Рабочий лист
1.А.С.Пушкин. А. «Спящая царевна»
2.П.П.Ершов. Б. «Городок в табакерке»
3.А.Погорельский. В. «Конек-горбунок»
4.В.А. Жуковский Г. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Тема (записать)__________________________________________________________-
Задачи (расположить по степени значимости) ____________________________
Названия городов (выписать из текста) __________________________________________________________________
Ана-
Газель-
Зарок-
Маулям-
Минарет-
А.башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.
Б.создатель.
В.родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.
Г.мать.
Д.клятвенное обещание.
Намаз-
Оглан-
Паша-
Сааз-.
Чауши-
А.ежедневное пятикратное моление у мусульман
Б.турецкая баладайка
В.слуги.
Г.юноша.
Д.в старой Турции титул генерала
План.
Расставьте цифры по порядку.
Давайте переставим местами названия частей сказки, чтобы получился план.
Бедность — препятствие женитьбе Ашика
Трудное испытание; волшебная помощь покровителя;
Новые испытания;
Свадьба.
Возвращение героя;
Появление соперника, обман
Обещание героя, расставание влюбленных
Ашик осуществляет задуманное
Эпитеты:________________________________________________________________
Сравнения:________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности сказки (записать)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закрасьте звездочку таким образом:
Все понял(а) , было легко и интересно – красным
Временами затруднялся (лась) – зеленым
Ничего не понял – желтым
Тест
1) Кем был Ашик-Кериб?
а) богатый турок
б) бедный певец
в) великий паша
2) В каком городе жила Магуль-Мегери?
а) Карс
б) Тифлиз
в) Арзерум
3) Кто помог Ашик-Керибу?
а) Куршуд-бек
б) Св. Хадерилиаз
в) мать
4)Как удалось Ашик-Керибу взять свой сааз?
а) тайком взял
б)мать дала сама
в)принесла сестра
5) Как Ашик-Кериб вернул матери зрение?
а) сказал волшебные слова
б) помазал глаза комком земли
в) спел свою лучшую песню
Ключи к тесту
1) Кем был Ашик-Кериб?
а) богатый турок
б) бедный певец
в) великий паша
2) В каком городе жила Магуль-Мегери?
а) Карс
б) Тифлиз
в) Арзерум
3) Кто помог Ашик-Керибу?
а) Куршуд-бек
б) Св. Хадерилиаз
в) мать
4)Как удалось Ашик-Керибу взять свой сааз?
а) тайком взял
б)мать дала сама
в)принесла сестра
5) Как Ашик-Кериб вернул матери зрение?
а) сказал волшебные слова
б) помазал глаза комком земли
в) спел свою лучшую песню
5 баллов – «5»
4 балла – «4»
3 балла – «3»
Рабочий лист
1.А.С.Пушкин. А. «Спящая царевна»
2.П.П.Ершов. Б. «Городок в табакерке»
3.А.Погорельский. В. «Конек-горбунок»
4.В.А. Жуковский Г. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Тема (записать)__________________________________________________________-
Задачи (расположить по степени значимости) ____________________________
Названия городов (выписать из текста) __________________________________________________________________
Ана-
Газель-
Зарок-
Маулям-
Минарет-
А.башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.
Б.создатель.
В.родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.
Г.мать.
Д.клятвенное обещание.
Намаз-
Оглан-
Паша-
Сааз-.
Чауши-
А.ежедневное пятикратное моление у мусульман
Б.турецкая баладайка
В.слуги.
Г.юноша.
Д.в старой Турции титул генерала
План.
Расставьте цифры по порядку.
Давайте переставим местами названия частей сказки, чтобы получился план.
Бедность — препятствие женитьбе Ашика
Трудное испытание; волшебная помощь покровителя;
Новые испытания;
Свадьба.
Возвращение героя;
Появление соперника, обман
Обещание героя, расставание влюбленных
Ашик осуществляет задуманное
Эпитеты:________________________________________________________________
Сравнения:________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности сказки (записать)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закрасьте звездочку таким образом:
Все понял(а) , было легко и интересно — красным
Временами затруднялся (лась) — зеленым
Ничего не понял — желтым
Тест
1) Кем был Ашик-Кериб?
а) богатый турок
б) бедный певец
в) великий паша
2) В каком городе жила Магуль-Мегери?
а) Карс
б) Тифлиз
в) Арзерум
3) Кто помог Ашик-Керибу?
а) Куршуд-бек
б) Св. Хадерилиаз
в) мать
4)Как удалось Ашик-Керибу взять свой сааз?
а) тайком взял
б)мать дала сама
в)принесла сестра
5) Как Ашик-Кериб вернул матери зрение?
а) сказал волшебные слова
б) помазал глаза комком земли
в) спел свою лучшую песню
Ключи к тесту
1) Кем был Ашик-Кериб?
а) богатый турок
б) бедный певец
в) великий паша
2) В каком городе жила Магуль-Мегери?
а) Карс
б) Тифлиз
в) Арзерум
3) Кто помог Ашик-Керибу?
а) Куршуд-бек
б) Св. Хадерилиаз
в) мать
4)Как удалось Ашик-Керибу взять свой сааз?
а) тайком взял
б)мать дала сама
в)принесла сестра
5) Как Ашик-Кериб вернул матери зрение?
а) сказал волшебные слова
б) помазал глаза комком земли
в) спел свою лучшую песню
5 баллов — «5»
4 балла — «4»
3 балла — «3»
Урок литературного чтения
в 4 классе по УМК «Школа России»
Тема: М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»- турецкая сказка.
Цели урока: продолжить знакомство со сказкой М.Ю. Лермонтова « Ашик-Кериб».
Задачи:
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
3. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать задание: определять
его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Сопоставлять и отбирать информацию,
полученную из различных источников (словари, энциклопедии,
справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
6. Составлять характеристику героев.
7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, понимать прочитанное.
3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Ход урока
Орг. момент
На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова, а также изучили его биографию
Вспомните, в какой семье родился поэт? Кто занимался воспитанием маленького мальчика (бабушка, т.к. его мама рано умерла).
— Где значительную часть своей жизни провел Лермонтов (на Кавказе)
Да, так сложилось, что большую часть времени своей короткой жизни, он провел именно там, на Кавказе.
слайд 1. Кавказ – географический регион, который расположен к югу от Восточно-Европейской равнины.
слайд 2. Кавказ представляет собой горную систему, расположенную в Евразии между Чёрным и Каспийским морями. Родившись болезненным ребенком, родные поэта привозили его сюда на лечение. Именно на склонах величественных кавказких гор ему довелось работать.
слайд 3. Кавказ охватывает территории России, Грузии, Армении, Азербайджана. Южная граница Кавказа проходит по границе Грузии, Армении и Азербайджаном с Турцией и Ираном
На кавказской земле в г. Пятигорске погиб Михаил Юрьевич. Он был убит на дуэли своим товарищем по юнкерской школе Николаем Мартыновым. Поэт обладал дерзким нравом, а его шутки часто вызывали негодование окружающих. По рассказам секундантов, причиной дуэли стала именно шутка в адрес Мартынова, которую тот счел оскорбительной. Позже дуэль стала обрастать другими версиями, например, причиной называли то, что офицеры не поделили даму, вернее, дама выбрала Лермонтова. По другой версии — Мартынов отстаивал честь сестры, за которой Лермонтов ухаживал.
После гибели поэта в Петербурге разбирали оставшиеся после него бумаги. Была найдена рукопись, явно не подготовленная к печати. На листе, который оборачивал рукопись сверху в качестве обложки, было написано так: «Ашик-Кериб», турецкая сказка. Таким образом, об этом произведении Лермонтова стало известно только после его смерти. Впервые оно было опубликовано через пять лет после его гибели. Автор называет эту истории сказкой (таков подзаголовок), и так её называем и мы. Но Лермонтов не был сказочником. Его нельзя считать автором этого произведения, он пересказал известный текст, который бытовал на широких просторах Азии.
— Тем не мене произведение «Ашик-Кериб» относится к жанру сказок
— Какие бывают типы сказок? (народные и авторские)
— К какой группе отнесём сказку М. Ю. Лермонтова? (авторская)
— Давайте вспомним, на какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, о животных).
Докажите, что эта сказка волшебная, назвав особенности таких сказок. (Чудеса, волшебные предметы, троекратный повтор три раза АшикКериб просил Святого Хадерилиаза дове), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли)
2. Проверка домашнего задания.
