Многие из Вас, скорее всего, просто мечтают работать на радио. Предпочтение всегда отдаётся профессии радио ведущего, то есть радио DJ-я. Что бы им стать и потом успешно работать на радио в этом качестве, на мой взгляд, нужно иметь определённый талант, склад ума и характера. В общем, я пробовал пару раз, но, как-то, выдающегося ничего не получилось, а посредственностей на радио у нас и так хватает. Поэтому, проанализировав все “за” и “против”, я решил заняться, всё-таки, тем, что умею, а именно новостями. Однако, не смотря на то, что в качестве новостника, на радио попасть проще, Новости на радио, имеют свою специфику. Об этом сейчас и поговорим.
-
Основные правила подготовки текстов -
Избегаем штампов и концеляризмов -
Имена собственные и ударения -
Ссылки на официальные источники -
Национальная принадлежность
-
Новости на радио -
Новости на радио не пугают -
Сокращения и аббревиатуры -
Примеры новостных текстов
Основные правила подготовки текстов
Новости на радио
Музыка звучит на каждом радио. Какая – это уже зависит от формата и, порой отличить одну станцию от другой по музыкальному контенту бывает довольно сложно. Что делает радиостанцию уникальной, так это ГОЛОСА радио ведущих и дикторов. Это и придаёт ответственности нашей профессии. В эфире нужно говорить красиво, понятно и правильно. Но для этого, давайте, сначала, напишем правильный текст.
-
В первом предложении новости, должно быть кратко и ярко подано главное событие/повод. Это короткая ёмкая фраза — Лид. И это предложение должно быть таким, чтобы радиослушатель, услышав его, сделал радио громче. При этом нельзя падать на «желтизну». Исключена всякая нарочитая сенсационность в анонсах и подаче материала. Если сенсация есть, она говорит сама за себя.
-
Новости на радио не должны поучать и содержать каких-либо выводов из приведённой информации. Делать выводы — это прерогатива радиослушателя.
-
Новости на радио нужно писать сбалансировано. Недопустимо писать новости о конфликтах и спорах, основываясь на логике и позиции лишь одной стороны.
-
Давая новость в эфир, мы подразумеваем, что слушатель получает эту информацию впервые, поэтому стараемся кратко дать полную картину. В новости на радио не должно оставаться брошенных на полдороги историй и персонажей.
-
В новость входит только одна история.
-
В новостях на радио недопустимо слово «вчера». Его удачно заменяет слово «Накануне».
Не следует прибегать к “красотам” стиля, разным витиеватым оборотам речи. Не употребляйте гипербол, возникающих при замене частного на общее. Вместо
«террорист планировал взорвать аэропорт Хитроу», «Красноярский край охвачен пожарами».
«хотел осуществить взрыв в аэропорту», «леса горят в нескольких районах» или «на юго-востоке Красноярского края».
Не секрет, что при создании новостей на радио, редактор, он же и диктор, использует информацию, которая находится в свободном доступе т.е использует уже опубликованные на каких-либо ресурсах новости. И это оправдано. Потому что написать, допустим, за смену, 10-15 выпусков новостей, содержащих в себе по 3-5 заметок, просто физически невозможно. Однако к “копи-пасту” следует относится обдуманно. Тщательно редактировать текст до радийного, понятного и красивого состояния. При редактировании текста необходимо максимально устранять числительные и подробности (топонимы и проч.). Неустранимые числительные, по возможности, следует округлять и переводить в именительный падеж. Согласитесь, прочесть фразу:
«шестьюстами восьмьюдесятью девятью с половиной миллионами.».
достаточно проблематично. Собирательные числительные использовать, также, не следует. Не
«двое боевиков, трое солдат, семеро прохожих», а
«два боевика, три солдата, семь прохожих».
Не правильно говорить “Пара дней”, “Пара лет”, “Пара человек” и т.д. Парой может быть только то , что существует или действует совместно, вдвоём – это пара ботинок, пара лыж, семейная пара. Слово “ряд” (ряд политиков, областей, команд) лучше заменить на “несколько”. Слово “порядка” (порядка 20-ти человек, порядка 15-ти миллионов) – словом “около”.
Избегаем штампов и концеляризмов
Новости на радио
При составлении текстов новостей на радио, традиционные чиновничьи фразы из пресс-релизов лучше заменять “человеческими” словами.
Вместо “сегодняшний день” и “в настоящий момент” – сегодня, сейчас, вместо “в текущем году” – в этом году. Вместо “в 2019-ом году” – в прошлом году, вместо “в 2021” – в будущем, в следующем или в новом году. Вместо “2020 – 2024 годах” – в ближайшие пять лет, вместо “приняли решение” – решили, “принято решение” – решено, вместо “приняли участие” – участвовали.
И нужно помнить о том, что РЕШАТЬ можно задачи, иногда – проблемы, но не в коем случае, не ВОПРОСЫ! Радиослушателей не интересуют сцены из жизни чиновников – хроника заседаний, совещаний, визитов.
Вместо “На очередном заседании правительства области, губернатор Зайкин зачитал доклад, в котором особенно отметил эффективность проведённых мероприятий, направленных на дальнейшее улучшение организационной работы по решению вопросов….”, лучше сказать “Губернатор Зайкин заявил, что….”. И следует запомнить, что описываемая в пресс-релизах рутина чиновничьей жизни – это не Новости на радио!
Что касается штампов… “Туманный Альбион”, “столица Сибири”, “столица Поволжья”, “Северная столица”, “город на Неве”, “Остров Свободы”, “почётное (не первое) место” и т.д. и т.п. – вместо этого лучше применять прямые географические названия и точные слова. Абсолютно недопустимы – “ничтожно сумняшеся”, “растекаться мыслью по древу” и прочие книжные архаизмы.
Имена собственные и ударения
Новости на радио
У имён собственных нужно обязательно проверять ударения, точность названия, полноту. Чем ближе к нам персона, структура, структура или объект, тем тщательнее относимся к его имени, названию, званию, должности. В новостях на радио персону нужно представлять по должности, имени и фамилии – президент России Владимир Путинн. Недопустимо говорить :
«Экс-премьер Украины Юлия Тимошенко обещает подать в суд на Януковича».
Кстати, латинскую приставку экс- лучше заменять русским словом “бывший” или “бывшая”. Это особенно актуально, когда в эфире возникает внеплановый “секс” –
«Президент Дмитрий Медведев встретился СЭКС премьером Юлией Тимошенко».
Надо помнить о том , что во многих европейских языках ударения Фиксированные. Во французском и турецком языках – на последний слог, в польском – на предпоследний, в чешском, финском, латышском и венгерском – на первый. Распространённые ошибки:
Чешский писатель Милан КУндера, а не Милан Кундера, хоккеист Яромир, а не Яромир Ягр, турецкий футбольный клуб «Фенербахче«, а не «Фенербахче», польская актриса Барбара, не Барбара Брыльска и т.д.
Название информационного агентства Reuters, нужно произносить “агентство Рейтер”. Названия следует, также, расшифровывать: AFT – Франс Пресс, DPA – Дойче Пресс Агентур, AP – Ассошиейтед Пресс. Ссылаться следует на один источник – “как передаёт Интерфакс”, а не “как сообщает Интерфакс со ссылкой на Би-Би-Си “. По возможности, нам нужен первоисточник. И помним о том, что Lenta.ru ( и другие новостные сайты), вряд ли могут что-то “сообщать” – они, почти всегда, также, как и мы на радио, “передают” чужое. На некоторых радиостанциях бывают, иногда, и свои, специфические требования, например, в произношении названий территорий России и бывшего СССР. Такие названия настоятельно рекомендуют произносить в соответствии с русской языковой традицией:
Киргизия, а не Кыргызстан, Белоруссия, а не Белорусь, Якутия, а не Саха, Тува, а не Тыва, Башкирия, а не Башкортостан, Чимкент, а не Шымкент, Усть-Каменогорск, а не Оськемен и т.д.
