Урок русского языка
Тема: Сочинение «Письмо Деду Морозу об осени»
Ход урока
Эмоциональное включение в урок
-Просмотр отрывка из мультфильма «Дед Мороз и лето».
— Что нового увидел Дед Мороз? (Он увидел лето, которое никогда не видел).
— Давайте пофантазируем и попробуем рассказать Деду Морозу про самую красивую пору осени – золотую осень. И расскажем ему об осени в необычной форме – форме письма.
Знакомство с контрольным вопросом и основными задачами урока
— И сегодня мы впервые познакомимся с новой формой работы – сочинением.
— Нам предстоит ответить на вопросы:
Что такое сочинение?
Как написать письмо?
-Попробуем ответить на 1 вопрос. Как, по-вашему, что такое сочинение? Давайте найдём определение в словаре Ожегова.
я, ср.1.см. сочинить.
2. То, что сочинено, художественное, научное произведение. Собрание сочинений Маяковского. Музыкальное с.
3. Вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знании на заданную тему. Классное с. Домашнее с.
4. В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по способу сочинительной связи. С. и подчинение предложений.
— Какое определение нам подходит? (Третье определение). Чем сочинение отличается от изложения?
— Что такое письмо?
а, мн. письма, -сем, -сьмам, ср. 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н. Написать п. родным. Заказное п. 2. Умение писать. Учиться чтению и письму. Искусство письма. 3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи. Словесно-слоговое п. Иероглифическое п. 4. Манера художественного изображения. Реалистическое п. Икона старинного письма. II уменьш. письмецо, -а, ср. (к 1 знач.). II унич. письмишко, -а, ср. (к I знач.).
— Часто ли сейчас люди пишут письма? А раньше письма писали очень часто. Я сама часто писала письма своей бабушке на Украину (её уже давно нет в живых, а письма её остались в нашей семье как реликвия) и многочисленным друзьям и очень ждала ответов на эти письма.
— Что сейчас заменяют письма? Телефонные звонки или смс сообщения. Но письма отличаются особой теплотой, в них можно выразить свои самые сокровенные мысли.
— Итак, начнём свою работу над письмом. В работе нам понадобятся словарные слова. Давайте их вспомним. Выполним самостоятельную работу. (Тетрадь заполнена заранее). На доске словарные слова, нужно их списать, вставив нужные буквы.
(До) св…дания, здра…ствуй….орех, …ранжевый, …сина, пр…рода, р…бина, с…нтябрь, …ктябрь, уч…ник.
— Проверьте свою работу. Кто написал все слова правильно? Оцените себя сами на полях.
— Существует определённая форма написания письма. (На доске план написания письма). Письмо – определённая форма письменного общения, поэтому письмо всегда начинается с приветствия.
— Какое мы знаем словарное слово-приветствие? Здравствуй. Как же мы начнём свое письмо. Здравствуй, Дед Мороз!
— Как запишем это предложение? Какие слова напишем с большой буквы? Какой знак поставим в конце предложения? (Обратить внимание на запятую после слова здравствуй)
— Запишем на доске начало нашего письма или прокомментируем в тетради. (Вывести это предложение на экран).
— Дальше в письме мы обязательно должны представиться, чтобы Дед Мороз знал, кто ему пишет. Как мы можем представиться? Пишет тебе ученик 2 класса Кабанов Степан. Какие правила будут в этом предложении. Напишите каждый своё предложение. Проверить, что получилось.
— А дальше самая трудная задача. Нужно так рассказать Деду Морозу про золотую осень, чтобы он смог её представить. Мы уже можем это сделать, так как и на уроках литературного чтения, и на уроках окружающего мира, и на уроках музыки и изобразительного искусства мы очень много говорили о золотой осени. Поэтому сейчас попробуем собрать памятку для описания осени. (Дети ведут работу на карточках). Начнём свой рассказ с предложения: Я хочу тебе рассказать про золотую осень. Это очень красивое время года.
— Изменения происходят в неживой природе. Что мы можем рассказать?
Солнце (стоит низко, светит реже),
небо (серое тяжёлое),
день (короче ночи)
Попробуем рассказать о неживой природе.
— Изменения в жизни растений. Самые красивые изменения происходят в жизни растений. В этом мы убедились, читая произведения писателей и поэтов. Стихотворения читают Летова Даша и Кормилицына Лиза. Какие красивые слова об осенних растениях вы услышали? Называют красивые слова о растениях. Запомните их. Представить красоту золотой осени нам помогают картины художников. Какие краски преобладают на этих картинах? (Дети рассматривают три картины, рассматривают растения).И среди них картины дедушки Кати Найдиной – Валентина Александровича Найдина. Нас осень тоже вдохновила на рисование красивых картин, часть мы отдали на конкурс, часть представлена на доске.
