Рассказ чарушина птенцы читать

Евгений Чарушин. Рассказы о животных для детей

  

Евгений Чарушин. Рассказы о животных для детей

Читать все рассказы Чарушина.Список произведений
Читать рассказы других авторов
 

Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография.Творчество.

 

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.

 
Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.

 
Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.

Первые рассказы Евгения Чарушина

 

Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.

 
Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.

 
С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.

Подробнее о творчестве Чарушина

 

С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.

 
Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.

 
Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.

 
Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.

Читать все рассказы Чарушина
Читать рассказы других авторов
   

М.-Л., Госиздат, 1930. 12 с. с ил. Тираж 20000 экз. Цена 30 коп. В цв. издательской литографированной обложке. 22,8х19,2 см. Достаточно редка!

Чарушин, Евгений Иванович (29 октября (11 ноября) 1901, Вятка, ныне Киров — 18 февраля 1965, Ленинград) — советский график, иллюстратор детских книг, корифей анималистики, скульптор и писатель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Сын архитектора И.А. Чарушина. Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году в Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора, оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья. С детства рисовал, обучаемый отцом. С этого же времени на протяжении всей жизни был дружен с родившимся в Вятке художником Юрием Васнецовым. Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных. Сетон-Томпсон, Лонг, Биар — вот его любимые авторы. Но однажды отец подарил ему на день рождения 7 тяжелых фолиантов. Это была книга А.Э. Брема «Жизнь животных». Такое уж это было совпадение, что Чарушин родился в день смерти великого немецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брема. Это была самая дорогая для Евгения Иванович а Чарушина книга. Ее он берег и перечитывал всю жизнь. И то, что рисовал начинающий художник все больше зверей да птиц, в этом тоже немалая доля влияния Брэма.

В 1918 году закончил среднюю школу и был призван в Красную Армию. Работал помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. В 1922 году по окончании службы, пришедшейся на гражданскую войну, вернулся в Вятку. Учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата. Осенью 1922 года переехал в Петроград, поступил на живописный факультет в Петербургской Академии художеств Вхутеине(ВХУТЕИН), где занимался пять лет, у педагогов А.Е. Карева, А.И. Савинова. В 1922—1927 году посещал Мастерскую пространственного реализма М. В. Матюшина, формально не будучи его студентом. В 1927 году закончил ВХУТЕИН. С 1927 года начал работу в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был Владимир Лебедев, ставивший перед собой задачу создания принципиально новой детской книги,- высокохудожественной и познавательной. Лебедев принял Чарушина, и помог ему сформировать его личный стиль, связанный прежде всего с изображениями животных. Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным Евгением Ивановичем, был рассказ В. Бианки «Мурзук»; Чарушин испытал сильное влияние В.В. Лебедева.

Иллюстрировал собственные книги («Волчишко и другие», 1931; «Никитка и его друзья» (главный герой — сын автора, Н.Е. Чарушин), 1938; «Про Томку», 1957) и произведения других авторов («Детки в клетке» С.Я. Маршака, изд. в 1935) для детей младшего возраста познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина). В 1930 году, при участии и помощи С.Я. Маршака, начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для детей о жизни животных. Заслужил похвалу Максима Горького. До войны создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран», продолжая также иллюстрировать других авторов — С.Я. Маршака, М.М. Пришвина, В.В. Бианки. Написал рассказы : «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку. Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С.Я. Маршака. Книги Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран.

Биобиблиографический справочник «Писатели Ленинграда» (1982) характеризует Чарушина: …Прозаик, детский писатель. В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. В 1930 был напечатан первый его рассказ для детей. С тех пор писатель и художник Е.И. Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей младшего школьного возраста о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. В 1941 году после начала войны эвакуировался из Ленинграда в Киров. Рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы. В 1945 году вернулся в Ленинград.

Продолжал работать в книге; создал серию эстампов с изображениями животных. Занимался скульптурой и мелкой пластикой (в фарфоре), преимущественно — анималистикой; делал эскизы росписи для чайных сервизов на ЛФЗ. Эстампы и мелкая фарфоровая пластика по духу близки книжным иллюстрациям художника. Умер в Ленинграде 18 февраля 1965 года, похоронен на Богословском кладбище. В портфеле у Евгения Чарушина множество проиллюстрированных книжек:

Бианки В. Мурзук (М.- Л.: ГИЗ) 1928. (переизд. 1932)

Лесник А. Волк (М.- Л.: ГИЗ). 1928

Бианки В. Рассказы об охоте (М.- Л.: ГИЗ)1929. (переизд. 1931)

Бианки В. Теремок 1929.(М.: ГИЗ)

Бианки В. Чёрный сокол 1929.(М.- Л.: ГИЗ)

Смирнова Н. Как Мишка большим медведем стал (М.- Л.: ГИЗ) 1929.(переизд. 1930, 1931, 1966, 1968, 1980 — в кн. «Мир Чарушина»)

Чарушин Е. Вольные птицы (М.: ГИЗ)1929. (переизд. 1929, 1931)

Чарушин Е. Разные звери (М.: ГИЗ)1929. (переизд. 1931)

Лесник А. Встречи в лесу (М.: ГИЗ)1930

Смирнова Н. Про курочку (М.- Л.: ГИЗ)1930

Берголльц О. Пыжик (М.- Л.: ГИЗ)1930

Бианки В. Красная горка (М.- Л.: ГИЗ)1930 (переизд. 1961, 1962, 1965)

Флейрон С. Стрикс (История одного филина)1930 (М.- Л.: Молодая гвардия)

Чарушин Е. Птенцы 1930 (М.- Л.: ГИЗ)

Чарушин Е. Щур (М.- Л.: ГИЗ) 1930 (1980 — в кн. «Мир Чарушина»)

Чарушин Е. Волчишко и другие (М.- Л.: ГИЗ)1931 (переизд. 1931, 1933, 1935, 1936, 1938, 1941, 1947, 1948, 1950, 1951)

Чарушин Е. «Джунгли» — птичий рай (М.- Л.: Молодая гвардия)1931

Чарушин Е. Облава (М.- Л.: Молодая гвардия)1931

Чарушин Е. Цыплячий город (М.- Л.: Молодая гвардия) 1931

Робертс Ч. Избранные рассказы: Рис. Чарушина и Курдова (М.- Л.: ГИЗ)1931

Бианки В. Первая охота (М.- Л.: Молодая гвардия)1933 (переизд. 1935, 1936, 1937, 1950, 1951, 1954, 1970, 1972, 1973, 1980 — в кн. «Мир Чарушина»)

