Рабочий лист сказка о рыбаке и рыбке 2 класс школа россии

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения

Цель: отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать потребность в формировании положительных качеств характера для успешного существования в социуме; развивать память, речь, мышление.

Оборудование: учебник, карточки с заданием.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте! Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я, зовут меня Дарина Андреевна. Давайте проверим все ли необходимое есть у вас на партах! Нам понадобится учебник. Все остальное уберите в портфели! И так, начнем наш урок.

II. Актуализация знаний.

  1. Разминка «Читалочка». (На доске чистоговорка)

Тара-тара-тараторка,

Быстрая чистоговорка,

Чистая чистоговорка.

Я её проговорю

И пятёрку получу.

1) Читаем глазками.

— Что это? для чего нужна чистоговорка?

2)Читаем хором.

— Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?

3)Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.

4) Интонационное чтение (с точкой, ? ,с! ).

Вывод:

— Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?

III. Сообщение темы и цели урока.

– Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?

(ксазак)

 – Сказка.

 – Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?

– «Сказка о рыбаке и рыбке».

 – А кто автор этой сказки?

– Александр Сергеевич Пушкин.

 – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

 – Происходит волшебство.

 – К какому виду сказок относится «Сказка о рыбаке и рыбке»

– Это волшебная сказка.

– Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?

– Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою «Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.

 – Старик, Старуха, рыбка.

IV. Изучение нового материала.

  1. Работа с карточками.

В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.

Какой характер у старика и старухи? Соедини стрелками «Сказка о рыбаке и рыбке».

Характер старика

Характер старухи

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

алчный

податливый

грубый

неуживчивый

  1. Характеристика старика.

– Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.

План.

1.  Где живёт герой?

2.  Чем занимается?

3.  Какие поступки совершает?

4.  Какой характер у героя?

5.  Что вам понравилось или не понравилось в герое?

— Первому характеристику мы дадим старику.

– Где живёт старик?

– Старик живёт у моря. В ветхой землянке.

 – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.

– Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

— Чем занимается старик?

– Старик ловил рыбу.

– В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

– Старик ловил неводом рыбу.

— Какие поступки совершает старик?

– Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.

— Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.

— Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

— Какой характер у старика?

— Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.

– Докажите, что характер у старика был добрый?

 – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.

– А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?

— Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.

— Что вам понравилось или не понравилось в старике?

(Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.

  1. Характеристика старухи.

– Где живёт старуха?

– Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.

— Чем занимается старуха?

– Старуха прядёт свою пряжу.

– В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

– Старуха пряла свою пряжу.

— Какие поступки совершает старуха?

– Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.

– Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.

Новая изба.

Столбовая дворянка.

Новое корыто

Владычица морская.

Вольная царица

 — Какой характер у старухи?

— Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,

злобная, властная, грубая.

— Что вам понравилось или не понравилось в старухе?

4. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Вправо ниже наклоняйся.

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

5. Самостоятельная работа.

— Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке. (Выслушиваются ответы детей).

 — Как мы можем узнать настроение рыбки?

 — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.

— Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.

Подбери к каждому рисунку цитату из сказки

 – Почему так изменялось настроение моря?

 — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.

— А можно ли море считать четвёртым героем сказки?

– Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.

– Вспомните, как называется сказка?

— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?

Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?

— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.

— Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.

1. Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!

2. Как плохо быть сварливым и жадным.

3. Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.

V. Итог урока.

— Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

— Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

— Кто испытывал трудности?  

Закончи фразу « Мне было трудно…»

VI. Домашнее задание.

Тема “ Сказка о рыбаке и рыбке”.

Цели:

  • познакомить с некоторыми страницами биографии
    поэта;
  • обобщить и расширить знания учащихся о
    творчестве А.С.Пушкина;
  • выявить, насколько они знакомы со сказками
    великого русского поэта;
  • формировать у детей умение выразительно и
    вдумчиво читать отрывки из сказок;
  • участвовать в конкурсах;
  • развивать артистические способности;
  • воспитывать умение видеть красоту окружающего;
  • работать над техникой чтения;
  • расширять кругозор детей и обогащать их
    словарный запас;
  • воспитывать чувство любви к творчеству
    А.С.Пушкина.

Оформление кабинета.

Портрет А.С.Пушкина; родословная поэта;
иллюстрации к сказкам. Цитата поэта “Что за
прелесть эти сказки! Каждая из них-поэма”;
“Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок!”

Высказывания писателей и поэтов об
основоположнике русской поэзии. Журнальный
столик, свечи в подсвечнике, чернильница, перо,
книги; реквизиты и костюмы для инсценировок;
корзинка с орешками; аудио- и видеоматериалы к
уроку; учебник “Маленькая дверь в большой мир” 1
часть (авт. Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.)

До звонка на урок звучит фонограмма “Как
упоительны в России вечера”

Ход урока.

1. Организационный момент

Прежде чем мы начнём серьёзную работу,
выполняем упражнения на развитие
артикуляционного аппарата.

— Упражнения для языка (вращение, “маятник”)

— Упражнения для губ (“пятачок- улыбка”)

— “Радиотеатр”: озвучиваем сказку (дует ветер,
жужжат насекомые, скачет лошадка)

Выполняем упражнения на развитие дикции:

произнесение одной и той же скороговорки с
разными интонациями (удивление, огорчение,
радость).

2. Сообщение темы и цели урока.

Звучит фонограмма “Как упоительны в России
вечера”, на фоне музыки

Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди:
Кто-то год, а кто-то целый век,
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
Мир души царит в кругу друзей
И передаётся в поколеньях.
Тот огонь, что он зажёг у нас,
Не погаснет по веленью ветра.
Где-то из глубин в нежданный час
Воспаляет от искры заветной. (Л.Преображенская)

Музыка продолжается громче

Выходят мальчик и две девочки в белых бальных
платьях. Они зажигают свечи памяти у портрета
Пушкина, которые будут гореть весь урок, согревая
и объединяя присутствующих. Дети садятся.

Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости!

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с
произведением нашего любимого писателя
Александра Сергеевича Пушкина.(Показывается
портрет) Прочитайте тему урока.

3. Информация об авторе

Звучит “Вальс” Штрауса

Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь
в самом начале и уже не покидает до конца.

Трудно найти человека, который не знал бы и не
любил этого замечательного поэта. Родился он 6
июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства
был окружён заботой и вниманием своих родителей.
Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного
дворянского рода. Он любил литературу, был знаком
со многими литераторами, собрал большую
библиотеку.

Мать поэта, Надежда Осиповна, урождённая
Ганнибал, внучка “арапа Петра Великого” была
остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь,
блистала на балах, любила развлечения.

Отец разрешал пользоваться своей библиотекой.
И маленький Саша пристрастился к чтению книг и
перечитал их великое множество. Он любил книги.
Они были верными друзьями.

В детстве рядом с ним были бабушка Мария
Алексеевна Ганнибал (показываю на родословной) и
няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи
Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к
детям оставшаяся в этом доме.

Эти две замечательные сказочницы подарили
мудрость, заключённую в волшебных образах.
Образы перешли в сказки.

Его сказки — это тайна, где каждая строчка
хранит частицу души поэта. Читая его
произведения, мы с вами становимся богаче душой,
щедрее, счастливее.

4. Конкурс

Удивительные сказки писал Пушкин: добрые,
весёлые, они полны красоты и вдохновения, не
похожи одна на другую. Давайте вместе вспомним
эти сказки.

Показывается фрагмент из видеофильма “Сказка
о царе Салтане…” Песня Белочки “Во саду ли, в
огороде”.

*В какой сказке Пушкина мы встречаемся с такой
затейницей? (Ответы детей)

Этими непростыми орешками поделилась с вами
Белочка.

Ну-ка, возьмите по орешку и ответьте на вопрос
Белочки.

Звучит “Вальс” Штрауса.

Ребята берут орешки, раскрывают их и отвечают
на вопросы.

* Какие три дива были у князя Гвидона? (Белка с
золотыми орешками, 33 богатыря с дядькой
Черномором, царевна Лебедь)

* В кого превращался князь Гвидон, чтобы
повидать отца, царя Салтана? (В комара, муху,
шмеля.)

* Какими словами заканчивается “ Сказка о
золотом петушке”?

(“Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок”.)

* Как звали родителей поэта? (Сергей Львович,
Надежда Осиповна.)

* Где встретились поп и Балда? (На базаре.)

Белочке очень понравилось, ребята, как вы
отвечали на вопросы, и решила преподнести вам
сюрприз (раздаются грец. орехи)

5.Чтение сказки А.С.Пушкина.

Итак, домовой Афанасий Федорович приглашает
вас, ребята, к чтению.

Откройте, пожалуйста, стр. 30.

А) Работа с текстом до чтения.

У.- Прочитайте название произведения

Д.- “Сказка о рыбаке и рыбке”

У.- Из чего ясно, что это сказка.

Д.- Из заголовка

У.- Что еще можно узнать из заголовка?

Д.- О героях. Рыбак и рыбка.

У.- Кто изображен на иллюстрации?

Д.- Старик с неводом, старуха, которая прядет
пряжу.

У.- Где будут происходить события

Д.- Около моря

У.- Перелистайте страницы, посмотрите какая
большая сказка. Она не написана сплошным текстом,
а поделена на части.

Каждая часть – это новая картина или рассказ о
новых событиях.

Б) Чтение с комментированием

Читает учитель, дети отмечают карандашом
ключевые слова по ходу чтения.

Звучит музыка.

1 ЧАСТЬ (стр. 30-31)

Словарная работа идет по ходу чтения.

Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень
старый.

Невод — сеть рыболовная

Откуп — плата

Простофиля — глупый, несообразительный человек

Вопросы после прочтения.

*** Где жили старик со своею старухой?

*** Как жили?

*** Сколько лет?

*** Чем занимался старик? А старуха?

*** Найдите, ребята сказочную примету

(Трижды закинул невод в море)

*** Еще есть сказочная примета?

(Золотая рыбка)

*** Где в ее словах обращение? Найдите.

(Отпусти ты, старче, меня в море)

*** Как разговаривает старик?

(Ласково, тепло)

*** А как он рассказывает о чуде старухе?

(С удивлением)

*** Как предстает море поначалу? Найдите.

(Как безбрежный синий простор)

*** Как отнеслась старуха к рассказу старика?

(Она забранила)

*** Определите тон чтения.

(Спокойный)

2 ЧАСТЬ

Словарная работа. Дети читают “ по цепочке”

Кликать — звать

Пуще — больше

Корысть — выгода

*** Что просила старуха в первый раз?

(Корыто)

Обратите внимание, ребята, на эффект повтора.

Передавая золотой рыбке слова старухи, старик
их полностью повторяет

*** Что заметил старик в этот раз?

(Море слегка разыгралось)

*** Что теперь захотелось старухе?

(Избы)

*** Как менялось море? Найдите.

(Помутилося синее море)

Но красоту свою природную не изменило, осталось
синим.

*** Какими словами обращается старик к рыбке?

(“Смилуйся, государыня рыбка”)

*** Как отзывается старик о своей старухе в
первый раз, во

второй раз?

(“Разбранила меня моя старуха…”

“ Избу просит сварливая баба…”)

6.ФИЗМИНУТКА

Чтобы старик не отчаивался, давайте мы его
поддержим.

(Дети танцуют под песню “ Задумал да старый
дед”) исп. Н.Кадышева

3 ЧАСТЬ

Чтение по ролям.

*** Не успокоилась старуха. Чего ей теперь
хочется?

Найдите ответ в тексте.

(“ Не хочу быть черной крестьянкой

Хочу быть столбовою дворянкой…”)

Неспокойно встретило море старика в третий раз,
знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не
приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое
в хозяйстве корыто, которое и в самом деле
развалилось или изба вместо обветшавшей
землянки – это одно, но столбовой дворянкой
старухе становиться негоже.

И море дает старику об этом знак

Старуха вздурилась.

Словарь. Чупрун- чуб

Старуха не обращает внимания на богатые
украшения, нисколько не радуется новому дворцу, а
начинает проявлять свою властную натуру.

Получив в подчинение слуг, на конюшне служить
старика посылает.

4. ЧАСТЬ.

Просмотр фрагмента из видеофильма “Сказка о
рыбаке и рыбке”.

*** Кем захотела теперь быть старуха?

(Вольною царицей)

*** Как старик пытался усовестить, урезонить
свою старуху?

Найдите и прочитайте в тексте (стр.34)

Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, не молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”)

5 ЧАСТЬ

Чтение вполголоса. Анализ содержания.

*** Как встретило море?

(Почернело синее море)

Но старику пришлось отправляться к золотой
рыбке просить царский сан для своей старухи.

Но что было делать?

Знал, что все равно приведут его сюда силой.

Просмотр фрагмента из видеофильма “ Сказка о
рыбаке и рыбке”

Все беспокойнее становится море, но сама
золотая рыбка, с неизменным радушием встречая
старика, успокаивает:

“ Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! Будет старуха царицей!”

6 ЧАСТЬ

Громкое чтение. Обмен впечатлениями.

Властолюбие ненасытно.

И вот старуха уже хочет быть вольною царицей.
Описание самой царицы нет. Она просто “сидит
царицей” — уселась на трон в роли царицы. На
время.

*** А почему народ над старичком насмеялся и
говорил

“Не садися не в свои сани!”

Когда так говорят?

(Когда человек не соответствует месту, которое
занимает)

Словарь. Невежа

7 ЧАСТЬ

Начало читают дети по учебнику

Далее просмотр фрагмента из видеофильма.

*** Что увидел старик на море в последний раз,
когда старуха пожелала стать владычицей морскою,
а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?

(Черную бурю)

Спокойное синее море превратилось в грозную
стихию, от которой не будет пощады никому.

Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:

Ничего не сказала,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.

*** Почему?

(Потому что милость небезгранична)

Ушла. Тем самым она положила конец желанию и
стремлению старухи властвовать не только на
земле, но и на море.

Чтение сказки завершено.

*** Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала
старуху?

(За жадность)

*** Ребята, как вы думаете, почему в названии нет
старухи, хотя сюжетная канва сказки строится
вокруг нее?

(Злые, корыстные, завистливые люди не достойны
присутствовать в названии)

*** Я, считаю, что старик не положительный герой
сказки? А ВЫ?

(Потому что он выполняет все приказы старухи,
тем провоцирует ее на большее зло).

Не имеет твердого характера, хотя добр и
простоват.

*** Какую ошибку, на ваш взгляд он допустил?

(Не проговорись он о диковинной говорящей рыбке
своей  старухе, не видать бы ему таких
унижений, никто бы его на конюшню служить не
посылал, взашей не выталкивал).

*** Назовите еще одно действующее “ лицо ” в
этой сказке.

(Море)

А.С.Пушкин, как мы уже сказали, обращается к
эффекту повтора, чтобы привлечь наше внимание к
требованиям старухи.

А также принцип повтора у поэта сливается с
традиционным для народного творчества приемом
нарастания

На земле — от корыта до царского сана

На море — от синей безбрежности до черной бури.

*** Огорчился ли старик, увидев снова свою старую
землянку?

(Пожалуй, нет. Потому что он убедился, что все
злое, недоброе не приносит счастья)

7 Подведение итогов урока.

*** Какой же урок извлекли вы из сказки?

(Остался у разбитого корыта.

Все потерял, что было. Остался ни с чем.)

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание: подготовить выразительное
чтение сказки; работать над архаизмами. Написать
мини сочинение(5-6 предл.)

Если бы вы вдруг оказались в этой сказке, о чем
бы вы попросили

Золотую рыбку?

Почему?

8.Заключительная часть урока.

Урок заканчивается. Свечи памяти гаснут, но
строки А.С.Пушкина никогда не гаснут в наших
сердцах.

Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с
нами.

Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное –
любите Пушкина.

Финальная песня.

Сказки Пушкина. (сл. и муз. О.Ященко)

Ночь придет, и в поднебесье
Звезд закружит хоровод.
Это сказка в Лукоморье
Нас с тобою приведет!
Там на острове чудесном
Расписные терема!
Изумрудные орешки
Белка сыплет в закрома!

Сказки Пушкина в сердце живут,
Свет и радость всем детям несут!
Вновь помогут и мне, и тебе
Оказаться опять в той волшебной стране!
Сказки Пушкина – чудо – страна!
Свои Двери открыла она!
Эти сказки опять и опять
Будут дети читать, будут дети читать,
Снова будут их дети читать!

Благодарю всех ребят за активное участие на
уроке, присутствующих гостей за добрую, милую
улыбку и поддержку. Всего самого доброго. До
встречи!

1

Технологическая карта

урока литературного чтения

Автор УМК (программы учебного курса)

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.

Виноградская, М.В. Бойкина

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке

Урок комплексного применения знаний

формирование новых знаний и ценностного отношения к ним.

знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина;

обобщение знаний о сказках А.С. Пушкина;

формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки;

расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса, обобщить изученный

материал, закрепить знание терминов «устаревшие слова (архаизмы), антонимы, синонимы».

учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про

себя;

находить ответы на вопросы в тексте;

освоить значение некоторых архаизмов.

архаизмы, землянка, невод, корыто, светёлка, столбовые дворяне, была б на посылках.

Русский язык, раздел «Лексика».

Учебник «Литературного чтения. 2 класс» [Л.Ф. Климанова и др.]

Компьютерная презентация к заданиям урока. Приложение 1.

Интерактивная доска, проектор.

Фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах и парах.

Формируемые УУД: Познавательные УУД: обобщение знаний учащихся о сказке А.С.Пушкина, его творчестве,

формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации,

сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника,

текстом;

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других в рамках учебного диалога; формирование

умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои

мысли в устной форме, работать в паре( планирование совместной деятельности);

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет

литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; ценить и принимать

следующие базовые ценности: «добро», «терпение»; оценивать поступки героев художественного текста с точки зрения

3

общечеловеческих норм; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем

умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

На предыдущем уроке класс был разделен на 4 группы: «Знатоки» (которые работали с лексическим значением

устаревших слов и составляли словарь архаизмов); «Поисковики» дополнительной литературе, интернет ресурсах

подбирали необходимую информацию по изучаемой теме, а затем составляли план своего выступления и назначали

ответственных); «Актёрская мастерская» (отрабатывали выразительное чтение сказки и чтение наизусть отрывка из поэмы

«Руслан и Людмила»); «Художественная галерея» (группа рисовала иллюстрации к частям текста, отбирала лучшие работы и

составляла картинный пересказ). Учащиеся самостоятельно назначали ответственных в своих группах, составляли алгоритм

предстоящей работы, распределили материал и готовили ответы.

формируемые

способы

деятельности

формируемые

способы

деятельности

формируемы

е способы

деятельности

Орг.

момент

Мотивация

учебной

деятельнос

ти

1 слайд

Доброе утро. Начать наш урок я

бы хотела со следующих

стихотворных строк.

К нам приходят пушкинские

сказки

Яркие и добрые, как сны

Сыплются слова, словаалмазы

На вечерний бархат тишины.

Убегаем в буйство ярких красок

В торжество добра над темным

Формируем

умение слушать

и понимать

других.

Включение в

деловой ритм

работы.

Определять и

формулирова

ть цель

деятельности

на уроке с

помощью

учителя.

Умение

включаться в

урок;

ориентация

на

злом

Убегаем в пушкинские сказки

Чтоб добрей и лучше стать

потом…

Дети, как вы думаете, почему я

начала урок этими словами?

положительн

ую

мотивацию к

учебной

деятельности

Проверка

домашнего

задания

Давайте вспомним, что такое

сказка?

Сказка это интересное

произведение с выдуманным,

иногда фантастическим

сюжетом.

Какие бывают сказки:

(авторские и народные)

К какому виду мы отнесем

«Сказку о рыбаке и рыбке»?

(авторская)

Почему?

Какое домашнее задание вы

выполняли? (На предыдущем

уроке класс был разделен на 4

группы: «Знатоки» (которые

работали с лексическим

значением слов); «Поисковики» (в

дополнительной литературе,

интернет ресурсах подбирали

необходимую информацию по

изучаемой теме); «Актёрская

мастерская» (подготовили

выразительное чтение и чтение

наизусть); «Художественная

галерея» (Эта группа рисовала

иллюстрации к I части текста)

Как вы справились с заданием,

мы сейчас и узнаем.

Умение

аргументиров

ать своё

предложение.

Работать в

команде разного

наполнения

(паре, малой

группе, целым

классом);

вносить свой

вклад в работу

для достижения

общих

результатов;

активно

участвовать в

обсуждениях,

возникающих на

уроке;

ясно

формулировать

вопросы и

задания к

пройденному на

уроках

материалу;

ясно

формулировать

ответы на

вопросы других

учеников и

педагога;

Способность

обучающегос

я к

саморазвити

ю, учебно –

познаватель

ная

мотивация

учебной

деятельности

А начнем мы с проверки

домашнего задания группы

«Актерская мастерская».

Девочки подготовили

выразительное чтение отрывка

«У Лукоморья дуб зелёный…»

Чтение наизусть

отрывка из

поэмы «Руслан и

Людмила» «У

Лукоморья дуб

зелёный…»

ясно

формулировать

свои

затруднения,

возникшие при

выполнении

задания;

работать

консультантом и

помощником для

других ребят;

работать с

консультантами

и помощниками

в своей группе.

Актуализа

ция

опорных

знаний

«Одну я помню сказку…»

Дорогие мои «Поисковики», а

нашли ли вы ответ на вопрос,

сколько всего сказок написал

А.С. Пушкин? Вы решили, кто

пойдет отвечать из вашей

группы?

2 слайд

Сейчас потолкуем о сказке

одной.

Тут синее море, тут берег

морской.

Старик выйдет к морю, он невод

забросит

Кого то поймает и что то

попросит.

О жадной старухе рассказ здесь

пойдёт.

А жадность, ребята, к добру не

ведёт.

А.С.Пушкин

написал семь

сказок, ни одна

из них не

адресована

детям. Есть

сказка

стихотворение

«Жених», есть

неоконченное

произведение

«Сказка о

медведихе». И 5

самых

известных

сказок:

1. «Сказка о

мертвой царевне

и семи

богатырях»;

Находить

нужную

информацию

в учебнике,

дополнительн

ой

литературе,

интернет

ресурсах.

Планирование

учебного

сотрудничества

: работа в

группах.

Управление

поведением

партнёра.

Умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли в

соответствии с

задачами и

условиями

коммуникации.

Участвовать в

диалоге на

уроке.

Проявление

инициативно

сти и

самостоятель

ности,

контроль и

коррекция.

Развиваем

умения:

принимать

участие в

обсуждении

и

формулирова

нии цели

конкретного

задания;

принимать

участие в

обсуждении

Какие герои были упомянуты в

этом стихотворении? (Старик,

старуха).

Какого героя забыли назвать?

(Золотая рыбка).

Как правильно звучит название

сказки, из которой эти герои?

(«Сказка о рыбаке и рыбке»). 3

слайд

Что можно узнать по названию

произведения? (Жанр, героев

сказки).

А что узнали наши

«Поисковики» из истории

создания этой сказки?

2. «Сказку о

попе и о

работнике его

Балде»;

3. «Сказку о

золотом

петушке»;

4. «Сказку о

царе Салтане»;

5. «Сказку о

рыбаке и

рыбке».

«Ска

́

зка о

рыбаке

́

и ры

́

бке»

написана 14

октября 181 год

назад (в 1833

году) и через 2

года впервые

напечатана (в

1835 году) в

журнале

«Библиотека для

чтения».

Отвечать на

вопросы

учителя,

товарищей по

классу.

Слушать и

понимать речь

других.

и

формулирова

нии

алгоритма

выполнения

конкретного

задания

(составление

плана

действий);

выполнять

работу в

соответствии

с заданным

планом;

уметь

оценивать

правильность

выполнения

действия на

уровне

адекватной

ретроспектив

ной оценки.

Чтение I

части с

комментир

ованием.

Эту сказку вы сегодня

услышите в исполнении ребят из

группы «Актёрская мастерская»,

которые готовили выразительное

чтение.

Задача остальных: внимательно

послушать сказку. Если при

чтении произведения будут

встречаться слова, значение

которых вы не знаете,

поднимайте сигнальный красный

карандаш. Группа «Знатоков»

поможет вам растолковать

архаизмы.

А что такое архаизмы?

По ходу чтения учитель

делает остановки для

комментариев и обращает

внимание детей на то, как бедны

были старик и старуха, на то,

что старик трижды закидывал

невод (сказочная примета!), на

отношение старика к рыбке.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке (То

есть в очень старом доме,

вырытом в земле.)

Ровно тридцать лет и три года.

(Жили очень бедно.)

Как жили старик со старухой?

Какое чудо произошло?

Каким мы видим старика в

начале сказки?

Как отнеслась старуха к

Читают хорошо

читающие

ученики из

группы

«Актёрская

мастерская».

Архаизмы – это

устаревшие

слова, которые

вышли из

употребления.

По ходу чтения

идёт словарная

работа.

«Знатоки»

объясняют слова

и выражения.

Ветхая землянка

дом, вырытый

в земле, очень

старый.

Неводбольшая

рыболовная

Искать в

тексте и

выделять

необходимую

информацию.

Подробно

пересказывать

прочитанное

или

прослушанно

е.

Группировать

предметы,

объекты на

основе

существенны

х признаков.

Формируем

умение на

основе

анализа

объектов

делать

выводы.

Проявление

инициативно

сти и

самостоятель

ности,

контроль и

коррекция.

рассказу старика?

Каким вам представляется

старик? А старуха?

Почему именно корыто в

первую очередь потребовалось

старухе?

сеть.

Откуп – плата.

Простофиля –

глупый,

несообразительн

ый человек и т.д.

Ученик учится

пересказывать

сюжет

К данной части сказки ребята из

«Художественной галереи»

подготовили иллюстрации.

Попробуйте по иллюстрации

пересказать I часть сказки (1-2

чел. из группы).

На доску

участники

группы

поместили

рисунки, в

хронологическом

порядке.

Формируем

умение

находить

ответы на

вопросы в

иллюстрациях

.

Умение

контролирова

ть процесс и

результаты

своей

деятельности

.

Рефлексия

учебной

деятельнос

ти на

уроке

Понравилась ли вам работа

творческих групп? Чем?

Дайте оценку своей работы в

группе и работы на уроке.

Подумай, что тебе нужно

изменить, чтобы работать

лучше?

Социализация

учащихся

способность

сохранять;

доброжелательн

ое отношение

друг к другу

Закройте глаза, представьте, что

вы поймали золотую рыбку. О

чём бы вы её попросили?

Нарисуйте своё желание.

  • Рабочий лист сказка о потерянном времени
  • Рабочий лист сказка о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс
  • Рабочий лист подготовка к сочинению по роману и с тургенева отцы и дети
  • Рабочий лист по сказке ашик кериб
  • Рабочий лист для подготовки к итоговому сочинению