При этом, нужно крайне аккуратно относиться к названиям городов, стран и национальностей. Например фраза:
«Делегация правительства столицы посетила Казань»
– некорректна, потому что Казань – сама столица. Даже очевидные факты нужно проверять тщательнее – не может прозвучать в эфире то, что Нью-Йорк столица США, а Тайвань – это государство. Из фразы “страны мира” можно убрать избыточное слово “мира” – а чего же ещё? Если речь идёт о странах конкретного региона, тогда уточняем – “страны Африки”, “страны на территории бывшей Югославии”, “страны ближнего востока” и т.д
Ссылки на официальные источники
Новости на радио
Если о чём-то официально сообщает какое-либо ведомство (обычно через пресс-службу), то на него и надо ссылаться. Причём, не в виде “в министерстве обороны сообщили” – так можно предположить, что сообщение не официальное, и кто-то в министерстве имеет другую точку зрения, а “министерство обороны сообщило”. Упоминать о пресс-службе, как правило, не нужно – это техническая служба, доносящая официальную точку зрения ведомства. Если агентства передают со ссылкой на свои источники в ведомствах – так и писать:
«Такое-то агентство ссылается на источники в таком-то ведомстве»
Если информация согласуется в разных ведомствах, их можно не упоминать и писать обобщённо – “По данным властей…”
Национальная принадлежность
Новости на радио
Нельзя указывать национальную и расовую принадлежность персонажей, особенно, если это связано с криминальной сферой.
«В совершении преступления подозревают чеченца — уроженца Грозного Арби Бараева»
Здесь лучше убрать национальность или место происхождения вовсе. В крайнем случае допустима фраза:
«выходцы с Северного Кавказа» (но не «кавказцы»).
Новости на радио
Эпитетов, особенно в новостях, лучше избегать, а оценочные слова и выражения исключить. И, даже, к буквальным прилагательным надо, порой, относиться осторожно.
«Водой уже затопило низменные районы Нью-Йорка» лучше заменить на «районы Нью-Йорка, лежащие ниже уровня моря/с низкой линией побережья».
Общая беда современной журналистики – неправильное использование возвратных глаголов. Совсем от них избавиться уже нельзя. Но в уголовно-процессуальной, криминальной, аварийной и чиновничьей сферах, надо избегать возвратных глаголов, нарушающих логику сообщений.
«Причины крушения выясняются» — не верно. «На форуме обсуждались вопросы» — не верно.
«Специалисты выясняют причины крушения» — верно. «Обсудили вопросы» — верно
Нельзя использовать не верные формулировки:
«В подготовке теракта подозревается», «в хищении трёхсот миллионов долларов обвиняется», «в числе подозреваемых разыскивается», «среди пропавших без вести числятся».
Использовать следует логичные слова – подозревают, обвиняют, инкриминируют, разыскивают. Из “среди пропавших без вести числятся” глагол убираем вообще:
«В списках/числе пропавших без вести — 12 человек».
Новости на радио не пугают, а информируют слушателей
Новости на радио
Соответственно, лучше отказаться от военной лексики:
«Школьники экипированы», «депутаты взяли на вооружение/на прицел», «власти провели передислокацию/рекогносцировку», «нанесли удар по…», «беспощадная, суровая, жестокая борьба», «по другую линию фронта», «активисты начали атаку» и пр.
Всем этим пугающим фразам есть мирные синонимы. Недопустима лексика преступного мира: беспредел, разборки, подставил и т.д. Для упрощения восприятия новости на слух, контр- и антитеррористическую операцию лучше назвать просто спецоперацией. Боестолкновение – просто столкновением. В отношении боевиков лучше говорить не уничтожены и ликвидированы, а буквально – убиты. Вообще, с “боевиками”, “бандитами” и “бандгруппами” надо быть осторожнее 🙂 Лучше использовать термин “представители вооружённого подполья”, “незаконные вооружённые формирования”. Ливийские повстанцы тоже сначала были “боевиками”, а теперь их признаёт весь мир. Слово “расстреляли” лучше заменять на слово “убили”. Не верно употреблять термин “расстрел”, если речь не идёт о соответствующей казни по приговору суда (даже если сам суд сомнителен).
«Николай II и его семья были расстреляны большевиками» — можно, но «глава Ачхой-Мартановского района был расстрелян боевиками» — нет.
В новостях на радио здравый смысл, также, подсказывает не называть убийство “инцидентом”, а бескровное столкновение двух автомобилей “катастрофой”. “Стартовала акция протеста” – это язык комсомольских газет, “стартуют” пусть спринтеры, акции будут “начинаться”. Казённо звучат слова “проживают” вместо “живут” и “народонаселение”- вместо “населения”.
Русскоязычные географические названия среднего рода склоняются по правилам русского языка, если нет корневого слова:
В КемеровЕ, над ДомодедовЫМ, к ТолмачёвУ, из ШереметьевА.
При наличие корневого слова- слоняются оно:
В городе Кемерово, из аэропорта Толмачёво, в районе Кольцово.
Каждый человек, кандидат в депутаты, чиновник, организация должны иметь точное имя или название. Использовать фразы “один кандидат”, “один из кандидатов”, “некая организация” без имени или названия, нельзя. Также, нельзя ссылаться на “слухи” (“по слухам”) и на не проверенные данные – “по не проверенным данным/некоторым/не уточнённым данным”.
В новостях на радио следует избегать необязательных слов и фраз, особенно вводных и безличных:
кстати, к тому же, однако, кроме того, сообщается, ожидается, отмечается, между тем, при этом…
Все скобки, кавычки, тире нужно объяснять словами, помня о том, что на радио их не видно. Цитату на радио приводить нужно следующим образом: Президент Владимир Путин сказал – цитата. Если цитата больше одного короткого предложения, в конце следует напомнить, кого вы цитировали – сказал/заявил/сообщил (должность, имя, фамилия) премьер Дмитрий Медведев. Недопустимо после длинной цитаты говорить “сообщил президент, заявил чиновник, отметил заместитель того-то, сказал он” – без напоминания имени цитируемого.
Сокращения и аббревиатуры
Новости на радио
Почти все аббревиатуры в эфире должны быть расшифрованы. Хороший тон гласит:
Если аббревиатура встречается в тексте не один раз, то при первом упоминании она даётся расшифрованной, за тем можно использовать сокращение. Единожды упоминаемая аббревиатура должны быть расшифрована максимально полно, благозвучно и понятно для слушателей.
Не США, а Соединённые Штаты Америки, не ГАИ (ГИБДД), а Госавтоинспекция, Не Совбез ООН, а совет безопасности ООН (ООН можно оставить), не заммэра, а заместитель мэра. Нужно помнить о том, что министр МВД – это тавтология, и лучше заменить “министра” на “руководителя/главу”. Фраза “глава МИДа” применима только к “главам МИДов” России, Белоруссии, Китая, КНДР и прочих бывших и настоящих соцстран. Во всех остальных государствах называем этих персон по правилам этих стран. “Глава американского МИДа” – не допустимо! И, наконец, следует помнить о том, что ЦИК, Центризбирком – это ОНА – комиссия!
Примеры новостных текстов
Новости на радио
-
Открылся новый сезон работы Новосибирской детской железной дороги. Её длина составляет более 5 км. Для посадки и высадки пассажиров на станциях Зоопарк и Заельцовский парк предусмотрены по одной посадочной платформе, на станции Спортивная – две. Детская железная дорога работает до 30 сентября 6 дней в неделю с 11 до 19 часов (выходной – понедельник). От станции «Заельцовский парк» до станции «Зоопарк» курсируют три трехвагонных состава, общей вместимостью 324 пассажира.
