Рассказ что такое предложение

Узнаем, что такое предложение в русском языке. С понятием «предложение» учеников знакомят в 1 классе. Во 2 и 3 классе первоначальные знания о предложении расширяются и углубляются. Ученики узнают, какие бывают предложения по цели высказывания и силе выраженного чувства, какие члены предложения являются главными и второстепенными.

Как слова образуют предложение?

Наша речь состоит из слов. В 1 классе ученики узнают, что некоторые слова называют предметы. Слова, обозначающие живые существа, отвечают на вопрос кто? К неживым предметам зададим вопрос что?

  • (кто?) ученик, кошка;
  • (что?) солнце, дождь.

Другие слова обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делает? что сделает?

Ученик (что делает?) пишет.

Кошка (что сделает?) поймает мышь.

Солнце (что делает?) светит.

Дождь (что сделает?) закончится скоро.

Эти слова не просто называют предметы и их действия, а, находясь рядом, оформляют сообщение, из которого можно узнать, что происходит с тем или иным предметом. Значит, в высказывании слова связаны между собой по смыслу. Эти слова находятся в определенном порядке и организуют связное по содержанию высказывание, которое называется предложением.

Определение

Предложение — это одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Предложение это

Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. А в конце предложения ставится точка.

Ветер дует. Птичка сидит на ветке. Воробей чирикает.

Какие бывают предложения?

Предложения отличаются друг от друга не только своим содержанием, тем, о чем в них говорится. При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами и пожеланиями. Каждое предложение сообщает о чем-то с определенной целью. Цель сообщения указывает, для чего, зачем оно произносится, с какой интонацией, с повышением или понижением голоса.

Повествовательное предложение

Если в предложении без выражения особых чувств только сообщаются какие-то сведения о ком-либо или о событиях и явлениях, реально происходящих, оно является повествовательным.

Плещется волна. По реке плывет лодка. Рыбак ловит рыбу.

Интонация, с которой эти предложения произносятся, спокойная, повествовательная, а в конце их голос несколько понижается.

Определение

Предложение, в котором о ком-то или о чем-то сообщается, называется повествовательным.

Повествовательное предложение

В конце повествовательного предложения ставится завершающий пунктуационный знак точка.

Вопросительное предложение

Если у нас есть цель узнать о чем-то, то мы задаем вопросы:

Кто поет на дереве? Какая это птица?

Определение

Предложение, в котором содержится вопрос, называется вопросительным.

Вопросительное предложение

Эти предложения произносятся с особой вопросительной интонацией. Голос повышается в конце предложения. Вопросительное предложение завершает вопросительный знак.

Побудительное предложение

С помощью предложений мы можем побуждать кого-то к действию, а также выразить свою просьбу, пожелание.

Позвони мне завтра.

Передайте мне книгу.

Присядь на минутку.

Определение

Предложение, в котором советуют что-то сделать или побуждают к действию, называется побудительным.

Побудительное предложение

Вывод

Итак, по цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

Восклицательные и невосклицательные предложения

Предложения отличаются не только по цели высказывания, но и по интонации. Одни предложения произносятся спокойно, без проявления особых эмоций. Это невосклицательные предложения.

А некоторые предложения выражают сильное чувство и произносятся с особой интонацией.

Как красиво цветут ромашки!

Сколько здесь бабочек!

Идет снег!

Определение

Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным.

В конце такого предложения ставится восклицательный знак.

Виды предложений

Главные члены предложения

В предложении имеются главные члены, которые составляют его основу. В каждом предложении сообщается, о ком или о чём идет речь.

(Кто?) Девочка споет песню.

(Что?) Облако плывет по небу.

Слово, обозначающее лицо или предмет, о котором говорится в предложении, является главным членом предложения. Это подлежащее.

Определение

Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

В предложении обязательно имеется второй главный член, который обозначает, какое действие выполняет подлежащее. Это сказуемое.

Девочка (что сделает?) споет песню.

Облако (что делает?) плывет по небу.

Определение

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что сделал?

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Главные члены предложения

Распространенное и нераспространенное предложение

Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения, которые являются грамматическим и смысловым центром предложения. Другие члены предложения являются второстепенными.

Подлежащее и сказуемое могут выражать законченную мысль самостоятельно.

 Зима пришла. Выпал снег. Дети рады.

В этих предложениях содержатся только главные члены предложения. Такое предложение является нераспространенным.

Определение

Предложение, в котором есть только главные члены предложения, называется нераспространенным.

В предложении, кроме главных членов, могут быть второстепенные члены, которые поясняют подлежащее или сказуемое или другой второстепенный член.

Сравните:

Наконец пришла снежная зима. Выпал белый пушистый снег. Все дети рады зиме.

Определение

Предложение, в котором, кроме главных, есть второстепенные члены предложения, называется распространенным.

Распространенные и нераспространенные предложения отличаются по цели высказывания и интонации.

Распространенное и нераспространенное предложение

Примеры

Осень. Падают листья.

Бежит собака.

На цветок сел шмель.

Ветер кружит желтые листья.

Кто звонит?

Что ты знаешь об обитателях моря?

Бежим!

Поиграй со мной!

Видеоурок

Тест

Предложение — это мысль, доведенная до логического завершения

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о таком понятии в русском языке, как «предложение». Казалось бы, всем известно, что это такое. И все могут привести примеры.

Но, возможно, не каждый сможет дать точное определение предложения. И уж тем более ответить, какое они бывают и чем одни отличаются от других. Вот об этом и расскажем подробнее.

Учебники

Что такое предложение

Предложение – это одно или несколько слов, связанных друг с другом грамматически и по смыслу. Это высказывание, которое несет в себе утверждение, отрицание или вопрос. И к тому же это законченная единица языка и речи, а потому в конце всегда присутствует точка, вопросительный или восклицательный знаки, или многоточие.

