Рассказ чехова в аптеке краткое содержание

На чтение 5 мин Просмотров 11к. Опубликовано 27.12.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «В аптеке» менее 1 минуты и подробно за 2 минуты. 

Произведение Антона Чехова «В аптеке» написано в реалистическом стиле.

Очень краткий пересказ рассказа «В аптеке»

Домашний учитель Свойкин Егор Алексеич заболел и обратился в аптеку.

За прилавком стоял высокий человек с солидной внешностью и читал газету. Это был провизор. Взяв в руки рецепт, он сообщил, что лекарство будет готово через час.

Свойкина одолевала болезнь, он поинтересовался, нельзя получить товар быстрее, но провизор сделал вид, что не слышал вопрос.

Когда порошки и микстура были готовы, провизор назвал цену: 1 рубль 6 копеек, но у Свойкина был только рубль. Провизор отказался отпускать товар в долг, и покупателю пришлось идти домой за недостающими монетами.

С трудом добравшись до дома, учитель почувствовал слабость, сознание его затуманилось. Свойкин уснул, и ему приснилось, как он вновь отправился за лекарством.

Главные герои и их характеристика:

  •  Провизор  – надменный и важный человек с солидной внешностью. Он безупречно выполняет свои служебные обязанности, касающиеся продажи лекарств, однако ему чуждо сострадание и соучастие.
  •  Егор Алексеич Свойкин  – домашний учитель, вежливый, приветливый и простой. Он заболел и хотел приобрести лекарство по рецепту доктора, но не встретил понимания со стороны работников аптеки.

Второстепенный герой и его характеристика:

  •  Кассир  – работник аптеки, равнодушный и безучастный человек, он занят исключительно служебными обязанностями, в свободное время – скучает.

Краткое содержание рассказа «В аптеке» подробно

После посещения доктора домашний учитель Егор Алексеич Свойкин сразу обратился в аптеку. Было довольно поздно, Свойкин – единственный на тот момент покупатель, подошел с рецептом к высокому человеку с солидной внешностью, который стоял за прилавком и читал газету.

Учитель догадался, что перед ним провизор. Медленно отрываясь от газеты, провизор озвучил рецепт фармацевтам.

Егор Алексеич был болен, у него начинался жар, а, по словам провизора, лекарство можно будет забрать не раньше, чем через час. Свойкин поинтересовался, нельзя получить товар быстрее, но провизор сделал вид, что не слышал вопрос.

Кассир в это время досчитал мелочь и щелкнул ключом. Свойкин понял, что его здесь никто не слушает, и чтобы скоротать время сел на диван и стал читать надписи на склянках с лекарствами.

В аптеке

Егор Алексеич удивлялся, сколько важности и надменности в этом аптекаре и ужасался, что такое «святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры».

Прошло полчаса. Ждать  было совершенно невозможно. Учитель старался прогнать туманные образы, которые завладевали его сознанием, и смотрел, как курит кассир. Наконец, фармацевт принес порошки и микстуру.

Провизор, дочитав до конца предложение в газете, неторопливо начал подписывать и запечатывать товар. За все полагалось заплатить 1 рубль 6 копеек.

Свойкин только сейчас вспомнил, что у него с собой всего 1 рубль. Провизор решительно отказывался отпускать лекарства в долг и требовал всю сумму сразу. Учитель отправился домой за недостающими копейками.

Он с трудом добрался до дома, взял несколько монет и присел на кровать, чтобы отдохнуть: болезнь брала свое. Свойкину становилось все хуже, его сознание затуманилось. Он уснул, и ему приснилось, как он вновь отправился за лекарством.

Кратко об истории создания произведения

Рассказ «В аптеке», одно из ранних произведений А.П.Чехова, был опубликован в разделе «Летучие заметки» «Петербургской газеты» 6 июля 1885 года. 80-ые г. XIX века были для автора достаточно тяжелыми.

В это время разорился отец писателя, некогда состоятельный купец, и Чехову приходилось зарабатывать на жизнь частными уроками. Писатель не раз лично сталкивался с равнодушием медицинских работников и обличил в своем произведении бесчувственных и надменных провизоров.

