Творческий проект в старшей
группе «Дагестанские народные сказки».
Цель: Развитие познавательной и речевой
активности детей
средствами дагестанского фольклора.
План
проекта:
Сентябрь:
«Дагестанское творчество в воспитании детей дошкольного
возраста.
Изучение
методической литературы. Подбор материала.
Октябрь:
Применять дагестанские пословицы и поговорки в режимных
моментах
Создание картотеки дагестанских пословиц
и поговорок для работы с детьми.
Ноябрь:
Дидактические,
настольно – печатные игры по мотивам потешек
Изучение темы «Настольно – печатные игры по дагестанским сказкам»
Декабрь:
Чтение детям дагестанских сказок
Изучение темы: «Дагестанское творчество, как средство духовно
– нравственного различия личности ребенка»
Январь:
«Воспитание
трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
Игры с
пословицами, потешками.
Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми».
Февраль:
«Из
какой дагестанской сказки герой», «Угадай сказку».
Изготовление картотеки дагестанских сказок.
Март:
Учить детей обыгрывать знакомые сказки
— Изучение
темы: «Театрализованные игры
как средства
развития речи детей».
— Итоговое мероприятие – Театрализованное
представление «Шейдулла лентяй».
— Диагностика
— Проведение
итоговой диагностики
2.
Работа с родителями
Сентябрь:
«Дагестанский
фольклор»
Анкетирование
Октябрь:
«Дагестанские
загадки, поговорки, пословицы»
Наглядно
– текстовая информация.
Ноябрь:
«Роль
родителей в нравственном воспитании детей»
Беседа
с родителями
Декабрь:
«Дагестанские
игры»
Консультация
Январь:
«Диво –
дивное, чудо – чудное»
Выставка
балхарских игрушек
Февраль:
Значение
малых жанров устного народного творчества
Консультация
Март:
— Подведение итогов проекта.
— Мониторинг (диагностика)
Анкета.
«Дагестанский
фольклор в жизни вашего ребенка».
Уважаемые
родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей
работы воспитателей по народному фольклору с дошкольниками.
1. Знаете ли Вы что такое дагестанский фольклор?
2. Какие жанры фольклора вы знаете?
3. Используете ли Вы народный фольклор в развитии вашего ребенка?
4. Надо ли знать дагестанские сказки?
5.
Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?
6.
Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком
8. Как Вы приобщаете к народному фольклору в своей семье?
9. Что бы Вы хотели узнать о дагестанском фольклоре?
10. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по
приобщению детей
к дагестанскому.
Прогнозируемый
результат:
У
воспитанников:
-сформируется устойчивый интерес к дагестанскому фольклору,
традициям и культуре родного края;
-повысится уровень связной речи;
-словарь детей обогатиться новыми словами, оборотами,
выражениями.
У родителей:
— взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;
-поощрение использования дагестанского фольклора в играх детей дома.
Внеурочная деятельность. Дагестанский фольклор 4класс.
1. Развивать у учащихся любовь и уважение к дагестанской народной культуре;
2.Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на занятиях краеведения через различные формы игровой деятельности;
3. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Оборудование: компьютер, карточки с пословицами.
Учитель: Первая страница нашего устного журнала викторина – « Откуда эти строки?». ( Отрывки из пройденных песен, сказок; записи проецируются на доске).
1.И держал гряду высоко,
Полководец из Гимри,
А за ним стоял народ,
Что свободой дорожил.
( Из исторической песни « Шамиль»).
2.Отсохни проклятый и лживый язык,
Который привык клевать на людей,
Пусть очи откроются тех простаков,
Кто сразу поверить готов к клевете.
( Из песни об Али-молодце).
3. Жила-была на свете счастливая мышь.
( Из сказки « Кто сильней»)
4.Змея слезла с плеча крестьянина и улеглась на дороге, а крестьянин опять придавил её камнем. ( Из сказки « Кто прав»).
5. Жила была маленькая девочка, добрая и послушная. Больше всего она любила рисовать.( Из сказки « Девочка и котёнок»).
6.Ни один из моих лекарей не смог вылечить меня, человек-лекарь превзошёл вас, пусть он скажет своё желани ( Из сказки « В стране джинов»).
7. С той поры, когда Ахмед подарил Аминат дикую розу, все юноши стали дарить своим возлюбленным розы в знак чистой и нежной любви.
( Из сказки « Дочь хана и охотник»).
Учитель: Ребята, а вы любите дарить мамам, бабушкам, сестрам, тётям цветы? Дарите, мальчики, женщинам цветы. Дагестанские мужчины всё, что угодно подарят, а цветы дарят редко.
А теперь ребята, представляете, что случилось? Ко мне попалась перепутанная сказка. Вы должны из перепутанных частей восстановить сказку. Читается сказка, дети её восстанавливают. А кто перескажет?
Вот пришел заяц на берег моря, а там, на берегу паслись овцы. Как увидели овцы бедного зайца, разбежались в страхе кто куда.
Удивился заяц, кувыркнулся от радости через голову:
Рассуждал однажды, говорят, заяц сам с собой: «И что за горькая жизнь у меня! Люди не дают мне покоя. Волки не дают мне покоя.
— Ого, есть, оказывается, кое-кто трусливей меня! Так нет же, не брошусь в море!
Орлы не дают мне покоя. Всех я боюсь, всегда я дрожу. Трусливей меня, верно, нет существа на свете! Лучше умереть, чем так жить!»
И отправился, говорят, заяц к морю, топиться.
И побежал заяц, гордый и веселый, домой в горы.
Дагестанская сказка «Трусливый заяц». ( Восстановленная)
Рассуждал однажды, говорят, заяц сам с собой: «И что за горькая жизнь у меня! Люди не дают мне покоя. Волки не дают мне покоя.
Орлы не дают мне покоя. Всех я боюсь, всегда я дрожу. Трусливей меня, верно, нет существа на свете! Лучше умереть, чем так жить!»
И отправился, говорят, заяц к морю, топиться.
Вот пришел заяц на берег моря, а там на берегу паслись овцы. Как увидели овцы бедного зайца, разбежались в страхе кто куда
Удивился заяц, кувыркнулся от радости через голову:
— Ого, есть, оказывается, кое-кто трусливей меня! Так нет же, не брошусь в море!
И побежал заяц, гордый и веселый, домой в горы.
Учитель: Ну, ребята, вы молодцы!
Вторая страница нашего журнала посвящена загадкам. Загадки – один из жанров устного народного творчества.
Как и сказки, загадки в течение многих столетий передавались из поколения в поколение. Возникли они в глубокой древности. В загадках отразилась поэтическая душа труженика, всегда жившая тяга к прекрасному. Отгадаем загадки.
1.Золотой кнут, лежащий под камнем. ( Змея).
2.Вокруг озеро, в середине змея, во рту огонь. ( Свеча).
3.К завтраку на четырёх ногах, к обеду на двух, а к ужину на трёх ногах. ( Человеческая жизнь)
4.Белая бурка, надетая на равнину. ( Снег).
5.Мёда милее, свинца тяжелее.( Сон).
6. Поднимается, теряется и назад возвращается.
7. Из одного делает двух. ( Зеркало).
8.Высокая девица, тонкая нога,
Зеленая косица скрывает жемчуга. ( Кукуруза).
9. Не огонь, но весь мир греет. ( Солнце).
10.Век не вылезет из корыта. ( Рыба).
11. Дом носит на спине. ( Улитка).
12. В одной мечети два джамата. ( Язык и зубы).
13. Два брата рядом обитали,
Друг друга братья не видали. ( Глаза)
15. Она никого не обижает, а все её задевают. ( Дверь).
16. Пять мастеров на одной стене. ( Пальцы рук).
17. Железный конь землю пашет. ( Трактор).
Учитель: Ребята, постарайтесь запомнить загадки. Составляйте их сами тоже. На досуге используйте их. В компании друзей вас будут считать интересным, любознательным человеком. Загадки обогащают нашу речь.
Сейчас — третья страница нашего устного журнала. Посвящена она пословицам и поговоркам.
Пословица – это как бы энциклопедия народа, в которой содержаться ответы едва ли не на все вопросы жизни. В них говорится, как надо и как не надо жить, как поступить в тех или иных случаях, что имеет ценность истинную и что мнимую. Однако не следует думать, что каждая пословица сама по себе – это закон или окончательная истина. Пословицы вспоминают к случаю, к слову. Какие пословицы вы знаете? ( После ответов учеников можно предложить к их вниманию следующие пословицы).
1.Хоть мал топор — хватило сил;
Большое дерево срубил.
2.Когда б величье достигалось криком,
То слыл бы и осёл великим.
3.Ум — вот матерь умения.
Матерь ума – терпенье.
4. Ручьишко к морю не пробился,
Он слишком торопился.
5. Войны не рождают сыновей,
Войны убивают сыновей.
6. Коль хочешь голову сберечь свою,
Обдумывай получше речь свою.
7. Нам дарит доброта продленье века,
А злоба старит человека.
8. Хороший ученик
Может потерять
Скорее свой чарык,
Чем свою тетрадь.
Учитель: Надеюсь эти пословицы вам понравились , и вы их запомните.
Четвёртая страница нашего устного журнала посвящена игре. Давайте поиграем в игру « Ответь пословицей или поговоркой». (Здесь можно послушать ответы детей или же проецировать ответы на доске, чтобы они выбрали правильные).
1.Сел однажды Карим уроки делать. Полчаса ручку искал, потом оказалось, что задачник пропал неизвестно куда. Так и не сделал он уроков как следует, а матери пожаловался, что времени не хватает. Какую пословицу напомнила ему мать?
2.Саида была большой зазнайкой. Всегда держалась высокомерно и грубо разговаривала со своими одноклассниками. Ей нечего не стоило подвести подруг. Очень часто ябедничала на них. Однажды она пожаловалась учительнице, что её обижают в классе, и никто не хочет с ней дружит. Каждую пословицу напомнила учительница?
3.Уже стемнело, когда друзья возвращались с горы. Они проходили мимо кладбища. Вдруг Гасан схватил Батыра за руку: «Смотри, вон кто-то стоит». Казалось, что это был обыкновенный телефонный столб. Какую пословицу, смеясь, напомнил Гасану товарищ?
4.На соревнованиях по бегу Нина, не дождавшись сигнала бросилась со всех ног вперед, споткнулась и под общий смех упала. Какую пословицу она вспомнила при этом?
Ответы можно выбрать из них:
1.Правда – в глаза хороша
2. У страха глаза велики
3.Где аккуратность – там и опрятность.
4.Восхвалять себя – напрасный труд,
Если ты хорош, и так поймут.
5.Дружба — дружбой, служба – службой.
6.Правда – в глаза хороша
Дагестанские народные сказки. Аци – Баций (табасаранская сказка)
Жил-был маленький Аци-Баций. Он никого не боялся, забрался в ущелье, где жил аждаха, и целый день распевал там весёлые песенки.
Вечером Аци-Баций нашёл инжирное семечко, зарыл в землю и сказал:
— Семечко, семечко, стань завтра деревом! Семечко послушалось Аци-Бация и стало деревом. Аци-Баций обрадовался, целый день пел на его ветках, а вечером сказал:
— Веточки, веточки, покройтесь завтра цветами! Ветки послушались и покрылись цветами. Аци-Баций целый день играл с ними, а вечером сказал:
— Цветочки, цветочки, станьте завтра плодами! Цветы послушались и превратились в сладкие винные ягоды. Аци-Баций радуется и ест.
Злой аждаха узнал, что в его ущелье забрался Ацп-Баций, пришёл к дереву и сказал:
— Аци-Баций, попрыгай с ветки на ветку, брось дедушке сладкую ягодку.
Аци-Баций бросил ягодку, а аждаха говорит:
— Аци-Баций, попрыгай ещё с ветки на ветку, брось дедушке сладкую ягоду.
Аци-Баций прыгнул с ветки на ветку и упал. Аждаха схватил его, сунул в свой хурджун и понёс домой.
Когда аждаха проходил через лес, Аци-Баций сказал:
— Дах-дах, а в этом лесу тоже есть Аци-Баций.
— Где, где? — спросил жадный аждаха.
— А вон на том дереве, — говорит Аци-Баций.
Аждаха сбросил свой хурджун с плеча и пошёл к дереву.
— Дальше, дальше, Дах-дах!—кричит Аци-Баций. Аждаха отошёл подальше, а Аци-Баций вылез из хурджуна, набил его камнями и убежал.
Аждаха принёс хурджун домой, забрался на крышу, кричит в дымоход:
— Вставай скорей, дочь аждахи! Ставь на очаг большой котёл — сварим Аци-Бация!
Дочь аждахи поставила на очаг большой котёл, аждаха высыпал в него камни из хурджуна, — котёл разбился.
— Обманул меня Аци-Баций, — сердится аждаха. Назавтра аждаха снова пошёл к инжирному дереву и говорит:
— Аци-Баций, попрыгай с ветки на ветку, брось дедушке сладких ягодок!
Аци-Баци сорвал все гнилые ягоды и бросил аждахе.
— Ах, как много ягод, — радуется аждаха и снова просит: — Аци-Баций, попрыгай с вегки на ветку, брось дедушке ещё ягодок.
Аци-Баций сорвал все червивые ягоды и бросил в раскрытую пасть аждахи.
— Ах, какие жирные ягоды, — хвалит аждаха и просит, — попрыгай, Аци-Баций, ещё с ветки на ветку.
Аци-Баций прыгнул и упал с дерева. Аждаха подхватил его, спрятал в хурджун и понёс домой.
По дороге у аждахи разболелся от гнилых ягод живот. Аждаха дошёл до леса, скинул хурджун с плеча и говорит:
— Полежи пока здесь, Аци-Баций, — я отдохну.
Аци Баций кричит из хурджуна:
— Дах-дах! Это сад моего отца. Отойди подальше!
Аждаха отошёл, а Аци-Баций кричит:
— Отойди подальше, это земля моей матушки!
Аждаха отошёл подальше, а Аци-Баций вылез из хурджуна, набил его камнями и убежал.
Аждаха принёс хурджун домой, залез на крышу, кричит в дымоход:
— Вставай скорей, дочь аждахи, ставь на огонь средний котёл!
Дочь аждахи поставила средний котёл, аждаха высыпал в него камни, котёл разбился.
— Опять обманул меня хитрый Аци-Баций, — сердится аждаха.
Наутро он снова пошёл к инжирному дереву.
— Аци-Баций, попрыгай о ветки на ветку, брось дедушке сладких ягодок!
Аци-Баций попрыгал с ветки на ветку и упал. Аждаха засунул его в хурджун и без остановки потащил к своему дому. Залез на крышу и кричит в дымоход:
— Вставай скорей, дочь аждахи, ставь малый котёл! Дочь аждахи поставила котёл, аждаха вытряхнул в него Аци-Баций, закрыл котёл крышкой а ушёл на охоту. Вода в котле нагревается, Аци-Баций переворачивается с боку на бок и всё-таки не унывает.
— Пив-пив, — весело напевает он свою песенку, — разве ты пропадёшь, Аци-Баций?
— Пив-пив, всё равно обману аждаху!
Дочь аждахи услыхала голос Аци-Бация и говорит: — Как ты хорошо поёшь, Аци-Баций. Спой погромче.
— Открой крышку котла, будет погромче, — говорит Аци-Баций.
Дочь аждахи приоткрыла крышку, а Аци-Баций запел вполголоса:
— Пив-пив, разве ты пропадёшь, Аци-Баций? Пив-пив, всё равно обману аждаху!
— Опять плохо слышу, — говорит дочь аждахи. — Пой громче.
— Сбрось совсем крышку с котла, — отвечает Аци-Баций, — будет погромче.
Дочь аждахи сбросила с котла крышку, Аци-Баций выскочил из котла, толкнул в него дочь аждахи, прикрыл крышкой, а сам спрятался у двери.
Аждаха вернулся с охоты, заглянул в котёл, сердится:
— Опять обманул меня, хитрый Аци-Баций! Съел аждаха свою дочь, вышел во двор, кричит:
— Аци-Баций, где ты?
— Я в брюхе твоего коня, — отвечает Аци-Баций. Аждаха съел коня, не нашёл Аци-Баций, кричит:
— Аци-Баций, где ты?
— Я в желудке твоей коровы, Дах-дах! Аждаха съел корову, не нашёл Аци-Баций, кричит:
— Аци-Баций, где ты?
— Я в твоём доме на полке, Дах-дах!
— Что ты там делаешь, Аци-Баций?
— Ем халву, — отвечает Аци-Баций.
— Брось и мне кусочек!
Аци-Баций бросил. Аждаха проглотил и говорит:
— Ах, какая сладкая халва. Брось ещё!
Аци-Баций схватил и халву, и всё, что было на полке, и бросил в раскрытую пасть аждахи.
— Ах, как много халвы, — радуется аждаха, — брось ещё!
Аци-Баций подхватил пустым котлом горящие угли из очага и бросил вместе с котлом в раскрытую пасть аждахи.
Аждаха подавился, а Аци-Баций вернулся на своё дерево, стал по-прежнему прыгать с ветки на ветку, есть сладкий инжир и распевать весёлые песни.
ЛИСА И ЗМЕЯ (аварская народная сказка)
Как-то подружились лиса и змея и решили побродить по свету. Долго шли они по лесам, полям, горам и ущельям, пока не вышли к широкой реке, где не было брода.
— Давай переплывём реку, — предложила лиса.
— Но я совсем не умею плавать, — соврала змея.
— Ничего, я тебе помогу, обвейся вокруг меня.
Змея обвилась вокруг лисы, и они поплыли.
Тяжело было лисе, но она не подавала виду и плыла, выбиваясь из сил.
Уже у самого берега змея начала крепко сжимать лису своими кольцами.
— Что ты делаешь? Ведь так и задушить можно! — закричала лиса.
— Так тебе и надо,- ответила змея.
— Ну что ж, видно смерти не миновать,- простонала лиса.- Об одном только сожалею. Сколько лет мы дружим, а я ни разу не видела вблизи твоё лицо. Сделай последнее одолжение — дай как следует посмотреть на тебя перед смертью.