Надо заметить, что общепринятое определение предложения, которое используют сейчас лингвисты, появилось далеко не сразу. В прошлом самые разные ученые пытались сформулировать и описать его. Причем с разных точек зрения. Например:

  1. С точки зрения логики. Российский лингвист и литератор Федор Буслаев еще в середине XIX века сказал, что

    «предложение – это суждение, которое выражено словами».

  2. С точки зрения психологии. Ученый, лингвист и литературовед Дмитрий Овсянико-Куликовский в конце XIX века дал свое определение. По его мнению

    «предложение – это слово или упорядоченное сочетание слов, которые связаны с определенным движением мысли, которое известно как «сказуемость».

  3. С точки зрения грамматики. Еще один известный лингвист Филипп Фортунатов опять же в конце XIX века дал свое, весьма сложное определение –

    «Предложение – это господствующие в русском языке словосочетания, в которых заключены грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».

Определение

В конце концов, сейчас уже можно сказать, что все эти люди были правы по-своему. И «предложение» содержит в себе элементы и логики, и психологии, а без грамматики вообще не обойтись.

Что такое предложение

Члены предложения

Еще со школы мы знаем, что в предложениях есть подлежащее и сказуемое, также второстепенные члены.

Подлежащее – это главный член любого предложения. Оно отвечает на вопросы «Кто?» и «Что?». Например, в предложении

ВОЛК КРАЛСЯ ПО ЛЕСУ В ПОИСКАХ ДОБЫЧИ

подлежащим является «волк». О том, что это слово главное, говорит тот факт, что достаточно убрать его, и вся фраза вообще потеряет смысл.

Сказуемое — это второй по старшинству член предложения, который отвечает на вопросы «Что делает?», «Что сделает?» и «Каков?». Так, все в том же примере сказуемым будет слово «крался». Без него смысл предложения также был бы не ясен.

Но русский язык не зря называют великим и могучим. В нем есть предложения, которые вообще состоят из одного слова – подлежащего или сказуемого.
Например,

УТРО. СВЕТАЛО. или ВЕЧЕР. СМЕРКАЛОСЬ.

Другие члены предложения являются второстепенными:

  1. Определение – обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы «Чей?», «Какой?».
  2. Дополнение – обозначает дополнительный предмет, относящийся чаще всего к сказуемому. Отвечает на вопросы «Кому, Чему?», «Кого, Чего?», «Кто, Что?», «О ком, О чем?», «Кем, Чем?».
  3. Обстоятельство – обозначает способ действия, время или место. Отвечает на вопросы «Где?», «Когда?», «Зачем?», «Как?», «Куда?», «Почему?», «Откуда?».

Разберем для примера одно предложение:

МЫ ВЫКИНУЛИ СТАРУЮ МЕБЕЛЬ НА ПОМОЙКУ

Здесь «Мы» — подлежащее, «выкинули» — сказуемое, «мебель» — дополнение, «старую» — определение и «на помойку» — обстоятельство.

При разборе предложения в школе, существуют правила выделения разных членов предложения. Их подчеркивают определенными линиями, как это указано в следующей таблице.

Члены предложения

И если бы разбиралось наше предложение из примера, то выглядело бы это следующим образом:

Выкинули мебель

Виды предложений

Все предложения можно поделить на три вида по цели высказывания:

  1. повествовательные;
  2. побудительные;
  3. вопросительные.

Повествовательными называют предложения, которые являются просто источником информации. Это может быть или констатация какого факта, или его отрицание.

МАМА СВАРИЛА НА УТРО КАШУ

МАМА НЕ УМЕЕТ ВАРИТЬ КАШУ

Побудительные предложения призывают к какому-то действию. Как правило, такие элементы речи оканчиваются восклицательным знаком. Им присуще наличие определенных частиц, например, «ну-ка», «давай», «пусть». Или слов, имеющих явное повелительное наклонение, например, «немедленно», «прямо сейчас», «быстро».

НЕМЕДЛЕННО ОТОЙДИ ОТ ДОРОГИ!

ДАВАЙТЕ ВЫ ЗАМОЛЧИТЕ И НЕ БУДЕТЕ НИКОМУ МЕШАТЬ

Вопросительные предложения содержат в себе вопрос и заканчиваются на соответствующий знак. И они подразумевают, что за ними последует какой-то ответ.

И ЧТО ВАМ ЗДЕСЬ МОЖЕТ НЕ НРАВИТЬСЯ?

ТЫ СХОДИЛ В МАГАЗИН ЗА ПРОДУКТАМИ?

Критерии

Существуют и другие критерии деления предложений. Например, они бывают нераспространенными и распространенными. И в данном случае, это не синоним популярности. В первом случае в предложениях есть только подлежащее и сказуемое, а во втором – дополнительные части речи.

ДОЖДЬ ИДЕТ (нераспространенное)

НА УЛИЦЕ ИДЕТ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ (распространенное)

Простые и сложные предложения

Также предложения могут быть простыми и сложными. Все зависит от количества грамматических основ, то есть подлежащих и сказуемых.

Подлежащие и сказуемые

нельзя считать сложным, так как здесь только одна грамматическая основа – одно подлежащее сразу с тремя сказуемыми.

Вот собственно и все, что нужно знать о предложениях. До новых встреч на страницах нашего блога.

  • Главная
  • Виды разборов в русском языке
  • Первый — последний
  • Русский язык. ШПАРГАЛКА. Запоминаем правила по примерам. Задание № 8. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Всё о предложении.

 Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Примеры.

Зима. На улице идёт снег.

Виды предложений по цели высказывания.

 По цели высказывания (то есть с какой целью предложение произносится или пишется) предложения бывают:

  • повествовательное,
  • вопросительное,
  • побудительное.

Повествовательные предложения – это предложения, в которых о чём-либо сообщается (повествуется). В конце повествовательных предложений ставится точка или восклицательный знак.