— Дома вы должны были перечитать эту сказку, сейчас мы проверим, как внимательно вы читали. Для этого одни ребята ответят на вопросы небольшого теста, а другие – разгадают кроссворд.
Постановка целей и задач
Сегодня мы продолжим знакомство со сказкой Лермонтова, вспомним сюжет сказки, будем давать характеристики героям и выясним, чему учит нас это произведение, т.е. определим его главную.
Посмотрите на экран.
Слайд 4. Мы с вами переносимся в удивительную страну — Турцию, которая расположена в двух частях света: в Европе и Азии, омывается она сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, Средиземным и Эгейским (звучит турецкая музыка). Столица Турции- Анкара. На слайде вы видите этот город в наши дни. Но в 19 веке Турция выглядела иначе.
Закройте глаза… Попробуйте представить, что вы находитесь в этих местах.
Например, вы идете по рынку, представляющий собой лабиринты узких улочек и переулков …или вы направляетесь к турецкой церкви – мечети, а мимо вас проезжает конный экипаж. … или вы стоите на деревянном мосту и любуетесь видом, который открывается перед вами
Откройте глаза. Удалось вам представить себя в этих местах?
Давайте вернемся теперь к сказке М.Ю.Лермонтов. О каких городах в ней упоминается? Взгляните на современную карту. Найдем здесь города, которые сейчас вы назвали
Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии)
Карс- Карс
Арзурум – Эрзурум
Арзиньян – Эрджиньян
Халаф- Аллепо (город в Сирии)
— В каком городе происходят главные события? (Тифлиз – Тбилиси)
— Вспомним главных героев сказки.
Кого видите на экране? (Ашик кериб), МагульМегери, Куршуд-бек.
Скажите к какому эпизоду сказки относится данная иллюстрация?
Вспомни путь, который преодолел Ашик-Кериб за три дня. Давайте вернемся к современной карте. Из какого города возвращался _Слайд
Видно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно.
Инсценировка эпизода (чтение по родям)
Найдите отрывок, где Ашир-Кериб обращается к Аллаху? с. (по ролям)
Какое доказательство привел Ашиб-Кериб, чтобы убедить всех в могуществе и величии Хадерилиаза.
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока. Работа в группах.
Ребята, мы вспомнили сюжет сказки, называли главных героев сказки. Следующее задание — это Работа в группах.
Каждой группе необходимо выбрать качества, которые присуще тому или иному главному герою.
1 ряд – подбирает качества к Ашик-Кериб
2 ряд – Мигель-Мигери
3 ряд- — Курдшук-бек
(На доску вывешивают карточки с «качествами» героев.. Скажите, кого из героев можно отнести к положительным, отрицательным.
Работа в рабочих тетрадях.
Откройте рабочие тетради с. 18 задание №5
В нем необходимо распределить героев скзаки Лермонтова по группам
Положительные герои: Ашик (главный герой, бедный парень), Магуль (принцесса, возлюбленная Ашика). Хадерилиаз (он же Св. Георгий по Лермонтову, помогающий Ашику добраться домой – его можно отнести к герою-помощнику)
Отрицательные герои: Куршуд, брат Куршуд-бека.
— Какую роль сыграл в сказке Хадерилиаз? (помог герою вернуться). К какой категории мы отнесем этого персонажа – Герой-помошник
— Что же автор хотел сказать нам, наделяя своих героев разными характерами? (важно иметь верных друзей, не идти на подлости, быть терпеливым и добро всегда будет вознаграждено. Уметь прощать и не держать обиды). Это и есть главная мысль произведения.
Рефлексия.
Продолжи фразу…
Сегодня на уроке мне понравилось….
Сегодня на уроке я смог…..
Сегодня на уроке у меня получилось….
Вечером я расскажу дома о том, как….
9. Итог.
— Как называется сказка, пересказанная М.Лермонтовым?
— Сказкой, какого народа она является?
— На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему?
10. Домашнее задание
составить отзыв в рабочей тетради о произведении по плану. с. 20
Литературное чтение, 4 класс
Урок 14. М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (Турецкая сказка).
