Рассказ цветок хлеба синквейн про колю


0

«Цветок хлеба» как взрослеет Коля, как изменился, какой характер, синквейн?

«Цветок хлеба» как произошло взросление Коли, как произошло взросление Коли в рассказе «Цветок хлеба»?

«Цветок хлеба» что можно сказать о характере мальчика главного героя? «Цветок хлеба» характеристика Коли какая? «Цветок хлеба» что вы узнали о главном герое?

«Цветок хлеба» Коля синквейн

«Цветок хлеба» Коля

«Цветок хлеба» синквейн

1 ответ:



2



0

Рассказ » Цветок хлеба начинается с того, что Коля похож на волчонка, но это от того, что он вечно голодный, а потому он злится даже на солдата. И только съев кусок, он подобрел.

Мальчик постоянно рыскал в поисках съестного. Но , когда дед вернул свой корж и не стал его есть, хотя он голоден не менее , чем все, Коля почуствовал, что он не может съесть второй корж. Это неправильно, ведь он не один в этой семье.

Мальчик несомненно тоже добрый и он вырастет хорошим человеком, он видит пример, когда все заботятся друг о друге, отказывают себе ради других. И он понимает этот пример. Он вдруг стал старше.

1.Коля

Лохматый, взъерошенный, маленький.

Голодает, рыскает, ждёт, злится.

Мальчик постоянно ищет что съесть.

Война.

2.Цветок хлеба

Невзрачный, незаметный, долгожданный.

Расцветёт, заколосится, созреет, пожелтеет

Коля ждёт когда пшеница расцветёт.

Ожидание.

Читайте также

В этом произведении белорусского писателя М. Лынькова несколько героев. Это мальчик Миколка, его отец, мама, сестренка, немецкие солдаты, деревенские жители (ответ для БВ). Однако главным героем я считаю здесь именно Миколку. Несмотря на то что ему всего тринадцать, он себя считает мужчиной и причем взрослым. Он любит природу (ответ для БВ), хорошо знает местный лес и неплохо разбирается в грибах.

Так же мальчика-подростка можно назвать и наблюдательным. Миколка любит своих родных. Его младшую сестренку с ним в лес не пустили и он ей нарвал цветов, которые спрятал запазуху чтобы девочке сделать сюрприз (для БВ). Миколка очень любит своих родных. Когда он узнал, что мама и сестра погибли он растерялся и не знал что делать, даже пошел к старику за советом. Миколка не плачет на людях, волю слезам дал только когда спрятался.

Главный герой рассказа «Конь с розовой гривой» мальчик Витя круглый сирота, его мать утонула, отец пропал и воспитывала Витю бабушка. Витя рос в любви, но материально бабушка не могла его полностью обеспечивать. Витя иногда завидовал соседским ребятам, у которых была большая семья, мальчишки росли сильными и у них было весело. Поэтому Витя смалодушничал, согласился на обман, он хотел быть тоже сильным, но через некоторое время понял, что ложь забирает силу, а не прибавляет и он признался бабушке в обмане.

Мальчик после этого случая повзрослел и понял свою ответственность. Главный герой принял для себя сложное решение, признаться в обмане, поэтому его можно назвать смелым и сильным.

По рассказу Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками» можно составить такие синквейны:

<hr />

Дагни

Впечатлительная, тонкая

Встретила, приехала, услышала

Девушка была очарована музыкой

Благодарность

<hr />

Григ

Талантливый, добрый

Придумывает, пишет, посвящает

Дарит Дагни музыкальную пьесу

Композитор

Рассказ Бианки «Музыкант» — это трогательная история о медвежатнике и медведе, о двух музыкальных натурах. Старик, увидев увлеченно играющего на щепке мишку, не стал в него стрелять, поскольку сам в душе был музыкантом.

Составлять синквейны к рассказу нужно согласно следующим правилам:

◆ Синквейн про медвежатника:

Медвежатник

Мудрый, добрый

Наблюдает, понимает, играет.

Пожалел родственную душу — медведя.

Музыкант.

◆ Синквейн про медведя:

Медведь

Увлеченный, взволнованный

Теребит, прислушивается, наслаждается.

Испытывает упоение от звуков.

Музыкант.

◆ Синквейн про музыканта:

Музыкант

Талантливый, эмоциональный

Творит, вдохновляет, играет.

Играет на музыкальном инструменте.

Вдохновение.

