Рабочая тетрадь преступление и наказание итоговое сочинение


С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: 18.10.docx.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: -план подготовки к огэ 2023.docx, Вопросы для подготовки к экзамену по аудиту.docx, Теоретический материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию.do, Рабочая тетрадь по Менеджменту_2019.rtf, Примерная рабочая программа РЯ 1-4 кл.pdf, Методическое пособие учителю, рабочая программа.pdf, рабочая тетрадьпо УП 02. 01 специальности Маркшейдерское дело.do, Вопросы для подготовки к экзамену(1)(1).doc, Русский язык как родной 5-9 классы Рабочая программа-converted.d, Типовая программа подготовки для всех на 2023г..doc


Рабочая тетрадь

для подготовки к итоговому

сочинению по третьему

тематическому направлению
«Преступление и наказание — вечная тема» (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).


ученика (цы) _____ класса_______

__________________________________________

__________________________________________

Составитель:

учитель русского языка и

литературы

Белая Лидия Николаевна

2021 г.

Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к итоговому сочинению по третьему тематическому направлению. Она содержит систематизированный теоретический материал (что включает в себя это направление, о чём можно будет писать, какие произведения литературы подойдут для аргументов,как построить сочинение, варианты вступления, заключения, основной части работы), тренировочные (составить вступление или заключение к одной из тем) и практические задания (написание самостоятельного сочинения на одну из выбранных тем).

Рабочая тетрадь будет полезна учащимся 11 класса общеобразовательных  учреждений и поможет успешно подготовиться к итоговому сочинению.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
ИТАК, третье тематическое направление «Преступление и наказание — вечная тема» (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Преступление можно рассмотреть как социальное явление, которое приводит общество к определенным последствиям, и как нравственное явление, за которое человек испытывает угрызения совести, стыдится и раскаивается. «Преступление» и «наказание» – понятия, которые находятся в тесной связи как с правовыми понятиями закона и ответственности, так и с нравственными понятиями вины, стыда, возмездия, совести и раскаяния.

Начнём с определения.

Преступление – это:

  • общественно-опасное действие или бездействие, направленное против существующего строя или нарушающее существующий правопорядок.
  • перен., недопустимый, непозволительный поступок.

Как видим, слово «преступление» имеет два основных значения: нарушение закона и нарушение моральных устоев и правил.

Нарушение закона – это различные деяния, за которые следует наказание со стороны государства: убийства, грабежи, коррупция и многое другое.

Нарушение законов морали – это унижение других, потеря стыда и совести, предательство своих идеалов, безжалостное отношение к природе, животным, это любые поступки, которые не соответствуют моральным устоям и принципам, существующим в обществе.

Наказание – это:

  • мера воздействия со стороны государства, санкции, которые оно применяет к совершившему преступление, к преступившему закон;
  • санкции со стороны общества за аморальные поступки человека, за нарушение им нравственных законов;
  • тягостное состояние человека, осознание им самим своего неправильного поведения, самонаказание, самобичевание, кара.

КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЖЕМ ВЗЯТЬ?

  1. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
  2. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
  3. Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.
  4. Л.Н. Толстой, «Воскрение». Нехлюдов соблазнил простую девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
  5. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек, совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
  6. И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
  7. Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о себе всю жизнь.
  8. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
  9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин хладнокровно убил Грушницкого на дуэли, не пощадил его, хотя мог бы. С точки зрения закона он был чист, но люди отвернулись от него за это. Вернер, который знал всю историю до конца, больше не стал общаться с убийцей.
  10. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
  11. М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный герой убил обидчика своей жены и отомстил за поруганную честь. Его поступок не был преступным, ведь это был единственный способ восстановить справедливость.
  12. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает закон и преумножает несправедливость.
  13. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Насилие отца над Аксиньей — этот то преступление, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
  14. И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его имения. 
  15. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
  16. М. Горький, «Детство». Преступность идет из семьи и закладывается в воспитании, что показали читателю Каширины: Василий так воспитал сыновей розгами и бранью, что они попытались убить его за наследство.
  17. М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и честности.
  18. А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
  19. М. Горький, «Старуха Изергиль». Ларра совершил преступление — убил девушку. За это он был наказан изгнанием, и эта мера показала свою эффективность.
  20. А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано поражением и дурной истерической славой.
  21. А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
  22. А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание. Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
  23. М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников — бывших, нынешних или будущих.
  24. В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в жизни сиротки Валька.
  25. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на государственной службе порождают многие социальные проблемы.

Произведения, герои.

Преступление героев.

Наказание.

            А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Алексей Иванович Швабрин.

  • Нарушение офицерской присяги, переход на строну бунтовщиков.
  • Жестокое отношение к Маше Мироновой, стремление насильно заставить её выйти замуж за него.
  • Арест за измену.
  • Осуждение со стороны окружающих, презрение к данному человеку о стороны читателей,

          Н.В. Гоголь. «Портрет»

Художник Чартков

Измена идеалам молодости: имея талант художника, герой поддался соблазну получить лёгкие деньги, стал рисовать «на заказ».

Наказание героя – в потере таланта, в горьком осознании того, что его товарищ явно превосходит его по мастерству, что он сам убил в себе талант, который невозможно возродить.

           Н.В. Гоголь. «Господа Головлёвы».

Порфирий Головлёв Иудушка.

Моральное опустошение, скупость, безжалостное отношение к родным, к своей матери, отсутствие каких-либо моральных принципов, эгоизм – в общем, жизнь не по   совести.

Наказание героя – в одиночестве, в осознании ужаса своего поведения по отношению к матери, стремление вымолить у неё прощение, то есть запоздалое прозрение.

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души».