Вопросительные предложения – это предложения, в которых содержится вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

Побудительные предложения – это предложения, в которых содержится побуждение к действию (просьба, приказ, совет).  В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак.

Виды предложений по интонации.

По интонации (то есть как, с какой интонацией произносится предложение) предложения бывают:

  • восклицательные,
  • невосклицательные.

Восклицательные предложения – это предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг). Они произносятся с восклицательной интонацией. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!).

Невосклицательные предложения – это предложения, которые произносятся без восклицательной интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

В конце восклицательных повествовательного и побудительного предложений ставится восклицательный знак.

Примеры.

Как красиво в лесу! (Повествовательное, восклицательное).

Посмотрите на эту красоту! (Побудительное, восклицательное).

В конце восклицательного вопросительного предложения ставятся и вопросительный, и восклицательный знаки.

Пример.

Почему ты не пришёл на дополнительное занятие?! (Вопросительное, восклицательное).

 

Виды предложений по наличию второстепенных членов (то есть второстепенные члены в предложении или нет).

По наличию второстепенных членов предложения бывают:

  • распространённые,
  • нераспространённые.

Нераспространённые предложения состоят только из главных членов.

Примеры.

Утро. Выглянуло солнце.

Распространённые предложения имеют в своём составе не только главные члены, но и второстепенные члены предложения.

Примеры.
Весеннее утро. Выглянуло лаковое солнышко.

По количеству грамматических основ (то есть по тому, сколько в предложении грамматических основ) предложения бывают:

  • простые,
  • сложные.

 

Простые предложения – это такие предложения, в которых одна грамматическая основа.

Пример.

Сложные предложения – это такие предложения, в которых две и более грамматических основ.

Пример.

Части сложного предложения связаны по смыслу и могут быть соединены:

  • или интонацией (без союзов);
  • или интонацией и союзами и, а, но.

Части сложного предложения разделяются запятой.

E-mail

Содержание

  1. Что такое предложение?
  2. Как слова образуют предложение?
  3. Какие бывают предложения?
  4. Повествовательное предложение
  5. Вопросительное предложение
  6. Побудительное предложение
  7. Восклицательные и невосклицательные предложения
  8. Главные члены предложения
  9. Распространенное и нераспространенное предложение
  10. Примеры
  11. Видеоурок
  12. Конспект занятия «Предложение» для учащихся 1 классов
  13. Ход занятия:
  14. Русский язык. 1 класс
  15. ПРЕДЛОЖЕНИЕ — это… в русском языке (определение, правило).
  16. Как слова образуют предложение?
  17. Какие бывают предложения?
  18. Повествовательное предложение
  19. Вопросительное предложение
  20. Побудительное предложение
  21. Восклицательные и невосклицательные предложения
  22. Главные члены предложения
  23. Распространенное и нераспространенное предложение
  24. Примеры
  25. Видеоурок

Что такое предложение?

Узнаем, что такое пред­ло­же­ние в рус­ском язы­ке. С поня­ти­ем «пред­ло­же­ние» уче­ни­ков зна­ко­мят в 1 клас­се. Во 2 и 3 клас­се пер­во­на­чаль­ные зна­ния о пред­ло­же­нии рас­ши­ря­ют­ся и углуб­ля­ют­ся. Ученики узна­ют, какие быва­ют пред­ло­же­ния по цели выска­зы­ва­ния и силе выра­жен­но­го чув­ства, какие чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся глав­ны­ми и второстепенными.

Как слова образуют предложение?

Наша речь состо­ит из слов. В 1 клас­се уче­ни­ки узна­ют, что неко­то­рые сло­ва назы­ва­ют пред­ме­ты. Слова, обо­зна­ча­ю­щие живые суще­ства, отве­ча­ют на вопрос кто? К нежи­вым пред­ме­там зада­дим вопрос что?

Другие сло­ва обо­зна­ча­ют дей­ствие пред­ме­тов и отве­ча­ют на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет?

Эти сло­ва не про­сто назы­ва­ют пред­ме­ты и их дей­ствия, а, нахо­дясь рядом, оформ­ля­ют сооб­ще­ние, из кото­ро­го мож­но узнать, что про­ис­хо­дит с тем или иным пред­ме­том. Значит, в выска­зы­ва­нии сло­ва свя­за­ны меж­ду собой по смыс­лу. Эти сло­ва нахо­дят­ся в опре­де­лен­ном поряд­ке и орга­ни­зу­ют связ­ное по содер­жа­нию выска­зы­ва­ние, кото­рое назы­ва­ет­ся предложением.

Первое сло­во в пред­ло­же­нии все­гда пишет­ся с боль­шой бук­вы. А в кон­це пред­ло­же­ния ста­вит­ся точка.

Ветер дует. Птичка сидит на вет­ке. Воробей чирикает.

Какие бывают предложения?

Предложения отли­ча­ют­ся друг от дру­га не толь­ко сво­им содер­жа­ни­ем, тем, о чем в них гово­рит­ся. При помо­щи пред­ло­же­ний мы выра­жа­ем свои мыс­ли и чув­ства, обра­ща­ем­ся друг к дру­гу с вопро­са­ми, прось­ба­ми и поже­ла­ни­я­ми. Каждое пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о чем-то с опре­де­лен­ной целью. Цель сооб­ще­ния ука­зы­ва­ет, для чего, зачем оно про­из­но­сит­ся, с какой инто­на­ци­ей, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем голоса.

Повествовательное предложение

Если в пред­ло­же­нии без выра­же­ния осо­бых чувств толь­ко сооб­ща­ют­ся какие-то све­де­ния о ком-либо или о собы­ти­ях и явле­ни­ях, реаль­но про­ис­хо­дя­щих, оно явля­ет­ся повествовательным.

Плещется вол­на. По реке плы­вет лод­ка. Рыбак ловит рыбу.

