Рассказ чехова средство от запоя

В город Д., в отдель­ном купе пер­вого класса, при­был на гастроли извест­ный чтец и комик г. Феник­сов-Дикоб­ра­зов 2‑й. Все встре­чав­шие его на вок­зале знали, что билет пер­вого класса был куп­лен «для форса» лишь на пред­по­след­ней стан­ции, а до тех пор зна­ме­ни­тость ехала в тре­тьем; все видели, что, несмотря на холод­ное, осен­нее время, на зна­ме­ни­то­сти были только лет­няя кры­латка да вет­хая коти­ко­вая шапочка, но, тем не менее, когда из вагона пока­за­лась сивая, заспан­ная физио­но­мия Дикоб­ра­зова 2‑го, все почув­ство­вали неко­то­рый тре­пет и жажду позна­ко­миться. Антре­пре­нер Поче­чуев, по рус­скому обы­чаю, трое­кратно обло­бы­зал при­ез­жего и повез его к себе на квартиру.

Зна­ме­ни­тость должна была начать играть дня через два после при­езда, но судьба решила иначе; за день до спек­такля в кассу театра вбе­жал блед­ный, взъеро­шен­ный антре­пре­нер и сооб­щил, что Дикоб­ра­зов 2‑й играть не может.

— Не может! — объ­явил Поче­чуев, хва­тая себя за волосы. — Как вам это пока­жется? Месяц, целый месяц печа­тали аршин­ными бук­вами, что у нас будет Дикоб­ра­зов, хва­стали, лома­лись, забрали або­не­мент­ные деньги, и вдруг эта­кая под­лость! А? Да за это пове­сить мало!

— Но в чем дело? Что случилось?

— Запил, проклятый!

— Экая важ­ность! Проспится.

— Ско­рей издох­нет, чем про­спится! Я его еще с Москвы знаю: как нач­нет водку лопать, так потом месяца два без про­сыпа. Запой! Это запой! Нет, сча­стье мое такое! И за что я такой несчаст­ный! И в кого я, ока­ян­ный, таким несчаст­ным уро­дился! За что… за что над моей голо­вой всю жизнь висит про­кля­тие неба? (Поче­чуев тра­гик и по про­фес­сии и по натуре: силь­ные выра­же­ния, сопро­вож­да­е­мые бие­нием по груди кула­ками, ему очень к лицу.) И как я гну­сен, подл и пре­зре­нен, раб­ски под­став­ляя голову под удары судьбы! Не достой­нее ли раз навсе­гда покон­чить с постыд­ной ролью Макара, на кото­рого все шишки валятся, и пустить себе пулю в лоб? Чего же жду я? Боже, чего я жду?

Поче­чуев закрыл ладо­нями лицо и отвер­нулся к окну. В кассе, кроме кас­сира, при­сут­ство­вало много акте­ров и теат­ра­лов, а потому дело не стало за сове­тами, уте­ше­ни­ями и обна­де­жи­ва­ни­ями; но всё это имело харак­тер фило­соф­ский или про­ро­че­ский; дальше «суеты сует», «наплюйте» и «авось» никто не пошел. Один только кас­сир, тол­стень­кий, водя­ноч­ный чело­век, отнесся к делу посущественней.

— А вы, Прокл Льво­вич, — ска­зал он, — попро­буйте поле­чить его.

— Запой ника­ким чёр­том не вылечишь!

— Не говорите‑с. Наш парик­ма­хер пре­вос­ходно от запоя лечит. У него весь город лечится.

Поче­чуев обра­до­вался воз­мож­но­сти ухва­титься хоть за соло­минку, и через какие-нибудь пять минут перед ним уже стоял теат­раль­ный парик­ма­хер Федор Гре­беш­ков. Пред­ставьте вы себе высо­кую, кости­стую фигуру со впа­лыми гла­зами, длин­ной жид­кой боро­дой и корич­не­выми руками, при­бавьте к этому пора­зи­тель­ное сход­ство со ске­ле­том, кото­рого заста­вили дви­гаться на вин­тах и пру­жи­нах, оденьте фигуру в донельзя поно­шен­ную чер­ную пару, и у вас полу­чится порт­рет Гребешкова.

