1
Библиотека будущего Сафонова Екатерина ученица 2 класса МОУ «Гимназия 17» г.о.Электросталь
2
Термин библиотека произошёл от греческого словосочетания «место хранения». Библиотека — это учреждение, где хранятся произведения печати и письменности для общественного пользования.
3
Я посещаю городскую детскую библиотеку. Мне нравится там разглядывать детские книги, рисунки и творческие работы. Я очень люблю листать книжки и сама выбирать интересное мне чтение. У нас дома столько литературы не поместится. Иногда мне хочется попасть в комнату, где много стеллажей с книгами, но меня туда не пускают — такие у них правила.
4
Мои рисунки по прочитанным произведениям
5
Недавно я была в книжном магазине «Библио Глобус». Мне там очень понравилось. Я сама могла достать книгу с любой полки с помощью стремянки. А ещё там красивые витрины.
6
7
8
Поэтому мне бы хотелось, чтобы Библиотека Будущего была большой, красивой, уютной. Например, как эта.
9
10
Но думаю, в Библиотеку Будущего надо добавить небольшие кабинки. Представляете, заходишь в кабину – библиотеку, а там мягкое кресло, большой экран ( не как в электронной книге) и пульт управления (похожий на клавиатуру). Выбираешь нужную книгу и желаемые эффекты. На экране высвечивается страница, читаешь, листаешь. Одновременно тебя будут удивлять настоящие звуки и запахи.
11
Возьмём текст «Незабудки» Ивана Соколова-Микитова. «На самом берегу ручья, у зелёного лесного болотца, густо цветут незабудки. Очень хороши и красивы эти маленькие голубые цветки, обычно растущие по закрайкам открытых болот, на глухих лессовых луговинах. В крошечных их лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба.
12
13
Прячась в высоких зарослях камыша и осоки, тихо струится живой лесной ручеёк, колышутся над водою зелёные травинки. Приятно смотреть на чистый голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок. Тихо журчит, плещется лесной ручеёк. Летают над ним стрекозы, порхают бабочки. А высоко-высоко в голубом летнем небе над недвижными макушками высокого леса тихо плывут белые летние облака.»
14
15
В будущем будет малышовая библиотека — там читать не надо. Можно разглядывать иллюстрации, а озвучивать произведение будет диктор.
16
Или библиотека для слепых. Если в настоящее время для них доступны только рельефные книги и аудиозаписи, то в Библиотеке Будущего они смогут услышать звуки и почувствовать запахи. Представляете, как им понравится! Такие кабинки можно установить в аэропорту, на вокзале и в других местах ожидания. Мне кажется, что кабины — библиотеки будут пользоваться популярностью. Наша страна будет больше читать. Мы станем добрее, умнее, культурнее.
Ребята начальной школы рисовали «Библиотеку будущего», а пятиклассники написали сочинение на тему «Библиотека будущего». Дорогие мои читатели, я в восторге! Привожу дословные выражения из сочинений.
Аникеев Серёжа: «Я хочу, чтобы книги были яркие и весёлые, чтобы больше людей посещали библиотеку».
Бесклетко Влад: «…чтобы был читальный зал, новые стеллажи для книг, яркий свет в помещении, а самое важное, новое поступление книг в библиотеку».
Как профессионально, чувствуете, дорогие коллеги!
Сейчас библиотека на время ремонта находится в классе, нам очень тесно и все дети спрашивают, когда откроется настоящая библиотека.
Чашиной Александре нравится: «…приветливое лицо библиотекаря, который предлагает книги», но она мечтает о том, что «…всё будет отражаться в компьютере и все люди будут счастливы».
Чилякова Аня считает: «…чтобы у каждого человека был свой читальный столик, много разных энциклопедий, про всё самое интересное» и добавляет «…может быть даже на каждом столике будет компьютер, чтобы искать разную информацию про книги».
Круглов Женя коротко, но точно: «Я хочу, чтобы в нашей библиотеке было много хороших книжек».
Нигматулина Наташа: «…я хочу, чтобы помещение библиотеки находилось в середине школы. Причём так, чтобы куда ты бы не пошёл, ты всё равно пойдешь мимо библиотеки и заглянешь хотя бы на пять минут».
Ляпунова Настя: « …я вижу её со столами, на каждом из них стоит большая красивая лампа, в два ряда компьютеры. Они для учеников, чтобы выполнить домашние задания».
Марадудина Наташа: « Мне нравится ходить в библиотеку. Я хочу, чтобы библиотека была красивой, большой, чтобы были все книги, которые хочешь прочитать. У нас много красивых книг».
Приступова Валерия: « У нас красивая библиотека, там очень хорошие книги разных писателей. Я люблю стихи, хочу, чтобы были ещё новые книги, новые сказки».
Всем спасибо за такую «Библиотеку будущего»!
Как захватывающий роман прочитала эти сочинения. Ещё раз приятно удивилась, ведь ребята не только мечтали о библиотеке будущего, но и оценили нашу библиотеку настоящую. И я поймала себя на мысли, что и я как-то по-другому рассказываю о книгах.
Уважаемые, коллеги, родители, учителя, да-да я не ошиблась. Раньше мы библиотекари, делая обзор выставки, говорили о чём эта книга, или книги, кто её герои, но в век рыночных отношений, наверно, нужно обращать внимание детей, прежде всего на то, а чем полезна эта книга, почему её надо прочитать? Изменилось отношение к чтению, читают «для души» меньше, а жалко, но если нужен реферат, доклад, сообщение, и если это конец четверти, то предпринимается поиск в Интернете. Идёт штурм или шторм, но что то такое похожее. Это первое, второе: часто случается, что работать продуктивно могут те, кто научился работать с энциклопедиями и словарями, т.е. с традиционными носителями информации. И, наконец, третье: сумев переработать информацию, превратить во вторичный документ, не все могут донести эту информацию до слушателей, ведь учитель просит р-а-с-с-к-а-з-а-т-ь, а не просто сдать работу. А если бы читали больше, речь была бы правильной, красивой, грамотной!