Интонация, с кото­рой эти пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся, спо­кой­ная, повест­во­ва­тель­ная, а в кон­це их голос несколь­ко понижается.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак точка.

Вопросительное предложение

Если у нас есть цель узнать о чем-то, то мы зада­ем вопросы:

Кто поет на дере­ве? Какая это птица?

Эти пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся с осо­бой вопро­си­тель­ной инто­на­ци­ей. Голос повы­ша­ет­ся в кон­це пред­ло­же­ния. Вопросительное пред­ло­же­ние завер­ша­ет вопро­си­тель­ный знак.

Побудительное предложение

С помо­щью пред­ло­же­ний мы можем побуж­дать кого-то к дей­ствию, а так­же выра­зить свою прось­бу, пожелание.

Восклицательные и невосклицательные предложения

Предложения отли­ча­ют­ся не толь­ко по цели выска­зы­ва­ния, но и по инто­на­ции. Одни пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся спо­кой­но, без про­яв­ле­ния осо­бых эмо­ций. Это невос­кли­ца­тель­ные предложения.

А неко­то­рые пред­ло­же­ния выра­жа­ют силь­ное чув­ство и про­из­но­сят­ся с осо­бой интонацией.

В кон­це тако­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

Главные члены предложения

В пред­ло­же­нии име­ют­ся глав­ные чле­ны, кото­рые состав­ля­ют его осно­ву. В каж­дом пред­ло­же­нии сооб­ща­ет­ся, о ком или о чём идет речь.

Слово, обо­зна­ча­ю­щее лицо или пред­мет, о кото­ром гово­рит­ся в пред­ло­же­нии, явля­ет­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния. Это подлежащее.

В пред­ло­же­нии обя­за­тель­но име­ет­ся вто­рой глав­ный член, кото­рый обо­зна­ча­ет, какое дей­ствие выпол­ня­ет под­ле­жа­щее. Это сказуемое.

Распространенное и нераспространенное предложение

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, кото­рые явля­ют­ся грам­ма­ти­че­ским и смыс­ло­вым цен­тром пред­ло­же­ния. Другие чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся второстепенными.

Подлежащее и ска­зу­е­мое могут выра­жать закон­чен­ную мысль самостоятельно.

Зима при­шла. Выпал снег. Дети рады.

В этих пред­ло­же­ни­ях содер­жат­ся толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся нераспространенным.

В пред­ло­же­нии, кро­ме глав­ных чле­нов, могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое или дру­гой вто­ро­сте­пен­ный член.

Сравните:

Наконец при­шла снеж­ная зима. Выпал белый пуши­стый снег. Все дети рады зиме.

Примеры

Что ты зна­ешь об оби­та­те­лях моря?

Видеоурок

Источник

Конспект занятия «Предложение» для учащихся 1 классов

Конспект занятия по теме «Предложение».

Занятие рассчитано на учащихся первых классов (может быть применимо в логопедической практике). По программе внеурочной деятельности «Занимательная грамматика», это первое занятие в блоке «Знакомство с предложением», далее идут занятия на закрепление интонационной законченности предложений и дифференциацию предложения и словосочетания.

Тема: Предложение

Цель: Закрепить знания детей о предложении.

Задачи: Учить детей различать понятия слово – предложение, познакомить детей с оформлением схемы слова (оформление начала и конца схемы, учить подбирать схему к предложению, учить определять количество слов в предложении, составлять предложение, развитие мелкой моторики, развитие внимания.

— осознавать роль языка и речи в жизни людей;

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной работы;

— понимать эмоции других детей, сопереживать, помогать;

Метапредметные:

определять и формулировать цель с помощью учителя;

— учится свое предположение на основе работы с материалом;

— учится работать по предложенному учителем плану;

— учить оформлять свои мысли в устной форме;

— учится работать в группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

-находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт, информацию полученную в ходе занятия.

-делать выводы в результате совместной работы учителя и группы;

Оборудование: Предметные картинки, схема предложения, карточки с графическим изображением слов, карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, тетради, книги, цветные карандаши.

Ход занятия:

Для этого приветствия необходимо вырезать из жёлтой бумаги солнце (круг) с отдельными лучиками (по количеству детей). Каждый ребёнок получает свой лучик. Жёлтый круг располагается в центре ковра. Дети по очереди здороваются друг с другом, приставляя свои лучики к кругу и направляя их в сторону того, кого они приветствуют. Это приветствие позволяет видеть тех, с кем ещё не поздоровались, поскольку в руках у него ещё находится лучик.

На место сядет тот, кто скажет, какое сейчас время года, кто назовет соседей весны (зима, лето, признаки весны, какой сейчас месяц, соседи месяца, день недели, соседи этого дня, время суток.

Детям выдаются карточки с напечатанными предложениями: Ребята, прочитайте, что написано на карточке, как вы думаете, что это? (ответы детей). Правильно, это предложение. А как вы узнали, что это предложение? А что еще вы знаете о предложении? Вы заканчиваете 1 класс, и у вас уже много знаний о предложении, и сегодня наша задача состоит в том, чтобы повторить все то, что вы знаете. Сегодня мы с вами будем составлять схемы предложений, будем определять количество слов в предложении, работать с рассыпавшимся предложением, поиграем в игры на внимание, сделаем гимнастику для пальчиков.

Послушайте и ответьте на вопрос: Является ли это предложением? Мальчик, пилить, сорока. (Ответы детей)Следующее: Девочка читает книгу. Докажите, что это предложение. В предложении все слова связанны по смыслу, т. е. живут в согласии. Предложение мы произносим на одном дыхании, между предложениями делаем паузу. Ребята, а как пишутся предложения? Первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка. Предложения могут быть длинными, а могут быть совсем коротенькими и состоять из одного слова.

Я предлагаю вам поиграть в игру «ДА И НЕТ», если это предложение вы хлопайте, а если это не предложение топайте.