  • Почти все герои повести совершают «преступление» — помещики – живут за счёт непосильного труда крестьян, чиновники – не выполняют свои должностные обязанности.
  • Один из героев — Плюшкин. Деньги, желание обогащения стали главной целью героя. У него исчезли отцовские чувства. Он отвернулся ото всех близких.
Наказание Плюшкина – в одиночестве, в ужасном образе жизни, похожем на жизнь нищего, потеря человеческого образа. Страшно, что до Плюшкина ещё не дошло осознание ужаса его положения.

       Н.В. Гоголь. «Ревизор».

Все чиновникикомедии Н.В. Гоголя переступили черту дозволенного. Они безответственно относятся к своим служебным обязанностям, стремятся уйти от наказания, от проверки ревизора, используя свой способ — взятки. А ведь именно им доверена судьба горожан. Наказание чиновников, на первый взгляд, произошло – они поняли, что ошиблись в Хлестакове, приняв его за ревизора, приехал настоящий ревизор. Но о чём свидетельствует немая цена в конце комедии? Автор словно намекает, что это своеобразная пауза перед дальнейшими действиями чиновников. Они смогут выйти из положения, только взятки будут значительно большими. Наказание власть имущих произойдёт в недалёком будущем. В это верит писатель. Справедливость должна установиться в обществе.

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

Преступление Р.Раскольникова.

  • Убийство старухи-процентщицы и её сестры Лизаветы.
  • Поступок героя принёс горе матери и сестре героя.
  • Наказание – арест, суд и каторга.
  • Смерть матери, не пережившей поведение сына, горе Дуняши, сестры. Изменение жизни Сони, вынужденной целых 8 лет жить в далёкой Сибири, рядом с ним.
  • Нравственные мучения героя: сознание того, что он не является сильной личностью, имеющей право на преступление; осознание ужаса содеянного.
Преступление Аркадия Ивановича Свидригайлова.

  • Обвинение Дуняши в краже (а сначала домогательства её), а позже – шантаж Дуни.- На его совести самоубийство слуги, 14-летней девочки, возможно, отравление жены.
  • развратный образ жить, шулерство.
Осознание ужаса своих поступков, нравственное прозрение, желание сделать хоть что-то хорошее в жизни (помощь детям Мармеладовых). Плачевный конец жизни – самоубийство.
Преступление Петра Петровича Лужина. Герой живёт не по совести. Он эгоистичен, главная его ценность в жизни – это деньги. Хочет жениться на Дуняше, понимая, что такая красивая жена будет способствовать его карьере. Ни о какой любви нет и речи. Он способен на подлость (подкладывает деньги в карман Сони. чтобы её обвинили в воровстве). Аморальный тип. Наказание Лужина в том, что не осуществилось его желание жениться на Дуне, что его разоблачили с мнимым воровством Сони, презрение окружающих. Хотя на данном этапе жизни Лужин вряд ли расстроился из-за этих неудач. Он продолжит идти по пути накопительства, продолжит своё служение главному «кумиру» — деньгам.
Преступление старухи-процентщицы, Алёны Ивановны. Наживается за счёт несчастья других, даёт деньги под залог под огромные проценты. Жестока по отношению к сестре Лизавете, держит её как рабыню, даже позволяет себе бить сестру. Живёт не по законам нравственности. Наказание Алёны Ивановны – в ненависти со стороны окружающих, в проклятиях, которые шлют в её адрес. Да сама жизнь героини – это вечный страх за своё «богатство», выглядывание «в дверную щёлочку», чтобы рассмотреть своего очередного посетителя. Деньги ради денег, подчинение своей жизни им, в сущности, её одиночество. И страшный конец – смерть от руки убийцы.

А.М. Горький. «Старуха Изергиль». Легенда о Ларре.

Герой легенды – Ларра, сын девушки и орла. Он пренебрегает законами общества, не уважает старейших, эгоистичен. Он привык считать себя самым лучшим. Он убивает девушку за то, что она оттолкнула его. Наказание Ларры – в его изгнании из общества, в вечной жизни, в которой нет покоя его душе.

               В.В.  Быков. «Сотников».

Преступление героя повести Рыбака — в его предательстве, переходе на службу к фашистам ради спасения своей жизни. Наказание – в ненависти советских людей, в постоянных угрызениях совести, которые он будет испытывать до конца жизни, в невозможности что-то исправить.

         В.Г. Распутин. «Живи и помни».

Герой повети Андрей Гуськов совершил и юридическое преступление (оставил часть, стал дезертиром) и моральное (сделал несчастными отца и мать, а также свою жену, стал причиной гибели её и ещё нерождённого ребёнка. Наказание Гуськова – в его образе жизни, в постоянном страхе за жизнь, за неизвестность дальнейшей судьбы, за вечный страх. Человек должен жить и помнить, что отвечает за каждый свой поступок, за близких и родных людей.

     В.П. Астафьев. «Царь-рыба».

Герой повести – Зиновий Игнатьевич Утробин (Игнатьич, как зовут его в селе).Он всю жизнь занимается браконьерством, нанося ущерб природе. Он зажиточен, его семья – одна из богатых в селе. Игнатьич держит себя немного выше остальных, имеет красивый дом, у него огромный счёт на книжке. Этим человеком движет жадность, а еще желание превзойти других хороших рыбаков, даже это стало причиной вражды его со своим братом. Кроме тог, есть ещё один грех в его жизни – когда-то он обидел девушку Глашу. Наказание Игнатьича – в осознании ошибок, совершённых в жизни. Но ещё не всё потеряно, хочется верить, что после прощения со стороны Природы (рыба словно отпустила героя, дала шанс жить по законам совести), он изменится.

             Рэй Бредбери. «И грянул гром».

