Первый призыв к борьбе против крепостничества — А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
1. Крепостничество и самодержавие тормозят развитие России.
В конце XVIII в. крепостническая Российская империя, казалось, находилась на вершине могущества. Она простиралась теперь от Белого и Балтийского морей на севере до черноморских берегов на юге. Она обладала сильной армией и флотом, прославленными в сражениях. Дворянин чувствовал себя владыкой в своем имении. Он как хотел расправлялся с крестьянами, продавал их, покупал, дарил, проигрывал в карты.
Но это могущество и процветание дворянской России подтачивались изнутри. Крепостное право задерживало развитие промышленности и сельского хозяйства. Оно препятствовало росту вольнонаемного труда, мешало развитию культуры. Крепостных людей не допускали в университет.
Изобретения талантливых людей: Ползунова, Кулибина и других — не находили применения.
В Англии и Франции уже произошли буржуазные революции. Там развивался капиталистический вольнонаемный труд, складывался новый класс — пролетариат. В передовых странах был нанесен удар по абсолютизму, а в России царило самодержавие, заботившееся более всего об интересах дворянства.
Между тем страна была полна сил и развивалась вопреки стеснявшим ее крепостническим путам. Понимание необходимости бороться с крепостным правом и самодержавием овладевало сознанием лучших, передовых людей России.
2. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».
В 1790 г. Екатерине II принесли только что вышедшую в России книгу с простым заглавием «Путешествие из Петербурга в Москву». Имени автора не было на обложке. Со страниц книги в лицо Екатерины полыхнуло пламя революции.
О чем же было написано в этой книге? Ее автор со страстью и силой говорил о вреде и несправедливости крепостного права. Он называл помещиков «зверями алчными, пиявицами ненасытными».
Вот что он писал о помещике, жестоко притеснявшем своих крестьян: «Варвар! Недостоин ты носить имя гражданина. Богатство твое нажито грабежом. Зовите его вором, сокрушите орудия его земледелия, сожгите его риги, овины и житницы и развейте пепел по нивам, на которых совершалось его мучительство».
Автор призывал к полному уничтожению крепостного права, к освобождению крестьян. Он признавал право крестьян на восстание против помещиков.
«О! если бы рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем,- писал автор,- разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ и кровию нашею обагрили нивы свои! Что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их исторгнулися (т. е. вышли) великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены. Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую; я зрю сквозь целое столетие».
Книга направлена против самодержавия. Ее автор — республиканец. Он считал, что верховная власть в стране должна принадлежать народу. Царь для него был «злодей, злодеев всех лютейший».
Неизвестный автор книги призывал к уничтожению самодержавия.
— Это бунт! — с ужасом воскликнула Екатерина II, прочтя книгу.- Автор — бунтовщик, хуже Пугачева!
Она приказала арестовать продавца книги. От него выпытали имя автора. Выяснилось, что книгу написал А. Н. Радищев.
Александр Николаевич Радищев родился в 1749 г. в семье дворянина. Живя в деревне, он познакомился с бытом крепостных крестьян. Потом учился в Москве и Петербурге, много читал, думал, сопоставлял.
Его послали учиться за границу. Он провел там ряд лет. Он знал четыре иностранных языка, прочел много иностранных революционных книг. В России он служил простым чиновником в Сенате, а потом в таможне. Здесь его окружали тупые, ограниченные чиновники, взяточники и казнокрады. У Радищева все более вырабатывалось критическое отношение ко всему государственному строю царской России. Особенно большое впечатление на молодого Радищева произвела крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Постепенно Радищев превратился в революционера-республиканца.
В своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» А. II. Радищев бичевал всю феодально-крепостническую систему в целом, призывал к ее революционному уничтожению.
Екатерина II заключила Радищева в тюрьму. Суд приговорил его к смертной казни. Но Екатерина побоялась привести приговор в исполнение. Она была знакома с европейскими философами и разыгрывала просвещенную царицу. Что бы сказали о ней в Европе? Она заменила Радищеву смертную казнь десятилетней ссылкой в Восточную Сибирь, в глухой Илимский острог.
Радищев прожил в ссылке шесть тяжелых лет. В Петербурге за него хлопотали друзья, поэтому его удалось освободить раньше срока. После возвращения Радищев поступил на службу в комиссию по составлению законов. Здесь он написал такой свободолюбивый проект, что начальство пригрозило ему второй ссылкой в Сибирь.
Надломленный и больной Радищев не выдержал — он отравился и умер в сентябре 1802 г.
Александр Николаевич Радищев первым в России выступил против самодержавно-крепостнической системы в целом. Он не ограничился критикой ее отдельных пороков.
А. Н. РАДИЩЕВ ОБ УГНЕТЕНИИ КРЕСТЬЯН ПОМЕЩИКАМИ
Отрывок из «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.
Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянской избы. Первый раз обратил сердце к тому, что доселе по нем скользило. Четыре стены, до половины покрытые так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; оконницы, в коих натянутый пузырь, смеркающий в полдень, пропускал свет; горшка два или три (счастлива изба, коли в одном из них всякой день есть пустые шти).
Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть; спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча, как будто в тумане или за завесою кажется. К счастью, кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина.
Посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода. Вот в чем почитается, по справедливости, источник государственного избытка, силы, могущества; но тут же видны слабость, недостатки и злоупотребления законов, их шероховатая, так сказать, сторона. Тут видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и беззащитное нищеты состояние. Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем,- воздух. Да, один воздух! Отъемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет.
Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно! Сколько способов отъяти ее у него постепенно! С одной стороны, почти всесилие, с другой — немощь беззащитная. Ибо помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель своего решения и, по желанию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не смеет. Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме …
Добавить комментарий
Сочинение на тему: Крепостное право в произведении Путешествие из Петербурга в Москву, Радищев
Крепостное право
Произведение А. Н. Радищева “Крепостное право” вышло в свет в 1790 году и потрясло современников своим откровенным обличением крепостного строя в обществе. Радищев был одним из первых людей, осуждающих издевательства над крестьянами, за что он был на время заключен в Петропавловской крепости, а затем сослан в Сибирь. Своим произведением он хотел показать, через какие мытарства за свою жизнь проходят все крестьяне и как они страдают под гнетом жестоких помещиков.
Каждая глава его повести посвящена отдельной проблеме. Автор нарисовал картины современной ему Руси, резко осуждая самодержавие, чем вызвал гнев императрицы Екатерины II. На самом деле, он горячо любил свою родину и свой народ.
Используя оружие художественного слова, он хотел освободить его от царящего зла. Так, например, в главе “Пешки” мы видим, насколько бедно живут крестьяне, их внутренний быт, изношенную одежду, обувь и повальную нищету.
В главе “Любани” автор рассказывает о крестьянине, который шесть дней в неделю работает на своего барина, не покладая рук. Он уверен, что до такой жизни крестьян довела алчность и жадность помещичьего сословия. Ужасающие события описаны в главе “Медное”, где рассказчик проезжает мимо деревни, в которой продают 75-летнего старика, вынесшего за свой век немало потрясений.
Кроме того он лично выносил на своих плечах с поля боя раненого отца капитана Г., который теперь его продает.
Сегодня трудно поверить, что когда-то существовали такие места, где с публичных торгов продавали крестьян. Крепостных продавали с землей и без земли, оптом и в розницу, разлучая целые семьи. Причиной этого повального зла Радищев считал систему крепостничества и самодержавия.
Мы видим, что у самого Рассказчика тоже есть слуга – Петрушка, но он к нему относится совершенно по-другому. С каждой новой главой перед читателями развертываются разнообразные сцены, типичные для народного произвола.
Через все произведение отчетливо проходит тема восстания порабощенного крестьянства. Кроме того, писатель включил в это произведение оду “Вольность” и “Слово о Ломоносове”. Для Радищева не было добрых царей.
Он считал, что любая неограниченная власть развращала ее носителей. Цель его произведения хоть и не сразу, но со временем была достигнута. В марте 1861 года, на радость революционерам и демократам все же был подписан Манифест об отмене крепостного права.
Loading…
Сочинение на тему: Крепостное право в произведении Путешествие из Петербурга в Москву, Радищев
Крепостное право в произведении Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника
“Радищев – рабства враг”
А. С. Пушкин
Тема крепостного права в произведении “Путешествие из Петербурга в Москву”
Радищев Александр Николаевич известен каждому читающему человеку. В первую очередь, известны его революционные взгляды, которые он выразил в своем произведении “Путешествие из Петербурга в Москву”. Именно это произведение в 1970 году открыло глаза прогрессивной части общества: были необходимы нововведения в политике и общественном устройстве. Дальше жить в таком режиме Россия не могла.