В рассказе Платонова «Сухой хлеб» речь идет о Мите Климове, деревенском мальчике, который наблюдает за колосками ржи. Поскольку было очень жарко, то колосья поникли и Митя бросился их спасать. Он рыхлил землю вблизи растений, и это помогло им выжить.

Для составления синквейнов к рассказу, будем использовать следующие правила:

А теперь составим синквейн про мальчика Митю.

Митя

Наблюдательный, старательный

Трудится, рыхлит, спасает.

Оживляет колоски ржи.

Энтузиаст.

<hr />

Напишем синквейн об учительнице Елене Петровне, которая приняла активное участие в спасении колосков.

Елена Петровна

Приветливая, понимающая

Учит, помогает, воспитывает.

Привлекает ребят на помощь.

Педагог.

Синквейн цветок хлеба

1. Цветок хлеба.
Захватывающий, будоражащий.
Показывает, олицетворяет, учит.
Художественное произведение с глубоким смыслом.
Рассказ Ю. Яковлева.

2. Цветок хлеба.
Вкусный, манящий.
Пахнет, хрустит, радует.
Каравай сравнивают с этим растением.
Подсолнух.

3. Цветок хлеба.
Жизненный, правдивый.
Огорчает, задевает, волнует.
Повествует о тяжелом и страшном времени.
Война.

4. Коля.
Исхудавший, озлобленный.
Хочет, мечтает, представляет.
Постоянно думает о вкусной еде.
Голод.

5. Коля.
Взволнованный, радостный.
Получает, вкушает, наслаждается.
С упоением прижимается к заветному куску.
Счастье.

6. Коля.
Грустный, мечтательный.
Смотрит, расспрашивает, подмечает.
С нетерпением наблюдает за растущими колосьями.
Ожидание.

7. Дед.
Старый, бородатый.
Разводит, занимается, старается.
Живет совсем один на пасеке.
Пчеловод.

8. Дед.
Опытный, служилый.
Воевал, сражался, повидал.
Лично знаком с ужасами войны.
Солдат.

9. Дед.
Заботливый, великодушный.
Понимает, любит, делится.
Готов отдать последнее внуку.
Человечность.

10. Дед.
Догадливый, умный.
Разбирается, знает, сострадает.
Видел всякое на своем веку.
Мудрость.

Источник

«Цветок хлеба» как взрослеет Коля, как изменился, какой характер, синквейн?

«Цветок хлеба» как произошло взросление Коли, как произошло взросление Коли в рассказе «Цветок хлеба»?

«Цветок хлеба» что можно сказать о характере мальчика главного героя? «Цветок хлеба» характеристика Коли какая? «Цветок хлеба» что вы узнали о главном герое?

«Цветок хлеба» Коля синквейн

Рассказ » Цветок хлеба начинается с того, что Коля похож на волчонка, но это от того, что он вечно голодный, а потому он злится даже на солдата. И только съев кусок, он подобрел.

Мальчик постоянно рыскал в поисках съестного. Но , когда дед вернул свой корж и не стал его есть, хотя он голоден не менее , чем все, Коля почуствовал, что он не может съесть второй корж. Это неправильно, ведь он не один в этой семье.

Мальчик несомненно тоже добрый и он вырастет хорошим человеком, он видит пример, когда все заботятся друг о друге, отказывают себе ради других. И он понимает этот пример. Он вдруг стал старше.

Лохматый, взъерошенный, маленький.

Голодает, рыскает, ждёт, злится.

Мальчик постоянно ищет что съесть.

Невзрачный, незаметный, долгожданный.

Расцветёт, заколосится, созреет, пожелтеет

Коля ждёт когда пшеница расцветёт.

В этом произведении белорусского писателя М. Лынькова несколько героев. Это мальчик Миколка, его отец, мама, сестренка, немецкие солдаты, деревенские жители (ответ для БВ). Однако главным героем я считаю здесь именно Миколку. Несмотря на то что ему всего тринадцать, он себя считает мужчиной и причем взрослым. Он любит природу (ответ для БВ), хорошо знает местный лес и неплохо разбирается в грибах.

Так же мальчика-подростка можно назвать и наблюдательным. Миколка любит своих родных. Его младшую сестренку с ним в лес не пустили и он ей нарвал цветов, которые спрятал запазуху чтобы девочке сделать сюрприз (для БВ). Миколка очень любит своих родных. Когда он узнал, что мама и сестра погибли он растерялся и не знал что делать, даже пошел к старику за советом. Миколка не плачет на людях, волю слезам дал только когда спрятался.

