Лиса
и Журавль
1. Словарик
новых слов. Прочитай.
Проведать – навестить.
Притворилась – ввела в
заблуждение, обманула.
Нынче – сегодня.
Куманёк (кум) – крёстный
отец по отношению к родителям крестника.
Званый пир – обед или
ужин с обильным угощением.
Потчевать – угощать.
Досада – обида , чувство
неудовольствия.
Окрошка – холодное
кушанье из кваса с зеленью и мясом.
Несолоно хлебала —
обманулась в ожидании, осталась ни с чем.
2. Определите
жанр произведения. ____________________________________________
3. Как
сложились отношения лисы и журавля на начало сказки?
________________________________________________________________________
4. С
какой целью лиса позвала журавля к себе в гости?
_________________________________________________________________________
5. Отметьте,
как в сказке названо готовящееся угощение лисы.
а) пир на весь
мир б) званый пир в) заморские яства г) званый
обед
6. Почему
голубчик – куманёк остался голодным?
_________________________________________________________________________
7. Почему
кумушка ушла от журавля несолоно хлебавши?
_________________________________________________________________________
8. Отметьте,
почему журавль поместил окрошку в кувшин с узким горлышком.
а) у журавля не было
другой посуды
б) журавль не подумал,
что голова лисы не пролезет в кувшин
в) журавль специально
сделал так, чтобы лиса ушла голодная
г) журавль поступал также
как лиса
9. Соедините
линиями героев и характеристики.
жадность
хитрость ум
находчивость
притворство
10. Укажите
точно последовательность событий в сказке: пронумеруйте эпизоды.
________ Лиса наварила
манной каши.
________ Журавль
приготовил окрошку.
________ С тех пор дружба
врозь.
________ Журавль угощает
лису.
________ Лиса угощает
журавля.
________ Лиса с журавлём
подружилась.
________ Журавль
пригласил лису в гости.
________ Лиса пригласила
журавля в гости.
11. Какая
пословица текста выражает главную мысль сказки.
_________________________________________________________________________
12. Чему
учит сказка «Лиса и Журавль»?
_________________________________________________________________________
|
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
УТВЕРЖДАЮ Руководитель практики ________/_________/ «___»_______20___г. |
СОГЛАСОВАНО
Учитель
_____________/____________/
«___» _________ 20___г.
Технологическая карта
урока литературное чтение
Класс 2
Выполнила: Александрова Анна
студентка Ш — 41 группы
Дата проведения урока: 15.11.18
Ейск, 2018
Класс: 2
УМК: «Перспектива»
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: «Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
Тип урока: изучение нового
Цель: способствовать усвоению содержания сказки «Лиса и Журавль», работать по развитию беглого и выразительного чтения
Задачи:
Образовательные – вести одновременную работу над произведением и речью детей, формировать литературоведческие представления, обеспечивающие детям полноценное восприятие произведения; заинтересовать проблемой произведения; учить находить новые краски в знакомом тексте; учить хорошо ориентироваться в тексте, высказывать и отстаивать свою точку зрения, суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;
Развивающие — развивать навыки общения, память, мышление, логику
Воспитательные — воспитывать любовь и уважение к русскому языку и народному творчеству, самостоятельность, активность, поведение на уроке
УУД:
Регулятивные:
-
принимают и сохраняют учебную задачу;
-
действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;
-
применяют освоенные способы действия;
-
оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные:
-
широкая мотивационная основа учебной деятельности;
-
осмысляют учебный материал;
-
адекватно воспринимают оценку учителя;
-
контроль и самоконтроль – формировать умения осуществлять пошаговый контроль выполнения действий, контроль за результатом работы по выведенному алгоритму;
-
оценка – формировать умения определять качество и уровень работы, знаний, понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить;
-
формировать умения устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, уметь соотносить правильность своего выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями поставленной задачи.
Коммуникативные:
-
участвуют в учебном диалоге;
-
обмениваются мнениями;
-
оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях строят речевые высказывания;
-
формулируют ответы и выводы;
-
умение работать в парах;
-
участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем;
-
аргументировать свои высказывания.
Познавательные:
-
уметь обобщать;
-
извлечение из рассказа учителя необходимой информации, осуществляют поиск необходимой информации;
-
дополняют и расширяют знания;
-
анализ с целью выделения главных признаков;
-
выделение и поиск необходимой информации;
-
умение структурировать знания.
