на выходе из Лемэра.

КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА

КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА

Бухта Плено пленяет огромными статичными айсбергами, размером с многоэтажные дома. И пещерами, куда очень хочется заглянуть…

КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА

КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА

НАУЧНЫЕ СТАНЦИИ

Порт Локрой, регион Антарктического полуострова. До 1962 в Порт Локрой располагалась британская исследовательская база. Сейчас в летний сезон на базе станции открывается музей истории освоения Антарктиды. При музее – сувенирный магазин и почта, откуда я отправила друзьям открытку с видом Антарктики и британской антарктической печатью.

КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА

КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА

Так жили полярники.

КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА

Портреты Мэрилин Монро и других актрис в полный рост напоминают о долгих зимовках в те времена, когда работа на антарктических станциях была исключительно мужским делом.

КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА

КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА

Небольшой кусочек Украины в Антарктиде, украинская станция «Академик Вернадский» досталась Украине в 1996 году в наследство от Великобритании за 1 фунт стерлингов (оригинал памятной монеты можно увидеть на стене здешнего бара).

КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА

КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА

Российская станция Беллинсгаузен. При станции расположена единственная в Антарктике русская православная церковь.

КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА

КОНТИНЕНТ АНТАРКТИДА

Если бы Антарктика была музыкой, это был бы Моцарт. Если живописью – Микеланджело. Литературой – Шекспир. И все равно – это нечто большее. Единственное место на Земле, оставшееся таким, каким может быть только оно. Нам никогда не постичь его. Антарктика – не принадлежащая ни одному государству, и одновременно принадлежащая сразу всем – не стала очередным экспонатом моей «географической коллекции». Она, как и все уникальное, осталась вне.

  • Путешествие в 1000 миль начинается с одного шага сочинение
  • Путешествие базарова и кирсанова сочинение
  • Путешествие алисы это сказка или рассказ
  • Путешественники как пишется правильно
  • Путешественники как пишется и почему