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Анализ сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
Глоссарий по теме:
Ага – господин
Газель – здесь: красавица, стройная как газель
Оглан –юноша
Караван-сарай-постоялый и торговый дом в городе, на дороге
Минарет –башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву
Салямалейкум – здравствуйте!
Намаз – ежедневное пятикратное моление
Сааз –турецкая балалайка
Ашик — певец
Ключевые слова:
Ага; газель; оглан; караван-сарай; минарет; салям алейкум; намаз; сааз; Ашик.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Учебник. 4 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017..С.99-113
2. Литературное чтение.Тетрадь учебных достижений. Виноградская Л. А., Бойкина М. В. , 4кл.:учеб.пособие для общеобразоват. Организаций, В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017.. С.31-32
3.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Основное содержание урока
Популярная сказка «Ашик-Кериб» была написана Лермонтовым в ссылке на Кавказе в 1837 году. Любому читателю будет очень интересно узнать, в чем главная мысль сказки «Ашик-Кериб». Ведь и в восточных странах история про Ашика-Кериба была очень распространена. Гениальный поэт тоже не мог не обратить на нее внимания, так как в то время очень сильно увлекался народными сказаниями, мифами и легендами.
Запись сказки «Ашик-Кериб» обнаружена среди бумаг М.Ю. Лермонтова после его смерти. Она представляет собой только текст сказки, как предполагается, слышанной Лермонтовым в 1837 году. Лермонтовский «Ашик-Кериб» представляет азербайджанский вариант восточного сказания, бытующего в многочисленных национальных версиях. Лермонтов дал своему тексту подзаголовок «турецкая сказка». В основе сказания об Ашик-Керибе лежит международный сюжет «возвращения мужа на свадебный пир жены». Этот сюжет представляет собой завершение классического развития ситуации: «любовь – разлука – верность (как правило, искушаемая) – счастливая встреча»
На этом уроке мы должны понять, чему учит сказка «Ашик-Кериб». А для этого Вам нужно её прочитать.
Главный смысл сказки «Ашик-Кериб» состоит в том, что следует всегда помнить об обещаниях, данных другим людям. Ашик-Кериб, живя богатой, сытой жизнью, позабыл о своей невесте и едва не упустил срок, когда ему следовало вернуться в родные края, а Магуль-Мегери не поверила словам о смерти жениха и ждала его семь лет. Сказка «Ашик-Кериб» учит быть настойчивым в своих стремлениях и верить в лучшее.
Давно, много лет тому назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок; много аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь Магуль-Мегери: хороши звезды на небеси, но за звездами живут ангелы, и они еще лучше, так и Магуль-Мегери была лучше всех девушек Тифлиза.
Был также в Тифлизе бедный Ашик-Кериб; пророк не дал ему ничего, кроме высокого сердца — и дара песен; играя на саазе и прославляя древних витязей Туркестана, ходил он по свадьбам увеселять богатых и счастливых; — на одной свадьбе он увидал Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга. Мало было надежды у бедного Ашик-Кериба получить ее руку — и он стал грустен как зимнее небо. Вот раз он лежал в саду под виноградником и наконец заснул; в это время шла мимо Магуль-Мегери с своими подругами; и одна из них, увидав спящего ашика (балалаечник), отстала и подошла к нему: «Что ты спишь под виноградником, — запела она, — вставай, безумный, твоя газель идет мимо»; он проснулся — девушка порхнула прочь, как птичка; Магуль-Мегери слышала ее песню и стала ее бранить: «Если б ты знала, — отвечала та, — кому я пела эту песню, ты бы меня поблагодарила: это твой Ашик-Кериб»; — «Веди меня к нему», — сказала Магуль-Мегери; — и они пошли.
Увидав его печальное лицо, Магуль-Мегери стала его спрашивать и утешать; «Как мне не грустить, — отвечал Ашик-Кериб, — я тебя люблю, и ты никогда не будешь моею». — «Проси мою руку у отца моего, — говорила она, — и отец мой сыграет нашу свадьбу на свои деньги и наградит меня столько, что нам вдвоем достанет». — «Хорошо, — отвечал он, — положим, Аян-Ага ничего не пожалеет для своей доч<ер>и; но кто знает, что после ты не будешь меня упрекать в том, что я ничего не имел и тебе всем обязан; — нет, милая Магуль-Мегери; я положил зарок на свою душу; обещаюсь 7 лет странствовать по свету и нажить себе богатство, либо погибнуть в дальних пустынях; если ты согласна на это, то по истечении срока будешь моею». — Она согласилась, но прибавила, что если в назначенный день он не вернется, то она сделается женою Куршуд-бека, который давно уж за нее сватается.
