Рассказ это эпос лирика или драма

Эпос
— (гр.рассказ, повествование) – один из
трёх родов литературы, повествовательный
род. Жанровые разновидности эпоса:
сказка, новелла, повесть, рассказ, очерк,
роман и т.д. Эпос
воспроизводит внешнюю по отношению к
автору, объективную действительность
в её объективной сущности. Эпос использует
разнообразные способы изложения –
повествование, описание, диалог, монолог,
авторские отступления. Эпические жанры
обогащаются и совершенствуются.
Развиваются приёмы композиции, средства
изображения человека, обстоятельств
его жизни, быта, достигается многостороннее
изображение картины мира, общества.

Художественный
текст похож на некий сплав повествовательной
речи и высказываний персонажей.

Всё рассказанное
даётся только через повествование. Эпос
очень свободно осваивает реальность
во времени и пространстве. Он не знает
ограничений в объеме текста. К эпосу
также принадлежат романы-эпопеи.

К эпическим
произведениям можно отнести роман
Оноремпа де Бальзака «Отец Горио», роман
Стендаля «Красное и чёрное», роман-эпопею
Льва Толстого «Война и мир».

Лирика
— (гр.
лира, музыкальный инструмент, под
аккомпанемент которого исполнялись
стихотворные произведения) – один из
родов литературы. Лирические
произведения

характеризуются особым типом
художественного образа –
образа-переживания. В отличие от эпоса
и драмы, где в основе образа лежит
многостороннее изображение человека,
его характера в сложных взаимоотношениях
с людьми, в лирическом произведении
перед нами целостное и конкретное
состояние человеческого характера.

Восприятие
личности не требует ни обрисовки
событий, ни предыстории характера.
Лирический
образ

раскрывает индивидуальный духовный
мир поэта, но вместе с тем он должен
быть и общественно значим, нести в
себе общечеловеческое начало. Для нас
важно как то, что данное переживание
было прочувствовано данным поэтом в
определённых обстоятельствах, так и
то, что это переживание вообще могло
быть испытано в данных обстоятельствах.
Вот почему лирическое произведение
всегда содержит вымысел.

Обстоятельства
могут быть широко развернуты в
лирическом произведении (Лермонтов
«Когда волнуется желтеющая нива…»)
или воспроизведены в свёрнутом виде
(Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…»),
но они всегда имеют подчиненное
значение, играют роль «лирической
ситуации», необходимой для возникновения
образа-переживания.

Лирическое
стихотворение

в принципе – это мгновение человеческой
внутренней жизни, её снимок, поэтому
лирика преимущественно пишется в
настоящем времени, в отличие от эпоса,
где доминирует прошедшее время.
Основным средством создания
образа-переживания в лирике является
слово, эмоциональная окраска речи, в
котором переживание становится для
нас жизненно убедительным. Лексика ,
синтаксис, интонация, ритмика, звучание
– вот что характеризует поэтическую
речь.

Лирическая
эмоция

– сгусток душевного опыта человека.

Для
лирики
характерен
разговор о прекрасном, провозглашение
идеалов человеческой жизни. В лирике
может быть сатира, гротеск, но основная 
масса лирических стихотворений
все-таки принадлежит к другой области.
Принцип лирического рода: как можно
короче и как можно полнее.

 Драма
— (др.-гр. действие, действо) – один из
родов литературы. В отличие от лирики
и подобно эпосу драма воспроизводит
прежде всего внешний для автора мир –
поступки, взаимоотношения людей,
конфликты. В отличие от эпоса она имеет
не повествовательную, а диалогическую
форму. В ней, как правило, нет внутренних
монологов, авторских характеристик
персонажей и прямых авторских комментариев
изображаемого. В «Поэтике» Аристотеля
о драме
сказано
как о подражании действию путём действия,
а не рассказа. Это положение не устарело
до сих пор. Для драматических произведений
характерны остроконфликтные ситуации,
побуждающие персонажей к словесно –
физическим действиям. Авторская речь
иногда может быть в драме,
но носит вспомогательный характер.
Иногда автор кратко комментирует реплики
своих героев, делает указания на их
жесты, интонацию. 

Драма тесно
связана с театральным искусством и
должна отвечать запросам театра.

Драма
рассматривается
как венец литературного творчества.
Примерами драмы
является
пьеса «Гроза» Островского, «На дне»
Горькова.

Роман
— большая эпическая форма, самый типичный
жанр буржуазного общества. 

Название «роман»
возникло в эпоху средневековья и
первоначально относилось лишь к языку,
на котором написано произведение.
Наиболее распространенным языком
средневековой западноевропейской
письменности был, как известно,
литературный язык древних римлян —
латинский. В XII—XIII вв. нашей эры наряду
с пьесами, повестями, рассказами,
написанными на латинском языке и
бытующими преимущественно среди
привилегированных сословий общества,
дворянства 774и духовенства, стали
появляться повести и рассказы, написанные
на романских языках и бытовавшие
преимущественно в среде демократических
слоев общества, не знающих латинского
языка, среди торговой буржуазии,
ремесленников, вилланов. Эти произведения,
в отличие от латинских, так и стали
называть: conte roman — романский
рассказ
,
повесть. А затем прилагательное приобрело
самостоятельное значение. Так возникло
особое название для повествовательных
произведений. В дальнейшем оно вошло в
состав языка и с течением времени
потеряло свой первоначальный смысл.
Романом
стали
называть произведение на любом языке,
но не всякое, а только большое по размерам,
отличающееся некоторыми особенностями
тематики, композиционного построения,
развертывания сюжета и т. п. В новое
время, в особенности в XVIII—XIX вв., этот
вид произведений стал ведущим жанром
художественной литературы нового
времени.

Несмотря на
исключительную распространенность
этого жанра, его границы до сих пор
недостаточно ясны и определенны. Наряду
с произведениями, носящими это имя, мы
встречаем в литературе последних
столетий крупные повествовательные
произведения, которые называются
повестями. Некоторые писатели дают
своим большим эпическим сочинениям
название поэмы (достаточно напомнить
Гоголя, его «Мертвые души»).

Самыми известными
романами русской литературы являются
«Война и мир» Толстого, «Тихий Дон»
Шолохова.

Повесть
— широкий, расплывчатый жанровый термин,
не поддающийся единому определению. В
своем историческом развитии как самый
термин «повесть»,
так и обнимаемый им материал прошли
длинный исторический путь; говорить о
повести как о едином жанре в древней и
новой лит-ре совершенно невозможно.
Неопределенность  этого термина
осложняется еще двумя специфическими
обстоятельствами. Во-первых, для нашего
термина  нет точно соответствующих
терминов в западноевропейских языках:
немецкому «Erzählung», французскому «conte»,
отчасти «nouvelle», английскому «tale», «story»
и т. д. отвечают у нас как повесть,
так и «рассказ», частью «сказка». Термин
повесть в его определенной
противопоставленности терминам «рассказ»
и «роман» — специфически русский термин.

