Рассказ чехова о любви посвящен исследованию

Произведения русского писателя и драматурга конца 19 века Антона Павловича Чехова отличаются своей краткостью, его маленькие юмористические рассказы, повести и пьесы известны многим. Цикл «Маленькие трилогии», в который входит рассказ «О любви», о котором в дальнейшем пойдёт речь, является его самой известной и полюбившейся читателям работой. Многомудрый Литрекон представляет Вам разбор произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Композиция 
  • 4 Суть
  • 5 Главные герои и их характеристика 
  • 6 Темы и проблемы
  • 7 Смысл
  • 8 Символы и художественные детали
  • 9 Чему учит?

История создания

«О любви» завершает вышеупомянутый цикл «Маленькие трилогии», рассказ был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль». В своих записных книжках Чехов упоминал об этом рассказе, задумка появилась еще в 1895 году, но он начал работать над ним только в 1898. Кроме «О любви», он также писал известный «Крыжовник», оба произведения появились на страницах «Русской мысли» в августе того же года. 

В биографии Чехова присутствовала Лидия Александровна Авилова, их судьба схожа с судьбой героев рассказа – нелюбимый, но уважаемый муж Авиловой, тайные переписки и периодические встречи с Чеховым, и в итоге невозможные любовные отношения. Она считала, что в «О любви» описаны именно эти взаимоотношения, но некоторые критики утверждают, что воспоминания Лидии Александровны о былой любви с Чеховым достаточно субъективны, поэтому нельзя утверждать, что рассказ является автобиографичным. 

Жанр и направление

Заявлено, что это рассказ, и это абсолютно так. Об этом говорит, во-первых, краткость произведения. Во-вторых, в рассказе присутствует одна сюжетная линия, в данном случае это развитие взаимоотношений между главными героями, которых, кстати, в рассказе мало, в «О любви» их двое. 

Выбранный автором жанр для описания этой истории как нельзя кстати подходит, потому что в этом лаконичный рассказ-миниатюру он смог уместить глубокую философскую мысль и раскрыть реалистический метод, то есть правдивое изображение действительности. 

Композиция 

Что касается структуры, то в этом произведении она не такая, как для большинства рассказов. Особенностью композиции является то, что «О любви» написан приёмом «рассказ в рассказе». То есть в самом начале читатель видит приятельскую беседу и обсуждение того, что красавица Пелагия влюблена в совершенно ей неподходящего, по их мнению, повара Никанора, далее идёт рассуждение о любви, а потом, соответственно, рассказ главного героя Алёхина о его любовных чувствах. 

  1. Завязка его повествования – это приглашение на обед от Лугановича и знакомство с его молодой женой – Анной Алексеевной.
  2. Кульминация – это возникшее между Алёхиным и Анной Алексеевной взаимное чувство и осознание абсолютной невозможности признаться друг другу и начать отношения. 
  3. Развязка – трагичное, печальное и эмоциональное прощание героев в поезде, на котором навсегда уезжает Анна Алексеевна.

Суть

Название рассказа говорит само за себя, это рассказ о таком прекрасном, но в то же время необъяснимом чувстве, как любовь. Алёхин со своими приятелями рассуждает о том, что у русских есть глупая привычка – они не могут просто любить, им нужно усложнять себе жизнь, постоянно задавая множество вопросов – хорошо это или плохо, честно или нечестно.

Мне кажется, суть рассказа в борьбе чувств и разума. С одной стороны, мы видим красивую горничную Пелагею, которая влюблена в неотёсанного пьяницу Никанора, она периодически получает от него унижения и побои, но всё же любит. В этом случае побеждают чувства и желание любить человека, несмотря ни на что. А с другой стороны -любовь главных героев. Здесь побеждает разум, потому что оба понимают, что их отношения невозможны из-за моральных устоев. Оба героя постепенно начинают страдать из-за этой желанной, но запретной любви. Анна Алексеевна уже не похожа на себя, из жизнерадостной красивой девушки она превращается в вечно недовольную, язвительную женщину, она начинает срываться на Алёхина, возможно, обвиняя его в том, что он появился в её жизни, и она вынуждена испытывать то, что она испытывает. Но она не может уйти от мужа, это будет предательством. Побеждает разум, она уезжает в Крым, рыдая на груди у её возлюбленного, и дарит на прощание первый и последний поцелуй.

Главные герои и их характеристика 

  1. Алёхин Павел Константинович – от его лица ведётся повествование. По происхождению он дворянин, но после смерти отца он вынужден отправиться в деревню, чтобы приводить в порядок поместье, которое получил в наследство. Из интеллигентного дворянина он превращается в обычного работягу, сам выполняет всю хозяйственную работу, поэтому времени на чтение и занятие наукой у него нет. Это очень трудолюбивый и уважаемый человек, поэтому в Софьино он приобрёл статус мирового судьи. Несмотря на это, он производит впечатление несчастного мужчины, который занимается совершенно не тем, что ему хочется, он тонет в болоте рутины и однообразности, поэтому знакомство с семьёй Лугановичей – это свежий глоток воздуха для него. В его жизни появились люди, которые искренне и по-доброму к нему относились, бескорыстно ему помогали и просто являлись приятной компанией, а он в это время был всегда желанным гостем в их доме.
  2. Дмитрий Луганович – состоятельный дворянин и товарищ председателя окружного суда. Описывается как добрый и отзывчивый человек, который всегда готов прийти на помощь главному герою. С одной стороны он симпатичен Алёхину, так как является хорошим другом, но с другой стороны из-за ревности он называет Лугановича старым, неинтересным и ничем непримечательным мужчиной.
  3. Анна Алексеевна – жена Дмитрия Лугановича  и возлюбленная Алёхина. Она с первого взгляда понравилась герою, она была молода, красива и умна, заботливо и бережно относилась к своим детям и к Алёхину. Она была интересной собеседницей. Они часто подолгу разговаривали с главным героем, ходили вместе в театр, она показывала заинтересованность в нём. Но спустя время из-за постоянных душевных терзаний она совершенно поменялась – стала грубой и раздражительной, ей даже пришлось лечить свои нервы.

Темы и проблемы

  • Основная тема чеховского рассказа – это, конечно же, любовь, то на недоступная любовь, которая не приносит человеку никакого счастья и удовлетворения, её исходом являются только страдания. Запреты, установленные обществом и моралью, не дают героям в полной мере насладиться возникшим взаимным чувством. Нельзя тайно встречаться с замужней женщиной, нельзя лгать и предавать своего законного мужа, от которого у тебя двое детей. Именно это не позволяло Алёхину и Анне Алексеевне любить друг друга и быть счастливыми. 
  • Тема счастья тоже нашла отражение в рассказе. Даже если бы они признались и сделали шаг навстречу друг другу, их репутация была бы испорчена. Счастье наряду с общественным осуждением и укорами совести было, казалось бы, невозможно. Поэтому они предпочли не допускать этого и смириться с болью, которая появилась из-за любви. 
  • Тема раскаяния также важна для понимания произведения. После прощания с любимой Алёхин осознаёт, что он должен был дать волю чувствам, которые были в его сердце на протяжении многих лет. Он понимает, что не стоило жертвовать любовью ради спокойной жизни и долга.

Проблематика рассказа «О любви» не менее интересна. Проблемы «футлярности» и «маленького человека» присутствует и в этом рассказе. Герои страдают из-за чувств друг к другу, кажется, что постепенно от них уходят их энергия и жизненные силы. Да, они часто общаются, проводят время друг с другом, вместе ходят в театр, но при этом герои продолжают жить по инерции, они не хотят менять свой привычки и комфортный образ жизни. Им не хватает уверенности в себе, чтобы отбросить все запреты и дать волю своим эмоциям и чувствам, в то же время им не хватает смелости, чтобы окончательно прекратить все встречи и общение, поэтому они так и плывут по течению, мучая самих себя и друг друга.