Чарушин Е. Охота на медведя (М.- Л.: Молодая гвардия)1933

Чарушин Е. Васька, Бобка и крольчиха (Л.: Детгиз)1934 (переизд. 1936, 1948)

Чуковский К. Цыпленок (М.- Л.: Детгиз)1934 (переизд. 1937, 1938, 1940, 1955, 1958, 1966)

Чарушин Е. Животные жарких стран 1935(Л.: Детгиз)

Чарушин Е. Семь рассказов (М.- Л.: Детгиз)1935 (переизд. 1936, 1937)

Маршак С. Детки в клетке (М.: Издательство детской литературы)1935 (переизд. 1936, 1939, 1947, 1953, 1956, 1957, 1960 в 2 изд-вах, 1964, 1965, 1966, 1967)

Пришвин М. Зверь бурундук (М.- Л.: Детиздат)1935 (переизд. 1936 в 2 изд-вах.)

Пришвин М. Ярик (М.- Л.: Детиздат)1936 (переизд. 1937)

Арсеньев В. К. Дерсу Узала (М.- Л.: Детиздат) 1936(переизд. 1944)

Чарушин Е. Про сороку (М.: Детиздат)1936

Чарушин Е. Три рассказа (М.- Л.: Детиздат) 1937(переизд. 1953, 1955, 1957)

Введенский А. И. Щенок и котенок (М.- Л.: Детиздат) 1937

Олешек — золотые рожки: Сказки северных народов (М.- Л.: Детиздат)1937 (переизд. 1949, 1959)

Чарушин Е. Волчишко. Медвежата (М.: Детиздат)1938

Чарушин Е. Звери жарких и холодных стран (М.- Л.: Детиздат)1938

Чарушин Е. Каждой маме и каждому папе (М.- Л.: Детиздат)1938

Чарушин Е. Никитка и его друзья (М.- Л.: Детиздат)1938 (переизд. 1947, 1962, 1966, 1968, 1973, 1971)

Маршак С. Мой зоосад (М.- Л.: Детиздат)1938

Ушинский К. Бишка (М.- Л.: Детиздат)1938

Шварц Е. Красная Шапочка (М.: Детиздат)1938

Чарушин Е. Маленькие рассказы (М.- Л.: Детиздат)1940 (переизд. 1946, 1948)

Чарушин Е. Охотничьи рассказы (М.- Л.: Детиздат)1940

Чарушин Е. Путешественники (М.- Л.: Детиздат)1940 (переизд. 1947)

Сетон-Томпсон Э. Королевская Аналостанка 1941 (М.- Л.: Детиздат)

Чарушин Е. Моя первая зоология. Ч. 1. На нашем дворе (М.- Л.: Детгиз) 1942 (переизд. 1968)

Чарушин Е. Моя первая зоология. Ч. 2. В лесу (М.- Л.: Детгиз)1942

Бианки В. Чей нос лучше? Рис. Чарушина и Рачёва (М.- Л.: Детгиз)1942

Дьяков В. Красная Армия (М.: Детгиз)1942

Дьяков В. Песенки-байки (М.: Детгиз)1942

Песенки-байки (Киров: Кировское областное изд-во)1942

Чарушин Е. Кот, петух и лиса [Пьеса-сказка для театра теней] (М.: Молодая гвардия)1944

Чарушин Е. Моя первая зоология. Ч. 3. Животные жарких и холодных стран (М.- Л.: Детгиз)1944

Чарушин Е. Медвежата (Л.: Детгиз) 1945(переизд. 1946, 1987)

Чарушин Е. Лиса и заяц (Киров)1946

Чарушин Е., Шумская Е. Шутки (М.- Л.: Детгиз)1946 (переизд. 1954, 1956)

Бианки В. Плавунчик (М.- Л.: Детгиз)1946

Белышев И. Упрямый котенок (М.- Л.: Детгиз1946) (переизд. 1948, 1955)

Чарушин Е. Рассказы (М.- Л.: Детгиз)1947 (переизд. 1948, 1959)

Чарушин Е. Теремок (М.- Л.: Детгиз) 1947(переизд. 1952, 1971, 1973, 1974)

Мамин-Сибиряк Д. Н. Рассказы и сказки. Рис. Чарушина и Кобелева (М.- Л.: Детгиз)1948

Русские сказки про зверей (собрала О.Капица) (М.- Л.: Детгиз)1948 (переизд. 1951)

Чарушин Е. Кот Епифан (Детгиз)1948

Чарушин Е. Что за зверь? (М.- Л.: Детгиз)1948(переизд. 1950, 1956)

Бианки В. Кузя двухвостый (М.- Л.: Детгиз)1948

Чарушин Е. Зверята (М.- Л.: Детгиз) 1949 (переизд. 1958)

Бианки В. Рассказы и сказки. Рис. Чарушина, Курдова, Ризнича, Тырсы (М.- Л.: Детгиз)1949 (переизд. 1951, 1956, 1960, 1963, 1967)

Горький М. Воробьишко (М.- Л.: Детгиз)1949 (переизд. 1956, 1962, 1968, 1971, 1972)

Любимые сказки (в обработке А.Толстого и М.Булатова) 1949(М.- Л.: Детгиз)

Чарушин Е. Избранное / Предисл. И. Бродского (Киров: Кировское обл. гос. Изд-во)1950

Чарушин Е. Про больших и маленьких (М.- Л.: Детгиз) 1950(переизд. 1952, 1953, 1959, 1960, 1973)

Лиса и заяц: русская народная сказка в обработке А.Толстого (М.- Л.: Детгиз)1950

Чарушин Е. Большие и маленькие (М.- Л.: Детгиз) (переизд. 1959, 1973)1951

Мамин-Сибиряк Д. Аленушкины сказки (М.- Л.: Детгиз)1951

Бианки В. Лесные были и небылицы. Рис. Чарушина и, Курдова (Л.: Лениздат)1952 (переизд. 1957, 1969)

Бианки В. Мишка-Башка (М.- Л.: Детгиз)1952 (переизд. 1953, 1961, 1996 — Росмэн)

Сказки Севера (в обработке Г.Меновщика) (М.- Л.: Детгиз)1953

Карнаухова И. Избушка на опушке (Л.: Детгиз)1953

Бианки В. Мастера без топора (Л.: Детгиз)1954

Сладков Н. Медвежья горка (М.- Л.: Детгиз)1954 (переизд. 1967, 1968)


Книжек, предназначенных для маленьких детей, на свете не так уж мало. Обычно это — сказки, коротенькие, но довольно назидательные рассказцы, картинки с подписями и стихи с картинками. Вырастая, человек прочно забывает эти книжки, и лишь немногие из его первых сказок и стихов навсегда остаются для него сказками и стихами. С этим уже ничего не поделаешь — всякие словесные рукоделия, временно исполняющие должность стихов, рассказов и сказок, отмирают очень быстро. Чуть только сыграют они свою скромную роль — объяснят ребенку, отчего и почему идет снег, снабдят его десятком новых слов, — и конец им. Долго живут, долго помнятся только настоящие стихи, сказки и рассказы, вещи с самодовлеющим художественным замыслом, с собственной поэтической задачей. Но эти книги создаются редко. Не всякому, даже и талантливому писателю удается сочетать специфические требования своих маленьких читателей с общими для всей литературы требованиями искусства. Поэтому характеры таких писателей, их склад, их облик кажутся нам особенно интересными. Ведь это их книги раньше всех прочих попадают в руки детей; это они первые вводят в жизнь человека литературу. Евгений Чарушин, художник и писатель, принадлежит именно к этой счастливой категории. Почти все его книги, — а им написано около двадцати книг, — адресованы к самым младшим читателям, к тем, которых правильнее было бы назвать слушателями и зрителями. Область, в которой он работает, самая что ни есть «детская».

Чарушин пишет главным образом о животных. А книги о животных, как известно, интересуют преимущественно детей да специалистов-ученых. Обыкновенный взрослый человек о животных не читает. Однако же, если взрослый человек откроет книжку Евг. Чарушина для того, чтобы прочесть своему пятилетнему сыну один из его рассказов, крупно напечатанных на пяти, на трех или даже на двух страничках, он потом вечером еще раз развернет эту детскую книжку и еще раз прочтет маленький рассказ про медвежат, про лесного котенка или про петуха и про тетерева. Прочтет для себя самого и как-то особенно хорошо улыбнется и вспомнит что-то очень милое, давнее, о чем, может быть, не вспоминал никогда. Как будто у Чарушина есть ключ от самых наших хрупких и тонких воспоминаний, глубоко запрятанных и очень дорогих.

Но это вовсе не значит, что книги Евг. Чарушина, написанные им для детей, нравятся только взрослым и не нравятся детям. Нет, они очень нравятся детям, никак не меньше, чем взрослым, а может быть и больше. Евгению Чарушину удалось одержать двойную победу. И в летописях литературы, а особенно литературы детской, это стоит отметить, потому что подобных побед на двух фронтах вовсе не так уж много, и обычно они достаются только замечательным книгам. Чем же замечательны маленькие рассказы Чарушина, эти простые, незамысловатые рассказы, которые иной раз даже и пересказать трудно, — до того они кажутся неуловимыми в своей наивнейшей простоте?

В них нет ни особого обилия естественно-научных сведений, как, скажем, в книгах В. Бианки; нет ни той добротной занимательности сюжетного детского рассказа, с помощью которой завоевывает своих маленьких читателей О. Перовская, но, очевидно, в них есть нечто большее. Развернем наудачу одну из книжек Чарушина. Она называется «Семь рассказов». Проглядим первый из них. В нем говорятся о том, как охотник где-то в глуши, на лесной укромной полянке заметил котенка. Котенок один играет в траве, а охотник смотрит на него из-за кустов. Смотрит, смотрит и вдруг в ужасе бросается бежать, сломя голову. Ведь этот лесной детеныш — рысенок! Стоит ему подать голос, как на выручку явится рысиха-мать, и тогда несдобровать охотнику. Такова канва этого рассказа, а вот и сам рассказ:

«На полянке ручеек течет. И трава кругом густая, разноцветная, от цветов разноцветная. Тут и пчелы работают, и шмель гудит. А у сосенки, у трехлетки, что мне по колено ростом, толкунцы толкутся, комары. Всей кучей на одном месте подпрыгивают. А полянка-то маленькая, будто комнатка, шагов пять в ширину, десять в длину. Стеной вокруг смородина растет, в смородине рябина, под рябиной — малина. А дальше настоящий лес обступил поляну. Еловый лес. Маленький, маленький котеночек ходит, большеголовый котеночек. Хвост короткий, не хвост, а хвостишко. Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с полкошки всего. Играет себе котеночек. Схватил в рот длинную соломинку, а сам упал на спину и задними ногами соломинку кверху подпинывает. Задние-то ноги у него длинные, куда длиннее передних, а ступни у ног толстые, с подушечками. Надоела котенку соломина. За мухой погнался, потом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головой мотает, — горький, видно, цветок попал. Отплевался, отфыркался, посидел немного так, спокойненько и вдруг тучу толкунцов-комаров заметил. Подполз к ним, прыгнул и передние лапы врозь расставил, — видно, хотел всех комаров в охапку поймать. Да ни одного не поймал…»

И так дальше — еще и еще подробности вплоть до неожиданной драматической развязки, до той секунды, когда охотник бросается удирать от котенка, вдруг поняв, что где-то совсем близко, за цветущими кустами его подстерегает смерть. Но лучшее в рассказе, самое поэтическое, теплое, живое — отнюдь не в развязке. Его центр, его содержание, его задача — это сам рысенок, большеголовый, уморительно-серьезный мохнатый ребенок на лесной полянке. Кажется, ни одно его движение не ускользнуло от жадных, любопытных и восторженных глаз автора. Про него — и только про него — написан весь рассказ. А про что написан рассказ «Медвежата» из книжки «Волчишко и другие», про что -«Птичье озеро» — из книжки «Семь рассказов»? Только про медвежат, только про птиц, живущих в зоопарке. Ведь, в сущности, в рассказах этих вовсе ничего не случается, ничто не происходит. Но читатель и не думает требовать от них случаев или происшествий. Новорожденный утенок, которого, кажется, еще можно запихать обратно в яичную скорлупу, лупоглазый олешек, выглядывающий из своей клетки в зоосаду, карась, вмерзший в прозрачный кусок льда, и даже обыкновенный мох, который «днем под ногами, как огонь, трещит», а по утренней росе «только сипит и пузыри пускает», — все это в рассказах Чарушина само по себе приобретает значение настоящих событий, все это для него не украшающие детали, а самая суть действия. И действие это целиком захватывает читателя, держит его в подъеме живого драматического интереса.

