Сказка о том, как какой-то неведомый зверь напугал дедку с бабкой, когда они на город за репкой ходили. А внучка Аленка не испугалась и разглядела, кто это пыхтит под кустом.
Пых читать
Жили-были дедушка, бабушка да внучка Аленка. И был у них огород. Росли в огороде капуста, свеколка, морковка и репка желтенькая.
Захотелось однажды деду репки покушать. Вышел он в огород. Идет-идет, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики звенят.
Прошел дед грядку с капустой, прошел грядку со свеколкой. Прошел грядку с морковкой… А вот и репка растет.
Только наклонился, чтоб репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на него:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это дедка? Не за репкой ли пришел?
Испугался дед и бежать. Бежит мимо морковки, бежим мимо свеколки… аж пятки сверкают. Еле-еле до хаты добрался. Сел на лавку, отдышаться никак не может.
— Ну, что, дед, принес репку?
— Ох, бабка, там такой зверь страшный сидит, что я еле ноги унес!
— Да полно, дед! Я сама пойду, уж, верно, репку принесу…
И пошла бабка в огород, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики звенят.
Идет бабка, торопится…
А вот и репка. Нагнулась бабка, чтобы репку вытащить, а из борозды как зашипит на нее кто-то:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, бабка? Не по репку ли пришла?
Испугалась бабка да бежать.
Бежала-бежала она мимо морковки, мимо свеколки, бежала мимо капусты. Еле-еле до хатки добралась. Села на лавку, тяжело дышит, отдышаться не может.
— Ой, дедка, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный такой, и пыхтит. Еле-еле ноги унесла!
Поглядела на дедку с бабкой внучка Аленка, пожалела их и говорит:
— Я принесу репку!
Пошла Аленка в огород. А в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат, да комарики звенят.
Шла-шла и пришла к тому месту, где репка росла.
И только наклонилась она, чтоб репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не Аленка ли это? Не по репку ли пришла?
Засмеялась тут Аленка и как крикнет звонким голоском:
— Так! Это я, Аленка! Бабке с дедкой за репкой пришла.
А на грядке кто-то снова как запыхтит:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Нагнулась Аленка над грядкой, чтоб разглядеть, кто там такой страшный сидит, и вдруг увидела: лежит на грядке какой-то колючий клубочек, глазками-бусинками поблескивает и пыхтит:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Засмеялась девочка:
— Ах ты ежик, ежик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?
А ежик вытянул кверху острую мордочку и опять:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Потянула Аленушка репку раз, потянула другой и третий и вытянула репку. Да такую большую, круглую да желтенькую. Сладкую-пресладкую. Взяла Аленка репку, ежика в передничек положила — и домой. Бежала мимо морковки, бежала мимо свеколки, бежала мимо капусты. Быстро-быстро бежала! И мигом к своей хатке прибежала. А навстречу ей дедка с бабкой вышли. И спрашивают:
— А где же репка?
— А вот вам и репка!
Обрадовались тут дедка с бабкой:
— Ну и внучка у нас! Ну и Аленушка! Молодец девочка!
— А как же зверь этот — Пых страшный? Не испугалась ты его?
Раскрыла тут Аленка передничек:
— А вот вам и Пых!
Засмеялись старички:
— Ну и молодец Аленка! Ну и смелая девчонка!
❤️ 111
🔥 66
😁 68
😢 32
👎 30
🥱 34
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Урок литературного чтения
Тема урока: Белорусская сказка «Пых»
Тип урока: урок получения новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с белорусской народной сказкой, учить осмысливать содержание текста;
развивать умение наблюдать за развитием сюжета в сказке, сравнивать и обобщать, характеризовать героев сказки: обращать внимание на речь персонажей, формировать умение передавать содержание произведения, учить отвечать на вопросы по тексту;
формировать уважительное отношение к народам разных национальностей, воспитывать культуру межнационального общения.
Универсальные учебные действия:
Предметные: виды сказок (литературные и народные: волшебные, о животных, бытовые); формирование умения выделять главную мысль в тексте, умения характеризовать героев на основе текста; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, деление текста на части; умение работать в группе, в паре; формирование умения сравнивать и обобщать.
Личностные: формирование интереса к чтению, потребности в чтении; формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Применяемые технологии: технология продуктивного чтения; технология развития критического мышления через чтение; технология деятельного подхода; технология здоровьесбережения; технология ИКТ.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративный, практический, частично-поисковый, проблемный, метод контроля.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование к уроку: презентация, табличка с эпиграфом урока, пословицы (карточки), синквейн, кластер, рисунки учащихся, раскраски.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
II. Мотивация к учебной деятельности:
Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение-загадку:
В огороде грядка,
Выросла загадка,
Хвост как у Жар-птицы,
А сама в землице.
Тянем — потянем,
А вытащить не можем
— Что это? (репка)
— Прочитайте стихотворение, разделяя слова на слоги.
— Прочитайте его с тихой интонацией (грустно, весело).