Во-вторых, повесть
— один
из стариннейших литературных терминов,
который в различные исторические моменты
менял свое значение. Необходимо к тому
же различать изменение значения термина
повесть
от изменения
самих соответствующих явлений.
Историческое развитие термина отражает,
конечно 19 (с некоторым лишь запозданием),
движение самих жанровых форм. Не случайно
у нас термины «рассказ» и «роман»
появляются позднее, чем повесть, как не
случайно и то, что на определенном этапе
этот последний применяется к таким
произведениям, которые являются по
существу рассказами.

Рассказ
повествовательный эпический жанр с
установкой на малый объем и на единство
художественного события.

Рассказ же,
как правило, посвящен конкретной судьбе,
говорит об отдельном событии в жизни
человека, сгруппирован вокруг определенного
эпизода. В этом его отличие от повести,
как более развернутой формы, где
описывается обычно несколько эпизодов,
отрезок жизни героя. В рассказе Чехова
«Спать хочется» говорится о девочке,
которая бессонными ночами доведена до
преступления: она душит мешающего ей
уснуть грудного ребенка. О том, что было
с этой девочкой раньше, читатель узнает
только из ее сна, о том, что с ней будет
после того, как преступление совершено,
вообще неизвестно. Все персонажи, кроме
девочки Варьки, очерчены очень бегло.
Все описываемые события подготовляют
центральное – убийство младенца. Рассказ
невелик
по объему.

Но дело не в
количестве страниц (есть небольшие по
объему повести и относительно длинные
рассказы),
и даже не в количестве фабульных событий,
а в установке автора на предельную
краткость. Так, рассказ Чехова «Ионыч»
по содержанию близок даже не к повести,
а к роману (прослежена почти вся жизнь
героя). Но все эпизоды изложены предельно
кратко, авторская цель одна – показать
духовную деградацию доктора Старцева.
По словам Джека Лондона, «рассказ –
это… единство настроения, ситуации,
действия».

Малый объем рассказа
определяет и его стилистическое единство.
Повествование обычно ведется от одного
лица. Это может быть и автор, и рассказчик,
и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем
в «крупных» жанрах, перо как бы передается
герою, который сам рассказывает свою
историю. Зачастую перед нами – сказ:
рассказ некоего выдуманного лица,
обладающего собственной, ярко выраженной
речевой манерой (рассказы Лескова, в 20
в. – Ремизова, Зощенко, Бажова и др.).

Очерк –
приближенное
к документальному повествованию о
реальном событии или человеке; роль
вымысла в очерке минимальна (см. например,
физиологические очерки «натуральной
школы»).

Притча –
небольшой
рассказ нравоучительного характера,
родственный басне; содержит поучение
в иносказательной, аллегорической
форме. Отличается от басни глубиной и
значительностью смысла, широтой
обобщения. Иллюстрирует важную мысль,
имеющую отношение не только к частной
жизни человека, но и к общечеловеческим
законам бытия.

Поэма – крупное
стихотворное произведение
сюжетно-повествовательной организацией;
повесть или роман в стихах; многочастное
произведение, в котором сливаются
воедино эпическое и лирическое начала.

Баллада –
повествовательная
песня (или стихотворение) с драматическим
развитием сюжета, основой которого
является необычайный случай, один из
видов лиро-эпической поэзии.

Стихотворение

небольшое произведение, созданное по
законам стихотворной речи. С.
бывает лирическое, публицистическое и
т. д. «В лирическом стихотворении
выражается непосредственное чувство,
возбуждённое в поэте известным явлением
природы или жизни, и главное дело здесь
не в самом чувствовании, не в пассивном
восприятии, а во внутренней реакции
тому впечатлению, которое получается
извне» (Н.А.
Добролюбов
).

Элегия
— лирическое произведение с печальным
настроением. Это может быть жалобное,
скорбное стихотворение о безответной
любви, размышление о смерти, о мимолетности
жизни, а могут быть и грустные воспоминания
о прошедшем. Чаще всего элегии пишутся
от первого лица.
Элегия (лат. elegia от
греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр
лирики, описывающий печальное, задумчивое
или мечтательное настроение, это грустное
раздумье, размышление поэта о быстро
текущей жизни, об утратах, расставании
с родными местами, с близкими людьми, о
том, что радость и печаль переплетаются
в сердце человека… В России расцвет
этого лирического жанра относится к
началу XIX века: элегии
писали
К.Батюшков, В.Жуковский, А.Пушкин,
М.Лермонтов, Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке
— В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.

Возник в античной
поэзии; первоначально так называли плач
над умершим. Элегия
основывалась
на жизненном идеале древних греков, в
основе которого лежала гармония мира,
соразмерность и уравновешенность бытия,
неполные без грусти и созерцательности,
эти категории и перешли в современную
элегию.
Элегия
может
воплощать как жизнеутверждающие идеи,
так и разочарование. Поэзия XIX века еще
продолжала развивать элегию в «чистом»
виде, в лирике ХХ века элегия встречается,
скорее, как жанровая традиция, как особое
настроение. В современной поэзии элегия
— это бессюжетное стихотворение
созерцательного, философского и
пейзажного характера.

Эпиграмма
– краткое стихотворение, высмеивающее
какое-либо лицо.

Послание
– 1) прозаический
жанр древнерусской литературы
дидактического или политического
содержания в форме письма к реальному
или фиктивному лицу. «Чувство авторства»
было различно в жанре проповеди и в
жанре летописи, в жанре послания и в
жанре повести. Первые предполагают
индивидуального автора и часто
подписывались именами своих авторов…»
(Д.С. Лихачёв). 2) поэтическое произведение
в форме письма, письмо в стихах к
реальному, фиктивному лицу или группе
лиц. Содержание разнообразное
– от философских раздумий до сатирических
картин. А.С.
Пушкин «Послание в Сибирь». В.В. Маяковский
«Послание пролетарским поэтам».
ПОСЛЕДУЮЩАЯ
история
– это сообщение о том, как  сложилась
судьба
персонажей после завершения действия
произведения.