Смысл

Главная мысль рассказа «О любви» заключается в том, что человек по своей природе труслив и не может осмелиться делать то, что он действительно хочет. Герои рассказа позволили внешним обстоятельствам пересилить их внутренние чувства. Во имя предрассудков они отказались от самого сакрального и личного, что только может быть у человека. Просто взаимных чувств недостаточно для счастья, для этого ещё нужны действия и отсутствие множества вопросов, которые люди задают самим себе, тем самым лишая себя своего собственного счастья. 

А основная идея заключена в словах, сказанных самим Алёхиным : 

Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе. 

Символы и художественные детали

В «О любви» чётко прослеживается психологизм – описание душевного состояния героя. Чехов не пишет об эмоциональном состоянии Алёхина и Анны Алексеевны открыто, но читатель ясно видит то, что каждый из них чувствует, это можно понять по маленьким деталям, о которых упоминает автор. Например, когда герои были в театре – они сидели рядом и их плечи едва соприкасались, но Алёхина в это время переполняли эмоции, он понимал, что любит её. Показаны ожидаемые двумя моменты встречи, то, как Анна Алексеевна интересовалась его здоровьем. Все их диалоги, действия по отношению друг другу кажутся со стороны такими обычными, но при этом читатель прекрасно понимает, что именно они чувствуют. 

Также в рассказе «О любви» значительна роль пейзажа. Когда Алёхин начал рассказывать свою печальную историю о любви, то за окном было серое небо, что указывает на настроение повествования. Но когда он закончил, то «дождь перестал и выглянуло солнце», то есть герой отпустил события тех дней, и в его душе больше нет былой тоски.

Чему учит?

Какие выводы может сделать человек после прочтения этого рассказа? Финал произведения остаётся открытым, позиция автора не ясна. Это позволяет нам самим подумать о том, правильно ли поступили герои, что бы каждый из нас сделал, оказавшись в подобной ситуации, стоит ли давать волю чувствам или лучше помнить о долге и честности? Возникает множество вопросов, но от этого произведение становится только интереснее. 

Но всё же, я думаю, что каждый человек, прочитавший рассказ «О любви», должен понять, что всё-таки стоит дать шанс любви, какие бы последствия не имела эта капитуляция. 

Автор: Анастасия Бурмистрова

Содержание

  1. Смысл названия
  2. Смысл произведения
  3. Смысл финала

Произведение «О любви» было написано А.П. Чеховым в 1898 году. Именно этот рассказ стал завершающим в «Маленькой трилогии«. Автор в своей книге вынес приговор всему общественному укладу, который отодвигает на второй план истинные желания людей. Персонажи лишены права на счастье. О чем же заставляет задуматься А.П. Чехов после прочтения произведения «О любви»? Ответ на этот вопрос мы и постараемся дать в нашей статье.

Так что сегодня поговорим о смысле рассказа «О любви» и названии. Так что усаживайтесь поудобнее, мы начинаем!

Смысл названия

В небольшом произведении затронута вечная проблематика. Недостижимость счастья, влияние общественного мнения, осуждение окружающих. Почему же Чехов назвал свой рассказ «О любви»?

Семья Лугановичей на приеме

Фото: literaguru.ru

Если кратко, для автора большое светлое чувство являлось показателем счастья. Нельзя противится своим желаниям. Любовь — это стимул для новых свершений. Это чувство, словно глоток свежего воздуха.

Смысл названия книги в том, что именно благодаря любви человек чувствует, что живет. Серое тоскливое существование никого еще не сделало счастливым. Однако важно помнить, что любовь не подчиняется никаким законам. Человек либо испытывает влечение к другому, либо нет.

Смысл произведения

Центральная тема книги «О любви» — это настоящее человеческого счастья и невозможность его достижения. Характерные персонажи автора живут в привычном для них ритме. Их существование можно назвать комфортным. Никаких ярких событий, взлётов и падений.

Все тихо, спокойно, однообразно. Даже такое всепоглощающее чувство, как любовь, не смогло выбить героев из привычной колеи. Никто из действующих лиц даже не собирается покидать зону комфорта.

Алехин и Анна Алексеевна обнимаются

Фото: silavtele.ru

Смысл произведения в том, что каждый человек должен прислушиваться к зову своего сердца. Однако наши сомнения, слабости не позволяют нам сделать этого. Писатель показал, насколько сильно люди зависят от общественного мнения.

Воля героев подчиняется внешним обстоятельствам.

Но автор также говорит о том, что все люди разные. Сильная, уверенная в себе личность не будет прислушиваться к окружающим, а примет решение, руководствуясь исключительно внутренними убеждениями.

Алехин и Анна Алексеевна не смогли переступить через свои принципы, они проявили душевную слабость. Герои последовали за общепринятой моралью, и пожертвовали своим счастьем. Действующие лица убили в себе искреннее глубокое чувство.

Главные герои рассказа стоят в обнимку

Фото: help-diplom.ru

Они чётко знали рамки, которые нельзя переступать. Порядочность, ответственность за свою семью, доброта ещё не являются залогом счастья. Персонажам предстоит жить с призрачным ощущением счастья. Они самостоятельно лишили себя чувства, ради которого хотелось бы просыпаться по утрам и с надеждой смотреть в завтрашний день.

Смысл финала

Главные герои произведения «О любви» так и не познали истинного счастья. Алехин и Анна Алексеевна обрекли свою жизнь на страдания. Они упустили свой шанс стать счастливыми. Персонажи посчитали, что они не имеют права испытывать сильные чувства друг к другу.

Анна Алексеевна была замужем за порядочным человеком, в их семье росло двое очаровательных детей. Несмотря на отсутствие любви в паре, супруги сохраняли доброе отношение друг к другу. Алехин же считал, что влюбиться в замужнюю женщину — это постыдно и неправильно.

Анна Алексеевна ведет разговор с Алехиным

Фото: postila.ru

Спустя время персонажи осознали, что между ними вспыхнула искра. Всеобъемлющее чувство нельзя погасить, забыть о нем. Любовь не подчиняется законам и логике. Ее невозможно вписать в моральные рамки.

Смысл финала в том, что у каждого человека есть свои слабости. Нужно ли сопротивляться сильному чувству, или счастье нельзя рассматривать с позиции греха или морали? На этот вопрос нет однозначного ответа.

На этом наш разбор смысла рассказа «О любви» Антона Павловича Чехова подошел к концу. Если у вас остались вопросы или есть предложения, мы будем рады вашей активности в комментариях. А у нас на этом все. Так что мирного вам неба над головой и до скорых встреч.

Рассказ Чехова «О любви»

История написания

Процесс создания произведения, которое было написано автором в 1898 году, берет начало в его биографии. Дело в том, что в персонаже Анны, в которую до беспамятства влюблен Алехин, прослеживается схожесть с русской мемуаристкой Лидией Авиловой. Последнюю с Чеховым познакомил Сергей Худяков — главный редактор «Петербургской газеты». На момент написания мемуаров девушка знала все произведения автора наизусть.

Лидия Авилова и Чехов

Когда Лидия познакомилась с писателем, она состояла в браке с Михаилом Федоровичем. Последний не понимал увлечения супруги писательством и литературой. Женщина выбирала спутника жизни «как вещь». Конечно же, она уважала своего избранника, но не испытывала нежных чувств к нему.

Мужчина знал о переписке супруги с Чеховым, даже читал некоторые письма. Писатель помогал Авиловой с публикацией ее творений, был критиком и рецензентом. Теплота в переписке была разбавлена нечастыми встречами. Глубину отношений с Антоном Павловичем женщина отразила в одном из своих произведений. Однако последнее опубликовали лишь в 1940.

Личные переживания писателя также отразились в его работах. Произведение «О любви» — литературное выражение непреодолимого светлого чувства, которое автор испытывал к Лидии.

Жанр, композиция и литературное направление

Писатель был настоящим мастером сокращенной литературной формы. Основной стиль автора — емкий мини-рассказ с глубокой философией мысли. Особенность жанра произведения писателя помогает раскрыть реалистический метод.

Ни для кого не секрет, что автор создавал работы в духе реализма. Важный элемент чеховских произведений — детали. С их помощью Антон Павлович гармонично сочетал глубокое реалистичное содержание с краткой повествовательной формой.

