Вот мы с вами и подошли к концу нашего курса в этом полугодии. Мы познакомились с историей детской литературы и усвоили почти все навыки выразительного чтения
Для того, чтобы проверить уровень ваших знаний я подготовила небольшой тест, состоящий из 4 блоков.
Правильно ответив на вопросы в течение часа – вы получите заветный зачет.
Тесты обобщающего контроля по детской литературе
Первая группа тестов
Выберите один правильный ответ:
1.К эпическим жанрам устного народного творчества относятся:
А) сказка;
Б) басня;
В) рассказ;
Г) очерк.
2. К первой учебной книге в Киевской Руси относится:
А) азбука;
Б) букварь;
В) библия;
Г) псалтырь.
3. Самая известная книга петровского времени – это:
А) «Книга вразумления стихотворными словесы»;
Б) «Юности честное зерцало»;
В) «Недоросль»;
Г) «О приличии детских нравов».
4. Антитеза – это:
А) противопоставление образов, картин, слов, понятий;
Б) сопоставление понятий и явлений;
В) сравнение понятий и явлений, предметов;
Г) противопоставление.
5.Тема – это:
А) круг жизненный явлений, изображенных в произведении;
Б) то, о чем говорится в произведении;
В) круг событий, выбранных автором;
Г) события в произведении.
6.Сказка – это:
А) один из видов эпического произведения, больше по охвату жизненных явлений и по объему, чем рассказ, и меньше, чем роман;
Б) вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но законченным сюжетом;
В) устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события и отличающиеся специальным композиционностилистическим построением;
Г) вид занимательного рассказа для детей
7.Книга К.Д.Ушинского « Родное слово» — это:
А) философский трактат;
Б) педагогическое сочинение;
В) научное произведение;
Г) учебно-познавательная литература.
Вторая группа тестов
Добавьте слово в готовый ответ:
- Путешествие героя и его испытания являются признаками _____________ сказки.
2. Мораль и аллегория являются главными признаками жанра ____________.
3. Метафорой называется употребление слова в _______________значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или ________________
4. Стихотворение – это небольшое произведение, изображающее ___________человека, вызванные каким-либо событием и имеющее стихотворную форму.
5.Идея – это основная __________художественного произведения.
Третья группа тестов
Дайте упорядоченный ответ:
1. Укажите соответствие:
1) Федор Курицын;
А) «Донатус»;
2) Дмитрий Герасимов;
Б) « Написание языком словенским о грамоте и ее строении»
3) Иван Федоров;
В) «Христианская топография»;
4) Козьма Индикоплов.
Г) «Азбука».
2. Укажите авторов:
1) «Волк и Ягненок»;
А) Пушкин;
2) «Ивиковы журавли»;
Б) Фет;
3) «Мама! глянь-ка из окошка…»;
В) Крылов;
4) «Эпитафия младенцу».
Г) Жуковский.
3. Укажите соответствие:
1) А.С.Пушкин
А) «Спящая красавица»;
2) В.А.Жуковский
Б) «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»;
3) Ш.Перро
В) «Спящая царевна».
4.Укажите соответствие:
1) А.С.Пушкин;
А) Царь-девица;
2) П.П.Ершов;
Б) царь Салтан;
3) В.А.Жуковский
В) царь Матвей.
5. Укажите соответствие:
1) волшебная сказка;
А) «Колобок»;
2) бытовая сказка;
Б) «Лиса и Волк»;
3) сказка о животных.
В) «Царевна-лягушка».
Четвертая группа тестов
Свободное конструирование ответов:
1. Апокрифы – это_____________________________________________?
2. Сказка – это ________________________________________________?
3. Басня – это_________________________________________________?
4. Рассказ – это________________________________________________?
5. Гипербола – это_____________________________________________?
6. Литота – это ________________________________________________?
7. Метафора – это ______________________________________________?
8. Прибаутка – это _____________________________________________?
9. Пестушки – это _____________________________________________?
10. Нелепицы – это______________________________________________?
Время пошло. Я в вас верю
Волшебные сказки являются самым популярным видом народными фольклора, в них создается удивительный художественный мир, в котором раскрываются все возможности данного жанра в полном объеме. Когда мы говорим «сказка», то зачастую подразумеваем именно волшебную историю, которая завораживает детей с самых юных лет. Чем же она очаровывает своих слушателей/читателей? Попытаемся понять это и таким образом выделить основные признаки волшебной сказки.
