Рассказ чванова о собаке

Текст Чванова М.

(1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.

(3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и её глаза загорались надеждой. (4)Но машинально заметившие её уже забывали о ней и равнодушно уходили или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся глаза тухли, и она опять приседала, поджимая под себя больную ногу.

(5)И я понял, что она никого не ждёт, а выбирает себе хозяина. (6)Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина. (7)Она дрожала от холода, была голодна, и глаза её, худое тело, хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну, возьмите меня кто-нибудь, а я отвечу вам такой любовью!..» (8)Но усталые люди шли дальше. (9)Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

(10)Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно. (12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака легла и положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз. (15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.

(16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от неё хотят отделаться подачкой.

(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.

(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.

– (21)Ну, что мне с тобой делать? – почти со слезами спросила женщина.

(22)Собака благоговейно смотрела на неё.

(23)Женщина вынула из сумки конфету, положила перед собакой. (24)Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. (25)Так они и скрылись за углом.

(26)Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину?..

* Михаил Андреевич Чванов (род. в 1944 г.) – русский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С. Т. Аксакова.

Задания

Задание 1.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Корнея Ивановича Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!.. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Задание 2.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину?..»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Задание 3.

Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать добрым?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.

Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и её глаза загорались надеждой.

Сочинение 9.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Корнея Ивановича Чуковского: «Приставки придают
русской речи столько богатейших оттенков!.. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

Знаменитый писатель Корней Иванович Чуковский считал, что приставки придают речи богатейшие оттенки. Смысл этого высказывания я понимают так: каждая приставка, образуя новое слово, влияет и на смысловое содержание речи. Так ли это?

Текст М.А.Чванова начинается с описания бездомной собаки, которая «высматривала» кого-то. Приставка в этом слове отражает напряжённое состояние живого существа, всё внимание её направлено на ожидание: появится ли тот, кто спасёт от лютой смерти.

Ещё стоит выделить такой элемент: «Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт». Это предложение изобилует словами с приставками, которые придают то самое богатство оттенков, о котором говорил Чуковский: «опустилась» — значит, снизошла, вошла в положение, поняла; «поглядывая» — не была полностью поглощена едой, ей нужно нечто большее, намного важнее пищи.

Корней Иванович Чуковский совершенно прав, приписывая приставкам очень важную роль в нашей речи.

Сочинение 9.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Почему из сотен других собака выбрала
именно эту женщину?..»

В финале текста Михаила Андреевича Чванова отражается основная мысль всего текста: несчастные нуждаются в доброте и безошибочно определяют добрых людей среди других.

Добрым никогда не будет человек довольный жизнью. И собака это чувствует: «Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой». Только тот, кто сам переживал трудности, способен понять бедное, доведённое до отчаяния живое существо.

И собака не ошиблась: она нашла того, кто не может равнодушно пройти мимо чужой беды: «Тогда женщина опустилась на корточки и

погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт».

Наверное, только тот, кто остро нуждается в сочувствии и жалости, может безошибочно определить среди толпы своего спасителя.

Сочинение 9.3

Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать добрым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Доброта – это способность помочь несчастному. Человек добрый обладает способностью сочувствовать другим, он самоотвержен и относиться к людям с любовью.

В тексте Михаила Андреевича Чванова собака нашла среди сотен людей добрую женщину, которая не могла пройти мимо голодного и страдающего существа: «Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине». Совсем не важно, что говорила она, главное – не прошла равнодушно мимо страдания.

Самый добрый человек – герой рассказа «Дурачок» Н.С.Лескова. И жизнь у него трудная. Но он никогда не переживает о себе, его жизненная цель – спасть других. Не забоясь о себе, он получает наказание за другого, сам вызывается идти в солдаты, отпускает конокрада, обрекая себя на смерть.

Ничего не боится добрый человек, потому что самоотверженность и любовь к людям делают его неуязвимым в борьбе со всяким злом.

