«В зеленом стручке сидело пять горошин. Солнышко освещало и пригревало его, а дождик поливал. Стручок рос, росли и горошины, и все больше думали о том, что же с ними будет дальше…»
Сказка «Пятеро из одного стручка» — произведение Андерсена написанное в 1852 году. На момент написания сказки Гансу Христиану Андерсену было 47 лет и это был не юный мечтатель, а человек уже «повидавший жизнь». Л. Н. Толстой, прочтя сказку «Пятеро из одного стручка», отозвался о ней так: «Какая озорная и мудрая сказка. Одной такой хватит, чтобы остаться в истории литературы».
В сказке «Пятеро из одного стручка» высмеяны люди, которые видят мир лишь со своей узкой обывательской точки зрения. Не случайно, вероятно, лукавая ирония этой сказки восхитила Л. Н. Толстого, который записал в дневнике: «Прекрасная сказка Андерсена о горошинах, которые видели весь мир зеленым, пока стручок был зеленым, а потом мир стал желтым».
Андерсен в этой сказке поднял проблему истинных и ложных целей людей. Ведь он сам когда — то был человеком мечтавшим покорить театр, но в итоге его мечта так и осталась неосуществленной. В какой — то степени можно говорить о том, что сказка «Пятеро из одного стручка» автобиографичная, так как Г. Х. Андерсен не имел мечту «Быть сказочником и приносить счастье и радость детям», но, тем не менее, он как та пятая горошина породил прекрасный цветок в зарубежной литературе.
В сказке Андерсена зачастую высмеиваются людские пороки и глупость. Ведь часто представления о счастье бывают иллюзорными, когда человек мечтает о богатстве, славе и знаменитости он теряет способность радоваться красоте обычной жизни, не замечает и не ценит её.
Введением в сказку персонажей растительного мира объясняется характер авторской фантастики: естественное и реальное видится волшебным, а волшебное – реальным. Так, совершенно естественным и органичным кажется способность горошин говорить и мыслить, переживать и чувствовать. Также естественность волшебного создается при помощи «узнаваемости», очеловеченности отношений между героями: в стручке живет «семейство горошин», а стручок это их родной дом; и в жизни каждого наступает такой момент, когда приходится покидать родной дом и строить собственную жизнь.
На таком фоне естественности и реальности образа горошины Андерсен передает глубокую внутреннюю жизнь своей героини. Горошина размышляет о своих целях и желаниях и в какой — то степени задается философским вопросом «Что есть счастье?».
Можно сказать, что сказка «Пятеро из одного стручка» намного больше литературная, чем фольклорная, так как она полностью пропитана индивидуальностью автора. Но оттенки фольклора все, же присутствуют: горошины покидают свой дом в связи с недостачей; недостача проявляется в потребности быть выше всех или быть ближе к солнцу или просто куда — нибудь укатиться.
Язык сказки, по словам Л. Брауде, «живой и эмоциональный». Нередко встречаются звукоподражания («Крак!»), разговорные интонации и лексика («Как счастлива она была посидеть на солнышке! Окошко было отворено, а за окном покачивался распустившийся бело — розовый цветок»). Стиль сказки целиком ориентирован на динамику: преобладание глаголов внешнего действия создает наглядность сказки и сближает ее с театром («Она ходила на поденную работу: чистила печи, пилила дрова, словом, бралась за всё, что подвернется; сил у неё было довольно, охоты работать тоже не занимать стать, но из нужды она всё — таки не выбивалась!»).
Образ рассказчика создается с помощью различных приемов: Использования риторических вопросов («Ну, а другие — то горошины?»), восклицаний («Как счастлива она была посидеть на солнышке!»), оценочных характеристик («худенькая, тщедушная»), постоянных эпитетов («больная девочка»).
В этой простой, на первый взгляд сказке, писатель сумел выразить целый комплекс идей: глупость и недалекость («…сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть!»), совершенство высшего и божественного («Господь сам посадил и взрастил цветочек, чтобы ободрить и порадовать тебя, милое дитя, да и меня тоже!»; «она сложила руки и благодарила бога за цветочек гороха»). Но самая главная идея, выраженная в словах рассказчика и поэта, цитированных выше, состоит в мысли о том, что истинные непреходящие ценности живут внутри, в душе, в сердце и в уме каждого из нас.
