Главный герой рассказа Сергея Георгиева «Дедушка» — мальчик по имени Алеша. Однажды Алеше понадобилось позвонить одному своему приятелю. Звонил Алеша из уличной телефонной будки. Дозвониться до приятеля не получалось, его телефон был занят. Тогда Алеша стал изучать телефонные номера, написанные и нацарапанные на стенках телефонной будки. Один из номеров чем-то привлек внимание Алеши, и он неожиданно для себя набрал этот номер, не понимая, зачем это делает.
Трубку долго никто не брал, но потом Алеша услышал мужской голос, который спрашивал, кто звонит? Алеша хотел повесить трубку, но в голосе мужчины было что-то такое, отчего Алеша ответил ему. Человек обрадовался и сказал, что ждал этого звонка. По-видимому, он принял Алешу за другого мальчика, своего внука, который нечасто ему звонил.
Когда разговор закончился, Алеша вышел из будки и отправился домой. Весь день он думал об этом человеке, который сидит дома и ждет звонка от своего внука. На следующий день Алеша позвонил снова по этому номеру, чтобы сказать, что вышло недоразумение. Но человек, взявший трубку, так ему обрадовался, что Алеша стал с ним разговаривать, как если бы действительно был ему внуком. Из разговора мальчик понял, что этот пожилой человек был участником войны, летал на самолете и сейчас его беспокоят старые раны.
Вечером Алеша стал расспрашивать отца о своем дедушке. Отец сказал, что дед Алеши был танкистом и погиб на войне. После разговора с отцом мальчик понял, что ему обязательно надо найти того человека, с которым он говорило по телефону. В справочной службе ему отказались сообщить адрес по номеру телефона, и тогда Алеша обратился к соседу по дому, который работал в милиции. Тот, поняв, что у мальчика серьезная причина, обещал помочь и вскоре у Алеши появился адрес ветерана.
Алеша приехал к дому, где жил его незнакомый собеседник, но не смог сразу позвонить в его квартиру, потому что даже не знал, как зовут этого человека. Он нашел телефонную будку неподалеку от этого дома и снова набрал тот номер. Трубку долго никто не брал, но потом знакомый голос ответил Алеше. Старый летчик опять назвал его внуком и сказал, что догадывается, что тот звонит из будки неподалеку от дома и предложил подниматься к нему в квартиру, чтобы познакомиться.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Георгиева «Дедушка» заключается в том, что самое тяжелое в жизни — это одиночество. Старый летчик жил один, и ему очень не хватало общения, в том числе и с внуком. И когда Алеша случайно позвонил этому человеку, тот обрадовался звонку и продолжил общение с Алешей, даже когда понял, что тот не его внук.
Рассказ Георгиева «Дедушка» учит быть внимательным к близким людям, особенно к старшему поколению, заботиться о них и не оставлять в одиночестве.
В рассказе мне понравился мальчик Алеша, который случайно познакомился с ветераном войны, старым летчиком, и понял, что тот очень одинок. Алеше тоже недоставало дедушки, который погиб на войне, и он сумел найти адрес человека, с которым говорил по телефону, а потом и встретиться с ним. Без много может обходиться человек, но только не без общения.
Какие пословицы подходят к рассказу Георгиева «Дедушка»?
Старый старится, а молодой растет.
Одному жить — сердцу холодно.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Опубликовано:
«Школьная библиотека сегодня и завтра». –
2015. — № 6. – С.65 – 66.
Автор:
Татьяна
Валентиновна Васляева,заведующий методико-инновационным отделомМКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»г. Саров Нижегородской обл.
В этом году к 70-летию Великой
Победы решили порассуждать с ребятами
10-12 лет на такую тему: нужна ли
нам сегодня память о войне и в чем она, эта память, выражается. Желание
обсудить эти вопросы возникло не случайно.
Многие
ребята говорят о том, что тема войны для них слишком страшная, поэтому они стараются не читать книги и не смотреть
фильмы об этом периоде нашей истории. А значит, по сути, они
мало что знают о Великой Отечественной войне и ко всему, что с ней связано, совершенно
равнодушны.
К сожалению, именно равнодушие,
безразличие и к событиям прошлого,
и к людям, мы видим в наши дни прежде всего в поступках взрослых людей. Поэтому
для нас так важно попытаться научить детей
быть внимательными и человечными.
На вопрос «Как живется в наши дни ветеранам?» (которым уже более 90
лет), дети уверенно отвечают, что хорошо.
Аргументируя свои ответы, приводят такие примеры: к 9 мая всех
участников Великой Отечественной не
забывают поздравить с праздником, их приглашают на встречи, дарят подарки. А ведь так нередко думают не
только дети, но и многие взрослые!!!
Мой вопрос «Достаточно ли этого?» приводит участников диалога в замешательство. А разве нет?
Предполагая, что услышу именно такие
ответы,
я и взяла для чтения и обсуждения рассказ С.Георгиева «Дедушка» из сборника «Собаки не ошибаются». Хотелось не просто почитать с ребятами произведения, рассказывающие о подвигах и
героизме наших солдат в военные годы, а попытаться представить, как порой непросто выживать ветеранам сейчас.
Сначала
говорим о том, кого вспоминают ребята, услышав слово «дедушка». Для
многих моих собеседников ответ
очевиден: это – близкий, родной человек.
Говорит ли название рассказа о том, каким будет его тональность?
Начинаем читать рассказ. Мальчик Алеша
звонит из телефона-автомата
знакомому Славке. Тот обещал продать
аквариумных рыбок. Когда в очередной раз
Алеша услышал короткие гудки в трубке,
он неожиданно для самого себя набрал
один из номеров, написанных на стене
телефонной будки.
Пробуем по первым строчкам представить
с ребятами, какой он — Алеша, сколько ему
лет. Это важно для понимания
дальнейших поступков мальчика.
Сходимся на том, что ему лет —
8-10, он
добрый и не жадный.
Когда в телефонной трубке неожиданно раздался
голос, Алеша растерялся. Состоявшийся
разговор между ним и
пожилым человеком вызвал у мальчика
сильнейшее смятение. Он понимает, что дедушка
решил, что ему звонит внук. О
малыше, так дедушка все время обращался к собеседнику, у Алеши
сложилось странное впечатление. Он понял, что ни внук, ни его отец с дедушкой практически не
общаются. А он постоянно следит за жизнью внука, знает о его успехах в спорте и
в искусстве. И очень
сильно скучает по своим родным.
Что же будет делать Алеша после такого
странного разговора? Ребята говорят, что
обязательно позвонит снова.
Только мнения разделились: одни считают, чтобы извиниться и все объяснить, но
тогда он лишит дедушку надежды; другие
говорят, что Алеша сделает это, потому что хочет помочь дедушке…
Читаем дальше. На следующий день мальчик снова
набирает номер, который удивительным
образом запомнился до единой цифры.
Дедушка и на этот раз
больше говорит сам, чем слушает
Алешу. Как будто боится, что не успеет сказать что-то очень важное и разговор
прервется. Понимаем, что мальчик действительно планировал все объяснить, он
чувствует себя обманщиком, но слыша слова дедушки о том, как
он ждал и надеялся на этот
звонок, так ничего и не говорит.
Телефонные диалоги длятся всего несколько коротких минут, но этого достаточно,
чтобы Алеша представил себе, как непросто живется этому неизвестному дедушке. Он сумел понять,
какое одиночество и ненужность чувствует
пожилой человек.
К тому же
в разговоре мальчик узнает, что
его собеседник был на фронте,
воевал на «Ильюхе — горбатом» и из-за
ран не может выходить на улицу.
Пытаемся понять, о чем теперь размышляет мальчик.
И
продолжаем читать рассказ.
Диалог
Алеши с отцом. Информация о том, что дедушка нашего героя
погиб в годы войны, сгорел в танке.
Вопросы сына к отцу…
Все это очень
важно для понимания поступков
мальчика. Ребята очень хорошо
чувствуют, что с каждым разговором
для Алеши чужой дедушка
становится все ближе. Я
сознательно не дочитываю некоторые фразы, чтобы дать ребятам
самим проанализировать мысли и чувства мальчика, понять причину его
поступков.
