Итоговая диагностическая работа по литературному чтению (работа с текстом). 4 класс.
Цель: определить уровень сформированности навыка осознанного чтения; выяснить уровень понимания содержания литературного текста; скорость умения читать текст «про себя»; умение ориентироваться в тексте; выражать собственное отношение и отношение автора к персонажам и событиям в тексте.
Работа выполняется в индивидуальном порядке одновременно всеми учащимися класса по вариантам.
На тест и замер чтения «про себя» отводится один урок.
Проверка чтения «про себя»: по сигналу учителя дети начинают читать текст с заглавия в течение 1 минуты, по истечению времени учитель даёт сигнал «Стоп!» и учащиеся ставят галочку в тексте на месте остановки, после чего продолжают чтение текста до конца.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Замер чтения «про себя»:
менее 90 слов оценка «2»;
от 100 до 110 слов оценка «3»;
от 110 до120 слов оценка «4»;
от 120 и более слов оценка «5».
Тест
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Максимальное кол-во баллов 19 |
Кол-во баллов |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 — 6 |
1 |
1 — 2 |
|
Кол-во баллов |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 — 6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 — 2 |
|
Каждый верный ответ – 1 балл.
Задание №11 в 1 варианте и №7 во2 варианте: 1 балл за каждый верный ответ. Максимальное кол-во баллов – 6.
Задание №13: 1 балл — ответ представлен не в полном объёме. 2 балла – ответ содержит интересные мысли и оформлены полными предложениями, приведены аргументы или доказательства, иллюстрирующие выбор читателя.
18-19 баллов оценка «5»;
11-17 баллов оценка «4»;
6 — 10 баллов оценка «3»;
менее 6 баллов оценка «2».
Примечание: наличие орфографических ошибок не влияет на оценку работы.
Инструкция по проверке
№ задания |
Ответы |
|
1 вариант С.Т. Аксаков «Река Белая» |
2 вариант В.В. Путилина «Тёплый хлеб» |
|
1 |
А рассказ |
Б рассказ |
2 |
о ледоходе, произведение о природе |
В перепёлка |
3 |
А весной |
В Между Колокольцами и Верхними Колокольцами |
4 |
На реке начнёт таять и ломаться лёд. |
Здешний хлеб не был похож на городской. Не маленькими твёрдыми кирпичиками. А круглый, румяный, пышный. |
5 |
Г на реке |
Б маленькая, но рослая |
6 |
желанный день и час |
В летом |
7 |
В корове |
Песня перепёлки. Дорога в Верхние Колокольцы. Встреча со стариком. Свежий хлеб. Воспоминания о войне. Запах тёплого хлеба. 3 1 4 2 6 5 |
8 |
Б разливом |
Человек должен помнить добро (вариант ответа) |
9 |
Лёд всё ещё шёл крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. …Лёд трескался, ломался… |
В запах тёплого хлеба |
10 |
почти до верхушек деревьев |
Мы – односельчане (вариант ответа) |
11 |
Потоки весенней воды. «Белая тронулась!» Корова на льду. Две собаки. Ледоход. Разлив. 5 3 1 2 4 6 |
Нужно любит и уважать людей (вариант ответа) |
12 |
В «Белая тронулась!» |
Б Г Не великое дело – великая помощь. Хорошо тому добро делать, кто помнит. |
13 |
Свободные ответы детей. Ответ представлен не в полном объёме. Ответ содержит интересные мысли и оформлены полными предложениями, приведены аргументы или доказательства, иллюстрирующие выбор читателя. |
Свободные ответы детей. Ответ представлен не в полном объёме. Ответ содержит интересные мысли и оформлены полными предложениями, приведены аргументы или доказательства, иллюстрирующие выбор читателя.С помощью света и тени передавал Леонардо на картине всё многообразие реального мира. |
Ученик __________________________________________________________
1 вариант
С.Т.Аксаков
Река Белая
Великим моим удовольствием было смотреть, как бегут по косогору мутные и шумные потоки
весенней воды мимо нашего высокого крыльца, а еще большим наслаждением, которое мне не
часто дозволялось, прочищать палочкой весенние ручейки. С крыльца нашего была видна река
Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется. На все мои вопросы отцу и Евсеичу: «Когда
же мы поедем в Сергеевку?» обыкновенно отвечали: «А вот как река пройдет».
И наконец пришел этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал: «Белая тронулась!» Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а иногда и желтого льда. Далеко уже уплыла поперечная дорога, и какая-то несчастная черная корова бегала по ней как безумная от одного берега до другого. Стоявшие около меня женщины и девушки сопровождали жалобными восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного, которого рев долетал до ушей моих, и мне стало очень его жалко. Река на повороте загибалась за крутой утес, и скрылись за ним дорога и бегающая по ней черная корова.
Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а перепрыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и, позабыв бедную корову, сам смеялся вместе с другими. Собаки не замедлили оправдать общее ожидание и скоро перебрались на берег.
Лед всё еще шел крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне: «Пойдем, соколик, в горницу, река еще не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе скажу, когда лед начнет трескаться». Я очень неохотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня. В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришел сказать мне, что лед на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись еще теплее, я вышел и увидел новую, тоже не виданную мною картину: лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших ушей.
…С этого дня Белая сделалась постоянным предметом моих наблюдений. Река начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. Каждый день картина изменялась; и наконец разлив воды, простиравшийся с лишком на восемь верст, слился с облаками. Налево виднелась необозримая водяная поверхность, чистая и гладкая, как стекло, а прямо против нашего дома вся она была точно усеяна иногда верхушками дерев, а иногда до половины затопленными огромными дубами, вязами и осокорями, вышина которых только тогда вполне обозначалась; они были похожи на маленькие, как будто плавающие островки.
1 вариант
Школа __________________________________________________________________
Дата ___________________________________________________________________
Фамилия _______________________________ Имя _________________________
Прочитай текст «Река Белая». Выполни задания.
Определи жанр этого произведения и обведи букву рядом с выбранным ответом.
А рассказ
Б сказка
В былина
Г басня
Д легенда
О чём зто произведение? Запиши ответ.
_____________________________________________________________________________________________
3. Когда происходили описанные события?
А весной
Б летом
В зимой
Г осенью
4. Как ты понимаешь слова река вскроется ? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Где происходили описанные события?
А на поле
Б в лесу
В на огороде
Г на реке
6. Как называет автор время начала ледохода? Найди ответ в тексте и запиши.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какому животному сочувствовали люди?
А козе
Б овце
В корове
Г собаке
8. Чем сменился ледоход?
А дождём
Б разливом
В снегопадом
9. Найди в тексте описание ледохода. Запиши.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. На какую высоту поднялась вода? Найди ответ в тексте. Запиши.
___________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 – начало истории.
__ Ледоход.
__ Корова на льду.
1 Потоки весенней воды.
__ «Белая тронулась!»
__ Две собаки.
__ Разлив.
12. Какой заголовок может подойти к этому рассказу?
__ «Желанный день»
__ «Весенний ледоход»
__ «Белая тронулась!»
13. Понравился ли тебе текст? Объясни почему.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ученик ___________________________________________________________________
2 вариант
В.В.Путилина
ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ
Под окошком звонко и настойчиво звали: «Пить-пойдем! Пить–пойдем! Пить!» Я спросила свою
хозяйку Марусю про птицу. Маруся ответила:
— Да как же вы не знаете? Это перепёлка приглашала вас чай пить, — и засмеялась.
