Рабочий лист сказка о царе салтане 3 класс

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Рабочий лист № 1.

Перечитай название сказки. Выпиши главных действующих лиц произведения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте отрывки с описанием города. Допишите эпитеты.

Стены ____________________

Зубцы _____________________

Монастыри _________________

Церкви _____________________

Застава _____________________

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 78 и прочитайте её описание. Дополните текст эпитетами из сказки.

На иллюстрации мы видим сцену, когда юный царевич вместе со своей матерью с холма рассматривают свой _________________________ город.

____________________маковки церквей, купола _____________ ___монастырей

сверкают под яркими лучами солнца.

Крепкие стены с __________________зубцами надёжно огибают город со всех сторон.

Новый город с дворцом, с теремами и садами приковал восхищённые взгляды матери и сына.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Рабочий лист № 2.

С какой целью Черномор и тридцать три богатыря выходили на берег? Запиши

ответ словами из текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Подберите синонимы к выделенным словам, подчеркни их.

«Славный город твой хранить

И дозором обходить»

Сторожить, караулить, патрулировать, разведывать

«Эти витязи морские

Мне ведь братья все родные»

Рыцари, воины, ратники, богатыри, бойцы

Рассмотрите иллюстрацию художника Ивана Билибина «Тридцать три богатыря» на стр. 88 учебника. Прочитайте описание иллюстрации.

Художник изобразил морских богатырей на фоне ночи. За их спинами бушуют волны. Морские витязи неприступной стеной загородили крепость от неспокойной морской пучины. Их острые копья касаются звёзд. Великаны склонили головы перед чудным городом, которым правит князь Гвидон.”

Выберите строчки из сказки, которыми можно закончить это описание.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Соотнеси слова и их значения.

Витязь

Дом в виде башни

Светлица

Светлая парадная комната в доме

Палаты

Отважный доблестный воин

Престол

Большое, богатое каменное здание, в котором много комнат

Аршин

Драгоценный головной убор, корона

Венец

Трон монарха

Терем

Мера длины, равная 71 см

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Рабочий лист № 3.

Как наказывает князь Гвидон своих злых и коварных родственниц? Впиши буквы в таблицу.

Родственники

Наказание

Повариха

Ткачиха

Бабариха

Слова для справок:

а) комар кусает в правый глаз;

б) шмель кусает в нос;

в) муха кусает в левый глаз.

Найди в тексте сказки А.Пушкина примеры, подтверждающие, что перед нами волшебная сказка. Впиши примеры в таблицу.

Волшебные помощники

Положительные

и отрицательные герои

Троекратные повторы

Превращения

Волшебные предметы

Испытания

Добро побеждает зло

А.С. Пушкин использует живописный народный язык, насыщенный

эпитетами, сравнениями, олицетворениями, применяет красоту

звукописи.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Рабочий лист № 4.

Составьте характеристику князя Гвидона. Заполните таблицу.

С почестями встречает гостей

Ничего не просит за спасение Царевны Лебеди

Почтителен к матери, хочет вернуть отца

Спасает себя и мать

Убивает коршуна, спасает Лебедя

Хочет завести у себя в княжестве диковинки

Слова для справок: преданный сын, гостеприимный, храбрый, любознательный, бескорыстный, решительный.

Составьте словесный портрет царя Салтана.

О каких чертах его характера говорят следующие поступки?

Заполните таблицу.

Поступки героя

Качества, характеризующие поступки героя

Легко поддался обману

«В горе начал он чудесить,

И гонца хотел повесить»

«Но, смягчившись на сей раз,

Дал гонцу такой приказ…»

«Ждать царева возвращенья

Для законного решенья».

«Бился долго и жестоко»

Не женился второй раз

Долго не решался поехать к Гвидону

Простил коварных родственников

Слова для справок: справедливый, доверчивый, вспыльчивый, нерешительный, отходчивый, храбрый, добрый, преданный.

Соотнесите качества Царевны с ее поступками

Подарила город за спасение

«Не можно глаз отвесть…»

Обращает князя в насекомых

Не торопит князя принять решение жениться

Говорит с князем ласково

Помогает князю увидеть отца, и за это ничего не требует

Слова для справок: волшебница, красавица, бескорыстная, терпеливая, благодарная, нежная.

Расскажите о любом герое по плану.

(По каждому пункту плана необходимо составить 2-3 предложения,

чтобы в итоге по всей таблице получился связный рассказ).

Имя героя.

Как выглядит?

Какие поступки совершает?

Какой характер у героя? Какие душевные качества раскрываются в его поступках?

Какими словами говорит о герое поэт (краткие цитаты из текста).

Что лично вам понравилось или не понравилось в герое?

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

1. Куда после свадьбы уехал царь Салтан?

а) К соседнему государю;
б) на охоту; в) на войну.

2. Что подменили гонцу?

а) Грамоту; б) приказ; в) письмо.

3. В чем царицу с сыном пустили в окиян?

а) В лодке; б) на плоту; в) в бочке.

4. К кому обращался маленький Гвидон, находясь в море?

а) К ветру; б) к волне; в) к морю.

5. От какой птицы спас Гвидон царевну Лебедь?

а) От ястреба; б) от орла; в) от коршуна.

6. Чем не торговали корабельщики?

а) Бобрами; б) соболями; в) лисами.

7. Кто рассказал царю Салтану о чудесной белке?

а) Ткачиха; б) повариха;

в) сватья баба Бабариха.

8. Из какого камня были ядра волшебных орехов?

а) Из алмаза; б) из сапфира; в) из изумруда.

9. В какое насекомое не превращался князь Гвидон?

а) В комара; б) в муху; в) в пчелу.

10. Сколько раз Гвидон слал поклоны царю Салтану?

а) Три раза; б) четыре раза; в) пять раз.

Оцени себя

Синквейн

1.__________________________

2.__________________________

3.__________________________

4.__________________________

5.__________________________

Работа в парах

Какими душевными качествами обладали главные герои сказки? Составьте мини- характеристики.

Имя персонажа

Какой он?

Что делает?

Пословица или поговорка

Салтан

Сёстры и сватья

Царевна Лебедь

Князь Гвидон

Царица- мать

Подсказки:

2.Доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.

3.Грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает,

удивляется, каются, благодарит, наказывает, заботится.

4.Семьей дорожить — счастливым быть. Вся семья вместе и душа на месте. На обмане счастья на построишь. Мудрость ценнее золота. При солнышке тепло, при матери добро.

_ _______________________________

Автор___________________________________________________________

Название_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жанр____________________________

● Уточни значение некоторых слов:

Зыбей – зыбь – лёгкая волна.

Клив – клюв. Град – город.

Колымага – большая старинна телега.

Двор – придворные, ближайшие к царю или князю люди.

Венец – драгоценный головной убор.

☺ Можно ли сказку назвать волшебной? Докажи.

1. Место действия: ___________________________________________

2. Чудесные персонажи: ___________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Волшебный помощник: ___________________________________________

4. Превращения: ___________________________________________

_____________________________________________________________________________

Отличие сказки А..Пушкина от фольклорных

Элементы

волшебных сказок

«Сказка о царе Салтане»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Положительные герои

__________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Отрицательные герои

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чему учит сказка А.С. Пушкина

«Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разгадай кроссворд

По горизонтали.

1. Насекомое, в которое в последний раз превратился князь Гвидон.

2. Дядька богатырей.

3. Бабушка князя Гвидона.

4. Дерево, под которым сидела белка.

5. Хозяин острова Буяна.

6. Сан Салтана.

По вертикали. 7. Жена князя Гвидона

Нарисуй в кого превращался князь Гвидон

Игра «Верю-не верю»

Читаем, если верим, ставим +, если не верим -.

1) «Здравствуй, красная девица,-

Говорит он, — будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу ноября ( )

2) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Боян ( )

3) Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку, прочитали закон. ( )

4) Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. ( )

5) Гвидон превращался в муху,комара,стрекозу( )

6) Смотрит- видит дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей,

Орёл носится над ней… ( )

7) Ребёнок родился 71 см. ( ) (аршин — старинная русская мера длины 71 см)

8) Гвидон сам построил город на острове. ( )

9) Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем ( )

10) Белка песенку поёт «Во поле берёза стояла» ( )

11) Гвидон пять раз летал к Салтану. ( )

12) Лебедь стала женой князя Гвидона. ( )

13) Царевна-лебедь встречала Гвидона у моря словами:

« Здравствуй, принц, ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный.. ( )

14) О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи ( )

15) Каждая из героинь — ткачиха, повариха, Бабариха осталась без одного глаза. ( )

Главная Публикации Литературное чтение Уроки 3 класс Рабочий лист «А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

Рабочий лист «А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

Уроки

рабочий лист к уроку

  Вам также может понравиться:

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «ЗИМНИЕ МОТИВЫ»


Конкурсы

215 работ

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «ЗИМНИЕ МОТИВЫ
»

01 Декабря – 28 Февраля

Всероссийский экологический конкурс «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ!» к Дню зимующих птиц в России


Конкурсы

10 работ

Всероссийский экологический конкурс «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ!
» к Дню зимующих птиц в России

01 Января – 25 Февраля

Всероссийский конкурс педагогического мастерства для музыкальных руководителей «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА»


Конкурсы

16 работ

Всероссийский конкурс педагогического мастерства для музыкальных руководителей «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА
»

01 Декабря – 28 Февраля


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в
социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать


  • Конспект занятия по литературному чтению для дошкольников «Методическая разработка в старшей группе компенсирующей направленности «День Неизвестного солдата»»
    Литературное чтение


  • Конспект занятия по литературному чтению для дошкольников «конспект по развитию речи»
    Литературное чтение


  • Планирование по литературному чтению для «рабочая программа»
    Литературное чтение


  • Факультативы по литературному чтению для «Статья «Методы ознакомления с художественной литературой для детей»»
    Литературное чтение


  • Презентации по литературному чтению для 3 класса «Урок-презентация к рассказу «Бишка»»
    Литературное чтение

  • Дата публикации: 01.06.2021
  • Автор:
  • Должность: учитель начальных классов
  • Учебное заведение: МОУ-ООШ с.Бородаевка Марксовский район
  • Населённый пункт:



Пожаловаться!

Библиографическое описание

ГОСТ Р 7.0.100–2018

Опилатова Ангелина Андреевна Рабочий лист по литературе на тему» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»». / А. А. Опилатова. – Текст : электронный // Педагогический альманах : электронное СМИ. — URL: https://www.pedalmanac.ru/252023. — Дата публикации: 1 июня 2021.

ГОСТ 7.82-2001

Опилатова, А. А. Рабочий лист по литературе на тему» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»». [Электронный ресурс] / Ангелина Андреевна Опилатова // Педагогический альманах : [сайт]. — 2021. — 1 июня. — [Россия]. — Режим доступа: https://www.pedalmanac.ru/252023, свободный. — Загл. с экрана.

ГОСТ Р 7.0.5-2008

Опилатова А.А. Рабочий лист по литературе на тему» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»». // Социальное партнёрство в сфере образования «Педагогический альманах» : cетев. издан. 01.06.21. URL: https://www.pedalmanac.ru/252023 (дата обращения: 12.01.2023).

Рецензии

Для данной публикации рецензий не найдено.

Поделитесь своими успехами с коллегами!

Свидетельство о публикации № 252023

Автору публикации предоставляется скидка 50%

Обобщающий урок по сказке

А.С. Пушкина

«Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Цель: учиться составлять характеристику героев по плану;

развивать речь, логическое мышление, умение находить необходимые отрывки в тексте;

развивать технику чтения;

воспитывать душевные качества, такие как умение прощать, благородство.

Оборудование: рабочие листы для учащихся, учебник литературного чтения, дополнительный материал к уроку.

Ход урока

  1. Орг. момент. Мотивация учащихся к учебной деятельности.

Сегодня у нас заключительный урок по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Мы проведём его в необычной форме. От вас потребуется знание сказки, внимание и память.

  1. Постановка цели и задач урока.

Каковы цели художественных произведений?

Для чего они существуют в культуре человечества?

Сегодня мы попытаемся выявить замысел сказки А.С. Пушкина.

  1. Работа по теме урока

А). Сравнение сказок А.С.Пушкина с волшебными народными сказками.

Какие сказки А.С. Пушкина вам известны?

Что вы заметили в названии этих произведений?

К какому типу сказок относится «Сказка о царе Салтане…» (бытовой, о животных, волшебной?) Почему?

Разберём, чем же отличается сказка А.С.Пушкина от фольклорных?

(коллективная работа в рабочих листах, заполнение таблицы)

    1. Зачин — у А.С. Пушкина отсутствует

    2. Троекратный повтор событий — есть, три раза проезжали мимо острова Буяна купцы, три раза летал Князь Гвидон в царство своего отца, три раза царь Салтан собирался приехать на остров Буян.

(Зачитать эти эпизоды.)

    1. Волшебные события, герои, предметы — лебедь; рос не по дням, а по часам; волшебная белка; тридцать три богатыря; превращения князя Гвидона.

    2. Герои четко делятся на добрых и злых – сестры царицы, коршун – злые герои, царица, князь Гвидон, царь Салтан, царевна-лебедь – добрые.

    3. Сказочный язык

( Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобретательности. Постоянный эпитет – синее море, нелестный эпитет – Иванушка-дурачок.

Присказка – короткий рассказ, прибаутка в начале сказки.)

А.С.Пушкин использует в своей сказке фольклорные эпитеты и придумывает свои.

Фолк. — …добра коня…

неведому зверюшку

море синее…

дуб зеленый…

снурок шелковый…

клёв кровавый…

лебедь-белая…

князь ты мой прекрасный…

гости-господа…

Авт. – … для законного решенья…

не птичьим криком стонет…

могучий избавитель…

к царству славного Салтана…

и желанная страна…

    1. Зло наказано — у А.С. Пушкина прощено

    2. Сказочная концовка – есть, (прочитать)

Какими душевными качествами обладали главные герои сказки, что привело к такой концовке?

Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим. Такие отношения складываются, благодаря мастерству автора в создании образов литературных героев.

Б). Составление мини-характеристик героев сказки.

Предлагаю вам составить мини-характеристики героев сказки.

(работа в парах по рабочему листу)

1.Имя персонажа

2.Какой он — 2 слова

3.Что делает?- 3 слова

4.Пословица или поговорка

Персонажи: Салтан, сестры и сватья, царевна Лебедь, князь Гвидон, царица-мать.

Подсказки:

2.Доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.

3.Грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает,

удивляется, каются, благодарит, наказывает, заботится.

4.Семьей дорожить — счастливым быть. Вся семья вместе и душа на месте. На обмане счастья на построишь. Мудрость ценнее золота. При солнышке тепло, при матери добро.

Коллективное обсуждение составленных характеристик.

— Каких героев вы отнесли в группу положительных?

(Князь Гвидон, царица, царь Салтан, царевна Лебедь.)

— Каких героев вы отнесли в группу отрицательных героев?

(Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, коршун)

Как бы могла закончиться сказка, будь герои сказки другими по характеру?

Физминутка.

(прядем пряжу, изображаем движение волн, натягиваем тетиву лука, поднимаемся в небо лебедушкой, подгоняем кораблик, выходим витязями из моря)

В). Разгадывание кроссворда.

Г). Восстановление последовательности событий в сказке.

Д). Выявление замысла сказки.

4. Рефлексия.

Р.S. Если на уроке остаётся время, можно использовать дополнительный материал к уроку.

Рефлексия

Чем был интересен урок, что нового открыли для себя? Что, по-вашему, не удалось?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Раз горох два горох сказка читать
  • Пушкин наше все сочинение 9 класс
  • Рабочий лист по сказке сестрица аленушка и братец иванушка
  • Раевская лидия читать новые рассказы
  • Рабочий лист по сказке лиса и журавль

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии