Рассказ чехова казак краткое содержание

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Казак» Чехова
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв
  • 2 Анализ рассказа «Казак» Чехова

В день Пасхи мещанин Максим Торчаков вместе с женой Лизаветой ехал из церкви на свой хутор. Всему рад Максим: празднику, природе, красоте и доброте молодой жены. При дороге больной казак попросил у них кусочек пасочки разговеться в честь праздника. А жена зло отказалась ради «пьяницы» святой кулич резать. И ушла от Максима радость.

«Обидели мы человека!» Он ищет его на прежнем месте, но казака нет. А вдруг это и не казак, а ангел был, чтобы их испытать? Жена его не понимает. Они впервые после свадьбы ругаются. Максим запил, дом пришел в упадок. Максим знал причину: Бог наказал за немилосердие. Долго он потом ждал того казака, чтобы все исправить…

Читательский дневник по рассказу «Казак» Чехова

Сюжет

На Пасху попросил у дороги больной трезвый казак у Максима и Лизаветы Торчаковых кулича разговеться. Для Лизаветы это просто бродяга да пьяница, она отказалась поделиться. Отъехали, и Максима замучила совесть. А жену нет. Искал он того казака, не нашел. Все в их доме стало наперекосяк, Максим запил. Видно, Бог наказал за злые сердца.

Отзыв

Рассказ о том, что счастливый человек должен быть сострадательным, а не эгоистом. Одна неправда может разрушить отношения, семью, дом, судьбу. Рассказ учит приходить на помощь, делиться, жалеть людей, жить по совести, признавать и исправлять свои ошибки, раскаиваться, искать взаимопонимания в семье.

Анализ рассказа «Казак» Чехова

Пасхальный поучительный рассказ. О том, как нечистая совесть омрачает радость. О том, что не каждую ошибку можно исправить. О том, что жена героя не понимает сути праздника. Муж ждет игры солнца, она в нее не верит. Для нее важно внешнее, обряд. Ее душа не «воскресла» для добрых дел.
Герой предполагает, что это был не казак, а святой. Недаром его больше никто не видел.

С другой стороны: того казака нет, но есть другие бедные, несчастные, кому нужна помощь. Максим об этом не думает. Или понимает, что жена будет против. Нет у них взаимопонимания, единодушия. Рассказ учит отзывчивости, готовности к добрым делам, упорству, судить себя строже, чем других, быть христианином не на словах, а на деле.

Обновлено: 10.01.2023

К какому жанру, по вашему мнению, относится прочитанный вами дома рассказ А.П. Чехова? Обоснуйте свою точку зрения.

Пасха – христианский праздник, а Христианство, как известно, оказало глубокое воздействие на мировую литературу. Во многих произведениях нашли свое отражение и и события Священного писания, и церковные праздники. Их перечень различен у православных, католиков, протестантов, но у всех есть Рождество, Пасха, Троица, Вознесение.

На Западе главным праздником стало Рождество, а в Православии – Пасха, праздник в честь воскресения Христа из мертвых. В Православии – это праздник праздников, торжество из торжеств.

Пасха дала русской литературе жанр пасхального рассказа. Пасхальный рассказ связан с праздниками всего Пасхального цикла от Великого поста до Троицы и Духова Дня.

Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви. Его сюжеты: духовное проникновение, нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, воскрешение человека к духовной жизни, изменение человека к лучшему.

Обратимся к содержанию рассказа и определим художественное время и художественное пространство, обозначенное в нем.

Время: окончание Великого поста, рассвет Пасхального дня, Светлое Христово Воскресение.

Пространство: сельская местность, безлюдная степь, хутор Максима Торчакова.

Слово учителя Итак, обратимся к началу рассказа. Прочитаем первый абзац.

Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вез только что освещенный кулич. Солнце еще не всходило, но восток уже румянился, золотился. Было тихо. Перепел кричал свои «пить пойдем! пить пойдем!», да далеко над курганчиком носился коршун, больше во всей степи не было заметно ни одного живого существа.

Вспомните, каково настроение Максима? (Торчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово воскресенье. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую пасху. На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, все представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своем хозяйстве и находил, что все у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и все хорошо; глядел он на жену – и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями. )

Почему настроение Максима было столь радужным? (Сегодня Святой день. Он счастлив в браке: у него жена красавица, добрая, кроткая. Исправное хозяйство. Достаток.)

