Пых белорусская сказка что сказочного в ней

Читательский дневник по белорусской народной сказке «Пых»

Автор: народ

Название произведения: «Пых»

Число страниц: 3

Жанр: сказка

Главные герои: бабушка, дедушка, внучка, ёжик.

Характеристика главных героев:

Бабушка и дедушка — старые и наивные.

Испугались, сами не зная чего.

Алёнка — послушная девочка и примерная внучка.

Не побоялась пойти за репкой и узнала, какой зверь пугал взрослых.

Добрая и внимательная.

Ёжик — маленький, нестрашный, любопытный.

Краткое содержание сказки «Пых»

Решил дед сорвать в огороде репу.

Но когда подошёл к ней, услышал, что кто-то пыхтит и убежал.

Пришла к репке бабушка, и с ней произошло то же самое.

А внучка не испугалась.

Она наклонилась над репой и увидела ёжика.

Вырвала Алёнка репку, а ёжика в передник положила.

Так и отнесла всё старикам.

План сказки:

  1. Желание деда.
  2. Странный звук.
  3. Попытка бабушки.
  4. Испуг.
  5. Смелая Алёнка.
  6. Ёжик.

Основная мысль сказки «Пых»

Главная мысль сказки в том, что нужно быть храбрым и не бояться всего.

Основная идея сказки в том, что из-за страха можно не увидеть главного.

Чему учит сказка

Произведение учит быть смелым, помогать близким и не опускать руки.

Краткий отзыв по сказке «Пых» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала, что многих людей очень пугает непонятное.

Пугает то, что они не видят.

Вот и стариков напугали странные звуки, которые раздавались из-под репки.

А внучка не испугалась и нашла разгадку.

Это интересная и поучительная сказка.

В ней говорится о том, как внучка не испугалась пыхтения и обнаружила ёжика.

Мне очень понравилась храбрая внучка, которая ничего не боялась.

И мне понравилось, как бережно она отнеслась к ежу.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что прежде чем чего-то пугаться, надо попытаться найти этому объяснение.

Может ничего бояться и не стоит.

Пословицы к сказке:

  • У страха глаза велики.
  • Не так страшен чёрт, как его малюют.
  • У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.
  • Смелость города берёт.
  • Мал да удал.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Засмеялась девочка:

— Ах ты, ёжик, ёжик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?

А ёжик вытянул кверху острую мордочку и опять:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!

Словарь неизвестных слов:

Хата — изба, деревенский дом.

Урок литературного чтения

Тема урока: Белорусская сказка «Пых»

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с белорусской  народной сказкой, учить осмысливать содержание текста;

развивать умение наблюдать за развитием сюжета в сказке, сравнивать и обобщать, характеризовать героев сказки: обращать внимание на речь персонажей, формировать умение передавать содержание произведения, учить  отвечать  на вопросы по  тексту;

формировать уважительное отношение к народам разных национальностей, воспитывать культуру межнационального общения.

Универсальные учебные действия:

Предметные: виды сказок (литературные и народные:  волшебные, о животных, бытовые); формирование умения выделять главную мысль в тексте, умения характеризовать героев на основе текста; соотносить пословицу  и сказочный текст; определять  последовательность  событий, деление текста на части; умение работать в группе, в паре; формирование умения сравнивать и обобщать.

Личностные:  формирование интереса к чтению, потребности в чтении; формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Применяемые технологии: технология продуктивного чтения; технология развития критического мышления через чтение; технология деятельного подхода; технология здоровьесбережения; технология ИКТ.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративный, практический, частично-поисковый, проблемный, метод контроля.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование к уроку: презентация, табличка с эпиграфом урока, пословицы (карточки), синквейн, кластер, рисунки учащихся, раскраски.

Ход урока:

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

II. Мотивация к учебной деятельности:

Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение-загадку:

В огороде грядка,

Выросла загадка,

Хвост как у Жар-птицы,

А сама в землице.

Тянем — потянем,

А вытащить не можем

— Что это? (репка)

— Прочитайте стихотворение, разделяя слова на слоги.

— Прочитайте его с тихой интонацией (грустно, весело).

— А сейчас выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Давайте вспомним, в каком литературном произведении встречается эта отгадка?

— На какие 2 группы делятся сказки? (авторские и народные)

– А почему сказки называют народными?

— Сказки, каких народов вы читали?

— Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, о животных)

1. Игра «Угадай сказочного героя»

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Кто же это?
… (дед)

Кто же дедке помогает,
Репку за ботву хватает? (
бабка)

Чтоб не превратился ты

Ни в теленка, ни в козленочка,

Ох, не пей сырой воды!

И подписано сестрица…  (Аленушка)

— Еще раз назовите отгадки

— Как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать?

— Да, верно, это герои одной сказки.

— Какую цель мы сегодня с вами поставим на уроке?

IV. Работа по теме урока

1. Беседа по теме урока

— Сегодня нас в гости приглашает новая сказка.

— Откройте учебники на с.68. прочитайте название сказки.

— Кто ее автор? (автора нет, ее сочинил народ)

— Каким народом сложена эта сказка? (Белорусским)

— Культура разных народов берет начало из далекого прошлого, поэтому у каждого народа есть свои традиции, обычаи и даже язык.

— В исторических источниках есть упоминание, что название белорусский происходит от словосочетания Белая Русь. Свободные жители носили белую одежду из холщёвой ткани, у них были светлые волосы и светлые глаза. В настоящее время в России проживают около 400 000 белорусов.

— А как вы понимаете название сказки «Пых»?

— Прочитаем сказку и узнаем, верны ли наши предположения.

— Приступая к работе над сказками, вспомним строчки великого русского поэта А.С.Пушкина о сказке.

— Прочтите их «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

— В конце нашего урока мы постараемся ответить: какой же урок из сказки мы с вами можем взять

2. Работа над текстом:

(сначала читает учитель)

«Жили-были дед, бабка да внучка Аленушка.

И был у них огород, и росли там  капуста, свекла, морковка и даже репка».

— Каким вы представили огород? (большой)

Кто хозяин этого огорода? (дед)

— Что бы вы подумали о хозяине этого большого огорода? (старый, пожилой трудолюбивый, хозяйственный)

«Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошёл он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то: «Ппы-ыхх! Ппы-ых!» Испугался дед — и бежать. Прибежал домой, сел на лавку, никак отдышаться не может:

— А чего или кого испугался дедушка? (неизвестно)

— Каким себе представил его дедушка? (страшный, пыхтит)

(диалог читают дети)

— Разговор дедушки и бабушки прочитаете вы.

— Ребята, а как мы должны прочитать этот диалог?

— Ох, бабка, там под кустом кто-то страшный сидит да пыхтит. Я едва ноги унес.
— Полно тебе, старче! Пойду-ка я сама за репкой!

— Как вы думаете: когда говорят так: еле ноги унес? (убежал, сильно бежал)

— А как вы думаете: поверила ли ему бабушка? (нет)

— Какие слова говорят о том, что бабка не поверила? (полно тебе)

— Да. Верно. Когда говорят так: да, полно тебе, значит не верят, успокаивают.

— Какой вы представляете себе бабушку? (добрые глаза, полная, но шустрая)

(читает учитель)

Пришла бабка на огород, только наклонилась репку тащить, а под кустом кто-то:
«Ппых-ых! Ппы-ых! Еле-еле бабка ноги унесла.

— Чего испугалась бабушка? (неизвестности)

— Двум героям сказки не удалось принести репку. Что ребята им помешало? (страх)

— Но ведь страх — это естественное чувство человека.

— Когда человек может испытывать страх? (от неизвестности, когда он неуверен в чем-то)

(читают дети)

Поглядела на деда с бабкой Алёнушка, пожалела их и говорит:
— Я принесу репку!
И пошла в огород. Только нагнулась репку тащить, а под кустом кто-то:
«Ппы-ых! Ппы-ых!»

— Кто из героев сказки последний пошёл за репкой? (внучка)

— Какой вы представили себе внучку? (смелая, веселая)

Не испугалась Алёнушка, наклонилась ближе и видит: лежит на грядке колючий колобок, глазками поблескивает и пыхтит. Да ведь это Ёжик! Потянула Алёнушка репку и вытащила. Сладкую-пресладкую.
Взяла она репку, ёжика положила в передник — и домой!

А навстречу ей бабка с дедом вышли и спрашивают:
— А где же репка? А как же этот зверь — пых страшный? Не испугалась его?

Раскрыла тут Алёнушка передник:
— Вот вам репка, А вот вам и Пых!

— Почему никто не испугал девочку? (она сама никого не боится)

— Понравилась сказка?

