Каждая сцена сказки могла иметь скрытый смысл./Фото:kriptozoo.ru
Когда Петр Ершов написал «Конька-Горбунка», ему было всего 18 лет. Гениальность этой сказки, не потерявшей популярность до сих пор, а также тот факт, что после нее писатель больше не смог создать ничего выдающегося (остальные произведения были явно слабее), не перестает удивлять читателей и литературоведов. А вот любители мистики и скрытых смыслов находят в «Коньке-горбунке» немало зашифрованной информации. Они считают, что таким образом автор хотел передать потомкам некие тайные знания.
Царь-Девица как образ Богородицы и Иван как образ России. /Фото:Иллюстрация из книги изд. «Эксмо», 2016
Ершов при участии Пушкина
Это гениальное произведение, переведенное на десятки языков и изданное в нашей стране не менее 150 раз, окутано пеленой таинственности. Начнем с того, что само авторство уже давно вызывает сомнения у некоторых литературных скептиков. Поскольку известно, что современник Ершова Пушкин, ознакомившись со сказкой, очень высоко ее оценил и якобы лично внес в нее кое-какие правки, выдвигалась версия, что написать «Горбунка» мог сам Александр Сергеевич. В качестве аргументов приводится целый ряд фактов. Во-первых, сказка про Конька написана слогом, очень похожим на Пушкинский, во-вторых, экземпляр с правками, сделанными рукой великого поэта, Ершов зачем-то уничтожил и, в-третьих, ни до, ни после «Конька-Горбунка» автор не написал ни одного произведения такого высокого уровня.
Портрет Петра Ершова в молодые годы. /Худ. М. Теребенёв
Впрочем, прямых доказательств того, что сказку сочинил именно Пушкин, зачем-то приписав авторство более скромному коллеге, все-таки нет. Автором текста официально считается Ершов, и подавляющее большинство литературоведов придерживаются этой традиционной версии.
Объявление о выходе новой книги Ершова, напечатанное в газете «Северная пчела». 1834 год./ https://kid-book-museum.livejournal.com
Но если с авторством все более или менее ясно, то сам необычный сюжет сказки уже давно не дает покоя любителям загадок.
Параллель с христианскими сюжетами
Сам Петр Ершов объяснял, что история о приключениях Ивана и Конька-Горбунка – это вовсе не его фантазия, а лишь литературная переработка старинных народных сказаний, которые он слышал от сибирских жителей. Однако, анализируя события, происходящие в сказке, и образы ее героев, сторонники версии о некоем шифре видят немало параллелей с библейскими персонажами.
Согласно этой гипотезе, мудрая Царь-девица, отец которой (Солнце) восседает на Небе – это Богородица. Ну а женитьба девушки на Иване – это не брак в прямом смысле, а символ покровительства Божьей Матери над Русью.
Царь-девица. /Кадр из советского мультфильма
Эту версию они подкрепляют и тем, что местность под названием Окуневский Ковчег, расположенная в Западной Сибири недалеко от Омска, где Ершов якобы черпал сюжеты у народа, пользуется особым покровительством Абалацкой Божьей Матери. Говорят, ее образ часто являлся во сне местным жителям.
Своеобразным символом считается и Рыба-Кит. Поскольку в сказке автор называет кита Державным, это порождает ассоциации с нашей державой-Русью или даже с цивилизацией вообще. А в том, что Иван предупреждает живущих на рыбе крестьян о предстоящем потопе (когда кит собирается погрузиться в морскую глубину), якобы отсылает читателя к событиям Всемирного потопа и Ною, возвещающему о приближении катастрофы планетарного масштаба.
Кит — символ всемирного потопа?/ Иллюстрация Н.Кочергина
В том, что герой сказки должен добыть перстень, сторонники версии о шифре тоже видят некий символ. Мол, это ключ к тайным христианским знаниям, а Ерш, который помогает Ивану достать сундук с перстнем – мол, никто иной как сам Петр Ершов. «Он по всем морям гуляет, так уж, верно, перстень знает», – написал автор, намекая на то, что ключ к разгадке этого шифра находится у него.
Котлы – это озера?
Сам Окуневский Ковчег, кстати, считается аномальным местом. Христиане и буддисты признают его святым, а любители экстрасенсорики – мистическим. И именно с этой местностью связывают три сказочных котла, которые стали решающими в счастливой развязке этого сюжета.
Есть версия, что три котла — это три сибирских озера. /Фото:Иллюстрация из книги изд. «Эксмо», 2013 г.
Чудесное превращение Ивана в пригожего красавца, говорящее о необыкновенных свойствах жидкости в котлах – якобы намек на три целебных озера в районе Окуневского Ковчега на границе Омской и Новосибирской областей. На самом деле таких необычных озер здесь даже больше, но прообразами котлов принято считать Линево, Данилово и Шайтан-Озеро. Считается, что купание в них придает силы, излечивает хронические и даже смертельные заболевания, а также омолаживает. Возле знаменитых озер, кстати, есть поселение буддистов, которые проводят долгие часы на берегу в медитации.
Но, помимо этого, у каждого из озер, как и у содержимого котлов в сказке, есть свои особенности. Например, у Данилова, по результатам исследований новосибирских ученых, целебна не только вода, но и голубая глина, которую местные жители называют «грязью». А сама вода насыщена ионами серебра, минеральными веществами, йодом.
Данилово озеро. /Фото: womenmag.ru
А на озере Линево (по-старому – Ленево), также богатом целебными веществами, даже было решено возвести бальнеологический комплекс.
Что же касается Шайтан-озера, то вода в нем считается мертвой, однако его называют самым таинственным из всех, потому что, как говорят местные жители, оно бездонное. Предположительно, на большой глубине оно переходит в подземный канал, который соединяет его с остальными «мистическими» озерами.
Линево озеро. /Фото:туристка-алтай.рф
Шайтан-озеро. /mestasily.org
Издавна у жителей Окуневского Ковчега было поверье, что целебный эффект в полной мере можно испытать лишь в том случае, если ты искупаешься в трех (по другой версии – в пяти) местных озерах по очереди и в определенной последовательности. И ведь именно так окунался в котлы Иван из сказки! К сожалению, точный «рецепт» уже утерян, поэтому сейчас желающие исцелиться погружаются в водоемы, не соблюдая каких-либо правил. Но говорят, что купание даже в одном озере приносит пользу.
Линево озеро. /Фото:rechkin.org
Предполагается, что эти озера образовались в результате падения одного или нескольких метеоритов.
Политический подтекст
Мистика мистикой, а вот государственные власти в разные годы усматривали в сказке Ершова другой «шифр» — политический. Например, с 1843 по 1856 годы она была запрещена к изданию, поскольку в ее тексте цензура усмотрела едкую сатиру на царскую власть и церковь.
Издание 1868 года. Цензура уже сняла запрет на сказку.
После революции, в 1922 году, советские цензоры запретили издание сказки из-за строчек: «…на колени все тут пали и «Ура!» царю кричали». А в 1934-м сказка попала под запрет, потому что цензоры увидели в сюжете намек на то, что сын деревенского кулака способен в советской стране добраться по карьерной лестнице до поста руководителя государства, что казалось недопустимым. Впрочем, подобные глупые запреты тут же отменялись, и загадочная сказка до сих пор занимает почетное место в школьной программе.
И в продолжение темы влияния Пушкина на произведения других писателей — история создания «Мертвых душ» .
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Автором текста сказки «Конёк-горбунок» официально считается Пётр Ершов. На самом деле, написал её Александр Пушкин. И главное тому подтверждение – глубина образов, присущая перу Александра Сергеевича. Плюс зашифрованная суть сказки Конек горбунок. Такой текст не мог родиться под пером Ершова – 18-летнего юноши на год издания сказки. Вопрос, кто автор Конька горбунка для меня закрыт. А что это такое, какой он был? Какое животное, вы можете себе представить? Разбор образа конька горбунка начну с того, какого он роста был, сколько горбов у него и каковы размеры ушей. Любопытный вывод напрашивается из этого анализа. Открою какой смысл у сказки Конек горбунок.
