Рассказ честное слово главные герои

Краткое содержание «Честное слово»

Краткое содержание «Честное слово»

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 409.

Обновлено 28 Сентября, 2022

О произведении

Рассказ «Честное слово» Пантелеева был написан в 1941 году. Это произведение о маленьком мальчике, который, играя с ребятами, не хотел покидать свой пост, даже когда товарищи позабыли о нём и разошлись по домам.

Произведение показывает, что, если у человека, даже маленького, есть внутренний стержень, желание сдержать честное слово, он вызывает уважение и восхищение.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Честное слово» на нашем сайте. Пересказ книги пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 3 классе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят в 1940-х годах в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове.

Главные герои

  • Мальчик – мальчик лет семи-восьми, смелый, отважный, принципиальный, с огромной силой воли.

Другие персонажи

  • Рассказчик – посторонний мужчина, добрый, чуткий, деликатный.
  • Майор – молодой военный, отзывчивый и добрый.

Краткое содержание

Однажды летом автор забрел в сад на Васильевском острове и сел читать интересную книгу. Он «засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер». Стало темнеть, и мужчина поспешил покинуть сад, который могли закрыть в любую минуту. Неожиданно он услышал, как «где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет».

Мужчина свернул на боковую дорожку и возле будки увидел плачущего ребенка. Это был мальчик лет восьми в коротеньких штанишках, которые «держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе». Автор принялся расспрашивать мальчика о причине его слез, но тот упорно отмалчивался. Когда же мужчина взял его за руку, чтобы отвести к родителям, мальчик вырвался и наотрез отказался покидать свое место. Он признался, что стал играть с незнакомыми ребятами в войну. Те дали ему задание – охранять вымышленный пороховой склад, который хранился в будке. Мальчик дал честное слово, что не уйдет, и уже долгое время ответственно стоял на своем посту. Он признался, что те ребята, скорее всего, забыли о нем и разошлись по домам.

Услышав эту историю, рассказчик хотел было засмеяться, но вовремя спохватился. Этот мальчик был прав: «если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось – хоть лопни». Мужчина задумался, как выйти из затруднительного положения. Он предложил проголодавшемуся мальчику постоять на часах вместо него, но тот отказался. Тогда рассказчик решил найти какого-нибудь военного, чтобы тот мог снять с караула настойчивого мальчишку. На трамвайной станции он заметил молодого кавалерийского майора и объяснил ему сложившуюся ситуацию.

Майор поспешил вслед за рассказчиком. Увидев мальчика, он поинтересовался его званием, а затем приказал оставить пост. Тогда «мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки» и с огромной радостью выполнил этот приказ. Майор похвалил его, сказав, что из него «выйдет настоящий воин». Рассказчик же решил, что когда этот мальчик вырастет, то «это будет настоящий человек».

И что в итоге?

Мальчик — получив «приказ» от майора, наконец-то покидает пост.

Рассказчик — приводит военного к мальчику, чтобы тот мог уйти с поста и пойти домой.

Майор — приказывает мальчику покинуть пост.

Заключение

Заключение

Рассказ Пантелеева учит быть смелым, ответственным, уметь держать свое слово при любых обстоятельствах. Кроме того, автор показывает, как важно с уважением относиться к людям, в том числе и к маленьким детям.

После ознакомления с кратким пересказом «Честное слово» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Александра Шиловская

    10/10

  • Наталья Понкратова

    8/10

  • Татьяна Никифорова

    7/10

  • Ирина Дорофеева

    10/10

  • Руслан Кузнецов

    10/10

  • Сережа Киселев

    10/10

  • Вера Власова

    9/10

  • Рита Шумейко

    10/10

  • Наташа Литвиненко

    8/10

  • Надя Петренко

    8/10

Рейтинг пересказа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 409.


А какую оценку поставите вы?

Автор: Пантелеев Леонид

Название: “Честное слово”

Жанр: рассказ

Тема произведения: честность

Число страниц: 8

Полную подборку иллюстраций к этому и другим произведениям вы найдете в нашем разделе сайта здесь

Главные герои и их характеристика:

  1. Рассказчик. Человек добрый, благородный, любит
    детей.
  2. Мальчик. Храбрый, честный, упрямый.
  3. Майор. Молодой военный. Добрый, понимающий.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее
содержание)

Мальчик дал обещание стоять на часах и не покидает своего
поста, даже поняв, что про него забыли. Автор приходит на помощь мальчику.