Кем был Радищев для народа? Безусловно, олицетворением справедливости и гуманизма, а также ярым его защитником. Что ненавидел и не понимал Радищев всей душой?
Это пресловутое пятно на истории нашей страны (а этих пятен, скажем честно, было немало). Оно называется крепостное право.
Произведение Радищева в ту пору произвело настоящий фурор. И, в первую очередь, тем, что было написано так смело и оригинально, а также настолько обличающее окружающую действительность, что друзьям Радищева стало просто за него страшно. Совершенно очевидно, что санкции со стороны власти, наверняка, последуют.
В своем путешествии незримый автор наносил меткие и сокрушительные удары по самодержавию, его устоям. Он с прямотой и реалистичностью рассказывал о том, как живет русский народ. И его глас напоминал стон. Этот стон раздавался над матушкой Русью.
Над высокими берегами и красивыми речками, озерами. Над живописными лесами и березками, которые тоже плакали, видя моральные и физические страдания русского человека. Того человека, которому волею судеб не довелось быть господином или госпожой и иметь благородное происхождение.
Но, все-таки, человека. И этого гордого звания царь и его власть отнять у крестьянина не могли.
Автор сочинения, будучи человеком современности, считает, что крепостное право – это порождение дикого и совершено непонятного образа жизни. Не вдаваясь в источники появления этого (ради справедливости отметим) мирового явления, Россия до последнего держалась за свою собственность. И это были рабы – люди, которые принадлежали иным людям.
Поэтому совершенно очевидно, что картины, которые были описаны в произведении, были уточнены настоящим патриотом, любящим свою страну. Радищев – это тот человек, имеющий благородное происхождение, который первым бросил вызов произволу, нищете, беззаконию, рабству и всем иным безобразным явлениям, которые превращают человека в зверя, а страну низвергают в пучину лжи и коварства, тупости и несправедливости.
Все сочинения
Александр Николаевич Радищев первый русский революционер из дворян, писатель, провозгласивший в своей книге Путешествие из Петербурга в Москву необходимость революции в ‘России против монархии и крепостного права. Картины крепостной неволи и самодержавной деспотии написаны в ней пером страстного патриота, защитника родного народа.
В мае 1790 года на прилавке одного из книжных магазинов столицы появилось произведение А. Н. Радищева Путешествие из Петербурга в Москву. Работа печаталась без указания автора, в ней с неслыханной для того времени смелостью и прямотой безымянный путешественник наносил сокрушительные удары по всем устоям тогдашней императорской России: крепостному праву, господствующей православной церкви, царской власти.
Познакомившись с книгой, напуганная Екатерина II говорила о Радищеве (имя автора вскоре было установлено), что это бунтовщик похуже Пугачева.
Александр Николаевич Радищев в то время стоял на высоте наиболее передовых идей своего времени, он был хорошо знаком с трудами великих деятелей французской просветительской философии, но книга Путешествие из Петербурга в Москву, написанная на русской исторической почве, была кровно связана с русской действительностью последней трети XVIII века. В своей внутренней политике Екатерина II отстаивала прежде всего интересы дворянства, затем купечества. Имея в виду Манифест о вольности дворянства, Радищев писал в Путешествии из Петербурга в Москву, что крестьянин в законе мертв. Действительно, подобными указами правительства крестьянин отдался в полное распоряжение помещика, порабощение крестьян становилось все более бесчеловечным. Не существовало никакого закона, определяющего размеры крестьянских повинностей барщины и оброка. Именно об этом и говорит Радищев в главе Любани. Встречаясь с крестьянином, путешественник удивлен, что тот работает в воскресенье:
Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям Нет, барин, я прямым крестом крещусь, сказал он… в неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину…
Как же ты успеваешь доставать хлеба, коли только праздник имеешь свободным Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет. После этого разговора путешественник грозно предупреждает крепостников:
Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение.
Постепенно автор переходит к рассуждениям о себе и своем слуге Петрушке. Разве не так же несчастен его крепостной, кто дал власть одним людям над другимиЗакон! Слезы гнева и стыда текут по лицу путешественника. Он серьезно задумался о несправедливости окружающего мира и ужаснулся пропасти, которая разверзлась между ним и крестьянами. Это в силах понять только совестливый человек, именно таким и предстает перед читателями автор-рассказчик. Я взглянул окрест меня душа моя страданиями человечества уязвлена стала. А сам он очень за многое осуждает не только свой класс, но и себя. Радищев взирает на действительность взволнованным взором патриота, пламенного гражданина, страстно желающего счастья своей стране.
С каждой новой главой Путешествия из Петербурга в Москву перед его читателями развертываются разнообразные, но одинаково типичные картины безобразий, неправд и произвола, безнаказанно свершающихся в самодержавно-крепостнической стране. Обыденно и спокойно творятся вопиющие несправедливости; государственная служба является неприкрытым орудием классового угнетения. Подрядчики хищничают, вельможи грубо и цинично попирают закон, крепостники-Помещики грабят и мучают своих крестьян. Безбрежное морестраданий закрепощенного крестьянства разлито почти по всем страницам радищевской книги.
В Путешествии из Петербурга в Москву благополучных деревень не существует. Время от времени на страницах мелькают положительные образы добрых дворян. Однако их личные качества не способны изменить существующего положения вещей.
Тема восстания народа, порабощенного крестьянства против алчных зверей, пиявиц ненасытных и злодея злодеев всех лютейшего царя проходит через все произведение. Радищев оправдывает выступления крепостных против помещиков, более того, он призывает их к решительной борьбе с крепостничеством и самодержавием. Несмотря на то, что произведение напечатано около двухсот лет назад, многие обвинения Радищева актуальны и в наше время. И мы страну опустошения назовем блаженною.
Главная>Сочинения по произведению Путешествие из Петербурга в Москву
Крепостное право
25 предложений/ 342 слова
Произведение А. Н. Радищева «Крепостное право» вышло в свет в 1790 году и потрясло современников своим откровенным обличением крепостного строя в обществе. Радищев был одним из первых людей, осуждающих издевательства над крестьянами, за что он был на время заключен в Петропавловской крепости, а затем сослан в Сибирь. Своим произведением он хотел показать, через какие мытарства за свою жизнь проходят все крестьяне и как они страдают под гнетом жестоких помещиков.
Каждая глава его повести посвящена отдельной проблеме. Автор нарисовал картины современной ему Руси, резко осуждая самодержавие, чем вызвал гнев императрицы Екатерины II. На самом деле, он горячо любил свою родину и свой народ. Используя оружие художественного слова, он хотел освободить его от царящего зла. Так, например, в главе «Пешки» мы видим, насколько бедно живут крестьяне, их внутренний быт, изношенную одежду, обувь и повальную нищету.
В главе «Любани» автор рассказывает о крестьянине, который шесть дней в неделю работает на своего барина, не покладая рук. Он уверен, что до такой жизни крестьян довела алчность и жадность помещичьего сословия. Ужасающие события описаны в главе «Медное», где рассказчик проезжает мимо деревни, в которой продают 75-летнего старика, вынесшего за свой век немало потрясений. Кроме того он лично выносил на своих плечах с поля боя раненого отца капитана Г., который теперь его продает.
Сегодня трудно поверить, что когда-то существовали такие места, где с публичных торгов продавали крестьян. Крепостных продавали с землей и без земли, оптом и в розницу, разлучая целые семьи. Причиной этого повального зла Радищев считал систему крепостничества и самодержавия. Мы видим, что у самого рассказчика тоже есть слуга — Петрушка, но он к нему относится совершенно по-другому. С каждой новой главой перед читателями развертываются разнообразные сцены, типичные для народного произвола.
Через все произведение отчетливо проходит тема восстания порабощенного крестьянства. Кроме того, писатель включил в это произведение оду «Вольность» и «Слово о Ломоносове». Для Радищева не было добрых царей. Он считал, что любая неограниченная власть развращала ее носителей. Цель его произведения хоть и не сразу, но со временем была достигнута. В марте 1861 года, на радость революционерам и демократам все же был подписан Манифест об отмене крепостного права.
