Пять заданий по сказке в а жуковского спящая царевна

Тест В.А.Жуковский «Спящая царевна»

Вариант 1

1. Кто сказал царице о том, что у неё родится дочь:

а) ведьма; б) царь Матвей;

в) рак; г) добрый волшебник?

2. Почему царь не позвал на пир 12-ю чародейку:

а) так как было украдено двенадцатое блюдо;

б) так захотела царица;

в) так как он испугался её;

г) потому что она была хромоногая, старая, злая?

3. Как отомстила злая старуха за то, что её не позвали на пир:

а) она усыпила царевну;

б) предсказала смерть царевны

в) подарила отравленное яблоко;

г) превратила царевну в жабу?

4. Что, по предсказанию ведьмы, стало причиной смерти царевны:

а) веретено; б) яблоко;

в) гребень; г) зеркало?

5. Как одиннадцатая чародейка смягчает пророчество злой колдуньи:

а) она подарила царевне волшебное кольцо;

б) она дала выпить царевне живой воды;

в) она предсказала, что царевна умрёт не через 15 лет, а через 50;

г) она заменила смерть 300-летним сном?

6. Как старался царь отвести беду от любимой дочери:

а) запретил царевне выходить из дворца;

б) издал указ, запрещающий прясть;

в) приказал убить злую колдунью;

г) приказал уничтожить все веретёна и прялки?

7. Кем на самом деле была старушка-пряха:

а) переодетой царицей; б) 11-ой чародейкой;

в) злой колдуньей; г) служанкой?

8. Как сбылось предсказание колдуньи:

а) царевна заснула; б) заснул весь дворец;

в) заснуло всё царство; г) царевна умерла?

9. Изображая лес, окружавший замок царевны, называя его «дикий, неприступный, страшный, тёмный … бор», поэт использует:

а) сравнение; б) метафору;

в) эпитет; г) гиперболу.

10. Какую сказку А. С. Пушкина напоминает вам сказка «Спящая царевна»:

а) о рыбаке и рыбке;

б) о попе и его работнике Балде;

в) о мёртвой царевне и семи богатырях;

г) о золотом петушке?

Тест В.А.Жуковский «Спящая царевна»

Вариант 2

1. Что же разрушило силу сна:

а) поцелуй царевича;

б) гром и молния во время грозы;

в) старая ведьма умерла, и колдовство перестало действовать;

г) царевну разбудил царь?

2. Какой сказочной формулой завершилась сказка:

а) всеобщим пробуждением; б) смертью колдуньи;

в) пиром; г) свадебным пиром.

3. Как отомстила злая старуха за то, что её не позвали на пир:

а) она усыпила царевну;

б) предсказала смерть царевны

в) подарила отравленное яблоко;

г) превратила царевну в жабу?

4. Что, по предсказанию ведьмы, стало причиной смерти царевны:

а) веретено; б) яблоко;

в) гребень; г) зеркало?

5. Кем на самом деле была старушка-пряха:

а) переодетой царицей; б) 11-ой чародейкой;

в) злой колдуньей; г) служанкой?

6. Как сбылось предсказание колдуньи:

а) царевна заснула; б) заснул весь дворец;

в) заснуло всё царство; г) царевна умерла?

7. Изображая лес, окружавший замок царевны, называя его «дикий, неприступный, страшный, тёмный … бор», поэт использует:

а) сравнение; б) метафору;

в) эпитет; г) гиперболу.

8. Как одиннадцатая чародейка смягчает пророчество злой колдуньи:

а) она подарила царевне волшебное кольцо;

б) она дала выпить царевне живой воды;

в) она предсказала, что царевна умрёт не через 15 лет, а через 50;

г) она заменила смерть 300-летним сном?

9. Как старался царь отвести беду от любимой дочери:

а) запретил царевне выходить из дворца;

б) издал указ, запрещающий прясть;

в) приказал убить злую колдунью;

г) приказал уничтожить все веретёна и прялки?

10. Кто сказал царице о том, что у неё родится дочь:

а) ведьма; б) царь Матвей;

в) рак; г) добрый волшебник?