Ребята, вот поэтому я всегда за то, что нужно ч-и-т-а-т-ь! И, прежде всего, уметь работать с книгами, энциклопедиями, тогда вершина – Интернет вам обязательно покорится, вы не сойдёте с дистанции на половине пути, не просто скопируете информацию, а найдёте изюминку, за которую будет оценка хорошо или отлично! Удачи вам! Спасибо классному руководителю 5″А»Коковой Н.Н. за воспитание любви к книге, к чтению!
И ещё раз спасибо за сочинения, спасибо за искренние слова! Приходите в библиотеку, хотя бы на пять минут! С уважением, Людмила Александровна.
Быть ли библиотекам вообще в будущем? Чаще всего задаюсь этим вопросом.… А если быть то, какими они будут? Мы живем в век технологий. Они стали частью нашей жизни: мы общаемся с любимыми по мобильному телефону, ищем друзей с помощью интернета, современные гаджеты заменили нам записные книжки, а книги мы теперь читаем электронные
Какая же она будет библиотека будущего? Задавалась этим вопросом много раз. Представляла, что это будет большое здание похожее на теремок и внутри, будет пахнуть деревянной смолой и только — что отпечатанной в типографии книгой. Каждый отдел будь то естествознание, техника и любой другой будет настоящим окном в реальный трехмерный мир. Взяла с полки книгу сенсоры мгновенно реагируют, и делают так, что вы можете блуждать в 7D виртуальных мирах, которые живут в этой книге….
Библиотека будущего — это реальное и виртуальное пространство, обеспечивающее беспрепятственный доступ к информации. При этом реальное пространство библиотеки это место, где человеку приятно находиться, место для самообразования, место для встреч и досуга. Библиотека как виртуальное пространство – это своего рода уникальный информационный центр, предоставляющий пользователю необходимые базы данных и медиа – продукты. В библиотеках можно будет получить во временное пользование не только печатные, но и электронные или аудиокниги. Пользователи будут иметь доступ к тысяче кинофильмов, телевизионных шоу, музыкальных альбомов, которые можно будет просматривать и прослушивать на смартфонах, «таблетках» и компьютерах.
Я надеюсь, что компьютерные технологии медленно, но верно, изменят формат взаимодействия читателя и библиотекаря. Это хорошо, если современные технологии станут частью библиотечного процесса. И электронный каталог, и онлайн — бронирование, и электронные ресурсы – все это упростит систему и сэкономит читателю и библиотекарю время. Библиотека будет доступна в любое время и на любом расстоянии. В библиотеках уйдут в прошлое рабочие столы и кафедры библиотекарей. Появятся электронные регистраторы и навигаторы. Система самообслуживания освободит библиотекарей, и они могут уделять больше времени самим читателям, организовывать беседы, презентации книг, работу читательских клубов. Для множества пользователей библиотека будет убежищем, которого больше нигде не найти.
Изменится дизайн библиотеки: уйдут в прошлое стандартные скучные стеллажи, столы и стулья придут более яркие и необычные дизайнерские решения, они будут привлекать своими необычными формами. Будет разрешено желающим побыть в библиотеке подольше, выпить кофе, пообщаться с другими пользователями, послушать дневные концерты или поучаствовать в заседаниях читательских клубов.
В библиотеках будет создана молодежная зона, оснащенная многими привлекательными сервисами – видео — аудио записывающими студиями, автоматом, выдающим планшеты, 3D принтерами, книгами и пространством для релаксации.
Зона подросткового образования и творчества. Это будет целая лаборатория, где имеется все необходимое оборудование для компьютерного моделирования, создания компьютерных программ. Разнообразные библиотечные сервисы, чтобы помочь преуспеть в школе, подготовиться к поступлению в колледж, заложить основы собственной карьеры, выбрать хобби, приобрести цифровые навыки, стать активным гражданином, общаться с друзьями, творить и многое другое.
Детская зона будет оснащена действующей обсерваторией, что даст возможность полюбоваться небесными телами. Дети будут учиться модифицировать или изменять мир. Книги для детей будут представлять собой сложные творения с элементами симулятора выживания и открытым миром помогающими ему глубже проникнуть в замысел автора. Книга, передающая все ощущения, будь то дуновение ветра, дождь.
Бумажная книга будет существовать всегда, потому что книгу в ее традиционном исполнении заменить нельзя. Она обладает особой магией. Приятно читать книгу, напечатанную на качественной бумаге, с хорошей полиграфией. Никакой электронный ресурс не сможет заменить книгу в полном объеме. У человека должна быть возможность держать книгу в руках. Возвращаться к строкам, которые ему запомнились. К мыслям, которые его зацепили. К биографиям, которые не оставили его равнодушным. Электронный ресурс порой не дает такой возможности, но он, безусловно, должен быть.
Конечно, библиотеки не исчезнут. Они изменятся под давлением и напором современных технологий, но они устоят. И люди всегда будут читать, книга будет всегда – неважно, на каком носителе: электронном или бумажном, но книга будет существовать. А будет книга – будут и библиотеки. Как сказал Лихачев: «Там, где закрываются библиотеки, открываются тюрьмы». Надеюсь, что мы никогда к такому не придем.
Елена Ермолаева
, библиотекарь Нижнеякушкинской сельской библиотеки
«Библиотека будущего» сочинение
Мое знакомство с библиотекой состоялось еще в раннем возрасте, когда мне было шесть лет, и я ходила в детский сад. Но впечатление было настолько сильным, что до сих пор помню все в мелочах. Огромные комнаты, уставленные стеллажами. А на них книги. Книги были всюду: наверху, внизу, на полках, в шкафах. Я тогда подумала: «Неужели все это можно прочесть?» И я дала себе слово, что когда выучу все буквы алфавита, обязательно прочту все эти книги.
