Работа литератора крайне трудна писать рассказы о людях не значит просто рассказывать м горький

Афоризмы русских писателей со словом «работа»

Ничто так не совершенствует работу, как ее разнообразие.

Один лечится тем, что отдыхает, другой лечится работой.

Островский Николай Алексеевич (1904 — 1936) — русский писатель

Техника литературной работы сводится — прежде всего — к изучению языка, основного материала всякой книги, а особенно — беллетристической.

Горький Максим (1868 — 1936) — русский писатель, публицист, общественный деятель

Скрытая от всех работа писателя до выхода книги превращается после ее выхода в общечеловеческое дело.

Паустовский Константин Георгиевич (1892 — 1968) — русский писатель

Работа литератора крайне трудна: писать рассказы о людях не значит просто «рассказывать», это значит — рисовать людей словами, как рисуют их кистью или карандашом.

Горький Максим (1868 — 1936) — русский писатель, публицист, общественный деятель

Надо стараться не лениться, к работе привыкать; кто сызмаленьку привыкает, тому потом все легче да легче пойдет.

Григорович Дмитрий Васильевич (1822 — 1900) — русский писатель

Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения.

Ушинский Константин Дмитриевич (1824 — 1870/1871) — русский педагог, писатель

Да здравствует художник,
                                  гордящийся
                      Работой!

Матвеева Новелла Николаевна (1934 — 2016) — русский поэт

Когда пишешь, ощущаешь в себе работу очень сложной, громадной и таинственной машины. Какие-то рычаги этой машины вытаскивают воспоминания. Водя пером и следя, скажем, за синтаксисом, в то же время чувствуешь, как возникает где-то в глубине перед умственным взором воспоминание.

Олеша Юрий Карлович (1899 — 1960) — русский писатель, драматург, журналист, театральный деятель

Только работа может принести человеку истинное счастье. Все прочее — выдумка, ложь!

Арбузов Алексей Николаевич (1908 — 1986) — русский драматург

Победа в труде, как победа в бою,
Сама к нам, друзья, не придет.
Работой украсим Отчизну свою,
За счастье, за радость — вперед!

Лебедев-Кумач Василий Иванович (1898 — 1949) — русский поэт

Война — это тяжелая работа, постоянное убийство, человек все время вертится возле смерти.

Алексиевич Светлана Александровна (р. 1948) — современный белорусский и русский писатель

Иной по ровному месту, может, весь свой век пройдет, а так своей силы и не узнает. А как случится ему на гору подняться, да поглядит он назад, тогда и поймет, что он сделать может. От этого, глядишь, такому человеку в работе подмога и жить веселее.

Бажов Павел Петрович (1879 — 1950) — русский писатель

Нет! Счастье — праздная забота,
Ведь молодость давно прошла.
Нам скоротает век работа,
Мне — молоток, тебе — игла.

Блок Александр Александрович (1880 — 1921) — русский поэт

Единое счастье — работа,
В полях, за станком, за столом,
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета, —
Часы за упорным трудом!

Брюсов Валерий Яковлевич (1873 — 1924) — русский поэт, писатель, критик

Жизнь жива и прекрасна энергичною работою, жизнь не бремя, а крылья творчества и радость, а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват.

Вересаев Викентий Викентьевич (1867 — 1945) — русский писатель, критик, литературовед

Попробуйте вынуть поэзию из веков. Чем меньше поэзии, тем больше пустоты. И если уж никак нельзя без определения, я бы сказал, что поэзия — это последовательные работы, предпринимаемые человечеством по преодолению смерти. Человеку страшно оставаться без поэзии.

Винокуров Евгений Михайлович (1925 — 1993) — русский писатель

Новое надобно созидать в поте лица, а старое само продолжает существовать и твердо держится на костылях привычки. Новое надобно исследовать; оно требует внутренней работы, пожертвований; старое принимается без анализа, оно готово — великое право в глазах людей; на новое смотрят с недоверием, потому что черты его юны, а к дряхлым чертам старого так привыкли, что они кажутся вечными.

Герцен Александр Иванович (1812 — 1870) — русский писатель, критик, публицист, общественный деятель

Что наша жизнь? — Тревожный сон,
Борьба и тяжкая работа!

Глинка Фёдор Николаевич (1786 — 1880) — русский писатель, публицист, поэт

…как ни зачерствей, заплатишь обильную дань удивления этим чудесам природы. Какой избыток жизненных сил! какая дивная работа совершается почти на глазах! какое обилие изящного творчества пролито на каждую улитку, муху, на кривой сучок, одетый в роскошную одежду!

Гончаров Иван Александрович (1812 — 1891) — русский писатель, публицист

Да, женщины  — все! <…> Они иногда явный, иногда скрытый мотив всякого человеческого дела; их присутствие, веяние, так сказать, женской атмосферы, дает цвет и плод жизни. Мы, мужчины, только орудие, рабочая сила, на нас лежит всякая черная работа…словом, мы — материя, женщины — дух…

Гончаров Иван Александрович (1812 — 1891) — русский писатель, публицист

Каждая нация рождается, живет и вносит свои силы и работу в общую человеческую массу, изживает свой период и исчезает, оставив свой неизгладимый след! Чем глубже этот след, тем более народ исполнил свой долг перед человечеством!

Гончаров Иван Александрович (1812 — 1891) — русский писатель, публицист

Человек, жизнь и наука — стали в положение разлада, борьбы друг с другом: работа, т.е. борьба, кипит — и что выйдет из этой борьбы — никто не знает!

Гончаров Иван Александрович (1812 — 1891) — русский писатель, публицист

Эпистолярная форма не требует приготовительной работы, планов, поэтому в ту же минуту удовлетворяет природной страсти — выражаться! Ни лиц не нужно, ни характеров, ни деталей, ничего, что задерживает и охлаждает резвое течение мысли и воображение! Нужен только корреспондент…

Гончаров Иван Александрович (1812 — 1891) — русский писатель, публицист

Благожелательный человек… изменяет формы жизни незаметно, потихоньку, но его работа есть единственно прочная.

Горький Максим (1868 — 1936) — русский писатель, публицист, общественный деятель

Все явления природы одеты работой нашего разума в слова, оформлены в понятия.

Горький Максим (1868 — 1936) — русский писатель, публицист, общественный деятель

Жизнь коротка, а ней так много интересной работы!

Горький Максим (1868 — 1936) — русский писатель, публицист, общественный деятель

Политика неизбежна, как дурная погода, но, чтобы облагородить политику, необходима культурная работа, и давно пора внести в область злых политических эмоций — эмоции доброты и добра.

Горький Максим (1868 — 1936) — русский писатель, публицист, общественный деятель

Творчество — это та степень напряжения работы памяти, когда быстрота её работы извлекает из запаса знаний, впечатление наиболее выпуклые и характерные факты, картины, детали, и включает их в наиболее точные, яркие, общепонятные слова.

Горький Максим (1868 — 1936) — русский писатель, публицист, общественный деятель

Я говорю о необходимости технически грамотного человека отношения к работе, о необходимости бороться против засорения языка мусором уродливо придуманных слов, о необходимости учиться точности и ясности словесных изображений.

Горький Максим (1868 — 1936) — русский писатель, публицист, общественный деятель

Работа, дом, вечная нехватка времени — сколько женщин они надломили, преждевременно состарили!

Грекова Ирина (1907 — 2002) — русский писатель

Журналистика — это стиль, идеи, проблемы… А репортер передает факты. Главное для репортера — не солгать. В этом состоит пафос его работы. Максимум стиля для репортера — немота. В ней минимальное количество лжи.

Довлатов Сергей Донатович (1941 — 1990) — русский писатель, журналист

От работы человек добрым и честным делается.

Достоевский Фёдор Михайлович (1821 — 1881) — русский писатель

Да, в итоге по высшему счету
Лишь за труд воздается сполна,
И работа, одна лишь работа
В книге жизни тебе зачтена.

Друнина Юлия Владимировна (1924 — 1991) — русский поэт

Не тратьте время, чтобы помнить зло.
Мешает это внутренней свободе.
Мешает просто — черт возьми! — работе…

Евтушенко Евгений Александрович (1932/1933 — 2017) — русский поэт, прозаик, общественный деятель

Когда человек приближается к концу своего жизненного пути, он с грустью задает себе вопрос, суждено ли ему увидеть те манящие горизонты, которые расстилаются там, впереди? Утешеньем ему является то, что за ними идут молодые, сильные, что старость и юность сливаются в непрерывной работе для исследования истины.

Жуковский Василий Андреевич (1783 — 1852) — русский поэт, переводчик

Работа высшего, что есть в человеке — рассудка — сводится именно к непрерывному ограничению бесконечности…

Замятин Евгений Иванович (1884 — 1937) — русский писатель

Война — совсем не фейерверк,
А просто трудная работа.

