Урок литературного чтения
Тема урока: Белорусская сказка «Пых»
Тип урока: урок получения новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с белорусской народной сказкой, учить осмысливать содержание текста;
развивать умение наблюдать за развитием сюжета в сказке, сравнивать и обобщать, характеризовать героев сказки: обращать внимание на речь персонажей, формировать умение передавать содержание произведения, учить отвечать на вопросы по тексту;
формировать уважительное отношение к народам разных национальностей, воспитывать культуру межнационального общения.
Универсальные учебные действия:
Предметные: виды сказок (литературные и народные: волшебные, о животных, бытовые); формирование умения выделять главную мысль в тексте, умения характеризовать героев на основе текста; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, деление текста на части; умение работать в группе, в паре; формирование умения сравнивать и обобщать.
Личностные: формирование интереса к чтению, потребности в чтении; формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Применяемые технологии: технология продуктивного чтения; технология развития критического мышления через чтение; технология деятельного подхода; технология здоровьесбережения; технология ИКТ.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративный, практический, частично-поисковый, проблемный, метод контроля.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование к уроку: презентация, табличка с эпиграфом урока, пословицы (карточки), синквейн, кластер, рисунки учащихся, раскраски.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
II. Мотивация к учебной деятельности:
Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение-загадку:
В огороде грядка,
Выросла загадка,
Хвост как у Жар-птицы,
А сама в землице.
Тянем — потянем,
А вытащить не можем
— Что это? (репка)
— Прочитайте стихотворение, разделяя слова на слоги.
— Прочитайте его с тихой интонацией (грустно, весело).
— А сейчас выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Давайте вспомним, в каком литературном произведении встречается эта отгадка?
— На какие 2 группы делятся сказки? (авторские и народные)
– А почему сказки называют народными?
— Сказки, каких народов вы читали?
— Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, о животных)
1. Игра «Угадай сказочного героя»
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Кто же это?… (дед)
Кто же дедке помогает,
Репку за ботву хватает? (бабка)
Чтоб не превратился ты
Ни в теленка, ни в козленочка,
Ох, не пей сырой воды!
И подписано сестрица… (Аленушка)
— Еще раз назовите отгадки
— Как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать?
— Да, верно, это герои одной сказки.
— Какую цель мы сегодня с вами поставим на уроке?
IV. Работа по теме урока
1. Беседа по теме урока
— Сегодня нас в гости приглашает новая сказка.
— Откройте учебники на с.68. прочитайте название сказки.
— Кто ее автор? (автора нет, ее сочинил народ)
— Каким народом сложена эта сказка? (Белорусским)
— Культура разных народов берет начало из далекого прошлого, поэтому у каждого народа есть свои традиции, обычаи и даже язык.
— В исторических источниках есть упоминание, что название белорусский происходит от словосочетания Белая Русь. Свободные жители носили белую одежду из холщёвой ткани, у них были светлые волосы и светлые глаза. В настоящее время в России проживают около 400 000 белорусов.
— А как вы понимаете название сказки «Пых»?
— Прочитаем сказку и узнаем, верны ли наши предположения.
— Приступая к работе над сказками, вспомним строчки великого русского поэта А.С.Пушкина о сказке.
— Прочтите их «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
— В конце нашего урока мы постараемся ответить: какой же урок из сказки мы с вами можем взять
2. Работа над текстом:
(сначала читает учитель)
«Жили-были дед, бабка да внучка Аленушка.
И был у них огород, и росли там капуста, свекла, морковка и даже репка».
— Каким вы представили огород? (большой)
— Кто хозяин этого огорода? (дед)
— Что бы вы подумали о хозяине этого большого огорода? (старый, пожилой трудолюбивый, хозяйственный)
«Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошёл он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то: «Ппы-ыхх! Ппы-ых!» Испугался дед — и бежать. Прибежал домой, сел на лавку, никак отдышаться не может:
— А чего или кого испугался дедушка? (неизвестно)
— Каким себе представил его дедушка? (страшный, пыхтит)
(диалог читают дети)
— Разговор дедушки и бабушки прочитаете вы.
— Ребята, а как мы должны прочитать этот диалог?
— Ох, бабка, там под кустом кто-то страшный сидит да пыхтит. Я едва ноги унес.