Только ли душа Максима ликует в этот день? (Нет. Природа тоже ликует. Солнце еще не всходило, восток румянился, золотился.)

Слово учителя Удивительный рассвет. Тишина, мир, покой, как и положено в такой день. Казалось бы полная гармония, человека и природы, духовного и физического начал. А ведь что-то в этом описании не так. Что вносит в него дисгармонию? (…далеко над курганчиком носился коршун… коршун – знак беды.)

Слово учителя Но Максим этого не замечает, Чехов пишет … Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями.

Сказано, велик день! – говорил он. – Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнет играть. Оно каждую пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!

Что слышит в ответ от своей жены?

Как эта фраза характеризует Лизу, жену Максима?

А какой Максим? Какое впечатление у Вас о нем сложилось?

Слово учителя И вот …На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Торчаков и его жена увидели оседланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги. Чтение диалога.

– Христос воскрес! – крикнул ему Максим.
– Воистину воскрес, – ответил казак, не поднимая головы.
– Куда едешь?
– Домой, на льготу.
– Зачем же тут сидишь?
– Да так. захворал. Нет мочи ехать.
– Что ж у тебя болит?
– Весь болю.
– Гм. вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в деревню или на постоялый ехал, а что так сидеть?
Казак поднял голову и обвел утомленными, больными глазами Максима, его жену, лошадь.
– Вы это из церкви? – спросил он.
– Из церкви.
– А меня праздник в дороге застал. Не привел бог доехать. Сейчас сесть бы да ехать, а мочи нет. Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свяченой пасочки разговеться!
– Пасочки? – спросил Торчаков. – Оно можно, ничего. постой, сейчас.

Что вы узнали из этого диалога о человеке, который встретился Торчаковым на полдороге к дому? (Казак. Верующий. Едет домой, окончил службу. Сильно болеет. Хотел попасть в церковь на праздничную службу. Хочет разговеться)

Докажите словами текста, что он, действительно, болен. (обвел утомленными, больными глазами Максима; ответил казак, не поднимая головы; казак через силу поднялся)

Слово учителя: Казак болен, но он постился, видимо, ждал праздника, ему хочется разговеться, т.е. причаститься к празднику.

Смог ли казак разговеться? Почему?

Как ведет себя Лиза?

Права ли она?

Вспомните, что думал Максим о своей жене в начале рассказа? (Она казалась ему красивой, доброй, кроткой.)

Толковый словарь С.И. Ожегова
Кроткий Добрый
Отзывчивый Делающий добро другим
Милый Несущий благо, благополучие
Покорный Незлобивый
Смирный
Библейская энциклопедия
Безгневный Незлобивый или незлобный
Ангелоподобный Безобидный

Соответствует ли Лиза данной характеристике?

Какое слово в предложении сразу говорит о том, что это не соответствует действительности? (Казалась.)

Как повел себя в данной ситуации Максим? А как должен был бы? (Засмеялся.)

В чем вина Максима? (Он послушался жену, хотя она была не права. А православные каноны предписывают жене слушаться мужа. Народная мудрость гласит: «Муж – голова, жена – душа?)

Счастлива ли семья, где жена, такая, как у Максима?

Изменилось ли что-нибудь в природе? (На востоке, крася пушистые облака в разные цвета, засияли первые лучи солнца; послышалась песня жаворонка. Уж не один, три коршуна, в отдалении друг от друга, носились над степью. Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве закричали кузнечики. Тучи сгущаются – беда все ближе.)

Казак называет Максима и Лизу православные. Можно ли их так назвать? (Нет. Православные не могут отказать в помощи.)

Максим и Лиза постились, службу отстояли, яйца и пасочку освятили. Как вы считаете, сильна ли вера Торчаковых? (Нет. Они делают это лишь потому, что все так делают, что так положено, т.е. это для них обряд)

Заповеди Господни.

  1. Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоей, всею мыслию твоей.
  2. Возлюби ближнего твоего, как сам себя.
  3. Не сотвори себе кумира.
  4. Не называй имени Господа Бога твоего всуе.
  5. Чти отца твоего и матерь твою.
  6. Не убий.
  7. Не укради.
  8. Не возводи на друга своего ложного свидетельства.
  9. Помни же день субботний: шесть дней делай и сотвори все дела твои. Суббота Господу Богу твоему.

Какую заповедь нарушают Максим и Лиза?

Симфония потворения Тихону Задонскому.

Всякий человек друг другу есть ближний: разумный – невежде, молодой и здоровый – старому , здоровый – немощному, сильный – беззаступному, свободный – заключенному в темнице, имеющий дом – странному.

Как Максим и Лиза относятся к произошедшему с ними в пути?

Слово учителя: Давайте проследим по тексту переживания Максима. Я начну а вы продолжите.

Солнце взошло, но играло оно или нет, Торчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чем-то думал и не спускал глаз с черного хвоста лошади. неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто ее и не было.

Работа с текстом.

Слово учителя: Максим не нашел казака и, и уныние вернулось.

Сидит у меня этот казак в голове и хоть ты что! – сказал он жене. – Не дает спокою. Я все думаю: а что, ежели это бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал. Ведь бывает это. Нехорошо, Лизавета, обидели мы человека!

Отчего же Максим лишился душевного равновесия? (Он страдает, он обидел человека, жена его не понимает, она способна оболгать человека.)

Да что ты ко мне с казаком пристал? – крикнула Лизавета, выходя из терпения. – Пристал, как смола!
– А ты, знаешь, не добрая. – сказал Максим и пристально поглядел ей в лицо.
И он впервые после женитьбы заметил, что его жена не добрая.
– Пущай я не добрая, – крикнула она и сердито стукнула ложкой, – а только не стану я всяким пьяницам свяченую паску раздавать!
– А нешто казак пьяный?
– Пьяный!
– Почем ты знаешь?
– Пьяный!
– Ну и дура!

Изменилось ли представление Максима о жене?

До встречи с казаком После встречи с казаком
Красивая
Добрая
Кроткая
Злая
Некрасивая
Немилосердная
Глупая

Милосердие – милое сердце – умение сострадать, понимать чужую боль.

Почему жизнь героя разладилась? (Не прошел испытание на милосердие, сострадание, умение любить ближнего своего)

Осознал ли Максим то, что с ним произошло? Да

Покаялся ли? Нет. Совершил еще больший грех – запил.

Слово учителя: Рассказ заканчивается многоточием… Автор предоставляет право читателям додумать, что же будет дальше.

Как вы считаете, что стало с казаком?

Возможно ли преображение Максима?

Слово учителя: Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви, в нем говорится о нравственном перерождении человека. Произошло ли перерождение нашего героя. Нет. Но он осознал свое ошибку, понял, что поступил неправильно. Скорее всего рано или поздно он придет к покаянию, и тогда душа его воскреснет и откроется для любви к ближнему.

Каждая встреча может быть во спасение, а может быть во грех – говорил один из православных святых. Помните об этом. Совершая поступок, послушайте свое сердце. Я надеюсь, что оно подскажет вам, как поступить правильно.

libking

Антон Чехов — Казак краткое содержание

Казак — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Чехов Антон Павлович

Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вез только что освещенный кулич. Солнце еще не всходило, но восток уже румянился, золотился. Было тихо. Перепел кричал свои «пить пойдем! пить пойдем!», да далеко над курганчиком носился коршун, в больше во всей степи не было заметно ни одного живого существа.

Торчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово воскресенье. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую пасху. На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, все представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своем хозяйстве и находил, что все у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и все хорошо; глядел он на жену — и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями. А когда он по пути забежал в кабак закурить папиросу и выпил стаканчик, ему стало еще веселее.

— Сказано, велик день! — говорил он. — Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнет играть. Оно каждую пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!

— Оно не живое, — заметила жена.

— Да на нем люди есть! — воскликнул Торчаков. — Ей-богу, есть! Мне Иван Степаныч рассказывал — на всех планетах есть люди, на солнце и на месяце! Право. А может, ученые и брешут, нечистый их знает! Постой, никак лошадь стоит! Так и есть! На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Торчаков и его жена увидели оседланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.

— Христос воскрес! — крикнул ему Максим.

— Воистину воскрес, — ответил казак, не поднимая головы.

— Домой, на льготу.

— Зачем же тут сидишь?

— Да так. захворал. Нет мочи ехать.

— Что ж у тебя болит?

— Гм. вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в деревню или на постоялый ехал, а что так сидеть?

Казак поднял голову и обвел утомленными, больными глазами Максима, его жену, лошадь.

— Вы это из церкви? — спросил он.

— А меня праздник в дороге застал. Не привел бог доехать. Сейчас сесть бы да ехать, а мочи нет. Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свяченой пасочки разговеться!

— Пасочки? — спросил Торчаков. — Оно можно, ничего. постой, сейчас.

Максим быстро пошарил у себя в карманах, взглянул на жену и сказал:

— Нету у меня ножика, отрезать нечем. А ломать-то — не рука, всю паску испортишь. Вот задача! Поищи-ка, нет ли у тебя ножика?

Казак через силу поднялся и пошел к своему седлу за ножом.

— Вот еще что выдумали! — сердито сказала жена Торчакова. — Не дам я тебе паску кромсать! С какими глазами я ее домой порезанную повезу? И видано ль дело — в степи разговляться. Поезжай на деревню к мужикам да там и разговляйся!

Жена взяла из рук мужа кулич, завернутый в белую салфетку, и сказала:

— Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свяченая паска, и грех ее без толку кромсать.

— Ну, казак, не прогневайся! — сказал Торчаков и засмеялся. — Не велит жена! Прощай, путь-дорога! Максим тронул вожжи, чмокнул, и бричка с шумом покатила дальше. А жена все еще говорила, что резать кулич, не доехав до дому, — грех и не порядок, что все должно иметь свое место и время. На востоке, крася пушистые облака в разные цвета, засияли первые лучи солнца; послышалась песня жаворонка. Уж не один, три коршуна, в отдалении друг от друга, носились над степью. Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве закричали кузнечики.

Отъехав больше версты, Торчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль.

— Не видать казака. — сказал он. — Экий сердяга, вздумал в дороге хворать! Нет хуже напасти: ехать надо, а мочи нет. Чего доброго, помрет в дороге. Не дали мы ему, Лизавета, паски, а небось и ему надо было дать. Небось и ему разговеться хочется.

Солнце взошло, но играло оно или нет, Торчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чем-то думал и не спускал глаз с черного хвоста лошади. Неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто ее и не было.

Приехали домой, христосовались с работниками; Торчаков опять повеселел и стал разговаривать, но как сели разговляться и все взяли по куску свяченого кулича, он невесело поглядел на жену и сказал:

— А нехорошо, Лизавета, что мы не дали тому казаку разговеться.

— Чудной ты, ей-богу! — сказала Лизавета и с удивлением пожала плечами. — Где ты взял такую моду, чтобы свяченую паску раздавать по дороге? Нешто это булка? Теперь она порезана, на столе лежит, пущай ест, кто хочет, хоть и казак твой! Разве мне жалко?

— Так-то оно так, а жалко мне казака. Ведь он хуже нищего и сироты. В дороге, далеко от дому, хворый.

Торчаков выпил полстакана чаю и уж больше ничего не пил и не ел. Есть ему не хотелось, чай казался невкусным, как трава, и опять стало скучно. После разговенья легли спать. Когда часа через два Лизавета проснулась, он стоял у окна и глядел во двор.

— Ты уже встал? — спросила жена.

— Не спится что-то. Эх, Лизавета, — вздохнул он, — обидели мы с тобой казака!

— Ты опять с казаком! Дался тебе этот казак. Бог с ним.

— Он царю служил, может кровь проливал, а мы с ним, как с свиньей обошлись. Надо бы его больного домой привесть, покормить, а мы ему даже кусочка хлеба не дали.

— Да, так дам я тебе паску портить. Да еще свяченую! Ты бы ее с казаком искромсал, а я бы потом дома глазами лупала? Ишь ты какой! Максим потихоньку от жены пошел в кухню, завернул в салфетку кусок кулича и пяток яиц и пошел в сарай к работникам.

— Кузьма, брось гармонию, — обратился он к одному из них. — Седлай гнедого или Иванчика и езжай поживее к Кривой Балочке. Там больной казак с лошадью, так вот отдай ему это. Может, он еще не уехал.

Максим опять повеселел, но, прождав несколько часов Кузьму, не вытерпел, оседлал лошадь и поскакал к нему навстречу. Встретил он его у самой Балочки.

— Ну что? Видал казака?

— Нигде нету. Должно, уехал.

Торчаков взял у Кузьмы узелок и поскакал дальше. Доехав до деревни, он спросил у мужиков:

— Братцы, не видали ли вы больного казака с лошадью? Не проезжал ли тут? Из себя рыжий, худой, на гнедом коне.

Мужики поглядели друг на друга и сказали, что казака они не видели.

— Обратный почтовый ехал, это точно, а чтоб казак или кто другой такого не было.

Вернулся Максим домой к обеду.

— Сидит у меня этот казак в голове и хоть ты что! — сказал он жене. Не дает спокою. Я все думаю: а что, ежели это бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал. Ведь бывает это. Нехорошо, Лизавета, обидели мы человека!

О глобальных спорах слышать не приходилось,
но рассказ удивительный и правдивый.

На самый светлый праздник христиан Светлое Христово Воскресение —
Пасху — Максим Торчаков вместе с женой возвращаются
из церкви с освящённым куличом и яйцами.
Как будто сам господь испытывает их Веру и Любовь к ближнему в этот
день: посылает им по дороге домой встречу с измождённым казаком,
больным и усталым, у которого нет сил доехать до дома.

Он просит православных об одном: «свячёной пасочки разговеться».
Жена воспротивилась — не дала резать в дороге освящённую «паску».
Максим пошёл на поводу у жены — не дали казаку ничего.

И с той минуты, когда супружеская чета садится за стол, с супругом
начинают происходить «чудеса»: он не может пить, есть — перед глазами
его стоит больной казак, которого они с женой обделили.

Пасхальная история.
Явление чуда.
Неверие в чудо.
Тоска по чуду.

Начинается духовное перерождение героя: его не радует праздник,
он заявляет, что жена «недобрая, немилосердная, глупая»
Одна незначительная, на первый взгляд, встреча в корне меняет
героя и его отношение к окружающим.
Он уверен, что перед ним был или сам Господь, или его посланник.

Вспомнилось стихотворение С. Есенина. Тема, как мне думается,
одна и та же — Любовь, Сострадание, Милосердие:

* * *
Шел господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.

В муках совести рождается у Максима любовь к ближнему,
и, мне кажется, небезуспешно.
Ведь рассказ условно заканчивается фигурой умолчания,
а она, как известно, зaключaется в тoм, чтo aвтop нe дo кoнцa
выpaжaeт мыcль, пpeдocтaвляя читaтeлю caмoмy дoгaдaтьcя,
чтo имeннo ocтaлocь нeвыcкaзaнным.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Антон Чехов Казак

Казак: краткое содержание, описание и аннотация

Антон Чехов: другие книги автора

Кто написал Казак? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Антон Чехов: Мальчики

Мальчики

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Антон Чехов: Белолобый

Белолобый

Антон Чехов: Размазня

Размазня

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Казак — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Антон Павлович Чехов

Горчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово воскресенье. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую Пасху. На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, всё представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своем хозяйстве и находил, что всё у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и всё хорошо; глядел он на жену – и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями. А когда он по пути забежал в кабак закурить папиросу и выпил стаканчик, ему стало еще веселее…

– Сказано, велик день! – говорил он. – Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнет играть. Оно каждую Пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!

– Оно не живое, – заметила жена.

– Да на нем люди есть! – воскликнул Горчаков. – Ей-богу, есть! Мне Иван Степаныч рассказывал – на всех планетах есть люди, на солнце и на месяце! Право… А может, ученые и брешут, нечистый их знает! Постой, никак лошадь стоит! Так и есть!

На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Горчаков и его жена увидели оседланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.

– Христос воскрес! – крикнул ему Максим.

– Воистину воскрес, – ответил казак, не поднимая головы.

– Домой, на льготу.

– Зачем же тут сидишь?

– Да так… захворал… Нет мочи ехать.

– Что ж у тебя болит?

– Гм… вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в деревню или на постоялый ехал, а что так сидеть?

Казак поднял голову и обвел утомленными больными глазами Максима, его жену, лошадь.

– Вы это из церкви? – спросил он.

– Пасочки? – спросил Горчаков. – Оно можно, ничего… Постой, сейчас…

Максим быстро пошарил у себя в карманах, взглянул на жену и сказал:

– Нету у меня ножика, отрезать нечем. А ломать-то – не рука, всю паску испортишь. Вот задача! Поищи-ка, нет ли у тебя ножика?

Казак через силу поднялся и пошел к своему седлу за ножом.

– Вот еще что выдумали! – сердито сказала жена Горчакова. – Не дам я тебе паску кромсать! С какими глазами я ее домой порезанную повезу? И видано ль дело – в степи разговляться! Поезжай на деревню к мужикам да там и разговляйся!

Жена взяла из рук мужа кулич, завернутый в белую салфетку, и сказала:

– Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свяченая паска, и грех ее без толку кромсать.

– Ну, казак, не прогневайся! – сказал Горчаков и засмеялся. – Не велит жена! Прощай, путь-дорога!

Максим тронул вожжи, чмокнул, и бричка с шумом покатила дальше. А жена всё еще говорила, что резать кулич, не доехав до дому, – грех и непорядок, что всё должно иметь свое место и время. На востоке, крася пушистые облака в разные цвета, засияли первые лучи солнца; послышалась песня жаворонка. Уж не один, три коршуна, в отдалении друг от друга, носились над степью. Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве затрещали кузнечики.

Отъехав больше версты, Горчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль.

– Не видать казака… – сказал он. – Экий сердяга, вздумал в дороге хворать! Нет хуже напасти: ехать надо, а мочи нет… Чего доброго, помрет в дороге… Не дали мы ему, Лизавета, паски, а небось и ему надо было дать. Небось и ему разговеться хочется.

Солнце взошло, но играло оно или нет, Горчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чем-то думал и не спускал глаз с черного хвоста лошади. Неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто ее и не было.

Приехали домой, христосовались с работниками; Горчаков опять повеселел и стал разговаривать, но как сели разговляться и все взяли по куску свяченого кулича, он невесело поглядел на жену и сказал:

Читайте также:

      

  • Пятнадцатилетний капитан краткое содержание для читательского дневника
  •   

  • Сказки гофмана краткое содержание
  •   

  • Опасные и вредные факторы воздействующие на работников пищеблока детского сада
  •   

  • Объекты всоко в школе
  •   

  • Аппликация ко дню шахтера в детском саду

Казак, Антон Павлович Чехов

Казак, Антон Павлович Чехов — рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание

Автор:

Антон Павлович Чехов

Категория:

Художественная литература для детей

Жанр:

Детям и родителям

Оценка редакции (1-10):

10

О книге


  • 2012

    Год первого издания книги

Краткое содержание

Перед героем рассказа, Максимом Горчаковым, когда он на Пасху ехал из храма и встретил по дороге больного казака, который попросил уделить ему кусок освящённого кулича, сначала не стояло выбора. Он, не задумываясь, стал искать нож, чтобы отрезать для казака пасхальной снеди. Но вот незадача — этому его доброму порыву настойчиво воспротивилась жена, ни в какую не давая резать кулич. Можно поддаться упрямству жены, которая в качестве доводов выставляет предрассудки, не имеющие ничего общего с христианством, а можно поплыть против течения и исполнить заповедь Божию. Как поступит Максим?

Купить книгу в книжных интернет-магазинах


  • Купить на Yakaboo

Другие детские книги, книги для родителей

Забавное видео

В 2 года родители подарили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш сейчас!

Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

до 20 000 грн.

макс сумма

История создания

Рассматриваемое произведение было написано Антоном Павловичем в 1887 году, в дни пасхальных праздников, в первое время его пребывания в Таганроге. Вдохновение посетило его во время путешествия на поезде — именно по этой причине поезд является основным местом действия, прописанным в его творении.

Действующие лица выдуманы и не имеют реалистичной подоплеки, а сюжетная линия основана на многочисленных увиденных событиях в вагонах и купе.

Тема произведения

Казак Чехов анализ

Антон Павлович Чехов акцентирует внимание читателей на следующих темах:

  • тема нравственности поступков;

  • тема сострадания;

  • тема совести.

Первая тема раскрывается в отношениях взаимодействия Максима Торчакова, его супруги и случайного путника. Арендатор хутора искренне хотел помочь казаку в пасхальное утро, тем самым олицетворяя сторону добра в рассказе, однако его жена выказала строгость, черствость и безнравственность, встав на своеобразную сторону зла в произведении.

Вторая тема опять же раскрывается через образ главного героя рассказа, который открылся казаку, продемонстрировал сочувствие и сострадание, а после на протяжении долгой жизни корил себя за то, что не остановил супругу в ее бесчеловечных суждениях.

Третья тема вновь раскрывается через образ Максима Торчакова. Он в действительности чувствовал вину за то, что не помог пострадавшему и обездоленному путнику в трудный период его жизни. Совесть, мучающая его, не позволила мужчине спокойно жить, и его настоящее постепенно скатилось в безрадостное будущее.

Главные герои

Прежде чем приступить к композиционному и жанровому анализу «Казака» Чехова, стоит поговорить о главных героях рассказа, через призму поведения которых раскрываются немаловажные темы и структурные составляющие произведения. Итак, персонажами произведения являются:

  • Максим Торчаков — главный герой, выступающий в роли арендатора, который впервые празднует Пасху с супругой.

  • Супруга Максима Торчакова — женщина строгих нравов, обладающая беспринципным и тяжелым характером.

  • Казак — захворавший в пути мужчина, который сталкивается с главным героем и его женой в поезде и просит молодую пару о помощи в священный божественный день.

Композиция рассказа

Композиция произведения соответствует типичному построению рассказа как литературного жанра:

  • экспозиция: место действия — поезд, время действия — раннее утро;

  • завязка: встреча казака с арендатором хутора и его супругой в купе;

  • развитие действия: просьба о куске священного хлеба со стороны казака;

  • кульминация: отказ жены арендатора хутора в высказанной просьбе;

  • развязка: чувство совести, одолевающее Максима Торчакова, отсутствие радости в жизни и постоянное переживание, усиливающее со временем;

  • заключение: расстройство жизни главного героя из-за нарастающего чувства совести, пьянство и постоянные ссоры с супругой из-за ее поступка.

Жанр произведения

Жанр творения Антона Чехова — рассказ, который соответствует его основным характеристикам как литературного направления: произведения русского писателя имеет небольшой объем, одну сюжетную линию, ограниченность места и времени действия, легкость динамичности повествования, малое количество основных действующих лиц и значимую концовку, выступающую в качестве нравственного жизненного урока.

Чехов Антон Павлович

Казак

А.П.ЧЕХОВ

КАЗАК

Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вез только что освещенный кулич. Солнце еще не всходило, но восток уже румянился, золотился. Было тихо… Перепел кричал свои «пить пойдем! пить пойдем!», да далеко над курганчиком носился коршун, в больше во всей степи не было заметно ни одного живого существа.

Торчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово воскресенье. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую пасху. На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, все представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своем хозяйстве и находил, что все у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и все хорошо; глядел он на жену — и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями. А когда он по пути забежал в кабак закурить папиросу и выпил стаканчик, ему стало еще веселее…

— Сказано, велик день! — говорил он. — Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнет играть. Оно каждую пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!

— Оно не живое, — заметила жена.

— Да на нем люди есть! — воскликнул Торчаков. — Ей-богу, есть! Мне Иван Степаныч рассказывал — на всех планетах есть люди, на солнце и на месяце! Право… А может, ученые и брешут, нечистый их знает! Постой, никак лошадь стоит! Так и есть! На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Торчаков и его жена увидели оседланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.

— Христос воскрес! — крикнул ему Максим.

— Воистину воскрес, — ответил казак, не поднимая головы.

— Куда едешь?

— Домой, на льготу.

— Зачем же тут сидишь?

— Да так… захворал… Нет мочи ехать.

— Что ж у тебя болит?

— Весь болю.

— Гм… вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в деревню или на постоялый ехал, а что так сидеть?

Казак поднял голову и обвел утомленными, больными глазами Максима, его жену, лошадь.

— Вы это из церкви? — спросил он.

— Из церкви.

— А меня праздник в дороге застал. Не привел бог доехать. Сейчас сесть бы да ехать, а мочи нет… Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свяченой пасочки разговеться!

— Пасочки? — спросил Торчаков. — Оно можно, ничего… постой, сейчас…

Максим быстро пошарил у себя в карманах, взглянул на жену и сказал:

— Нету у меня ножика, отрезать нечем. А ломать-то — не рука, всю паску испортишь. Вот задача! Поищи-ка, нет ли у тебя ножика?

Казак через силу поднялся и пошел к своему седлу за ножом.

— Вот еще что выдумали! — сердито сказала жена Торчакова. — Не дам я тебе паску кромсать! С какими глазами я ее домой порезанную повезу? И видано ль дело — в степи разговляться. Поезжай на деревню к мужикам да там и разговляйся!