А Марусина дочка Оля строго посмотрела на меня. Взгляд у Оли пристальный и внимательный. Я ни разу не видела, чтобы Оля улыбнулась за всю неделю, что живу у них в Колокольцах. Маруся снова засмеялась:
— Приглашала вас перепёлка чай пить. Приглашала, да не знала: хлеба-то у нас нет. А как же без хлеба за стол садиться?
И послала Олю в магазин в Верхние Колокольцы. Я тоже пошла с Олей за хлебом. Мы долго шли с Олей по лугу. И вдруг дорога оборвалась. С одной стороны речка, с другой – длинный и глубокий ров.
— Надо прыгать, — сказала Оля. Лет Оле хотя и немного, но она рослая. И ноги у неё длинные, послушные. Мигом перенесли её через ров и крепко поставили на землю. Я перепрыгнула вслед за ней. Навстречу нам шёл старик. Высокий, чуть сгорбленный. На голове соломенная шляпа с огромными полями от солнца. Шёл он медленно, опираясь на палку.
— Здравствуйте! – сказали мы с Олей старику, когда поравнялись с ним.
— Моё почтение! – ответил он. Снял шляпу и раскланялся с нами.
Скоро мы с Олей добрались до Верхних Колокольцев и купили хлеба. Здешний хлеб не был похож на городской. Не маленькими твёрдыми кирпичиками, а круглый, румяный, пышный. Я несла его в закрытой сумке, а тёплый хлебный запах вырывался наружу.
— Ух, как пахнет! – радовалась Оля. И отщипнула кусочек.
Ей захотелось есть. Да и мне тоже. И мы пошли быстрей, хотя было жарко. Мы перепрыгнули через ров. За высоким земляным валом мы увидели нашего знакомого старика. Он сидел у стёжки, опустив голову.
— Отдыхаете, дедушка? – спросила я.
— А, — махнул он огорчённо рукой. – Забыл хлеба купить. Теперь возвращаться надо.
— Вот беда, — посочувствовала я вслух и пошла следом за Олей. Она торопилась домой. Там ждёт нас затенённый двор, где не палит солнце.
— Погоди, Оля, — остановила я её. – Давай вернёмся. Отдадим старику свой хлеб. А себе сходим ещё купим.
— Отдадим? – испугалась Оля. – Это же наш хлеб. А дедушка – чужой. Разве чужим отдают своё?
— Отдают, — сказала я. – В войну меня чужие люди кормили. Я тогда была такой маленькой, как ты.
А когда жалеешь человека, он уже не чужой.
— Возьмите, дедушка, — вдруг проговорила она. – Вы не чужой, вы свой.
И она улыбнулась неожиданно, как-то неумело.
Старик взял круглый хлеб, полюбовался им и сказал:
— Тёплый хлебушка. Спасибо вам, люди добрые!
— Ешьте на здоровье, — сказала я.
— На здоровье, — повторила и Оля.
А по лугу разносился запах тёплого хлеба. Самый драгоценный запах на земле.
2 вариант
Школа __________________________________________________________________
Дата ___________________________________________________________________
Фамилия _______________________________ Имя _________________________
Прочитай текст «Тёплый хлеб». Выполни задания.
Определи жанр этого произведения и обведи букву рядом с выбранным ответом.
А рассказ
Б сказка
В былина
Г басня
Д легенда
2. Кто звонко запел: «Пить – пойдём! Пить!»?
А хозяйка
Б соседи
В перепёлка
Г дети
Д жаворонок
3. Где происходила описанная история?
А в Колокольцах
Б в Верхних Колокольцах
В между Колокольцами и Верхними Колокольцами
4. Какой был хлеб? Найди описание и запиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.. Какой была девочка Оля? Как о ней говорится в рассказе?
А маленькая и весёлая
Б маленькая, но рослая
В маленькая и грустная
6. Когда происходили описанные события?
А весной
Б осенью
В летом
Г зимой
7. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 – начало истории.
___ Встреча со стариком.
1 Песня перепёлки.
___ Свежий хлеб.
___ Дорога в Верхние Колокольцы.
___ Запах тёплого хлеба.
___ Воспоминания о войне.
8. Что хотел сказать автор читателям? Запиши ответ.
_______________________________________________________________________________________________________
9. Какой самый драгоценный запах на земле?
А запах цветов
Б запах мёда
В запах тёплого хлеба
Г запах дорогих духов
10. Объясни слова Оли: «Вы не чужой, вы свой». Запиши.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какая главная мысль этого рассказа? Запиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Прочитай. Какие пословицы подходят к этому рассказу?
А Хлеб – всему голова.
Б Не великое дело – великая помощь.
В Великое слово: спасибо.
Г Хорошо тому добро делать, кто помнит.
Д Всякий хлопочет, себе добра хочет.
13. Понравился ли тебе текст? Объясни почему.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предмет: Литература,
автор: galinayakimenk
Рассказ автор В.В.Путилина«Тёплый хлеб». Какая главная мысль этого рассказа? Запиши.
Ответы
Автор ответа: egordeutch
4
Человек ответственен за свои поступки и лучше никому никогда не желать зла.
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Интересные вопросы
Предмет: Немецкий язык,
автор: likhacheva200546
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!!!!С НЕМЕЦКИМ ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
Es war einmal ein Prinz, weit im Märchenland. Weil er ein Träumer war, liebte er es sehr, auf einer Wiese nahe dem Schlosse zu liegen und träumend in den blauen Himmel zu starren. Denn auf dieser Wiese blühten die Blumen größer und schöner als wie sonstwo. Und der Prinz träumte von den weißen, weißen Schlössern mit hohen Spiegelfenstern. Es geschah aber, dass der alte König starb. Nun wurde der Prinz sein Nachfolger. Und der neue König lebte jetzt im weißen Schloß mit hohen Spiegelfenstern. Und träumte von einer kleinen Wiese, wo die Blumen größer und schöner blühten denn sonstwo.
1. Antworte auf die Fragen zum Text.
1. Wer lebte in Märchenland?
2. Wo lag der Prinz oft?
3. Wovon träumte der Prinz?
4. Was geschah später?
5. Wer wurde Königsnachfolger?
6. Wovon träumte der junge König?
4 года назад
Предмет: Математика,
автор: maximivanov134
Реши уравнение: −28:|x|=0,07−7,07. Ответ: x1=x2= (первым запиши меньший корень). очень нужно ответьте пж!!!1 дам 20 балов!!!
4 года назад
Предмет: Литература,
автор: sskop37
Согласен ли автор с мнением макары чудры
4 года назад
Предмет: Математика,
автор: KIMILFO
какая фигура является уравнением (х+2)^2+(у-5)^2=19
6 лет назад
Предмет: Обществознание,
автор: wZir1
процесс в котором взамен произведенного продукта люди получает деньги или другой продукт
6 лет назад
Читательский дневник по рассказу «Тёплый хлеб» Константина Паустовского
Автор: Константин Георгиевич Паустовский.
Название произведения: «Тёплый хлеб».
Число страниц: 32.
Жанр: рассказ.
Главные герои: Филька, Панкрат.
Второстепенные герои: бабка.
Характеристика главных героев:
Филька. Нелюдимый мальчик по прозвищу «Ну тебя». Злой и угрюмый. Исправился и стал добрым.
Панкрат. Мельник. Строгий, справедливый и умный человек.
Характеристика второстепенных героев:
Бабка. Старая женщина, знает старинные легенды.
Краткое содержание рассказа «Тёплый хлеб»
Филька жил в деревне со своей бабкой. У него не было друзей, потому что мальчик был злым и недоверчивым.
У Панкрата жил конь, которого вся деревня любила и подкармливала. Однажды зимой конь пришёл к избе Фильки и стал просить хлеба. Филька рассердился, закричал на коня и ударил его. А хлеб бросил в снег.
Конь заплакал и жалобно заржал. Вдруг началась метель, а потом ударил мороз. Река замёрзла, и мельница встала. Деревне грозил голод.
Бабка рассказала, как в давние времена злой мужик обидел солдата-инвалида. Он бросил ему чёрствый кусок, и солдат проклял деревню. В это время также начался мороз, и злой мужик умер.
Филька испугался и бросился к Панкрату. Он рассказал о своём поступке. Панкрат поругал мальчика и велел придумать, как спасти деревню. Филька сказал, что соберёт ребят и они раздолбят лёд около плотины.
Утром вся деревня долбила лёд. А погода менялась. Когда лёд раскололи, пришла оттепель и закапало с крыш. Сорока хвасталась, что это она привела тёплый ветер.
На следующий день Филька принёс коню тёплого свежего хлеба. Они помирились и на душе мальчика стало легко.
План произведения:
- Угрюмый мальчик.
- История коня.
- Филька бьёт коня.
- Неожиданный мороз.
- Рассказ бабки.
- Испуг мальчика.
- Мельник Панкрат.
- Все долбят лёд.
- Оттепель.
- Примирение с конём.
Основная мысль рассказа
Главная мысль произведения состоит в том, что никогда нельзя отказывать в помощи тем, кто в ней нуждается.
Основная идея рассказа в том, что человеческое равнодушие приносит только горе.
Чему учит произведение
Учит быть добрыми и отзывчивыми. Учит помогать другим людям, не обижать животных. Учит трудиться сообща на общее благо.
Краткий отзыв по произведению «Тёплый хлеб» для читательского дневника
Это замечательное произведение написал писатель Константин Паустовский.
Его герой, мальчик Филя, был недоверчивым к другим людям, злым и равнодушным. Он обидел коня и из-за этого наступил ужасный мороз. Филька понял, что стал причиной огромной беды, и сделал всё, чтобы исправить свою ошибку.
Он сумел заслужить прощение у коня и тогда мальчик понял, что мир прекрасен. Просто надо уметь с любовью и лаской относиться к другим людям, никому не отказывать в помощи.
Автор хотел сказать своим произведением, что наши собственные поступки могут стать причиной как большой беды, так и великого счастья. Всё на свете зависит от того, как мы относимся к людям.
Мне очень понравился этот рассказ, в котором писатель удачно соединил реальность и вымысел, сказку. Он рассказал о том, что собравшись вместе люди могут справиться с любой задачей.
Я всем советую прочитать этот рассказ и никогда не отказывать тем, кто просит помощи. Не нужно быть эгоистами и думать лишь о себе.
Пословицы к произведению:
- Виновных прощают, а правых жалуют.
- Доброе дело два века живёт.
- Другим не поможем, сами пропадём.
- Была вина, да прощена.
- Воля и труд дивные всходы дают.
Словарь неизвестных слов:
- Картуз — головной убор, фуражка.
- Христорадник — попрошайка.
- Неминучая — неминуемая, неизбежная.
- Причитания — жалобы, слёзы.
- Дюже — сильно.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слёзы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.
Ещё читательские дневники по произведениям К. Паустовского:
- «Похождения жука-носорога»
- «Заячьи лапы»
- «Стальное колечко»
- «Барсучий нос»
- «Растрёпанный воробей»
- «Дремучий медведь»
- «Корзина с еловыми шишками»
Библиотека произведений автора пополняется.
Полезные ссылки:
- Википедия про писателя
- Краткая биография Константина Паустовского для презентации
________
«Теплый хлеб» анализ (главная мысль)
На чтение 2 мин Обновлено 28 июня, 2020
«Теплый хлеб» анализ — тема и главная мысль, реальное и сказочное в рассказе Паустовского. Также Вы узнаете чему учит сказка «Теплый хлеб».
Содержание
- «Теплый хлеб» Паустовский анализ
- «Теплый хлеб» главные герои:
- Чему учит сказка «Теплый хлеб»?
- Что реального в сказке «Теплый хлеб»
- Что в сказке «Теплый хлеб» фантастического?
«Теплый хлеб» Паустовский анализ
Жанр — рассказ
Тема — труд и забота о животных
Главная мысль. Злое дело обязательно надо исправить, но вообще-то лучше зла не делать никому и никогда.
Время — события происходят в годы Гражданской войны, в деревне Бережки
«Теплый хлеб» главные герои:
- Филька — главный герой произведения «Теплый хлеб»
- Раненый конь
- Мельник Панкрат
- Бабка
- Сорока
- Мороз, метель
- Ребята
- Жители деревни Бережки
Чему учит сказка «Теплый хлеб»?
Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро людям, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку. Сказка учит нас доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости в достижении благородных целей.
Что реального в сказке «Теплый хлеб»
1. Война, раненый конь, голод, злоба людская, равнодушный мальчик
2. Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.
3. Бабушка Фильки
4. Решение мальчика идти за помощью к людям.
5. Помощь Панкрата и других жителей деревни: совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и жителей всей деревни.
6. Радость прощения, примирения. Чуткость коня.
Что в сказке «Теплый хлеб» фантастического?
1. Мельник-колдун; свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека. Ветер, мороз, мыши.
2. Рассказ бабки о происшествии 100-летней давности (легенда).
3. Сорока, летящая за помощью к теплому ветру. Ее болтовня, которой никто не верит.
4. Лисица, заметившая тень сороки и долго думавшая над тем, куда ж это в такую стужу подалась сорока.
Теперь Вы знаете, что реального в сказке «Теплый хлеб», а что в сказке «Теплый хлеб» фантастического. Анализ этого произведения Вы можете дополнить через форму комментариев.
«Тёплый хлеб» читательский дневник
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 623.
Обновлено 6 Августа, 2021
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 623.
Обновлено 6 Августа, 2021
«Тёплый хлеб» – это добрая и поучительная сказка, повествующая о том, как важно оставаться добрым и милосердным даже в самые тяжёлые времена.
Краткое содержание «Тёплый хлеб» для читательского дневника
ФИО автора: Паустовский Константин Георгиевич
Название: Тёплый хлеб
Число страниц: 2. Паустовский Константин Георгиевич. «Тёплый хлеб». Издательство «Малыш». Москва. 1974 год
Жанр: Сказка-быль
Год написания: 1954 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Время и место действия
Несмотря на то, что в произведении нет точных указаний на время действия, по косвенным признакам можно сделать вывод, что события происходят во время Гражданской войны в России, в деревне Бережки.
Главные герои
Филька «Ну тебя» – вредный, нелюдимый, угрюмый, злой мальчик, который вовремя осознал, как был неправ.
Панкрат – старый мельник, добрый, понимающий, очень умный мужчина.
Бабка Фильки – старая женщина, которая хорошо знает и разбирается в народных традициях.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Однажды в деревушке Бережки появился раненый конь, которого оставили красноармейцы. Его взял мельник Панкрат, которого местные мальчишки считали настоящим колдуном. Панкрат выходил коня и с его помощью принялся чинить плотину. Однако мельник не мог кормить коня в голодное время, и тот ходил по всей деревне, выпрашивая у жителей еду. Все жалели его и делились, кто чем мог.
Как-то раз конь постучал в калитку к Фильке по прозвищу «Ну тебя!». Мальчика так прозвали в деревне за то, что он ничему не верил и ни с кем не играл. Филька нехотя подошёл к калитке и неожиданно со всего размаха ударил доверчивого коня по губам. Затем зло обругал его и бросил кусок хлеба прямо в снег.
У коня скатилась слеза, он жалобно заржал и ушёл, а деревня оказалась во власти сильного ветра со снегом. Филька даже с трудом дошёл до своего крыльца и запер дверь, а ночью ударил страшный мороз, сковав речку до самого дна. Замерзли даже колодцы, и жителей деревни ожидала верная смерть: лед сковал водяную мельницу, и невозможно было смолоть муку.
Бабка Фильки, причитая, рассказала, что сто лет назад случился такой же лютый мороз и половина деревни вымерла. А причиной тому оказалась людская злоба. Когда мимо деревни проходил безногий солдат, он попросил хлеба, но жадный хозяин кинул ему на землю заплесневелую краюху. Свистнул тогда солдат, и ударил лютый мороз. Бабка решила, что, видимо, и теперь в деревне завёлся такой же злой человек.
Ночью Филька отправился к Панкрату и во всём признался. Тот дал мальчику час, чтобы он нашёл способ, как спасти деревню от верной смерти. Филька решил собрать всех мальчишек и вручную выдолбить лёд у мельницы, чтобы заработала плотина. Ранним утром у реки собрались не только мальчишки, но и все здоровые, крепкие жители, которые принялись жечь костры да рубить лед. В ходе работы никто и не заметил, как потянуло теплым ветром, и с крыш весело закапала вода под ярким солнцем. К вечеру возле мельницы образовалась большая полынья, и Панкрат приступил к работе. Теперь все хозяйки Бережков были обеспечены мукой, и повсюду стоял чудесный аромат свежеиспечённого хлеба. Утром Филька пришёл к коню с большой краюхой и помирился с ним.
Вывод и своё мнение
Доброта, милосердие, неравнодушие к чужой беде – важные человеческие качества, на которых держится мир. Хорошие поступки неизменно найдут отклик в сердцах других людей, которые также отзовутся добрыми делами. А вот равнодушие и чёрствость неизменно приведут к печальным последствиям. Не стоит искать добро на стороне, оно внутри каждого из нас, нужно только открыть себя добрым, правильным делам.
Главная мысль
К ближнему нужно относиться с вниманием, любовью, заботой и тогда не придется корить себя за жестокость и бесчеловечность.
Авторские афоризмы
«…Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата…»
«…конь ничей, а вернее – общественный…»
«…На вас не напасёшься, на христорадников…»
«…Бессмысленный ты гражданин!..»
«…Будешь ты чистый человек, весёлый…»
Толкование непонятных слов
Околица – изгородь вокруг деревни или у края деревни.
Ватник – короткая стёганая куртка из плотной хлопчатобумажной ткани, утеплённая ватой.
Картуз – мужской головной убор, имевший распространение в XVI — начале XX века.
Калитка – дверь в заборе, предназначенная для входа и выхода в огороженную забором территорию.
Тулуп – нагольная, длинная, не крытая сукном меховая шуба.
Камердинер – слуга при господине в богатом дворянском доме.
Хомут – надеваемая на шею лошади основная часть упряжи, состоящая из деревянного остова — клещей и покрывающего его мягкого валика — хомутины.
Новые слова
Кавалерист – военнослужащий кавалерии – особого рода войск, в котором для ведения боевых действий и передвижения использовалась верховая лошадь.
Побираться – попрошайничать, жить подаянием.
Снаряд – средство поражения противника, выстреливаемое из артиллерийского или иного боевого орудия.
Тест по рассказу
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Георгий Жданов
10/10
-
Prosto Polya
10/10
-
Артём Ионов
9/10
-
Угор Юхновец
9/10
-
Maks Koza
10/10
-
Полина Васина
8/10
-
Егор Плюшков
5/10
-
Алина Ройник
10/10
-
Евгения Голота
10/10
-
Татьяна Козлова
10/10
Рейтинг читательского дневника
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 623.
А какую оценку поставите вы?
Опубликовано: 02.01.2022
Главные герои
Какие в сказке главные действующие лица, можно понять, прочитав книгу полностью. Автор дает подробное описание каждому персонажу:
- Филька — главный герой «Теплого хлеба». Это мальчик со злым, жадным и угрюмым характером, осторожен со сверстниками и не доверяет им, поэтому в его окружении нет товарищей. Он груб и заносчив не только с ровесниками, но и с людьми пожилого возраста. Постоянно ругается с бабушкой, которая занималась его воспитанием. Он стал причиной появления метели из-за того, что ударил коня, а затем бросил ему хлеб в снег. Но после рассказа старушки о людской злости, понял свою ошибку, попросил прощения у лошади.
- Старый конь — животное выступает в роли мерила человеческих качеств, помогает выявлять людские пороки и положительные черты. Боевого скакуна после ранения оставили в деревне, местные жители подкармливали скотину. Только Филька отнесся к животному жестоко, он ударил его. На злобу и жадность подростка конь взмахнул хвостом, после этого началась сильнейшая метель, в результате которой замерзла река, встала мельница. Но в конце конь все-таки прощает раскаявшегося мальчугана.
- Панкрат — старый мельник, который взял коня себе, он прожил жизнь, поэтому мудр и опытен. С любовью и уважением относится к боевой лошади, раненной на войне. Он не спешит давать совет прибежавшему к нему Фильке, дает ему время самостоятельно понять ошибку и исправить ее. Мальчик собирает вокруг себя сверстников, и товарищи совместными усилиями раздолбили лед. Мельник поддерживает решение и приводит на помощь взрослых жителей деревни.
Это главные герои «Теплого хлеба» Паустовского. У каждого из них свой характер, свои взгляды на жизнь.
Второстепенные персонажи
Есть и герои второго плана в произведении, они также сыграли немаловажную роль. Этим персонажам можно дать следующую характеристику:
- Бабушка — мудрая и добрая старушка, она переживает, что внук растет злым и угрюмым мальчиком, ругает его, пытается направить на правильный путь. После того как началась буря, она рассказывает внуку историю, что метель наступает, когда появляется злой и жестокий человек, который абсолютно равнодушен к чужому горю. Его злость и вызывает пургу, которая уничтожает все живое на земле. Она объясняет мальчику, почему так важно исправить ошибку, что нужно сделать, чтобы искоренить зло.