Оборудование: учебник, интерактивная доска
Ход урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности |
-Здравствуйте, ребята! -Ребята, проверьте, всё ли у вас нужное для сегодняшнего урока на парте? Поднимите руку, кто готов. Посмотрите в окошко, несмотря на погоду, мы должны улыбаться друг другу и радоваться каждому дню и каждому уроку! Глазки на меня и примите позу ученика. |
-Здравствуйте Проверяют готовность к уроку. Смотрят в окно. Мотивируются на урок. |
Р: 1, 2 Л: 4 |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Речевая разминка на слайде. -Прочитайте внимательно про себя. -Теперь прочитайте все хором, средним темпом. В лесу лиса под сосенкой Стелила постель лисёнку. Из листьев постель для сына, А листья слетели с осины. -Проверим на скорость и внимательность каждую команду. Читайте быстрым темпом. Читает 1 ряд. Читает 2 ряд. (выводы о чтение каждого ряда) -Прочитайте следующую скороговорку про себя. Жаба, журавль и жёлтый жучок В гости к ежихе шли на лужок, Чтобы пришила на место портниха Буковку Ш и в лесу стало тихо. -Чуть быстрее прочитает представитель 1 ряда. -Представитель 2 ряда. Проверка домашнего задания сказки «Кукушка» |
Читают про себя. Читают хором скороговорку. Читает 1 ряд. Читает 2 ряд. Читают про себя. -Читают по очереди скороговорку представители разных рядов. -Сдают домашнее задание, пересказывают сказку «Кукушка» |
Р: 1, 2, 3 Л: 5 К: 1, 2, 3 |
3. Выявление места и причины затруднения |
Много жанров есть на свете: Басня, повесть и рассказ, Но с рожденья любят дети Волшебство и мир прикрас. — О каком жанре эта загадка? — Как вы уже догадались, сегодня мы опять побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки по авторству? — Почему сказки называются народными? — Как создавались народные сказки? — В долгие зимние вчера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, он привирал, преувеличивал. Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. А через много лет пересказал эту историю своим детям или внукам, но кое-что внёс своё. Его внук через несколько лет устно, пересказал сказку и тоже внёс в неё что-то своё. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих. -Отгадайте загадку Кто крадется между сосен? Шубку огненную носит? Чей там хвост в траве густой Замелькал, как золотой? Это – девица краса, Ярко-рыжая …. -Правильно — лиса! А какие слова вам помогли отгадать загадку? -Опишите Лису, какая она обычно бывает в разных сказках? -Посмотрите на слайд. (На слайде картинка журавля) -Кто знает, что это за птица такая? -Кто знает, какая есть сказка с этими героями? — Как вы думаете, о какой сказке мы будем сегодня говорить? -Правильно, сегодня мы будем в гостях у сказки «Лиса и Журавль» -У этой сказки есть автор? -Что вы можете сказать об этих персонажах? (Слайд с картинкой героев) — Но, видимо чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем думать, читая текст. Объясняю слова на слайде из сказки, которые дети могут не знать. Стря́пать – готовить еду. Не обессу́дь – не обижайся. По́тчевать – угощать. Не со́лоно хлеба́вши – уйти голодным. Покуми́лись – стали родственниками, породнились |
— Эта загадка о жанре сказка. -Сказки бывают авторские и народные -Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий -Сказки создавалась с помощью того, что передавались из уст в уста -Лиса -Мне помогли слова Огненная шубка, хвост, как золотой, ярко – рыжая -В сказках лиса обычно хитрая -Это птица — Журавль -Есть сказка с названием «Лиса и Журавль» -Сегодня мы будем говорить о сказке «Лиса и Журавль» -Нет, эта сказка народная -Я могу сказать, что эти герои очень разные, даже внешне |
Р: 1, 2, 3 Л: 1, 5 К: 1, 2, 3, 4 П: 1, 2, 5 |
4. Построение проекта выхода из затруднения |
-Откройте страницу 84. Сейчас я вам прочитаю сказку, следите и ведите пальчиком после того, как я прочитаю, вы должны будете ответить на вопрос, какой герой вам понравился больше. Будьте внимательны. Читаю сказку. — Кто из героев сказки вам понравился и почему? -Для того, чтобы определить, кто из вас прав, мы проанализируем сказку. Вы должны ее прочитать. (Вызываю нескольких учеников читать по очереди фрагменты) — Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружились»? —Только- только вступили в дружеские отношения, сделали первые шаги навстречу друг другу, пока только ещё захотели стать друзьями, но не стали. — Прочитайте второе предложение. Почему употреблено слово «вздумала»? -Как Лиса приглашала Журавля? Прочитайте. -Как же Лиса звала Журавля? — Прочитайте, что приготовила Лиса. (прошу одного ученика прочитать вслух) — А когда вам мамы подают горячую кашу, что вы делаете? — А что сделала Лиса? — Зачем она размазала кашу по тарелке? — Как она угощала гостя? — Какое мнение сложилось у вас о Лисе, прочитав эту часть сказки? — Тогда где же, в чём она допустила промашку? — Прочитайте следующие два предложения о том, как ел Журавль про себя. (прошу одного ученика прочитать вслух) -Как же ел Журавль? — А как едят другие птицы? — Знала ли об этом Лиса? — Как ела Лиса? Прочитайте (прошу одного ученика прочитать) — В чём была её оплошность? — Как могут вести себя разные люди, когда их обманули? — Как поступает Журавль? Физминутка Поднимает руки класс – это раз! Завертелась голова — это два, Три – руками три хлопка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. -Прочитайте про себя первый абзац на странице 85. (Прошу одного ученика прочитать вслух) — Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль? — Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет? — Прочитайте ещё раз, какими словами Лиса угощала Журавля? (читает один ученик) — О чем Журавль сразу предупредил Лису? — Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения? (один ученик) — Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения? — Давайте прочитаем дальше. Что почувствовала Лиса после такого угощения? -Что значит «взяла досада»? — Вы удивлены этому? Почему? — Да, Журавлю тоже было обидно возвращаться домой голодным. Только обида обиде рознь. Это совершенно разные ситуации, чтобы обидеться. Почему? — Но чего Лиса не учла? — А как должен вести себя гость, если он пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться? — Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае? — Он должен был тактично обратить внимание Лисы на совершённую ею оплошность; намекнуть, что каши ему не досталось; если обиделся, то просто, поблагодарив хозяйку, мог бы уйти и не приглашать к себе Лису, и она бы задумалась, почему так случилось; а если пригласил, то будь выше своей обиды, учти все промахи, допущенные тем, кто с тобой захотел дружить и с кем ты не прочь подружиться. — Дочитаем сказку до конца. (Прошу одного ученика дочитать) — Что значит «несолоно хлебавши»? — Найдите в конце сказки пословицу. Перечитаем её ещё раз. -Объясните смысл пословицы. — Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость. И в этой пословице действительно заключена огромная мудрость. А к кому она обращена? — Пословица прямо так и говорит каждому из нас: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно, потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой. |
Разные ответы детей. -Сказано подружились, потому что только начали дружить -Вздумала, потому что внезапно пришло в голову -Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу! — Лиса звала Журавля по-доброму, как принято у русских людей -Читают, что Лиса приготовила манную кашу -Когда мама даёт нам горячую кашу, мы ее остужаем, дуем, чтобы остыла — Лиса размазала кашу по тарелке -Она размазала кашу по тарелке, чтобы гость не обжёгся -Подала тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай, голубчик-куманёк, сама стряпала» — Сложилось мнение, что Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам. -Она допустила промашку, когда начали есть -Журавль клевал -Другие птицы тоже клюют -Да, Лиса знала, ведь все птицы едят одинаково -Лиса лизала кашу. (Читают предложение) -Её оплошность была в том, что она увлеклась едой и не обратила внимание на гостя. — Люди, которых обманули могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться. — Журавль не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом. Выполняют физминутку. Читают следующий абзац. Один ученик читает вслух -Журавль приготовил окрошку в кувшине с узким горлышком. -Думаю, что да, умышленно -Покушай, голубчик куманёк, — сама стряпала. — Журавль предупредил Лису, что никакого другого угощения нет Читают, как лиса пыталась отведать угощения. — Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал -Взяла лису досада -Взяла досада означает — грусть, разочарование — Нет. Кому приятно, когда над тобой насмехаются, пригласив в гости. -Потому что Лиса не умышленно обидела Журавля: она его хотела угостить. -Она не учла, что, если приглашаешь гостя, надо знать его вкусы и возможности; во время приёма надо заниматься гостем, а не собой. -Гость должен вести себя культурно, искренне, честно -Журавль должен был сказать правду Лисе, что ему неудобно есть. Один ученик дочитывает до конца. -Несолоно хлебала значит — Уйти голодным -Как аукнулось, так и откликнулось. -Если что-то сделаешь, жди, что тебе это вернётся -Эта пословица обращена к каждому из нас |