Жена взяла из рук мужа кулич, завернутый в белую салфетку, и сказала:

— Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свяченая паска, и грех ее без толку кромсать.

— Ну, казак, не прогневайся! — сказал Торчаков и засмеялся. — Не велит жена! Прощай, путь-дорога! Максим тронул вожжи, чмокнул, и бричка с шумом покатила дальше. А жена все еще говорила, что резать кулич, не доехав до дому, — грех и не порядок, что все должно иметь свое место и время. На востоке, крася пушистые облака в разные цвета, засияли первые лучи солнца; послышалась песня жаворонка. Уж не один, три коршуна, в отдалении друг от друга, носились над степью. Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве закричали кузнечики.

Отъехав больше версты, Торчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль.

— Не видать казака… — сказал он. — Экий сердяга, вздумал в дороге хворать! Нет хуже напасти: ехать надо, а мочи нет… Чего доброго, помрет в дороге… Не дали мы ему, Лизавета, паски, а небось и ему надо было дать. Небось и ему разговеться хочется.

Солнце взошло, но играло оно или нет, Торчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чем-то думал и не спускал глаз с черного хвоста лошади. Неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто ее и не было.

Приехали домой, христосовались с работниками; Торчаков опять повеселел и стал разговаривать, но как сели разговляться и все взяли по куску свяченого кулича, он невесело поглядел на жену и сказал:

— А нехорошо, Лизавета, что мы не дали тому казаку разговеться.

— Чудной ты, ей-богу! — сказала Лизавета и с удивлением пожала плечами. — Где ты взял такую моду, чтобы свяченую паску раздавать по дороге? Нешто это булка? Теперь она порезана, на столе лежит, пущай ест, кто хочет, хоть и казак твой! Разве мне жалко?

— Так-то оно так, а жалко мне казака. Ведь он хуже нищего и сироты. В дороге, далеко от дому, хворый…

Торчаков выпил полстакана чаю и уж больше ничего не пил и не ел. Есть ему не хотелось, чай казался невкусным, как трава, и опять стало скучно. После разговенья легли спать. Когда часа через два Лизавета проснулась, он стоял у окна и глядел во двор.

— Ты уже встал? — спросила жена.

— Не спится что-то… Эх, Лизавета, — вздохнул он, — обидели мы с тобой казака!

— Ты опять с казаком! Дался тебе этот казак. Бог с ним.

— Он царю служил, может кровь проливал, а мы с ним, как с свиньей обошлись. Надо бы его больного домой привесть, покормить, а мы ему даже кусочка хлеба не дали.

— Да, так дам я тебе паску портить. Да еще свяченую! Ты бы ее с казаком искромсал, а я бы потом дома глазами лупала? Ишь ты какой! Максим потихоньку от жены пошел в кухню, завернул в салфетку кусок кулича и пяток яиц и пошел в сарай к работникам.

— Кузьма, брось гармонию, — обратился он к одному из них. — Седлай гнедого или Иванчика и езжай поживее к Кривой Балочке. Там больной казак с лошадью, так вот отдай ему это. Может, он еще не уехал.

Максим опять повеселел, но, прождав несколько часов Кузьму, не вытерпел, оседлал лошадь и поскакал к нему навстречу. Встретил он его у самой Балочки.

— Ну что? Видал казака?

— Нигде нету. Должно, уехал.

— Гм… история!

Торчаков взял у Кузьмы узелок и поскакал дальше. Доехав до деревни, он спросил у мужиков:

— Братцы, не видали ли вы больного казака с лошадью? Не проезжал ли тут? Из себя рыжий, худой, на гнедом коне.

Мужики поглядели друг на друга и сказали, что казака они не видели.

— Обратный почтовый ехал, это точно, а чтоб казак или кто другой такого не было.

Вернулся Максим домой к обеду.

— Сидит у меня этот казак в голове и хоть ты что! — сказал он жене. Не дает спокою. Я все думаю: а что, ежели это бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал. Ведь бывает это. Нехорошо, Лизавета, обидели мы человека!

Читать дальше

  • Рассказ чехова блины краткое содержание
  • Рассказ чехова белолобый читать полностью
  • Рассказ чехова белолобый распечатать текст
  • Рассказ чехова белолобый краткое содержание
  • Рассказ чехова казак краткий пересказ