Рассказ дудинцева встреча с березой это искренняя проникновенная история воспоминание

ЗАДАНИЯ 2227. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

ВАРИАНТ 1.

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Прибыв на новое место работы, молодой врач Александр Зеленин на следующий день приступил к

своим обязанностям. (2)Во время обхода его стало одолевать волнение: было несколько чрезвычайно

сложных случаев – без лабораторных данных невозможно разобраться, а лаборатория не работает.

(3)Как он будет лечить этих людей? (4)Работая шприцем или скальпелем, Александр всегда

успокаивался. (5)Есть под рукой чтото осязаемое, сразу можно видеть результат. (6)Но терапия без

анализов… (7)Сейчас Зеленин чувствовал себя словно древний мореплаватель, только что

миновавший Геркулесовы столбы. (8)Безбрежный, неведомый океан колыхался перед ним.

(9)Вот уже больше трёх лет фельдшер Макар Иванович благополучно обходился без рентгена и

лаборатории, врачуя без страха и сомнения. (10)В райздраве он славился лихостью своих диагнозов.

(11)Перебирая старые истории болезней, Зеленин то и дело натыкался на такие перлы: «(12)Общее

сотрясение организма при падении с телеги».

(13)В конце недели Зеленин собрал производственное совещание. (14)Пришли все работники

больницы: пять медсестёр, фельдшер, санитарки, бухгалтер, завхоз и кучер Филимон. (15)Все эти

люди со скрытой насмешкой, с любопытством и недоверием поглядывали на беспокойного худого

юношу, который теперь стал их начальником. (16)Персонал привык к тишине и спокойствию.

(17)Больных было мало, потому что всех маломальски серьёзных отправляли в район. (18)Для

выполнения плана койкодней Макар Иванович клал в больницу знакомых старушек и упражнялся на

них в диагностике.

(19)Зеленин подумал и неожиданно для самого себя густым голосом сказал:

(20)Наша больница является самым крупным лечебным учреждением на всём пространстве

Круглогорского куста, со стационаром на двадцать пять коек. (21)Как видите, задачи перед нами

стоят большие, и мы должны быть на высоте. (22)Но сейчас мы не на высоте! (23)Больше того, мы

представляем из себя совершенно невероятный экспонат прошлого столетия. (24)В век телевидения и

электроники работаем вслепую. (25)А между тем у нас есть и рентгеновский аппарат, и лабораторное

оборудование. (26)Но всё поломанное, грязное. (27)В чём дело? (28)Некому было заняться? (29)Нет,

дело в косности. (30)Вот вы, Макар Иванович…

(31)Тот слегка вздрогнул и пошевелил сцепленными на животе пальцами. (32)Полчаса назад он

отобедал, и сейчас по голове его под белым колпаком, семеня ножками, бегали крохотные человечки,

предвестники мягкой дремоты. (33)Взволнованные восклицания молодого доктора с шипением, как

ракетышутихи, летели откудато издалека.

«(34)Нехорошо получилось, – подумал Зеленин, – ещё обидится старик». (35)Но отступать было

поздно.

(36)Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?

(37)Как что? (38)В зависимости от индивидуальных реакций организма, – ответил Макар Иванович

и привычно напыжился. – (39)От головы даю пирамидон, от живота бесалол…

(40)Макар Иванович! (41)Ведь так, наверное, во времена Чехова уже не врачевали. «(42)От головы,

от живота…» (43)Скажите, вы вот эту книжку давно перечитывали? – и Зеленин протянул ему

толстый том «Пособия для сельских фельдшеров».

(44)Макар Иванович протёр очки, отставил книжку на длину вытянутой руки и прочёл название.

(45)Моллодой человек, я тридцать лет здесь практикую, я… я… – сказал он после этого дрожащим

голосом, встал и неловко стал стаскивать с плеч халат. – (46)Я на фронте… (47)Вот так унизить…

эх… постыдились бы!..

