Урок: Русская литература
Школа
КГУ СОШ №9
Дата:
Ф.И.О. Джумагулова
Загипа Балчикбаевна
Класс: 7 класс
Раздел: Притчи и легенды
Тема урока: Герои рассказа К.Паустовского»
Телеграмма»
Количество
присутствующих:
Количество
отсутствующих: 0
Цели обучения, которые будут
достигнуты с помощью данного урока.
ПО
3 Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть
цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой героя или
образа – персонажа.
ПО
6 Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос
АИ
5 Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат текста.
ОС
1 Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях.
Цели урока:
Все
учащиеся смогут находить в тексте и выразительно читать эпизоды, связанные с
характеристикой героя, работая в группах и индивидуально.
Большинство учащихся
смогут составить характеристику героев произведения на основе деталей, сравнивать
и обобщать.
Некоторые
учащиеся смогут анализировать текст, высказывая свое мнение.
Языковые цели:
Языковые
цели будут развиваться в рамках темы раздела «Притчи и легенды». Учащиеся
смогут охарактеризовать всех героев рассказа, развивать языковую компетенцию,
мышление, речевые и коммуникативные навыки.
Ключевые слова и фразы: душа,
человечность, соучастие, долг, добро, сострадание, холодные глаза.
«Ненаглядная моя, приезжай хоть на день…», « Пустельга…», «Эх, ты…»
Полезные фразы для диалога:
Вопросы для обсуждения: Что такое
душа? Почему мы говорим о ней? Имеют ли ее герои рассказа Паустовского?
Назовите героев рассказа? Как поступки характеризуют героев?
Можете ли вы сказать, как получилось,
что заботясь о чужих людях, Настя забыла родную мать? Оправдывает ли ее то,
что она помогала другим людям?
Письменные подсказки: «… стало еще
труднее вставать по утрам…», «Старый дом, в котором доживала свой век…»,
«Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза»,
Манюша шестые сутки не отходила от нее, Катерина Петровна поблагодарила
Тихона за доброе слово.
Предыдущее обучение:
На
предыдущих занятиях учащиеся знакомились с текстом рассказа «Телеграмма», составляли
вопросы по группам и выделяли незнакомые слова.
ПЛАН
Запланированные сроки:
Запланированные мероприятия
Ресурсы
Начало урока:
10минут
1.Приветствие. Психологический
настрой к уроку и создание коллаборативной среды по стратегии «Круг
радости». Под музыку учащиеся становятся в круг и говорят друг другу
комплименты или пожелания.
2.Деление
на группы по цветным жетонам (красный, желтый, зеленый). 3
группы
3.К Стадия
вызова. Проводится беседа «Как вы понимаете
выражение «зарубки на сердце»? «Какие зарубки на сердце оставил у вас
рассказ «Телеграмма»? Учащиеся отвечают на вопрос. Делятся своими
мнениями.
ФО – Взаимооценивание.
Словесное
оценивание
учащихся учителем поощрительными словами.
Таким
образом, на стадии вызова осуществляется мотивация учащихся к восприятию
нового материала
Звучит
музыка
(аудиозапись)
Составление
кластера
Середина урока:25минут
1. К Работа по тексту. Стратегия «Ассоциации»
— Каковы ваши ассоциации со словом ДУША?
—
Почему мы говорим сегодня о ней?
—
Назовите героев рассказа.
—
Поступки какого героя вы запомнили?
ФО словесное оценивание учителя
2. Г Работа по группам. Составление
постеров по карточкам с вопросами
1 группа – Образ Катерины Петровны
2 группа – Образ Насти
3 группа – Соседи катерины петровны
Вопросы 1 группы :
1.Какой вы представляете Катерину Петровну? Что вы можете рассказать о ее
жизни? 2.Обратие внимание на вещи Катерины Петровны. Как они передают
душевное ее душевное состояние? Какие цвета преобладают в пейзаже и
интерьере? 3.Почему Катерина Петровна догадалась, что телеграмма не от
дочери?
Вопросы 2 группы: 1.Что мы узнаем
о жизни и работе Насти в Ленинграде? 2. Нарисуйте ее словесный портрет. 3.
Были ли у Насти серьезные причины, чтобы не поехать к матери? 4.Повлияла ли
на Настю неожиданная смерть матери?
Вопросы 3 группы: 1.Как
изображены в рассказе простые люди: Манюшка, сторож Тихон, молодая
учительница? 2.Какую роль играют эти персонажи? 3.Зачем автор так подробно
рассказывает историю о скульпторе Тимофееве? 4. В какие моменты и для чего,
по – вашему, упоминается в рассказе писатель Н.В.Гоголь?
ФО Самооценивание. Дескрипторы ( в
приложении №1)
3.И. Дифференциация Пока
учащиеся работают по группам, 1 ученик составляет «Линию эмоций»
Насти ( проследить за душевным состоянием героини, переменами в ее
внутреннем мире)
ФО
Оценивание учащихся «Большой палец»
Учебник
автор
Рассказ
«Телеграмма»
Карточки
с вопросами для групп
5.Физминутка. Учащимся
предлагается делать повторные движения с видеозаписи.
6. П Задание Выделить главные
черты характера героев, установить причинно – следственные связи с
помощью графического органайзера «Паутинка» по рассказу
«Телеграмма»
ФО – Словесное оценивание учителя и
учащихся
Таким образом, используя граф. органайзер « Паутинка», учащиеся
смогут выделить самые главные черты характера главных героев, установить
причинно – следственные связи и строить умозаключения, развить системное
мышление.
Видеозапись
– зарядка
Конец урока:
10минут
1.Рефлексия
Г Стратегия
«Синквейн» по группам
1
строка — одно ключевое слово, определяющее тему
2
строка — два прилагательных, раскрывающие тему
3
строка — три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме
4
строка — целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью
которых ученик высказывает свое отношение к теме
5
строка – это слово-резюме, которое выражает отношение к теме
Составить синквейн
1.группа
Настя
2.группа
Катерина Петровна
3.группа
Манюша
(1
группа:
Настя
тщеславная,
занятая
работает,
помогает, вертится
Совсем
забыла о матери.