Мои собеседники уже не сомневаются,
что Алеша снова будет звонить. И то, что
мальчик легко в разговоре переходит на «ты» им тоже понятно. Он
начинает ощущать с дедушкой
некую душевную близость, он уже
испытывает по отношению к своему
неведомому собеседнику практически
родственные чувства.
И вот, наконец, развязка истории. Алеша
идет в гости к дедушке. Он боится того, что будет дальше? А вдруг дедушка,
увидев не родного внука, а чужого мальчишку, просто выставит его за дверь?
Размышляем
с ребятами, возможен ли такой вариант развития событий? Все считают, что нет, что дедушка, конечно,
понял, что разговаривает по
телефону не со своим малышом. Но
этому знакомству будет очень рад…
Потрясающий, на мой
взгляд, финал рассказа.
Алеша хочет
предупредить дедушку по телефону о своем
приходе (зачем??? Дедушка старенький, его нельзя волновать
лишний раз. Дети это понимают ) и когда долгое время никто не снимает трубку, он испытывает такое сильное душевное волнение: «С дедушкой что-то случилось!!! Он там совсем
один!!! Его нужно спасать — Алешиного
дедушку, героя-летчика…».
Вижу
слезы у многих ребят. В их глазах читается надежда на то, что все будет
хорошо. Они, такие разные дети, все
мечтают, чтобы дедушка обрел новую семью, чтобы Алеша стал его любящим внуком. И чтобы дедушка
почувствовал себя нужным…
На мой взгляд, совершенно удивительный
рассказ, не оставляющий равнодушными
моих слушателей. Возможно, после
нашего разговора, эти дети, встретив в своей жизни не только ветерана, но и
просто пожилого человека, отнесутся к
нему по-человечески.
5
Нужно написать отзыв по рассказу Сергей ГЕОРГИЕВ Дедушка
1 ответ:
0
0
Напиши мне он очень понравился, запиши момент который тебе понравился,что сделала бы на его месте и т.п
Читайте также
Это означает:когда на дворе темно,и над речкой гарит звезда,она очень красиво отражается в воде.Кстати картинки на эту тему очень красивы!
<span>Звертання до історичних подій, боротьба України за незалежність
</span>
Эпос-это героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей[2].
Евгений Базаров, будучи нигилистом отрицал любовь, но в постепенно он поддавался ей. Если в начале знакомства с Одинцовой он оценивал её, то через некоторое время поймал себя на мысли о том, что он влюблен в неё.:<em>»Настоящею причиной всей этой «новизны» было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, — чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило. Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни<…>Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему — все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе.<…></em><span><span><em>Он ловил самого себя на всякого рода «постыдных» мыслях, точно бес его дразнил. Ему казалось иногда, что и в Одинцовой происходит перемена, что в выражении ее лица проявлялось что-то особенное, что, может быть… Но тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком.»</em>
</span>Но тем не менее, даже бучуди влюбленным в женщину, он не переставал анализировать свои поступки (что видно и в предыдущем отрывке). Даже то, как он признается говорит об этом:<em>»</em></span><em>Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…»
</em>Любовь — чувство, перед которым Базаров не мог устоять.
<span>Подмосковные рощи<span>Николай Заболоцкий
<span><span>Жучок ли точит древесину
Или скоблит листочек тля,
Сухих листов своих корзину
Несёт мне осенью земля.</span><span>В висячем золоте дубравы
И в серебре березняки
Стоят, как знамения славы,
На берегах Москвы-реки.</span></span></span></span>
ОЙ, девочки ,сейчас прочитала….
19 сентября 2014 16:01
решила поделиться историей… может кто уже читал… тронула до глубины души…
Рассказ Георгиева С.Г. Называется «Дедушка»
Алеша вошел в телефонную будку и набрал Славкин номер. Занято…
От нечего делать Алеша стал рассматривать номера, небрежно написанные и нацарапанные на внутренней стене будки.
А вот этот, в стороне от всех, написан аккуратненько. Сам не зная зачем, Алеша вдруг набрал этот чужой номер.
– Слушаю, – вдруг тихим хриплым голосом заговорила телефонная трубка. – Слушаю, кто говорит?