Сюжет — краткое содержание

  1. Автор часто бывал в городском саду, а в тот вечер засиделся до самого закрытия.
  2. Он бежал к выходу, когда услышал плач, и увидел маленького мальчика.
  3. Мальчик стоял на посту и не мог его оставить, потому что дал честное слово.
  4. Автор выбежал из сада, и на остановке нашел молодого майора.
  5. Майор снял мальчика с поста.
  6. Мальчик не боялся идти домой один, и автор понимал, что он настоящий человек.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда автор попытался сам отпустить
мальчика, объяснив тому, что ребята про него забыли. Но автор не был военным, и
мальчик не мог оставить свой пост.

План произведения для пересказа

  1. Городской сад
  2. Вечер
  3. Плач
  4. Мальчик на часах
  5. Безвыходная ситуация
  6. Поиски военного
  7. Майор
  8. Настоящий человек

Главная мысль

Тот, кто умеет держать свое слово, никогда не подведет.

Чему учит эта книга

Рассказ учит честности и умению держать свое слово. Учит
твердости духа и силе характера. Учит ничего не бояться и всегда поступать по
совести.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравился этот рассказ и понравился героический
мальчик, которому было очень страшно и одиноко, но который сумел побороть свой
страх. Его слово было важнее тепла и ужина, важнее всего на свете. И мальчик не
отступил.

Новые слова и выражения:

В глазах зарябило – стало плохо видно.

Хоть лопни – чтобы не произошло.

Несолоно хлебавши – без результата.

Пословицы к произведению:

Честное слово на дороге не валяется.

Давши слово – держись, а не давши – крепись.

Честное слово дорогого стоит.

Лучше богатство потерять, чем слово нарушить.

Крепка окова, а еще крепче слово.

Назад к содержанию

Читательский дневник Честное слово

Готовый читательский дневник Честное слово для 3 класса. В дневнике есть краткое содержание, главные герои, рисунок и читательский отзыв.

Честное слово

Читательский дневник Честное слово

Автор: Леонид Пантелеев

Жанр: Рассказ

Слушать

Главные герои:

Мальчик — очень ответственный парень лет 7-8, смелый, живёт по принципу: дал слово — держи.

Рассказчик — случайный прохожий, добрый и неравнодушный человек.

Майор — взрослый мужчина в военной форме, сильный и мужественный, всегда готов оказать помощь нуждающимся.

Честное слово краткое содержание для читательского дневника:

Однажды вечером в саду Васильевского острова горько плакал мальчик лет семи-восьми. К нему подошел рассказчик этой истории и поинтересовался, что случилось. Оказалось, что взрослые мальчишки играли в войну и назначили его сержантом и поставили в караул охранять «пороховой склад». Малыш согласился и дал честное слово, что не уйдет, пока его не сменят. Но большие ребята так и не пришли, а он не может уйти, потому что дал слово.

Рассказчик хотел засмеяться, но спохватился — ведь действительно, если даешь слово, нужно его выполнять, не важно, игра это, или нет! Нужно было что-то делать. А где сейчас найдешь этих взрослых мальчишек, которые наверняка уже поужинали и спят.

Тогда рассказчик решил срочно найти какого-нибудь военного, чтобы тот снял ответственного малыша с караула. Ему повезло — на остановке стоял майор, который собирался зайти в трамвай. Военный удивился, когда его окликнули и был рассержен, тем, что его трамвай ушел. Но разобравшись в чем дело, он тут же помчался в сад и приказал мальчику оставить пост. Малыш, убедившись, что ему приказывает старший по званию, оставил караул и с облегчением рассмеялся. Майор побежал на подходящий к остановке трамвай, а рассказчику стало приятно, что он познакомился с человеком, у которого такое крепкое слово и пожал мальчику руку.

Что понравилось:

Твердый характер и мужество маленького мальчика, который так ответственно относится к своему слову, что, даже не смотря на поздний вечер, и несмотря на то, что это игра, не покинул свой пост.

Рисунок:

Честное слово

Честное слово

«Честное слово» читательский дневник (анализ)

На чтение 3 мин Обновлено 17 августа, 2022

Читательский дневник сказки Пантелеева «Честное слово» можно использовать, чтобы вспомнить краткое содержание истории об ответственности и умении держать слово. Анализ произведения поможет составить план и написать отзыв, определить какая основная мысль и жанр.

Содержание

  1. Пантелеев «Честное слово» читательский дневник
  2. Главная мысль рассказа «Честное слово»
  3. «Честное слово» главные герои
  4. План рассказа «Честное слово»
  5. Чему учит рассказ «Честное слово»?
  6. Пантелеев «Честное слово» отзыв
  7. Пословицы к рассказу «Честное слово»
  8. «Честное слово» краткое содержание для читательского дневника

Пантелеев «Честное слово» читательский дневник

Автор – Леонид Пантелеев

Год написания — 1941

Сколько страниц — 12

Жанр: рассказ

Главная мысль рассказа «Честное слово»

Если дал честное слово, то держи его до конца.

Для главного героя, юного парня, это были не пустые слова, а дело чести.

«Честное слово» главные герои

  • Рассказчикнеравнодушный и добрый прохожий, который всегда готовый помочь.
  • Мальчикответственный мальчик, который всегда держит свое слово, несмотря ни на что.
  • Майормужественный и сильный военный, помогающий всем, кто в этом нуждается.

План рассказа «Честное слово»

  1. Прогулка по саду.
  2. Плачущий мальчик.
  3. Игра в войну.
  4. Караул.
  5. Сдержанное слово.
  6. Майор.
  7. Помощь.
  8. Достойный человек.

Чему учит рассказ «Честное слово»?

Рассказ очень поучительный: он показывает, как важно быть честным и надежным товарищем, уметь прийти на помощь. Учит быть человеком с сильным духом и железной силой воли. И неважно, сколько тебе лет.

пантелеев честное слово краткое содержание

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Честное слово»

Пантелеев «Честное слово» отзыв

Мне очень понравился рассказ о мальчике с сильной волей и умением держать свое слово. Несмотря на поздний вечер и то, что старшие ребята его оставили, он стоял на своем посту. Конечно, есть одни нюанс: нехорошо, что мальчик до позднего часа гуляет сам и без родителей. Но хорошо то, что хорошо заканчивается.

Пословицы к рассказу «Честное слово»

  • Обещая кому-то – обещай главным образом самому себе.
  • Давши слово, держись, а не давши – крепись.
  • Верен — в деле проверен.
  • Честность всего дороже.

«Честное слово» краткое содержание для читательского дневника

  1. Прогуливаясь по саду с книгой, рассказчик замечает плачущего мальчика и спрашивает, что случилось.
  2. Мальчик попросился играть к старшим ребятам в войну и его назначили стоять в карауле охранять пороховой склад.
  3. Маленький караульщик дал слово не покидать пост, несмотря на то, что старшие ребята уже разбежались по домам.
  4. Рассказчик решил помочь ему и разыскал майора, который позволил мальчику покинуть караул.
  5. Рассказчик был очень доволен тем, что познакомился с таким ответственным и смелым маленьким человеком.
Краткий пересказ

Как-то раз рассказчик прогуливался с книгой по саду Васильевского острова и увидел плачущего мальчика. На вид ему было 7-8 лет. Оказалось, что ребята постарше играли в войну и назначили его сержантом. Задача мальчика – охранять «пороховой склад» и не уходить с поста. Он дал честное слово, что не уйдет.

Старшие ребята ушли, а малыш остался. Рассказчику история показалась немного смешной, но смелость и ответственность мальчика поражали. Взрослые мальчишки уже наверняка были дома. Надо было срочно найти военного, чтобы он дал добро малышу на снятие с поста. Рассказчику повезло: на остановке ждал трамвая майор, и он рассказал ему, в чем дело.

Майор поспешил за ним в сад и приказал ответственному мальчику оставить пост. Малыш с облегчением рассмеялся, майор пошел обратно к трамвайной остановке. Рассказчику стало очень приятно, что он не только помог мальчику, но и познакомился с таким достойным человеком, умеющим держать свое слово.