Герой рассказа Экельссовершает «преступление» — он нечаянно убивает бабочку в прошлом, в которое он с другими попал на Машине времени. Этим он порвал естественную связь, которую установила природа. Итог – изменилась жизнь в его настоящем, к власти пришёл диктатор, другими стали и люди. Наказание героя – в осознании ужаса своего поступка. Человек несёт ответственность за всё, что он делает, и результаты этой деятельности проявляются не только в настоящем, они могут повлиять и на жизнь в будущем.В итоге героя убивают: «И грянул гром…»

 ПОДБОРКА ТЕМ К ТРЕТЬЕМУ ТЕМАТИЧЕСКОМУ

НАПРАВЛЕНИЮ.

  • Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
  • Может ли преступление иметь законное основание?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Какое преступление никак нельзя оправдать?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
  • Месть — это преступление или восстановление справедливости?
  • Может ли преступление быть справедливым?
  • Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления
  • открывают путь другим»?
  • Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
  • Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
  • Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
  • Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Почему люди становятся преступниками?
  • Что мешает человеку преступить закон?
  • Какое наказание для преступника является самым страшным?
  • Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
  • Можно ли оправдать убийство человека?
  • Жестокость по отношению к животным — это преступление?
  • Может ли преступник исправиться?
  • Как бороться с преступностью в обществе?
  • Какие преступления нельзя прощать?
  • Может ли справедливость быть жестокой?
  • Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
  • Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Чувство вины — это хорошо или плохо?
  • Что толкает людей на преступления?

ЦИТАТЫ
Предлагаем несколько вариантов фраз-эпиграфов (но в основной части приводить эти цитаты, разумеется, тоже можно:

• Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. (Евангелие от Марка)

• Гораздо легче погасить в себе свет, чем рассеять тьму вокруг.

(С. В. Лукьяненко)

• Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей! (Ф. И. Тютчев)

• Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? (М. А. Булгаков)

• На свете можно ли безгрешного найти? (Омар Хайям)

• Мы живем, умереть не готовясь, забываем поэтому стыд, но мадонной невидимой совесть на любых перекрестках стоит. (Е. А. Евтушенко)

• Какие б ни грозили горести

И где бы ни ждала беда,

Не поступайся только совестью

Ни днем, ни ночью, никогда! (Э. А. Асадов)
• Я всё простил, что испытал когда-то,

И ты прости, — взаимная расплата! (У. Шекспир)
ТЕМЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ, МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 3 ТИПА:

  1. ТЕМА-ВОПРОС — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. ТЕМА-УТВЕРЖДЕНИЕ (В Т.Ч. ЦИТАТА) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  3. ТЕМА — НАЗЫВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

I. ВСТУПЛЕНИЕ РАСКРЫВАЕТ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ, ВВОДИТ В КРУГ РАССМАТРИВАЕМЫХ ПРОБЛЕМ.

Вступление состоит из 3 элементов:

а) объяснение ключевых слов темы или цитаты;

б) общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека;

в) ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ ПРИМЕРЫ
1. Историческое (предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических и культурных особенностей того времени). Любое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности .Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» -одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энциклопедия» жизни России 60-х годов, книга великой скорби, раскрывшая бесчеловечность буржуазного общества.
2. Биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме). Ф.М.Достоевский — тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого. Вот с какими понятиями больше и чаще всего отожествляется имя великого писателя в сознании современного читателя.
3. Аналитическое (размышление над центральным понятием, входящим в формулировку темы сочинения). Согласно толковому словарю, преступление  – это общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности, недопустимый, непозволительный поступок. Может ли преступление иметь законное основание?

Социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик породили преступление Родиона Раскольникова. Он доказывает и отстаивает права «высших» людей на преступление, на отрицание ими законов, если преступления совершаются во имя великой идеи, «спасительной для человечества».

4. Цитатное (содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения) «Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека»,- писал философ И.Бердяев. Ф.М.Достоевского волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного общества.
5. Личностное

(заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения)

Роман ФМ Достоевского «Преступление и наказание» заинтересовал меня не только с точки зрения читателя, увлекшегося весьма необычной историей преступления, но и с точки зрения психологии. Ведь «Преступление и наказание» – произведение, исследующее психологическое состояние человека до, в момент и после преступления. Почему человек способен совершить столь безнравственный поступок? Быть может, он сумасшедший, опасный для общества? Но разве действия Раскольникова не были мотивированны стремлением к всеобщему счастью, к материальному благосостоянию семьи, к самоутверждению и самопознанию?

ПРИМЕРЫ ВСТУПЛЕНИЯ.

1. Всем известно; что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …

2. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .

3. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

4. «…»- в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль….

5. Люди часто размышляют о том, что …. (О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

6. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….

7. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).

8. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») -так начинается статья … .Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВСТУПЛЕНИЮ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ

  • Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
  • Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
  • Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
  • Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос  (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать 

Задание №1. Составьте аналитическое вступление на одну из тем

  • Можно ли оправдать преступление?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Составьте цитатное вступление на одну из тем

  • Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления

открывают путь другим»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Составьте личностное вступление на одну из тем

  • Какие преступления нельзя простить?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конспект урока

Тема: Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Преступление и

наказание – вечная тема»

Класс: 11

Учитель: Альдиева Л.С.

Цели:

Дидактическая: обучать выразительному чтению и комментированию текста; формировать

у учащихся практические знания об очерке Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и

роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; формировать монологическую и

диалогическую речь; формировать критическое мышление; прививать интерес к литературе

(в частности к очерку «Леди Макбет Мценского уезда» и роману «Преступление и

наказание»); повышать мотивацию учащихся к самостоятельному добыванию знаний из

разных источников; показать сложность авторского мировосприятия, образносмысловую

насыщенность произведений.

Развивающая: развивать самостоятельность при выполнении заданий; развивать умение

обобщать факты и делать выводы; развивать критическое мышление;

Воспитательная: воспитывать стремление к творчеству; стремление добиваться высоких

результатов в работе; воспитывать внимательного, творческого читателя; любовь к

ближнему, бережное отношение к слову.

Оборудование. Компьютер, экран, проектор, тексты, готовые презентации,

видеофрагменты.

Форма организации деятельности учащихся: аналитическая работа с художественным

текстом, работа с литературоведческой и психологической терминологией

Решаемые учебные проблемы: умение пользоваться дополнительной литературой, умение

обобщать, систематизировать материал, делать выводы, исследовать текст с точки зрения

художественных особенностей.

Основные виды деятельности учителя: организация поисковой, исследовательской

деятельности учащихся, развитие логического мышления, устной и письменной речи у

учащихся, консультирование.

Технология урока: коммуникативнодиалоговая.

Педагогическая задача: способствовать формированию умения писать сочинение

рассуждение, развитию интереса к художественному миру Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова

к художественному слову и предмету «Литература».

Задачи для учащихся: определить роль героев в осмыслении проблематики романа

Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет

Мценского уезда»; понять авторский замысел создания литературных образов с позиции

добра и зла, преступления и наказания.

Планируемые образовательные результаты (УУД):

Учебные:

уметь анализировать текст, составлять литературный портрет героев, понимать авторскую

позицию и выражать свое отношение к ней, уметь правильно интерпретировать

художественный текст, уметь строить устный ответ с использованием цитирования, владеть

навыками выразительного чтения.

Метапредметные:

ориентироваться в справочной литературе, определять понятия, создавать обобщения,

сравнивать и делать выводы, устанавливать причинноследственные связи, уметь работать

самостоятельно, владеть умениями вести диалог, формулировать и отстаивать свое мнение,

проявлять уважительное отношение к другому человеку, оценивать свои достижения на

уроке.

Личностные:

проявлять готовность к саморазвитию, формулировать собственную точку зрения,

высказывать и аргументировать ее.

Воспитательные:

умение общаться, умение делать правильный выбор, приобщение к духовным ценностям

русской литературы и культуры.

Задачи: закрепление материала по подготовке к итоговому сочинению (этапы работы над

итоговым сочинением, критерии оценивания работ, тематические направления)

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем готовиться к итоговому сочинению, которое

предстоит написать в декабре. Давайте вспомним направления сочинения 2021 -2022

учебного года. (Учащиеся зачитывают темы направлений итогового сочинения, написанные

на доске )

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание – вечная тема.

4. Книга ( музыка ,спектакль, фильм) – про меня.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Учитель. Давайте посмотрим, на что нацеливают тематические направления, каковы

требования ФИПИ.

Учащиеся читают комментарии, опубликованные ФИПИ

III. Этапы работы над итоговым сочинением

1. Выбор темы.

1) Задать себе вопросы:

Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова

всех тем)

На каком материале можно раскрыть данные темы?

Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве

аргументов?

2) Выбрать одну из предложенных тем.

При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого

писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.

2. Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть:

высказывание своего взгляда на проблему;

вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;

обоснование причин обращения к этой теме;

использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);

проведение анализа какоголибо понятия, входящего в формулировку темы;

проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);

оформление вступления в виде риторических вопросов

3. Обдумать заключение. Это может быть так:

обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на

черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не

забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7

предложений.

4. Определить композицию будущего сочинения, композиционные части, содержание

Возможные пути раскрытия содержания (на выбор учащегося)

1. Вступление (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной

трети всего сочинения)

Обоснование темы + главный тезис (можно сказать об актуальности)

ретроспективный обзор затрагиваемой темы;

обоснование необходимости рассмотрение темы с позиций сегодняшнего дня;

разъяснение основных понятий темы;

изложение ошибок, предрассудков, связанных с изложением темы и т.д.

2. Основная часть

Аргументация, доказательства + факты, подтверждающие тезис, утверждение

использование индукции: от конкретного к обобщению;

использование дедукции: от общего к детальному рассмотрению.

3. Заключение (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной

трети всего сочинения)

Выводы (обобщение)

изложение основной мысли в виде итоговых выводов;

указание на изменчивость проблемы

IV. Тактика работы над сочинением. Критерии оценивания.

1. Пишу сочинение на черновике.

2. Пересчитываю количество слов (не менее 250(!), рекомендованное количество — 350

слов. Максимальное количество слов не устанавливается).

3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего

отвечаю на следующие вопросы:

Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис?

(Это критерий 1, обязательный для получения зачёта)

Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? (Это

критерий 2, обязательный для получения зачёта)

Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность

частей?

Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны

ли эти переходы?

Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом?

(Это критерий 3)

Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые

вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли

разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? (Это критерий 4)

Насколько грамотно написана работа? (Это критерий 5)

V этап. Работа над текстами.

Учитель. Ребята, взгляните на экран. (На экран проецируются синонимы к слову

преступление : деяния, убийство, проступок, оскорбление, преступник, прегрешение,

наказание, расплата). Зачитайте слова. Скажите, к какой группе их можно отнести по

лексическому значению. ( К синонимам) Назовите направление, к которому они

относятся Преступление и наказание вечная тема») Запишите в тетрадь слова

синонимы.

На каком приеме основано название этого направления? (Противопоставление)

Итак, давайте сформулируем тему нашего урока.

Класс: Сочинениерассуждение по направлению «Преступление и наказание вечная

тема»

Учитель. Как вы понимаете эти понятия? Дайте им определения. (Учащиеся дают

определения понятиям «преступление» и «наказание» и записывают их в тетради

Преступление 1. это общественноопасное действие или бездействие, направленное

против существующего строя или нарушающее существующий правопорядок.

2.Перен., недопустимый, непозволительный поступок.

Учитель. Как видим, слово «преступление» имеет два основных значения: нарушение

закона и нарушение моральных устоев и правил.

Нарушение закона это различные деяния, за которые следует наказание со стороны

государства: убийства, грабежи, коррупция и многое другое.

Нарушение законов морали это унижение других, потеря стыда и совести, предательство

своих идеалов, безжалостное отношение к природе, животным, это любые поступки,

которые не соответствуют моральным устоям и принципам, существующим в обществе.