Еще можно было, ни слова не говоря, быстро нажать на рычаг, но Алеша неожиданно для себя произнес:
– Это я…
Невидимый человек совсем не удивился, даже наоборот. Голос его как-то сразу потеплел, стал звонче.
– Здравствуй, малыш! Я очень рад, что ты позвонил. Я ждал твоего звонка, малыш… Ты как всегда торопишься, да?..
Алеша не знал, что ответить. Тот человек, конечно, принял его за кого-то другого, надо было немедленно сказать ему об этом, извиниться.
– Как дела у тебя в школе?
– В школе… нормально… – пробормотал Алеша.
Собеседник, видимо, что-то почувствовал, голос его снова стал таким же хриплым.
– Ты, наверное, сейчас в бассейн? Или в студию? Бежишь, да? Ну, беги! Спасибо, что позвонил. Я ведь каждый день жду, ты же знаешь.
Весь следующий день Алеша думал о человеке, который очень ждал звонка какого-то «малыша».
И Алеша решил позвонить еще раз, чтобы извиниться.
Трубку сняли сразу.
– Здравствуй, малыш! Спасибо, что не забываешь деда! Может, зайдешь как-нибудь? Ты знаешь, я ведь почти не выхожу… Раны мои, будь они неладны!
– Раны?.. – ужаснулся Алеша.
– Я ж тебе рассказывал, малыш. Ты, правда, совсем еще крохой был, позабыл все, наверное? Меня ранили, когда я еще на «Ильюхе-горбатом» летал. Да ты вот позвонил, и мне легче. Мне совсем хорошо.
Алеша вдруг понял, что он просто не может сказать этому старому, израненному в боях человеку, что тот говорит с обманщиком.
Вечером Алеша как бы случайно, вскользь спросил у отца:
– Папа, а что такое «Ильюха-горбатый»?
– «Ильюха-горбатый»? Это самолет такой был в годы войны — штурмовик Ил-2.Немцы его страшно боялись, называли «черной смертью».
– А если бы мой дедушка не погиб на войне, мы бы часто ходили к нему?
Отец сжал руку Алеши.
– Если бы только мой отец был жив…
Он ничего больше не сказал, большой и сильный человек. И Алеша подумал, что ведь мог погибнуть и дед этого неизвестного «малыша». Но «малышу» удивительно, просто невероятно в жизни повезло!
И просто необходимо позвонить тому человеку.
Голос старика был почти веселым.
– Ну теперь каждый день праздник! Как дела, малыш?
– Нормально! – неожиданно для себя ответил Алеша. – А ты-то как, расскажи, пожалуйста.
Старик очень удивился. Видно, не привык, чтобы его делами кто-то интересовался.
– Да у меня все по-прежнему. Дела-то стариковские.
– А ты видел в войну танки?
– Танки? Я их с воздуха прикрывал. Эх, малыш, было однажды…
Хрипловатый голос старика стал звонким, молодым и веселым, и стало казаться, что не пожилой человек сидит в пустой стариковской квартире, а боевой летчик управляет своим грозным самолетом. И бой вокруг, на земле и в небе. И далеко внизу идет на врага крохотный, как букашка, танк. И только он, пилот грозного «Ильюхи-горбатого», еще может спасти эту малявку от прямого попадания…
Дядя Володя, сосед Алешки с девятого этажа, работал в милиции. Придя к нему вечером, Алеша сбивчиво рассказал все, и на следующий день сосед принес Алеше маленькую бумажку с адресом и фамилией.
Жил старый летчик не очень далеко, остановок шесть на автобусе. Когда Алеша подошел к его дому, он задумался. Ведь старый летчик-то до сих пор думает, что каждый день разговаривает со своим внуком. Может быть, узнав правду, он даже разговаривать не захочет!.. Надо, наверное, сначала хотя бы предупредить…
Алеша зашел в телефонную будку и набрал номер.
– Это ты?.. – услышал мальчишка в трубке уже знакомый голос. – Я сразу понял, что это ты… Ты звонишь из того автомата, что внизу?.. Поднимайся, я открыл дверь. Будем знакомиться, внук…
Комментарии
Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации