«Путешествие в Страну
сказок и приключений»
Цель:
создание благоприятной эмоциональной атмосферы, расширение литературного
кругозора, обогащение читательского опыта, воспитание коммуникативной культуры.
Оборудование:
презентация,заготовки для «цветика — семицветика», рисунки сказочных героев.
Звучит музыка. Двое учащихся
читают по ролям стихотворение Т. Крюковой «Чудеса не понарошку». (Слайд 1 презентация «Путешествие»)
— Где происходят чудеса?
-За тридевять земель.
— А можно мне на полчаса попасть
туда?
— Проверь.
— А где же я возьму билет?
-В фантазию билетов нет.
Из серых будней никогда
Туда не ходят поезда,
И не летает самолёт,
И даже катер не плывёт…
-Выходит, в сказку нет пути?
-Он есть.
-Но как его найти?
Как мне попасть в тот край?
— Я дам тебе один совет.
Послушай и решай.
Дорога в сказку далека,
Длинною в целый шаг.
Шагни – и знай наверняка,
Ты — чародей и маг.
— Ты шутишь?
-Ну конечно нет!
Но только есть один секрет:
Чтоб в волшебство открылась дверь,
Ты в чудеса, дружок, поверь,
Кто знает, может так случиться,
Что в дом твой сказка постучится.
(Слайд 2,3 презентация
«Путешествие»)
Ведущий. С
раннего детства вы слышали сказки. Когда были маленькие, их вам рассказывали
бабушки и дедушки, мамы и папы. А потом научились читать их сами. Вспомните из
уроков литературного чтения что такое сказка? ( Сказка- это жанр устного
народного творчества).
Какие бывают сказки? ( Сказки
бывают: волшебные, бытовые, о животных, авторские). Приведите примеры.
Чему учат нас сказки ? ( Доброте,
взаимопомощи, умению дружить).
Молодцы, ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в Страну
сказок и приключений. Во время путешествия вспомним любимые сказки, побываем в
гостях у сказочных героев.
(Дети делятся на две команды по
сингапурской методике «Микс» ).У каждой команды на столе лежит лист с
наклеенной серединой цветка. За правильные ответы команды будут получать
лепестки разного цвета ( красный -5б., зелёный — 4б., жёлтый- 3б., синий-2б.).
В конце путешествия у каждой команды распуститься свой волшебный цветок.
И так, прежде, чем отправиться в
путь, нам надо выполнить задание.
Конкурс « Разминка».
Как называется человек, который
сочиняет сказки? ( Сказочник).
Составьте как можно больше слов,
используя буквы данного слова( сказ, коза, кино, сок, оса…).
(оценивание)
-Молодцы! Обе команды успешно
справились с заданием. И мы с вами оказались возле сказочных ворот. Нам
необходимо их открыть, но ключ есть только у Сказочницы. Закройте глаза и
представьте себе Сказочницу, а я её позову.
(Слайд 4 презентация
«Путешествие»).
Звучит музыка. Появляется Сказочница.
Сказочница:
Здравствуйте, ребята! Вы хотите отправиться в сказочное путешествие? А вы
знаете сказки? Сейчас мы проверим.
Конкурс «Отгадайкино».
1.
А дорога далека,
А корзина не легка.
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. ( Машенька
и медведь)
2.
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. ( По щучьему
велению)
3.В этой книжке именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил .( Муха-
цокотуха)
5. Не котёнок, не сурок,
Не волчонок, не щенок
Очень милая мордашка,
А зовётся…..( Чебурашка).
6. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Но любил папаша сына ,
Шалунишку….( Буратино)
(оценивание)
-Молодцы, ребята!
Конкурс « Дальше-дальше».
Каждой команде задаётся 15 вопросов.
Игроки без подготовки отвечают. Если затрудняются ответить, говорят «Дальше».
Вопросы для 1 команды.
1.Кто автор произведения « Кошкин
дом» ? ( С. Я. Маршак).
2.Куда отправился Айболит по
телеграмме ? ( В Африку).
3.Усатый персонаж сказки К. И.
Чуковского ? ( Тараканище).
4.Жених Мухи-Цокотухи? ( Комар).
5. Кого поймал в проруби Емеля ?(Щуку).
6.Кем была в русской народной сказке
лягушка? ( Царевной).
7. Почтальон из деревни
Простоквашино? ( Печкин).
8.Какой герой сказки носил красные
сапоги? (Кот).
9.Из чего был сделан Буратино? ( Полено).
10. Сколько лет рыбачил старик из
сказки о золотой рыбке? ( 30 лет и 3 года).
11. Самый знаменитый житель Цветочного
города? ( Незнайка).
12. Сестрица братца Иванушки? ( Алёнушка).
13. Как звали девочку из сказки «
Снежная королева»? ( Герда).
14. Как звали собаку из « Золотого
ключика»? ( Артемон).
15. Фрукты, которыми объелся
Чебурашка? ( Апельсины).
Вопросы для 2 команды.
1.
Кому несла пирожки Красная Шапочка? ( Бабушке).
2.
Как звали девочку из сказки « Цветик – семицветик»
? ( Женя).
3.
Кто написал сказку « Золушка» ? ( Ш.
Перро).
4.
Лучший друг Карлсона? ( Малыш).
5.
Какая избушка была у лисы в сказке «
Заюшкина избушка»? ( Лубяная).
6.
Что купила Муха-Цокотуха на базаре? ( Самовар).
7.
Хозяйка Артемона? ( Мальвина).
8.
Кто поймал золотую рыбку? ( Старик).
9.
Как звали маленькую девочку. Которая
родилась и жила в цветке? ( Дюймовочка).
10. В
кого превратился гадкий утёнок? ( В прекрасного лебедя).
11. Друг
Винни-Пуха. ( Пятачок).
12. Как
звали хитрого кота из сказки « Золотой ключик»? ( Базилио).
13. Автор
сказки « Конёк-горбунок» ( Ершов).
14. Жилище
Бабы-Яги.( Ибушка на курьих ножках).
15. Что
потеряла Золушка? ( Туфельку).
(оценивание)
Мы с вами пришли на
музыкальную полянку. Сказочные герои приглашают вас на весёлый танец (
физкультминутка ) Презентация ”Танцуем с колобками”.
А вот и музыкальный
домик, где живут песни из разных сказок .Каждой команде надо вспомнить песню и
исполнить её.
-Какую песню пел крокодил
Гена?
-Какую песню пел Колобок?
-Что напевал Винни-Пух?
-Какую песню пел
Чебурашка?
(оценивание)
Конкурс капитанов.
Кто отправил телеграммы?
-От бабушки ушёл, от
дедушки ушёл. Скоро буду у вас.
-Спасите, нас троих хочет
съесть серый волк.
-Поздравляю Иа с днём
рождения.
— Лиса заняла домик, а
меня выгнала. Помогите.
-Приходил волк, съел
шестерых козлят. Помогите спасти моих братьев.
-Простое яичко уже
снесла.
(оценивание)
(Слайд 5
презентация «Путешествие»)
Ведущий:
Песенки мы вспомнили, телеграммы прочитали, пойдём дальше. На пути избушка
Бабы-Яги, а в нём заколдованные сказки.
Чтобы их расколдовать,
надо подумать и сказать: сколько героев в сказке и какие слова в ней чаще
всего повторяются:
«Репка»-7 герое в ( дед,
бабка, внучка, жучка, кошка, мышка).
Слова: «Бабка за дедку,
дедка за репку, танут — потянут-вытянуть не могут».
« Петушок-золотой
гребешок»-4 героя (петух, кот, дрозд, лиса)
Слова: «Петушок, петушок,
золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка. Выгляни в окошко, дам
тебе горошка.»
(оценивание)
(Слайд 6
презентация «Путешествие»)
« Кошкин дом».
Ведущий:
А теперь про чей – то дом
Разговор мы поведём…..
В нём богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно
Этот дом сгорел дотла. (
С. Я. Маршак)
Игра-конкурс « Горит Кошкин
дом»
От каждой команды
приглашаются по одному « пожарному». На спинки стульев накинуты пиджаки,
вывернутые на изнанку. По сигналу « Пожар» участники бегут к стульям,
выворачивают рукава пиджаков, надевают пиджаки на себя, застёгивают пуговицы и
садятся на стул. Побеждает тот, кто первым выполнит все условия конкурса.
(оценивание)
Конкурс « Угадай-ка»
(Слайд 7-19
презентация «Путешествие»)
(оценивание)
Ведущий:
Все испытания завершены и мы покидаем Страну сказок. (подводятся итоги)
Я благодарю команды за
честную игру. Ещё много сказок не прочитанных вами, я, думаю, вы их
обязательно прочитаете.
(Слайд 20
презентация «Путешествие»)
Рефлексия.
Участникам раздаются
портреты сказочных героев. Если на занятии было комфортно, интересно — ребята
раскрашивают портреты светлыми цветами. Если что-то не понравилось, было скучно
на занятии — выбирают тёмные цвета.
Игра — путешествие в страну сказок и приключений
1 тур – Веселая «Риск-версия» (игра)
В игре участвуют 4 команды. В каждом туре играют 2 команды. Победители 1 и 2 тура играют между собой в 3 туре. Право первого хода разыгрывается по жребию. Каждой команде задается по 4 вопроса. После того, как ведущий задал вопрос, команда имеет право «рисковать» или «играть». Если команда «рискует», т. е. отвечает сразу, без обсуждения, она получает 2 балла за правильный ответ. Если команда «играет» — она обсуждает вопрос в течение 25 секунд. В этом случае команда получает 1 балл за правильный ответ. Если игроки дали неправильный ответ, команда соперника имеет право ответить и получить 1 балл при правильном ответе.
Первый блок вопросов ( ком. 1)
- Сказочный кучер с длинным хвостом (Крыса )
- Пожилая и подлая помощница злой ткачихи и коварной
поварихи ( Баба Бабариха ) - Очень богатый преступник с необычной приметой синего цвета
(Синяя Борода) - Наряд, изготовленный двумя проходимцами для одного дурака
(Наряда не было. Г. X. Андерсен « Новое платье короля »)
Второй блок вопросов ( ком. 2 )
- Герой этот прошел огонь и воду, выиграл 4 сражения, а в пятом
погиб ( Колобок ) - За этот предмет была назначена цена в 100 поцелуев ( Трещотка
Г. X. Андерсен «Свинопас» ) - В каком произведении автора по его же собственным правилам
назвали бы BE РАБУ Г И И Л А Т И В? (Виталий Губарев
«Королевство кривых зеркал» ) - Какой рост был у девочки, спавшей в ореховой скорлупке?
(2,5 см «Дюймовочка» )
Третий блок вопросов ( 3 ком.)
1. В какой сказке девица молвит : « А такая в том нужда, что не
выйду никогда за дурного, за седого, за беззубого такого »?
(А. Ершов «Конек — Горбунок» )
- В какой сказке есть страна живунов? ( А. Волков « Волшебник
изумрудного города » ) - Этот герой не стал ни поэтом, ни мастером, ни доктором. И
вообще, я не знаю, кем он стал ( «Незнайка» ) - Рост этого героя мама определила в 6,5 см, а шестилетняя
Лидочка — в 3 см, и, что интересно, обе они правы (мальчик-с-
пальчик)
Четвертый блок вопросов ( 4 ком )
- Кусал женщин то в глаз, то в нос. А еще князь! ( Гвидон,
«Сказка о царе Салтане» ) - Кого не могли поймать ни молодец Гаврила, ни молодец Данила,
а Иван, хоть и сел задом наперед, но поймал ( кобылица, «Конек
— Горбунок») - Если этот герой начнет снимать одежду, то будет трудно
удержаться от слез ( Чиполлино ) - Руководитель государства, а ходил — подслушивал под окнами
(Царь Салтан, «Сказка о царе Салтане» )
Играют команды победительницы Пятый блок вопросов
- Эта героиня немного болтлива, что чуть было не привело к
гибели и героини, и ее бабушки ( Красная Шапочка ) - Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного
умения перевоплощаться ( Людоед, Ш. Перро «Кот в сапогах» ) - Что пел золотой петушок из сказки А. С. Пушкина? ( «Ку-ка-ре-
ку! Царствуй, лежа на боку» ) - Сказке дала название интересная борода этого короля ( «Король
Дроздобород»)
Шестой блок вопросов
- Этот герой имел связи в мире искусства и в преступном мире,
хотел прославиться, исполняя на сцене роль самого себя
(Буратино) - Честной купец, а подарочек для младшей дочери украл!
(«Аленький цветочек») - Рецепт значительного омоложения, но при неправильном
употреблении можно погибнуть ( Котел холодной воды, котел
кипящей воды, котел кипящего молока ) - Назовите музыкантов сказочного В.И.А. ( осел, пес, кот, петух,
«Бременские музыканты» )
Если команды набирают равное количество баллов, проводится дуэль 6X6. Игроки выходят по одному от каждой команды и записывают ответ на вопрос. ( Всем командам)
Дуэль 6X6(7X7)
1. Как звали дочь противного Нушрока? ( Анидаг )
2. Как звали героиню сказки «Щелкунчик»? ( Мари )
(£} Кто ел неправильный бутерброд? ( Дядя Федор )
йРКто помог главному герою добыть жар-птицу, коня-златогрива и Елену Прекрасную? ( Серый Волк )
- Когда он вертит цветной зонтик, детям снятся цветные сны
(Оле-Лукойе) - Любовь к этим трем фруктам довела героя до гибели ( Три
апельсина) _
‘ „, У/7 У С (Ct А Ь L* О *-е
1, Вещь из этого хкрупкого материала помогла главному герою сказки найти таинственную незнакомку ( хрустальная туфелька из сказки «Золушка» )
2 тур — « Угадай сказку »
(2 балла за правильный ответ сразу, 1 балл за ответ после
совещания )
Вопросы общие для всех команд
1. Тыква, тюрьма, ключи, слезы, налоги, пауки, сеньоры, профессор Груша ( «Чиполлино» )
- Замок, сапоги, поле, осел, шляпа, лев, маркиз Карабас, река
(«Кот в сапогах») - Дворец, морской конек, ведьма, корабль, боль, колдовской
напиток, море, принц («Русалочка») - Дорога, разбойники, музыка, горящие угольки, дерево, петух,
дружба, осел («Бременские музыканты»)
3 тур — «Сказочная викторина »
За правильный ответ без обсуждения — 2 балла, с обсуждением — 1
балл,
Вопросы задаются всем участникам. Кто быстрее ответит.
- Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой
температуры? ( банка варенья ) - Сколько требовалось корон мышиному королю? ( 7 )
- Из какого растения Элиза плела рубашки для своих братьев —
диких лебедей? ( из крапивы ) - С помощью чего Нильс освободил Глиммингенский замок от
крыс? ( с помощью волшебной дудочки )
4 тур « Чей это портрет? »
Задания командам задаются по очереди (жеребьевка)
- Одна из них побольше упала на край цветочного ящика и
начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину,
закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из
миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна,
но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и все же
живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты,
ни покоя. (Снежная королева) - Неужели это он? Глаза у него стали маленькие, как у свиньи,
огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и
совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, и он почти совсем
не мог ее повернуть, а ростом он был такой же, как и семь лет
назад — совсем маленький. (Карлик Нос)
- Странный неопознанный объект, напоминающий бочонок,
летает над Стокгольмом. Он издает звуки, похожие на гул
самолета. У представителей Авиакомпании возникло
предположение, что это спутник — шпион и его необходимо
передать в руки полиции. (Карлсон) - И вдруг он увидел, что из зеркала на него смотрит крошечный
человечек — совсем такой же, как тот гном, который попался к
нему в сетку. Только одет по другому: в кожаные штаны,
жилетку и клетчатую рубашку с большими пуговицами, ( Нильс
из сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)
5 тур « Загадочный конкурс »
Загадки задаются по очереди каждой команде. За правильный ответ -1 балл.
1. Вот дева юная, в объятьях сна Лежит она уж сотню лет. И ждет — а принца нет и нет. Скажите мне, друзья, кто же она? (Спящая красавица )
2. Жил на свете мальчик странный. Необычный, деревянный. Но любил папаша сына — шалунишку. ( Буратино) 3. И на мачеху стирала, И горох перебирала Но ночам при свечке, А спала у печки. ( Золушка)
4. Для него прогулка — праздник, И на мед особый нюх. Это плюшевый проказник -Медвежонок… ( Винни Пух )
1. Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка )
2. Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику, что в лесу стоит. Нужно этой девочке к бабушке скорей, Отнести корзиночку, посланную ей. ( Красная Шапочка )
3. Смышленость этого мальчишки Спасла его и шесть братишек, Хоть ростом мал он да удал. Так кто из вас о нем читал? ( Мальчик — с — пальчик )
4. Фруктово — огородная страна -В одной из книжек есть она, А в ней герой — мальчонка овощной -Он храбрый, справедливый, озорной. ( Чиполлино )
Сказочная разминка
(Отвечает тот, кто знает ответ на вопрос. Вопросы задаются всем
командам одновременно.)
- Героиня повестей — сказок КэроллД Алиса)
- Любимое выражение Карлсона (Пустяки. Дело житейское.)
- Что потеряла Золушка на балу? (Хрустальный башмачок)
- Количество оловянных солдатиков в коробке ( 25 )
- Имя поросенка в сказке «Винни — Пух и все, все, все» (Пятачок)
- За кого вышла замуж Дюймовочка? (за принца Эльфов)
- Имя Карлика Носа (Якоб)
Конкурс Сказочное « Поле чудес »
Действие этого боевика разворачивается стремительно. Главный герой сражается с семиголовым чудовищем и разбивает его армию, Знатное происхождение и прекрасные внешние данные героя дают возможность завоевать сердце юной леди. Как зовут этого супермена? ( Щелкунчик — 9 букв )
А это популярный женский роман. Влюбленная пара встречается на вечеринке. Но волею судьбы они расстаются. Назовите предмет, который им помог вновь обрести друг друга. ( Туфелька — 8 букв )
Маньяк — убийца, преследуя свою жертву, входит к ней в доверие и выведывает ее планы. Это помогает ему совершить еще одно преступление. Кто же жертва? ( Бабушка — 7 букв )
Финал:
Молодой человек ищет себе невесту, отвечающую его идеалам, и находит ее только тогда, когда уже совсем потерял надежду. Помогло юноше одно известное огородное растение. Назовите его. ( Горох — 5 букв)
Подводятся итоги после игры « Поле чудес ». Финалисты получают по 1 баллу, победитель — 2 балла.
Музыкальные конкурсы
Проводятся во время подведения итогов.
Как правильно петь, знают все. Но иногда петь « по-правильному »
бывает не интересно.
Попробуйте спеть песню « Улыбка » и при этом:
- зажать нос пальцами,
- закусить нижнюю губу,
- втянуть внутрь щеки,
- ломая язык, как трехлетние дети
Когда у именинника День рождения, ему обязательно поют песню «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам». Представьте, что День рождения празднует не девочка и мальчик, а какое — нибудь животное, которое не умеет говорить словами. А не умеют потому, что они:
- вороны,
- лягушки,
- куры5
- козы.
Человек, в отличие от животного очень эмоциональное существо. Обычно эмоции написаны на лице. Это мимика. Но эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица. Их можно показывать руками. Изобразите только руками: злость, радость, испуг, неприязнь.
Урок — путешествие в страну сказок и приключений
Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий, знание съедобных и несъедобных грибов, лекарственные растения, экологические связи.
Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.
Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.
Материалы и оборудование: кукла Бабы Яги на руку, фланелеграф, карточки: съедобные и несъядобные грибы, Цветик-Семицветик, картинки сказочных героев и цветочных растений.
Ход занятия
Звучит музыка.
Чуть слышно скрипят деревья,
Кому-то опять не спится,
На цыпочках ходят звери,
И песню поёт жар-птица,
И сразу меняется время,
Меняются звуки и краски,
По миру идёт царевна,
И имя царевне – Сказка.
Сказка… Это слово произносится так легко и свободно, потому что знакомо каждому из нас с раннего детства, с того времени, как мы впервые попадаем в царство Сказки. А сколько в нем жителей, не знает никто. Ведь сказок – великое множество, и у каждого есть свои любимые. Люди мечтали, придумывали сказки, а потом эти сказки становились жизнью. И тогда люди придумывают новые сказки, с новыми чудесами. А прежние сказочные чудеса рядом с нами. Каталось в сказке яблочко по блюдечку, мир Василисе Премудрой показывало, а теперь у нас дома у каждого такое чудо, и называется оно… (телевизор) (Можно предложить детям провести аналогии: ковёр-самолёт – авиалайнер, сапоги-скороходы – автомобиль, деревянный Буратино – робот и т.д.) А мы снова читаем сказку и верим в чудеса. Вот и сегодня я приглашаю вас в Страну Сказок и приключений. Но ведь просто гулять не интересно. Нас встретят испытания на неведомых дорожках, а каждого, кто даст правильный ответ, ждёт награда – вот такой жетон. (Показать)
А вот и первый житель Сказочной Страны.
Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет,
Там на неведомых дорожках
Её изба на курьих ножках. Узнали?
(Ответ детей).
Правильно, а вот и она! (Надевает куклу на руку)
(От имени БЯ) Всё ходют и ходют! А потом ступы пропадают, мётлы теряются! А главное, никакого покоя! Как они меня уговаривали: переселяйся в Далматово. Там у нас на улице Гагарина стоит санаторная школа, в ней мы тебе избушку поставим, лучше, чем твоя на курьих ножках. Сиди себе, аль на печи полёживай, а вокруг детки-малолетки. Детки… Четыре раза в день: «Здрасьте! Мы к вам на экскурсию пришли». Где же тут пожилой Яге покой найти? А мне ведь не три года, а триста! Не молоденькая! А вчера притомилась, в печку забралась, заслонкой закрылась – отдыхаю, газету читаю. К нам в лесную чащу газеты-то редко попадают. Разве туристы забудут. Слышу, ребяты пришли. Кто-то и сказал: «Вот это – русская печь. Ну, кто смелый? Кто в печь залезть не побоится?» Заслонку-то открыли, я им: «Здрасти!». А они: «Ой!». А чего – ой! Ну Баба Яга, ну, газету читает. Всё ходют и ходют… Чё я хотела-то? А! Вот вам клубочек, да не простой клубочек-то, а волшебный. Да как же вы пойдёте? Вдруг заплутаете, от голода грибы есть начнёте.А какие съедобные, какие – нет, знаете? Сейчас проверим… У меня тут как раз корзиночка с грибами. Кащей принёс на пироги. Помогите-ка разобрать, где тут съедобные, а где не съедобные. Ну, кто тут грибной знаток?
Дети на фланелеграфе разбирают грибы.
Учитель поворачивает куклу к себе, голосом Бабы Яги: Ты жетончики-то дай, а я уж отдыхать пойду. Устала. Счастливого пути! (Кукла снимается с руки, детям выдают жетоны.)
Ну, и куда же нас клубочек приведёт?
Клубочек, клубочек,
Катись и катись.
А кто там шагает
Друзьям покажись. О, смотрите, кто идёт нам навстречу!
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Папа парня с длинным носом,
Из полена смастерил. Кто это? (Ответ детей)
Входит ребёнок в костюме Буратино:
Я ищу дорогу в сказку,
Я хочу устроить чудо,
Ну хоть что-нибудь такое,
Что вовек я не забуду.
Покажите мне тропинку,
Покажите мне дорожку,
Понесут навстречу чуду
Меня маленькие ножки.
У кого спросить дорогу?
Где искать заветный пруд?
Получил я телеграмму,
Что меня там очень ждут! Здравствуйте, вы тоже по нашей стране путешествуете?
Да, вот у нас и волшебный клубочек, чтобы мы не заблудились.
Буратино: А ваш клубочек мне не поможет пруд найти?
Поможет! Клубочек, клубочек, по кругу иди, дорогу к пруду помоги нам найти. Вот и пришли.
Буратино: Ох, не справиться мне одному. Черепаха Тортила просила пруд очистить.
А мы сейчас тебе помощников пригласим. (Загадывает загадки)
Из муки он был печён,
На окошке был стужён,
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. (Колобок)
Я на балу никогда не была,
Чистила, мыла, варила, пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок… (Винни Пух)
Буратино: Ну, теперь мы справимся!
Ребята, а ведь кто-нибудь может снова завалить берега мусором. Давайте нарисуем запрещающие знаки, а Буратино повесит их возле озера.
Буратино: Только, пожалуйста, быстрее, меня уже ждут.
(Три минуты на рисование знаков) – творческое задание. Возможно досоздание — на заготовленных знаках нарисованы труба, банка, бутылка от газировки. Вопрос: А что надо добавить, чтобы это был запрещающий знак? После ответа на круги наклеиваются красные полоски из цветной бумаги со скотчем.
Буратино благодарит ребят за помощь и убегает.
А мы продолжим наш путь. Клубочек, клубочек, веди нас вперёд, знакомая сказка, я знаю, нас ждёт. Ой, смотрите, на полянке чьи-то вещи…(Показывает красную шапочку и корзинку, нарисованные и выстриженные из бумаги) Кто же это потерял? (Ответ детей)
А вот и она, Красная шапочка. Только что-то она грустная стоит? А! Смотрите, на её любимой полянке кто-то побывал, сорвал все цветы и унёс. И как же он не подумал, что лесная полянка без цветов – очень скучная полянка. Да и бабочкам и пчёлам будет нечем питаться, если исчезнут цветы. Давайте поможем Красной шапочке, посадим цветы на поляну. А вот какие цветы будем садить, вы узнаете, отгадав загадки.
Он стоит на ножке тонкой
Словно аист в поле чистом,
И накрылся, как шапчонкой,
Белым облачком пушистым. (Одуванчик)
Ребята, а вы знаете, что одуванчик не только красивое, но и ещё и лекарственное растение. Его используют для повышения аппетита и улучшения пищеварения.
Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
Ландыш занесён в Красную книгу. Это редкое растение. Его нужно охранять. Ландыш один из первых весенних цветов. Снег ещё только сошёл, а из земли начинают подниматься острые упругие стрелочки. Потом они разворачиваются в широкие листочки, и из середины, как из ладошек, появляется изящная стрелка с жемчужно-белыми цветами. А люди научились изготавливать из ландыша капли для больного сердца.
Стоят на лугах сестрички, золотые глазки, белые реснички. (Ромашки)…Ромашки очень разные, одни из них с длинными белыми лепестками украшают землю, а другие с маленькими лепесточками, прорезными листочками – лечебные. Они с давнего, давнего времени помогают лечить людей.
У реки на лугу
Босиком на снегу
Первые цветочки,
Жёлтые глазочки. (Мать-и-мачеха)
Вы не видели такого чуда? У самого края сугроба, у тоненькой ледяной кромки стоят плотненькие стебельки, укутанные крошечными ворсинками и малюсенькими листочками. А на них – солнечные капельки цветов. Это т есть мать-и-мачеха. А листья мать-и-мачехи – отличное средство от кашля. А ещё. Цветы мать-и-мачехи – природные часы. Они открываются в 9-10 часов утра, а закрываются в 5-6 часов вечера.
(После каждой загадки на нарисованную поляну прикрепляются по 2-3 кружка с цветами. Картинка с Красной Шапочкой поворачивается другой стороной. На ней Красная шапочка улыбается)
Вот и стала полянка цветущей, красивой. Но не только красота в этих цветах, но и польза. Поэтому уносить из леса можно только немного. Как вы думаете, появятся ли на поляне цветы в следующем году, если в этом кто-то сорвёт все до одного? (Нет, потому что не будет семян, а цветы растут из семян) А нам пора в другую сказку. Клубочек, клубочек, по тропке беги, и нас за собою по сказкам веди.
Не устали? А может, зарядку сделаем? Маленькую физкультминутку. А помогут нам в этом проволочные человечки. (Показывает схемы выполнения упражнений).
Смотрите, ещё одна сказка, да не одна! Гуси белые летят, гуси серые летят, а на птицах, посмотрите, чьи-то мальчики сидят. Как вы думаете, из каких сказок эти мальчики. («Гуси-лебеди», «Сказка о Нильсе и его гусе Мартине)
О! И в сказочной стране есть своя доска объявлений. Да что-то ни одно из них не подписано… Как же мы узнаем, чьи они? А может, попробуем угадать?
(Зачитывает объявления, рекламу и т.д.)
А клубочек всё дальше стремится,
Со страницы бежит на страницу,
Пробегает за сказкою сказку,
То присловье, то быль, то присказку.
О, ребята! А впереди нас ждёт необычайно интересная фруктово-огородная страна. И девчонки, и мальчишки из волшебной этой книжки или с ветки или с грядки. А вот жёсткие порядки там устроил принц Лимон, да и вылетел вдруг вон! Узнали сказку? (Ответ детей.) А героев помните? Назовите… (Ответ детей.) Эту сказку написал Итальянский писатель-сказочник Джанни Родари. Представляете, он увидел простую луковицу и… вдруг получается сказка! А ведь и каждый из нас может попробовать стать сказочником. Попробуем? А о чём же мы придумаем сказку? (Взять какой-нибудь предмет и попробовать развить сюжет встречи и разговора с другим предметом. Можно пофантазировать на тему, что думают вещи о своих хозяевах: линейка, лежащая под столом, варежка, засунутая за батарею, когда её ищут и ругают, за то, что она куда-то завалилась и т.д.)
А пока мы придумывали сказки, у нас вырос сказочный цветик-семицветик, да не простой, а с секретом. Вы не помните, из какой он сказки? (Ответ детей) Тот цветик-семицветик исполнял желания, а наш цветик-семицветик очень хочет задать вам вопросы. (Вопросы. Подведение итога занятия.)
А в конце нашей встречи я вот что хочу вам сказать:
Мы от сказки до сказки с тобою идём,
Перемешана сказка с сегодняшним днём,
В каждой сказке – урок, в каждой сказке – намёк.
В каждой сказке есть тысячи новых дорог.
Мы с тобой нашу сказку начнём сочинять,
Будут в ней чудеса, будет в сказке и явь,
Всё, что хочет душа, в нашей сказке найдём,
А потом это станет сегодняшним днём.
Но чтоб нам научиться везде и всегда
Отличать ложь от правды, а счастье от зла,
В раннем детстве мы в сказку с тобою войдём,
Вместе с нею по жизни пойдём день за днём.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественной литературе для старшего дошкольного возраста.
Тема:
Путешествие в страну сказок и приключений.
Цель:
Расширить представления детей о сказках (вспомнить названия. содержания, героев знакомых сказок); воспитывать к ним интерес. Совершенствовать изобразительные умения и навыки. Развивать речь, память. Воспитывать умение детей дружно и согласованно работать в небольшом коллективе.
Листы ватмана с наклеенной «серединкой цветка» по количеству команд детей, карта сказочной страны, картинки с характерными домиками сказочных персонажей, самих персонажей, аудио-записи узнаваемых детских песен из популярных сказок (Винни Пух, Буратино, Красная Шапочка, Волк и семеро козлят и др.)
Ход НОД:
Дети делятся на команды, каждая из которых получает (выбирает) сказочное название. Каждой команде дается лист бумаги с наклеенной серединкой цветка. За правильный ответ дети получают лепестки разного цвета и наклеивают их на лист в виде ромашки к готовой серединке. К концу игры у каждой команды расцветет «волшебный» цветок.
— Взгляните на карту нашего путешествия (карта нарисована на доске). В самом начале пути стоят сказочные ворота. Они пока закрыты, и, для того чтобы они открылись, мы должны вспомнить какие-нибудь волшебные слова из любой сказки. Кто вспомнит? (Ответы детей: сим-салабим, крибле-крабле-бумс…)
— Мы попали на лесную тропинку. Нам навстречу – три поросенка.
Вспомните, как их зовут? Из чего поросята строили свои домики?
За поросятами гонится злой и голодный волк. Нам нужно спасти поросят. Для этого надо быстро вспомнить сказки про волка, и тогда он уйдет в другую сказку. (Ответы детей.)
Поросята спасены! Они благодарят нас и просят спеть песенку «Нам не страшен серый волк».
— Идем дальше. У нас на пути домики. Нужно отгадать из каких они сказок, кто в них живет? (Рисунки домиков сказочных персонажей прикреплены к доске, после того как дети отгадают, рисунки снимаются, под ними обнаруживаются знаки, по которым можно идти дальше.)
-У нас на пути музыкальный домик. В нем живут песни из разных сказок. Хозяйка домика, Фея, просит каждую команду вспомнить эти песенки. (Звучат записи песен из «Буратино», «Волк и семеро козлят», «Незнайка», «Вини Пух», дети угадывают.)
— Путь продолжается. Но что это? Тревожные крики слышатся в лесу – это загорелся Кошкин дом. Надо как можно быстрее потушить пожар. (Проводится конкурс-эстафета пожарных — дети вспоминают, какими словами в сказке созывали на пожар: «Тили-бом, тили-бом, загорелся Кошкин дом!» С этими словами проводится эстафета, дети (по одному от каждой команды) бегут к стульям, на которых разложены принадлежности для тушения огня – ведро, макет огнетушителя, совок, берут по одному предмету и возвращаются к команде. Проводится эстафета.)
— Итак, кошкин дом спасен, можно двигаться дальше. На пути домик Бабы Яги. Она преграждает дорогу и не хочет пропускать детей, пока они не выполнят ее задание. Приходится соглашаться – ведь в избушке Бабы Яги заколдованы герои сказок. А задание такое: вот картинки с героями сказок, нужно определить из какой сказки эти персонажи. (Показ картинок: лягушка, добрый молодец, кощей, царевна, поросята, волк и т. д. Ответы детей.)
Ура, наши герои на свободе и мы идем дальше. Впереди нас ждет сказочная почта. Тут мы прочитаем телеграммы, присланные сказочными персонажами, и подумаем, кто бы мог послать их. (Воспитатель зачитывает «сказочные» телеграммы, а дети отгадывают герои каких сказок могли бы послать эту телеграмму.)
«Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братцев!»
«Буду, буду умываться по утрам и вечерам».
«Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!»
«Помогите найти Кая».
«Поздравляю Иа с днем рождения!»
«Спасибо, ласточка, за чудесное спасение!»
(Дети отвечают, воспитатель раздает последние лепестки, дети наклеивают их на лист.)
— Посмотрите, у каждой команды получился красивый цветок с разноцветными лепестками. А мы сможем вспомнить сказку, в которой у главного героя, девочки, был такой же замечательный волшебный цветок? (Ответы детей.)
Молодцы! Вам понравилось путешествие со сказочными героями? На этом наше путешествие в мир сказок и приключений заканчивается, но впереди вас ждет еще много новых встреч с удивительными сказками и приключениями. А сейчас я хочу предложить вам нарисовать героя любой сказки. Постарайтесь нарисовать так. чтобы можно было узнать, из какой сказки ваш герой. Это может быть и добрый. и злой персонаж. Мы устроим выставку ваших рисунков в фойе детского сада. (Дети рисуют.)
«Путешествие в страну сказок и приключений»
Цель: закрепить знания детьми сказок; развивать речь детей,развитие
интереса и уважения к народной культуре; воспитывать любовь и интерес к
сказкам; создание мотивации к чтению; расширение кругозора
Действующие лица:
1. Ведущий
2. Золушка
3. Кот в сапогах
4. Красная шапочка
5. Снежная королева
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня мы с вами отправимся в
удивительное и интересное путешествие в страну сказок и приключений. На
нашем пути мы с вами встретим наших любимых героев из разных сказок.
Звучит музыка «Песня кота в сапогах». Входит Кот в сапогах.
Кот в сапогах: Мяу. Как много ребятишек. В какое это вы путешествие
собрались? Ведущий:Здравствуй, Кот в сапогах. Мы с ребятами собрались в
путешествие по сказкам. Кот в сапогах: По сказкам? Как интересно. Но в
путешествии вы столкнётесь с множеством интересных, но трудных заданий.
Вы узнали меня ? Давайте сначала проверим как много сказок вы читали в
детстве. Какие сказки вы знаете?
Участники: Гуси—лебеди, Морозко, Царевна – лягушка, Сказка о рыбаке и
рыбке, Золушка, Русалочка.
Кот в сапогах: Да ребята, молодцы. Много сказок знаете.
Ведущий: Да, наши ребята много читали сказок. Но прежде чем отправиться
в путешествие вы должны спеть песню ( Дружба крепкая не сломается….)
Кот : Молодцы ребята! Помните, что преодолеть все испытания вы сможете
если будете выполнять всё вместе, дружно. (песня Настоящий верный друг»
Ну давайте поиграем. Помните мою сказку? Вопросы по слайдам
Счастливого пути.
Ведущий: Не хочешь ли ты с нами остаться?
Кот: Нет спасибо мне на охоту пора! Но какое же путешествие без карты.
Ведущий: Теперь мы можем отправляться в путешествие.
Первая станция «В гостях у красной шапочки».
Красная шапочка: Здравствуйте, ребята. Вы читали какие—нибудь сказки?
Участники: Да.Красная шапочка: Ну а сейчас я посмотрю как хорошо вы
знаете героев сказок. За каждое испытание вы будете получать жетончики.
— Назовите произведения, в названиях которых содержатся числа. ( Три
медведя, Три толстяка, Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, 12
месяцев, Али— баба и40 разбойников, Семь подземных королей и т.д.)
Красная шапочка: Итак, чтобы отправиться дальше вам нужно отгадать
кроссворд, в котором спрятаны герои сказок. Красная шапочка: Хорошо.
Тогда время пошло.
(Команды разгадывают кроссворд)
1. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …. (Айболит)
2. Она красива и мила,
Имя ее от слова «зола». (Золушка)
3. На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился …. (Колобок)
4. Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной (Кикимора)
5. Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше (Карлсон)
Красная шапочка: молодцы, вы правильно разгадали кроссворд, а значит
вы все ребята хорошо знаете героев сказок.
Ведущий: Ребята, нам пора отправляться дальше в путь. Спасибо, Красная
шапочка за такое интересное задание. Есть ли у тебя еще задания для наших
ребят:? ( следующее задание)
Красная шапочка: Я буду читать отрывок из сказки, вам нужно определить
название сказки.
«Жили себе деде да баба. Дед и говорит бабе:» Ты баба пеки пироги, а я
запрягу сани , поеду за рыбой. Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и
видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге. (Лиса и волк)
—Вот, что сынки возьмите по стреле выходите в чистое поле, натяните луки и
выстрелите…» (Царевна—лягушка)
_ Вези, вези ее старик,— говорит мужу— куда хочешь, чтобы мои глаза ее не
видели! Вези её в лес на трескучий мороз. Старик затужил, заплакал однако
делать нечего. Запряг лошадь….» (Морозко)
Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя
забыла свое. Ну, отгадайте, как звали ее? ( Красная шапочка)
Вед : Спасибо тебе красная шапочка. Ребята, нам пора отправляться дальше в
путь.
—До свидания ребята. До новых встреч.
«В царстве Снежной Королевы».
Снежная королева: Так так, сколько много ребятишек. Куда вы
направляетесь?
Ведущий: Мы отправляемся в путешествие по сказкам.
Снежная королева: Чтобы пройти дальше вам надо выполнить моё задание.
Вы готовы? Снежная королева:Ну хорошо, тогда слушайте внимательно.
Вам нужно будет как можно больше слов составить из слова ВОЛШЕБНИК.
Задание понятно?
Команды: Да.
Снежная королева: У вас на партах лежат листочки с ручками. Вам нужно
будет записать 10 слов .Из слово волшебник
ВОЛШЕБНИК
Снежная королева: Какие вы молодцы. Ребята, вы все очень много слов
составили.
А теперь следующее задание разгадайте ребусы ( показ слайдов)
Снежная королева: Итак с моим заданием вы справились. Придётся вас
отпустить в дальнейшее путешествие.
Ведущий: Убедилась снежная королева .Что наши ребята очень
внимательно читают сказки поэтому быстро разгадывают. Спасибо,
Снежная королева. До новых встреч.
Ведущий: Ребята, мы отправляемся с вами дальше.
Станция «Золушкино лукошко» Звучит музыка
Золушка: Здравствуйте ребята. Вы узнали меня ? Вы любите мультфильмы?
Чтобы дальше продолжить ваше путешествие, вам необходимо выполнить
моё задание. Сейчас я буду показывать фрагменты мультфильмов и сказок,
а вы должны угадать. Приготовились? Будьте внимательны.
Фрагменты мультфильмов и сказок
2 задание: Назовите автора. Показ слайдов сказки
Пушкина.
Вопросы на слайдах.
Ведущий: Спасибо тебе, Золушка. Испытание было очень интересным.
Ведущий:». Ребята, вы старались, успешно справлялись со всеми
испытаниями и поэтому мы прощаемся с нашими героями до следующих
встреч!
Ведущий: Ребята, вы все молодцы, надеюсь за время путешествия вы стали
настоящей командой, а мы увидели, что вы знаете сказки, знаете героев
сказок. Наше путешествие подошло к концу. До свидания. До новых встреч.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ
СКАЗОК И ПРИКЛЮЧЕНИЙ
Конспект коррекционно-развивающего занятия
для детей пяти лет
Уважаемая редакция моей любимой газеты
«Школьный психолог»!
Спешу поделиться с вами радостью.
У нас, в Сургуте, в феврале проходил конкурс
«Учитель года-2004».
Я участвовала в конкурсе «Сердце отдаю детям»
среди педагогов дополнительного образования со
своей коррекционно-развивающей программой
«Радость общения», опубликованной в вашей газете
(№ 22, 2000) и cертифицированной в г. Сургуте
департаментом образования и науки в 2002 году. Эту
программу я разработала и внедряла в течение
пяти лет на базе детского сада № 40 «Снегурочка»
г. Сургута. Сейчас работаю по ней в Центре
детского творчества.
С этой программой я вошла в тройку призеров среди
педагогов дополнительного образования (места в
этом году решением жюри не распределялись), а
также стала победителем в номинации «Традиции в
образовании». Теперь я по праву именую себя
педагогом-психологом, так как доказываю это
великое звание делом, любовью к ребенку и своей
безграничной верой в творческий потенциал его
личности. «Уроки радости», с вашей легкой руки,
ведут меня и моих дошколят по жизни.
Посылаю вам конспект открытого
коррекционно-развивающего занятия,
представленного мною на конкурсе в Сургуте в 2004
г., и самоанализ этого занятия.
Хочу выразить благодарность сотрудникам
«Школьного психолога», первыми заметившим меня и
оценившим мою работу. Успехов вам в деле открытия
новых имен и объединения людей, горячо верящих в
будущее нашей науки!
Ирина ЯРУШИНА,
педагог-психолог,
аспирант Московского
психолого-социального института,
мама четверых детей,
г. Сургут
Цель занятия
Ввести детей в сложный мир человеческих
отношений, помочь прожить определенные
эмоциональные состояния, объяснить, что они
обозначают, и дать им словесное наименование.
Оборудование: телевизор,
видеомагнитофон, магнитофон, ширма, столы.
Материалы: видеокассета, куклы из
кукольного театра — ежик и медвежонок, фигурка
нецкэ — бога счастья Хоттея, книги с загадками,
ватман, открытка большого размера, краски гуашь
на тарелочках, лента, клубок ниток, сыр на
тарелочке, пиктограммы с различными
настроениями (большого размера по одной и
маленькие по количеству детей), диск или
аудиокассета с музыкальными фрагментами.
1. Ритуал приветствия
Дети стоят в кругу, им предлагается разучить
приветствие, которое нужно пропеть:
— Доброе утро, Саша! (улыбнуться и кивнуть
головой.)
Доброе утро, Маша! (называются имена детей по
кругу.)
— Доброе утро, Ирина Михайловна!
— Доброе утро, солнце! (все поднимают руки,
затем опускают.)
Доброе утро, небо! (аналогичные движения
руками.)
Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в
стороны, затем опускают.)
2. Игра «Повтори движение»
Цель: двигательная и
эмоциональная разминка.
Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает перед
путешествием проверить, умеют ли ребята быть
одним целым, потому что в сказку они пройдут
только все вместе. Показывает любое движение,
жест с соответствующей мимикой лица, дети должны
повторить.
3. Упражнение «Переходы»
Цель: развитие внимания друг к
другу, групповой сплоченности, координации
движений.
Дети встают друг за другом. Одной рукой держат
друг друга за талию, другой — держатся за
ленточку. Ведущий предлагает всем вместе
отправиться в сказку, держась друг за друга и не
выпуская ленточку. Дети проходят круг по залу.
Звучит легкая фоновая музыка.
4. Этюды по сценке из кукольного спектакля
Цель: развитие социальных эмоций,
чувства сопереживания героям.
Ведущий говорит детям, что они попали в страну
кукольного театра, предлагает посмотреть сценку
из кукольного спектакля «Про Ежика и
Медвежонка», а потом проиграть в парах
настроение героев в начале их встречи и после
ссоры (нашли сыр и не смогли его поделить,
рассердились друг на друга). Используются
пиктограммы с изображением различных
настроений.
После просмотра сценки и проигрывания
конфликтной ситуации проводится беседа. Детям
задаются следующие вопросы:
· Какое настроение было у Ежика и
Медвежонка, когда они встретились? (Радостное,
улыбчивое, доброе.)
· Какое настроение у них стало, когда
они нашли сыр? (Довольное, хорошее, веселое.)
· Какое настроение у них стало, когда
они стали делить сыр и уронили его в лужу? (Рассердились,
разозлились друг на друга, злое, сердитое, плохое,
грустное.)
· А какое настроение стало у вас, когда
вы посмотрели сценку? (Эмоциональное осознание
своего самочувствия под воздействием сценки из
кукольного спектакля.)
5. Упражнение «Связующая нить»
Цель: развитие совместной
координации движений, групповой сплоченности,
формирование чувства близости, принятия и
доверия другому.
Ведущий предлагает детям отправиться в страну
мультфильмов. Дети строятся друг за другом, одну
руку кладут на голову впередистоящему, а второй
— держатся за нитку от клубка. Ведущий
напоминает, что держаться друг за друга нужно
бережно, осторожно, чтобы не порвалась связующая
нить. По ходу движения детям предлагается
закрыть глаза, так как они попали в тоннель. Дети
делают несколько шагов с закрытыми глазами,
после этого ведущий говорит, что тоннель
закончился и глаза можно открыть.
Упражнение выполняется под спокойную музыку, во
время которой дети идут по залу.
6. Этюд по сценке из мультфильма
Цель: развитие человеческих
качеств, привитие новых форм поведения.
После просмотра фрагмента мультфильма «Котенок
по имени Гав. Середина сосиски» детям
предлагается обсудить поступки героев.
· Как вы думаете, отличается поведение
котенка и щенка от поведения ежика и медвежонка?
Чем?
· Какое настроение было у героев до
встречи? (Котенок был голоден, а кот и пес его не
угостили ни рыбкой, ни косточкой, и только щенок
предложил котенку съесть его сосиску вместе.)
· Как они делили сосиску? (Поровну.)
· Какое настроение у героев было до
встречи и после? (Ответы детей, выбор
соответствующих пиктограмм.)
После обсуждения ведущий предлагает детям
разбиться на пары и проиграть сценку, при этом
спрашивает у детей об их самочувствии:
· Какое настроение у тебя сейчас?
Досталась ли тебе сосиска, или всю съел твой
партнер?
Ведущий предлагает еще раз повторить этюд.
7. Упражнение «Переходы»
Цель: развитие внимания друг к
другу, групповой сплоченности, совместной
координации движений.
Дети встают друг за другом. Ведущий предлагает в
следующую страну поехать «наоборот» — идти не
лицом вперед, а спиной. Упражнение выполняется
под спокойную музыку, во время которой дети идут
по залу.
8. Игра «Загадки и отгадки»
Цель: формирование моральных
представлений, воспитание новых форм поведения.
Ведущий говорит детям, что они попали в страну
бога счастья — Хоттея. Он очень добрый, но и очень
веселый, шалун и хитрец. Любит загадывать
загадки. Сначала предлагает детям, чтобы они
загадали друг другу загадки. Потом загадывает
свою загадку:
Творожку я брат,
Сметанке — сват,
Маслу — племянник я,
А молоко — матушка моя.
(Сыр
При затруднении детей Хоттей предлагает
подсказку, но для этого им нужно встать в круг и
закрыть глаза, потому что отгадку можно только
понюхать. После того как дети называют отгадку,
ведущий спрашивает:
— Что же нам делать с этим сыром? (Ответы
детей: поделить, съесть и т.д.)
— Вспомните, а может, у нас сегодня кто-то
остался голодный? (Дети вспоминают о ежике и
медвежонке и предлагают угостить их.)
9. Рефлексия
Ведущий с помощью пиктограмм предлагает детям
вспомнить, как менялось их настроение на
протяжении занятия, выбрать лицо, отражающее их
состояние после занятия, и объяснить, почему
каждый выбрал именно то, что выбрал.
10. Ритуал прощания
Все встают в круг и передают в ладошке соседу
свое настроение и улыбаются самой доброй
улыбкой. Педагог дарит детям сердечко и кладет
его каждому в ладошку. Просит и детей подарить
что-нибудь на память. Говорит детям:
— Вроде у вас нет ничего с собой, но у вас есть
теплота ваших сердец, которую можно
почувствовать, дотронувшись до ваших ладошек.
Ведущий предлагает детям в память о встрече
оставить на открытке свои ладошки, нарисованные
краской любимого цвета. Дети окунают ладошки в
гуашевую краску, налитую в заранее
приготовленные тарелочки, и оставляют отпечаток
своей ладошки на открытке.
Желательно для отработки чувств приготовить
заранее лист ватмана или несколько листов, чтобы
дети смогли оставить достаточное количество
отпечатков своих ладошек для отработки
переполняющих их чувств.
САМОАНАЛИЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО
ЗАНЯТИЯ
Задачи прошедшего занятия
Обучающие:
· Учить детей понимать эмоциональное
состояние героев сказок и свое собственное,
выражать свои чувства и распознавать чувства
других людей через мимику, жесты, движения.
· Учить испытывать радость от
возможности поделиться с друзьями, помочь другу.
· Проработать в игре повседневные
отношения, то, что с ними происходит в жизни.
· Учить эмоционально-чувственному
восприятию, сотрудничеству.
Развивающие:
· Развивать личностно-смысловую сферу
детей (отношение к действительности,
переживание, взаимопомощь и взаимодействие).
· Развивать желание детей участвовать в
совместных игровых действиях, навыки
содружества педагога и детей.
· Развивать групповую сплоченность,
координацию движений, навыки позитивного
социального поведения.
Воспитательные:
· Воспитывать у детей доброжелательное
отношение к персонажам, вызывать сочувствие к
ним и желание помочь.
· Учить детей выражать свое отношение к
другим людям разными способами.
· Дать возможность ребенку выразить
свое настроение, используя пиктограммы.
· Укреплять чувство единства, умения
действовать согласованно.
Данное занятие соответствует пятому занятию по
программе «Радость общения». В нем
рассматривается тема «Мое настроение».
Занятие имеет четкую структуру, состоит из
нескольких взаимосвязанных частей.
Ритуал приветствия — позволяет
сплачивать детей, создавать атмосферу
группового доверия и принятия.
Разминка — воздействие на эмоциональное
состояние детей, уровень их активности. Разминка
выполняет важную функцию настройки на
продуктивную групповую деятельность. Разминка
проводится не только в начале занятия, но и в виде
двигательных упражнений между этюдами.
Упражнения выбираются с учетом актуального
состояния группы, одни — позволяют
активизировать детей, поднять их настроение,
другие — снять эмоциональное напряжение,
прочувствовать групповую принадлежность.
Основное содержание занятия —
совокупность этюдов, направленных на решение
задач данного занятия. Приоритет отдается
многофункциональным техникам (использование
сценок из кукольного спектакля, фрагмента
мультфильма, отгадывание загадок, проигрывание
ситуаций, этюдов, групповой дискуссии и др.),
направленным одновременно и на развитие
познавательных процессов, и на формирование
социальных навыков, и на динамическое развитие
группы, воспитание содружества, сотворчества
педагога и детей. Важную роль играет порядок
предъявления упражнений и этюдов, их общее
количество и взаимосвязь. Последовательность
предъявления предполагает чередование
деятельности, смену психофизического состояния
ребенка: от подвижного к спокойному, от
интеллектуальной игры к релаксационной технике.
Упражнения располагаются от простого к сложному,
этюды — напротив, от сложного к простому,
соблюдается, таким образом, их закольцованность.
Рефлексия занятия — предполагает две
оценки детьми занятия: эмоциональную
(понравилось — не понравилось), и смысловую
(почему это важно для каждого конкретно, зачем и
чему мы учились, что запомнилось больше всего,
вызвало эмоциональный отклик и почему).
Ритуал прощания — смысловое завершение
занятия, внешнее отреагирование своего
эмоционального состояния в кругу сверстников.
Как важный элемент психокоррекции
эмоционального состояния по окончании занятия
применяется нетрадиционное рисование (отпечатки
ладошек детей их любимым цветом, которым хочется
отпечатать ладошку сейчас на память педагогу).
Основные процедуры:
· элементы сказкотерапии с
импровизацией;
· игры, этюды, проигрывание ситуаций с
развитием навыков общения;
· игры на развитие восприятия, памяти,
внимания, воображения.
Основной целью третьей, завершающей части
является создание у каждого участника чувства
принадлежности к группе и закрепление
положительных эмоций от работы на занятии
(ритуал прощания, рисование отпечатков ладошек).
Занятие включает в себя также:
· упражнения на мышечную релаксацию,
снижающие уровень возбуждения, напряжения;
· мимическую гимнастику, направленную
на снятие общего напряжения, играющую большую
роль в формировании выразительной речи детей;
· двигательные упражнения, включающие
одновременное выполнение движений, жестов с
различной мимикой.
Эти процедуры проводятся в различное время, в
зависимости от ситуации.
Приветствие и прощание носят ритуальный
характер.
Во время занятия дети стоят, сидят в кругу. Круг —
это возможность открытого общения. Форма круга
создает ощущение целостности, завершенности,
придает гармонию отношениям детей, позволяет
ощутить особую общность, облегчает
взаимопонимание и взаимодействие.
Специфика занятий с маленькими детьми
предполагает массу неожиданностей, которые
ведущему следует использовать как материал для
совместной деятельности всех участников
занятия. Накапливая определенные моменты
проживания чувств, дети создают свои собственные
образы эмоций.
Человек судит об эмоциональном состоянии
другого по особым выразительным движениям,
мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности
движений во многом дополняют мимику и играют
важную роль в передаче эмоционального состояния.
Кроме того, в ходе занятия дети опосредованно
знакомились с навыками релаксации и
саморегуляции, что создавало условия для
формирования у них способности управлять своим
эмоциональным состоянием.
Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих
разнообразные чувства, повышают эмоциональную
устойчивость личности ребенка, что помогает ему
легче переносить аналогичные, но более мощные
воздействия.
Поскольку эмоции заразительны, коллективное
сопереживание усиливает их и позволяет получить
более яркий опыт проживания эмоциональных
ситуаций, осознания своих эмоциональных
потребностей. Важно уже в дошкольном детстве
получить уроки развития чувств и эмоций ребенка,
способностей находить согласие с самим собой и
другими, понимать и принимать других не в связи
со своими представлениями, а такими, какие они
есть.