Эта способность оживлять мир, обогащать его событиями — самое существенное качество Чарушина, и основано оно на его необыкновенном умении видеть, на счастливой поэтической зоркости. Поэтическая зоркость — вот настоящий талисман Чарушина, волшебная лампа Аладина. При свете ее все, о чем пишет Чарушин, — звери, птицы, деревья, — все становятся таким удивительным и необычайным, каким оно бывает только тогда, в детстве, когда человеческие глаза видят мир впервые. И вот эту-то первоначальную остроту зрения, это вдохновленное, настороженное внимание удалось сохранить Чарушину. Если бы не было у него этого замечательного свойства, любой его рассказ, пожалуй, мог бы просто растаять в руках у читателя, — так хрупко, так невесомо его фабульное ядро. Но при свете лампы Аладина самая простая история может превратиться в чудесную. Возьмем еще один рассказ Чарушина. Он называется «Петух и тетерев». Это один из лучших его рассказов, но сюжет его, как и во всех прочих чарушинских вещах, более чем примитивен. Ранней весной мальчик отправляется на охоту. Переночевав в избушке лесника, он на рассвете идет к колодцу, чтобы умыться, и тут делается свидетелем удивительной сцены. У него на глазах лесной петух — тетерев — перелетает через забор и вступает в драку с домашним петухом. В пылу битвы враги не замечают маленького охотника, и тот ловит тетерева живьем. Вот и все. А что удалось сделать из этого рассказа Чарушину! Начало его — это настоящая весенняя поэма. Вот он привел своего читателя в старый город на холмах, на вымытую дождями, поросшую травой крышу старого дома. Какая огромная просторная даль вдруг раскрывается перед читателем. Какими пленительными кажутся ему там, вдалеке, и леса с перелесками, и луга, и поляны, и речки с озерами. Какая радость лежать на этой крыше и смотреть, как по воздушным дорогам, то высоко, то низко, стаями летят перелетные птицы. Еле успел наглядеться читатель на этот голубой мир, а писатель уже увел его за собою в лес. Там все по-другому, но не хуже, а только укромнее и таинственнее.


«…Лес все темней да сырей. Свет полосами упирается в мох, в ягоды прошлогодние, в ландышевые поросли. Моховая кочка — вся в клюкве, как подушка в бисере. Рядом пень трухлявый, дряхлый; так и рассыпается рыжей мукой. Гляжу — в самой середине пня ямка, а в ямке тетерочье перо, пестрое, полосатое — желтое с черным. Видно, купалась тут тетерка в сухой трухе, барахталась, на боку лежала, крыльями хлопала, черным куриным глазом глядела…»

Сказочное перо! Кажется, его потеряла не тетерка, а какая-то невиданная птица. Возьмешь его в руки, и не миновать удивительных приключений. А вот и само оно — удивительное приключение. Дикая черная птица, как разбойник, перемахнула через забор и неожиданно очутилась в домашнем курином царстве.

«Ко… ко… ко… ко… коко! — заговорил петух. А косач выгибаться стал. Крылья распустил, будто двумя саблями по земле водит. …Брови у косача красные, как огонь, а весь он черный-черный, только на крыльях белые зеркальца мелькают, да подхвостье белое торчит. …И стали петух и косач сходиться все ближе и ближе. По всем правилам петушиной драки стали сходиться. Оба ведь петухи, только один лесной, другой — домашний!»…


Сцену этого боя хотелось бы переписать целиком, но и отрывок явственно говорит о поэтическом качестве целого. И таковы почти все чарушинские рассказы, в основе которых лежит его счастливое чувство реальности, его памятливая зоркость. Но если только изменит писателю его удивительное зрение, если погаснет хоть на миг лампа Аладина, — не жди удачи. Вот, например, есть у Чарушина книжка «Про сороку». Она принадлежит к разряду так называемых «научных сказок», давно вошедших в обиход детской литературы и все же в своем большинстве довольно сомнительных. Все сказочное, чудесное заменяется в них обычно полезными сведениями, а полезным сведениям в сказке и неудобно и тесно. Но выиграть сражение, можно, разумеется, и на самых неблагоприятных позициях, победа от этого становится только почетнее. Удалось ли на этот раз победить Чарушину? Нет, не удалось. Он не смог ввести в бой свои главные силы — и проиграл. Сказка не позволяет рассказчику участвовать наравне с героями во всех ее перипетиях. Она хочет, чтобы он стоял поодаль и спокойно, почти бесстрастно — с горки — командовал действием. А Чарушин не может оставаться вдалеке от действия. Он смотрит на вещи, как пятилетний мальчик, который глядит на них в первый раз. В этом взгляде и жадность охотника, и пытливость натуралиста, и бескорыстный восторг художника. Если нельзя смотреть в упор, он многого не сумеет разглядеть, да и показать многого, конечно, не сможет. Именно поэтому не удалась ему в полной мере и книжка «Звери жарких и холодных стран». Чарушину не свойственно быть пересказчиком чужого материала. В создании научно-популярных рассказов с ним может успешно конкурировать всякий добросовестный популяризатор, которому до настоящего Чарушина далеко, как от земли до неба. Да и на что Евгению Чарушину эти шубы с чужого плеча? Его талант в том, чтобы видеть своими глазами, говорить своим языком. И язык его почти всегда послушен ему, выразителен и точен. Недаром свою писательскую дорогу он начал с подписей к картинкам, то есть с такой литературной формы, в которой слово должно идти бок о бок с рисунком, нисколько не уступая ему в реалистичности и конкретности. Евгений Чарушин выработал этот свой язык, экономный и живой, способный каждым словом апеллировать к воображению читателя. Более того, он создал и какой-то свой собственный литературный жанр, полностью соответствующий особенностям его дарования. У жанра этого еще нет названия. Творения Чарушина именуют то рассказами, то очерками, то развернутыми подписями к рисункам, то заметками из дневника художника. И все это отчасти верно.

Но вернее всего было бы назвать их «лирическими портретами», если только такое громкое название пристало портретам попугая, оленя, рысят и медвежат. Впрочем, не одних только оленей и медвежат рисует нам Чарушин. Мы узнаем в его портретах тот диковинный, огромный и милый мир, который всегда окружает ребенка, который когда-то окружал и нас в первую пору нашей жизни. Ребенок чувствует себя в этом мире, как дома, а мы благодарны писателю за то, что он хоть на миг вернул нам первоначальную свежесть зрения. И в этом секрет двойной победы Евгения Чарушина. Автор строк: Т. Габбе.

ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЧАРУШИНЫХ

Волшебная фамилия Чарушин знакома мне с самого раннего детства, впрочем, я в этом не оригинален. Первой запомнившейся мне книжкой были «Детки в клетке» с автографом Евгения Ивановича. Я зачитал и засмотрел ее до дыр и, когда книжка распалась на отдельные страницы, картинки из нее висели на стене моей комнаты. У взрослых было много чарушинских книг, и мне давали их посмотреть, предварительно наказав, чтобы я обращался с ними аккуратно. Какие это были книжки! Пронзительное ощущение встречи с детством, с прекрасным миром зверей и птиц, с настоящим искусством возникает у меня, когда я вновь и вновь смотрю на такие шедевры, как «Волчишко», «Черный сокол», «Вольные птицы», «Как мишка большим медведем стал», «Щур», «Стрикс», «Сорока», «Животные жарких и холодных стран»… перечислять можно очень долго. Теперь, больше сорока лет проработав над книжными иллюстрациями, задумываюсь как рисунки, в течение семидесяти лет тиражируемые десятками миллионов экземпляров, совершенно не утратили качеств высокого искусства, не стали привычным ширпотребом? Котлом, где оно выплавлялось, был ленинградский Детгиз — удивительное явление культуры 20-х-30-х годов.

Сколько сверкающих талантов собралось вместе Лебедев, Тырса, Лангины, Ермолаева, Пахомов, Васнецов, Чарушин, Курдов, Маршак, Житков, Шварц, Заболоцкий, Хармс, Введенский, Олейников, Бианки и многие, многие другие. Это были новаторы, сделавшие детскую книгу необыкновенным явлением современного искусства, замеченным и признанным во всем мире. В этой блестящей плеяде Евгений Иванович Чарушин занимал видное и признанное место. Очень хорошими анималистами были и Лебедев, и Тырса, но Чарушин создал свои, ни на кого не похожие образы птиц и зверей. Никто так не чувствовал мягкую пушистую фактуру зверя, пластику его движения и, уж конечно, редко кому удавалось так здорово нарисовать медвежонка, волчонка, птенчика. При их трогательной беззащитности нет никакой условности, слащавости, никакого сюсюканья с детьми. Художник уважает своего маленького зрителя. В основе чарушинского творческого метода лежит пристальное изучение природы, непрерывная работа с натурой, высоко профессиональное отношение к плоскости листа, на котором живым, выразительным пятном располагается изображение, и, главное, невероятная требовательность к себе. Охотник, знавший в лесу всякую пичужку, каждую травинку, наблюдавший героев своих рисунков в дикой природе, он, кроме того, постоянно и много рисовал в зоопарке. Его квартиру населяли десятки птиц и самые разнообразные животные, домашние и дикие. Они были моделями, и, наверное, никто, после китайских и японских художников, не мог так изящно, двумя-тремя прикосновениями изобразить нахохлившуюся ворону или щенка с его неуверенными движениями толстых лап. Своим творческим принципом, идеям лебедевской школы художник оставался верен всегда, а эти идеи и принципы оказали огромное влияние на сына Евгения Ивановича — Никиту Евгеньевича Чарушина. Никиту с отцом я впервые увидел в 1947 году на выставке собак, а вот услышал о Никите я гораздо раньше, и не только потому, что он фигурирует во многих рассказах Евгения Ивановича. Еще до войны, в разговоре старших я услышал: «У Чарушина сын гений, у него уже была выставка, и Тырса, и Пунин в восторге от его работ». В то время детские рисунки выставлялись крайне редко. Мои детские рисунки дома хвалили, что внушало мне уверенность, будто я уже художник. Имена Тырсы и Лунина часто мелькали в разговорах, я смутно представлял их значение, но известие о знаменитом сверстнике мне запомнилось. Потом мы встретились в СХШ. Академическую премудрость в СХШ и на живописном факультете института им. Репина Никита Евгеньевич постигал упорно, но без большого энтузиазма. По-моему, он больше учился в лесу, где с раннего детства был, словно дома. Как и его отец, ходил рисовать в зоопарк, много писал маслом. Творчество товарищей отца оказывало, разумеется, большое влияние на молодого художника, но главным было общение с Владимиром Васильевичем Лебедевым. В послевоенное время прославленный мастер жил очень замкнуто. Чувствуя себя оскорбленным наглыми и совершенно несправедливыми нападками художественной критики, он ограничил свой круг общения несколькими старыми друзьями и крайне редко пускал к себе новых людей. Никите Евгеньевичу выпало счастье пользоваться советами и уроками великого художника. Ученик Лебедева — это самое высокое звание заслуженного художника России, члена-корреспондента Академии художеств Никиты Евгеньевича Чарушина. Путь этого художника не был легким. Прежде всего, сына большого художника всегда ревниво сравнивают с отцом, и поистине нужно обладать чарушинским характером, чтобы, не отрекаясь ни от чего, во что он верил, продолжать творческие поиски и находить все новые и новые решения. Характерно, что главные, этапные работы Чарушин создавал в Москве. Его привлек к работе в московском Детгизе Самуил Алянский, известнейший редактор, первый издатель поэмы «Двенадцать» А. Блока. В 1969 году вышла книжка «Невиданные звери» — великолепная работа, заставляющая вспоминать пещерные росписи Альтамиры. Никита Евгеньевич сделал много книг, несмотря на то, что его взыскательность к собственной работе превращает труд художника в настоящую каторгу. Достаточно взглянуть на такие работы, как «Моя первая зоология», «Пусть поют птицы», чтобы убедиться — ищет новые пути, новые краски. Откровением для меня стали его перовые иллюстрации к Соколову-Микитову. В черно-белом рисунке с удивительной живописностью передано ощущение северной природы, скупой, серой и прекрасной. Недавно в Японии вышел великолепно изданный двухтомник Н.И. Сладкова с рисунками Чарушина, это, без сомнения, самое значительное книжное событие последнего десятилетия. В 2000 г. Никите Евгеньевичу Чарушину присвоено звание народного художника России. С художницей Натальей Никитичной Чарушиной я тоже познакомился очень давно, хотя она достаточно молода. В 1970 году в Русском музее состоялась грандиозная выставка детских рисунков. Там было много хороших работ, но сейчас, через тридцать лет, я могу вспомнить только большой, яркий, выразительный портрет Николая Ивановича Кострова. Уверенно, смело! Удивительное сходство! Вероятно, в генетическом коде семьи Чарушиных заложено столь раннее развитие художественного таланта. Наташа Чарушина после первого триумфа много училась, блестяще закончила Академию художеств с замечательной дипломной работой «Путешествие Нильса с дикими гусями», издала первую, очень хорошо выдуманную книгу «На все четыре лапы» и … Что произошло потом, мы, к сожалению хорошо знаем. Лишь разрухой и одичанием, царящими в нашем книгоиздательском деле, можно объяснить то, что сейчас мы не видим новых книг Натальи Никитичны. Однако, художница молода, у нее есть талант, мастерство, воля. Она — Чарушина, и этим все сказано. В семидесятом году Наташе было шесть лет, чуть больше сейчас Жене Чарушиной-Капустиной, младшей представительнице династии, чьи прекрасные рисунки радуют глаз на этой выставке. Невольно задумываешься о судьбе этой династии, в которой столько поколений идут трудным и прекрасным путем искусства. Корни этого подвижнического служения, конечно, прежде всего в семье. Говоря о семье Чарушиных, нельзя не вспомнить Полину Леонидовну Чарушину — жену, друга, помощника Никиты Евгеньевича. Она была великолепным техническим редактором. Полиной Леонидовной сделаны технические макеты ко всем последним книгам Евгения Ивановича Чарушина и технические макеты практически ко всем книгам Никиты Евгеньевича.