Главный герой рассказа «Конь с розовой гривой» мальчик Витя круглый сирота, его мать утонула, отец пропал и воспитывала Витю бабушка. Витя рос в любви, но материально бабушка не могла его полностью обеспечивать. Витя иногда завидовал соседским ребятам, у которых была большая семья, мальчишки росли сильными и у них было весело. Поэтому Витя смалодушничал, согласился на обман, он хотел быть тоже сильным, но через некоторое время понял, что ложь забирает силу, а не прибавляет и он признался бабушке в обмане.

Мальчик после этого случая повзрослел и понял свою ответственность. Главный герой принял для себя сложное решение, признаться в обмане, поэтому его можно назвать смелым и сильным.

По рассказу Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками» можно составить такие синквейны:

Встретила, приехала, услышала

Девушка была очарована музыкой

Придумывает, пишет, посвящает

Дарит Дагни музыкальную пьесу

Рассказ Бианки «Музыкант» — это трогательная история о медвежатнике и медведе, о двух музыкальных натурах. Старик, увидев увлеченно играющего на щепке мишку, не стал в него стрелять, поскольку сам в душе был музыкантом.

Составлять синквейны к рассказу нужно согласно следующим правилам:

◆ Синквейн про медвежатника:

Наблюдает, понимает, играет.

Пожалел родственную душу — медведя.

◆ Синквейн про медведя:

Теребит, прислушивается, наслаждается.

Испытывает упоение от звуков.

◆ Синквейн про музыканта:

Творит, вдохновляет, играет.

Играет на музыкальном инструменте.

В рассказе Платонова «Сухой хлеб» речь идет о Мите Климове, деревенском мальчике, который наблюдает за колосками ржи. Поскольку было очень жарко, то колосья поникли и Митя бросился их спасать. Он рыхлил землю вблизи растений, и это помогло им выжить.

Для составления синквейнов к рассказу, будем использовать следующие правила:

А теперь составим синквейн про мальчика Митю.

Напишем синквейн об учительнице Елене Петровне, которая приняла активное участие в спасении колосков.

Источник

Ю.Я. Яковлев «Цветок хлеба»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема урока: Ю.Я. Яковлев «Цветок хлеба»

— Формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки

— Закрепить знания учащихся по работе над глубоким анализом произведения

В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:

— духовности и нравственности

— уважения к старшему поколению

В ходе условия решения дидактических целей создать условия для развития:

— коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)

1. Сообщение темы и целей урока.

— Мы будем читать рассказ «Цветок хлеба» (запись на доске)

— Этот рассказ написал Юрий Яковлевич Яковлев

— О чём может быть этот рассказ?

— Запишите на листочках (учитель записывает на доске варианты учащихся)

— Проверим наши предположения.

— Сейчас я буду читать 1 фрагмент, а вы выберите и те слова и выражения, которые являются ключевыми, самыми главными, которые на «душу легли».

2. Работа с текстом. Чтение и анализ.

2.1.Чтение учителем 1 фрагмента:

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблёскивали, постоянно искали добычу. Черноволосый, нестриженный, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. Он тянул в рот всё, что было съедобным, — щавель, вяжущие ягоды черёмухи, какие – то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники – вымоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий, от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.

— Что вы узнали из этого фрагмента рассказа?

— О ком идёт речь? (герой — мальчик Коля)

— Охарактеризуйте героя и его действия.

— Как вы думаете, о чём должен быть следующий фрагмент?

— Во время моего чтения найдите ключевые слова, которые или опровергнут или подтвердят данные предположения

2.2.Чтение учителем 2 фрагмента:

Один раз за всю войну он наелся хлеба вдоволь. И хлеб был не из веников – настоящий. Его принесли с собой наши автоматчики. Они вошли в хату ночью.

От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома. Он забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывавший на левую ногу. Он поманил к себе Колю:

— Эй, хозяин, пойди – ка сюда. Хлебушка хочешь?

Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» Но к горлу подкатил ком. Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.

— Ты, наверно, плотно поужинал?

Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. Он откусывал то мякиш, то с весёлым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу. Коля подобрел от хлеба, как взрослые добреют порой от вина. Ему казалось, что всё вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он тёплым хлебом. Он уснул. И всю ночь ему снился хлеб.