Кульчицкий Михаил Валентинович (1919 — 1943) — русский поэт

Высокая нравственность ученого проявляется прежде всего в ответственном отношении к своей исследовательской работе.

Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906 — 1999) — русский литературовед, историк литературы, текстолог, культуролог, общественный деятель

Ошибка в выводах указывает на ошибочность работы исследователя; ошибочность примененного метода — на порок самого исследователя.

Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906 — 1999) — русский литературовед, историк литературы, текстолог, культуролог, общественный деятель

Простая демонстрация эрудиции в научной работе — пошлость и безвкусица («ерундиция»).

Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906 — 1999) — русский литературовед, историк литературы, текстолог, культуролог, общественный деятель

Бедным людям приходится забывать свое горе за работой.

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852 — 1912) — русский писатель, публицист

Для меня эта книга большого словесного значения, работа, очищающая наш язык от поэтической шелухи на темах, ниспускающих многословия.

Маяковский Владимир Владимирович (1893 — 1930) — русский поэт

Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.

Островский Николай Алексеевич (1904 — 1936) — русский писатель

Во всем мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

Пастернак Борис Леонидович (1890 — 1960) — русский поэт, писатель

Какая в тебе трудовая жилка бьется, какая работа лучше других удается, — та и твоя.

Пермяк Евгений Андреевич (1902 — 1982) — русский писатель

Человек, равнодушный к работе, навсегда безнадежен.

Прилежаева Мария Павловна (1903 — 1989) — русский писатель

В дележе власти участвуют в большинстве случаев люди голые, неспособные к творческой работе, забывшие, что как земля явилась вследствие проклятия человека, осужденного в поте лица восстанавливать работой утраченный путь к небу, — так и власть государственная есть несчастие человека прежде всего.

Пришвин Михаил Михайлович (1873 — 1954) — русский писатель, журналист

Человечество тысячи лет искало приложения своим страстям, своей силе, в какие только области не забиралось! Тоска о бессмертии! Бессмертие, для кого и для чего? Для одного человека? Очень не хочется уходить… все только начинается. Какой непочатый край дерзости, работы, движения.

Проскурин Пётр Лукич (1928 — 2001) — русский писатель

Всякий человек имеет право на свою долю свободы и, приходя на работу, тоже не обязательно должен выложиться до изнемоги, но где-то была разумная мера.

Солженицын Александр Исаевич (1918 — 2008) — русский писатель, общественный деятель

Источник: Словарь афоризмов русских писателей. Составители: А. В.
Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов

Предисловие [к «Сборнику пролетарских писателей»]

Предисловия пишутся для того, чтобы облегчить читателю понимание книги, — у меня нет надобности писать предисловие с этой целью, я уверен, что внутреннее значение сборника будет понято вами, товарищи, не менее ясно, чем оно понимается мною. Профессиональный литератор, я, может быть, более резко, чем вы, чувствую технические литературные недостатки прозы и стихов сборника, но мне кажется, что смысл издания этой книжки вы должны почувствовать сильнее меня.

Написанная вашими товарищами, эта книжка — новое и очень значительное явление вашей трудной жизни; оно красноречиво говорит о росте интеллектуальных сил пролетариата. Вы, разумеется, прекрасно понимаете, что для писателя-самоучки написать маленький рассказ неизмеримо труднее, чем для профессионального литератора роман в двадцать листов, — на эти трудности с горькой усмешкой намекает автор очерка «Но»…

Вы понимаете также, что, кроме недостатка свободного времени, писателю-рабочему мешает изложить свои впечатления ярко и точно — то есть художественно — его малое уменье пользоваться пером, инструментом писателя, мешает незнакомство с техникою дела, а самой крупной помехой является недостаток слов — невозможность выбрать из десятка их самое простое, сильное и красивое.

Но, несмотря на все эти трудности, вы, мне думается, всё-таки можете сказать, не кривя душою, что этот ваш сборник интересен; вам есть чему порадоваться, и — кто знает будущее? — возможно, об этой маленькой книжке со временем упомянут как об одном из первых шагов русского пролетариата к созданию своей художественной литературы.

«Фантазия! — недоверчиво скажут мне. — Такой литературы никогда и нигде не было!»

Многого не было, что есть теперь, — ведь раньше не было и рабочего класса в тех формах, с тем духовным содержанием, каков он в наши дни. Если б человек не верил в силы своей воли и разума — он не летал бы в воздухе птицей, как летает ныне.

Стремление выразить в красивых формах свои ощущения, чувства, мысли свойственно каждому человеку; это стремление должно всё более напряжённо развиваться в душе пролетариата, который, по мере роста интеллектуальных сил, будет всё с большей и мучительной ясностью чувствовать свою коллективную драму и драму своих единиц.

А когда душа переполнена, — она неизбежно изливает свои силы, свои скорби и радости — в мире, на людях.

Я крепко убеждён, что пролетариат может создать свою художественную литературу, как он создал — с великим трудом и огромными жертвами — свою ежедневную прессу.

Это убеждение выросло на почве долголетних наблюдений моих за усилиями, которые сотни и сотни рабочих, ремесленников, крестьян упрямо тратят в попытках изложить на бумаге свои думы о жизни, свои наблюдения и чувства.

Перед нами — неоспоримый факт: ни одна страна Европы не даёт такого количества писателей- самоучек, как Россия, а после 1906 года масса пишущих неизмеримо возросла.

Здесь не место рассматривать причины этого явления, но мне думается, что в нём главную роль играет историческая и политическая юность русского народа, русского пролетариата. Юность всегда более чутка ко впечатлениям бытия и более идеалистична социально; почвой социального идеализма является у молодой нации, у молодого класса ощущение своей силы, ещё не израсходованной на практические опыты социального переустройства. Именно об этом юном идеализме говорил Карл Каутский в своей статье «Русский и американский рабочий», этот идеализм я и считаю силой, которая толкает сотни единиц к духовному общению с родной им массой, к попыткам литературного творчества.

Запас этой силы изумительно велик. Мы видим, как быстро он приподнял и сплотил пролетариат, недавно ещё подавленный, разгромленный, брошенный интеллигенцией, которая частью истреблена тюрьмой и ссылкой, частью же, изменив интересам пролетариата, пошла на службу буржуазии и ныне безуспешно пытается создать на потребу её идеологию, которая оправдывала бы отношение буржуазии к демократии.

Бодрые силы пролетариата, возрастая количественно, становятся и качеством своим всё более культурными; мы уже можем сказать, что, несмотря на ужасные условия жизни русского рабочего, он постепенно создаёт свою интеллигенцию, выделяя часть своей физической энергии, — претворяет её в энергию психическую, духовную. Вот откуда истекает всё возрастающее среди рабочих стремление к писательству, к литературе. И мне кажется, что пролетарская масса должна всеми средствами, доступными ей, поддерживать тех товарищей, которые, обнаруживая способность к литературной работе, стремятся вооружить себя необходимыми для этой работы знаниями.

Литератор должен знать всё или по крайней мере возможно больше. Он должен уметь выбрать из хаоса впечатлений, из пестрой путаницы чувств объективное, общезначимое, типичное, должен уметь отбросить в сторону узко личное, субъективное как неустойчивое, постоянно изменяющееся и скоропреходящее бесследно. Если он сумеет сделать первое, он создаст произведение художественное и социально важное; если он не сможет сделать второго, он напишет анекдот, лишённый социально- воспитательного значения. Всякое искусство — сознательно и бессознательно — ставит себе целью разбудить в человеке те или иные чувства, воспитать в нём то или иное отношение к данному явлению жизни, — эту же цель вполне сознательно ставят пред собою сторонники так называемого «свободного искусства для искусства» — люди наиболее тенденциозные, несмотря на их отрицательное и враждебное отношение к тенденциям социальным.

Работа литератора крайне трудна: писать рассказы о людях не значит просто «рассказывать», это значит — рисовать людей словами, как рисуют их кистью или карандашом. Необходимо найти наиболее устойчивые черты характера в данном человеке, необходимо понять наиболее глубокий смысл его действий и писать об этом настолько точными, яркими словами, чтобы со страниц книги из-за чёрных её строк, из-за сети слов читатель видел живое лицо человека, чтоб связь чувств и действий героя рассказа казалась ему неоспоримой. Нужно, чтоб читатель чувствовал: всё, прочитанное им, именно так и было, иначе быть не могло.

Настоящее искусство возникает там, где между читателем и автором образуется сердечное доверие друг к другу. Дело писателя — излить в мир, на люди, всё, чем переполнено вместилище его впечатлений, называемое душою. И когда писатель «от души», как перед лучшим своим другом, говорит о радостях и горе нашей жизни, о дурном и хорошем, смешном и подлом её — он будет понят, будет признан читателем за друга своего.

Думаю, что сказанное достаточно ясно рисует трудность литературного дела, достаточно определённо указывает, как много нужно знать писателю, как много нужно ему думать.