«Семья, немного старинная, интеллигентная, где есть идеалы, а нормой жизни являются честность, доброта, преданность искусству», — такими словами Н.А. Костров охарактеризовал семью Ивана Аполлоновича Чарушина, главного архитектора города Вятки, самого старшего участника этой выставки. Эти слова можно без всяких натяжек отнести и к семье Никиты Евгеньевича.

«Часто бывает, что детские увлечения человек проносит через всю жизнь. Так было с моим отцом — архитектором-художником. Он помнит себя в детстве строителем домов, дворцов и вокзалов. И в семьдесят шесть лет он строит с не меньшим наслаждением и увлечением», — писал Евгений Иванович в 1937 году. Лучше не скажешь! Именно замечательному художнику, очень много строившему, еще больше проектировавшему, мечтателю-идеалисту мы благодарны за то, что существует Дом Чарушиных. Автор строк: В. Траугот, художник.


Читаем с интересом — Рассказ Лисята читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.   У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка. Это были шустрые и беспокойные зверьки. Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпалисПодробнее…

Читаем с интересом — Рассказ Томка читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.   У охотника я увидел пёсика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий. Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и уПодробнее…

Читаем с интересом — Рассказ Как Томка научился плавать читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.   Мы пошли гулять и взяли с собой Томку. Сунули его в портфель, чтобы он не устал. Пришли к озеру, сели на берег и стали кПодробнее…

Читаем с интересом — Рассказ Томка испугался читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.   Когда Томка был совсем ещё небольшим щенком, я взял его с собой на охоту. Пускай приучается. Вот ходим мы с ним. Томка за бабочка�Подробнее…

Читаем с интересом — Рассказ Томкины сны читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.   Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то. Спрашивают у меня ребята: — Почем�Подробнее…

Читаем с интересом — Рассказ Злая Галя читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.   Девочка Галя Столбова пошла в зоосад. В зоосаду, в птичнике, павлин показывал свой замечательный хвост. Зелёный, блестящий, с синими пя�Подробнее…

Читаем с интересом — Рассказ Удивительный почтальон читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.   Мальчик Вася со своим папой поехал на дачу. А Васина мама осталась в городе: ей надо было ещё чего-то купить. Мама хотела пПодробнее…

Читаем с интересом — Рассказ Зоосад читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.   В детском саду у ребят жили разные звери. В ящике с песком жила черепаха, её звали Манечка, в деревянной клетке жил белый кролик, его никак Подробнее…

Читаем с интересом — Рассказ Ваня — охотник читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.   Каждый вечер, как начнет смеркаться, на зеленое озимое поле из леса выбегает заяц. И выбегает он все в одно и то же место. У дороги, вПодробнее…

Читаем с интересом — Рассказ Кабаны читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.   Я рисую животных. Рано… Часов в семь-восемь в зоосаду никого не бывает. Рисовать удобно. Никто через плечо не заглядывает, не расспрашиваПодробнее…

Рассказы Евгения Чарушина для детей

64 рассказа

Злая Галя

Злая Галя Злая Галя — рассказ Чарушина Е.И. про случай в зоосаду. Девочка отправилась в зоосад. В птичнике посетители восхищались красивым хвостом павлина. Маленькая вредина швырнула в птицу горсть опилок. Павлин испугался, сложил нарядный хвост, взлетел на насест. Медведю Феде злая Галя Столбова подсунула вместо конфеты камень в фантике. Медвежонок чуть не…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Лисята

Лисята Лисята — рассказ Чарушина Е.И. про шустрых и беспокойных зверьков. Они жили в комнате охотника. Днем спали под кроватью, ночью носились до самого рассвета. Даже по спящему хозяину бегали. Лисята могли мгновенно вскарабкаться по занавескам, вскочить на шкаф или комод. Однажды хозяин вернулся домой, а дружные зверьки исчезли. Расстроенный человек…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Еж

Еж Еж — рассказ Чарушина Е.И. про трусливого охотника. Приятель очень любил сладости и панически боялся мышей. Однажды он получил посылку с вкусными гостинцами, собрался чаевничать, да вдруг в коробке что-то зашуршало. Он решил, что это мышь, забился в самый дальний угол на кровать. Потом оказалось, что это был огромный тараканище. Друг подарил…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 2 мин.)

Медвежата

Медвежата Медвежата — рассказ Чарушина Е.И. про случай в деревне Малые Сосны. Охотники принесли Прасковье Ивановне пару медвежат. Женщина поила малышей молоком из сосок. Сначала они почти все время спали на тулупе. Потом стали быстро расти, кувыркаться по избе. Во время сильных морозов принесли в тепло кур. Первый медвежонок выскочил познакомиться. На него…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 3 мин.)

Рябчонок

Рябчонок Рябчонок — рассказ Чарушина Е.И. про поход за грибами. Автор отправился с Никитой на полянку с россыпью маленьких рыжиков. Решили их засолить. Рядом с елкой Томка забеспокоился, учуял птицу. Оказалось, что за кустом ходит нарядная курочка. Рябуха вела себя странно: ползала, вставала столбиком, вытягивала шею, громко хлопала крыльями, взъерошивала…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 2 мин.)

