Рабочий лист сказка о потерянном времени

Чтение с увлечениемhttp://img.yakaboo.ua/media/catalog/product/cache/1/image/76be0bc84a6b7b5e4630b1e3af73bee4/3/2/324573_67081951.jpg

Творческая тетрадь

ученика (цы) 3 класса «В»

ФИ___________________________________

  1. Разгадай шараду

Первая буква как в слове Шар.

Середина слова – корень слова варить

Заканчивается слово на букву, которая стоит в алфавите между буквами Х и Ч.  

Евгений Львович Шварц  (1896-1958) — писатель, драматург — сказочник. Родился в Казани, в семье врача. Детство и юность провёл в Майкопе. Выдумщик и заводила, он сочинял шуточные пьесы, экспромты, стихи, до слёз смешил окружающих, прекрасно пел и танцевал. В 1921 году с труппой любительского театра приехал в Петроград. Там он стал секретарём К. И. Чуковского, познакомился с известными писателями. Писал стихотворные фельетоны, сатирические рассказы. Работал в детских журналах «Ёж» и «Чиж». На их страницах появились его пьесы-сказки «Новые приключения Кота в сапогах» и «Красная Шапочка». Самые известные пьесы Шварца — «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо» — были не раз экранизированы. Его драматические произведения до сих пор ставятся в театрах.Eug Shvartz.jpg

  1. Философская загадка

Оно длиннее всего на свете – и короче. Быстрее всего – и медленнее. Самое дробное – и самое неразрывное. Его меньше всего ценят, но больше всего сожалеют о его отсутствии. Без него ничего не может быть сделано. Когда его мало, оно пожирает всех и вся без следа, а когда много – дает возможность вздохнуть спокойно. Что это?    

  1. Перед прочтением сказки предлагаю вам задание: если согласны с моим утверждением ставите в таблице   +, не согласны –

1

2

3

4

5

6

7

8

До чтения сказки

После чтения сказки

Верно ли, что …

  1. Дети,  напрасно теряющие время, могут превратиться  в старичков.
  2. Злые волшебники считали время на калькуляторе.  
  3. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро.  
  4. Дом волшебников находился на опушке леса.
  5. До леса дети – старички доехали на троллейбусе.  
  6. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.
  7. Часы в доме волшебников назывались  часики.  
  8. Человек, теряющий время, сам не замечает, как стареет.
  1. Работа со словарём. Объясни значение слов

Окладистая (борода) – ______________________________________

Керосиновая лампа – _______________________________________

Ходики – _________________________________________________

Пола, полы – ______________________________________________

  1. Закончи предложение из сказки.

Человек, напрасно теряющий время, ______________________________________________________________________________________________________

  1. Отзыв

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мастер-класс «Приёмы смыслового чтения при работе над произведением Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени».

Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать всех, кто собрался в этом зале.

слайд Прочитайте стихотворение.

Потеряла Аленушка ключ.

На опушке искала – не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ,

Да не этот ей нужен, как видно.

— Почему Аленушке был нужен не этот ключ? (Значение слова было другое, не ключ-родник, бьющий из-под земли)

— Что вы можете сказать про слово «ключ»? (многозначное слово)

— Что зависит от значения слова? (От значения слова зависит смысл прочитанного.)

— Значит как надо читать текст? (осмысленно)

слайд — тема мастер-класса «Приёмы смыслового чтения при работе над произведением Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени».

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на самоопределение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Во ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. Чтение — это прежде всего текст. Тексты могут быть разных типов и стилей.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Путь и программа действий чтеца называются стратегией чтения.

Стратегия смыслового чтение представляет собой

    Поиск информации и понимание прочитанного.

    Понимание и интерпретация.

    Оценка информации.

Ученые установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы.

Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, они могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Это зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.

Я хочу представить вашему вниманию некоторые фрагменты урока по теме «Сказка о потерянном времени » Евгения Шварца, где использовались разные приёмы работы с текстом. Так как сказка большая по содержанию, работа с текстом проводилась несколько уроков.

Слайд На 1этапе работы с текстом я использовала Приём «Кластер».

Предлагаю вам вспомнить материал, что вы знаете о сказках и составить кластер.

( Всё напечатано для учителей — кластер без записей )

-Скажите, на какие группы делятся сказки? (народная, литературная)
-Какие знаете виды сказок? ( бытовая, волшебная, о животных )

-Приметы сказки: присказка, зачин, концовка, волшебные предметы, троекратный повтор, магические числа, добро побеждает зло, устаревшие слова.

Определили с каким жанром будем работать.

Слайд Приём «Антиципация ( Всё напечатано для учителей — кластер без записей )

    Для того, чтобы узнать фамилию писателя, с творчеством которого будем знакомиться на уроке, разгадайте шараду.

Первая буква как в слове Шар.

Середина слова – корень слова ВАРить

Заканчивается слово на букву, которая стоит в алфавите между буквами Х и Ч. (Шварц)

Слайд А сейчас рассмотрите картинку и предположите

-Может ли быть такое на самом деле?

-Может ли такое случиться в жизни?

-Хотите узнать произведение, в котором найдём ответы на поставленные вопросы.

Слайд чтобы узнать, что потеряли герои сказки, послушайте философскую загадку

Оно длиннее всего на свете – и короче. Быстрее всего – и медленнее. Самое дробное – и самое неразрывное. Его меньше всего ценят, но больше всего сожалеют о его отсутствии. Без него ничего не может быть сделано. Когда его мало, оно пожирает всех и вся без следа, а когда много – дает возможность вздохнуть спокойно. Что это? ВРЕМЯ.

Аннимация Тема:Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Прочитайте, как звучит тема урока

Ответьте на вопросы

— Как вы думаете, можно ли время потерять?

— А вернуть?

Давайте проведём литературное расследование:  что происходит, если терять время.

На этапе Работа с текстом во время чтения

Слайд Знакомство с 1 частью сказки организовала через технологию продуктивного чтения — несплошной текст.

Ребята прослушали отрывок аудиозаписи «Сказка о потерянном времени»

(Слушали сказку до эпизода, как Петя Зубов пошёл, куда глаз глядят и отвечали на вопросы) ( Всё запись для учителей)

— Как зовут главного героя сказки? (Петя Зубов)

— В каком классе он учился? (ученика 3 класса 14 школы)

-Что говорил Петя? (Успею, во второй четверти вас догоню.)

— Согласны ли вы с тем, что он всё успеет? (Нет)

Почему? (опаздывает на уроки, отстаёт…)

— Как вы понимаете выражение «как всегда с опозданием»? (Часто, постоянно опаздывал на уроки)

— О чём это говорит? (Он лентяй, прогульщик, бездельник, не хочет учиться)

— Почему гардеробщица тётя Наташа не узнала Петю? (Стал высокий, худой, у него охрип голос, выросла борода, усы, лицо покрылось морщинами. Не похож на Петю Зубова.)

Смогла ли узнать его мама? (нет)

— Почему он так изменился? (Он превратился в старичка, потому что был прогульщиком и терял время напрасно)

2 часть текста стр.6-7 , предложила прочитать самостоятельно.Для осмысления использовала Приём«Ты — мне , я — тебе»

Дети, работая в паре, составляли вопросы по предложенному началу

Куда …..

О чём….

Как….

Что он…..

(Затем выходили и задавали вопросы классу)

Проверяли в классе, прослушиванием одной из пар ребят. Дополняли вопросами.

( Куда пошёл Петя?

О чём думал Петя?

Как Петя очутился в лесу?

Что он там увидел ?

3 часть сказки стр.7-10 читали по «цепочке» Используя Прием «Поиск ответа» предложила ребятам по ходу чтения пометить ответы в тексте на готовые вопросы

1.Кого увидел Петя в лесном домике? (2 мальчика и 2 девочки, злые волшебники и злые волшебницы)

2. Как звали злых волшебников? ( Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Пантелей Захарович, Марфа Васильевна)

3. Что на счётах подсчитывал Сергей Владимирович? (Зачитывают отрывок,стр.7 как злые волшебники подсчитывают время, которое забрали у ребят)

4. Почему никто не заметил Петю Зубова? (Петя Зубов замер, как мышка)

5. Что шёпотом говорил Сергей Владимирович (Зачитывают отрывок,стр.9 а от любого несчастья может спастись человек)

6.Почему злые волшебники были уверены, что ребята не смогут им помешать? (Зачитывают отрывок,стр.9-10)

Слайд Для 4 части сказки стр.10-15 использовала Приём «Логическая цепочка» Прочитав текст, учащиеся получили карточки с изображением «молодых» старичков, заколдованных волшебниками и карточки ребят: Пети, Маруси, Нади, Васи.

Вам я тоже предлагаю составить такую логическую цепочку

Спрашиваю учителей?????

(Петю Зубова – ученика 3 класса 14 школы, Марусю Поспелову, ученицу 3 класса, Наденьку Соколову ученицу 3 класса и ученика 2 класса Васю Зайцева).

Давайте обобщим

Какое несчастье объединило героев?

(Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята старыми  стариками.)

В кого превратились ребята-старички в конце сказки? (Обратно превратились в ребят-учеников, чудом вернули потерянное напрасно время.)

На этапе Работа с текстом после чтения.

Организовала работу в группах.

Слайд Для проверки восприятия теста предложила 1группе найти подмену в тексте – (Приём «Найди подмену». ) Прочитайте задание 1 группы и предложите свой ответ.

Жил-был мальчик, по имени Петя Зубов. Учился он в четвёртом классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по рисованию.

Успею! – говорил он в конце первой четверти. – Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею».

И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в школу. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:

Тетя Наташа! Возьмите мою куртяшку!

А тетя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:

Кто меня зовет?

Это я. Петя Зубов, – отвечает мальчик.

А почему у тебя сегодня голос такой сопатый? – спрашивает тетя Наташа.

Слайд Работу 2 группы организовала через приём «Кузовок»

Зачитайте задание 2 группы и назовите свой вариант ответа.

Отметьте 5 важных действий, направленных на достижение поставленной цели, которые подходят к сказке.

Быть настойчивым, ничего не делать, быть спокойным, не опаздывать на уроки, не торопиться, верить в успех, не переживать, поддерживать друзей в трудную минуту, не стесняться попросить помощи, всему можно научиться и после школы.

Выбранные сочетания, дети складывали в кузовок , выходили к доске и доказывали классу.

Примеры ответов детей: Быть настойчивым. Ребята не хотели больше терять время понапрасну, когда превратились в стариков, поэтому решили исправить свои ошибки, они добиваются поставленной цели.

Поддерживать друзей в трудную минуту— дети искали друг друга и действовали сообща, это помогло им снова стать ребятами, они поняли свои ошибки..

не опаздывать на уроки — Петя Зубов, опаздывая на уроки превратился в старичка, верить в успех- Петя Зубов не терял надежды найти таких же ребят-старичков и ребята- старички поверили Пете Зубову, что повернув стрелки часов на 77 оборотов назад превратятся обратно в ребят.

не стесняться попросить помощи — помогали друг другу, когда искали ребят в городе, объясняя ситуацию старались друг другу помочь.

Слайд С целью анализа поступка героев сказки. 3 группа  составляла Синквейн к слову Дети-старички

Выполните задание 3 группы и зачитайте ответ.

Что составили дети (зачитать)

Дети-старички
Несерьёзные, бездельники.
Поумнели, вернули, преодолели.
Без Пети так и остались бы старичками.

Лентяи.

Слайд для проверки осознанности содержания произведения 4 группе предложила деформированный план. Приём «План» Нужно было восстановить последовательность событий в содержании сказки.

Прочитайте задание 4 группы и предложите свой ответ. Слайд(Аннимация)

Слайд Используя Приём «Найди пару» 5 группа определите главную мысль сказки. (Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.)

соберите разрезанные пословицы и выберите, какие из пословиц, подходят к главной мысли сказки.

Прочитайте задание 5 группы и предложите свой вариант ответа.

    Делу — время, а потехе — час. (Всё нужно выполнять вовремя, а после всех своих трудов можно и отдохнуть.)

    Временем кто дорожит, тот зря в постели не лежит. ( Тот, кто любит трудиться ценит время и добивается успеха.)

Кто быстро помог, тот дважды помог.(Отзывчивый человек старается помогать друзьям быстро, не откладывая дела на завтра и не перекладывая их на других.)

    Упустишь минуту — потеряешь час.( Нужно ценить любое время, даже если его мало. Даже за минуту можно совершать великие дела.)

Час от часу не легче! (Иногда приходит сложное время. Одна беда сменяется другой.)

Вывод: Итак, правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Слайд Благодарю всех за сотрудничество! Желаю успехов!

Урок чтения по «Сказке о потерянном времени» Е.Л. Шварца

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 «А»

УМК: «Школа России» Л.Ф. Климанова. «Литературное чтение. 4 класс»

Тема урока: Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени».

Тип урока: комбинированный, урокзакрепление

Цели:

Образовательные: обобщить знания учащихся по данной сказке, развивать память, учить

находить в тексте слова, которые помогают описать эмоциональное состояние персонажей,

развивать навыки выразительного чтения.

Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим,

убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.

Планируемые результаты:

Предметные:

Развивать умение слушать и слышать художественное произведение; уметь анализировать

художественный текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе,

взаимопомощи и поддержке.

Личностные: Формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать

выводы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа

материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с

учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста

учебника, осмысление правил взаимодействия при обсуждении текста

Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной

мысли, умение ориентироваться в художественной книге.

Метапредметные связи: русский язык

Ресурсы:

учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение: 4 класс» ч. 1. Стр. 4 — 16. —

М: Просвещение, 2016 г.;

компьютер, проектор, экран, презентация.

карточки

Оборудование: проектор, презентация, карточки с названиями сказок, костюмы для героев

Ход урока :

1.Создание проблемной ситуации, подведение к теме урока

Что летит быстрее мысли

И не имеет ни начала, ни конца?

Вчера было,

Сегодня есть

И завтра будет.

Почему я загадала загадки о времени?

Какое произведение вы готовили к сегодняшнему уроку?

Ребята, какие навыки и умения вы развиваете, работая над литературным произведением ?

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке, исходя из его темы?

На уроке попытаемся ответить на вопросы: для чего придумана эта сказка автором ? что в

ней вымысел, а что могло произойти реально?

2.Беседа о сказках.

Произведение называется «Сказка о потерянном времени»

Чем сказка отличается от других литературных произведений ?

Сказкаповествовательное, обычно народное произведение о вымышленных лицах и

событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

На какие 2 группы можно разделить сказки? (народные и авторские)

Распределить сказки на группы (на доске карточки с названиями сказок)

Гадкий утенок, Царевналягушка, Красная Шапочка, Иван Царевич и серый волк, Морозко,

Дюймовочка, Айболит, Финистясный сокол, Бременские музыканты, По щучьему веленью

В это время остальные рассматривают портреты писателей (на слайде):

Кто лишний? А. Пушкин, Л. Толстой, С. Есенин, К.Чуковский, П.П .Бажов, Д.Н Мамин

Сибиряк. Кто здесь лишний? (Есенин)не писал сказок.

Что общего у остальных писателей ? Русские писатели

Кто из них писал сказки поэтическим языком? А.С. Пушкин, К. И Чуковский

Посмотрите ещё раз на слайд. Кто из них писал произведения в ХХ веке?

Евгений Львович Шварц тоже прославился в ХХ веке благодаря своим сказкам. Одну из них

вы прочитали дома. А каким человеком вы представляете Шварца ?

3. Новый материал

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ .

Родился 9 (21) октября 1896 в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в г.Майкопе.

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного

университета, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста,

посвятив жизнь театральному искусству и литературе.

Весной 1917 года был призван в армию.В 1921 году он приехал в Петроград в составе

ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского.

Свои произведения начал писать с 1923 года.

С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством С. Я. Маршака.

Активно участвовал в создании популярных детских журналов «ЁЖ» и «ЧИЖ».

В военные годы Евгений Шварц работал сначала в ленинградском Радиоцентре, продолжал

писать пьесы. В конце 1941 года был эвакуирован из блокированного города. В 4243 годах

Шварц работал сначала в кировском театре, а после в театре Душанбе. В 1944 году переехал

с театром в Москву.

После войны Евгений Шварц продолжил работу в кинематографе. Наиболее значимые его

работы того времени: «Золушка», «Первоклассница», «Марьяискусница», «ДонКихот».

Сценарии ко всем этим фильмам писал Шварц.

Умер Евгений Шварц 15 января 1958 года в Ленинграде от инфаркта в 61летнем возрасте.

Писатель похоронен на Богословском кладбище.

Русский советский драматург, автор более двадцати пьес для драматического театра и театра

кукол, а также сценариев к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму.

Словарная работа

«Сказка о потерянном времени» была написана давно, в ней много старинных слов, которые

требуют объяснения. Назовите слова, значение которых для вас непонятно.

Окладистая (борода) – широкая и густая.

Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.

Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями

Пола, полы – нижняя часть , раскрывающейся спереди одежды, например полы пальто.

Ситныйхлеб из просеянной муки.

Подберите синонимы к словам:

хмурый – угрюмый, невесёлый

сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.

Подберите антонимы к словам:

состариться –помолодеть

трудиться – лениться, бездельничать.

В сказке встречаются фразеологизмы и крылатые выражения. Найдите

их и объясните смысл :

терять время понапрасну тратить время бессмысленно, без пользы

держать ухо востро быть осмотрительным

как сквозь землю провалился исчез, пропал

и в ус не дует не переживает

с ног сбиться устать; изнемочь от хождения

Физминутка:

Кто там ходит влевовправо?

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит: «Тиктак, тиктак». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

А над ним сидит кукушка,

Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет,

Время точно сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются

в стороны)

А часы идут, идут,

Не спешат, не отстают.

Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)

Что уже пора вставать. (Потянуться)

Заранее подготовленные учащиеся переодеваются в костюмы.

Итак, сказка начинается. (Показ отрывка из произведения как Петя зубов становится

стариком)

Беседа по содержанию :

Как звали главного героя сказки? Петя Зубов

Что с ним случилось? Он внезапно постарел

Когда происходили события, описанные в произведении ? В середине ХХ века

Назовите предметы, которые помогают нам это понять. Керосиновая лампа, счёты, часы

ходики, газета «Пионерская правда»

Где случилась эта история ? В городе

Куда попал Петя ? В чащу леса

Как герой воспринимает волшебство? Огорчается, расстраивается, пугается

Какие слова говорят об этом? «… бедный я, несчастный, что со мной будет

Сожалеет ли Петя о случившимся? Из каких слов это видно?

Да, сожалеет. «… Я всего два года работал, да и только на два и три …»

Как звали стариков? Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна,

Пантелей Захарович

Выборочное чтение:

Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится, каких ребят ловили злые волшебники .

Что нужно было сделать, чтобы снова дети стали детьми ?

Как выглядел город утром? Что делали люди?

Как он нашёл первую девочку? Вторую? Третьего героя?

Что сказал Петя, когда они заблудились в лесу?

Блицопрос:

Сколько раз звонил Петя в дверь? 3

Что лежало в избушке в углу? Сено

Как назывались часы? Ходики

Сколько было табуреток в избушке? 4

На чём считали время злые волшебники? на счётах

Как Петя узнал, что всё в его руках? услышал разговор злых волшебников.

Как Петя сидел в это время? тихо, как мышка.

Какую газету читала старушка – девочка, сидя на скамейке? Пионерскую правду

В какие игры играли девочки? Ответы: в «трешку» и в классики

Сколько раз надо было повернуть стрелки обратно? 77

На каком повороте волшебники стали стариками? На 40

Найдите главные слова в сказке.

Как вы думаете, почему ребята смогли одолеть волшебников?

4. Проверка домашнего задания.

Вы выписывали пословицы и поговорки о времени, зачитайте их.

5. Проверка усвоенного матерала. Тест. Презентация

6. Итог

Читая эту сказку, каждый из вас сделал какой – то вывод лично для себя. Поделитесь

своими размышлениями. (Ответы детей)

Для чего придумана эта сказка автором?

Какую проблему поставил автор?

Какой совет даёт нам автор в сказке?

Является ли эта проблема актуальной и сегодня?

7.Рефлексия.

Достигли ли мы цели? Поднимите руки, кто считает, что достигли. Объясните свою точку

зрения. А кто думает подругому ?

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

Закончить я хочу словами Евгения Львовича Шварца :

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю

силу, во весь голос то, что думаешь.

Спасибо за урок !

Литературное чтение, 4 класс

Урок 33. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цель:

  • познакомиться с творчеством Евгения Львовича Шварца; со сказкой «Сказка о потерянном времени».

Задача:

  • бережно относиться к своему и чужому времени, ценить его.

Тезаурус

Окладистая (борода) – широкая и густая.

Керосиновая лампа – керосинка с фитилем – (лампа), освещающая при помощи керосина.

Ходики – небольшие стенные часы с гирями.

Пола, полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.39-59.
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24-25.
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016.

На уроке

мы узнаем:

  • о русском классике Евгение Львовиче Шварце;

мы научимся:

  • понимать, как поступки могут характеризовать героев произведений;

мы сможем:

  • пересказать сказку по плану.

Начинается сказка сказываться…

В: Что вы узнали о Пете Зубове?

О: Правильно, что Петя по предметам не успевал. В конце каждой четверти говорил, что вас всех догоню.

В: Почему испугалась тётя Наташа?

О: Выйдя из-за вешалки она увидела старика, а не Петю Зубова.

В: О чём думал Петя, когда бежал домой?

О: Если и мама не узнает, то это большая беда.

В: Как почувствовал себя Петя, став стариком?

О: Пете стало очень плохо, он почувствовал себя одиноким, никому не нужным, совершенно беспомощным, потому что он ничего не умеет и не знает: «Какой я одинокий, несчастный старик!»

В: О чём он больше всего жалеет?

О: Больше всего Петя сожалеет, что ничему не научился.

В: Что же заставило Петю изменить отношение ко времени? Каким стало это отношение и как выразилось в действиях героя?

О: Забредя в лес, Петя оказался перед домиком, где жили злые волшебники. Из их разговора он узнал, куда девается попусту потраченное время, понял, почему он стал стариком.

В: О чём заговорил Сергей Владимирович?

О: К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.

В: Какой глагол теперь чаще всего повторяется в описании его действий? Почему?

О: Глагол бежать, потому что Петя спешит за потерянным временем.

В: Что думали волшебники о ребятах?

О: Что они хоть на минуту опоздают, что они не смогут до семидесяти сосчитать.

В: Прочитайте отрывки с помощью, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.

В: Что ему помогло узнать стариков? Какие смешные детали их поведения помогли ему?

О: Дети, превращённые в стариков, узнаваемы по поведению: они ведут себя как дети. Первую старушку-девочку Петя узнал по газете, которую та читала.

В: Почему нашим старикам неловко от этих слов, краснеют они и садиться не хотят?

О: Они знали, что не заслуживают уважения и такого доброго отношения: не работали они, а бездельничали, время теряли — ненастоящие они старики.

В: О чём думал герой, когда не находил дорогу?

О: О том, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.

В: Что происходило с волшебниками в последнюю минуту?

О: На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Все ближе пригибало их к земле, все ниже становились они.

В: А если бы Пете не удалось найти своих товарищей по несчастью, сумел бы он сам справиться с задачей?

О: Вряд ли: ведь когда Петя начал крутить стрелки волшебных ходиков назад, он стал уменьшаться в росте и товарищам пришлось его поднимать, чтоб он мог дотянуться до часов. Значит, помимо желания исправить ошибку, нужна была ещё и товарищеская помощь, поддержка.

В: Как Вы думаете, как теперь ребята смогут прожить?

О: Они будут стараться ценить каждую минуту и постараются научиться. Сказка учит нас, что правильно и что неправильно. Во всех сказках встречаются ситуации, из которых мы с Вами, читатели, можем получить урок.

Разбор типового тренировочного задания

Задание 1. События сказки

Восстановите последовательность происходящих событий в сказке.

Подняли товарищи Петю на руки.

Просыпается Петя – в комнате светло

старых детей, — нет как нет.

Ходит Петя. бродит, а молодых стариков

керосиновая лампа горит под стеклом

И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу,

Вошёл Петя в домик – хозяев нет

Схватили ребята «колбасника» за полы, оторвали от «колбасы»

как всегда, с опозданием

Совсем выбились из сил старички.

Правильный ответ:

И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу,

как всегда, с опозданием

Вошёл Петя в домик – хозяев нет

Просыпается Петя – в комнате светло

керосиновая лампа горит под стеклом

Ходит Петя. бродит, а молодых стариков

старых детей, — нет как нет.

Схватили ребята «колбасника» за полы, оторвали от «колбасы»

Совсем выбились из сил старички.

Подняли товарищи Петю на руки.

Задание 2. Часы в доме волшебников

Часы в доме волшебников называли…

Варианты ответа:

— Будильник

— Ходики

— Песочные часы

Ответ:

Ходики.

Е. Л. Шварц. Сказка о потерянном времени. (2 урок по теме).

Цели: формирование литературоведческих понятий, умения выполнять анализ произведения;

развитие монологической речи, обогащение, уточнение и активизация словаря;

совершенствование навыка чтения.

Через работу над произведением подвести детей к выводу о ценности времени.

.

Оборудование:

  1. Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Ч. 2 (Сост. Л. Ф. Климанова и др.), портрет автора, презентация.

  2. Таблица для ответов теста по сказке

  3. Карточки для индивидуальной работы, диаграмма

  4. Компьютер, проектор, экран.

  5. Модель весов, карточки с поступками

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Мы сегодня снова будем c вами наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

— Я вам всем желаю успешной работы на уроке.

  1. Сообщение темы .

-У вас на партах лежит головоломка, отгадав которую вы узнаете с произведением какого автора мы будем работать.

-Как зовут автора? Что вы о творчестве этого писателя узнали на прошлом уроке?

-Какую сказку читали?

Молодцы! А теперь я хочу проверить, как хорошо вы помните содержание этой сказки.

  1. Проверка домашнего задания.

-Перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы .Я буду показывать вопрос, а вы правильный ответ заносите к себе в таблицу.. (Дети самостоятельно работают с таблицей)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

в

а

б

б

в

в

а

б

а

Готовы? Тогда начинаем.

  1. Детей, которые напрасно теряли время в сказке, было:

А) трое б) четверо в) пятеро

2. Дом волшебников находился:

А) на лесной поляне б) посреди топкого болота в) в лесной чаще;

3. Фамилия главного героя Петя …

А) Зубов б) Власов в) Зайцев;

4. Среди детей героев не было :

А) Маруси б) Тани в) Васи;

5. До леса дети-старички доехали на:

А) такси б) трамвае в) троллейбусе;

6. Часы в доме волшебников называли:

А) будильником песочными часами в) ходиками;

7. Где спрятался в домике и уснул Петя?

А) на чердаке б) под кроватью в) в углу в сене;

8. Для совершения волшебства стрелку надо было повернуть в обратную сторону на:

А) 77оборотов б) 50 оборотов в) 20 оборотов;

9. Куда делись злые волшебники?

А) стали снова старыми б) вскрикнули и пропали в) превратились в ..

10. В каком классе учился Петя Зубов?

А) в третьем б) в четвертом в) во втором.

— А теперь поменяйтесь листочками и проверь работу соседа.

Если ошибок нет, поставь отметку- 5, 1-2 ошибки -4, 3-4 ошибки отметку3, ошибок больше 4-отметка 2.

Сегодня мы продолжим работу над этой сказкой.

Как вы думаете, о чем я сейчас говорю?

Оно длиннее всего на свете – и короче.

Быстрее всего – и медленнее.

Самое доброе – и самое неразрывное.

Его больше всего ценят,

Но больше всего сожалеют о его отсутствии.

Без него ничего не может быть сделано.

Когда его мало, оно пожирает всех и без следа,

А когда много – даёт возможность вздохнуть спокойно. Что это? ВРЕМЯ.

— Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

— Перед вами лежат листочки с пословицами, попробуйте их восстановить

Карточка.

Делу время

потеряешь – не найдёшь.

Время не деньги,

упустишь – не поймаешь.

Время как воробей:

потехе — час.

-Какая пословица подходит к нашей сказке? Почему?

-Как вы понимаете смысл пословицы?

3.Осмысление .

Б) Работа с текстом. Приём «Моделирование.»

-Ребята, я предлагаю проверить, а герои нашей сказки по этой пословице жили или нет. У меня на доске, и у вас на парте есть сказочные весы, которые помогут нам это проверить.

Отставал катается на трамвае

Опаздывал играет в классики

играет в трёшки

Что же у нас с вами получилось? Как тратили своё время дети?

-Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?
-Теперь найдите главное условие волшебников, при котором они забирают годы у детей? (с 7-8)

— Какую тайну поведал злым волшебникам Сергей Владимирович о времени, которое было украдено у ребят? (с. 8-9)

-Как же удалось найти среди множества бабушек и дедушек найти ребят. Где?

Зачитайте отрывки. (с.11- Маруся Поспелова, с. 12 –Наденька Соколова, с. 13 –Вася Зайцев)

— Почему люди так бояться не успеть, опоздать, отстать? Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо.
-Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками?
Остановилась бы жизнь.

-Почему дети смогли победить волшебников? Нашли друг друга и научились ценить время.

4. Работа в группах.

  1. -Давайте расставим на наших весах поступки и дела, которые дети совершили, после того, как они нашли друг друга.

нашёл ребят

нашел домик

пробрались к ходикам

отсчитал 77 раз

-Какова же главная мысль сказки?

-Найдите предложение сказки, в котором заключается главная мысль?

себе.

2. -Чему учит эта сказка?
Обращаясь к читателям, Шварц написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова .

С. 9 Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.

Много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации найдётся.

3.- Перед вами карточки, на которых написаны качества человека. Выберите из них те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.

Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный.
-Выпишите те качества, которых вам недостаёт, и вы бы хотели развить их в

6. Рефлексия.

-Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. Какое эмоциональное настроение сейчас у вас?
— Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …

Мне показалось интересным …

Меня удивило …

7.Домашнее задание

Страница 16 ответить письменно на вопрос 6

Подумайте, что можно сделать полезного за 1 минуту.

  • Рабочий лист подготовка к сочинению по роману и с тургенева отцы и дети
  • Рабочий лист по сказке ашик кериб
  • Рабочий лист для подготовки к итоговому сочинению
  • Рабочий лист волшебные сказки 3 класс
  • Рабочий или рабочей как правильно пишется