Все варианты ОГЭ досрочного периода ОГЭ 2020 от ФИПИ: 4ege.ru/gia-in-9/59461-varianty-oge-2020-ot-fipi.html

Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту М.А. Чванова из досрочного ОГЭ по русскому языку 2020 (вариант 2): «Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях.»

Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать добрым?»

Доброта – это положительное качество личности, которое заключается в стремлении делать благо окружающим, помогать им. Доброта является общим наименованием целой группы понятий, таких как милосердие, чуткость, сочувствие и многих других. Добрым человеком можно назвать того, кто не остается равнодушным к попавшему в беду человеку.

В подтверждение своих слов приведу пример из текста М.А. Чванова. Автор рассказывает нам поучительную историю, показывает пример доброго отношения к бездомной собаке. Он описывает нелегкую жизнь уличной собаки: «…стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала». Несчастное животное искало себе хозяина, собака устала от бездомной жизни, «она дрожала от холода, была голодна, и глаза её, худое тело, хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну, возьмите меня кто-нибудь, а я отвечу вам такой любовью!..» Люди равнодушно проходили мимо нее. Однако она ждала своего человека. Она выбрала молодую женщину, в которой почувствовала доброту и которая могла бы стать ее хозяйкой. Собака не ошиблась в выборе, женщина не только накормила ее, но и забрала с собой. «Ну, что мне с тобой делать? – почти со слезами спросила женщина», и они вместе скрылись за углом. Этот пример показывает нам, что добрый человек не сможет пройти мимо несчастного существа.

Другим примером может служить герой рассказа А. Платонова «Юшка». Юшку можно назвать поистине добрым человеком. Он относился с любовью ко всему живому: «склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».

Юшка терпел издевательства окружающих, но не злился на них, поскольку считал, что они любят его так же, как и он их. Его доброта была бескорыстной, потому только после смерти его соседи узнали, что все лишения, которым он себя подвергал, были ненапрасными: он заботился о сироте. Каждое лето он ездил к девушке и все заработанные деньги отдавал ей.

Оба примера доказывают одно: добрый человек – этот тот, кто любит окружающих и желает им счастья и благополучия, он не пройдет мимо того, кто попал в беду. Доброта – это, пожалуй, самое важное свойство человеческой души.

Другие примеры сочинений ОГЭ 2020

(155 слов) Доброта – деятельное сопереживание окружающим и желание блага для всех.

Убедиться в правильности такого определения мы можем, прочитав текст М. Чванова. Автор повествует о неожиданной встрече с Шариком, старым псом, который много лет был его единственным другом. Потом рассказчику пришлось уехать. Вернувшись «в детство», он очень удивился встрече и почувствовал глубокое раскаяние: как можно было предать друга, оставить на произвол судьбы? И всё-таки Шарик не держал обиды на своего хозяина: в день его отъезда пёс пришёл попрощаться и сел прямо на дорогу перед автобусом. Автор решил остаться, чтобы никогда больше не разлучаться со старым товарищем.

Пример истинной доброты можно найти в произведении Джеймса Боуэна «Уличный кот по имени Боб». Автор находился в состоянии депрессии, не имел денег и не верил ни в дружбу, ни в любовь. Встреча с бездомным котом наполнила его жизнь смыслом: человек заботился о животном, животное – о человеке.

Таким образом, доброта – это еще и призма, через которую люди видят все свои лучшие качества.


Пример из кино: Маленькая героиня фильма Т. Бекмамбетова «Ёлки» приютила бездомную собаку и убедила родителей оставить её на всю жизнь. Девочка знала, что семья не обрадуется ее намерению, но доброта пересилила страх наказания. Это состояние души человек должен пронести через всю жизнь.


Пример из жизни: У каждого из нас наверняка есть сосед, который кормит голубей, кошек, собак, заботится о них. Иногда люди даже идут на риск, чтобы спасти животное, например, вызволив его из подвала. Наш сосед однажды вытащил котенка из колодца. Оказалось, что это заблудившийся домашний любимец девочки с ограниченными возможностями из того же подъезда. Семья ребенка была очень благодарна спасителю, ведь они сбились с ног в поисках питомца.


Пример из СМИ: Можно вспомнить выражение талантливого публициста А. Швейцера: «Как солнце растапливает лёд, так доброта испаряет непонимание». Стоит лишь проявить благие намерения, и тогда любая проблемная ситуация разрешится, преобразится мир вокруг. Автор приводит множество подобных примеров, говоря о необходимости доброты в своих публикациях.

Автор: Виктория Арутюнян

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Страница 72 из 121

E7514A

(1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.

(3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и её глаза загорались надеждой. (4)Но машинально заметившие её уже забывали о ней и равнодушно уходили или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся глаза тухли, и она опять приседала, поджимая под себя больную ногу.

(5)И я понял, что она никого не ждёт, а выбирает себе хозяина. (6)Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина. (7)Она дрожала от холода, была голодна, и глаза её, худое тело, хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну, возьмите меня кто-нибудь, а я отвечу вам такой любовью!..» (8)Но усталые люди шли дальше. (9)Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

(10)Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно. (12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака легла и положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз. (15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.

(16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от неё хотят отделаться подачкой.

(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.

(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.

– (21)Ну, что мне с тобой делать? – почти со слезами спросила женщина.

(22)Собака благоговейно смотрела на неё.

(23)Женщина вынула из сумки конфету, положила перед собакой. (24)Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. (25)Так они и скрылись за углом.

(26)Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину?..

(По М.А. Чванову*)

* Чванов Михаил Андреевич (род. в 1944 г.) – российский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С.Т. Аксакова.

6. Анализ содержания текста.
 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Ухоженная собака ждала на улице своего хозяина.
2) Прохожие жалели собаку, искали её хозяина.
3) Сначала собака не стала есть предложенную женщиной булочку, потому что считала это подачкой.
4) Женщина давно мечтала о собаке.
5) Собака почувствовала доброту женщины, поэтому выбрала её себе в хозяйки.

Ответ:

7. Анализ средств выразительности.
 Укажите, варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.
2) Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина.
3) Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.
4) Собака благоговейно смотрела на неё.
5) Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом.

Ответ:

8. Лексический анализ.
В предложениях 12–16 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

Ответ:

несводяглаз

9.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Корнея Ивановича Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!.. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

9.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину?..»

9.3) Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать добрым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Художественно-публицистическая проза М.А. Чванова

«Билет в детство» – это название рассказа, которое можно взять эпиграфом ко всему творчеству уфимского автора. Это прикосновение человека и целого народа к незамутнённому, хрустально чистому, как родник, началу, обретение и укрепление стержневого в самом себе и национальной культуре. Данное произведение, датированное 1971 годом, поставило в 70-х годах ХХ века прозу Михаила Андреевича Чванова в один ряд с прозой В.П. Астафьева, В.И. Белова, В.Г. Распутина и других мэтров советской, российской литературы, хотя рассказ не был сразу по достоинству оценён критикой.

Творчество М.А. Чванова возвращает современного читателя к добротной реалистической художественной литературе, вызывая эстетическое удовольствие и заставляя задуматься о незыблемых духовных ценностях, о своих корнях, родниках души. Ведь основной темой прозы и публицистики М.А. Чванова и по сей день является нравственность, обращение к утраченным истокам. Не случайно одна из ведущих черт творчества писателя, как и многих прозаиков его поколения, – публицистичность.

Обратимся к анализу повестей и рассказов М.А. Чванова, написанных в 2000-х годах и наиболее ярко отражающих взгляды писателя сегодня. Это рассказы «“Новая русскаяˮ сорока и сорочонок Тишка», «А жизнь-то, похоже, налаживается…», «Плывущие вверх по реке Времени», «Французские письма», повести «Последний день Года Собаки», «Белый Ангел (Всё ещё впереди…)».

Повесть «Последний день Года Собаки» была включена автором в сборник произведений «Вверх по реке Времени» (2009), написанных в разное время (с 1967 по 2004 годы), и опубликована отдельно в журнале «Бельские просторы» (2002, № 4).

Героями повести становятся собаки. Отношение людей к беспородным псам и безошибочное умение собак определять, плохой или хороший перед ними человек, становится для героя произведения мерилом настоящего, истинного в окружающем его мире. Рефреном через весь текст М.А. Чванова проходит мысль о том, что, возможно, человеку ниспосланы испытанья и несчастья за то небрежение, которое он допускает по отношению к преданным, умным, более чутким сердцем, чем сам человек, но бессловесным тварям Божьим. Рассказывая о судьбах собак, писатель, конечно же, повествует читателю о судьбах тварей двуногих, часто попирающих все законы Божьего мира, который они последовательно и усердно разрушают.

В повести «Последний день Года Собаки» писатель говорит о наболевшем: «о страшной кавказской войне», о Чечне; о гражданской войне в России; о Смутном времени и разрухе в нашей стране сейчас; о лжи и обмане «лукавых думцев» и «кремлёвских сидельцев»; о единстве веры и братстве народов; о «человекодавах» и многом другом. Так широка историко-политическая проблематика данного произведения.

Однако, кроме ярко выраженного публицистического, гражданского начала, в повести М.А. Чванова продолжает жить глубоко интимное, задушевно-исповедальное. Рядом с проникнутыми горечью и болью картинами прошлого и настоящего нашего Отечества изображён человек, который задаётся вопросами о том, зачем он на этой земле, в чём его истинное предназначение, почему его душа болит и почему не покидает её неизбывное чувство вины.

Всё это позволяет говорить о глубоком бытийном подтексте данного произведения. «Почему, – вопрошает герой-повествователь, – первыми уходят самые добрые и тихие – как люди, так и собаки? Неужели на самом деле наша жизнь на Земле – только приготовление к другой, и они со своей нездешней добротой уже только мучаются здесь, и их уже давно ждут там, в заоблачных высях? А самое странное, что от общения с ними мы не становимся лучше, мы привыкаем к их безграничной – может, неземной? – доброте как к должному. Может быть, потому Бог и торопится их забрать от нас? В то же время, может, в маленькой надежде, что мы почувствуем боль утраты и потому станем лучше?..»

Так, М.А. Чванов через истории рождения, преданной службы и смерти собак, события жизни главного героя, окружающих его людей погружает читателя в реалии нашего прошлого и настоящего. Писатель практически не отделяет личные переживания от жизни истерзанного Отечества, – того края, в котором человек родился и живёт, осознавая или не понимая степень и меру своей ответственности перед всем живым в этом огромном, сложном, одновременно безумном и мудром, жестоком и милосердном мире.

В повести нет ни одного незначимого или просто проходного события-эпизода. Остановимся только на некоторых фрагментах, «выхваченных» нами из произведения. У героя умирает отец. Единственный завод в провинциальном городке выпустил в атмосферу ядовитое облако, после чего больница была переполнена. Это уже мало кого удивляющая и почти не пугающая в своём небрежении к человеческой жизни повседневность. На похоронах отца из монотонного и даже обыденного состояния героя выбивает (герой редко навещал отца, отношения были напряжёнными) древний славянский плач сухонькой, маленькой, тихой, забитой старушки – младшей сестры отца тёти Натальи: «И странно, тогда на похоронах отца этот древний плач меня по-своему успокоил: откуда он в забитой безголосой старой женщине, в беспесенной семье, в которой не помнили своих корней дальше трёх поколений?! Значит, есть что-то, пусть бессознательное, в человеческой памяти, в народе, что не прерывается, несмотря ни на что. На время, может, как бы забывается, а потом вспоминается снова… Этот древний плач из глубины веков – может быть, одно из доказательств, что мы ещё не умерли как народ? Может, именно этот плач в конце концов и спасёт нас?..» В последних словах автора звучит неизбывная надежда и вера в возрождение России.

И ещё одна подробность, связанная с похоронами отца, – поминки. В автобусе и столовой вдруг не хватило мест для родственников. Как оказалось, все места заняли «люди, кормящиеся около кладбища»: «Я бы не сказал, что это были откровенные бомжи-выпивохи: некоторые старушки в согласии с ритуалом были пусть скромно, но чисто одеты в чёрное, траурное. А это старичок, показали мне, тоже инвалид войны, у него неплохая пенсия, но её отбирают пьяницы сыновья и внуки, и он вынужден тоже ходить на чужие поминки, а уж сегодня, когда хоронят такого же инвалида войны, ему как бы долг».

Поражает созданная писателем зрительная картина: старушки одеты чисто и в траурное, а для бездомного старика фронтовика похороны бывшего солдата – «как бы долг». В поведении стариков нет наглого желания покормиться за чужой счёт, а только безысходность и боль. В выделенных нами деталях сфокусировано стремление стариков сохранить хоть какое-то достоинство, оправдание их поведения и сострадание, уважение к ним.

Рассмотрим ещё два эпизода: рассказ о смерти Талхи (одного из сторожей садового кооператива) и о стоне, плаче-предупреждении, предостережении самой земли нашей.

История Талхи незамысловата и буднична в своей драматичности: его выгнала из дома жена, правда, выгнала она вместе с ним и сына. Так слесарь по тепловым котлам с трикотажной фабрики попал в женское общежитие той же фабрики, в котором прожил два года, а потом ушёл: «осточертело». Всё бросил и стал сторожем в садовом кооперативе. Он был лучшим сторожем на памяти героя-повествователя: собаки к нему относились с уважением, для них наступили «лучшие дни». Через два года Талха уехал в Сибай, нашёл работу, ему дали комнату в общежитии. Но всё же он находил время приехать за триста километров, чтобы привезти собакам ливерной колбасы.

Талха умер в одиночестве: не было денег на его лечение; помощь, которую оказал ему герой-повествователь (больше никто не откликнулся) пришла поздно, хотя деньги пригодились: на них Талху похоронили. «Меня смерть Талхи не то чтобы потрясла: но родился, жил же зачем-то человек?! По-своему редкий – который мог за триста километров приехать только для того, чтобы навестить в общем-то чужих собак, с которыми он коротал несколько зим. И вот умер в полном одиночестве, даже из больницы заранее, не дождавшись смерти, ради экономии койко-времени выбросили, не нужный ни нынешнему государству, что естественно, но, как оказалось, ни детям».

Человек словно мусор в нашей стране. Причём он не нужен не только государству, которому в меру своих способностей и трудолюбия служит, но и самым близким людям. Что-то случилось с нами, с целым народом, у которого так и не получается стать нацией. Ни радость, ни горе нас больше не объединяют (правда, и радости в нашей жизни почти не осталось). Вот и стонет земля наша в плаче своём, предостерегая нас, оглохших равнодушным сердцем своим.

Практически через всю повесть М.А. Чванова лейтмотивом проходит обращение к поверью о древней могиле и святом роднике, который стал бить на святом месте. Как-то старик татарин рассказал герою древнее поверье, что земля, на которой стоят садовые домики, и святая и проклятая одновременно: убили на ней чужестранца, который шёл, «чтобы освятить великой вестью об Исае, христианском Боге, как можно большую землю», возможно, потом из-за этого «пошла в здешних местах страшная междоусобица». На бугре в пойме, которая рядом со святым местом (а может быть, прямо там, уже никто не помнит, похоронен христианский странник), слышат крики и голоса: деревенский мулла услышал вой падающих снарядов и крики людей и рассказал сельчанам о начавшейся войне, хотя о ней объявили по радио только на следующий день.

