Рассказ чехова о смысле жизни

Chekhov_Kult_03_02

Всей душой ненавижу эти мысли! Я сам был болен ими в юности, теперь еще не совсем избавился от них и скажу вам, — может быть, оттого, что я глуп и что эти мысли были для меня не по коню корм, — они не принесли мне ничего, кроме зла. Это так понятно!

Мысли о бесцельности жизни, о ничтожестве и бренности видимого мира, соломоновская «суета сует» составляли и составляют до сих пор высшую и конечную ступень в области человеческого мышления. Дошел мыслитель до этой ступени и — стоп машина! Дальше идти некуда. Этим завершается деятельность нормального мозга, что естественно и в порядке вещей. Наше же несчастие в том, что мы начинаем мыслить именно с этого конца.

Чем нормальные люди кончают, тем мы начинаем. Мы с первого же абцуга, едва только мозг начинает самостоятельную работу, взбираемся на самую высшую, конечную ступень и знать не хотим тех ступеней, которые пониже.

Если мы нашли способ взбираться на верхнюю ступень без помощи нижних, то уж вся длинная лестница, то есть вся жизнь с ее красками, звуками и мыслями, теряет для нас всякий смысл.
Что в ваши годы такое мышление составляет зло и абсурд, вы можете понять из каждого шага вашей разумной, самостоятельной жизни.

Положим, что сию вот минуту вы садитесь читать какого-нибудь Дарвина или Шекспира. Едва прочли вы одну страницу, как отрава начинает уж сказываться: и ваша длинная жизнь, и Шекспир, и Дарвин представляются вам вздором, нелепостью, потому что вы знаете, что вы умрете, что Шекспир и Дарвин тоже умерли, что их мысли не спасли ни их самих, ни земли, ни вас, и что если, таким образом, жизнь лишена смысла, то все эти знания, поэзия и высокие мысли являются только ненужной забавой, праздной игрушкой взрослых детей. И вы прекращаете чтение на второй же странице.

Теперь, положим, к вам, как к умному человеку, приходят люди и спрашивают вашего мнения, например, хоть о войне: желательна, нравственна она или нет? В ответ на этот страшный вопрос вы только пожмете плечами и ограничитесь каким-нибудь общим местом, потому что для вас, при вашей манере мыслить, решительно всё равно, умрут ли сотни тысяч людей насильственной или же своей смертью: в том и в другом случае результаты одни и те же — прах и забвение. Строим мы с вами железную дорогу. К чему, спрашивается, нам ломать головы, изобретать, возвышаться над шаблоном, жалеть рабочих, красть или не красть, если мы знаем, что эта дорога через две тысячи лет обратится в пыль? И так далее, и так далее… Согласитесь, что при таком несчастном способе мышления невозможен никакой прогресс, ни науки, ни искусства, ни само мышление.

Нам кажется, что мы умнее толпы и Шекспира, в сущности же наша мыслительская работа сводится на ничто, так как спускаться на нижние ступени у нас нет охоты, а выше идти некуда, так и стоит наш мозг на точке замерзания — ни тпрру, ни ну…

Я находился под гнетом этих мыслей около шести лет и, клянусь вам богом, за всё это время я не прочел ни одной путёвой книги, не стал умнее ни на грош и ни на одну букву не обогатил своего нравственного кодекса. Разве это не несчастье? Засим, мало того, что мы сами отравлены, но мы еще вносим отраву в жизнь окружающих нас.

Добро бы, мы со своим пессимизмом отказывались от жизни, уходили бы в пещеры или спешили умереть, а то ведь мы, покорные общему закону, живем, чувствуем, любим женщин, воспитываем детей, строим дороги!

Все эти мысли о бренности и ничтожестве, о бесцельности жизни, о неизбежности смерти, о загробных потёмках и проч., все эти высокие мысли, говорю я, душа моя, хороши и естественны в старости, когда они являются продуктом долгой внутренней работы, выстраданы и в самом деле составляют умственное богатство; для молодого же мозга, который едва только начинает самостоятельную жизнь, они просто несчастие! Несчастие!»

Отрывок из произведения Антона Чехова «Огни».

 Тема смысла жизни и поиска счастья является знаковой для А. П. Чехова. Он глубоко исследует человеческую личность, которая, так или иначе, поддается влиянию общества. Именно социум часто формирует у людей представление о счастье и «правильной» жизни, делая их рабами ложных убеждений и предрассудков. Герои Чехова – это всегда несчастные люди, которые «запутываются» в попытках понять, в чем заключается смысл жизни. Они идут на поводу у большинства, забывают о собственных интересах, боятся измениться и вызвать осуждение. Поэтому счастье неумолимо ускользает от них, делая жизнь пустой и бессмысленной.

Ярким тому примером является рассказ «Человек в футляре», в котором автор очень точно описал раба общества, ограниченного и невежественного, несмотря на профессию преподавателя. Вся жизнь Беликова сводится к одной фразе: «Как бы чего не вышло», а следование различным ограничениям, запретам и циркулярам он превращает в смысл своего существования. Такой человек обречен быть несчастным, поскольку он ни к чему не стремится, ни о чем не мечтает и живет лишь ради сохранения своего «футляра». Следуя излюбленному приему, Чехов не осуждает Беликова, но дает понять, что иногда, чтобы быть счастливым, нужно переступить через мнение общества, не бояться показаться смешным или вызвать чье-либо осуждение.

Кроме того, Чехов подчеркивает, что смысл жизни заключается не в следовании призрачным идеалам, а в умении быть счастливым каждый день, радоваться мелочам. Если человек делает мечту смыслом своего существования, то это может лишить его чувства реальности и ежедневных радостей жизни. Так в рассказе «Крыжовник» главный герой живет желанием купить усадьбу, где будет выращивать крыжовник. Ради этого он отказывает себе во всем, женится ради денег и своей скупостью доводит жену до смертного одра. Но, даже достигнув цели, он не становится счастливее или лучше. Единственную радость ему приносят ягоды крыжовника, но это счастье вряд ли можно назвать настоящим.

Своим творчеством Чехов дает понять, что сделать жизнь осмысленной может лишь избавление от злобы, пошлости, одиночества и раболепия. Но ответа на то, как именно этого добиться, все же, не дает, оставляя право делать выводы самому читателю.

Все о смысле жизни — www.Krasnov.tv

Проблема человеческого счастья и смысла жизни (по рассказам А.П. Чехова)

Инешина Людмила Геннадиевна,

преподаватель русского языка и литературы, ГАПОУ РС(Я) «Якутский автодорожный техникум»

Проблема смысла жизни всегда волновала русских писателей, в том числе и А.П. Чехова. В конце 19 века во взглядах и настроениях Чехова появились новые черты. Константин Сергеевич Станиславский говорил о нём той поры: «По мере того, как сгущалась атмосфера и дело приближалось к революции, он становится всё более решительным». В это время Чехов стал настойчиво говорить в своих произведениях, что «больше так жить невозможно», что время больших перемен уже близко, что будущее стучится в дверь. Всё больше чеховские герои задумываются над вопросом: как жить, в чём смысл жизни.

Он глубоко исследует человеческую личность, которая, так или иначе, поддается влиянию общества. Именно социум часто формирует у людей представление о счастье и «правильной» жизни, делая их рабами ложных убеждений и предрассудков. Герои Чехова – это всегда несчастные люди, которые «запутываются» в попытках понять, в чем заключается смысл жизни. Они идут на поводу у большинства, забывают о собственных интересах, боятся измениться и вызвать осуждение. Поэтому счастье неумолимо ускользает от них, делая жизнь пустой и бессмысленной.

Изучение рассказов А.П. Чехова «О любви». «Крыжовник», «Счастье». актуально в наше время, поскольку в них говорится о вечных, непреходящих духовных ценностях – счастье и смысле человеческой жизни. Эти темы нравственности затрагивают каждого из нас в мире, и чаще всего людям очень сложно разобраться в своих эмоциях и чувствах.

Цель нашей работы: выяснить, как понимают счастье и смысл жизни герои рассказов А. П. Чехова «О любви». «Крыжовник», «Счастье».

Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:

  1. изучить научно-популярную литературу по данной теме;

  2. провести опрос с целью определения роли счастья в 19 веке и смысла жизни в студенческой среде 21 века; проанализировать рассказы А.П. Чехова «О любви». «Крыжовник», «Счастье», определить нравственные уроки, которые пытаются донести авторы произведений, и ответить на вопрос: «Что значит быть счастливым»;

  3. развивать и формировать ответственное отношение к тому, кого любишь;

Гипотеза: Смысл слова «счастья» персонажи чеховских рассказов и студенты 21 века понимают, могут объяснить его происхождение и значение, но подходы к счастью и смыслу жизни у них разные.

Объекты: исследования-рассказы А. П. Чехова «О любви». «Крыжовник», «Счастье».

Предмет исследования — образ счастья и смысла жизни в указанных произведениях, понимание значения слова «счастье» у студентов 1 курса

В ходе своей работы мы использовали различные методы исследования: анкетирование, обобщение полученных данных, сравнение, статистические исследования, идейно-тематический анализ произведений, изучение научно-популярной литературы.

Новизна: впервые были проанализированы подходы к счастью и смыслу жизни у персонажей чеховских рассказов «О любви». «Крыжовник», «Счастье» 19 века и у студентов 21 века.

Практическая значимость работы: полученные результаты могут быть использованы на уроках, а также на факультативных занятиях по литературе, помогут студентам и преподавателям в подготовке к урокам.

Писатель умел затронуть в своих произведениях такие вопросы, которые и сегодня делают его грустные и весёлые рассказы и повести актуальными и в наше время. А.П. Чехова интересовала тема счастья и смысла жизни, гармоничных человеческих взаимоотношений. Ему хотелось убедить читателя, что дальше так жить нельзя. А. П. Чехов не знал, когда придет новая и прекрасная жизнь, но он был уверен, что она будет. Великолепное мастерство слова ставит Чехова в ряд выдающихся русских художников-реалистов. Проблема счастья и смысла жизни— это главная тема всего творчества А. П. Чехова.

Поставив проблему счастья людей – важнейшую проблему человеческого общества, Чехов ставит вопрос о необходимости изменения общества, в котором честные люди не могут быть счастливы. Но он не указывает способы изменения общества, а лишь говорит, что дальше так жить нельзя. Поиск смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. Сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными. Но сказать с полной уверенностью, что многие люди нашли этот смысл жизни, мы не можем. Было бы радостно сознавать, что все его искали и ищут. Только каждый человек. видит счастье и смысл жизни по-своему.

Сам он, по воспоминаниям современников, был человеком, жизнь которого заполнялась упорным трудом. Он был сострадательным к людям, боялся лжи, был чистосердечным, мягким, вежливым, воспитанным человеком. Признак духовной культуры личности – готовность к самоотдаче и самопожертвованию. Чехов всегда был готов помочь людям. Он лечил больных, работая врачом. Но лечить души людей оказалось более трудным и более важным делом. Чехов не мог не стать писателем! В его пьесах и рассказах мы видим жизнь простых людей, повседневный быт. В работе представлен анализ трёх рассказов А.П. Чехова: «О любви». «Крыжовник», «Счастье».

В произведениях Антона Павловича Чехова счастье имеет множество видов один из них – это любовь. Любовь — это лучшее, что есть в этом мире. Без любви невозможно существовать. Это чувство описывали миллионы поэтов и писателей во всем мире. Когда описывается любовь, обычно предполагается, что двое людей испытывают счастье, они влюблены, не могут друг без друга. Но всегда ли любовь приносит счастье? Всегда ли это чувство связывает? Возможно ли, что от того, что люди любят – им плохо и возникают «проблемы счастья»?

Признак духовной культуры личности – готовность к самоотдаче и самопожертвованию. Чехов всегда был готов помочь людям. Он лечил больных, работая врачом. Но лечить души людей оказалось более трудным и более важным делом. Чехов не мог не стать писателем! В его пьесах и рассказах мы видим жизнь простых людей, повседневный быт.