Небольшой рассказ был написан всего за несколько часов. В первом издании эта газетная зарисовка называлась «Сценка», и выходила под псевдонимом Антоша Чехонте.

А. П. Чехов в своем коротком рассказе, который читается за 10 минут, поднимает вечные проблемы, главная из которых – человеческое равнодушие. Многомудрый Литрекон подготовил краткое содержание рассказа «В аптеке» и отзыв для читательского дневника. Так Вы еще быстрее узнаете основные события из книги и вникните в сюжет, пересказанный в сокращении. В финале Вас ждет отзыв. Кстати, у нас еще есть анализ рассказа. Приятного просвещения!

Краткий пересказ 

(203 слова) Главный герой, учитель Егор Свойкин, заболел и после приема у врача отправился за лекарством. Ему плохо, начинается бред, однако внимания и сочувствие у провизора он не находит: и быстрее приготовить лекарства нельзя, и разрешить прислать шесть копеек на другой день тоже. Учитель пробует заговорить с провизором, говорит, что ему повезло заболеть в городе, ведь в деревне ему никто бы не помог. Но провизор не отвечает даже на его вопросы, будто посетителя нет. 

Егор Свойкин в своем болезненном состоянии становится крайне внимателен к окружающей обстановке, из-за чего замечает все противоречия жизни: ненужные баночки, пренебрежительное отношение «ученого человека» к жалкому посетителю, которых в день приходит десятки. Ему страшно, ведь на лицах аптекарей он находит лишь безразличие к своей беде.

Свойкин умоляет отпустить ему лекарство скорее, потому что ему плохо, а аптекарь в ответ резко требует не облокачиваться о прилавок. Учитель взял с собой только рубль, думая, что ему хватит, но оказалось, что лекарство стоит рубль и шесть копеек. Но в долг давать провизор отказался, хотя было видно, что Свойкину плохо и становится еще хуже.

В итоге учитель ушел домой за деньгами, но пути садился отдыхать раз пять. Дома он уже не смог подняться с постели: в бреду ему снилось, что он беседует с провизором.

Отзыв

(287 слов) В коротком рассказе «В аптеке» рассказывается о человеческом равнодушии, которое может привести к смерти и страданиям. Чехов заставляет задуматься о том, что в каждой ситуации необходимо оставаться человеком, проявлять участие к людям. Главная мысль рассказа «В аптеке» заключается в необходимости сочувствия, понимания и милосердия в трудной жизненной ситуации. Особенно эти качества нужны медицинским работникам.

Чему учит А. П. Чехов в рассказе «В аптеке»? Почти в каждом своем произведении автор привлекал внимание к важнейшей, актуальной и поныне проблеме человеческого равнодушия. Люди часто не слышат друг друга, видят только себя, в быту и в рутине теряют человеческое. Рассказы А. П. Чехова – предупреждение для читателей. Эти выводы подтверждает мое мнение о героях. Свойкин предстает как страдающий человек, вызывающий сочувствие, он дружелюбный и наблюдательный. Провизор же – бездушная машина, в которой не осталось ничего человеческого. Допустим, ему не хотелось по каким-то причинам разговаривать с посетителем, а Свойкин все пытался завести беседу с аптекарем. Но разрешить практически умирающему человеку отдать каких-то шесть копеек потом – вполне возможно. Свойкин, узнав о том, что долгожданное лекарство не получит, не стал скандалить, а смиренно отправился за оставшимися деньгами. Но сил отдать их и получить свою склянку у него уже нет. Несмотря на то, что бедный учитель отдыхал по пути домой раз пять, дома он свалился на кровать и погрузился в бред. Причем в своих тяжелых снах Свойкин видел, как вернулся в аптеку и вновь беседует с провизором. Как знать, возможно, герой умрет только потому, что аптекарю нужно было сделать все «как нужно», по инструкции. Мое впечатление от этого финала очень мрачное.

Я бы порекомендовала рассказ «В аптеке» всем читателям, независимо от возраста и пола, ведь уроки человечности нужны каждому из нас. Мое отношение к прозе Чехова всегда было восторженным, и этот рассказ лишь укрепил его.

