Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе.
Чтение произведения И. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями казахских писателей.
Задачи:
1. Знакомить с творчеством И. Алтынсарина. Помочь детям понять замысел автора о необходимости всем трудиться.
2. Воспитать положительное отношение к труду.
3. Обогащение и активация словаря, развитие связной речи и мышления.
4. Формировать интерес к пословицам о труде.
Словарная работа: лентяй, лодырь, терпение, труд.
Материалы и оборудование: портрет И. Алтынсарина, разрезные картинки паука, ласточки, муравья; иллюстрации к рассказу.
Полиязычие: труд – еңбек, work, лентяй — жағымсыз, lazy person
Ход занятия
Воспитатель показывает портрет писателя И. Алтынсарина. Рассказывает о жизни и деятельности казахского просветителя.
Обращает внимание на разрезные картинки паука, муравья и ласточки.
Предлагает их правильно собрать.
Показывает другие картинки с паутиной, крошкой хлеба и гнездышка с птенцами.
— Рассмотрите внимательно и скажите, какие картинки подходят друг другу по смыслу.
— Молодцы, ребята!
— Сегодня я вам прочитаю рассказ И. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»
«Отец и его сын шли по полю. Отец спросил сына: — Видишь, вон ползет паук. Что он делает? — Он плетет свою паутину. — А вон муравей, видишь? — Вижу, бежит с крошкой во рту. — Посмотри вверх, кого вверху ты видишь? — Вверху летит ласточка и в клюве держит травку. Тогда отец говорит сыну: — Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съесть ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенчиков, собирает травку».
— Понравился вам рассказ?
— О ком этот рассказ?
— Чем занимался паучок в рассказе?
— Что делал муравей и почему у ласточки в клюве травинки?
— Можно назвать паука, муравья и ласточку бездельниками?
— Как можно иначе назвать бездельника? (лентяй, лодырь)
— Наши герои любят трудиться, а вы любите?
— Как трудятся ваши родители, братья, сестренки?
И мы сейчас с вами потрудимся.
Физминутка «Дети утром рано встали»
«Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (ходьба на месте)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (приседания)
На пеньке растут опята
Наклонитесь к ним ребята,
Наклоняйтесь, раз-два-три,
И в лукошко набери! (наклоны)
Вон на дереве орех,
Кто подпрыгнет выше всех? (прыжки)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (потягивания – руки вверх)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (ходьба на месте)
Утомил всех долгий путь –
Дети сели отдохнуть. (дети садятся)».
— В казахском народе говорилось, если дети трудятся и помогают взрослым, то они станут сильными и крепкими.
-А еще что надо делать, чтобы стать сильными? (заниматься бегом, прыгать, играть)».
— Как вы понимаете пословицы?
Муравей невелик, а горы копает.
Терпение и труд все перетрут.
Мала пчела, да и та работает. (обсуждают пословицы)
— Любую работу лучше выполнять вместе, поэтому нужны надежные друзья помощники.
Игра «Вместе веселее».
Дети собирают конструктор все вместе, а воспитатель один. Необходимо определить разницу.
— И как лучше трудиться, одному или помогать друг другу? (обсуждают)
— На этом завершается занятие. Спасибо, ребята, за работу!
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по художественной литературе «Чтение произведения И. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»»»
Мектепалды тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в предшкольной группе
с применением элементов технологий В.Воскобовича, Г.Домана.
Өткізу күні/Дата проведения: 31.10.19г.
Тәрбиеші/Воспитатель: Чумак Г.М.
Білім беру саласы/Образовательная область: «Коммуникация»
Пән/Предмет: развитие речи
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Традиции и фольклор»
Тақырыбы/Тема: Слово. З.К.Р. Чтение рассказа Ыбрая Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка».
Мақсаттары/Цели:
1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание трудолюбия у детей
2.Дамытушылық – развивающая: Развитие речи, мышления; Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов Казахстана.
3.Оқыту- обучающая: знакомство с рассказом Ыбрая Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка».
Педагогикалық технологиялар / Педагогические технологии: здоровьесберегающие, элементы технологии В.Воскобовича и Г.Домана, ИКТ, личностно-ориентированная технология.
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: видеофильм « Антошка из цикла « Веселая карусель», иллюстрации к рассказу Ыбрая Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка», карточки Г. Домана «На шести лапках», «Птицы», чудо-крестики-2, схемы.
Көптілділік/Полиязычие:
Қазақ тілі: сәлеметсіз бе — здравствуйте, рақмет- спасибо, тәңір жарылқасын — пожалуйста паук- өрмекші, муравей- құмырсқа, ласточка- қарлығаш
English: здравствуйте — hello, спасибо — thank you , пожалуйста — please. Spider-паук, ant-муравей, swallow- ласточка.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/ Ход организованной учебной деятельности
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент:
Организовывает игру приветствие « В круге радости- Доброе утро»
Предлагает посмотреть мультфильм « Антошка» из цикла «Веселая карусель»
Вопросы:
-Какого качества не хватило Антошке?
Что значит трудолюбие?
Помогаете ли вы дома маме, папе, бабушке, дедушке или своим младшим братьям и сестрам?
-Как люди говорят о человеке, который много трудится? (трудолюбивый)
Сообщает тему занятия:
Мы познакомимся с героями рассказа Ыбрая Алтынсарина « Паук, муравей и ласточка».