Прежде всего обратимся к героям рассказов Чехова. За редким исключением это люди самых распространенных профессий: учителя, чиновники, врачи и т. д. То, что эти люди не выделены ничем, кроме того, что их жизнь описывает Чехов, позволяет считать, что жизнью, которую ведут герои Чехова, живет большинство людей его времени. Посмотрим, какова эта жизнь. Она явно не наполнена из ряда вон выходящими событиями.

Один день похож на другой, год сменяется следующими, но ничего не меняется. Неизменность, обыденность жизни обусловливает краткость чеховских рассказов. Ему не о чем много писать. Важные события, меняющие жизнь героев, происходят редко, а те, что происходят, часто уводятся Чеховым из действия.

Яркий тому пример рассказ «О любви». Главные герои этого рассказа знакомы много лет, но они не в силах признаться друг другу в любви. Признание происходит только тогда, когда приходит время расставаться, когда счастье, которое герои могли обрести давно, показывается лишь на мгновение и исчезает навсегда. “Что-то”, что мешало соединиться любящим друг друга людям, было внутри них. Счастье не приходило к людям из-за них самих. Своим произведением «О любви» автор обличает слабости человека, не позволяющие героям руководствоваться велением сердца. Чехов показывает людей, скованных внешними обстоятельствами, однако при желании они могут пожертвовать общественным положением и преодолеть общепринятые условия и нормы. Главные персонажи оказываются слишком слабыми, поэтому продолжают следовать принятой в обществе морали.

Основная мысль, заложенная писателем, раскрывает идею того, как люди могут убить светлое чувство, стараясь соблюдать законы общества. Добропорядочность вовсе не гарантирует счастья, последнее может показаться только призрачным чувством любви, а затем бесследно уйти. Рассказ Чехова выносит на первый план человеческие слабости, проблематику недостижимости счастья и любовную философию. Произведение неоднозначно, как и его персонажи. Однако с точностью можно сказать, что эта работа — некое предостережение для читателей по поводу того, что сильное чувство не подчиняется никаким законам.

Но все же иногда герои произведений Антона Павловича Чехова находят свое счастье.

По сюжету Иван Иванович рассказывает своим знакомым историю своего брата – Николая Ивановича. Имение их отца было отсужено за долги семьи, и Николай, очень страдавший от этого, целью своей жизни поставил купить свою собственную усадьбу, в которой обязательно будет расти его любимый крыжовник. На первый взгляд перед нами довольно романтичная история, в которой человек строит свой маленький рай на грешной земле, но это не так. Живя только далёким и прекрасным будущим, герой принёс в жертву своё настоящее. Вот и настал момент, когда Николай Иванович Чимша Гималайский, купил дом в деревне и имел возможность кушать каждый день крыжовник, о котором так долго мечтал, располнел и обрюзг так, что «того и гляди, хрюкнет в одеяло». Это скотское «счастье», вызывающее только отвращение. А какой ценой заплатил Николай Иванович за это «счастье»? Он превратился в скупого, мелочного человека, женился на некрасивой вдове только потому, что “у ней водились денежки”.. Держа впроголодь себя и жену, он копил, копил деньги, клал их в банк. Жена его не выдержала такой жизни и через три года после свадьбы умерла. Однако Чимша-Гималайский не задумывался о том, какой ценой он добивается исполнения своей мечты. Чехов не ограничивается тем, что говорит нам, до какой жизни дошел Николай Иванович. Он показывает, что он пришел к ней, принеся несчастье другим людям. По мнению Чехова, такое «счастье» отвратительно. Николай Иванович, уверенный в том, что обрел блаженство, нашел лишь свою собственную могилу, где может спокойно жить, есть, спать и духовно загнивать, чтобы в конечном итоге умереть, не оставив после себя ничего. В конце рассказа Иван Иванович рассуждает о том, как несчастны люди вокруг нас, и настоящий человек ни в коем случае не должен отворачиваться от страданий других ради личного блаженства. Завершается рассказ “Крыжовник” тем, что брат Николая Ивановича, который и рассказал всю эту историю, говорит: “Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно”.