— Полно тебе, старче! Пойду-ка я сама за репкой!
— Как вы думаете: когда говорят так: еле ноги унес? (убежал, сильно бежал)
— А как вы думаете: поверила ли ему бабушка? (нет)
— Какие слова говорят о том, что бабка не поверила? (полно тебе)
— Да. Верно. Когда говорят так: да, полно тебе, значит не верят, успокаивают.
— Какой вы представляете себе бабушку? (добрые глаза, полная, но шустрая)
(читает учитель)
Пришла бабка на огород, только наклонилась репку тащить, а под кустом кто-то:
«Ппых-ых! Ппы-ых! Еле-еле бабка ноги унесла.
— Чего испугалась бабушка? (неизвестности)
— Двум героям сказки не удалось принести репку. Что ребята им помешало? (страх)
— Но ведь страх — это естественное чувство человека.
— Когда человек может испытывать страх? (от неизвестности, когда он неуверен в чем-то)
(читают дети)
Поглядела на деда с бабкой Алёнушка, пожалела их и говорит:
— Я принесу репку!
И пошла в огород. Только нагнулась репку тащить, а под кустом кто-то:
«Ппы-ых! Ппы-ых!»
— Кто из героев сказки последний пошёл за репкой? (внучка)
— Какой вы представили себе внучку? (смелая, веселая)
Не испугалась Алёнушка, наклонилась ближе и видит: лежит на грядке колючий колобок, глазками поблескивает и пыхтит. Да ведь это Ёжик! Потянула Алёнушка репку и вытащила. Сладкую-пресладкую.
Взяла она репку, ёжика положила в передник — и домой!
А навстречу ей бабка с дедом вышли и спрашивают:
— А где же репка? А как же этот зверь — пых страшный? Не испугалась его?
Раскрыла тут Алёнушка передник:
— Вот вам репка, А вот вам и Пых!
— Почему никто не испугал девочку? (она сама никого не боится)
— Понравилась сказка?
— Так кто же был этот Пых, который испугал дедушку и бабушку? (ежик)
3. Словарная работа
— В сказке встретились новые слова, которые использует белорусский народ: лавка, передничек
— Как вы думаете, что обозначают эти слова, обсудите в парах?
(ла́вка — древняя деревянная мебель для отдыха. Представляет собой доску для сидения и лежания, прикреплённую к стене. Является разновидностью скамейки, передник — фартук, который одевают при работе на кухне)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление нового материала
— Как вы считаете, почему это произведение считается сказкой?
— Докажите, что сказочного вы заметили в этом произведении?
— Сюжет какой русской народной сказки похож на сказку «Пых»? (У страха глаза велики, Репка)
1. Деление текста на части
— На сколько частей можно разделить эту сказку? (5 частей)
— Назовем эти части.
2. Работа в паре. Соотноси пословицу и сказочный текст
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. Трус и тени своей боится.
3.У семи нянек дитя без глаза.
4. У страха глаза велики.
5.Волков бояться в лес не ходить.
6. Трусливому зайке и пенек — волк.
— Какие пословицы вы выбрали?
3. Работа в группе. Синквейн. Кластер.
— В группе составьте Синквейн со словом: дед, бабка, Алёнка.
— Составьте кластер по теме «Сказки»
4. Творческое задание. Индивидуальная работа
— Подготовьте пересказ от имени сказочного героя (дед, бабка, внучка).
— Домашнее задание на выбор: подготовить пересказ сказки от имени сказочного героя (ежика) или подготовить выразительное чтение по ролям. Раскрасить картинку к нашей сегодняшней сказке.
VII. Итог урока
— Какую сказку мы изучили на уроке?
— Кто автор?
— Вернемся к эпиграфу. Какой урок каждый из вас получил из сказки? (не надо бояться того, чего не знаешь)
VIII. Рефлексия
— На сегодняшнем уроке что вы узнали?
— За что бы вы себя похвалили себя сегодня?
— А кого бы из ребят вы похвалили?
Белорусская сказка «Пых».
Задачи урока:
-
Учить осмысливать содержание текста;
-
Развивать умение наблюдать за развитием сюжета в разных сказках, учить сравнивать и обобщать, характеризовать героев сказки: обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки;
-
Учить выразительному чтению диалогов, передавая характер персонажей.
-
Формировать уважительное отношение к народам разных национальностей. Воспитывать культуру межнационального общения.
Планируемые результаты:
-
Формирование умения выделять главную мысль текста;
-
Формирование умения характеризовать героев на основе текста и иллюстраций;
-
Умение работать в крупе;
-
Формирование умения сравнивать и обобщать.
Универсальные учебные действия.
Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Ход урока
1.Организационный момент.
Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Всё, что надо, — под рукой!»
2.Вступительное слово учителя.
Вот я вижу добрые лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По классу крадутся…(сказки).
Игра: «Угадай сказку».
-
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лиси он стал обедом. (Колобок).
-
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел. (Волк и семеро козлят).
-
Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд. (Репка).
-
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала. (Гуси — лебеди).
-
Что за гостья в дом пришла,
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла! (Три медведя).
— Что объединяет эти сказки? (это народные сказки.)
Народные сказки имеют огромное значение для детей. Народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение свои традиции. В сказках чувствуется душа народа, его обычаи и нравы.
— А почему сказки называют народными?
— Сказки каких народов вы читали?
3.Постановка учебной задачи.
— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной сказкой.
— Предлагаю вам выполнить задание в парах. Откройте учебник на странице 68. — Прочитайте название сказки.
— Определите, является ли эта сказка народной.
— Какой народ её сочинил?
— Что означает слово «пых»?
— Если вы не знаете ответ, то что вам поможет в поиске? (толковый словарь).
(Слово «пых» в толковом словаре русского языка: пыхтение, сопровождающееся соответствующими звуками. Употребляется при обозначении звука, издаваемых при пыхтении.)
— Сказку сочинил белорусский народ.
— На что вы обратили внимание в названии народа?
(В исторических источниках есть упоминание, что название белорусский происходит от сочетания Белая Русь. Свободные жители носили белоснежную одежду и холщёвой ткани, у них были светлые волосы и светлые глаза.)
— В настоящее время в России проживают около 400 000 белорусов.
4.Физминутка.
5.Первичное знакомство со сказкой «Пых».
— Демонстрация иллюстраций к сказке.
— Чтение текста учителем.
— Обсуждение в парах: сказка это или рассказ?
— Назовите героев этой сказки.
— На сколько частей можно разделить текст?
— Прочитайте отрывок, в котором говорится, как вёл себя дед. Найдите отрывок, в котором говорится, как вела себя бабка. Прочитайте, как вела себя Алёнушка.
— Какое сочетание слов требует объяснения?
Едва ноги унёс (убежал от погони).
— Сюжет какой русской народной сказки похож на сказку «Пых»? (у страха глаза велики).
— У русского и белорусского народов много общего: народные сказки, пословицы, одежда, жилище. Поэтому, какой бы национальности не был человек, мы должны уважительно относиться ко всему. Уважать историю, культуру, традиции и обычаи другого народа. Все народы должны жить в согласии и дружбе. Народная мудрость гласит:
Дружба народов сильнее бури, ярче солнца.
Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть.
Но дружба народов вечна и нерушима.
6.Итоги урока.
— Подводя итог урока, я предлагаю вам, ответить на вопрос: чему вас научил этот урок?
Используйте в своих ответах фразы:
-
Сегодня я узнал…
-
Я научился…
-
Меня удивило…
-
Урок дал мне для жизни…
-
Мне захотелось…
-
Расскажу дома, что…
7.Рефлексия.
— Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
Раздел «Мир
народной сказки»
Урок 5
Тема: белорусская сказка «Пых».
Цели деятельности педагога: познакомить
учащихся с белорусской народной сказкой; учить осмысливать содержание текста;
развивать умение наблюдать за развитием сюжета в сказке; воспитывать культуру
межнационального общения; стимулировать интерес к героям сказок;
актуализировать знания о работе с текстом сказки; развивать устную речь; расширять
и уточнять словарь.
Планируемые результаты.
Предметные: уметь
характеризовать героев на основе текста; учиться выделять главную мысль
сказки; соотносить пословицу со сказкой; определять
последовательность событий.
Метапредметные.
Познавательные: читать
и слушать, извлекая нужную информацию.
Личностные: формировать умение высказывать
свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
развивать творческие способности.
Регулятивные: учиться ставить
перед собой цели, анализировать эмоциональное состояние полученные от успешной
(неуспешной) деятельности; давать самооценку.
Коммуникативные: вступать в
учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; осуществлять совместную
деятельность; учиться работать самостоятельно, в группе.
Ход урока
Этапы |
Деятельность |
Деятельность |
Организационный |
Проверяю |
Выполняют |
Проверка Домашнее Подготовиться Бабушка Внучка Курочка Мышка Заяц Остальные |
– – – – Провожу Реплика «Ох! – – Пробы Реплика «Бабушка, – – Пробы Реплика «Ко-ко-ко! – – Пробы Реплика «Котище – – Пробы Реплика «Вот – – – – Выбираю Оцениваем Продолжаю – – – – – – – Обобщаю: – Физкультминутка. |
Отвечают. Читают. Отвечают.(бабушка Отвечают. Читают Класс Отвечают. Отвечают. Читают Девочка, Отвечают. Отвечают. Читают. (Девочки, Отвечают. Отвечают. Читают. (Дети, Отвечают. Отвечают. Читают. Исполнители Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. К После После После После Отвечают. Отвечают. Отвечают.(да) Отвечают.(да) Отвечают.(смешная) Отвечают.(нет) Отвечают. Слушают. Отвечают. |
I этап — (Мотивация |
– Во – Приглашаю Размещаю Предлагаю Предлагаю |
Слушают. Рисуют. Слушают Выходят Поднимают Шепчут. |
II этап — (Учебно-познавательная |
– После – – – |
Слушают. Отвечают Отвечают. Рассказывают. |
III этап — (Решение |
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – Вызываю Предлагаю Спрашиваю Обобщаю: – Это – – – 1. 2. 3. |
Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают.(он Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Собираются Читают. Отвечают. Отвечают.(«У Отвечают. Отвечают.(нет, Отвечают. |
IV (Рефлексия. |
– – – |
|
Домашнее |
Прочитать |
Читательский дневник по белорусской народной сказке «Пых»
Автор: народ
Название произведения: «Пых»
Число страниц: 3
Жанр: сказка
Главные герои: бабушка, дедушка, внучка, ёжик.
Характеристика главных героев:
Бабушка и дедушка — старые и наивные.
Испугались, сами не зная чего.
Алёнка — послушная девочка и примерная внучка.
Не побоялась пойти за репкой и узнала, какой зверь пугал взрослых.
Добрая и внимательная.
Ёжик — маленький, нестрашный, любопытный.
Краткое содержание сказки «Пых»
Решил дед сорвать в огороде репу.
Но когда подошёл к ней, услышал, что кто-то пыхтит и убежал.
Пришла к репке бабушка, и с ней произошло то же самое.
А внучка не испугалась.
Она наклонилась над репой и увидела ёжика.
Вырвала Алёнка репку, а ёжика в передник положила.
Так и отнесла всё старикам.
План сказки:
- Желание деда.
- Странный звук.
- Попытка бабушки.
- Испуг.
- Смелая Алёнка.
- Ёжик.
Основная мысль сказки «Пых»
Главная мысль сказки в том, что нужно быть храбрым и не бояться всего.
Основная идея сказки в том, что из-за страха можно не увидеть главного.
Чему учит сказка
Произведение учит быть смелым, помогать близким и не опускать руки.
Краткий отзыв по сказке «Пых» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала, что многих людей очень пугает непонятное.
Пугает то, что они не видят.
Вот и стариков напугали странные звуки, которые раздавались из-под репки.
А внучка не испугалась и нашла разгадку.
Это интересная и поучительная сказка.
В ней говорится о том, как внучка не испугалась пыхтения и обнаружила ёжика.
Мне очень понравилась храбрая внучка, которая ничего не боялась.
И мне понравилось, как бережно она отнеслась к ежу.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что прежде чем чего-то пугаться, надо попытаться найти этому объяснение.
Может ничего бояться и не стоит.
Пословицы к сказке:
- У страха глаза велики.
- Не так страшен чёрт, как его малюют.
- У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.
- Смелость города берёт.
- Мал да удал.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Засмеялась девочка:
— Ах ты, ёжик, ёжик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?
А ёжик вытянул кверху острую мордочку и опять:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Словарь неизвестных слов:
Хата — изба, деревенский дом.