Песня
– небольшое лирическое произведение,
предназначенное для пения; обычно
куплетное (строфическое). 1) П.
основная форма народной лирики. В
глубокой древности связана с пляской
и мимикой. Виды песни: бытовая, лирическая,
бурлацкая, городская, революционная
крестьянская, солдатская, многоголосная,
плясовая, сольная, авторская, народная.
«В традиционном фольклоре текст песни
и её мелодия создавались одновременно.
Литературная песня служила лишь основой
для последующих, часто различных
музыкальных обработок» (С.
Лазутин

Ода
—  торжественное стихотворение.
Изначально, в древнегреческой поэзии
—  лирическое стихотворение на разные
темы, исполнявшееся хором. В одах
древнегреческого поэта Пиндара (ок.
518–442 до н. э.) воспеваются цари и
аристократы, удостоенные, по мнению
поэта, расположения богов. Особое
развитие жанр оды
получил в поэзии европейского классицизма.
Торжественная ода – основной жанр
творчества основоположника французского
классицизма Ф. Малерба (1555–1628). Тема его
од – прославление абсолютистской власти
во Франции. Этапом в развитии жанра оды
является творчество Ж. Ж. Руссо.

В России ода,
которая «высокую, благородную, иногда
же и нежную материю воспевает» (В. К.
Тредиаковский), была главным жанром
поэзии классицизма. Образцовые
произведения этого жанра принадлежат
М. В. Ломоносову, известными авторами
од были его поэтический наследник В. П.
Петров и противник А. П. Сумароков, лучшие
произведения этого жанра принадлежат
Г. Р. Державину. Кроме торжественной
(пиндарической) оды,
в рус. поэзии бытовала ода нравоучительная
(горацианская), любовная (анакреонтическая)
и духовная (переложение псалмов).

Сонет
(итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка) —
вид (жанр) лирики, основным признаком
которого является объем текста. Сонет
всегда состоит из четырнадцати строк.
Другие правила сочинения сонета (каждая
строфа заканчивается точкой, ни одно
слово не повторяется) соблюдаются далеко
не всегда. Четырнадцать строк сонета
располагаются двояко. Это могут быть
два катрена и два терцета или же три
катрена и дистих. Предполагалось, что
в катренах всего две рифмы, а в терцетах
могут быть либо две рифмы, либо три.

Представление о
комическом восходит к древним обрядам,
игровому, празднично-веселому народному
смеху. Это «фантазирование рассудка,
которому предоставлена полная свобода».
Комическим называют также жизненные
изменения, в которых содержится
несоответствие общепринятой норме,
алогизм.

Постоянным предметом
комедии служит необоснованная претензия
безобразного мнить себя прекрасным,
мелочного – возвышенным, косного,
омертвевшего – живым. Все элементы
комического образа при этом взяты из
жизни, у реального предмета, лица. Они
не преображены творческой фантазией.
Виды комического – ирония, юмор, сатира.
По значению различаются высокие виды
комедии (величайший образец в литературе
– Дон Кихот М. де

Сервантеса, смех
над наиболее высоким в человеке) и
забавные, шутливые виды (каламбуры,
дружеские шаржи). Комедия связана не
только с отрицанием отжившего, но и с
духом утверждения, выражая радость
бытия и вечное обновление жизни.

Трагедия
– драматическое произведение, изображающее
глубокие, чаще всего неразрешимые
жизненные противоречия. Их последствия
завершаются гибелью героя. Конфликты
реальности переданы в трагедии
в предельно
напряженной форме. Это, воздействуя на
зрителей, пробуждает силу их чувств и
рождает душевный подъем (катарсис –
очищение). Трагедия
возникла
в Древней Греции из религиозно-культового
обряда поклонения богу виноградарства
и виноделия Дионису. В честь Диониса
устраивались празднества, торжественные
шествия с пением дифирамбов. Разыгрывались
действия, участниками которых становились
одетые в козлиные шкуры поклонники
Диониса и запевала хора (корифей). Эти
игры, эти «песни козлов» положили начало
трагедии
как одной из разновидностей драмы.

Само слово «трагедия»
означает «песня козлов». «Трагедия
есть
подражание действию важному и законченному,
имеющему определенный объем, производимое
речью, услащенной по-разному в различных
её частях, производимое в действии и
совершающее посредством сострадания
и страха очищение подобных страстей.
Что же касается характеров, то существуют
четыре пункта, которые должно иметь в
виду: первый и самый важный, чтобы они
были благородны. Второй пункт – чтобы
характеры были подходящими…

Третий пункт –
чтобы характеры были правдоподобными…
Четвертый же пункт – чтобы характер
был последователен.  Достоинство
словесного выражения – быть ясным и не
быть низким. Самое ясное выражение,
конечно, состоит из общеупотребительных
слов, но оно низкое. Благородное же и
свободное от тривиальности выражение
есть то, которое пользуется необычными
словами. А необычным я назову глоссу,
метафору, удлинение и все, уклоняющееся
от общеупотребительного» (Аристотель
«Поэтика»).

Один из основных
жанров (видов) драмы
как рода
литературы наряду с трагедией и комедией.
Как и комедия, драма воспроизводит
преимущественно частную жизнь людей,
однако главная ее цель не осмеяние
нравов, а изображение личности в ее
драматических отношениях с обществом. 

При этом, как и
трагедия, драма
тяготеет
к воссозданию острых противоречий, но
вместе с тем эти противоречия не столь
напряженны и допускают возможность
благополучного разрешения.

Как самостоятельный
жанр драма
сложилась
во второй половине 18 в. у просветителей.
Драма
19-20 в.в.
является преимущественно психологической.
Отдельные разновидности драмы
смыкаются
со смежными жанрами, используя их
средства выразительности, например
приемы трагикомедии, фарса, театра
масок.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Жанр – вид литературного текста. Классифицируя по родам, теоретики литературы выделяют эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры.

Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:

  • крупные (роман, роман-эпопея),
  • средние (повести, поэмы),
  • малые (рассказ, очерк, новелла).

Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам. Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.

Роды литературы

Роды и жанры литературы

Эпос — это 

  • объективное сюжетное описание характеров и событий;
  • текст имеет четкую привязку ко времени и пространству.
  • Пример: И.С. Тургенев «Отцы и дети», И.А. Гончаров «Обрыв», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М. Шолохов «Тихий Дон»

Лирика — это 

  • концентрация внимания на внутреннем мире, мыслях, чувствах героя;
  • особая организация (рифму, ритм, размер);
  • внешняя жизнь преподносится субъективно, глазами героя.
  • Пример: М.Ю. Лермонтов «Парус», А. Ахматова «Мужество»

Драма — это 

  • произведение написано для театральной сцены;
  • текст состоит из диалогов, монологов, небольших авторских ремарок;
  • герои показаны в действиях, конфликтах.
  • Например: А.П. Чехов «Вишневый сад», М. Горький «На дне»

Лиро-эпос — это 

  • текст в стихотворной форме;
  • сочетание эпического и лирического изображения жизни героя
  • Пример: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

