Рассказ что такое басня для 5 классов по литературе

Что такое басня?


Что такое басня?

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 323.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 323.

Басня – жанр литературы, который зародился в далекой древности. Что такое басня, и чем она отличается от других литературных направлений?

Что такое басня?

Так что же такое басня? Дадим краткое определение басни в литературе. Басня – жанр эпоса, характерной чертой которого является иносказательность сюжета, заканчивающего моралью (нравоучением), выражающей идею басни. Басня может быть написана в прозаической (у Эзопа) и стихотворной (у Лафонтена, М. В. Ломоносова, И. А. Крылова, С. Михалкова) форме.

Именем Эзопа называют язык иносказаний. Эзопов язык – это мастерское использование тайнописи в литературе, когда намеренно маскируется основная мысль и идея автора.

У басни всегда есть мораль. Она может находится в начале текста или после него. Мораль содержит краткий нравоучительный вывод, который высмеивает пороки людей и направлен на читателя. Так как басня – это иносказание, главными героями часто выступают животные, птицы, природные стихии, которые имеют человеческие черты характера. В баснях всегда показаны недостатки людей, с которыми необходимо бороться и которые необходимо истреблять: глупость, скупость, невежество. Басни часто пишутся для детей в юмористическом ключе, чтобы вместе со смехом дети впитывали новый опыт о том, как не следует себя вести, и какие последствия могут иметь плохие поступки и скверное поведение.

Самым известным баснописцем древнейших времен был Эзоп. Он творил в 6-5 веке до нашей эры. Все его произведения были написаны в прозе.

Развитие басни в России

Басня как жанр стала популярна в России с середины 18 – начала 19 веков. Хотя первые попытки писать стихотворные басни возникали еще в 17 веке у Симеона Полоцкого, а также в начале 18 у Кантемира и Тредиаковского.

Расцвет басни пришелся на творчество И.А. Крылова. Крылов создал 236 басен, которые составили 9 сборников, опубликованных еще при жизни писателя.

Портрет И. А. Крылова

Рис. 1. Портрет И. А. Крылова.

Самыми известными баснями Крылова являются: «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица».

В Советское время басни писали Демьян Бедный и Сергей Михалков.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам открыть для себя новый литературный жанр – басню. Здесь кратко дается определение для школьников, что такое басня, каковы ее особенности, а также названы самые яркие представители басенного жанра.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анна Бовт

    5/5

  • Дмитрий Карасев

    5/5

  • Татьяна Творческая

    4/5

  • Геннадий Шведко

    5/5

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 323.


А какая ваша оценка?

Литература

5 класс

Урок 9

Жанр басни в мировой литературе

Перечень рассматриваемых вопросов:

– жанр басни;

– история басни;

– характерные стилистические особенности басни.

Тезаурус

Басня – жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.

Мораль – это краткое нравоучительное заключение. Она охватывает всю проблему целиком, а не концентрируется на каком-то конкретном эпизоде басни.

Аллегория – в переводе с греческого «иносказание», художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Аллегория используется в стихах, притчах, баснях.

Эзопов язык – тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе «обманных средств»: традиционным иносказательным приёмам.

Список литературы:

Обязательная литература:

1. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. в 2 ч.: Ч. 1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019.— 307 с.

Дополнительная литература:

1. Ахмадуллина Р.Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2016. Ч. 1— 80 с.

2. Полухина В. П.Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 5 кл. – М.: Просвещение, 2018. — 240 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Сайт Академик. Академический словарь.

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/26004 (дата обращения: 24.07.2019).

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература. 6 класс. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 (дата обращения: 24.07.2019).
  2. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (дата обращения: 24.07.2019).
  3. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (дата обращения: 24.07.2019).
  4. «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С. П. Белокуровой. URL:
  5. hhtp://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 (дата обращения: 06.06.2019).
  6. Стихи читают актёры. https://teatr.audio/author/Фет%20Афанасий/ (дата обращения: 24.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного освоения:

Вы все наверняка слышали про знаменитого древнего баснописца Эзопа. Однако, как считают исследователи, первые басни были написаны задолго до его рождения. Первыми древнегреческими баснописцами были Гесиод, живший в конце IX начале VIII веков до нашей эры, и Стесихор (VI-й век до нашей эры). В древности басни различали по действующим лицам. Это были сибаритские (носившие название от города Сибариса) – в них действовали люди. И эзоповы басни, героями которых были животные.

Эзоп, живший в середине VI века до нашей эры, наиболее известный древний баснописец. Его произведения, или те, что считаются принадлежащие ему, стали классикой басенного жанра. Их сюжеты дали основу для творчества следующих поколений литераторов.

Эзоп – полулегендарная личность. Его жизнь окутана многочисленными историями, в которых правда часто смешивалась с вымыслом. Он был рабом, несколько раз его продавали и покупали. Он сменил немало хозяев. И его злоключения и невзгоды и нашли дальнейшее отражение в баснях.

Эзоповские басни были написаны прозой. Это короткие, остроумные истории. Мы все помним стихотворную басню Ивана Крылова «Ворона и лисица», созданную по сюжету басни Эзопа. Вот как звучит древнегреческая история про Ворона и Лиса:

«Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать…». Падкий на лесть Ворон закаркал и выронил добычу.

Как видим, и у Крылова, и у Эзопа мораль одна – не надо вестись на лесть.

С именем греческого баснописца связано понятие «эзопова языка». В баснях герои становятся животными, а ситуации, в которые они попадают, берутся из жизни людей. Это понятие вошло в литературный язык России в конце XVIII в. Эзопов язык использовался авторами, желавшими скрыть свои идеи от цензуры, но при этом донести их до читателей в доступной и понятной форме.

Впервые басни стали стихотворными благодаря древнегреческому поэту Бабрию, который зарифмовал басни Эзопа стихами. С его лёгкой руки басни и поныне существуют в поэтической форме.

В Древнем Риме прославился своими баснями поэт Федр, живший примерно в с 15 до 70 гг. нашей эры. Как и Эзоп, он был рабом. Его хозяином был император Октавиан Август…

…Угнетённость рабская,

Не смевшая сказать того, что хочется,

Все чувства изливала в этих басенках,

Где были ей защитой смех и выдумки, –

так объяснил Федр выбор жанра басни для своей поэзии. За талант император освободил своего раба.

Следующим столпом, на котором держался басенный жанр в мировой литературе, был французский поэт Жан де Лафонтен. Если говорят, что басни Крылова – это энциклопедия русской жизни, то произведения французского автора можно с полным правом назвать панорамой жизни французского общества эпохи Людовика XIV. Его басня, в отличие от достаточно скупых по художественным средствам произведений Эзопа, не только дополняется интригой и развязкой, мастерским диалогом, прорисовкой характеров персонажей посредством их поступков и языка, но и приобретает национальные мотивы. Например, в истории про лису и виноград: появляется не просто лис, а «Лис-гасконец, а может и Лис-нормандец (разное говорят)…».

Для нас это не имеет особого значения, но для французского читателя того времени это был важный момент, учитывая что и Гасконь и Нормандия были в оппозиции юному королю. Таким образом, басня Лафонтена имеет более глубокий смысл, чем просто рассказ про лисицу, которая не смогла съесть лакомство.

В стихотворении «Городок» А. С. Пушкин, который изучал басни Лафонтена в Лицее (они входили в обязательную программу) писал:

И ты, певец любезный,
Поэзией прелестной
Сердца привлёкший в плен,
Ты здесь, лентяй беспечный,
Мудрец простосердечный,
Ванюша Лафонтен!

Заслуга Лафонтена в том, что он расширил выразительные средства поэзии. Язык его басен обогащается как за счёт языка старинных авторов, особенно Франсуа Рабле, так и за счёт провинциальных наречий и живой народной речи.

Если говорить об английской литературе, то в основном басни здесь писались в XVII веке на политические темы, то есть в форме памфлетов. Часто обличительные произведения были не аллегоричны и анонимные. Из тех же, кто прибегал к аллегории и мог подписать свои произведения не опасаясь преследования, нам известен Роджер л’Эстранж, который написал пятьсот прозаических басен, впервые опубликованных в 1692 году и потом неоднократно переиздававшихся. Сюжеты он заимствовал у своих предшественников, но размышления, которыми заканчивалась каждая басня, выражали его личные мнения, в основном по политическим вопросам.

В XVIII веке необычайный интерес к этому жанру появился в России.

Первым российским литератором, написавшим шесть басен в подражании Эзопу, был современник Петра Первого Антиох Кантемир.

Позже и Василий Кириллович Тредиаковский переложил несколько басен Эзопа на стихи. После первопроходцев в этой области Кантемира и Тредиаковского басня стала одним из любимейших жанров поэтов XVIII века.

Александром Петровичем Сумароковым было создано 334 прозаических басни. Сам автор считал их баснями-притчами. Часть – это вольные переводы Лафонтена, но большинство – оригинальные произведения. Сумароков создавал целые поэтические зарисовки, с диалогами, бытовыми и языковыми оригинальными подробностями. Изложенные вольным стихом на основе разностопного ямба, его произведения очень легко читаются и запоминаются. При этом, следуя традициям, в стихах автор употребляет нарочито грубую лексику, ибо тогда басня относилась к низкому жанру.

Басни Ивана Дмитриева, по мнению исследователей, менее красочные и менее экспрессивные, чем у Сумарокова. Однако, Дмитриев совершил просто революционной прорыв: он позволил себе в творчестве отойти от жёсткого деления жанров на высокие и низкие. Таким образом, начал создаваться единый литературный язык, который, по мнению Ивана Дмитриева, мог бы использоваться в произведении любого жанра. Он первый, кто в своих стихотворных произведениях использовал светскую разговорную речь.

Триумф русской басни связан с именем Ивана Крылова. Но, об этом поговорим на следующем уроке.

Необходимо запомнить

Всплеск популярности жанра басни в обществе происходил в момент социальной напряжённости.

Например, в VIII— VII вв. до н. э. в греческих городах-государствах происходило крушение старой системы господства землевладельческой знати и закладывалась основа нового демократического управления.

В XVII веке в Европе происходили общественные процессы, которые впоследствии приводили либо к упразднению монархии, как во Франции, либо к существенному ограничению её влияния, как в Англии.

А в конце XVIII века и в начале XIX века в России так же началось движение в поддержку необходимых, давно назревших реформ, что вызывало интерес к басням.

Разбор заданий тренировочного модуля

Подчёркивания элементов

Подчеркните верные ответы. Лафонтен при написании басни привнёс следующие изменения в форму и содержание:

Поэтическая форма;

Вольный стих;

Отсутствие морали;

Красочные диалоги;

Разнообразие языка.

Конечно, невозможно представить басню без завершающей текст морали. Другие перечисленные характеристики отражают новаторство Лафонтена. Следовательно, правильный ответ:

Поэтическая форма;

Вольный стих;

Красочные диалоги;

Разнообразие языка.

Множественный выбор

Выберите из списка баснописцев, которые не только переводили известные басни, но и создавали свои оригинальные произведения:

Варианты ответов:

Лафонтен

Сумароков

Дмитриев

Тредиаковский

Крылов

На уроке мы узнали, что русский поэт-баснописец XVIII века Василий Кириллович Тредиаковский переложил несколько басен Эзопа на стихи. Иван Иванович Дмитриев перевёл в стихотворной форме басни с французского. Так поступали и Александр Петрович Сумароков, и Иван Андреевич Крылов, однако они создавали и собственные произведения. Французский баснописец Жан де Лафонтен в сочинениях опирался на известные древнегреческие басни, но стал автором принципиально нового жанра. Поэтому правильный ответ:

Лафонтен

Сумароков

Крылов.

Сегодня
на уроке мы:

·    
узнаем,
что такое басня;

·    
выясним,
где и когда появились басни;

·    
познакомимся
с самыми известными баснописцами мировой литературы;

·    
поговорим
о русских баснях и баснописцах.


Дедушка, в какой стране говорят на эзоповом языке? – спросил как-то Костя.


Почему ты решил, что на эзоповом языке говорят в какой-нибудь стране? –
поинтересовался дедушка.


Я читаю книгу про шпионов, – охотно ответил Костя, – так вот, там один шпион
говорит другому, что для безопасности они будут говорить между собой на
эзоповом языке. А значит – есть такая страна, Эзопия?


Ах, вот в чём дело, – усмехнулся дедушка, – тогда всё ясно. Но твои шпионы не
совсем грамотные люди.

Вообще-то,
«эзопов язык» – это литературный термин и используют его обычно в
баснях.


О-о, басня! – оживился Костя. – Мне нравятся басни Крылова! Но при чём тут Эзоп
и его язык?


А при том, – ответил дедушка, – что у басен богатая и интересная история, о
которой стоит поговорить.

Что
вообще такое басня?

Басня
– это небольшой по объёму рассказ, часто стихотворный, в котором высмеиваются
человеческие недостатки. Но басня всегда иносказательна, то есть в ней главными
героями выступают не люди, а другие существа: звери, птицы, растения, реки,
предметы и так далее. Все они ведут себя, как люди – имеют те же привычки и
черты характера. Такой приём называется аллегорией.

Басня
обычно носит нравоучительный характер, то есть учит, как надо поступать и как
не надо. Но поучения эти даются не прямо, а скрыто – в поведении героев и
результатах этого поведения.

Басня
состоит из двух частей: основная часть и мораль – главная мысль всей басни.
Мораль может помещаться как в начале басни, так и в конце.

Басня
– произведение сатирическое. Сюжет её – это обычная жизненная ситуация. В басне
часто используется просторечная лексика. Герои ведут диалог – беседуют между
собой. Язык басни яркий и меткий, нередко высказывания того или иного героя
становятся крылатыми выражениями. Их начинают использовать в жизни.

Но
откуда же появилось такое замечательное произведение?

Самые
первые басни были написаны в Древней Индии. Они собраны в книге «Калила и Димна».

Эту
книгу на востоке называют книгой мудрости.

«Некий
человек взобрался на гору, имея корзину, полную чечевицы. Он улегся под деревом, а корзину поставил рядом. Когда он
уснул, с дерева спустилась обезьяна, увидела корзину, набрала полную горсть и
снова забралась на дерево. Но при этом она потеряла одно зернышко.
Она спустилась и стала искать это зернышко на земле,
но разжала горсть и рассыпала всю чечевицу. В это время тот человек проснулся и
прогнал обезьяну. Она раскаялась в том, что, желая вернуть малое, потеряла
великое».

Но
как литературный жанр басня появилась в Древней Греции. Поэт Гесиод,
живший на границе VIII
и VII века
до нашей эры, был выходцем из бедной семьи. Он видел ничем не ограниченную
власть богатых людей и в баснях показывал их отношение к народу:

Самым
известным баснописцем древности был Эзоп, живший в V веке до нашей эры.

Он
был рабом, то есть принадлежал, как вещь, своему хозяину. Открыто осуждать
людей он не мог. Природный ум и сообразительность Эзопа помогали ему
высказывать поучения, не называя конкретных лиц. В его баснях действовали не
люди, а животные и растения, неживые в реальной жизни предметы.

Эта
особенность – иносказание – и стала называться «эзоповым языком».

«Волк
увидел козу, которая паслась над обрывом; добраться до нее
он не мог и стал ее упрашивать спуститься вниз: там,
вверху, можно и упасть ненароком, а тут у него и луг, и травы для нее самые прекрасные.
Но ответила ему коза: “Нет, не в том дело, что пастись у тебя хорошо, а в том,
что есть тебе нечего”. Так, когда дурные люди замышляют дурное против разумных,
то все их хитросплетения оказываются ни к чему».

Довольно
долгое время басня была забыта, и только в XVII веке французский поэт Жан де
Лафонтен
возродил этот литературный жанр.

Темы
его басен во многом взяты из басен Эзопа. Но были у Лафонтена и оригинальные
басни.

Старик
садить сбирался деревцо.
«Уж пусть бы строиться; да как садить в те лета,
Когда уж смотришь вон из света!»
Так Старику, смеясь в лицо,
Три взрослых Юноши соседних рассуждали.
[…]


Кто добр, не все лишь для себя трудится.
Сажая деревцо, и тем я веселюсь,
Что если от него сам тени не дождусь,
То внук мой некогда сей тенью насладится.

Басня
получила распространение не только во Франции. В Германии басни писали Лессинг,
в Англии – Мур, в Испании – Ириарте.

Особое
отношение к басням было в России. 

В
XVIII
веке, благодаря реформам Петра I, русские читатели смогли познакомиться с творчеством
зарубежных писателей. Известны стали в России и басни. Российские авторы не
оставили этот жанр без внимания. Первыми, кто начал писать басни, были Антиох
Дмиртиевич Кантемир
и Василий Кириллович Тредиаковский.

Антиох
Дмитриевич Кантемир был разносторонне образованным человеком, занимался не
только литературой, но и политикой. Он был послом России в Лондоне и в Париже.
Как поэт он известен прежде всего своими сатирами и баснями. Первые басни он
написал в подражание Эзопу, о чём сам и указал в начале изданной книги.

Кто,
дело свое вершив, утвердить желает

В
долги веки, должен все, что тому мешает,

Отдалять
и, что вредит, искоренять скоро;

Без
того дело его не может быть споро.

Василий
Кириллович Тредиаковский был поэтом, переводчиком, много занимался русским
стихосложением. В его творчестве немалое место занимают басни. Они также в
большинстве своём − переработки басен Эзопа.

Увидевши
быка лягушка на лугу,
Сказала, так толста сама я быть могу,
И чтоб товарищам в сем виде показаться,
Влюбяся в толщину вдруг стала раздуваться…
Достойными
преемниками Кантемира и Тредиаковского были Сумароков, и Дмитриев.

Александр
Петрович Сумароков – поэт, драматург, литературный критик. Он писал и басни, но
его басни были уже почти все оригинальны, то есть имели самостоятельный сюжет.

Возница
пьян, коней стегает,
До самых их ушей он плетью досягает.
А Лошади его за то благодарят
И говорят:
«За что ты лупишь нас? К чему тебе то нравно?
Везем и без того карету мы исправно,
Насилу здесь сидишь, напитки ты любя,
И оттого-то ты противу нас бесчинен,
Не мы, да ты, напився, винен,

Так должно бить тебя».

Но
самым известным автором басен был, конечно, Иван Андреевич Крылов.
Начинал он с переводов басен Лафонтена. Но скоро начал писать самостоятельно.
Оригинальные сюжеты, яркий и образный язык, запоминающиеся герои – всё это
басни Крылова. Уже их – при жизни автора – переводили поэты Франции,
Англии, Италии, Германии. Почти каждая басня Крылова дала миру крылатое
выражение, которым характеризуют схожую ситуацию и до сего дня.

Эти
выражения знакомы всем. Наверняка мы легко вспомним ситуацию, в которой можем
сказать: «Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на Слона». Или «Услужливый
дурак опаснее врага»
. Или «А воз и ныне там». А ещё – «А Васька
слушает да ест»
, «Сильнее кошки зверя нет», «Слона-то я и не
приметил»
и многие другие. Мы можем использовать такие выражения, как
«тришкин кафтан» или «демьянова уха». И всё это пришло к нам из басен
Крылова. 

Сюжеты
басен Крылова очень разнообразны. Эти басни легко читаются и запоминаются
наизусть. Ну и наконец, они просто очень интересны. 

«Соседка, слышала ль ты добрую молву?

Вбежавши, Крысе Мышь сказала,

Ведь кошка, говорят, попалась в когти
льву?

Вот отдохнуть и нам пора настала!»

«Не радуйся, мой свет,

Ей Крыса говорит в ответ,

И не надейся по-пустому!

Коль до когтей у них дойдет,

То, верно, льву не быть живому:

Сильнее кошки зверя нет!»

 Я сколько раз видал, приметьте это сами:

Когда боится трус кого,

То думает, что на того

Весь свет глядит его глазами.

Но
басни в XIX
веке писал не только Крылов. Есть басни Жуковского, Давыдова, Толстого – и это только из
числа известных авторов.

«Муравей
спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила.
Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей.
Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел
захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и
уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела».   

Вот
такую басню о взаимопомощи написал Лев Толстой.

В
ХХ веке басня тоже не была забыта. В советскую эпоху басни писали Демьян
Бедный
, Иван Батрак, Владимир Иванович Корбан, Поликарп
Ефимович Шабатин
и многие, многие другие другие.

Увидевши
соху, «Послушай-ка, старушка, – 
Сказала пушка, – Аль ты глуха?
Я тут гремлю весь день, а ты и не слыхала?
Ты что ж тут делала – ха-ха?»
«Пахала, – молвила соха, – Пахала».

«Пахала?
Что ты! Не смеши.
Работать для кого? Ведь ни одной души
Не сыщется живой в разбитой деревушке.
Так что ж тебе теперь осталось? Отдыхать?!»
«Пахать, – соха сказала пушке, – Пахать!..»

(Демьян
Бедный)

Но
самым известным баснописцем Советского Союза был Сергей Владимирович
Михалков
. Первые басни его были напечатаны в газете в 1944 году, затем на
протяжении всей своей жизни басни были одной из основных сторон его творчества.


Удивительно! – воскликнул Костя. – Басни прожили такой долгий век и живут до
сих пор!


Да, – согласился с ним дедушка, – басни – очень древний жанр литературы. А как
ты думаешь, почему они существуют и сейчас?

Костя
задумался, а потом сказал:


Ведь люди и сейчас бывают жадными, злыми, упрямыми, грубыми… И надо указывать
им на их недостатки.


Конечно, надо, – кивнул головой дедушка, – и лучше басни никто этого не
сделает.

А
теперь повторим то, что мы узнали о баснях:

Басня
– небольшой по объёму рассказ или стихотворение, в котором высмеиваются
человеческие недостатки.

Басня
состоит из двух частей: основная часть и мораль – главная мысль
всей басни;

Басня
всегда иносказательна: в ней действуют обладающие человеческими характерами и
привычками звери и другие существа.

Басня
– произведение сатирическое, в нём часто используется диалог.

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема: «Басня как жанр литературы»

УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

Предметные: систематизировать знания о басне как литературном жанре через сравнение с жанром сказки.

Метапредметные:

Регулятивные: понимать задачу урока и стремится ее выполнить, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: развивать устную речь (умение вести диалог), эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, творческие способности,

Познавательные:умение выделять существенные признаки, способность наблюдать, анализировать, делать выводы;

Личностные: проявлять навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: текст русской народной сказки и текст басни, карточки для речевой разминки, рабочий лист и лист самооценивания, презентация к уроку.

Цель этапа:психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу (четверостишие)

Учитель проводит речевую разминку.

1.Кра! — кричит ворона. — Кража!
Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!

2. Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.

Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку.

 — Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с двумя текстами: «Лиса и Тетерев» и «Ворона и Лисица». Это поможет нам сегодня в определении темы и целей урока.

Чтение басни и сказки по ролям.

 Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

 -Какой текст можно отнести к жанру «сказка»?

«Лиса и Тетерев»  

— Вспомните три вида сказок.

  Сказки бывают: волшебные,  бытовые, о животных.

— К какому виду сказок относится сказка «Лиса и Тетерев»?

 Это сказка о животных.

-А второй текст к какому жанру можно отнести?

Текст «Ворона и лисица» —   басня.

  Практическая деятельность. Сопоставление текстов и заполнение таблицы.

Целеполагание

-Итак, тема нашего урока – басня. Теперь давайте определим цели нашего урока.

На доске записано

 Узнать….

Научиться….

Узнать, что такое басня. Чем она отличается от сказок..

Научиться определять особенности басни, отличать ее от произведений других жанров литературы

— Что нам нужно сделать, чтобы   узнать чем отличается басня от сказки ?

-Сравнивая сказку и басню, мы заполним таблицу «Сравнительная характеристика басни и сказки о животных»

 -Что общего в этих текстах, выявим общие черты.

-Как называется художественный прием, когда животные или неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют?

(Олитерация -перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют)

— А кто на самом деле подразумевается под животными?

 На самом деле под животными подразумеваются люди, их пороки, недостатки.

Этот прием называется аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.

— Какие еще общие черты вы можете назвать?

— «Сказка – ложь, да в ней намек», — говорил А.С. Пушкин. Давайте поразмышляем, басня тоже имеет нравоучительный характер, как и сказка?

 — Да, нравоучительный характер – это общая черта сказки и басни.

-Определите, чему учат нас эти тексты?

В сказке и басне высмеивается лесть, глупость, лицемерие. В басне нравоучительный характер определить легче, так как есть часть, где об этом говорится.

В какой композиционной части басни это явно видно?

-в конце, под чертой

— Часть басни ( начальная или заключительная) с нравоучительным выводом называется моралью.  Наличие морали – это отличительная черта басни. Чем еще басня отличается от сказки?

Заполните оставшуюся часть таблицы, ответив на вопросы:

1. Кто является автором сказки, басни?

 — Главные герои – животные, и они разговаривают, совершают поступки.

2. В какой форме речи (прозаической или стихотворной) созданы эти произведения?

3. В каком тексте точка зрения автора высказана явно, а в каком скрыто?

4. Какое произведение является жанром устного народного творчества, а какое – жанром литературы?

Учащиеся заполняют таблицу и зачитывают свои варианты.

Жанры

Общие черты 

Отличительные черты 

С

К

А

З

К

А

  1. Герои – животные.
  2. Олицетворение.
  3. Нравоучительный характер.
  4. Небольшой объем.
  5. Есть сюжет.
  1. Автор – народ.
  2. Жанр УНТ.
  3. Прозаическая форма.

Скрытая авторская позиция

Б

А

С

Н

Я

  1. Автор – конкретный человек.
  2. Жанр литературы.
  3. Стихотворная и прозаическая форма.
  4. Аллегория (иносказание)
  5. Явная авторская позиция – мораль.
  6. Состоит из двух частей – рассказа и морали.

5.Физкультминутка

hello_html_m1f841bb8.jpg

— На основе заполненной таблицы в группе самостоятельно сформулировать определение жанра басни. Соотнести определения с литературоведческими терминами. (Басня, алегория, олицетворение, мораль)

Басня- это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.

Мораль- это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Аллегория-изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой-хитрый человек, за волком – злой, бессердечный человек, за ягненком- беззащитный человек.

Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют.

— Итак, мы дали определению жанра «басня». Это литературный жанр, который широко представлен в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались талантливые писатели Гесиод и Эзоп, много позже во Франции появится острослов Лафонтен. В России в жанре басни писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев, И.А. Крылов. В наши дни к этому жанру обратились поэты С Михалков, Л. Филатов и другие.

Со следующего урока мы будем подробно знакомится с баснями величайшего русского писателя И.А. Крылова. Но басни И.А. Крылова вам знакомы из курса начальной школы. Давайте проверим, помните ли вы их?

 — Попробуйте угадать басню И.А.Крылова по её морали.

  1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.                             «Ворона и лисица»  

  1. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.                                          «Волк и ягненок»  

  1. Когда в товарищах согласья нет, 

На лад их дело не пойдёт, 

И выйдет из него не дело, только мука.                                      «Лебедь, щука и рак»

  1. Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!                                                                 «Стрекоза и муравей»  

  1. А вы , друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.                                                       «Квартет»

Учащиеся дают определение жанра басни, сравнивают с определением в учебнике. знакомятся с краткой историей жанра басни. Отвечают на вопросы в рабочем листе.

 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель предлагает заполнить листы самооценивания, инструктирует учащихся.

Информация о домашнем задании

  1. Чтение басни «Ворона и лисица» по ролям.
  2. Индивидуальное: история развития жанра басни.
  3. Чтение в учебнике статьи о И.А. Крылове. (стр.58-59)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сказка «Лиса и Тетерев»

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал Тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.

—Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.

И убежала.

Басня И.А.Крылова « Ворона и лисица»

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна,вредна;

 Но только всё не впрок,

 И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

_________________________________________________

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

да призадумалась,а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр ,- Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говрит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиепёрушки! какой носок!

И ,верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели,сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь- птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло,-

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Рабочий лист

Задание 2. 

Жанры

Общие черты 

Отличительные черты 

С

К

А

З

К

А

Б

А

С

Н

Я

Задание 3.

Дайте определение.

Басня – это краткий……………или прозаический рассказ………….характера, имеющий……………….смысл.

Соедините стрелкой определение с литературоведческими терминами.

изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой — хитрый человек, за волком – злой, бессердечный человек, за ягненком- беззащитный человек

Мораль

перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют.

Аллегория

краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.

Олицетворение

это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

басня

.

Задание 4. Ответьте на вопросы:

1. Кто является родоначальником жанра басни?_____________________________________

2. Какой французский писатель продолжил развивать жанр басни в XVII веке?__________

3. Кто самый известный русский баснописец?_____________________________________

Задание 5. Угадайте басню Крылова по ее морали.

  1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.__________________________________

  1. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.________________________________________

  1. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.___________________________________

  1. Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!___________________________________________

  1. А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь._____________________________________

Лист самооценки работы на уроке литературы в 5 классе

Ф.И._____________________________________________

Тема_____________________________________________

Цель урока: ______________________________________

0-10 баллов

11-15 баллов

16-20 баллов

«3»

«4»

«5»

МОЯ ОЦЕНКА

Рефлексия «Мое настроение»

Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению после нашего урока.

hello_html_63b65d84.jpghello_html_m2e41a1f2.gif

Текст для физминутки « Вот под елочкой зеленой»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны, (Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)

Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Целый день они летали, (Бег на месте со взмахами рук в стороны.)

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)

Ш-ш-ш-ш. (Приседают с выдохом).

Что такое басня

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Казалось бы, что может быть проще этого? Басни И. А. Крылова мы начинаем читать за школьной партой.

Каждый помнит трудолюбивого Муравья, незадачливую Стрекозу, Мартышку, не знавшую куда пристроить очки, музыкантов из «Квартета», не снискавших мировой славы.

Басня Квартет

Жаль, что для многих «отношения» с баснями на этом заканчиваются: у жанра богатейшая история, древние традиции, огромный потенциал. Давайте проверим, всё ли мы знаем об этом.

Что это такое — определение и особенности жанра

Басня – это жанр дидактической литературы, малая форма эпоса (см. статью про литературные жанры).

«Почему эпоса? – спросите вы. – Мы привыкли учить басни наизусть, а записаны они обычно стихами». Да, первые опыты в этом роде записывались «сплошным» прозаическим текстом. Позже появились образцы, написанные гекзаметром.

Великий древнегреческий баснописец Эзоп оставил потомкам послания иносказательного характера (полные аллегорий и метафор), напоминающие образные притчи. Позднее басенные тексты стали содержать рифму.

Что такое басня

От множества других малых жанров басня отличается следующими признаками:

  1. наличием морали в начале или конце произведения;
  2. аллегорическим смыслом;
  3. отсутствием привязки к хронотопу (т.е. конкретному художественному времени и пространству).

Басня это

Изображая человеческие пороки, баснописец использует устоявшуюся систему персонажей-животных, за каждым из которых закреплено то или иное качество:

Осёл – упрямство,
Лисица – это аллегория хитрости,
Заяц — трусость или слабость,
Волк — злость,
Свинья – грубость,
Стрекоза — легкомыслие,
Муравей — трудолюбие,
Орёл – величие.

Нюансы не важны. Каждая черта характера обобщена и преувеличена, благодаря чему короткий рассказ о выдуманных автором событиях имеет ярко выраженный нравоучительный посыл.

И хотя перед нами предстают звери, птицы и насекомые, но мы всегда понимаем, что речь идет о людях. Этот прием называется аллегория.

Басня, как правило, состоит из двух частей:

  1. Повествовательной, которая сближает ее со сказкой.
  2. Поучительной, которая называется мораль (что такое мораль читайте в отдельной статье). Она позволяет автору выразить свое собственное отношение к рассказанному в басне (донести до читателя авторскую идею).

На заре рождения жанра басни

Первые басни зафиксированы в античной Греции в 5 веке до н.э. Их автор, уже упоминавшийся Эзоп, оставил, к примеру, сюжет о лисе и винограде.