— Здо­рово, Федя! — обра­тился к нему Поче­чуев. — Я слы­шал, дру­жок, что ты того… лечишь от запоя. Сде­лай милость, не в службу, а в дружбу, полечи ты Дикоб­ра­зова! Ведь, зна­ешь, запил!

— Бог с ним, — про­ба­сил уныло Гре­беш­ков. — Акте­ров, кото­рые попроще, куп­цов и чинов­ни­ков я, дей­стви­тельно, поль­зую, а тут ведь зна­ме­ни­тость, на всю Россию!

— Ну, так что ж?

— Чтоб запой из него выгнать, надо во всех орга­нах и суста­вах тела пере­во­рот про­из­весть. Я про­из­веду в нем пере­во­рот, а он выздо­ро­веет и в амби­цию… «Как ты смел, — ска­жет, — собака, до моего лица касаться?» Знаем мы этих знаменитых!

— Ни-ни… не отви­ли­вай, бра­тец! Назвался груз­дем — поле­зай в кузов! Наде­вай шапку, пойдем!

Когда через чет­верть часа Гре­беш­ков вхо­дил в ком­нату Дикоб­ра­зова, зна­ме­ни­тость лежала у себя на кро­вати и со зло­бой гля­дела на вися­чую лампу. Лампа висела спо­койно, но Дикоб­ра­зов 2‑й не отры­вал от нее глаз и бормотал:

— Ты у меня повер­тишься! Я тебе, ана­фема, покажу, как вер­теться! Раз­бил гра­фин, и тебя разо­бью, вот уви­дишь! А‑а-а… и пото­лок вер­тится… Пони­маю: заго­вор! Но лампа, лампа! Меньше всех, под­лая, но больше всех вер­тится! Постой же…

Комик под­нялся и, потя­нув за собой про­стыню, сва­ли­вая со сто­лика ста­каны и пока­чи­ва­ясь, напра­вился к лампе, но на пол­пути наткнулся на что-то высо­кое, костистое…

— Что такое!? — заре­вел он, поводя блуж­да­ю­щими гла­зами. — Кто ты? Откуда ты? А?

— А вот я тебе покажу, кто я… Пошел на кровать !

И не дожи­да­ясь, когда комик пой­дет к кро­вати, Гре­беш­ков раз­мах­нулся и трах­нул его кула­ком по затылку с такой силой, что тот куба­рем поле­тел на постель. Комика, веро­ятно, раньше нико­гда не били, потому что он, несмотря на силь­ную хмель, погля­дел на Гре­беш­кова с удив­ле­нием и даже с любопытством.

— Ты… ты уда­рил? По… постой, ты ударил?

— Уда­рил. Нешто еще хочешь?

И парик­ма­хер уда­рил Дикоб­ра­зова еще раз, по зубам. Не знаю, что тут подей­ство­вало, силь­ные ли удары, или новизна ощу­ще­ния, но только глаза комика пере­стали блуж­дать и в них замель­кало что-то разум­ное. Он вско­чил и не столько со зло­бой, сколько с любо­пыт­ством стал рас­смат­ри­вать блед­ное лицо и гряз­ный сюр­тук Гребешкова.

— Ты… ты дерешься? — забор­мо­тал он. — Ты.. ты смеешь?

— Мол­чать!

И опять удар по лицу. Оша­лев­ший комик стал было защи­щаться, но одна рука Гре­беш­кова сда­вила ему грудь, дру­гая захо­дила по физиономии.

— Легче! Легче! — послы­шался из дру­гой ком­наты голос Поче­чу­ева. — Легче, Феденька!

— Ничего‑с, Прокл Льво­вич! Сами же потом бла­го­да­рить станут!

— Все-таки ты полегче! — про­го­во­рил пла­чу­щим голо­сом Поче­чуев, загля­ды­вая в ком­нату комика. — Тебе-то ничего, а меня мороз по коже дерет. Ты поду­май: среди бела дня бьют чело­века пра­во­спо­соб­ного, интел­ли­гент­ного, извест­ного, да еще на соб­ствен­ной квар­тире… Ах!

— Я, Прокл Льво­вич, бью не их, а беса, что в них сидит. Ухо­дите, сде­лайте милость, и не бес­по­кой­тесь. Лежи, дья­вол! — набро­сился Федор на комика. — Не дви­гайся! Что-о‑о?