— Так кто же был этот Пых, который испугал дедушку и бабушку? (ежик)

3. Словарная  работа  

— В сказке встретились новые слова, которые использует белорусский народ:  лавка, передничек 

— Как вы думаете, что обозначают эти слова, обсудите в парах?

(ла́вка — древняя деревянная мебель для отдыха. Представляет собой доску для сидения и лежания, прикреплённую к стене. Является разновидностью скамейки, передник — фартук, который одевают при   работе на кухне)   

V. Физкультминутка

VI. Закрепление нового материала

Как вы   считаете, почему это произведение считается сказкой?

— Докажите, что сказочного   вы заметили в этом произведении?    

— Сюжет какой русской народной сказки похож на сказку «Пых»? (У страха глаза велики, Репка)

 1. Деление текста на части

— На сколько частей можно разделить эту сказку? (5 частей)

— Назовем эти части.

2. Работа в паре. Соотноси  пословицу  и сказочный  текст

1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2. Трус и тени своей боится.

3.У семи нянек дитя без глаза.

4. У страха глаза велики.

5.Волков бояться в лес не ходить.

6. Трусливому зайке и пенек — волк.

— Какие пословицы вы выбрали?

3. Работа в группе. Синквейн. Кластер.

— В группе составьте Синквейн со словом: дед, бабка, Алёнка.

— Составьте кластер по теме «Сказки»

4. Творческое задание. Индивидуальная работа

— Подготовьте пересказ от имени сказочного героя (дед, бабка, внучка).

— Домашнее задание на выбор: подготовить пересказ сказки от имени сказочного героя (ежика) или подготовить выразительное чтение  по ролям. Раскрасить картинку к нашей сегодняшней сказке.

VII. Итог урока

— Какую сказку мы изучили на уроке?

— Кто автор?

— Вернемся к эпиграфу. Какой урок каждый из вас получил из сказки? (не надо бояться того, чего не знаешь)

VIII. Рефлексия  

— На сегодняшнем уроке что вы узнали?

— За что  бы  вы себя  похвалили себя сегодня?

— А кого бы из ребят вы похвалили?

Раздел «Мир
народной сказки»

Урок 5

Тема: белорусская сказка «Пых».

Цели деятельности педагога: познакомить
учащихся с белорусской  народной сказкой; учить осмысливать содержание текста;
развивать умение наблюдать за развитием сюжета в сказке; воспитывать культуру
межнационального общения; стимулировать интерес к героям сказок;
актуализировать знания о работе с текстом сказки; развивать устную речь; расширять
и уточнять словарь.
Планируемые результаты.

Предметные:  уметь
характеризовать героев на основе текста;
учиться выделять главную мысль
сказки; соотносить пословицу  со сказкой;
определять 
последовательность  событий.

Метапредметные.

 Познавательные: читать
и слушать, извлекая нужную информацию
.

Личностные: формировать умение высказывать
свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
развивать творческие способности.

 Регулятивные: учиться ставить
перед собой цели, анализировать эмоциональное состояние полученные от успешной
(неуспешной) деятельности; давать самооценку.

Коммуникативные: вступать в
учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; осуществлять совместную
деятельность; учиться  работать самостоятельно, в группе.

Ход урока

Этапы
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
и примерные ответы  учеников

Организационный
момент.

Проверяю
готовность к уроку.

Выполняют
требования учителя.

Проверка
домашнего задания

Домашнее
задание.

Подготовиться
к чтению по ролям и ответить на вопросы.

Бабушка
– девочки 5 группы. У. с. 66 № 1,2

Внучка
– девочки 4 группы У. с.66 № 1,2

Курочка
– девочки 3 группы У. с.66 № 1,2

Мышка
– девочки 2 группы. У. с.66 № 1,2

Заяц
– мальчики 5 и 4 групп. У. с. 66 № № 3

Остальные
читают слова рассказчика. У. с.66 № 4


Ребята! Какую сказку вы читали дома?


Как начинается сказка? Прочитайте.


Как  названа в сказке бабушка?

– 
Какой вы  представляете бабушку?

Провожу
кастинг. Выбираем исполнительницу роли бабушки. Приглашаю девочек группы № 5.

Реплика
для пробы:

«Ох!
Медведище меня чуть не задавил!»


 Какое  прозвище у внучки? 

– 
Какой вы  представляете внучку?

Пробы
на роль. Приглашаю девочек 4 группы.

Реплика
для пробы:

«Бабушка,
волк-то какой страшный на меня наскочил!»