Прошло время. Потребность в книге, в чтении стала неотъемлемой для меня. Домашняя библиотека, школьная
и, наконец, поиски интересных книг привели меня в районную библиотеку. Я была удивлена в библиотеке так много политической, научной литературы и так мало художественной.
Несколько десятков лет назад библиотеку посещало много читателей. За новой книгой выстраивались огромные очереди. На полках стояли подписные издания русских и зарубежных классиков. Читатель приходил в библиотеку, чтобы в тишине почитать хорошую книгу. Люди мыслящие, думающие искали в книгах и словарях нужную им информацию. Обращались к ценным источникам. Часто можно было слышать обмен мнениями о прочитанных книгах, жаркие споры о ее героях. Люди
стремились не только приобрести книги, но и читали их с большим удовольствием. Лучшие из них обсуждались. Иногда с подругой мы просто «гонялись» за нужной нам книгой.
Но, жизнь меняется, увеличился ее темп. Это должно внести коррективы в понятие библиотеки будущего. Нам стало не хватать времени. Мы хотим многое успеть. И возникла необходимость в создании библиотеки будущего. Я уверена, что в будущем библиотека должна измениться в корне. Как я это себе представляю? Прежде всего — компьютеризация. Компьютеры должны стоять всюду: на абонементе, в архиве, на каждом столике читального зала в которых автоматизирована вся поисковая система библиотеки.
Компьютеры — это новое информационное наполнение деятельности библиотек, повышение эффективности в ее работе, это новый уровень международного сотрудничества и, самое главное, создание единого сайта с библиографической информацией. Но компьютер должен представлять не только библиографический материал, но и сам текст. Я не думаю, что электронная книга вытеснит печатную. Электронный вариант книги очень удобен, когда единственный экземпляр печатного издания необходим сразу многим читателям. Иногда требуется «вырезать» из текста нужные фрагменты, Библиотеки чисто физически не могут хранить бесчисленное количество книг. Тогда как в электронной будут храниться копии всех книг. Хотя здесь есть и свои минусы. Например, долго читать электронную книгу с экрана компьютера не только неудобно, но и вредно для глаз. Как быть? Думаю, печатный текст должен существовать с электронным одновременно. Они не должны исключать, а должны дополнять друг друга, чередоваться.
В библиотеке будущего будут проводиться семинары, форумы, обсуждения по средствам Интернета с читателями в других городах и странах в режиме реального времени по волнующей теме. Такие форумы общения позволят раскрыть более полно образы героев, в понравившихся произведениях, узнать мнение других собеседников.
Библиотека должна стать не только культурным досуговым центром, но и центром образовательным.
Библиотека будущего — это компьютеризированная и подключенная к Интернету система. Я считаю, что государство должно дать больше самостоятельности библиотекам. Снабжать их не книгами, а денежными средствами. От руководства библиотеки должно зависеть, с кем им сотрудничать. Библиотеки должны выпускать свои издания, не дожидаясь ничьего разрешения.
В наше время, когда экономика испытывает не лучшие времена, наблюдается тенденция закрытия государственных библиотек. Зато образуется сеть новых частных библиотек. Открывают их перспективные организации: банки, биржи, финансовые учреждения.
Новый вид библиотек — собственная. Это когда владелец большой библиотеки разрешает ею пользоваться всем желающим на своих определенных условиях. Ну что ж, думаю, это не плохо. Человек должен стремиться к книге. Она до сих пор остается основным источником знаний, а к знаниям мы должны тянуться на протяжении всей жизни. Ум, интеллект формирует человека: его характер, привычки, поведение. Хотя человеческие ценности заметно меняются. Сейчас все хотят быть президентами, банкирами, менеджерами, бизнесменами. Но ведь любая профессия должна базироваться на хороших знаниях. А где их черпать, как не в библиотеках?
Я не верю, что телевидение, видео может заменить хорошую книгу. Может быть, нынешняя молодежь и читать стала меньше, но XXI век диктует свои правила. Наблюдаемый прогресс, компьютерный бум требует от нас недюжих умственных способностей.
Хорошо оснащенная библиотека будущего будет притягивать к себе магнитом своих читателей, людей, стремящихся к знаниям, к научным открытиям. А таких, я уверена, будет не мало. За ними будущее России и строить они должны с умом!
Как работает проект в Осло, рассчитанный на 100 лет
В «Библиотеку будущего» поступил новый роман, но прочитать его можно будет прочитать только через 100 лет. Проект запустила шотландская художница Кэти Патерсон еще в 2014-м. С тех пор каждый год популярные писатели отдают туда свои новые произведения, а единственную копию книги помещают на хранение в специальную комнату в библиотеке в Осло. На этот раз участницей стала южнокорейская писательница Хан Ган с романом под названием «Любимому сыну». Единственное условие «Библиотеки будущего» — о произведениях ничего не должно быть известно, кроме их названия. Зачем откладывают книги? И будут ли произведения актуальны через 100 лет? Расскажут Анна Никитина и Илья Сизов.
Север норвежской столицы, густой сосновый лес, десятки людей вместе поднимаются по тропе к специальному месту так называемого посвящения. На одном из деревьев табличка с надписью «Библиотека будущего». Здесь уже пятый год проходят церемонии, где знаменитые авторы торжественно передают свои книги на хранение, чтобы в следующий раз их открыли только через 100 лет.
Вдохновением для создания проекта стали именно деревья: художница Кэти Патерсон ехала в поезде и рисовала в блокноте годичные кольца, так у нее возникла ассоциация между кольцами деревьев и главами книг. А чуть позже Кэти придумала, каким образом можно связать людей из разных веков: «Когда я гуляю с ребенком в лесу, то думаю о том, что все дети рано или поздно станут взрослыми, а этот лес останется.
Цель «Библиотеки будущего» — справиться с чувством, что мы умрем, а мир будет развиваться дальше, и лес будет как бы выращивать книги для будущего поколения, которое прочитает их через 100 лет.