-
Правительство Новосибирской области увеличило финансирование строительства автодороги до Камня-на-Оби. Как накануне сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Сергей Титов, министерство, разрабатывая проектно-сметную документацию, уменьшило затраты на строительство дороги в Искитимском районе, и мостов в Каргатском, Краснозерском и Сузунском районах области. Сэкономленные средства — почти 14 млн руб. — министерство направит на строительство дороги на участке от села Кирза до Алтайского края. Несмотря на увеличение финансирования, запланированный объем работ остается неизменным.
-
На Советском шоссе могут увеличить допустимую скорость движения. Но только после введения развязки на улице Петухова. Об этом заявил Начальник территориального управления автодорог Новосибирской области Константин Громенко. Достроить эту развязку планируется в 2014 году. В месте, где заканчивается улица Петухова и начинается Советское шоссе, делают небольшую эстакаду и расширяют дорогу с четырех до шести полос.
Надеюсь, мой личный опыт поможет вам, уважаемые коллеги, правильно делать новости на радио.
Новости
как жанр занимают особое положение в
радиопрограммах. Это обычно
оговаривается в правовых основах
вещательных служб, где подчеркивается,
что новости должны быть четко и ясно
отделены от мнения журналистов. Как
говорят англичане, новости неприкосновенны,
мнения свободны.
Редакции
новостей работает на огромную аудиторию.
Социологические исследования общественного
мнения показывают, что по популярности
новости на радиоканале занимают первое
место среди прочих тематических передач.
Объясняется это не только большим
количеством
их выпусков
в течение дня, но и самим характером
подачи. Новости – единственная форма
передач, содержание и структура которых
определяются происшедшими событиями
и их значимостью, а не редакционным
тематическим планированием. Они призваны
дать первую информацию об основных
событиях дня, вызвать к ним интерес у
слушателей. Само собой разумеется, что
они требуют дополнения и углубления в
дальнейших репортажах и комментариях.
Только все вместе эти формы вещания
составляют единый информационный блок.
Поскольку новости – результат совместного
труда многих работников, от каждого
из них зависит, будет ли воспринято
сообщение слушателями. Все, что не
воспринято сразу, можно считать
безвозвратно утерянным: слушатель, как
правило, не имеет возможности обратиться
к услышанному дважды.
В новостях
большое значение имеет первое предложение,
знакомящее слушателя с темой информации
и местом события. Оно выполняет функцию
газетного заголовка и должно заинтересовать
аудиторию.
Как
правило, в силу своей специфики радио
выступает как первый источник информации.
Это стремление быть сверхактуальным
привело к появлению ежечасных выпусков
новостей. Вся известная к этому моменту
информация должна быть включена в
сообщение. Десятиминутная передача –
это семьдесят пять строк, в том числе
сообщение о погоде. Краткие точные
формулировки – единственная
возможность представить в новостях
многообразие факта.
Планирование
новостей.
Представьте себе, что даже новость может
быть запланирована. В отдел новостей
сходится основная информация, поступающая
на радиостанцию, – пресс-релизы, письма,
телефонные звонки, «наводки» от
информаторов, штатных и внештатных
сотрудников.
Очень важно,
чтобы у корреспондента (а прежде всего
у редактора выпуска) существовала
система оценок поступающих сведений.
Сортировка и распределение их по
назначению, степени значимости имеет
важное значение для планирования работы
редакции, поскольку кроме незапланированных
событий (террористические акты,
катастрофы, стихийные бедствия) есть
события, о которых известно заранее. К
таким событиям можно отнести торжественный
пуск новой линии на производственном
предприятии, открытие нового моста
через Иртыш, очередную выставку военных
технологий, день выборов в законодательные
органы власти и т. п. Центральным ядром
такой системы сбора фактов и служит
редакционный дневник, в который в
письменной или электронной форме заранее
заносятся события, ожидаемые на конкретный
день. Статус человека, контролирующего
и собирающего все запланированные или
незапланированные новости, не меняет
его обязанностей. Поэтому, если даже он
главный редактор, он будет выполнять
ко всему прочему функции и координатора,
и диспетчера. Так исторически сложилось.
Менять эту структуру нет необходимости.
Ночной
редактор (если таковой имеется), готовящий
утренний выпуск новостей, собирает
информацию о предстоящих мероприятиях.
С наступлением следующего дня выпускающий
редактор оценивает важность освещения
того или иного события с учетом имеющихся
ресурсов. Кроме того, некоторые материалы
могут быть сохранены «про запас» (если
они не событийные, а тематические) для
использования в дни так называемого
«информационного голода», когда новостей
мало. Чаще всего это бывает после каких-то
праздников. Скажем, после встречи Нового
года – не до событий, устал народ от
праздничных мероприятий.
Затем
выпускающий редактор проводит летучку,
в ходе которой каждому корреспонденту
дается задание и определяется срок
сдачи материала. Можно обойтись и без
летучки. Достаточно довести задание в
письменной или в устной форме до
конкретного исполнителя. При этом
следует учитывать вероятность экстренных
происшествий, которые потребуют
переключения репортера на другой объект.
Наряду с заданием корреспонденты
получают всю имеющуюся информацию об
объекте освещения, инструкцию о форме
подачи материала.
В редакции
должна существовать система, облегчающая
быстрое обнаружение фигурантов новостей
и их телефонных номеров. Хорошо, если
каждый радиожурналист передает в
редакцию установленные им контактные
телефоны для занесения в общий справочник
редакции либо в базу данных компьютера.
Это своего рода досье со всей имеющейся
информацией. Она необходима для того,
чтобы в случае, когда корреспондент,
курирующий то или иное предприятие, не
может выехать на объект, его мог бы
заменить кто-то из коллег. Правда, чаще
всего журналисты неохотно делятся
полученной информацией.
Простые и
сложные формы подачи материала.
Простейшей
формой сообщения в выпуске последних
известий является текст, написанный
«под диктора». Однако выпуск новостей,
выданный в эфир устами диктора, звучит
слишком сухо. Для «оживления» выпуска
применяется такая форма, как закадровый
текст самого очевидца события. И если
весь выпуск новостей состоит из различных
материалов с разнообразной тематикой,
то голос корреспондента, несомненно,
украсит программу. Репортажи с места
событий, начитанные автором, придадут
выпуску неоспоримые плюсы.
Слияние жанров
в программах радио.
Сам по себе репортаж с места событий
привлечет еще большее внимание
радиослушателей, если в нем в качестве
комментария на событие прозвучит
информация из уст конкретного специалиста.
Для этого корреспондент в процессе
подготовки материала должен взять
интервью у одного или нескольких человек,
которые являются не только непосредственными
очевидцами события, но и в силу сложившихся
обстоятельств имеют к нему непосредственное
отношение. К примеру, вы делаете материал
о взрыве газового баллона в одном из
домов города. В этой связи рассказ
очевидца события (информация из первых
уст) вам будет просто необходим. Хорошо,
если удастся записать интервью у
представителей МЧС или другой спасательной
службы, их комментарий поможет
радиослушателям получить более конкретную
информацию о событии в целом, а также о
том, как проходят работы по ликвидации
последствий взрыва.
Сочетание таких
жанров, как репортаж и интервью, называется
слиянием жанров. Интервью – жанр
универсальный, оно может звучать в эфире
радио в качестве самостоятельной формы
в виде диалога, а может быть дополнением
к любой программе, выстроенной в самых
разных жанрах.
Кроме того, в
материале могут присутствовать звуковые
вставки, которые на языке профессиональных
журналистов называются пакетами.
Пакет – это
небольшой фрагмент репортажа на радио,
который прерывает текст корреспондента
репликами, записанными непосредственно
на месте события (не
путать с интервью).
К примеру:
РЕПОРТЕР:
Сегодня рассерженные родители вышли к
управлению образования, протестуя
против повышения цен на школьные
завтраки. Трое детей Марии Ивановны
Телевизоровой учатся в 129-й омской школе.
Она заявляет, что не может позволить
себе тратить восемьдесят рублей в
неделю на одни завтраки.
