Чехов «Белолобый» главная мысль. Чему учит?
На чтение 3 мин Обновлено 2 марта, 2021
Чехов «Белолобый» какая главная мысль и чему учит этот рассказ читателей рассмотрим ниже, ведь эта информация нужна для читательского дневника.
Содержание
- Чехов «Белолобый» главная мысль
- Чему учит рассказ «Белолобый»?
- О чем рассказ «Белолобый» Чехова?
Чехов «Белолобый» главная мысль
Главная мысль этого рассказа в том, что животные, как и люди, умеют любить и ненавидеть, умеют быть заботливыми и нежными, умеют чувствовать и переживать.
Это рассказ Чехова о волчице, которая отправилась на охоту, чтобы накормить своих голодных волчат. Но вместо того, чтобы стащить ягнёнка, она по ошибке схватила щенка. Однако она так и не смогла его съесть. Волчица не любила собак, поэтому маленького щенка с белым пятнышком на лбу она не захотела есть. Он ей был не по нраву, от него пахло ей ненавистной псиной. Щенка она оставила в живых, но не кормила должным образом, поэтому он сам ушел к людям обратно в зимовье.
Автор показывает читателю, что он должен относится к животным с пониманием, чуткостью, должен заботится о них. Ведь все животные разные, у всех свои инстинкты.
Чему учит рассказ «Белолобый»?
Рассказ учит любить животных, и уважительно к ним относится. Учит тому, что все животные имеют душу, и также как и люди, всё понимают и чувствуют. Это говорит нам о том, что у животных тоже есть свои проблемы, свои заботы, и своя собственная жизнь. Поэтому, уважайте природу, и живущих в ней животных.
Рассказ учит добру и справедливости. Учит тому, что у всякого животного есть свои заботы, свои проблемы, своя собственная жизнь.
О чем рассказ «Белолобый» Чехова?
В 4 верстах от зимовья сторожа Игната обустроила логово старая волчица, у которой было трое маленьких волчат. Матери уже трудно было охотиться — она в основном питалась падалью — лишь изредка совершая набеги на хлева. Вот и в эту холодную мартовскую ночь волчиха решила раздобыть ягнёнка у Игната. Но не имея уже той ловкости, что в молодости, волчица не смогла осторожно пробраться в хлев, и устроила там настоящий переполох. Испуганная, она схватила зубами первое попавшееся живое существо, и еле улизнула от проворной собаки Арапки. Немного погодя голодная мать увидела, что ее добыча это не ягнёнок, а маленький чёрный щенок с белым пятном на лбу. Сьесть его волчица не смогла. Белолобый лизнул её в морду, да и запах псины оказался просто невыносим — отбивал весь аппетит. Зато волчатам понравился новый товарищ, и они почти до самого вечера носились за ним и катались по снегу, пока совсем не выбились из сил.
Вечером щенок вернулся домой, а вскоре и волчица отправилась к зимовью сторожа, опередив по дороге Белолобого. Но и в этот раз попытка поохотится была неудачной — радостный визг подоспевшего вовремя щенка вновь поднял по тревоге всех в хлеву, и старика Игната, который сам того не ведая, выстрелом из ружья прогнал многострадальную волчиху-мать.
Сторож так и не понял, что к хлеву две ночи подряд приходил хищник, а списал всё на шалость Белоголового, и бедному щенку здорово досталось хворостиной.
Впервые рассказ «Белолобый» был опубликован в 1895 году. У главного героя есть прообраз в виде дворового пса А.П. Чехова, который жил с ним в Мелехово и звали пса одноименно с героем рассказа — Белолобый.
Повествование о происходящем ведется от лица старой волчицы и мир мы видим ее глазами. Автор очеловечивает волчицу словами «думала», «помнила», «соображала». В некоторых моментах это выглядит смешно. Например, когда волчица предполагала, что старик Игнат часто падает от ветра. Но падения Игната были вызваны совсем иными причинами.
Очеловечивание животного очень важный прием, поскольку наше мировоззрение часто субъективное и мы понятия не имеем, как выглядит правда конкретной ситуации с другой стороны, со стороны нашего оппонента. Так можно намного лучше понять мотивы действий и поступков. Рассказ написан для детей. Чехов хотел озадачить маленьких читателей идеей о том, что животные, как и люди, умеют мыслить, они так же рождают деток и должны о них заботиться, так же, как мама и папа какого-нибудь Пети или Васи. Он жаждал показать маленькой формирующейся личности, что нужно проявлять уважение к животным, не злорадствовать над ними, а быть более сострадательными и чуткими.
Порой и дикий зверь может прийти к человеку, взывая о помощи, словно понимая подкоркой глубинного сознания, что человек обязательно поможет. И пусть волчица рождена хищницей, ей не чуждо иметь разум и чувства. Она отправилась в зимовье к людям, чтобы прокормить волчат. Здесь уже было не до этических вопросов, забота о потомстве превыше всего. Она хорошая мама. Разве не то же самое делают люди для своих собственных детишек? Как говорится, «ради деток мать готова себя продать».
Главный смысл рассказа «Белолобый» в том, что животные умеют испытывать чувства в зависимости от сложившихся обстоятельств: жалость, ненависть, заботу, любовь, стеснение, страх. Животным не чуждо ничего из мира людей, единственное — они не могут говорить о своих переживаниях и выражают их присущими им повадками.
В рассказе «Белолобый» говорится о старой волчице, которая отправилась на охоту, чтобы позаботиться о троих волчатах и накормить их вкусной едой. Ей надоело питаться падалью и холодной мартовской ночью волчица решила полакомиться сама и побаловать своих волчат ягненком. Былая ловкость ее уже покинула и в хлеву Игната она устроила большой переполох. Впопыхах мать-волчица схватила в зимовье вместо ягненка щенка и уворачиваясь от расторопной сторожевой собаки Арапки, спешно покинула место происшествия.
Не смотря на чувство досады от такого поворота событий волчица сжалилась и не стала убивать щенка, хотя от него и несло ненавистным запахом псины. Ничто ей не мешало съесть щенка, но она не видит в нем добычи, т.к. материнский инстинкт взял верх. Ну а волчатам новый товарищ пришелся по душе и до самого вечера они с ним играли, пока не уснули без сил. Что сказать, дети есть дети. Даже в детеныше животного, наблюдая за ним, видишь ребенка, которого нужно накормить, умыть, выучить, защитить. Никаких принципиальных различий с человеческим дитем. Единственное она его не достаточно хорошо кормила, отчего щенок по прозвищу Белолобый сам вернулся к людям. Несмотря на то, что щенок этот потенциально опасен и для нее, и для ее потомства (ведь щенок вырастет и превратиться в противника, препятствующего в получении легкой добычи у людей) она проявила сострадание к нему и его несмышленому возрасту.
Рассказ призывает уважать и любить животных, потому что они также имеют душу и право на жизнь, и люди не обладают полномочиями распоряжаться не принадлежащей им жизнью. Как большой и более могучий брат человек должен бескорыстно помогать младшим братьям. Но самое главное, что нужно уяснить человеку, это то, что ценность жизни каждого существа на земле столь же велика, как и его. Жизнь бессловесных животных также полна забот, тягот, лишений и прочими проблемами. Автор просит быть внимательней к окружающему миру и проявлять сочувствие к его обитателям. А.П. Чехов старается переубедить молодых читателей и забыть об образе страшного и злого серого волка, который нам часто рисуют русские сказки. Он призывает повзрослеть и реалистично смотреть на жизнь, видеть в событиях всю подноготную, а не поверхностную мишуру.
Автор: Чехов А.П.
Название: “Белолобый”
Жанр: рассказ
Тема произведения: о животных
Число страниц: 5
Главные герои и их характеристика
Волчица. Старая, больная, голодная мать. Очень любит своих волчат и старается прокормить их. Пожалела щенка, потому что тот играл с волчатами.
Белолобый. Молодой и глупый щенок обыкновенной дворняжки. Беззаботный, игривый, глупенький.
Волчата. Маленькие и игривые.
Игнат. Суровый мужик, любящий порядок. Охотник.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Рассказ о знакомстве маленького щенка с волчатами и неудачной охоте старой волчицы.
Как правильно заполнить читательский дневник. Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
Краткое содержание
Старая и очень голодная волчица отправляется на охоту и думает украсть ягненка на зимовье Игната.
Она залезла на крышу и провалилась в хлев, где схватила первое, что попалось ей в зубы и убежала.
По дороге волчица обнаружила, что унесла щенка собаки и бросила его, но щенок побежал следом за ней.
Белолобый щенок стал весело играть с волчатами, которым тоже понравился новый друг.
Волчица снова отправилась на охоту за овцами, но щенок опередил ее и первым спрыгнул в хлев.
