Пять критериев итогового сочинения

19.09.2021

Дата обновления: 15.11.2022

Официальные критерии от ФИПИ по которым проверяется итоговое сочинение в 2022-2023 учебном году. Собственно, критерии проверки и НЕ МЕНЯЮТСЯ из года в год.

Прежде чем проверять сочинение по критериям, эксперт смотрит чтобы оно соответствовало двум важным требованиям.

Требование № 1. «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

  • Всё об итоговом сочинении 2022-2023
  • Темы для итогового сочинения 2022-2023
  • Литература — что необходимо прочитать по каждому направлению 2022-2023

Итоговое сочинение, соответствующее установленным выше требованиям, оценивается по 5 критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

  • Выберите направление и материалы для подготовки 2021-2022
  • Готовые примеры итоговых сочинений 2021-2022

Детально о подготовке к итоговому сочинению 2022-2023 по всем направлениям

Детальный разбор направлений 2022-2023

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Критерии оценивания итогового сочинения

Итоговое сочинение в 11 классе — это обязательное условие, чтобы попасть на сдачу ЕГЭ. Школьники должны получить «зачёт» за работу. Сочинение пишут в декабре. В феврале и мае есть резервные дни для второй попытки и тех, кто пропустит экзамен. Рассказываем, какие критерии нужно соблюсти, чтобы проверяющие приняли работу.

1

3 859

Всю полезную информацию об итоговом сочинении собрали в статье:

Как писать итоговое сочинение

.

А потренироваться писать сочинение можно за просмотром бесплатного вебинара:

Пишем идеальное итоговое сочинение 2022-2023

.

Требования к итоговому сочинению

Требования к итоговому сочинению — это два условия, без выполнения которых работу даже не будут оценивать. То есть сразу поставят «незачёт».

требования к итоговому сочинению

Требование № 1. «Объём итогового сочинения»

В сочинении должно быть минимум 250 слов. Если слов будет меньше — работу не примут.

Предлоги, союзы и частицы считают как отдельные слова, если они пишутся через пробел. А вот инициалы перед фамилией считают вместе с фамилией одним словом.

Школьникам рекомендуют писать сочинение объёмом от 350 слов.

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Школьники пишут итоговое сочинение самостоятельно. Другими словами, нельзя списывать у одноклассников или использовать заготовки из интернета. Даже если только один фрагмент текста окажется неуникальным, могут поставить «незачёт».

Если планируешь заучить и использовать в сочинении заготовки и шаблоны из интернета — это плохая идея. Никогда не знаешь, сколько человек рассчитывают на те же шаблоны. Если при подготовке к сочинению понравился готовый аргумент, возьми его на вооружение, но передай смысл своими словами.

Критерии итогового сочинения

Если два требования выполнены, сочинение будут оценивать по критериям. Всего пять критериев.

критерии оценивания итогового сочинения

За итоговое сочинение не ставят оценки или баллы. За каждый критерий выставляют «зачёт» или «незачёт». Нужно получить «зачёт» по трём из пяти критериев. Но есть нюанс.

Критерии № 1 и № 2 — обязательны. Если получить по одному из них «незачёт» — это автоматически «незачёт» за всю работу. То есть нужно получить «зачёт» за эти два критерия и ещё за один критерий.

Разберём критерии оценивания подробнее.

Критерий № 1. Соответствие теме

Рассуждение в сочинении должно быть на заданную тему. Это может быть ответ на проблемный вопрос или размышление над проблемой. Если начать философствовать на другую тему, потому что, например, лучше её понимаешь — поставят «незачёт».

Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Аргументация — это доказательство рассуждений в сочинении с помощью примеров из литературных произведений. Каждый тезис нужно подкрепить аргументом или несколькими. Нельзя просто пересказать текст произведения в качестве аргумента. Это должен быть анализ произведения, героя или события.

Если в сочинении не будет опоры на литературу или примеры будут искажены, критерий не зачтут.

Можно приводить аргументы из любой литературы: художественной, научно-популярной, публицистической.

В статье разобрали, что такое аргументы и откуда их брать.

Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения

Рассуждение в сочинении должно быть построено логично. Это значит, что нельзя уходить от темы, а тезисы и аргументы должны быть приведены правильно.

Не нарушать логику поможет проблемный вопрос. Во время написания сочинения нужно постоянно возвращаться к нему и сверять, отвечает ли текст на этот вопрос.

В статье разобрали, что такое проблемный вопрос и какие ещё элементы должны быть в итоговом сочинении.