ВСТАВКА:
реплика М. И. Телевизоровой: «…Это
позорище!».
РЕПОРТЕР:
Но в связи с инфляцией члены управления
по образованию оправдывают эту
непопулярную акцию. Они с цифрами в
руках доказывают, что даже после повышения
цен мэрия субсидирует каждый завтрак
на семьдесят две копейки в день.
ВСТАВКА:
голос депутата Законодательного собрания
(как правило, он должен быть узнаваемым
без представления): «…бюджет не
резиновый».
Еще пример… Запись
события автомобильной аварии, в которой
погиб десятилетний мальчик. Голос
корреспондента прерывается репликой
матери: «…
о горе мне, горе…». И
здесь важна не столько информация из
уст матери, сколько ее эмоциональный
порыв, который может передать только
она сама и который придаст определенный
окрас всему материалу.
Пакет на языковом
сленге журналистов называют еще глоссами,
иногда – вставками.
Звуковые
вставки и фон.
Короткие вставки любого вида – от реплик
участников события до криков толпы во
время уличных беспорядков – могут
звучать фоном, совмещенным с начитанным
текстом корреспондента. Как правило,
фон идет по второму звуковому каналу.
В последнее
время компьютерные технологии аудиомонтажа
имеют восемь каналов записи: на одном
пишется авторский текст, на другом –
фон, на третьем – музыкальное оформление.
Использования всех восьми каналов
одновременно в моей практике не было.
Подача
материала.
Стиль самого репортажа, продолжительность
интервью в материале, звуковой логотип
станции зависят от мировоззрения самого
автора. Поэтому каждому журналисту
необходимо знать негласные правила:
что можно, что нельзя, что желательно,
что нет и т. п. Как правило, журналист
руководствуется этими нормами. Однако
необходимо помнить о том, что важнее –
объективность в подаче материала или
подтасовка фактов в пользу «хозяина»,
журналистика или пропаганда, финансовое
благополучие или собственное лицо. Если
сам корреспондент не может ответить на
эти вопросы, то на них ответят сами
радиослушатели, для которых заметен
малейший оттенок фальши в эфире радио.
Обзор
печати в выпусках новостей является
одним из важнейших информационных
элементов радиовещания. Это единственная
передача, в которой слушатель может
быстро и полно познакомиться с
политическими событиями, отраженными
в ежедневных или еженедельных газетах
(в зависимости от того, как часто обзор
идет в эфире радио). Некоторые радиостанции
наряду с обзором отечественной прессы
готовят обзоры и по зарубежным
газетам. В ряде случаев по одной и той
же проблеме приводятся высказывания
как той, так и другой стороны.
Утро – лучшее
время для выпусков обзоров печати.
Однако в тех случаях, когда речь идет о
наиболее важных событиях, их следует
включать и в другие политические
передачи. Задача обзора печати состоит
в том, чтобы дать всесторонний спектр
мнений. Редактор не должен брать из
газет только то, что созвучно его позиции.
Он обязан давать не собственные оценки
событий, а мнения коллег-газетчиков.
Основу обзора
печати составляют цитаты. Все их следует
давать по оригинальному газетному
тексту, а не в изложении. Цитаты должны
отличаться краткостью и выразительностью
и в то же время в достаточной мере
отражать содержание газетного материала.
Обзор следует
предварять изложением главных тем. Они
ориентирует слушателя в том, какие
вопросы выбраны для данной передачи,
какие материалы газеты будут в ней
процитированы. Эта вводная часть должна
быть предельно краткой, но должна
гарантировать понимание слушателями
сути материала. Когда речь идет о
зарубежной прессе, важно указывать
политическое направление цитируемой
газеты – ведь не все слушатели знакомы
с иностранной печатью, и для них важно
знать, какая газета цитируется в том
или ином случае – коммунистическая
или официальный орган Ватикана. Изложение
тем обзора читает сам редактор, но текст
можно «оживить», используя голос еще
одного комментатора.
Составляя обзор
печати, каждый журналист должен стремиться
дать полный спектр мнений и широкий
набор цитируемых газет. Чем последовательнее
он в осуществлении этого принципа, тем
большую информационную ценность имеет
обзор. Эта ценность зависит от двух
моментов: во-первых, от того, какие темы
чаще всего комментируются в обзоре
печати, и, во-вторых, от того, какие точки
зрения в нем представлены. По каждой
проблеме следует приводить несколько
цитат. В тех случаях, когда какой-либо
вопрос освещает только одна газета,
эту тему также необходимо включать в
передачу. Исходным материалом для
редактора, готовящего обзор печати,
служат не только газеты, но и комментарии
информационных агентств.
Верстка
выпусков новостей.
Выпуски новостей, как их раньше называли,
«последние известия», – это витрина, в
которой радиожурналист может показать
свое искусство, а радиослушатель –
узнать о происходящем в мире. Содержание
выпуска определяется принципами,
устанавливаемыми каждой станцией в
отношении программ новостей. Эти принципы
определяются руководителем программ
(главным редактором) и зависят от состава
аудитории, на которую ориентирована
станция. Радиослушателю интересна
прежде всего информация, касающаяся
его собственных настроения, увлечений,
эмоций, кармана наконец. Радиослушателя
могут привлечь такие темы, как состояние
сферы обитания, политика, экономика,
преступность, здравоохранение,
образование, транспорт, какие-то
культурные или спортивные мероприятия.
Коммерческие
станции нередко проводят социологические
исследования, чтобы определить тематику,
которой интересуется их основная
аудитория радиослушателей. Некоторые
блоки новостей проходят в программе
последних известий под отдельными
рубриками, например, «новости культуры».
Чаще всего это спортивные новости,
которые, как правило, комментирует
журналист, являющийся знатоком в
спортивной тематике.
Большинство
радиостанций России руководствуются
традиционными ценностями, которые
формировались на протяжении рада
десятилетий. И хотя телевидение имеет
более широкую аудиторию телезрителей
(это и понятно, картинка…), на фоне
уменьшающегося интереса к новостям,
звучащим в радиоэфире, задача
радиожурналистов не просто передавать
новости, а добиваться, чтобы их слушали
и понимали. Важно, чтобы каждое сообщение
в выпуске последних известий увязывалось
с интересами слушателей, важны все в
комплексе и все в отдельности, важны
понимание слова, расстановка акцентов
в материале и даже интонация того, кто
находится в радиоэфире.
В случае,
если информация о событии звучала
вечером и имеет право быть в эфире утром,
попытайтесь найти новые детали вчерашнего
сообщения. К примеру, голодовка
авиадиспетчеров. Наверняка за ночь
произошли какие-то изменения в ситуации.
Об этом можно рассказать в первых строках
информационного сообщения.
Как лучше
сверстать выпуск?
Еще несколько десятилетий назад все
было проще: верстка программы формировалась
по блокам. Блок первый – так называемый
официоз: сообщение из областного комитета
КПСС. Чаще всего эту информацию читал
диктор. Затем шли рассказы об успехах
рабочих промышленных предприятий в
социалистическом соревновании. Далее
– вести с полей и рассказы о передовиках
производства. Новости культурной жизни.
Спортивные мероприятия, наконец…
сведения работников гидрометеоцентра.
Верстка проходила по трафарету, т. е.
выстраивали выпуск по шаблону, не думая
о том, будет ли эта новость интересна
радиослушателям. Чего было мудрствовать
лукаво, если нет конкурентов.
С появлением
коммерческих радиоканалов работником
радиостанций приходится кормить себя
самим. Основная часть доходов – реклама.
Но принесут ли на канал рекламные
объявления те, кто заинтересован в сбыте
своей продукции? Формула успеха проста:
если канал непопулярен, значит, у него
небольшая аудитория слушателей, а коли
так, то и эффект от рекламы, прозвучавшей
в эфире, будет минимальным. Значит,
рекламодатель будет искать другую
радиостанцию, которая благодаря
интересной тематике программ наиболее
популярна у радиослушателей.