Игнат выскочил с ружьем и пальнул для острастки, потому что увидел щенка и решил, что это он лазал в хлев, а волчица убежала.
Понравившийся эпизод
Мне понравилось описание игр между щенком и
волчатами. Щенок оказался задиристым и первым ударил волчонка лапой, а тот в
долгу не остался. Это так понравилось щенку, что он стал бегать кругами, а
волчата гонялись за ним, и покусывали его понарошку.
План произведения для пересказа
- Охота старой волчицы.
- Зимовье Игната.
- Волчица в хлеву.
- Странная добыча.
- Щенок и волчата.
- Размышления волчицы.
- Новая охота.
- Неожиданная помеха.
- Выстрел Игната.
- Побег волчицы.
Главная мысль
И животным знакомы жалость и любовь к детям.
Чему учит эта книга
Этот рассказ учит любить природу и бережно к ней
относиться. Учит любить и защищать животных. Учит доброму отношению ко всему
живому.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень понравился этот рассказ. Волчица была,
прежде всего, матерью и, хотя очень не любила собак, все равно не стала трогать
щенка, ведь он напоминал ей собственных волчат. И получилось так, что щенок
невольно спас волчицу, взяв на себя ответственность за проникновение в хлев.
Новые слова и выражения
Логовище — место обитания волчихи.
Зимовье — домик в лесу.
Заливчатый лай — громкий, веселый лай.
Пословицы к произведению
Чужих детей не бывает.
У кого детки, у того и заботы.
Ради деток мать готова себя продать.
Всякой матери свое дитя мило.
Вое матери и без хлеба не умрешь.
Другие читательские дневники
На уроках русского языка и литературы детям часто задают прочитать рассказ А. П. Чехова «Белолобый» и написать по нему краткое содержание для читательского дневника, поделиться своим мнением, составить отзыв или написать сочинение.
Рассказ представляет зарисовку из жизни волчьей семьи и он будет интересен и детям, и взрослым. Ниже представим краткий пересказ и сделаем небольшой анализ произведения.
Главные герои и их характеристика
В рассказе немного главных героев:
-
Волчица — она постарела, здоровье её ухудшилось, но она по-прежнему заботливая мать для своих волчат.
-
Волчата — беспечные малыши.
-
Белолобый — весёлый щенок, бестолковый, любитель поиграть.
-
Игнат — старый и опытный охотник.
Краткое содержание рассказа
Старая волчица вышла на охоту, чтобы покормить волчат и поесть самой. Из-за слабого здоровья ей редко удавалось поймать добычу, и она всё чаще довольствовалась падалью или похищала маленьких зайчат.
Недалеко от волчьей норы располагалось зимовье Игната, который нередко ходил на охоту в лес со своей собакой. Летом у зимовья бродили овцы, и волчица намеревалась пробраться туда в надежде найти ягнят.
Пробравшись на крышу сарая, волчица разгребла солому и попала в хлев. Она схватила то, что подвернулось ей первым. Поднялся шум. Волчица услышала собачий лай и свист сторожа.
Волчица быстро удалялась от зимовья. По запаху добычи она поняла, что несла в зубах не ягнёнка. Бросив добычу на снег, она захотела было начать трапезу, но отпрянула. Перед ней был щенок. Он был чёрным, только на лбу было белое пятно.
Волчица побежала к своим волчатам. До рассвета она уже была в логове. Щенок прибежал за ней. Волчата обрадовались ей, стали сосать молоко. Сама волчица погрызла старую кость. Её раздражал лай щенка, и в какой- то момент ей даже захотелось разорвать его.
Между тем волчата и щенок подружились. Они весело играли в снегу, покусывали друг друга понарошку. Волчица решила, что так её детёныши научатся отбиваться от собак. Уставшие волчата заснули. Поскулив от голода, Белолобый присоединился к ним.
Волчица решила всё-таки съесть его и приблизилась. Тот лизнул её, и волчица отошла подальше от псиного запаха. Вечером она выбралась на охоту, а Белолобый убежал домой. Волчица догнала его, подходя к зимовью.
Когда волчица поднялась на крышу зимовья и стала разбирать заделанную дыру снова, щенок бросился к ней с весёлым лаем. На шум выскочил Игнат. Он закричал и пальнул из ружья. Старик пошёл к сараю посмотреть, что случилось. В хлеву он увидел Белолобого, но волчица была уже далеко в лесу.
Вернувшись в дом, Игнат рассказал гостю, что щенок вчера убежал из хлева, сделав в крыше дыру, а сегодня снова пробрался в хлев через это место. Утром старик оттаскал щенка за уши, приговаривая, чтобы ходил отныне через дверь.
Главная мысль произведения
Основная тема рассказа заключается в том, что животные, не умеющие говорить, тоже способны на чувства, сострадание, жалость.
Волчица не съела щенка, пожалела. Он для неё был таким же детёнышем, как и её волчата.
Чему учит рассказ
Антон Павлович Чехов написал «Белолобого» для детей. В рассказе описан мир диких животных, у которых также полно проблем, забот. Учащиеся начальных классов видят в произведении не злого волка, о котором они привыкли читать в сказках.
Автор показал, что и дикие звери способны на тонкие чувства. Волчице жалко Белолобого, она не видит в нём добычи. Ничто не мешало ей съесть щенка, но материнский инстинкт взял верх.
Рассказ учит быть добрым, гуманным, учит состраданию к беззащитным животным.
Пословицы к рассказу А.П. Чехова «Белолобый»
В качестве иллюстраций к поступкам старой волчицы хорошо подходят следующие пословицы:
-
«У кого детки, у того и заботы».
-
«Ради деток мать готова себя продать».
-
«Жалость матери меры не знает».
-
«Матери все дети равны – одинаково сердцу больны».
Чехов А., рассказ «Белолобый»
Жанр: рассказы о животных
Главные герои рассказа «Белолобый» и их характеристика
- Волчица. Старая, больная, голодная. Заботливая мать.
- Белолобый. Щенок, дворняжка. Веселый, озорной, любит играть. Бестолковый.
- Волчата. Маленькие, веселые.
- Игнат. Старик-охотник.
План пересказа рассказа «Белолобый»
- Волчица выходит на охоту
- Зимовье Игната
- Овцы в хлеву
- Падение в хлев
- Странная добыча
- Щенок
- Щенок и волчата
- Волчица и щенок
- Снова на охоту
- Щенок возвращается домой
- На крыше хлева
- Щенок лает
- Объяснение Игната.
Кратчайшее содержание рассказа «Белолобый» для читательского дневника в 6 предложений
- Голодная волчица отправилась на охоту и залезла на крышу хлева.
- Она пролезла внутрь и в суматохе схватила первое, что подвернулось.
- Волчица обнаружила, что унесла щенка и бросила его.
- Щенок пошел за волчицей и стал играть с волчатами.
- Волчица снова пошла на охоту, но щенок сорвал ей охоту.
- Игнат решил, что это щенок залезал к овцам через крышу.
Главная мысль рассказа «Белолобый»
Животные имеют чувства и разум и часто поступают также, как поступили бы на их месте люди. Все дети одинаковы.
Чему учит рассказ «Белолобый»
Рассказ учит любить животных. Учит понимать, что все живые существа имеют душу. Учит добру и справедливости. Учит тому, что у всякого животного есть свои заботы, свои проблемы, своя собственная жизнь.
Отзыв на рассказ «Белолобый»
Мне очень понравился этот рассказ и я могу выделить в нем двух персонажей — волчицу и Белолобого. Для маленького щенка не было разницы между волчатами и щенками, он готов был играть с ними. Да и волчата приняли щенка в свою компанию. А волчицу просто жалко, потому что она была голодная и старая, а у нее были волчата.
Пословицы к рассказу «Белолобый»
Всякой матери свое дитя мило.
Ради деток мать готова себя продать.
Возле матери и без хлеба не умрешь.
И сова своих детей хвалит.
У кого детки, у того и заботы.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Белолобый»
Голодная волчица облизала волчат и отправилась на охоту. Стоял месяц март, еще было холодно, а мнительная волчица вздрагивала от каждого шороха. Ей казалось, что за деревьями стоят люди, а в темноте лают собаки.
Волчица была старой, ее чутье ослабело и теперь ей редко приходилось питаться мясом. Она все больше ела падаль или, если повезет, отнимала у зайчихи зайчат.
Недалеко от ее логова стояло зимовье Игната, старика лет семидесяти. Это был бывший механик и он часто бродил по лесу вместе с большой собакой по кличке Арапка.
Волчица помнила, что летом возле зимовья паслись овцы и потому подумала, что сейчас там обязательно должны быть ягнята.
Она забралась на крышу хлева и стала разгребать солому. Ей в нос ударил теплый запах, где-то заблеял ягненок.