Раскаяние
2
группа: Катерина Петровна
пожилая,
беззащитная
доживает,
скучает, страдает
Мечтает
о приезде дочери.
Одиночество
3
группа:
Телеграмма
краткая,
неожиданная
летит
, волнует, сообщает
Тревожная
весть о матери.
Поздно.
ФО – Самооценивание
с помощью оценочного листа, прием «Оцени себя на уроке» Оценочный лист. (приложение№3)
Таким образом, применяя стратегию «Синквейн», подводится итог урока с
успешным достижением ожидаемых результатов обучения.
Домашнее задание: Написать эссе
на одну из предложенных тем:
1. « Что
значит для меня отчий дом?»
2. «Письмо
моей маме»
3. «
Поступок, за который я себя осуждаю»
Дополнительная информация: 5 – я Божья
заповедь: « Чти отца своего и матерь свою, да благо ти буде, и долголетен
будешь на земле.» Усложнить задания более способным ученикам: выучить
отрывок наизусть
Дифференциация
Оценивание
Межпредметные связи
Ценности
ИКТ
Коллективная работа – ученики
активны, сплоченны и действенны.
Групповая работа — дети будут
поддерживать друг друга.
Индивидуальная работа – каждый ученик
сможет увидеть себя, каковы его знания.
Дифференцированные индивидуальные задания
Самооценивание.
Дескрипторы
Взаимооценивание.
Дескрипторы
Словесное
оценивание учителем
…
Музыка.
ИЗО
Ценности
Воспитание
доброты, любви к родителям, чувства взаимопомощи, способности сопереживания
Учебное
пособие, маркеры, постеры,разноцветные жетоны, компьютер, интерактивная
доска,
Критерии
1б
2б
3б
Выделяет важные для характеристики героя детали
Анализирует,
истолковывает цитаты из рассказа
Делает
выводы о характере героя
Эмоционально
выражает свое отношение к поведению героя и его системе ценностей
Критерии
1б
2б
3б
Выдвигает
необходимые тезисы
Аргументированно
отвечает на вопрос
Приводит
пример в поддержку аргументации
Г.О. « Паутинка»
«Телеграмма» главные герои
В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои, родные люди, живут далеко друг от друга. Описание старого, ветхого дома Катерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния — пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Характеристика героев “Телеграмма”
Главные герои
Катерина Петровна
Главная героиня, пожилая женщина.
Одинокая старушка, доживающая жизнь в ветхом доме. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Катерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около трёх лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой приехать. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Старушка доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь.
Настя
Дочь Катерины Петровны.
Живёт в Ленинграде, работает в Союзе художников. Ей некогда навещать мать: она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами. С трудом организовав выставку странного привередливого скульптора, Настя вдруг вспоминает о матери. Понимая, что опоздала, она идёт на вокзал, едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых.
Тихон
Сторож, сосед Катерины Петровны.
Он знал отца женщины, помнил и уважал его. Приходит к Катерине Петровне — занимается хозяйством, рубит дрова, говорит с ней. Искренне жалеет женщину, видя её тоску по дочери. Тихон отправляет Насте в Ленинград телеграмму, сообщая, что мать умирает. В последний день жизни Катерины Петровны Тихон взял на почте бланк и написал на нём телеграмму от имени Насти — дочери старушки — о том, что она едет. Перед смертью, когда Тихон читает “придуманную” телеграмму, Катерина Петровна, благодарит его за доброту. Она всё понимает.
Манюшка
Соседская девочка.
Она приносит Катерине Петровне воду, убирает в её доме, готовит. За её помощь старушка дарит ей разные старомодные вещи, которые ничего не значат для девушки. Она живёт в деревне, аристократический раритет её не трогает, она искренне пытается помочь женщине, облегчить её страдания. Свои последние дни Катерина Петровна, практически потеряв зрение и не вставая, проводит в обществе Манюшки.
Второстепенные персонажи
Тимофеев
Скульптор, которому помогла Настя.
Гордый, ранимый, странноватый скульптор, который страдает от своей невостребованности, жаждет признания, похвалы. Настя “борется” за его талант, добивается выставки, за что получает словесную благодарность от мастера. Заботясь о чужом человеке, Настя почему-то забывает о собственной матери.
В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграммы” — одиночество, самое страшное, что может быть — одинокая старость. Написанный сразу после войны рассказ Паустовского “Телеграмма” стал одним из самых известных произведений того времени.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Алёна Аленка
11/11
-
Ярослав Шиндяпин
10/11
-
Marker Marker
11/11
-
Денис Анохин
9/11
-
Вова Данилов
11/11
-
Иванчик Ксения
10/11
-
Даниил Иванов
10/11
-
Сергей Суетин
11/11
-
Олег Пищухин
9/11
-
Наталья Полюхова
11/11
Предмет: Литература,
автор: ShadowTeror
Работа над планом характеристики героев рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма». Повторение
Выбери верный вариант.
Отрывок из текста «…никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник…» соответствует описанию образа
Приложения:
512710:
У кого лимит ответ Осень
Ответы
Автор ответа: lyailyaolzabai55
49
Ответ: осени
Объяснение: проверяла
ShadowTeror:
спс
safirasabit:
спасибо
kakaaa004:
спс
Trwi:
спасибо
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Интересные вопросы
Предмет: Математика,
автор: Dudududka
СРОЧНО 40 БАЛЛОВ!!!!
6(2.5-1.5x)=20.5-2.5(3+2x)
3 года назад
Предмет: Українська мова,
автор: svetlanaokypnyak
чому баклан цінна тварина?
3 года назад
Предмет: Алгебра,
автор: NadyaнЯшка
стандартным видом многочлена является
3 года назад
Предмет: Математика,
автор: твойСТУЛ
Округлите число 9 888 403 и 15 030 914 до миллионов.
6 лет назад
Предмет: Математика,
автор: loylay
hellpppppppppp me pleaseeeeeeee
6 лет назад
МБОУ «Большеподберезинская средняя общеобразовательная школа
имени А. Е. Кошкина
Кайбицкого муниципального района
Республики Татарстан»
Урок-размышление по рассказу
К. Г. Паустовского «Телеграмма»
«Не обижайте матерей!
На матерей не обижайтесь!»
Подготовила и провела:
учитель русского я зыка и литературы
Елисеева Ксения Геннадьевна
С. Б. Подберезье, 2017 год
Тема: «НЕ обижайте матерей! На матерей не обижайтесь!»
Цели:
1.Выяснить, как раскрывается проблема взаимоотношений родителей и детей( на примере Насти и Катерины Петровны)
2. При помощи каких художественных средств и приемов это делает автор ?
3. Какова авторская позиция в рассказе ?
4. Воспитание внимательного, заботливого отношения к матери
Задачи:
Обучающая:
уметь определять тему, проблемы рассказа;
уметь давать характеристику персонажей;
уметь находить художественные приемы и средства
Развивающая:
развивать связную монологическую речь учащихся;
развивать память, мышление;
развивать навыки выразительного чтения
Воспитательная:
воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям
Оборудование: 1. мультимедийный проектор;
2. запись песни «Мама» в исполнении группы «Белый день;
3. альбом «Матери посвящается»
Ход урока:
Есть на свете прекраснейшее существо,
у которого мы всегда в долгу, —
это мать.
М. Горький
Ход урока
I. Слово учителя.
Мама! Какое великое слово! Мать дает жизнь ребенку. Маленький человечек, только-только начинающий говорить, неуверенно складывает свое первое в жизни слово «ма-ма», и, почувствовав удачу, смеется, счастливый. Мама — самое прекрасное слово на земле. Оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют, У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным.
И сколько бы ни было нам лет — пять или пятьдесят, нам всегда нужна мать, её взгляд, ее ласка, ее нежность.
Образ матери – один из самых традиционных в русской литературе. О матерях написано много стихов, песен, рассказов, наполненных чувством любви, нежности. Матерям посвящали свои произведения А. А. Блок, М. А. Шолохов, Л. Н. Толстой, Н. М. Рубцов, М. Горький.
Но сегодня мы будем говорить о К. Г. Паустовском и его рассказе «Телеграмма».
Каждый из нас любит свою маму за теплоту ее нежного сердца, за безмерную заботу. Каждый из нас желает ей добра, здоровья, радости и счастья. А ведь счастье матери- в ее детях. Но в жизни бывает часто так, что в сутолоке серых будней, суете, заботах и проблемах, мы забываем о самых близких и дорогих людях — о наших мамах. А когда вспоминаем, порой становится уже слишком поздно. Именно об этом пишет в своем рассказе Паустовский.
2. Анализ произведения
1. Кто является главными героями рассказа?
2. Какие проблемы поднимает автор в своем произведении? (слайд)
—проблема одинокой старости и материнской любви
—проблема взаимоотношения родителей и детей
— проблема милосердия и сострадания
3.. Зачитаем начало рассказа.
«Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.
Спутанная трава в саду полегла.
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать.»
ИНДИВИДУАЛЬНО СЛАЙД НА НОУТБУКЕ (слабому уч-ся)
Из двух представленных пейзажей выберите подходящий.
(Учащийся выбирает невзрачный с серыми красками.
Пейзаж состоит из серых красок. Когда смотришь на него, невольно начинает грустить. Он созвучен с жизнью одинокой пожилой женщины Катерины Петровны
4. Подумайте, почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки?
(Картина поздней серой осени настраивает на определённый лад, создаёт тональность, подготавливает к восприятию дальнейших событий. Когда мы читаем описание этого пейзажа, мы понимаем, что дальше будет рассказываться о чем-то грустном.)
ЗАПИСЬ 1 КУПЛЕТА ПЕСНИ «МАМА» гр. «БЕЛЫЙ ДЕНЬ»
5.Какой мы видим К П ? При помощи каких приемов, средств складывается общий образ героини?
РАБОТА ПО ГРУППАМ
2. ГРУППА — ПЕЙЗАЖ: Восстановите пейзаж, помогающий раскрыть душевное состояние КП, используя градацию Пейзаж помогает понять внутреннее состояние КП. Его угасание созвучно с угасанием жизни КП.
1 Октябрь холодный, ненастный.
2 Тесовые крыши почернели
3 Спутанная трава полегла
4 Ветер свистал за окнами в голых ветвях, сбивая последние листья
5 Ночи долгие, тяжелые
6.Валил водянистый снег
7. Хмурое небо все ниже опускалось
3. ГРУППА — ДЕТАЛЬ: Старый клен, облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Катерина Петровна, забытая дочерью», схожа с одиноким кленом.
4. ГРУППА — ПОРТРЕТ: плохо видящая, в глазах появилась темная вода, маленькая, сгорбленная.
6. Можно ли назвать слово «Маленькая» эпитетом?
(Да. Это определение придает эмоциональность образу героини)
Подберите синоним к слову маленькая (беспомощная,беззащитная, требующая участия, внимания, вызывающая жалость)
7. Почему же так беззащитна КП. (Потому что нет рядом с ней ее любимой дочки, нет ее кровиночки, самого родного и близкого человека, а значит, нет и радости. Некому дарить тепло материнского сердца. От горечи Катерина Петровна и кажется беззащитной).
8. Можно ли КП назвать совсем одинокой (нет, ведь ее навещают и помогают соседская девочка Манюшка и сторож Тихон. Это люди, обладающие истинным милосердием и состраданием. Они до последних минут жизни будут рядом с КП просто потому, что у них доброе, открытое сердце, и им жаль старушку.
9. Как относится Катерина Петровна к Насте? (Она очень ее любит, ждет, верит, что Настя приедет, но со временем надежда увидеться с дочкой гаснет.
10. Какие слова подтверждают любовь Катерины Петровны? (Обращение в письме Оно начинается со слов «Ненаглядная моя». (зачитать). Именно это слово передает всю глубину материнских любви. Такое обращение может использовать только искренне любящий человек
ИНДИВИД, ЗАДАНИЕ НА НОУТБУКЕ
Проследите за душевным состоянием героини
- Надежда (в начале произведения)
- Тяжесть (молчала, сгорбленная, маленькая, тихонько плакала)
- Разочарование (эпизод, когда КП понимает, что стук в калитку, почудивший, всего лишь ее разыгравшееся воображение)
- Осознание одиночества (после почудившегося ей стука и отсутствия ответа Насти на ее письмо с просьбой о приезде дочери)
- Душевная боль (когда понимает, что телеграмма, которую принес Тихон, написана не Настей, а значит, ждать ее бессмысленно).
- Смерть
11. Обратимся к образу Насти. Можно ли сказать, что Настя – образ, полный контрастов?
(Художник звал ее «Сольвейг» за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг – в переводе означает солнечный путь. Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени: Солнце не может быть холодным. Известно, что глаза – зеркало души. Эта деталь говорит о том, что у Насти холодное, черствое сердце. И действительно, она помогает пока еще неизвестному художнику, но забывает о своей матери.
12. Как реагирует Настя на полученное от матери письмо, телеграмму? ( письмо, полученное из деревни, спрятала в сумочку, не читая. А телеграмму скомкала и нахмурилась. И вовсе не от того, что огорчилась от известия, что мать очень больна и умирает, а от того, что она помешала ее планам, омрачила ее славу). Это говорит о ее холодности, черствости.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА СО СЛАЙДОМ АНТИТЕЗА
Катерина Петровна Настя
Терпеливая Эгоистичная
Любящая равнодушная
Надеющаяся бессердечная
Великодушная холодная
Ждущая черствая
13. Можно ли сказать, что Настя совсем потеряла совесть?
(Нет, совесть ее все же пробудилась, и Настя, вспомнив о том, что мама-это единственный родной человек, искренно любящий ее, едет в Заборье. Но только не успела Настя к живой матери, приехав только на второй деть после похорон).
9. Какую библейскую заповедь нарушила Н. (Слайд)Чти отца своего и мать свою, и будет тебе счастье.
УЧИТЕЛЬ: Эпиграф нашего урока созвучен с библейской заповедью. Мы должны почитать своих родителей, ведь они – подарили нам жизнь. А значит мы в неоплатном долгу перед ними.
Валентин Берестов писал: «Их любовь до конца твоих дней останется тайной опорой твоей».
Вот эту-то опору и потеряла в жизни Настя. От карьеризма, беготни, черствости и бездуховности пострадала душа.
Не успела Настя повидаться с матерью.
«Проплакала всю ночь, пока за окнами не посинел мутный и тяжелый (как и на душе Насти) рассвет»
Почему рассвет мутный и тяжкий? (потому что опять пейзаж созвучен с внутренним состоянием героини. У Насти тяжело на душе от того, что слишком поздно вспомнила она о своей матери.
УЧИТЕЛЬ: В рассказе Тихон дает совет Манюшке: «За добра плати добром, не будь пустельгой». Что означает эта фраза и почему именно Манюшке говорит это Тихон?
Пустельга – легкомысленный, пустой человек. Устами Тихона говорит сам Паустовский. Это напутствие пожилого человека девочке, ведь она тоже дочь. «Не будь пустельгой» — значит научись отделять главное от второстепенного, не оставляй мать в одиночестве – это и авторское напутствие всем читателям.
14. С каким произведением созвучен рассказ
1 ученик: (С притчей о блудном сыне. Но рассказ Паустовского более трагичен, ведь в притче герой сумел вовремя вернуться в отчий дом к любящему родителю. А Настя, к сожалению, слишком поздно осознает свою ошибку, слишком поздно в ней проснулась совесть и осознание своей вины перед матерью. Получить прощение у матери она так и не успела).
2. ученик:Рассказ К. Паустовского сходен с стихотворением Ж. Гречухи
Над крыльцом надрывный кашель слышен,
Старенькая женщина слегла
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Из Ростова, Харькова, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, но только жалко
У постели, а не у стола.
Мать ждала вас в дождь и в непогоду,
Мать ждала вас в сумерках ночей.
Разве писем дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
3 КУПЛЕТ ПЕСНИ
УЧИТЕЛЬ: Да, будут вечно заботы, будут вечно проблемы… Только наши мамы не вечны. Помните о том, что им очень нужны наши любовь и внимание.
Вот как о любви и благодарности к своим матерям писали Сергей Есении, Василий Шукшин, Юрий Гагарин.
С. Есенин «ТЫ ОДНА МНЕ ПОМОЩЬ И ОТРАДА, ТЫ ОДНА МНЕ НЕСКАЗАННЫЙ СВЕТ…»
В. Шукшин: «Ласковое слово твое врачует душу…»
Ю. Гагарин: «Очень я люблю свою маму, и всем, чего я достиг, я обязан ей»
УЧИТЕЛЬ: Что объединяет все эти высказывания? (Во все высказываниях говорится о благодарности, признательности сыновей к своим матерям).
УЧИТЕЛЬ: Мы все должны быть благодарны матерям за то, что они подарили нам жизнь, тепло, любовь.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, у каждого из вас на парте лежит сердечко, символизирующее сердце ваших мам. Какую черту характера вашей мамы вы бы могли выделить? Напишите эту черту на сердечке.
(ДОБРОТА, ЗАБОТА, ЛЮБОВЬ, НЕЖНОСТЬ, ВНИМАНИЕ, ЛАСКА, ОПОРА, ТЕПЛО, ПОДДЕРЖКА, ИСКРЕННОСТЬ, ПОМОЩЬ, ПОНИМАНИЕ, ОТКРЫТОСТЬ).
УЧИТЕЛЬ: Этими чертами, которые вы сейчас перечислили, обладает каждая из мам. Сохраните это сердечко, поставьте дома на видном месте. И ,каждый раз видя его, не забывайте дарить мамам те душевные качества, которые вы написали на своих сердечках.
УЧИТЕЛЬ: Быть матерью – великий труд. Мыть матерью – великий подвиг. Женщинам, родившим и воспитавшим 5 и более детей, дают Медаль материнской славы.
Во многих городах нашей планеты воздвигнуты памятники материнскому подвигу. Есть он в городе Жодино республики Белоруссии, городе Марнеули Грузии, городе Пирчуписе Литвы. На них изображены матери и их дети.
Показ ПАМЯТНИКов МАТЕРИ)
Учитель: Не забывайте о самых близких и родных – о своих родителях — которые так любят и нуждаются в вас. Не обижайте их резкими словами, дурными поступками. Дарите им как можно больше улыбок, счастливых мгновений, радости.
А став взрослыми, разлетевшись из отчих домов в разные уголки планеты, пишите родителям письма, звоните, почаще приезжайте к ним, любящим вас и всегда ждущим. Не ждите страшных телеграмм, навещайте пап и мам. Помните о том, что для своих родителей вы навсегда останетесь маленькими мальчиками и девочками, которым нужно дарить любовь и заботу.
Любите и берегите своих мам!
В заключение послушайте стихотворение Виктора Гина «Не обижайте матерей»
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночной, в тиши тревожной,
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
9. Домашнее задание
Творческая работа по темам:
- «Не обижайте матерей! На матерей не обижайтесь!» (сильные ученики)
- Что значит для меня мама? (слабым)
Константин Георгиевич всегда писал по велению сердца, поэтому из-под его пера выходили реалистичные произведения, в которых трудно разделить правду и художественный вымысел. Один из пронзительных рассказов Паустовского — «Телеграмма». Характеристика главных героев не оставляет сомнений в том, что образы списаны с современников писателя. При прочтении хочется изменить сюжет, настолько он трогает за душу.
Основные персонажи
Основные и второстепенные действующие лица одинаково важны для раскрытия авторского замысла, причём вторых в рассказе больше. Характеристика главных героев «Телеграммы» Паустовского:
- Катерина Петровна. Пожилая женщина, дочь известного художника. Катерина живёт в ветхом доме, который считается культурным памятником. О муже ничего не сказано, вероятно, он умер, а дочь живёт в Ленинграде, приезжает раз в 3 года, редко пишет и иногда присылает 200 рублей. Катерина Петровна пишет Насте письма, называет её «ненаглядная моя», а дочь, занятая делами, даже не сразу их открывает. Женщина очень скучает по своей кровиночке, стесняется досаждать, но всё же надеется хоть разок увидеть её перед смертью. Старушке кажется, что она не переживёт зиму.
- Настя. Дочь Катерины, работает секретарём в Союзе художников. Коллеги называют её Анастасией Семёновной. Девушка живёт чужими интересами. Она увлечена работой и старается организовать выставку работ начинающего скульптора, странного вспыльчивого человека. Девушка получает сначала письмо от мамы, потом телеграмму от Тихона и только спустя долгое время понимает, что ближе, чем родная мать, у неё никого нет. Увидеть женщину живой девушка не успевает. Приехав в Заборье, Настя оказывается в доме, из которого давно ушла жизнь. Девушка покидает село рано утром, чтобы не встречаться с жителями.
- Скульптор Тимофеев. Молодой человек со странностями, неуверенный в себе. У мастера получаются интересные работы, но он боится быть осмеянным, при этом завидует чужому успеху. Скульптор беден, после выставки он не верит своему успеху, однако признанные мастера действительно высоко оценили работы. Один даже поблагодарил Настю за то, что она «извлекла Тимофеева на свет».
- Манюшка. Девочка, которая живёт по соседству, дочь колхозного сапожника. Манюшка приходит к старушке каждый день, подметает, приносит из колодца воду, ставит самовар. Женщина благодарит её и дарит кое-то из своих ценностей, но девочка не понимает, зачем ей перчатки, броши и страусиные перья. Когда силы окончательно покидают старушку, Манюшка неотлучно находится рядом с ней, ухаживает за ней, кормит и поит ее.
Второстепенные действующие лица
Каждый второстепенный персонаж выполняет свою роль. Например, молодая учительница вовремя понимает, что нужно уделять больше внимания маме, которая находится далеко. Скульптура Гоголя — это как бы совесть Насти, её внутренний голос. Благодаря образам известных художников и скульпторов можно понять, чем живёт Настя, на что она променяла заботу о маме. Список второстепенных персонажей:
- Учительница. Она приходит на похороны, целует руку умершей и вспоминает маму, такую же старенькую и седую.
- Отец Катерины Петровны. Этот персонаж появляется только в воспоминаниях главной героини. Он построил особняк, в котором сейчас живёт старушка. Когда Катя была маленькой, отец брал её за границу, и она даже видела похороны Виктора Гюго.
- Першин. Известный скульптор, похвала которого радует Тимофеева, хотя последний открыто называет мастера «ремесленником».
- Тихон. Тощий рыжий сторож при пожарной усадьбе. В детстве этот человек восхищался работами отца Екатерины. До сих пор он сохранил почтение к художнику. Тихон изредка заходит к старушке, хлопочет по хозяйству, но от его помощи мало толку. Сторож пилит сухие деревья, рубит их на дрова, однако он не может вдохнуть жизнь в старый дом и умирающий сад. Когда старушке становится совсем плохо, он отправляет Насте коротенькую телеграмму, а потом приносит «ответ», составленный им самим. Но старушка догадывается о лжи, после чего силы окончательно покидают её.
- Скульптура Гоголя. Её можно причислить к героям рассказа из-за того, что девушке кажется, будто изваяние ведёт себя как живое. «Остроносый сутулый человек» смотрит «насмешливо», а на его виске бьётся жилка. «Сверлящие глаза» как будто упрекают девушку, её кажется, что Николай Васильевич говорит: «Эх ты, сорока!».
В тексте упоминаются ещё несколько персонажей, которых можно отнести к третьестепенным. Действующие лица, не оказывающие значительного влияния на сюжетную канву:
- председатель Союза художников,
- седой мастер,
- курьерша Даша,
- кассирша на станции,
- «почтарь» Василий,
- сельские мальчишки, старики и старухи.
Краткое содержание
В деревне Заборье живёт Катерина Петровна, старенькая женщина. Она плохо видит и с трудом ходит. В последний год осень выдалась холодной, и старушка думает, что не доживёт до весны. Ей уже трудно вставать, в доме холодно и неуютно. К бабушке заходит соседская девочка, которая помогает по дому.
Чтобы хоть как-то отблагодарить девочку за заботу, старушка дарит её свои ценности, но девочка считает их безделушками. Картинкой, иллюстрирующей доброту девочки, можно назвать сцену, когда она решает отдать подарки старьёвщику. Манюшка ухаживает за женщиной не из корысти, а по зову сердца. Иногда к Катерине заходит местный сторож Тихон, который помнит отца женщины и чтит его память.
Катерина не докучает дочери письмами, но очень скучает по ней. Иногда весёлый почтальон приносит переводы от Насти, и к ним всегда прилагается короткое письмо, где говорится, что дочери некогда навестить мать. Когда старушка совсем ослабела, она написала умоляющее письмо, в котором просила дочь приехать.
Жанр, анализ и смысл
Жанр «Телеграммы» — рассказ. В тексте одна сюжетная линия, объединяющая нескольких главных и второстепенных персонажей. Литературное направление произведения — реализм, потому что Паустовский показывает человеческую жизнь без прикрас. Диалоги и события могли происходить в реальности. Повествование ведётся линейно, автор излагает события в той последовательности, в какой они происходят.
Анализ «Телеграммы» Паустовского показывает, что композиционно текст разделён на 3 части. В первой Паустовский описывает жизнь старушки в Заборье. Из второй читатель узнаёт, как живёт и чем занимается дочь Екатерины. Третья часть содержит описание событий, произошедших после смерти старушки. В ней Настя понимает, что совершила непоправимую ошибку. В сочинении по произведению «Телеграмма» следует упомянуть несколько тем:
- взаимоотношение родителей и детей,
- возвращение «блудного сына», в данном случае — дочери, причём запоздалое,
- материнская любовь,
- одиночество,
- раскаяние.
Мораль произведения заключается в том, что нужно заботиться о близких, пока они живы. Не стоит думать, что им не нужна помощь, если о ней не просят. Но близкие нуждаются не только в физической заботе. Важно и внимание, а оно может выражаться в добрых словах, визитах, открытках. Старушка была бы рада видеть дочь не раз в 3 года, а чаще, но Настя за всё время даже не написала подробного письма.
Ошибка девушки в том, что она не подозревала о состоянии матери. Катерина писала, что всё в порядке, ведь ей не хотелось докучать дочери. А Настя, которая исправно посылала деньги, наивно считала, что этого достаточно. Обладая добрым характером, девушка была готова прийти на помощь постороннему человеку, потому что его проблемы она видела и воспринимала очень остро. Поездка к матери всё откладывалась, и подготовка к выставке Тимофеева стала роковой ошибкой.
Название рассказа имеет два значения. Первое отражает, что в сюжете есть 2 телеграммы: первую получила Анастасия, а вторую прочитал Катерине Тихон. Умирающая женщина поняла, что он слукавил, и после этого надежда на приезд дочери покинула её. Второе значение состоит в том, что сам рассказ — телеграмма для читателей. Автор хочет, чтобы они не превращались в «Иванов, не помнящих родства», и любили близких, пока те живы.
Цель урока: развивать навыки анализа
художественного текста, характеристики героев,
определить, что писатель ценит в людях.
Методические приёмы: самостоятельная
подготовка в группах, элементы анализа текста,
комментарии учителя.
Оформление: Портрет
К.Г.Паустовского.
Эпиграф:
Нет! Человеку никак нельзя жить без
родины,
Как нельзя жить без сердца.
К.Г.Паустовский.
Слова на доске:
Эпиграф – изречение, краткая цитата,
предпосланная произведению или его части и
характеризующая их основную идею.
Зарубка – отметка рубящим орудием
на чём – нибудь, например, на дереве.
Пустельга –
1. Хищная птица из семейства соколиных.
2. Легкомысленный, пустой человек
(неодобрительное).
Интерьер – внутреннее помещение в
здании.
Презентация – представление чего –
нибудь.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке литературы мы
говорили о творчестве К.Г.Паустовского,
познакомились с историей создания рассказа
“Телеграмма”. Сегодня я предлагаю поговорить об
этом рассказе. А вот о чём именно, чтобы вам было
интересно! Подумайте! Задайте вопросы мне, друг
другу, скажите, как вы думаете.
Но прежде, чем задать вопросы, давайте
выясним: о чём этот рассказ? Какова его основная
тема? (Взаимоотношение родителей и детей,
милосердие, ответственность человека за свои
поступки.)
Определите, как построен рассказ.
Выделите 3 основные части, подберите эпиграф.
Записи в тетради:
1 ч. – Мать. “Эх, горе горькое,
страдание неписанное”.
2 ч. – Дочь. “Эх ты, сорока!”
3 ч. – Телеграмма. “За добро плати
добром, не будь пустельгой”.
2. Работа в группах.
1 группа
– Почему рассказ начинается с
пейзажной зарисовки и с описания интерьера?
(Настраивает на определённый лад, пронизывает
мысль об увядании. Фразы короткие, от них веет
каким – то холодом, а подсолнух “всё доцветал и
никак не мог доцвесть”. В природе, как и в жизни
человеческой, наступает медленное увядание.)
Записи в тетради:
За простой манерой повествования
скрывается глубокое сострадание автора к
одиноко доживающей свой век женщине.
– Какие мысли автор передаёт через
пейзаж? (Мысль об увядании: “тучи тащились”,
“трава полегла”, “октябрь на редкость
холодный”.)
– Каков ритм прозы? (Фразы короткие,
веет каким-то холодом. А подсолнух всё доцветал.)
– Каково внутреннее состояние
Катерины Петровны? (Соотношение состояния
природы с душевным состоянием человека).
– Выражает ли автор прямое сочувствие
героине? (Нет. Оно скрыто. Когда жизнь природы
замерла, Катерине Петровне стало ещё труднее
вставать по утрам.)
– Какие детали интерьера
свидетельствуют, что жизнь замерла в старом доме?
(Горький запах нетопленных печей, пыльный
“Вестник Европы”, пожелтевшие чашки, нечищеный
самовар.)
2 группа
– Давайте поговорим о Катерине
Петровне. Восстановите прошлое героини.
(Петегбургская жизнь, жила в Париже, видела
похороны Гюго, живёт воспоминаниями, но и они
тускнеют.)
– Для чего хранит она старые вещи?
(Отдавая самое дорогое, женщина вновь и вновь
переживает прошлое, частицы жизни и судьбы.)
– Подберите синоним к слову
“маленькая”. (Беззащитная.)
– Были ли у Насти серьёзные причины не
приехать к матери? (Насте некогда, Катерина
Петровна оправдывает дочь. Бережно перебирает
деньги…)
– Найдите строчки в тексте.
– Катерина Петровна написала письмо.
Почему? (Её могла испугать собственная слабость.)
Записи в тетради:
Вывод: Катерина Петровна живёт
воспоминаниями, они бы могли скрасить её
одиночество, но и они тускнеют. Автор своим
подтекстом подчёркивает, что “сумрачно” не
только в опустевшей комнате, но и в душе героини.
3 группа
– Мы пока ничего не знаем о дочери
Катерины Петровны, но автор сумел вызвать в нас
такое сильное сострадание к Катерине Петровне,
что неприязнь к Насте родилась сама по себе.)
– Поговорим о Насте. Найдите и
зачитайте портрет Насти. (Холодные глаза.)
– Найдите в тексте глаголы, которые
указывают на темпы Настиной жизни. (Горячилась,
доказывала, хлопотала, ссорилась и мирилась,
приходила в отчаяние.)
– Почему Настя вздрогнула, когда
увидела скульптурный портрет Гоголя? (Произошла
встреча человека с прекрасным. “А письмо – то…”
– происходит перелом в душе, вспоминает мать.)
– Какая внутренняя связь есть между
скульптором и Катериной Петровной? Случайна ли
цифра 3? (И Тимофеев, и Катерина Петровна
переживает душевную драму, причина которой –
человеческое равнодушие. 3 года страдает
Катерина Петровна, 3 года – Тимофеев в творческих
муках.)
– Бездушна ли, по-вашему, Настя? (От
карьеризма пострадала её душа.)
– Прочитаем эпизод “Настя под хмурым
небом”.
– Это кульминация центральной части.
Настя переживает душевный кризис.
Вывод:
Её горькие слёзы – это слёзы очищения.
Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо
матери, и трогательное обращение “ненаглядная
моя”.
– Настя потеряла в жизни опору. Есть
такая библейская заповедь: “Чти отца своего и
матерь свою”. А В.Берестов сказал так:
Любили тебя без особых причин.
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
4 группа
– Почему рассказ называется
“Телеграмма”?
Телеграмму посылают в исключительных
случаях, когда сообщение надо передать
немедленно. С телеграммой связано чувство
тревоги, ожидание беды.
– Вывод:
Не забывайте о самых близких, самых
родных, которые нуждаются в вас, а то может
оказаться поздно. “Будь человеком, – говорит
Паустовский. – За добро плати добром”.
3. На доске эпиграф. Объясните, почему именно
эти слова Паустовского я взяла эпиграфом к уроку?
4. 5 группа
– На все ваши вопросы мы ответили.
Теперь ответьте на мои.
Какой многоязычный смысл заключён в
данных выражениях?
- Жестяная пустота (бездушие, неоправданная
жестокость дочери) - Керосиновый ночник (единственное живое
существо, вздрагивает, передавая тревогу, боль,
грусть) - Клён (некуда спрятаться от холода)
Слово “зарубка” (отметка рубящим
орудием на чём – нибудь). Как вы думаете, зачем
это слово нам сегодня? (Зарубки бывают на сердце.
У нас остались зарубки.)
5. Игра “Крестики – нолики”.
1) Отметьте правильный вариант:
А. “Вестник Европы” –
а) журнал, выходивший в 1866 – 1918г.
б) кружок писателей
в) название книги К.Г.Паустовского
Б. Барельеф –
а) барьер для лошади
б) рисунок, на котором изображён закат
в) выпуклое скульптурное изображение на плоской
поверхности
В. Салоп –
а) широкое женское пальто
б) это такой салат
в) это обувь, сапог
Г. Корсаж –
а) экипаж для перевоза людей
б) сад, где растут плодовые деревья
в) часть платья, покрывающая бюст
Д. Калорифер –
а) оттенок на картине
б) прибор для отопления помещения нагретым
воздухом
в) прибор для ремонта электрических приборов
Е. Стеклярус –
а) особая национальность на Руси
б) маленькие стеклянные трубки, нанизываемые на
нитку
в) прозрачное стекло
2. Кому принадлежат слова? Запишите правильный
ответ:
А “Тряпичница я, что ли?” (Манюшка)
Б “Ремесленник! У его фигур не плечи, а вешалки
для пальто!” (Тимофеев)
В “Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за
доброе слово, за ласку”. (Катерина Петровна)
Г “Снег скоро выпадет. Оно к лучшему. Дорогу
морозцем собьёт – значит, и ей будет способнее
ехать”. (Тихон)
Д “Мёртвый свет! Убийственная скука! Керосин и то
лучше”. (Тимофеев)
Е “Ну что же, будем драться вместе”. (Настя)
6. Подведение итогов.
Мы говорили на уроке об отношениях
родителей и детей. А теперь каждый задумайтесь о
своих родителях. Какие ласковые, добрые слова вы
хотели бы сказать им? Вернувшись домой,
обязательно произнесите эти слова, ведь они
предназначены самым близким и родным для вас
людям.
7. Домашнее задание.
Напишите сочинение на тему “Поступок,
за который я себя осуждаю”.
Рассмотрим произведение Паустовского «Телеграмма». Рассказ написан на реальных событиях – в основу положена история жизни Екатерины Пожалостиной и девушки Насти, которая являлась Екатерине Ивановне дочерью. Писатель имел хорошие отношения с семьей Пожалостиных и жил в их доме одно время. Рассказ получился очень реалистичным и глубоким, хоть писатель и сделал образы персонажей отличными от реальных людей. Кроме того, изменил он и некоторые подробности. Общая эмоциональная картина произведения начинается с характеристики образов персонажей.
