Юрий Карлович Олеша
Друзья
Школьники вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денек-другой.
– Рассаживайтесь! – сказал хозяин комнаты. Тут же он рассмеялся. Рассмеялись и гости.
Рассаживаться было не на чем. Вся обстановка комнаты состояла из кровати, стула, ночного столика и комода.
Все же расселись: двое сели на стул, двое в ногах больного, двое примостились на подоконнике.
Не удалось устроиться только одному из гостей. Он был менее поворотлив, чем остальные, и в борьбе за места оказался побежденным.
Впрочем, он ничем и не выразил своего недовольства. Как видно, уже одно то, что он находился в этой комнате, делало его счастливым. Он, не спуская глаз, смотрел на хозяина комнаты, и взгляд его был полон любви.
– Пушкин, – спросил он, когда шум улегся, – ты сочинил новые стихи?
– Да, Виленька, – ответил хозяин комнаты.
– Ну, прочти! Прочти же! – воскликнул неповоротливый гость. Теперь его неповоротливость исчезла. Он перебегал от одной группы школьников к другой, размахивая руками, как будто хотел обнять и тех, и других, и третьих. Обнять от радости, что его товарищ сочинил новые стихи.
– Да будет тебе, Виленька, – сказал кто-то. – Ну, читай, Пушкин!
Пушкин уже не лежал, а сидел на постели.
Лучи заходящего солнца косо падали на стену, у которой он сидел, и в этих лучах лицо его казалось золотым.
В руках у него появилась тетрадка. Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. С первых же слов школьники поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. Так оно и оказалось. Пушкин читал стихи о своих товарищах.
Они находились тут же, в комнате, и слушали, не сводя с него глаз.
Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинял их удивительный сверстник. Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.
На этот раз им особенно нравилось то, что читал Пушкин. Еще бы, ведь в этих стихах он вел с ними товарищескую беседу, называя каждого из них по имени! То и дело раздавались взрывы хохота. Школьники узнавали свои смешные черты в том или ином стихе этой веселой песни:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. Он сочинял стихи и во время уроков и по ночам, но, как он ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить. Но упорно жег он свечу в своей комнате. Он верил, что когда-нибудь и у него из-под пера вылетит стих, такой же легкий, такой же звонкий и так же попадающий в сердце, как стих Пушкина.
Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.
Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке. Все ждали: что же именно скажет Пушкин о злополучном поэте? Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. Хоть и любят, но все же посмеиваются. В школе, где учился Пушкин, посмеивались над Виленькой.
Виленька, наслаждаясь, слушал звонкую речь поэта. О том, что Пушкин, может, упомянет и его, он меньше всего думал. Он вообще забыл о себе, весь отдавшись поэтическому восторгу. Он чувствовал по голосу поэта и по его жесту, что чтение подходит к концу, и очень страдал от этого: ему хотелось, чтобы Пушкин читал вечно!
И вдруг он увидел, что Пушкин смотрит на него. Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. Он весь превратился в слух. Но услышать помешали ему остальные слушатели. Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!
Все бросились тормошить Виленьку. Ему повторили то, что прочел Пушкин.
– Вот какие ты стихи сочиняешь! – крикнул кто-то. – Такие скучные, что от них заснуть можно!
– Давайте-ка хором! Хором! – крикнул кто-то другой и запел:
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!
Виленька, как сквозь туман, видел вокруг себя синие мундирчики школьников, их красные воротники. И, словно издали, доносились до него их веселые голоса, певшие хором:
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!
Но тут белая рубашка появилась среди синих мундирчиков. Пушкин, вскочив с постели, подбежал к другу.
– Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? – воскликнул он. – Ну, говори! Что же ты молчишь? О, как я себя презираю! Что я должен сделать?
Глаза Пушкина горели. Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. Видно было, что он готов на все.
– Что я должен сделать? Ну, говори!
– Я тебя прощу, если ты…
– Ну?
– Если ты…
– Ну, говори!
– Если ты еще раз прочтешь это дивное стихотворение! Ах, Пушкин, Пушкин…
И Виленька обнял друга.
– Ах, Пушкин! – повторял он. – Ведь я знаю, что ты добрый друг! А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. Ты и себе строгий судья, а что я перед тобой? Ну, прочти, прочти еще раз! Тебя можно слушать вечно, Пушкин!
1949
Обновлено: 11.01.2023
Таким образом, роль воспоминаний в нашей жизни велика.
Готовое сочинение №2
В тексте русского писателя Ю.К. Олеши поднимается проблема места детских воспоминаний в жизни человека и их значения.
Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: детские воспоминания занимают важное место в жизни человека, поскольку с их помощью происходит осмысление жизни и окружающего мира.
С автором текста трудно не согласиться. Воспоминания о детских годах сопровождают человека на протяжении всей дальнейшей жизни, эти воспоминания помогают сравнить мировоззрение в юные годы и мировоззрение в зрелом возрасте, они учат ошибкам и помогают осмысливать важные категории жизни. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.
Подводя итоги, можно сказать, что детские воспоминания важны в жизни всех людей, так как благодаря им, помимо прочего, осмысляется жизнь и окружающий мир.
Готовое сочинение №3
У каждого из нас сохранились на всю жизнь воспоминания детства. Иногда это какие-то особенные события (например, поездка в другой город, поход в цирк или в театр), а иногда это просто какие-то картины, которые внезапно неизвестно откуда выныривают из нашей памяти, и они похожи на кадры давно забытого фильма. Однако все они очень важны для нас, очень ценны. Мне кажется, именно проблеме детских воспоминаний, их важности для человека посвящён текст Юрия Олеши.
Автор говорит о своих воспоминаниях, которые выныривают из памяти совершенно неожиданно. Например, он вспоминает самого себя в 11 лет гимназистом, как он стоит перед картой. И это воспоминание возникают у него не случайно, а потому, что автор знает: в детстве он мечтал совершить на велосипеде кругосветное путешествие. То есть не зря эта карта возникает в его сознании. Мысль о том, чтобы увидеть весь прекрасный мир, прочно засела в его голове еще тогда, в детстве. И именно эта мысль о красоте мира и всего удивительного, что есть в нём, не раз возникает в сознании писателя. В предложениях 18 — 19 писатель вспоминает о том, как он воспринимал самого себя: не как гимназиста, маленького мальчика, который что-то постигает, как-то воспитывается — он ощущал себя просто человеком. И это, мне кажется, тоже очень важно, потому что именно общечеловеческое стало таким ценным для писателя, когда он вырос и стал писать книги. Именно это восприятие самого себя как просто человека дало ему способность воспринимать и других просто как людей, а не как, например, врагов во время войны, о которой писатель говорит с такой горечью.
Автор, как мне кажется, считает, что в детстве закладывается нечто очень важное, что остаётся с человеком на всю жизнь: его восприятие самого себя и мира, в котором он живет.
Я согласен с писателем. Мне трудно судить о самом себе, потому что я ещё не так далеко ушел от своего детства, но я не раз читал книги, в которых говорилось об этом. Скажем, в трилогии Льва Толстого. И я думаю, что, действительно, многие вещи, которые человек постиг, ощутил, прочувствовал в детстве, когда ещё он не очень много понимал, но очень непосредственно чувствовал, становятся путеводными звездами на всю человеческую жизнь. И мне хотелось бы, чтобы самые счастливые мои воспоминания детства навсегда остались со мной и стали для меня утешением и радостью, если мне станет плохо или в жизни произойдет какая-то неудача.
Готовое сочинение №4
Какое значение в нашей жизни имеют воспоминания? Почему события, произошедшие в детстве, часто всплывают в нашем сознании? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя Ю. К. Олеши.
