Работая над сочинением не отвлекайтесь

Как работать над сочинением

Составление плана

План — важнейшая часть работы, пред­шествующая непосредственному написанию со­чинения. Его составление помогает последова­тельному, продуманному изложению мыслей. В его основе — ваше понимание темы и идеи сочинения, логика описания, повествования или рассуждения.

План должен создаваться не для учителя, а с целью помочь самому себе в написании ра­боты. Попробуйте составить его неформально — и вы увидите, какое это замечательное подспорье! План должен быть:

—            пронизан единством темы и идеи;

—            логичным, последовательно раскрываю­щим основные мысли работы;

—            ясным, точным.

План должен состоять из трёх основных частей:

—            вступления (введения);

—            основной части (в случае сложного плана состоящей из пунктов и подпунктов);

—            заключения (вывода).

Вступление и заключение должны быть приблизительно одинаковы по размеру и со­ставлять примерно 1/4 часть от общего объёма сочинения.

Основная часть в плане обычно бывает представлена несколькими пунктами (не ме­нее двух), раскрывающими главные мысли работы. Каждый пункт делится на подпунк­ты — отдельные его составляющие. При этом подпункт может соответствовать микротеме из двух-трёх предложений.

Сложный план хорош тем, что помога­ет заранее подробно продумать композицию и логику работы. Имея его перед собой, вы не собьётесь, не уйдёте в сторону от раскрытия темы. Это ваш верный помощник-лоцман, ко­торый покажет путь в безбрежном море и не даст сесть на мель.

Примерный план по теме «Картина В. М. Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”»

  1. Кто такой В. М. Васнецов.
  2. Сказка и её герои, изображённые на полотне:
  3. Сказочный сюжет картины.
  4. Фантастический пейзаж.
    1. Герои: Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый Волк.
  5. Картина о юной любви, победе добра над злом.

Подбор материала

Получив или выбрав тему, определив идею сочинения и составив план, необходимо заняться подбором материала к нему. Первый этап — подготовительный:

—            если вам предстоит написать сочинение- описание, рассмотрите или представьте объект, который будете описывать;

—            перед описанием картины познакомьтесь с творчеством художника — её автора;

чтобы написать рассказ, вспомните или сочините события, которые станут основой сюжета;

—            к сочинению-рассуждению приготовьте тезис-утверждение и продумайте доводы-до­казательства.

Второй этап — основной. Он заключается в записи рабочих материалов. Это могут быть опорные слова, словосочетания и предложе­ния. Имея их перед собой, гораздо легче будет справиться с работой. Рабочие материалы сле­дует систематизировать. Выглядеть это может примерно так:

Наша кошка

План

Материалы к сочинению

1. Наша любимица

общая любимица, крошеч­ный котёнок, вальяжная красавица, своенравный ха­рактер

2. Внешний вид:

а) окрас;

б) глаза, нос, ушки;

в) походка

белый окрас, длинная шел­ковистая шерсть; глаза желтовато-зелёные, нос и ушки бледно-розовые; очень грациозна, ходит мед­ленно, слегка помахивая хвостом

3. Поведение:

а) позы;

б) повадки

неподражаемые позы, свора­чивается клубком; доброжелательна, но всегда готова к обороне, любопытна и осторожна; хорошее обоня­ние

План

Материалы к сочинению

4. Образ жизни:

а) вечерний обход;

б) утреннее пробуждение

обход комнат по вечерам; громкое мяуканье по утрам

5. Домашний лекарь

снятие стресса, лечение болез­ней; спокойствие от урчания

Основные правила работы над раскрытием темы

  1. Точно определите границы темы, чтобы не расширить или не сузить её.
  2. Выделите наиболее значительные моменты и сделайте на них акцент.
  3. Не включайте в поле зрения второстепен­ные детали.
  4. Не отклоняйтесь от темы, не отвлекайтесь на попутные рассуждения.
  5. Пробудите в себе интерес к теме, чтобы работа получилась эмоциональной и убе­дительной.

Ошибки, допускаемые при раскрытии темы

Работа написана не на тему: сочинение на­писано таким образом, что тема в нём практи­чески не раскрыта. Например, сочинение на тему Какими звуками встречает меня лес предпола­гает рассказ именно о звуках в лесу, и ошибочно будет описывать деревья, животных, птиц, рас­сказывать о своих приключениях и т. д.

Отклонение от темы: сочинение начато верно, однако автор не выделил в теме глав­ное и постепенно ушёл в другую область. На­пример, сочинение на тему Как я обычно де­лаю уроки следует посвятить перечислению действий при выполнении домашнего задания и их характеристике, переключение же на то, какие предметы вам больше нравятся и поче­му, будет неуместным.