см. также:
Другие сочинения по произведению Путешествие из Петербурга в Москву, Радищев
Краткое содержание Путешествие из Петербурга в Москву, Радищев
Характеристика героя Путешественник, Путешествие из Петербурга в Москву, Радищев
Краткая биография Александра Радищева
Повесть А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», вышедшая в 1790 году, произвела в обществе большой резонанс, потому что подняла злободневные и запретные темы. Цензура каким-то чудом пропустила произведение, толком не проверив текст и решив, что в жанре сентиментального путешествия нет ничего примечательного. Однако за типичным и скучным названием скрывалась едкая критика власти и общественного устройства России. Так за Радищевым закрепилась слава бунтовщика, революционера и первого интеллигента.
Пушкин неслучайно назвал Радищева «врагом рабства». Главной мишенью автора повести стали самодержавная царская власть и крепостничество, почти ничем не отличавшееся от рабства в Америке. Крепостные напрямую не назывались рабами, но их положение было максимально беззащитным. Царивший во времена Екатерины II абсолютизм усилил бесправное положение людей низших сословий, обрушив на них жестокую налоговую нагрузку и лишив гражданских прав. Одновременно с этим Екатерина укрепляла положение дворянства, раздавая его представителям земли и богатства.
Эти меры привели к процветанию дворянского сословия, но плачевно сказались на развитии страны.
Радищев в своей повести не просто философствует о тяжелом положении народа. Он наглядно показывает, как живут простые люди. Ужасает, что нормой являлось отношение к крестьянам как к ресурсу или скоту, а не как к гражданам. А помещики-тираны, собственноручно истязавшие своих крепостных, были типичным явлением. Автор с горечью описывает нищету, голод, истощение и тяжёлый труд крестьян. Устами своего героя он выражает собственные мысли о положении народа: ему стыдно за то, что он принадлежит к сословию угнетателей.
Писатель действительно является врагом рабства. Его возмущает, что одни люди поработили других и, прикрываясь благими намерениями, управляют ими. Но при этом управляют плохо – так, что страна не только не развивается, но и откатывается назад.
Радищев, верящий в идеи гуманизма и равноправие всех людей, был убежден: чтобы государство развивалось и процветало, народ должен жить в благополучии и достатке.
1. Осуждение Радищевым крепостничества.
2. Авторское присутствие в «Путешествии…».
3. Отношение писателя к самодержавию.
Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала.
А. Н. Радищев
Произведение А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» вышло в свет в 1790 году и потрясло современников своей прямотой, откровенностью и неслыханной для того времени дерзостью, с которой автор обличал главные недостатки тогдашней императорской России: самодержавие и крепостничество.
Российская империя во второй половине XVIII века усилилась и окрепла, став одной из самых могучих мировых держав. В это время энергично развиваются просвещение, промышленность, расцветают литература, наука и искусство. Однако на фоне такого благополучия в стране обостряются социальные противоречия, более жестоким становится крепостнический гнет. Крестьянин был в полном распоряжении помещика, который имел право ссылать крепостного на каторгу без всякого суда. Каторгой также карались жалобы крестьян на помещиков. Именно это положение имел в виду Радищев, когда писал в своем произведении, что «крестьянин в законе мертв». Не было законов, определяющих размер крестьянских повинностей. Барщины — бесплатной крестьянской работы на помещика — и оброка — суммы денег, которой крестьянин откупался от такой работы, оставаясь в собственности у помещика. Была широко распространена торговля людьми. Крепостных продавали с землей и без земли, оптом и в розницу, разлучая семьи крестьян. Радищева возмущало такое положение вещей. Он отмечал, что помещики смотрят на крестьян как на своих домашних животных, как на «вола в ярме», как на вещь. Причиной этого безграничного зла Радищев считал всю систему самодержавия и крепостничества. Поэтому он обрушивает свою обличительную критику на устои современной ему России: царскую власть и крепостное право, которая в полной мере отразилась в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву».
В тот период, когда в Радищеве созревал замысел книги, Екатерина II весной 1787 года отправилась в путешествие из Петербурга в Новороссию и Крым. Путешествие было организовано с необычайной пышностью, что повлекло за собой колоссальные затраты, тяжесть которых легла на крестьянство. Для проезда царицы и ее свиты, крестьяне в самую горячую пору должны были выставить семьдесят шесть тысяч лошадей. По приказу новороссийского генерал-губернатора Потемкина на всем протяжении пути императрицы были сооружены искусственные деревни, впоследствии названные «потемкинскими деревнями». Целью создания таких деревень был показ якобы счастливой и изобильной жизни русского крестьянства. Подкупленные писатели отображали в своих сообщениях то, что народы России процветают под руководством императрицы.