Р: 2, 4 Л: 1 К: 1, 2, 3, 4 П: 2, 3, 5 |
5. Реализация построенного проекта выхода из затруднений |
— А теперь вернёмся к началу нашего урока, там, где мы выясняли, кто из героев этой сказки лучше. Как вы теперь ответите на этот вопрос. — А что же их объединяет? В чём оба провинились? — Народные сказки были придуманы очень- очень давно. А зачем они нужны нам сегодня? — Какой вывод вы сделали для себя, изучив эту сказку? —Если в жизни случилась неудача, прежде всего надо спросить себя: не я ли сам причина моих бед, не моё ли поведение провоцирует эти беды. Что мне нужно изменить в себе, чтобы не было за себя стыдно, и окружающим стало со мной спокойно и хорошо. |
-Оба персонажа не хороши. — Интерес к самим себе и безразличие к тому, кто рядом. — Народные сказки учат людей честности, трудолюбию, доброте, мудрости -Я сделал вывод, что нужно думать не только о себе, быть гостеприимным и нельзя мстить |
Л: 1, 5,6, 7 К: 1, 2, 4, 5 П: 2, 3, 5 |
6. Закрепление с проговариваем во внешней речи |
-Ребята, как называется разговор нескольких героев? (Чтение сказки по ролям.) -Сейчас мы будем читать сказку по ролям, как в настоящем спектакле распределим каждому свою роль. -Скажите, сколько ролей может быть в нашей сказке. -Какие? Распределяю роли. Читаем по ролям. |
-Разговор нескольких героев называется — диалог -В нашей сказке три роли -Автор, Лиса и Журавль |
Р: 2, 3 Л: 1 К: 1, 3, 4, 5, 6 П: 2, 3, 4, 5 |
7. Рефлексия. Итог урока. |
-Кому эта сказка была известна до урока? — Что нового вы открыли для себя сегодня после прочтения? -Кто сделал такие же выводы, поднимите руку! -Молодцы, ребята, спасибо за урок! Домашнее задание – выразительное чтение сказки «Лиса и Журавль», готовить чтение по ролям. |
Отвечают, кому была известна -Мы поняли, что нужно быть добрым, не мстительным, гостеприимным, говорить только правду. -Поднимают руку. |
Р: 4 Л: 3, 5, 6 К: 6, 7 П: 1, 5, 6 |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20 имени П.И.Батова
города Рыбинска Ярославской области
Технологическая карта урока
по литературному чтению
в 1 классе
Русская народная сказка
«Лиса и журавль»
подготовила
учитель начальных классов
Ролдугина Елена Юрьевна
г. Рыбинск
2019
Технологическая карта урока
Предмет, класс: литературное чтение, 1класс
Авторы программы: Ефросинина Л.А., УМК «Начальная школа XXI века».
Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: создать условия для получения знаний о народной сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести
исследовательскую работу
Планируемые результаты
Личностные:
• Осознают важность правильного поведения в общении с друзьями
Метапредметные:
• находят ответы на поставленные вопросы, используя произведение, свой жизненный опыт
• моделируют обложку
• планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей
• контролируют и оценивают свои действия
• умеют работать в паре
Предметные:
• умеют оценивать поступки героев, давать им характеристику
• выявляют главную мысль произведения
• подбирают пословицу к тексту
• вставляют пропущенные слова в текст
• читают выразительно по ролям
—Отгадайте загадки
1.Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
2.Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала.
—Как вы думаете, что может
связывать этих животных?
Постановка учебной
задачи
—Сегодня на уроке мы познакомимся с
произведением, героями, которого являются эти
животные, выясним, какие же между ними могут
быть взаимоотношения.
—Как называется произведение, кто догадался?
Самооценка на основе
сравнения с вариантами
одноклассников
Решение учебной задачи.
Моделирование обложки
—Найдите это произведение в учебнике.
—Послушайте.(Читает учитель)
—К какому жанру относится это произведение? Почему?
Строят аргументированное
высказывание.
Моделируют обложку.
Самооценка на основе
сравнения с вариантами
одноклассников
— О ком эта сказка?
— Это авторское произведение? Почему?
—Возьмите чистые листы, смоделируйте обложку.
—Озвучьте, обложку.
Анализ текста
Работа с трудными
словами
—Прочитайте сказку самостоятельно, обратите внимание
на трудные слова.
—О ком говорится в произведении?
—Какие отношения установились между
героями? Найдите подтверждение в тексте.
—Как развивались эти отношения?
—Прочитайте слова, с которыми лиса обратилась к
журавлю, когда пригласила его к себе в гости.
—Скажите, какую посуду использовала лиса для
угощения?
—Что значит потчевать? (угощать)
—Что значит стряпать?(готовить)
— А она специально сделала так, чтобы журавлю
ничего не досталось?
—Прочитайте, какие слова сказала лиса журавлю, когда
съела всю кашу?
—Что значит: « Не обессудь, куманек! Больше потчевать
нечем».
Читают сказку самостоятельно.
Отвечают на вопросы.
Ищут в тексте необходимую
информацию.
Объясняют значение трудных
слов, основываясь на свой
жизненный опыт.
Строят оценочные высказывания о
поступках героев сказки
Отвечают на вопросы
Самооценка на основе
сравнения с вариантами
одноклассников
Самооценка на основе
сравнения с вариантами
одноклассников
Работа с
фразеологическим
словарѐм).
—Вам понравилось, как вела себя
лиса? Почему?
—Можно сказать, что лиса относится к журавлю по
дружески? Почему?
—А как журавль принимал лису?
—Из какой посуды он угощал лису?
—Журавль специально так сделал?
—Как вы думаете, правильно ли журавль поступил?
Почему?
—А как бы вы поступили в такой ситуации? —
—Можно ли журавля назвать положительным героем?
Почему?
—Прочитайте последний абзац.
—Как вы понимаете выражение «не солоно хлебавши»?
—Давайте обратимся за помощью к словарю.
Выражение «несолоно хлебавши» это фразеологический
оборот. Поэтому помощником у нас будет «Словарь
фразеологических оборотов»
—Чем закончилась дружба лисы с журавлём?
Работают с фразеологическим
словарём.
—Прочитайте пословицы.
—Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц?
—Как вы думаете, какая из этих пословиц
Объясняют значение пословиц.
Подбирают пословицу к сказке.
Формулируют главную мысль
Оценочные
высказывания детей
может быть названием этой сказки?
—Какова основная мысль этой сказки?
Можно ли сказать, что герои этого произведения
друзья? Почему?
Продолжите предложение. Вставь те слово.
Журавль хлоп—хлоп носом по …, стучал—стучал ничего в
…. не попадает.
Вертится лисонька вокруг …: и так подойдёт, и этак, и
лизнёт—то кувшин, и … —ничего достать не может.(
Карточка)
Работают на карточке, подбирают
слова. При необходимости,
перечитывают текст сказки.
Взаимопроверка в парах
на основе сличения с
образцом
Подготовка к чтению
по ролям
—Сколько героев участвуют в разговоре?
— Как называется такой разговор? (Диалог)
—Найдите слова лисы. Какая лиса? Как надо
прочитать? Кто прочитает? ( 2—3 человека).
—Кто лучше всех справился с этой ролью?
—А кто может показать движения лисы?
—Найдите слова журавля. Какой журавль?
— Как вы прочитаете слова этого героя? ( 2-3
человека)
—Кто понравился? А кто покажет движения журавля?
В совместной деятельности с
учителем определяют критерии
оценки выразительности.
Высказывают
оценочное суждение о
чтении одноклассников
в соответствии с
критериями.
—Подготовьте роли лисы и журавля
(2—3 пары) Слова автора читает учитель.
—Какая пара вам больше всего понравилась? Почему?
В совместной деятельности с
учителем определяют критерии
оценки выразительности.
Высказывают
оценочное суждение о
чтении одноклассников
в соответствии с
критериями.
—С каким произведением познакомились?
—Чему научила нас эта сказка?
Формулируют главную мысль
Творческое задание по
выбору
Придумать такой конец сказка, чтобы лиса и журавль
опять подружились
Список использованной литературы
1.Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся образовательных
учреждений: –М: Вентана—Граф, 2015
2. Ефросинина. Литературное чтение. Методическое пособие. 1 кл. (ФГОС) — М.: Вентана—
Граф, 2015
3. Николаева С.В., Смирнова И.Г Литературное чтение, 1 класс, Система уроков по
учебнику Ефросининой Л.А. – Волоград : Учитель, 2013.