Сборник «Маленькая трилогия»

Произведение «О любви» является завершающим в сборнике «Маленькая трилогия». Примечательно, что такое название было придумано не автором, а исследователями. Главные герои его творений повествуют о своих жизненных историях. Важно отметить, что каждый из них становится центральным элементом своей части.

Отличительной композиционной чертой повествования автора считается форма «рассказ в рассказе». К такому приему нередко обращается писатель. Это одновременно позволяет ему объективно изложить суть и сэкономить языковые средства. Такая структура прослеживается во многих работах писателя:

  • сначала он рассказывает о случае из жизни или какой-то определенной ситуации;
  • затем происходит ассоциативный переход к сути рассказа (зачастую это монолог основного действующего лица).

Например, произведение «О любви» начинается с упоминания об отношениях повара-алкоголика Николая с красавицей Пелагеей. Последняя терпела от избранника оскорбления и избиения. Незначительная обеденная зарисовка переходит в рассуждение Алехина о сущности взаимоотношений. Этот прием помогает перевести читателя к сути, и лишь затем начинается рассказ.

Концовка обрамляет художественный центр работы. В литературную тему мастерски вплетаются маркеры настроения действующего лица — перемена погоды.

Любовная история Алехина началась, когда на улице все было невзрачным и серым, но в конце произведения дождь закончился и выглянуло солнце. Это говорит о душевном очищении Павла.

Тематика и суть

Основная тема произведения — счастье человека и его недостижимость. Персонажи автора живут оседлой, обычной жизнью. Оковы такого существования так прочны, что даже сильные чувства не способны заставить героев покинуть зону комфорта. И Павел, и Анна страдают, доказательством этому служит эмоциональная и трогательная сцена прощания. Но к сожалению, их счастье навсегда упущено.

Павел и Анна

Рассуждения помогают Павлу разобраться, почему же они не могут быть счастливы. Герои задумывались, как жить, будучи влюбленным в чужую жену или находясь в браке с хорошим человеком, воспитывая при этом детей. Позднее Алехин осознает, что безграничное чувство, которое поглощает его, не поддается каким-либо законам, не терпит вопросов. Размышления становятся преградой любви, однако возлюбленные понимают это поздно.

Название работы исчерпывающее отражает ее суть — любовную линию. Сюжетная основа — жизнь Павла. Молодой человек был студентом, однако после кончины отца ему пришлось заниматься имением, чтобы расплатиться с долговыми обязательствами. Работа с крестьянами сильно тяготила юношу, который привык к культурному окружению. Спустя некоторое время Алехин решил отказаться от роскоши. Это отразилось в бытовых привычках.

Затем его пригласили стать судьей. Во время одного процесса он знакомится с очень добрым мужчиной по имени Дмитрий Луганович. Вскоре за обедом в доме последнего Павел встречает супругу хозяина дома — Анну. Женщина запомнилась дворянину, оставив яркий след в памяти.

В процессе общения Павел понимает, что его симпатия к Анне совсем не безответна. Алехина мучает чувство вины перед Лугановичами, ведь супруги благосклонны к нему. Однако влюбленные так и не нашли сил рассказать о своей любви.

Ощущение призрачности счастья вскоре стало терзать и Анну. Женщина даже прибегала к лечению от нервного расстройства. Вскоре ее супругу пришло повышение и семье предстоял переезд. Во время проводов произошла развязка. В поезде влюбленные объяснились, а затем расстались навсегда. Тогда Алехин осознал невозможность вернуть упущенную любовь.

Действующие лица

Сокращенная форма повествования предполагает незначительное количество персонажей. В рассказе Антона Чехова «О любви» главные герои — Павел Алехин, Анна Алексеевна, Дмитрий Луганович. Характеристика каждого из них:

Павел Алехин

  1. Павел. В начале произведения отсутствует описание его портрета. Автор подробно рассказывает о нем в «Крыжовнике». Антон Павлович изображает Алехина 40-летним мужчиной, который скорее похож на художника, чем представителя рода помещиков. По происхождению он дворянин, но долги отца оставляют его совсем без денег. Герой не привык к физической работе, жизнь в имении вынуждает его забыть о культуре. Однако благодаря трудолюбию ему удается получить должность судьи. Спустя время он знакомится с Дмитрием, в жену которого впоследствии влюбляется.
  2. Анна — супруга Лугановича, воспитывает двоих детей. Портрет женщины описан глазами Павла. Мужчина утверждает, что такой красоты особа никогда ранее не встречалась ему. Героиня с добротой и заботой относится к Алехину и вскоре влюбляется в него. Однако боязнь потерять положение, супруга и детей не позволяет дать волю чувствам.
  3. Дмитрий — друг Алехина, состоятельный дворянин. В начале произведения Павел описывает своего товарища добрым и простодушным, но к середине рассказа начинает размышлять, почему его возлюбленная связала себя узами брака с таким скучным человеком.

Проблематика и смысл

Своим произведением «О любви» автор обличает слабости человека, не позволяющие героям руководствоваться велением сердца. Чехов показывает людей, скованных внешними обстоятельствами, однако при желании они могут пожертвовать общественным положением и преодолеть общепринятые условия и нормы. Главные персонажи оказываются слишком слабыми, поэтому продолжают следовать принятой в обществе морали.

Главная мысль, заложенная писателем, раскрывает идею того, как люди могут убить светлое чувство, стараясь соблюдать законы общества. Добропорядочность вовсе не гарантирует счастья, последнее может показаться только призрачным чувством любви, а затем бесследно уйти.

Слабость главных героев рассказа «О любви»

Чехов, демонстрируя представителей общества на рубеже XIX-XX столетий, выносит приговор общественному строю, не позволяющему людям раскрыть истинные желания даже в глубоком и настоящем чувстве. Проблематика произведения отражает известную тему автора — «человека в футляре». Отображаясь с разных сторон, такая «футлярность» есть у каждого героя произведения:

Отношения главных героев

  1. Луганович. «Футлярность» этого персонажа проявляется в безучастном отношении к обществу, ограниченности ума. Такой тип личности не отвергнут общественностью. Наоборот, Дмитрий — успешный дворянин, однако нехватка духовного развития контрастирует с умом его супруги. Это создает впечатление того, что мужчина равнодушен к семейному счастью, склонен лишь плыть по течению.
  2. Павел — дворянин, который вынужден переехать в имение отца. Жизнь в деревне поменяла его мышление и способности. Укоренившиеся привычки оказали влияние на характер. Герой проявляет слабость, когда нужно принять решение, способное изменить его судьбу и привести к счастью. Мужчине легче потерять любовь, чем выбраться из оков футляра.
  3. Анна — предпочитает радикальным изменениям ради собственного счастья «футлярную жизнь». Несмотря на сильные чувства к Алехину, женщина не готова пожертвовать репутацией, привычной жизнью и родственными связями. Перемены пугают ее.

Рассказ Чехова выносит на первый план человеческие слабости, проблематику недостижимости счастья и любовную философию. Произведение неоднозначно, как и его персонажи. Однако с точностью можно сказать, что эта работа — некое предостережение для читателей по поводу того, что сильное чувство не подчиняется никаким законам.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Чехов А.П.
  4. Анализ произведения О любви

Анализ рассказа О любви Чехова

История создания

Рассказ Антона Павловича Чехова «О любви» взята из жизни автора, образ Анны Алексеевны схож с личностью Авиловой Лидии Александровны. Чехов был влюблен в Лидию Александровну, так же как и Авилов был влюблен в Анну Алексеевну. Рассказ написан в 1898 году и опубликован в журнале «Русская мысль».

Жанр и направление

Жанр данного произведения – рассказ, об этом свидетельствует краткая изложенная форма и лишь одна линия сюжета. Антон Павлович Чехов любил писать в направлении реализма, так и в данном случае.