Какое  прозвище у курочки? 

– 
Какой вы  представляете курочку?

Пробы
на роль. Приглашаю девочек группы № 3.

 Реплика
для пробы:

«Ко-ко-ко!
Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!»


Какое  прозвище у мышки?

– 
Какой вы  представляете мышку?

Пробы
на роль. Приглашаю девочек группы № 2.

Реплика
для пробы:

«Котище
– то какой усатый! Вот страху я натерпелась!»


Можно ли утверждать, что заяц был самым смелым в этой сказке?

– 
Каким вы  представляете зайца?

Пробы
на роль. Приглашаю мальчиков групп № 4 и  № 5.

Реплика
для пробы:

«Вот
страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только
меня ноги унесли!»


Каким тоном и в каком темпе надо читать начало сказки?


В каком темпе надо читать начало 2 части?


С каких слов спокойная интонация сменяется на быструю, напряжённую?


Как прочитать концовку?

Выбираю
4 рассказчиков (по количеству частей)

Оцениваем
чтение.

Продолжаю
беседу.


Чем герои сказки похожи друг на друга?


Какая пословица содержится в конце сказки?

 –
Ко всем ли героям она подходит?


Можно ли сказать, что водоносы и заяц  испугались зря?

 –
Сказка эта смешная или грустная?


Можно назвать её волшебной?


Почему?

Обобщаю:

 – 
Это бытовая сказка, где вместе с бабкой и внучкой действуют заяц, курочка и мышка.
А если бы вместо курочки и мышки были люди, то вообще бы была правдивая
история, а не сказка. Какой урок преподнесла вам сказка?

Физкультминутка.

Отвечают.
(«У страха глаза велики»)

Читают.
(«Жили – были бабушка — старушка, внучка-хохотушка, курочка — клохтушка и
мышка-норушка»)

Отвечают.(бабушка
– старушка)

Отвечают.
(Бабушка старая, самая сильная изо всех водоносов, потому что у неё большие
вёдра, но трусливая: боится медведя)

Читают
по очереди реплику.

Класс
называет имена девочек, чьё чтение им понравилось. Выбираем одну из них.

Отвечают.
(хохотушка)

Отвечают.
(Весёлая девочка, но трусливая: сильно боится волка)

Читают
реплику.

Девочка,
исполняющая роль бабушки, выбирает «внучку».

Отвечают.
(клохтушка)

Отвечают.
(постоянно клохчет, т.е. ворчит или беспокоится о чём-то, опасается лисы)

Читают.

(Девочки,
исполняющие роль бабушки и внучки, выбирают «курочку»).

Отвечают.
(норушка)

Отвечают.
(живёт в норке под землёй, боится котов)

Читают.

(Дети,
исполняющие роль бабушки, внучки и курочки, выбирают «мышку»).

Отвечают.
(нет)

Отвечают.
(трусливым, боится охотников)

Читают.

Исполнители
ролей водоносов выбирают «зайца»

Отвечают.
(Спокойно, не торопясь)

Отвечают.
(Спокойно, побыстрее)

Отвечают.
(«Налетел на яблоньку ветерок…»

Отвечают.
(насмешливо.)

К
доске выходят «водоносы» и рассказчик первой части. Читают по ролям.

 После
чтения первой части первый рассказчик садится, выходит второй.

После
чтения второй части выходит рассказчик 3 части.

После
чтения 3 части все садятся, выходит рассказчик 4 части и «заяц».

После
чтения выходят все ребята, читавшие сказку (без учебников)

Отвечают.
(водоносы все трудолюбивые, но трусливые, заяц тоже трусливый)

Отвечают.

Отвечают.(да)

Отвечают.(да)

Отвечают.(смешная)

Отвечают.(нет)

Отвечают.

Слушают.

Отвечают.
(Не нужно бояться неизвестного, сначала надо выяснить, всё ли так страшно и
ужасно. Не стоит преувеличивать ситуацию)

I этап —
мотивационно — ориентировочный.

(Мотивация
к деятельности: создание ситуации успеха).


 Сегодня прочитаем сказку с коротким и необычным названием «Пых». Попробуйте
представить, кто такой Пых и нарисовать его.

Во
время рисования наблюдаю за работой детей и выбираю рисунки с непонятным
изображением. Размещаю рисунки на доске и сообщаю:


Вот как некоторые ребята представляют неизвестного сказочного героя.
Остальные ребята не переживайте, я ваши рисунки покажу позже, можете их
дорисовывать.