Авторская позиция заключается в следующем: многие события, произошедшие в детстве, без всякого усилия с нашей стороны врезаются в память человека, помогают нам понять окружающий мир, обрести истинные жизненные ценности. Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, именно в детстве, получая первые впечатления от окружающего мира, мы постигаем его, усваиваем нравственные уроки.
В заключение подчеркну, что детство – это прекрасная и важная пора в жизни человека, когда в нём закладываются нравственные основы. Воспоминания детства часто всплывают в нашей памяти и согревают душу.
Готовое сочинение №5
Что такое воспоминания и как они возникают? Над этими вопросами задумывается писатель Юрий Олеша. В тексте он поднимает проблему осмысления особенностей человеческой памяти.
По мнению автора, невозможно заставить себя вспомнить что-нибудь конкретное, картинки из прошлого появляются в нашем сознании сами собой. Так, рассказчик думает о времени обучения в гимназии и заостряет внимание не на событиях, а на чувствах и переживаниях. Герою интересно проследить за изменениями в собственном восприятии мира. Многие мечты не сбылись, но память сохранила ожидания маленького человека от ещё незнакомой жизни.
Итогом размышлений автора становится такая позиция: человеку не дано понять закономерность возникновения воспоминаний, так как они рождаются независимо от его воли.
Таким образом, воспоминания по природе своей свободны; сложно сказать, как именно они возникают, и в этом заключается их прелесть.
Готовое сочинение №6
Наши воспоминания живут своей жизнью, ведь очень часто мы пытаемся воскресить в памяти нужные образы и факты, но натыкаемся на глухую стену, хотя точно помним, что учили все это наизусть. А в другой раз на ум придет совершенно лишняя деталь, мы вспомним все до малейшей подробности о том, чего уже и не давно. Эта проблема человеческой памяти волнует многих исследователей и даже писателей. Так, Ю.К. Олеша посвятил ей несколько страниц.
Позиция автора ясна: он считает, что человек не может управлять памятью. Она не подчиняется нашей воле и работает по неизвестным нам закономерностям.
Таким образом, человеческая память представляет нам картины воспоминаний произвольно, хаотично и неполно. Мы не можем управлять этим процессом так, как нам хотелось бы. Но, возможно, скоро научные открытия позволят нам лучше узнать эту сферу и понять, как подчинить ее своей воле.
Готовое сочинение №7
Как работают воспоминания? Именно над этой проблемой рассуждает Юрий Карлович Олеша в предложенном для анализа тексте.
Эти примеры, дополняя друг друга, помогают понять как же на самом деле работают воспоминания.
Авторскую позицию, как мне кажется, можно выразить так: воспоминание – это невероятное явление, которое может проявляться совсем непредвиденно. Человек со временем забывает многие события его жизни, но все они остаются в его сознании. И иногда внезапно могут появиться.
Я полностью согласна с позицией автора. Сознание человека может хранить в себе миллионы воспоминаний, которые сам человек может позабыть. Многие радостные и важные моменты нашей жизни с годами стираются у нас из памяти. Но какую радость может испытать человек от внезапно появившегося воспоминания из детства. С какой теплотой мы вспоминаем время, проведенное вместе с семьей или друзьями. Воспоминания возникают неожиданно, будто сюрпризы, которые память преподносит человеку. Я считаю это логичным, ведь было бы неинтересно помнить все на свете.
Готовое сочинение №8
Какое значение в жизни человека имеют детские воспоминания? Над этим вопросом предлагает задуматься автор текста Юрий Олеша, русский советский писатель и поэт.
Все мысли, эмоции и чувства, испытанные в детстве, повлияли на то, кем мы в дальнейшем стали, и вспоминать о том, кем мы были, полезно для анализа своей жизни и себя как человека.
Авторская позиция выражена в том, что события детства, закрепившиеся в нашей памяти и периодически сами по себе появляющиеся в виде воспоминаний, помогают понять окружающий мир и себя, свои мечты — ведь когда, как не в детстве, мы легче всего понимаем свои желания?
Я согласна с позицией автора. Воспоминания детского возраста невероятно ценны и приятны, и благодаря им мы постигаем мир, получаем опыт.
Таким образом, роль детских воспоминаний в жизни человека велика. Будучи детьми, мы только учимся жить, познавать этот мир, понимать себя и окружающих. Воспоминания об этих временах часто появляются в сознании даже во снах, согревая душу и помогая нам в жизни.
Сам текст из 7 варианта по которому писались сочинения начинается так:
• Задание 15.1
Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания, взятого из
Большого справочника русской
грамматики: «Междометия — это
эмоциональные сигналы, выражающие
реакцию говорящего на ситуацию».
3. ШАГ 1
• Пишем ВСТУПЛЕНИЕ. Раскрываем смысл
высказывания своими словами.
• Высказывание, взятое из Большого справочника
русской грамматики, я понимаю так:
междометия — это специальные слова, которые
используются для быстрого реагирования
человека на различные события реальной
действительности. Докажем справедливость
данного высказывания на примерах, взятых из
текста Олеши Ю.К. (35 слов)
• Обратите внимание:
1. при раскрытии смысла высказывания важно не повторять
слова из самого высказывания. Так, в предложенном вступлении
вместо словосочетания эмоциональные сигналы употреблено
словосочетание специальные слова, вместо выражающие
реакцию говорящего на ситуацию — которые используются для
быстрого реагирования человека на различные события
реальной действительности;
2. выражение высказывание . я понимаю так можно заменить
другими, например: высказывание . означает следующее или
высказывание . можно истолковать так и т.п.;
3. не забудьте логически связать эту часть сочинения с
последующей (см. последнее предложение вступления).
5. ШАГ 2
• Формулируем АРГУМЕНТЫ. Нужно не
только найти предложение с
междометием, но и указать его
функцию. Предложение переписывать не
обязательно, достаточно указать его
номер.
• Аргумент 1
Обратимся к предложению 41. В нём
писатель использует междометие «ну». В
данном контексте оно помогает герою —
Пушкину — выразить свою реакцию на
молчание друга — нетерпение. (23 слова)
Аргумент 2
Теперь рассмотрим предложение 47,
которое начинается с междометия «ах». Оно
сигнализирует о том, что Вильгельм
искренне восхищён талантом друга. (18 слов)
• Обратите внимание:
1. нужно найти предложение с междометием,
указать его номер или процитировать;
2. необходимо при этом назвать функцию
междометия;
3. каждый пример начинаем с красной строки;
4. начать примеры можно словами
обратимся или рассмотрим.
8. ШАГ 3
• Формулируем ВЫВОД.
Таким образом, нет никакого
сомнения в том, что «междометия — это
эмоциональные сигналы, выражающие
реакцию говорящего на ситуацию». (17
слов)
• Обратите внимание:
1. вывод можно начать с вводных слов таким
образом, итак или следовательно;
2. если во вступлении вы не цитировали высказывание,
то это можно сделать в заключительной части.
Помните, что в сочинении должно быть как минимум
3 абзаца!
Всего в сочинении — 93 слова (норма — не менее 70
слов)
10. А теперь попробуйте написать сочинение самостоятельно, используя данный ШАБЛОН:
Высказывание, взятое из________________________________ я
понимаю так: междометия – это __________________________________,
которые служат для ________________________________________ и для
____________________________________________________________________.
Докажем справедливость данного высказывания на примерах,
_________________________________________________________________.
Обратимся к предложению _______. В нём писатель использует
междометие _____. В данном контексте оно помогает герою _______________ — выразить
___________________________________________.
Теперь рассмотрим предложение _______, которое начинается с
междометия ______. Оно сигнализирует о том, что _______________________
_________________________________________________________________.
Таким образом, нет никакого сомнения в том, что
___________________________________________________________
11. Сочинение 15.1
12. Сочинение на морально-этическую тему
13. 1. Формулируем ТЕЗИС. Даём определение слову ДРУЖБА.