Вымысел – вот главная особенность
Самым главным признаком сказки является то, что ее мир и все события основаны исключительно на вымысле. Перечисляя признаки сказки, следует начать с возможности оторвать читателя от обыденности и перенести в вымышленный мир, который не имеет сходства с реальным. Потому как в сказочном мире стираются грани пространства и времени, и тому есть немало примеров: тридесятое государство, которое находится за тридевять земель, или отсчет времени, который исчисляется в волшебной системе такими понятиями, как много и мало.
Сказочное время представляет собой круг, который замыкается сам на себе. Сказка начинается в волшебном мире, пространстве, где не действуют привычные нам законы физики и время исчисляется совершенно по другим правилам. Взять, к примеру, самый распространенный и самый любимый прием, который используется в сказках, — троекратное повторение (которое по значимости занимает ведущее место в классификации «признаки волшебной сказки»). Обычно он используется в самом начале сказочных событий и позволяет замедлить развитие действий. Финал же, наоборот, ускоряется, он, кстати, всегда счастливый и зачастую завершается свадьбой.
Увлекательный сюжет
Какие признаки сказки можно выделить еще? Сюжет волшебной сказки увлекательный и очень сложный. Он состоит из эпизодов, которые непосредственно связаны с главным героем и его заданием. Герой получает задание большого уровня сложности, за выполнение которого его обещают осыпать золотом, отдать в жены принцессу или выполнить какое-либо желание. Задания могут варьироваться от поиска и добычи экзотического предмета до устранения какого-нибудь сверхсильного и могучего существа. И тут в сказке начинается самое интересное – путешествие, которое тоже традиционно входит в перечень «признаки сказки».
Пора в путь-дорожку
Главный герой отправляется в дальние и неизведанные края и по пути преодолевает различные препятствия и трудности. В нелегком путешествии он завоевывает хорошими поступками сердца товарищей, которые обещают помочь ему в нелегком деле. Вместе они благодаря хитрости побеждают недоброжелателей, которых немало встречается по дороге к главной цели.
Кстати, персонажи в волшебных сказках делятся на две группы. В одну из них входит главный герой вместе со своими помощниками, а в другую — помощники главного врага и он сам. Изначально враг намного сильнее, чем главный герой, а по ходу разворачивающихся событий его преимущество может еще и увеличиться. Но главный герой всегда узнает о слабом месте противника и о способе его победить.
Эффект неожиданности
А вот с возможностями главного героя дела обстоят иначе: вначале они существенно преуменьшаются. Признаки сказки включают в себя обязательное наличие центрального и второстепенных персонажей, их характеристики. О слабых умственных способностях могут говорить прозвища главного героя, его социальный статус иногда также оставляет желать лучшего. Таким образом достигается эффект неожиданности.
Когда всем побочным персонажам – сильным, умным и умелым — не удается выполнить сложное задание, за которое полагается вознаграждение, то тут появляется главный герой, которому, как кажется, и подавно не справиться. Но все же ему дают шанс, чтоб не дискриминировать. Такой поворот событий можно отнести к категории «признаки народной сказки».
Благодаря своей отваге и добрым поступкам во время путешествия главный персонаж получает различные уникальные волшебные предметы или завоевывает друзей, которых спасает от неминуемой гибели. Ими зачастую становятся говорящие животные, которые впоследствии помогают при выполнении заданий своими идеями или же участвуют в действиях сами.
Чудеса в сказках просто необходимы. С их помощью можно объяснить различные явления, такие как превращения в разных существ, моментальные перемещения на любые расстояния и победу слабого положительного героя над сильным отрицательным. Все перечисленное выше можно обозначить как признаки народной сказки.
Моральный подтекст
Сказка дает уроки и развивает правильные морально-этические ценности. Поступки главного героя показывают, каким должен быть хороший человек: он совершает благородные поступки и вовсе не ожидает за них какую-либо награду. Таким образом сказка наставляет на правильный жизненный путь и дает положительный пример маленькому читателю. Добро обязательно должно победить зло, справедливость должна восторжествовать – главная идея волшебных сказок.
Все это описывается в сказке весьма простым, но очень красочным и поэтичным языком. Стиль повествования во многих сказках очень похож, но каждая из них уникальна и интересна.
Поэтика волшебства
Подведем итоги: какие признаки волшебной сказки мы обнаружили? Она имеет особую композицию; в ней присутствует такой прием, как троекратное повторение; сказка имеет необычные, волшебные сюжеты, в которых нередко случаются чудесные превращения; также она имеет отрицательных и положительных героев, а добро обязательно побеждает зло.
Выделить признаки сказки вовсе не сложно – это обязательное включение в содержание некой установки на вымысел, который будет определять поэтику сказки. В ней параллельно существуют два мира – реальный и волшебный, в который герой попадает из реального. В волшебной сказке прослеживается мотив путешествия, во время которого главному герою предстоит пройти немало испытаний и преодолеть препятствия. Также в сказке герою зачастую помогает какой-либо волшебный помощник или сопровождает его до заветной цели. Нередко главному герою за совершение благого дела отдают в дар различные волшебные предметы.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора.
Рассказывание сказок на Руси воспринималось как искусство, к которому мог приобщиться каждый, независимо от пола и возраста, и хорошие сказочники весьма высоко почитались в народе. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения.
Сам термин «сказка» появился в 17 веке, и впервые зафиксирован в грамоте воеводы Всеволодского. До этого времени широко употреблялось слово «басень», производное от слова «баять», то есть рассказывать. К сожалению, имена профессиональных сказочников прошедших времен не известны современным исследователям, но известен факт, что уже в 19 веке ученые стали заниматься пристальным изучением русского фольклора, в том числе и сказок.
Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такие ее признаки, как повествовательность и сюжетность. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правды над кривдой, жизни над смертью; все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету…
Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку с потребностями коллектива. «В русских сказках, дошедших до нас в записях XVIII – XX вв., а также в сказках, которые бытуют сейчас, доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла».
Вымысел характерен для всех видов сказки разных народов.
В. И. Даль в своем словаре трактует термин «сказка» как «вымышленный рассказ, небывалую и даже несбыточную повесть, сказание» и приводит ряд народных пословиц и поговорок, связанных с этим видом народного творчества, например знаменитую «ни в сказке сказать, ни пером описать». Это характеризует сказку как нечто поучительное, но в тоже время невероятное, рассказ о том, чего не может произойти на самом деле, но из которого каждый может извлечь определенный урок. Уже в начале XX века выходит в свет целая плеяда сборников русских народных сказок, вобравшая в себя жемчужины народного творчества.
Русские народные сказки от других сказок народов мира отличает, прежде всего, их воспитательная направленность: вспомним хотя бы знаменитую присказку о том, что сказка ложь, да в ней намек. Труд в русских народных сказках изображается не тяжкой повинностью, а почетной обязанностью каждого. В них воспеваются моральные ценности, такие как альтруизм, готовность прийти на помощь, доброта, честность, смекалистость. Они являются одним из самых почитаемых жанров российского фольклора благодаря увлекательному сюжету, открывающему читателю удивительный мир человеческих взаимоотношений и чувств и заставляющему поверить в чудо. Таким образом, русские сказки – это неисчерпаемый источник народной мудрости, которым пользуются до сих пор.
Воспитательная функция сказки – один из ее жанровых признаков. «Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда – вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует».
История возникновения сказки как жанра.
Исторические корни русской сказки теряются в седой древности, каждый исторически этап жизни русского народа отражается в сказке, вносит в неё закономерные изменения. Изучение этих изменений, вернее, обобщение этих изменений, даёт возможность говорить о конкретном процессе жизни русской скази, то есть об её истории.
Какие бывают сказки
Казалось бы, это простой вопрос. Однако далеко не все смогут ответить на него, не заглядывая в учебник.
Что они из себя представляют
В литературе определение следующее: сказка — один из видов народного искусства (фольклора). Прозаическое (реже — стихотворное) произведение, в котором изображаются бытовые, героические или волшебные сюжеты.
То есть это рассказ о магических приключениях. В нем множество событий, которые никак не могли бы произойти в реальной жизни. Почти всегда в нем добро сражается со злом, а честность с коварством. Причем светлая сторона всегда побеждает в конце, прививая читателям мораль и чувство справедливости.
Их различия и подвиды
В присказках невозможно выделить четкие и резкие отличия, они все в какой-то мере взаимодействуют друг с другом. Но несмотря на это, можно составить схему с общими чертами, по которым разделяются типы сказок во 2 классе:
- о животных;
- о волшебстве;
- о быте.
Человек всегда жил рядом с природой, чувствуя с ней крепкую связь, поэтому неудивительно, что звери стали главными героями людских присказок. В них животные наделяются человеческими чертами, умениями и эмоциями.
В то же время у каждого животного сохраняется их образ поведения, «характер». Например: Кот в сапогах умел ходить на задних лапах и разговаривать, но вместе с тем имел тихий, вкрадчивый характер, ловил мышь, в которую превратился великан. Лисы изображаются хитрыми и проворными, а медведи — тугоухими и медленными, неуклюжими, но часто страшными в гневе. Это образы отражают взгляды людей, то, как они видят животных в своей жизни.
Этот тип сказок имеет свою отличительную особенность: люди действуют наравне со зверями, либо являются дополнительными, второстепенными персонажами, которые как-либо реагируют на происходящее.
Кроме того, можно выделить и подвиды, в которых главными героями являются:
- предметы быта;
- животные;
- неживая природа.
Волшебные. Этот вид старше всех других, потому что он зарождался, когда люди только начинали узнавать окружающий мир в подробностях, поэтому все явления, что были необъяснимы и непонятны для них, люди приписывали магическим силам, богам и силам природы (в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» принц обращался к ветру и солнцу).
В этих рассказах люди добиваются своей цели, обращаясь к магическим предметам (волшебное зеркало, сапоги-скороходы) или помощникам, которыми обычно служат домашние животные — кошки и собаки. Предметы могут меняться с огромной скоростью, а неживые предметы становятся живыми. Например, Снегурочку изначально вылепили из снега, и она была обычной снежной бабой, но ожила и стала дочерью стариков.
Бытовые. Они рассказывают о повседневной жизни простых людей. «Злом» является нечестный, коварный, несправедливый человек, угнетающий крестьян. Часто это барин, который не заботится о людях и думает только о своих выгодах. Так было, к примеру, в рассказе про Мальчика-с-пальчик, где он боролся с несправедливыми замечаниями и требованиями от управляющего, пока тот не признал свою вину.
Структура произведения
Школьники учатся проводить анализ сказки во 2 классе. Это необходимо, чтобы уметь выделять основные части текста:
- Присказка. В большинстве случаев ее можно пропустить, ведь она представляет собой разговор между слушателем и рассказчиком, задает особую атмосферу и настроение.
- Зачин, во время которого описывается место действия, время, главные действующие герои.
- Завязка — начало сюжета. На этом этапе появляется проблема, с которой герои должны будут справиться.
- Развитие сюжета, в котором герои активно ищут пути решения для возникшего конфликта.
- Кульминация. Самый напряженный, решающий момент в произведении, после которого история медленно идет к концу.
- Развязка. Проблема окончательно решена героями.
- Концовка — эпилог, в котором рассказывается о дальнейшей судьбе героев.
- Вторая присказка (либо присказка конца) — так же, как и первая, разговор рассказчика, который завершает рассказ.
Кроме того, сказки бывают:
- прямые;
- докучные («Сказка про Белого бычка»);
- с повторением (например: «Репка»).
При этом повторяющиеся сказки заканчиваются после нескольких кругов, а докучные не прекратятся, пока слушателю или рассказчику не надоест.
Как написать свою историю
Можно выделить 2100 примет сказок и во 2 классе, поэтому написание презентации или самого произведения не станет проблемой. Это будет достаточно легко, нужно только соблюдать правила и не забывать про особенности. Наиболее быстро и успешно будет сочиняться рассказ у людей с хорошей фантазией. Если внимательно читать тексты, вполне возможно отметить отличительные черты волшебной сказки во 2 классе. Например:
- частое упоминание чисел 3 и 7, которые считались в те времена магическими. Три испытания проходит герой во время своего путешествия, 7 основных героев насчитывает сказка (например, козлят или гномов);
- часто используются волшебные предметы;
- главное свойство — выдумка, сказка не могла бы существовать в реальном мире.
Со знанием структуры и особенностей сказки от обычного рассказа ее сможет отличить каждый. А с помощью фантазии, добавив немного времени и труда, можно создать свою неповторимую волшебную историю.
Особенности и признаки сказки. Признаки волшебной сказки
Сказки — самый популярный вид фольклора, они создают фантастический художественный мир, полностью раскрывающий все возможности этого жанра. Когда мы говорим «сказка», мы часто имеем в виду волшебную историю, которая очаровывает детей с раннего возраста. Чем он очаровывает слушателей / читателей? Попробуем разобраться в этом, а затем выделить основные черты сказки.
Содержание
- 1 Вымысел – вот главная особенность
- 2 Увлекательный сюжет
- 3 Пора в путь-дорожку
- 4 Эффект неожиданности
- 5 Моральный подтекст
- 6 Поэтика волшебства
Вымысел – вот главная особенность
Самая главная особенность сказки в том, что ее мир и все события основаны исключительно на выдумке. Перечисляя приметы сказки, следует начинать с умения вырвать читателя из обыденного и перенести его в воображаемый мир, не имеющий ничего общего с реальным. Потому что в мире сказок стираются границы пространства и времени, и есть много примеров: тридцать десятое состояние, которое далеко от земли, или обратный отсчет, который вычисляется в магической системе из таких понятий, как много и мало.
Сказочное время — это замкнутый круг. История начинается в волшебном мире, пространстве, где законы физики, к которым мы привыкли, не работают, а время отсчитывается по совершенно другим правилам. Возьмем, к примеру, наиболее распространенный и предпочтительный прием, используемый в сказках: тройное повторение (которое по важности занимает видное место в классификации «примет сказки»). Обычно используется в начале сказочных событий и позволяет замедлить развитие действий. Концовка же, напротив, ускоряется, между прочим всегда веселая и часто заканчивается свадьбой.
Увлекательный сюжет
Какие еще приметы сказки можно отличить? Сюжет сказки завораживает и очень сложен. Он состоит из эпизодов, напрямую связанных с главным героем и его миссией. Герой получает задание высокого уровня сложности, за выполнение которого его обещают осыпать золотом, подарить принцессу в жены или исполнить любые желания. Миссии могут варьироваться от поиска и получения экзотического предмета до убийства некоторых могущественных и сверхмощных существ. И здесь начинается самое интересное: путешествие, которое тоже традиционно входит в список «примет сказки».
Пора в путь-дорожку
Главный герой отправляется в далекие и неизведанные страны и на своем пути преодолевает различные препятствия и трудности. В нелегком путешествии он покоряет сердца товарищей добрыми делами, которые обещают помочь ему в нелегком деле. Вместе они благодаря хитрости побеждают нечестивых, которых немало на пути к главной цели.
Кстати, сказочные персонажи делятся на две группы. Один из них включает в себя главного героя вместе с его помощниками, а другой — помощников главного врага и его самого. Изначально противник намного сильнее главного героя, и по ходу событий его преимущество также может увеличиваться. Но главный герой всегда узнает слабое место врага и способ его победить.
Эффект неожиданности
А вот со способностями главного героя дело обстоит иначе: сначала они существенно недооценены. Приметы сказки включают обязательное наличие центрального и второстепенного персонажей, их характеристики. Клички главного героя могут говорить о слабых умственных способностях, даже его социальный статус иногда оставляет желать лучшего. Таким образом достигается эффект неожиданности.
Когда все второстепенные персонажи — сильные, умные и умелые — не справляются с трудным заданием, за которое полагается награда, то появляется главный герой, который, судя по всему, еще больше не справляется. Но ему по-прежнему дается возможность не различать. Такой поворот событий можно отнести к разряду «примет сказки».
Благодаря своему мужеству и добрым делам во время путешествия главный герой получает различные уникальные магические предметы или побеждает друзей, которых спасает от неминуемой гибели. Они часто становятся говорящими животными, которые позже помогают с домашними заданиями со своими идеями или сами участвуют в действиях.