Может быть, вам, товарищи, все эти мои рассуждения покажутся излишними на том основании, что они, по условиям жизни писателя-рабочего, неприменимы к нему?

Не соглашусь с этим: чем более мы повысим требования друг к другу, тем выше поднимемся над обыденным, угнетающим нас, тем шире станет область наблюдения над явлениями жизни внутри и вне человека.

В чём же практически могла бы выразиться помощь массы её единицам, которые стремятся говорить с нею о жизни и от лица рабочей массы со всем миром?

Я умолчу о том, что каждый человек нуждается во внимании к нему, что все имеют право на уважение к их труду — это само собою понятно, а особенно — людям труда, создающим или помогающим создавать все ценности жизни, всё, чем гордится культурное человечество. Мне думается, что хорошо бы создать для писателей-самоучек периодическое издание, которое поставит себе целью изучение литературной техники — главного, чего недостает писателю из народа. В этом издании нужно печатать популярные статьи о стиле, об языке, о формах построения рассказа, романа, драмы, о законах стихосложения и т. д.

Тут же следовало бы давать образцовые и подробные критические разборы произведений

Максим Горький
Предисловие к «Сборнику пролетарских писателей»

Предисловия пишутся для того, чтобы облегчить читателю понимание книги, – у меня нет надобности писать предисловие с этой целью, я уверен, что внутреннее значение сборника будет понято вами, товарищи, не менее ясно, чем оно понимается мною. Профессиональный литератор, я, может быть, более резко, чем вы, чувствую технические литературные недостатки прозы и стихов сборника, но мне кажется, что смысл издания этой книжки вы должны почувствовать сильнее меня.

Написанная вашими товарищами, эта книжка – новое и очень значительное явление вашей трудной жизни; оно красноречиво говорит о росте интеллектуальных сил пролетариата. Вы, разумеется, прекрасно понимаете, что для писателя-самоучки написать маленький рассказ неизмеримо труднее, чем для профессионального литератора роман в двадцать листов, – на эти трудности с горькой усмешкой намекает автор очерка «Но»…

Вы понимаете также, что, кроме недостатка свободного времени, писателю-рабочему мешает изложить свои впечатления ярко и точно – то есть художественно – его малое уменье пользоваться пером, инструментом писателя, мешает незнакомство с техникою дела, а самой крупной помехой является недостаток слов – невозможность выбрать из десятка их самое простое, сильное и красивое.

Но, несмотря на все эти трудности, вы, мне думается, всё-таки можете сказать, не кривя душою, что этот ваш сборник интересен; вам есть чему порадоваться, и – кто знает будущее? – возможно, об этой маленькой книжке со временем упомянут как об одном из первых шагов русского пролетариата к созданию своей художественной литературы.

«Фантазия! – недоверчиво скажут мне. – Такой литературы никогда и нигде не было!»

Многого не было, что есть теперь, – ведь раньше не было и рабочего класса в тех формах, с тем духовным содержанием, каков он в наши дни. Если б человек не верил в силы своей воли и разума – он не летал бы в воздухе птицей, как летает ныне.

Стремление выразить в красивых формах свои ощущения, чувства, мысли свойственно каждому человеку; это стремление должно всё более напряжённо развиваться в душе пролетариата, который, по мере роста интеллектуальных сил, будет всё с большей и мучительной ясностью чувствовать свою коллективную драму и драму своих единиц.

А когда душа переполнена, – она неизбежно изливает свои силы, свои скорби и радости – в мире, на людях.

Я крепко убеждён, что пролетариат может создать свою художественную литературу, как он создал – с великим трудом и огромными жертвами – свою ежедневную прессу.

Это убеждение выросло на почве долголетних наблюдений моих за усилиями, которые сотни и сотни рабочих, ремесленников, крестьян упрямо тратят в попытках изложить на бумаге свои думы о жизни, свои наблюдения и чувства.

Перед нами – неоспоримый факт: ни одна страна Европы не даёт такого количества писателей-самоучек, как Россия, а после 1906 года масса пишущих неизмеримо возросла.

Здесь не место рассматривать причины этого явления, но мне думается, что в нём главную роль играет историческая и политическая юность русского народа, русского пролетариата. Юность всегда более чутка ко впечатлениям бытия и более идеалистична социально; почвой социального идеализма является у молодой нации, у молодого класса ощущение своей силы, ещё не израсходованной на практические опыты социального переустройства. Именно об этом юном идеализме говорил Карл Каутский в своей статье «Русский и американский рабочий», этот идеализм я и считаю силой, которая толкает сотни единиц к духовному общению с родной им массой, к попыткам литературного творчества.