Есть много вопросов — какими будут технологии, будут ли книги вообще существовать? Мы сможем научить будущее поколение именно печатать их, если этого к тому времени уже не будет».
Издатель Елена Шубина рассказала о книгах видимых и невидимых
Свои тексты в «Библиотеку будущего» уже передали Маргарет Этвуд, Дэвид Митчелл, Сьон и Элиф Шафак. Пятым участником стала писательница из Южной Кореи Хан Ган, которая несколько лет назад получила Букеровскую премию. По словам самой Хан Ган, она долго сомневалась, стоит ли вообще участвовать в проекте: «Когда я услышала об этом проекте, то задумалась, каким будет мир через 100 лет, представила, что уже не будет людей, которых я знаю или люблю, и меня это напугало. Я сомневалась, стоит ли участвовать в этом. Дело в том, что, когда я пишу книгу, мне важно, чтобы ее кто-то прочитал. Но в случае с этим проектом возникает неуверенность, и автор ощущает ее в процессе написания текста. Поэтому я колебалась. Мне нужна была некая гарантия, но позже меня очаровало чувство времени, которое несет этот проект. Участвуя в нем, мы осознаем краткосрочность человеческой жизни. Чем больше я об этом думала, тем больше мне нравилась эта идея. Поэтому в конце концов я сказала «да»».
Кстати, неподалеку от библиотеки, где будут храниться книги, высадили тысячу сосен. Через 100 лет из них должны сделать бумагу и напечатать сборник из ста текстов, предполагается, что деревьев должно хватить на 300 тыс. томов. Проект поддержала и городская администрация Осло.
Но многие ли захотят писать тексты без гарантии, что их когда-нибудь прочтут? Писатель Дмитрий Быков считает, что потомкам будут интересны только те книги, что создавались здесь и сейчас: «Бессмертным оказывается то, что писалось или для развлечения, или на потребу моменту. Есть, конечно, тексты, которые и создавались с великим замахом, как, например, «Война и мир». Но чаще всего, чем больше авторское тщеславие, тем меньше результат. А вот Льюис Кэрролл рассказал девочкам сказку, и ее читают 200 лет и будут читать всегда.
То есть единственный способ быть интересным потомку — решать свою частную проблему».
Авторы, которые все же пишут для «Библиотеки будущего», должны распечатать книги на архивной бумаге и поместить в специальную коробку, которая будет храниться в стеклянном ящике, в помещении под названием «Комната молчания». Однако в таком случае текстов может вовсе не существовать, полагает директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак: «Вообще нельзя доказать, что этот роман существует. Передается некая бандероль, а то, что внутри нее роман, факт совершенно недоказуемый. Через 100 лет никто из участников жить не будет, поэтому это, конечно, не более чем ловкий рекламный трюк».
Так это или нет, новых авторов для проекта будут выбирать каждый год. Для этого в Осло даже основали специальный «Траст «Библиотеки будущего»». Его члены должны будут в течение ста лет контролировать работу проекта, выбирать новых участников и хранить их тексты для читателей из следующего века.
Участвовать в проекте можно только на добровольной основе: авторы работ «Библиотеки будущего» не получают никакой финансовой компенсации.
Праздник
Недавно, мне представилась возможность…
Будущее библиотек: 5 неприятных вопросов.
Недавно, мне представилась возможность побывать на семинаре проводимым учебным , посвященном новым технологиям библиотечного дела. Интересного было много, но особенно запомнилась броская фраза: «библиотеки нуждаются в анимации». Не в том смысле, что в эти учреждения нужно пригласить группу аниматоров, вооруженных аквагримом и воздушными шарами, а в смысле – пора как-то оживить данную отрасль культуры пока она не начала странно пахнуть. Очевидно, всем, кто связан с библиотечным делом пора задать себе несколько важных вопросов. Многие из них будут пугающими, а некоторые и вовсе неприятными, но попытавшись на них ответить, мы сможем лучше представить себе будущее современных библиотек.
Многие помнят, как постепенно падал престиж библиотек. Сначала появилась масса возможностей развлечься, не выходя из дома и не раскрывая книгу (спасибо бурному развитию медиатехнологий). В этот момент всеобщий интерес к досуговому чтению стал снижаться, а библиотеки сделали акцент на информационном обеспечении посетителей. В читальных залах студенты работали с учебниками, а трудолюбивые «ксероксы» делали копии бесчисленных страниц. Но интернет, с его неисчислимыми терабайтами полезных данных, положил конец золотому веку читальных залов. Сейчас неумолимо растет популярность электронных книг, и библиотекари невольно задаются вопросом: неужели мы работаем в умирающей профессии?
Вопрос 1: Библиотечное дело стоит на грани исчезновения? Скрывать не буду, сегодня ситуация выглядит не слишком обнадеживающе. Однако, вместо того, чтобы рыдать и посыпать голову пеплом, сосредоточимся на оптимистическом сценарии. Тем более что обнадеживающие приметы есть – зарубежные библиотеки без особых потерь прошли через тот же кризис. Любопытно, что ни быстрый интернет, ни жесткая политика в области авторского права, ни изобретение ридеров, похоже, не сделали эти учреждения менее популярными. Специалисты, побывавшие в европейских библиотеках, с восторгом смотрели на стайки жизнерадостных местных читателей, снующих между полками, болтающих в кафетерии, вальяжно расположившихся в мягких креслах. Все эти люди, по всей видимости, чувствовали себя в «храме книги» вполне комфортно и без всякого принуждения возвращались туда снова и снова. Вдохновляющая перспектива, не правда ли? Теперь осталось только разобраться, в чем секрет наших зарубежных коллег. Возможно, если отечественные библиотеки станут такими же открытыми, удобными и во всех отношениях приятными, никакие козни высоких технологий нам будут не страшны? Или библиотекари, из бдительных стражей книжного форда превратятся в дружелюбных и безобидных созданий? Впрочем, давайте разберемся со всеми вопросами по порядку.