1. Формулируем ТЕЗИС. Даём определение слову ДРУЖБА.
• Обратите внимание:
• 1.
дать определение понятию вам поможет текст сжатого
изложения, т.к. его тема перекликается с темой сочинения;
• 2. прежде чем сформулировать определение,
проанализируйте содержание текста для изложения и
сопоставьте его с содержанием текста Ю.Олеши, это
необходимо сделать для того, чтобы избежать несоответствия
между определением слова дружба и примерамиаргументами из указанного текста и вашего жизненного опыта;
в тексте для изложения названо несколько отличительных
признаков дружбы, но не нужно в определении перечислять
все признаки, укажите только тот, который можно
проиллюстрировать примером из текста Ю.Олеши;
• 3. объясняя смысл слова дружба, избегайте такой
формулировки: Дружба — это когда . ;
• выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ:
• а) назвать понятие (дружба),
• б) назвать более широкое понятие (например, отношения),
• в) указать отличительный признак (например, основанные
на . );
• 4. предлагаю другие варианты определения слова
дружба:
• а) Дружба — это одна из основных добродетелей,
выражающаяся во взаимном понимании, искренности .
• б) Дружба — это разновидность отношений между людьми,
которые характеризуются .
• в) Дружба — это форма общения людей, основанная на .
• 5. не забудьте логически связать эту часть сочинения с
последующей (см. последнее предложение вступления).
• 2. Приводим АРГУМЕНТ из прочитанного текста,
подтверждающий наши рассуждения.
• 3. Приводим АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта.
3. Формулируем ВЫВОД.
• Помните, что в сочинении должно быть как минимум 3
абзаца! В данной работе получилось 4 абзаца:
1. Объяснение смысла предложений из текста.
2. Аргумент 1.
3. Аргумент 2.
4. Вывод.
16. Что такое дружба?
17. Что такое дружба?
18. Что такое дружба?
• Дружба — это близкие отношения, основанные прежде всего на
взаимопонимании и искренности. Настоящий друг от души порадуется
твоим успехам, и в его сердце никогда не будет зависти. Докажу
справедливость своих слов на конкретных примерах.
• Обратимся к тексту Ю.Олеши. В нём повествуется о
взаимоотношениях двух лицеистов — Пушкина и Кюхельбекера.
Вильгельм — настоящий друг, потому что он не только не обижается
на адресованные ему строки, но и осознаёт гениальность юного поэта
и не скрывает своего искреннего восхищения (предложения 49 — 56).
• У меня тоже есть подруга. Её зовут Кристина. Она надёжная,
понимающая, отзывчивая. Вот уже шесть лет Кристина успешно
занимается спортивной гимнастикой. Я всегда искренне радуюсь её
победам и достижениям. Совсем недавно Кристина заняла первое
место в областных соревнованиях. Я знаю, каким трудом она добилась
этой победы. Я очень горжусь своей подругой и дорожу нашей дружбой!
(55 слов)
• Таким образом, одно из основных условий дружбы — отсутствие
зависти и конкуренции.
19. Сочинение 15.2
• Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы
понимаете смысл заключительных предложений текста:
» — Ах, Пушкин! — повторял он. — Ведь я знаю, что ты
добрый друг!».
• Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного
текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
• Приводя примеры, указывайте номера нужных
предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен
составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
20. ШАГ 1
• Пишем ВСТУПЛЕНИЕ. Объясняем смысл
заключительных предложений текста.
Данная реплика принадлежит лицейскому другу
А.С.Пушкина — Вильгельму. Она свидетельствует о
том, что Виленька искренне восхищается талантом
юного поэта и совершенно не держит на него зла за
обидные слова, прозвучавшие в стихотворении в его
адрес. Докажу свои рассуждения примерами из
прочитанного текста. (43 слова)
21. Обратите внимание:
1. во вступлении можно процитировать заключительные
предложения, но помните, что цитату нужно ещё объяснить;
2. объясняя смысл цитаты, напишите, кому из героев
принадлежит реплика, о чём она свидетельствует. Можно также
уточнить, при каких обстоятельствах были произнесены данные
слова (только коротко), как они характеризуют того, кто их
произнёс.
3. не забудьте логически связать эту часть сочинения с
последующей (см. последнее предложение вступления).
22. ШАГ 2
23. Аргумент 1
Во-первых, на вопрос Пушкина о том,
что он
должен сделать, чтобы искупить свою вину
за нанесённую обиду, Вильгельм, вместо
упрёков, неожиданно просит прочесть
стихотворение ещё раз (предложение 46).
При этом он восхищённо называет
творение Пушкина «дивным». (35 слов)
24. Аргумент 2
Во-вторых, Вильгельм объясняет
критику на
свой счёт тем, что Пушкин, как никто
другой, осознаёт высокий долг поэта и
строго судит не только других, но и себя
(предложения 51 — 53). (28 слов)
25. Обратите внимание:
1. оба аргумента должны быть только из прочитанного текста;
2. прочитайте текст ещё раз и отметьте предложения,
подтверждающие ваши рассуждения;
3. коротко напишите, о чём говорится в выделенных вами
предложениях, не забудьте указать номера этих предложений;
4. каждый аргумент начинаем с красной строки;
5. начать аргументы можно словами во-первых, во-вторых.
26. ШАГ 3
• Формулируем ВЫВОД.
Таким образом, «добрый» друг в понимании
Вильгельма тот, кто искренен и не боится сказать
правду в глаза. (16 слов)
Обратите внимание:
1. вывод можно начать с вводных слов таким
образом, итак или следовательно;
2. в заключительной части сочинения нужно пояснить
• Помните, что в сочинении должно быть как
минимум 3 абзаца! В данной работе получилось
4 абзаца:
1. Объяснение смысла предложений из текста.
2. Аргумент 1.
3. Аргумент 2.
4. Вывод.
Всего в сочинении 122 слова (норма — не менее
70 слов).
28. А теперь попробуйте написать сочинение самостоятельно, используя данный ШАБЛОН:
А теперь попробуйте написать сочинение самостоятельно, используя
данный ШАБЛОН:
Данная реплика принадлежит _________________. Она свидетельствует о том, что
_____________________________________________________________________.
___________________________________________________.
Докажу свои рассуждения
_____________________________________________________.
Во-первых, _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(предложение . ).
Во-вторых, _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________ (
предложения 51 — 53).
Таким образом, «добрый» друг в понимании Вильгельма тот, кто
__________________________________________________________________________.
29. Задание 15.2
Читайте также:
- Книги читать скуки не знать сочинение
- Сочинение памятник кириллу и мефодию
- Сочинение моя бабушка акушерка
- Сочинение на тему я неодушевленный предмет
- Джейн эйр итоговое сочинение 2021
:
Тираны похитили мальчика, а его сестру отдали в цирк. Повзрослев, сестра поучаствовала в свержении тиранов, спасла лидера повстанцев, узнала о своём происхождении и нашла потерянного брата.
Очень краткое содержание
Вымышленной страной правили три жестоких и жадных тирана. Они были бездетны и нуждались в наследнике, поэтому похитили четырёхлетних брата и сестру. В наследники тираны выбрали мальчика и запретили ему общаться с детьми: они не хотели, чтобы он научился у них доброте.