Волчица спрыгнула вниз и схватила первое, что попалось ей в зубы. Поднялся переполох. Под сараем проснулся Арапка и залаял. Из зимовья выскочил Игнат и пронзительно засвистел.
Волчица долго бежала со своей добычей, но постепенно стала замечать, что добыча пахнет иначе, чем ягненок. Она выпустила добычу в снег, чтобы начать есть, и с отвращением отпрянула. Перед ней лежал крупный черный щенок с белым пятном на лбу.
Щенок между тем встал на ноги и как ни в чем не бывало залаял. Волчица отпрянула и побежала прочь. Щенок побежал за ней.
Уже засветло волчица добралась до своего логова в корнях поваленной сосны. Щенок бежал за ней и волчица думала, что он хочет, чтобы она его съела.
Волчата обрадовались возвращению матери и стали сосать ее. А волчица грызла старую белую кость. Щенок, увидев волчат, стал лаять и у волчицы разболелась голова. Она хотела даже встать и разорвать щенка.
Между тем, щенок устал лаять и несмело подошел к волчатам. Они посмотрели друг на друга. Потом щенок ударил лапой одного из волчат по голове. Волчонок ответил. Щенок обрадовался и побежал кругами по снегу. Волчата бросились за ним, повалили в снег и стали кусать, не больно, а понарошку.
Волчица, глядя на них, подумала, что пусть волчата приучаются отбиваться от собак.
Потом волчата наигрались и легли спать. Щенок немного повыл от голода и тоже лег. Проснувшись они снова стали играть.
Вечером волчица решила съесть щенка и подошла к нему. Щенок лизнул ее и от запаха псины волчице стало дурно, и она отошла прочь.
К вечеру похолодало и щенок побежал домой. Волчица же снова отправилась на охоту.
Приближаясь к зимовью, она увидела впереди черное пятно и узнала щенка, который тоже возвращался в зимовье. Она побоялась, что щенок может ей помещать, но зимовье было уже так близко.
Волчица забралась на крышу хлева и увидела, что вчерашняя дырка заделана свежей соломой. Она стала разгребать ее и вдруг раздался веселый лай. Щенок бросился к ней, а потом, почуяв тепло, спрыгнул в хлев.
Из зимовья выскочил Игнат с ружьем и громко закричал. Ружье дало осечку, но на третий раз все-таки выстрелило. Игнат пошел смотреть, в чем дело. Но волчица была уже далеко.
Немного погодя он вернулся в избу, где ночевал странник. Тот спросил Игната в чем дело и старик ответил, что Белолобый повадился ночевать с овцами в хлеву, а вчера разобрал крышу и убежал. Сегодня же снова вернулся и снова не через дверь, а через крышу.
на следующее утро Игнат оттаскал Белолобого за ухо, повторяя, чтобы тот ходил через дверь.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
«Белолобый», какая главная мысль?
1 ответ:
0
0
В рассказе А.П. Чехова «Белолобый» рассказывается о волчице, ее волчатах и маленьком щенке, которого волчица по ошибке украла из хлева, думая, что это барашек. Ей нужно было кормить волчат, да и она сама была голодна. Когда она поняла, что ошиблась, она бросила щенка и побежала в свое логово. Но маленький щенок побежал за ней. Он ластился к ней, пытался играть с волчатами. Рассказ «Белолобый» учит любить природу, понимать ее. Это рассказ о тонкой грани между дикими и домашними животными, которые в одинаковой степени имеют право на жизнь и процветание.
Читайте также
Краткое содержание рассказа «Портрет отца» для читательского дневника . Главный герой рассказа детдомовский мальчик, который случайно находит книгу с изображением человека в военной форме. Мальчик решает, что это его отец. Главный герой вырвал листок с картинкой и спрятал.
Второй мальчик Вовка Акимцев тоже без родителей, ему становится обидно, что мальчик нашел себе отца, хоть и ненастоящего, поэтому Вовка всеми силами старается разубедить и у него не получается.
Главная мысль рассказа заключена в мысли, что отец самый важный человек, на него равняются и с него берут пример и каждый мальчик хочет иметь отца.
Рассказ Приставкина «Портрет отца» рассказывает об одиночестве детей, чьи родители воевали на фронте или погибли. Дети не верили и ждали, цеплялись за любую фантазию, лишь бы родители за ними вернулись. Рассказ учит доброте и сопереживанию, учит помнить о страшной войне и жертвах военных лет, сколько горя приносит война, нельзя допустить ее повторения и надо уметь помогать другу
В рассказе Константина Паустовского «Растрепанный воробей» маленький воробушек Пашка, которого выходила девочка Маша, помог отобрать у вороватой вороны дорогую для Машиной мамы вещь.
Писатель хотел донести до читателей смысл народной пословицы:
Воробушек оказался благодарным товарищем. Пашка не испугался большой птицы, с которой ему пришлось вступить в противостояние, и с помощью своих друзей смог вырвать у вороны стеклянный букетик. Храбрость и доброта воробья смогли исполнить мечту Машиной мамы — после премьеры спектакля приколоть к платью брошку в виде цветов, подарок уехавшего мужа.
Текст стихотворения «Я лишний» Главный герой мальчик Сергей не хотел трудиться в саду, сказал, что ему не хватает деревьев и никому не захотел помочь. А когда вишня созрела, ребята посмеялись над Сережей, не дали ему поесть ягод. Главная мысль стихотворения «Я лишний» учит трудиться, пословица к стихотворению «Я лишний»
Кто не работает, тот не ест.
Мое видение такое: Андерсен в своих сказках не ограничивается какой-то одной мыслью, его сказки — это целое собрание нравственных и этических сторон человеческой жизни, а посему и данная история не стала исключением. Я выделю тезисно те основные моменты, на которые невольно обращаешь внимание, читая историю про горошины, сделав пояснения.
- Мир огромен, он не ограничивается рамками. Горошины, сидящие в стручке, поняли, что не всегда должно быть зелено или желтовато вокруг них.
- В жизни дается шанс, но не все им могут с толком воспользоваться. Мальчик с бузинной трубочкой запустил все горошины в мир, но только одна сумела оказаться полезной.
- Одинаковые условия — это не залог того, что судьба у всех будет похожей. Смотрите, вроде бы все горошины жили и развивались одинаково, всем была открыта дверь, но сколь по разному у них сложились судьбы.
- Громкие притязания не всегда приводят к успеху. Четыре горошины оказались тщеславны, но всех их постигла печальная участь. Младшая, пятая горошина была кроткой, однако, именно она стала нужной и значимой.
- Благодарность и доброта возвращаются сторицей. Можно спорить и предполагать, что женщина или девочка ничего не сделали для горошины, однако, на мой взгляд, именно их крыша дома стала пристанищем для горошина. Именно их дом помог горошинке превратиться в растения, а чуть позже, когда горошек подрос, уже сама женщина делала ей подпорочку и натягивала нить для роста. В ответ же горошинка дарила свое тепло, энергию жизни девочке, что помогло той выздороветь.
<hr />
Можно, конечно, выделить основной мыслью последнюю, однако, в жизни все переплетено и нельзя иметь только одну нравственную черту, например, доброту. Доброта идет в содружестве со смелостью, совестью, справедливостью и т.д..
Речь в рассказе идёт о красивом растении кипрее, красные цветы которого собраны в кистья.
Однажды рассказчик услышал странное заявление из громкоговорителя, которое его заинтриговало. Речь шла о детском походе в Моховой лес за сосновыми шишками из беличьих запасов.
Мужчина не знал, кого спросить об услышанном; бабушку, которая звала своих внуков домой или самих мальчишек, которые играли в футбол и сумели попасть мячом в козу, чем вызвали недовольство взрослых.
У прятавшихся мальчишек он и и узнал, что белки лучше всех умеют собирать самые здоровые шишки, пряча их в дупла, а ребята, залезая в их дупла, собирают эти шишки. А белки вновь натаскивают новые запасы.
Рассказчик продолжил свою дорогу в лесничество, где встретился с лесничим и Анной. Михаил Михайлович стал говорить, что кипрей — это их помощник. Гость удивился, так как из кипрея пил только чай. Лесничий рассказал много интересного об иван-чае. Он любит расти на месте, где был пожар, где вырубались деревья. Раньше это растение безжалостно убирали из молоденьких посадок деревьев, считая, что он забирает влагу, заглушает их рост. Но сосёнки, оставшись без кипрея часто погибали. Оказывается, это удивительное растение может выделять теплоту и молодые деревья в таком соседстве находятся под опекой, заботой этого цветка — как няньки. Цветок не только воздух обогревает, но и землю, где проходят его корни.
Лесник также заметил, что почти про каждое растение можно рассказать много удивительного.
Перед отъездом мужчина забрал с собой засушенную веточку кипрея. Ведь теперь он совсем по другому к нему относился.
- Краткие содержания
- /
- Чехов
- /
- Белолобый
Автор: Антон Чехов
Год написания: 1895
Жанр произведения: рассказ
Главные герои: волчица и щенок
Сюжет:
В рассказе «Белолобый» действуют очеловеченные герои: волки, собаки… Есть тут, конечно, и люди, но они не играют большой роли. Главная героиня – старая волчица, которой нужно кормить своих детей. Ей очень тяжело – она плохо видит, подводит нюх, мучает постоянный голод. Надеясь на хорошую добычу и забыв страх, она влезает в хлев и ворует барашка, который оказывается на её удивление – щенком. Не самым, видимо, умным, но, зато, добрым – он позволяет себя утащить в логово, играет с волчатами. Голодная волчица хочет его съесть, но не переносит собачьего духа. В итоге, белолобый щенок возвращается домой, а на него хозяин сваливает вину за беспорядок и поломанную крышу – волчица спасена, к счастью, и может вернуться к своим ещё беспомощным детям.
Чему учит рассказ
Основная мысль рассказа – в доброте, которая спасает и помогает, даже если она не идёт рядом с умом. Наивный щенок помогает волчице, которая просто хочет выжить, не стараясь никому специально навредить.
Краткое содержание
Старая и очень голодная волчица отправляется на охоту и думает украсть ягненка на зимовье Игната.
Она залезла на крышу и провалилась в хлев, где схватила первое, что попалось ей в зубы и убежала.
По дороге волчица обнаружила, что унесла щенка собаки и бросила его, но щенок побежал следом за ней.
Белолобый щенок стал весело играть с волчатами, которым тоже понравился новый друг.
Волчица снова отправилась на охоту за овцами, но щенок опередил ее и первым спрыгнул в хлев.
Игнат выскочил с ружьем и пальнул для острастки, потому что увидел щенка и решил, что это он лазал в хлев, а волчица убежала.
Главные герои и их характеристика
В рассказе немного главных героев:
- Волчица
— она постарела, здоровье её ухудшилось, но она по-прежнему заботливая мать для своих волчат.
- Волчата
— беспечные малыши.
- Белолобый
— весёлый щенок, бестолковый, любитель поиграть.
- Игнат
— старый и опытный охотник.
Отзывы читателей
Этот замечательный рассказ Чехова написан о животных. Его можно назвать детским, но он мне очень понравился. Очень удивила способность автора определить ум щенка и стиль написания произведения.
Олеся, Нижний Новгород
В своем отзыве я бы хотел поделиться собственным мнением о книге. В детстве я очень любил рассказы о животных, поэтому не смог пропустить и не прочитать это произведение. Оно сильно тронуло меня и заставило задуматься о своем отношении к диким зверям и природе.
Игорь, Москва
Скорее всего, что эту увлекательную книгу многие читали в детстве. События в ней описаны превосходным языком знаменитого писателя. Простой сюжет произведения может научить юного читателя бережному отношению к природе и состраданию.
Максим, Владивосток
Герои рассказа
Главные герои рассказа «Белолобый» — животные. Все события читатель видит глазами волчихи и иногда Белолобого. Так раскрывается психология животных. Чехов описывает физическое состояние волчихи. Она немолода, слаба здоровьем, у неё ослабело чутьё, её постоянно мучит голод. Однако она не может пересилить отвращение к запаху псины «по слабости здоровья», поэтому не трогает щенка. По первоначальному замыслу Чехова, Белолобый должен был прожить с волками целый год. Но писатель ограничился двумя сутками: этого оказалось достаточно, чтобы раскрыть психологию героев-животных.
Как и все волки, волчиха щёлкает зубами, глаза её светятся в темноте. При этом она обладает человеческими чертами характера, может рассуждать. Волчиха помнит, что летом около зимовья паслись овцы, и рассуждает, что должны быть ягнята. Она предвкушает, как будет есть ягнёнка, задумывается, зачем щенок бежит за ней. У волчихи разбаливается голова от собачьего лая, совсем как у матери семейства от капризов детей.
Чуть менее подробно описана психология Белолобого. Основное качество его личности – глупость. Об этом свидетельствует бугор на белом лбу, «какой бывает у очень глупых собак», и чрезвычайно глупое выражение всей морды. Его поведение напоминает поведение ребёнка в рассказах Чехова: оно непонятно взрослым (волчихе), но каким-то странным образом оказывается разумным. Ведь именно глупый Белолобый отогнал волчиху от зимовья.
Старый сторож Игнат так же жалок, как и голодная волчиха, он кашляет и разговаривает сам с собой. Но ход его мыслей совершенно не раскрыт, сам он, похоже, считает себя паровозом, потому что даёт себе самому паровозные команды. Автор между прочим замечает, что Игнат раньше был механиком. Сторож не может обнаружить сбежавшую волчиху и кажется читателю не венцом творенья, а более глупым и беспомощным, чем Белолобый.
Чему учит рассказ
Антон Павлович Чехов написал «Белолобого» для детей. В рассказе описан мир диких животных, у которых также полно проблем, забот. Учащиеся начальных классов видят в произведении не злого волка, о котором они привыкли читать в сказках.
Автор показал, что и дикие звери способны на тонкие чувства. Волчице жалко Белолобого, она не видит в нём добычи. Ничто не мешало ей съесть щенка, но материнский инстинкт взял верх.
Рассказ учит быть добрым, гуманным, учит состраданию к беззащитным животным.
Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Чехов очеловечивает (приём аллегории) волчиху в её восприятии событий, окружающего мира. Он пишет о ней «думала», «соображала», «помнила». Иногда это создаёт комический эффект. Не зная обо всех реалиях человеческой жизни, волчиха полагает, что старик Игнат нередко падает от ветра. Читателю же понятно, что падения Игната, сопровождаемые пением, вызваны совсем иной причиной.
Выразительные детали: выпуклый лоб Белолобого; запах навоза и овечьего молока, манящий волчиху; тощий живот волчихи, лошадиная кость, которой волчиха заглушает голод.
Проблематика
Основная проблема рассказа – милосердие ко всему живому. Животные в рассказе не менее разумны и «человечны», чем люди. И те, и другие вызывают сочувствие, потому что жизнь их нелегка и каждую минуту может оборваться от голода, холода, болезни, пули.
Другая проблема связана с волей случая. Волчиха случайно перепутала белолобого с ягнёнком, Игнат случайно не обнаружил волка, ружьё случайно дважды дало осечку. Все эти случайности складываются в причудливую цепь событий, называемую жизнью.
Вариант 2
Чехов написал огромное количество разных произведений, которые очень понравятся каждому человеку. Кроме этого оно нравится многим школьникам. Также он относится к самым трогательным произведениям, и главными героями здесь стали не люди, а животные. А ведь ко многим животным слово трогательная не относится. Например, есть одна из героинь волчица. И как же ее можно назвать трогательной? Ведь она не только хитрая, но еще и сильная. И старается во всем и всегда защищать своих волчат, которые еще являются беззащитными. Кроме этого данной волчице уже очень много лет и она чувствует, что совсем скоро ей придется покинуть этот мир, а ведь волчата останутся одни. Она старается каждый день выходить на охоту, но с каждым днем силы куда-то уходят, и добывать еду ей становится все хуже и хуже. А ведь младенцам очень хочется кушать. Но ради своих детей она идет и добывает еду не только для себя, но и для своих детей. Кроме этого с каждым днем становится все холоднее и холоднее, а ведь совсем скоро наступит зима и добывать еду будет намного хуже или практически невозможно.
И вот однажды она видит на дороге маленького щенка и решает забрать для того чтобы накормить младенцев, да и себе немного оставить. Вот только скушать его она не решается, ведь ей становится его очень жалко. Кроме этого он такой милый, теплый и мягкий и очень сильно похож на маленьких волчат. Также вместо того чтобы лаять на волчицу или бросаться, щенок ластиться к ней, виляет хвостом, а также лижет морду. Теперь он воспитывается среди волчат, и учиться всему что знают и умеют они. А ведь у него очень хорошо все получается.
Иногда он выходит из под контроля, под которым мать держит своих волчат. И начинает с ними играть и ластиться к ним, и они начинают повторять за щенком, а ведь им это тоже очень нравится. Они играют каждый день и вот однажды этот самый щенок пропал. Он решил, что нужно возвращаться домой. Оказывается, у него есть хозяин, старый дед Игнат, который очень сильно перепугался и долго его искал, но найти не смог. А вот тут он сам пришел. Конечно же, ему немного попало, но больше дед обрадовался. Но мы до сих пор еще не знаем, как зовут этого самого щенка. Поскольку у него имеется большое белое пятно на лбу, то и зовут его Белолобый.
После прочтения произведения можно подумать, что данное произведение относится к жанру басни. Вот только здесь не высказывается вывод после окончания произведения.
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Смерть Артура Мэлори
Правитель Англии Утер Пентрагон был влюблен в Игрейну, супругу Корнуэльского герцога. С герцогом у короля была давняя война. Известный маг Мерлин пообещал помочь заполучить Игрейну, взамен попросил отдать - Шекспир
Уильям Шекспир известный писатель, его знает весь мир. Сведений о его точной дате рождения нет. Предполагают, что на свет он появился в апреле 1564 года, - Краткое содержание Зюскинд Парфюмер
События развиваются в средневековой Франции. Торговка рыбой рожает ребёнка и оставляет в рыбной требухе умирать. Но ребёнок выжил и плачем, привлёк полицию, девушку арестовывают и позже казнят. - Краткое содержание Мушкетер и фея Крапивина
Детство – самая прекрасная пора в нашей жизни, в жизни каждого человека, потому очень важно все то, что происходит в то время. Джонни, фамилия которого Воробьев - Краткое содержание Пушкин Цыганы
В кочующем цыганском таборе вечер, старый цыган ждёт свою дочь, которая отправилась гулять по полям. Земфира возвращаетсяне одна, а с молодым человеком по имени Алеко. Она сообщает отцу, что он решил оставить прежнюю жизнь и стать цыганом.
На уроках русского языка и литературы детям часто задают прочитать рассказ А. П. Чехова «Белолобый» и написать по нему краткое содержание для читательского дневника, поделиться своим мнением, составить отзыв или написать сочинение.
Рассказ представляет зарисовку из жизни волчьей семьи и он будет интересен и детям, и взрослым. Ниже представим краткий пересказ и сделаем небольшой анализ произведения.
Сюжет
Старая волчица должна найти пищу для своих детенышей. Она вспоминает молодые годы, когда была полна сил, а теперь ей трудно охотиться. Она отвлекает волчат игрой, а когда они засыпают, отправляется в деревню. Она чует приятный запах в хлеву, разгребает сено и хватает ягненка. Она бежит прочь, но добыча кажется ей слишком мягкой. Она бросает его и видит, что это щенок. Он начинает лаять, и волчица относит его в логово. Она хочет съесть малыша, но больно он похож на ее волчат. Она оставляет его в живых. Щенок очень веселый и энергичный, ласково лижет волчицу, играет с детенышами. А затем сам идет домой, где его отчитывает хозяин за разгреб хлева. О приходе волчицы люди не узнают, а ведь могли и застрелить ее.
Основные персонажи
В «Белолобом» автор рассказал о взаимоотношениях волчат и щенка. В рассказе присутствуют и люди, но они играют незначительную роль. Основной героиней является больная волчица, которая пытается прокормить собственных малышей. Ей приходится очень тяжело, потому что у нее серьезные проблемы со зрением и слухом. Надеясь на легкую добычу и забыв о чувстве страха, она пробирается в хлев и хватает барашка, который оказывается маленьким щенком.
В рассказе «Белолобый» присутствуют такие главные герои:
- волчица — больное животное, заботливая мама волчат, у которой уже нет возможности полноценно охотиться;
- Белолобый — щенок черного цвета с белым пятнышком на лбу, добрый и глупый;
- Игнат — пожилой сторож, который проживает в избушке в лесу в полном одиночестве;
- Арапка — огромная черная псина, верная помощница сторожа и мать щенка;
- волчата — выводок больной волчицы.
Основной мыслью произведения является доброта, которая способна спасти и помочь, даже когда ей пользуются необдуманно. Глупый щенок помогает своей похитительнице, которая просто пытается выжить, не желая специально навредить окружающим.
Сюжет рассказа «Белолобый» Чехов
«Белолобый» Чехов краткое содержание для читательского дневника:
В этом рассказе несчастная волчица много думает, но, естественно, о том, как добыть еду, как прокормить и защитить волчат. Она вспоминает былые годы, жалеет о своей ушедшей силе… Поиграв с волчатами, она уходит на охоту, когда дети заснули. Даже решается подойти к людским домам. Её влечет теплый запах из хлева.
Разворошив крышу, она падает на что-то теплое и мягкая. Надеясь, что это и есть долгожданная добыча, волчица убегает. Скоро она понимает, что «ягненок» тяжелый слишком. Положив добычу на снег, она видит щенка – белолобого, задорного. По своей наивности он не понимает, в какой опасности находится. Щенок начинает задорно лаять, поэтому волчице приходится унести его быстрей, чтоб он не навел собак на ее след.
В логове она думает его съесть, но не может. Тогда она решает отдать его волчатам – пусть учатся играть. Белолобый играет, веселится, не понимая грозящей ему участи. Он по своей наивности, незнанию жизни ничего не боится.
Будь на его месте сторожевая собака, она бы подняла шум, начала драку и, наверное, погибла бы. А щенок даже ощетинившуюся волчицу может по простоте своей в нос лизнуть, посмотреть чистыми глазами… И слишком уж он похож по возрасту на её волчат. Благодаря своей искренности и наивности, Белолобый остаётся в живых.
Проголодавшись, беззаботный щенок сам отправляется домой – на зимовье. Его хозяин – дед Игнат подумал, что весь беспорядок устроил щенок, наказал бестолкового пса. А волчица осталась, благодаря Белолобому, невредимой. Она должна была бы его благодарить. С другой стороны, в этот (второй) раз, подняв лай, бестолковый щенок помешал ей снова пробраться в хлев – утащить настоящего ягненка.
Кстати, Игнат вовсе не злой, даже не очень строгий, поэтому, вряд ли, он серьезно наказал щенка за шалость – только оттрепал за уши, уча выходить на улицу через дверь. Игнат когда-то работал на паровозе, поэтому сам себе постоянно приказывал громким голосом, мол, полный ход или стоп, машина.
Чехов создал удивительный психологический рассказ о природе, больше похожий даже на сказку.
Рассказ «Крыжовник» Чехова был написан в 1898 году и считается одним из лучших произведений русской классической литературы XIX века. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Крыжовника». Рассказ вошел в «Маленькую трилогию» автора, включающую также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».
Вывод (моё мнение)
Животные имеют чувства, похожие на людские: они переживают за своих малышей, хотят выжить и понимают, что постарели, испытывают жалость и нежность, а детеныши зверей похожи на детей — они беспечные и радостные, озорные и наивные. Нужно помнить о нашем сходстве и быть добрым к животным.
Добавить в избранное
Рассказ «Белолобый» Чехова был написан в 1895 году. Это история постаревшей, больной волчицы с выводком волчат и жизнерадостного глупого щенка, которого по ошибке она выкрала из хлева.
Для лучшей подготовки к уроку литературы в 3 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Белолобый» на нашем сайте. Пересказ произведения пригодится и для читательского дневника.
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание
Краткое содержание рассказа
Старая волчица вышла на охоту, чтобы покормить волчат и поесть самой. Из-за слабого здоровья ей редко удавалось поймать добычу, и она всё чаще довольствовалась падалью или похищала маленьких зайчат.
Недалеко от волчьей норы располагалось зимовье Игната, который нередко ходил на охоту в лес со своей собакой. Летом у зимовья бродили овцы, и волчица намеревалась пробраться туда в надежде найти ягнят.
Пробравшись на крышу сарая, волчица разгребла солому и попала в хлев. Она схватила то, что подвернулось ей первым. Поднялся шум. Волчица услышала собачий лай и свист сторожа.
Волчица быстро удалялась от зимовья. По запаху добычи она поняла, что несла в зубах не ягнёнка. Бросив добычу на снег, она захотела было начать трапезу, но отпрянула. Перед ней был щенок. Он был чёрным, только на лбу было белое пятно.
Волчица побежала к своим волчатам. До рассвета она уже была в логове. Щенок прибежал за ней. Волчата обрадовались ей, стали сосать молоко. Сама волчица погрызла старую кость. Её раздражал лай щенка, и в какой- то момент ей даже захотелось разорвать его.
Между тем волчата и щенок подружились. Они весело играли в снегу, покусывали друг друга понарошку. Волчица решила, что так её детёныши научатся отбиваться от собак. Уставшие волчата заснули. Поскулив от голода, Белолобый присоединился к ним.
Волчица решила всё-таки съесть его и приблизилась. Тот лизнул её, и волчица отошла подальше от псиного запаха. Вечером она выбралась на охоту, а Белолобый убежал домой. Волчица догнала его, подходя к зимовью.
Когда волчица поднялась на крышу зимовья и стала разбирать заделанную дыру снова, щенок бросился к ней с весёлым лаем. На шум выскочил Игнат. Он закричал и пальнул из ружья. Старик пошёл к сараю посмотреть, что случилось. В хлеву он увидел Белолобого, но волчица была уже далеко в лесу.
Вернувшись в дом, Игнат рассказал гостю, что щенок вчера убежал из хлева, сделав в крыше дыру, а сегодня снова пробрался в хлев через это место. Утром старик оттаскал щенка за уши, приговаривая, чтобы ходил отныне через дверь.
Анализ рассказа Чехова Белолобый сочинение
Это, по-моему, очень трогательный рассказ – о человечности у зверей. Все герои очень трогательные. Не милые, а именно трогательные. Например, волчица… Как же её можно назвать милой? Она суровая мать-одиночка, которая вынуждена воспитывать детей, то есть волчат. Она уже в преклонном возрасте, автор подчеркивает это. Ей тяжело и физически, и морально с волчатами. Кроме того, голодно. У неё не хватает времени и сил на ловлю добычи. Но ей приходится идти и что-то искать, а то у неё не станет молока. А ещё зима – снег, холод, совсем нелегко семье волков!
И вот из-за такого состояния она однажды ворует щенка, которого, конечно, нельзя есть. Хотя он такой теплый и даже местами упитанный. А волчица так голодна и зла, что даже собиралась, но не смогла. Щенок воняет… собаками! Логично, это не ягненок. Кроме того, щенок очень добродушен и глуп. То есть, если бы он рычал и гавкал на волчицу, то она бы его тут же загрызла, а он лизнул её в нос, хвостом повилял… Такой балбес! И тогда было уже поздно возвращать его обратно к дому людей, но и оставить его на полдороги она не решилась. Раз уж так, то волчица потащила его в нору, как игрушку для волчат. Пусть учатся борьбе!
Но и тут всё получилось не совсем так, как она решила. Бедная волчица! Этот щенок стал весело играть с волчатами. Он таким веселым оказался, что они все подружились. В итоге, голодный Белолобый ушел домой – сам. И дорогу нашел, всё-таки у него нюх хороший. И не такой уж он бестолковый. Его хозяин (забавный дед Игнат) поругался на него, понятно, даже за уши оттрепал. Но вряд ли наказал бестолкового щенка сильней. Дед ведь подумал, что это щенок устроил весь беспорядок, всех переполошил. Получается, что благодаря щеночку волчица осталась цела, её даже не стали искать. Кто бы мог подумать, что волк унесёт щенка? Зачем?! Вот как бывает.
К слову, зовут этого щенка Белолобый, так как у него пятно на лбу. И автор пишет, что этого щенка выпуклый лоб.
В рассказе герои – животные, которые размышляют, беспокоятся… Главный «думающий» герой – волчица. Есть, конечно, ещё человек – то самый Игнат. Однако он совсем старый и, кажется, не очень размышляет. Показана одна его особенность, что он, обычно выпив, сам себе командует при ходьбе «полный вперёд» или «стоп машина». Это привычка у него от работы осталась. Чехов обозначил историю этого героя вот такими деталями. Известно, что Антон Павлович предпочитал краткость, сжатость слишком объемным описаниям.
Можно даже сказать, что этот рассказ похож на басню. Вот только морали тут специально не выводится, никто не высмеивается. Бывают, конечно, такие несчастные матери, которые думают лишь о том, как прокормить детей. Наверное, могут что-то и напутать в суете и беспокойстве. Главное, чтобы всё благополучно заканчивалось! Как в этом рассказе.
Мне эта история очень понравилась. Надеюсь, что у волчицы всё хорошо – она смогла вырастить детей. Белолобый ведь не мог бы ей сказать, как в мультике, чтобы она, если что, заходила. Впрочем, он и так её уже выручил.
Сочинение 4 класс
Анализ рассказа Чехова Белолобый
Несколько интересных сочинений
Произведение под названием «Счастье» было написано в далёком 1887 году. Писатель посветил своё творение Якову Полонскому. Все современники А. П. Чехова видели в этом рассказе лишь прекрасное описание природы.
Имя Санкт-Петербурга запечатлено в истории России. Появление и зарождение города, ставшего окном в Европу, несет в себе не только положительные стороны человеческой жизни.
Одежда – наш постоянный спутник, который неразрывно связан с такими понятиями как мода и стиль. Как известно, они настолько быстро меняются, что за ними почти невозможно уследить.
Жизнью каждого из нас управляют эмоции. В детстве у нас еще нет осознания того, что ими следует управлять, контролировать во благо себя и своих близких. Но бывают моменты
Когда эту сказку пересказывают, снимают по ней мультфильм, то часто помнят только о сюжете. Все знают, как Снежная Королева украла Кая, как его нашла и спасла сестра Герда, но забывают самое начало сказки
Чему учит рассказ
Антон Павлович Чехов написал «Белолобого» для детей. В рассказе описан мир диких животных, у которых также полно проблем, забот. Учащиеся начальных классов видят в произведении не злого волка, о котором они привыкли читать в сказках.
Автор показал, что и дикие звери способны на тонкие чувства. Волчице жалко Белолобого, она не видит в нём добычи. Ничто не мешало ей съесть щенка, но материнский инстинкт взял верх.
Рассказ учит быть добрым, гуманным, учит состраданию к беззащитным животным.
Открытый урок по литературному чтению на тему: А.П.Чехов «Белолобый»
Тема урока: А.П.Чехов «Белолобый». Цели урока: 1.Образовательные: познакомить детей с биографией и творчеством А.П.Чехова; провести анализ главных героев произведения «Белолобый».
совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения; развивать умения составлять план текста; 2.
Развивающиеся: развивать устную речь учащихся, творческое воображение; умение анализировать, обобщать; расширять кругозор детей; развивать наблюдательность за поведением животных. 3.
Воспитательные: воспитание интереса к миру детской художественной литературы; бережного отношения к природе. Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка книг А.П.Чехова, кроссворд, раздаточный материал — таблички с цифрами для заполнения в соответствии с заданием, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 3 класс», рабочая тетрадь №1 по литературному чтению.
Ход урока.
I. Орг. момент. Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу… — Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей. Начинаем урок литературного чтения II. Актуализация опорных знаний учащихся.
— Ответьте на мои вопросы, и вы узнаете, с творчеством какого писателя мы познакомимся сегодня на уроке. (Дети заполняют кроссворд.) 1.Кто называет зиму «чародейкой»? (Ф.И.Тютчев) 2.
Назовите фамилию поэта, автора строк: «Кот поет, глаза прищуря, Мальчик дремлет на ковре, На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе». (А.А. Фет)
Совет
3. Кому из поэтов принадлежат строки: «У каждого дома Вдоль нашей деревни Раскинули ветви Большие деревья…»? (В.Солоухин) 4. Автор рассказа «Прыжок»? (Л.Н. Толстой) 5. Детский писатель, знаток творчества Н.А.Некрасова. ( К.И.Чуковский)
(На доске появляется портрет поэта и годы жизни 1860 – 1904)
III. Знакомством с биографией А.П.Чехова.
А.П.Чехов — знаменитый русский писатель. Родился он 29 января 1860 г. на берегу Азовского моря в г. Таганроге, в маленьком домике на Полицейской улице. В этом доме Антон Чехов начинал постигать мир, делал первые шаги, произносил первые слова. Отец, Павел Егорович, был купцом и имел бакалейную лавку. Мать, Евгения Яковлевна – домохозяйка. Открыта лавка была с пяти часов
утра до одиннадцати ночи, и когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди
сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь. Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья.
Правда, Антон не блистал в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться.
Мальчик был занят в церковном хоре и отцовской лавке.
В 1879 г. Окончив гимназию, Антон поступил на медицинский факультет
Московского университета. В 80-е г.г. Чехов сотрудничал в разных юмористических журналах Петербурга и Москвы: “Стрекозе”, “Будильнике”, “Зрителе”, “Москве”,
“Осколках”. После окончания в 1884 г. университетского курса в звании уездного
врача писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала главным образом на средства, поступавшие от литературной работы
и врачебной практики Чехова. В 1892 г. он купил недалеко от Москвы прекрасное
https://www.youtube.com/watch?v=F9n_Lcedd3Q
имение Мелихово, где, наконец, обосновались все его ближайшие родственники. В круг детского чтения вошли рассказы и повести «Ванька», «Беглец», «Мальчики», «Каштанка», «Налим» и др. Последнее десятилетие жизни Чехов болел, часто лечился за границей. Врачи предписали ему перемену климата, и в 1898 — 1904г.г.
он жил на собственной даче Ялте. Его здоровье резко ухудшалось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь 15 июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался. Тело его было перевезено в Москву и похоронено на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы его отца.
