Рабочий лист подготовка к сочинению по роману и с тургенева отцы и дети

Раздаточный материал.

Рабочий лист ученика. Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Тема: Базаров — «новый» герой или трагическая личность?

Задание.
Ознакомьтесь с планом. Напишите сочинение-рассуждение, используя данные клише. Запишите свои рассуждения на месте пропусков.

План.

Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «нового»  героя.

Базаров — «новый» герой или трагическая личность?

2.1. О чём говорит портрет героя?

2.2. Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.

2.3. Испытание любовью — мировоззренческий кризис героя.

2. 4. Базаров и Аркадий. Базаров и Павел Петрович. Базаров и родители. Базаров и народ

2. 5. Смерть героя. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?
2. 6 Автор и его герой.

«Вечно живой образ». Писарев о Базарове.

1. Клише для вступления (примеры).

Важно! Во вступлении мы формулируем проблему или тему: тот вопрос, который будем раскрывать или — что является предметом нашего рассуждения.
Пишем в конце вступления. Например: «базаров — «новый герой» или трагическая личность? Кто же он?

1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.

Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».

2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева  — роман __________________. Со станиц романа ______________  ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ — взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________  образ ______________.

3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою — _______________ Базарову.

2. Основная часть.
2.1. О чем говорит портрет героя?

Важно!Соблюдать принцип написания сочинения-рассуждения! Тезис — доказательство.

Тезис — утверждение.
Доказательства: примеры из текста, свои размышления по заданному тезису.

Тезис: Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя.
Доказательства:
Детали портрета Б: высокий лоб — признак ума, узкие губы (надменность, высокомерие). Одежда.
Является представителем демократов-разночинцев. Демократическая манера одеваться и вести себя. Длинный черный балахон с кистями, свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха. Не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Вывод: Простота в одежде — один из принципов ……. чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к………

2.2.  Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.

Тезис: Базаров придерживался одного из наиболее популярных учений того времени — нигилизма, что в переводе с латыни означает «ничего».

Доказательства: Нигилизм — это (определение). Герой не признает никаких ….., не склоняется……
Наука и познание мира опытным путем.

Вывод:

2.3.  Испытание любовью — мировоззренческий кризис Базарова.

Тезис:

Тургенев проводит своего героя через испытание любовью…. мировоззренческий кризис.
Доказательства: Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман «Отцы и дети». Закоренелый нигилист…….отрицает любые романтические чувства…влюбляется.

Вывод: Базаров оказывается способен…..

2. 4. Базаров и Аркадий. Базаров и Павел Петрович. Базаров и родители. Базаров и народ.

Тезис:

Характер героя раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами романа.
Доказательства: На внешнем уровне конфликт представлен спорами Базарова с……..
………касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров …….. по отношению к……. Второе, о чем ведут диалог герои — это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа…….. Базаров считает….. Герои спорят о роли………дворянство. Об отношении…….. народ.
Базаров и родители, Аркадий, народ.

Дружба с Аркадием. Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны.

Вывод: Трагичность положения героя в том,,,,,,,

2. 6. Смерть героя. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?

Тезис: Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе.
Доказательства: …..сильный и властный человек……….ещё никто не спасовал….. отрицает (отрицающий) романтизм……. доверяет своим идеям……. мысль об ошибке……. уныние. Будет наказан: врачебные занятия….. роковыми…….медицина……..он почитал……… не сможет…….. Вывод: Роман заставляет нас видеть в смерти Базарова……

2. 6.  Автор и его герой.
Тезис: Автор считал…… время Базарова не пришло…….возможно никогда не придёт. Отношение неоднозначно.

Доказательства: «Если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, безжалостной

         сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю я – я виноват и не

         достиг своей цели».(И.С.Тургенев)

Вывод:

Заключение:
3. «Вечно живой образ».

Вариант 1.
— В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые  не умирают, а живут в веках).

— К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).

— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).

— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).

— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________

— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).

— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________

— Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________

Вариант 2.
.  Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/397394-rabochij-list-podgotovka-k-sochineniju-po-rom

Раздаточный материал.

Рабочий лист ученика. Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Тема: Базаров — «новый» герой или трагическая личность?

Задание.
Ознакомьтесь с планом. Напишите сочинение-рассуждение, используя данные клише. Запишите свои рассуждения на месте пропусков.

План.

Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «нового»  героя.

Базаров — «новый» герой или трагическая личность?

2.1. О чём говорит портрет героя?

2.2. Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.

2.3. Испытание любовью — мировоззренческий кризис героя.