Эпические жанры литературы

Эпические жанры литературы

Рассказ – сравнительно небольшое произведение с малым числом персонажей. Как правило, автор решает одну проблему и выделяет одно событие (А.И. Куприн «Чудесный доктор»).
Притча – малый жанр дидактической литературы, тождественный с басней, однако, отличающийся более высоким стилем. В притче наблюдаются аллегорические элементы повествования, порой сводящегося только к развернутому сравнению.
Очерк – один из видов малой формы среди эпических жанров. Похож на рассказ за исключением того, что в тексте нет единого, острого и относительно быстро разрешающегося конфликта, повествование плавное и по большей части описательное (В. Песков «Окно в природу»).
Новелла – один из основных жанров малой эпической прозы, более краткое произведение, чем повесть или роман. Хотя, авторов рассказов принято называть новеллистами, а совокупность рассказов – новеллистикой (А. Грин «Сила непостижимого»).
Повесть – нечто среднее между рассказом и романом по объему и числу действующих лиц и событий. События представлены логично и последовательно (В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»).
Роман – характеризуется многослойностью сюжета, есть несколько линий повествования, многопроблемность. Велико разнообразие внутренних и внешних конфликтов. Характеры показаны в развитии на протяжении достаточно длительного времени (Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»).
Роман-эпопея – это широкомасштабное произведение, часто включающее исторические и военные события, общественно-политическую жизнь страны (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Лирические жанры литературы

Лирические жанры литературы

Лирическое стихотворение Н. Рубцов «В осеннем лесу»
Ода – ведущий жанр в направлении классицизма. Произведение воспевает важные государственные или исторические события и национальных героев. Главная черта – торжественность стиля и высокий стиль (М.В. Ломоносов «Ода на рождение Государя Великого).
Элегия – грустное стихотворение, выражающее глубинные философские размышления о жизни и человеке на фоне природы. Личные переживания преобладают в повествовании (Е.А. Баратынский «Элегия (Уже ли близок час свиданья!)»).
Сонет – лирическое стихотворение из 14 строк в форме сложной строфы: 2 четверостишия и 2 трёхстишия (У. Шекспир «Сонеты о любви»).
Послание – письмо в стихах, обращённое к одному лицу или группе лиц. По содержанию различают лирические, любовные, дружеские, сатирические и т. д. (А.С.Пушкин «Графу Воронцову»).
Эпиграмма – краткое иронично-сатирическое стихотворение, остроумно высмеивающее определенного человека или явление (В.А. Жуковский «Ты драму, Фефил, написал?»).

Драматические жанры литературы

Драматические жанры литературы

Комедия

– вид драмы, в котором сюжет, персонажи и события комичны. Задача – осмеять отрицательные явления действительности и развлечь зрителя. Комедия может быть:

  • высокой (А.С. Грибоедов «Горе от ума»),
  • лирической (А.П. Чехов «Вишнёвый сад»),
  • сатирической (Н.В. Гоголь «Ревизор»).
Трагедия – вид драмы, основывающийся на неразрешимом конфликте, который вызывает страдания, а иногда и гибель героя (А.С. Пушкин «Борис Годунов»).
Драма – смесь трагического и комического. Конфликт хоть острый поначалу, но разрешимый к концу. Судьба главного героя и развязка представляют собой разные формы. Драма не стремится высмеять людей, но показывает их на фоне общества (А. Островский «Гроза»).

Лиро-эпические жанры литературы

Лиро-эпические жанры литературы

Поэма – многоплановое произведение с подробным изображением событий, продолжительное по времени действия, включающее лирические отступления (А.С. Пушкин «Медный всадник»).
Роман в стихах – синтез характеристик романа и лирические отступления образуют фигуру лирического героя (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).
Легенда – это текст-воспоминание о чем-либо чудесном, важных событиях прошлого. Литературная легенда обычно концептуальна, материал строго подчинен авторской идее (М. Горький «Старуха Изергиль»).
Сказ – вид литературного повествования, часто в форме несобственно-прямой речи или даже от первого лица. В произведении хорошо заметна разговорно-бытовая стилизация (Н.С. Лесков «Левша»).
Баллада – стихотворный рассказ на историческую тему с плотным сюжетом (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»).

Смотрите также:

  • Фольклор. Жанры фольклора
  • Литературные направления и течения
  • Литературные роды. 
  • Авторская позиция. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Художественные средства. Речевая характеристика героя

Жанры литературы в таблицах: список и определения

Можно сказать, что жанры литературы появились благодаря Аристотелю, когда тот прописал систему жанровой классификации в «Поэтике». Авторы веками строго следовали его принципам и канонам.

Но в XIX веке литература начала живо меняться, откликаясь то на падение феодализма, то на торжество буржуазии. В искусство пришел романтизм, за ним — реализм. Читатель требовал свежих идей, неожиданных решений. И вот уже жанры произведений сплетаются, смешиваются, перемещаются: почти не уследить за очередным новым словом в литературе.

Но знать основы основ надо. Особенно если вы и сам писатель. А начинающий или практикующий — уже не столь важно.

Что такое литературный жанр

Даже на самую первую пробу пера (которой можно считать наскальную живопись) человека вдохновил мир вокруг него. Быт, приключения, фантазии, переживания всегда норовили стать историями, которые можно было бы рассказать кому-то. Время и опыт, культура и история оттачивали инструменты повествования, их уникальные каноны и признаки. Так появился литературный жанр.

История появления жанров литературы

Как уже упоминалось, именно социально-политические, культурные, религиозные и прочие вихри отточили черты литературных жанров.

Прародителями эпоса стали мифы, легенды и сказания, в которых реальные исторические события тесно переплетались с фантастическими выдумками и житейской мудростью. Былины складывались в эпопеи, и долгое время эпическая поэма царила над остальными жанрами, пока в XI в. ее не сменила народная лирика.

Лирические произведения были сотканы из песнопений и танцев, без которых человечество не обходилось почти никогда. Эпоха сонетов и баллад обернулось романтизмом, захватившим Европу в XVIII в., — многие жанры вернулись в усовершенствованном виде. Особенно читатели уважали роман и драму.

Драма зародилась еще в первобытной поэзии, причем у каждого из древних народов — по-своему, независимо, из ритуальных действ. Два ее противоположных лика, комедия и трагедия, шлифовались на протяжении многих веков. А когда новое время и новые герои стали требовать большей пластичности, появилась драма как литературный жанр.

Исторически их три: эпос, лирика и драма. Роды обобщили литературные жанры:

  • по художественным признакам;
  • по типу отношения автора к его героям и сюжету.

Со временем сформировался и четвертый род, объединивший черты лирики и эпоса. Он получил закономерное имя — лироэпика.

Вглядимся получше в главные призраки жанров литературы:

Эпос появился в литературе не для того, чтобы скромничать. Идейный размах тут простирается от грозных мифов вроде «Старшей Эдды» и сказаний об эллинских богах до рыцарей Круглого стола и былин о русских богатырях. При этом объем эпического произведения может быть совсем небольшим.

