Семья в творчестве Островского и место женщины в ней
Семья в творчестве
Островского и место женщины в ней
Общественное положение женщины имеет прямое непосредственное
отношение к её роли в семье. Семья – это маленькая ячейка общества и отношение,
взгляды, пристрастия, заблуждения людей в обществе закономерно отражается на
атмосферу в семье. Хоть между «Грозой» и «Бесприданницей» не очень большой
временно провал, Островский показывает стремительное изменение отношений между
матерью и дочерью, мужчиной и женщиной.
Изображение Островским двух миров героини.
В «Грозе» семейная сторона быта XIX века выражалась в том, что все люди
жили по законам Домостроя. В семье существовала жесткая иерархия, то есть
младшие подчинялись старшим. Обязанность старших — наставлять и поучать,
обязанность младших — слушать наставления и беспрекословно подчиняться. Сразу
замечается одна примечательная вещь — сын должен любить больше мать, чем жену.
Обязательно соблюдение всяческих многовековых обрядов, пускай даже смешно
выглядящих. Например, Катерина должна была устроить “плач”, когда Тихон уезжал
по своим делам. Так же хотелось бы отметить бесправие жены в доме. Девушка до
свадьбы могла гулять с кем угодно, как Варвара, но после свадьбы она
принадлежала целиком и полностью только мужу, как Катерина. Измена была
исключена, после нее к жене относились очень сурово, и она теряла вообще все
права. В пьесе Островский словами Катерины сравнивает две семьи как две жизни
Катерины. В детстве она росла в зажиточном купеческом доме легко, беззаботно,
радостно. Рассказывая Варваре о своей жизни до замужества, она говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на
воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не
принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Воспитываясь в хорошей семье, она
приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая,
открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не
могу», — говорит она Варваре. А жить в семье мужа, не умея притворяться,
невозможно. Основной конфликт у Катерины- со свекровью Кабанихой, которая всех
в доме держит в страхе. Философия Кабанихи- пугать и унижать. Дочь ее Варвара и
сын Тихон приспособились к такой жизни, создавая видимость послушания, но
отводили душу на стороне – лишь бы «шито да крыто было» (Варвара — гуляя по
ночам, а Тихон — напиваясь и ведя разгульный образ жизни, вырвавшись из дома).
Неспособность больше выносить гнет свекрови безразличие мужа, толкает Катерина
в объятья другого. По сути дела «Гроза» – двойная трагедия: сначала героиня,
нарушая моральный закон ради личного чувства, признает высшую силу закона. И
подчиняется ей, но, призывая закон супружеской верности, она вновь нарушает
его, но уже не для того, чтобы соединиться с любимым, а для того, чтобы обрести
свободу, заплатив за неё жизнью. Таким образом, автор переносит конфликт в
сферу семьи. С одной стороны- властная деспотичная свекровь, с другой- молодая
невестка, мечтающая о любви и счастье, которые неотделимы о свободе. Героиня
драмы оказывается среди двух противоположных чувств: религиозный долг, боязнь
согрешить, то есть изменить мужу и невозможность продолжения прежний жизни,
любовь к Борису. Катерина следует за своим чувством. Но обман открывается, так
как она, из-за своей все же чистоты и открытости, не способна сдерживать такой
груз на своей душе. Впоследствии Островский подводит её к совершению еще более
страшного, смертного греха. Нежная и хрупкая девушка просто не способна вынести
такого всеобщего презрения. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в
могилу- все равно. … В могиле лучше. … Так тихо! Так хорошо. Мне как будто
легче! А об жизни и думать не хочется. … И люди мне противны, и дом мне мой
противен, и стены противны! … Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне
это? Ах, как темно стало! … Умереть бы теперь…»- рассуждает Катерина в своем
последнем монологе. В поисках умиротворения она решается на самоубийства.
Добролюбов в своей статье луч света в темном царстве скажет: «Она рвется к
новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве… Возмужалое из глубины
всего организма возникающее требование права и простора жизни».
Европеизированные отношения в семье ломают жизнь героини.