Вопрос 2: Заменят ли электронные книги своих бумажных предшественниц?
По всей видимости – да, и как библиотекарей нас это, наверное, должно расстраивать (зато как сторонники сохранения лесов мы должны быть просто в восторге). Электронные книги удобнее в использовании, компактнее и, в конечном счете, обходятся дешевле. Разумеется, можно много рассуждать о том, как здорово держать в руках увесистый томик, ощущать текстуру бумаги, листая страницы, и вдыхать едва уловимый запах типографской краски… Не буду врать, эти, отдающие фетишизмом заявления когда-то можно было услышать и от меня – еще пару лет назад я и представить не могла, что променяю любимую книжную полку на какое-то невразумительное сенсорное устройство. Однако нашлись добрые люди, которые практически насильно вручили мне ридер на день рождения. Теперь «маленькая черная книжка» повсюду путешествует в моей сумке, как очевидное опровержение опрометчивых высказываний. Судя по всему, никакие эфемерные достоинства вроде запахов и психологически приемлемого веса не заменят очевидных практических преимуществ современной электроники.
Нас, библиотекарей вынужденных наблюдать закат эры Гутенберга, конечно охватывает легкая грусть. Должно быть, когда были изобретены автомобили, владельцы терпеливых упряжных лошадок тоже не были готовы расстаться с привычным средством передвижения. «Разве может бездушная машина заменить неповторимую текстуру лошадиной шерстки, ее специфический запах и неповторимую индивидуальность?» – говорили, наверное, люди в XX
веке (хотя, если подумать, о запахе они вероятно не упоминали). Время, тем не менее, сделало свой выбор в пользу эффективности и теперь для большинства из нас лошадь – это скорее роскошь, чем средство передвижения. Подобная судьба, по всей видимости, ждет и традиционную книгу. Из обычного источника информации они превратятся в дорогой подарок, предмет восхищения и коллекционирования. В конце концов, ни один, даже самый увлеченный поклонник ридеров не откажется заполучить шикарное издание любимой истории или артбук модного художника. Однако если большая часть книг будет представлять собой комбинацию нулей и единичек, а целое книжное собрание легко уместится на среднестатистическом жестком диске, что станет с обычными библиотеками?
Вопрос 3: Что станет с библиотеками?
Не будем принимать в расчет большие старинные библиотеки, главной задачей которых является сохранение уникальных изданий для грядущих поколений. Они останутся практически неизменными и постепенно превратятся в своеобразные музеи (да что там говорить – уже превращаются). Поговорим о публичных библиотеках, делающих чтение доступным для каждого. Зачем люди будут приходить в эти учреждения, когда век цифровой литературы окончательно вступит в свои права? Как это ни парадоксально, скорее всего – за книгами. Учитывая сегодняшние юридические баталии вокруг да около авторского права, можно предположить, что бесплатная литература скоро снова станет настоящей ценностью. Возможно, в случае с электронными книгами будет, в конце концов, разработана система, похожая на «Право общественного пользования» которое действует сейчас в Англии и ряде других западных государств – автор будет получать небольшое вознаграждение каждый раз, когда его книгу скачают в библиотеке. Конечно, возникнет ряд технических и организационных проблем. Например, неясно как библиотека станет удалять электронную книгу с читательского ридера, когда истечет отведенный правилами срок. А что мы будем делать, если читательский спрос превысит рамки, заданные бюджетом? Здесь найдется немало поводов для размышления, однако, будем надеяться, что общими усилиями активисты библиотечного дела разработают жизнеспособную систему электронной книговыдачи.
Впрочем, захаживать в читальни будут не только любители художественной литературы. Найдутся и те, кто посетит библиотеку ради возможности поработать в тишине и покое. Кто-то захочет воспользоваться находящимися в открытом доступе техническими девайсами и ПО, или даже взять в аренду электронную книгу. И наконец, некоторые отправятся в библиотеку в поисках культурного досуга, преисполненные желания обсудить Шекспира, Донцову (постучим по дереву) или любого другого писателя, которому улыбнется переменчивая мода нашего будущего. Чтобы соответствовать потребностям всех этих гипотетических людей, нам будет необходимо не слишком большое, разумно зонированное пространство, оснащенное невероятным количеством умной электроники. Это место должно быть красивым, комфортным и до такой степени уютным, чтобы люди приходили туда безо всякого (пусть и завуалированного) принуждения с нашей стороны. А раз уж нам больше не нужно будет загонять людей в библиотеку насильно, мы сможем себе позволить позаботиться об их удобстве, например, оказывать многие из своих услуг удаленно. Последняя мысль по ряду причин встречает в библиотечном сообществе отчаянное сопротивление. «Как же так!» — возмутятся мои оппоненты: «Если все необходимое читатель скачает с нашего сайта, то ему и в библиотеку идти будет незачем!». Аргументов в этом споре можно привести много, но я пожалею своих читателей и ограничусь одним: весь остальной мир не стоит на месте, стараясь сделать информацию максимально доступной. Вскоре сама мысль о том, чтобы куда-то идти ради пары мегабайт информации многим покажется просто абсурдной. И если мы не предложим потребителям качественный веб-сервис, найдутся другие, которые в беспощадной войне за клики возьмут на себя наши функции. В наших же интересах создать или приобрести достойный цифровой контент, работать над библиотечными сайтами и прочими онлайн-проектами… в общем, понять и полюбить своего теперешнего «врага» – мировую сеть интернет. Очевидно, что библиотекам будущего, понадобятся специалисты, обладающие навыками которых не получить в профильных вузах. Таким образом, мы вплотную подходим к следующему провокационному вопросу.
Вопрос 4: Как изменятся библиотекари?
Разумеется, основные профессиональные качества, вроде коммуникабельности, умения анализировать информацию, а также искреннего увлечения чтением, никуда не денутся. Однако на пути к светлому будущему нам придется добавить к этому списку несколько немаловажных пунктов. В первую очередь, скажу: я искренне верю, что вскоре библиотекари перестанут бояться компьютеров. Эта, столь распространенная среди представителей нашей профессии фобия постепенно сдает свои позиции. Мои коллеги уже вовсю считают статистику в MS Exel, храбро изучают сетевое окружение и ловко составляют электронные презентации. А ведь каких-то три года назад в крупнейшей библиотеке нашего города работала всего пара специалистов, способных справиться с неукротимой программой PowerPoint (о том, какой трудной была жизнь этих несчастных, полагаю, можно не рассказывать). Сейчас, библиотекари ведут массированное наступление на графические и видеоредакторы, пробуют себя в роли контент-менеджеров и даже ведут курсы повышения компьютерной грамотности для пенсионеров. Опыт работы моих коллег со всей очевидностью демонстрирует, что библиотекарю просто необходимо разбираться в компьютерах на уровне продвинутого юзера. К счастью, постоянная практика помогает достигнуть этого уровня мастерства в самые сжатые сроки.
Кроме того, всем представителям библиотечной профессии когда-нибудь придется освоить высокое искусство публичных выступлений. Сейчас в библиотеках работает великое множество людей, которые выбрали эту специальность ради тихой несуетной жизни и сама мысль о том, чтобы рассказать группе доброжелательно настроенных граждан о книжных новинках шокирует их своей новизной. А когда речь заходит о менее стандартных формах работы, вроде квеста (в котором придется бегать) или театрализованного представления (в котором нужно переодеваться в костюмы и вообще вести себя недостойно) возмущению моих коллег и вовсе нет предела. Сейчас в библиотечном сообществе часто ведутся разговоры о том, что «мы в последнее время ведем себя как клоуны» и «должны скакать перед посетителями». Лично я не вижу ничего зазорного, чтобы «поскакать» перед читателем, если это – ребенок и небольшая клоунада – простой способ удержать его внимание. Избалованная яркими зрелищами аудитория больше не хочет смотреть на говорящие головы, а дети, в силу своей пресловутой непосредственности, очень быстро начинают скучать и отвлекаться.
Сложнее со взрослыми: их удивить непросто, а вот насмешить своими артистическими навыками наоборот – очень легко. Актерствовать перед такой аудиторией стоит только тем, кто действительно умеет это делать и только тогда, когда ситуация располагает к театрализации. То есть, открыть общегородскую интеллектуальную игру по истории в образе государыни императрицы можно, а вот проводить обзор новых поступлений, переодевшись закладкой, наверное, не стоит. Кроме того, существует множество других, сравнительно несложных способов увлечь взрослого читателя: поднимая спорные вопросы, позвольте ему высказать свое мнение, перед Днем святого Валентина – научите делать милые открытки, летом, прихватите парочку пледов и предложите устроить книжный пикник на прежде запретном библиотечном газоне… Здесь главное – мыслить нестандартно и не отрываться от контекста современной культуры. Надо отметить, что большинство библиотекарей приходится погружать в сегодняшние тренды практически насильно – больше всего этот процесс напоминает купание котенка, который твердо уверен, что его пытаются утопить. Мы сопротивляемся, возмущаемся, шипим и при первой же возможности скрываемся за диваном… пардон, библиотечной кафедрой. Мы презираем комиксы, потому, что когда-то открыли комик-бук от MARVEL и увидели там слово «тыдыщ!» (не подозревая, что комиксами о супергероях это культурное течение и ограничивается). Мы не читаем блогов и редко забредаем на u-tube, а когда заходит речь об актуальных новых писателях – выдаем книги Харуки Мураками за последнее веянье моды (привет, Япония 80-х!). Знать и почитать классику – это, безусловно, святая обязанность библиотекаря, но какую-то часть своего свободного времени следует все же проводить в нашем времени. Как говорится: «Прошедшее – забыто. Грядущее – закрыто. Настоящее – даровано. Поэтому его и зовут настоящим». Глубокая мысль, не правда ли? Должна упомянуть, что высказала ее старая черепаха по имени Огвэй из мультфильма «Кунг-фу Панда».
Впрочем, даже если мы собираемся поведать заранее скучающим старшеклассникам о Пушкине, Гоголе или Толстом – это можно и нужно делать интересно. Следует просто понять, какое отвращение к классике взращивает в человеке школьная программа по литературе. Все эти штампованные фразы (Пушкин – солнце русской поэзии!) и заранее подготовленные выводы (вы неправильно поняли, что хотел сказать автор!) у любого вызовут тяжкую форму аллергии на печатное слово. Может быть, вместо того, чтобы пересказывать (или, боже упаси, читать с листа) обтекаемые фразы, стоит сказать что-нибудь искреннее? Один молодой режиссер, согласившийся дать небольшой мастер-класс для посетителей нашей библиотеки, говорил: «Удержать аудиторию несложно, нужно только знать, чего от тебя ждут. Дети ждут веселья, пожилые люди – уважения, а подростки больше всего ценят откровенность». Если вы действительно считаете Гоголя великим писателем – подумайте почему. В какой момент на вас накатило это восхитительное озарение, и вы сказали себе «Черт побери, да это же шедевр!»? Поделитесь личным читательским опытом, обрисуйте в двух словах парочку интригующих сюжетов, приведите несколько сногсшибательных фактов из писательской биографии… В жизнеописаниях авторов найдутся трагедии, бунты, авантюры, опасные приключения и громкие скандалы. Возможно, именно библиотекари будущего помогут людям достоинству оценить все эти захватывающие истории. Однако, скажете вы, не все зависит от оратора. Разумеется, аудитория в этом взаимодействии играет важнейшую роль. И сейчас пришло время задать себе последний, самый важный вопрос.
Вопрос 5: Что случится с читателями?