Дикоб­ра­зо­вым овла­дел ужас. Ему стало казаться, что всё то, что раньше кру­жи­лось и было им раз­би­ва­емо, теперь сго­во­ри­лось и еди­но­душно поле­тело на его голову.

— Караул! — закри­чал он. — Спа­сите! Караул!

— Кричи, кричи, леший! Это еще цветки, а вот погоди, ягодки будут! Теперь слу­шай: ежели ты ска­жешь еще хоть одно слово или поше­вель­нешься, убью! Убью и не пожа­лею! Засту­питься, брат, некому! Не при­дет никто, хоть из пушки пали. А ежели сми­ришься и замол­чишь, водочки дам. Вот она, водка-то!

Гре­беш­ков выта­щил из кар­мана полу­штоф водки и блес­нул им перед гла­зами комика. Пья­ный, при виде пред­мета своей стра­сти, забыл про побои и даже заржал от удо­воль­ствия. Гре­беш­ков вынул из жилет­ного кар­мана кусо­чек гряз­ного мыла и сунул его в полу­штоф. Когда водка вспе­ни­лась и заму­ти­лась, он при­нялся всы­пать в нее вся­кую дрянь. В полу­штоф посы­па­лись селитра, наша­тырь, квасцы, глау­бе­рова соль, сера, кани­фоль и дру­гие «спе­ции», про­да­ва­е­мые в мос­ка­тель­ных лавоч­ках. Комик пялил глаза на Гре­беш­кова и страстно сле­дил за дви­же­ни­ями полу­штофа. В заклю­че­ние парик­ма­хер сжег кусок тряпки, высы­пал пепел в водку, побол­тал и подо­шел к кровати.

— Пей! — ска­зал он, нали­вая пол-чай­ного ста­кана. — Разом!

Комик с насла­жде­нием выпил, кряк­нул, но тот­час же выта­ра­щил глаза. Лицо у него вдруг поблед­нело, на лбу высту­пил пот.

— Еще пей! — пред­ло­жил Гребешков.

— Не… не хочу! По… постой…

— Пей, чтоб тебя!.. Пей! Убью!

Дикоб­ра­зов выпил и, засто­нав, пова­лился на подушку.

Через минуту он при­под­нялся, и Федор мог убе­диться, что его спе­ция действует.

— Пей еще! Пущай у тебя все внут­рен­но­сти выво­ро­тит, это хорошо. Пей!

И для комика насту­пило время муче­ний. Внут­рен­но­сти его бук­вально пере­во­ра­чи­вало. Он вска­ки­вал, метался на постели и с ужа­сом сле­дил за мед­лен­ными дви­же­ни­ями сво­его бес­по­щад­ного и неуго­мон­ного врага, кото­рый не отста­вал от него ни на минуту и неуто­мимо коло­тил его, когда он отка­зы­вался от спе­ции. Побои сме­ня­лись спе­цией, спе­ция побо­ями. Нико­гда в дру­гое время бед­ное тело Феник­сова-Дикоб­ра­зова 2‑го не пере­жи­вало таких оскорб­ле­ний и уни­же­ний, и нико­гда зна­ме­ни­тость не была так слаба и без­за­щитна, как теперь. Сна­чала комик кри­чал и бра­нился, потом стал умо­лять, нако­нец, убе­див­шись, что про­те­сты ведут к побоям, стал пла­кать. Поче­чуев, сто­яв­ший за две­рью и под­слу­ши­вав­ший, в конце кон­цов не выдер­жал и вбе­жал в ком­нату комика.

— А ну тебя к чёрту! — ска­зал он, махая руками. — Пусть лучше про­па­дают або­не­мент­ные деньги, пусть он водку пьет, только не мучь ты его, сде­лай милость! Око­леет ведь, ну тебя к чёрту! Погляди: совсем ведь око­лел! Знал бы, ей-богу не связывался…

— Ничего‑с… Сами еще бла­го­да­рить будут, увидите‑с… Ну, ты что еще там? — повер­нулся Гре­беш­ков к комику. — Влетит!

До самого вечера про­во­зился он с коми­ком. И сам ума­ялся, и его заез­дил. Кон­чи­лось тем, что комик страшно осла­бел, поте­рял спо­соб­ность даже сто­нать и ока­ме­нел с выра­же­нием ужаса на лице. За ока­ме­не­нием насту­пило что-то похо­жее на сон.

На дру­гой день комик, к вели­кому удив­ле­нию Поче­чу­ева, проснулся, — стало быть, не умер. Проснув­шись, он тупо огля­делся, обвел ком­нату блуж­да­ю­щим взо­ром и стал припоминать.

— Отчего это у меня всё болит? — недо­уме­вал он. — Точно по мне поезд про­шел. Нешто водки выпить? Эй, кто там? Водки!

В это время за две­рью сто­яли Поче­чуев и Гребешков.

— Водки про­сит, стало быть, не выздо­ро­вел! — ужас­нулся Почечуев.

— Что вы, батюшка, Прокл Льво­вич? — уди­вился парик­ма­хер. — Да нешто в один день выле­чишь? Дай Бог, чтобы в неделю попра­вился, а не то что в день. Иного сла­бень­кого и в пять дней выле­чишь, а это ведь по ком­плек­ции тот же купец. Не скоро его проймешь.

— Что же ты мне раньше не ска­зал этого, ана­фема? — засто­нал Поче­чуев. — И в кого я несчаст­ным таким уро­дился! И чего я, ока­ян­ный, жду еще от судьбы? Не разум­нее ли кон­чить разом, вса­див себе пулю в лоб, и т. д.

Как ни мрачно гля­дел на свою судьбу Поче­чуев, однако через неделю Дикоб­ра­зов 2‑й уже играл и або­не­мент­ных денег не при­шлось воз­вра­щать. Гри­ми­ро­вал комика Гре­беш­ков, при­чем так почти­тельно касался к его голове, что вы не узнали бы в нем преж­него заушателя.

— Живуч чело­век! — удив­лялся Поче­чуев. — Я чуть не помер, на его муки гля­дючи, а он как ни в чем не бывало, даже еще бла­го­да­рит этого чёрта Федьку, в Москву с собой хочет взять! Чудеса, да и только!

Неординарное, но то самое средство от запоя, которое подразумевается в названии, коренным образом отличается от привычных гуманных методов!!!
Проверено на Дикообразове втором, жалоб не поступало)))!!!

Ответить

Чехов молодец посмеялась!
Но вспомнился стих из СССР или потом уже изменили…
«Было три, а стало пять — всё равно берём опять!
Даже если будет восемь — всё равно мы пить не бросим!
Передайте Ильичу — нам и десять по плечу,
Ну, а если будет больше — то получится как в Польше!
Ну, а если — двадцать пять — Зимний снова будем брать!

Вот она уже и двести — Зимний все ещё на месте.»

Ответить

Помню, помню такой стишок)) Тогда он воспринимался как шутка, не более того.
Вы, наверное, удивитесь, но водка (если, для примера, взять даже по 300р) подешевела примерно в три раза в соотношении к ценам СССР, к той же 5-30р.
Считаем не в абсолютных значениях, а в пропорциях. Соотношение з/п 150р и 30000р
Так что Зимний пусть постоит еще!))

Ответить

Антоша Чехонте
знал как лечить!!! Чтецу лайк и успехов.

Ответить

Вот и Ройзман с успехом применял этот метод! Шучу, конечно, ведь на самом деле трудно узнать правду, насколько жёсткие методы применялись в реабилитационных центрах Фонда «Город без наркотиков», потому что слишком большая информационная шумиха, замешанная на политике, была вокруг Ройзмана:)

Ответить

Очень трудно вас слушать с первых секунд. Вы делаете паузы после 2 или 3 слов, делая такие связки, в то время как паузы созданы, чтобы придавать дополнительный смысл высказыванию. Слушаешь и ничего не понимаешь, невозможно воспринять предложение в целом, будто вам не хватает воздуха и вы останавливаетесь. Также навевает мысль о голосовом воспроизведении в Гугл переводчике. Непонятный говор. Очень жаль.

Ответить

При большом желании, в последней строчке вашей кометы можно усмотреть призыв к определенным действиям. Будет очень пичально, если столь милое личико, по вине Чехова и Василевского, окажется:
Не с нами в Акниге,
А без нас в Остроге.

Ответить

Видимо у Вас большое желание( Извините но это не по адресу…
Удачи Вам!