“Белолобый”, анализ рассказа Чехова
История создания
Рассказ “Белолобый” был напечатан в журнале “Детское чтение” №11 в 1895 г. Замысел сюжета возник примерно за год до написания, во время работы над повестью “Три года”. Это единственный рассказ, написанный специально для детей и напечатанный в детском журнале. Брат Чехова вспоминал, что в Мелехове у Чехова были черные дворовые собаки и среди них “среднего роста пес – Белолобый”, которого Чехов обессмертил.
Литературное направление, жанр
“Белолобый” – реалистический психологический рассказ о животных для детей.
Проблематика
Основная проблема рассказа – милосердие ко всему живому. Животные в рассказе не менее разумны и “человечны”, чем люди. И те, и другие вызывают сочувствие, потому что жизнь их нелегка и каждую минуту может оборваться от голода, холода, болезни, пули.
Другая проблема связана с волей случая. Волчиха случайно перепутала белолобого с ягненком, Игнат случайно не обнаружил волка, ружье случайно дважды дало осечку. Все эти случайности складываются в причудливую цепь событий, называемую
Герои рассказа
Главные герои рассказа “Белолобый” – животные. Все события читатель видит глазами волчихи и иногда Белолобого. Так раскрывается психология животных. Чехов описывает физическое состояние волчихи.
Она немолода, слаба здоровьем, у нее ослабело чутье, ее постоянно мучит голод. Однако она не может пересилить отвращение к запаху псины “по слабости здоровья”, поэтому не трогает щенка. По первоначальному замыслу Чехова, Белолобый должен был прожить с волками целый год.
Но писатель ограничился двумя сутками: этого оказалось достаточно, чтобы раскрыть психологию героев-животных.
Как и все волки, волчиха щелкает зубами, глаза ее светятся в темноте. При этом она обладает человеческими чертами характера, может рассуждать. Волчиха помнит, что летом около зимовья паслись овцы, и рассуждает, что должны быть ягнята. Она предвкушает, как будет есть ягненка, задумывается, зачем щенок бежит за ней.
У волчихи разбаливается голова от собачьего лая, совсем как у матери семейства от капризов детей.
Чуть менее подробно описана психология Белолобого. Основное качество его личности – глупость. Об этом свидетельствует бугор на белом лбу, “какой бывает у очень глупых собак”, и чрезвычайно глупое выражение всей морды. Его поведение напоминает поведение ребенка в рассказах Чехова: оно непонятно взрослым , но каким-то странным образом оказывается разумным.
Ведь именно глупый Белолобый отогнал волчиху от зимовья.
Старый сторож Игнат так же жалок, как и голодная волчиха, он кашляет и разговаривает сам с собой. Но ход его мыслей совершенно не раскрыт, сам он, похоже, считает себя паровозом, потому что дает себе самому паровозные команды. Автор между прочим замечает, что Игнат раньше был механиком.
Сторож не может обнаружить сбежавшую волчиху и кажется читателю не венцом творенья, а более глупым и беспомощным, чем Белолобый.
Сюжет и композиция
Критики отмечали простоту и незамысловатость сюжета. Волчиха пробралась в хлев, раскопав солому в крыше, и вместо ягненка утащила щенка, Белолобого. Щенок целый день играл с тремя ее волчатами, а вечером ушел домой. Ночью волчиха снова попыталась пробраться в сарай, но Белолобый залаял.
Сторож Игнат выстрелил несколько раз, но не попал. Утром сторож поучил Белолобого хворостиной, думая, что это щенок повадился ходить через крышу.
У рассказа открытый финал. Сторож не убил волчиху, но дальнейшая ее судьба остается непонятной, ведь она голодает.
Сочинение Анализ рассказа Белолобый Чехова
Сюжетная композиция произведения состоит из повествования об одном эпизоде из жизни стареющей суровой самки волка, вынужденной, преодолевая холод, боль, беспомощность, выживать ради своего новорожденного потомства.
Волчица описывается в рассказе в качестве больного, старого животного, не имеющего сил и возможности осуществлять полноценную охоту, но стремящейся из последних сил выкормить собственных волчат.
Однажды героиня проникает в деревенский хлев с целью добычи и вместо кражи небольшого барашка оказывается собственником маленького, глупого щеночка, имеющим на выпуклом лбу отличительную отметину в виде белоснежного пятнышка. В волчьей норе волчица-мать оказывается перед сложным выбором уничтожения необычной добычи с целью утоления собственного голода и прокорма волчат либо использования доверчивого щенка в качестве игрушки для растущих волчат, нуждающихся в обучении звериным борцовским навыкам.
Голодный зверь начинает испытывать в душе волнительные метания, глядя на веселого, беззаботного, резвого пса, непонимающего происходящее и напоминающего волчице ее родных детей, затеявшего с волчатами забавную, детскую возню. В итоге волчица принимает решение загрызть свою добычу, но, подойдя к щенку, она оказывается не в состоянии погубить малыша, поскольку тот, принимая ее за собачью мать, восторженно принимается вылизывать волчью мордочку. Волчица ощущает неприятный для себя запах псины и ощущает животный материнский инстинкт, результатом которого становится возвращение щенка в родной дом, самостоятельно нашедшего дорогу с помощью своего непревзойденного нюха.
Встреча волчицы с маленьким представителем собачьего общества приводит к тому, что и следующая охота животного заканчивается неудачей, поскольку волчица, забравшись в хлев, слышит звонкий лай Белолобого малыша.
Повествуя о случае, произошедшем с жестоким зверем, писатель в рассказе кратко и сжато демонстрирует в образе волчицы проявление добрых, положительных, трогательных, человеческих чувств, способных подавить истинные звериные инстинкты, заложенные в животных природой.
Вариант 2
Чехов написал огромное количество разных произведений, которые очень понравятся каждому человеку. Кроме этого оно нравится многим школьникам. Также он относится к самым трогательным произведениям, и главными героями здесь стали не люди, а животные. А ведь ко многим животным слово трогательная не относится. Например, есть одна из героинь волчица. И как же ее можно назвать трогательной? Ведь она не только хитрая, но еще и сильная. И старается во всем и всегда защищать своих волчат, которые еще являются беззащитными. Кроме этого данной волчице уже очень много лет и она чувствует, что совсем скоро ей придется покинуть этот мир, а ведь волчата останутся одни. Она старается каждый день выходить на охоту, но с каждым днем силы куда-то уходят, и добывать еду ей становится все хуже и хуже. А ведь младенцам очень хочется кушать. Но ради своих детей она идет и добывает еду не только для себя, но и для своих детей. Кроме этого с каждым днем становится все холоднее и холоднее, а ведь совсем скоро наступит зима и добывать еду будет намного хуже или практически невозможно.
И вот однажды она видит на дороге маленького щенка и решает забрать для того чтобы накормить младенцев, да и себе немного оставить. Вот только скушать его она не решается, ведь ей становится его очень жалко. Кроме этого он такой милый, теплый и мягкий и очень сильно похож на маленьких волчат. Также вместо того чтобы лаять на волчицу или бросаться, щенок ластиться к ней, виляет хвостом, а также лижет морду. Теперь он воспитывается среди волчат, и учиться всему что знают и умеют они. А ведь у него очень хорошо все получается.
Иногда он выходит из под контроля, под которым мать держит своих волчат. И начинает с ними играть и ластиться к ним, и они начинают повторять за щенком, а ведь им это тоже очень нравится. Они играют каждый день и вот однажды этот самый щенок пропал. Он решил, что нужно возвращаться домой. Оказывается, у него есть хозяин, старый дед Игнат, который очень сильно перепугался и долго его искал, но найти не смог. А вот тут он сам пришел. Конечно же, ему немного попало, но больше дед обрадовался. Но мы до сих пор еще не знаем, как зовут этого самого щенка. Поскольку у него имеется большое белое пятно на лбу, то и зовут его Белолобый.
После прочтения произведения можно подумать, что данное произведение относится к жанру басни. Вот только здесь не высказывается вывод после окончания произведения.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Белолобый
Популярные сегодня темы
Н. В. Гоголь в своей комедии «Ревизор» изображает характерный для России девятнадцатого века уездный городок, где из-за коррумпированности местных чиновников царит беспорядок.
Известный русский творческий деятель Аркадий Александрович уже с самого раннего детства передавал свои эмоции от красоты увиденного на холст. Обучаясь в мастерской Архипа Ивановича Куинджи
«Все в прошлом» – картина, написанная в 1889 году Максимовым Василием Максимовичем, талантливым русским художником-передвижником. Каждый, увидев это полотно, долго не сможет оторвать от него свой взгляд.
Гончаров написал огромное количество разных произведений. И одно из них называется «Обыкновенная история». Здесь автор представляет два совершенно разных характера двух героев.
В своей поэме Пушкин предлагает читателям образ цыганского табора, который представляет собой антитезу европейской цивилизации. Если цыгане – вольные, даже немного дикие, то европейцы более сдержанные.