Так как же
правильно сверстать выпуск и оформить
последовательность новостей в монтажном
листе? Что выносить в начало, а что в
конец передачи? Вспомним факт, когда
над полуостровом Крым украинскими
военными во время учения был сбит
пассажирский авиалайнер, летевший по
маршруту Иерусалим – Новосибирск. Для
радио России эта новость была бы более
значима из-за принадлежности авиакомпании,
для радио Израйля – из-за того, что в
самолете были в основном евреи. Для
радио Украины первостепенное значение
имел бы тот факт, что самолет сбит ракетой
над территорией их государства. Если
бы еще на борту самолета находилась
футбольная команда одного из клубов
ФРГ, подобная информация имела бы
непосредственное отношение к
западногерманскому слушателю и заняла
бы одно из первых мест в эфире. Таким
образом, решающее значение для места
информации в выпуске имеет сопричастность
слушателей к событию по месту его
происшествия во времени и в пространстве.
И все же, какие бы негласные правила
процесса верстки программы ни существовали,
следует помнить о том, что подготовка
монтажного листа выпуска всегда носила
и будет носить элемент субъективизма.
Как правило, в
сегодняшних структурах радиоканалов
верстка информационного выпуска
начинается с главной новости. Лучше
всего, если это сенсация. Далее к главной
новости, которая вынесена на начало,
верстаются новости, которые могут быть
каким-то образом причастны к сенсации.
К примеру, к новости о сбитом самолете
может быть подверстан сюжет о состоянии
вооруженных сил Украины, вступившей в
НАТО, или о конфликте между Россией и
Украиной вокруг острова Кузло в Азовском
море и т. п.
Сегодня нет какой-то
определенной схемы верстки выпуска,
как это было несколько десятилетий
назад. Сохраняется здравый смысл в том,
чтобы не ставить телегу впереди лошади,
т. е. не выносить, например, спортивные
новости ранее новостей в политике,
экономике, социальной и культурной
жизни. Впрочем, бывают исключения. К
примеру, сборная России на Олимпийских
играх одержала победу и вышла в финал.
Это, естественно, новость глобального
масштаба для россиян, поэтому она имеет
политическое значение не менее важное,
чем спортивное. В этом случае именно
эта новость и должна открывать весь
выпуск новостей.
Доброго здоровья, уважаемый читатель журнала «Web4job.ru”! В этой статье мы поговорим о том, как правильно писать новости для радио и телевидения, рассмотрим некоторые моменты, как нужно писать новостные тексты.
Как правильно писать новости для радио и телевидения
Содержание статьи:
- 1 Как правильно писать новости для радио и телевидения
- 2 Посмотрим видео, как правильно писать новости для радио и телевидения
- 2.1 Как писать новости
- 2.2 Как писать новости, чтобы быть понятным
- 3 Заключение
- 3.1 Понравилось? Поделитесь с друзьями!
- 3.2 Получите высокооплачиваемую интернет-профессию!
Статьи для радио и телевидения пишутся не так, как обычные статьи.
Ведь слушатели не могут вернуть текст на нужную строчку, которую хочется заново перечитать.
Давайте рассмотрим некоторые моменты, как нужно писать новостные тексты.
- Писать нужно так, как будто вы разговариваете со своим знакомым. В тексте должны фигурировать короткие предложения.
Если написали длинное, то следующее обязательно должно быть коротким.
После этого прочитайте его вслух и представьте, так или по-другому вы бы разговаривали с собеседником; - Для каждой идеи надо написать одно предложение. Мысли излагать следует понятным языком, не надо вставлять заумные слова, переизбыток которых
может изменить смысл текста.
Ваша цель — написать статью, понятную для всех, и указать в ней конкретные примеры, о чем в ней пишется.
Если вы пишете об известном человеке, не надо описывать его звания, надо просто описать его деятельность.
Статью следует писать таким образом, чтобы было понятно, что она имеет начало, продолжение и конец. Начинать писать надо с главных новостей, без длинного введения.
Статьи описывают события, происходящие в стране в настоящее время. Поэтому они должны быть актуальными и написаны в реальном времени.
Зрители в видеороликах видят, как происходят события. Поэтому в статье не должно быть лишней информации, кроме той, о чем снят ролик.
Радиослушатели не видят, о чем идет речь, они сами представляют момент произошедшего события. Ваша цель создать образ с помощью слов.
В этом случае будет хорошо заменить прилагательные на описательные глаголы.
Например, если в текст вставить «он гуляет с сыном», создается картина, понятная без прилагательных.
Но нельзя текст превращать в многословные конструкции, слов в тексте должно быть немного, ровно столько, чтобы было понятно, о чем идет речь.
Если вы ведете программы, то не надо забывать об этом и заслонять собой героев передачи.
Говорить надо о человеке, про которого ведется программа, вы здесь просто посредник, и ваша цель – донести до зрителя настроение и эмоции героя передачи.
Посмотрим видео, как правильно писать новости для радио и телевидения
Как писать новости
Как писать новости, чтобы быть понятным
Заключение
В этой статье мы поговорили о том, как правильно писать новости для радио и телевидения, рассмотрели некоторые моменты, указывающие на то, как правильно
описывать события.
Надеюсь, статья оказалась полезной. Если возникли вопросы, можете задать их через форму комментариев под этой статьей.
Также буду признательна, если поделитесь статьей со своими друзьями в социальных сетях.
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Получите высокооплачиваемую интернет-профессию!
- Контекст
- Тенденции медиа
- Как писать новости для радио- и телеэфира
Как писать новости для радио- и телеэфира
23 мая 2013
Написание текстов для радио, ТВ или видео требует совсем иных навыков, чем создание текстов для печати. Ведь слушатель или зритель не может вернуться и перечитать текст.Для улучшения навыков написания текстов для эфира мультимедийный продюсер Джехангир Ирани советует открыть любую крупную газету, выбрать статью и попробовать прочитать вслух один абзац. Написание текстов для радио, ТВ или видео требует совсем иных навыков, чем создание текстов для печати. Ведь слушатель или зритель не может вернуться и перечитать текст. Для улучшения навыков написания текстов для эфира мультимедийный продюсер Джехангир Ирани советует открыть любую крупную газету, выбрать статью и попробовать прочитать вслух один абзац.
Написание текстов для радио, ТВ или видео требует совсем иных навыков, чем создание текстов для печати. Ведь слушатель или зритель не может вернуться и перечитать текст.
Для улучшения навыков написания текстов для эфира мультимедийный продюсер Джехангир Ирани советует открыть любую крупную газету, выбрать статью и попробовать прочитать вслух один абзац.
«Скорее всего вы поймете, что текст длинный и сухой, — говорит Ирани. – И вам не хватит дыхания закончить его».
IJNet недавно обсудил эту тему с Ирани и медиа-тренером Эстель Диллон. Вот несколько их советов, которые помогут вам отточить навыки написания текстов для эфира:
-
Пишите так, как если бы вы рассказывали: Пишите разговорным стилем, как будто вы рассказываете историю собеседнику. Используйте короткие предложения. После каждого длинного предложения ставьте короткое. Проверьте, перечитав то, что вы написали, — правда ли текст звучит так, как если бы вы его рассказали своими словами?
-
Не усложняйте текст: Каждой идее посвятите одно предложение. Выражайте свои мысли четко и ясно, придерживайтесь сюжета и не старайтесь быть слишком умными. Из-за слишком большого количества необязательных деталей история может потерять смысл. Избегайте многосложных и труднопроизносимых слов и длинных запутанных предложений. «Цените короткие слова», – утверждает Диллон.
-
Будьте более конкретны: Несмотря на то, что цель – создать четкий текст, вы должны избегать обобщенности. Диллан говорит, что репортеры должны предоставлять контекст всякий раз, когда люди могут прийти в замешательство и удивленно поднимать брови. Описывая людей, не вешайте на них ярлыки. Вместо того чтобы просто называть их официальные звания, расскажите, чем они занимаются.