— А сейчас выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Давайте вспомним, в каком литературном произведении встречается эта отгадка?
— На какие 2 группы делятся сказки? (авторские и народные)
– А почему сказки называют народными?
— Сказки, каких народов вы читали?
— Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, о животных)
1. Игра «Угадай сказочного героя»
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Кто же это?… (дед)
Кто же дедке помогает,
Репку за ботву хватает? (бабка)
Чтоб не превратился ты
Ни в теленка, ни в козленочка,
Ох, не пей сырой воды!
И подписано сестрица… (Аленушка)
— Еще раз назовите отгадки
— Как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать?
— Да, верно, это герои одной сказки.
— Какую цель мы сегодня с вами поставим на уроке?
IV. Работа по теме урока
1. Беседа по теме урока
— Сегодня нас в гости приглашает новая сказка.
— Откройте учебники на с.68. прочитайте название сказки.
— Кто ее автор? (автора нет, ее сочинил народ)
— Каким народом сложена эта сказка? (Белорусским)
— Культура разных народов берет начало из далекого прошлого, поэтому у каждого народа есть свои традиции, обычаи и даже язык.
— В исторических источниках есть упоминание, что название белорусский происходит от словосочетания Белая Русь. Свободные жители носили белую одежду из холщёвой ткани, у них были светлые волосы и светлые глаза. В настоящее время в России проживают около 400 000 белорусов.
— А как вы понимаете название сказки «Пых»?
— Прочитаем сказку и узнаем, верны ли наши предположения.
— Приступая к работе над сказками, вспомним строчки великого русского поэта А.С.Пушкина о сказке.
— Прочтите их «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
— В конце нашего урока мы постараемся ответить: какой же урок из сказки мы с вами можем взять
2. Работа над текстом:
(сначала читает учитель)
«Жили-были дед, бабка да внучка Аленушка.
И был у них огород, и росли там капуста, свекла, морковка и даже репка».
— Каким вы представили огород? (большой)
— Кто хозяин этого огорода? (дед)
— Что бы вы подумали о хозяине этого большого огорода? (старый, пожилой трудолюбивый, хозяйственный)
«Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошёл он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то: «Ппы-ыхх! Ппы-ых!» Испугался дед — и бежать. Прибежал домой, сел на лавку, никак отдышаться не может:
— А чего или кого испугался дедушка? (неизвестно)
— Каким себе представил его дедушка? (страшный, пыхтит)
(диалог читают дети)
— Разговор дедушки и бабушки прочитаете вы.
— Ребята, а как мы должны прочитать этот диалог?
— Ох, бабка, там под кустом кто-то страшный сидит да пыхтит. Я едва ноги унес.
— Полно тебе, старче! Пойду-ка я сама за репкой!
— Как вы думаете: когда говорят так: еле ноги унес? (убежал, сильно бежал)
— А как вы думаете: поверила ли ему бабушка? (нет)
— Какие слова говорят о том, что бабка не поверила? (полно тебе)
— Да. Верно. Когда говорят так: да, полно тебе, значит не верят, успокаивают.
— Какой вы представляете себе бабушку? (добрые глаза, полная, но шустрая)
(читает учитель)
Пришла бабка на огород, только наклонилась репку тащить, а под кустом кто-то:
«Ппых-ых! Ппы-ых! Еле-еле бабка ноги унесла.
— Чего испугалась бабушка? (неизвестности)
— Двум героям сказки не удалось принести репку. Что ребята им помешало? (страх)
— Но ведь страх — это естественное чувство человека.
— Когда человек может испытывать страх? (от неизвестности, когда он неуверен в чем-то)
(читают дети)
Поглядела на деда с бабкой Алёнушка, пожалела их и говорит:
— Я принесу репку!
И пошла в огород. Только нагнулась репку тащить, а под кустом кто-то:
«Ппы-ых! Ппы-ых!»
— Кто из героев сказки последний пошёл за репкой? (внучка)
— Какой вы представили себе внучку? (смелая, веселая)
Не испугалась Алёнушка, наклонилась ближе и видит: лежит на грядке колючий колобок, глазками поблескивает и пыхтит. Да ведь это Ёжик! Потянула Алёнушка репку и вытащила. Сладкую-пресладкую.
Взяла она репку, ёжика положила в передник — и домой!
А навстречу ей бабка с дедом вышли и спрашивают:
— А где же репка? А как же этот зверь — пых страшный? Не испугалась его?
Раскрыла тут Алёнушка передник:
— Вот вам репка, А вот вам и Пых!
— Почему никто не испугал девочку? (она сама никого не боится)
— Понравилась сказка?
— Так кто же был этот Пых, который испугал дедушку и бабушку? (ежик)
3. Словарная работа
— В сказке встретились новые слова, которые использует белорусский народ: лавка, передничек
— Как вы думаете, что обозначают эти слова, обсудите в парах?