Приглашаю
ребят с остальными рисунками.

Размещаю
рисунки на доске.

Предлагаю
классу поднять руки тем, кто по рисункам догадался, кто пыхтел под кустом.

Предлагаю
поиграть в «Секретик»: шепнуть соседу своё предположение.

Слушают.

Рисуют.

Слушают
сказку до слов «Только нагнулась…»

Выходят
к доске.

Поднимают
руки.

Шепчут.

II этап —
поисковый.

(Учебно-познавательная
деятельность. Постановка задачи)


Проверим
ваши предположения после прослушивания сказки до конца.

После
прослушивания спрашиваю:

 –
Так кто же был этот Пых, который испугал дедушку и бабушку?


Почему сказку назвали «Пых»?


Эту сказку сочинил белорусский народ. Что вы знаете о Белоруссии?

Слушают.

Отвечают
все вместе. (ёжик)

Отвечают.

Рассказывают.

III этап —
практический.

(Решение
учебной — практической задачи).


Где происходят события сказки?


Каким вы представили огород?


Для чего дедушка пошёл в огород?


Удалось ли дедушке вытащить репку из земли?


Почему?


А чего испугался дедушка?


Каким себе представил  дедушка неизвестное существо?


Как вы думаете: когда говорят так: «еле ноги унёс»?


Поверила ли рассказу дедушки бабушка?


Какие слова говорят о том, что бабушка не поверила?


Когда говорят «полно тебе»?


Чего испугалась бабушка?


Двум героям сказки не удалось принести репку. Что им помешало?


Когда человек может испытывать страх?


Кто из героев сказки вытащил репку?


Какой вы представляете себе внучку?


Почему  девочка не испугалась?


Можно ли утверждать, что смелость помогла Алёнушке победить страх?

 –
Как?


Готовимся к чтению сказки по ролям. Объединитесь в группы. Распределите роли:
дедушка, бабушка, внучка, ёжик. Выберите рассказчика.

Вызываю
одну из групп для чтения перед классом.

Предлагаю
поработать в парах. Задание  № 2. ( Обсудите  с  друзьями:  сказка  это  или 
рассказ? Что  сказочного  вы  заметили  в  этом  произведении?)

Спрашиваю
несколько пар отвечать на вопросы.

Обобщаю:


Это бытовая сказка, хотя события, которые происходят в произведении, вполне
могли произойти в действительности. Но это всё-таки сказка. Она начинается
зачином: жили-были, который характерен для народных сказок. У этой сказки нет
автора, её сочинил народ. Приключения героев повторяются три раза.
Добро
побеждает зло.

Это
белорусская сказка. На какие русские народные сказки похож сюжет  сказки «
Пых»?


Можно ли смысл произведения «Пых» выразить пословицей: «У страха глаза
велики»? Обоснуйте свой ответ.

 –
Ко всем ли сказочным героям относится эта пословица?

 –
Какая из пословиц подходит к характеру внучки?

1.
Иди вперед  –  лучше: страх не берёт.

2.
Нечего тому страшиться, кто ничего не боится.

3.
Смелое начало не хуже победы.

Отвечают.
(в деревне)

Отвечают.
(большой,  …)

Отвечают.
(захотелось дедушке  репки)

Отвечают.
(нет)

Отвечают.(он
испугался)

Отвечают.

Отвечают.
(страшный, пыхтит)

Отвечают.
(спасся бегством, бежал быстро)

Отвечают.
(нет)

Отвечают.
(«полно тебе»)

Отвечают.
(когда не верят)

Отвечают.
(неизвестности)

Отвечают.
(страх)

Отвечают.
(от неизвестности и неуверенности в чём-то)

Отвечают.
(внучка)

Отвечают.
(смелая, весёлая, любопытная …)

Отвечают.
(пожалела дедушку с бабушкой; поставила цель: узнать, кто напугал стариков)

Отвечают.
(да)

Отвечают.
(После того, как услышала странные звуки, не испугалась, наклонилась ниже и
увидела ёжика)

Собираются
в условленном месте, распределяют роли и садятся на места готовиться к чтению
по ролям.

Читают.

Отвечают.

Отвечают.(«У
страха глаза велики», «Репка» …)

Отвечают.
(да)

Отвечают.(нет,
только к дедушке и бабушке)

Отвечают.

IV
этап —  рефлексивно — оценочный.

(Рефлексия.
Оценка результатов деятельности).

 –
 Что вы узнали нового на сегодняшнем уроке?

 –
За какую работу вы бы похвалили себя сегодня?

 –
А кого бы из ребят вы похвалили и за что?

Домашнее
задание

Прочитать
сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Тема: Белорусская сказка «Пых». 

Цели: познакомить учащихся с белорусской  народной сказкой  «Пых»;  

развивать умение выразительно читать, сравнивать сказки;  

формировать умение передавать  содержание  произведения;  учить  отвечать   на вопросы по  тексту;

Планируемые результаты:  учащиеся научатся  сравнивать сказки разных народов,  характеризовать героев сказки,  соотносить  пословицу  и сказочный  текст, определять  последовательность  событий,  составлять план

Оборудование:  карточки,  раскраски, презентация.

Ход  урока:

1.Мотивация к учебной деятельности:

А)Найдите в стихотворении эпитеты, сравнения и олицетворения.

Б)Показ слайдов со сказками

— Что объединяет эти сказки?

1 слайд- сказки все народные

2 слайд- сказки все авторские

3 слайд- сказки все о животных

— Давайте вспомним признаки сказки о животных

— Кто является героями таких сказок? (Животные)

— Каков сюжет сказки?( Животные ведут себя как люди, совершают плохие и хорошие поступки)

-Чему учит сказка? ( На примере поступков животных объясняет, что хорошо, что плохо)

2. Открытие нового знания: 

-В сказке может всё случится,

Что-то ждёт нас впереди?

Слышишь?

Сказка в дверь стучится,

Скажем, сказке: заходи.

А сказка идет не одна, к нам гости рвется один зверь? Что за зверь? Для этого вам нужно угадать загадку:

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно…

Он будет за нами следить.

Работа по теме урока: 

Заходит к нам в гости другая  сказка  ( белорусская сказка «Пых»)

-Слушайте, внимательно и постарайтесь  найти ответ на вопрос:

-Какую сказку напоминают вам герои  этой сказки?  

(Сказку читает диктор)

-Словарная  работа.  

Едва ноги унес- убежал от погони,  передник –фартук, который одевают при   работе на кухне.

— Почему же сказка называется «Пых»?     

-Какую же сказку напоминают вам герои  этой сказки?  

— Что общего со сказкой «Репка»?

— Чем отличаются эти сказки?

— Ребята, а почему сказка опять про репку? (В Древней Руси не было картошки, основной едой считалась репка).

Физкультминутка

(Чтение сказки детьми)

Как вы думаете, почему  дедушка  и   бабушка  испугались?  

— Страшно ли   было  Аленушке?   (Прочитайте последний эпизод  сказки.)

Чему учит сказка? (Быть храбрым, смелым, бесстрашным)

Какие пословицы можно подобрать к сказке?

Трус и таракана принимает за великана.

Кто доброе творит, того зло не вредит.

Все за одного и один за всех.

Кто дрожит — тот и бежит.

Будете друг за дружку держаться — можете ничего не бояться.

Трус и тени своей боится.

Трусливому зайке и пенек — волк.

3.Закрепление нового материала.

Как вы   считаете, сказка это  или рассказ?  Докажите, что сказочного   вы заметили в    этом произведении?  

-К какому виду сказок отнесем эту сказку?

— Это сказка о животных? Почему?

-Кто герои сказки? (Обычные люди, бабка, дедка, внучка и т.д.)

— Каков сюжет сказки?( Истории из обычной жизни)

— Чему учит сказка? (Высмеивает человеческие пороки, восхищается мудростью, смелостью и умом простого человека)

Как называются такие сказки? (Бытовые)

Преодолевать трудности, учиться выходить из трудных ситуаций, быть добрым, приходить на помощь другим, быть терпеливым, уважать старших, не обижать младших, любит природу.

4.Рефлексия:    

-С каким настроением  вы  заканчиваете  урок?   Почему?

-За что  бы  вы себя  похвалили себя сегодня?

Какого цвета яблочко выбираете?

 Подведение итогов : какую сказку изучили?

5.Домашнее задание : подготовить выразительное чтение  по ролям, или пересказ по выбору.        

  • Пых белорусская сказка читательский дневник
  • Пых белорусская сказка 2 класс ответы
  • Пыть ях как правильно пишется
  • Пытаешься как пишется правильно
  • Пытается как пишется правильно