А писатель Н.Сладков как будто вместе с нами разглядывал картины и у него получился красивый рассказ.
Золотой дождь Сладков Н.И.
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки — багряными и золотыми.
Налились, отяжелели и потекли.
Полетели иволгами на ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
Капля по листику щёлкнет — сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся — брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит — закружится пёстрый смерч. А если неуклюжий косач с лёту вломится в ветви — хлынет сверкающий водопад.
По колено в листьях деревья стоят.
Елочки листьями украсились, грибы под листьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
Физминутка про осень
— Давайте обобщим всё, что мы узнали о растениях. Поработаем на карточках
Деревья (золотые, багряные, лимонные, красные, бурые,оранжевые, в красивых нарядах, в дорогих платьях)
Листья (падают, кружатся, летят, танцуют, как парашютики, переливаются на солнце)
Лист осины словно (монетка)
Лист клёна словно (золотая звезда)
Лист ивы словно (золотая рыбка)
Лист берёзы (золотое сердечко)
Попробуем рассказать про растения.
Изменения происходят и в жизни животных осенью. Давайте вспомним какие? Расскажите. Напишем в нашу карточку.
Живая природа осенью
Птицы (улетают в дальние страны)
Заяц и белка (меняют окраску шерсти)
Медведь, ёжик (готовятся к спячке)
Попробуем рассказать про животных.
Настроение людей осенью. Нам поможет представить настроение музыка. Послушайте красивую мелодию под названием Осень. Просмотрите свои записи и попробуйте рассказать о золотой осени. Послушать 1-2 человека.
Но и в конце письма мы должны попрощаться. Какое используем предложение.
До свидания, Дед Мороз. Приезжай к нам осенью. (До скорой встречи зимой. Надеюсь, тебе понравился мой рассказ).
А напишем мы его на кленовом листочке с одной стороны, а с другой стороны красиво его раскрасим, чтобы Дед Мороз смог увидеть краски осени. Это будет нашим домашним заданием. Я думаю у нас получатся красивые письма. Кстати письмо можно сочинить и в стихотворной форме.
— Чему учились на уроке? Что узнали нового? У кого есть вопросы?
Спасибо за работу на уроке. Очень жду красивых сочинений.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе. Сочинение»
ШИ
Шамиль Ибатуллин
В выходной я с родителями был(а )в лесу. В лесу стояла тишина, только под ногами шуршали опавшие листья, и где-то вдалеке стучал дятел. Осень разукрасила лес разноцветными красками. Вокруг были желтые березы и красные клены. Гроздья рябины, словно фонарики, мелькали среди зеленых елей.
Я увидел(а) паутинку в листьях и капельках росы. Паутинка блестела на солнце, как нить из серебра. А паучок затаился под листком, поджидая свою добычу.
Высоко в голубом небе летел косяк журавлей . Они печально кричали, как — будто прощались с лесом до следующей весны.
Вдруг подул ветерок и в воздухе закружился вихрь разноцветных листьев. Ветер стих и осенний лес снова погрузился в тишину.
Мне нравится осенняя пора, но я с нетерпением жду зиму. Жду любимый праздник — Новый год. Знаю, что получу, дедушка Мороз, в подарок от тебя интересную книгу.
Кристина
как звери к зиме готовятся
Скоро придет зима. Но уже сейчас в лесах животные готовятся встретить зиму.
Белка, крот, бобр, хорёк, мыши готовят запасы на зиму.
Мех белки, зайца, горностая, ласки светлеет, чтобы на белом снегу зверьки стали незаметными для охотника.
Белочка рыжую шубку меняет на серо-голубую, делает запасы, утепляет гнездо. Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.
Бобры укрепляют плотины и ремонтируют свои хатки.
Медведь, ёж, барсук будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.
Волки, лисы, лоси, рыси, кабаны, глухари, тетерева зимуют, но не делают запасов на зиму. Хищные звери — волки, лисы — охотятся на мышей, зайцев.
Лисица бродит по берегам рек и ручьев, высматривает молодых неопытных уточек.
Жуки, пауки, мухи — забиваются в щелки в коре деревьев и кустов, прячутся под листвой, зимуют в сухих пнях и корягах.
В октябре улетают в теплые края перелетные птицы. Потянулись косяками, вереницами журавли, гуси, чайки. Если перелетные птицы низко к земле летят — к морозной зиме, а если высоко — к теплой. На рябинах пируют пролетные дрозды: поклюют ягодок рябины, отдохнут и улетают дальше на юг. «А когда гусь улетает, снег выпадает» — так народ примечает. Птицы, которые улетают на юг: иволги, цапли, грачи, ласточки, соловьи, жаворонки.