Пришёл Ашик-Кериб к своей матери; взял на дорогу ее благословение, поцеловал маленькую сестру, повесил через плечо сумку, оперся на посох странничий и вышел из города Тифлиза. И вот догоняет его всадник, — он смотрит — это Куршуд-бек. «Добрый путь, — кричал ему бек, — куда бы ты ни шел, странник, я твой товарищ»; не рад был Ашик своему товарищу — но нечего делать; долго они шли вместе, наконец завидели перед собою реку. Ни моста, ни броду; — «Плыви вперед, — сказал Куршуд-бек, — я за тобою последую». Ашик сбросил верхнее платье и поплыл; переправившись, глядь назад — о горе! о всемогущий аллах! Куршуд-бек, взяв его одежды, ускакал обратно в Тифлиз, только пыль вилась за ним змеею по гладкому полю. Прискакав в Тифлиз, несет бек платье Ашик-Кериба к его старой матери: «Твой сын утонул в глубокой реке, — говорит он, — вот его одежда»; в невыразимой тоске упала мать на одежды любимого сына и стала обливать их жаркими слезами; потом взяла их и понесла к нареченной невестке своей, Магуль-Мегери. «Мой сын утонул, — сказала она ей, — Куршуд-бек привез его одежды; ты свободна». Магуль-Мегери улыбнулась и отвечала: «Не верь, это всё выдумки Куршуд-бека; прежде истечения 7 лет никто не будет моим мужем»; она взяла со стены свою сааз и спокойно начала петь любимую песню бедного Ашик-Кериба.
Между тем странник пришёл бос и наг в одну деревню; добрые люди одели его и накормили; он за то пел им чудные песни; таким образом переходил он из деревни в деревню, из города в город; и слава его разнеслась повсюду. Прибыл он наконец в Халаф; по обыкновению взошел в кофейный дом, спросил сааз и стал петь. В это время жил в Халафе паша, большой охотник до песельников: многих к нему приводили — ни один ему не понравился; его чауши измучились, бегая по городу; вдруг, проходя мимо кофейного дома, слышат удивительный голос; они туда: «Иди с нами к великому паше, — закричали они, — или ты отвечаешь нам головою
«Я человек вольный, странник из города Тифлиза, — говорит Ашик-Кериб; — хочу пойду, хочу нет; пою, когда придется, и ваш паша мне не начальник»; однако несмотря на то его схватили и привели к паше. «Пой», — сказал паша, и он запел. И в этой песни он славил свою дорогую Магуль-Мегери; и эта песня так понравилась гордому паше, что он оставил у себя бедного Ашик-Кериба. Посыпалось к нему серебро и золото, заблистали на нем богатые одежды; счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат; забыл он свою Магуль-Мегери или нет, не знаю, только срок истекал, последний год скоро должен был кончиться, а он и не готовился к отъезду.
Прекрасная Магуль-Мегери стала отчаиваться: в это время отправлялся один купец с керваном из Тифлиза с сорока верблюдами и 80-ю невольниками: призывает она купца к себе и дает ему золотое блюдо: «Возьми ты это блюдо, — говорит она, — и в какой бы ты город ни приехал, выставь это блюдо в своей лавке и объяви везде, что тот, кто признается моему блюду хозяином и докажет это, получит его и вдобавок вес его золотом».
Отправился купец, везде исполнял поручение Магуль-Мегери, но никто не признавался хозяином золотому блюду. Уж он продал почти все свои товары и приехал с остальными в Халаф: объявил он везде поручение Магуль-Мегери. Услыхав это, Ашик-Кериб прибегает в караван-сарай: и видит золотое блюдо в лавке тифлизского купца. «Это мое», — сказал он, схватив его рукою. «Точно, твое, — сказал купец: — я узнал тебя, Ашик-Кериб: ступай же скорее в Тифлиз, твоя Магуль-Мегери велела тебе сказать, что срок истекает, и если ты не будешь в назначенный день, то она выдет за другого»; — в отчаянии Ашик-Кериб схватил себя за голову: оставалось только 3 дни до рокового часа.