— Хорошо. Да и я тоже хочу взглянуть на тебя напоследок, — сказала змея и приблизила голову к лисе.
Лиса тотчас отгрызла змеиную голову и вышла на берег. Здесь она освободилась от мёртвой змеи и воскликнула:
— Не доверяй друзьям, которые извиваются!
Девушка и нарты (аварская народная сказка)
Давным-давно в одном из городов Дагестана жил известный бахарчи. Слава о его подвигах гремела далеко за пределами страны. Но вот в городе начали исчезать один за другим самые удалые джигиты. Не оставалось никаких следов — человек исчезал, как струйка кизячного дыма.
Многие удальцы всполошились — каждый ожидал своей очереди.Тревожно было на сердце и у нашего бахарчи, хотя храбрость его была испытана не раз.
Однажды глубокой ночью в ворота его дома громко постучали и раздался чей-то голос: «Выходи!». Бахарчи хотел было выйти, но жена сказала:
— Кто же покидает дом полуодетым? Джигит должен выйти в полной готовности. Я оседлаю коня, а тем временем ты оденься и вооружись.
Вскоре бахарчи в полном вооружении вышел за ворота, ведя за собой оседланного коня. В темноте он увидел всадника, который знаком предлагал ему следовать за собой. Бахарчи повиновался.
Они выбрались за город и молча поехали, впереди — незнакомец, за ним — бахарчи.
Когда они приблизились к какому-то замку, незнакомец сказал:
— Оставайся около коней и жди меня.
Бахарчи молча повиновался.
Незнакомец перелез через стену и исчез. Скоро из дворца послышались ужасные крики и звон шашек. Кони рванулись, было в разные стороны, но бахарчи удержал их, ободрав себе кожу с обеих рук. Как только за стеной стихло, незнакомец вернулся, вытер саблю и прыгнул в седло.
— Один готов,- задумчиво сказал он и тронул поводья.
Бахарчи последовал за ним, не сказав ни слова.
Так они подъезжали еще к двум замкам, и каждый раз все повторялось. Незнакомец молча перелезал через стену, затем раздавались ужасные вопли и сабельный звон. Из третьего замка незнакомец вышел, шатаясь, и с трудом взобрался на коня.
— Все кончено,- сказал он и повернул обратно к городу. Когда стало светать, всадники добрались до города. Незнакомец поехал по кладбищенской дороге, слез около свежевырытой могилы, подошел к четырем стоящим рядом могильным плитам и снял шапку. Длинные золотистые волосы рассыпались по плечам, и бахарчи с изумлением увидел, что это девушка.
— Слушай меня, джигит,- начала она свой рассказ.- Еще недавно я счастливо жила со своими тремя братьями. Но в ночь перед моей свадьбой три нарта со слугами предательски напали на нас и умертвили моих братьев и моего жениха. Я знала этих нартов, потому что они несколько раз сватали меня, но получали отказ.
Я давно собиралась отомстить подлым нартам, но для этого мне нужен был надежный помощник. Я отправилась к самым прославленным джигитам, но не встретила достойного. На мой зов одни выходили без оружия, другие без рубашки, третьи просто в нижнем белье. Я поняла, что во всем городе не осталось настоящего джигита. В гневе я поубивала этих недостойных людей, слава которых похожа на призрак.
Наконец мой выбор остановился на тебе. И ты явился на мой зов достойно. Не знаю, чья это заслуга: твоя или твоей жены.
В последнем замке челядь младшего нарта смертельно ранила меня. Прошу тебя исполнить мою просьбу, похоронить меня в этой могиле, рядом с братьями.
— Не говори таких слов! — закричал бахарчи.- Я вызову самых лучших лекарей, и ты будешь еще долго жить. Я буду твоим братом, а моя жена — сестрой.
— Даже если бы я и не была ранена, то все равно я должна была бы умереть. Зачем жить без любимого и близких! — и девушка упала замертво.
К омментарии к аварской сказке «Девушка и нарты» от Сказочника
Прочли сказку? Замечательно. Надеюсь, она вам понравилась. А теперь пора ее обсудить и сделать выводы. Потому что каждую сказку надо читать вдумчиво.
Главные герои сказки «Девушка и нарты»
Ответьте на вопрос: кто главные герои сказки?
Мораль сказки «Девушка и нарты»
Внимательно прочтите сказку и подумайте: какова же ее мораль?