Веласкес Эзоп

Иносказательность, достигающая ушей избранных, была для баснописца единственным средством свободно высказывать мысли.

С тех пор завуалированное повествование, намекающее на конкретных лиц, факты, события, получило название «эзопов язык».

В 1 веке до н. э. в Древнем Риме славу баснописца снискал поэт Гораций. К сожалению, его басенное наследие представлено всего несколькими сохранившимися образцами. А за порогом новой эры не менее известным автором поучительных сочинений стал римлянин Федр.

Один из древнейших памятников литературы, индийский эпос «Панчатантра», относящийся к 3 столетию нашей эры, соткан из коротких поучительных историй, связанных общим замыслом и сюжетной канвой. Великое Пятикнижие индусов состоит из следующих томов:

  1. Утрата дружбы.
  2. Обретение друзей.
  3. Сказание о войне между воронами и совами.
  4. Утрата приобретённого.
  5. Опрометчивые деяния.

Слон и заяц

Ворон и его друзья проходят всевозможные испытания, совершают поступки, результаты которых не всегда оправдывают их ожидания. «Панчатантра» — это живая энциклопедия человеческих нравов, содержащая советы на все случаи жизни.

В сочинении греческого поэта Гесиода «Труды и дни» встречаются фрагменты, напоминающие по форме басню. Притча о надменном ястребе и одарённом талантами соловье бичует жестокость тиранов. Из уст ястреба звучит нравоучительная мораль. Значение Гесиода как баснописца в том, что он заложил традиции социального обличительства.

Басни нового времени

В эпоху классицизма в Европе воскрес интерес к античным жанрам. Появилась необходимость создавать сатирические и юмористические произведения, критикующие человеческие нравы. (Литература классицизма считала своим долгом не развлекать, а воспитывать читателя!).

В XVII столетии французский писатель Лафонтен возрождает сюжеты эзоповых басен, наполняя их свежим философским и психологическим содержанием. Лафонтену интересны причины поведения персонажей, чувства героев, а не просто деление мира на чёрное и белое.

Басни Лафонтена кажутся слегка декоративными. Автор виртуозно играет аллегорями, стараясь превратить каждое произведение в «нарядную игрушку».

В XVIII веке немецкий сочинитель Лессинг снова реформирует басню. Споря с Лафонтеном, он стремится к предельной сжатости сюжета, рациональности, конкретности. Его басни написаны прозой, а по форме напоминают новеллы (что это такое?).

Басня в русской литературе

В России расцвет жанра пришёлся на конец XVIII века. В сочинениях А. Кантемира, А. Сумарокова и В. Тредиаковского встречаются произведения нравоучительного содержания, направленные против невежд (кто это?), глупцов, лжецов, мздоимцев и других несовершенных созданий мира сего.

Басни И. Хемницера гораздо более приближены к языку XIX столетия. Поэт начинает использовать вольный стих, делает строфу (что это?) короткой. Неслучайно И. А. Крылов назвал поэта своим «дружкой».

У И. Дмитриева, претендовавшего на славу «первого баснописца», басни получались художественными, но не такими самобытными и живыми, как у самого знаменитого русского баснописца Крылова.

Крылов

Последний реформировал язык поэзии, введя в оборот простонародные слова (диалектизмы) и выражения, пословицы, поговорки, интонации разговорной речи. Этому мастерству учился у Крылова сам А. С. Пушкин.

Басня, считавшаяся, согласно «теории трёх штилей» М. В. Ломоносова, «низким» жанром, показала писательско-читательскому сообществу, что оригинальное литературное произведение можно блестяще выстроить на национальном материале.

Басни Крылова вобрали дух русского народа, фольклорную стихию, из которой и возник этот жанр.

Во второй половине ХIX века поэтические формы уступили место крупным жанрам прозы: повести, роману, эпопее. Писатели обращались к басне эпизодически, как, например, Лев Толстой в период работы над «Азбукой» для крестьянских детей.

А вот ХХ век, стремившийся выковать новую советскую идеологию, потребовал своего баснописца. Им на некоторое время стал Демьян Бедный. Автором стихотворных поучительных историй для детей выступил Сергей Михалков. Современные поэты используют басенный канон крайне редко и, как правило, в пародийных целях.

Краткое резюме

Жаль, что приходится заканчивать статью на грустной ноте, но «мораль сей басни такова»: формы зарождаются и умирают, сыграв отведённую им роль.

Правда, память о басне остаётся: она обогащает нашу речь крылатыми выражениями, меткими афоризмами, а ещё отточенными, полными ласковой иронии образами.

  • Рассказ что случилось с тимми
  • Рассказ что случилось бы если бы не было правил дорожного движения
  • Рассказ что передать вороне
  • Рассказ что любит мишка драгунский читать
  • Рассказ что из чего сделано