Сначала нам доведется познакомиться с Екатериной Ивановной, которая была уже в возрасте, она невысокого роста и уже сгорблена годами. Живет одна в Заборье. Ее дочь живет в Ленинграде уже более трех лет, за это время ни разу не навестив свою мать, хоть и являлась ее единственным родным человеком. Мать же тоскует по своей единственной и любимой дочери и, чтобы не мешать, изредка пишет ей письма. А в ответ ей приходит по двести рублей и нескольких фраз. Понятно, что хотя бы одно полное письмо для Екатерины Ивановны было бы гораздо ценнее, чем деньги.
Дом Екатерины Ивановны словно является ее отражением – он измучен одиночеством и от него так же веет старостью, как и от хозяйки. Он стал своеобразным символом душевного и морального опустошения человека, которого обрекли на одиночество. Образ же женщины-матери, которая тихо плачет в своем брошенном, старом доме, сам по себе жалостлив и печален – она чувствует, что скоро умрет, и ее желание в последний раз увидеть дочь возрастает, и она пишет ей письмо.
Мать девушки является очень сильной и выносливой женщиной. Она имеет добрый нрав и приветлива со своими близкими – Маней и стариком Тихоном. И особенно тяжелым в рассказе является момент, когда Тихон создал фальшивую телеграмму, специально, для того, чтобы поддержать пожилую женщину, но перестарался с текстом – он слишком переусердствовал с нежностями, и умирающая женщина поняла, что телеграмма написана не ее дочерью.
Дочь же Екатерины Ивановны живет в Ленинграде и работает в Союзе художников. Главной характеристикой в описании Насти являются ее большие холодные глаза. Девушку мучает совесть и тоска по матери, она осознает, за что мать на нее обижена и в чем она виновата перед нею, но она холодно реагирует на ее письма. На нее гораздо большее воздействие оказывает работа и связанные с ней мелкие трудности, нежели предсмертная просьба матери. Настя не желает понять то одиночество, с которым живет ее мать. Она считает, что если мать пишет – то жива, и все хорошо. Это создает резкий контраст, когда мы видим, как Настя заботится о скульпторе.
Но одна короткая, скорбная новость от Тихона изменяет девушку. Теперь ей не хватает времени, чтобы добраться до живой матери, и она не успевает.
После этого она уходит, с тяжелой ношей мук и раскаяния. Смерть Екатерины Ивановны отражается на Насте радикально – ее сердце перестает быть равнодушным и холодным.
Персонажи второго плана – Манюшка, которая любит мать Насти просто так, и наивный, добрый старик Тихон, создают своим отношением контраст и показывают ту пропасть, что пролегла между двумя родными людьми.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Составить план рассказа «Телеграмма» Паустовского цитатный, сложный, краткий или детальный можно используя эти примеры.
«Телеграмма» план рассказа
- Катерина Петровна проводит старость в отцовском доме.
- Манюшка ухаживает за старушкой.
- Старый клен
- Катерина Петровна пишет письмо дочери в Ленинград.
- Настя устраивает выставку скульптора Тимофеева.
- Настя узнает из телеграммы о том, что ее мать умирает.
- Тихон рассказывает Катерине Петровне, что Настасья едет к ней.
- Настя на вокзале
- Похороны Катерины Петровны.
- Настя приезжает после похорон и плачет
Паустовский «Телеграмма» план
1. Катерина Петровна.
- жизнь в Заборье;
- помощники;
- немощь.
2. Настя.
- жизнь Насти;
- письмо;
- выставка;
- телеграмма.
3. Похороны.
4. Переживание Насти и побег из Заборья.
«Телеграмма» детальный план
1.Последний октябрь в жизни Катерины Петровны;
2.Отзывчивость Манюшки и Тихона;
3.Катерина Петровна мысленно всегда рядом с Настей;
4.Регулярные переводы дочери на 200 рублей;
5.Клен стучит в калитку;
6.Письмо для дочери;
7.Жизнь Насти в Ленинграде и ее работа;
8.Молодой скульптор Тимофеев в жизни Насти;
9.Насмешливый Гоголь Тимофеева;
10.Материнское письмо прочитано;
11.Настя занимается организацией выставки скульптора;
12.Успешная выставка;
13.Телеграмма от Тихона;
14.Укор Тимофеевского Гоголя;
15.Настя едет на вокзал;
16.Тихон пишет телеграмму женщине от имени Насти;
17. Катерина Петровна все понимает;
18. Смерть, похороны;
19. Молодая сельская учительница встречает похоронную процессию;
20.Одинокие старики и их дети;
21.Приезд Насти в Заборье через 2 дня после похорон;
22. Раскаяние дочери…
«Телеграмма» краткий план
- Катерина Петровна и ее жизнь в родном селе
- Сторож Тихон и дочь соседа Манюшка
- Старый клен
- Телеграмма дочери
- Ехать сейчас нет никакой возможности
- Бюст Гоголя
- Выставка Тимофеева
- Телеграмма от Тихона
- Настя на вокзале
- Катерина Петровна умирает
- Похороны и молодая учительница
- Настя опоздала.
«Телеграмма» цитатный план
1) «…что будет с этим домом, когда умрёт она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала…».
2) «Не слышно, Катерина Петровна, Настя пишет чего или нет?».
3) «Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде…».
4) «…в ту же ночь написала Насте письмо…».
5) «Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку…».
6) «Катя помирает. Тихон».
7) «Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала».
«Поздно! Маму я уже не увижу…».
9) «Катерина Петровна не вставала уже десятый день».
10) «…развернул телеграмму и протянул ее Катерине Петровне».
11) «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя».
12) «Не дождалась, — пробормотал Тихон…».
13) «В Заборье Настя приехала на второй день после похорон».
Паустовский «Телеграмма» план
1. Ненастная погода.
2. Все затихло до весны.
3. Однообразная картина.
4. Воспоминания об отце.
5. Старый дом.
6. Соседская дочка.
7. Слезы в тишине.
8. Единственный родной человек.
9. Стук в калитку.
10. Письмо для дочери.
11. Холодная мастерская.
12. Разговор с Тимофеевым.
13. Старинная комната.
14. Странная телеграмма.
15. Проявление заботы.
16. Ощущение пронзительного взгляда.
17. Воспоминания о письме.
18. Горькие слезы.
19. Мама.
20. Ноябрьская темнота.
21. Похороны старушки.
22. Опоздание.
23. Непоправимая вина.