Аннотация
к конспекту урока литературного чтения в 4 классе
«Понимание заглавия произведения, его соотношения с содержанием. Народные сказки «Что дальше слышно», «Как Иван-дурак дверь стерег», «Каша из топора».
Цель: создать условия для восприятия особенностей и своеобразия народных бытовых сказок.
С целью развития коммуникативной деятельности обучающихся, через технологию развивающего обучения на уроке применялись такие методы обучения как: проблемные, поисковые, частично-поисковые. Были отобраны следующие формы организации учебного процесса:
парные (парное взаимодействи);
групповые (театрализованная постановка);
коллективные (работа над текстом, проведение рефлексии).
На уроке использовались следующие технологии: игровые, информационно-коммуникационные (презентация), технология критического мышления, здоровьесберегающая технология.
Урок содержит повторение изученного материала, решает задачи развития речи. В ходе урока дети учатся ставить цель и планировать свою работу, проводить анализ.
Разработанный учителем подход к построению урока предполагает интеграцию внутрипредметного и межпредметного содержания, включения ситуаций, стимулирующих работу эмоциональной сферы личности, воображения, творческого мышления. Катализатором этого становится театрализованная постановка народных сказок, предполагающая работу в группе, что позволяет обучающимся погрузится в урок.
Литературное чтение.
Тема:Понимание заглавия произведения, его соотношения с содержанием.Народные сказки «Что дальше слышно», «Как Иван-дурак дверь стерег», «Каша из топора».
Цель:создать условия для восприятия особенностей и своеобразия народных бытовых сказок
Задачи:
формирования активной читательской позиции, собственного суждения и высказывания по данной теме
развитие умения анализировать значение и происхождение слова, умение работать с энциклопедической и справочной литературой, делать выводы и обобщения;
воспитание в детях таких качеств, как трудолюбие, самостоятельность, аккуратность при выполнении задания, прилежное отношение к учёбе, дружелюбие, умение работать в коллективе, любовь к народному творчеству.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностных: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Регулятивных: уметь организовать свою учебную деятельность: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности, умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом
Познавательных: уметь анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников: о волшебных предметах героев.
Коммуникативных: уметь работать в группе и в паре; слушать и слышать обучающихся класса, толерантному отношению к партнёру по группе, паре; адекватно воспринимать успехи одноклассников, активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», автор В.Ю. Свиридова; презентация, компьютер, проектор, листы с незнакомыми словами, рисунок волшебного цветка, карточки с пословицами, макет сказочного дерева с листьями.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
I. Организацион-ный момент. |
Приветствие. – Вспомним правила поведения на уроке. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори всё чётко, внятно, Чтобы было всем понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. – Для чего нужно соблюдать эти правила? — Вы готовы открывать что-то новое? — Тогда вперед! |
Дети проверяют готовность к уроку. |
Личностные УУД |
II. Актуализация знаний через воспроизведение и коррекция знаний обучающихся. |
— Я хочу пригласить вас в литературное путешествие, а куда мы отправимся, вы должны догадаться сами, прослушав строки из стихотворения. В мире много сказок грустных и смешных И прожить на свете нам нельзя без них Пусть герои сказок Дарят нам тепло Пусть добро на веки Побеждает зло. -Как вы думаете, что нас ждет в пути, о чем пойдёт речь на уроке? ( — О сказке ) -Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.) А ещё сказка- это…(включается видеофрагмент «Что такое сказка?) |
Фронтально-индивидуальная работа. Формулируют определение понятия сказка |
1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом ( регулятивные УУД). 2.Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке (коммуникативные УУД) 3.Ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания (коммуникативные УУД). 4. Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении (коммуникативные УУД). |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
-Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом) —В какой части произведения в большинстве случаев отражена тема произведения? Определите тему урока. -Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные, бытовые, о животных) — Итак, мы входим в царство сказок, а на нашем пути волшебный камень.(слайд 1) — Мы с вами оказались на распутье трех дорог. — По какой дороге мы пойдем? — 1 путь- волшебные сказки: «Морозко», «Курочка Ряба», «Сивка-Бурка». Попытайтесь самостоятельно сформулировать основные признаки волшебных сказок. Волшебные персонажи ( Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч) Различные превращения, волшебные помощники, преграды, испытания. — С волшебными сказками мы уже знакомились? Конечно же, они нам хорошо знакомы. — А мы продолжаем наше путешествие… — 2 путь- сказки о животных: «Три медведя», «Лиса и волк», «Теремок». — Давайте вспомним основных персонажей этого вида сказок. — Главные герои этих сказок звери и птицы, очень похожие характером на людей. — Какими бывают заяц, лиса, медведь? — С этими сказками мы знакомились? Много прочитали про животных? — 3 путь- бытовые сказки: «Что дальше слышно», «Как Иван-дурак дверь стерег», «Кашица из топора». — А эти сказки совсем другие. Они тесно связаны с реальной жизнью, бытом людей, поэтому очень похожи на быль. Очень часто в таких сказках высмеивают отрицательные черты характера. Как вы думаете какие? (Жадность, трусость, лживость, корыстолюбие). — Какого вида эти сказки? — А эти сказки, бытовые, вам хорошо знакомы?… (Нет) — Ребята, вы догадались, с какими именно сказками сегодня будем знакомиться? |