Суть

Основная сюжетная линия в данном произведении является – любовь. Главный герой рассказа – Павел Алехин. После смерти отца он переезжает в его имение в Софьино. Пытается погасить долги отца. Вскоре Алехин знакомится с Дмитрием Лугановичем, он приглашает Павла на обед к себе домой. Там Алехин встречает жену Лугановича – Анну Алексеевну, он влюбляется в нее в тот же вечер. Продолжая общение через некоторое время, Павел замечает, что его чувства не безответны. Но Алехина мучает чувство вины перед семьей Лугановичей, они были добры к нему все это время. Ни Алехин, ни Анна Алексеевна так и не могут признаться друг другу о своих чувствах.

Понимая всю ситуацию в целом, Анну Алексеевну начинает мучить непостижимость своих чувств. Она не может бросить мужа и уйти к Алехину и из-за этого у нее начинаются нервные расстройства. Позже Дмитрию предлагают повышение, и им предстоял переезд. Уже в самом конце рассказа происходит прощание двух влюбленных, понимая, что они уже больше никогда не увидятся, Анна дарит Павлу первый и последний в их жизни поцелуй.

Композиция

Главной особенностью рассказа является то, что он написан в стиле «рассказ в рассказе», что помогает автору добиться полного раскрытия истории. Завязкой произведения является приглашение на обед от Лагуновича и знакомство Алехина с Анной Алексеевной. Кульминация рассказа это осознание обоих своих чувств и понимание того что их нельзя раскрыть и признаться. Развязкой является прощание Анны и Павла в поезде с осознанием того, что они больше никогда уже не встретятся.

Главные герои и их характеристика

Алехин Павел Константинович – именно от его лица ведется повествование в рассказе. Дворянин, но после смерти отца работает в его поместье и пытается расплатиться с его долгами, из-за этого превращается в обычного рабочего. Трудолюбивый человек, смог получить авторитет у людей и стал мировым судьей в Софьино. Но, несмотря на все, Павел выглядит несчастным, он занимается не той работой, которой хочет.

Дмитрий Луганович – товарищ председателя окружного суда и дворянин. Хороший друг главного героя. Очень добрый и отзывчивый человек, готовый всегда прийти на помощь.

Анна Алексеевна – жена Лугановича. Молодая красивая и умная девушка, в которую влюблен главный герой. Заботливая мать и отличный собеседник, но из-за душевных терзаний стала нервной и злой.

Темы

Основными темами рассказа являются любовь, счастье и раскаяние. Автор смог донести и показать читателям, какого может быть, когда влюбляешься настолько сильно, но понимание того, что эта любовь не принесет ничего хорошего и погубит всю семью, приводит к терзаниям внутри себя главных героев, а под конец и к их прощанию навсегда.

Проблемы

«Человек в футляре» — основная проблема в произведении. Анна и Павел любят друг друга и много времени проводят вместе, но не признаются друг другу в этом, страдая от своих же чувств. Они так и живут, любят и страдают, но не делают ничего, чтобы это изменить.

Смысл

Основной мыслью рассказа является то, что человек по своей натуре труслив и не может получить то, что он действительно хочет. Для любви не достаточно одно лишь чувство, для любви необходимы действия.

Вывод

Рассказ «О любви» очень философский и о нем можно рассуждать долго и не прийти к единому мнению. Но основа сюжета это любовь. Автор показал, что она может быть и жестокой, но в то же время для того, чтобы быть счастливым нужно что-то поменять, нужно признаться во всем друг другу хоть это и сложно. Результат ведь может быть таким, каким персонажи рассказа, да и вообще люди не могут предугадать заранее.

Вариант 2

огромного таланта в написании коротких, но комичных и обличающих человеческие пороки, рассказов. В своих произведениях он сочетает грустное с смешным, заставляет читателей одновременно и смеяться, и задумываться над поведением его товарищей и главное своим. Это умение действительно можно назвать гениальностью, ведь краткость, как однажды выразился сам писатель, — сестра таланта.

У Чехова есть замечательная «маленькая трилогия», в которую входят такие произведения как «Крыжовник», «Человек в футляре» и «О любви». Третье произведение – печальный рассказ, в котором герои испытывают очень сильные эмоции, но из-за своего положения не могут им поддаться и стать счастливыми.

Чтобы проанализировать этот рассказ, необходимо узнать о истории его создания. Это автобиографичное произведение. Антон Павлович был знаком с Лидией Авиловой, мемуаристкой, женой Сергея Николаевича Худякова. Муж женщины не был увлечён литературой и не поддерживал её. Однажды он познакомил свою жену с Чеховым и между ними завязалась дружба. Писатель помогал женщине, он рецензировал её произведения, помогал их публиковать, но помимо этого они часто переписывались и даже встречались. Они оба были влюблены друг в друга, но не смогли ничего с этим сделать, потому что считали их любовь невозможной.

Исходя из вышеперечисленного, несложно догадаться, что произведение написано в направлении реализма.

В рассказе три главных герой – это Павел Константинович Алехин – дворянин, который, переехав в имение, становится отличным работником. Это чувствительный, но очень неуверенный в себе человек с высокими моральными принципами; Луганович – друг Алехина, которого сам Павел описывает сначала как доброго, а затем как скучного человека; Анна Алексеевна – возлюбленная Алехина. В отличие от мужа, она очень умна и интересна, помимо этого обладает очень красивой внешностью. Героиня подобно Павлу боится испортить свою репутацию и не даёт волю своему чувству, несмотря на его огромность.

Содержание этого рассказа довольно простое, как и композиция. Павел Константинович приезжает в Софьино и забывает свои культурные корни, зато он показывает себя отличным тружеником, за что назначается мировым судьёй. Герой знакомится с Лугановичем и его женой. Это знакомство-то и стало роковым, оно является завязкой произведения. Герой влюбляется в женщину и понимает, что та тоже к нему не ровно дышит, однако никто из них не признаётся в любви, они просто радуются встречам и ждут друг друга как ждут только влюблённые. Эти эмоции и глубокие чувства – кульминационный момент произведения. К сожалению, чете пришлось уехать из города. Алехин навсегда потерял свою любимую, из-за чего очень сильно горевал. Такой развязкой заканчивается рассказ.

Основная тема произведения – любовь, но любовь не обычная, а что-то вроде любовного треугольника, разорвать который главный герой не в силах. В этом-то и заключается проблема. Нерешительность и неуверенность мешают Анне и Павлу броситься навстречу своей любви и забыть о принципах, понять, что это возвышенное чувство способно разорвать любые цепи норм и правил. Смысл рассказа в том, что люди, не способные сделать первый шаг к своему счастью, могут навсегда потерять его.

Итак, произведение «О любви» — автобиографичный рассказ, помогающий с помощью этого возвышенного чувства обличить человеческие пороки, показать как нерешительность и точное следование моральным устоям могут погубить человеческое счастье.

8, 10 класс

Анализ произведения О любви

Анализ произведения О любви

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Ленского в романе Пушкина Евгений Онегин

    Владимир Ленский – молодой дворянин, выступает в романе невинным и юным товарищем Онегина. Молодой, немногим меньше 18, он был одним из самых завидных женихов губернии

  • Сочинение Описание друга 7 класс русский язык (Характеристика одноклассника)

    Хочу рассказать вам о своем друге, его зовут Саша. Мы знакомы с раннего возраста. Вместе ходили в детский сад, а теперь учимся в одном классе и посещаем секцию футбола.

    Каждый человек выглядит по-особенному. Вот и мой друг не исключение.

  • Сочинение Печорин в системе женских образов (Герой нашего времени)

    Григорий Печорин — главное действующее лицо «Героя нашего времени» — на протяжении всего романа активно контактирует с женщинами.