В отличие от “Грозы”, где преобладают народные мотивы,
“Бесприданница” уже немного европеизирована. Но также Островский рисует нам
картину жизни девушки до замужества. Это картина является полной
противоположностью девичьей жизни Катерины, в которой «маменька души не чаяла».
Отношение Хариты Игнатьевны совершенно другое: «Ведь выдала же она двух. …
Огудалова разочла не глупо: состояние небольшое, давать приданое не из чего,
так она живет, открыто, всех принимает… всегда полон дом холостых…». «Выдать-то
выдала» мать своих дочерей, а за кого, что с ними потом сделается, даже и не
тревожится: «Старшую увез какой-то горец, кавказский князек. Женился и уехал,
да, говорят, не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже
за какого-то иностранца вышла, а он оказался совсем не иностранец, а шулер».
Так и Ларису она хочет поскорее выдать за того, кто за «бесприданницу»
посватается первым, «разве бы Харита Игнатьевна отдала за Карандашева, кабы
лучше были». В доме звучат романсы, Лариса играет на гитаре. Творческое начало
героини направлено не на удовлетворение своих личных потребностей (утешиться,
успокоиться, исполняя песню), а, наоборот, для удовольствия окружающих. Вообще,
дом Огудаловых на фоне общего консерватизма выделяется более свободной формой
общения в нем с людьми, в особенности появляются особенные отношения между
мужчиной и женщиной. То есть знакомства, встречи у себя дома с мужчинами не
было постыдным. Уже появляются танцы в доме Огудаловых, только это выглядит
очень и очень пошло. Меняются и нравственные нормы человека. Можно просить
денег на подарок у незнакомого человека, при этом впоследствии не отдавая долг.
Жена может изменить мужу, и при этом ее не будет мучить совесть. В доме
Карандашева Катерина, забыв все обещания и обязательства, бежит за Паратовым:
(Паратов)«Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня; разве
вместе с моею жизнью… Мы едем кататься по Волге – поедемте! – (Катерина)«Ах! А
здесь?… Едемте … Куда вам угодно». Таким образом, несомненно, огромное, а может
и главное, отличие быта и нравов “Бесприданницы” проявляется в том, что в
обществе появляется раскрепощенность.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru
10 класс. Предмет Литература. Сочинение. Тема: Драма женской души в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
Один из главных персонажей драмы А.Н.Островского «Гроза»- девушка Катерина. Детство было радостным и безоблачным. Она жила с матерью, которая очень её любила. Катя вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерина была романтична, часто летала под облаками — ей снились волшебные сны. Она была очень набожной и любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Жизнь шла неторопливо, тихо и счастливо. Однако, меня очень удивил ее поступок в возрасте шести лет. Катя однажды, обидевшись, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и уплыла…
Катерина жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего , что её окружало, она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Именно «вполне», так как православная религия не принимает упрямство и непокорность. Именно такой становилась Катерина. Встречая на своем пути то, что противоречило ее идеалам, она защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.
Жизнь Катерины сильно изменилась после замужества. Девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и беспрекословного подчинения жестоким порядкам. Катерина вышла за Тихона не по своей воле. Но она ведь никого и не любила, ей было все равно за кого выходить. Семейная жизнь девушки отняла у нее прежнюю жизнь, которую она так бережно создавала для себя. Катерина изменилась. Она не может заниматься привычными ей делами.
Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Девушка неспокойна даже в церкви, она не может мечтать, ей остается только терпеть.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить», с восторгом говорит она, но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой. Катерина покорна только внешне . Девушка пытается с честью исполнять свой супружеский долг, поэтому заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон пытается тоже проявлять чувства нежности к своей супруге, но безумное поведение матери всякий раз его останавливает. Поэтому порой он уезжает из дома, чтобы «нагуляться вволю».