— Что подтвердилось из ваших предположений? О чём же рассказ? ( о хлебе )

— Что нового мы узнаём о Коле?

— Во время чтения следующего фрагмента, постарайтесь отыскать те слова, которые подтвердят наше предположение, что этот рассказ о хлебе.

2.3.Чтение учителем 3 фрагмента:

… Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. Они были похожи на траву. Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава. Может быть, никакого хлеба и не будет. Но трава начала сворачиваться в трубку.

— Скоро наш хлеб зацветёт, — говорила мать.

И все ждали, и Коля ждал, и ему на память приходил свежий солдатский житник и счастливая хлебная ночь, которая то ли была на самом деле, то ли приснилась. Коля ждал, что хлеб зацветёт голубыми цветами или алым маковым цветом. А может быть, как вишня, покроется белой метелицей. Он так и не заметил, как цветёт хлеб. Появились колосья – глазастые, голубоватые, чуть запотевшие. Потом полоска стала соломенной.

— Что ожидал увидеть мальчик и что увидел?

— Предположите, как дальше будут развиваться события?

— Найдите в тексте слова и выражения, которые передают встречу Коли с хлебом

2.4.Чтение учителем 4 фрагмента:

Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным пёрышком и посыпала солью, крупной, как толчёное стекло. От коржей шёл жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.

Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам. Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. Он ещё сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение. Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

— Отведай, внучок, моего коржа.

Какая – то скрытая пружина сработала внутри – руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот. Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить частичку вкусного запаха. Нет, корж был повкуснее солдатской буханки, но он таял с неудержимой силой, и вскоре в руке мальчика остался тоненький полумесяц. И его скоро не стало… Коля облизал губы, облизал пальцы и тяжело вздохнул. А второй корж, румяный, целёхонький и наверняка ещё более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался своей рожицей.

— Отнеси этот корж деду, — сказала бабушка.

— Давай отнесу, — упавшим голосом сказал Коля.

— Как дальше развивались события? (предположения учащихся)

— Как вы думаете – донесёт Коля корж деду? (варианты)

— Давайте послушаем следующий фрагмент.

2.5.Чтение учителем 5 фрагмента:

Дед был очень старым и жил на пасеке. Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопчённую, покосившуюся баньку. Всё лицо деда заросло щетиной, словно из подбородка и щёк торчало множество железных гвоздиков. Коля боялся приблизиться к деду, чтобы не уколоться.

Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле. Сперва он нёс свою дорогую ношу в руках. Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, чтобы его не отняли мальчишки. Корж был горячим, он жёг кожу, а крупная соль въедалась в обожжённое место. Коле казалось, что он несёт за пазухой сердитого зверька и зверёк кусает его живот. Но он терпел. Он прошёл мимо мальчишек, и они не заподозрили, какой вкусный гостинец спрятан у Коли за пазухой.

Дед не услышал прихода внука. Он сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком, по которому текла вода. Пчёлы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. Дед подставлял руку, и вода стекла ему в ладонь. Он подносил ладонь ко рту и пил пчелиную воду, она была сладковатой. Пчёлы ползали по плечам, по голове деда, забирались в ушную раковину. Они не кусали деда. Они его признавали за своего.

Дед обрадовался. Он вертел корж в руках и нюхал. А Коля стоял перед стариком, поглощённый надеждой, что дед разломит корж пополам.

— Хороший, — тут же согласился Коля.

— Без немцев и земля лучше родит! – Дед опустил руку с коржом. – Как там бабка – то? Ползает?

— Ползает, — вздохнул мальчик и, чтобы не думать больше о корже, спросил: — Дед, а тебе медаль дадут за немцев?

— Зачем медаль? – сказал он. – Мне бы здоровья.

Дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш.

До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчёлами. Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.

(в рассказе появился ещё герой — дед)

— Что испытывал Коля, пока шёл к деду?

— Какая черта характера проявилась у мальчика? (выдержка, ответственность, терпение)

— Как вы думаете, на что надеялся Коля? Что он ожидает от деда? (предположения учеников)

— Как поступит дед? (предположения учеников)

— Какое чувство испытал Коля в тот момент, когда дед унёс корж в шалаш? (разочарование, не оправдались надежды на деда)

— Какие действия деда? (предположения)

1. съел сам 2. отдал с грязным бельём половину 3. отдал с грязным бельём кусочек

— Давайте проверим ваши предположения:

2.6.Чтение учителем 6 фрагмента:

Коля собрался уходить. В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём — пусть бабка простирнёт! – у Коли что – то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. Но сумел побороть минутную слабость. И промолчал.

Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. А сейчас корж ест дед – он, Коля, уже съел свой. Мальчик представил себе деда, который долго перемалывает беззубым ртом запечённую корочку. Старый, наверное, и вкуса – то не чувствует.

Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

— Как он там, не болеет? – насторожилась бабушка.

— Чего ему болеть – то? Сказал Коля. – Пасёт себе пчёл.

Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать. На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. В тряпице лежал корж. Она ничего не сказала. Положила нежданный гостинец перед внуком.

Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика. Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое – то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жуёт корж и не макает его в гречишный мёд, а пьёт свою подслащённую водичку, которая заглушает голод, и пчёлы ползают по его плечам… И он воевал с фашистами, а медали ему не надо.

Коля сполз со скамейки и пошёл прочь… но через некоторое время он вернулся. Взял со стола остывший корж. Аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.

— Мы закончили чтение этого рассказа.

— Каким предстал перед нами дед со слов Коли?

(Коля хотел попросить кусочек, но промолчал, понимая, что этот корж для деда.) (чувство обиды)

— Изменилось ли отношение Коли к деду, когда бабушка «положила нежданный гостинец перед внуком»? (да)

Не макает в мёд, а пьёт подслащённую водичку, заглушая голод

— Какое чувство испытал Коля за свои мысли? ( стыд, он был несправедлив)

— О чём же этот рассказ? ( о любви . Солдат и семья любят Колю, т.к. он маленький, не может себя накормить и защитить)

— Почему этот рассказ назван «Цветок хлеба»? (Хлеб — это цветок жизни)

— На 3 – м километре бывшей Дороги жизни, у посёлка Ковалёво, стоит памятник Цветок жизни. В центре композиции – наклонная плита с надписью : «Во имя жизни и против войны, детям – юным героям Ленинграда 1941 – 1944 гг.» белый каменный цветок на десятиметровом столбе возвышается над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце»

— Назовите главные действующие лица рассказа. (Хлеб Коля Дед)

— А сейчас вы выполните творческую работу, создадите «цветок жизни – цветок хлеба», который как маленькое солнышко принесёт людям радость.

— На лепестках напишите СИНКВЕЙН, используя любые слова с доски.

СИНКВЕЙН (от французского «5», пятистишие)

1 строчка – 1 слово (существительное) Называет объект

1. Тема названа 1 словом – сущ., или мест.

2 строчка – 2 слова (прилагательные) Характеристика объекта

2. Описание темы в 2 – х словах – прил.

3 строчка – 3 слова (глаголы) Описание действия объекта

3. Описание действия в рамках этой темы

4 строчка – 4 слова (любая часть речи) Законченное суждение об этом объекте

4. Фраза из 4 – х слов, показывающая отношение к теме – любая часть речи

5 строчка – 1 слово (любая часть речи) Вывод. Эмоциональное заключение

5. Вывод из одного слова, который повторяет суть темы. Эмоциональное заключение – любая часть речи

— Работа учащихся. Запись синквейна.

— Прочитайте, что у вас получилось

— Скажите одним словом, что вам дала работа на уроке чтения? (творчество, ожидание,…)

Источник

Тема урока: Ю.Я. Яковлев «Цветок хлеба»

Цели:

1.    
Дидактическая

— Формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя
ключевые понятия и выявляя их основные признаки

— Закрепить знания учащихся по работе над глубоким анализом
произведения

2. Воспитательная

В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:

— духовности и нравственности

— уважения к старшему поколению

— любви к Родине

3.    
Развивающая

В ходе условия решения дидактических целей  создать условия для
развития:

— критического мышления

— познавательной активности

— наблюдательности

— коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)

Ход урока:

1. Сообщение темы и целей урока.

— Мы будем читать рассказ «Цветок хлеба» (запись на доске)

— Этот рассказ написал Юрий Яковлевич Яковлев

— О чём может быть этот рассказ? 

— Запишите на листочках (учитель записывает на доске варианты
учащихся)

О колоске

О цветке

О хлебе

О труде

О любви

О чувствах

О природе

О людях и т.д.

— Всё сказали?

— Проверим наши предположения.

— Сейчас я буду читать 1 фрагмент, а вы выберите и  те слова и
выражения, которые являются ключевыми, самыми главными, которые на «душу
легли».