(ла́вка — древняя деревянная мебель для отдыха. Представляет собой доску для сидения и лежания, прикреплённую к стене. Является разновидностью скамейки, передник — фартук, который одевают при работе на кухне)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление нового материала
— Как вы считаете, почему это произведение считается сказкой?
— Докажите, что сказочного вы заметили в этом произведении?
— Сюжет какой русской народной сказки похож на сказку «Пых»? (У страха глаза велики, Репка)
1. Деление текста на части
— На сколько частей можно разделить эту сказку? (5 частей)
— Назовем эти части.
2. Работа в паре. Соотноси пословицу и сказочный текст
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. Трус и тени своей боится.
3.У семи нянек дитя без глаза.
4. У страха глаза велики.
5.Волков бояться в лес не ходить.
6. Трусливому зайке и пенек — волк.
— Какие пословицы вы выбрали?
3. Работа в группе. Синквейн. Кластер.
— В группе составьте Синквейн со словом: дед, бабка, Алёнка.
— Составьте кластер по теме «Сказки»
4. Творческое задание. Индивидуальная работа
— Подготовьте пересказ от имени сказочного героя (дед, бабка, внучка).
— Домашнее задание на выбор: подготовить пересказ сказки от имени сказочного героя (ежика) или подготовить выразительное чтение по ролям. Раскрасить картинку к нашей сегодняшней сказке.
VII. Итог урока
— Какую сказку мы изучили на уроке?
— Кто автор?
— Вернемся к эпиграфу. Какой урок каждый из вас получил из сказки? (не надо бояться того, чего не знаешь)
VIII. Рефлексия
— На сегодняшнем уроке что вы узнали?
— За что бы вы себя похвалили себя сегодня?
— А кого бы из ребят вы похвалили?
Жили-были дедушка, бабушка да внучка Алёнка. И был у них огород. Росли в огороде капуста, свеколка, морковка и репка жёлтенькая. Захотелось однажды дедусе репки покушать. Вышел он в огород. Идёт-идёт, а в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.
Прошёл дед грядку с капустой, прошёл грядку со свеколкой, прошёл грядку с морковкой… А вот и репка растёт.
Только наклонился, чтоб репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на него:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, дедка? Не за репкой ли пришёл?
Испугался дед и бежать. Бежит мимо морковки, бежит мимо свеколки… Аж пятки сверкают. Еле-еле до хаты добрался. Сел на лавку, отдышаться никак не может.
— Ну что, дед, принёс репку?
— Ох, бабка, там такой зверь страшный сидит, что я еле ноги унёс!
— Да полно, дед! Я сама пойду, уж, верно, репку принесу…
И пошла бабка в огород, а в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.
Шла-шла бабка мимо грядки с капустой, мимо грядки со свеколкой, мимо грядки с морковкой.
Идёт бабка, торопится…
А вот и репка. Нагнулась бабка, чтобы репку вытащить, а из борозды как зашипит на неё кто-то:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, бабка? Не по репку ли пришла?
Испугалась бабка да бежать.
Бежала-бежала она мимо морковки, мимо свеколки, бежала мимо капусты. Еле-еле до хатки добралась. Села на лавку, тяжело дышит, отдышаться не может.
— Ой, дедка, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный такой, и пыхтит. Еле-еле ноги унесла!
Поглядела на деду с бабкой внучка Алёнка, пожалела их и говорит:
— Я принесу репку!
Пошла Алёнка в огород. А в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.
Шла-шла и пришла к тому месту, где репка росла.
И только наклонилась она, чтоб репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не Алёнка ли это? Не по репку ли пришла?
Засмеялась тут Алёнка и как крикнет звонким голоском:
— Так! Это я, Алёнка! Бабке с дедкой за репкой пришла.
А на грядке кто-то снова как запыхтит:
Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Нагнулась Алёнка над грядкой, чтоб разглядеть, кто там такой страшный сидит, и вдруг увидела: лежит на грядке какой-то колючий клубочек, глазками-бусинками поблёскивает и пыхтит:
— Пшш-ппы-ы-хх!
Засмеялась девочка:
— Ах ты, ёжик, ёжик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?
А ёжик вытянул кверху острую мордочку и опять:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Потянула Алёнушка репку раз, потянула другой и третий и вытянула репку. Да такую большую, круглую да жёлтенькую. Сладкую-пресладкую. Взяла Алёнка репку, ёжика в передничек положила — и домой. Бежала мимо морковки, бежала мимо свеколки, бежала мимо капусты. Быстро-быстро бежала! И мигом к своей хатке прибежала. А навстречу ей дедка с бабкой вышли. И спрашивают:
— А где же репка?
— А вот вам и репка!
Обрадовались тут дедка с бабкой:
— Ну и внучка у нас! Ну и Алёнушка! Молодец девочка! А как же зверь этот — Пых страшный? Не испугалась ли ты его?
Раскрыла тут Алёнка передничек:
— А вот вам и Пых!
Засмеялись старички:
— Ну и молодец Алёнка! Ну и смелая девчонка!