Неполное раскрытие темы: отдельные сто­роны темы раскрыты глубоко и верно, при этом другими, не менее важными, автор пре­небрёг. Например, при написании сочинения на тему Кем бы я хотел стать и почему? нужно обосновать свой выбор, рассмотрев все главные особенности выбранной профессии, а не только, например, её престижность и вы­сокую зарплату.

Работа над черновиком

  1. Прочитайте сочинение про себя, оцените, раскрыты ли в нём тема и идея, всё ли изложено последовательно, логично, со­гласно плану.
    1. Прочитайте сочинение вслух, прислушай­тесь, нет ли в нём речевых ошибок (осо­бенно часто встречается тавтология — повтор однокоренных или одинаковых слов).
    2. Проверьте, нет ли орфографических, пунк­туационных и грамматических ошибок.

Итак, читать нужно как минимум три ра­за и всякий раз вносить необходимые исправ­ления.

На этой странице искали :

  • сочинение на тему наша общая любимица
  • как работать над сочинением
  • почему мне нравится картина васнецова иван царевич на сером волке
  • сочинение какими звуками встречает меня лес
  • Работая над сочинением НЕ ОТВЛЕКАЙТЕСЬ

Вариант 1

1. В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный слог?

1) экспЕрт;

2) оптОвый;

3) бАлуясь;

4) прибылА.

2. В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный слог?

1) средствА;

2) поднЯтый;

3) пролИла;

4) нанесенА.

3 . Укажите ошибку в построении
словосочетания.

1) внушать страх;

2) заплатить за услуги;

3) оплатить за проезд;

4) обвинён в предательстве.

4. В каком словосочетании зависимое слово
может стоять в форме творительного падежа без
предлога?

1) рад (встреча);

2) беспокоиться (дети);

3) гордиться (внучка);

4) обидеться (коллега).

5. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Работая над сочинением,

1) вас никто не должен отвлекать;

2) вам нужны будут критические статьи;

3) не отвлекайтесь;

4) сначала составляется план.

6. Какое из перечисленных слов имеет значение
“вялый, равнодушный, находящийся в состоянии
глубокого безразличия”?

1) аскетичный;

2) скептический;

3) хладнокровный;

4) апатичный.

7. В каком варианте ответа выделенное слово
употреблено неверно?

1) В городе активно ведётся ЖИЛИЩНОЕ
строительство.

2) Каждый преподаватель знает, что он не
добьётся желаемых результатов в работе, если не
организует систематических ВНЕКЛАССНЫХ занятий.

3) ГРЕЧЕСКИЙ язык относится к индоевропейской
семье языков.

4) ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство актёров вызывало
восхищение зрителей.

8. В каком варианте ответа выделенное слово
употреблено неверно ?

1) Мальчик стал ДИПЛОМАНТОМ международного
конкурса пианистов.

2) В письме был ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ отклик на его
изобретение.

3) ЗАВОДНОЙ ключ от куклы был утерян.

4) Щенок был ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ, робкий и слабый.

9 Укажите пример с ошибкой в образовании
формы слова.

1) надеть куртку;

2) более двухсот тысяч воинов;

3) дружна с обеими девушками;

4) более красивейший орнамент.

10. Укажите пример с ошибкой в образовании
формы слова.

1) килограмм помидоров;

2) будущие выборы;

3) в двух тысяч тринадцатом году;

4) опять ошиблась.

11.Укажите предложение с грамматической
ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Лучшие из русских народных сказок,
переведённых на все языки мира, стали добрыми
спутниками детей в разных странах.

2) В одном из старинных домов, сохранившихся в
центре Москвы, бывали знаменитые русские поэты и
писатели, композиторы и художники.

3) По приезду в Петербург экскурсанты сразу же
отправились в Русский Музей.

4) Те, кто бывал летом в лесу, ощущали на себе его
благотворное влияние.

12. Укажите предложение с грамматической
ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Студент сказал, что я ещё не подготовился к
ответу.

2) Благодаря слаженной работе трудового
коллектива завод перевыполнил план. 

3) Кондуктор попросил оплатить проезд.

4) В автобиографической трилогии Л. Толстого
“Детство”, “Отрочество”, “Юность” главным
героем стал Николенька Иртеньев

13. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Составляя модель задачи,

1) учитывается несколько вариантов её
решения.

2) переведите условие задачи на математический
язык.

3) мною не было учтено значение переменных.

4) должен использоваться математический язык.

14.Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Опровергая общее утверждение,

1) приведите хотя бы один довод против;

2) у нас завязался спор;

3) у меня не хватило аргументов;

4) это называется контрпримером.

15. В каком примере выделенное слово
используется в переносном значении?

1) зал полон;

2) зал аплодирует стоя;

3) тонкие пальцы;

4) крутой берег.