2. Работа с текстом. Чтение и анализ.

2.1.Чтение учителем 1 фрагмента:

         Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был
голодным. Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся
глаза сердито поблёскивали, постоянно искали добычу. Черноволосый,
нестриженный, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького
исхудалого волчонка. Он тянул в рот всё, что было съедобным, — щавель, вяжущие
ягоды черёмухи, какие – то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и
крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники –
вымоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий, от него пахло сырой
глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая
раздутыми ноздрями. 

— Что вы узнали из этого фрагмента рассказа?

— О ком идёт речь? (герой — мальчик Коля)

— Охарактеризуйте героя и его действия.

Тема рассказа

Действия героя

Характеристика героя

Голод – ассоциация со словом хлеб

Не мог приладиться к голоду

Взъерошенный

Жадно съедал

Исхудалый волчонок

Искал добычу

Проступают рёбрышки

Глаза сердито поблёскивали

Ввалившиеся глаза

— Как вы думаете, о чём должен быть следующий фрагмент?

— Во время моего чтения найдите ключевые слова, которые или опровергнут
или подтвердят данные предположения

2.2.Чтение учителем 2 фрагмента:

      Один раз за всю войну он наелся хлеба вдоволь. И хлеб был не из
веников – настоящий. Его принесли с собой наши автоматчики. Они вошли в хату
ночью.

     От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький
Коля почувствовал себя не дома. Он забился в угол и опасливо наблюдал за
пришельцами. И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывавший на левую ногу.
Он поманил к себе Колю:

    — Эй, хозяин, пойди – ка сюда. Хлебушка хочешь?

     Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу!  Хочу!» Но к горлу подкатил
ком. Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.

    — Ты, наверно, плотно поужинал?

Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему
в руку большой кусок хлеба. У голодного мальчика закружилась голова. Он
вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. Он дышал хлебом,
ласкался к нему, согревал его руками и щекой. Он откусывал то мякиш, то с
весёлым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу. Коля
подобрел от хлеба, как взрослые добреют порой от вина. Ему казалось, что всё
вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт
он тёплым хлебом. Он уснул. И всю ночь ему снился хлеб.

— Возвращаемся к началу.

— Что подтвердилось из ваших  предположений? О чём же рассказ? ( о 
хлебе
)

— Что нового мы узнаём о Коле?

— Во время чтения следующего фрагмента, постарайтесь отыскать те слова,
которые подтвердят наше предположение, что этот рассказ о хлебе.

2.3.Чтение учителем 3 фрагмента:

      … Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску
пшеницы. Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. Они были похожи на траву.
Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава.
Может быть, никакого хлеба и не будет. Но трава начала сворачиваться в трубку.

      — Скоро наш хлеб зацветёт, — говорила мать.

      И все ждали, и Коля ждал, и ему на память приходил свежий
солдатский житник и счастливая хлебная ночь, которая то ли была на самом деле,
то ли приснилась. Коля ждал, что хлеб зацветёт голубыми цветами или алым
маковым цветом. А может быть, как вишня, покроется белой метелицей. Он так и не
заметил, как цветёт хлеб. Появились колосья – глазастые, голубоватые, чуть
запотевшие. Потом полоска стала соломенной.

Что ожидал увидеть
мальчик и что увидел?

— Как растёт хлеб?

Всходы проклюнулись

Он даже не заметил цветения

Трава

Нет хлебного вкуса

Воспоминания о хлебе

— Предположите, как дальше будут развиваться события?

— Найдите в тексте слова и выражения, которые передают встречу Коли с
хлебом

2.4.Чтение учителем 4 фрагмента:

  Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа
величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным
пёрышком и посыпала солью, крупной, как толчёное стекло. От коржей шёл жар, и
они светились, как два маленьких посоленных солнца.

      Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к
коржам. Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого
хлеба. Он ещё сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса
завидное угощение. Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

      — Отведай, внучок, моего коржа.

      Какая – то
скрытая пружина сработала внутри – руки мгновенно устремились к коржу, пальцы
крепко сжали его и потянули в рот. Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык,
ноздри раздувались, боясь упустить частичку вкусного запаха. Нет, корж был
повкуснее солдатской буханки, но он таял с неудержимой силой, и вскоре в руке
мальчика остался тоненький полумесяц. И его скоро не стало…  Коля облизал губы,
облизал пальцы и тяжело вздохнул. А второй корж, румяный, целёхонький и
наверняка ещё более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался своей рожицей.