16. Однако он сел на коня, взял с собою суму с золотыми монетами — и поскакал, не жалея коня; наконец измученный бегун упал бездыханный на Арзинган горе, что между Арзиньяном и Арзерумом. Что ему было делать: от Арзиньяна до Тифлиза два месяца езды, а оставалось только два дни. «Аллах всемогущий, — воскликнул он, — если ты уж мне не помогаешь, то мне нечего на земле делать»; и хочет он броситься с высокого утеса; вдруг видит внизу человека на белом коне; и слышит громкий голос: «Оглан, что ты хочешь делать?» «Хочу умереть», — отвечал Ашик. «Слезай же сюда, если так, я тебя убью». Ашик спустился кое-как с утеса. «Ступай за мною», — сказал грозно всадник; «Как я могу за тобою следовать, — отвечал Ашик, — твой конь летит как ветер, а я отягощен сумою»; — «Правда; повесь же суму свою на седло мое и следуй»; — отстал Ашик-Кериб, как ни старался бежать: «Что ж ты отстаешь», — спросил всадник; «Как же я могу следовать за тобою, твой конь быстрее мысли, а я уж измучен». «Правда, садись же сзади на коня моего и говори всю правду, куда тебе нужно ехать». — «Хоть бы в Арзерум поспеть нонче», — отвечал Ашик. — «Закрой же глаза»; он закрыл. «Теперь открой»; — смотрит Ашик: перед ним белеют стены и блещут минареты Арзрума. «Виноват, Ага, — сказал Ашик, — я ошибся, я хотел сказать, что мне надо в Карс»; — «То-то же, — отвечал всадник, — я предупредил тебя, чтоб ты говорил мне сущую правду; закрой же опять глаза, — теперь открой»; — Ашик себе не верит то, что это Карс: он упал на колени и сказал: «Виноват, Ага, трижды виноват твой слуга Ашик-Кериб: но ты сам знаешь, что если человек решился лгать с утра, то должен лгать до конца дня: мне по-настоящему надо в Тифлиз». — «Экой ты неверный, — сказал сердито всадник, — но нечего делать: прощаю тебе: закрой же глаза. Теперь открой», — прибавил он по прошествии минуты. Ашик вскрикнул от радости: они были у ворот Тифлиза. Принеся искренюю свою благодарность и взяв свою суму с седла, Ашик-Кериб сказал всаднику: «Ага, конечно, благодеяние твое велико, но сделай еще больше; если я теперь буду рассказывать, что в один день поспел из Арзиньяна в Тифлиз, мне никто но поверит; дай мне какое-нибудь доказательство». — «Наклонись, — сказал тот улыбнувшись, — и возьми из-под копыта коня комок земли и положи себе за пазуху: и тогда, если не станут верить истине слов твоих, то вели к себе привести слепую, которая семь лет уж в этом положении, помажь ей глаза — и она увидит». Ашик взял кусок земли из-под копыта белого коня, но только он поднял голову, всадник и конь исчезли; тогда он убедился в душе, что его покровитель был не кто иной, как Хадерилиаз (св. Георгий).
Только поздно вечером Ашик-Кериб отыскал дом свой: стучит он в двери дрожащею рукою, говоря: «Ана, ана (мать), отвори: я божий гость: я холоден и голоден; прошу ради странствующего твоего сына, впусти меня». Слабый голос старухи отвечал ему: «Для ночлега путников есть дома богатых и сильных: есть теперь в городе свадьбы — ступай туда; там можешь провести ночь в удовольствии». — «Ана, — отвечал он, — я здесь никого знакомых не имею и потому повторяю мою просьбу: ради странствующего твоего сына впусти меня». Тогда сестра его говорит матери: «Мать, я встану и отворю ему двери». — «Негодная, — отвечала старуха: — ты рада принимать молодых людей и угощать их, потому что вот уже семь лет, как я от слез потеряла зрение». Но дочь, не внимая ее упрекам, встала, отперла двери и впустила Ашик-Кериба: сказав обычное приветствие, он сел и с тайным волнением стал осматриваться: и видит он на стене висит в пыльном чехле его сладкозвучный сааз. И стал он спрашивать у матери: «Что висит у тебя на стене?» — «Любопытный ты гость, — отвечала она, — будет и того, что тебе дадут кусок хлеба и завтра отпустят тебя с богом». — «Я уж сказал тебе, — возразил он, — что ты моя родная мать, а это сестра моя, и потому прошу объяснить мне, что это висит на стене?» — «Это сааз, сааз», — отвечала старуха сердито, не веря ему. — «А что значит сааз?» — «Сааз то значит: что на ней играют и поют песни». — И просит Ашик-Кериб, чтоб она позволила сестре снять сааз и показать ему. — «Нельзя, — отвечала старуха: — это сааз моего несчастного сына, вот уже семь лет он висит на стене, и ничья живая рука до него не дотрогивалась». Но сестра его встала, сняла со стены сааз и отдала ему: тогда он поднял глаза к небу и сотворил такую молитву: «О! всемогущий аллах! если я должен достигнуть до желаемой цели, то моя семиструнная сааз будет так же стройна, как в тот день, когда я в последний раз играл на ней». И он ударил по медным струнам, и струны согласно заговорили; и он начал петь: «Я бедный Кериб (нищий) — и слова мои бедны; но великий Хадрилияз помог мне спуститься с крутого утеса, хотя я беден и бедны слова мои. Узнай меня, мать, своего странника». После этого мать его зарыдала и спрашивает его: — «Как тебя зовут?» — «Рашид» (храбрый), — отвечал он. — «Раз говори, другой раз слушай, Рашид, — сказала она: — своими речами ты изрезал сердце мое в куски. Нынешнюю ночь я во сне видела, что на голове моей волосы побелели, а вот уж семь лет я ослепла от слез: скажи мне ты, который имеешь его голос, когда мой сын придет?» И дважды со слезами она повторила ему просьбу. Напрасно он называл себя ее сыном, но она не верила, и спустя несколько времени просит он: «Позволь мне, матушка, взять сааз и идти, я слышал, здесь близко есть свадьба: сестра меня проводит; я буду петь и играть, и всё, что получу, принесу сюда и разделю с вами». — «Не позволю, — отвечала старуха; — с тех пор, как нет моего сына, его сааз не выходил из дому». — Но он стал клясться, что не повредит ни одной струны, — «а если хоть одна струна порвется, — продолжал Ашик, — то отвечаю моим имуществом». Старуха ощупала его сумы и, узнав, что они наполнены монетами, отпустила его; проводив его до богатого дома, где шумел свадебный пир, сестра осталась у дверей слушать, что будет.
В этом доме жила Магуль-Мегери, и в эту ночь она должна была сделаться женою Куршуд-бека. Куршуд-бек пировал с родными и друзьями, а Магуль-Мегери, сидя за богатою чапрой (занавес) с своими подругами, держала в одной руке чашу с ядом, а в другой острый кинжал: она поклялась умереть прежде, чем опустит голову на ложе Куршуд-бека. И слышит она из-за чапры, что Пришёл незнакомец, который говорил: «Селям алейкюм: вы здесь веселитесь и пируете, так позвольте мне, бедному страннику, сесть с вами, и зато я спою вам песню». — «Почему же нет, — сказал Куршуд-бек. — Сюда должны быть впускаемы песельники и плясуны, потому что здесь свадьба: — спой же что-нибудь, Ашик (певец), и я отпущу тебя с полной горстью золота».
Тогда Куршуд-бек спросил его: «А как тебя зовут, путник?» — «Шинды-Гёрурсез (скоро узнаете)». — «Что это за имя, — воскликнул тот со смехом. — Я в первый раз такое слышу!» — «Когда мать моя была мною беременна и мучилась родами, то многие соседи приходили к дверям спрашивать, сына или дочь бог ей дал: им отвечали — шиндигёрузез (скоро узнаете). И вот поэтому, когда я родился — мне дали это имя». — После этого он взял сааз и начал петь.
— В городе Халафе я пил мисирское вино, но бог мне дал крылья, и я прилетел сюда в день.
Брат Куршуд-бека, человек малоумный, выхватил кинжал, воскликнув: «Ты лжешь; как можно из Халафа приехать сюда в день?»
— За что ж ты меня хочешь убить, — сказал Ашик: — певцов обыкновенно со всех четырех сторон собирают в одно место; и я с вас ничего не беру, верьте мне или не верьте.
— Пускай продолжает, — сказал жених, и Ашик-Кериб запел снова:
— Утренний намаз творил я в Арзиньянской долине, полуденный намаз в городе Арзруме; пред захождением солнца творил намаз в городе Карсе, а вечерний намаз в Тифлизе. Аллах дал мне крылья, и я прилетел сюда; дай бог, чтоб я стал жертвою белого коня, он скакал быстро, как плясун по канату, с горы в ущелья, из ущелья на гору: Маулям(создатель) дал Ашику крылья, и он прилетел на свадьбу Магуль-Мегери. Тогда Магуль-Мегери, узнав его голос, бросила яд в одну сторону, а кинжал в другую: — «Так-то ты сдержала свою клятву, — сказали ее подруги; — стало быть, сегодня ночью ты будешь женою Куршуд-бека». — «Вы не узнали, а я узнала милый мне голос», — отвечала Магуль-Мегери; и, взяв ножницы, она прорезала чапру. Когда же посмотрела и точно узнала своего Ашик-Кериба, то вскрикнула; бросилась к нему на шею, и оба упали без чувств. Брат Куршуд-бека бросился на них с кинжалом, намереваясь заколоть обоих, но Куршуд-бек остановил его, примолвив: «Успокойся и знай: что написано у человека на лбу при его рождении, того он не минует». Придя в чувство, Магуль-Мегери покраснела от стыда, закрыла лицо рукою и спряталась за чапру
— Теперь точно видно, что ты Ашик-Кериб, — сказал жених; — но поведай, как же ты мог в такое короткое время проехать такое великое пространство? — «В доказательство истины, — отвечал Ашик, — сабля моя перерубит камень, если же я лгу, то да будет шея моя тоньше волоска; но лучше всего приведите мне слепую, которая бы 7 лет уж не видала свету божьего, и я возвращу ей зрение». — Сестра Ашик-Кериба, стоявшая у двери и услышав такую речь, побежала к матери. «Матушка! — закричала она, — это точно брат, и точно твой сын Ашик-Кериб»; и, взяв ее под руку, привела старуху на пир свадебный. Тогда Ашик взял комок земли из-за пазухи, развел его водою и намазал матери глаза, примолвя: «Знайте все люди, как могущ и велик Хадрилиаз», — и мать его прозрела. После этого никто не смел сомневаться в истине слов его, и Куршуд-бек уступил ему безмолвно прекрасную Магуль-Мегери.
Тогда в радости Ашик-Кериб сказал ему: «Послушай, Куршуд-бек, я тебя утешу: сестра моя не хуже твоей прежней невесты, я богат: у ней будет не менее серебра и золота; итак, возьми ее за себя — и будьте так же счастливы, как я с моей дорогою Магуль-Мегери».
Главный смысл сказки «Ашик-Кериб» состоит в том, что следует всегда помнить об обещаниях, данных другим людям. Ашик-Кериб, живя богатой, сытой жизнью, позабыл о своей невесте и едва не упустил срок, когда ему следовало вернуться в родные края, а Магуль-Мегери не поверила словам о смерти жениха и ждала его семь лет. Сказка «Ашик-Кериб» учит быть настойчивым в своих стремлениях и верить в лучшее.
Разбор типового тренировочного задания
1. Выбор элемента из выпадающего списка;
Текст вопроса: Что пророк дал Ашик – Керибу?
а) высокий рост и дар песен;
б) высокое сердце и дар песен;
в) высокое сердце и дар рисования;
г) маленький рост и большое сердце
Правильный вариант:
б) высокое сердце и дар песен;
Разбор типового контрольного задания
Подстановка элементов в пропуски в тексте.
Текст вопроса: Вставьте в текст пропущенные слова.
Между тем ______ Пришёл ______ и ______ в одну деревню; добрые люди _______ его и__________; он за то ______ им чудные песни; таким образом переходил он из _______ в деревню, из города в ______; и ____ его разнеслась ______.
Правильный вариант:
Между тем странник Пришёл бос и наг в одну деревню; добрые люди одели его и накормили; он за то пел им чудные песни; таким образом переходил он из деревни в деревню, из города в город; и слава его разнеслась повсюду.