- Сорока — сказочный персонаж, который олицетворяет человеческие недостатки. Птица показывает, что нельзя делать, а что, наоборот, нужно, чтобы к тебе стали относиться доверительно и уважительно.
Также в сочинение присутствуют местные жители: старики и мальчишки. Они простили Фильку, и вышли ему на помощь. Люди стали жечь костры, работать ломами, их совместный труд влияет на погоду, метель постепенно утихает.
Вода стала поступать на мельницу, и она заработала, тем самым жители поселка смогли получить свой теплый хлеб.
Основная мысль и анализ
«Теплый хлеб» Паустовский написал в жанре рассказ. При создании произведения автор хотел показать, что самыми важными человеческими качествами являются:
- доброта;
- милосердие;
- неравнодушие.
Образ Фильки в начале рассказа сложно назвать положительным, но он смог взять себя в руки и измениться.
После этого люди потянулись к нему, оказали помощь. С помощью хороших поступков можно изменить любую ситуацию, добро находит отклик в людских сердцах. А вот противоположные чувства в виде равнодушия и черствости могут привести к печальным последствиям.
Если относиться к людям с заботой и любовью, корить себя впоследствии за жестокость и бесчеловечность не придется, именно этому учит сказка.
У Паустовского есть и другие поучительные повести, увлекательные романы. Для маленьких читателей можно взять книги с иллюстрациями, красивыми картинками, интересными рисунками. Они, без сомнения, понравятся детям.
Литература 5 класс Обведи букву под которой дан верный ответ.
Какой масти был конь, оставшийся в деревне?
а) пегий; б) вороной; в) каурый.
Масть лошади -это не просто окрас ее тела, это сочетание окраса корпуса, хвоста и гривы. Потому что если например цвет корпуса лошади один и тот же, но цвет гривы у лошадей различается, то это уже разная масть.
Впрочем обычно такие тонкости имеют значение для людей тесно связанных с лошадьми — заводчиков, конюхов, жокеев. Для обычного человека нет особой разницы между гнедой и рыжей мастью.
Поэтому просто обратимся к тексту рассказа Паустовского, и посмотрим, какой мастью обладает раненый конь, которого обидел Филька:
Вороная масть — масть цвета ворона, то есть конь в рассказе был совершенно черным.
Обводим букву Б: вороной.
В рассказе «Теплый хлеб» раненный немецким снарядом конь является таким же главным героем произведения, как мальчик Филька или мельник Панкрат. Это необычайно умное животное, которое все понимало и обладало великодушием, способностью прощать.
Масть коня в рассказе была самая колдовская, волшебная — вороная, черная.
Обвести следует букву Б.
Конь был вороной. Прочесть полный текст можно здесь http://e-libra.ru/read/121459-teplyj-xleb.html
Паустовский не стал называть время, когда действительно происходили описанные в рассказе «Теплый хлеб» события, но по косвенным приметам мы можем сделать вывод, что события рассказа скорее всего происходили во времена Гражданской войны,
Прежде всего в начале рассказа читаем о снаряде, который ранил коня. Он был немецкий. С немцами мы воевали и во время Великой отечественной войны и во время Гражданской войны.
Но по деревне проходили кавалеристы. Кавалерия принимала участие в боевых действиях и в Гражданскую и во Вторую мировую Войну, но тогда после отступления кавалерии в деревню должны были войти немцы.
Еще один момент. Мельник Панкрат обращается к Фильке гражданин, а это обращение было популярно после Февральской революции.
В рассказе — сказке Константина Георгиевича Паустовского » Теплый хлеб » жители деревни Бережки относились к раненному коню, которого кавалеристы оставили на попечение деревни, очень хорошо и по-доброму. Можно сказать жители деревни любили коня и жалели его. Каждый житель старался не обижать коня и покормить чем — нибудь — то ли свекольной ботвой, то ли краюшкой черного хлеба или сладкой морковкой. Все жалели раненного коня, который пострадал от врага и каждый житель деревни считал своей обязанностью покормить коня.
После того как немецкий снаряд разорвался на краю села, через которое проходили кавалеристы, осколком снаряда был ранен конь. Раненного коня кавалеристы оставили в селе, а сами ушли дальше. Раненного коня взял к себе мельник Панкрат, который вылечил и выходил коня.
Правильным ответом на этот вопрос будет вариант А.
После того как Филька пришел к мельнику Панкрату и признался ему в том, что натворил и как коня обидел, и как мороз лютый на деревню навлек, и спросил совета, что же ему Фильке делать сейчас и как исправить эту ситуацию, как исправить свое злодейство и спастись от погибели, мельник Панкрат сказал, что нужно изобрести спасение от стужи.
Вот такой совет дал мельник Панкрат Фильке и времени для придумывания и обдумывания дал ему час с четвертью, поэтому правильным ответом на этот вопрос будет вариант В.
Для того, чтобы помириться с конем и попросить у него прощения Филька на следующий день принес коню буханку теплого свежего хлеба и солонку крупной соли.
Вариант правильного ответа на вопрос, что Филька принес коню, чтоб помириться с ним, будет вариант В.
Трагическая история, описанная Паустовским в рассказе «Теплый хлеб» началась в один теплый зимний день, когда Филька один сидел дома и ел вкусный хлеб. В это время к дому подошел раненый конь, живущий у мельника Панкрата и попросил хлеба. Филька разозлился на коня и грубо на него закричал, закинув хлеб глубоко в рыхлый снег. Именно этот крик автор называет в следующем предложении «Злорадным окриком».
Что же означает это выражение?
Прежде всего окрик — это крик, а злобным он был потому, что кричал Филька со злости. Он грубо назвал коня Дьяволом и Христорадником, то есть попрошайкой, он посоветовал коню копать мордой снег, чтобы добраться до снега и тем самым жестко обидел коня.
Характеристика
«Тёплый хлеб» — сказка, написанная Константином Георгиевичем Паустовским. В ней на примере мальчика Федьки автор показывает юным читателям, как важно творить добро и не обижать тех, кто нуждается в нашей помощи.
Сюжет произведения следующий. В деревне Бережки командир отряда кавалеристов оставил коня, которого ранило снарядом. Заботу об этом коне, получившем имя Мальчик, взял на себя мельник Панкрат. Окрепнув, конь начал помогать старику с перевозкой грузов, и тот смог починить давно вышедшую из строя мельницу. Но мельнику не мог самостоятельно прокормить коня, и Мальчика подкармливали всей деревней. Когда конь попросил еды у Фильки, ребёнок ударил лошадь и бросил кусок хлеба в сугроб. Тогда поднялся в селе страшный ветер, ударил мороз. Бабушка рассказала мальчику, что такое бывает, когда кто-то сделает что-то дурное, и мальчик пошёл к Панкрату и рассказал, как было дело. Пока жители деревни рубили лёд, сорока, слышавшая рассказ мальчика, слетала на юг и упросила летний ветер прогнать мороз. На следующее утро Филька с ребятами пришёл покормить Мальчика свежим хлебом, тем самым попросив у него прощения. Сначала конь не доверял ему, но потом съел хлеб и положил голову на плечо Фильке.
- Характеристика главных героев сказки «Теплый хлеб» Паустовского
- Филька
- Панкрат
- Бабка Фильки
- Конь Мальчик
- Сорока
Характеристика главных героев сказки «Теплый хлеб» Паустовского
Филька
В начале повествования Филька предстаёт перед нами как мальчик грубый, невоспитанный, нелюдимый: «Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»». Он не дружил с деревенскими ребятами, был неприветлив даже с бабушкой, с которой жил. Когда к нему подошёл конь, чтобы попросить еды, мальчик сильно разозлился: «На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега».
Осознав, какой ужасный поступок совершил, Филька раскаивается в содеянном и идёт просить совета у Панкрата. Их разговор показывает, что мальчик решителен и сообразителен: «Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу!». Он действительно хочет исправиться и заслужить прощение.
После того, как мороз отступил, Филька идёт к мельнику, чтобы искупить свою вину перед Мальчиком. Мы видим, что у ребёнка, несмотря на проступок, доброе сердце, и теперь он не озлоблен на мир: «Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал».
Панкрат
Панкрат — человек пожилой, строгий. Когда Филька пришёл к нему за помощью, он не стал жалеть мальчика, а потребовал от него принятия решений и доказательств того, что он действительно хочет измениться («Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!», «Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью – тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит»).
Несмотря на некоторую суровость, Панкрат — добрый старик. Он ухаживает за раненым конём, честно трудится во благо других. Видя, что Филька поменял своё отношение к окружающему миру, Панкрат больше не поучает его. Даже коню он говорит не бояться Фильку: «Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!»
Бабка Фильки
Бабушка мальчика — женщина довольно пессимистичная, пугливая. Она одна заботится о внуке и переживает за него: «Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу кровь остановится», — говорит она Фильке, когда он собирается к Панкрату».
Конь Мальчик
В сказках образы животных, как правило, играют значительную роль, и сказка Паустовского не стала исключением. Конь — доброе и умное животное, он прощает плохое обращение с ним Фильки: «…когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».
Сорока
Сорока помогает жителям деревни справиться с нагрянувшими морозами. Это гордая птица, которой обидно, что никто из людей не сможет узнать о её подвиге: «Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт».
Характеристика героев
Какая кличка коня в рассказе «Теплый хлеб» Паустовского Вы вспомните в этой статье.
«Теплый хлеб» какая кличка была у коня?
Кличка коня в сказке Паустовского «Теплый хлеб» Мальчик.
«Теплый хлеб» характеристика коня
Конь воевал на фронте, был ранен, и кавалеристы, проезжавшие через деревню, оставили его в Бережках. Мельник Панкрат взял коня к себе, вылечил его, но не мог прокормить, поэтому конь ходил по деревне и побирался. Каждый житель считал своим долгом покормить его, потому что он был ранен, пострадал на войне.
«В один из таких теплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки дома не было, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.
Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. “Да ну тебя! Дьявол!” — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
— На вас не напасешься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!
И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого не было».
«Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно и протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.
Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: “Да ну тебя!” — и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь ее рев Филька слышал тонкий и короткий свист,— так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам.
Метель начала стихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небесному своду, и колючий мороз прошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твердому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые бревна в стенах, и они трещали и лопались. Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замерзли колодцы и теперь их ждет неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница теперь работать не сможет, потому что река застыла до самого дна».
Бабка рассказала Фильке о событиях, произошедших в Бережках сто лет назад:
«— Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз,— говорила бабка.— Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыни.
— Отчего же стрясся тот мороз? — спросил Филька.
— От злобы людской,— ответила бабка.— Шел через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только черствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: “Вот тебе! Жуй!” — “Мне хлеб с полу поднять невозможно,— говорит солдат.— У меня вместо ноги деревяшка”.— “А ногу куда девал?” — спрашивает мужик. “Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии”,— отвечает солдат. “Ничего. Раз дюже голодный — подымешь,— засмеялся мужик.— Тут тебе камердинеров нету”. Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит — это не хлеб, а одна зеленая плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул — и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер».
Филька заинтересовался рассказом бабки. Ведь эта история очень похожа на его собственную: он пожадничал, обидел боевого коня. Мальчик волнуется, боится, что из-за своего жесткого поступка может пострадать сам и подвести жителей деревни. Но Филька получил умный совет:
«Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью — тоже. Будешь ты чистый человек, веселый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит».
«На следующее утро Филька пришел вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.
Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку с крупной желтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:
— Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?
— Да нет! — закричали ребята.— Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.
— Ну что ж,— сказал Панкрат. — Не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.
Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал — учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:
— Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!
Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».
Филька искренне раскаивался в совершенном поступке и хотел искупить свою вину. Он старательно трудился, отбивая лед у мельницы, а потом пришел просить прощения у коня. Но без подсказки старших и помощи ребят Филька бы не обошелся. Именно они своим неравнодушием помогли герою побороть «холод сердца» и навсегда запомнить, что б лагополучие всех зависит от каждого: ошибся один — расплачиваются все.
Разделы: Литература
Цель урока:
- Помочь учащимся осознать значимость произведения К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб”; понять нравственные уроки сказки; показать неразрывное единство человека и природы; уяснить роль пейзажа в произведении.
- Обучать анализу художественного произведения в единстве формы и содержания; выразительному чтению; анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительности.
- Развивать художественное восприятие через работу с текстом, выразительное чтение, монологическую речь, инсценировку, иллюстрирование.
- Воспитывать доброту, милосердие, чувства коллективизма и взаимовыручки, любовь к труду.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, иллюстрации учащихся к сказке, презентация
1. Вступительное слово учителя. Определение цели урока. (Слайд 2)
Ребята, мы с вами познакомились на прошлом уроке со сказкой К.Г. Паустовского “Теплый хлеб”. Вспомним кратко ее сюжет.
— Кто желает рассказать?
Действие в этой сказке происходит во время Гражданской войны, в обычной русской деревне. Мальчик Филька по прозвищу “Ну, тебя” обидел раненого коня. Поэтому в деревне начинаются всякие беды. В конце произведения Филька понимает свою ошибку.
— Хорошо. Давайте мы на этом уроке попробуем разобраться в поступке Фильки, попробуем оценить его с точки зрения нравственности, этичности и сделаем выводы.
Нравственность — (Слайд 3)
2. Стадия осмысления
Итак, сказка “Тёплый хлеб”. Она написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.
— Как вы понимаете значение слова “хлеб”? (Это житейская необходимость, потребность).
— Но рассказ называется ТЕПЛЫЙ хлеб”. Что обозначает слово ТЕПЛЫЙ? (Слайд 4)
Теплый от старославянского – жар, огонь. Таким образом, теплый хлеб несет в себе символическое значение. Хлеб – это чудо, тепло, которое рождает в живом существе особое чувство). Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.
— Где происходят события? (В деревне Бережки)
— Что вы можете сказать о названии деревни? (Образовано от слов “беречь”, оберегать”). Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.
— Закончите предложение: Приносить людям добро – это значит .
Кластер
- мир
- Хор. поступки
- свет
- мама
- солнце
Добро
- радость
- счастье
- любовь
Он (Паустовский) не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра. В.Шкловский.
— Какое словосочетание показалось странным? Неужели творить добро трудно?
На это вопрос мы попробуем сегодня найти ответ.
Определим круг героев.
Кто главный герой, вокруг которого происходит действие? (Слайд 6)
- сорока
- бабка
- мельник
- ФИЛЬКА
- Конь
- ребята
- ветер
- старики
2. Знакомство с характеристиками героев сказки.
Давайте охарактеризуем героев: (Слайд 7)
Конь: вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.
Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, “Ну, тебя”.
Панкрат: мельник, мучная пыль навек вьелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.
— Итак, Фильку звали “Ну, тебя”.
Как характеризует его это прозвище? Почему его так звали?
— Прозвище его характеризует как эгоистичного человека, которому важно только его чувства и желания, а на остальных ему “наплевать”.
— Дальше в сказке мы с вами узнаем, какие удивительные события произошли в Бережках.
3. Выразительное чтение отрывка (от “Зима в этот год стояла. ”).
4. Анализ эпизода. Составление схемы.
— Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил?
— Конь помешал ему есть хлеб.
— Проследим за последовательностью действий Фильки. (Слайд
— Как поступил Филька?
— Но, ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом.
Как отразился поступок Фильки, на ком?
Последствия Филькиного поступка (Слайд 9)
Слеза скатилась у коня из глаз.
В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу.
На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать.
— В чем же заключается вина Фильки? (Ударил коня, бросил хлеб на снег, говорил грубые слова.)
— Кто помог осознать Фильке его поступок? (бабушка)
— Какую историю она рассказала? Истории чем-то похожи?
(Пересказ – рассказ бабки о событиях столетней давности)
— Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик, когда слушал этот рассказ?
(страх, вину, боялся, что умрет)
— Почему, по-вашему, он, несмотря на сомнения, решил пойти за советом к Панкрату? (решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть)
— Инсценировка эпизода. Сначала вы получите задание. (Слайд 10)
1 группа – Характеристика Панкрата (серьезный, строгий, обвинил в беде, умный, понимающий, дал ему возможность исправить зло, человек особенный).
2 группа – Характеристика Фильки (растерянный, нерешительный, чувствует свою вину, напуганный, хочет исправить свой поступок).
3 группа – Оцените игру своих товарищей, смогли ли они в своем выступлении отразить характеры героев?
(Показывается инсценировка разговора Фильки и Панкрата).
Смог ли герой рассказать о своем проступке? Как его это характеризует?
— Что советует Панкрат герою ? Панкрат – всесильный). Панкрат предлагает раскаяться. Что это значит? (отречься о дурной прежней жизни, сознательно начав новую)
-Каким должен быть человек, по мнению Панкрата? (живущим по совести, чистым, веселым).
— Изменился ли Филька в конце сказки?
— Кто еще помог Фильке исправить свою вину? (жители деревни, ребята, сорока)
— Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик.
Сравнительная характеристика эпизодов: (Слайд 11)
Описание природы до встречи Фильки с конем (со слов “Зима в этом году стояла теплая. ”),
Описание метели (от слов: “Слеза скатилась у коня из глаз. ”)
- 1-й эпизод: теплая погода, вода не замерзла, скоро начнет работу мельница и даст людям жизнь – хлеб.
- 2-й – ревела, обезумев, метель. Ревет, как человек. Какой прием использовал автор? Олицетворение.
— В какой момент началась метель?
Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке – неуважение к природе. Конь и человек — часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха.
Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в произведении. Давайте найдем это в тексте.
Групповая работа. (Слайд 12)
1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).
2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).
3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).
(Отрывки: 1) “Слеза скатилась. они трещали, лопались”
2) “В морозные дни. с темной водой”.
— Каким предстаёт перед ним ночной пейзаж? Какую картину он (Филька) видит? (Слайд 13)
— Как скрипит снег? /Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. /
— Каким был воздух? / Воздух замёрз, и между землёй и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная. Чёрные ивы поседели от стужи. Ветки их поблескивают, как стеклянные. Воздух колет Фильке грудь.
Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она “мстит” по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.
— Что происходит в природе, когда Филька покаялся? (Текст: в воздухе запахло весной. — Тепло. Ласка, любовь, добро.
— Чему посвящены последние строки рассказа? (Покаянию Фильки. Примирению с конем).
Чтение эпизода “Филька мирится с конём”
Это очень трогательный момент: момент обретения друга. И никто никогда, хочется верить, не назовет Фильку “Да ну тебя”.
Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого хлеба. Произошло чудо – зло, лихо отступило перед добром.
— Почему же сказка о Фильке и о коне называется «Тёплый хлеб»? (Хлеб примирил Фильку и коня).
— В каком значении употреблено слово «тёплый» в названии сказки? Является ли оно эпитетом? (Слово «тёплый» употреблено в значении «согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой»).
— Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).
Беседа о рисунках учащихся. Связные ответы на вопрос, что нарисовали и почему.
Заключительное слово учителя. (Слайд 15)
Евгений Евтушенко писал:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
— Каких зверей нужно убить внутри себя? Через что надо переступить, чтобы стать милосердным?
Звучит песня “Дорогою добра”. Одновременно идёт показ слайдов с изображением природы.
1. Ребята, вам понравился урок?
2. Как вам работалось на уроке?
3. Комфортно ли вы себя чувствовали?
Домашнее задание: выписать из текста сказочные и реальные мотивы или эпитеты
Война, раненый конь, голод, злоба
Ответить на вопрос: Чему учит сказка “Теплый хлеб”?
Читайте также:
- Как называются лошади тяжеловозы
- Почему девушки любят кататься на лошадях
- Во сколько лет обучают лошадей верхом
- Как понять что лошадь устала
- Как делают коня в тюрьме
Пришвин Михаил рассказ «Лисичкин хлеб»
Читательский дневник по рассказу «Лисичкин хлеб» Михаила Пришвина
Автор: Пришвин Михаил.
Название: «Лисичкин хлеб».
Число страниц: 3.
Жанр произведения: рассказ.
Главные герои: девочка Зина, автор.
Характеристика главных героев:
Зина — маленькая и любопытная девочка.
Автор — молодой мужчина, который любит гулять в лесу и собирать плоды.
Умный и предусмотрительный.
Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб»
Автор возвращается из леса и приносит Зине различные подарки.
Он разгружает сумку и рассказывает, что удалось собрать сегодня.
Он достаёт убитых птиц.
Он показывает древесную смолу, которой деревья лечат ранки.
На дне сумки оказывается кусок хлеба и автор говорит, что это лисичкин.
Зина с аппетитом съедает хлеб.
С тех пор девочка всегда ждала из леса лисичкин хлеб и охотно его кушала.
План рассказа:
- Полная сумка.
- Птицы.
- Ягоды.
- Смола.
- Травы.
- Заячья капуста.
- Самый вкусный хлеб.
Основная мысль рассказа «Лисичкин хлеб»
Главная мысль рассказа состоит в том, что к любому ребёнку можно найти подход и преподнести обычные вещи по-другому.
Основная идея рассказа в том, что необычное кажется лучше.
Чему учит рассказ
Произведение учит любить природу и бережно относиться к ней.
Учит быть благодарным за те дары, которые она нам даёт.
Учит нас верить в волшебство, чудо.
Краткий отзыв о рассказе «Лисичкин хлеб» для читательского дневника
Прочитав эту историю, я подумала о том, что в природе много интересного и занимательного.
Героиня произведения интересовалась животными и растениями.
Её привлекал хлеб, который она считала лисичкиным.
Это интересный и познавательный рассказ.
Автору удалось много поведать о чудесах природы.
Мне понравился хитрый рассказчик, который нашёл способ накормить девочку.
И мне понравилась Зина, которая была любознательной и пытливой.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что много знаний не бывает.
Чем больше человек узнаёт, тем лучше понимает окружающий мир.
Пословицы к произведению:
- Хлеб — всему голова.
- Не хлебом единым сыт человек.
- Какой лес без чудес.
- Кто много знает, тот много разгадает.
- Знания дороже богатства.
Словарь неизвестных слов
- Копуля — копуша, тот, кто долго собирается.
- Смола — липучая жидкость, которую выделяют деревья.
- Терентий — тетерев.
Отрывок, поразивший больше всего:
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— Заячья…
— А это — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:
— Хороший!
Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» М. Пришвина
Рассказ Пришвина «Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история, написанная в 1939 году, о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный черный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом произведения о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.
Основные персонажи рассказа
- Рассказчик – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.
- Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.
«Лисичкин хлеб» очень краткое содержание
М. Пришвин «Лисичкин хлеб» краткое содержание для читательского дневника:
Автор постоянно бывает в лесу, и всегда возвращается оттуда с богатой добычей. Возвращаясь, он показывал дочери свои находки: грибы и ягоды, различные чудесные травки и корешки, приносит птиц и мелких животных. Обо всем он подробно рассказывает девочке, желая показать ей богатство и щедрость родной природы.
А однажды под листиком заячьей капусты Зиночка нашла кусочек черного хлеба, отец захватил его с собой в лес, но не съел. Мужчина поведал дочке, что это хлеб, который называется лисичкин и бывает он только в лесу.
И Зина с наслаждением съела этот ломоть. Раньше она не любила кушать хлеб даже и белый, а черный из леса съедала весь до крошечки. Она объясняла это тем, что у лисички хлеб намного вкуснее.
Вывод:
Своим рассказом автор призывает нас любить и уважать природу, ценить все то, что она нам дает, а не только бездумно пользоваться ее дарами. И девочка, которая раньше не любила белые булки, стала есть простой черный хлеб, потому что это дар лисички и принесен он из леса.
Рассказ Михаила Пришвина «Ёж» написан в 1935 году. Краткое содержание «Еж» Пришвин для читательского дневника, которое можно прочитать на нашем сайте, повествует об удивительной дружбе человека с маленьким зверьком.
Короткий пересказ «Лисичкин хлеб»
Краткое содержание «Лисичкин хлеб» Пришвин:
Повествование рассказа ведется от лица автора. Вернувшись на закате дня, он с удовольствием демонстрирует маленькой Зиночке разные дары природы, принесенные из леса.
Девочка с большим интересом слушает занимательные истории о птицах – тетереве и рябчике: о месте их обитания, добыче пищи, особенностях поведения, знакомится с настоящими лесными ягодами и грибами.
Она слушает любопытную историю о появлении трещины на дереве от топора, о том, как обычная смола раненого растения заживляет его рану. Узнает, что происходит это восстановление благодаря целебным свойствам ароматного вещества.
Среди разложенных листиков и корешков растений особое внимание Зины привлек кусок обычного черного хлеба. На самом деле рассказчик оставил его несъеденным во время очередной прогулки по лесу, но дал другое объяснение своей слушательнице о том, что богатый продукт не простой, а принадлежит лисе.
Девочка уже знала о многообразии трав и цветов с необычными названиями, такими как заячья капуста, кукушкины слезы. Но огромное любопытство у нее вызвал рассказ охотника о существовании такого лисичкиного хлеба.
Не подозревая о хитрости, придуманной собеседником, она с большим аппетитом съела весь хлеб, считая его необыкновенным, приятнее обычного по вкусу. После внимательного осмотра куска поверила, что у нее в руках чудесный подарок от лесного животного – лисички.
С тех пор, считая этот продукт особенным, в отличие от белого хлеба, она съедала его всегда, когда мужчина приносил его из леса.
Главная мысль:
Рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» учит каждого быть наблюдательным, бережливым ценителем природы, извлекая тем самым пользу для себя так, как это сделал главный герой произведения. Он нашел оригинальный подход в воспитательном процессе. Чтобы вызвать аппетит у ребенка, проявил находчивость, придумав забавную историю благодаря своим знаниям и особенностям мира природы.
Это интересно: Рассказ «Теплый хлеб» Паустовского был написан в 1954 году, когда в людской памяти еще были живы воспоминания об ужасах войны. Это чудесная сказка, которая учит любви, милосердии и всепрощении. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Теплый хлеб» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Сюжет рассказа «Лисичкин хлеб» Пришвин
«Лисичкин хлеб» Пришвин краткое содержание произведения:
Рассказчик провел в лесу целый день, и по возвращению домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.
Для начала рассказчик показал ей большую птицу Терентия, который весной питается березовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.
Рассказчик высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды – голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы, и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.
Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валерианку, кукушкины слезы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного черного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась – откуда ему быть в лесу? Но рассказчик не растерялся, и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.
Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.
Главная мысль:
Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.
Заключение:
Рассказ учит любить природу, интересоваться и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте. Природа прекрасна в своем удивительном разнообразии – она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».
Также можно прочитать краткое содержание «Кладовой солнца» на нашем сайте. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер и т. д.
Видео прочтение Лисичкин Хлеб Пришвин
Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» для читательского дневника наглядно продемонстрирует трепетное и уважительное отношение к природе родного края и желание раскрыть всем чудеса леса.
«Лисичкин хлеб» читательский дневник
«Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный чёрный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Это рассказ о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.
Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника
Название: Лисичкин хлеб
Число страниц: 16. Михаил Пришвин. «Лисичкин хлеб». Издательство «Махаон». 2016 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1939 год
Главные герои
Автор – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.
Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.
Сюжет
Автор провёл в лесу целый день и по возвращении домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.
Для начала автор показал ей большую птицу Терентия, который весной питается берёзовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.
Автор высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды: голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.
Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валериану, кукушкины слёзы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного чёрного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась: откуда ему быть в лесу? Но автор не растерялся и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.
Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.
План пересказа
- Возвращение домой.
- Терентий и рябчик.
- Лесные ягоды и грибы.
- Сосновая смола и травы.
- Кусочек хлеба.
- Зиночка съедает лисичкин хлеб весь, без остатка.
Главная мысль
Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.
Чему учит
Рассказ учит любить природу, интересоваться ей и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте.
Отзыв
Природа прекрасна в своём удивительном разнообразии: она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».
Рисунок-иллюстрация к рассказу Лисичкин хлеб.
Пословицы
- Вкусивши сладкого, не захочешь горького.
- Есть привычка, есть и отвычка.
- Хлеб – всему голова.
- Не корми меня тем, чего я не ем.
Что понравилось
Понравилось, с какой любовью и добротой автор рассказывал Зиночке обо всех своих находках. Чувствуется, что он хорошо знает лес и его обитателей и с большим трепетом относится к ним.