-Осенью опадают листья.

-Семен, лошадь, играть.

-Зимой бывает северное сияние.

-Доски, плыть, железо.

-Марине купили новый мяч.

Ребята, а как вы думаете, из скольки слов могут состоять предложения.

Предложения могут быть очень короткими и состоять из одного слова,например: Утро. Вечереет. Может, кто-то сможет придумать такое коротенькое предложение. Предложение может состоять и из большого количества слов, поиграем. Детям нужно распространить предложение, добавляя каждый раз по одному слову, одновременно на доску вывешивать по дополнительной карточке.

— Малыш кушает….(Малыш кушает манную кашу ложкой из тарелки.)

«Подбери схему к предложению» Ребята, у каждого из вас есть карточки с заданием, вам нужно подобрать схему к каждому предложению. А проверить правильность выполнения задания, мы сможем с помощью доски, (на другой стороне написаны верные ответы). Приложение 1.

Графический диктант. Ребята, сейчас я прочитаю вам предложение, а вы попробуете, зарисовать его схему в свою тетрадь. (Холодно. Бабушка печет пирожки. Оля спит.)

А сейчас, мы поиграем с вами в игру «ЖИВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» каждой команде выданы карточки с рассыпавшимся предложением, нужно выстроится у доски так, чтобы получилось предложение. Приложение 3

Пальчиковая гимнастика. (Гимнастика проводится с помощью массажных мячиков)

Я мячом круги катаю

Взад- вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

Игры на внимание: Ребята, поиграем в игры на внимание. «Носик, ушки, макушки». Если я скажу носик –вы пальчиком показываете нос, если ушки, вы дотрагиваетесь до своих ушей, если макушки – до своей головы. Будьте внимательны.

«Солнышко – камушек, заборчик». Солнышко – рука на столе с расставленными в стороны пальцами, заборчик – ладошка на ребре, камушек – рука сжата в кулак. Ребята, это тоже игра на внимание, смотрите на мои руки (я буду вас путать, слушайте мой голос, и делайте то, что я вам говорю.

«Неоконченное предложение» Ребята, посмотрите, на доске написано предложение, но оно не окончено, а закончите вы его, выбрав подходящую картинку.

На доске записаны предложения:

А сейчас, давайте немножко посчитаем, ведь слова в предложении можно не только читать, но и считать. Итак, немного потренируемся.

(Нет, Ура, каникулы, Мама сшила юбку. Машина едет по дороге.)

Ребята, а сейчас каждый из вас поработает самостоятельно. У вас есть карточки с заданием, нужно сосчитать сколько слов в предложении и обозначить цифрой. Приложение 4. После выполнения работы. Поменяйтесь пожалуйста карточками друг с другом и проверьте правильность выполнения задания своего товарища с помощью ответов на доске. С помощью наклеек оцените работу друга, если все сделано без ошибок, вы можете приклеить наклейку со словами «Отлично» или «Молодец», если допущена одна или две ошибки, выберите наклейку со словом «Хорошо», если ошибок больше, то воспользуйтесь наклейкой со словом «Старайся».

Для выполнения следующего задания, у вас есть право выбора. Если вы считаете, что умеете хорошо и уверенно читать, вам будет дано более сложное задание, если вы еще не очень уверенны в своих силах, вам будет дано задание немного полегче, но тоже очень интересное. Упражнение «Предложение рассыпалось» Приложение 5.

Ребята, а вы мечтали стать следопытами. А вы думаете, у вас получится, давайте попробуем. Это книги детского писателя Николая Носова, он пишет рассказы про детей, описывает смешные и забавные случаи из их жизни, ваша задача оттискать на – 10 страница, 9 предложение и

7 предложение на 5 странице.

Итог занятия:

Ребята, вы знаете, кто такие журналисты. Сейчас кто-то один из команды станет журналистом, его задача, узнать, что же ребята нового узнали на занятии, а журналисту из второй команды, нужно узнать, что ребятам больше всего запомнилось и понравилось на занятии.

Рефлексия: Ну, и как всегда в конце занятия, мы подарим шарики утенку. У вас есть цветные карандаши, если вам все понравилось и вы считаете, что вы отлично занимались сегодня, раскрасьте шарик красным карандашом, если вам было немного скучно на занятии, у вас что то не получалось, подарите утенку зеленый шар, а если вам было не интересно, скучно, занятие вам не понравилось, раскрасьте шарик синим цветом.

Прощание. Упражнение «Я тоже»

На прощание поиграем в игру «И я тоже», я буду произносить фразу, а если вы согласны, отвечйте «И я тоже»

Источник

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

Русский язык, 1 класс

Урок № 48. Что такое предложение?

Вопросы, рассматриваемые на уроке.

На уроке мы узнаем, что такое предложение

научимся составлять предложения и отличать их от группы слов,

сможем определять границы предложений в тексте и выбирать знаки препинания в конце предложения.

В. П. Канакина В. Г. Горецкий «Русский язык» 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение» 2014

Справочное пособие по русскому языку. 1–2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.Л. – Москва: АСТ: Астрель, 2013. – 256 с.

Тренировочные примеры по русскому языку. Задания для повторения и закрепления. 1 класс. Кузнецова М.И. Москва, Издательство «Экзамен», 2014 – 32 с. (Серия «5000 задач»)

Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений, все правила. 1 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. – Москва: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. – 190, [2]с.

Занимательный русский язык. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Мищенкова Л.В. – М.: 2016 –Ч.1 – 80с., Ч.2 – 80с.

Теоретический материал

– Посмотрите на слова. На картинках написаны одни и те же слова, только на первой картинке написана группа слов, а на второй предложение. Как же так получается, что слова одни и те же, а смысл разный? Об это вы и узнаете сегодня на уроке.

— Давайте представим, что весь текст – это домик, который состоит из этажей, а этажи в свою очередь состоят из кирпичиков.

Каждый этаж – это и будет предложение. А каждый кирпичик этажа – это и будут слова, из которых состоит предложение.

Но складывать кирпичики надо очень аккуратно. Если каждый кирпичик этажа будет на своем месте, то у нас получится группа слов, которая выражает законченную мысль. Это и будет предложение. А если кирпичики положить неправильно, то будет не предложение, а просто набор слов.

Слова в предложении всегда связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Мы можем сказать, что каждое предложение – это самостоятельная картинка.

Каждое предложение начинается с заглавной буквы.

В устной речи предложения отделяются друг от друга паузой.

А в письменной – точкой.

Также в конце предложения может стоять вопросительный или восклицательный знак.

Прочитайте потешку и обратите внимание на знаки в конце каждого предложения.

— Кисонька-мурысонька, ты где была?

— Кисонька-мурысонька, что там делала?

— А что из муки делала?

— А с кем прянички ела?

— Не ешь одна, не ешь одна!

Эта потешка – диалог, потому что в ней говорят два человека. Прочитай этот диалог самостоятельно.

Резюме теоретической части

Предложение состоит из слов.

Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

Слова в предложении выражают законченную мысль.

В конце предложения ставится или точка, или вопросительный, или восклицательный знак.

1. Какая из записей является предложением?

1. Мама приготовила.

2. Мама приготовила вкусный обед.

Правильный ответ. 2. Мама приготовила вкусный обед.

Неправильный ответ (группы слов не имеют законченной мысли) 1. Мама приготовила. 3. Вкусный.

2. Соедините предложения с соответствующими им схемами.

Ты будешь сегодня читать сказку?

Я хочу нарисовать машинку!

Ответ.

Ты будешь сегодня читать сказку?

Источник

ПРЕДЛОЖЕНИЕ — это… в русском языке (определение, правило).

Узнаем, что такое пред­ло­же­ние в рус­ском язы­ке. С поня­ти­ем «пред­ло­же­ние» уче­ни­ков зна­ко­мят в 1 клас­се. Во 2 и 3 клас­се пер­во­на­чаль­ные зна­ния о пред­ло­же­нии рас­ши­ря­ют­ся и углуб­ля­ют­ся. Ученики узна­ют, какие быва­ют пред­ло­же­ния по цели выска­зы­ва­ния и силе выра­жен­но­го чув­ства, какие чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся глав­ны­ми и вто­ро­сте­пен­ны­ми.

Как слова образуют предложение?

Наша речь состо­ит из слов. В 1 клас­се уче­ни­ки узна­ют, что неко­то­рые сло­ва назы­ва­ют пред­ме­ты. Слова, обо­зна­ча­ю­щие живые суще­ства, отве­ча­ют на вопрос кто? К нежи­вым пред­ме­там зада­дим вопрос что?

Другие сло­ва обо­зна­ча­ют дей­ствие пред­ме­тов и отве­ча­ют на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет?

Эти сло­ва не про­сто назы­ва­ют пред­ме­ты и их дей­ствия, а, нахо­дясь рядом, оформ­ля­ют сооб­ще­ние, из кото­ро­го мож­но узнать, что про­ис­хо­дит с тем или иным пред­ме­том. Значит, в выска­зы­ва­нии сло­ва свя­за­ны меж­ду собой по смыс­лу. Эти сло­ва нахо­дят­ся в опре­де­лен­ном поряд­ке и орга­ни­зу­ют связ­ное по содер­жа­нию выска­зы­ва­ние, кото­рое назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем.

ОпределениеПредложение — это одно или несколь­ко слов, кото­рые выра­жа­ют закон­чен­ную мысль.

Первое сло­во в пред­ло­же­нии все­гда пишет­ся с боль­шой бук­вы. А в кон­це пред­ло­же­ния ста­вит­ся точ­ка.

Ветер дует. Птичка сидит на вет­ке. Воробей чири­ка­ет.

Какие бывают предложения?

Предложения отли­ча­ют­ся друг от дру­га не толь­ко сво­им содер­жа­ни­ем, тем, о чем в них гово­рит­ся. При помо­щи пред­ло­же­ний мы выра­жа­ем свои мыс­ли и чув­ства, обра­ща­ем­ся друг к дру­гу с вопро­са­ми, прось­ба­ми и поже­ла­ни­я­ми. Каждое пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о чем-то с опре­де­лен­ной целью. Цель сооб­ще­ния ука­зы­ва­ет, для чего, зачем оно про­из­но­сит­ся, с какой инто­на­ци­ей, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем голо­са.

Повествовательное предложение

Если в пред­ло­же­нии без выра­же­ния осо­бых чувств толь­ко сооб­ща­ют­ся какие-то све­де­ния о ком-либо или о собы­ти­ях и явле­ни­ях, реаль­но про­ис­хо­дя­щих, оно явля­ет­ся повест­во­ва­тель­ным.

Плещется вол­на. По реке плы­вет лод­ка. Рыбак ловит рыбу.

Интонация, с кото­рой эти пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся, спо­кой­ная, повест­во­ва­тель­ная, а в кон­це их голос несколь­ко пони­жа­ет­ся.

ОпределениеПредложение, в кото­ром о ком-то или о чем-то сооб­ща­ет­ся, назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак точ­ка.

Вопросительное предложение

Если у нас есть цель узнать о чем-то, то мы зада­ем вопро­сы:

Кто поет на дере­ве? Какая это пти­ца?

ОпределениеПредложение, в кото­ром содер­жит­ся вопрос, назы­ва­ет­ся вопро­си­тель­ным.

Эти пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся с осо­бой вопро­си­тель­ной инто­на­ци­ей. Голос повы­ша­ет­ся в кон­це пред­ло­же­ния. Вопросительное пред­ло­же­ние завер­ша­ет вопро­си­тель­ный знак.