  • Сочинение по картине Осень. Охотник Левитана 8 класс

    На этой картине Исаака Левитана перед нами предстает просека в лесу, а точнее, лесная тропа. Лес – осенний, небо – мрачное. Природа готовится к зиме, где-то на тропинке даже есть небольшие кусочки снега, который, вероятно, появился относительно недавно

  • Сочинение рассуждение Чучело по фильму и рассказу Железникова (5, 6, 7 класс)

    Недавно я просмотрела фильм Чучело, героиня которого, девочка шестого класса Лена. Она сталкивается в своем младенческом возрасте со сложными житейскими ситуациями. Предательство, подлость, давление одноклассников, насмешки

Скачать обзор:

Время и место событий

О чем произведение? Очень кратко

Помещика Алехина, погруженного в хозяйственные дела имения, выбирают в мировые судьи, и ему приходится выезжать в город. Здесь он завел знакомство с Лугановичем, который ввел его в свой дом. Алехин становится другом семьи. Он и жена Лугановича чувствуют друг к другу нечто большее, чем дружеское расположение. Несколько лет оба томятся любовью, не решаясь ни на что. Только в конце повествования, перед отъездом Лугановичей, герои бурно объясняются и расстаются навсегда.

Краткое содержание

Старые знакомые помещика Алехина Буркин и Иван Иваныч завтракали у него в гостях и вели беседу. Разговор зашел о красавице Пелагее, горничной в доме Алехина, которая, оказывается, питала сердечную приязнь к повару Никанору. Этот повар был неприглядной наружности, вдобавок пил и дрался. Дурной нрав и вредная привычка удерживали Пелагею от желания выйти за него замуж, а тот был набожным, жить без брака с ней не хотел и под пьяную руку поколачивал красавицу.

В размышлениях о происхождении любви Павел Константинович Алехин пришел к выводу, выраженному библейскими словами, — «тайна сия велика есть». Он также говорит об особенностях русских порядочных людей, попавших в любовный водоворот, задаваться «роковыми вопросами»:

Честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведёт эта любовь.

От общих рассуждений Алехин перешел к своей истории.

По окончании университета он прибыл в родовое имение Софьино, на котором был значительный долг, оставленный отцом. Молодой хозяин решил во что бы то ни стало выплатить долг, и стал работать наравне с крестьянами.

Алехина как человека с университетским образованием выбрали в почетные мировые судьи. Поездки в город и присутствие на заседаниях суда были для него развлечением, отдыхом от тяжкого труда. На одном заседании герой завязал знакомство с судейским чиновником Дмитрием Лугановичем, приятным человеком, «милейшей личностью».

Тот пригласил Павла Константиновича к себе домой отобедать, познакомил с женой Анной Алексеевной, совсем молодой — двадцатидвухлетней, матерью полугодовалого ребенка. Алехин был впечатлен женой Лугановича не только как молодой и прекрасной женщиной: он почувствовал в ней своего человека, как будто они давно знали друг друга.

Прошло лето в хозяйственных заботах, в конце осени Павел Константинович вновь встретился с Лугановичами и стал частенько навещать их. Хозяева ему радовались. Алехин при встрече Анной Алексеевной каждый раз переживал «впечатление чего-то нового, необыкновенного» в его жизни. Герои проводили время в беседах, порой молчали, он слушал ее игру на рояле.

При долгом отсутствии Павла Константиновича супруги Лугановичи начинали беспокоиться. Они сочувствовали его положению: образованный человек, владеющий языками, занят лишь хозяйством, крестьянской работой, вместо научного или литературного труда. Состоятельные Лугановичи делали Алехину подарки, предлагали ему денег в случае притеснения каким-нибудь заимодавцем, но он никогда не поддавался на эти уговоры.

Алехин силился понять, почему молодая и прекрасная во всех отношениях женщина вышла за такого скучного человека, который намного старше ее, родила от него детей. Приходя в дом Лугановичей, герой понимал, что любимая ждала его. Вдвоем они посещали театр, сидели рядом, прикасаясь друг к другу плечами. Павел Константинович чувствовал, что им невозможно быть порознь, но, выходя из театра, они прощались словно чужие.

Алёхин и Анна Алексеевна

В городе о них говорили уже невесть что, и ни слова из того не было правдой. Чувства героев крепли, но так и оставались невысказанными. Анна Алексеевна, наверное, боялась причинить боль мужу, детям, своей матери, любившей зятя, как сына. Алехин тоже совестился разрушить покой и счастье дома, где ему доверяли. И что он мог предложить любимой? Какую интересную жизнь?

Так прошло несколько лет. Анна Алексеевна стала часто обращаться к докторам с нервным расстройством. Испортился ее нрав: появилось недовольство жизнью, странно раздражал ее Алехин. Конец этой затянувшейся истории положило то обстоятельство, что Луганович получил назначение в одну из западных губерний.

Анну Алексеевну доктора отправляли в Крым поправить здоровье, после чего она должна была присоединиться к семье. Алехин провожал ее в числе многих. Перед самым отправлением поезда он вбежал в купе. Состоялось бурное объяснение со слезами и поцелуями.

Я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить.

Они простились навсегда. Состав уже тронулся, и Алехин в соседнем пустом купе ехал до первой станции и плакал.

Буркин и Ивани Иваныч сожалели о нем: добрый и умный человек, не посвятил себя науке или чему-то иному, а крутится в своем хозяйстве. Еще они представляли сцену прощания и горестное лицо молодой женщины.

История создания

Герои произведения и их краткая характеристика

Главные действующие лица образуют классический любовный треугольник, они фигурируют в рассказе Алехина. Второстепенные персонажи остаются за рамками этого рассказа.

Главные герои

Алёхин

Алехин Павел Константинович — бедный поместный дворянин, окончил университет. По склонностям и воспитанию — «кабинетный человек», но, чтобы погасить отцовский долг на имении, взялся за тяжелый крестьянский труд. Хотя герой и назвал себя белоручкой, но проявил себя трудолюбивым и ответственным человеком. Тяжелая работа вынудила его изменить свой быт и позабыть привычки порядочного человека.

С такой жизнью он поневоле опростился, однако, выбранный мировым судьей, он мог время от времени общаться с людьми своего круга. Это обстоятельство, однако, привело к тому, что герой увлекся женой приятеля и долгое время питал к ней нежные чувства.

Алехин не ветреник, он человек постоянный, но или инертный, не или ведал, что творил. Ему хотелось видеть женщину, и он продолжал посещать дом Лугановичей. Дети радовались Алехину, все в доме почитали его за благородного человека. А благородный человек, изображая радость, терзался сам и терзал женщину, которая до встречи с ним жила спокойно и вполне счастливо.

Дмитрий Луганович не сомневался, что Алехин его искренний друг, он беспокоился о нем и безгранично доверял ему, когда тот сопровождал его супругу в театр. «Искренний друг» тем временем мучился любовью к его жене и знал, что та питает к нему ответные чувства. Искренним другом был Луганович. И как тут не вспомнить заповедь: «не пожелай жены искряннего твоего»?

Так называемый порядочный человек под личиной друга не уважал Лугановича и не прекратил визитов в его дом. С точки зрения юридической Алехин не разрушил брака, но, по сути, он сделал Анну Алексеевну несчастной. Измученная, издерганная, доведенная до нервного расстройства, она страдала сама, и с ней вместе — вся семья, поскольку семья — единый организм. Покой и гармония в отношениях супругов исчезли, когда в них вторгся Павел Константинович со своей нежной и глубокой любовью.

Признание героев во время расставания только дополнило их мучения. Алехин в минуты прощания жалеет, что бездействовал, ничего не предпринимал. К нему пришло «прозрение»:

Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.

Таким образом, Алехин, исходя «от высшего», перешагнул бы через несчастье мужа и детей своей возлюбленной. Но что можно построить на таких руинах?

В целом Павел Константинович хороший, умный и ответственный человек, он не перешагнул последнюю черту в отношениях, поскольку чувство долга боролось в нем со страстью. В итоге Алехин пожалел о своей нерешительности, но пойди он до конца, что мучения героев стали бы только сильнее.

Дмитрий Луганович

Дмитрий Луганович — товарищ председателя окружного суда, состоятельный человек, хороший семьянин и верный друг Алехина. Восприятие Алехиным Лугановича в начале знакомства — «милейшая личность». По мере того как любовь к жене приятеля захватывала все больше, отзывы становились иными: от снисходительных «добряк», «простодушный» до пренебрежительных «неинтересный», «простяк», «ненужный».