В доме у Кабанихи Катерина чувствует себя никому ненужной. А любовь к Борису не давала Катерине окончательно зачахнуть. Это то единственное, что как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что девушке надоело быть бесправной и покорной. Катерина жаждала душевной чистоты, любви и нежности от этих отношений. Дальше жить по — прежнему она не могла. Это был конец! «Ты меня загубил!» — в сердцах сказала Катерина Борису. Девушка знала, что совершает грех, но ей хотелось насладиться утраченной свободой и любовью. Сейчас или никогда!
Катерина очень боялась грозы. Грозы, как природного явления, так и осуждения общества. Но жить дальше с тяжёлым камнем измены она не может и признаётся в измене мужу и свекрови. Будучи религиозной девушкой она ждёт покаяния, ведь её Бог — это прежде всего её совесть. А Борис опорочил её чистую душу. Тихон простил жену, но жить с грязной совестью и каждый день смотреть в глаза мужу это для Катерины невыносимо. «…В могиле лучше…» — считает бедная девушка. Катерина уходит из жизни, думая, что спасает свою душу, однако, в православии самоубийство считается большим грехом, чем измена.
В драме А.Н. Островского показана трагедия женской души XIX века, когда женщина чаще всего не могла выйти замуж за любимого человека. И поэтому произведение драматурга является современным спустя столетие. Ведь и сегодня жизнерадостные и наивные девушки разочаровываются в жизни, но способны жертвовать и переносить все лишения. Однако жестокое, бессердечное окружение делает из человека самоубийцу.
Примечание
Уважаемые ученики, текст сочинения «Драма женской души в пьесе А. Н. Островского Гроза» приводится без исправления ошибок.
Этот сочинение написали учащиеся 10 класса.
Смотрите также:
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Семейный и социальный конфликт в драме Гроза
Сочинение Семейный и социальный конфликт в драме Гроза Островского
Одна из самых известных пьес Александра Николаевича Островского «Гроза» поднимает по ходу своего повествования несколько масштабных, или, как можно выразиться, вечных вопросов. Социальный и семейный конфликты одни из сюжетообразующих и наиболее важных проблем, которые задевает известный драматург в своем произведении.
Социальный и семейный конфликты в пьесе состоят в борьбе между «старым» и «новым» миром, людьми, которые видят жизнь абсолютно по-разному, которые, в большинстве своем, не готовы идти на компромисс. Вечное столкновение «отцов» и «детей» ярко показано на примерах отношений между Кабановой и Тихоном, а наиболее яркое противостояние старого и нового порядка — это отношения между Кабановой и Катериной. Сколь жестоко и непреклонно защищает Кабанова свой привычный мир, и это неудивительно, в её мире правит жестокость и ненависть, в ее мире мнение незнакомых людей куда важнее мнения собственного и мнения своих близких, Кабанова попросту не умеет жить иначе и со всей яростью накидывается на веяния нового мира. Однако именно последнее добавляет её образу некоторую трагичность — такой человек попросту не выживет при порядках, которые проповедуют Варвара с Кудряшом, хотя и скрывают это ото всех. Этим Кабанова отличается от Дикого, трагичности в котором мы не замечаем, он – типичный самодур, который не желает слышать других и абсолютно уверен, что его картина мира верна.
Семейный конфликт ярко показан также не только между матерью и сыном (Кабановой и Тихоном) , но и на примере взаимоотношений между мужем и женой (Тихоном и Катериной), внутренний конфликт, что Тихона, что Катерины показывает нам то, что их мировоззрение находится на границе между старым и новым порядком. Тихон привык слушаться матушку, но внутри понимает, что она не права, однако противостоять ей он не в силах, Катерина же хочет жить «правильно», однако чувства к Борису разрывают её душу на части и в итоге приводит к печальному концу.
В пьесе «Гроза» данные конфликты занимают лидирующее положение, на них выстроено всё повествование произведения, крайне неоднозначно можно ответить на вопрос, а разрешились ли эти конфликты. С одной стороны протест Катерины, от которого она не отказалась, показывает её как сильную личность, которая в силу убеждений просто неспособна жить при старых порядках и решает, что ей лучше не жить совсем. Тихон понимает весь диссонанс ситуации, однако он будет продолжать жить в старом мире, Варвара и Кудряш всё также будут вести двойную игру. Выходит, конфликт разрешился лишь у центрального персонажа пьесы.
2 вариант
А.Н. Островский вывел в центр своей пьесы «Гроза» несколько основных конфликтов. Первый из них – традиционное семейное противостояние «отцов и детей». Когда существующие веками законы и заветы предков оказываются неактуальными для молодого поколения.
Катерина, выйдя замуж, попадает в семью, где всем заправляет Кабаниха. Несмотря на то, что эта женщина сама является сильной и властной, она твердо уверена, что в семье женщине отведено низшее место, она обязана беспрекословно подчиняться мужу, а он иногда ее избивать. Такое положение вещей не устраивает Катерину. Она внутренне не может смириться с таким порядком вещей. Но, оказавшись вдали от семьи, без существенной поддержки, женщина не может ничего противопоставить бескомпромиссной свекрови. Причем, если Катерина, видит, что порядки уже устарели и их пора менять, то Тихон согласен просто жить как говорят, лишь бы избегать конфликтов с матерью.
Молодежь в пьесе «Гроза» имеет схожие взгляды, но по-разному борется за свою свободу. Борис выбирает путь пассивного ожидания. Он молча терпит капризы и самодурство Дикого, ожидая, что после его смерти обретет свободу. Варвара тайно от матери ходит гулять и встречается с молодыми людьми. Ей нет дела до того, что кто-то может узнать об этом. Катерине становится сложнее. С одной стороны, она мечтает о свободе, с другой – боится открыто выступить против общества. В конечном итоге, именно общество со своим лицемерным консерватизмом и доводит Катерину до самоубийства. Это ее личная форма протеста – отказ жить в несправедливом мире.
У драматурга прослеживается собственный ироничный взгляд на закостеневшее консервативное общество, в котором живут его герои. К примеру, характер Кабанихи доведен им практически до абсурда. Автор дает читателям возможность посмотреть, как излишняя приверженность к устаревшим традициям выглядит на самом деле. Когда Кабаниха, изо всех сил кричащая о том, что женщина должна быть покорной и смиренной, не стесняется поднимать руку на сына и невестку.
В маленьком городе, где все друг друга знают, социальный конфликт напрямую вытекает из семейного. Нельзя говорить о каком-либо прогрессе, то тех пор, пока семьи живут по «Домострою» и заветам предков, кичась на показ своей добродетелью. А внутри семьи в итоге процветает рукоприкладство, оскорбления и унижения.
Для того, чтобы в обществе были возможны какие-то перемены, их надо начинать внутри семьи. С просвещения людей.
Также читают:
Картинка к сочинению Семейный и социальный конфликт в драме Гроза
Популярные сегодня темы
- Анализ сказки Сказка о попе и о работнике его Балде Пушкина
Герои встречаются на базаре и поп предлагает Балде работу у него в доме плотником, конюхом, поваром. Поскольку поп отличается жадностью и скупостью он обещает
- Сочинение Что такое бегство от реальности? (итоговое)
В жизни у каждого человека есть и хорошие, и плохие моменты. Мы все замечаем, что они, похоже, чередуются. В несчастье человек склонен к жалости к себе. Хуже всего то, что чувства и настроения ставят отпечатки на наше мировоззрение
- Герои Городка в табакерке Одоевского (характеристика персонажей)
Миша. В сказке описывается сон, который видит главный герой, находясь под впечатлением от чудесной музыкальной табакерки со сложным внутренним механическим устройством. Зовут главного героя Миша.
- Сочинение Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Ворон-челобитчик
Сказка «Ворон-челобитчик» была написана в 1886 году. Тема этого произведения – тяжелое положение крестьян в России. Прошло 25 лет после отмены крепостного права, но жизнь людей оставалась по-прежнему трудной.
- Проблема ума в комедии Горе от ума Грибоедова
Основную мысль произведения Грибоедов отобразил с помощью названия. Он пытался показать роль в обществе человека образованного, здравого, небезразличного к жизни других. В произведении таким героем выступает Чацкий