Томка

Томка Томка — рассказ Чарушина Е.И. про щенка. У знакомого охотника была собака с длинными ушами, коротким хвостом. Песик был понятливый и не грязнуля, отлично помогал на охоте. От него были щенки. Щенята только что научились ходить. Гость задумался, как же проверить, кто толковый, а кто не годится для охоты. Из того, кто только ест да спит, лентяй…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Моя первая зоология

Моя первая зоология Моя первая зоология — рассказы Чарушина Е.И. про разных животных. В лесу живут барсук, кабан-секач, белка, журавль, рысь, медведь, лиса, заяц, сова, тетерев, еж, волк, дятел. Барсук спит всю зиму, питается лягушками и жуками. Кабан любит желуди, а своими клыками может что угодно посечь: дерево, волка, медведя. Белочка ест шишки и грибы. Серый…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 9 мин.)

Большие и маленькие

Большие и маленькие Большие и маленькие — рассказы Чарушина Е.И. про разных животных. Утка с утятами. Дятлы с птенцами. Рябчата с рябчихой. Зайчиха с зайчатами. Белка с бельчатами. Олениха с олененком. Лиса с лисятами. Лосиха с лосенком. Рысь и рысенок. Медведица и медвежата. Бобры и бобрята. Зебры бегают табунками в африканских степях. Они полосатые, гривки у них…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 4 мин.)

Яшка

Яшка Яшка — рассказ Чарушина Е.И. про говорящего ворона. Автор сидел на лавочке в зоосаду, когда птица из вольера потребовала у него горошку. Человек растерялся, потом отдал попрошайке все, что было в карманах: копейку и пирожное. Умная птица сначала покормила пернатую подругу, потом полакомилась сама. Оказывается, говорящими бывают не только попугаи…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Волчишко

Волчишко Волчишко — рассказ Чарушина Е.И. про то, как лесной обитатель попал в город. Волчонка подобрал охотник, пока волчиха отлучилась на охоту. Малыш осторожно выбрался из мешка, его окружали человек, кот и пес. Спрятаться бедняге было некуда. Вдруг кот зашипел, запрыгнул на стол, громко разбилось блюдце, собака залаяла, хозяин рассмеялся. От этого…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Кот Епифан

Кот Епифан Кот Епифан — рассказ Чарушина Е.И. про нового жильца бакенщика. Старик жил в землянке на берегу Волги. В его обязанности входила расстановка предупреждающих бакенов на речных мелях и перекатах. Днем они были хорошо видны пароходам, т.к. бакенщик красил их в красный и белый цвета. На ночь приходилось зажигать в плавучих корзинах огни. Однажды…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 4 мин.)

Друзья

Друзья Друзья — рассказ Чарушина Е.И. про лисенка Ваську и щенка Огарка. Первого так прозвали за кошачьи повадки и умение мяукать, второго – за рыжую шерсть. Звери жили вместе в доме лесника. Спали в обнимку, играли в догонялки. Лисенок взбирался повыше, а щенок весело лаял внизу. Так и выросли вместе. Решил хозяин подержать Ваську на цепи во дворе до…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 2 мин.)

Бульдог

Бульдог Бульдог — рассказ Чарушина Е.И. про Мимку. Это собака французской породы. У щенка еще не было шерсти, просвечивала голубая кожа с розовыми веснушками, хвост был обрублен, нос приплюснут, нижняя губа торчала, задние лапы разъезжались. Ефросинья Николаевна была недовольна сторожем: он не злился на чужаков, не лаял. Хозяйка обзывала Мимку уродом…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 3 мин.)

Военная собака

Военная собака Военная собака — рассказ Чарушина Е.И. про встречу с громадным псом. Автор отправился в гости к пограничнику. Друзья обрадовались встрече, решили почаевничать. Гость поставил греться чайник, но перепачкался и пошел в ванную умываться. Намылил лицо, вдруг вода идти перестала. Автор пошел на кухню, вдруг его остановила оскаленная собака. Мыло все…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 2 мин.)

Что за зверь?

Что за зверь Что за зверь? — рассказ Чарушина Е.И. про кролика. Выпал первый снег. Катя обнаружила звериные следы на крыльце, ступеньках, в саду. Девочка решила познакомиться с таинственным зверьком. Она оставила на крыльце котлетку – гость приходил, но не тронул угощение. И суповая косточка не пришлась ему по вкусу. Зверь полакомился лишь морковкой. Тогда…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Медведь-рыбак

Медведь-рыбак Медведь-рыбак — рассказ Чарушина Е.И. про случай на Камчатке. Весной с началом половодья из Индии прилетает красный певец – воробей-чечевица. В это же время рыба лососевой породы – чавыча переполняет камчатские реки. Она вместе с горбушей приплывает нереститься – метать икру. Рыбины с полными брюхами буквально выпирают из воды, так их много…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 6 мин.)

Путешественники

Путешественники Путешественники — рассказ Чарушина Е.И. про шаловливых лисят. Жили они в комнате у приятеля. Ночью принимались носиться по дому как ошалелые. Прыгали по спящему хозяину, даже по лицу. Однажды цапнули за нос. Пришлось спать, пряча голову под подушкой. Любимой игрушкой было фарфоровое блюдце, потому что оно оглушительно звенело, пока его катали по…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 2 мин.)

Лесной котенок

Лесной котенок Лесной котенок — рассказ Чарушина Е.И. про детеныша рыси. Охотник заметил на маленькой полянке в густом еловом лесу звереныша. У него была большая голова, короткий хвост, пучеглазая мордочка. Малыш игрался с соломинкой, мухой, цветком, комарами, шмелем. Когда он сшиб жужжащего кусача с бутона, насекомое ужалило рысенка, он громко замяукал. Человек…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 2 мин.)

Кабаны

Кабаны Кабаны — рассказ Чарушина Е.И. про то, как звери в зоосаду вырвались из-за решетки. Художник предпочитал рисовать акварели рано утром, когда нет посетителей. В этот раз позировал олень марал, Сережка. В это время дня животные играли: ягуар катал деревянный шар, гималайский медведь-губач стоял на голове, слон ел метлу сторожа, волки кружили быстрой…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 2 мин.)