Чтобы наследник не скучал, тираны велели известному в то время изобретателю сделать куклу — копию его сестры, растущую вместе с мальчиком. Уже ненужную сестру отдали в бродячий цирк. Затем тираны захотели, чтобы изобретатель вживил наследнику железное сердце. Они считали, что это сделает наследника таким же жестоким тираном. Изобретатель отказался, и его заперли в клетке.
Через восемь лет в стране началась революция, но её подавили. Одного лидера, оружейника, схватили, а второй, гимнаст, спрятался в доме известного учёного. Проигравший народ убегал из дворца, многих взяли в плен. Перешедшие на сторону народа гвардейцы из ненависти сломали куклу наследника, которого в народе считали жестоким мальчиком с железным сердцем. Починить куклу тираны приказали учёному. Тот её потерял и во время поисков попал в цирковой балаганчик, где встретился с гимнастом и девочкой-циркачкой, очень похожей на куклу.
Ранее гимнаст случайно узнал о подземном ходе, ведущем из дворца. Он воспользовался случаем и поручил циркачке отправиться во дворец под видом куклы, освободить оружейника и вместе с ним сбежать через подземный ход.
План удался. Циркачка пробралась в зверинец, где в клетке держали оружейника. Из другой клетки девочку окликнуло обросшее шерстью существо, дало ей дощечку с письменами и умерло.
Циркачка освободила оружейника, они добрались до подземного хода. Оружейник успел сбежать, а девочку схватили гвардейцы тиранов. Её судили и решили бросить тиграм. Но перед казнью мятежные гвардейцы подменили девочку случайно найденной куклой. Затем восставший народ начал штурм дворца и победил.
Через год, на праздновании годовщины народной победы, циркачка выступила с бывшим наследником и прочла публике послание умершего в зверинце существа — бывшего изобретателя. Тот раскрывал тайну происхождения циркачки и наследника и просил прощения у разлучённых брата и сестры.
Подробный пересказ по частям
Часть эпилога дана перед первой главой для лучшего понимания пересказа.
Пожелав иметь наследника, Три Толстяка похитили четырёхлетних брата и сестру, Тутти и Суок.
Три Толстяка — правители страны, тираны, самые толстые и самые богатые в стране, в романе их называют Первым, Вторым и Третьим Толстяками.
Ту́тти — наследник Толстяков, 12 лет, худенький, светловолосый, добрый и одинокий.
Суо́к — гимнастка, 12 лет, кудрявая, сероглазая, отважная.
Толстяки выбрали в наследники Тутти, а Суок отдали в бродячий цирк, чтобы мальчик не общался с живыми детьми и вырос злым и жадным. Затем Толстяки велели Тубу сделать уникальную механическую куклу, похожую на Суок, которая должна была расти, как живая девочка.
Туб — великий учёный и изобретатель, создатель куклы.
Туб создал куклу. Когда Толстяки велели ему заменить живое сердце Тутти на железное, он отказался.
Никакое сердце — ни железное, ни ледяное, ни золотое — не может быть дано человеку вместо простого, настоящего человеческого сердца.
Толстяки приказали заточить Туба в клетку, где он прожил восемь лет, одичал, но не забыл о детях.
Часть 1. Канатоходец Тибул
В стране, которой правили жестокие Три Толстяка, жил учёный, доктор Гаспар Арнери. Он был настолько мудр, что многие считали его волшебником.
Гаспа́р Арне́ри — знаменитый учёный, немолодой, немного рассеянный, добрый.
Однажды доктор Гаспар решил прогуляться ко Дворцу Трёх Толстяков, но даже не смог выйти из города: огромные городские ворота заперли, чтобы народ не поддержал Просперо и Тибула, которые собрали армию бедных рабочих: ремесленников, рудокопов, матросов — и восстали против Толстяков.
Проспе́ро — оружейник, высокий и крупный, рыжеволосый, суровый и храбрый.
Тибу́л — гимнаст, друг и соратник Просперо, высокий, стройный и гибкий.
Забравшись на высокую башню, доктор Гаспар увидел, что гвардейцы Толстяков обратили в бегство народную армию и пленили Просперо. Тут в башню попала бомба, и строение рухнуло вместе с доктором Гаспаром.
Очнувшись, доктор Гаспар добрался до людных улиц и узнал, что Просперо посадили в железную клетку в зверинце Дворца Трёх Толстяков, Тибул ещё на свободе, а их сторонников казнят завтра на площади.
Доктор Гаспар нанял экипаж и отправился домой через площадь Звезды. Она была накрыта стеклянным куполом, в центре которого сиял самый большой в мире фонарь.
Свет его был так прекрасен и так не похож на какой бы то ни было земной свет, что люди дали этому фонарю чудесное имя — Звезда.
Народ на площади наблюдал, как по одному из тросов, на которых висел фонарь, шёл человек в пёстром трико — гимнаст Тибул. Гвардейский офицер попытался подстрелить Тибула, но его остановили гвардейцы, перешедшие на сторону народа. Тибул добрался до фонаря, выключил его и в темноте исчез через люк в куполе.
Вскоре Тибул вылез из камина в кабинете доктора Гаспара, который и помог ему спрятаться.
Часть 2. Кукла наследника Тутти
Дувший с утра сильный ветер подхватил торговца воздушными шарами и отнёс его прямо в кухню Дворца Трёх Толстяков, где торговец опустился на огромный торт. Толстяки праздновали удачное подавление мятежа, и готовить новый торт у кондитеров не было времени. Тогда старший кондитер велел украсить торговца кремом и цукатами, превратив его в украшение для торта.
Поэт мог принять теперь его за лебедя в белоснежном оперении, садовник — за мраморную статую, прачка — за гору мыльной пены, а шалун — за снежную бабу.
Так торговец попал на стол к Трём Толстякам и увидел, как те допрашивали Просперо. Первый Толстяк владел всем хлебом, Второму Толстяку принадлежал весь уголь, а Третий Толстяк скупил всё железо. Однако, несмотря на власть и богатство, они тряслись от страха, глядя на грозного Просперо.
Когда Просперо увели, в зал вбежал Тутти, плача и жалуясь, что мятежные гвардейцы назвали его «волчонком с железным сердцем» и сломали куклу.
Аппетит у Толстяков пропал, и торговец попал обратно на кухню. Поварята, взамен на все его воздушные шары, выпустили торговца через подземный ход, который начинался в огромной кастрюле. Заканчивался ход на огороде, где торговца и нашёл Тибул, замаскированный доктором Гаспаром под негра. Тибул решил использовать подземный ход для спасения Просперо.
Толстяки отменили казнь Просперо, пока кукла Тутти не будет восстановлена. Они велели доктору Гаспару за сутки починить куклу, обещая в случае успеха исполнить любое его желание. В противном случае доктора Гаспара ожидало наказание.
Доктор Гаспар разобрал куклу, понял, что починить её за сутки невозможно, и отправился во Дворец Трёх Толстяков. По дороге кукла потерялась, и доктор Гаспар стал её искать, почти поверив, что игрушка живая. Доктор забрёл в цирковой балаган, где обычно выступал Тибул, и встретил Суок — копию сломанной куклы.
Часть 3. Суок
Появившийся в балагане Тибул придумал план: Суок сыграет роль куклы, проберётся в зверинец, освободит Просперо и сбежит вместе с ним из дворца через подземный ход. Суок надела самое красивое платье, и доктор Гаспар повёз её к Трём Толстякам.
Прощанье продолжалось минуту. Люди, представляющие в цирке, не любят слёз. Они слишком часто рискуют своей жизнью.
По дороге во дворец доктор Гаспар заметил Раздватриса, который держал в руках потерянную куклу.
Раздватри́с — известный в городе учитель танцев, тощий, изящный человечек с длинным носом, очень трусливый.
Наследник Тутти был счастлив: раньше кукла только двигалась и танцевала, а теперь научилась петь и говорить. В качестве награды доктор Гаспар потребовал отменить казнь и отпустить всех пленников, и Толстякам в конце концов пришлось согласиться.
Суок осталась во дворце. Тутти, который никогда не видел живых детей, принимал её за куклу. Как ни старались Толстяки, Тутти так и остался добрым и мягкосердечным мальчиком.
Вечером Суок стащила у Тутти ключ от одной из клеток зверинца, который ему велели хранить как зеницу ока. Ночью она пробралась в зверинец и искала клетку Просперо, когда её окликнуло по имени заросшее шерстью существо с длинными когтями и волчьей мордой — Туб.
Умирая, он дал Суок дощечку, на которой была написана история про неё и Тутти. Решив, что это умер Просперо, девочка закричала.
Часть 4. Оружейник Просперо
Поднявшийся переполох разбудил стражу, но Суок в зверинце так и не нашли. Той же ночью Толстяки узнали, что Тибул собирает войско, куда вступают и многие гвардейцы; фабрики и шахты не работают, а крестьяне бунтуют. От страха Толстяки начали жиреть. Государственный совет решил, что от ожирения помогут танцы. Гвардейцев послали за Раздватрисом. Когда гвардейцы везли Раздватриса во дворец, тот захватил с собой сломанную куклу, которую считал невероятно изящной вещью. По дороге верные народу гвардейцы отняли у него игрушку.
Воспользовавшись переполохом, Суок выпустила Просперо из клетки, и они добрались до кухни. Просперо нашёл кастрюлю без дна и нырнул в неё, но Суок последовать за ним не успела: в кухню ворвалась освобождённая ранее Просперо пантера и бросилась вслед за ним. Внизу грянул выстрел. Гвардейцы вытащили из дыры мёртвого зверя и схватили Суок, но ей было всё равно, ведь Просперо успел спастись.
Наследник Тутти не слышал этого переполоха: его усыпили на трое суток, чтобы мальчик не помешал расправиться с «куклой».
Суок тем временем дожидалась суда. Она была уверена, что Просперо и Тибул её освободят.
Девочки её возраста не страшатся явной опасности. Они не испугаются направленного на них пистолетного дула, но зато им будет страшно остаться в тёмной комнате.
По дороге в зал суда Суок заменили на куклу. Толстяки поняли это только после того, как попытались скормить её тиграм. В этот момент народ захватил Дворец Трёх Толстяков. Богачи решили уплыть из страны, но в гавани их арестовали матросы.
Трёх Толстяков показали народу в главном зале дворца. Просперо призвал запомнить день и час победы над Толстяками. Все посмотрели на огромные дубовые часы, их дверца открылась и показалась Суок — в часах её спрятали верные народу гвардейцы. Просперо назвал Суок своей спасительницей. Сквозь толпу к ним спешил «улыбающийся доктор Гаспар».
Толстяков посадили в клетку, где раньше сидел Просперо.
Эпилог
Год спустя праздновали годовщину победы над Толстяками. Суок выступала на площади Звезды вместе со своим братом Тутти. После представления Суок прочла своим зрителям то, что написал Туб на дощечке. В своём послании тот просил прощения у Тутти, «что на языке обездоленных значит: „Разлучённый“», и у Суок, что переводится как «Вся жизнь».
(1)Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. (2) Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денёк-другой.
— (З)Рассаживайтесь! — сказал хозяин комнаты.
— (4)Пушкин, — спросил полный, неповоротливый мальчик, — ты сочинил новые стихи?
— (5)Да, Виленька, — ответил хозяин комнаты.
— (6)Ну, прочти! (7)Прочти же! — воскликнул гость.
(8) В руках у Пушкина появилась тетрадка. (9)Он перелистал её и, найдя то, что искал, громко прочёл заглавие. (10)С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. (11)Так оно и оказалось.
(12) Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз. (13) Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинил их удивительный сверстник. (14)Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.
(15) Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. (16)Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. (17)Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить… (18)Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.
(19) Ясно было, что стихотворение, посвящённое товарищам, не обойдётся без упоминания о Виленьке. (20)Все ждали, что же скажет Пушкин о злополучном поэте. (21)Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. (22)Хоть и любят, но всё равно посмеиваются. (23)Вдруг Вильгельм увидел, что Пушкин смотрит на него. (24)Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. (25)Он весь превратился в слух. (26)Но услышать ему помешали остальные слушатели. (27)Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.
(28) Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!
(29) Все бросились тормошить Виленьку. (30)Ему повторяли то, что прочёл Пушкин. (31)Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу.
— (32)Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? — воскликнул он. — (ЗЗ)Ну, говори! (34)Что же ты молчишь? (35)О, как же я себя презираю! (Зб)Что я должен сделать?
(37)Глаза Пушкина горели. (38)Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. (39)Видно было, что он готов на всё.
— (40)Что я должен сделать? (41)Ну, говори!
— (42)Я тебя прощу, если ты…
— (43)Ну?
— (44)Если ты…
— (45)Ну, говори!
— (46)Если ты ещё раз прочтёшь это дивное стихотворение! (47)Ах, Пушкин, Пушкин…
(48)И Виленька обнял друга.
— (49)Ах, Пушкин! — повторял он. — (50)Ведь я знаю, что ты добрый друг! (51)А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. (52)Ты и себе строгий судья… (53)А что я перед тобой? (54)Ну, прочти, прочти ещё раз! (55)Тебя можно слушать вечно, Пушкин!
15.3 Что такое дружба? Вафина Сабина (группа 2 уровня)
Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения
Что такое дружба? Каждому знакомо и привычно это слово, но не каждый сможет четко объяснить, что оно обозначает. Для меня дружба – это отношения между людьми, основанные на доверии, поддержке, понимании. Друг поможет в трудную минуту, поднимет настроение. Рядом с настоящим другом не страшны никакие беды. В тексте Ю.Олеши есть пример истинной дружбы.
Пушкин и Виленька – друзья с юности. Виленька восхищался талантом своего «удивительного сверстника», любил его. Теплой дружбой отвечал мальчику и Пушкин. Маленький поэт ценил стремление Виленьки к поэзии, его старание и упорство. Нелепая шутка Пушкина не стала преградой дружбе героев. Пушкин, прочтя «обидные строки» в адрес своего друга, тут же почувствовал угрызения совести, бросился просить прощения, стремился во что бы то ни стало загладить вину. Но Виленька и не думал обижаться.
Также приведу в пример своего друга. Мы вместе с самого детства и я уверен в его верности и честности. Ему я могу доверить любой секрет, на него могу рассчитывать в трудную минуту. Так же и он не сомневается во мне. Он знает, что я всегда помогу и поддержу. Надеюсь, наша дружба никогда не разрушится.
Таким образом, дружба очень важна для каждого человека. Истинная дружба выдержит любые испытания.
15.2 Мамедов Данил (группа 2 уровня)
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительных предложений текста: «— Ах, Пушкин! — повторял он. — Ведь я знаю, что ты добрый друг!»
В тексте Ю.Олеши рассказывается о друзьях Пушкина. В дружной веселой компании лицеистов все восхищались стихами юного поэта. А самым большим поклонником был Виленька.
Виленька считал поэзию частью своей жизни. Однако стихи давались ему очень непросто. В то время как Пушкин сочинял стихотворения легко. Произведения «удивительного сверстника» восхищали Виленьку, он уважал талант Пушкина, любил его. Теплой дружбой отвечал мальчику и Пушкин. Маленький поэт ценил стремление Виленьки к поэзии, его старание и упорство.
Настоящую дружбу не может разрушить нелепая шутка. Именно поэтому Пушкин, прочтя «обидные строки» в адрес своего друга, тут же почувствовал угрызения совести, бросился просить прощения, стремился во что бы то ни стало загладить вину. Но Виленька и не думал обижаться. Для него дружба и преданность Пушкина несомненны.
Вот почему в заключительных предложениях текста Виленька восклицает: «— Ах, Пушкин! … Ведь я знаю, что ты добрый друг!» Эти слова мальчика еще раз подчеркивают крепость и нерушимость дружбы между героями.
15.1 Кадырова Айгуль (группа 2 уровня)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики: «Междометия — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию».
В Большом справочнике русской грамматики утверждается: «Междометия — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию». Я полностью согласен с данным высказыванием. Действительно, междометия – это самостоятельная часть речи, которая выражает чувства, эмоции, передает звуки, состояние. В беседе междометия могут быть своеобразным «эмоциональным сигналом», они раскрывают собеседникам реакции друг друга на ситуацию. Свою точку зрения могу подтвердить примерами из текста Ю.Олеши.
Во-первых, в предложениях 33, 41, 45 встречается междометие «Ну». Оно подчеркивает нетерпение Пушкина. Он обидел друга и теперь хочет во что бы то ни стало загладить вину.
Во-вторых, в предложениях 47, 49 используется междометие «Ах». Виленьке очень нравились стихи Пушкина, он готов был слушать их несколько раз. Именно это восхищение творчеством друга, преклонение перед его талантом передает междометие.
Таким образом, междометия играют важную роль в русском языке. Они являются неотъемлемой частью любой беседы.
Воробьев Родион.
Что такое дружба? Каждому знакомо это слово, но не каждый сможет четко объяснить, что оно означает.Для меня дружба- это отношения, построенные на доверии и искренности.Настоящий друг всегда поможет в трудную минуту и никогда не бросит в беде.Настоящая дружба бесценна.
В качестве аргумента хочу привести в пример отношения между Виленькой и его друзьями. Когда Виленька лежал в больнице, друзья переживали и навещали его. Также можно сказать, что друзья Виленьки ценили и уважали и его.
В качестве еще одного аргумента приведу пример из личной жизни. Когда я болел, мой друг Ваня каждый день навещал меня , потому что беспокоился о моем состоянии здоровья и ему было не все равно.
Таким образом, можно сделать вывод, что значение дружбы сложно переоценить, потому что дружба -т одно из лучших качеств человека. Друг- это тот, который всегда придет на помощь.
На чтение 16 мин Просмотров 5.2к. Опубликовано 24.11.2021
⭐⭐⭐⭐⭐ «Три толстяка» за 5 минут и подробно по частям и главам за 12 минут.
Очень краткий пересказ сказки «Три толстяка»
У городских ворот доктор Гаспар Арнери узнает о восстании. Оружейник Просперо и гимнаст Тибул ведут народ против жестоких королей – Трех Толстяков. Гвардейцы беспощадно расстреливают мятежников.
Доктор поднимается на вершину башни и наблюдает за противостоянием. Бунт подавлен, Просперо уводят. Пушечное ядро врезается в башню, здание рушится. Гаспар чудом уцелел и выбрался из-под обломков.
На улицах погибшие. Местный мальчишка разносит новость, что Тибул выжил и прячется. В это время гвардейцы по распоряжению чиновника совета гонят плотников для строительства плах. Доктор видит жуткую процессию из арестованных рабочих и срочно уезжает домой.
Военные жгут бедные кварталы, в городе суматоха, а повозка Гаспара застревает на дороге. На площади Звезды появился беглый Тибул. Офицерам не удается подстрелить бунтаря, гимнаст тушит огромный фонарь и во тьме сбегает через окошко стеклянного купола.
Дома Гаспар Арнери записывает в дневник хронику событий. Через каминную трубу в комнату доктора пробирается Тибул.
В день казни поднимается сильный ветер. Продавец шаров вместе с товаром взмывает в воздух и приземляется в дворцовой кухне на торт. Повара, чтоб избежать наказания, маскируют гостя кремом и переносят в зал. Бедняга слышит, что оружейник еще жив и будет казнен после поимки Тибула.
Наследник Тутти капризничает из-за сломанной куклы, игрушку изрезали саблями гвардейцы, которые перешли на сторону народа. Толстяки переносят казнь и отменяют пир. На совете чиновники пишут письмо доктору Арнери и отправляют ему куклу на ремонт. Продавец шаров сбегает через тайный ход в большой кастрюле.
Утром Гаспар и Тибул выходят в город. Доктор с помощью чудо-раствора помог гимнасту сменить цвет кожи на черный. Купленные Толстяками актеры восхваляют власть, народ гневается. «Негр» прогоняет со сцены продажного силача и открывает свою личность зрителям.
Граф Бонавентура забирает Гаспара с площади, но мятежника не замечает. Тибул убегает от продажных артистов и их директора. По пути повстанец помогает продавцу шариков выбраться из подземного тоннеля и узнает о секрете бездонной кастрюли.
Доктор получает от графа задание – утром куклу нужно доставить во дворец. Гаспар понимает, что неспособен завершить починку в срок. Герой едет во дворец с повинной, но по дороге теряет игрушку.
Голодный и расстроенный Гаспар навещает цирковую труппу. Пока артисты спят, пожилой клоун Август принимает гостя. Друзья вспоминают, как однажды Арнери защитил артистку Суок от злобных богатеев. Доктор вдруг понимает, что кукла точная копия цирковой девчонки.
В цирке появляется Тибул. Он предлагает Суок притвориться куклой и освободить Просперо из замка Толстяков. Девочка уезжает с доктором во дворец, а гимнаст убегает в рабочий квартал.
Во дворце Тутти с нежностью встречает гостью, теперь «кукла» может петь, говорить и танцевать. Гаспар в качестве оплаты требует помилование для мятежников. Короли соглашаются. Наследник завтракает с обожаемой игрушкой. Суок узнает, что у мальчика «железное» сердце.
Девочка раскрывает Тутти правду о реальном мире за стенами дворца. Неожиданно получает от наследника ключик от некой важной клетки. Ночью Суок пробирается в зверинец и обнаруживает там человека в облике чудовища. Героиня принимает его за оружейника. Монстр отдает Суок дощечку с надписями и погибает.
Циркачка в ужасе поднимает шум, сбегаются стражники. Навстречу им выходит настоящий живой Просперо и спускает с цепи пантеру. Суок направляет освобождённого повстанца на кухню. Оружейник сбегает через тоннель внутри кастрюли, а «куклу» задерживают военные.
На утро в городе собираются толпы рабочих, военные на стороне народа. Готовится новый мятеж. Учителя танцев Раздватриса везут к жиреющим от переживаний королям, но всадников останавливает голубоглазый конный гвардеец. В суматохе учитель теряет сознание, его вещи рассыпаны по площади. Голубоглазый герой подбирает с земли куклу и скачет во дворец Толстяков.
Голубоглазый гвардеец подменяет Суок на сломанную копию. Против игрушки свидетельствуют зоолог и красный попугай с отменной памятью. Куклу бросают тиграм, и тут знать раскрывает обман. Мятежники захватывают зазевавшихся богатеев, город под контролем рабочих. Толстяков отправляют в тюрьму.
Через год Суок выступает на площади с Тутти. Она зачитывает надписи с дощечки. Погибшим автором оказался мастер Туб, создавший куклу наследника. В своих записях мастер открыл главную тайну – Суок сестра Тутти, отданная бродячему цирку в обмен на красного попугая. Туб отказался менять сердце мальчика на железное, за что был брошен в клетку.
С тех пор брат и сестра неразлучны.
Главные герои и их характеристика:
- Гаспар Арнери – доктор, пожилой ученый и мастер на все руки, впечатлительный и нервный, боится простуд и дорожит порядком.
- Просперо – оружейник, предводитель мятежников, сильный мужчина с рыжими волосами, смелый и непокорный.
- Тибул – высокий широкоплечий гимнаст в зеленом плаще, второй предводитель повстанцев, опытный цирковой артист из труппы Бризака.
- Три Толстяка – деспоты, жестокие правители, глупые и жадные обжоры, тиранят народ.
- Наследник Тутти – 12-летний принц, единственный наследник, худенький мальчик с непослушными золотыми кудрями. В 4-летнем возрасте похищен гвардейцами Трех Толстяков и разлучен с сестрой Суок.
- Суок – цирковая артистка, веселая девочка с серыми глазами, отважная и боевая. Также в 4-х. летнем возрасте похищена вместе с братом из родного дома и отдана в цирк. Точная копия куклы наследника.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Тетушка Ганимед – экономка Гаспара, любопытная и эмоциональная женщина.
- Продавец воздушных шаров – случайный гость во дворце Толстяков, узнает о потайном ходе через кастрюлю.
- Раздватрис – учитель танцев с длинным носом, искусный музыкант с тонкой натурой, похож на скрипичный ключ, любит богачей и их деньги.
- Испанец – незнакомец с рынка, стрелок и артист с одним «вращающимся глазом».
- Лапитуп – массивный силач в розовом трико, артист, купленный Толстяками.
- Директор – глава продажных актеров в огромном цилиндре, хромой «как подбитая ворона».
- Август – старый клоун из «балаганчика дядюшки Бризака», верный друг Тибула и Суок.
- Граф Бонавентура – длинноносый капитан дворцовой гвардии с неприятным голосом, неразговорчив, ходит в черном.
- Зоолог – ловкий маленький дедушка, ученый и смотритель королевского зверинца.
- Голубоглазый гвардеец – смелый стражник на стороне народа, помощник Суок.
- Туб – мастер, создатель куклы-копии Суок, брошен в клетку зверинца, где превратился в чудовище.
Краткое содержание сказки «Три толстяка» подробно по частям и главам
Часть первая. Канатоходец Тибул
Глава I. Беспокойный день доктора Гаспара Арнери
Погожим июньским днем доктор Гаспар Арнери собирается за насекомыми в загородный парк. Герой тепло одевается и тщательно снаряжается в путь. У городского вала ученый не может нанять извозчика, ворота заперты. В толпе людей Гаспар узнает, что началось восстание против Трех Толстяков.
Гвардейцы преследуют повстанцев, звучат выстрелы. В компании незнакомцев ученый взбирается на башню. Зрители по очереди следят за событиями через бинокль Гаспара. Одного из организаторов – оружейника Просперо – хватают, а его соратники гибнут.
Гаспар не успевает покинуть башню, когда пушечный выстрел разбивает первый этаж. Строение рушится на глазах.
Глава II. Десять плах
Доктор Гаспар приходит в себя под обломками. Герой цел и невредим, но растерял свои вещи: плащ, очки, трость, шляпу и прочее. Расстроенный и напуганный старичок идет по улицам, заваленным бездыханными телами.
Он подслушивает разговор горожан. Зажиточная дама радуется задержанию Просперо. Хулиганистый мальчишка напоминает, что второго предводителя – гимнаста Тибула – не поймали. Дворники и цветочницы горячо обсуждают новость.
Появляется черная карета чиновника. Гвардейцы в сопровождении охраны гонят сотню плотников. Говорят, рабочие отстроят десять плах для казни бунтовщиков. Взволнованный Гаспар нанимает экипаж и в спешке покидает площадь.
Глава III. Площадь звезды
Город шумит на все голоса. Где-то поют хвалебные оды Трем Толстякам, а кто-то поддерживает мятежников и создает карикатуры на королей. Власть приказала сжечь рабочие кварталы, начались поиски беглого Тибула.
Экипаж Гаспара застревает перед крытой стеклянным колпаком площадью Звезды. Огромный фонарь под куполом слепит близорукого доктора. Извозчик докладывает пассажиру детали происходящего.
Гимнаст Тибул ловко перебирается по карнизам и крышам к железным канатам фонаря. Военные стреляют в преступника, но гвардейцы встают на сторону оппозиции и убивают одного офицера. Мятежник подбирается к «звезде», тушит свет и сбегает через люк стеклянного купола.
Экипаж доктора добирается до дома в полной темноте. Гаспар делится впечатлениями с экономкой тетушкой Ганимед В своей комнате он записывает события в дневник, когда из камина вдруг появляется Тибул.
Часть вторая. Кукла наследника Тутти
Глава IV. Удивительное приключение продавца воздушных шаров
В день казни сильный ветер унес в небо связку шаров вместе с их продавцом. Башмак несчастного упал с высоты на голову учителя танцев Раздватриса. Преподавателя арестовывают за то, что его вид «возбуждает ужас».
Продавец шаров влетает в окно дворцовой кухни и приземляется на праздничный торт. Нет времени переделывать угощение, кондитеры щедро намазывают гостя кремом и засыпают цукатами.
Торт выкатывают на пир к Трем Толстякам, продавец подслушивает разговоры знати. Оружейника Просперо приводят в зал по просьбам гостей. Мятежник произносит убедительную речь против королей, чем запугивает визитеров. Толстяки обещают казнить его вместе с Тибулом и отправляют обратно в клетку.
Плач наследника Тутти прерывает праздник. Воспитатель мальчика рассказал о несчастье. Гвардейцы, предавшие Толстяков, искололи саблями куклу принца. Нарушителей не задержали, стража тоже на стороне народа. Срочный совет решает отправить игрушку на починку к доктору Гаспару Арнери.
Пир отменен, казнь перенесли. На кухне продавец отдает поварятам шарики в обмен на побег. Ребята прячут гостя в кастрюлю.
Глава V. Негр и капустная голова
В то утро тетушка Ганимед зашла к Гаспару похвалиться пойманной мышкой. В его комнате в углу восседал чернокожий человек. Ганимед в ужасе выронила мышеловку, грызун сбежал, а доктор оправдал присутствие гостя новым экспериментом.
После завтрака Гаспар с другом вышли на прогулку. Листовки на стенах приглашали горожан на Четырнадцатый рынок. Толстяки отвлекали простой люд увеселениями и ярмаркой, они боялись новых беспорядков.
На рыночной площади один из артистов – стрелок испанец – рассказывает Гаспару и его спутнику о планах Толстяков. Все купленные актеры будут восхвалять власть, а противников затеи уже арестовали. Началось представление, чернокожий незнакомец выступил против силача Лапитупа и прогнал его со сцены.
Негр представился толпе Тибулом. Это действительно был беглый гимнаст, сменивший цвет кожи снадобьем Арнери. В эту минуту подъехала карета с графом Бонавентурой, чиновник искал Гаспара. Доктор откликнулся, героя срочно увезли домой для починки куклы.
Бунтовщика не заметили, но испанец, Лапитуп и директор балагана бросились вдогонку. Гимнаст отбивался от погони капустными кочанами из чужого огорода. Среди овощей он нашел продавца воздушных шаров, бедняга пролез по тоннелю через кастрюлю и застрял в трубе.
Тибул освободил продавца, а хвастливый испанец выстрелом разбудил дворовых собак. Негодяи бросились наутек от псов, а перекрашенный в негра повстанец сбежал.
Глава VI. Непредвиденное обстоятельство
Карета графа Бонавентуры подъезжает к дому Гаспара. Доктор до последнего принимает куклу за живого ребенка. Граф оглашает условия, по которым мастер должен починить игрушку к завтрашнему утру.
По приказу ученого тетушка Ганимед весь день соблюдает тишину. Герой трудится над куклой и замечает знакомые черты ее лица. Гаспар напряжённо размышляет, но не может вспомнить обладательницу такого же нежного личика.
Механизму не достает одного зубчатого колеса. Металл для детали должен настаиваться в химическом растворе два дня. Тетушка Ганимед пытается подглядеть за работой хозяина. Доктор сам выходит и просит позвать извозчика. Он едет во дворец Трех Толстяков, чтобы объясниться.
Глава VII. Ночь странной куклы
Смеркается, ученый засыпает по пути во дворец. Гаспару снится страшный сон, будто Толстяки приговорили его к смертной казни. Герой просыпается от шума. Караул не пропускает повозку и не признает в госте известного доктора.
Гаспар решает показать охранникам куклу, но не находит ее на месте. Игрушка выпала, пока старичок видел сны. Напуганный Арнери отправляется обратно и безуспешно высматривает куклу по дороге. Доктор выбился из сил, и кучер направился к единственному светлому окошку.
Герой попадает в дом цирковой труппы, где раньше жил Тибул. Старый клоун Август тепло встречает гостя. Товарищи вспоминают прошлое. Однажды Доктор защитил маленькую артистку Суок от нападок знатной дамы. Август разбудил девочку, и Гаспар узнал в ней куклу наследника Тутти.
Часть третья. Суок
Глава VIII. Трудная роль маленькой актрисы
Забрезжил рассвет. Сонный и уставший доктор пытается выяснить, что кукла забыла у циркачей. В дом врывается Тибул. Артисты не узнают товарища, пока тот не стирает черноту смывающим снадобьем доктора.
Мятежник выслушивает рассказ Гаспара и предлагает Суок притвориться куклой. Ученый будет спасен, а маленькая актриса найдет во дворце оружейника и потайной ход в кастрюле. Девочка наряжается в лучшее платье и прощается с друзьями.
Спасенный доктор направляется во дворец с Суок. На дороге появляется учитель Раздватриса, спасший настоящую куклу от уличных собак.
Глава IX. Кукла с хорошим аппетитом
Экипаж доктора пропускают. Суок блестяще играет свою роль и идет кукольными шажками в руки наследника. Тутти бесконечно рад встрече с любимой игрушкой. Гаспар сочиняет, будто научил куклу разговаривать и петь.
Суок исполняет песню на радость толпе знати. Тутти растроган до слез. Три Толстяка готовы отплатить ученому, Гаспар требует помилование для заключенных мятежников. Короли противятся, но Суок разыгрывает смертельные муки. Тутти заставляет Толстяков принять условие доктора.
Плахи горят. Суок с наследником завтракают пирожными и слышат странный стук. Тутти говорит, что так тикает его железное сердце.
Глава X. Зверинец
Наследник впервые узнает от Суок о нищете и восстаниях простых рабочих. Девочка рассказывает о жизни в балаганчике, называя эту историю сном. Артистка предлагает научить Тутти свистеть ключом. Мальчик отдает ей тайный ключ, висящий на шее. Героиня представляет значение этой важной отмычки.
Ночью Суок пробирается в зверинец и находит клетку Просперо. Оружейник потерял человеческий облик, жутко дышал и пугал девочку. Чудище отдало «кукле» дощечку с записями и погибло. Суок закричала.
Часть четвертая. Оружейник Просперо
Глава XI. Гибель кондитерской
Стражники и зоолог сбежались на шум в зверинце. Животные бесновались, а на дереве сидело розовое «облако». Ученый принял его за попугая, полез на дерево, но с криком полетел вниз.
Толстяки получили плохие вести о новых восстаниях и от нервов набирали вес. Было решено пригласить учителя танцев для поддержания формы. Правители послали толпы стражников в грохочущий зверинец.
Охранники напоролись на разъярённого Просперо с Суок на руках. Оружейник спустил на противников пантеру и вместе с помощницей выхватил пистолеты. Беглецы влезли в окно кухни и заметались в поисках кастрюли. Просперо успел влезть в тоннель. В дверях появилась пантера и прыгнула следом, но оружейник ее застрелил.
Суок схватили военные.
Глава XII. Учитель танцев Раздватрис
В городе волнения. Военные переходят на сторону народа. Просперо вернулся к повстанцам и вместе с Тибулом готовит переворот.
К Раздватрису приезжают служители Толстяков. Учитель собирает полную коробку вещей и скачет со стражей во дворец. Дорогу всадникам перекрывают военные со стороны митингующих. Голубоглазый гвардеец требует у противников оружие.
Завязывается потасовка. Раздватриса падает с лошади и теряет сознание. Когда учитель пришел в себя, то обнаружил разбитую коробку. Голубоглазый страж забрал у преподавателя куклу Тутти и помчался во дворец.
Глава XIII. Победа
Грядет заседание по делу Суок. Маленького Тутти на три дня усыпляют цветочными каплями, чтоб он не узнал, как расправятся с куклой.
Гвардеец доставляет куклу, которую забрал у Раздватриса, во дворец. В это время девочку ведут на суд, но голубоглазый гвардеец оглушает стражника и канцлера, освобождает Суок и приносит Толстякам игрушку. В зал вызывают зоолога. Тот рассказывает, как обнаружил девчонку на дереве, испугался и упал без чувств.
Кукла не дает показаний. Ученый приносит из зверинца красного попугая, птица пересказывает все, что слышала той ночью. Оказывается, Суок своим криком разбудила настоящего Просперо, и освободила его ключиком Тутти. Погибшим чудовищем был мастер Туб.
Толстяки выносят смертный приговор предательнице. Куклу выносят к тиграм, но звери не трогают пустую игрушку. Одураченная знать в панике. Бедняки победили, весь город под контролем мятежников.
Толпа ликует. Голубоглазый герой явил народу живую и здоровую Суок. Тибул, Просперо, доктор Гаспар и другие обнимают смелую девочку. Толстяков заковали в цепи и бросили в железную клетку.
Народ празднует победу!
Эпилог
Годовщину освобождения город отмечает на площади Звезды. Суок выступает со своим братом Тутти. Погибший Туб вручил девочку дощечку с истинной историей наследника.
Когда детям было по 4 года, гвардейцы Трех толстяков выкрали их из дома. Мастер Туб по приказу королей сделал необычную куклу. Игрушка была точной копией Суок и могла расти. После этого брата с сестрой разлучили. Тутси остался во дворце Трех толстяков с куклой. Девочку обменяли на красного попугая у бродячего цирка.
Толстяки потребовали заменить сердце Тутти на механическое, но Туб отказался, за что отправился за решетку. С тех пор мальчику внушали, что сердце у него железное, но от этого он не стал жестоким правителем.
Теперь разлученные брат и сестра снова вместе. Герои довольны и счастливы.
Кратко об истории создания произведения
Сказка советского драматурга Юрия Олеши «Три Толстяка» была написанная в 1924 году. В книге прослеживается революционное настроение, охватившие в то время родную страну. Сказка писалась больше для взрослых, чем для детей. События похожи на реальные, и только чудесная кукла Суок вносит нотку фантастики в жестокое произведение.
По одной из версий книга посвящалась супруге писателя – Серафиме Суок. Создатель популярной во все времена сказки говорил, что даже в суровые времена есть место для любви, а еще для больших и маленьких чудес.