Радищева крайне возмущал подобный обман. В своем «Путешествии из Петербурга в Москву», которое в известной степени совпадает с маршрутом Екатерины II, автор показывает истинную, не приукрашенную картину крепостнической действительности. Цель этой книги — открыть глаза общественности на безграничное бесправие закрепощенного крестьянства, на невыносимую тяжесть самодержавного гнета. Повествование в книги ведется от имени путешественника, устами которого Радищев выражает свои взгляды. Путешествие совершается из Петербурга в Москву на перекладных, по дороге рассказчик останавливается на двадцати четырех почтовых станциях, где меняет лошадей. Путешественник является любознательным, внимательным и душевным человеком, который располагает встречающихся ему людей к доверительному общению. В каждой новой главе «Путешествия из Петербурга в Москву» перед читателем предстают разнообразные, но одинаково типичные картины произвола, обмана и угнетения, безнаказанно совершающиеся в самодержавно-крепостнической стране. О тяжкой крестьянской неволе повествование развертывается уже с третьей главы «Путешествия…» — «Любани», при описании крестьянской пахоты в воскресенье. С чувством негодования и скорби рисует автор картины крепостного угнетения и насилия во всех главах своего произведения. В «Зайцово», где описывается зверское отношение с крестьянами отставного чиновника, который начал свою службу в должности придворного истопника и дослужился до дворянского чина. В главе «Вышний Волочок», где ведется рассказ о помещике, который достиг процветания в своем имении за счет полного разорения крестьян. В главе «Медное» — трагедия продажи крестьян с публичного торга, в «Городне» — жестокость рекрутского набора, в «Пешках» — описание нищего крестьянского быта, убогой избы.
В «Путешествии из Петербурга в Москву» не существует «благополучных» деревень. Конечно, иногда в произведении встречаются положительные образы «добрых» дворян. В главе «Кресцы» добродетельный дворянин прививает своим детям здравые понятия о семейных отношениях и воспитании. В главе «Городня» добрый старый барин воспитывает крепостного мальчика наравне со своим родным сыном, но, не успев дать ему «отпускную», умирает. С новыми господами для Ванюши настает мучительная, полная унижений и издевательств, жизнь. Радищев показывает, что личные качества некоторых добрых дворян не способны изменить существующее положение вещей. Добро, которое они делают, силой крепостного строя превращается в зло.
Радищев осознавал, что крепостничество и самодержавие органически связаны друг с другом. По мнению писателя, царь — «преступник изо всех первейший», который является главным виновником совершающегося зла. Не имея возможности прямо выступить против Екатерины II, Радищев в главе «Спасская Полесть» помещает аллегорический сон путешественника — очень смелую сатиру на императрицу и ее ближайшее окружение. В нем Радищев замечает, что царь прослыл в народе «обманщиком, ханжою и пагубным комедиантом», и обращает внимание на несоответствие между словами и делами Екатерины II: показной блеск и великолепие фасада империи скрывает ужасные картины угнетения народа. Центральное место сна занимает встреча царя с «неизвестной странницей» Прямовзорой, истиной, которая снимает царю пелену с глаз. После этого все вещи предстают перед царем в естественном их виде. Прямовзора обращается к царю со словами, полными гнева и презрения: «Ведай, что ты…первейший разбойник,…враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого».
Обличив Радищевым самодержавия и крепостничества отличаются небывалой для того времени резкостью и силой. Для Радищева зло и угнетение не являются исключением в жизни, как для его литературных предшественников, а существуют, как правило, сложившееся в самодержавно-крепостническом строе. Описывая частные примеры проявления насилия, обмана и произвола, Радищев неизменно указывает на их основную причину — самодержавную власть и крепостное право.
Я взглянул окрест меня — душа моя
страданиями человечества уязвлена стала.
Обратил взоры мои во внутренность мою —
и узрел, что бедствия человека
происходят от человека, и часто
от того только, что взирает непрямо
на окружающие его предметы.А. Н. Радищев
Александр Николаевич Радищев — писатель, именем которого мы гордимся. Он дорог нам как первый русский революционер, ‘орец против самодержавия и крепостного права, против угнетения человека.