Анализ рассказа Чехова «Белолобый»
1. История создания произведения.
Первая публикация рассказа «Белолобый» состоялась в 1895 году в детском журнале «Детское чтение». Чехов замыслил написать этот рассказ именно для детей. Прообразом главного героя был один из его дворовых псов в Мелехове. Его звали Белолобый.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
«Белолобый» — рассказ, что подтверждается небольшим объёмом произведения, повествованием об одном важном событии, одним или двумя главными героями, неизвестностью для читателя их прошлого и будущего. Характер рассказа — для детей, о животных.
3. Название произведения и его смысл.
Название рассказа — «Белолобый», потому что на щенке Белолобом строится весь рассказ, развивается действие.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование в рассказе ведётся от третьего лица, но автор использует несобственно-прямую речь, повествует о происходящем с точки зрения героя (волчихи).
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Мир глазами волчицы.
Проблематика: Каково это быть волком? Его принято считать злым хищником, но с чем связана его злоба?
Идея: Жизнь волка полна трудностей и опасностей. Суровая правда жизни в том, что волк рождён хищником, но он не лишён разума и чувств.
Голодная волчица в заботе о своих волчатах ищет пропитание, и, конечно, ей не до этических вопросов. Так устроен животный мир на этом свете.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Волчиха по высокому сугробу забралась на крышу хлева и раскопала солому. Впопыхах она схватила Белолобого, думая, что это ягнёнок. Пахнущий псиной щенок был ей противен, и она не стала есть его. Белолобый весь день весело играл с волчатами. С наступлением ночи волчиха вновь отправилась в хлев за добычей, но одновременно с ней шёл домой Белолобый. Волчиха постаралась обогнать щенка, чтобы он ей не помешал. Дыра в крыше была закрыта, и волчихе пришлось разрывать солому снова. В это время подоспел Белолобый, провалился в эту дыру и радостно залаял. Почувствовав себя дома. Поднялся переполох, волчихе пришлось убегать от ружья сторожа Игната.
Игнат посчитал виновным во всём Белолобого и наказал его хворостиной.
7. Система образов произведения.
Волчиха. Уже немолода, слаба здоровьем, мнительна, многого боится. У неё трое волчат, она очень голодна сама, и ещё беспокоится о том, чтобы прокормить своих детёнышей. Крупная добыча ей уже не даётся, питается, в основном, падалью, свежее мясо ей удаётся поесть, если встретится по весне зайчиха с зайчатами или утащит ягнёнка из хлева. Голод мучает её, от этого она щёлкает зубами и глаза её в темноте горят зелёными огоньками.
Белолобый. Щенок дворняги с выпуклым лбом, украшенным белым пятном, весёлый, добрый, неопытный, бестолковый, ещё не знает жизни, с волчихой готов играть и целоваться. Похож на ребёнка.
Волчата. Игривые, маленькие, и поэтому ещё неагрессивные.
Игнат. Старик семидесяти лет, сторож на зимовье, в прошлом, вероятно, был механиком. Часто бывает навеселе. Возможно, поэтому не смог сообразить, что это волк раскопал в крыше дыру.
8. Композиция произведения.
Экспозиция: Волчиха отправилась на охоту.
Завязка: Волчиха утащила Белолобого, вместо ягнёнка.
Развитие действия: пребывание Белолобого в волчьем логове; обратная дорога ночью.
Кульминация: Белолобый вновь появляется «не вовремя» и мешает волчихе.
Развязка: Волчиха спасается бегством.
Эпилог: Невиновного Белолобого Игнат наказывает за дыру в крыше хлева.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Чехов очеловечивает (приём аллегории) волчиху в её восприятии событий, окружающего мира. Он пишет о ней «думала», «соображала», «помнила». Иногда это создаёт комический эффект. Не зная обо всех реалиях человеческой жизни, волчиха полагает, что старик Игнат нередко падает от ветра. Читателю же понятно, что падения Игната, сопровождаемые пением, вызваны совсем иной причиной.
Выразительные детали: выпуклый лоб Белолобого; запах навоза и овечьего молока, манящий волчиху; тощий живот волчихи, лошадиная кость, которой волчиха заглушает голод.
10. Отзыв о произведении.
Рассказ А.П. Чехова «Белолобый» полон сочувствия к животным, он написан для детей и ненавязчиво учит их быть внимательнее к окружающему миру, к бессловесным животным, жизнь которых полна проблем, забот, лишений.
Рассказ вызывает чувство грусти, оттого что весь наш мир устроен так, что одни едят других. Когда-то произошла вселенская катастрофа — падение человека, и с тех пор все животные, как и люди, ведут страдальческую жизнь.
«Белолобый», анализ рассказа Чехова
История создания
Рассказ «Белолобый» был напечатан в журнале «Детское чтение» №11 в 1895 г. Замысел сюжета возник примерно за год до написания, во время работы над повестью «Три года». Это единственный рассказ, написанный специально для детей и напечатанный в детском журнале. Брат Чехова вспоминал, что в Мелехове у Чехова были чёрные дворовые собаки и среди них «среднего роста пёс – Белолобый», которого Чехов обессмертил.
Литературное направление, жанр
«Белолобый» – реалистический психологический рассказ о животных для детей.
Проблематика
Основная проблема рассказа – милосердие ко всему живому. Животные в рассказе не менее разумны и «человечны», чем люди. И те, и другие вызывают сочувствие, потому что жизнь их нелегка и каждую минуту может оборваться от голода, холода, болезни, пули.
Другая проблема связана с волей случая. Волчиха случайно перепутала белолобого с ягнёнком, Игнат случайно не обнаружил волка, ружьё случайно дважды дало осечку. Все эти случайности складываются в причудливую цепь событий, называемую жизнью.
Герои рассказа
Главные герои рассказа «Белолобый» – животные. Все события читатель видит глазами волчихи и иногда Белолобого. Так раскрывается психология животных. Чехов описывает физическое состояние волчихи. Она немолода, слаба здоровьем, у неё ослабело чутьё, её постоянно мучит голод. Однако она не может пересилить отвращение к запаху псины «по слабости здоровья», поэтому не трогает щенка. По первоначальному замыслу Чехова, Белолобый должен был прожить с волками целый год. Но писатель ограничился двумя сутками: этого оказалось достаточно, чтобы раскрыть психологию героев-животных.
Как и все волки, волчиха щёлкает зубами, глаза её светятся в темноте. При этом она обладает человеческими чертами характера, может рассуждать. Волчиха помнит, что летом около зимовья паслись овцы, и рассуждает, что должны быть ягнята. Она предвкушает, как будет есть ягнёнка, задумывается, зачем щенок бежит за ней. У волчихи разбаливается голова от собачьего лая, совсем как у матери семейства от капризов детей.
Чуть менее подробно описана психология Белолобого. Основное качество его личности – глупость. Об этом свидетельствует бугор на белом лбу, «какой бывает у очень глупых собак», и чрезвычайно глупое выражение всей морды. Его поведение напоминает поведение ребёнка в рассказах Чехова: оно непонятно взрослым (волчихе), но каким-то странным образом оказывается разумным. Ведь именно глупый Белолобый отогнал волчиху от зимовья.
Старый сторож Игнат так же жалок, как и голодная волчиха, он кашляет и разговаривает сам с собой. Но ход его мыслей совершенно не раскрыт, сам он, похоже, считает себя паровозом, потому что даёт себе самому паровозные команды. Автор между прочим замечает, что Игнат раньше был механиком. Сторож не может обнаружить сбежавшую волчиху и кажется читателю не венцом творенья, а более глупым и беспомощным, чем Белолобый.
Сюжет и композиция
Критики отмечали простоту и незамысловатость сюжета. Волчиха пробралась в хлев, раскопав солому в крыше, и вместо ягнёнка утащила щенка, Белолобого. Щенок целый день играл с тремя её волчатами, а вечером ушёл домой. Ночью волчиха снова попыталась пробраться в сарай, но Белолобый залаял. Сторож Игнат выстрелил несколько раз, но не попал. Утром сторож поучил Белолобого хворостиной, думая, что это щенок повадился ходить через крышу.
У рассказа открытый финал. Сторож не убил волчиху, но дальнейшая её судьба остаётся непонятной, ведь она голодает.
Стилевые особенности
События рассказа читатель видит глазами волчихи. Порой это вызывает комический эффект, как размышления волчихи о том, что дед часто падает от ветра, но читатель понимает, что от водки.
Важны детали, такие как выпуклый белый лоб щенка, старая кость, которую грызёт волчиха, чтобы заглушить голод, запах навоза и овечьего молока, привлекающий волчиху, запах псины, мешающий ей съесть щенка, тощий живот, который сосут голодные волчата. Самая важная деталь – ружьё, дважды давшее осечку и спасшее жизнь волчихе.