В конце прошлого года информационные агентства сообщили, что британские ученые (известные редкостной любознательностью и странными темами своих исследований) создали портрет человека будущего. Посоветовавшись со специалистами по эволюции и анатомии, они представили себе, как будут выглядеть жители нашей планеты тысячу лет спустя. Скажу прямо, картина получилась не из приятных: почти двухметровое существо с редкими зубами и непомерно длинными руками должно будет, ко всему прочему, иметь крайне маленький мозг. Почти всю мыслительную работу за людей будут делать компьютеры, — рассудили исследователи: а значит, беспристрастная эволюция позаботится об уменьшении ненужного органа. Впрочем, эти глуповатые гиганты – проблема грядущих поколений библиотекарей, а нас интересуют любители чтения, которые придут за книгами всего через пять или десять лет.
Ни для кого уже не секрет, что Россию столкнули с пьедестала «самой читающей страны мира». В околобиблиотечных кругах по этому поводу до сих пор раздаются горестные стенания (хор печальных педагогов придает их звучанию непередаваемую полифонию). Что и говорить, культурные ценности 90-х и чрезмерное увлечение наших соотечественников телевизором нанесли по престижу чтения сокрушительный удар. Однако, зависимое от программы передач «поколение пепси» давно выросло, а у тех, кто приходит им на смену другая, не менее пламенная страсть – интернет. И вот эта веб-ориентированная молодежь, по моему твердому убеждению, имеет все задатки для превращения в настоящих ценителей литературы. Дело в том, что чтение – занятие для нашего мозга достаточно трудоемкое. Чтобы вникнуть в смысл усеивающих книжную страницу символов, человек задействует сложные перцептивные и когнитивные процессы, и вообще целую кучу труднопроизносимых штуковин. Опытный читатель похож на сложное дешифрующее устройство: он преобразует буквы в звуки, складывает слова, которые мгновенно соотносит с известными ему предметами или явлениями, и, наконец, делает поправку на контекст. Чтобы получить от чтения хоть какое-то удовольствие нужно проделывать все эти операции достаточно быстро, а значит, здесь не обойтись без усиленной практики. Разумеется, человек, которому крайне редко приходится воспринимать информацию подобным образом, будет совершать над собой почти невыносимое волевое усилие. Какая уж тут радость, голова бы не разболелась! Хорошая новость в том, что в сети интернет основной формой передачи информации до сих пор является текст. Дети, школьники, подростки бродят по форумам, просматривают новостные ленты, наводняют блогосферу и… читают. Конечно, тексты, которые они обычно выбирают стилистически проще и намного короче привычных нам литературных произведений (например, до конца этой статьи добрались бы немногие – многабукаф). Тем не менее, они воспринимают текст, анализируют его, пишут что-то самостоятельно. Эта ежедневная языковая практика превращает среднестатистического интернет-пользователя в потенциального читателя, которому нужно лишь предложить соответствующую литературу. Это значит, что мы можем больше не «пропагандировать чтение» (что само по себе отталкивает), а просто получать удовольствие от хороших книг и по-дружески, без надрыва делиться своими впечатлениями с окружающими. Таким образом, несмотря на множество текущих проблем и грядущих перемен будущее досугового чтения (а значит – и библиотек) рисуется мне в самых что ни на есть радужных красках. Остается лишь надеяться, что мои шаткие умозаключения выдержат испытание объективной и порой такой непредсказуемой реальностью.
Ведущий библиотекарь МБУ «Централизованная библиотечная система» города Норильска
Юлия Кох
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
1
Что написать в сочинении «Библиотека будущего»?
Сочинение на тему Библиотека будущего, что писать
Мои размышления о будущем библиотеки
4 ответа:
6
0
Библиотека очень интересное место, она самый настоящий рай для любителей живых книг. Живыми я считаю именно настоящие бумажные книги, а не их электронные аналоги. Увы, с каждым годом посетителей в этих учреждениях становится всё меньше, поскольку большую часть информации можно найти в интернете. В будущем библиотека будет аналогом музейного фонда, туда будут ходить на экскурсии чтобы посмотреть особо редкие экспонаты,которые были написаны собственноручно автором произведения или полюбоваться особо красочными обложками и дорогими переплётами редких изданий. В библиотеке будущего будут работать по настоящему преданные своему делу люди, которых не пугает маленькая зарплата и большие пустые залы.
2
0
Библиотеки будущего смогут позволить познакомится всем желающим с трудами, пусть и в электронном виде, которые тебе никогда бы не выдали в простой библиотеке. Ведь многие, особенно старые книги очень ценны и редки. Они уже слишком ветхие, чтобы каждый желающий смог взять их в руки. Есть такие издания, что их готовы выдавать только узким специалистам, но думаю, что в будущем мы сможем иметь доступ практически ко всей информации, кроме засекреченной.
Нужное тебе произведение, книга быстро найдётся по твоему запросу. Не помнишь автора? Изложи коротко примерное содержание и поисковик выдаст тебе варианты. Главное, что это будет происходить быстро и тебе не надо будет тратить время на поход в библиотеку.
Но обязательно, обязательно в будущем должны остаться печатные, бумажные издания! От этих книг идёт какой-то приятный запах, шелест страниц успокаивает и глаза не так устают, как от электронной версии. Библиотека будущего обязана хранить и наполнятся и такими книгами!
1
0
Сидя дома, заходите на сайт библиотеки, регистрируетесь, получаете доступ к электронной литературе разного направления, преимущество на лицо, одновременно могут пользоваться одним произведением, несколько сот человек, повредить невозможно, не занимает физического пространства.
1
0
Учитывая на сегодняшний день «развитие» библиотек, особенно поселенческих, а конкретнее отсутствие финансировая, отсутствие пополнение (обновление) фонда, то будущего у библиотеки на сегодняшний день нет. По крайней мере, если в этой ситуации не будут приняты меры министерством культуры хотя бы по увеличению и обновлению фонда. Да, фонд есть, но вы посмотрите какого года?! Отсюда огромная потеря читателей, ведь не будет ходить население за одной и той же книжкой.