Произведение под названием «Счастье» было написано в далёком 1887 году. Писатель посвятил своё творение Якову Полонскому. Все современники А. П. Чехова видели в этом рассказе лишь прекрасное описание природы. Всё же сам писатель вопреки всем мнениям был убеждён, что «Счастье» — это самый лучший из всех рассказов, новелл и очерков, написанных в то время.

Самой главной темой этого произведения, является «мечта человека о счастье». Писателю удалось полностью её раскрыть. Антон Павлович применяет в рассказе «Счастье» лейтмотивное изложение мысли, которое помогает правильно выстроить динамику и художественный замысел. Это прекрасное произведение относится к жанру – бытовая притча.

В «Счастье» Чехова сопоставляются мысли двоих пастухов о простом человеческом счастье. Они рассуждают, о том, как можно стать счастливым и для чего это нужно каждому живущему человеку на земле.

В рассказе написано мнение о мире, о жизни, двух совершенно разных героев. Писатель знакомит своего читателя с главными героями с первых строк произведения. Один из них старик восьмидесяти лет, которого судьба потрепала тяжёлыми испытаниями. А другой юноша, у которого вся жизнь впереди. Он постоянно смотрит на звёздное небо и мечтает о чём- то прекрасном и неосуществимом.

Также здесь писатель описывает естественную красоту природы ночью. Сказочное описание равнин и степей, завораживает читателя с первых строк рассказа. Животные играют в произведении Чехова очень важную роль. Писатель сопоставляет их с людьми. Животные тоже думают, переживают и ждут своего счастья.  Все мысли пастухов на протяжении всего рассказа постоянно переплетаются с мыслями животных, и наоборот.

В середине произведения вся злость пожилого человека переходит к собаке, а в самом конце новеллы мысли овец на миг переходят к молодому пастуху. Два совершенно непохожих друг на друга человека с абсолютно разными взглядами на жизнь и счастье, всё -таки имеют точку соприкосновения. Их объединяет одна профессия, они оба пастухи и обычные крестьяне. Антон Павлович сопоставляя два мнения в своём произведении, убеждает читателя, что «счастье», каждый человек представляет по — своему. Ведь проблема, затронутая Чеховом в новелле стара, как мир. Для некоторых людей быть счастливыми – это значит быть богатыми и известными. А другие считают, нет большего счастья, чем сама жизнь.

Хочется заметить, что раз жизнь такова, что честный и добрый человек не может быть в ней счастлив, то следует постараться изменить такую жизнь. В его рассказах изображается жизнь людей того времени, показано, что счастье редко посещает жизнь честных людей. Чехов говорит, что “надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком”, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано иди поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит, не услышит, как теперь он не видит и не слышит другого. Но человека с молоточком нет…” Если жизнь такова, что честный человек не может быть в ней счастлив, то нужно изменить ее.

Чеховская художественная система направлена на необходимость социальных перемен. Проблема счастья, поставленная и раскрытая Чеховым, также подтверждает эту необходимость. Счастье – это потребность и умение делать добро. Этому нас учит бессмертный, скромный и добрый Чехов. Этому нас учит сама жизнь.

Чем раньше мы понимаем необходимость делать добро, тем быстрее достигаем счастья. Иногда, к сожалению, слишком поздно человек осознает, что его нравственные идеалы были ошибочными, что не там он искал смысл жизни.

Хорошо, если такой человек успевает это понять тогда, когда еще есть время что-то изменить, исправить. Читать и перечитывать Чехова – это значит спешить делать добро!

Проанализируя рассказы А.П. Чехова, мы решили провести опрос с целью определения роли счастья и смысла жизни в современной студенческой среде. Исследование показало, что опрошенные студенты 1 курса (25 человек), по-разному воспринимают значение счастья.

Вот как они ответили на этот вопрос:

  • Счастье — это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители — 15%;

  • Счастье – это состояние полного удовлетворения жизнью, наслаждения ею, ощущение нужности, важности в ней — 17 %;

  • Это минуты достижения поставленных целей, реализации своих планов -13%;

  • Это моменты ощущения огромной любви к близким, стране, народу, понимания нужности для них-12 %;

  • Это возможность самореализации, самовыражения в любимом виде деятельности -23%;

  • Это просто наслаждение красотой жизни, каждого её мгновения, неповторимостью мира, который окружает- 5%;

  • Счастье-это огромное желание жить — 4%;

  • Счастье – это когда рядом есть любимое и любящее существо, и не всегда им может быть человек -2%.

Следовательно, студенты 21 века уже по- другому понимают счастье. Время заставило их взглянуть на это понятие более возвышенно и целеустремлённо.

Заключение

Каждый человек задаёт себе вопрос: «Что значит быть счастливым?» Понятно, сколько людей, столько и представлений о счастье. Может ли счастье быть вечным? Нет, как и сама жизнь.

По мнению А.П. Чехова, современные люди разучились любить, они эгоистичны и корыстны, душа их черства, а сердце холодно. Но потребность любить заложена в человеке от природы. Именно поэтому почти все герои Чехова несчастны: они стремятся к счастью, но не могут его постичь. В исследовательской работе рассмотрены несколько рассказов А. П. Чехова. Мы увидели, что проблема счастья и смысла жизни в творчестве Чехова занимает важное место

Каждый человек идет своей дорогой. В поисках своего собственного смысла жизни он выбирает себе друзей, профессию, судьбу. Это очень сложно и удается далеко не всем.

Многие сдаются, отступают, меняя свои убеждения. Некоторые погибают в неравной борьбе с трудностями и превратностями судьбы. Лишь тот, в ком стучит доброе сердце, кто способен понять ближнего своего и помочь слабому, достигает счастья. Счастье – это постижение смысла жизни. и удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. Сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными. Но сказать с полной уверенностью, что многие люди нашли этот смысл жизни, мы не можем. Было бы радостно сознавать, что все его искали и ищут. Только каждый человек видит смысл жизни по-своему. Смысл жизни в любви к тем, кто тебя окружает, и к тому делу, которое ты делаешь. И чтобы любить людей и свою работу, надо любить повседневные мелочи, видеть в них радость, каждую минуту стараться улучшить что-нибудь вокруг себя и внутри себя. По-моему, Чехов нас учит именно этому. Сам он, по воспоминаниям современников, был человеком, жизнь которого заполнялась упорным трудом. Он был сострадательным к людям, боялся лжи, был чистосердечным, мягким, вежливым, воспитанным человеком. Признак духовной культуры личности — готовность к самоотдаче и самопожертвованию. Чехов всегда был готов помочь людям. Он лечил больных, работая врачом. Но лечить души людей оказалось более трудным Средства, которыми Чехов достигает этой цели, для литературы XIX века являются абсолютно новыми, поэтому мы называем Чехова писателем двадцатого века.

Исследование также показало, что студенты 21 века больше всего (23%) видят понимание счастья и смысла жизни в возможности самореализации, самовыражения в любимом виде деятельности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что счастье — это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание.

Список литературы:

  1. Азаров Л.Е. «Язык произведений А.П. Чехова» — М., 2007.

  2. Словарь символов и знаков / Авт. –сост. Н.Н. Рогалевич – Мн.: Харвест, 2005. С. 224, С.237.

  3. Громов М.П. Чехов. Серия ЖЗЛ. – М., 1993.

  4. И. Н. Сухих «Проблемы поэтики А. П. Чехова» — 1987г.

  5. Бердников Г.П., Чехов А.П. — М.: Мол. гвардия, 1974. — 512 с.

  6. Жуховицкий Л.А. Счастливыми не рождаются. — М.: Политиздат, 1983. — 17.

  7. Климашевская И.В. Счастье и смысл жизни. – М.: Народная асвета, 1986. —33-35 с.

  8. Линков В.Я. Художественный мир прозы А. Чехова. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 128 с.

  • Рассказ чехова о рыбалке 5 букв сканворд
  • Рассказ чужие окна на дзене
  • Рассказ чехова о несчастном ревматике
  • Рассказ чужие люди глава 16
  • Рассказ чехова о любви посвящен исследованию