Критерий № 4. Качество письменной речи

В сочинении нужно использовать разные лексические обороты. Критерий подразумевает, что в тексте нет речевых ошибок и смысл сочинения легко понять.

Критерий № 5. Грамотность

Итоговое сочинение проверяют на ошибки. Если в среднем на 100 слов текста будет пять ошибок — поставят «незачёт».

Учитывают все виды ошибок: в словах, предложениях, знаках препинания.

Курс подготовки к итоговому сочинению и курс по базовой математике идёт подарком всем, кто оформит подписку на образовательную платформу «СОТКИ». Подробности по ссылке.

1. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

2. Критерии оценивания итогового ИЗЛОЖЕНИЯ организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Итоговое изложение пишется подробно.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые изложения, соответствующие установленным требованиям:

Требование № 1. «Объем итогового изложения»
Рекомендуемое количество слов – 250–300.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста.
Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения»
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое изложение (подробное), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. «Содержание изложения»;
2. «Логичность изложения»;
3. «Использование элементов стиля исходного текста»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Содержание изложения»
Проверяется умение участника передать содержание исходного текста.
«Незачет» ставится при условии, если участник существенно исказил содержание исходного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Логичность изложения»
Проверяется умение участника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Использование элементов стиля исходного текста»
Проверяется умение участника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста.
«Незачет» ставится при условии, если в изложении полностью отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Проверяется умение участника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе грубые речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»
Проверяется грамотность участника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более десяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

3. Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования

Данные критерии носят рекомендательный характер. Образовательная организация высшего образования вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных.
Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема и самостоятельности.
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Если при проверке сочинения по критерию № 1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания
Баллы

К1. Соответствие теме
Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно — 2
Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается — 1
Сочинение не соответствует теме,
и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается — 0

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Участник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе произведения (произведений) отечественной или мировой литературы по собственному выбору, показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; выбор литературного произведения и аспекты его анализа оправданны с точки зрения темы;
допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) — 2
Участник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения,
и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы,
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения,
и/или допущено 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала — 1
Сочинение написано без привлечения литературного материала,
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала — 0

К3. Композиция
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли — 2
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не более 2 нарушений последовательности и необоснованные повторы мысли,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не более 2 нарушений композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль не развивается — 1
Логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть — 0

К4. Качество речи
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, уместным употреблением терминов — 2
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи
— 1
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, — и/ или сочинение отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи — 0

К5. Оригинальность сочинения
Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или оригинальные наблюдения и проч.) или яркостью стиля — 1
В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля — 0

К6. Речевые нормы
Речевых ошибок нет, или допущено 1–2 речевые ошибки — 2
Допущено 3–4 речевые ошибки — 1
Допущено 5 и более речевых ошибок — 0

К7. Орфографические нормы
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 ошибка — 3
Допущено 2–3 орфографические ошибки — 2
Допущено 4–5 орфографических ошибок — 1
Допущено более 5 орфографических ошибок — 0

К8. Пунктуационные нормы
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 ошибка — 3
Допущено 2–3 пунктуационные ошибки — 2
Допущено 4–5 пунктуационных ошибок — 1
Допущено более 5 пунктуационных ошибок — 0

К9. Грамматические нормы
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 грамматическая ошибка — 2
Допущено 2–3 грамматические ошибки — 1
Допущено 4 и более грамматических ошибок — 0

К10. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале
Фактические ошибки отсутствуют — 1
Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале — 0
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ — 20

Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу:

Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу итоговое сочинение

На чтение 5 мин Просмотров 12.2к.
Обновлено 23 января, 2022

Для успешной сдачи декабрьского сочинения выпускнику необходимо знать критерии оценивания итогового сочинения.

Итоговое сочинение как вид контроля знаний школьников появилось в 2014 году. С тех пор ежегодно ученики 11 классов в первую среду декабря собираются в пункте проведения экзаменов для прохождения данной процедуры.

Она является лишь допуском к итоговой аттестации обучающихся 11 класса, каковым является и итоговое собеседование в 9 классе. Это еще не экзамен, но уже первое важное испытание, влияющее на дальнейшую жизнь школьников. Поэтому большинство 11-классников не спит ночами и переживает, ведь отправиться на пересдачу не хочется. Чтобы избавиться от ненужного стресса, необходимо тщательно подготовиться к данной процедуре.

В первую очередь нужно понять, как оценивается декабрьское сочинение и за что конкретно можно получить баллы. Результатом итогового сочинения является лишь зачет, который не будет учитываться в аттестате. Чтобы набрать необходимое для зачета количество баллов, выпускник должен знать основные требования к содержанию и структуре данного вида работы. Этих требований всего два: количество слов и самостоятельность написания сочинения. Расскажем подробнее о каждом.

Содержание

  1. Требования к итоговому сочинению
  2. Первое требование — это количество слов.
  3. Второе требование — самостоятельность работы.
  4. Критерии оценивания итогового сочинения
  5. Критерий 1: соответствие теме.
  6. Критерий 2: аргументация.
  7. Критерий 3: композиция.
  8. Критерий 4: качество речи.
  9. Критерий 5: грамотность.

Требования к итоговому сочинению

Первое требование — это количество слов.

В методических рекомендациях обозначен примерный объем — 350 слов. Однако обучающийся может написать сочинение и меньшего объема, все зависит от словарного запаса и умения четко формулировать мысли. Кто-то умеет говорить кратко и существенно, а кому-то нужно больше слов, чтобы выразить те же мысли. Советуем писать меньше слов: в таком случае будет допущено меньше ошибок. Умение компактно выражать мысли пригодится при подготовке к сочинению по прочитанному тексту из ЕГЭ. Однако следует помнить, что если в работе менее 250 слов, то она будет считаться невыполненной и не будет проверяться по основным критериям.

Второе требование — самостоятельность работы.

Сочинение должно быть авторским, т. е. написано самим учеником. Допускается использование цитат, но на них должны быть ссылки: указание того, кому принадлежат слова. Использование сочинения другого лица или скопированный из интернета материал считается плагиатом. Поэтому необходимо понимать, что выучить написанное кем-то сочинение и присвоить ему свое имя невозможно. Такая работа не будет оценена по критериям.
Соблюдение данных требований делает работу допущенной к проверке по критериям. Теперь расскажем о критериях. Их всего пять: соответствие теме, аргументация, композиция, качество речи и грамотность. По каждому критерию выставляется 1 балл. Максимальное количество баллов за работу — 5.

Критерии оценивания итогового сочинения

Критерий 1: соответствие теме.

В рамках каждого из пяти направлений формулируется тема. Она может звучать в форме вопроса, утверждения или цитаты. При выполнении работы необходимо четко придерживаться указанной темы. Например, если тема сочинения «Добрыми рождаются или становятся?», нужно писать именно об истоках доброты в душе человека. Если в сочинении будет идти речь только о том, что такое доброта и кто из литературных героев был добрым, то по первому критерию автор сочинения получит незачет.

Критерий 2: аргументация.

Итоговое сочинение представляет собой рассуждение, обязательными составляющими которого являются тезис, аргументы и вывод. Сформулированный в первом абзаце тезис, основанный на предложенной теме, должен быть подтвержден аргументами из литературных произведений. При этом произведение должно стать опорой для рассуждения, а не просто приведением факта из жизни героев. Также особую роль играет фактическая точность изложения. Если содержание произведения искажено, то обучающийся потеряет балл по данному критерию. Количество аргументов строго не регламентировано: можно привести одни, а можно и два. Для доказательства сформулированного тезиса можно использовать два примера из одного произведения, или же два примера из разных произведений. При оценивании это не играет роли. Главное — соответствие примеров содержанию работы.
Первый и второй критерии являются основными. Незачет хотя бы по одному из них приведет к незачету за работу в целом. Зачет будет в том случае, если школьник набрал минимум три балла. Чтобы работа была принята, нужно набрать два балла по первым двум критериям и хотя бы один балл по следующим трем.

Критерий 3: композиция.

Как уже говорилось, итоговое сочинение — это сочинение-рассуждение. При построении работы обязательно нужно учитывать все структурные элементы текста типа рассуждения (тезис — аргументы — вывод) и логическую связь между ними. Здесь учитывается и правильное деление текста на абзацы, и связь между предложениями, и правильное построение причинно-следственных отношений, логическое завершение текста сочинения, правильное употребление вопросно-ответной формы и др. Грубые логические ошибки или отсутствие тезисно-доказательной части приводят к потере балла по данному критерию.

Критерий 4: качество речи.

При проверке работы по данному критерию учитывается качество речи обучающихся: точность и ясность в формулировании мыслей, умение грамматически правильно строить предложения, достаточно богатый словарный запас, отсутствие в речи штампованных выражений. Присутствие в работе незначительных речевых ошибок допускается, однако они не должны затруднять понимание текста.

