Сказка о том, как какой-то неведомый зверь напугал дедку с бабкой, когда они на город за репкой ходили. А внучка Аленка не испугалась и разглядела, кто это пыхтит под кустом.
Пых читать
Жили-были дедушка, бабушка да внучка Аленка. И был у них огород. Росли в огороде капуста, свеколка, морковка и репка желтенькая.
Захотелось однажды деду репки покушать. Вышел он в огород. Идет-идет, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики звенят.
Прошел дед грядку с капустой, прошел грядку со свеколкой. Прошел грядку с морковкой… А вот и репка растет.
Только наклонился, чтоб репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на него:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это дедка? Не за репкой ли пришел?
Испугался дед и бежать. Бежит мимо морковки, бежим мимо свеколки… аж пятки сверкают. Еле-еле до хаты добрался. Сел на лавку, отдышаться никак не может.
— Ну, что, дед, принес репку?
— Ох, бабка, там такой зверь страшный сидит, что я еле ноги унес!
— Да полно, дед! Я сама пойду, уж, верно, репку принесу…
И пошла бабка в огород, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики звенят.
Идет бабка, торопится…
А вот и репка. Нагнулась бабка, чтобы репку вытащить, а из борозды как зашипит на нее кто-то:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, бабка? Не по репку ли пришла?
Испугалась бабка да бежать.
Бежала-бежала она мимо морковки, мимо свеколки, бежала мимо капусты. Еле-еле до хатки добралась. Села на лавку, тяжело дышит, отдышаться не может.
— Ой, дедка, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный такой, и пыхтит. Еле-еле ноги унесла!
Поглядела на дедку с бабкой внучка Аленка, пожалела их и говорит:
— Я принесу репку!
Пошла Аленка в огород. А в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат, да комарики звенят.
Шла-шла и пришла к тому месту, где репка росла.
И только наклонилась она, чтоб репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не Аленка ли это? Не по репку ли пришла?
Засмеялась тут Аленка и как крикнет звонким голоском:
— Так! Это я, Аленка! Бабке с дедкой за репкой пришла.
А на грядке кто-то снова как запыхтит:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Нагнулась Аленка над грядкой, чтоб разглядеть, кто там такой страшный сидит, и вдруг увидела: лежит на грядке какой-то колючий клубочек, глазками-бусинками поблескивает и пыхтит:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Засмеялась девочка:
— Ах ты ежик, ежик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?
А ежик вытянул кверху острую мордочку и опять:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Потянула Аленушка репку раз, потянула другой и третий и вытянула репку. Да такую большую, круглую да желтенькую. Сладкую-пресладкую. Взяла Аленка репку, ежика в передничек положила — и домой. Бежала мимо морковки, бежала мимо свеколки, бежала мимо капусты. Быстро-быстро бежала! И мигом к своей хатке прибежала. А навстречу ей дедка с бабкой вышли. И спрашивают:
— А где же репка?
— А вот вам и репка!
Обрадовались тут дедка с бабкой:
— Ну и внучка у нас! Ну и Аленушка! Молодец девочка!
— А как же зверь этот — Пых страшный? Не испугалась ты его?
Раскрыла тут Аленка передничек:
— А вот вам и Пых!
Засмеялись старички:
— Ну и молодец Аленка! Ну и смелая девчонка!
❤️ 111
🔥 66
😁 68
😢 32
👎 30
🥱 34
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Читательский дневник по белорусской народной сказке «Пых»
Автор: народ
Название произведения: «Пых»
Число страниц: 3
Жанр: сказка
Главные герои: бабушка, дедушка, внучка, ёжик.
Характеристика главных героев:
Бабушка и дедушка — старые и наивные.
Испугались, сами не зная чего.
Алёнка — послушная девочка и примерная внучка.
Не побоялась пойти за репкой и узнала, какой зверь пугал взрослых.
Добрая и внимательная.
Ёжик — маленький, нестрашный, любопытный.
Краткое содержание сказки «Пых»
Решил дед сорвать в огороде репу.
Но когда подошёл к ней, услышал, что кто-то пыхтит и убежал.
Пришла к репке бабушка, и с ней произошло то же самое.
А внучка не испугалась.
Она наклонилась над репой и увидела ёжика.
Вырвала Алёнка репку, а ёжика в передник положила.
Так и отнесла всё старикам.
План сказки:
- Желание деда.
- Странный звук.
- Попытка бабушки.
- Испуг.
- Смелая Алёнка.
- Ёжик.
Основная мысль сказки «Пых»
Главная мысль сказки в том, что нужно быть храбрым и не бояться всего.
Основная идея сказки в том, что из-за страха можно не увидеть главного.