Вариант 2

1. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Применяя основной принцип орфографии,

1) развивается и орфографическая зоркость;

2) вы будете писать грамотно;

3) почти любое слово будет написано правильно;

4) это поможет писать грамотно.

2. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Составляя предложения,

1) мне было сделано замечание;

2) обдумывается его структура;

3) нужно учитывать как лексическое, так и
грамматическое значение слов;

4) должен учитываться стиль речи.

3. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Путешествуя на велосипеде,

1) развиваются мышцы ног и спины;

2) требуется немалая выносливость;

3) вы получаете большое удовольствие;

4) у меня сломалась фара.

4. Укажите ошибку в управлении.

1) различать буквы и звуки;

2) отличать хорошее и плохое;

3) критиковать за ошибки;

4) обвинять в воровстве.

5. Укажите предложение с речевой ошибкой.

1) Высыпавшие из класса ребята крикнули так
громко, что разговаривать было невозможно.

2) На ветру шумят осинки и берёзки шелестят.

3) Летит орлица по синему небу, крылья
распластала, солнышко застлала.

4) Один льёт, другой пьёт, третий растёт.

6. В каком варианте ответа выделенное слово
употреблено неверно?

1) За серьёзный ПРОСТУПОК его исключили из
техникума.

2) Посреди реки стоял ЛЕСИСТЫЙ остров.

3) Каждому хочется иметь ЛИЧНОСТНЫЙ автомобиль.

4) В холода надо НАДЕВАТЬ на ребёнка тёплый
комбинезон.

7. В каком варианте ответа выделенное слово
употреблено неверно?

1) НЕТЕРПИМАЯ боль заставила Вадима потерять
сознание.

2) Случай нарушения правил дорожного движения
оказался не ЕДИНИЧНЫМ.

3) Каждое время РОЖДАЕТ свою романтику.

4) Наташа выбежала на ШКОЛЬНЫЙ двор.

8. В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный слог?

1) недУг; 2) согнУтый; 3) врУчит медаль; 4) сливОвый.

9. В каком примере выделенное слово
используется в переносном значении?

1) крутой кипяток;

2) крутой подъём;

3) тяжёлая поклажа;

4) шёлковая ткань.

10. В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный слог.?

1) засУха; 2) гнАлась; 3) чЕрпать; 4) принЯл.

11. Укажите ошибку в управлении

1) сойти с поезда;

2) отзыв о книге;

3) вопреки распоряжения;

4) играть роль.

12. Укажите ошибку в управлении.

1) рецензия на рассказ;

2) иметь значение;

3) согласно приказа;

4) выйти из вагона.

13. Укажите пример с ошибкой в образовании
формы слова.

1) пять апельсинов;

2) наиболее решительнее;

3) в двухстах метрах;

4) на их территории.

14. Укажите предложение с грамматической
ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) В пьесе Н.В. Гоголя “Ревизор” есть целый ряд
персонажей, чьи фамилии стали нарицательными.

2) Благодаря постройке нового тоннеля движение
на дороге стало более интенсивным.

3) В книге описывается происхождение религии и
какими обрядами она сопровождается.

4 ) Докладчик привёл новые данные, которые
частично были уже опубликованы.

15. Укажите предложение с грамматической
ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Многие из тех, кто находился в самолёте , были
знакомы друг с другом.

2) Работу на плотине решено было вести вопреки
установившихся правил, не летом, а зимой.

3) Прохожий спросил меня, не знаю ли я, где
находится гостиница “Курск”.

4) Автор рассказал об изменениях в книге,
готовящейся к переизданию, о том, где она будет
издана.

Вариант 3

1. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Выбрав пьесу,

1) началось распределение ролей;

2) оказалось, что там слишком много ролей;

3) была назначена первая репетиция;

4) мы увлечённо начали репетировать.

2. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Услышав длинный гудок,

1) только после этого можно набрать номер;

2) наберите номер абонента;

3) набирается номер абонента;

4) значит, линия свободна.

3. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Рассматривая рисунок,

1) создаётся впечатление, что птица живая;

2) обратите внимание на штриховку;

3) неожиданно погас свет;

4) мне вспомнилось лето.

4. Укажите предложение с грамматической
ошибкой.

1) Вопреки утверждённым правилам пунктуации,
журналисты часто употребляют тире вместо
двоеточия.

2) Вчера я добрался до Симферополя и обнаружил
там много знакомых, приехавших на отдых.

3) В повести Н.Гоголя “Тарас Бульба” есть
замечательная фраза: “Нет уз святее
товарищества”.

4) Те, кто много занимался спортом, знают этого
выдающегося тренера.

5. Укажите предложение с грамматической
ошибкой.

1) Поэзия и проза естественно соединены в романе
Б.Пастернака “Доктор Живаго”.

2) Ф.И.Тютчев тонко чувствовал красоту природы и
писал о ней.

3) Наш язык заслужил не только бережное
обращение к себе, но и общенародную защиту.

4) В этой статье я обратил внимание на ряд
деталей, вызвавшие серьёзный интерес.

6. Значение какого слова определено неверно?

1) АДРЕСАНТ – лицо, отправляющее письмо;

2) ОВАЦИЯ – бурные аплодисменты;

3) ОППОНЕНТ – противник в споре;

4) ГИПЕРБОЛА – сглаживание различий.

7. Значение какого слова определено неверно?

1) КОСНЫЙ – тяготеющий к привычному,
невосприимчивый к новому, прогрессивному;

2) ПАДЧЕРИЦА – неродная дочь одного из супругов;

3) ДЕПУТАТ –чиновник, назначенный на какую-либо
высшую государственную должность;

4) ТЩЕТНО – напрасно.

8. В каком слове неверно указано ударение?

1) стрекоза;

2) магазин;

3) средства;

4) поняла.

9. Какое из перечисленных слов имеет значение
“старинный и ценный”?

1) патриархальный;

2) антикварный;

3) несовременный;

4) архаичный.

10. Какое из перечисленных слов имеет значение
“неприязнь, нерасположение к кому-либо или
чему-либо”?

1) апатия;

2) антипатия;

3) скептицизм;

4) пессимизм.

11. Какое из перечисленных слов имеет значение
“вялый, равнодушный, находящийся в состоянии
глубокого безразличия”?

1) аскетичный;

2) скептический;

3) хладнокровный;

4) апатичный.

12. Какое из перечисленных слов имеет значение
“полная неудача, провал”?

1) фиаско;

2) аврал;

3) депрессия;

4) профанация.

13. Какое из перечисленных слов имеет значение
“слепая преданность какой-либо идее”?

1) фанатизм; 2) аскетизм;

3) наивность; 4) альтруизм.

14. В каком предложении вместо глагола ОДЕТЬ
(одевать) нужно употребить НАДЕТЬ (надевать)?

1) Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.

2) Хозяин платил батракам мало ,зато хорошо
кормил и одевал.

3) Наша текстильная фабрика одевала всю область.

4) Всех танцовщиц одели в одинаковые
национальные костюмы.

15. Укажите ошибку в управлении.

1) рецензия на рассказ;

2) иметь значение;

3) согласно приказа;

4) выйти из вагона.

Ответы:

В1 В2 В3
1 3 2 4
2 4 3 2
3 3 3 2
4 3 2 4
5 3 1 4
6 4 3 4
7 4 1 3
8 4 1 4
9 4 1 2
10 3 3 2
11 3 3 4
12 1 3 1
13 2 2 1
14 1 3 1
15 2 2 3

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Работаю над сочинением,

1) Сначала составляется план.
2) Не отвлекайтесь.
3) Вас ничто не должно отвлекать.
4) Вам нужны будут дополнительные материалы.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Войдя в конференц-зал,

1)У него зарябило в глазах а цвета прожекторов.
2)Сражу же отправился он на свое место.
3) На него обратили внимание сидящие в президиуме.
4) Его влекли за собой подбежавшие благодарные ученики.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Возвращаясь домой,

1) Мне стало грустно.
2) Уже совсем стемнело.
3) Вспомнил я о своем обещании.
4) Из моей сумки выпала книга.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Храня память о прошлом,

1) Учёным понадобилось много времени на изучение старинных летописей.
2) Монастыри стали неотъемлемой частью русской истории.
3) Изучение истории имеет большое значение.
4) Это помогает лучше понять настоящее.

5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Записывая математическое выражение,

1) Используйте только натуральные числа.
2) Мною была допущена ошибка.
3) Должны соблюдаться определённые правила расположение знаков и символов.
4) Требуется внимание.

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая над окончательным вариантом рукописи,

1) Тщательно отрабатывал писатель сюжетные линии.
2) Писателю понадобились новые документы и свидетельства современников.
3) Меня ничего так не вдохновляла как будущий успех мои книги.
4) Сначала сопоставляются планы предыдущих.

7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выбираю стиль одежды,

1) Это занимает много времени.
2) Руководствуйтесь правилами.
3) Подчёркивается индивидуальность.
4) Большую роль играет цвет.

8) Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно исследовав найденное вещество,

1) Учёные установили, что оно содержит редчайшие элементы.
2) Его химический состав оказался необычайным.
3) Установлен его химический состав.
4) Невозможно определить его применение.

  • Работающий в конторе в тропиках брянский мужик зотов для гостя из россии в рассказе бунина
  • Работаю удаленно как пишется
  • Работаю допоздна как пишется
  • Работаю до поздна как пишется правильно
  • Работать шофером как пишется