Чудеса в сказках необходимы. С их помощью можно объяснить различные явления, такие как превращения в разных существах, мгновенные движения на любом расстоянии и победу слабого положительного героя над сильным отрицательным. Все вышеперечисленное можно обозначить как приметы сказки.
Моральный подтекст
История дает уроки и развивает правильные моральные и этические ценности. Действия главного героя показывают, каким должен быть хороший человек: он совершает благородные поступки и вообще не ожидает за них награды. Поэтому сказка направляет вас на верный жизненный путь и подает положительный пример маленькому читателю. Добро обязательно должно восторжествовать над злом, справедливость должна восторжествовать — основная идея сказок.
Все это описано в сказке очень простым, но очень красочным и поэтичным языком. Стиль повествования во многих сказках очень похож, но каждая из них уникальна и интересна.
Поэтика волшебства
В итоге: какие сказочные приметы мы нашли? Имеет особый состав; содержит такую технику, как тройное повторение; в сказке есть необычные и волшебные сюжеты, в которых часто происходят чудесные превращения; в нем также есть отрицательные и положительные характеры, и добро обязательно побеждает зло.
Выявить приметы сказки совсем не сложно: это обязательное включение в содержание определенного отношения к художественной литературе, от которого будет зависеть поэтика сказки. В нем параллельно два мира: реальный и волшебный, в которые герой попадает из реального. В сказке прослеживается причина путешествия, во время которого главному герою предстоит столкнуться с множеством испытаний и преодолеть препятствия. Также в сказке герою часто помогает какой-нибудь волшебный помощник или сопровождает его к любимой цели. Часто главному герою дарят различные волшебные предметы за доброе дело.
Сказочные истории раньше сопровождали людей всю жизнь: их рассказывали детям и взрослым, передавая с их помощью народную мудрость. Эти истории были волшебными и бытовыми, короткими и длинными, смешными и поучительными. Признаки сказки во 2 классе изучаются подробно. Они позволяют выделить важные черты и особенности такого произведения.
Оглавление:
- Общие сведения
- Жанры сказочных историй
- Отличительные признаки
Общие сведения
В литературе для 2 класса определение сказки дается следующее — это один из фольклорных жанров, существующий во всех культурах, это занимательный и увлекательный рассказ о приключениях, смешных ситуациях, удивительных событиях, волшебстве и т. д. Главное отличие сказки — она не может произойти в реальном мире, хотя написана так, будто описываемые события были на самом деле.
Само слово произошло от древнерусского «казать». Сначала сказка обозначала список или точное описание. В современном смысле (то есть вымышленная история) слово начали употреблять в письменных источниках только в XVII—XIX вв. До этого времени короткий и занимательный рассказ называли басней. Сказка может быть:
- Фольклорной (народной). Это устное произведение, которое рассказывали друг другу, в процессе нередко меняя детали. Часто такие сказки основываются на религиозных мифах и легендах. Автор отсутствует — сказочную историю сочинял народ. Примеры: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
- Литературной (авторской). Это произведение, написанное конкретным человеком. Его главным отличием является отсутствие устной формы или вариантов, подражание фольклорной сказке. Примеры: «Дюймовочка» Андерсена, «Конек-Горбунок» Ершова, «Двенадцать месяцев» Маршака, сказки Пушкина.
Неизвестно, когда точно возникла первая сказка, и что это было за произведение. Многие фольклорные истории «вышли» из древних религиозных мифов после Крещения Руси. Например, дедушка Мороз явно когда-то был одноименным временем года. В виде старика с длинной бородой и в шубе крестьяне представляли себе суровые трескучие холода, которые могут убить посевы и принести голод.
На основе фольклорных сказок значительно позднее появились литературные. Их придумывали отдельные люди, подделывая народный стиль.
Жанры сказочных историй
Сказки делятся на несколько видов в зависимости от сюжета, героев и описываемых ситуаций. При этом точной классификации нет: специалисты делят произведения по-разному. В основном выделяют следующие жанры:
- О животных, растениях, предметах: главными героями являются не люди, а домашние и дикие звери (часто встречается лиса), деревья, цветы, рыбы, природные явления, неодушевленные предметы и т. д. При этом человек также может присутствовать в сюжете, но будет либо равен животному, либо второстепенен. Примеры: «Кот и лиса», «Волк и семеро козлят», «Лиса и Волк».