2. Негізі бөлімі/основная часть:
Предлагает рассказать о пауке, муравье и ласточке, пользуясь карточками Г. Домана из серии « На шести лапках», « Птицы»
Читает рассказ Ыбрая Алтынсарина « Паук, муравей и ласточка»:
«Отец и его сын шли по полю. Отец спросил сына:
— Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
— Он плетет свою паутину.
— А вон муравей, видишь?
— Вижу, бежит с крошкой во рту.
— Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
— Вверху летит ласточка и в клюве держит травку.
Тогда отец говорит сыну:
— Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съесть ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенчиков, собирает травку.»
Вопросы по содержанию:
На кого обращал внимание сына отец, когда они шли по дороге?
-Что делал паук?
-Что делала ласточка?
— Какие главные слова сказал отец сыну?
Чему учит отец сына?
— Какой вывод каждый из вас сделал для себя?
Организовывает видеофизминутку (на казахском языке). См. Медеотеку.
Цель: снятие мышечного напряжения
Предлагает вспомнить и назвать пословицы и поговорки о труде.
-Терпение и труд все перетрут
— Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
-Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
-Птицу узнают в полете, а человека в работе.
Предлагает Дигру «Делим слова на слоги». Цель: закрепить умение делить слова на слоги и определять ударный звук.
Буду я сейчас водить,
Буду я произносить
Какое-нибудь слово.
Вам нужно повторить,
Потом на части разделить.
Под мяч начинаем:
Мама
Сады
паук
Муравей
Ласточка
Предлагает построить из конструктора Воскобовича «Чудо-крестики-2» ласточку
3. Қорытынды/итоговая часть:
С каким рассказом познакомились?
Чему же учил отец сына?
Мы с вами трудимся каждый день. В чем заключается ваш труд?
Читает стихотворение:
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба-
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
С.Михалков
Ұйымдастырушылық
ізденушілік
Проблемно — поисковый
Ребята, как вы думаете, почему Антошка не хочет копать картошку?
Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться?
Какого человека можно назвать трудолюбивым?
Дает определение понятия «трудолюбие».
Трудолюбие – это ценное качество человека, присущее тому, кто любит трудиться. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы..
Слайд: загадка
Наплетёт, наплетёт,
Сядет и добычу ждёт. (паук)
Кто такой паук?
Слайд:
Слайд: загадка
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжёлой ношей,
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может…
Кто такие муравьи?
Слайд
Слайд: загадка
Кто приклеил майским днём
Рукавичку над окном,
Поселил в неё жильцов —
Непоседливых птенцов
Кто такая ласточка?
Слайд:
Слайд: Физминутка:
Рассказ воспитателя.
(Изложение содержания сказки Ы. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»).
Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына:
– Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
– Он плетёт свою паутину.
– А вон муравей, видишь?
– Вижу, он бежит с крошкой во рту.
– Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
– Вверху летит ласточка и держит в клюве травку.
Тогда отец говорит сыну:
– Вот милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером.
Паук расставляет паутину, ловит в нее мух и комаров и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест её, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.
Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать.
Подумайте, чему учит отец сына в этой сказке?
Какой вывод каждый из вас сделал для себя?
Какие слова в этой сказке вы считаете самыми важными?
Предлагает поиграть игру наоборот. Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
Слайд
веселый
быстрый
красивый
пустой
худой
умный
трудолюбивый
тяжелый
трусливый
твердый
светлый
длинный
высокий
острый
горячий
больной
широкий
Индивидуальная работа с Тамерланом
Заучивание потешки: «Травка-муравка»
Индивидуальная работа с Лизой
Дидактическая игра «Говори громко, тихо,шепотом»
показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка?
Индивидуальная работа с Арнуром
Чистоговорки
Звуки М, П, Б 1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом. 2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп. 3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы. 4. Мама Милу в ванне мыла. 5. Петя пилил пилой пень. 6. Любят бананы все обезьяны.
Потому что он ленится
Человек который ленится и ничего не хочет делать называют лентяй
Человек который всегда работает и трудится
Эмоционально воспринимают услышанное.
Паук это насекомое
У пауков 8 ног, особые передние конечности с ядовитыми коготками. Пауки первыми не нападают. Если паук случайно падает с паутины на человека, нужно аккуратно сдуть его, а не бить — иначе он испугается и может укусить. На брюшке у пауков находятся паутинные бородавки, обычно три пары с помощью которых паук плетёт свою паутину.
Муравьи́ — семейство насекомых.
Муравьи живут семьями в гнёздах, которые устраивают в почве, древесине, холмиках, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц. Забирают в рабство муравьёв из других муравейников
Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых, в период кормления личинок — преимущественно насекомыми.
Городска́я ла́сточка, мелкая птица Перелётная птица, Держится стаями по берегам рек, на склонах гор, лугах, городах с каменными строениями — часто стайки этих птиц можно увидеть сидящими на проводах. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе.
(«Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать»).
Дети называют прилагательные, называют черты характера наоборот.
грустный
медленный
безобразный
полный
толстый
глупый
ленивый
легкий
храбрый
мягкий
темный
короткий
низкий
тупой
холодный
здоровый
узкий
Проговаривал вместе с воспитателем потешку, затем заучил ее.
Лиза повторяет громко как лает большая собачка, затем как поменьше лает собачка тихо, и как лает маленькая собачка шепотом