Автор: Мария Копусова

Начинается сюжет с того, что главному герою Егору Свойкину, работающему учителем, плохо. Он захворал и попал на прием к доктору, после чего пошел за лекарством. Ибо ему все хуже. И это заметно – он бредит.

Его бред и весь больной внешний вид не находит отзыва у продавца-провизора, тот не идет ему навстречу – не спешит с приготовлением лекарств и не дает лекарства в долг, хоть и видит, что человеку плохо.  И не хватает на лекарство каких-то 6 копеек.

Тогда учитель попытался подойти к делу по-другому, сказал, что ему повезло заболеть в городе, поскольку в деревне бы ему  не помогли.  Однако, попытка разговорить и вызвать сострадание провизора провалилась.

Внимание  учителя обостряется, он начинает видеть несоответствия в жизни – баночки, которые не нужны, наплевательское отношение образованного медика-продавца к клиентам, которых у него всегда много. И от увиденного ему становится жутко – он понял, что его болезнь не вызывает у медиков никаких эмоций, сплошь безразличие.

Учитель начинает умолять провизора продать ему лекарства скорее, потому что ему становится только хуже, на что провизор в грубой форме требует, чтобы Свойкин не облокачивался на прилавок. И в долг давать тоже отказывается – нужно было заплатить рубль и шесть копеек, а учитель взял, думая, что хватит, лишь рубль.

Все-таки пришлось Свойкину идти за деньгами домой. Пока шел, сделал пять остановок, настолько плохо ему было.

Дома ему стало еще хуже, он даже не мог встать с постели, а потом он начал бредить. И в бреду он разговаривал с провизором.

Отзыв

Несмотря на то, что рассказ короток, в нем весьма наглядно показана проблема равнодушного отношения к людям. А такое отношение может быть чревато в данном случае смертью в муках от болезни – а все из-за равнодушия аптекаря.

Писатель говорит нам в своем рассказе, чтобы мы оставались достойными называться людьми в любой ситуации. Ведь главной мыслью в произведении является проявление человеческих чувств – милосердия, сочувствия и иных моральных ценностей. А врачам и людям, чья деятельность связана со здравоохранением и не только, проявлять эти качества необходимо регулярно, ибо работа такая.

Автор во всех своих произведениях поднимает проблему равнодушия так или иначе, каждый раз по-разному, чтобы показать ее масштаб и многогранность – люди порой настолько эгоистичны или глупы, что не слышат других людей, внимание уделяют лишь себе. А жизненная рутина лишает их души человечности, выхолащивает из людей все человечные качества. Творчество Чехова является для нас своеобразным предупреждением.

В рассмотренном рассказе «В аптеке» нам представлены заболевший учитель, который отличается дружелюбным и мирным нравом, и аптекарь, который является полной противоположностью учителя – ему плевать на людей и их страдания. Для него есть инструкция, по которой он действует, и он, как робот, свято блюдет предписанное ею. Даже не дает умирающему лекарство, которое может спасти ему жизнь, лишь из-за того, что у умирающего не хватает каких-то несколько копеек.

Мне рассказ понравился. Он несет большой поучительный смысл и затрагивает важные проблемы, существующие в обществе.

В аптеке (Чехов)

Материал из Народного Брифли

Перейти к:навигация, поиск

В аптеке

1885 

Краткое содержание рассказа

Микропересказ: Учитель зашёл в аптеку, где столкнулся с равнодушием персонала. Для него приготовили лекарство, но денег не хватило. Отправившись домой за нужной суммой, ему стало хуже, и он не вернулся в аптеку.

Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин решил зайти в аптеку за лекарством.

👨🏻‍🏫

Егор Алексеич Свойкин — больной горячкой домашний учитель.

Поднимаясь по лестнице, он обратил внимание на дорогое убранство подъезда, а когда вошёл непосредственно в помещение аптеки, то подумал о знакомом аптечном запахе, который не меняется никогда. Учитель предположил, что запах аптеки нюхали деды, и будут нюхать внуки.

Было поздно, и поначалу Егор Алексеич увидел в аптеке только провизора.

👨🏻‍⚕️

Провизор — солидный и ухоженный господин со строгим лицом.

Зато учитель обратил внимание на ухоженный внешний вид провизора, который не обращал внимания на посетителя. Провизор читал газету. Позже Егор Алексеич обнаружил кассира, которому тоже до него не было никакого дела. Кассир пересчитывал мелочь. За прилавком, ближе к латинской кухне, Егор Алексеич увидел ещё две тёмные фигуры.

Вспомнив, для чего пришёл, учитель протянул провизору рецепт на латыни. Тот, дочитав до точки, буднично стал изучать этот листок, затем также буднично озвучил микстуру двум своим помощникам. Помощники с готовностью отозвались. Сделав пометку, провизор вновь вернулся к газете, сообщив учителю, что рецепт будет готов через час.

Время ожидания показалось Егору Алексеичу слишком долгим, однако в ответ на вопрос, можно ли побыстрее, учитель получил молчание и равнодушие. Тем временем кассир закончил пересчитывать мелочь, а двое помощников занимались изготовлением лекарства.

Учитель чувствовал себя плохо. У него поднялась температура, а перед глазами всё поплыло.

Свойкин был болен. Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры.

Всё раздражало Егора Алексеича: и окружающая его аптека, и звуки, которые доносились до него. Чтобы предотвратить горячку, учитель попытался отвлечься и заговорить с провизором. Однако вновь столкнулся с равнодушным молчанием. Тогда Егор Алексеич обратил внимание на подписанные банки на полке, но, прочитав сложные и непонятные названия, он ещё больше пришёл в уныние. Ему показалось, что все эти надписи на самом деле являются балластом и лишь подчёркивают солидность и давние традиции аптеки. Затем он перевёл взгляд на этажерку и увидел там косметику и другие товары вспомогательного характера.

В аптеку вошёл мальчик и попросил у провизора бычьей желчи. Это заинтересовало учителя, и он решил спросить у провизора, для чего она предназначена. Однако провизор вновь ответил равнодушным молчанием. Рассматривая самого провизора, учитель понял, что ему очень хочется лечь в постель, так как состояние стало невыносимым. Он подошёл к прилавку и начал умолять его отпустить домой. Провизор лишь недовольно буркнул: «Сейчас» и сделал замечание, чтобы учитель не облокачивался.

Егор Алексеич смирился. Но потом он осознал, что прошло только полчаса, и нужно ждать ещё столько же времени, чтобы покинуть аптеку. На его счастье, в этот момент один из помощников принёс провизору коробку с порошками и склянку с розовой жидкостью. Провизор спокойно дочитал до точки, поболтал в воздухе жидкость, затем прикрепил к ней бумажку со своей сигнатурой.

Учителю показались лишними действия провизора. Он предположил, что за эти лишние действия с него возьмут дополнительно деньги. Тем временем, провизор проделал те же действия с порошком и протянул его Егору Алексеичу, озвучив стоимость: рубль шесть копеек. Но учитель обнаружил, что у него есть только рубль. Он попытался договориться с провизором, что может занести завтра шесть копеек или попросить кого-нибудь об этом. Однако получил на это отказ провизора и предложение сходить домой и принести деньги в полном объёме. Иначе лекарство он не получит.

Учитель вернулся домой, извлёк из ящика стола медные монеты, но не смог найти в себе силы вернуться в аптеку. Состояние здоровья заставило его прилечь, и ему начало казаться, что до провизора он всё-таки дошёл и даже с ним беседовал.

За основу пересказа взято издание рассказа из собрания сочинений Чехова в 30 томах (М.: Наука, 1976).

В аптеке анализ рассказа чехова

История создания

Идея для этого рассказа зародилась у Чехова ещё на заре его становления как писателя, в непростой период жизни, когда его отец разорился, оставив семью без денег. Зарабатывая частными уроками, а позже находясь в Москве практически без средств к существованию, молодой писатель мог в полной мере прочувствовать равнодушие людей к чужим проблемам. Его наблюдения нашли отражение в целой серии коротких рассказов, среди которых и «В аптеке».

Анализ рассказа чехова в аптеке

Произведение было написано всего за несколько часов как газетная зарисовка, «летучая заметка» для «Петербургской газеты» — одного из первых массовых печатных изданий в России.

В числе её читателей были и аристократы, и учителя, и врачи, и провизоры и все они хотели видеть себя героями газетных историй.

Текст имел подзаголовок «Сценка» и в газете был выпущен под псевдонимом автора А. Чехонте.

Чехов не включил его в свой полный сборник, он вышел только в первом издании собрания сочинений «Пёстрые рассказы» в 1886 году.

Краткое содержание

Поздно вечером заболевший домашний учитель Егор Алексеич Свойкин от доктора направился прямо в аптеку, чтобы не терять даром времени. Его поразила богатая лестница с дорогими коврами, особый лекарственный запах и атмосфера аптеки со всеми микстурами и склянками.

За конторкой стоял провизор — солидный, строгий и выхоленный господин. Высоко подняв голову, он читал газету, лежащую на конторке. За проволочной решёткой находился кассир, который считал мелочь. В глубине помещения по ту сторону прилавка копошились две тёмные фигуры, занятые приготовлением порошков и микстур.

Чехов в аптеке анализ

Свойкин передал провизору рецепт. Тот дочитал в газете до точки и только после этого пренебрежительно взял его, обратился к ассистентам на латыни, те ответили на немецком. Оказалось, что всё будет готово только через час. Пришлось ждать, присев на диван. Свойкину было тяжело: горло горело, руки и ноги ломило, в голове был туман. Стук мраморной ступки ассистентов только усугублял положение.

Чтобы отвлечься от своего состояния, он попытался пару раз заговорить с провизором, но тот молчал. Свойкин задумался, к чему такие люди напускают на себя учёный вид. В здоровом состоянии не замечаешь их сухих физиономий и чёрствости, а как заболеешь, можно и ужаснуться… Его ожидание мучительно.

Наконец, ему выдали микстуры и велели внести в кассу рубль шесть копеек. Но у Свойкина с собой не было шести копеек. Он сказал, что завтра донесёт или пришлёт эти деньги, но провизор отчеканил, что этого нельзя. Больному было тяжело ходить, а послать за деньгами некого, однако провизор ответил: «Это не моё дело». В конце концов, учитель решил сходить домой за деньгами.

Добираясь до своего номера, он несколько раз присаживался отдыхать. Дома, взяв медяки, он прилёг на минутку, понимая, что должен подняться и вернуться в аптеку.

Но болезнь взяла своё, монеты выпали из его руки, и он уснул тревожным сном, в котором ему снилось, что он уже пришёл в аптеку и опять разговаривает с провизором.

Характеристика главных героев

В произведении два главных героя — пришедший в аптеку человек и провизор. Их описание и характеристика:

Аргумент к сочинению чехов в аптеке

  1. Егор Алексеич Свойкин — домашний учитель. Интеллигентный, вежливый, общительный. О его внешности и возрасте ничего не упоминается, но можно понять, что он практически весь свой век вынужден учить детей в богатых семьях и неизвестно, изменится ли когда-нибудь его судьба. Обращаясь к провизору, он говорит, что ему ещё повезло заболеть в столице, а не в деревне, где нет аптек. Из этого можно сделать вывод, что раньше ему подолгу приходилось жить в деревне. Он страдает от равнодушия окружающих и не понимает, к чему некоторые люди напускают на себя столь важный учёный вид.
  2. Безымянный провизор — высокий мужчина, солидный, со строгим лицом и выхоленными бакенбардами. Всё в этом человеке начиная от небольшой плеши на голове и заканчивая длинными розовыми ногтями выутюжено и вылизано. Высоко закинув голову и нахмурившись, глядя свысока вниз, он читает за конторкой газету. Педантичный, высокомерный и бесчувственный. Для него имеют значения только строгое выполнение его функций, правила, согласно которым он не может фамильярничать с клиентами, и товарно-денежные отношения.

Также среди персонажей присутствуют молчаливый кассир, считавший мелочь, и ассистенты, которые за весь рассказ произносят только одно слово «Ja!» на немецком.

Весь аптекарский персонал предстаёт здесь «людьми из другого мира», которые корчат из себя этаких жрецов науки с чёрствыми физиономиями.

Жанр и композиционные особенности

Прочитав краткое содержание произведения, можно определить, что его жанр — рассказ, так как это текст небольшого объёма, в нём ограниченное число персонажей, а сюжет строится на каком-то одном эпизоде из жизни главного героя. Направление — реализм, поскольку Чехов описывает случай, который вполне мог произойти в реальной жизни.

 сочинение егэ в аптеке чехов

Произведение строится на контрастах: общительный и добрый Свойкин противопоставляется холёному и безэмоциональному провизору из аптеки, разговорчивость контрастирует с молчанием. Герои говорят на разных языках, причём вначале в буквальном (когда звучат реплики на латыни и немецком), а в конце в переносном смысле (Свойкин говорит о своей болезни, провизор — о невозможности отпустить товар в кредит).

Сюжет истории последовательный, события идут одно за другим. Композиция:

  1. Завязка: учитель приходит в аптеку.
  2. Развитие действия: он ждёт и старается завязать разговор.
  3. Кульминация: выясняется, что у него не хватает шести копеек, чтобы забрать заказ.
  4. Развязка: Свойкин возвращается домой за деньгами и тревожно засыпает.

Интересно, что финал произведения остаётся открытым: неизвестно что случилось с героем наутро, сходил ли он снова в аптеку или, может быть, даже умер из-за своего тяжёлого состояния.

Таким образом, в этом небольшом «проходном» газетном рассказе намечаются две важнейших черты будущих шедевров малой прозы Чехова: открытый финал и то, что благие намерения его героев зачастую имеют совершенно противоположные последствия (Свойкин не хотел «терять время попусту», поэтому сразу пошёл от врача в аптеку, но время всё равно было потеряно).

Проблематика, темы и основная мысль

Анализ «В аптеке» Чехова показывает, что основная проблема рассказа — равнодушный канцеляризм, против которого яро выступает автор. Аптечный персонал в этой истории считает, что механическое выполнение рабочих обязанностей — это и есть профессиональный долг, хотя на самом деле прежде всего они должны были оказать реальную помощь и поддержку больному человеку. Тем более что провизоры и фармацевты — это профессии, близкие профессии врача. Человеческое здоровье не должно быть для них пустым звуком.

В аптеке чехов сочинение

Но провизор открыто не желает замечать состояние больного, заставляя его ждать целый час, а затем и не отдавая такие важные ему лекарства из-за отсутствия каких-то шести копеек. «Это не моё дело», — жёстко отвечает он на слова о состоянии клиента. Более того, он даже не желает вступить с ним в простой диалог, хотя разговор облегчил бы его мучительное состояние. Из-за этого провизор совершенно теряет человеческий облик, превращаясь в бесчувственное создание.

Бесчувствие, жестокость, равнодушие, высокомерие и халатность — со всем этим борется с помощью своего рассказа «В аптеке» Чехов. В сочинении ЕГЭ можно рассмотреть немало других проблем и тем этого произведения, актуальных даже в современном обществе. Среди них:

  • обезличивание человека в большом городе;
  • замыкание каждого в своём собственном мире и безразличие людей к бедам друг друга;
  • сведение отношений к простым функциям (клиент — продавец) и, как следствие, неумение слышать человека и вообще видеть в нём личность.

Таким образом, нужно уметь сочувствовать и сопереживать — такую главную мысль вкладывает в своё произведение «В аптеке» Чехов.

Аргументы к сочинению помогают понять, что вне зависимости от положения в обществе, социальной значимости и профессиональных навыков, люди прежде всего должны оставаться людьми — именно на этом базируются человеческие взаимоотношения.

  • Рассказ чехова блины читать полностью
  • Рассказ чевостик и дядя кузя
  • Рассказ чванова о собаке
  • Рассказ чашка толстой читать
  • Рассказ часы елена долгопят читать