- Волшебные: в них речь идет о чудесных путешествиях и событиях, которые произошли с простым человеком, об изначально необычных героях (например, о царевне-лягушке), о преодолении препятствий при помощи чуда или волшебных помощников. Волшебные сказки отличаются сложной композицией: они имеют завязку, развитие сюжета, кульминацию, развязку. Примеры: «По щучьему веленью», «Иван-царевич и Серый волк», «Золушка», «Аленький цветочек».
- Бытовые: речь идет о простых людях, которые попали в сложную ситуацию, но справились с ней благодаря смекалке. Основная задача таких сюжетов — рассмешить слушателя, показать ему, что плохие, жадные или глупые люди обречены на поражение. Главным героем является честный, удачливый, бескорыстный человек, обладающий долей хитрости. Ему противостоят купец, поп, барин, царь. Также героем может стать глупый человек, который поплатился за свою глупость. Примеры: «Каша из топора», «Глупый мужик», «Горшок».
Сказки вовсе не обязательно должны принадлежать одному жанру. Например, «Курочка Ряба» и «Колобок» — животно-бытовые, «Морозко» — волшебно-бытовая.
Отличительные признаки
В зависимости от жанра сказки могут иметь различные признаки. Например, бытовые истории обычно довольно короткие и наделены простым смыслом (не жадничай, будь добрым, уважай старших). Признаками волшебных сказок являются:
- Вымысел и увлекательный сюжет — это обязательные элементы любой сказки, без которых слушать ее было бы неинтересно. Место, время, действие и даже многие герои никогда не существовали в жизни, большая часть и вовсе обезличена: «жили-были», «в некотором царстве, в тридесятом государстве», «дочь царя», «крестьянский сын Иван».
- Герои обязательно путешествуют: спасают царских дочек или деревню, ищут невест. Даже если действие происходит в одном месте, путешествие все равно присутствует. Например, в «Аленьком цветочке» купец уезжает торговать, в «Золушке» падчерица едет на бал, в «Белоснежке» принцесса убегает в лес.
- Во многих историях присутствует элемент неожиданности, связанный с героем. Так, Иван-дурак оказывается умным, Илья Муромец, просидевший на печи 33 года, внезапно встает с нее и получает большую силу, Иван-царевич становится мужем прекрасной и умной царевны, а не лягушки. Если кажется, что герой не справится или ему не повезло, сказка опровергает это.
- В ней присутствуют добрые и злые персонажи, причем разделение главных героев довольно четкое — либо хороший, либо плохой. Сперва злодеи оказываются сильнее, но главный герой все же побеждает их, узнав об их слабом месте, заручившись поддержкой или обнаружив в себе скрытую силу. Второстепенные же персонажи могут меняться: например, баба-яга обычно съедает гостей, но помогает Ивану-царевичу.
- Добро всегда побеждает зло, конец обязательно счастливый. Истории призваны доказать, что мир справедлив, поэтому хороших людей ждет награда.
- Они несут определенные уроки и морально-этические ценности: нужно быть добрым и щедрым, помогать всем людям, не бояться — тогда в конце ждет награда. Отражались в сказочных историях и народные мечты: честный бедняк становится богатым, жадный богач теряет нажитое нечестным трудом, добрый молодец получает славу и невесту, злодей наказан.
- Обязательно присутствуют волшебные предметы или сказочные существа: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Серый волк, молодильные яблоки, лягушачья кожа, живая вода.
- В русских народных сказках часто встречается число «3»: три сестры или брата, три головы у Змея, три испытания, три глотка живой или мертвой воды и т. д. Это связано со значением числа в православии — Троицей.
Если необходимо отметить отличительные черты волшебной сказки во 2 классе, нужно ориентироваться на саму историю, ведь сюжеты имеют много отличий. Для большей наглядности можно использовать презентацию о признаках сказки для 2 класса.
Люди всегда рассказывали сказки — сперва в виде мифов о богах, затем для развлечения.
Разобрав приметы сказок во 2 классе, можно увидеть, почему эти произведения были важны и в чем заключались их особенности.