Побудительное предложение

С помо­щью пред­ло­же­ний мы можем побуж­дать кого-то к дей­ствию, а так­же выра­зить свою прось­бу, поже­ла­ние.

ОпределениеПредложение, в кото­ром сове­ту­ют что-то сде­лать или побуж­да­ют к дей­ствию, назы­ва­ет­ся побу­ди­тель­ным.

ВыводИтак, по цели выска­зы­ва­ния пред­ло­же­ния быва­ют повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные.

Восклицательные и невосклицательные предложения

Предложения отли­ча­ют­ся не толь­ко по цели выска­зы­ва­ния, но и по инто­на­ции. Одни пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся спо­кой­но, без про­яв­ле­ния осо­бых эмо­ций. Это невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния.

А неко­то­рые пред­ло­же­ния выра­жа­ют силь­ное чув­ство и про­из­но­сят­ся с осо­бой инто­на­ци­ей.

ОпределениеПредложение, кото­рое про­из­но­сит­ся с силь­ным чув­ством, назы­ва­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным.

В кон­це тако­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

Главные члены предложения

В пред­ло­же­нии име­ют­ся глав­ные чле­ны, кото­рые состав­ля­ют его осно­ву. В каж­дом пред­ло­же­нии сооб­ща­ет­ся, о ком или о чём идет речь.

Слово, обо­зна­ча­ю­щее лицо или пред­мет, о кото­ром гово­рит­ся в пред­ло­же­нии, явля­ет­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния. Это под­ле­жа­щее.

ОпределениеПодлежащее — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет, о ком или о чем гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Подлежащее отве­ча­ет на вопро­сы кто? что?

В пред­ло­же­нии обя­за­тель­но име­ет­ся вто­рой глав­ный член, кото­рый обо­зна­ча­ет, какое дей­ствие выпол­ня­ет под­ле­жа­щее. Это ска­зу­е­мое.

ОпределениеСказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что делал? что сде­лал?

Подлежащее и ска­зу­е­мое состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния.

Распространенное и нераспространенное предложение

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, кото­рые явля­ют­ся грам­ма­ти­че­ским и смыс­ло­вым цен­тром пред­ло­же­ния. Другие чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся вто­ро­сте­пен­ны­ми.

Подлежащее и ска­зу­е­мое могут выра­жать закон­чен­ную мысль само­сто­я­тель­но.

Зима при­шла. Выпал снег. Дети рады.

В этих пред­ло­же­ни­ях содер­жат­ся толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным.

ОпределениеПредложение, в кото­ром есть толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, назы­ва­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным.

В пред­ло­же­нии, кро­ме глав­ных чле­нов, могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое или дру­гой вто­ро­сте­пен­ный член.

Сравните:

Наконец при­шла снеж­ная зима. Выпал белый пуши­стый снег. Все дети рады зиме.

ОпределениеПредложение, в кото­ром, кро­ме глав­ных, есть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния, назы­ва­ет­ся рас­про­стра­нен­ным.

Распространенные и нерас­про­стра­нен­ные пред­ло­же­ния отли­ча­ют­ся по цели выска­зы­ва­ния и инто­на­ции.

Примеры

Что ты зна­ешь об оби­та­те­лях моря?

Видеоурок

Источник

Предложение

Предложение — это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью. В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные. Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам.

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:

а) собственно вопросительные: Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров);
б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин).

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

Например: А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова — вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.

По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные.

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.

Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

   Невосклицательное  Восклицательное
 Повествовательное  Мама,Петя приехал.  Мама, Петя приехал!
 Вопросительное  Вы уже уходите?  Как, вы уже уходите?!
 Побудительное  Возвращайся поскорее.  Возвращайся же поскорее!

  По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные, когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,

например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные, когда грамматическую основу предложений образует один главный член,

например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).

Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные. В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.

Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные.

Русский язык, 4 класс.

Конспект урока № 4.

Тема: Понятие о предложении.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – вспомнить понятие предложения.

Задачи:

  1. Определить признаки предложения.
  2. Научиться выбирать знаки препинания в конце предложения и соблюдать интонацию.
  3. Потренироваться составлять предложения по рисунку и схеме.
  4. Научиться выделять главную мысль текста.

Результаты:

  • Узнаем, что такое предложение, а что предложением не является.
  • Научимся выбирать знаки препинания в конце предложения и соблюдать интонацию.
  • Попробуем составить предложения по рисунку и схемам.

ТЕЗАУРУС

Предложения по цели высказывания бывают:

  • Повествовательные – предложения, в которых о чём-либо сообщают, повествуют. В конце точка (.). Идёт сильный дождь.
  • Вопросительные – предложения, в которых содержится вопрос. В конце вопросительный знак (?). Когда приедет дедушка?
  • Побудительные – предложения, которые побуждают к действию. В конце ставится восклицательный знак (!). Слушайте внимательно!

А по интонации:

  • Восклицательные: Папа позвонил! Папа позвонил?!
  • Невосклицательные: Папа позвонил.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Что такое предложение?

У нас есть слова: стол, книга, лежит, на. Мы можем их прочитать. Но если мы не составим их в правильном порядке и не изменим формы слов, чтобы каждое выполняло свою функцию, то получится бессмыслица.

Используя эти слова, можно составить предложения, выражающие абсолютно разные мысли:

Книга лежит на столе.

Книга лежит на столе?

На столе лежит книга?

Книга лежит на столе?!

Предложение – это слово или несколько, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.

В устной речи мы отделяем предложения друг от друга с помощью интонации, а на письме используем знаки препинания: точку, восклицательный знак, вопросительный знак многоточие.

Вспомните правила написания предложений:

1. С какой буквы пишется первое слов в предложении?

2. Какие знаки ставятся в конце предложения?