-
Рассказывайте истории в логическом порядке: Убедитесь, что у вашего контента есть начало, продолжение и конец. Не прячьте новость в глубине текста, начните с главного, без пространного введения.
-
Используйте настоящее время и активный залог: Ваши тексты находятся в потоке новостей и отражают события, которые происходят прямо сейчас. Эфир борется за актуальность в режиме реального времени. Чтобы передать это слушателю, везде, где возможно, используйте активный залог. В английском языке старайтесь использовать структуру «подлежащее-сказуемое-дополнение». Например: «Полиция (подлежащее) арестовала (сказуемое) 21 активиста (дополнение) за организацию протеста в Мерлион парке днем в субботу».
-
Описывайте картинки: Аудитория тв и зрители видеороликов будут видеть, как произошло событие. На телевидении фраза «записать на пленку» означает описать, как сюжет истории строится вокруг образов. Не пишите больше, чем нужно для описания истории или картинки.
-
Используйте образы: Радиослушателям приходится самим представлять людей, места и вещи, о которых вы говорите в своей истории. Создайте с помощью слов мощные и простые образы. Используйте описательные глаголы вместо прилагательных. Например, если вы скажете «он важно выступает» или «он прогуливается», вы создадите картинку, не используя при этом прилагательных. Но не превращайте яркие, богатые описания в многословные конструкции. Используйте слова экономно.
-
Дайте говорящему говорить: Если вы ведете шоу или интервью, не забывайте, что вы ведущий. Не заслоняйте собой объект истории. Во время интервью «не заглушайте рассказчика звуками «мм гммм» и не говорите исключительно о себе, — советует Ирани. – Вы всего лишь посредник, чья работа – донести историю/опыт/эмоцию гостя до аудитории».
Ijnet.org
Формула написания «жестких» новостей
Что произошло?
Где это произошло?
Когда это произошло?
Кто стал участником этого события?
Как это происходило?
Почему это произошло?
Что означает данное событие?
Если вы найдете ответы на все эти вопросы, то это и означает, что вы написали новость. Старайтесь умещать новость в трех предложениях.
Первая строка (Top Line)
Первая строка вашего материала должна «ПРОДАВАТЬ» данную новость слушателю.
Она должна быть короткой и «ударной»(«попадать в десятку»).
Ваш слушатель должен быть способен понять то, о чем вы рассказали в новости. Она должна заставить ее/его дослушать новость до конца, чтобы узнать о ней больше.
В случае с местными новостями, а также в случае с российскими или международными новостями, поданными в «местном» ракурсе, ТОП ЛАЙН должна содержать название данного населенного пункта, города, области.
Например: Шахтеры Екатеринбурга заблокировали ту часть железной дороги, которая проходит через город.
Остальная новость
Новость должна быть выстроена с точки зрения логики. У нее должно быть начало, середина и конец. Вы рассказываете сказку. В то время, как ваша ТОП ЛАЙН должна сразу «захватить» внимание аудитории, вторая строка должна содержать в себе дополнительные детали, поясняющие данную новость.
Например: Они оказывают поддержку тем своим коллегам в Рб, которые надеются на то, что блокирование железнодорожного сообщения заставит их руководство согласиться с их требованиями об увеличении заработной платы. .
И, наконец, последняя строка завершает новость, часто делая какого-то рода заключение и/или говоря о последствиях данного события.
Например: Сегодня идет 10 день, с тех пор как забастовщики блокируют работу железных дорог страны (вывод), вынуждая тысячи людей прибегать к альтернативным средствам передвижения(последствия).
Таким образом, необходимый навык заключается в том, чтобы суммировать вашу информацию, изложив факты в порядке убывания их важности и в рамках того времени, которым вы располагаете, а все, что не войдет «оставить за скобками».
Возможно, вам будет полезна такая формула:
Скажите им о том, что вы собираетесь им о чем-то рассказать, скажите им о том, что вы рассказываете им об этом, и, наконец, скажите им о том, что вы им об этом рассказали.
Проверьте правильность изложения фактов
Прочитайте то, что вы написали, но при этом не читайте последнее предложение. Вы все равно поняли бы то, что изложено, если вы никогда не слышали о данной новости раньше?
Прочитайте ее еще раз, не читая при этом два последних предложения. Все равно все понятно?
Если ответом на оба эти вопроса было «Да», то, возможно, вы написали хорошо!
Новости 3 раза в день (основные выпуски): 13-00; 18-00; 21-00 или через 30 минут.
Новость должна быть:
1. реливантной (насколько это касается людей);
2. сиюминутной.
Новость — всегда нечто, связанное с переменами.
Разновидности новостей.
1. Откуда поступает новость ( хорошие контакты — хороший журналист).
Типы новостей:
1. Политические
2. Криминальные
3. Культурные
4. Спортивные
5. Музыкальные
6. Социальные (эпидемии, энергоснабжение)
7. Экономические
8. Информ. сообщение ( российские, областные, региональные, городские, районные)
***********************************************************
Написание текстов на радио
Тексты должны быть простыми, так как аудитория услышит сказанное только 1 раз.
Перед эфиром прочитать текст вслух,
самая важная часть истории — первая строка.
(top lines — суть истории). Важный элемент должен быть сформулирован в ней.
Пользоваться только глаголами в настоящем времени.
Не должно быть слов типа «вчера», «прошлым вечером», кроме случаев (редких), когда без этого не обойтись.
Обычное правило — не использовать прямых цитат.
Слова «я», «мы» не употребляются .
Особое внимание уделяется ссылкам на источник информации.
Подводка к репортажу — Top Line.
Репортаж — 30 секунд.
********************************************************
Журналистская этика
Беспристрастность и независимость — сердцевина деятельности ВВС.
Стремиться к точности и проверять все факты, уточнять ее от разных источников . Если есть хоть какие-то сомнения в информации, лучше ее не произносить.
Copy 30« — краткая новость в один абзац.
Voicer 30« — репортаж
Headline 10« — заголовок
Newsflash 15-20 минут — экстренное сообщение
News Bulletin 3-5 минут — выпуск новостей
CUE — подводка
clip 30« — клип, фрагмент интервью
Или репортаж или клип ( тогда пишется подводка + клип)
WRAP 40-50« -сверток (репортаж с клипом в середине)
Если репортаж 30«, клип 30«, то сверток 40-50«. То можно и подсократить.
****************************************************
Package — пакет ( от 3-4 минут), напоминает сверток, но гораздо длиннее + больше репортажей.
Interview — интервью
Vox Pops — опрос, длится примерно 1 минуту, 5-6 человек.
2 Way 3-4« — беседа ведущего и репортера в студии, но и не обязательно в ней, можно по телефону.
TEASER — своей краткостью напоминает заголовок, это своеобразный анонс: «Далее в программе вы узнаете…»
Интервью
Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему?
Интервью берется, чтобы дабыть и проанализировать информацию.
1. Интервью, основанные на жесткой теме (тогда ее нужно вначале исследовать)
2. Информационное интервью: поясняет то, что происходит.
3. Эмоциональное интервью: что думает человек, какие эмоции он испытывает в какой-то ситуации, обстоятельствах.
Интервью берется у:
1. Политиков
2. Специалистов в какой-либо сфере
3. Свидетелей чего-либо
***********************************************************
Наиболее важный вопрос для всех интервью: ПОЧЕМУ?
После согласия человека на интервью, нужно спросить себя: ЗАЧЕМ? (какова цель, тема)
Не нужно говорить человеку о вопросах, которые будут задаваться.
Нельзя спрашивать: «А вы …любите…?» и т.п.
Нельзя людям читать с бумажки свои ответы. Вопросы должны быть краткими и ясными.
Интервью состоит: из начала, середины и конца.
Оно должно начинаться с ответа ( в уже смонтированном виде). Помнить все время о ссылке на источник, задавая вопрос. Контролирует интервью только журналист. Не надо бояться задавать один и тот же вопрос дважды.
Не нужно производить на человека будто я с ним спорю, так как он может обвинить меня в предвзятости.
Интервью у политика, я — адвокат дьявола.
Проверяю, как закончилось интервью, и смотрю, не нужны ли мне еще какие-нибудь звуковые эффекты.
Если это просто интервью для программы, то они не нужны. А если пакет, то нужен интершум.
*********************************************************
Интервью — 3 12 — клип — 30« — пакет 3
Сверток 40-50« — репортаж + клип.
Нужно всегда думать о том, что в редакции сидят люди, которые на меня полагаются.
Пока беру интервью, должна помнить о беспристрастности, нужно правильно выбрать тональность беседы и во время нее быть последовательным, не нужно быть эмоциональным во время беседы. Это что касается жесткого интервью.
Политикам нужно напоминать о том, что они все -таки выбраны народом.
На ВВС не знакомят с вопросами заранее человека. Но если они настаивают, то я могу оговорить лишь темы разговора.
2 Way
Ведущий + репортер в прямом эфире.
Такая беседа продолжается примерно 3 минуты.
При этом репортер в курсе, какие вопросы будет задавать ведущий.
Ведущий точно знает, на что он может ответить, а на что — нет.
Смонтированный сюжет должен быть честным.
К интервью, пакету, свертку нужна подводка.
Но если она к интервью, то менее формальный характе должен быть.
*******************************************************
2Way: авария на
3. Здравствуй, Наташа. В течение 5 минут подъехала скорая помощь, служба спасения, милиция. Пострадавшим оказывается необходимая медпомощь. Нескольких человек уже госпитализировали.
Известны причины аварии?
По предположениям сотрудников ГИБДД, выновник аварии — водитель иномарки «Вольво». За рулем он находился в нетрезвом состоянии. Иномарку, видимо, придется сдать в ремонт, у нее разбиты лобовое стекло и помят капот. Но владелец машины в аварии серьезно не пострадал.
2Way: Забастовка шахтеров с сегодняшнего дня примерно 1 месяц.
Дома не отремонтированы и находятся в ужасном состоянии.
Д. Снимает (аренда) дома у местных властей за низкую цену. У эмигрантов берет высокую плату. В городе с квартирами проблема. Выбора у людей нет. Семьи жаловались на условия, что это отражается на здоровье людей. Нужно обнародовать то, что происходит беспристрастно, призвать домовладельцев к ответу. Его цель: представить себя в наилучшем свете.
***************************************************
1. Wrap (сверток) — репортаж + клип 10« — 20«+клип 15-20«- 15-20«
Общее время — 45-50« — монтаж
2. Vox Pop (глас народа)
где?
у кого?
как?
что спрашиваю?
Нужно помнить об интершуме, который не всегда бывает уместен. Иногда он может заглушить говорящего.
Мужчины, женщины, молодые и пожелые, богатые и бедные. Лучше чередовать мужские и женские голоса. Сначала я должна представиться. Опрос полностью анонимный: имя, профессия не обязательны. Vox Pop должен быть динамичным. Не нужно вовлекаться в спор, разговор.
Один вопрос всем. Нужно знать мнение на одну тему разных людей.
Весь смонтированный Vox Pop без подводки должен длиться примерно 1 минуту, не больше. Таким образом, получится 5-6 голосов. Vox Pop обычно в новостях не используется. Но в этом случае подводка должна быть супермаленькой. Vox Pop лучше идет в пакетах.
ПАКЕТЫ
Это сборник разных звуков и клипов + голос репортера. Провести слушателя по всей истории от начала до конца.
*********************************************************
Пакет — то же, что сюжет у телевизионщиков.
Что собой представляет история?
Как я могу ее рассказать?
По правилам, пакет должен содержать три голоса.
1. Что? What? 4. Кто? Who?
2. Когда? When? 5. Почему? Why?
3. Где? Where? 6. Как? How?
Шесть заповедей кодекса ВВС
1. Иметь дело с кем-то честно, использовать честные подходы.
2. Честность, не использовать информацию в других пакетах.
3. Ответ, дать человеку высказать критичный ответ, если это нужно.
4. Точность, удостовериться в том, что точно изложены события. Информация должна проверяться и перепроверяться журналистом.
5. Сбалансированность, осветить проблему с точки зрения разных источников.
6. Умение справлять ошибки. Соощить, что неправильно и устранить ошибку.
**************************************************************
Важные вопросы:
1. Зачем я делаю этот пакет
2. Потом:
Как я подам эту историю
Кто должен в ней присутствовать
Важно наполнить пакет звуками.
Он должен быть 3 минуты.
Потребуются 3-4 человека. Может потребоваться Vox Pop, если он это оправдывает.
Например, пакет на тему «Забастовка шахтеров»
(на этой же странице Time-Box? Njxyjt dhtvz)
Сгу ———— What is the Story (Что происходит)
What is Lotest (последние развития событий на данный момент)
in
out
dur
Возможный сценарий
1. Спецэффект (вагонетка, лифт в шахте), примерно 25«. But говорить поверх звукового эффекта чере примерно 8«, после его начала, т.е. на фоне.
2. Связка. Рассказ о том, что происходит — примерно 22«. Первый человек — директор шахты — примерно 30«.
3. Связка. О подробностях примерно 20«.
Пакет должен быть готов 9.02. в 14 -00
4. Клип. Лидер профсоюзов — примерно 30«/
5. Связка. Это «забастовка за последние 4 года и т.д.» — примерно 20«.
6. Говорит в клипе какой -то эксперт (специалист по решению промышленных конфликтов)
примерно 25«
7. Связка. Что думают по этому поводу шахтеры? Примерно 10«
8. Vox Pop с рабочими примерно 30«
9. Заключительная связка примерно 15«.
Если пакет на 3.30«, а надо на 3 минуты, то можно сократить какой-нибудь клип. Можно закончить пакет каким-нибудь звуковым эффектом, но лучше их оставить в середине.
Подводка — это одновременно Top Line
Package (ice)
CUE: рассказ о сносе городка, спецэффекты
1 связка: причины сноса, 1-й говорящий
1 клип: строители
2 связка: мнение администрации
2 клип: начальник городка
3 связка: дополнительные детали (куда пойдут аттракционы и т.д.
3 клип: Vox Pop
4 связка: выводы
*****************************************************
Пресс-конференция
Идти на нее совсем необязательно. Если стоит, то зачем. Нужно заранее как можно больше узнать о пресс-конференции: о чем, по какому поводу. Надо точно знать, какую информацию хочется получить: для клипа, интервью, пакета.
Нужно стараться как можно ближе подобраться к говорящему.
Сама пресс-конференция не является новостью.
********************************************************
15-минутный выпуск 2-х ведущих
Первые слова. Марк.
5 минут новостей. Джон.
Марк: «Вернемся к важнейшему событию дня»
Пакет
Интервью
Пакет
Интервью
Спорт
Погода
Последние слова.
Всего найдено: 22
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как правильно написать название подразделения «Радио и спутниковая связь» или «Радио- и спутниковая связь»?
Ответ справочной службы русского языка
Если имеется в виду радиосвязь и спутниковая связь, то нужен дефис: «Радио- и спутниковая связь».
добрый день. подскажите, пожалуйста. слышала такое описание правила постановки ударения в слове «кулинария»: — кулинАрия — наука о приготовлении пищи, — кулинарИя — магазин, в котором продается готовая пища. верно ли это? спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Смысловой разницы между вариантами кулинария и кулинария нет. См., например, фиксацию в «Большом толковом словаре» под ред. С. А. Кузнецова. Ударение на а обусловлено происхождением слова: в латинском culinarius ‘кухонный’ акцентировался именно третий слог. Однако в русском языке ударение в этом слове давно имело тенденцию к смещению на и. Еще в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова (М., 1935–1940) были отмечены оба произносительных варианта. В дальнейшем некоторые словари характеризовали вариант кулинария как разговорный или допустимый, но в радио- и телеэфире словарем «Русское словесное ударение» М. В. Зарвы (М., 2001) было предложено говорить именно кулинария.