Оглавление
- 1 Кто автор сказки Конек горбунок Ершов или Пушкин? Смысл сказки
- 2 Кто написал сказку Конёк-горбунок на самом деле
- 3 Какой был конек-горбунок, какого роста, с какими ушами
- 4 Образ конька горбунка рождён из конька крылка?
- 5 Смысл и суть сказки Конек горбунок
-
6 Ещё раз в чем суть и смысл рассказа конек горбунок
-
- 6.0.1 Лепить горбатого значение фразеологизма, что значит выражение, происхождение
-
Кто автор сказки Конек горбунок Ершов или Пушкин? Смысл сказки
Сказка Конек горбунок была впервые издана в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения». Она очень удивила студентов Петербургского университета, сокурсников Петра Ершова. Сказать, что они были поражены, ничего не сказать. О стихотворном таланте своего однокашника они даже не подозревали.
Став автором гениального Конька-горбунка в 18 лет, Пётр Ершов до конца жизни больше ничего заметного не написал…
И что самое забавное, никто не оспаривает авторство Пушкина первых четырёх строф сказки «Конёк-горбунок»:
«За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на неба, на земле
Жил старик в одном селе…».
Извините, а почему тогда возникают сомнения с авторством остального текста? Конек Горбунок очевидный двойник пушкинской «Сказке о царе Салтане». Написан тем же четырехстопным хореем. Те же Царь-Девица, остров Буян, царь Салтан. Да почти зеркальное отражение. У Пушкина:
«Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят».
А у Ершова:
«Пушки с крепости палят;
В трубы кованы трубят».
Кто написал сказку Конёк-горбунок на самом деле
Доказательств авторства Пушкина сказки Конёк горбунок масса. Этому посвящены целые научные исследования. Я же для краткости возьму в свидетели самого Александра Сергеевича.
В черновиках его рукописей был найден такой рисунок.
Великий мистификатор Пушкин любил оставлять для потомков знаки для разоблачения своих проделок.
Пушкин нарисовал осёдланную Иваном-дураком златогривую кобылицу. И её потомство. Две обычные лошадиные головы. И конька-горбунка, который удивительно смахивает на самого автора. Чтобы мистификация не была сразу разгадана, убрал рисунок подальше.
Об авторе Конька горбунка Пушкин пафосно восклицал:
«Этот Ершов владеет русским стихом, точно своим крепостным мужиком»!
Странное сравнение, не находите. Но у Пушкина ни слова без подтекста и второго смысла. Он знал, что Ершов родом из Сибири. А там никогда не было крепостного права…
Первое издание сказки Конёк горбунок Александр Пушкин хранил на полке рядом с остальными своими мистификациями, написанными под псевдонимом. А вот Ершов никогда не говорил про сказку «моя» и не подписывал книгу. Свой студенческий дневник и черновик сказки, якобы, с правками Пушкина, он сжёг.
Какой был конек-горбунок, какого роста, с какими ушами
Какой был конек горбунок в сказке, помните? Внешность он имел необычную: «ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами». Вы можете представить себе такое чудо. Ростом конек горбунок был в три вершка – это всего-то 13.5 сантиметра. И при этом уши у него вымахали длиною в аршин. В одном аршине целых 16 вершков. Представили себе подобное животное?
А животное ли? Почему-то никто не обращает внимание, что, при росте в три вершка и с аршинными ушами – в пять раз больше его самого, конёк-горбунок никак не мог скакать по земле. Даже ходить ему было проблематично. Он мог только летать.
Тогда что за образ конька горбунка перед нами? Летающий конь. Так это де пегас!
Образ конька горбунка рождён из конька крылка?
Не удивлюсь, если в черновике пушкинской рукописи текста Конька-горбунка, которая пока не найдена, ушастое чудо появилось не сразу. А что, если, по первоначальной задумке автора, вместо него был конёк-крылок? Потом Пушки счёл намёк на пегаса слишком прозрачным. Заменил его на конька-горбунка. Так, возможно, у того и появились, вместо крыльев, аршинный уши-крылья.