Запас этой силы изумительно велик. Мы видим, как быстро он приподнял и сплотил пролетариат, недавно ещё подавленный, разгромленный, брошенный интеллигенцией, которая частью истреблена тюрьмой и ссылкой, частью же, изменив интересам пролетариата, пошла на службу буржуазии и ныне безуспешно пытается создать на потребу её идеологию, которая оправдывала бы отношение буржуазии к демократии.

Бодрые силы пролетариата, возрастая количественно, становятся и качеством своим всё более культурными; мы уже можем сказать, что, несмотря на ужасные условия жизни русского рабочего, он постепенно создаёт свою интеллигенцию, выделяя часть своей физической энергии, – претворяет её в энергию психическую, духовную. Вот откуда истекает всё возрастающее среди рабочих стремление к писательству, к литературе. И мне кажется, что пролетарская масса должна всеми средствами, доступными ей, поддерживать тех товарищей, которые, обнаруживая способность к литературной работе, стремятся вооружить себя необходимыми для этой работы знаниями.

Литератор должен знать всё или по крайней мере возможно больше. Он должен уметь выбрать из хаоса впечатлений, из пестрой путаницы чувств объективное, общезначимое, типичное, должен уметь отбросить в сторону узко личное, субъективное как неустойчивое, постоянно изменяющееся и скоропреходящее бесследно. Если он сумеет сделать первое, он создаст произведение художественное и социально важное; если он не сможет сделать второго, он напишет анекдот, лишённый социально-воспитательного значения. Всякое искусство – сознательно и бессознательно – ставит себе целью разбудить в человеке те или иные чувства, воспитать в нём то или иное отношение к данному явлению жизни, – эту же цель вполне сознательно ставят пред собою сторонники так называемого «свободного искусства для искусства» – люди наиболее тенденциозные, несмотря на их отрицательное и враждебное отношение к тенденциям социальным.

Работа литератора крайне трудна: писать рассказы о людях не значит просто «рассказывать», это значит – рисовать людей словами, как рисуют их кистью или карандашом. Необходимо найти наиболее устойчивые черты характера в данном человеке, необходимо понять наиболее глубокий смысл его действий и писать об этом настолько точными, яркими словами, чтобы со страниц книги из-за чёрных её строк, из-за сети слов читатель видел живое лицо человека, чтоб связь чувств и действий героя рассказа казалась ему неоспоримой. Нужно, чтоб читатель чувствовал: всё, прочитанное им, именно так и было, иначе быть не могло.

Настоящее искусство возникает там, где между читателем и автором образуется сердечное доверие друг к другу. Дело писателя – излить в мир, на люди, всё, чем переполнено вместилище его впечатлений, называемое душою. И когда писатель «от души», как перед лучшим своим другом, говорит о радостях и горе нашей жизни, о дурном и хорошем, смешном и подлом её – он будет понят, будет признан читателем за друга своего.

Думаю, что сказанное достаточно ясно рисует трудность литературного дела, достаточно определённо указывает, как много нужно знать писателю, как много нужно ему думать.

Может быть, вам, товарищи, все эти мои рассуждения покажутся излишними на том основании, что они, по условиям жизни писателя-рабочего, неприменимы к нему?

Не соглашусь с этим: чем более мы повысим требования друг к другу, тем выше поднимемся над обыденным, угнетающим нас, тем шире станет область наблюдения над явлениями жизни внутри и вне человека.

В чём же практически могла бы выразиться помощь массы её единицам, которые стремятся говорить с нею о жизни и от лица рабочей массы со всем миром?

Я умолчу о том, что каждый человек нуждается во внимании к нему, что все имеют право на уважение к их труду – это само собою понятно, а особенно – людям труда, создающим или помогающим создавать все ценности жизни, всё, чем гордится культурное человечество. Мне думается, что хорошо бы создать для писателей-самоучек периодическое издание, которое поставит себе целью изучение литературной техники – главного, чего недостает писателю из народа. В этом издании нужно печатать популярные статьи о стиле, об языке, о формах построения рассказа, романа, драмы, о законах стихосложения и т. д.

Тут же следовало бы давать образцовые и подробные критические разборы произведений писателей-самоучек – как со стороны технической, так и со стороны содержания. Это была бы школа, способная многому научить людей, часто очень талантливых, богатых опытом, наблюдательных, но совершенно бессильных сказать ясно и убедительно то, что их волнует и что нам необходимо знать.

Бессилие, обусловленное только незнакомством с приёмами литературной техники, – легко победить.

Товарищи!

Когда история расскажет пролетариату всего мира о том, что пережито и сделано вами за восемь лет реакции, – рабочий мир будет изумлён вашей жизнедеятельностью, бодростью вашего духа, вашим героизмом.

Может быть, вы сами не сознаёте, не замечаете, как много сделано вами, но будущие поколения русских рабочих и весь пролетарский мир нашей планеты, несомненно, почерпнёт в примере вашем великие силы для борьбы за новую, мировую культуру.

Это – будет. Только мёртвые не поймут общекультурного значения работы, совершённой вами за эти восемь лет.

Один из поэтов, участников в сборнике, восклицает:

«Вперёд, к культуре мировой!»

Добрый путь, товарищи!

Да здравствуют разум и воля, создавшие мировую культуру!

Тема
урока
:  «Портрет
как средство характеристики героя» (по повести М. Горького «Детство»).

Тип
урока:
     урок — практикум

Цели
урока
:
     1) углублять  представления о творческой манере М. Горького;

2) показать, как с помощью портретных характеристик писатель передаёт
своё отношение к персонажу, как раскрывает его характер, используя художественную
деталь;

3) учить  делать вывод о характере персонажа по портрету и художественной
детали;

4) развивать  навыки монологической  речи.

Словарная
работа
: портрет, художественная деталь.

Упреждающее 
домашнее задание.

1)     
прочитать
отрывки из повести М. Горького «Детство», данные в учебнике;

2)     
отметить
портретные характеристики Акулины Ивановны, деда;

3)     
термины
«портрет», «художественная деталь».

 План урока:

I.                   
Вступительное
слово учителя.

II. Словарная работа.

III. Работа с текстом.

1. Реализация
домашнего задания.

2. Заполнение
первой части таблицы.

3. Заполнение
второй части таблицы.

4.
Самостоятельная работа.

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

ХОД
УРОКА

Основным материалом литературы яв­ляется слово, оформляющее все наши впе­чатления,
чувства, мысли. Литература — это искусство пластического изображения
посредством слова. Классики учат нас, что чем более просто, ясно, четко
смысловое и образное наполнение слова,- тем более крепко, правдиво и устойчиво
изображение… изоб­ражение характера человека и его отноше­ния к людям.

М. Горький

I. Вступительное слово
учителя.

— М. Горький, как
и другие, говорит о трудностях, которые преодолеваются каждым писателем:

«Работа
литератора крайне трудна: писать рассказы о людях не значит просто
«рассказывать»…

Необходимо
найти наиболее устойчивые черты характера в данном человеке, понять наиболее
глубокий смысл его дейст­вия и писать об этом настолько точными, яркими словами,
что­бы со страниц книги из-за черных ее строк, из-за сети слов чи­татель видел
живое лицо человека, чтоб связь чувств и дейст­вий героя рассказа казалась ему
неоспоримой. Нужно, чтобы читатель чувствовал: все, прочитанное им, именно так
и было, иначе быть не могло».

«Литератор
должен понять, что он не только пишет пером, но — рисует словами и рисует не
как мастер живописи, изобра­жающий человека неподвижным, а пытается изобразить
людей в непрерывном движении, в действии, в бесконечных столкно­вениях между
собою, в борьбе классов, групп, единиц.

Но — в мире
нет движения, которое не встречало бы сопро­тивления…»

— Сегодня
попытаемся увидеть, как с помощью портретных характеристик писателю удаётся
нарисовать характеры героев.

II. Словарная работа.

Портрет – описание наружности
литературного героя или персонажа, характеризующее, наряду с другими 
художественными средствами, его образ.

Художественная
деталь
–  подробность,
подчёркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью
вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ. Детали сами по
себе как будто не имеющие значения, придают произведению чуть ли не
документальную достоверность и тем укрепляют веру читателя в сказанное  или
описанное.

III. Работа с текстом.

1. Реализация
домашнего задания:

Об Акулине Ивановне мастер
Григорий
говорит:

«…она неправду
не любит, не понимает. Она вроде святой… Ты держись за неё крепко…»

Алёша
скажет об Акулине Ивановне:

 «До нее как
будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на
свет
, связала все во­круг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцвет­ное
кружево и сразу стала на всю жизньдорогим человеком, —  это
ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для
трудной жизни».