В натуре Дмитрия Лугановича была доброта, искренность и доверчивость. Даже мать жены любила его, как сына. Такое случается крайне редко, и это показатель человеческих качеств мужа Анны Алексеевны.

Анна Алексеевна

Анна Алексеевна — супруга Дмитрия Лугановича. При знакомстве с Алехиным ей чуть больше двадцати, она много моложе своего мужа. Героя восхитили красота юной женщины, ее благородное изящество, ум. С первой встречи ей понравился Павел Константинович. Симпатия к нему скоро переросла нечто более сильное.

Анна не избегает встреч с человеком, который завладел ее сердцем. Скорей всего, она не видела ничего предосудительного в общении с предметом любви, поскольку физически она мужу не изменяла. На самом деле она, как и Алехин, инертно идет на поводу своих чувств, и в мыслях и в сердце своем предает мужа. Сама того не сознавая, героиня разрушает себя: пошатнулось здоровье, испортился характер.

Второстепенные персонажи

Иван Иванович и Буркин — давние приятели Алехина, которые всегда навещают его в Софьино, возвращаясь с охоты. Хорошие собеседники и слушатели, им Алехин поведал историю своей любви.

Пелагея — горничная Алехина, очень красивая молодая женщина, любит неподходящего ей человека — повара Никанора, «мурло» и пьяницу.

Жанр и литературное направление

Произведение Чехова «О любви» по жанру — рассказ, так как невелико по объему, в повествовании только одна сюжетная линия — развитие отношений в любовном треугольнике.

Литературное направление — реализм, то есть правдивое изображение действительности.

Тема

Тему писатель всегда задает в названии произведения. Название «О любви» настраивает читателя на что-то возвышенное, далекое от обыденной жизни, но получает он историю тягостных отношений мужчины и женщины — неутоленной любви. Или страсти? Люди часто не отличают одно от другого. Герои измучились, радости не было, но в обиходе это зовется любовью.

Сам Чехов не мог определить для себя, что есть любовь, она оставалась для него загадкой. Из записной книжки известно предположение писателя: это чувство — остаток чего-то огромного, исчезающего из нынешней жизни, или частица того, что со временем вырастет в нечто великое. Современная любовь, по мнению Чехова, ожиданий не оправдывала. Остаток великого не выдерживал столкновения с обыденностью.

Однажды писатель задумал роман с тем же названием — «О любви». Он месяцами мучился над черновиками с вымарыванием и вычеркиванием. Труды привели к тому, что в итоге сохранилось только одно предложение: «Он и она полюбили друг друга, женились и были несчастливы…».

Идея

Можно ли считать это позицией автора? Произведение представляет собой «рассказ в рассказе», то есть основная часть повествования ведется от лица героя. Это позволяет автору занимать отстраненное положение к персонажам и к заключительному суждению Алехина. Писатель таким образом оставляет для читателя возможность сделать свой вывод.

Сам Антон Павлович говорил так:

Счастье и радость жизни не в деньгах и не в любви, а в правде. Если захочешь животного счастья, то жизнь все равно не даст тебе опьянеть и быть счастливым, а то и дело будет огорошивать тебя ударами.

Проблематика

«О любви», как и другие рассказы «Маленькой трилогии, содержит проблему «футлярной жизни». Писатель изображает ее третий вариант: инертность героев, которые изнывают от своей любви, но плывут по течению, ничего не предпринимая. Они страшатся сломать налаженную жизнь и не желают перестать видеться. Иными словами, оба не способны ни на порыв — довести грехопадение до конца, ни на достойное разрешение ситуации — прекратить встречи, подобно любимой героине Пушкина — Татьяне Лариной.

Композиция

Прием «рассказ в рассказе» определяет композицию произведения. При таком построении легко перейти от обсуждения какой-то ситуации к главному повествованию. В данном рассказе от обсуждения отношений красивой Пелагеи и повара Никанора Алехин перешел к отвлеченному рассуждению о любви, от него — к своей любовной истории.

Композиция в рассказе Алехина:

  • завязка — приглашение на обед в дом Лугановича и знакомство с Анной Алексеевной;
  • развитие действия — работа Алехина в имении с мыслями об Анне, новые визиты к Лугановичам, дружба с ними;
  • кульминация — признание героями безнадежности их положения;
  • развязка — расставание героев навсегда.

Отзывы критиков

Рассказ «О любви», как и другие рассказы «Маленькой трилогии», современные Чехову критики оценили высоко.Они были единодушны в трактовке главного героя — его безволии и бесцельности существования, ругали Алехина за упущенное счастье.

А. Измайлов отмечал, что в рассказы «О любви», «Крыжовник», как все почти рассказы Чехова, написанные за последние годы, драматичны, порой возвышаются до трагизма. Он указывает на перелом в душе Чехова, через который прошли Гоголь, Достоевский, Лесков, Толстой:

Художественные задачи отходят на задний план, и ум устремляется к решению вопросов этики и религии. Объективное, спокойное изображение действительности уступает место тревожному философскому обсуждению зол жизни, выступает на сцену не факт, но философия факта.

Экранизация

В 1981 году режиссер Артур Войтецкий снял телефильм «История одной любви» с использованием сюжета рассказа А. П. Чехова «О любви». В главных ролях: Лариса Кадочникова (Анна Алексеевна), Леонид Бакштаев (Алехин), Вячеслав Езепов (Луганович).

Скачать обзор:

Антон Павлович Чехов–русский писатель конца 19 века, гений краткой формы, автор известного изречения «краткость – сестра таланта», автор множества лаконичных рассказов, повестей и пьес. Одним из популярнейших творений Чехова является цикл «Маленькие трилогии». Завершающим произведением этого цикла является произведение «О любви».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Суть
  • 4 Композиция
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Смысл
  • 9 Вывод
  • 10 Критика

История создания

История данного рассказа, написанного А.П. Чеховым в 1898 году, берет свое начало в биографии писателя. В образе Анны Алексеевной, в которую влюблен главный герой, Алехин, угадывается личность Лидии Александровны Авиловой – русской писательницы и мемуаристки. Она была представлена Чехову Сергеем Николаевичем Худяковым – издателем «Петербургской газеты».  В то время, как писала сама Лидия Александровна в своих мемуарах, она знала все написанное Чеховым наизусть.

На момент первой встречи с Чеховым, Авилова была женой Михаила Федоровича, который не мог понять её увлечения писательством и литературой. Мужа она выбрала, «как вещь», и испытывала к нему глубокое уважение, но о любви не могло быть и речи. Авилов знал о переписке своей жены и Антона Павловича, и даже читал некоторые из писем. Чехов помогал Анне Алексеевне в публикации её работ, выступал как рецензент и персональный критик. Теплая переписка сменялась редкими и зачастую неожиданными встречами. Всю глубину отношений между Чеховым и Авиловой раскрывают её воспоминания в «А. П. Чехов в моей жизни», опубликованные лишь в 1940 году. Любовные переживания писателя нашли отражение и в его творчестве. Рассказ «О любви» — это художественное выражение глубокого и непреодолимого чувства, которое испытывал Антон Павлович Чехов к Лидии Александровне Авиловой.

Жанр и направление

Антон Павлович Чехов, как уже было сказано, – мастер краткой литературной формы. Его любимый жанр – это емкий рассказ-миниатюра, в котором заложена глубокая философия авторской мысли. Жанровая особенность произведений Чехова помогает в раскрытии реалистического метода.  Как известно, писатель работал в русле реализма. Деталь – важнейший элемент чеховского рассказа, помогла прозаику достичь гармонии между малой «рассказной» формой и глубоким реалистическим содержанием.

Рассказом «О любви» завершается цикл «Маленькая трилогия» (название не авторское, дано исследователями), объединенный сквозной чеховской темой жизни «человека в футляре». Главные герои — повествователи своих историй, каждый из них является главным в своей части цикла.

Суть

О чем же повествует данное творение Чехова? Как ни удивительно, название исчерпывающе отражает основную линию произведения – любовную.