Основным трудом, над которым Радищев работал около десяти лет, была книга «Путешествие из Петербурга в Москву». Направленная против царизма и помещичье-кре-постнического строя, книга Радищева вызвала озлобление Екатерины II. Читая «Путешествие», царица пришла в негодование и написала в примечаниях: «Надежды полагает на бунт мужиков… Царям грозится плахою… Он бунтовщик хуже Пугачева». Радищева вскоре после выхода книги арестовали и заключили в Петропавловскую крепость, а потом сослали в Сибирь, в Илимский острог.
Попытаемся разобраться, почему такая реакция на книгу была у представителей высшего сословия.
Эпиграфом к своей книге писатель взял стих из поэмы Тредиаковского «Телемахида», несколько видоизменив его: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». В этом месте поэмы Тредиаковского описываются мучения порочных людей, «а особливо злых царей», в загробном мире. Это описание заканчивается тем, что цари-деспоты, смотревшиеся в зеркало, которое показывало «мерзость их пороков», выглядели в нем страшнее разных адских чудовищ. Таким чудовищем и называет Радищев самодержавно-крепостнический строй России своего времени.
Писатель горячо любил свою родину и свой народ. При виде бедствий народа он желает сказать правду о своей стране, оружием художественного слова бороться против царящего зла. Поставив себе такую задачу, Радищев рисует в своей книге широкую картину жизни России. Он показывает жизнь разных слоев общества, говорит об административном произволе, о неправосудии, о всевозможных злоупотреблениях вельмож, чиновников и помещиков. И все эти вопросы он освещает с точки зрения непримиримого борца против угнетения человека человеком.
Тема крепостного права раскрыта в «Путешествии» довольно широко, даны потрясающие картины жизни крепостного крестьянства, его страданий. В главе «Пешки», описывая внутренность крестьянской избы, одежду, обувь крестьян, Радищев показывает всю ужасающую нищету народа и гневно восклицает: «Алчность дворянства, грабеж, мучительство — вот что довело крестьян до такого состояния…»
О том, как крестьянин работает, каков его труд, писатель рассказывает в главе «Любани». Шесть дней в неделю крестьянин работает на барина. Для обработки своей пашни остаются крестьянину одни праздники да ночи. Разговор с крестьянином потрясает автора, и он не может не воскликнуть: «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».
Картину беспощадной эксплуатации крестьян помещиками рисует Радищев в главе «Вышний Волочок». Здесь рассказывается о помещике, который отнял у крестьян все их земли и заставил работать на себя все дни года. «Варвар! недостоин ты носить имя гражданина», — говорит, обращаясь к помещику, писатель.
В главе «Медное» описывается продажа крестьян с публичного торга. Продают старика 75 лет, вынесшего на своих плечах с поля битвы раненого отца капитана Г., который теперь его продает; старуху, жену старика, кормилицу и няньку. Женщину — кормилицу барина. Ее дочь — с младенцем и мужем. И всей этой семье грозит опасность быть распроданной в разные руки. Радищев заканчивает тяжелое описание продажи поразительным по глубине понимания утверждением, что свободы нужно ждать не от помещиков, а «от самой тяжести порабощения».
Автор говорит о развращающем влиянии крепостного права на помещиков. Жестокость, хищничество, разврат, бескультурие характеризуют помещиков-крепостников. Даже отдельные хорошие люди, изредка встречающиеся среди помещиков, ничего не могут сделать, так как весь строй против них. Исправить положение в стране может только революция.
Призыв к революции звучит как основной мотив в книге Радищева, пронизывает все ее содержание. В главе «Го-родня» автор говорит не только о своем твердом убеждении, что народная революция произойдет, но и о том, что у победившего народа появится своя собственная народная культура.
Вторая основная тема «Путешествия» — самодержавие — другой наряду с крепостным правом источник зла.
Для Радищева нет добрых царей, так как само положение царя — неограниченная царская власть — неизбежно развращает ее носителей. С негодованием и возмущением говорит о царской власти писатель в главе «Спасская Полесть» и в оде «Вольность».
Революционер и демократ, поставивший свое художественное слово на службу народу, Радищев стремился в своем произведении сказать правду о России того времени. И это ему удалось. Спустя 200 со дня выхода книги мы читаем и перечитываем ее страницы, восхищаемся и отдаем дань уважения таланту автора.