Фронтально-индивидуальная работа. Выборочные ответы. Мы определили тему урока и ключевые слова. Формулируют признаки волшебных и бытовых сказок, сказок о животных |
1.Принимать участие в обсуждении и формулирование цели конкретного задания ( регулятивные УУД) |
IV. Усвоение новых знаний. |
На экране тема урока. (Слайд 2) – Да вы правы, мы будем работать с бытовыми сказками. Вникнем в особенности художественного мира бытовой сказки и научимся видеть ее скрытый смысл. — Как и в начале нашего пути перед нами снова волшебный камень. Вы не зря поделены на три группы. Первая группа отправиться по первой дороге. Откройте учебник на с. 59-61. Вторая группа по второй дороге. Учебник на с. 61-62. А третья – по третьей. Будут работать с учебником на с. 63-64. — Во время чтения сказок вы столкнетесь с препятствиями. На партах у вас лежат листочки с незнакомыми вам словами. Прочтите и ознакомьтесь с их смыслом. 1 сказка: Коромысло— дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Большуха— старшая в доме, хозяйка. Перекоры— перебранки, споры. 2 сказка: Баклажка— небольшой металлический или деревянный сосуд для жидкостей с крышкой или пробкой. 3 сказка: Толи́ка— небольшое, незначительное количество. Сдобрить— прибавить что-нибудь (в пищу) для вкуса, для улучшения качества, свойств. — Читаем мы вслух, по очереди. Начинает один, я останавливаю, спрашиваю другого. Следите внимательно. Читаем выразительно. А остальные все слушают. (Во время чтения- словарная работа). (слайды 3,4,5) — Поделитесь своим мнением о прочитанных произведениях. Для первой сказки: — О чем же, по-вашему, эта сказка? — В какой русской народной волшебной сказке невестки выполняют трудные задачи? — Как вы понимаете ответ меньшой невестки? Для второй сказки: — Кто герои этой сказки. — Похож ли Иван- дурак на третьего сына из волшебных сказок? Для третей сказки: — Почему эта сказка вызывает смех? — Чего хотел солдат, и как ему удалось добиться своего? — Почему сказка не жалеет обманутую старуху и не осуждает солдата? — Прочитайте название сказок. — Что выражает название тему или основную мысль? |
Фронтально-индивидуальная работа. Работа по группам Выборочное знакомство с разными видами сказок Словарная работа |
Развиваем умения: 1.Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания. 2.Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий) ( регулятивные УУД). 3.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную кратких записей (познавательные УУД) |
Динамическая пауза. |
Встаньте все, повторяем за мной. Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладошки три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – за парты сесть опять. |
Выполнение упражнений. |
Личностные УУД Коммуникативные УУД |
V. Первичная проверка понимания и усвоения обучающимися нового материала |
— Продолжаем наше путешествие. — Я предлагаю вам побывать в роли героев данных сказок. — Ребята, давайте прочтем сказки по ролям. — Я вам даю волшебный цветок. Каждый, отрывая по лепесточку, определяет свою роль. Слово первой группе. — Ребят, на нашем пути снова препятствие. Вы будете работать в парах. Перед вами лежат конверты — в них пословицы и поговорки, но, увы, они рассыпались. Ваша задача, восстановить их и определить, к какой из бытовых сказок они относятся. Без соли невкусно, а без хлеба несытно. Без хлеба куска везде тоска. Хлеб всему голова! Велик вырос, а ума не вынес. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп. Голова-то есть, да в голове-то нет. Находчивость — великая сила. Жадность — всякому горю начало. Скупой платит дважды. |
Работа в группе Инсценировка сказки Работа в паре Восстановление пословиц |
1.Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий) (регулятивные УУД). 2.Выполнять работу в соответствии с заданным планом регулятивные УУД). 3.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей (познавательные УУД) |
Домашнее задание |
Чтение по ролям сказки на выбор |
||
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
«Дерево». — Перед вами сказочное дерево. Но оно какое-то грустное, нет на нем ни одного листочка. Давайте его оживим. У каждого есть 2 листочка (красный, желтый). — Если урок вам понравился и прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите желтый листочек. — Если же урок не понравился, не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – красный. Дети прикрепляют листочки на заготовку дерева на плакате. |
Высказывают свое мнение. Оценивание успешности урока |
1. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата (регулятивные УУД) 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (регулятивные УУД). |
Приложение
Словарная работа
1 сказка: Коромысло— дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Большуха— старшая в доме, хозяйка. Перекоры— перебранки, споры.
2 сказка: Баклажка— небольшой металлический или деревянный сосуд для жидкостей с крышкой или пробкой.
3 сказка: Толи́ка— небольшое, незначительное количество.
Сдобрить— прибавить что-нибудь (в пищу) для вкуса, для улучшения качества, свойств
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Пословицы
Без хлеба куска везде тоска.
Хлеб всему голова!
Велик вырос, а ума не вынес.
Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.
Голова-то есть, да в голове-то нет.
Находчивость — великая сила.
Жадность — всякому горю начало.
Скупой платит дважды.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/381130-konspekt-uroka-literaturnogo-chtenija-v-4-kla
Жанр: народная бытовая сказка
Похожая сказка:
Русская сказка «Про Иванушку-Дурочка»
Главные герои сказки «Как Иван дурак дверь стерег» и их характеристика
- Иван-дурак. Младший сын. Глупый, исполнительный, работящий.
- Родители, старик и старуха.
План пересказа сказки «Как Иван дурак дверь стерег»
- Старик, старуха и их сыновья
- Сборы в поле
- Наказ Ивану
- Непоседливый Иван
- Снятая дверь
- Сцена в поле
Кратчайшее содержание сказки «Как Иван дурак дверь стерег» для читательского дневника в 6 предложений
- Было у старика и старухи три сына и младший совсем дурак.
- Пошли родители в поле с сыновьями, а Ивана дома оставили.
- Наказали ему дверь от воров стеречь.
- Иван дверь с петель снял и в поле пошел.
- Ему говорят, что он должен был дверь стеречь.
- А Иван дверь показывает.
Главная мысль сказки «Как Иван дурак дверь стерег»
Дураку что не поручи, все вкривь и вкось выйдет.
Чему учит сказка «Как Иван дурак дверь стерег»
Сказка учит иметь голову на плечах, учит не понимать все слова буквально. Учит выполнять только порученную работу. Учит тому, что инициатива должна быть полезной, продуманной.
Отзыв на сказку «Как Иван дурак дверь стерег»
Мне понравилась эта веселая сказка, в которой сокрыт глубокий смысл. Старики дали не точные инструкции, и Иван их выполнил, но о смысле наказа не подумал. Нельзя действовать как этот Иван, нужно всегда думать о последствиях своих поступков.
Пословицы к сказке «Как Иван дурак дверь стерег»
Ума нет, считай калека.
Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет.
Умный вначале думает, потом делает.
Дурная голова ногам покоя не дает.
Услужливый дурак опаснее врага.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Как Иван дурак дверь стерег»
Жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Два старшие умные, а младший Иван совсем дурак.
Вот как-то раз собрались старик со старухой в поле работать и старших сыновей с собой взяли. Иван-дурак тоже в поле собирается, продукты в котомку складывает. Но родители его останавливают, говорят, что нечего Ивану в поле делать, а пусть-ка он лучше дома остается, да дверь от воров стережет.
Ушли родители со старшими сыновьями в поле работать. А Ивану-дураку надоело дома сидеть, снял он дверь с петель, на спину взвалил, и в поле пришел. Родители ему говорят, что он должен был дверь стеречь от воров, а Иван-дурак им гордо дверь показывает и говорит: «Вот же она», не украдут дверь воры.
О сказке
Русская народная сказка «Как Иван-дурак дверь стерег»
Как часто при упоминании устного народного творчества можно услышать фразу: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Однако среди сказочных историй есть множество сюжетов на обычную для всех бытовую тему.
В них вымысла совсем немного, но они служат прекрасным развлечением для слушателей или читателей младшего возраста. А присутствующий в них «намёк» – это мораль, благодаря которой дети получат урок, как вести себя в той или иной житейской ситуации.
Эти сказки, как правило, рассказывают о повседневной жизни самого низшего социального уровня: деревенских бедняков, наёмных работников или солдат. Развитие сюжета происходит в привычной для этой категории людей обстановке.
Однако, для того, чтобы повествование достигло поставленной цели, сказочники использовали специальный приём. Их литературные композиции пестрят бытовым юмором или анекдотическими ситуациями, взятыми из жизни.
В бытовых сказках мало происходит чудес и не случается каких-то волшебных превращений. Основой сюжета служат не приключения и трудновыполнимые задачи, а простые бытовые или социальные конфликты.
Объектом насмешки бедняков могли стать не только помещики, цари или священники, но и любой подлый, жадный, ленивый, лживый или глупый человек. Так при помощи иронии сказочники из народа по-своему боролись с человеческими недостатками.
Русская народная сказка «Как Иван-дурак дверь стерёг» рассказывает смешную и одновременно очень поучительную историю. В одной крестьянской семье было три сына. И, как это обычно водится в сказках, первые два были разумными, а самого младшего сына – Ивана – все считали дурачком.
К слову сказать, Иванушка не был плохим человеком. Беззлобный и простодушный парень даже старался помочь своей семье как мог. Когда родители и старшие братья стали собираться на работу, он тоже приготовил сухари и воду, чтобы взять с собой в поле.
Родители и братья подумали, что от глупца мало толку будет в работе, и решили оставить его дома, чтобы он стерёг имущество. Но вместо того, чтобы объяснить дурачку, что именно он должен делать, сказали, чтобы он караулил от воров дверь.
Родители, говоря про дверь, имели в виду, что нужно охранять вход в дом от лихих людей. Но слабый разумом Иванушка понял свою задачу так, как ему было сказано, дословно. И в этом нет его вины: нельзя ведь упрекать человека в слабоумии. Да и родители тоже хороши: нашли, кому доверить столь важное дело.
Иван честно выполнял данное ему родителями поручение. А поздно вечером, когда проголодался, то не придумал ничего лучше, чем пойти на пашню, где работала его семья. А так как дверь нельзя было оставлять без присмотра, то дурачок снял её с петель и понёс на своей спине.
Удивлению родителей и старших братьев не было предела. А, собственно, чему они удивлялись, если поручили ответственное дело дурачку? Ситуация, вроде бы комичная. Но ведь она рассказана не столько для того, чтобы посмешить людей, сколько для того, чтобы были сделаны правильные выводы.
Не зря русский народ говорит: «Дураку что ни поручи, всё вкривь да вкось выйдет». Эта пословица станет хорошим руководством тем, кто ожидает от глупцов продуктивной работы. А для детей это станет уроком:
— Не следует всё сказанное воспринимать буквально.
— Любая инициатива должна быть рациональной. («Умный сначала думает, а потом делает»).
— В этом и заключается «намёк», содержащийся в смешной сказочной истории про Ивана-дурака.
Читайте текст русской народной сказки «Как Иван-дурак дверь стерег» онлайн бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.
Жили старик со старухой. Было у них три сына: двое умных, а третий — дурачок.
Стали братья с родителями собираться на работу. Иван-дурак тоже стал собираться — взял сухарей, налил воды в баклажку.
— С вами на работу.
— Никуда ты не поедешь. Стереги хорошенько дверь, чтобы воры не зашли.
Остался дурак один дома. Поздно вечером снял он с петель дверь, взвалил ее на спину и понес.
Пришел на пашню. Братья спрашивают:
— Я есть захотел.
— Мы же тебе наказывали стеречь дверь.