Ключи

Тест В.А.Жуковский «Спящая царевна»

Вариант 1

1. в

2. г

3. б

4. а

5. г

6. б

7. в

8. б

9. в

10. в

Вариат2

1. а

2. г

3. б

4. а

5. в

6. б

7. в

8. г

9. б

10. в

http://dasha46.narod.ru/Encyclopedic_Knowledge/Music/Composers/1/PetrChajkovskii.jpg

ПЕТР ИЛЬИЧ

ЧАЙКОВСКИЙ

http://radiovera.ru/wp-content/uploads/2013/12/553px-Zhukovsky_1815.jpg

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ

ЖУКОВСКИЙ

https://fs00.infourok.ru/images/doc/236/132991/3/640/img1.jpg

Проект подготовили обучающиеся  5 класса Беленьков Виталий и Мясищев Даниил

https://fs00.infourok.ru/images/doc/236/132991/3/640/img18.jpg

Сходство

Различие

1. Идея – добро побеждает зло
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.
4. Употребление устойчивых выражений
5. Волшебные «заколдованные» предметы

1. Автор
2. Более разнообразные приключения.
3. Стихотворная речь
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
5. Жанр

Энциклопедический  словарь «Устаревшие слова в сказке

В.А. Жуковского  «Спящая царевна»

подготовили обучающиеся 5 класса

Малыхина Виктория и Абакумова Олеся

http://art-katalog.com.91-224-22-113.ppa.listkom.ru/upload/gallery/15817.jpg

Литература

5 класс

Урок № 11

Жуковский В. А. «Спящая царевна»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Жизнь творчество В. А. Жуковского.
  2. Особенности сюжета сказки «Спящая царевна».
  3. Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки.

Тезаурус

Литературная сказка – это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки.

Веретено – приспособление для прядения, стержень для навивания пряжи.

Хорунжий – офицерский чин, равный подпоручику, а также лицо, носящее этот чин.

Терновник – вид колючего кустарника.

Ланиты (устар.) – щёки.

Чело (устар.) – лоб.

Очи (устар.) – глаза.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019 – 307 с.

Дополнительная литература:

  1. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
  2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
  3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
  4. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
  5. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
  6. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
  7. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019).
  2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.07.2019).
  3. Все книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
  4. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
  5. Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019).
  6. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения: 19.07.2019).
  7. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения: 19.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Василий Жуковский – русский поэт, переводчик и критик. Поэт родился 9 февраля 1783 года в Тульской губернии.

В течение жизни Жуковским было написано семь сказок, в основе которых как европейские, так и русские народные сюжеты.

А началось всё в Царском Селе в 1831 году. Именно там Василий Жуковский и его близкий друг Александр Пушкин вступили в поэтическое состязание: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Василий Андреевич тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Александр Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Именно в первой трети 19 века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских.

Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки «Белоснежка» из сборника братьев Гримм и сказки Шарля Перро «Спящая красавица».

Для Жуковского, как для переводчика, и как для оригинального автора характерна манера «облагораживания» фольклорного материала: усложняя традиционные сюжеты народных сказок, поэт расширяет круг чудесных превращений героев, вводит пейзажи, описания, эмоционально насыщенные сцены.

Жуковский пересказывает сюжет Шарля Перро, почти от него не отклоняясь. Рождается девочка, и царь приглашает одиннадцать фей, а двенадцатую, злую и сварливую, не зовёт. Обиженная чародейка предсказывает, что девочка уколется веретеном и умрёт. Вот, что она говорит:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своём

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!

Смысл предсказания в том, что она проживёт счастливое детство, но взрослой жизни у неё не будет.

Девочке исполняется 16 лет, и предсказание сбывается: но с небольшим изменением. Уколов руку веретеном, царевна не умирает, а засыпает на 300 лет, а вместе с ней и весь дворец.

Автор рисует картины спящего красочного мира.

Повар спит перед огнём;

И огонь, объятый сном,

Не пылает, не горит,

Сонным пламенем стоит;

И не тронется над ним,

Свившись клубом, сонный дым;

В назначенный час появляется принц, который должен расколдовать девушку. У Жуковского он это делает посредством поцелуя. Он её целует, восхищённый её красотой, она оживает, и все просыпаются.

Помня об условиях состязания с Пушкиным, Жуковский стремился придать сказке народный характер. Так, феи из сказки Шарля Перро становятся чародейками, король – царём, принцесса – царевной.

В народном духе выдержан зачин:

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей…

Зачину соответствуют и сказочные формулы: нет как нет; что ни в сказке рассказать, ни пером не описать; жить да поживать.

Концовка сюжета также является стихотворным переложением традиционной фольклорной формулы:

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.

Но, наряду с народными, мы встречаем в сказке и книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины» и пр.)

Таким образом, мы видим, что в сказочный сюжет Василий Жуковский вносит оригинальные описания героев, обстановки, пейзажей.

Ну и не стоит забывать, что сказка Жуковского заканчивается традиционным свадебным пиром, у Шарля Перро после женитьбы главных героев следовала долгая история про противостояние молодой жены и свекрови.

Таким образом, сюжет французской сказки приобретает черты, придающие ей сходство с русской народной.

Теоретический материал для углубленного изучения

В первой трети XIX века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских. В. А. Жуковский внес в эту часть русской литературы огромный вклад.

«…Перед другими нашими поэтами Жуковский то же, что ювелир перед прочими мастерами, то есть мастер, занимающийся последнею отделкой дела. Не его дело добыть в горах алмаз – его дело оправить этот алмаз таким образом, чтобы он заиграл всем своим блеском и выказал бы вполне своё достоинство всём. Появленье такого поэта могло произойти только среди русского народа, в котором так силен гений восприимчивости, данный ему, может быть, на то, чтобы оправить в лучшую оправу всё, что не оценено, не возделано и пренебрежено другими народами». (Н. В. Гоголь, из статьи «В чём же, наконец, существо русской поэзии, и в чём её особенность», 1845 г.)

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Задание: выберите несколько сказок, ставших основой для сказки В. Жуковского «Спящая царевна»

Варианты ответов:

«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм

«Спящая красавица», Шарль Перро

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

«Золушка», Шарль Перро

Задание опирается на сюжет изученной сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и на читательский опыт пятиклассников. Ознакомившись с вариантами ответов, обучающийся вспоминает основную сюжетную канву перечисленных сказок. Совпадение сюжетов со сказкой Жуковского наблюдается в двух сказках. Об этом факте говорилось и в объясняющей части урока. Таким образом, обучающийся выбирает правильные варианты:

«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм

«Спящая красавица» Шарль Перро

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное

Задание: восстановите последовательность событий в сказке

Рак предсказывает царице рождение дочери

Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена

Царь издает указ, запрещающий верётена и прялки

Принц узнает от старика легенду о спящей царевне

Принц будит царевну поцелуем

Задание опирается на сюжет изученной сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна». Обучающийся вспоминает последовательность событий в сказке от предсказания о рождения царевны до счастливого финала и выстраивает следующую последовательность:

Рак предсказывает царице рождение дочери

Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена

Царь издает указ, запрещающий веретёна и прялки

Принц узнает от старика легенду о спящей царевне

Принц будит царевну поцелуем

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. Образовательная: Продолжить знакомство учащихся с поэтом В.А. Жуковским, с его творчеством.
  2. Развивающая: Формировать самостоятельное мышление учащихся, развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения.
  3. Воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к литературе

План урока:

  1. Оргмомент ( 2 мин.)
  2. Проверка д/з. (5 мин.)
  3. Объяснение нового материала ( 26мин.)
  4. Подведение итогов (3 мин.)
  5. Мотивирование и объяснение оценок (2 мин.)
  6. Задание на дом (2 мин.)

Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».

Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопросы учебника (ст. 65, вопросы №2-5)

Ход урока

I. Оргмомент.
Сообщение темы. Целевая установка на урок.
II. Проверка д/з (фронтальный опрос).
Учитель – Что вы знаете о В.А. Жуковском?
– Что это был за человек?
Чем он прославился? (слайд №4)
III. Объяснение нового материала.
Учитель Сегодня на уроке мы должны будем найти сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение). Предстоит выяснить, кто является героем литературной сказки?
На прошлом уроке мы с вами говорили об истории создания сказки В.А. Жуковского (состязание с Пушкиным на лучший стихотворный пересказ народных сказок; ее основа – французская и немецкая народные сказки с общим сюжетом).
Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?
Учащиеся Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки.
Учитель Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.
Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Зачитывают определение и записывают его в тетрадь)
Учащиеся Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрадь) (Слайд 5)
Учитель К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского отнесли? (Слайд 6)
Учащиеся Волшебной
Учитель Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты)
Учащиеся · Наличие чуда
· Столкновение с волшебной силой
· Существование какого-либо запрета
· Волшебные персонажи
· Волшебные предметы
· Символы
Определение уровня читательского восприятия сказки
Учитель Дома вы прочитали сказку Жуковского « Спящая царевна. Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей)
Умение ориентироваться в построении сказки Жуковского. (по мере ответов на вопросы на доске с помощью заранее заготовленных табличек заполняется композиционно-сюжетная линия)
Учитель – С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте.
– Как развиваются события дальше?
– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?
– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? (слайд 7)
Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты)
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

Учащиеся А незваная стоит
Над царевной и ворчит:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет!» (Слайд 7)
Учитель говорит о главных и второстепенных героях.
Учитель – Расскажите
· о царе Матвее
· о царевне
· о царском сыне (Слайд 8)

(После рассказа о героях, узнать второстепенные они или главные, ввести понятие образа героя)
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок.
Учитель – Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?
Учащиеся Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
Учитель – Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?
(По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу на доске) (Слайд 9)

Сходство Различие
1. Идея – добро побеждает зло
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.
4. Употребление устойчивых выражений
5. Волшебные «заколдованные» предметы
1. Автор
2. Более разнообразные приключения.
3. Стихотворная речь
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
5. Жанр
Выразительное чтение сказки
Учитель Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? ( 2-3 ученика читают эпизоды)
IV. Подведение итогов.
Учитель Можно ли сказать , что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки?
В чем сходство его сказки с народной?
А чем отличается его сказка, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке?
Учащиеся (Звучат ответы)
Учитель Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

Рефлексия:

А.С. Пушкин говорил:

Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Слайд 10)

V. Мотивирование и объяснение оценок.
VI. Задание на дом.
прочитать сказку В.А. Жуковского « Три пояса» (учебник-хрестоматия, часть I, стр. 100-113).
Индивидуальное задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна»

Использованная литература:

  1. Афанасьев В. Жуковский. – М., 1986.
  2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др.
  3. «Литература. 5 класс»/ О.А. Ермина. – М., 2003.
  4. Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1970.
  5. Лазарев В.Я.Уроки Василия Жуковского: Очерки о великом русском поэте. – М., 1984.

Интернет-ресурсы:

  • zhukovskiy.ouc.ru/zhykovskii-russian-culture.html
  • www.zhukovskiy.net.ru
  • www.a4format.ru
  • hrono.ru/biograf/bio_zh/zhukovski_va.php

Урок литературы в 5 классе

Тема: «Волшебная сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна» (с применением технологии «Педагогическая мастерская»).

Цель:

выявить художественную идею повести, состоящую в утверждении необходимости гуманного, справедливого отношения к людям, независимо от общественного и имущественного положения;

формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, создания иллюстраций к тексту, лексической работы с текстом, умение обобщать изученный материал, выделять главное в прочитанном фрагменте текста;

развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе идеи произведения и определения лексического значения слов «поступок» и «проступок».

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведения; формирование эстетического вкуса.

Метапредметные УУД:

Личностные: участвует в творческом, созидательном процессе, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Форма урока: индивидуальная, фронтальная, система малых групп.

Задачи для обучающихся: продемонстрировать навыки и умения в области литературы, знание текста в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе», умение обобщать полученную информацию и делать выводы.

Урок — мастерская начинается с организации пространства – участники объединяются в четыре группы («Исследователи», «Художники», «Энциклопедисты», «Аналитики»).

Ход урока

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке! Желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке.

1 этап (индукция)

Я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что вы находитесь в волшебном мире…

Звучит музыка («Волшебная»)

Какой он – волшебный мир? Что царит в нем? Какие герои живут там?

(ответы обучающихся)

Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книги. Первые книги, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир, полный волшебства. И, став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.

Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной выразительности, а главное стремились удержать в творчестве высоту полета, богатство смысла сказок. Сказки не знают непоправимых несчастий. Герои всегда победители, Зло наказывается, Добро побеждает.

Одним из лучших авторов сказок является В.А.Жуковский, с творчеством которого мы с вами познакомились на предыдущем уроке. В.А.Жуковский стоял у истоков создания литературной сказки. Многие сказочники обращались к сюжету о спящей девушке.

Мы многое узнали об этом человеке, но еще больше предстояло вам узнать, когда вы готовились к уроку. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Действительно ли произведение В.А.Жуковского «Спящая красавица» — сказка?

2 этап (самоконструкция)

Дома вы самостоятельно читали произведение В. А. Жуковского.

– Похоже ли данное произведение на какие-либо другие? (на пушкинские сказки)

– Какое настроение вызвало у вас прочитанное произведение? Взволновало вас?

(обучающиеся в течение минуты записывают свои мысли и чувства в тетради, затем высказывают свое мнение)

3 этап (социализация)

1 группа «Исследователи»

1. Определите историю создания сказки «Спящая царевна» (работа с учебником).

Летом 1831 года В. А. Жуковский и А. С. Пушкин находились в Царском Селе. Между друзьями-поэтами возникло шутливое соревнование в написании сказок. Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне». Пушкин – «Сказку о царе Салтане», соответствующую «Сказке о царе Берендее». Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» была создана позже – в 1833 г. Жуковский представил на суд читателей и критиков сказку «Спящая царевна», над которой он работал чуть больше двух недель.

Впервые «Сказка о спящей царевне» (позже «Спящая царевна») Жуковского была опубликована в 1832 г. Сюжет этой сказки сходен с немецкой сказкой «Царевна-шиповник» братьев Гримм и «Спящая в лесу красавица» Ш. Перро, но Жуковский, как и Пушкин, обращается к стихотворной форме сказки.

2 группа «Художники»

1. Соотнести иллюстрации с содержанием сказки (иллюстрации предоставлены учителем – мастером).

2. На основе иллюстраций перескажите сюжет сказки (кратко).

t1643109937aa.jpg

3 группа «Энциклопедисты»

1. Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными? Определите их значение. (Данная работа была выполнена дома в виде плакате, на уроке ребята его представили)

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.

Дотоле — до сих пор, до этого времени.

Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.

Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.

Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.

Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.

Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.

Ланиты — щеки.

4 группа «Аналитики»

1. Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?

2. Почему царь Матвей не позвал на пир двенадцатую чародейку? Что это за собой повлекло?

3. Смог ли кто-то рассеять чары колдовства? (если да, то каким образом?)

4. Какова основная идея сказки?

4 этап (афиширование)

Ребята, поработаем в группах и попробуем ответить на главный вопрос урока: «Произведение «Спящая царевна» — это сказка?»

1 группа «Исследователи»

Что такое сказка?

-Какие виды сказок вы знаете?

2 группа «Художники»

Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
      ( 
«Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит…»)

3 группа «Энциклопедисты»

Определите зачин, концовку, повторы. Действуют ли в сказке помощники?

4 группа «Аналитики»

Определите положительных и отрицательных героев.

Ребята представляют свои работы в виде кластеров, схем, рисунков.

Затем все работы объединяются в одну общую.

Обучающиеся делают вывод о том, что произведение В.А. Жуковского «Спящая царевна» действительно относится к сказками.

5 этап (рефлексия)

Какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»?

Над чем вас заставила задуматься эта сказка?

Высказывают свои мнения.

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Список использованной литературы

Белова Н.И., Орлова О.В. По меркам добра: педагогические мастерские ценностно-смысловой ориентации. Методическое пособие. – Ковров, ООО «Медиа-Пресс», 2013.-176с.

Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2016 — 252 с.

Галицких О.Е. «От сердца к сердцу». Мастерские ценностных ориентаций педагогов и школьников. Методическое пособие. Санкт-Петербург/ «ПАРИТЕТ», 2003. — 143 с.

Тест онлайн

Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

Кто подполз к царевне в начале сказки?

Рак

Червяк

Моряк

2. 

Кого родила царевна?

Сына

Дочь

Двойню

3. 

Почему царь не пригласил двенадцатую чародейку?

Не было двенадцатого золотого блюда

Она ему не нравилась

Он её боялся

4. 

От чего была должна умереть царевна, по словам ведьмы?

От веретена

От отравления ядом

От стрелы

5. 

Что сделал царский сын?

Убил дракона

Победил ведьму

Поцеловал царевну

6. 

Сколько лет пробыли во сне люди?

3

30

300

7. 

Где спал царь с царицей?

На траве перед дворцом

В кровати

На ступенях лестницы

8. 

Как звали царя?

Матвей

Елисей

Тимофей

9. 

На каком году должна была случиться беда, по словам ведьмы?

На 5-ом

На 25-ом

На 16-ом

10. 

В честь чего был пир?

Победы царя над врагом

Прибытия заморских гостей

Дня рождения дочери

Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт

Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.

Закончили отгадывать?

случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину

Оставьте ваш комментарий

  • Пять вопросов к сказке спящая царевна
  • Пять вопросов к сказке ашик кериб
  • Пять важных вещей обо мне сочинение
  • Пять баллов как пишется
  • Пятый харгривз на английском как пишется