Ответить

Это был ответ Samanta, а не Redsnapp.

Ответить

Радиопостановка по одноимённому рассказу Антона Павловича Чехова.

Средство от запоя — Рассказ, 1885 год

Другие названия: Битая знаменитость, или Средство от запоя (Из актёрской жизни)

Впервые — «Осколки», 1885, № 43, 26 октября (ценз. разр. 25 октября), стр. 4-5. Заглавие: Битая знаменитость, или Средство от запоя (Из актерской жизни). Подпись: А. Чехонте.
Включено под заглавием «Битая знаменитость» в сборник «Невинные речи», М., 1887. Вошло в издание А. Ф. Маркса.

Готовя рассказ для сборника «Невинные речи», Чехов изменил заглавие, снял подзаголовок и грубые обороты в речи Гребешкова; правка текста для собрания сочинений свелась к замене одного слова в начальной фразе (вместо «В город Дебелов» — «В город Д.») и к нескольким стилистическим уточнениям в авторском повествовании.

В рассказе отразились впечатления от Таганрогских гастролей известного в конце XIX века актёра Митрофана Иванова-Козельского («А. П. Чехов. Сборник статей и материалов», Ростов-на-Дону, 1959, стр. 366).

Митрофан Трофимович Иванов-Козельский (1850г., Киевская губ. — 15.01.1898г.) — российский актёр. Родился в крестьянской семье, работал военным писарем. Дебютировал в 1870г. в Житомире, в Москве, в Народном театре, затем служил в провинции. С начала 1880-х начались гастроли Иванова-Козельского, давшие ему громкую известность не только в провинции, но и в Санкт-Петербурге и в Москве. Был приглашён антрепренёршой мадам Бренко в один из первых в Москве частных театров «Театр близ памятника Пушкина.

В уездный город Д. прибывает на гастроли известный чтец и комик Фениксов-Дикобразов 2-й. Местный театр готовился к этому важному для города событию загодя, однако знаменитость преподнесла неприятный сюрприз: незадолго до выступления господин Фениксов-Дикобразов 2-й сильно запил. Единственная надежда избежать срыва выступлений, убытков и позора — срочно вылечить артиста от запоя, но как? За это нелегкое дело взялся театральный парикмахер Федор Гребешков, однако методы у него далеко не традиционные…
_______________________

Действующие лица и исполнители:
От автора / кассир — Ростислав Я. Плятт;
Комик Фениксов-Дикобразов — Владимир А. Попов;
Парикмахер Гребешков — Алексей Н. Грибов;
Антрепренер Почечуев — Осип Н. Абдулов.

Иллюстрации:
— Франц Моор — М.Иванов-Козельский. Шиллер, ‘Разбойники’. 1880-е гг.
— М.Иванов-Козельский

Осовская Татьяна Викторовна
учитель русского языка и литературы 1 категории
 г. Таганрог

Тип урока: внеклассное чтение

Цели урока:

  • расширить представление о творчестве А. П. Чехова; познакомить с содержанием рассказа; учить анализу текста художественного произведения;
  • развивать познавательный интерес к творчеству писателя; развивать умение работать в группе, анализировать, обобщать, высказывать свою точку зрения;
  • воспитывать неприязнь к алкоголю, уверенность в его вреде как здоровью человека, так и окружающим людям.

Форма работы: групповая.

Оборудование: презентация урока, карточки с афоризмами.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Всем вам хорошо известны ставшие уже хрестоматийными слова удивительного человека, писателя с мировым именем Антона Павловича Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это высказывание мудрого человека, пристально вглядывающегося в обыденное существование простых людей, точно характеризует творчество писателя. Тонкий наблюдатель, Антон Павлович не уставал находить в окружающей его действительности различные проявления пошлости, глупости, мещанства и беспощадно высмеивать их в своих рассказах. Он и сегодня заставляет нас не только от души смеяться над невежеством, чинопочитанием, стремлением к «футлярной» жизни и т.д., но и задумываться над тем, что все это актуально и в наши дни.

С одним из таких рассказов на вечную российскую тему вы познакомились дома, и я предлагаю вам обсудить его на нашем уроке.

II. Выявление уровня восприятия прочитанного.

1. Проведем акцию «флешмоб»: каким действием вы выразите свое отношение к прочитанному?

(обсуждение)

2. Запишите ряд ключевых слов, отражающих основную мысль рассказа (например: алкоголь, запой, блуждающий бессмысленный взгляд героя, душевные и физические страдания, потеря уважения окружающих, срыв спектакля, бессилие окружающих в оказании помощи и т.д.)

(обсуждение)

3. Краткое эссе на тему: «Какие чувства вызывает у вас главный герой?» (3-5 предложений).

(обсуждение)

III. Анализ содержания.

1. Какие приемы использует А.П.Чехов в создании образа главного героя?

  • говорящая фамилия Фениксов-Дикобразов 2-й ассоциируется с аристократической фамилией, добавление к ней «второй» напоминает имена монархов (Петр I, Николай II и т.д.). По отношению к чеховскому герою это звучит комически;
  • такое средство создания комического, как несоответствие: «билет первого класса был куплен «для фарса» лишь на предпоследней станции, а до сих пор знаменитость ехала в третьем», несмотря на холодное время года, знаменитость была одета «только в летнюю крылатку да ветхую котиковую шапочку»;
  • эмоционально-оценочная лексика (на протяжении рассказа герой именуется «знаменитость», хотя его образ уже снижен; «физиономия» и т.д.)

2. Как вы объясните финал рассказа: почему г.Фениксов-Дикобразов 2-й «благодарит этого черта Федьку, в Москву с собой хочет взять»?

(алкоголизм – это страшная зависимость, человек страдает от нее, но сам ничего не может сделать).

У вас на столах карточки с высказываниями великих мыслителей древности и известных людей современности об алкоголизме. Какой из афоризмов соответствует основной мысли чеховского рассказа?

3. Какую важную проблему поднимает А.П.Чехов в этом рассказе?(проблему алкоголизма).

Сформулируйте проблему в виде вопросов, используя при необходимости карточки с афоризмами. (Как алкоголь действует на человека? Как алкоголь влияет на сознание людей и их умственные способности? Влияет ли продолжительное употребление алкоголя на физическое и умственное состояние потомства? и т.д.)

IV. Ролевая игра.

Группы получают задание: оценить ситуацию, изображенную в рассказе, с позиций

  • Чехова-врача;
  • Чехова-писателя (общественного деятеля);
  • члена семьи;
  • коллеги.

(обсуждение)

V. Подведение итогов.

На примере рассказа А.П.Чехова, высказываний известных людей мы сегодня затронули очень важную проблему – алкоголизма. Подводя итог, хочется обратиться к еще одному источнику мудрости: Книге книг — Библии.

Давайте послушаем, что она говорит об этом:

«Дела плоти известны: они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера…»

(Гал.5:19-22). (Комментарий непонятных слов)

Задание: Проанализируйте данный отрывок и скажите:

  • От чего предостерегает нас Библия?
  • Какие выводы о том, как следует поступать, мы можем сделать, опираясь на данный текст?

VI. Домашнее задание: (по выбору учащегося)

  1. Подобрать афоризмы по теме урока, кратко прокомментировать (3-5 предложений).
  2. Выучить понравившееся высказывание наизусть.
  3. Написать статью в школьную газету «Тинейджер» о вреде алкоголя.
  4. Провести в школе (классе) акцию «флешмоб» как протест против алкоголизма.

Приложение к уроку:

Карточки с афоризмами:

«Алкоголизм – это визитная карточка безволия». Д.Волкогонов;

«Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятые: голод, чума и война». У.Гладстон;

«Алкоголизм и преступление – это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом». И.Мержевский;

«Алкоголь – вполне надежное средство, когда требуется поубавить ума». В.Данилевский;

«Нет лучшего средства для создания идиотов, чем алкоголь при его продолжительном употреблении». Э.Крепелин;

«Алкоголь – самый заклятый враг будущности человеческого рода». О.Форель.

«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Библия. Послание Ефесянам 5, 18;

«Смотрите за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением, пьянством и заботами житейскими» Библия. Евангелие от Луки 21, 34.

  • Рассказ чехова спать хочется читать полностью бесплатно
  • Рассказ чехова спать хочется краткое содержание
  • Рассказ чехова смех сквозь слезы читать
  • Рассказ чехова скрипка ротшильда читать
  • Рассказ чехова сирена слушать