А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться.
Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений.
Птицы, которые запасают на зиму корм: сойка, сова, поползень, ворона, сорока.
Птицы, которые остаются на зиму в наших краях и не запасаются кормом: воробей, сорока, ворона, синица, дятел, рябчик.
Обновлено: 11.01.2023
Домашнее задание по русскому языку 2 класс —
рассказать Деду Морозу про осень, использовав слова и фразы:
Здравствуй, Дед Мороз; ярко-жёлтый; лимонный; трава; оранжевый; листья; до свиданья; ученик 2 класса; имя.
Здравствуй, Дедушка Мороз! Как твои дела?
Знаешь, я соскучился! — написать решил.
Осень ярко-жёлтая в гости к нам пришла.
Листики лимонные очень хороши!
Пламенем оранжевым у рябины гроздь.
Травки зелень тёмная; рыжие кусты.
Осень — раскрасавица! Но любимый гость
мой порою зимнею белоснежной — ты!
Горка, санки с лыжами; множество чудес —
Новый Год с подарками — вот, в чём прелесть зим!
До свиданья!
Ученик второго класса «с»,
по тебе скучающий,
Веселков Максим.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья.
Золотая осень Осень Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. А.Майков Составьте рассказ про осень
Каждый год Дед Мороз получает огромное количество писем от детей нашей страны. Что бы вы рассказали ему про осень?
Золотая осень, ярко-жёлтый ковёр, ветер срывает с веток листочки, перелётные птицы, богатый урожай, как пламя гроздья рябин, грибы играют в прятки
От кого: учащихся 2 класса Летневской школы
Урок русского языка УМК «Планета знаний». Данная презентация поможет учащимся 2 класса написать сочинение на тему «Дед Мороз и дети». Учащиеся в сочинении должны познакомить Деда Мороза с золотой осенью.
Приготовил учитель начальных классов
Петрушина Татьяна Алексеевна
Цели урока: 1. Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения, совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению. 2. Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, расширить активный словарь введением слов на тему «Осень». 3. Воспитывающая: способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе. Планируемые результаты : учащиеся научатся правильно строить предложения, излагая свои мысли; анализировать, делать выводы, сравнивать; воспринимать прекрасное и реагировать на него.
Падают, падают листья
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Рабочие материалы
Привет-ствие
Рабочие материалы
Привет-ствие
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Привет-ствие
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Привет-ствие
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Привет-ствие
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Сбор урожая, готовятся к холодам
Привет-ствие
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Сбор урожая, готовятся к холодам
Привет-ствие
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Сбор урожая, готовятся к холодам
запасаются пропитанием, утепляют норы, меняют шубки, улетают в тёплые страны.
Привет-ствие
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Сбор урожая, готовятся к холодам
запасаются пропитанием, утепляют норы, меняют шубки, улетают в тёплые страны.
Рабочие материалы
Привет-ствие
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Сбор урожая, готовятся к холодам
запасаются пропитанием, утепляют норы, меняют шубки, улетают в тёплые страны.
Радостное, праздничное, восторженное
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Хочу рассказать тебе про золотую осень.
Осенью природа меняется. На деревьях много желтых, красных, оранжевых листочков. Когда дует ветер, листочки медленно кружатся и падают на землю. Я люблю смотреть, как опадает золотистая листва.
Завершается пора сбора урожая. Люди готовятся к зимним холодам.
Готовятся к зимним холодам звери. Они запасаются пропитанием, утепляют норы, меняют летние шубки на зимние. Птицы улетают в тёплые страны.
Я люблю золотую осень. От такой красоты настроение становится праздничным.
Здравствуй, дед Мороз. Ты приходишь ко всем детям с подарками под Новый Год в зимней красной шубе, и наверное, совсем никогда не видел осень. Я хочу написать тебе, что такое осень и почему её называют золотой. Это такое время года, которое начинается после лета и после которого начинается зима. Солнце тускнеет и меняет свой свет с летнего ярко-жёлтого на прохладный лимонный. Трава становится золотистой, и с деревьев падают красные, жёлтые, оранжевые листья, образующие под ногами разноцветный ковёр. Вот она какая, золотая осень! До свидания, дедушка Мороз!
Читайте также:
- Юношеская любовь сочинение 11 класс
- Шариков человек или животное сочинение
- Есть ли среди героев русской литературы те кто обладал безграничной добротой сочинение
- Сочинение с фразеологизмами про животных
- Что такое проступок сочинение