Читайте также
Прежде всего начнем с того, что эгоизм, отрицательное качество характера человека. В таком состоянии он готов возвыситься над другими. И считает, что кроме него самого и его мнения, больше ничего не существует. Эгоистичная натура, это волевая личность, сформированная под воздействием собственных прихотей.
Одним из таких персонажей в литературе был «Евгений Онегин» Пушкина, из-за эгоизма он поссорился с лучшим другом. А ведь он ему во многом помогал, а теперь, высокомерие и чванство погубило дружбу.
В природе достаточно много встречается людей с эгоистичными наклонностями. Но чаще всего, они остаются в глубоком одиночестве.
Песни бывают разные.
Веселые и позитивные, под которые хочется двигаться, подпевать.
Есть песни о любви-нежные и проникновенные, их любят слушать влюбленные.
Есть песни-колыбельные, которые поют нам мамы, и мы несем их в памяти всю жизнь, а потом поем своим детям.
А есть песни, которые поют уже не один десяток, а может быть, и не одну сотню лет.
Сейчас их редко передают по радио и телевизору, но когда мы собираемся компанией, и хотим что то спеть хором, почему то именно эти, народные песни всплывают в памяти.
«Ой, мороз, мороз», » Черный ворон», «Живет моя отрада», «Златые горы».
Их поем мы, пели наши родители, и родители родителей.
За эти столетия столько песен прозвучало с эстрады и забылось за короткий срок.
А народные песни звучат. Конечно, значительно реже, чем эстадные, но в самые прекрасные моменты именно они всплывают в памяти.
Потому что в них-душа народная, и они передаются из поколения в поколение.
Рисовать я действительно люблю. Только не очень умею. Может быть, именно поэтому, так нравится этот предмет.
Наша Марина Львовна никогда не ругается если у тебя что-то не получается. Зато много и часто нас хвалит и ты стараешься изо всех сил!
Интересно учится рисовать разными красками, делать рисунки простыми или цветными карандашами, фломастерами, знакомится с разными техниками. Мне очень понравилось рисовать гуашью по мокрому листу. Получается настоящий подводный мир!
А ещё нас знакомят с великими художниками и их картинами. Это так красиво!
Я понимаю, что настоящей художницей никогда не стану. Зато могу порадовать маму, папу, брата своим рисунком, которые нарисовала специально для них. Мама все мои «картины » собирает в особую папку, ей мои рисунки нравятся.
Изо для многих лёгкий предмет, но я люблю рисование за то, что оно приносит мне радость, особенно если мой рисунок получился.
Трусость бывает разных видов, и каждому человеку она присуща в той или иной степени. О трусах и храбрецах,которых выявили войны или чрезвычайные ситуации, написано немало.Тут человеческая слабость или сила духа лежат на поверхности.
А что ,если посмотреть на себя или своих близких?
Кто-то боится высоты.Кто-то замкнутого пространства.Тот,нап<wbr />ример, приходит в ужас от пробежавшей мимо собаки, а другой готов в обморок упасть от одного вида паука или червяка.
Каждый человек, может вспомнить из своей жизни много примеров,когда он чего-либо или кого — либо боялся: трусил заходить в темный подвал, трусил оставаться один дома, боялся,когда оказывался рядом с незнакомыми людьми…
Никто не может о себе сказать с уверенностью: » Я ничего не боюсь, и в любой обстановке буду вести себя уверенно и смело».
А на самом деле малодушие и желание не подвергать себя опасности в определенной ситуации присущи почти всем.
Все ли мы встанем грудью на защиту тех,кто рядом, если на нас направят дуло пистолета? И каждый ли хорошо плавающий спортсмен бросится спасать тонущую девушку,особенно, если шторм?
Ситуаций,когда можно задать себе вопрос «я трус или нет»? великое множество.
Вот,например, поэт Эдуард Асадов писал о трусости в любви (стихотворение длинное,поэтому привожу только отрывок:
Трусость в отношениях — это,наверное, самый тяжелый вид трусости.Люди лгут друг другу,лукавят, изворачиваются, потому что никак не наберутся смелости сказать правду. От этого страдают их близкие,дети,родител<wbr />и.Трусость,как правило, приводит к лжи, и ложь эта становится хронической.Все начинают друг другу врать.
Когда-то матушка ленивого и тупого Митрофанушки говорила, что её ребёнку не надо мучить головку и изучать такую науку как география, ведь есть же извозчики они и довезут барина туда, куда потребуется. Представляю, насколько беспомощным выглядел этот недоросль, если бы ему пришлось отправится даже в небольшое путешествие. Куда бы его могло завести незнание одного из разделов географии, такое как — страноведение? Да и сейчас, отправляясь на отдых будет стыдно, если перепутаешь Испанию с Италией, а Чечню с Чехией или Антарктиду с Арктикой… А сколько будет разочарования — ожидал одно, а увидел другое!
А как интересно изучать великие географические открытия, которые были сделаны известными людьми — Христофор Колумб, открывший Америку, Васко де Гамма -нашёл морской путь в сказочную Индию, кругосветное путешествие Магеллана. Эти мужественные путешественники позволили остальным побольше узнать о своей планете, стирая её «белые пятна «.
Мне нравится, как раньше называли эту науку — землеописание, хотя в настоящее время география довольно объёмный предмет. Но знания, которые нам даёт этот предмет жизненно необходимы для человека. Устройство земной поверхности, морей и океанов, воздушной оболочки Земли, картография или экогеография и так далее, всё, всё это должно помочь нам жить с природой в ладу и не допустить огромных ошибок, чтобы наш дом, наша планета опустела и превратилась в безжизненный, голый шар.
Географию надо изучать и любить, ведь без неё — никуда!