Два горба у конька горбунка – ещё один намёк на два крыла пегаса. Плюс отсыл воображения читателя к горным вершинам, над которыми парил крылатый конь.
Смысл и суть сказки Конек горбунок
Подтверждение своим догадкам нашёл у старовера начётчика Комиссара Катара. Но он увидел образ конька горбунка куда более шире и глубже. Разглядел смысл и суть сказки Конек горбунок:
«Конек-горбунок — это небесный конь или Пегас. Только вместо крыльев у него в сказке длинные уши – души. Пегас летает на душах наших предков, которые ангелы Люди, уходящие после смерти и праведной жизни в 10 ангельский чин. Тот самый, где некогда были бесы и старшина их — Сатанаил. Ангелы Люди (наши души) должны, пройдя испытания на Земле, уйти в этот ангельский чин. Над ним начальствует Исус Христос – Пегас – конек-горбунок».
На Руси испокон веков выпадающую росу ассоциировали с душами наших предков. Так же думали о дожде. Не случайно называли его вешним, то есть вещим. Конком-горбунком называли родник, бьющий горкой.
Пушкин объединил все эти образы в один. Летающий по небу конек горбунок – это ещё и просто дождь. Точнее – облако. Не обычное, а говорящее. То есть грозовое, издающее гром.
«Вполне понятно и название этого облака – горбунок. Небо — это гора Сион (Синий), а горные вершины — это небесные высоты. То есть, горбунок не потому, что он горбатый, а потому, что небесный и облака горбатятся выше гор», — расшифровывает богумил Катар суть образа в сказке Конек горбунок.
Ещё раз в чем суть и смысл рассказа конек горбунок
Художественные образы всегда многоплановы. В сказках Александра Пушкина они ещё несут несколько смыслов сразу. Смысл и суть сказки Конек горбуок видится именно в образе крылатого коня – пегаса. И обобщение Комиссара Катар кажется логичным:
«Полёты Ивана-царевича на коньке-горбунке — это Вознесение Исуса Христа на облаке».
Лепить горбатого значение фразеологизма, что значит выражение, происхождение
Прекрасная сказка Петра Павловича Ершова, одинаково любимая детьми и взрослыми. Поэтичная, самобытная, добрая и не без юмора, она вся пронизана глубоким смыслом и поучительна.
Ласковое название сказки говорит о настоящей дружбе между волшебным коньком и Иванушкой.
О чём сказка Конек горбунок
Младший сын обычного крестьянина, добрый и бесхитростный Иванушка однажды ловит на поле волшебную кобылицу, которая уничтожала пшеницу. Она просит Ивана отпустить её, а взамен дарит ему двух прекрасных коней и небольшого, странного вида конька, с двумя горбами и аршинными ушами. На прощание сказочная кобылица советует Иванушке никому не отдавать конька, потому что тот будет другом Ивана.
Так и случилось. Волшебный конёк оберегал Иванушку от бед и неприятностей. Правда, тот не всегда слушал верного друга. Например, взял перо Жар-птицы, хоть конёк и говорил:
«Много, много непокою
Принесёт оно с собою.»
Иванушка попал к царю на службу, присматривать за подаренными кобылицей конями. Царь купил себе прекрасную пару, которая слушалась только Ивана. У Иванушки есть два брата. Они жадные и ленивые, им он и отдаёт деньги, уплаченные царём за коней.
Злой спальник из зависти наговаривал царю на Иванушку. И поэтому по царскому приказу ему пришлось достать Жар-птицу, похитить Царь-девицу и добыть её перстень со дна моря.
Во всех приключениях Иванушке помогал его верный друг, Конёк-горбунок с волшебной силой.
Когда Иванушка исполняет поручения царя, он встречает на пути рыбу-кит. Волшебное чудовище терпит мучения много лет, на его спине разместилась целая деревня, в которой живут люди. Иванушка рассказывает киту, почему он мучается. Давно кит проглотил 3 десятка кораблей. Рыба-кит освобождает их и получает долгожданную свободу. Взамен он добывает со дна моря перстень Царь-девицы.
Царь тем временем решил жениться на Царь-девице. Но она поставила условие-жених должен помолодеть. И рассказала старому царю способ. Нужно было искупаться в трёх котлах: с ледяной водой, с кипящей и с молоком, тоже кипящем.
По совету коварного спальника царь решает испытать волшебное купание на Иванушке. Тот по приказу царя ныряет в котлы и выныривает прекрасным юношей. Царь тут же ныряет в один из котлов и его уже нет, он сварился.
А Иван женится на Царь-девице и становится царём.
Смысл сказки Конек горбунок
Главная мысль и смысл сказки в том, что нет на свете ничего лучше, чем друг, старый, испытанный, готовый всегда явиться на помощь по первому зову. Этот друг способен отвратить беду, помочь и делом, и советом. Пусть этот друг выглядит странно, как конёк из сказки, но его добрая душа и преданность — важные качества.
Сказка учит доброте, учит дружить, помогать, не жадничать. А ещё она учит верить в чудо. И тогда это чудо непременно случится, как оно случилось с Иванушкой.
Смысл финала сказки в том, что справедливость наконец восторжествовала, старый капризный и деспотичный царь погибает в котле, а на его место встаёт преобразившийся Иван, символизирующий новую и счастливую жизнь. А свадьба Ивана с дочерью Месяца и сестрой Солнца Царь-девицей прямо подводит к его будущему предназначению — стать добрым царём.
Сказка Петра Ершова «Конёк-Горбунок» несомненно является волшебной сказкой, т.к. в ней присутствуют такие составляющие как древние верования, обряды, сказочные символы. Пример отражения в этой сказке древних верований — это тотемизм (обожествление и очеловечивание животных, животные как помощники и покровители героя). В этой сказке главный герой Иван пытается поймать кобылицу, которая топчет их поля, и после того как он её ловит (проявляет себя как мужчина-охотник), она покоряется ему, но на своих условиях, ведь всё-таки это волшебное животное. Кобылица рожает Ивану двух коней златогривых и одного конька «Ростом только три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами». У главного героя русских волшебных сказок всегда есть помощник, который помогает ему во всём, некий волшебный покровитель. Конёк-Горбунок как раз становится таким покровителем для Ивана. «Но конька не отдавай… На земле и под землёй он товарищ будет твой» — говорит кобылица Ивану.
Так же важным моментом является то, что главный герой младший брат, и он несмотря на предательство старших братьев, которые украли у него двух коней, продолжает уважать старших и даёт им денег, когда царь покупает этих коней. Ведь на Руси всегда было принято почитать старших и уважать их, можно осуждать их за поступки, но нельзя терять к ним уважения в целом особенно к членам семьи.
В сказке присутствует большое количество мифологических и ритуальных предметов и мест, так например, перстень Царь-Девицы, который она требует привезти от царя, если он хочет на ней жениться, показывает традицию венчаться кольцами. Волшебные места, другие миры, связанные с древними языческими представлениями славян, например, мир небесный(когда Иван отправляется узнать у Месяца и Солнца про перстень Царь-Девицы). Или Чудо-Рыба Рыба-Кит на чьей спине находится целый город(аналогия с древним представлением о том что мир стоит на трёх китах).
Сказка заканчивается неким обрядом мужества, инициации, он же в данном случае свадебный обряд, когда Иван должен искупаться в трёх котлах. «Первый думаю налить до краёв воды студеной, а второй –водой варёной, а последний –молоком вскипятя его ключом». После прохождения последнего из испытаний Иван становится из паренька красным молодцем, Он прошёл обряд, в то время как царь, будучи недостойным, этот обряд не проходит и гибнет.
Сказка «Конёк-Горбунок» полна волшебными событиями и персонажами такими как: Жар-Птица, Чудо-Рыба Рыба-Кит, волшебные кони, Месяц. Иван много раз подвергается испытаниям, достать Жар-Птицу, Царь-Девицу, достать её перстень, окунутся в трёх котлах. В ней показано большое количество обрядов, корнями уходящих в языческую культуру: обряд охоты, свадебный обряд и обряд инициации. Я считаю, что сказка Петра Ершова очень походит даже на народную сказку, и несомненно является прекрасным литературным произведением.