Меня интересуют актуальные — на данный момент — правила использования глагола «озвучивать». В частности, грамотно ли использовать его в коннотации «оглашать чьё-то мнение, закон или заявление»? Например, уместно и верно ли использование данного глагола во фразах: «Главный редактор озвучил результаты голосования слушателей» или «Заместитель директора озвучил мнение Совета директоров на общем собрании»?
Ответ справочной службы русского языка
Глагол озвучить пришел из речи кинематографистов, где он употребляется как специальный термин с значением «записать звуковое сопровождение фильма отдельно от съемки; сделать фильм звуковым». Но в последние два десятилетия озвучить все чаще используется в контекстах, совершенно не свойственных этому слову прежде, и в смысле, далеком от его «кинематографического» происхождения. Оно встречается в речи политиков и журналистов, в радио- и телепередачах в значениях «прочитать вслух», «огласить», «довести до всеобщего сведения», например: озвучить поручение президента, озвучить информацию.
В словарях это значение пока не зафиксировано. У многих грамотных носителей языка такое использование глагола озвучить пока вызывает отторжение, но всё же и степень распространенности этого употребления очень велика. Пожалуй, уже можно говорить не о бесконечно повторяющейся ошибке, а о том, что на наших глазах у слова сформировалось новое значение, которое, очень вероятно, всё-таки попадет со временем в словари. Многие слова, варианты, значения, которые появляются в языке, проделывают этот путь: сначала не принимаются обществом («так говорят только некультурные люди»), а через какое-то время воспринимаются как совершенно нормальные и даже единственно возможные («неужели когда-то было по-другому?»).
Однако пока словарной фиксации нет и новое значение глагола озвучить не получило «прописку» в языке, можно посоветовать избегать его на письме и в официальной речи. А в речи живой, непринужденной такое употребление уже фактически устоялось.
недавно слушала рубрику Говорим правильно, Радио-7 «На семи холмах». В.Пахомов четко объяснил написание слов «считаНые дни» и «считаННые бухгалтером деньги»: глагол СЧИТАТЬ (от СЧЁТ) несовершенного вида, поэтому при наличии зависимого слова буква Н удваивается. мой любимый ведущий Рубен Акопян постарался запутать слушателей: «…поэтому считанные, например, с устройства файлы тоже пишутся с НН». Дорогой Рубен, вовсе не ПОЭТОМУ, а потому, что в данном случае глагол СЧИТАТЬ (от ЧТЕНИЯ) — совершенного вида (что делать? — Считывать), и НН объясняются именно этим. Конечно, если Вам понадобится ПОСЧИТАТЬ файлы (узнать их количество в папке), тогда они будут писаться с одной Н. с уважением, Татьяна.
Ответ справочной службы русского языка
Татьяна, спасибо за уточнение! Вы совершенно правы.
Здравствуйте! Сегодня слушала в программе «Радио-книга» интервью с внуком писателя М. Шолохова, директором музея в станице Вешенской, который, называя роман «Поднятая целина», в слове поднятая делал ударение на втором слоге. Правильно ли это? С уважением, Анна
Ответ справочной службы русского языка
Нормативно ударение на первом слоге. См. словарную фиксацию.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как надо писать радиопартнер или радио-партнер?
Ответ справочной службы русского языка
Сложные слова с первой частью радио— пишутся слитно: радиопартнер.
Здравствуйте! Поясните, пожалуйста,профессионально, опираясь на словари и справочники, почему первая часть сложных слов «демо» должна писаться слитно со второй частью? Я знаю, что верно слитное написание, но коллеги утверждают, что равноправен вариант с написанием через дефис. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Пишутся слитно сложные слова с первой иноязычной (интернациональной) частью, кончающейся на гласную. Перечень основных таких частей сложных слов с конечным о: авто-, агро-, астро-, аудио-, аэро-, баро-, бензо-, био-, вело-, вибро-, видео-, гекто-, гелио-, гео-, гетеро-, гидро-, гомо-, дендро-, зоо-, изо-, кило-, кино-, космо-, макро-, метео-, микро-, моно-, мото-, невро-, нейро-, нео-, орто-, палео-, пиро-, порно-, психо-, радио-, ретро-, сейсмо-, социо-, спектро-, стерео-, термо-, турбо-, фито-, фоно-, фото-, эвако-, экзо-, эко-, электро-, эндо-, энерго- (см.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006. § 117).
Первая часть сложных слов демо- встроилась в этот ряд, слова с этой частью пишутся в соответствии с уже имеющимися в русском языке моделями (демоверсия как аудиоверсия, видеоверсия, киноверсия…).
Добрый день!
В вопросе 282500 вы дали ответ о слитном написании слова «стереовидеосенсор». В связи с этим возник еще один вопрос: на сайте «Тотального диктанта» пишут: «радио-телеведущий», хотя, казалось бы, правило аналогично. Почему написание таково?
Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Орфографически правильно слитное написание (или так: радио- и телеведущий). На сайте ошибка. Передадим Ваше замечание команде проекта.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно пишется такое слово как «Электрорадиосистема» (речь идет о совокупности электросистемы и радиосистемы):
электро-радио система
электро-радиосистема
электро-, радиосистема
электро-, радио-система
электро-, радио- система
и т.д.???
Ответ справочной службы русского языка
Верно: электрорадиосистема (если это одна система).
уважаемая грамота.ру,
— подтвердите, пожалуйста, что Фамилия Кока склоняется и для мужских и для женских фамилий.
— почему в некоторых радио- и телепередачах фамилию Берия не склоняют? это ошибка?
Ответ справочной службы русского языка
1. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать происхождение фамилии. Если это французская фамилия с ударением на —а, она не склоняется. Если ударение падает на о или если ударение падает на —а, но фамилия не французского происхождения, она склоняется (и мужская, и женская).
2. Да, это ошибка, причём весьма распространенная. Часто не склоняют и фамилию Данелия. Но это нарушает литературную норму: грузинские фамилии на —ия в русском языке склоняются.
Как правильно пишется (радио)выпуск?
Юноша не пропускал ни одного радио-выпуска, желая услышать что-то новое.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: радиовыпуск.
Здравствуйте! Помогите правильно написать название специальности — «Режиссура кинотелерадиоинтернетпрограмм» или «Режиссура кино-, теле-, радио-, Интернет-программ».
Ответ справочной службы русского языка
Орфографически верно: режиссура кино-, теле-, радио-, интернет-программ.
Будьте добры, «радио- и видеоконференцсвязь» правильно написано? Спасибо. В.С.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно написание с двумя дефисами: видео-конференц-связь.
Видел много статей «самое длинное слово русского языка», но когда мы с однокласником искали такое слово, то оно должно было содержать ровно один корень, при этом иностранные приставки в роде теле- и радио- считались корнями( в приведённых примерах латинскими корнями). После слова «дисциплинированность»(20 букв) прозвенел звонок, потом времени продолжить поиск больше не было. Не поможете в поиске самого длинного русского слова с ОДНИМ корнем?
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ № 176556.
Здравствуйте! В слове «боль» во всех формах множественного числа ударение правильно ставить на корневую «о» или на окончание («бОли» или «болИ»)? Вопрос возник потому, что все чаще в радио- и телепередачах профессиональные врачи в этом слове в форме множественного числа делают ударение на окончании («болИ», «болЯх»). Привычнее слышать ударение на корневой гласной «о» («бОли», «бОлях»).
Ответ справочной службы русского языка
Ударение на последний слог встречается в речи медиков, однако правильно: _бОли, о бОлях_.