Сюжетной основой является история одного из героев «Маленькой трилогии» — Павла Константиновича Алехина.  Павел учился в университете, а после смерти отца был вынужден заняться его имением в Софьине, чтобы погасить отцовские долги. Работа на земле, с крестьянами тяготила молодого человека, привыкшего к культурному обществу. Постепенно Алехин отказывался от роскоши, что нашло отражение в его бытовых привычках. Вскоре главный герой был произведен в мировые судьи, и на одном из судов он познакомился с добрым и простодушным Дмитрием Лугановичем. На обеде у нового приятеля Алехин встретил жену Дмитрия – Анну Алексеевну, оставившую о себе яркое впечатление в сознании дворянина. По мере общения с красивой и умной женщиной Алехин стал понимать, что его любовное чувство к ней отнюдь не безответно. В то же время главного героя мучило чувство вины перед семьей Лугановичей, ведь и муж, и жена были очень благосклонны к нему. Однако, ни Анна, ни Павел не признавались друг к другу в своих чувствах.

Чувство недостижимости счастья в запретной любви стало в последствие мучить Анну Алексеевну. Она легко раздражалась и даже лечилась от нервного расстройства. Ее отношение к Алехину изменилось. На тот момент мужу Анны пришло повышение до председателя одной губернии, супругам предстоял переезд. В сцене проводов Анны Луганович и наступила развязка этого негласного романа. В купе поезда произошло слезное объяснение между Павлом и Анной, после которого они расстались навсегда, а к главному герою пришло осознание упущенного счастья.

Композиция

Композиционной характерной чертой чеховского повествования считается приём «рассказа в рассказе», к которому создатель зачастую обращается.  Данный приём дает возможность автору достичь одновременно и объективности изложения, и экономии языковых средств.

Подобная структура композиции  свойственна многим произведениям Чехова: сначала говорится о конкретной ситуации или случае из жизни. Упоминание этой ситуации служит толчком к ассоциативному переходу в основное повествование (обычно монолог) главного героя.
К примеру, анализируемый нами текст начинается с упоминания Павла об истории взаимоотношений повара-пьяницы Николая и красивой Пелагеи, которая терпела от первого оскорбления и побои. Небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения Алехина о смысле и вопросах любви. Данный прием позволяет плавно ввести читателя в ткань произведения и только затем начать основное повествование.

Концовка служит обрамлением художественного центра произведения. В  литературную кайму искусно вплетены маркеры настроения главного героя — перемена погоды за окном.  Историю своей любви Алехин начинал, когда «в окна было видно серое небо и деревья», но в конце рассказа «дождь перестал и выглянуло солнце», свидетельствуя о душевном очищении мужчины.

Главные герои и их характеристика

Краткая форма повествования предполагает небольшое количество действующих лиц. А.П. Чехову для сюжета важны два-три персонажа. Часто выбирается рассказчик, чье описание перо автора детально прорисовывает.

  1. Алехин Павел Константинович — главный герой. В самом рассказе «О любви» отсутствует подробное описание портрета мужчины. Оно дано Чеховым в «Крыжовнике». Автор описывает Павла, как сорокалетнего мужчину, больше напоминающего художника или же ученого, нежели представителя помещичьего сословия. По происхождению Павел — дворянин, но задолженности отца оставляют его без средств к существованию. «Белоручка», не привыкший к физическому труду, Павел тяготится работой в имении. Жизнь в Софьине заставляет Алехина забыть о культуре и образованности. Одно из характерных качеств Павла – трудолюбие, помогает ему стать мировым судьей в своей местности. Благодаря этой должности Алехин знакомится с Дмитрием Лугановичем, в чью жену он влюбляется далее. В целом образ Павла Алехина – это образ несчастного и одинокого помещика, который не может решиться на ответственный шаг, потому что боится потерять хорошую репутацию.
  2. Дмитрий Луганович – хороший приятель и друг главного героя, товарищ председателя окружного суда и состоятельный дворянин. В начале рассказа Алехин описывает своего благодетеля как доброго и простодушного человека, но уже в середине размышляет, почему Анна Алексеевна вышла замуж за такого непримечательного и скучного человека.
  3. Анна Алексеевна Луганович – жена Дмитрия Лугановича, помещица, мать двоих детей. Портрет Анны Алексеевны так же дан глазами Алехина. По его описанию становится ясно, что такая женщина, как Анна Алексеевна, ему раньше никогда не встречалась. Он «сразу почувствовал в ней существо близкое». Героиня, подобно своему мужу, обладает добротой и заботится об Алехине. В отличие от Господина Лугановича, Анна молода и умна. Чувство Павла Алехина не остается безответным – он всегда видел по глазам Анны, что она ждала встречи с ним. Так же, как и главный герой, не давала воли своему чувству, боясь потери положения, мужа, детей, и, в конце концов, лжи, которая была бы неудобна им обоим.

Темы

Одной из главных тем рассказа «О любви» является тема человеческого счастья и его недостижимости. Герои Чехова живут оседлой, комфортной жизнью. Оковы подобного образа даже не жизни, а существования настолько прочны, что даже такое сильное чувство, как любовь, не способно заставить героев выйти из зоны комфорта. И Алехин, И Анна Алексеевна испытывают страдания – об этом свидетельствует эмоциональная сцена их прощания, но счастье для героев остается навсегда упущенным.

Размышления Павла дают ответ на вопрос «почему счастье в любви было невозможно для этих двух героев?». Они слишком много задавались вопросами о том, насколько правильно любить, либо будучи влюбленным в чью-то жену, либо будучи замужем за хорошим и добрым человеком, имея при этом двоих детей. Только позже Алехин понимает, что безграничное и довлеющее над ним чувство не поддается законам, не вписывается в рамки и не терпит многочисленных вопросов. Счастье находится вне категорий греха и добродетели. Рассуждения – лишь помеха высшему чувству, но для чеховских персонажей эта истина открывается слишком поздно.

Проблемы

Проблематика рассказа «О любви» отображает известную чеховскую тему «человека в футляре». Раскрываясь с необычной стороны, «футлярность» присутствует в образах всех героев произведения.

  1. Павел Алехин – это дворянин, осевший в отцовском имении. Деревенская жизнь постепенно меняла перспективный ум и способности молодого человека. Укоренившиеся привычки повлияли и на характер. Главный герой, оказывается, слаб в принятии судьбоносного решения и отказывается от огромной ответственности, которою влечет признание в своих чувствах. Павлу легче потерять любимую женщину, чем разорвать оковы собственного футляра.
  2. Господин Луганович так же является модификацией образа «футлярного» человека. «Футлярность» Лугановича проявляется в ограниченности его ума и безучастном отношении к интеллигентному обществу. Тип человека, который олицетворяет Луганович, не порицается и не отвергнут обществом. Напротив, Дмитрий успешный делец, но отсутствие духовного развития контрастирует с чувственностью и умом его жены Анны, создавая впечатление о нем, как о человеке, привыкшему плыть по течению и равнодушному не только к светскому обществу, но и к семейному счастью.
  3. Анна Алексеевна так же предпочитает «футлярное» существование радикальным переменам во имя собственного счастья.  Героиня, испытывая любовь к Павлу, не хочет жертвовать близкой и понятной ей жизнью, любовью к детям, репутацией, родственными связями… Новая жизнь – как синоним неизвестности, пугает ее, и в Анне, как и в Алехине, так же не оказывается достаточно сил для принятия решения. Мучительная любовь выливается в невроз героини, и она успевает скрыто упрекнуть Павла в повседневных диалогах.

Таким образом, в проблематике рассказа «О любви» очень тонко подчеркнута основная тема «Маленькой трилогии» — проблема «человека в футляре», основными характеристиками которого в данном случае выступают нерешительность и отсутствие порыва к переменам для возделывания собственного счастья.

Смысл

Что же хотел сказать Чехов рассказом «О любви»? Идея чеховской мысли заключается в обличении человеческих слабостей, которые не позволяют герою самому следовать за голосом сердца. Автор показывает людей, чья воля скована внешними обстоятельствами, но сам человек может быть достаточно сильным, чтобы преодолеть общепринятые нормы и пожертвовать хорошим положением в обществе. Главные герои же, напротив, оказываются слабыми и следуют общепринятой морали.

Основная мысль, заложенная Чеховым, раскрывает идею о том, как человек может убить высокое, светлое чувство, следуя общественным законам. Добропорядочность не гарантирует счастья, а счастье может показаться  лишь призрачным ощущением любви и уйти, не оставив и следа. Писатель, показывая представителей общества конца 19 века, выносит приговор самому укладу общественного строя, который не позволяет людям изъявлять своих желаний даже в таком личном и глубоком чувстве, как любовь.

Вывод

О чем заставляет задуматься произведение А.П. Чехова? Небольшой рассказ выносит на поверхность проблемы недостижимости счастья, человеческие слабости и философию любви. Произведение противоречиво, неоднозначно, как неоднозначны его персонажи. Двойственность характеров и обстоятельств заставляет читателя размышлять над образами и действиями героев, давая им свою субъективную оценку.
Авторская позиция здесь остается необозначенной. Можно предположить, что слова автора вложены в уста Алехина, и тогда можно приблизительно судить об отношении А.П. Чехова к своим персонажам.  И все же, финал произведения остается открытым, представляя читателю возможность подвести собственный итог.

С точностью можно утверждать об одном: «О любви» — это рассказ-предостережение читателя о том, что любовь никаким законам подчиняться не может.

Критика

Современники Чехова по достоинству оценили последнюю часть трилогии.

А. Измайлов отмечал драматическую атмосферу произведения, которая характерна для работ Чехова конца 1890-х годов. Критик писал о том, что в творчестве известного писателя начинается перелом, через который проходили все крупнейшие литературные фигуры 19 века — Гоголь, Достоевский, Лесков, Толстой.

А. Богданович охарактеризовал Павла как человека без «гордости, твердой воли и энергии», который упустил две прекрасные возможности в своей жизни – возможность следовать своему призванию и быть счастливым с любимой женщиной.

А. Скабичевский видел причину неудавшегося счастья в пустом существовании героев. Жизнь без цели – вот главный палач футлярного человека, коими предстают Павел Алехин и Анна Алексеевна в рассказе «О любви».

Автор: Лилия Васкецова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ответы на вопросы учебника «Литература» 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 61-62

А. Чехов «О любви»

Размышляем о прочитанном

1. В чём суть рассказа? О чём он? Кто его герои?

Суть рассказа в том, что когда человек любит, он должен думать лишь о любви, а не о том, как он будет выглядеть в глазах окружающих. Иначе он никогда не будет счастлив.

Рассказ о несчастной любви. Алехин и Анна Алексеевна полюбили друг друга, но скрывали свои чувства. Они открылись друг другу лишь при расставании, когда было поздно что-то менять.

Герои рассказа «О любви:

Алёхин Павел Константинович, одинокий помещик.

Луганович Дмитрий, товарищ председателя суда. Ему за 40 лет.

Анна Алексеевна, жена Лугановича, молодая красавица 22 лет.

2. Можно ли было предположить, как будут развиваться события? По каким приметам вы сделали такие выводы?

По началу рассказа можно понять, что он о несчастной любви. Об этом говорит история Пелагеи и Никанора, об этом говорят полные раскаяния рассуждения Алёхина о любви и личном счастье. Да и сам рассказчик одинок, а значит ничего в его жизни не сложилось.

3. Какое значение для развития действия имел рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре?

Рассказ предворяет рассуждения героя о любви. Он подводит читателя к мысли о том, что любовь странное чувство, которое трудно понять. И люди сами ставят себе ограничения, которые мешают развиться их любви.

4. Каково ваше отношение к героям и их поступкам? Что хотел сказать читателям автор? Как вы понимаете финал рассказа?

Алёхин показался мне безвольным человеком, неспособным на решительные поступки. Вместо того, чтобы поступить как мужчина и признаться, он мучился сомнениями, боялся навредить товарищу, думал о чужом счастье, а не о своём.

Анна Алексеевна мне представляется несчастной женщиной, которая вынуждена жить с нелюбимым мужем ради детей. Она тоже могла действовать решительней, раз Алёхин оказался таким тихим.

Автор хотел сказать читателю, что думая о чужом счастье, своего не построишь. Что любовь — чувство возвышенное, высшее, и она не терпит преград. Что для того, чтобы чего-то добиться нужно действовать, а не рассуждать.

В финале рассказа влюблённые расстаются несчастными, в слезах, запоздало понимая, что были неправы в своём поведении. Они сами разрушили своё счастье.

5. Какие размышления у вас вызвал рассказ? Осуждаете или одобряете вы поступки героев? Согласны ли вы рассуждениями о рассказе литературоведа Коровина? Аргументируйте свой ответ цитатами из текста рассказа.

Мне понравился этот рассказ. Он очень поучительный и говорит о том, что ради любви следует забыть о всём, ведь она более важна, «чем счастье или несчастье, грех или добродетель».

Я осуждаю поступки героев, которые сами губили своё счастье.

Я согласна с мнением Коровина, что «груз нравственных сомнений» тянет героев вниз. Они не смогли преодолеть себя. Это привело к тому, что герои стали чувствовать себя глубоко несчастными. Алёхина считали «благородным существом», не зная, что творится у него на душе, а Анна Алексеевна «лечилась от расстройства нервов» и «испытывала странное раздражение» на Алёхина.

Фонохрестоматия

1. Какими чувствами пронизан рассказ Чехова «О любви»?

Рассказ пронизан чувством горечи от несбывшихся надежд, от утраченной мечты, от упущенного счастья.

2. Что хотел сказать своим рассказом автор? Передал ли эту мысль в своём чтении актёр?

Автор хотел сказать, что любовь важнее всего, это высшее чувство. Актёр хорошо передал эту мысль, особенно трагичным чтением концовки.

3. Какие мысли и настроения рассказчика передаются музыкой старинного романса?

Грустная и печальная музыка романса передаёт тоску рассказчика, его грусть, сожаление об упущенной любви.

4. Как вы понимаете слова здравомыслие, вялость? К какому герою они относятся?

Здравомыслие — это правильное, разумное мышление. Это слово относится к Лугановичу.

Вялость — внешняя усталость, разбитость, нежелание что-то делать. Вялый вид был у Алёхина, но вялым был и Луганович: «вялый, ненужный, с покорным, безучастным выражением».

5. Как вы понимаете выражения благородное существо, дурное настроение? С какими героями связаны эти выражения?

Благородное существо — человек, который поступает благородно, не совершает дурных поступков, которые может осудить общество. Так называли в доме Лугановичей Алёхина.

Дурное настроение — плохое настроение, раздражительность. Это чувство испытывала Анна Алексеевна, разочарованная в жизни.

6. Как понять концовку рассказа? Соответствует ли ей музыка и чтение актёра?

Концовка говорит о том, что для того, чтобы не жалеть об упущенных возможностях, человек должен руководствоваться в своих поступках высшими чувствами, например, любовью, забывая о менее важном.

Актёр читает концовку с надрывом, передавая ощущение запаздалого прозрения, боли в сердце, осознания совершённой ошибки. Последние слова он читает медленно, передавая ощущение безвозвратной потери.

Музыка подчёркивает грусть от разлуки и передаёт ощущение безысходности.

Развиваем дар слова

Объясните слова, введите их в собственную разговорную речь.

Пристрастие — привычка, склонность к чему-либо.

Порядочные люди — живущие по общепринятым правилам.

Белоручка — ничего не делающий сам человек.

Здешний — местный.

Безвыездно — не выезжая в другие места.

Утомлён — устал.

Обаятельная — привлекательная, милая, симпатичная.

Благотворно — положительно, полезно.

А. Чехов "О любви"

  • Рассказ чехова о любви краткое содержание
  • Рассказ чужая свадьба часть 110
  • Рассказ чехова о ловле рыбы 5 букв сканворд
  • Рассказ чужая свадьба на дзене
  • Рассказ чехова о бренности слушать