(48)Минуту спустя Зеленин, чувствуя острую щемящую жалость, увидел в окне нелепую

бочкообразную фигуру фельдшера на тонких ножках. (49)Александр несмело обвёл взглядом

оставшихся. (50)Что теперь сказать? (51)Ему было жалко Макара Ивановича, хотелось оправдаться

перед людьми, но он продолжил свою речь, словно ничего не случилось:

(52)Итак, мы должны наладить работу своими руками, и начать придётся с рентгеновского

кабинета и лаборатории. (53)Для ремонта аппарата придётся вызвать техника из района нужно

выделить средства, – сказал он, обращаясь к завхозу. – (54)Потом командируем когонибудь из

сестёр на курсы рентгенолаборантов.

(55)На следующий день, в обед, Зеленин сидел в больничной столовой и смотрел в окно на

бескрайнюю ширь озера. (56)Было ветрено, мрачно, ходуном ходил тёмносерый взлохмаченный

горизонт.

«(57)Настоящий морской шторм, – подумал Саша. – (58)Сегодня Макар Иванович не вышел на

работу. (59)Филимон говорил, что старик лежит на сундуке с полотенцем на лбу и молчит. (60)Какая

я сволочь! (61)Надо пойти к нему, поговорить по душам. (62)Нет, я должен быть твёрд. (63)Что из

того, что он стар? (64)Если работаешь – изволь работать добросовестно».

(65)Мысли Зеленина прервались, потому что в дверь бухнули сапогом, а затем появился Филимон,

больничный кучер.

(По В.П. Аксёнову*)

*Василий Павлович Аксёнов (19322009) русский писатель, драматург и сценарист, переводчик,

педагог.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1. Александр Зеленин – молодой врач, которого направили на стажировку в Круглогорье, чтобы

Макар Иванович обучал его.

2. Зеленин не мог поставить диагнозы больным, лежащим в стационаре, потому что в больнице

не было необходимой техники и лабораторного оборудования.

3. Макар Иванович участвовал в Великой Отечественной войне, за его плечами было тридцать

лет практики, поэтому он считал, что читать «Пособие для сельских фельдшеров» ему,

опытному хирургу, незачем.

4. Больница находилась на берегу большого озера.

5. После производственного собрания Макар Иванович, считая себя несправедливо униженным,

не вышел на работу.

В ответе укажите номера выбранных вариантов без пробелов и запятых.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1. В предложениях 3–6 представлено рассуждение.

2. Предложения 11–12 противостоят по смыслу предложениям 9–10.

3. Предложение 17 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 16.

4. В предложении 44 представлено повествование.

5. В предложении 56 представлено описание.

24. В предложениях 36–42 найдите синонимы (синонимическую пару).

Запишите их.

25. Среди предложений 13–20 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при

помощи лексического повтора, указательного местоимения и контекстного синонима.

Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).

26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы прочитали. В этом

фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в

рецензии, пропущены.

«Персонажи повести Василия Аксёнова “Коллеги”, с которыми мы знакомимся в предложенном

фрагменте, – простые люди, оказавшиеся за пределами привычного. Создавая их образы и описывая

ситуации, в которые они попадают, автор использует такой троп, как (А)________ (“острую

щемящую жалость” в предложении 48, “взлохмаченный горизонт” в предложении 56), такие

лексические средства, как (Б)________ (“маломальски” в предложении 17, “семеня” в предложении

32, “напыжился” в предложении 38) и (В)________ (“то и дело” в предложении 11, “ходуном ходил”

в предложении 56), а также такое синтаксическое средство, как (Г)________ (предложения 30, 37,

46)».

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

Список терминов

1. фразеологизмы

2. разговорные слова

3. риторические обращения

4. эпитет

5. метонимия

6. антонимы

7. вводные конструкции

8. неполные предложения

9. олицетворение

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.

ВАРИАНТ 2.

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)В час ночи, зимней, деревенской, до кабинета доносится из дальних комнат жалобный детский

плач. (2)Дом, усадьба, село – всё давно спит. (3)Не спит только Хрущёв, он сидит читает, порою

останавливает усталые глаза на огнях свечей:

(4)Как всё прекрасно! (5)Даже этот голубой стеарин!

(6)Огни, их золотистоблестящие острия с прозрачными яркосиними основаниями, слегка дрожат, –

и слепит глянцевитый лист большой французской книги. (7)Хрущёв подносит к свече руку –

становятся прозрачными пальцы, розовеют края ладони. (8)Он, как в детстве, засматривается на

нежную, яркоалую жидкость, которой светится и сквозит против огня его собственная жизнь.