Томкины сны

Томкины сны Томкины сны — рассказ Чарушина Е.И. про щенка. Томка спал беспокойно: лаял, повизгивал, сучил лапками. Однажды пришли к Никитке ребята, обступили они спящего щенка, удивляются. Папе стало интересно, что, по мнению мальчишек, снится собаке. Стали они гадать. Решили, что он залаял тоненьким голоском, потому что увидел во сне небольшого зайчонка. А…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Хитрая мама

Хитрая мама Хитрая мама — рассказ Чарушина Е.И. про цыплят. Автор любил стрелять из лука. Он обнаружил на высокой густой елке воронье гнездо и решил отомстить хвостатой воровке. Эта ворона в прошлом году утащила двух цыплят. Стал мальчик подкрадываться к дереву, но осторожная птица сразу улетела. Охотник решил затаиться на соседнем дереве. Опять ничего не…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 3 мин.)

Глупые обезьянки

Глупые обезьянки Глупые обезьянки — рассказ Чарушина Е.И. про обезьяньих мамаш. Две обезьянки жили в клетке в зоопарке. Однажды они на глазах посетителей кормили детенышей. Молодая обезьяна ужасно хотела спать, постоянно засыпала, еле удерживала своего малыша. Опытная мать, которая сидела рядом, постоянно тормошила подругу. Сначала дернула за ухо, потом толкнула…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Кошка Маруська

Кошка Маруська Кошка Маруська — рассказ Чарушина Е.И. про питомицу деревенского охотника Никиты Ивановича Пистончикова. Хозяин не ухаживал за ней. Была кошка плешивая и тощая. От такой жизни пришлось ей самой искать себе пропитание. Повадилась она в лес ходить. Ловила мышей, птиц, разоряла гнезда. Стала Маруська пестрой, упитанной, с гладкой нарядной шерсткой…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Бык Забодай

Бык Забодай Бык Забодай — рассказ Чарушина Е.И. про случай в колхозе «Краснолесье». В Кировском лесном краю жил породистый бык. Из-за злого характера его прозвали Забодай. Бодать всех вокруг он начал, когда был теленком. Став крупным быком с огромными острыми рогами, однажды Забодай даже убил медведя. Он настолько озверел, что перестал подпускать к себе…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 3 мин.)

Приятель

Приятель Приятель — рассказ Чарушина Е.И. про попугая. Иван Федорович пришел в гости, стал стучать в дверь. Ему отвечал хриплый, незнакомый голос. На вопрос о здоровье он сказал, что простудился. Потом предложил, чтобы гость сам открыл дверь. На нетерпеливое восклицание, что дверь заперта, подтвердил, что так и есть. Затем он заявил, что не пускать гостей…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Писать увлекательные истории для школьников непросто, но если человек талантлив, то затраченные усилия окупятся сторицей, а произведения будут помнить и читать долгие годы. Евгений Иванович Чарушин – не просто писатель, но еще и гениальный художник, создававший иллюстрации для сказок других авторов, среди которых С. Маршак, М. Пришвин и многие другие. Свои самые известные рассказы он создал в 30-х годах прошлого века, с тех пор их перевели на разные языки и стали читать ученикам 1, 2, 3, 4 классов в разных уголках земного шара. 

Читайте все рассказы онлайн

Если в вашей семейной библиотеке нет произведений Евгения Чарушина, но очень хочется познакомить сына или дочку с творчеством выдающегося писателя, выход есть – чтение электронной версии рассказов. Специально для юных читателей и их родителей наш сайт предлагает тексты полностью и с картинками, так что удовольствие от погружения в истории автора будет максимальным. Взрослым благодаря списку литературы в виртуальной библиотеке будет удобно находить то или иное произведение, а тот факт, что все книги предоставляются бесплатно, станет еще одним весомым аргументом в пользу онлайн чтения.

Ваш ребенок не любит слушать рассказы и отличается гиперактивностью? Выразительно прочитанные короткие тексты о природе и жизни зверей однозначно помогут ему успокоиться, настроиться на позитив, а также вызовут интерес к окружающему миру и поспособствуют быстрому засыпанию. Творчество автора разнообразное, поэтому школьникам будет из чего выбрать, а необычный стиль повествования и продуманность деталей не дадут оторваться от сюжета до самого конца. Читать виртуальные книжки можно когда и где угодно!

Популярные рассказы Чарушина:

  • Лисята
  • Еж
  • Друзья
  • Томка
  • Тюпа

Рассказы Евгения Чарушина

Список сказок и рассказов:

Отзывы: 16

  1. Евгений Чарушин пишет просто очаровательные рассказы, они не большие по формату, но очень ёмкие по содержанию. Автор часто объясняет какие-то интересные вещи про животный мир, его приятно читать.

    Ответить

  2. Ангелина

    15.10.2020 в 17:20

    Рассказы классные прочитать бы тысячу раз

    Ответить

  3. Интересные, впечатлительные рассказы, со смыслом. Читаем с ребенком, обсуждаем потом.

    Ответить

  4. 82 слишком много

    Ответить

  5. хороший рассказ никита доктор мне нравится

    Ответить

  6. Конечно рассказы классные нам их задали читать. Но их слишком много

    Ответить

  7. Ксения

    26.03.2021 в 09:21

    Очень классные рассказы и сказки! Просто не оторвёшься от чтения!

    Ответить

  8. Рассказы классные

    Ответить

  9. максим

    13.07.2021 в 12:00

    рассказы класс но проблема: 82 рассказа это ОЧЕНЬ МНОГО

    Ответить

  10. Замечательные рассказы?

    Ответить

  11. рассказы классные но есть 1 минус: 82 рассказа но слава богу мне задали только 16 на дом

    Ответить

  12. у нас сегодня была викторина по рассказам и заняли первое место!!!!!

    Ответить

  13. Замечательные рассказы , но один минус- нет рассказа — Котёнок Тюпа

    Ответить

  14. Анна, здравствуйте! У Чарушина есть 3 рассказа о котенке Тюпе:
    1. Почему Тюпу прозвали Тюпой.
    2. Почему Тюпа не ловит птиц.
    3. Тюпа маленький.

    Эти рассказы есть на сайте.

    Ответить

  15. Vanchetti

    21.12.2021 в 16:49

    рассказы просто очаровательны

    Ответить

  16. arseniy

    14.01.2022 в 09:02

Рассказы Евгения Чарушина: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

  • Рассказ чарушина про тюпу
  • Рассказ чарушина про томку читать весь текст
  • Рассказ чарушина про томку слушать
  • Рассказ чарушина про собаку
  • Рассказ чарушина про кошку маруську