Критерий 5: грамотность.

В подсчет идут речевые ошибки, грамматические, орфографические и пунктуационные. Данный критерий вызывает трудности у большинства школьников, т. к. далеко не каждый школьник может запомнить все правила орфографии и пунктуации. Но это не значит, что можно сразу отчаиваться и проститься с баллом по этому критерию. Требования не слишком жесткие: на 100 слов допускается 5 ошибок в сумме. Если объем сочинения составляет 350 слов, то количество возможных ошибок больше — 17 в сумме. Соответственно, если слов меньше, то и ошибок должно быть меньше.

Таким образом, чтобы получить зачет за итоговое сочинение, необходимо:
— соблюдать количество слов;
— писать самостоятельно;
— не отвлекаться от заданной темы;
— привести хотя бы одни пример из литературы.

Надеемся, что вы получили всю волнующую вас информацию о критериях оценивания итогового сочинения и сможете использовать полученные знания при подготовке к испытанию. Желаем творческих успехов и высшего балла за работу! А если у вас остались какие-то вопросы, пишите их в комментариях к данной статье. Мы с удовольствием на них ответим!

ЕГЭ- 2022-2023. Сочинение по литературе в декабре. 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

Материал опубликован на сайте ФИПИ 10.11.2022 г.

 Содержание.

ТРЕБОВАНИЯ № 1, № 2.

5 КРИТЕРИЕВ оценивания сочинения.

Из рекомендаций экспертам: примеры подсчёта слов;
 Критерии № 1( аргументы)
 критерии № 5 ( грубые — негрубые ошибки, однотипные ошибки и их подсчёт).

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ.

Требование № 1. «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

 Если в сочинении менее 250 слов

(в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования No 1и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию No 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

ПОДСЧЁТ СЛОВ.

При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.

 Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» –одно слово, «всё же» –два слова).

Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» –одно слово).

 Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» –одно слово, «пять лет» –два слова).

Требование No 2.

«Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.

 Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.)

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме).

 Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования No 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ.

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1.«Соответствие теме»;

2.«Аргументация. Привлечение литературного материала»;

3.«Композиция и логика рассуждения»;

4.«Качество письменной речи»;

5.«Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям No 1 и No 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий No 1 «Соответствие теме».

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания.

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №2 .«Аргументация. Привлечение литературного материала».

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений.

Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются).

 Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3. «Композиция и логика рассуждения».

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4. «Качество письменной речи».

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.

 Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5. «Грамотность».

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Из рекомендаций для экспертов.

Примеры подсчёта слов.

Белогорская крепость»–2 слова;

«Александр Сергеевич Пушкин»–3 слова;

«А.С. Пушкин»–1 слово;

«для того чтобы»–3 слова;

 «в возрасте двадцати двух лет»–5 слов;

«в возрасте 22 лет»–3 слова;

«влесу(ошибочное слитное написание)»–1 слово;

«черно белый (ошибочное раздельное написание)»–2 слова.

КРИТЕРИЙ  № 1.

  • Если в итоговом сочинении осуществлена опора на фрагмент текста из пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (произведение не называется, а лишь передается содержание фрагмента), то такой литературный аргумент не засчитывается.
  • В итоговом сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами.

КРИТЕРИЙ № 5.

Негрубые ошибки.

Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности.

На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых, повторяющихся и однотипных ошибках. При подсчете ошибок негрубые ошибки не учитываются.

К негрубым относятся ошибки:

  • в написании фамилий, имен автора и героев произведений (включая анализируемый текст);
  • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, например: Международный астрономический союз, Великая Отечественная война
  • ;в словах с непроверяемыми гласными и согласными, не вошедших в списки словарных слов, например: корреляция, прерогатива;
  • в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например (слова даны в неискаженном написании): глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский, хлебобулочный;
  • в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием, например: (активно)действующий, (сильно)действующий, (болезненно)тоскливый;
  • в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские стихи;
  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым);
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Однотипные ошибки.

  • Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
  • Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
  • Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода –воды; рот –ротик; грустный –грустить; резкий –резок).
  • Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибкукаждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
  • Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

  • Пять задач как пишется
  • Пять заданий по сказке в а жуковского спящая царевна
  • Пять дач как пишется
  • Пять вопросов к сказке спящая царевна
  • Пять вопросов к сказке ашик кериб