  • Масштабный исторический и социальный фон, оттеняющий судьбы нескольких поколений героев;
  • Ярко выраженные протагонисты и антагонисты;
  • Насыщенный сюжет;

Социальная проблематика.
!При этом может отсутствовать тонкая проработка характеров: сопряжение судеб с монументальными событиями намного важнее.

Пример: Михаил Шолохов, «Тихий Дон»

  • Подробное описание бытия главного героя в нестандартный для него период жизни;
  • Акцент на развитии личности, борьбы с обстоятельствами, преодолении препятствий;
  • Несколько сюжетных линий и временных периодов;
  • Философская подоплека в паре с актуальными историческими событиями.

!Зачастую в романе присутствуют элементы драмы и лирические отступления.

Пример: Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

  • По объему и содержанию — нечто среднее между рассказом и романом (не менее ста страниц объема);
  • Повествование чаще всего ведется в хронологическом порядке, коротком промежутке времени и ограниченном пространстве;
  • Сюжет не всегда построен на крупной интриге и больше сфокусирован на главном герое. Остальных персонажей чаще всего — не более трех-четырех;
  • История, однако, может окончиться трагической развязкой или клиффхэнгером.

!В зарубежной литературе понятия повести разнятся буквально от страны к стране. Например, в англо-американской литературе под нею понимают «короткий роман».

Пример: Николай Карамзин, «Бедная Лиза»

  • Небольшая история в прозе, изложенная в относительно нейтральной манере;
  • Одна четкая сюжетная линия;
  • Минимум персонажей;
  • Одна проблема, которая разрешается кульминацией;
  • Тема чаще всего довольно однозначно прописана в названии.

!Повествование построено по схеме «завязка — основная часть — развязка».

Пример: Антон Чехов, «Дама с собачкой»

В лирике важны личные переживания и впечатления автора. Лирики не только изобретательны в плане образов и метафор, но и субъективны в выражении мыслей и оценок. А значит, не так уж романтично-безобидны (см. А. С. Пушкин с его эпиграммами).

  • Короткий рассказ, в котором для нравственного поучения автор использует иносказание;
  • Персонажи — не только люди, но и животные, растения, неодушевленные предметы, часто наделенные человеческими качествами;
  • Острая проблематика, эмоциональная подача, выразительный язык.

! Заложенное в притче нравоучение читателю предлагается расшифровывать самостоятельно.

Пример: Леонардо да Винчи, «Блоха в овечьей шкуре»

  • Малая форма; сюжет сосредоточен либо на конкретном событии, либо на описании чувств и внутреннего мира персонажа;
  • Необходимые интонации и настроение задают выбранный автором размер, ритм и рифма;
  • В числе прочих признаков — сюжетность, лаконичность и смысловая завершенность.

!Именно здесь ярче всего присутствие лирического героя — художественного альтер эго автора. Извечны споры о том, насколько обычно близки/далеки друг от друга автор и лирический герой.

Пример: Владимир Набоков, «Лилит»

  • Основные темы: воспевание потерь, горьких воспоминаний, печалей, быстротечности жизни;
  • Обычно написана от первого лица и без четкой структуры;
  • Построена на личных эмоциональных (а не рациональных) переживаниях лирического героя;
  • Объем — максимум средний

Пример: Василий Жуковский, «Вечер. Элегия»

  • Стихотворное обращение поэта к реальной или выдуманной личности;
  • Выступает просьбой, осуждением, пожеланием, и его характер — торжественный, дружеский или укоряющий — зависит от адресата;
  • Второе название послания — эпистола, поскольку это действительно практически открытое письмо в стихах;
  • Как правило, отличается изящным остроумием и легкостью слога.

!К настоящему времени поэтические письма не относятся к популярным формам.

Пример: Михаил Лермонтов, «Валерик»

  • Лаконичное стихотворение-насмешка, посвященное известной личности, крупному событию или общественному явлению;
  • По сути, является поджанром сатиры;
  • Состоит из постепенной завязки и неожиданного, язвительного завершения;
  • Наполнена колкостями, остротами, желчью, уместны даже непристойности.

!У древних греков эпиграмма вовсе не использовалась для подколов: она была синонимом эпитафии, надписи на надгробии и даже коротким стихотворным комплиментом.

Пример: Валентин Гафт, «Татьяне Дорониной»

  • «Выросла» из песней, сложенных в честь победителей Олимпийских игр, и сохранила свой главный признак — восхваление героя или события;
  • Торжество, пафос языка — обязательны, а просторечия и неологизмы недопустимы;
  • Михаил Ломоносов относил оду к высокому штилю;
  • Зачастую богата на мифологические аллюзии.

!В современной литературе оды не слишком востребованы, а уж если их и сочиняют, то только как сатиру.

Пример: Фридрих Шиллер, «Ода к радости»

  • По традиции используется для выражения высоких (как правило, любовных) переживаний;
  • Представитель так называемых твердых форм: должен состоять из 14 строк, разбитых на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Каждая строфа имеет синтаксическую завершенность;
  • Размеры — пятистопный или шестистопный ямб. Одно из самых больших зол — банальные рифмы и словоповторы;
  • Сюжет следует четкой структуре: утверждение темы — завязка — развязка — «сонетный замок» (завершение).

!Сонет — одна из немногих поэтических форм, которую можно считать относительно молодой: ей около семи сотен лет.

Пример: Франческо Петрарка, сонет 4

Произведения драматических жанров считаются самыми динамичными, но и самыми непростыми из классических жанров.

  • Главная цель — с помощью остроумного и динамичного сюжета представить курьезы общества в смешном ракурсе;
  • Комический конфликт строится на «кривом зеркале»: несоответствии событий, о которых мы читаем, и принятых в реальной жизни норм;
  • Несмотря на обилие поджанров, существует два главных типа: комедия характеров (смеемся над людьми) и комедия положений (смеемся над ситуациями).

!Комедия считается одним из главных столпов драмы: этот факт часто сбивает с толку тех, кто путает драму с трагедией.

Пример: Александр Грибоедов, «Горе от ума»

  • Основывается на неразрешимом конфликте и непримиримых противоречиях;
  • Действие в классических трагедиях занимает относительно небольшой временной отрезок;
  • Главный герой подвергается страданиям, испытаниям и разного рода терзаниям. Он борется с внутренним или внешним антагонистом и, в конечном итоге, гибнет, но победа духа и морали остается за ним;
  • Одна из целей — провести читателя через катарсис.

!В переводе с греческого «трагедия» означает «козлиная песнь»

Пример: Уильям Шекспир, «Гамлет»

  • Строится на диалогах и монологах, но автор присутствует всегда, даже если только ремарками;
  • Смычка самых сильных сторон трагедии и комедии;
  • Фабула — бытовая, лишена пафоса и высмеивания пороков. Конфликт, глубокий и острый, конечно, никто не отменяет, но героям, скорее, тут принято сострадать;
  • Сюжет зачастую касается личной жизни героя, его взаимоотношений с внешним миром. Трагический финал совершенно необязателен.