Чему учит сказка
Произведение учит быть смелым, помогать близким и не опускать руки.
Краткий отзыв по сказке «Пых» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала, что многих людей очень пугает непонятное.
Пугает то, что они не видят.
Вот и стариков напугали странные звуки, которые раздавались из-под репки.
А внучка не испугалась и нашла разгадку.
Это интересная и поучительная сказка.
В ней говорится о том, как внучка не испугалась пыхтения и обнаружила ёжика.
Мне очень понравилась храбрая внучка, которая ничего не боялась.
И мне понравилось, как бережно она отнеслась к ежу.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что прежде чем чего-то пугаться, надо попытаться найти этому объяснение.
Может ничего бояться и не стоит.
Пословицы к сказке:
- У страха глаза велики.
- Не так страшен чёрт, как его малюют.
- У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.
- Смелость города берёт.
- Мал да удал.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Засмеялась девочка:
— Ах ты, ёжик, ёжик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?
А ёжик вытянул кверху острую мордочку и опять:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Словарь неизвестных слов:
Хата — изба, деревенский дом.
Урок литературного чтения
Тема урока: Белорусская сказка «Пых»
Тип урока: урок получения новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с белорусской народной сказкой, учить осмысливать содержание текста;
развивать умение наблюдать за развитием сюжета в сказке, сравнивать и обобщать, характеризовать героев сказки: обращать внимание на речь персонажей, формировать умение передавать содержание произведения, учить отвечать на вопросы по тексту;
формировать уважительное отношение к народам разных национальностей, воспитывать культуру межнационального общения.
Универсальные учебные действия:
Предметные: виды сказок (литературные и народные: волшебные, о животных, бытовые); формирование умения выделять главную мысль в тексте, умения характеризовать героев на основе текста; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, деление текста на части; умение работать в группе, в паре; формирование умения сравнивать и обобщать.
Личностные: формирование интереса к чтению, потребности в чтении; формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Применяемые технологии: технология продуктивного чтения; технология развития критического мышления через чтение; технология деятельного подхода; технология здоровьесбережения; технология ИКТ.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративный, практический, частично-поисковый, проблемный, метод контроля.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование к уроку: презентация, табличка с эпиграфом урока, пословицы (карточки), синквейн, кластер, рисунки учащихся, раскраски.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
II. Мотивация к учебной деятельности:
Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение-загадку:
В огороде грядка,
Выросла загадка,
Хвост как у Жар-птицы,
А сама в землице.
Тянем — потянем,
А вытащить не можем
— Что это? (репка)
— Прочитайте стихотворение, разделяя слова на слоги.
— Прочитайте его с тихой интонацией (грустно, весело).
— А сейчас выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Давайте вспомним, в каком литературном произведении встречается эта отгадка?
— На какие 2 группы делятся сказки? (авторские и народные)
– А почему сказки называют народными?
— Сказки, каких народов вы читали?
— Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, о животных)
1. Игра «Угадай сказочного героя»
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Кто же это?… (дед)
Кто же дедке помогает,
Репку за ботву хватает? (бабка)
Чтоб не превратился ты
Ни в теленка, ни в козленочка,
Ох, не пей сырой воды!
И подписано сестрица… (Аленушка)
— Еще раз назовите отгадки
— Как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать?
— Да, верно, это герои одной сказки.
— Какую цель мы сегодня с вами поставим на уроке?
IV. Работа по теме урока
1. Беседа по теме урока
— Сегодня нас в гости приглашает новая сказка.
— Откройте учебники на с.68. прочитайте название сказки.
— Кто ее автор? (автора нет, ее сочинил народ)
— Каким народом сложена эта сказка? (Белорусским)
— Культура разных народов берет начало из далекого прошлого, поэтому у каждого народа есть свои традиции, обычаи и даже язык.
— В исторических источниках есть упоминание, что название белорусский происходит от словосочетания Белая Русь. Свободные жители носили белую одежду из холщёвой ткани, у них были светлые волосы и светлые глаза. В настоящее время в России проживают около 400 000 белорусов.
— А как вы понимаете название сказки «Пых»?
— Прочитаем сказку и узнаем, верны ли наши предположения.
— Приступая к работе над сказками, вспомним строчки великого русского поэта А.С.Пушкина о сказке.
— Прочтите их «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
— В конце нашего урока мы постараемся ответить: какой же урок из сказки мы с вами можем взять
2. Работа над текстом:
(сначала читает учитель)
«Жили-были дед, бабка да внучка Аленушка.
И был у них огород, и росли там капуста, свекла, морковка и даже репка».
— Каким вы представили огород? (большой)
— Кто хозяин этого огорода? (дед)
— Что бы вы подумали о хозяине этого большого огорода? (старый, пожилой трудолюбивый, хозяйственный)
«Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошёл он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то: «Ппы-ыхх! Ппы-ых!» Испугался дед — и бежать. Прибежал домой, сел на лавку, никак отдышаться не может:
— А чего или кого испугался дедушка? (неизвестно)
— Каким себе представил его дедушка? (страшный, пыхтит)
(диалог читают дети)
— Разговор дедушки и бабушки прочитаете вы.
— Ребята, а как мы должны прочитать этот диалог?
— Ох, бабка, там под кустом кто-то страшный сидит да пыхтит. Я едва ноги унес.
— Полно тебе, старче! Пойду-ка я сама за репкой!
— Как вы думаете: когда говорят так: еле ноги унес? (убежал, сильно бежал)
— А как вы думаете: поверила ли ему бабушка? (нет)
— Какие слова говорят о том, что бабка не поверила? (полно тебе)
— Да. Верно. Когда говорят так: да, полно тебе, значит не верят, успокаивают.
— Какой вы представляете себе бабушку? (добрые глаза, полная, но шустрая)
(читает учитель)
Пришла бабка на огород, только наклонилась репку тащить, а под кустом кто-то:
«Ппых-ых! Ппы-ых! Еле-еле бабка ноги унесла.
— Чего испугалась бабушка? (неизвестности)
— Двум героям сказки не удалось принести репку. Что ребята им помешало? (страх)
— Но ведь страх — это естественное чувство человека.
— Когда человек может испытывать страх? (от неизвестности, когда он неуверен в чем-то)
(читают дети)
Поглядела на деда с бабкой Алёнушка, пожалела их и говорит:
— Я принесу репку!
И пошла в огород. Только нагнулась репку тащить, а под кустом кто-то:
«Ппы-ых! Ппы-ых!»
— Кто из героев сказки последний пошёл за репкой? (внучка)
— Какой вы представили себе внучку? (смелая, веселая)
Не испугалась Алёнушка, наклонилась ближе и видит: лежит на грядке колючий колобок, глазками поблескивает и пыхтит. Да ведь это Ёжик! Потянула Алёнушка репку и вытащила. Сладкую-пресладкую.
Взяла она репку, ёжика положила в передник — и домой!
А навстречу ей бабка с дедом вышли и спрашивают:
— А где же репка? А как же этот зверь — пых страшный? Не испугалась его?
Раскрыла тут Алёнушка передник:
— Вот вам репка, А вот вам и Пых!
— Почему никто не испугал девочку? (она сама никого не боится)
— Понравилась сказка?
— Так кто же был этот Пых, который испугал дедушку и бабушку? (ежик)
3. Словарная работа
— В сказке встретились новые слова, которые использует белорусский народ: лавка, передничек
— Как вы думаете, что обозначают эти слова, обсудите в парах?
(ла́вка — древняя деревянная мебель для отдыха. Представляет собой доску для сидения и лежания, прикреплённую к стене. Является разновидностью скамейки, передник — фартук, который одевают при работе на кухне)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление нового материала
— Как вы считаете, почему это произведение считается сказкой?
— Докажите, что сказочного вы заметили в этом произведении?
— Сюжет какой русской народной сказки похож на сказку «Пых»? (У страха глаза велики, Репка)
1. Деление текста на части
— На сколько частей можно разделить эту сказку? (5 частей)
— Назовем эти части.
2. Работа в паре. Соотноси пословицу и сказочный текст
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. Трус и тени своей боится.
3.У семи нянек дитя без глаза.
4. У страха глаза велики.
5.Волков бояться в лес не ходить.
6. Трусливому зайке и пенек — волк.
— Какие пословицы вы выбрали?
3. Работа в группе. Синквейн. Кластер.
— В группе составьте Синквейн со словом: дед, бабка, Алёнка.
— Составьте кластер по теме «Сказки»
4. Творческое задание. Индивидуальная работа
— Подготовьте пересказ от имени сказочного героя (дед, бабка, внучка).
— Домашнее задание на выбор: подготовить пересказ сказки от имени сказочного героя (ежика) или подготовить выразительное чтение по ролям. Раскрасить картинку к нашей сегодняшней сказке.
VII. Итог урока
— Какую сказку мы изучили на уроке?
— Кто автор?
— Вернемся к эпиграфу. Какой урок каждый из вас получил из сказки? (не надо бояться того, чего не знаешь)
VIII. Рефлексия
— На сегодняшнем уроке что вы узнали?
— За что бы вы себя похвалили себя сегодня?
— А кого бы из ребят вы похвалили?
Урок литературного чтения во 2 классе.
Белорусская народная сказка «Пых»
Любовь
Николаевна Азина, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №10 ЗМР РТ» E-mail azina—ln@mail.ru
Задачи
урока:
1.
Учить
осмысливать содержание текста;
2.
Развивать
умение наблюдать за развитием сюжета в разных сказках, учить сравнивать и
обобщать, характеризовать героев сказки: обращать внимание наречь персонажей,
осмысливать их поступки;
3.
Учить
выразительному чтению диалогов, передавая характер
персонажей;
4.
Формировать уважительное отношение к народам разных национальностей.
Воспитывать культуру межнационального общения.
Планируемые достижения учащихся:
— формирование умения выделять главную мысль в тексте;
— формирование умения характеризовать героев на основе
текста
и иллюстраций;
— умение работать в группе;
—
формирование умения сравнивать и обобщать.
Универсальные учебные
действия:
Познавательные: определять
круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого
материала;
Регулятивные: определять
самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;
Коммуникативные: отвечать
на вопросы учителя, товарищей по классу;
Организационный
момент:
Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, — под рукой!»
Вступительное слово учителя:
Вот я вижу добрые
лица,
Меняются звуки и
краски.
Тихонько скрипит
половица,
По классу крадутся (сказки)
Игра «Угадай сказку»
1.
Он
от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)
2.
Нравом
зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят)
3.
Бабушка
за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд
(Репка)
4.
У
Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)
5.
Что
за гостья в дом
пришла,
К
трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(Три медведя)
— Что объединяет эти сказки? (это народные
сказки)
Народные сказки имеют огромное значение для детей. Народ
бережно хранил и передавал из поколения в поколение свои традиции. В сказках
чувствуется душа народа, его обычаи и
нравы.
– А почему сказки называют народными? Сказки, каких народов вы
читали?
Постановка учебной
задачи.
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной
сказкой.
Предлагаю вам выполнить задание в парах. Откройте учебник
на с. 68 Прочитайте название сказки.
Определите, является ли эта сказка народной. Какой народ
сочинил её? Что означает слово «пых»? Если
вы не знаете ответ на вопрос, где можно найти
информацию?
Значение слова «пых» в толковом словаре русского языка:
пыхтение, сопровождающееся соответствующими звуками. Употребляется при
обозначении звуков, издаваемых при пыхтении. Сказку
сочинил белорусский народ. На что вы обратили внимание в названии народа?
В исторических источниках есть упоминание, что название
белорусский происходит от словосочетания Белая Русь. Свободные жители носили
белую одежду из холщёвой ткани, у них были светлые волосы и светлые глаза. Что
бы вы ещё хотели узнать о белорусском
народе?
Презентация «Беларусь»
В настоящее время в России проживают около 400 000 белорусов.
Физкультминутка
Первоначальное знакомство со сказкой
«Пых»
Демонстрация слайдов с иллюстрациями к сказке. Чтение
текста учителем. Обсуждение в парах: сказка это или
рассказ?
Назовите героев этой сказки. На сколько частей можно
разделить этот текст? Прочитайте отрывок, в котором говорится, как вёл себя
дед. Найдите отрывок, в котором описывается поведение бабки. Прочитайте, как
вела себя
Алёнушка.
Какое словосочетание требует уточнения?
Едва
ноги унёс (убежал от погони) Сюжет какой русской народной сказки
похож на сказку
«Пых»?
Какой пословицей можно выразить смысл этой
сказки?
У страха глаза велики (русская
пословица)
Нет страха впереди, когда страх сзади (белорусская
пословица)
Не ходи в лес, коли зайца боишься. Трусливому зайцу и
пенёк – волк.
Робкого и тень страшит. (Человек, охваченный страхом,
видит опасность там, где её нет)
Сделайте вывод: что общего у русского и белорусского
народов?
У русского и белорусского народов много общего: народные
сказки, пословицы, одежда,
жилище.
Поэтому, какой бы национальности не был человек, мы должны уважительно
относиться ко всем. Уважать историю, культуру, традиции и обычаи другого
народа. Все народы должны жить в согласии и
дружбе.
Народная мудрость гласит:
Дружба
народов сильнее бури, ярче солнца.
Реки
могут пересохнуть, горы могут рухнуть.
Но
дружба народов вечна и нерушима.
Чтение стихотворения:
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Подводя итог урока, я предлагаю вам, ответь
на вопрос: чему вас научил этот урок? Используйте в своих ответах фразы:
Сегодня я узнал…., я научился…, меня
удивило…., урок дал мне для жизни…, мне захотелось…, расскажу дома, что…
Рефлексия: оцените свою работу на уроке с
помощью смайликов.