По щелчку появляются ответы:

  1. С заглавной.
  2. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ*

Распределите термины по категориям:

Восклицательное, побудительное, повествовательное, вопросительное, невосклицательное

Предложения по цели высказывания

Предложения по интонации

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1. Прочитайте стихотворение. Что вы представили, читая этот текст.

Вон там по заре растянулся
Причудливый хор облаков:
Всё будто бы кровли, да стены,
Да ряд золотых куполов.

То будто бы белый мой город,
Мой город знакомый, родной,
Высоко на розовом небе
Над темной, уснувшей землей.

И весь этот город воздушный
Тихонько на север плывет…
Там кто-то манит за собою —
Да крыльев лететь не дает!..

Какая картинка больше подходит к стихотворению? Почему?

Задание 2. Составьте предложение и слов:

  1. Звезды, ярко, осень, светят
  2. Полил, гром, и, раздался, дождь, удар

Не забудьте, что первое слово в предложении начинается с большой буквы, а в конце нужно поставить знак препинания.

Задание 3. Соедините части предложения:

  1. Прежде чем пойти гулять,
  2. Чтобы сварить варенье,
  3. Зима была снежная, но

1.не очень холодная

2. нужно сделать домашнее задание

3. нужно сходить по ягоды

Задание 4. Дополните предложения, словами, изображёнными на картинках:

  1. В наших лесах растут _______________________________________________. , .
  2. На наших полях растут________________________________________________. , .,

Мы ехали широкой ровной дорогой наступал вечер нам на встречу шли с работы люди прогремел грузовик в поле пела военная труба за лесом гудел тяжелый паровоз

Задание 6. Подберите схемы к предложениям.1.

2.

3.

  1. Наступила весна
  2. Ветер принес облака, и пошел сильный дождь
  3. Я люблю шоколад

Задание 7. Расставьте знаки препинания в конце предложения в диалогах:

— Тепло ли тебе, девица

— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка

— Тепло ли тебе, девица

— Ой, руки, ноги отмерзли Уйди, Морозко

Из какой сказки эти диалоги?

Задание 8.

Из всех предложений выберете только пословицы.

  1. Дарёному коню в зубы не смотрят
  2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей
  3. В гору идти трудно
  4. Не гуляй ночью по лесу — заблудишься

Задание 9. Спишите предложение в тетрадь. Не забудьте, что предложение начинается с Большой буквы, а в конце ставится знак препинания.

Первого сентября дети идут в школу.

Задание 10. Соедините части предложений:

1.Мойте руки

2. Солнце садится

3. Сядьте

4. Какой сегодня

1. на западе.

2. день недели?

3. перед едой.

4. прямо!

Задание 11. Определите границы предложений, расставьте знаки препинания. Перепишите текст.

Осень в лесу

Вы бывали в осеннем лесу как красив осенний лес берёзки надели золотые платья листья клёна разрумянились сосны и ели остались зелёными пёстрый ковёр листьев шуршит под ногами а сколько грибов в лесу быстрей идём за грибами

Задания 12* Найдите ошибки в этом предложениях. Перепишите правильно.

  1. пусть будет мир во всем мире
  2. в корзинке у красной шапочки лежали пирожки с капустой картошкой и вишней
  3. куда делся мой апельсин

Задание 12* Составьте небольшой текст по этой картине. Озаглавьте его.

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вариант 1

1. Какая запись не является предложением?

А) В лесу созрела малина.

Б) На дерево села птица.

В) Листья падать дерево осень

2. Сколько предложений в тексте?

Весной солнце поднимается высоко дни становятся длиннее становится теплее птицы прилетают из тёплых стран

А) 4

Б) 3

В) 5

3. В каком предложении ошибка?

А) Во сколько сегодня закончатся уроки

Б) Вера, дай карандаш.

В) К вечеру похолодало.

Вариант 2.

1. Какая запись не является предложением?

А) На даче расцвели розы.

Б) Весна прилетать птицы.

В) Машина припаркована возле дома.

2. Сколько предложений в тексте?

Солнце садится небо окрашивается алым лучи солнца пробиваются сквозь облака

А) 2

Б) 3

В) 4

3. В каком предложении ошибка?

А) Зимой солнце садится рано.

Б) Который час

В) Давайте пойдём в кино!

ЗАПОМНИТЕ!

Предложение – это слово или несколько, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ОТВЕТЫ:

Задание 2.

  1. Осенью звезды светят ярко./Звёзды ярко светят осенью./Осенью ярко светят звёзды.
  2. Раздался удар грома, и полил дождь (запятая не учитывается)

Задание 3.

1-2, 2-3, 3-1

Задание 4.

  1. Ягоды/а, орех(и)/шишки, грибы
  2. Пшеница, картофель/картошка, арбузы.

Задание 5.

Мы ехали широкой ровной дорогой. Наступал вечер. Нам навстречу шли с работы люди. Прогремел грузовик. В поле пела военная труба. За лесом гудел тяжелый паровоз.

Задание 6.

1-3, 2-2, 3-2

Задание 7.

Тепло ли тебе, девица?

Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Тепло ли тебе, девица?

Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко!

Задание 8.

1, 2

Задание 9.

1-3, 2-1, 3-4, 4-2

Задание 10.

Осень в лесу.

Вы бывали в осеннем лесу? Как красив осенний лес! Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились. Сосны и ели остались зелёными. Пёстрый ковёр листьев шуршит под ногами. А сколько грибов в лесу! Быстрей идём за грибами!

Задание 11.

  1. Пусть будет мир во всем мире./!
  2. В корзинке у красной шапочки лежали пирожки с капустой, картошкой и вишней.
  3. Куда делся мой апельсин?

Контрольный модуль

В-1

1. В

2. А

3. А

В-2

1. Б

2. Б

3. Б

  • Рассказ что такое почва 3 класс
  • Рассказ что такое здоровье
  • Рассказ что такое доброта
  • Рассказ что такое басня для 5 классов по литературе
  • Рассказ что случилось с тимми