     — Отнеси этот
корж деду, — сказала бабушка.

     — Давай отнесу,
— упавшим голосом сказал Коля.

ВСТРЕЧА КОЛИ С ХЛЕБОМ

Хлеб

Коля

Пахучий

Глаза приросли

Румяный

Вдыхал дух

Корж величиной с подсолнух

Скрытая пружина

Как солнце

— Как дальше
развивались события?  (предположения учащихся)

— Как вы думаете –
донесёт Коля корж деду? (варианты)

— Давайте послушаем
следующий фрагмент.

2.5.Чтение учителем 5 фрагмента:

        Дед был очень старым и жил на пасеке. Домой он
приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопчённую, покосившуюся
баньку. Всё лицо деда заросло щетиной, словно из подбородка и щёк торчало
множество железных гвоздиков. Коля боялся приблизиться к деду, чтобы не
уколоться.

        Бабушка
завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле. Сперва он нёс свою дорогую
ношу в руках. Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, чтобы
его не отняли мальчишки. Корж был горячим, он жёг кожу, а крупная соль
въедалась в обожжённое место. Коле казалось, что он несёт за пазухой сердитого
зверька и зверёк кусает его живот. Но он терпел. Он прошёл мимо мальчишек, и
они не заподозрили, какой вкусный гостинец спрятан у Коли за пазухой.

        Дед не
услышал прихода внука. Он сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком, по
которому текла вода. Пчёлы облепили желобок и пили, опуская хоботки в
прохладную воду. Дед подставлял руку, и вода стекла ему в ладонь. Он подносил
ладонь ко рту и пил пчелиную воду, она была сладковатой. Пчёлы ползали по
плечам, по голове деда, забирались в ушную раковину. Они не кусали деда. Они
его признавали за своего.

Дед обрадовался. Он вертел корж в руках и нюхал. А Коля стоял перед
стариком, поглощённый надеждой, что дед разломит корж пополам.

           — Хороший
корж, — сказал дед.

          — Хороший,
— тут же согласился Коля.

          — Без
немцев и земля лучше родит! – Дед опустил руку с коржом. – Как там бабка – то?
Ползает?

          — Ползает,
— вздохнул мальчик и, чтобы не думать больше о корже, спросил: — Дед, а тебе
медаль дадут за немцев?

         — Зачем
медаль? – сказал он. – Мне бы здоровья.

           Дед не
стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш.

До чего же жадный
дед! Совсем одичал со своими пчёлами. Он специально спрятал корж, чтобы не
делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.

(в рассказе появился
ещё герой — дед)

 — Донёс Коля корж
деду? (да)

— Что испытывал Коля,
пока шёл к деду?

— Какая черта
характера проявилась у мальчика?  (выдержка, ответственность, терпение)

— А что вы узнали про
деда?

Хлеб

Действия
Коли

Дед

Дорогая ноша

Прятал

Старый

Горячий

Терпел

Лицо заросло щетиной

Жёг кожу

Весь в пчёлах

Вкусный гостинец

Пил сладковатую воду из желобка для пчёл

— Как вы думаете, на
что надеялся Коля? Что он ожидает от деда? (предположения учеников)

— Как поступит дед?  (предположения
учеников)

— Какое чувство
испытал Коля в тот момент, когда дед унёс корж в шалаш?    (разочарование,
не оправдались надежды на деда)

— Какие действия
деда? (предположения)

1. съел сам           2. отдал с грязным
бельём половину  3. отдал с грязным бельём кусочек

— Давайте проверим
ваши предположения:

2.6.Чтение учителем 6 фрагмента:

       Коля собрался
уходить. В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём — 
пусть бабка простирнёт! – у Коли что – то дрогнуло, и он чуть не попросил у
деда кусочек коржа. Но сумел побороть минутную слабость. И промолчал.

        Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда
кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и
вечером. А сейчас корж ест дед – он, Коля, уже съел свой. Мальчик представил
себе деда, который долго перемалывает беззубым ртом запечённую корочку. Старый,
наверное, и вкуса – то не чувствует.

        Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

        — Дед велел простирнуть!

       — Как он там, не болеет? – насторожилась бабушка.

       — Чего ему болеть – то? Сказал Коля. – Пасёт себе пчёл.