Таким образом, на основе произведенного анализа можно выделить следующие индивидуальные особенности сказки Г. Х. Андерсена:
в структуру сказки вводятся персонажи, необычные для фольклора. Особую группу здесь составляют герои растительного мира, как символы человеческих качеств;
особый характер приобретает авторская фантастика: необычное реально, реальное – необычно;
для создания особого языка сказки используется образный, эмоциональный стиль, близкий к разговорному;
ярко выражен образ рассказчика как посредника между писателем и читателем и основного выразителя авторских идей;
сказка приобретает двойной адресат благодаря глубине идейного содержания.
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса
Автор: Андесен Г-Х
Название: “Пятеро из одного стручка”
Жанр: литературная сказка
Тема произведения: бытовая
Число страниц: 5
Главные герои и их характеристика
Женщина. Бедная, несчастная, ее дочь сильно болеет, а другая умерла.
Девочка. Больная, добрая, верит в бога.
Горошины. Просто семена гороха.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Пять
горошин из одного стручка попадают в разные места. Только одна из них приносит
пользу, а значит живет не напрасно.
Сюжет — краткое содержание
Пять горошин родились в одном стручке, и каждая мечтала поскорее выйти на волю и начать жить.
Когда стручок раскрывается, горошины собирает мальчик, который через трубочку стреляет горошинами в разные стороны.
Одна из горошин попадает на водосток, укореняется и прорастает.
Больная девочка день за днем смотрит, как растет горох, и понемногу ей становится лучше.
Когда горошина расцветает, девочка выздоравливает.
А остальные четыре горошины попали в самые разные места и ни одна из них никому не принесла пользы.
Краткое содержание произведения можно прочитать здесь, там же вы найдете еще один вариант краткого содержания для читательского дневника
Понравившийся эпизод
Мне очень
понравилось, как девочка восприняла появление ростка гороха за своим окном. Она
решила, что это знак свыше, и что теперь она обязательно поправится, если
станет каждый день смотреть на то, как растет зеленое растение.
План произведения для пересказа
Пять горошин в стручке
Стручок желтеет
Трубочка из бузины
Четыре первых горошины
Водосток на крыше
Больная девочка
Выздоровление
Главная мысль
Надо
постараться прожить свою жизнь так, чтобы принести пользу хотя бы одному
человеку.
Чему учит эта книга
Эта сказка
учит жить для других людей, а не для себя, учит не быть эгоистом и учит
помогать людям. Она учит добру и вере в лучшее, вере в свои силы. Учит
воспринимать жизнь такой, какой она есть, но не сдаваться перед обстоятельствами.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень
понравилась эта сказка. По-разному сложилась в ней судьба горошин, родившихся в
одном стручке. Четыре пропали бесцельно и бесполезно, а пятой удалось изменить
мир к лучшему. Она спасла маленькую девочку.
Новые слова и выражения
Бузина —
растение с полым стеблем.
Каморка —
тесная комната.
Тщедушная —
худенькая, тоненькая.
Пословицы к произведению
Жизнь
прожить — не поле перейти.
Жить нужно так,
чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы.
Жизнь дана
на добрые дела.
Без добрых
дел нет доброго имени.
Было бы здоровье, а все остальное приложится.
Назад к содержанию
«Пятеро из одного стручка» читательский дневник
«Пятеро из одного стручка» – добрая, поучительная сказка о том, как важно творить добрые дела и служить на радость другим людям.
Краткое содержание «Пятеро из одного стручка» для читательского дневника
ФИО автора: Ханс Кристиан Андерсен
Название: Пятеро из одного стручка
Число страниц: 6. Андерсен Ханс Кристиан. «Сказки». Издательство «Лабиринт». 2017 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1852 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Четыре горошины – провели свою жизнь без пользы для других.
Пятая горошина – помогла выздороветь больной девочке.
Девочка – тяжело больной ребёнок, который поправился благодаря горошине.