!Драма может быть как и литературным жанром, так и родом. В любом случае, любое хорошее драматическое произведение всегда практически готово для кино- или театральной постановки.

Пример: Гиллиан Флинн, «Острые предметы»

Если в классической эпике и автор, и читатель лишь созерцают события со стороны, то в лиро-эпических произведениях автор внедряет в повествование лирического героя. Окруженный колоссами эпического сюжета, он не теряется, а добавляет в сюжет эмоциональную субъективную оценку.

  • Может быть как стихотворной, так и в прозе;
  • В центре повествования — развернутое описание масштабных событий, происходящих с героем, социальной группой, страной, человечеством в целом;
  • Богата на темы, сюжетные линии и персонажей;
  • Идея выражается в многочисленных диалогах и монологах героев, практически как в драме;
  • Важно присутствие личностного начала (лирический герой, лирические отступления).

!Поэма, существуя еще с античных времен, пережила настоящие «американские горки» популярности и забвения. В современной литературе она практически неактуальна… что может намекать на очередной скорый взлет.

Пример: Александр Пушкин, «Цыганы»

  • Небольшое стихотворное произведение, построенное на исторических или мифологических событиях;
  • Характерная черта — напевность, музыкальность слога;
  • Относится к твердым формам и подчиняется правилам строгой рифмовки. Правила, в свою очередь, зависят от типа баллады (английской, французской, итальянской и т. д.);
  • Динамичный сюжет обычно передается через диалоги персонажей, может иметь необычные повороты и мрачный колорит.

!Баллады сочиняли многие великие поэты, но их прародителями были бродячие трубадуры. В их балладах мог быть не один десяток куплетов с обязательным рефреном.

Пример: Иоганн Гёте, «Лесной царь»

Меняются времена, меняются вкусы. Не стоит на месте и литература — одни жанры покрываются пылью забвения, другие возникают из небытия, прочие активно смешивают принципы и каноны. И этим разнообразием радуют современного избалованного читателя.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Эпос, лирика, драма — три рода литературы. Промежуточный род литературы – лироэпика вобрал в себя черты эпических и лирических произведений. Чтобы разобраться в хитросплетениях определений, предлагаем вашему вниманию роды литературы в таблице с классификацией произведений русской литературы из школьной программы.

Делят произведения на роды не по форме, как можно ошибочно заключить, а по типу отношения автора к художественному целому. Грубо говоря – кто, о чем и как говорит. Изображение мира и человека в художественных произведениях разнится.

Так, эпос человека изображает объективно, для лирики свойственен субъективизм (в лирике всегда идет речь о себе, автор смотрит в себя), драма изображает человека в определенной жизненной ситуации, в действии, человека самого по себе, авторская речь играет вспомогательную роль.

Это хрестоматийное объяснение деления литературы на роды из учебников по теории литературы. Но существует и более простое – именно так репетиторы объясняют принцип деления произведений для абитуриентов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе:

Эпос – это повествование, проза.

Лирика – это стихи.

Драма – это пьесы.

Лироэпика – повествование в стихах либо проза с лирическими отступлениями.

Это деление на роды литературы более примитивное, зато более доступное. Объясняет подобный подход и деление на жанры: эпические жанры – жанры прозы, лирические – поэзии, драматические – виды пьесы.

Роды литературы в таблице

Литературный род

Итак, литературный род — это группа литературных жанров, обладающих сходными литературными признаками. Роды различаются способами изображения человека: эпос объективно изображает человека; лирика субъективно; драма изображает частную человека в переломные моменты.

Эпос

Проза Повествование

Эпические жанры:

  • роман
  • роман-эпопея
  • повесть
  • рассказ
  • новелла
  • притча
  • очерк

Лирика

Поэззия

Лирические жанры:

  • лирическое стихотворение
  • элегия
  • послание
  • эпиграмма
  • эпитафия
  • ода
  • сонет
  • романс

Драма

Пьесы

Драматические жанры:

  • комедия
  • трагедия
  • драма
  • трагикомедия
  • водевиль

Жанры литературы – это виды литературных текстов. Классифицируя по родам, исследователи выделяют эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры.

Жанры литературы

Считается, что жанры литературы появились благодаря Аристотелю, когда тот прописал систему жанровой классификации в «Поэтике». Авторы веками строго следовали его принципам и канонам.

Содержание

  1. История появления жанров литературы
  2. Как определить жанр литературы?
  3. Литературные жанры: таблица
  4. Жанры эпоса
  5. Жанры лирики
  6. Жанры драмы
  7. Лиро-эпические жанры

История появления жанров литературы

Как уже упоминалось, именно социально-политические, культурные, религиозные и прочие вихри отточили черты литературных жанров.

Прародителями эпоса стали мифы, легенды и сказания, в которых реальные исторические события тесно переплетались с фантастическими выдумками и житейской мудростью. Былины складывались в эпопеи, и долгое время эпическая поэма царила над остальными жанрами, пока в XI в. ее не сменила народная лирика.

Лирические произведения были сотканы из песнопений и танцев, без которых человечество не обходилось почти никогда. Эпоха сонетов и баллад обернулось романтизмом, захватившим Европу в XVIII в., — многие жанры вернулись в усовершенствованном виде. Особенно читатели уважали роман и драму.

Драма зародилась еще в первобытной поэзии, причем у каждого из древних народов — по-своему, независимо, из ритуальных действ. Два ее противоположных лика, комедия и трагедия, шлифовались на протяжении многих веков. А когда новое время и новые герои стали требовать большей пластичности, появилась драма как литературный жанр.

В XIX веке литература начала живо меняться, в искусство пришел романтизм, за ним — реализм. Читатель требовал свежих идей, неожиданных решений. И вот уже жанры произведений сплетаются, смешиваются, перемещаются: почти не уследить за очередным новым словом в литературе.

Как определить жанр литературы?

Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:

  • крупные (роман, роман-эпопея),
  • средние (повести, поэмы),
  • малые (рассказ, очерк, новелла).

По родам литературные произведения делятся на:

  • Эпос – объективное сюжетное описание характеров и событий; текст имеет четкую привязку ко времени и пространству (И.С. Тургенев «Отцы и дети», М. Шолохов «Тихий Дон»)
  • Лирика – концентрация внимания на внутреннем мире, мыслях, чувствах героя; особая организация (рифму, ритм, размер); внешняя жизнь преподносится субъективно, глазами героя. (В. Маяковский «Послушайте!», М.Ю. Лермонтов «Парус»).
  • Драма – произведение написано для театральной сцены; текст состоит из диалогов, монологов, небольших авторских ремарок; герои показаны в действиях, конфликтах (А.П. Чехов «Дядя Ваня», М. Горький «На дне».
  • Лиро-эпос – текст в стихотворной форме; сочетание эпического и лирического изображения жизни героя (М. Ю. Лермонтов «Мцыри»).

Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам.

Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.

Литературные жанры: таблица

Жанры литературы в таблице с примерами помогут легче определить разновидность произведения.

Жанры эпоса

К эпосу традиционно относят: малые прозаические формы (рассказ, очерк, письмо, новелла), средние прозаические формы (повесть, путешествие), большие прозаические формы (роман, роман-эпопея).

Принадлежность жанра произведения к той или иной группе определяется, главным образом, объемом текста. К малым формам эпоса, как следует из названия, относятся произведения небольшого объема, объектом изображения которых является единичное событие или изображение одного из аспектов жизни.

Предметом изображения в эпосе является объективная действительность, то есть быт, характеры, события, природа – те условия, в которых могут существовать и взаимодействовать герои.

Таблица Жанры эпоса

Название

Особенности

Примеры

Малые жанры

Притча

Назидательный рассказ в иносказательной форме, содержит нравственное поучение. Отсутствует описание характеров, указания на времени действия и места, нет развития действия. Цель притчи не изобразить, а сообщить.

Л. Н. Толстой «Три старца», «Три притчи».

Рассказ               

Устный пересказ в виде поучительного иносказания. Немного действующий лиц, имеется сюжетная линия и проблема.

А. П. Чехов «Ионыч», «О любви», И. А. Бунин «Чистый понедельник».

Новелла

Краткость, острый сюжет, отсутствие изображений чувств и характеров, неожиданная развязка.

Л. Н. Андреев «Чемоданов».

Очерк 

Отсутствие проблемы, изображение видов природы/городов, могут также описываться реальные люди и реальные события.

Н. А. Некрасов «Физиология Петербурга».

Средние жанры

Повесть

Изображает естественное течение жизни, повествование сосредоточено на жизни главного героя, на его судьбе, имеет меньший размер по сравнению с романом.

А. И. Куприн «Олеся», «Поединок», И. С. Тургенев «Ася»

Большие жанры

Роман 

Имеет сложный сюжет, переплетение судеб, много конфликтов и сюжетных лиц.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», И. А. Гончаров «Обломов».

Роман-эпопея

Изображение народной жизни в переломные моменты истории.

Л. Н. Толстой «Война и мир», М. А. Шолохов «Тихий Дон».

Жанры лирики

К лирике традиционно относят следующие жанры произведения: ода, стихотворение, элегия, песня, дума, послание, баллада, эпиграмма, поэма. Самым популярным лирическим жанром считается стихотворение. Стихотворение может быть посвящено разным темам и лицам. Это может быть:

  • дружеское послание (“Во глубине сибирских руд” А. С. Пушкина)
  • любовное стихотворение (“Я помню чудное мгновенье” А. С. Пушкина)
  • философское стихотворение (“Выхожу один я на дорогу” М. Ю. Лермонтова)
  • природное стихотворение (“На севере диком стоит одиноко” М. Ю. Лермонтова)

В стихотворении в центре всегда находится лирический герой.

Таблица Жанры лирики

Название

Особенности

Примеры

Ода      

Торжественность, высокая лексика, события государственного или исторического масштаба.

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», Г. Р. Державин «Фелица».

Элегия

Грустное стихотворение, выражает размышления лирического героя на философские темы или интимные темы.

В. А. Жуковский «Море»,

М. Ю. Лермонтов «Элегия».

Сонет  

Состоит из 14 строк, особых жанровых особенностей не имеет.

А. С. Пушкин «Мадонна», В. Я. Брюсов «Сонет к форме».

Песня  

Стихотворение для исполнения под аккомпанемент (необязательно), имеет куплеты и припев.

А. С. Пушкин «Вакхическая песня».

Послание

Письмо в стихотворном стиле.

А. С. Пушкин «К Пущину»,

М. Ю. Лермонтов «Послание».

Эпиграмма

Стихотворение с сатирическим содержанием, высмеивание явлений и лиц.

В. Я. Брюсов «Константину Бальмонту», И. С. Тургенев «На А. В. Дружинина».

Жанры драмы

К драме традиционно относят трагедию, комедию, драму, мистерию, мелодраму, фарс, водевиль, трагикомедию. Драма изображает человеческую личность, находящуюся в действии, в конфликте с обществом, с окружающим миром, с самим собой.

Комедия – один из основных жанров драмы. В ее основе лежит комическая ситуация, основанная на смешном, странном и нелепом несовпадении в позициях, мнениях или отношениях героев. Она часто высмеивает людские недостатки и пороки.

Например, глупость в “Тортюф” Ж. Б. Мольера, тщеславие в “Мещанин во дворянстве” Ж. Б. Мольера, скупость в “Скупой” Ж. Б. Мольера. Финал комедии обычно веселый и неожиданный. Конфликт в комедии обычно легок по своей форме. Он либо плутовской, либо любовный, либо нравоучительный.

Таблица Жанры драмы

Название

Особенности

Примеры

Комедия

Сюжет и герои призваны вызывать смех или улыбку, осмеивает отрицательные явления действительности, может быть «высокой» (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), лирической (А. П. Чехов «Вишневый сад»), сатирической (Ж.-Б. Мольер «Тартюф»).

Д. И. Фонвизин «Недоросль», Н. В. Гоголь «Ревизор».

Трагедия

Изображен неразрешимый конфликт, герои трагедии не могут найти выход, финал обычно трагичен.

А. С. Пушкин «Борис Годунов», У. Шекспир «Ромео и Джульетта».

Драма

Трагическое и комическое воедино, изображен разрешимый конфликт, герои драмы способны найти выход, не осмеивает людей и явления.

А. П. Чехов «Чайка», «Три сестры», А. Н. Островский «Гроза».

Лиро-эпические жанры

В лиро-эпическом роде выделяют три жанра: поэмы, баллады и романы в стихах. Благо, роман в стихах у нас один — «Евгений Онегин». Произведения лиро-эпического жанра лучше просто запомнить.

Таблица Жанры драмы

Название

Особенности

Примеры

Поэма

Лирические отступления, наличие действующих лиц, развернутый сюжет.

Н. В. Гоголь «Мертвые души», А. С. Пушкин «Медный всадник». 

Баллада

Рассказ в стихах, легендарный или мифический сюжет, наличие интриги.

В. А. Жуковский «Людмила», А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Роман в стихах

Роман в стихотворной форме, лирические отступления, показывается образ лирического героя.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Б. Л. Пастернак «Спекторский».