2. 4. Базаров и Аркадий. Базаров и Павел Петрович. Базаров и родители. Базаров и народ

2. 5. Смерть героя. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?
2. 6 Автор и его герой.

«Вечно живой образ». Писарев о Базарове.

1. Клише для вступления (примеры).

Важно! Во вступлении мы формулируем проблему или тему: тот вопрос, который будем раскрывать или — что является предметом нашего рассуждения.
Пишем в конце вступления. Например: «базаров — «новый герой» или трагическая личность? Кто же он?

1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.

Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».

2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева  — роман __________________. Со станиц романа ______________  ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ — взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________  образ ______________.

3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою — _______________ Базарову.

2. Основная часть.
2.1. О чем говорит портрет героя?

Важно!Соблюдать принцип написания сочинения-рассуждения! Тезис — доказательство.

Тезис — утверждение.
Доказательства: примеры из текста, свои размышления по заданному тезису.

Тезис: Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя.
Доказательства:
Детали портрета Б: высокий лоб — признак ума, узкие губы (надменность, высокомерие). Одежда.
Является представителем демократов-разночинцев. Демократическая манера одеваться и вести себя. Длинный черный балахон с кистями, свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха. Не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Вывод: Простота в одежде — один из принципов ……. чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к………

2.2.  Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.

Тезис: Базаров придерживался одного из наиболее популярных учений того времени — нигилизма, что в переводе с латыни означает «ничего».

Доказательства: Нигилизм — это (определение). Герой не признает никаких ….., не склоняется……
Наука и познание мира опытным путем.

Вывод:

2.3.  Испытание любовью — мировоззренческий кризис Базарова.

Тезис:

Тургенев проводит своего героя через испытание любовью…. мировоззренческий кризис.
Доказательства: Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман «Отцы и дети». Закоренелый нигилист…….отрицает любые романтические чувства…влюбляется.

Вывод: Базаров оказывается способен…..

2. 4. Базаров и Аркадий. Базаров и Павел Петрович. Базаров и родители. Базаров и народ.

Тезис:

Характер героя раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами романа.
Доказательства: На внешнем уровне конфликт представлен спорами Базарова с……..
………касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров …….. по отношению к……. Второе, о чем ведут диалог герои — это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа…….. Базаров считает….. Герои спорят о роли………дворянство. Об отношении…….. народ.
Базаров и родители, Аркадий, народ.

Дружба с Аркадием. Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны.

Вывод: Трагичность положения героя в том,,,,,,,

2. 6. Смерть героя. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?

Тезис: Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе.
Доказательства: …..сильный и властный человек……….ещё никто не спасовал….. отрицает (отрицающий) романтизм……. доверяет своим идеям……. мысль об ошибке……. уныние. Будет наказан: врачебные занятия….. роковыми…….медицина……..он почитал……… не сможет…….. Вывод: Роман заставляет нас видеть в смерти Базарова……

2. 6.  Автор и его герой.
Тезис: Автор считал…… время Базарова не пришло…….возможно никогда не придёт. Отношение неоднозначно.

Доказательства: «Если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, безжалостной

         сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю я – я виноват и не

         достиг своей цели».(И.С.Тургенев)

Вывод:

Заключение:
3. «Вечно живой образ».

Вариант 1.
— В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые  не умирают, а живут в веках).

— К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).

— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).

— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).

— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________

— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).

— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________

— Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________

Вариант 2.
.  Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.

Урок литературы в 10 классе.

Тема: Урок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Цели:

  1. Выработка навыков работы над сочинением.
  2. Формирование и развитие навыков анализа литературного произведения.
  3. Развитие литературно-творческих способностей учащихся.
  4. Приобщение учащихся к литературе как к виду искусства.
  5. Формирование личностного подхода к проблеме.
  6. Развитие речи учащихся.

Оборудование:

—  В.Н. Александров. Знаю, понимаю, могу. Пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., «Школа-пресс», 1999;

—  Теория и практика сочинений разных жанров. Методические указания к факультативному курсу под ред. Ладыженской Т.А., Зепаловой Т.С. М., «Просвещение», 1977;

— «Раздумье перед сочинением». Ю.А. Озерова. М., «Высшая школа», 1990;

— рабочие тетради по литературе;

— карточки для капитанов команд.

                     Ход урока.

1. Мотивация учебной деятельности.

     Слово учителя о сочинении вообще и особенностях работы на уроке.

Учитель: Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно сказать вслух. И цель сегодняшнего урока – выявить ваше отношение «вечно живому роману» И.С. Тургеневу «Отцы и дети» и научить вас самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости. Итак, начинаем.

   2. Работа по новой теме.

            «Аукцион тем» (опрос домашнего задания).

Учитель: Хочется понять, что взволновало вас, что заинтересовало вас в романе Тургенева, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема, сформулированная и представленная вами, поможет понять это.

 Ученики представляют и защищают темы сочинений. Под руководством  учителя       Они выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой выбор. Одна из             тем предусматривает работу по образу главного героя романа — Базарова, поэтому она становится ключевой темой подготовительной работы в классе.

3. Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?»

а) Работа по подбору эпиграфа к сочинению.

б) работа в группах.

 Класс делится на группы по равному количеству учащихся. Начинается работа над составлением плана сочинения. Из предложенного учащимися необходимо «собрать» один, наиболее полный и приемлемый, например:

        План.

  1. Причины появления в русском обществе и литературе 2 половины 19 века образа «нового» героя.
  2. Базаров – «новый» герой или трагическая личность?
  1. «И весь портрет его вызывал неприятие…».
  2. Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
  3. Испытание любовью.
  4. Одинок ли Базаров?
  5. Автор и его герой.

3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.

   4. Работа с капитанами команд.

           Капитаны команд получают карточки – лакуны.

 Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. В сильном классе возможен пропуск целых предложений. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять текст в целом. Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к сочинению. Количество вариантов зависит от количества творческих групп. Затем капитаны команд представляют варианты вступления, а «соперники» корректируют их. Понравившиеся варианты вступлений каждый ученик заносит в рабочие тетради. Например:

        План.

  1. Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «нового»  героя.
  2. Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
  1. «И весь портрет его вызывал неприятие…»
  2. Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
  3. Испытание любовью.
  4. Одинок ли Базаров?
  5. Автор и его герой.
  1. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.

      в) индивидуальная работа с капитанами команд.

            Капитаны получают карточки – лакуны.

       Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. Иногда можно допустить пропуск целых предложений, но это возможно только в сильном классе. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять и текст в целом. Таким образом, каждая группа создаст свой вариант 1- ой части сочинения – вступления. Затем капитаны команд представляют  варианты своих групп, после чего остальные учащиеся корректируют их. Понравившиеся проекты вступления ребята записывают в рабочие тетради по литературе. Например:

1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.

Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».

2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева  — роман __________________. Со станиц романа ______________  ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ — взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________  образ ______________.

       3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою — _______________ Базарову.

      г) работа по команде «Зеркальное отражение».

          Учитель предлагает учащимся набор опорных предложений, которые можно   использовать в сочинении. Цель – ученики должны найти в данном наборе ошибки и записать предложения, противоположные по смыслу исходным.

  1. Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;
  2. Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;
  3. Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;
  4. Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;
  5. Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.

Ответы перерастают в мини беседу по плану 2-ой части сочинения, которая оформляется в черновике секретарями каждой группы.

д) работа в группах по командам «Осколки» и «Проверь свою грамотность».

    Каждая группа получает карточки с текстом, в котором даны только опорные слова или предложения. Команды заполняют «пустоты», используя материала мини – беседы и команды «Зеркальное отражение».

    В опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача команд – рецензировать материалы товарищей, исправить допущенные ошибки.

        «Осколки»

       1.  Впервые мы ___________ в __________ начале __________. Перед нами __________ человек лет ______ с п…дпояса…ой   беч…вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что _________________________________________ к трагич…ской ра…вязке так (как) Павел Петрович _______________________________.

      2.   Благодаря этому роману _________________________________ слово «нигилист». Име(н, нн)о философия _____________________ легла в основу ____________________ но я (бы) ___________ остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии Базарова.

  1. И свё(таки)  _________________ меняе(ться, тся) что связано с _______________.

Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью?

       4.  Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.

   Каждая группа обрабатывает все дополнения и уточнения и затем зачитывает (защищает) готовый материал. У каждой команды – один пункт основной части. Во время защиты команды работают в черновиках.

    е) работа над заключительной частью сочинения.

       Ученикам предлагается команда «Клише».

       Учитель зачитывает только начало блочных предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения. Можно это задание разнообразить задание: учитель называет того ученика, который должен закончить предложенное выражение. Остальные высказывают согласие с его вариантом или предлагают свой вариант.

— В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые  не умирают, а живут в веках).

— К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).

— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).

— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).

— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________

— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).

— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________

— Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________

— Писарев назвал Базарова _________________________________________________

Таким образом, мы одновременно напишем заключительную часть сочинения.

5. Мини-беседа по итогу урока.

  1. Комментирование оценок.
  1. Домашнее задание.

Написать сочинение по роману, используя материалы урока.

Сочинения Далее

Материалы для подготовки к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Подготовительные вопросы к сочинению

  1. Кто является основными участниками конфликта в романе?
  2. Каковы внешние различия между Базаровым и П. П. Кирсановым?
  3. Какие черты характера их объединяют, и что разделяет?
  4. В чем трагедия Базарова и Кирсановых?
  5. Является ли Базаров «героем своего времени»?
  6. Как относится автор к своему герою?

Ответы

  1. И. С. Тургенев обладал замечательным даром видеть и чувствовать то, что происходило в русской общественной жизни. Свое понимание назревающего социального конфликта между либералами-аристократами и революционными демократами писатель выразил в романе «Отцы и дети». Носителями этого конфликта стали нигилист Базаров и дворянин Павел Петрович Кирсанов.
  2. Подробное описание внешности героев показывает, насколько они противоположны друг другу. Весь «изящный и породистый» облик Павла Петровича, его точеные, классические черты лица, белоснежные накрахмаленные воротнички, «красивая рука с длинными розовыми ногтями» обличают в нем богатого изнеженного дворянина-аристократа. В портрете Базарова автор настойчиво подчеркивает такие детали, как «широкий лоб», «крупные выпуклости просторного черепа», которые говорят о том, что перед нами человек умственного труда, представитель разночинной, трудовой интеллигенции. Внешность героев, их одежда и манера поведения сразу вызывают сильную взаимную неприязнь, которая и определяет их дальнейшие отношения. Значит, при первом знакомстве с ними бросается в глаза их противоположность, тем более , что автор настойчиво противопоставляет «плебейские манеры» Базарова изысканному аристократизму Павла Петровича.
  3. Но нельзя не заметить и сходства между ними. И Базаров, и Кирсанов — две умные, сильные и волевые личности, которые не поддаются чужому влиянию, а, наоборот, умеют подчинить себе других. Павел Петрович явно подавляет своего кроткого, добродушного брата. А Аркадий находится в сильной зависимости у своего друга, воспринимая все его высказывания как непреложную истину. Павел Петрович горд и самолюбив, называя аналогичные черты своего противника «сатанинской гордостью». Что же все-таки разделяет этих героев? Конечно, их совершенно разные взгляды, различное отношение к окружающим людям, народу, дворянству, науке, искусству, любви, семье, всему государственному укладу современной русской жизни. Эти разногласия отчетливо проявляются в их спорах, которые затрагивают многие социальные, экономические, философские, культурные вопросы, которые волновали русское общество в начале 60-х годов XIX века. Но обращает на себя внимание особый характер споров Кирсанова с Базаровым, их пристрастие к отвлеченным, общим предметам, таким, например, как авторитеты и принципы. Если Павел Петрович утверждает незыблемость авторитетов, то Базаров не признает этого, считая, что всякая истина должна подвергаться проверке сомнением. Во взглядах Павла Петровича проявляется его консерватизм, благоговение перед старыми авторитетами. Сословная барская спесь не позволяет ему воспринимать новые общественные явления, относиться к ним с пониманием. Все новое он принимает в штыки, твердо отстаивая устоявшиеся жизненные принципы. Если бы Кирсанов по-отечески мудро относился к молодому поколению, прощая ему масимализм и заносчивость, то, возможно, он смог бы понять и оценить Базарова. Но и герой-разночинец отнюдь не по-сыновнему относится к старшему поколению, с гордым презрением отрицая все культурные и нравственные ценности прошлого. Он смеется, видя Николая Петровича, играющего на виолончели, раздражается, когда Аркадий, по его мнению, «говорит красиво». Он не понимает деликатной вежливости Николая Петровича и барского высокомерия его брата.
  4. В тихом «дворянском гнезде» Кирсановых царит культ преклонения перед красотой, искусством, любовью, природой. Красивые изысканные фразы лишены конкретных значимых дел. А нигилист Базаров жаждет настоящей гигантской деятельности, которая бы разрушила весь ненавистный ему уклад жизни. Но никаких созидательных целей герой перед собой не ставит, слишком далеко зайдя в своем отрицании. Вспомним его парадоксальные афоризмы: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит» и т.д. Вообще возникает ощущение, что Базаров произносит эти фразы в полемическом задоре, чтобы шокировать своего противника. Кроме того, Евгений слишком резко нападает на поэзию, музыку, любовь. Это заставляет нас усомниться в искренности его отрицания. Создается впечатление, что Базаров пытается убедить прежде всего самого себя в том, что искусство, чувства — это чепуха, «романтизм». Он как бы пытается убить в себе и способность любить, и умение чувствовать красоту и поэзию. В правильности такого предположения убеждает нас финал романа, повествующий о безвременной случайной смерти этой могучей, недюжинной натуры. Именно здесь мы видим настоящего Базарова, в котором уже нет раздражающей самоуверенности и развязности, резкости и категоричности суждений. Он прост и человечен перед лицом надвигающейся смерти. Герой не скрывает больше свой «романтизм», трогательно прощаясь с любимой женщиной, заботясь об осиротевших стариках-родителях, думая о загадочной России, переосмысливая свое отношение к жизни. В этом последнем испытании Базаров обретает цельность и стойкость духа, которые помогают ему достойно встретить смерть.

    Громадные силы этой могучей, неординарной натуры остались без применения. Узость и ограниченность базаровского нигилизма не дали ему возможности совершить что-то значительное, оставившее след в истории. Кирсановы тоже живут в своем замкнутом мире любви, поэзии, музыки, красоты, отгородившись от окружающей действительности с ее социальными проблемами. Их жизнь нельзя назвать состоявшейся. Таким образом, мы видим в романе Тургенева трагический разлад между поколениями, которые отказываются понять друг друга, и их деятельность оказывается парализованной.

  5. Действительность начала 60-х годов давала Тургеневу обильный материал для создания «героя своего времени», образа «нового человека», разночинца, демократа, нигилиста. С людьми такого типа сотрудничал Тургенев в редакции журнала «Современник». Он был знаком с атеистами и материалистами, которые отличались прямотой и резкостью суждений, увлекались естественными науками, отрицали культурное наследие прошлого. В плане романа «Отцы и дети» Тургенев называет трех прототипов своего будущего героя — Добролюбова, Павлова и Преображенского, представителей новой разночинной интеллигенции.
  6. Дворянин-аристократ Тургенев не разделял взглядов нигилистов, но пытался понять их. Свое представление о революционных демократах писатель воплотил в образе главного героя Евгения Базарова. Отношение автора к герою было сложным. Он, безусловно, ценил многие его качества: независимый ум, честность, трудолюбие, демократизм, силу воли. Недаром он писал о своем герое, что тот «подавляет все остальные лица романа». Действительно, когда читаешь тургеневский роман, то воспринимаешь Базарова как победителя, который торжествует над «отцами». Но внимательно вчитавшись в споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, обнаруживаешь в его высказываниях много противоречий, общих мест и откровенно нелепых утверждений, типа «Рафаэль гроша медного не стоит». По выражению Писарева, «Базаров завирается», то есть отрицает вещи, которые не знает или не понимает, — поэзию, музыку, искусство, любовь. Наделив своего героя острым критическим умом, Тургенев лишает его широты кругозора. Его развитие грешит односторонностью. Базаров признает только естественные науки, которые, по его мнению, достаточно ясно и четко объясняют все жизненные явления, например, любовь герой сводит к естественной физиологической потребности. (Желая показать несостоятельность взглядов героя, Тургенев переносит его в новые условия, заставляя пережить испытание любовью. Возникает ситуация , в которой Базаров вынужден действовать в полном противоречии со своими взглядами. Он одержим страстью к красивой, умной, холодной женщине, совершенно чуждой ему и по общественному положению, и по мировоззрению. Сильное впечатление, произведенное Анной Сергеевной Одинцовой, Евгений пытается уничтожить циничными замечаниями о ней. Но любовь оказывается сильнее его рационализма и нигилизма и остается с ним до самой его смерти.) Искусство он отрицает потому, что оно бесполезно. Таким образом, Базаров до предела сужает все многообразие, красоту и прелесть жизни, в которой нет места эмоциям, наслаждению красотой природы, поэзии, музыки. То есть он обедняет жизнь своим практическим рационализмом. Именно в этом автор не согласен со своим героем. Он считает неприемлемыми такие стороны в мировоззрении Базарова, как рассудочность, непонимание огромной роли чувств в человеческой жизни, отрицательное отношение к искусству.

  • Рабочий лист по сказке ашик кериб
  • Рабочий лист для подготовки к итоговому сочинению
  • Рабочий лист волшебные сказки 3 класс
  • Рабочий или рабочей как правильно пишется
  • Рабочий день учителя сочинение