Сюжет
В обычном гороховом стручке жили пять горошин. Они были маленькими и зелёными и росли вместе со стручком. Но наступил положенный срок, и стручок пожелтел. Горошины решили, что это просто пожелтел весь мир. Они страстно мечтали покинуть свой домик, и вскоре их мечта сбылась: стручок сорвали. Горошины оказались в ладошке мальчика, который решил пострелять ими из трубочки.
Узнав об этом, горошины очень обрадовались. Одна из них полетела навстречу солнцу, две упали на землю и от чрезмерной лени даже не покатились, четвёртая улетела в неизвестном направлении, а пятая залетела на деревянную крышу и попала там в щель под окном на чердаке.
На чердаке того дома жила очень бедная женщина, у которой болела дочь. Женщина много работала, чтобы покупать дочери лекарства, но та никак не поправлялась. Девочка была так плоха, что женщина решила, что она вскоре попадёт на небо, к своей сестрёнке, которая умерла раньше.
По весне больная девочка увидела, что на водостоке появился росток – это проросла горошина. Женщина поставила рядом палочку, чтоб ветер не повредил нежный росток, и натянула верёвку, чтобы усики гороха могли свободно за неё цепляться.
Девочка внимательно следила за тем, как росла горошина, и с каждым днём ей становилось всё лучше. Когда горох зацвёл, девочка впервые за долгое время встала с постели, подошла к окну и поцеловала нежные лепестки.
Остальные горошины из стручка пропали: одна лежала в темноте в водостоке, другая набухла в канаве, а оставшиеся две горошины съели голуби.
План пересказа
- Пять горошин в стручке.
- Мир желтеет.
- Первый полёт.
- Чердак бедной женщины.
- Горошина прорастает на водостоке.
- Выздоровление больной девочки.
Главная мысль
Жизнь нужно прожить так, чтобы принести какую-то пользу окружающему миру.
Чему учит
Сказка учит приносить пользу, творить добро, не быть равнодушным к чужой беде. Также учит, что возможно любое чудо, нужно лишь в него поверить.
Отзыв
Главные герои сказки – обычные горошины, но даже с их помощью автор показал, к чему должен стремиться каждый человек. Жизнь даётся один раз, и нужно прожить её так, чтобы оставить после себя добрый след.
Пословицы
- Жизнь дана на добрые дела.
- Было бы здоровье, остальное будет.
- Без добрых дел нет доброго имени.
Что понравилось
Очень понравилось, что девочка воодушевилась неожиданным появление ростка и благодаря вере в чудо смогла выздороветь.
Рейтинг читательского дневника
А какую оценку поставите вы?
На чтение 4 мин. Опубликовано 02.04.2020
Произведение Х. К. Андерсена «Пятеро из одного стручка» было написано в 1852 году. В нем писатель раскрыл тему взаимоотношений людей, добрых поступков. Это увлекательное и поучительное повествование о том, что нужно творить добро, радовать людей. Краткое содержание «Пятеро из одного стручка» для читательского дневника позволит ознакомиться с сюжетом без изменения сути и потери смысла.
Содержание
- Анализ произведения
- Краткое содержание
- Основная мысль
- Отзывы по книге
Анализ произведения
Главными действующими лицами являются горошины, четыре из которых прожили всю свою жизнь, не принося пользы другим, а вот пятая принесла пользу человеку.
Краткое содержание
В гороховом стручке росли и жили зеленые горошины. Их было 5 штук. Со временем стручок пожелтел, а горошины подумали, что это весь мир стал желтым. Им хотелось покинуть свой дом, они сильно желали этого. Через некоторое время их мечта осуществилась. Стручок сорвал мальчик, решивший пострелять ими из трубочки.
Эта весть обрадовала горошин. Одна отправилась навстречу солнцу, две другие попали на землю, были такие ленивые, что даже не сдвинулись с места, четвертая улетела в неизвестном направлении, последняя упала в водосток, а позже ее занесло в мох.
На чердаке дома проживала бедная женщина. У нее сильно болела дочка. Именно в водосток этого дома попала пятая горошина. Женщине приходилось много работать, чтобы покупать лекарства для больного ребенка. Девочка долгое время не поправлялась, поэтому ее мать потеряла всякую надежду и решила, что дочка скоро отправится к своей сестре, которая умерла ранее.
Весной горошинка проросла. Девочка увидела этот росток, сказала об этом матери. Женщина воткнула рядом палочку, чтоб росток не повредился ветром, обвязала веревкой. Они наблюдали за ростом горошины, а девочке становилось лучше. Вскоре горох зацвел. Тогда она встала с кровати, хотя уже долгое время не делала этого. Девочка подошла к окошку и поцеловала листочки.
Другие горошины пропали. Какая-то находилась в темноте, другая была в канаве, а остальных съели птицы.
Сжатый план сказки «Пятеро из одного стручка»:
- 5 горошин и стручок.
- Желтый мир.
- Мечты сбываются.
- Водосток на чердаке.
- Появление ростка.
- Выздоровление.
Основная мысль
Автор хочет показать, что жизнь нужно прожить с пользой, помогать людям и заботиться о них. В этом произведении есть чему научиться. Важно избавиться от равнодушия и эгоизма, вместо этого делать добро, быть милосердным, сострадательным. К человеку, попавшему в беду, необходимо прийти на помощь. В жизни возможно любое чудо, поэтому остается верить в него и надеяться на лучшее.
С помощью главных героинь — горошин, автор показал, каким должно быть стремление человека. Существование не должно быть бесследным, необходимо оставить после себя добрые дела, хорошие воспоминания.
К этой сказке хорошо подходит пословица «Жизнь дана на добрые дела». Автор хочет показать, что именно в этом смысл существования — в помощи ближнему, заботе о нем.
Также нужно понимать, что люди сами ограничивают себя. Вместо этого следует мыслить шире. Мир горошин желтый, потому что они так думают, а на самом деле все иначе. Не нужно ставить себя в рамки. Каждому дается шанс, главное — им воспользоваться.
На примере горошин видно, что им были даны одинаковые возможности, но исход получился разным. Выбор остается за человеком. Он может нести добро или жить в свое удовольствие.
Отзывы по книге
На уроке мы сделали презентацию по сказке, конспект, выполнили разные задания. Мне она очень понравилась. Было интересно наблюдать за персонажами, их судьбами. Рекомендую сказку к прочтению.
Максим
Это очень интересный и поучительный рассказ про то, что нужно быть полезным, добрым и милосердным. Он дает ответ на вопрос, как следует прожить свою жизнь. После прочтения сразу в голове появляется ясная картинка, как жить и что делать. Я читал книгу «Пятеро из одного стручка» с рисунками, поэтому было легко проникнуться чувствами героев, прочувствовать эмоции на себе. Особенно мне понравился второй абзац с картинками, где изображено беззаботное существование стручка и его обитателей, они еще не знают, что им предстоит пережить.
Кирилл
В классе нам задавали читать сказку на выходные. Прочла с удовольствием. В книге было полно иллюстраций, с помощью которых погружаешься в мир героев. Автор сказки о пяти горошинах перенес характеры действующих лиц на людей. Именно поэтому в ней есть чему поучиться. Советую к прочтению, произведение интересное.
Валерия
Краткое содержание
Жили-были 5 горошин, они сидели в зелёном стручке, росли и думали, что весь мир тоже зелёный. Их поливал дождик, день сменял ночь, им было хорошо и уютно, но со временем они начали думать, что пора бы как-то выбираться на волю.
Скоро стручок пожелтел, как и они сами. Однажды его сорвала человеческая рука и положила в карман к остальным. Горошины стали думать, когда же их выпустят на свободу, а самая маленькая из них задумалась, кто в этой жизни пойдёт дальше всех.
Наконец, стручок лопнул. Они выкатились на ладонь мальчика, который сказал, что они отлично подойдут для стрельбы из бузинной трубочки. Он запустил их по очереди. Первая закричала: «Лечу, куда хочу!», вторая сказала, что полетит прямо на солнце. Третья и четвёртая крикнули, что куда придут, там и заснут, но всё же до чего-нибудь докатятся и дальше всех пойдут. Пятая же просто говорила: «Будь, что будет». Она попала на старую крышу и закатилась в щель чердачного окна.
В каморке на чердаке жили бедная женщина, выполнявшая поденную работу, и её тяжелобольная дочь-подросток. Девочка болела, но и не умирала, а мать думала, что рано или поздно та уйдёт вслед за своей умершей сестрёнкой.
Однажды девочка заметила, что из щели под окошком пробивается зелёный росток. Мама придвинула кровать дочки поближе к окну, чтобы она могла любоваться своим маленьким садиком, а росток подперла палочкой и подвязала верёвочкой к крыше и оконной раме, чтобы его не сломал ветер. Побеги могли цепляться за эту верёвку.
Скоро девочка приободрилась. Когда начинался рабочий день и мама уходила из дома, она сидела у окна, любуясь растущими побегами, чаще улыбалась, а скоро совсем поправилась. Она встала с постели, чтобы посидеть на солнышке и поцеловать лепестки распустившегося бело-розового цветка. Мама тоже была счастлива и смотрела на цветок, как на ангела небесного.
Иначе сложилась судьба остальных горошин. Первая попала в водосточный жёлоб, а оттуда — в голубиный зоб, другие 2 были склёваны голубями, а самая большая, которая хотела полететь прямо на солнце, упала в затхлую воду в канаве и разбухла. Она решила, что, если уж она так подобрела, то самая замечательная из всех. Только канава могла дать ей ответ на это и соглашалась с ней.
План для пересказа
Это довольно короткий рассказ, в котором заложен глубокий смысл. Для удобства его можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа, презентации или конспекта истории «Пятеро из одного стручка»:
- Где жили горошинки.
- На свободу.
- Бузинная трубочка.
- Полёт.
- Щель в окне каморки на чердаке.
- Бедная женщина и её больная дочь.
- Первые ростки.
- Счастливое выздоровление.
- Судьба остальных четырёх горошин.
Устный пересказ поможет лучше понять идею произведения и выполнять задания по нему.
Главные персонажи
Персонажи произведения — 5 горошин. Несмотря на то что они родились и росли в одном стручке, все они очень разные. Их описание и характеристика:
- Первая, кричавшая: «Лечу, куда хочу!» полагала, что всё зависит от неё самой, но угодила в водосточную канаву, а оттуда — в голубиный зоб, и лежала там, как Иона во чреве кита.
- Вторая хотела полететь прямо на солнце, но угодила в канаву, где разбухла и стала считать себя самой лучшей. Хвастливая, самовлюблённая, нарциссичная, с большими амбициями.
- Третья и четвёртая кричали, что куда придут, там и заснут, но всё же до чего-то докатятся. Ленивые, сонные, привыкшие плыть по течению и надеяться, что всё получится само собой.
- Пятая — самая маленькая и скромная. Она не кричала и не хвасталась, а просто говорила: «Будь что будет!», покорно принимая свою судьбу. Ещё находясь в стручке, она задумывалась, кто из них пойдёт дальше всех, была мечтательной. В итоге именно она попала в щель окна на чердаке, помогла вылечиться маленькой девочке и принесла пользу.
В сказке есть и герои-люди. Это мама и дочь. Их характеристика:
- Мама — обычная бедная женщина, трудолюбивая, работящая. Чтобы заработать денег, ходила на подённую работу: чистила печи, пилила дрова, бралась за любой труд, какой ей подвернётся. Хоть у неё было достаточно сил и желания работать, выбраться из бедности она всё никак не могла. Она любящая, добрая, мягкая и заботливая по отношению к своей дочери. У неё была ещё одна, но умерла от болезни. Женщине было тяжело прокормить двух дочерей, поэтому она решила, что одну из них забрал бог, чтобы ей было полегче. Теперь она боялась, что вторая её дочь отправится к сестрёнке. Когда девочка пошла на поправку, мама была благодарна богу и ростку гороха за эту помощь.
- Дочка — девочка-подросток, худенькая и тщедушная, уже целый год не встававшая с постели из-за болезни. Искренняя, чистая душой, умеет восхищаться даже незначительными красотами природы.
Ещё один герой произведения — мальчик, который запустил горошины из бузинной трубочки.
Идея и основная мысль
Проводя анализ произведения, можно выделить главную мысль: жизнь нужно прожить так, чтобы принести кому-нибудь пользу. Необходимо совершать добрые дела и помогать людям. Эта сказка — наглядная иллюстрация, что иногда достаточно даже незначительной мелочи, чтобы вселить в человека надежду и веру в лучшее.
Однако сказки Андерсена многогранны: они являются целым сборником нравственных и этических сторон жизни человека и не ограничиваются только одной мыслью. В каждом их абзаце удаётся уловить что-то интересное и глубокое.
Таким образом, можно выделить несколько идей:
- Мир огромен и не ограничивается рамками. Горошины, сидящие внутри стручка, долго думали, что весь мир зеленеет или желтеет, но только выбравшись на волю, увидели цельную картинку вокруг них.
- В жизни всегда даётся шанс, но далеко не каждый может им воспользоваться. Мальчик запустил из бузинной палочки 5 горошин, но только одна из них по-настоящему добилась чего-то.
- Равные условия не залог того, что у всех будет одинаковая судьба. Все 5 горошин росли в одном стручке и были запущены из бузинной палочки, но их дальнейшие судьбы сложились абсолютно по-разному.
- Громкие притязания и амбиции не всегда приводят к успеху. Все 4 горошины были достаточно тщеславны, одна из них и вовсе хотела улететь прямо на солнце. Но их ожидал печальный конец. Пятая же была кроткой и не говорила громких слов, но именно она смогла стать важной и значимой.
- Благодарность и добро возвращаются сторицей. Крыша дома бедной женщины и её дочери стала пристанищем для горошинки, а вскоре мать сделала для ростка подпорку и укрепила его верёвкой. Горошина в ответ на такую заботу дарила тепло и энергию жизни, что помогло больной девочке выздороветь.
- Никогда не стоит опускать руки, даже в самой безвыходной ситуации всегда остаётся место для надежды. Мать почти потеряла веру, что девочка поправится, и думала, что она умрёт так же, как и её первая дочь, однако произошло настоящее чудо.
Андерсен никогда не позиционировал себя как детский писатель. Эту сказку будет интересно перечитывать не только детям, но и взрослым, чтобы не забывать о важных вещах в жизни.
Отзывы для читательского дневника
Сегодня на уроке мы читали в классе замечательную сказку «Пятеро из 1 стручка». Написал её великий датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен. В его сказках главными героями часто становятся самые разные неодушевлённые предметы — штопальная игла или копилка. В этой истории он обращает своё внимание на обычные горошины в стручке. Изначально у них равные условия, но в дальнейшем их судьбы складываются очень причудливо.
Конечно, во многом маленькой горошинке помог случай, везение. Но судьба не слепа: она наградила счастливым шансом самую добрую и скромную героиню, а её заносчивые, хвастливые и ленивые сестрицы были наказаны. Так очень часто происходит и в жизни среди людей.
Мне очень понравилось произведение, потому что в нём заложен глубокий философский смысл: горошина сумела помочь бедной девочке вылечиться и сделала её счастливой. Из этого можно вынести урок, что каждый должен стремиться приносить пользу обществу или даже всего одному человеку, нуждающемуся в помощи. Тогда мир станет добрее и лучше. Остальные же просто сгинули, о них никто не вспомнит. При этом большая разбухшая горошина, попавшая в затхлую воду в канаве, может сколько угодно считать себя лучшей: со стороны всё равно видно, кто принёс пользу и сделал доброе дело, а кто только бросался громкими словами.
Иван
Это очень интересная, поучительная, добрая и светлая сказка, из которой можно извлечь много хороших мыслей и записать их в тетрадь. Каждая из горошин обладала особым характером, на основе которого у читателя создаётся о ней впечатление. Больше всех мне понравилась самая маленькая, добившаяся многого. Мне кажется, здесь её история немного перекликается с другой сказкой Андерсена, «Гадкий утёнок». Маленькая невзрачная горошина выросла в прекрасный цветок, вызывающий восхищение. Его красота и чудесные лепестки, которые прогревало солнце, дали надежду слабой больной девочке.
Мне хочется нарисовать к произведению «Пятеро из одного стручка» рисунок, на котором изобразить счастливую улыбку выздоровевшей девочки, радовавшейся распустившемуся цветку.
Света