Бабушка молча
принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо
заштопать, где залатать. На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная
узлом. Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. В тряпице
лежал корж. Она ничего не сказала. Положила нежданный гостинец перед внуком.

         Румяное,
густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика. Радостный огонёк вспыхнул в
его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу.
Но какое – то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось
сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жуёт корж и не макает его в
гречишный мёд, а пьёт свою подслащённую водичку, которая заглушает голод, и
пчёлы ползают по его плечам… И он воевал с фашистами, а медали ему не надо.

        Коля сполз со скамейки и пошёл прочь… но через некоторое время
он вернулся. Взял со стола остывший корж. Аккуратно завернул его в чистую
тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, мешок с
самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.

— Мы закончили чтение
этого рассказа.

— Каким предстал перед нами дед со слов Коли?

ДЕД

Жадный

 Одичал

Специально спрятал

Не делится

Потом будет макать в мёд

(Коля хотел попросить кусочек, но промолчал, понимая,
что этот корж для деда.) (чувство обиды)
 

— Изменилось ли
отношение Коли к деду, когда бабушка «положила нежданный гостинец перед
внуком»?  (да)

— Как и почему
изменилось?

ДЕД

Не макает в мёд, а
пьёт подслащённую водичку, заглушая голод

— Какое чувство
испытал Коля за свои мысли? (стыд, он был несправедлив)

— О чём же этот
рассказ?  (о любви. Солдат и семья любят Колю, т.к. он маленький, не
может себя накормить и защитить)

— Почему этот рассказ
назван «Цветок хлеба»? (Хлеб — это цветок жизни)

— На 3 – м километре
бывшей Дороги жизни, у посёлка Ковалёво, стоит памятник Цветок жизни. В
центре композиции – наклонная плита с надписью : «Во имя жизни и против войны,
детям – юным героям Ленинграда 1941 – 1944 гг.» белый каменный цветок на десятиметровом
столбе возвышается над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова:
«Пусть всегда будет солнце»

3. Обобщение.

— Назовите главные
действующие лица рассказа.   (Хлеб   Коля    Дед)

— А сейчас вы
выполните творческую работу, создадите  «цветок жизни – цветок хлеба», который
как маленькое солнышко принесёт людям радость.

— На лепестках
напишите СИНКВЕЙН, используя любые слова с доски.

СИНКВЕЙН  (от французского «5», пятистишие)

Порядок построения:

Правила написания

1 строчка – 1
слово
 (существительное) Называет объект

1. Тема названа 1 словом – сущ., или мест.

2 строчка – 2
слова
(прилагательные) Характеристика объекта

2. Описание темы в 2 – х  словах – прил.

3 строчка – 3
слова
(глаголы) Описание
действия объекта

3. Описание действия в рамках этой темы

3 –я словами – глаголы

4 строчка – 4
слова
  (любая часть речи) Законченное суждение об этом объекте

4. Фраза из 4 – х слов, показывающая
отношение к теме – любая часть речи

5 строчка – 1
слово
(любая часть речи)Вывод. Эмоциональное заключение

5. Вывод из одного слова, который повторяет
суть темы. Эмоциональное заключение – любая часть речи

— Работа учащихся.
Запись синквейна.

— Прочитайте, что у
вас получилось

4. Итог урока.

— Скажите одним
словом, что вам дала работа на уроке чтения? (творчество, ожидание,…)

5. Домашнее задание.

— Подберите пословицы
о хлебе

Варианты синквейнов.

ХЛЕБ

Тёплый, румяный

Растили, пекли,
угостили

Отдали самое
дорогое внуку

Вкусно!

ХЛЕБ

Соблазнительный,
желанный

Манит, искушает,
вызывает

Недобрые мысли о
близких людях

Стыдно!

КОЛЯ

Маленький,
беззащитный

Живёт, мечтает,
терпит

Думает, что дед
жадный

Стыдно!

ДЕД

СТАРЫЙ, БОЛЬНОЙ

ОДИЧАЛ, ЗАБОТИТСЯ,
РАБОТАЕТ

НА ПАСЕКЕ,
УХАЖИВАЕТ ЗА ПЧЁЛАМИ

ЛЮБИТ!

  • Рассказ холодная осень бунин краткое содержание
  • Рассказ цветок на земле платонов
  • Рассказ холодец читать полностью
  • Рассказ хозяйка медной горы рассказ о степане
  • Рассказ хождение за три моря никитин