Стоит отметить, что в литературе часто возникают произведения смешанных жанров, то есть тексты, которые нельзя в полной мере отнести к одному или другому жанру. Например, роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, прозаическая поэма Н. В. гоголя “Мертвые души”.

С одной стороны “Евгений Онегин” – роман, то есть принадлежит к эпосу, с другой – книга написана в стихах, а значит имеет отношение к лирике.

Таким образом, виды и жанры литературы – понятия очень близкие. Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии — водевиль и т.д.

Строго говоря, литературный жанр — это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.

Источники:

  • Аверинцев С. Древнегреческая поэтика и мировая литература. Москва: 1981.
  • Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — Москва, 1986.
  • Кожинов В. В. Жанр. Краткая литературная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1962—1978.
  • Кукулин И. В. От Сваровского к Жуковскому и обратно: О том, как метод исследования конструирует литературный канон. «Новое литературное обозрение», 2008.
  • Тамарченко Н. Д. Жанровая система. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. Intra­da, 2008.

Роды литературы.

Словесно-художественные произведения издавна было принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, лирика и драма.

Понятие литературного рода разработали ещё в Античности сначала Сократ, а потом и Аристотель. Затем, спустя века, в европейском литературоведении учёные продолжали изучать деление литературы на роды. В школьной программе (а значит и в ЕГЭ) принято опираться на то, как поделил роды В.Г. Белинский в своём труде «Деление поэзии на роды и виды» (1841 год).

Эпос: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и т.д.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей. Эпос объективен, главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет повествование.

Лирика: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали. Лирика субъективна. Изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно внутреннее переживание становится главным событием лирики.

Драма: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений. Такой род литературы является драматическим. В драме непосредственно голос автора будет звучать реже, чем в эпосе и лирике – в драме он появляется только в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Часто литературоведы включают и четвёртый род литературы, находящийся на пересечении лирики и эпоса – это лироэпос. Этому роду одинаково присущи и лирические, и эпические принципы отображения действительности: художественный мир строится как сюжетное повествование, где происходит ряд событий (эпос), но также автор даёт свою эмоциональную оценку происходящего, и написаны произведения лироэпоса в поэтической форме (лирика). То есть, лироэпосу одинаково присущи и лирические, и эпические принципы отображения действительности. Лироэпосом считаются поэмы и баллады (например, поэма «12» Александра Блока и баллада «Светлана» В.А. Жуковского).

! Существует распространённое заблуждение, что понять, какой перед нами род и жанр литературы, можно по тому, поэзия это или проза, однако почти все роды и жанры могут быть представлены как в форме поэзии, так и в форме прозы (например, роман «Евгений Онегин», поэма «Мёртвые души»).

Жанры литературы.

Литературные жанры (от фр. genre – род, вид) – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы, то есть это лирика, эпос и драма, представленные в их разновидности. Жанр литературы относится к определённому роду, например, жанр «Отцов и детей» — роман, а род – эпос.

Эпические жанры:

  • Роман-эпопея – разновидность романа, с особой полнотой охватывающаяисторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни («Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова).
  • Роман – в таких произведениях всегда много проблем, роман изображает человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами (роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Отцы и дети» И.С. Тургенева).
  • Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»).
  • Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В рассказе чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие (рассказы А.П. Чехова)
  • Очерк – это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди. Вымысел здесь почти отсутствует, играет маловажную роль. Главное – зафиксировать так, как произошло на самом деле. К очерку относится «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
  • Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».

Лирические жанры:

  • Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лирического героя, его чувств, эмоций (М.Ю. Лермонтов «Нищий»)
  • Песня – малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения, имеет чаще всего фольклорное происхождение
  • Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь (А.С. Пушкин «Элегия»)
  • Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание может быть адресовано одному лицу или группе лиц (А.С. Пушкин «К Чаадаеву»).
  • Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость (эпиграммы А.С. Пушкина, В.А. Жуковского).
  • Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержания. Прославление в стихах (Оды Г.Р. Державина, М. Ломоносова).
  • Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета, в русской поэзии стандартный размер сонета – пятистопный ямб, но встречаются и отклонения (А.С. Пушкин «Сонет»)

Драматические жанры:

  • Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические (Д.И. Фонвизин «Недоросль», Н.В. Гоголь «Ревизор»), высокие (А.С. Грибоедов «Горе от ума») и лирические (А.П. Чехов «Вишневый сад»).
  • Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев (Пьеса А.Н. Островского «Гроза»)
  • Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств (А.П. Чехов «Три сестры»)

Лироэпические жанры:

  • Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений (Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Реквием» Анны Ахматовой).
  • Баллада – средняя лироэпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского.
РОД ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА Лироэпос

(греч. ἔπος —повествование)

(греч. Δρᾶμα — действие)

(греч. Λυρικός — чувствительный, лирный)

   

ХАРАКТЕРИСТИКА

рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.

Рассказ о событиях, судьбе героев их поступках и т.д. — проявляет себя как эпос; раскрывает при этом перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю — в данном аспекте проявляет себя как лирика.

ЖАНРЫ

роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча

комедия, трагедия, драма

лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет

поэма, баллада

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Можно ли выделить сюжет?

 

Да

Нет

Можно показать на сцене?

 

Нет

Да

Обращается ли внимание на чувства героя, его внутренний мир?

 

Да

Нет

ЛИРО-ЭПОС ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА

Какие особенности?

Какие особенности?

Какие особенности?

Какие особенности?

Наличие развернутого сюжета – ПОЭМА

Обращение к фольклору – БАЛЛАДА

Охватывает исторические события, судьбы народа – РОМАН-ЭПОПЕЯ

Охватывает много проблем, имеет много персонажей – РОМАН

Средняя форма, немного персонажей и мало проблем – ПОВЕСТЬ

Малая форма, мало персонажей, чаще одна проблема – РАССКАЗ

Полудокументально – ОЧЕРК

Нравственное поучение, аллегорическая форма — ПРИТЧА

Комизм, смех – КОМЕДИЯ

Неразрешимый трагичный конфликт, гибель персонажей – ТРАГЕДИЯ

Приземленный, разрешимый конфликт — ДРАМА

Выражение чувств лирического героя – ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Фольклорное происхождение, музыкально-словесное построение – ПЕСНЯ

Обращение к кому-либо – ПОСЛАНИЕ

Философские размышления, печаль – ЭЛЕГИЯ

Высмеивание конкретного лица – ЭПИГРАММА

Торжественный стиль и содержание — ОДА

Твердая поэтическая форма — СОНЕТ

  • Рассказ шукшина срезал читать полностью
  • Рассказ это фольклор или нет
  • Рассказ шукшина срезал краткое содержание
  • Рассказ это устное народное творчество или нет
  • Рассказ шукшина сельские жители