Наказание это мера воздействия со стороны государства, санкции, которые оно

применяет к совершившему преступление, к преступившему закон; санкции со стороны

общества за аморальные поступки человека, за нарушение им нравственных законов;

тягостное состояние человека, осознание им самим своего неправильного поведения,

самонаказание, самобичевание, кара.

Учитель. Понятие «преступление» очень широкое. Поэтому могут быть предложены самые

различные темы по данному направлению. Предлагаю перечень аргументов, которые могут

подойти по теме (темы проецируются на экран):

А.С. Пушкин «Выстрел», «Борис Годунов».

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

М.Е. СалтыковЩедрин «Господа Головлёвы».

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник».

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Л. Андреев «Мысль».

Рэй Брэдбери «И грянул гром».

М.М.Горький «Старуха Изергиль».

В..Г.Распутин «Живи и помни».

Учитель. Мы с вами рассмотрели список произведений, которые вы можете использовать

как аргументы к выбранной теме, но остановимся на романе Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание», приурочив его к юбилею писателя (200 лет со дня рождения),

который отмечается в этом году, и сравним его с очерком Н.С. Лескова «Леди Макбет

Мценского уезда». С этими произведениями вы познакомились в 10 классе, читали,

анализировали их. Давайте вспомним, что здесь описывается.

1 учащийся. Замысел «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал во время

своего пребывания на каторге, в период сильнейших душевных переживаний. Год

написания 1866 г. Тема отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоёв

населения, безнадёжности их существования и озлоблённости на весь мир. Роман состоит из

шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6–7 глав. В первой части описывается

образ жизни главного героя до преступления и совершённое им преступление, в

последующих частях – последовавшее за ним наказание, в эпилоге – раскаяние главного

героя. Двумя годами раньше был написан очерк Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского

уезда», в котором также представлены убийства, совершаемые героиней.

2 учащийся. Во время своего пребывания на каторге Фёдор Михайлович вынужден был

общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками –

убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришёл к

выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на

почве страшного отчаяния. После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие

средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и

убивали.

3 учащийся. Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм

и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь

Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во время

написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями

одного Раскольникова – сюжет требовал большей глубины и наполненности. Достоевский

сжёг практически завершённый роман и написал его заново – таким, каким знает его весь

литературный мир.

4 учащийся. Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько

рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника», «Под судом». В результате он

остановился на варианте «Преступление и наказание». Суть и смысл названия романа

заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде

всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечёт за собой неизбежное

наказание, и скрыться от него невозможно.

5 учащийся. Над романом Фёдор Михайлович трудился в 1865–1866 годах, и сразу после

завершения он был опубликован в популярном журнале «Русский вестник». Реакция на

произведение была весьма неоднозначной, от резкого неприятия до бурного восхищения.

В 80х годах XIX столетия роман был переведён на многие европейские языки. Влияние его

на мировой литературный процесс оказалось огромным: писатели стали развивать тему,

открытую Достоевским и порой откровенно подражать классику, в разных городах мира

были поставлены театральные постановки, позже произведение было многократно

экранизировано.

Учитель. В развитии общества известны целые эпохи, когда заповеди «не убий», «не

укради», «возлюби ближнего, как самого себя» не соблюдаются (революции, войны,

переходные периоды и пр.), поэтому никогда не теряет своей актуальности проблема

преступления и наказания. Человечество упорно ищет пути нравственного исправления

каждого преступника, а, следовательно, и общества в целом. Какой путь более

«продуктивен»: тюрьма, каторга или слово Божие убеждение, воспитание с помощью

доброты, приобщение к осмысленному труду, повышение культурного уровня?

Тема «преступления и наказания» не раз становилась одной из ведущих в произведениях

русских писателей.

Чем, на ваш взгляд, вызван такой интерес к ней?

Учащийся. Здесь много причин: от несовершенства государственного устройства, деления

общества на «сильных мира сего» и униженных, оскорблённых до падения нравственности

в обществе, следования ложным ценностям, что приводит к деградации личности, а в итоге

к преступлению.

Учитель. Попробуйте нарисовать психологический потрет преступника, личностные

особенности. Во имя чего совершаются эти преступления?

1 учащийся. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в СанктПетербурге. В его

голове создаётся целая теория, в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей

дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имеют право совершать

преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же

категория людей – те, кто должен подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой

части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старуху

процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает

свидетеля своего злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать,

так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается

на каторге, ничего уже не исправить.

2 учащийся. Родион делил людей на два разряда: обыкновенные, они же «твари

дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением

обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована

особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников

ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему

были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для

него роковой и повлияла на его будущее. Просмотр фрагмента фильма «Преступление и

наказание» (Порфирий Петрович и Раскольников. Обсуждение статьи Раскольникова)

3 учащийся. Катерина Измайлова – купеческая жена, тяготящаяся неволей, укладом

купеческой семьи, страстная натура, идущая в своем чувстве до предела. Драма начинается,

когда героиней овладевает роковая, незаконная страсть к приказчику Сергею. И теперь ради

него скучавшая женщина, не знавшая, чем себя занять, готова на что угодно.

4 учащийся. Совершая нравственное преступление, герои переступают черту принципов,

позволяющих жизнь почеловечески, по совести, чести. В противостоянии окружающему

злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при

помощи активных действий; Катерина Измайлова из хрупкой женщины превращается в

сильную, жестокую злодейку, совершающую убийства ради любовника.

Учитель. Катерина Измайлова и Родион Раскольников нарушают высший нравственный

закон, заповедь Божию «не убий». Каково отношение героев к совершенным ими

преступлениям?

Учащийся. Катерина Ивановна содеянное преступлением не считает, первые два

преступления совершает со спокойствием, не раскаивается; также совершает и

последующие.

Родион Раскольниковчеловек легкоранимый, не может хладнокровно смотреть на ужасы и

несчастья, царящие в обществе. Совершенное убийство преступлением не считает, так как

он убивает, чтобы помочь бедным. Катерина гордая, страстная, сильная, необузданная и в

любви, и в ненависти, не останавливающаяся ни перед чем в достижении своей цели, из

чувства любви идет на преступление.

Учащийся. То, что совершают герои произведения, сталкивается с высоким

христианским началом, которого нет в душах героев. «Не убий, не прелюбодействуй!» И

Катерина Ивановна, и Родион Раскольников нарушают этот христианский закон.

Раскольников, нарушив его, мучается, заболевает значит живо в нем человеческое начало.

У героини Н.С.Лескова этого нет, только сны чудные иногда тревожат. Сны символичны.

Учитель. Какие сны снятся героям?

Ответы учащихся.

Физкультминутка.

Учитель. Как показано пробуждение чувства вины в герое и героине? Какое наказание

получают Родион Раскольников, Катерина Измайлова? Какое наказание согласно

современным законам было бы присуждено этим героям?

Учащийся. Раскольников: 2 жертвы старухапроцентщица и ее сестра 8 лет каторги;

Катерина: 3 жертвы свёкор, муж, племянник мужа каторга, убийство во время этапа на

пароме соперницы Сонетки и самоубийство. По современным законам их лишили бы

свободы на разные сроки.

Учитель. Родион Раскольников, Катерина Измайлова совершили преступление. Кто

виноват в этом?.. Человек, совершивший убийство? Общество? Семья? Жизнь? Скука?

Вопросы открытые.

Ответы учащихся.

VI. Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Что лично для себя я открыл (отметил, понял, заинтересовало) на этом занятии?

Чему научил меня сегодняшний урок?

VII. Заключительное слово учителя. «Преступление и наказание» относится к

психологическому и философскому роману. Сам Фёдор Михайлович называл своё

детище «психологическим отчётом одного преступления». Это уникальное литературное

произведение, в котором искусно переплетены детективная, криминальная, социальная,

психологическая, философская и любовная составляющие. В нём гармонично сочетаются

пугающая реальность обыденной жизни и фантастика, представленная снами

Раскольникова.

Проблема ложных убеждений, поставленная в романе, является актуальной во все времена.

Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности

совершения преступления ради благих целей является разрушительной. Именно она

является причиной произвола, насилия и террора. Катерина Измайлова, предавшаяся

страстной любви, не чувствует себя преступницей и продолжает «идти по головам» в

надежде вернуть любовника.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский хотел донести свои христианские

представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не

поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму. Жить ради ближних, творить добро, жертвовать

собственными интересами на благо общества – вот чему учит писатель. Именно по этой

причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является

спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение. Катерина Измайлова не

обретает веру, следовательно, душа не найдет покоя. И конец её печальный утопает,

увлекая за собой в пучину моря соперницу.

Дом. задание (по выбор у учащихся). Написать сочинениерассуждение на тему «В чем

различие между ошибкой и преступлением?» или «Должны ли преступники

расплачиваться за содеянное?»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Сыктывкара Республики Коми

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
обучающего(ей)ся 10 ____ класса
по изучению
романа Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»

Составитель: учитель русского языка,
литературы и словесности
Алиева Елена Леонидовна

СЫКТЫВКАР
2013 г.
Роман «Преступление и наказание» ( ________ г.)
Замысел автора
Смысл названия .
Герои ..
Часть I
1.«Проба своего предприятия» (гл. 1)
«Он был задавлен бедностью»: «был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться», «второй день уж он почти совсем ничего не ел»

По какому принципу автор отбирает детали, составляющие интерьер? Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями Было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг..
.
Образ Петербурга передает духоту не только как физическое состояние человека, но и нравственную духоту, томление, душевную болезнь, нервное расстройство (гл.2 часть 1 квартира Мармеладова, гл.3 часть 1каморка Раскольникова, г. 5 часть 1 улицы Петербурга, гл 1 часть 2 в полицейском участке)

Иллюстрация Д.Шмаринова

Состояние героя перед преступлением:
На какое дело покуситься и в то же время каких пустяков боюсьДа, слишком приметная шляпаС каждым шагом волнение его возрастало все больше и больше С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому Если о сю пору я так боюсь, что же было бы, если б и действительно как-нибудь случилось до самого дела дойти?..
Как все это отвратительно! И неужели яИ неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь, способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко!… – Все это вздор, и нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство!
Чей портрет?……………………………………. Это была сухая, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то тряпье, а на плечах болталась вся истрепанная и пожелтелая кацавейка.

Иллюстрация Д.Шмаринова

Почему для своего предприятия Раскольников выбрал именно эту героиню? Вспомним его первую встречу с ней ( гл.4) .
..
2.Знакомство с Мармеладовым в трактире.(гл.2)
«Теперь его вдруг что-то потянуло к людям»
Чей портрет? Чем привлек этот гость Раскольникова? Это был человек уже за 50, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватый глазки. Одет он был в старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами, из-под нанкового жилета торчала вся скомканная, запачканная и залитая манишка, лицо было выбрито по-чиновничьи, но уже густо начала выступать сизая щетина. Да и в ухватках его действительно было что-то солидно-чиновничье. Он был в беспокойстве, ерошил волосы, подпирал иногда, в тоске, обеими руками голову
История Мармеладова

Каков смысл вопроса Мармеладова « Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти»?

Иллюстрация Д.Шмаринова

3.Письмо матери ( гл. 3)
Что из письма узнаем о Свидригайлове?……………………………………………………………………………….
.
Что Раскольников узнает о Лужине?……………………………………………………………………………………
.
.
.
Как относится Раскольников к родным? Почему Раскольников против брака сестры с господином Лужиным? .
Как характеризует героя вставной эпизод «Встреча с девочкой»?

4. Сон Раскольникова о забитой лошади. (гл.5) .

Какую роль сон Раскольникова о забитой лошади играет в развитии сюжета?
Господи! Покажи мне путь мой а я отрекась от этой проклятоймечты моей!…Свобода! Свобода! …свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения!
5. Преступление Раскольникова ( гл. 6-7) – идейный эксперимент.
Какое событие заставило изменить решение Раскольникова относительно совершения преступления? .
.
Каковы приготовления Раскольникова перед преступлением?…………………… ..

Состояние героя до преступления: «Он вошел к себе как приговоренный к смерти», «Верно, те, которых ведут на казнь, прилепливаются к предметам, которые им встречаются по дороге», «Сердце его страшно билось»
Действия Раскольникова: Он чуть не вытащил ее, вместе с дверью, на лестницу пошел прямо на неебез приглашения пошел в комнатувынул топорвзмахнул обеими рукамимашинально опустил на голову обухомизо всей силы ударил раз и другой, и все по теменион был в полном умеположил топор подле мертвой, тотчас полез в карман, стараясь не замараться кровьюпобежал с ключами в спальнюоткрывая комод, на мгновение захотелось бросить все и уйтивернулся к старухесрывая шнурок с шеи убитой, испачкал руки и топорбросился обратно в спальню полез под кровать за укладкоймежду тряпьем золотые вещи, ими судорожно набивал карманынеожиданное убийство Лизаветы в ведре отмывал руки и топор, оттер сапогикинулся к открытой двери, наложил запор снял запор и стал слушатьнеожиданный гость к старухеРаскольников стоял и сжимал топор. Он был точно в бредувышел, притворил как мог плотнее дверь за собой и пустился внизв полном отчаянии пошел он прямо им навстречу, оставалась она лестница – прошмыгнул в отпертую квартиру ( ) этажа вышел на цыпочках и побежал вниз наконец, вот и переулок; он поворотил в него полумертвыйне в полной памяти прошел он и ворота своего домавходя в дворницкую, он потерял способность сообразить что-нибудьбросился на диванбыл в забытьи
Мотивы преступления:
..
.
.
.
Часть II
Повестка в полицию ( гл 1)
«Что, неужели уж начинается, неужели это казнь наступает?»
Состояние героя после преступления:
Нет, не по силам
Если спросят, я , может быть, и скажу
Войду, стану на колена и все расскажу
Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались душе его с ним совершалось что-то совершенно ему незнакомое, новое, внезапное и никогда не бывалое
Одно новое непреодолимое ощущение овладело им: это было какое-то бесконечное, почти физическое, отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему.
.

Иллюстрация И.Глазунова

Метания по городу ( гл 2): Раскольников у Разумихина – удар кнута на Николаевском мосту и милостыня.
На Николаевском мосту: « В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь все это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама, и он сам, и все, все»
Ему показалось
Как Раскольников пытается избавиться от награбленных драгоценностей? .

Болезнь Раскольникова, излечение( гл. 3,4)
(В)Разумихин принял участие в судьбе друга: он хлопотал о лекарствах, докторе, переехал в тот же район, ухаживал за больным, благодаря своему общительному характеру, немало способствовал улаживанию материального конфликта с хозяйкой, улучшилось и содержание квартиранта, когда Раскольников получил от матери 35 рублей, позаботился о покупке новой одежды.
Из разговора Разумихина и доктора Зосимова Раскольников узнает о расследовании дела об убийстве старухи-процентщицы: дело ведет пристав следственных дел Порфирий Петрович, уважаемый человек и дельный правовед, подозреваемые Кох и Пестряков – посетители старухи- оправданы, в деле новый подозреваемый – рабочий Миколай, сдавший под заклад найденные драгоценности, случайно оброненные убийцей.
Встреча с Петром Петровичем Лужиным ( гл.5)
Найдите характерные психологические детали в портрете П.П.Лужина. Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брезгливою физиономиейПетр Петрович состоял на линии жениха. Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и обличало известную цельЛицо его, свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка
Жизненное кредо Лужина
5.Путем своих прежних прогулок с твердым намерением «Сегодня же, сегодня же!»(гл.6)
Подаяние Раскольникова уличным музыкантам( пятак),на площади в толпу мужиков, у публичного дома отдал молодой проститутке три пятака, в ресторане «Хрустальный дворец» читает старые газеты по интересующему его делу, вызывает подозрения Заметова, ссора с Разумихиным, самоубийство на –ском мосту, намерение идти в контору( Аршин пространства будет), возвращение на место убийства
6.Несчастный случай с Мармеладовым. Раскольников у Мармеладовых.(гл. 7)
Как Раскольников участвует в происходящем?

Часть III
Встреча Раскольникова с матерью и сестрой. ( конец 7 гл. части 1, гл 1-3 второй части)
Чей портрет? ..замечательно хороша собой – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная,- что высказывалось во всяком жесте ее Волосы у нее были темно-русые, глаза почти черные сверкающие, гордые и в то же время необыкновенно добрые Лицо сияло свежестью и здоровьем… Выражение лица ее всегда было более серьезное, чем веселое…единственная неправильность в этом прекрасном лице – нижняя губка вместе с подбородком чуть-чуть выдавалась вперед – придавала особенную характерность
О ком? понятно, что горячий, откровенный, простоватый, честный, сильный, как богатырь, никогда не видевший ничего подобного, с первого взгляда потерял голову.
Каково требование господина Лужина, предъявленное своей невесте?……………………………………………………………………………………………………………………………………..

Каковы ощущения родных при встрече с Раскольниковым после трехлетней разлуки?
Чей портрет?
Это была скромно и даже бедно одетая девушка, казалась гораздо моложе своих лет, почти ребенком, с ясным, но как будто запуганным лицом Голубые глаза ее были такие ясные, и, когда они оживлялись, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней.

Иллюстрация Д.Шмаринова

Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем ( гл. 5-6)
Чей портрет? .Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный, и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной. Пухлое, круглое и немного курносое лицо было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой
С какой просьбой обратился Раскольников к следователю?
Теория Раскольникова о праве сильной личности( гл.5)
.
.

3.Сон Раскольникова (гл.6)
Преследование Раскольникова мещанином в халате ( «Убивец!» Раскольникову)
Отношение Раскольникова к совершенному преступлению
Сон Раскольникова о старухе . Какова его роль в развитии событий? .

Часть IV
Встреча со Аркадием Ивановичем Свидригайловым.(гл 1)
История жизни Свидригайлова: Изверг ли я , или сам жертва? Бывший карточный шулер, кутила, развратник, был на подозрении у полиции за душегубство, виновен в совращении тринадцатилетней девочки ( утопилась), жестоком обращении с крепостным Филиппом, сидел в тюрьме за долги, откуда его и выкупила Марфа Петровна, замучил свою жену, преследовал сестру Раскольникова, сейчас его посещает призрак жены, предлагает деньги за отказ от свадьбы с Лужиным.
Свидригайлов – двойник Раскольникова. В чем сходство героев?…………………………………………

Свидание с Лужиным. ( гл.2)
Какую характеристику дает Лужин Свидригайлову? ..

Поведение Лужина во время дилеммы ( Дуня должна сделать выбор между братом и будущим мужем):

Почему Лужин не может так просто отказаться от Дуни? ..

Почему Раскольников разрывает отношения со своей семьей? .

3. Первый разговор Раскольникова с Соней. (гл. 4)
Какими деталями интерьера подчеркивается дисгармоничность существования героини? Это была большая комната, но чрезвычайно низкая Комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника Один угол, острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был слишком безобразно тупойЖелтоватые, обшмыганные обои истасканные обои почернели по все углам.

С какой целью пришел Раскольников к Соне? ……………………………………………………………………….
Раскольников задает самые мучительные вопросы, чтобы обнажить безысходность жизни Сони. Может ли она опровергнуть аргументы Раскольникова? .
.
Почему Раскольников приходит именно к Соне, а не к Дуне, Разумихину, Свидригайлову?………………………………………………………………………………………………………………………….
.

Что поддерживало Соню в ее бесчестном и позорном положении? .
Как «правда» Сони противопоставлена
бесчеловечной теории Раскольникова о сверхчеловеке?………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
В чем смысл притчи о воскресении
Лазаря в контексте романа? .
Как по-библейски назвал автор героя и его избранницу в этой сцене?

Иллюстрация Д.Шмаринова

4.Вторая встреча Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем ( гл.5)
Что интересовало Раскольникова во время этой встречи? ..
Что читатели узнают о деятельности Порфирия Петровича? ..
Какова неожиданная развязка этой встречи? ..
Кто был загадочный человек из –под земли? ..

Часть V
1.Поминки у Катерины Ивановны. (гл.2 -3) ..
Г.Коган: «Мы слышим каждое ее слово, каждый вздох, слышим ее чахоточный кашель, улавливаем особенности ее интонации, видим ее фигуру, лицо, походку, каждое движение. Образ Катерины Ивановны заключает в себе испепеляющую силу протеста, боли и гнева!»

Финал жизни Екатерины Ивановны
Какую подлость предпринял Лужин на поминках, чтобы отомстить Раскольникову за унизительный разрыв с его сестрой?

Иллюстрация Д.Шмаринова

2. Второй разговор Раскольникова с Соней. ( гл. 4)
С какой целью пришел Раскольников к Соне? .. .
Понимает ли Соня причины преступления Раскольникова? . ..
Почему Раскольников отказывается принять крест из рук Сони?
Часть VI
Раскольников и другие. Мотив «Воздуху! Воздуху! Воздуху!»
Раскольникова посещает Разумихин с известием о болезни матери, затем Порфирий Петрович прямо и доказательно обвиняет его в убийстве и советует явиться с повинной.

Как ведет себя Свидригайлов во время свидания с Дуней?(гл. 5)
.. .
Последние визиты Свидригайлова к Соне, к невесте.
Сон Свидригайлова накануне самоубийства ( гл.6) о

Почему застрелился Свидригайлов?

Иллюстрация Д.Несыповой

Визит Раскольникова к матери ( Молитесь за меня!), прощание с Дуней, третий разговор с Соней (принял крест и понесет вместе с ней страдание).
Шаг к покаянию Р. (гл 8): каким-то припадком к нему вдруг подступало ощущение: загорелось в душе одною искрою и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, таки и упал он на землюОн встал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьемно слова « я убил» замерли в нем
Шаг к покаянию Р. — признание в преступлении, поддержка Сони.

Эпилог.
На пути к воскрешению души человека через любовь и страдание. «Нас привязывают к жизни те, кому мы служим опорой».
Какое наказание понес Раскольников за преступление?
мучительное ощущение разомкнутости и разъединенности с человечеством4
гибель матери;
всенародное осмеяние и осуждение;
каторга и как юридическое наказание и как очистительное страдание.
Как относились каторжане к Раскольникову? К Соне?
Как Раскольников относился к Соне?
Сон Раскольникова о погибающем мире – переломный момент в мировоззрении героя. Почему ?

Прокомментируйте финальные слова: «им оставалось еще семь лет» и «семь лет, только семь лет» В чем разница смыслов этих фраз в связи с возрождением героя?

История Раскольникова – развеянный миф о сверхчеловеке.

15

  • Рабочая тетрадь по итоговому сочинению преступление и наказание
  • Рабочая тетрадь по английскому как пишется
  • Рабочая тетрадь как пишется на английском языке
  • Рабочая тетрадь к пособию волжские сказки легенды были для 5 класса ответы
  • Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому сочинению по четвертому тематическому направлению