Глубоко символично в повести М.А. Чванова то, что не предают, служат верой и правдой, любят и даже, как люди, ревнуют только собаки. «Я однажды сделал для себя банальный вывод, что о человеке можно судить по отношению к собакам, только не к своим, а к бездомным». А человек, растеряв в этой жизни привязанности, любовь, милосердие, утратив даже надежду, мается, испытывая жгучее чувство вины, что ничего не сберёг, не оставил и вообще не понял, зачем пришёл на эту землю.

Герои рассказов и повестей М.А. Чванова не раз задаются вопросами о том, как жить дальше, где найти пристанище; как уйти из этой жизни, чтобы никому не быть обузой; почему жизнь потеряла всякий смысл. В повести «Белый Ангел (Всё ещё впереди…)», в которой максимально актуализировано остро публицистическое начало, главный герой Иван – военный журналист-аналитик, военный корреспондент в Афганистане, участник войны в Югославии, считающий себя «подранком Великой Отечественной, сыном инвалида её», мечтающий написать «книгу о войне, какой ещё никто не написал: без всяких прикрас, чтобы, прочитав её, люди ужаснулись и, может быть, наконец остановились».

Это повесть-раздумье, повесть-плач, повесть-исповедь человека, размышляющего о судьбе русского и сербского народов, когда-то бывших частью «единого древнерусского народа» и сегодня не оправдавших «своего исторического, а значит, божественного предназначения». Но, как это ни больно, оба народа едины сейчас в своём саморазрушении и самоуничтожении. «Он, конечно, и предположить не мог, что похожее беснование через несколько лет он увидит в Москве и подумает: чем мы лучше братушек, только у них всё мельче и пакостнее. Он холодел от ужаса: когда-то великий народ, огромная страна по телевизору, словно телешоу «Поле чудес», удобно устроившись на креслах и на диванах, смотрела расстрел Белого дома. А ещё больше его потрясло: толпа, которая была частью народа, собравшаяся на Горбатом мосту, при каждом удачном танковом выстреле по Белому дому, особенно когда снаряд попадал в окно, кричала «ура». Неужели такова наша общая славянская суть?..»

Этот страшный в своей безысходности вопрос – в центре повести М.А. Чванова. И хотя произведение начинается с личной линии героя (он надеется, что его примет любимая женщина в Сербии, к ней он хотел бы вернуться), она постепенно уходит на второй план, уступая место горьким размышлениям о драматических судьбах родственных народов – русского и сербского.

Иван приходит к выводу: «В любви, как в литературе, нужно иметь талант, в ней должна быть какая-то безоглядность, решимость на последний шаг». Именно эта решимость отличает другого героя М.А. Чванова из рассказа «Французские письма». Это рассказ о любви, которая преодолела всё, подарила счастье, надежду и понимание, что это чувство (даже если ты разлучён с тем, кто тебе дорог) спасает душу от разрушения, помогает вновь обрести смысл жизни.

В центре сюжета судьбы двух зрелых, состоявшихся людей, которые когда-то были близки, однако расстались: герой был женат. Но через восемь лет, овдовев, Он, уже известный писатель, вспоминает о Ней… История любви, рассказанная автором, далеко не нова, но подкупает в ней искренность и мысль о том, что любовь по природе своей жертвенна, не терпит сомненья, именно она помогает человеку преодолеть испытания, выпавшие на его долю.

Героиня, будучи мусульманкой, повинуясь порыву своего сердца, ради любимого принимает православие, получая при крещении имя Серафима. Поэтому в финале «Французских писем», когда герои расстаются (она не может развестись с мужем, который попал в аварию и стал инвалидом, и остаётся из-за него во Франции), писатель обращается к истории жизни православной святой, связав, таким образом, судьбы двух женщин, чьи сердца озарила вера и любовь. М.А. Чванову удаётся в самой простой, казалось бы, житейской истории увидеть потаённый, глубинный смысл.

В центре следующего рассказа, с интригующим названием «“Новая русскаяˮ сорока и сорочонок Тишка», – эпизод из дачной жизни героя: для того чтобы спасти от птиц грядки с клубникой, приходится разорять сорочьи гнёзда. Птица плетёт гнездо, а герой потом снимает его с дерева и относит подальше от дачного участка. Так, в очередной раз, дождавшись, когда сорока сплетёт гнездо, герой обнаруживает, что оно «из алюминиевой проволоки разной длины и толщины и только внутри, для уюта, что ли, традиционно обмазано глиной». Благодаря такому нововведению птицу стали называть «новорусской сорокой». Но не она, а её птенец Тишка стал центральным действующим лицом рассказа. «И ещё: случайно или не случайно, но Тишка появился у меня, он прилетел ко мне, может, в самое трудное для меня время, когда я просыпался с единственной мыслью: как бы хорошо, если бы однажды вообще не проснуться».

Рассказ о сорочонке Тишке становится для писателя ещё одним поводом рассказать о растерзанной человеческой душе. Автор в каждом проявлении природы находит источник раздумий о человеке, о том, что всё живое вокруг напоминает самые простые истины, о которых человек забыл.

И ещё один рассказ нельзя оставить без внимания – «А жизнь-то, похоже, налаживается…». Герой рассказа находится в состоянии душевного криза. Вот начало произведения: «<…> Уже который месяц каждое утро, за редким исключением, он просыпался с чувством, что лучше бы не просыпаться. Как бы хорошо: взять однажды и не проснуться – и никаких проблем, и, главное, против совести не надо идти».

Такое чувство часто посещает персонажей последних произведений писателя, и настоящее спасение для них даже не вера (практически у всех есть нательный крестик), а загородный дом, собаки, единение с природой. Вот и герой рассказа, боясь спугнуть своё решение, вместо обычной поездки на дачу идёт в поход на «коварную гору». Собственно, весь сюжет данного произведения – это описание трёхдневного похода героя, его душевных состояний и раздумий.

В горах он вспоминает о своих предках, которые, прикипев сердцем к одному месту, «штыками или лозунгами» были гонимы к другому. Задумывается герой о том, «что случилось с русским народом», почему он, помогая другим народам, вызывает потом их жгучую ненависть, почему погибла русская деревня и «расхристаны и не ухожены кладбища».

Размышляет герой и о том, как хорошо было бы, если бы свирепая пурга, неожиданно разыгравшаяся в горах, не дала ему возможности вернуться назад и простой несчастный случай, непогода помогли бы навсегда уйти из жизни. Герой задаёт себе вопросы: как случилось, что не оставил он на земле после себя продолжения; почему его жизнь, такая удачная, «благополучная», с точки зрения обывателя, не сложилась, почему ему уютнее среди чужих, а не среди близких ему людей; что такое гордыня, готова ли его душа к покаянию и почему Бог, несмотря ни на что, оберегает его.

На вершине горы герой спрашивает себя: «Что тянет человека на горные вершины, вопреки всему, порой невзирая на смерть? По сути, любые вершины, хоть эта несложная, хоть самая сложная, как Эверест, одинаковые: на них нечего делать, кроме как осмотреться вокруг и поскорее начать спуск. И не только из-за необходимости добраться до первого ночлега или из-за недостатка кислорода. Почему-то, так стремясь к вершинам, человек не может долго находиться на них, душа просится вниз…». Именно там, в горах, происходит с героем спасительное изменение: жизнь налаживается.

Это произведение М.А. Чванова, на наш взгляд, распадается на несколько небольших историй: рассказ о главном герое прерывается то воспоминаниями о походе тридцатилетней давности, когда из-за непогоды герой и его товарищи прошли мимо избушки, в которой планировали переночевать, то рассказом о встрече с рысью; то исповедью-монологом Американца, деревенского чудака, с русскими корнями, приехавшего из Америки и обосновавшегося в глубинке. Именно горячий монолог Американца, волновавшегося за жизнь героя, возвращает читателя к теме апатии и уныния, веры и безверия русского народа, теме ответственности каждого за судьбу своего Отечества.

И снова, как мы видим, в произведении М.А. Чванова за, казалось бы, будничной ситуацией, событием возникает целый ряд философско-исторических раздумий автора. Всё это роднит данное произведение с рассказом «Плывущие вверх по реке Времени…», где описание пятидневного похода-сплава старых друзей выливается в глубокое размышление о судьбе России, о судьбах близких главному герою людей.

Проза М.А. Чванова, созданная на рубеже веков, сохраняет ярко выраженное публицистическое начало, которое выходит на первый план, часто оттеняя сюжет, событийную часть произведений. Это – устойчивая черта современной реалистической литературы, позволяющая наполнить размышления писателя-реалиста глубоким гражданским и философским содержанием. Обращаясь к частному случаю, к истории жизни героя, автор стремится показать общие социально-нравственные недуги. Уфимский прозаик намеренно схематизирует образ своего героя, наделяя его характерными признаками целого поколения – поколения семидесятых.

Прокофьева И.О.

Журнал «Бельские просторы»

Рассказы

00:00 / 00:29

00_00_Chvanov_M_Rasskazy_Leonov_A

32:03

01_Zastenchivyy torzhestvenyy svet

15:33

02_01_Bilet v detstvo

25:06

02_02_Bilet v detstvo

23:05

03_01_Sypalis listya

26:47

03_02_Sypalis listya

06:06

04_Bezdomnaya sobaka vybiraet hozyaina

29:52

05_01_Sadist Ivan Kurkin

25:33

05_02_Sadist Ivan Kurkin

20:04

05_03_Sadist Ivan Kurkin

27:08

05_04_Sadist Ivan Kurkin

27:48

05_05_Sadist Ivan Kurkin

22:19

05_06_Sadist Ivan Kurkin

23:36

05_07_Sadist Ivan Kurkin

13:45

08_Tam, za povorotom

21:28

09_Osen v dubovyh lesah

19:38

10_Nemets Rudnikovskiy

13:34

11_01_Russkie zhenschiny. V ozhidanii geroya

26:36

11_02_Russkie zhenschiny. V ozhidanii geroya

24:56

11_03_Russkie zhenschiny. V ozhidanii geroya

19:34

12_01_Pora zheltyh tsvetov

29:19

12_02_Ozero v gorah

21:06

12_03_01_Pora zheltyh listev

18:50

12_03_02_Pora zheltyh listev

20:47

12_03_03_Pora zheltyh listev

17:30

13_Katoliticheskiy krest

20:43

14_01_Frantsuzskie pisma

18:02

14_02_Frantsuzskie pisma

19:04

14_03_Frantsuzskie pisma

28:00

14_04_Frantsuzskie pisma

27:19

14_05_Frantsuzskie pisma

16:11

14_06_Frantsuzskie pisma

Длительность


11 часов 58 минут

Описание

Михаил Андреевич Чванов ( род. 25 июля 1944, Старо-Михайловка Салаватского района БАССР) — русский писатель, публицист, общественный деятель. Почётный гражданин города Уфы (2009).

Содержание

Рассказы
Застенчивый торжественный свет
Билет в детство
Билет в детство
Сыпались листья
Сыпались листья
Бездомная собака выбирает хозяина
Садист Иван Куркин
Вещий Игорь
Любовь
Там, за поворотом
Осень в дубовых лесах
Немец Рудниковский
Русские женщины. В ожидании героя

Времена года. Триптих
Озеро в горах
Пора желтых листьев
Католитический крест
Французские письма


Другие книги Чванов Михаил


Аудиокниги жанра «Роман, проза»

  • Рассказ чашка толстой читать
  • Рассказ часы елена долгопят читать
  • Рассказ часовой про мальчика на посту
  • Рассказ чарушина яшка читать
  • Рассказ чарушина чуффык читать