«..потом он [отец]
вдруг исчез, и его заменила бабушка, странный человек».

— Давайте
попытаемся увидеть её такой, какой видит внук.

— Зачитайте
описания, данные М. Горьким в повести «Детство».

(Учащиеся
зачитывают описания бабушки).

2. Заполнение первой
части таблицы:

— Выпишем в
таблицу  основные характеристики бабушки (в первую часть таблицы ученики
записывают портретные характеристики вначале под руководством учителя, затем
самостоятельно):

Потрет бабушки

Выводы

1 глава:

1. «Круглая,
большая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся чёрная, мягкая
и удивительно интересная…»

2. «Когда она
улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая
невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые
крепкие зубы, и, несмотря  на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо
казалось молодым и светлым
».

3. «Вся
она – тёмная, но светилась изнутричерез глаза – неугасимым,
веселым и тёплым светом
».

4. «Она сутула,
почти горбатая, очень полная,  а двигалась легко и ловко…»

5. «- Ты гляди,
как хорошо-то! – ежеминутно говорит бабашка, переходя от борта к борту, и вся
сияет, а глаза у неё радостно расширены»

— Не обладая
привлекательной внешностью, Акулина Ивановна обладала красотой внутренней,
которая проявлялась в глазах и улыбке. Сверкающие  неугасимым, теплым светом
глаза – характерная деталь, на которую  М. Горький постоянно обращает
внимание читателей.


Жизнерадостный характер, природная живость помогали бабушке постоянно быть в
центре жизни всего дома, защищать слабых и обиженных.

3 глава
(танец):

1. «Вдруг она молодо
встала, оправила юбку, выпрямилась, вскинув тяжёлую голову…»

2. «Она плыла
по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя
куда-то вдаль тёмными глазами. Мне она показалась смешной».

3. «..вся она стала
стройней, выше ростом
, и уже нельзя было глаз отвести то неё – так буйно-красива
и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности

— В танце
раскрывается жизнерадостный характер бабушки. Воспоминания детства и юности
не уничтожены жизнью в семье Кашириных: «слишком обильной жестокостью» темной
жизнью «неумно­го племени», «душным кругом жутких впечатлений». «Дом деда был
наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми…», и только бабушка
вносила в эту жизнь свет, тепло и ласку.

4 глава:

— «…бабушка
была вдвое крупнее деда…»

— Бабушка
стоически выдерживала все издевательства деда, потому что традиция требовала
уважения мужа. Бабушка умела терпеть и находить радости в окружающем мире.

— Акулина
Ивановна умела стойко переносить несчастья, быть опорой для окружающих.

3. Заполнение
второй части таблицы:

— Опираясь на
записи в первой части таблицы, сделайте выводы о характере бабушки, причинах её
поступков. (Заполнение первой части с помощью учителя, затем учащиеся
работают самостоятельно).

4.
Самостоятельная работа.

— Попытайтесь
самостоятельно охарактеризовать Акулину Ивановну, закончите заполнять таблицу.

(Проверка
самостоятельно сделанных выводов, корректировка записей)

— Мы убедились,
что мастерски использованная  деталь, («глаза»), рассказывает нам о героине
повести, Акулине Ивановне, многое. Недаром Алёша повествуя  в очередной раз о
бабушке, упомянет:

— Господи! Как
хорошо всё
! – Это был крик её сердца, лозунг всей жизни.

IV. Подведение итогов.

— Сегодня на
уроке мы увидели, как с помощью портретных характеристик писатель передаёт своё
отношение к персонажу, как раскрывает его характер, используя характерные
детали. Пора  вспомнить эпиграф к нашему уроку:

«Основным
материалом литературы яв­ляется слово, оформляющее все наши впе­чатления,
чувства, мысли. Литература — это искусство пластического изображения
посредством слова. Классики учат нас, что чем более просто, ясно, четко
смысловое и образное наполнение слова,- тем более крепко, правдиво и устойчиво
изображение… изоб­ражение характера человека и его отноше­ния к людям» ( М.
Горький).

V. Домашнее задание.

— Выпишите
портретные характеристики деда Каширина, отметьте детали, которые позволяют
точнее передать его характер,  Сделайте вывод.

  • Работа заканчивалась как пишется
  • Пять направлений сочинений в 11 классе
  • Пять направлений итогового сочинения на 2022 год
  • Пять миллионов семьдесят пять тысяч двести десять как пишется цифрами
  • Пять лет тому назад я последний раз видел родной дом сочинение по тексту