Пантелеев Л., рассказ «Честное слово»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Честное слово» и их характеристика

  1. Автор. Ответственный и добрый человек.
  2. Мальчик. Очень честный, храбрый, с огромной силой воли.
  3. Майор. Добрый и отзывчивый.

План пересказа рассказа «Честное слово»

  1. В саду наступил вечер
  2. Плач за деревьями
  3. Мальчик у будки
  4. Часовой на часах
  5. Честное слово
  6. Автор ищет военного
  7. Молодой майор
  8. Приказ оставить пост
  9. Прощание с мальчиком.

Кратчайшее содержание рассказа «Честное слово» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Однажды автор засиделся в саду, а когда стемнело побежал к выходу.
  2. Он услышал плач и нашел маленького мальчика, который сказал, что стоит на часах.
  3. Мальчик дал честное слово, что не оставит пост, и не мог уйти.
  4. Автор выбежал из парка и нашел молодого майора, который согласился помочь.
  5. Майор снял мальчика с поста и тот обрадовался.
  6. Автор попрощался с мальчиком, зная, что из него вырастет настоящий человек.

Главная мысль рассказа «Честное слово»
Данное слово нужно держать вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

Чему учит рассказ «Честное слово»
Рассказ учит быть честным, смелым, ответственным. Учит крепко держать свое слово, и не обращать внимание на то, что другие свое слово не держат. Учит отзывчивости и сочувствию. Учит уважать любого человека, вне зависимости от его возраста.

Отзыв на рассказ «Честное слово»
Мне очень понравился это рассказ и особенно мальчик, который понимал, что его забыли и бросили, но несмотря на это был полон решимости не покидать свой пост. Ведь для него нарушить свое слово было невозможным. Твердости характера это мальчика может позавидовать каждый.

Пословицы к рассказу «Честное слово»
Честное слово дорогого стоит.
Честное слово на дороге не валяется.
Лучше богатство потерять, чем слово нарушить.
Давши слово держись, а не давши — крепись.
Крепка окова, а еще крепче слово.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Честное слово»
Однажды автор засиделся с интересной книжкой в городском саду и опомнился, когда наступил вечер. Он поспешил к выходу, потому что боялся, что сад закроется, и вдруг слышал плач.
Автор заглянул за кустарник и увидел мальчика лет восьми, в коротких штанишках на лямочках, который стоял у будки и плакал.
Автор обратился к мальчику и спросил его, почему тот плачет. Но мальчик ничего не отвечал. Его никто не обидел и он не был болен. Но когда автор хотел увести его, мальчик отказался.
Оказалось, что он играл в войну с большими ребятами и его поставили часовым охранять пороховой склад, который по условиям игры размещался как раз в этой будке. Маршал мальчишек потребовал от мальчика дать честное слово, что тот никуда не уйдет и мальчик конечно дал честное слово.
Автор спросил, давно ли мальчик стоит на часах и тот ответил, что давно, тогда еще светло было. И прибавил, что думает, что про него забыли. Автор спросил, почему же он тогда не уходит, но мальчик снова повторил про честное слово. Автор понял, что смеяться над этим нельзя. Он стал искать выход из ситуации, ведь мальчик был голодным. Он хотел отправить мальчика домой кушать, сказав, что пока сам постоит на часах, но мальчик отказался. Автор не был военным и не мог сменить его.

Автору в голову пришла удачная мысль и он, велев мальчику ждать, торопливо бросился к выходу из парка. Он ждал какого-нибудь военного, но как назло мимо проходили только мальчишки-ремесленники и железнодорожники. Но вот автор увидел военную фуражку. Это был молодой кавалерийский майор и он собирался сесть в трамвай.
Автор подбежал к остановке и отозвал майора в сторону. Тот казался удивленным и автор рассказал ему про маленького мальчика, который стоит на часах, потому что дал честное слово.
Майор сразу проникся сутью дела и поспешил за автором в сад. Он увидел мальчика и спросил его звание. Мальчик ответил, что он сержант. Тогда майор приказал ему оставить пост. Мальчик спросил, какое звание у этого человека, и майор представился.
Мальчик радостно и звонко ответил «Есть, оставить пост!» и все засмеялись.
Они успели выйти сада как раз перед тем, как сторож повесил замок. Потом майор пожал всем руки и побежал на трамвай.
Автор спросил мальчика не проводить ли его, но мальчик ответил, что не боится. И автор понял, что такой мальчик действительно не испугается ни хулиганов, ни темноты, и что из него вырастет настоящий человек. И ему стало очень приятно, что он познакомился с таким мальчиком и автор еще раз пожал мальчику руку.

Рассказ Пантелеева «Честное слово»

Сюжетная линия

Рассказ Леонида Пантелеева основан на истории о маленьком мальчике. Автор не раскрывает имени героя, так как он сам его не знал. Это не является столь важным, главное заключено в том, что этот ребенок достоин уважения, он сдержал слово и именно этим преподал урок другим сверстникам.

История рассказа начинается с того, что автор не успел узнать имя мальчика, с которым случайно повстречался. Все что запомнил писатель, это возраст ребенка — примерно 7−8 лет. Его нос был усыпан веснушками. Повествование идет от первого лица. Автор рассказа «Честное слово» пишет о том, что однажды отправился в парк, где провел много времени за чтением интересной книги. Через время он услышал звон колокольчика, который говорил, что сторож выпроваживал тех, кто засиделся в парке.

Автор отправился на звук и увидел перед собой мальчика

Уже темнело, и рассказчик, торопясь, встал со скамьи и направился к выходу. По дороге, где-то в кустах он услышал тихий плач ребенка, отправился на звук и увидел перед собой мальчика. Пантелеев спросил, почему он не отправляется домой ведь уже очень поздно. На что мальчик сказал, что не может уйти, так как стоит на часах.

После этого малыш рассказал, что большие мальчишки позвали его играть в войну. Ему досталась роль часового, который должен стоять на посту и охранять склад.

Мальчик пообещал, что никуда не уйдет и будет «нести службу» до тех пор, пока ему не скажут уйти. Он дал честное слово и не может его нарушить. Именно поэтому Пантелеев назвал этот рассказ «Честное слово».

Мальчик утверждал, что не может покинуть это место, пока ему не прикажет военный. После этого повествователь быстро направился к выходу, чтобы найти человека в форме. Выйдя за ворота, он заметил майора, который собирался сесть в трамвай. Рассказчик подошел к нему и рассказ историю мальчика, который не отказывается от своих обещаний. После этого двое мужчин поспешили в парк на помощь парнишке.

Мальчик продолжал стоять на месте и плакать. Несмотря на то что ему было страшно и хотелось домой, он не покидал свой «пост». Чувство выполненного долга для него было важнее усталости и голода.

Майор, пришедший на выручку, выслушал рассказ мальчика и отдал приказ покинуть пост

Майор, пришедший на выручку, выслушал рассказ мальчика и отдал приказ покинуть пост. Когда мальчик понял, что это настоящий военный, то с радостью принял приказ. После этого они втроем поспешили на выход, пока сторож не запер ворота.

Произведение Леонида Пантелеева учит многому, например:

  1. Героизму.
  2. Отваге.
  3. Верности своему слову.
  4. Мужеству.

Если читать рассказ полностью, то можно понять, что главная мысль заключается в чувстве долга. Маленький мальчик своим поступком показывает на примере, как важно быть ответственным. Автор был уверен, что такой ребенок вырастет достойным человеком.

Чему учит сказка

Автор повести хотел донести своим читателям, что нужно быть смелым, ответственным и уметь держать свое слово в любом случае. Кроме этого, в тексте затронута тема уважения окружающих. Ведь повествователь не прошел мимо, а помог ответственному мальчишке не нарушить своих слов. Он не посмеялся над ситуацией, а с уважением отнесся к маленькому ребенку и к игре, в которой тот участвовал.

В рассказе автор раскрывает проблему воспитания честности. Ведь мало кто может сдержать свое слово, особенно дети. А друзья просто забыли, что мальчик стоял на посту.

  • Рассказ чехова вишневый сад краткое содержание
  • Рассказ честное слово автор
  • Рассказ чехова ведьма слушать
  • Рассказ черты классицизма и реализма в комедии образность и афористичность ее языка
  • Рассказ чем мне нравится осень 2 класс