ВЕДЬМА И ЦИНЦИР (Лакская народная сказка)
В далёкие давние времена жили, говорят, на земле ведьмы, и пожирали они, говорят, детей. Рассказала мне моя прапрапрабабушка. Пошли однажды, когда она ещё молодая была, девушки из её аула в лес черемшу рвать, ягоды собирать. А чтоб веселей было, взяли с собой соседского мальчика по имени Цинцйр. Годов Цин-циру было немного, но был он малый шустрый и смышлёный. Рвали девушки весь день черемшу, песни пели, шутили и не заметили, как ночь наступила. Потеряли дорогу, заблудились в тёмном лесу. Долго шли они, куда, сами не знали. Поздней ночью увидели в лесной чаще огонёк. Побежали на свет, смотрят: стоит старая лачуга, а на пороге клыкастая старуха.
– Заходите, – сладким голосом пригласила она девушек. – Я гостям всегда рада.
Накормила их ужином, постелила постель. Девушек к стене уложила, Цинцира на краешек. А старуха та была ведьма и уже облизывалась про себя, думая, как их всех съест. Много ли, мало ли времени прошло, спрашивает ведьма тихо-тихо:
– Кто спит? Кто не спит?
– Я не сплю, – откликнулся Цинцир.
– Это почему же ты не спишь? – удивилась ведьма.
– Меня мама ночью всегда кормит молочным пловом.
Что делать ведьме?! Сварила молочный плов. Цинцир сам поел и девушек угостил. Он уже почуял недоброе и шепнул девушкам: «Не спите!» Улеглись все. Тихо лежат, ждут: что дальше будет? Мало ли, много ли времени прошло, ведьма во второй раз спрашивает:
– Кто спит? Кто не спит?
– Я не сплю! – отвечает Цинцир.
– Почему? – сердито проворчала старуха.
– Ночью мама всегда даёт мне куркемей и хинкал.
Что делать ведьме?! Сварила проворно хинкал, куркемейиз кладовки принесла. Цинцир сам поел и девушек покормил. Снова все улеглись. Тихо лежат. А уже скоро светать станет. Нет у ведьмы терпения! Спрашивает потихоньку в третий раз:
– Кто спит? Кто не спит?
– Я не сплю! – говорит Цинцир. Рассвирепела ведьма:
– Чем ещё угостить тебя прикажешь?
– Клянусь жизнью, есть я не хочу! Ты нас хорошо угостила…
В это время моя мама всегда даёт мне водички. Она набирает её из речки ситом и приносит в плетёной корзине. Сорвала ведьма с гвоздя сито, схватила корзину, побежала на речку. Как только дверь за ведьмой хлопнула, вскочил Цинцир:
– Девушки, девушки! Поскорее вставайте! Бежим! Замешкаетесь – съест нас лютая ведьма.
Побежали они, дороги не зная, куда глаза глядят. Добежали до речки. Через речку бревно перекинуто… Перешли девушки и Цинцир на тот берег и бревно с собой унесли. Рады, что от ведьмы живыми ушли. Глядь, а ведьма уже на том берегу стоит.
– Перетащите меня, научите меня, как к вам переправиться, – просит ведьма.
А возле речки стояла развалившаяся мельница и на траве жернова лежали. Цинцир крикнул ведьме:
– Видишь большие круглые камни? Мы их на шею надели и перешли речку вброд.
Обрадовалась ведьма. Надела жёрнов на шею и прыг в воду. Жёрнов потянул её ко дну, и ведьма тут же утонула.– Теперь и домой можно идти! – говорит Цинцир.
– Ой, нет! – зашумели девушки. – Не пойдём домой с пустыми руками. Там у ведьмы наша черемша, наши ягоды остались. Пришлось Цинциру согласиться. Да не только черемшу и ягоды они забрали, а золото, и самоцветы, и богатую одежду. Всего у ведьмы в сундуках полно. С тем и домой пожаловали. Всем подругам подарки сделали. Моей прапрабабушке вышитый платочек достался. Хотела она платочком нос вытереть, а платочек через нос в горло проскочил – еле вытащили. Ведьма та была колдунья, и всё добро её было заколдованное.
Тема: «Львиная доля» Дагестанская сказка.
Цель:1. Продолжить работу по формированию навыков чтения (правильного, выразительного, осмысленного, беглого); учить умению оценивать поступки героев.
2 Развивать: — умение самостоятельно работать с текстом;
— читательское умение предопределять содержание;
— речь учащихся; — умение сравнивать, выделять главное.
3 Воспитывать: -культуру восприятия нанайской народной сказки на основе древних представлений человека об окружающем мире; — нравственные качества личности ребёнка; — создать творческую атмосферу сотрудничества в классе. ^ Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая. Индивидуальная самостоятельная работа – выборочное чтение, нахождение глаголов, формулирование вывода, домашнее задание (придумай своё продолжение сказки). Фронтальная работа – подводящий диалог, словарная работа.Технологии: Технология развивающего обучения позволяет использовать методы проблемного обучения (при выявлении места и причины затруднения — подводящий от проблемной ситуации диалог; при построении проекта выхода из затруднения – подводящий от проблемы диалог); позволяет использовать терминологию, предусматривает обучение на высоком уровне трудности с учетом возрастных и индивидуальных возможностей каждого, быстрый темп прохождения материала обеспечивает зону ближайшего развития. Методы здоровьесберегающих технологий — физкультминутка, положительный эмоциональный фон, создание ситуации успеха каждому учащемуся, радость самостоятельного открытия знаний, принятие мнения каждого, контроль правильной осанки, подготовка класса (проветривание, достаточное освещение). Методы и приемы: Наглядные: демонстрационные и раздаточные карточки, слайды презентации. Словесные: художественное слово, подводящий диалог, вопросы для актуализации знаний, вопросы уточняющего характера, проблемные вопросы, одобрение ответов учащихся. Практические: задания поискового характера, задания обобщающего характера, сотрудничество.Оборудование: Демонстрационный материал: карточки со словами, компьютерная презентация. ^ Прогнозируемый результат: В рамках заявленной темы и выбранного типа урока должны быть сформированы следующие компетенции: информационная (умение нахождения информации через задания, интерпретация текста через сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера, определение главной мысли текста); коммуникативная (умение сотрудничать в паре, группе, с учителем; умение вести диалог, строить высказывания, делать выводы и обобщения, отстаивать свою точку зрения и принимать мнение другого), кооперативная (готовность к сотрудничеству в паре и группе), проблемная (опыт самостоятельного решения учебных задач). Проблемный диалог требует больше времени, но обеспечивает понимание материала, стимулирует активность, интеллектуальное развитие, задействует познавательную сферу, речь. Результатом обучения должен стать осмысленный опыт деятельности, повышение активности на уроках, развитие творчества обучающихся. Содержание урока1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся. (Направлен на подготовку обучающихся к работе)
Учитель: На ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, придает бодрость, заряжает энергией, будит воображение. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок чтения.
II Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам:
Какую сказку читали на прошлом уроке? ( Алмазный топор)
Скажите. Что делал бедняк на берегу реки? ( рубил дрова)
Что случилось с топором бедняка? ( упал в реку)
Кто пришел на помощь бедняка? (старик)
Прочтите описание старика. ( Гайворонский В. Читает на стр.105)
Сколько раз старик нырял в реку? (3)
Какие топоры он доставал и какой забрал старик.
Прочитайте и скажите, как отнесся к богатству бедняка богач? 9 стр. 106 – Валиев)
Какой топор хотел получить богач? ( алмазный)
Чем закончилась эта сказка? Прочтите.
III. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой «Львиная доля», узнаем почему она так называется, кто главные герои этой сказки. — Как вы думаете, эта сказка авторская или народная?Ученики только предполагают, что это может быть авторская сказка, а может быть народная. Учитель: Чтобы узнать точно, мы должны познакомиться с эти произведением. IV. Изучение нового материала.1) Подготовка к восприятию сказки. Учитель читает сказку.Проверка первичного восприятия.-С чего начинается наша сказка, прочтите?— Какие действующие лица противопоставляются в сказке? Назовите их.Учащиеся высказывают и аргументируют свою точку зрения.
|
рассвирепел поохотился |
— Как вы понимаете значение первого слова? |
-Кто мне скажет, что обозначает последнее слова? V. Физминутка. На болоте две лягушки, две зелёные подружкиРано утром умывались, полотенцем растирались;Ножками потопали, лапками похлопали.Вправо, влево наклонились и обратно возвратились.Вот здоровья в чём секрет! Всем друзьям – физкультпривет! VI. Закрепление ранее изученного.
2. Игра «Отгадай произведение».
ІX. Домашнее задание. Прочитать сказку и ответить на вопросы после сказки на страницах 108 – 109. |
Конспект занятия по развитию речи с театрализацией дагестанской сказки «Добро за добро» Редактировать
Цель: приобщать детей к дагестанской народной традиции; включать детей в игровой сюжет; вызвать положительный отклик на произведения дагестанского народного фольклора.
Задачи: —
— вызвать устойчивый интерес к сказке, как жанру художественного слова, народной мудрости;
— дать представление о моральных нормах, анализируя поступки героев;
— воспитывать у детей дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания;
— воспитывать уважение и любовь к старшим.
— развивать образность речи, умение подбирать определения (добрый, злой, трудолюбивый, ленивый);
— воспитывать доброту, отрицательное отношение к лени, трудолюбие, дружбу.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Материал и оборудование: национальные кастюмы,отрибуты дома старика, хурджин, родник, книга.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети на ковре сидят в группе, играют. Входит бабушка Патимат с хурджином через плечо.
Бабушка Патимат. Ой, куда это я попала?
Дети. В детский сад.
Беседа.
Бабушка Патимат. Да, точно. А, давайте с вами познакомимся. Меня зовут бабушка Патимат. Я хожу по Дагестану и собираю в свой волшебный хурджин новые сказки, рассказываю старые. Дети, а вы любите сказки?
Дети. Очень любим.
Бабушка Патимат. А какие бывают сказки?
Дети. Народные, авторские.
Бабушка Патимат. Как вы объясните понятие «авторские сказки»?
Дети. Это когда известно, кто написал сказку.
Бабушка Патимат. А народные сказки?
Дети. Автор неизвестен, ее сочинил народ.
Бабушка Патимат. Дети, скажите, а для чего нужны сказки?
Дети. Сказки учат доброте, трудолюбию, учат помогать друг другу.
Бабушка Патимат. Ой, молодцы, Как вы все правильно сказали. Скажите мои хорошие в какой республике мы живем?
Дети. Мы живем в республике Дагестан.
Бабушка Патимат. Правильно. И здесь живут много столетий в дружбе и мире люди разных национальностей. Каких?
Дети. Аварцы, чеченцы, кумыки, лакцы, лезгины, русские, даргинцы и много других.
Бабушка Патимат. Верно. Все дагестанские народы всегда жили рядом,поэтому у нас всех много общего: одежда, быт, музыка и, конечно, сказки. Дети, а вы знаете дагестанские сказки?
Дети. Знаем. Мы их читали.
Бабушка Патимат. А давайте проверим.
Загадывание загадок.
Выходят дети в костюмах героев дагестанских сказок и задают детям загадки.
1. Ой, хитра, хитра лисица,
И быстрая как орлица.
Пастухов перехитрила,
Волку злому отомстила.
Из какой пришла я сказки,
Отвечайте без подсказки.
Дети. «Волк и лиса».
2. В далекое поле меня отправили,
И одну меня там оставили,
Но волшебная дынька мне помогла,
За доброту и старанье мне помогла.
Дети. «Дынька».
3. Хоть и мал я да удал,
Аждаху переиграл,
Хоть хитрил ты, Аждаха,
Все же я умней тебя.
Дети. «Аци- Баци».
4. Я смел и отважен,
Я храбр и силен
Голодный, злой волк
Был мной побежден.
Каждый ответит без труда
Из какой же сказки я?
Дети. «Храбрый козлик».
5. Салам-алейкум. Друзья!
Угадайте, кто я?
Нерадивые два брата
Позабыли про осла,
Что из дальнего селенья
Нам привез мешок зерна,
А веселый мальчуган,
Ослика не видя,
Все узнал и рассказал,
Братьев не обидел.
Дети. «Смелый мальчик».
Бабушка Патимат. Какие замечательные дети. И как хорошо, вы знаете свои родные дагестанские сказки. Скажите, что в сказках всегда побеждает?
Дети. В сказках всегда побеждает добрый и честный. А зло наказывается.
Бабушка Патимат. Да, это верно. Вы, наверно, и пословицы знаете о доброте.
Дети говорят пословицы о доброте.
1. Плохой и друдбу заводит с плохим.
2. Когда добром кому-нибудь ответить не сумел
хотя бы не забудь его хороших дел.
3. Не делай зла, не будешь знать страха.
4. Трус и тени своей боится.
5. Тот труда не боится, кто усеет трудиться.
Физминутка.
Бабушка Патимат. Какие замечательные и хорошие пословицы вы знаете. Но вы, наверно, засиделись, устали. Давайте поиграем. Я знаю одну замечательную дагестанскую игру «Волк и овцы». Давайте в нее поиграем.
Дети. Давайте.
Воспитатель :Бабушка Патимат наши дети не только знают они еше и умеют играть сказки по ролям и мы хотим вам показать дагестанскую сказку «Добро за добро»
После театрализации сказки бабушка Патимат благодарит детей и прощается.
Бабушка Патимат. Замечательная сказка спасибо вам!. Но мне пора в дорогу. Я положила в свой волшебный хурджин вашу замечательную сказку, которую вы так талантливо показали. И вам в подарок хочу оставить замечательную книгу «Дагестанские народные сказки». Вы будете читать ее, и учиться у нашего народа мудрости. Ну, вот мне пора! До свидания, дети!
Дети. До свидания, Бабушка Патимат! Приходите к нам еще!