(9)Плач раздаётся громче – жалобный, умоляющий.

(10)Хрущёв встаёт и идёт в детскую. (11)Он проходит тёмную гостиную, – чуть мерцают в ней

подвески люстры, зеркало, – проходит тёмную диванную, тёмную залу, видит за окнами лунную

ночь, ели палисадника и бледнобелые пласты, тяжело лежащие на их чёрнозелёных мохнатых

лапах. (12)Дверь в детскую отворена, лунный свет стоит там тончайшим дымом. (13)В широкое окно

без занавесок просто, мирно глядит снежный озарённый двор. (14)Голубовато белеют детские

постели. (15)В одной спит Арсик. (16)Спят на полу деревянные кони, спит на спине, закатив свои

круглые стеклянные глаза, беловолосая кукла, спят коробки, которые так заботливо собирает Коля.

(17)Он тоже спит, но во сне поднялся в своей постельке, сел и заплакал горько, беспомощно –

маленький, худенький, большеголовый…

(18)В чём дело, дорогой мой? – шепчет Хрущёв, садясь на край постельки, вытирая платком личико

ребёнка и обнимая его.

(19)Ребёнок прижимается к нему, дёргается от всхлипываний, понемногу затихает… (20)Что это

будит его вот уже третью ночь?

(21)Луна заходит за лёгкую белую зыбь, лунный свет, бледнея, тает, меркнет и через мгновение

опять растёт, ширится. (22)Опять загораются подоконники, косые золотые квадраты на полу.

(23)Хрущёв переводит взгляд с пола, с подоконника на раму, видит светлый двор – и вспоминает: вот

оно что, опять забыли сломать это белое чудище, что дети сбили из снега, поставили среди двора,

против окна своей комнаты! (24)Днём Коля боязливо радуется на него (это человекоподобный

обрубок с бычьей рогатой головой и короткими растопыренными руками); ночью, чувствуя сквозь

сон его страшное присутствие, вдруг, даже не проснувшись, заливается горькими слезами. (25)Да,

снегур и впрямь страшен ночью, особенно если глядеть на него издали, сквозь стёкла: рога

поблёскивают, от головы, от растопыренных рук падает на яркий снег чёрная тень. (26)Но попробуй

ка сломать его! (27)Дети будут реветь с утра до вечера, хотя он всё равно уже тает понемногу: скоро

весна, мокнут и дымятся в полдень соломенные крыши...

(28)Хрущёв осторожно кладёт ребёнка на подушку и осторожно выходит. (29)В прихожей он

надевает оленью шапку, оленью куртку, застёгивается, поднимая чёрную узкую бороду. (30)Потом

отворяет тяжёлую дверь в сени, идёт по скрипучей тропинке за угол дома. (31)Луна, невысоко

стоящая над редким садом, что сквозит на белых сугробах, ясна, но помартовски бледна.

(32)Раковинки лёгкой облачной зыби тянутся коегде по небосклону. (33)Тихо мерцают в глубокой

прозрачной синеве между ними редкие голубые звёзды. (34)Молодой снежок чуть запорошил

крепкий, старый. (35)От бани в саду, стеклянно блещущей крышей, бежит гончая Заливка.

«(36)Здравствуй, – говорит ей Хрущёв. – (37)Мы одни с тобой не спим. (38)Жалко спать, коротка

жизнь, поздно начинаешь понимать, как хороша она…»

(39)Он подходит к снегуру и медлит минуту. (40)Потом решительно, с удовольствием ударяет в него

ногою. (41)Летят рога, рассыпается белыми комьями бычья голова… (42)Ещё один удар – и остаётся

только куча снега. (43)Озарённый луной, Хрущёв стоит над нею и, засунув руки в карманы куртки,

глядит на блещущую крышу. (44)Он наклоняет к плечу своё бледное лицо с чёрной бородой, свою

оленью шапку, стараясь уловить и запомнить оттенок блеска. (45)Потом поворачивается и медленно

идёт по тропинке от дома к скотному двору. (46)Двигается у ног его, по снегу, косая тень. (47)Дойдя

до сугробов, он пробирается между ними к воротам. (48)Он заглядывает в щель, откуда резко тянет

северным ветром. (49)Он с нежностью думает о Коле, думает о том, что в жизни всё трогательно, всё

полно смысла, всё значительно. (50)И глядит во двор. (51)Холодно, но уютно там. (52)Под навесами

сумрак. (53)Сереют передки телег, засыпанные снегом. (54)Над двором синее, в редких крупных

звёздах небо. (55)Половина двора в тени, половина озарена. (56)И косматые белые лошади,

дремлющие в этом свете, кажутся зелёными.

(По И.А. Бунину*)

* Иван Алексеевич Бунин (18701953) русский писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской

премии по литературе.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1. Действия, описанные в тексте, происходят глубокой ночью, в конце осени.

2. Мальчик Арсик плачет ночью, потому что боится снегура, похожего на быка, которого они с

Колей сами слепили из снега.

3. Хрущёв опасался, что, если он сломает снежную фигуру, дети будут плакать целый день, но

всё же решил разбить снегура.

4. На обратном пути Хрущёв заглядывает на псарню, где живут охотничьи собаки.

5. Хрущёв обращает внимание на всё, что он видит вокруг себя, и во всём находит значительный

смысл.

Укажите номера ответов.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1. В предложениях 1–3 представлено рассуждение.

2. В предложении 11 представлено повествование с элементами описания.

3. В предложениях 31–33 представлено описание.

4. Содержание предложения 38 противопоставлено тому, о чём говорится в предложении 37.

5. В предложениях 52–56 представлено описание.

24. Из предложений 27–31 выпишите разговорное слово.

25. Среди предложений 39–45 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при

помощи личного местоимения и однокоренных слов.

Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).

26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте

рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии,

пропущены.

«Рассказ И.А. Бунина “Снежный бык” очень поэтичен, полон красок, полутонов, лунного света.

Автор использует разнообразные средства выразительности. Среди них такой приём, как

(А)________ (“тёмную” в предложении 11, “думает”, “всё” в предложении 49), и такой троп, как

(Б)________ (“жидкость, которой светится и сквозит против огня его собственная жизнь” в

предложении 8, “загораются подоконники” в предложении 22). Особое место занимают в тексте

синтаксические средства выразительности. Это (В) ________ (предложения 2, 11, 19, 28) и

(Г)________ (предложения 4, 5)».

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

Список терминов:

1. метафора

2. лексический повтор

3. ряды однородных членов предложения

4. анафора

5. эпитет

6. риторические восклицания

7. синонимы

8. восклицательные предложения

9. олицетворение

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.

ВАРИАНТ 3.

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Я ушёл в армию восемнадцатилетним мальчишкой, и было это в тридцать девятом году. (2)Я был

беспечным, видел в жизни только яркие пятна. (3)Собственно говоря, я тогда ещё ни о чём не

задумывался. (4)Должно быть, потому, что был мал, самоуверен и не видел границ отпущенного нам

времени.

(5)Полковая школа сделала меня немногословным и строгим сержантом. (6)Я знал, что война будет и

что враг мой готовит гдето оружие, и был готов к встрече.

(7)И тогда я не верил в мужские слёзы, гордился собою, потому что ни одна слезинка не падала из

моих возмужалых глаз. (8)Но чтото изменилось. (9)Потом. (10)На войне.

(11)Когда мне резали в госпитале раненое бедро, глаза у меня были сухими. (12)А через день, когда я

расставался со своим другом Мишей Ноготовым, раненным в грудь, когда его уносили на носилках и

он, уезжая от меня навсегда в далёкий, какойто специальный госпиталь, повернул ко мне жёлтое

лицо и повёл на меня угольным глазом навыкате и еле кивнул, зажмурился тогда я, вздохнул и

заплакал. (13)Не стесняясь.

(14)Через год, в другом госпитале, в Польше, медсестра дала почитать книжку стихов Есенина.

(15)Читал его впервые, читал всей палате и заметил, что читать было тяжело. (16)А «Анну Снегину»

я дочитать не смог. (17)Прочитал: «Когдато у той вон калитки мне было шестнадцать лет, и девушка

в белой накидке сказала мне ласково: „Нет“». (18)И запнулся. (19)И дышать стало трудно. (20)И

сколько ребята ни просили, не стал читать дальше и накрылся одеялом с головой. (21)И заплакал.

(22)И вспомнил свою историю, которая до сих пор не имеет конца.

(23)И вот война позади – Москва!

(24)Показался мой дом вдали, среди зелени Сокольников, и я почувствовал новый для меня острый

укол в груди. (25)И чтото прямо заныло глубоко во мне, когда я наконец прижал мать, плачущую,

после шести одиноких лет, седую, в аккуратно заштопанном платье.

(26)А потом я направился к НЕЙ. (27)Позвонил в знакомую дверь. (28)Открыли мне незнакомые

люди и сказали, что Мария Фёдоровна Сорокина здесь не живёт.

(29)Я вышел из метро и через парк побрёл домой. (30)Был вечер; в Сокольниках над тёмными

прудами берёзы тяжело замерли в безветрии; прямая аллея, пересечённая корнями, напоминала мне

тридцать девятый год, когда будто бы не я, а другой Владимир, восемнадцатилетний и беспечный,

догонял здесь свою Фёдоровну, как я называл Машу, а она то и дело убегала от него.

(31)Сокольники – такое место, где на каждом шагу скамейка. (32)Но нелегко сесть на скамейку

вечером. (33)Не знаю, как сейчас, но в тридцать девятом Владимир и Маша всегда находили скамьи

занятыми.

(34)Тогда Владимир оторвал дома в сарае две доски и сделал под берёзой прочную лавочку на

двоих. (35)И в этот же вечер они пришли сюда, и здесь Владимир обещал Маше помнить о ней вечно,

а она только смотрела на него покорно и нежно и иногда качала головой, как старшая, хотя было ей

всего семнадцать лет.

(36)Потом он получил повестку и уехал в армию. (37)А вместо него вернулся я.

(38)Опять передо мной стена молодого тёмнозелёного ельника. (39)Он попрежнему топорщился и

загораживал всем путь к нашей лавочке.

(40)Я попробовал найти нашу тайную лазейку – и не нашёл, полез прямо в иглы. (41)Пролез, берёзу

увидел – белую, неприкосновенную. (42)Но лавочки под нею не было. (43)Даже ямок не осталось.

(44)Трава росла бессмертная на этом месте – осенью пожелтеет, весной оживёт, – она и затянула все

следы, чтобы никто не помнил.

(45)Я опустился на траву и лёг лицом вверх – к вечерней сини, раскинув руки. (46)Моя берёза жила

надо мной каждым листочком. (47)И по стволу рыскали муравьи.

(48)И тут же я вскочил.

(49)На берёзе выше моего роста на коре была надпись, вырезанная глубоко. «(50)Уезжаю с заводом,

куда – не знаю. (51)Милый, мы встретимся!»

(52)И я сразу догадался, как она достала так высоко: она вырезала буквы, став на нашу лавочку.

(53)А потом выдернула её, чтобы никто не достал, не заровнял букв.

(54)Я обнял берёзу и зажмурил полные слёз глаза.

(55)Нет, я не в обиде на войну за то, что она научила меня плакать…

(По В.Д. Дудинцеву*)

* Владимир Дмитриевич Дудинцев (19181998) русский советский писатель.

22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1. Рассказчик, участвовавший в Великой Отечественной войне, после её окончания вернулся в

Москву.

2. С момента расставания рассказчика и его возлюбленной Марии до новой их встречи прошло

шесть лет.

3. Оказавшись в родных Сокольниках после войны, рассказчик вспомнил историю Владимира и

Марии, очень похожую на историю его собственной жизни.

4. Возлюбленная героярассказчика, не зная точно, куда именно она уезжает, оставила ему

послание на берёзе, под которой они сидели до его ухода в армию.

5. Рассказчик впервые читал Есенина, будучи в госпитале, но ему это давалось тяжело, так как

есенинская поэзия разбудила собственные воспоминания героя.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1. В предложениях 2–4 содержится рассуждение.

2. В предложении 12 содержится рассуждение.

3. В предложениях 16–20 представлено рассуждение.

4. В предложениях 26–28 представлено повествование.

5. Предложение 32 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 31.

24. Из предложений 26–30 выпишите без пробелов один фразеологизм.

25. Среди предложений 14–22 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при

помощи однокоренных слов и личного местоимения.

Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).

26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины,

использованные в рецензии, пропущены.

«Рассказ В.Д. Дудинцева “Встреча с берёзой” – это искренняя, проникновенная история

воспоминание, связанная с возвращением героярассказчика с войны в родной город, откуда он

уходил юным, беспечным юношей. Благодаря использованию в тексте таких тропов, как, например,

(А)________ (“возмужалых глаз” в предложении 7, “одиноких лет” в предложении 25), центральный

образ берёзы получает аллегорическое обрамление, фоновые акценты, текст становится

многоплановым, живописным.

В свою очередь, довольно частое употребление такого приёма, как (Б)________ (предложения 8–10),

а также такого синтаксического средства, как (В)________ (предложения 4, 53, 54), и такого приёма,

как (Г)________ (“читал” в предложении 15), добавляет тексту эмоциональности, помогает передать

внутренние переживания героярассказчика».

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

Список терминов

1. эпитеты

2. метонимия

3. ряды однородных членов предложения

4. безличные предложения

5. лексический повтор

6. сравнительный оборот

7. парцелляция

8. метафора

9. ирония

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте

сформулированную проблему. Включите в комментарий два примераиллюстрации из прочитанного

текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте

чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между

ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по

проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если

сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без

каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1) Однажды утром мы в своей лаборатории завели беседу. (2) Начал её наш уважаемый шеф, доктор наук.
– (3) Любопытная вещь! – сказал он, приглашая нас послушать. – (4) Недавно, разбирая одну надпись на каменной плите, я нашёл вот такое изображение. (5) Там стояло чьё-то имя и было написано: «(6) А жизни его было девятьсот лет».
(7) И он показал нам лист, на котором была нарисована тушью ушастая сова.
– (8) Девятьсот лет! – я не смог удержаться от этого восклицания. – (9) Неужели возможно было когда-нибудь такое долголетие?
– (10) Всё возможно! – гаркнул плечистый, всегда занятый мой сосед, не отрываясь от работы. – (11) Время – загадка. (12) Время может стоять и может очень быстро лететь – я сейчас поясню. (13) В нашем городе несколько лет назад произошёл такой случай. (14) В парке культуры в одном из тенистых уголков собралось много хорошо одетых мужчин на какое-то собрание на свежем воздухе. (15) Позже стало известно, что в парке заседал два часа симпозиум бандитов и воров. (16) Они съехались для суда над своими «товарищами» и вынесли шесть смертных приговоров, из которых пять исполнены. (17) Шестого они не могут поймать, потому что дело это для них осложнилось. (18) Шестой этот был глава всего общества «законников». (19) Он сидел в какой-то из отдалённых тюрем, и там, в одиночке, ему пришла в голову мысль о том, что он в жизни ничего не сделал и ничего не получил, а жить осталось мало. (20) Рассуждал он так: весь смысл жизни бандита – в наиболее лёгком присвоении чужих богатств. (21) А цена и авторитет вещей в человеческом обществе катастрофически падают. (22) Он понял, что на смену вещам неуклонно идёт красота человеческой души, которую не купишь за деньги и не украдёшь. (23) Красота души свободна. (24) И так мой бандит открыл, что он за всю свою жизнь никогда не имел таких «вещей», как одобрение людей, дружба с человеком, истинная любовь. (25) Нечто вроде денежной реформы произошло. (26) Да… (27) В общем, этот человек написал все свои соображения в большом письме к братьям-«законникам» и заявил, что слагает с себя «сан», уходит в общество работающих людей и намерен каким-нибудь выдающимся поступком завоевать то, чего ещё не знал в жизни. (28) Теперь смотрите, в каком положении оказался наш бандит. (29) За всю свою жизнь он получил в разных судах в общей сложности двести лет тюрьмы. (30) Он понимал, что государство не «разменяет» ему этот срок. (31) С другой стороны, отлично зная порядки в общине «законников», он осознавал, что «братцы» не простят ему измены и где-то уже наточен для него нож. (32) А ему нужно было прожить хотя бы несколько лет и сделать то, ради чего он пошёл на такой шаг. (33) И он совершил свой последний побег. (34) Он был достаточно богат, и, почти как в сказке, нашлись врачи, которые сумели заменить всю кожу на его лице и голове, вместе с волосами, и на руках. (35) Они и с голосом ему что-то сделали. (36) Это были великие мастера. (37) Бандит получил безупречнейшие документы и стал новым человеком. (38) В три года он закончил два института. (39) Сейчас он доводит до конца своё дело. (40) Он задумал очень большое дело, хочет сделать людям подарок… (41) За этим человеком охотятся исполнители приговора. (42) Настигнут обязательно. (43) Осталось очень мало времени. (44) И человек намерен за год или за два успеть прожить заново свою жизнь. (45) А что бы получилось, живи он с максимальной интенсивностью все годы? (46) Жизни у него было бы, может, побольше, чем девятьсот лет.
– (47) Вы имеете в виду, конечно, содержание жизни, а не её продолжительность? – сказал шеф.
– (48) Да! (49) Содержание! (50) То, чем мы наполняем сосуд времени. (51) Его надо наполнить только самыми сильными наслаждениями, ощущениями величайших радостей…
– (52) Это проповеди чистейшего эгоизма. (53) Вам бы всё радоваться, наслаждаться! (54) А мне кажется, что надо и для народа поработать. (55) Как вы считаете? – послышался голос заведующего кадрами.
– (56) Вы отстали, вот как я считаю. (57) Вы полагаете, что радость, наслаждение – это грех. (58) И что работа для людей – это ваша публичная обязанность. (59) Мой бандит по сравнению с вами – передовой человек. (60) Все ваши радости он испробовал, и они ему осточертели. (61) Он теперь признаёт единственную радость – то, что вы считаете суровой обязанностью.
– (62) Скажите… – начал после минуты молчания шеф. – (63) Откуда вы знаете такие подробности? (64) Ведь человек этот переменил лицо, имя. (65) Он, наверное, не дурак и не открывается первому встречному.
– (66) Я для него не первый встречный.
– (67) Вы должны выдать его, если вы сознательный человек, – вдруг заметил завкадрами. – (68) Он совершил столько преступлений и бежал из тюрьмы…
– (69) Это уже не бандит. (70) Он сейчас безопасен. (71) Когда он сделает своё дело, сам выдаст себя людям, – сказал наш товарищ. – (72) А теперь извините. (73) Я должен пойти посмотреть показания приборов.
(По В. Д. Дудинцеву*)

Прочитайте текст и выполните задание.

Слайд 1

Консультация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку Фурсова Эльвира Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа № 26 города Благовещенска»

Слайд 2

Задание 18. Знаки препинания в предложениях с вводными словами и обращениями

Слайд 3

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Я (1) помнится (2) видел однажды вечером на берегу моря большую белую чайку. О ней я вспомнил, слушая Якова: он пел, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участием; песнь (3) как будто (4) росла, разливалась.

Слайд 4

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Какое (1) однако (2) разнообразие форм, цветов, размеров у живых богатств Чёрного моря! У скумбрии (3) например (4) прямое и гладкое, как веретено, тело, и окрашено оно нежнейшими тонами: от светло-голубого до тёмно-синего.

Слайд 5

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: Группы вводных слов по значению; слова, которые никогда не являются вводными; обращения и знаки препинания при них.

Слайд 6

Вводные слова – слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Вводные слова можно изъять из предложения без изменения основной мысли синтаксической конструкции

Слайд 7

Значения вводных слов Уверенность Конечно, разумеется, несомненно, безусловно, бесспорно, естественно, действительно, как правило, без сомнения Неуверенность Наверное, вероятно, кажется, очевидно, видимо, по – видимому, возможно, пожалуй, по всей вероятности, может быть, должно быть

Слайд 8

Значения вводных слов Чувства К счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, чего доброго, на беду, к нашему удовольствию, в самом деле Источник сообщения По-моему, по моему мнению, по-твоему, говорят, по сообщению кого- либо, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по слухам, помнится, дескать, мол, как известно, по выражению кого-либо, по сообщениям печати

Слайд 9

Значения вводных слов Порядок мыслей, их связь, итог Во-первых, во-вторых, в-третьих, значит, так, итак, следовательно, таким образом, кстати, наоборот, в частности, напротив, например, к примеру, впрочем, стало быть, между прочим, подчёркиваю, повторяю, наконец, с одной стороны, с другой стороны, кроме того Способ оформления мыслей Иными словами, короче говоря, так сказать, словом, одним словом, по совести говоря, прямо скажем, иначе говоря, лучше сказать

Слайд 10

Значения вводных слов Привлечение внимания Пожалуйста, послушайте, будьте добры, поверьте, видите ли, знаете, понимаете , допустим, скажем Степень обычности Бывало, по обыкновению, как правило

Слайд 11

Многие из перечисленных в таблице слов могут выступать как в роли вводных, так и членов предложения Вводное слово Бабушка, казалось, дремала… Бабушка дремала. Бабушка, видимо, дремала. Сказуемое Мне всё это лишь казалось . Мне это всего лишь казалось .

Слайд 12

Однако Является вводным, если стоит в середине предложения. Он был, однако, угрюм и молчалив. Не является вводным, если стоит в начале или в середине предложения и его можно заменить союзом но. Однако ( = но) он ничего не знает. Ветер утих, однако (=но)шторм продолжался.

Слайд 13

Наконец Вводное слово Летом можно поехать на море или к друзьям и, наконец (= и ещё) ,можно отдохнуть на даче. Во-первых, ты опоздал, во-вторых, не принес работу и, наконец , пролил сок на рисунок. Не является вводным Измученные, грязные, мокрые, мы наконец (= после всего, в результате всего) достигли берега.

Слайд 14

Значит Вводное слово Если наступит весна, значит ( = следовательно) , будет тепло. Родятся люди, женятся, умирают; Значит(= следовательно), так нужно, значит (= стало быть), хорошо. Не является вводным Бороться – значит ( = означает) победить.

Слайд 15

Действительно Вводное слово Действительно ( = в самом деле), его работа интересна . Не является вводным словом Его работа действительно интересна.

Слайд 16

Слова, которые ВСЕГДА являются вводными и выделяются запятыми Конечно, во-первых, во-вторых, в-третьих, итак, следовательно, несомненно, по-видимому, пожалуйста, дескать.

Слайд 17

Слова, которые НЕ ЯВЛЯЮТСЯ вводными (частицы и наречия, которые не выделяются на письме запятыми) Авось, большей частью, будто , буквально , вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, всё-таки, даже, именно , иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка , на редкость, небось, непременно, определённо, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему , поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее , только, якобы .

Слайд 18

Некоторые важные правила постановки знаков препинания при вводных словах: 1. Вводное слов отделяется от предшествующего союза запятой, если это вводное слово можно выбросить из предложения или переставить в другое место без нарушения его структуры. Например: Мы должны продолжать путь без проводников, но, к великой нашей досаде , совсем потеряли дорогу.

Слайд 19

Некоторые важные правила постановки знаков препинания при вводных словах: 2.Вводное слово не отделяется от предшествующего союза запятой, если изъятие вводного слова из предложения или его перестановка невозможны . Например: Он вернется сегодня, а может быть завтра.

Слайд 20

Некоторые важные правила постановки знаков препинания при вводных словах: 3.Не отделяются запятой вводные слова от союзов, употреблённых в абсолютном начале предложения . Например: И действительно , всё у него получилось удивительно вовремя и складно.

Слайд 21

Некоторые важные правила постановки знаков препинания при вводных словах: 4.Если вводное словосочетание образует неполную конструкцию (пропущено какое-нибудь одно слово, восстанавливаемое из контекста),то вместо одной запятой обычно ставится тире . Например: Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны, чтобы дать лошадям отдохнуть, с другой – чтобы самому отдохнуть и подкрепиться.

Слайд 22

Некоторые важные правила постановки знаков препинания при вводных словах: 5.Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и предшествует обобщающему слову, то перед вводным словом ставится тире (без запятой), а после него – запятая. Например: В воздухе, в сухой траве, среди птиц – словом, всюду чувствовалось приближения весны.

Слайд 23

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Третьяковская галерея(1) как известно(2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова – купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине(4) замечательному собранию картин.

Слайд 24

Успехов на экзамене !

  • Рассказ дубровского слушать полностью
  • Рассказ дубровского слушать весь рассказ
  • Рассказ дубровского слушать аудио
  • Рассказ евгения шварца 2 брата
  • Рассказ дубровского пушкин слушать