Рассказ это определение в педагогике

РАССКАЗ

Вид лингводидактического тестового задания — словесное повествование о событии, факте — проверяющего умения монологической речи.

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

РАССКАЗ

монолог преподавателя, сообщение о событиях, фактах, явлениях для конкретизации теоретических положений. Особенность – артистичность, выразительность плюс свое оценочное суждение.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

РАССКАЗ

школьная лекция) форма организации урока, в которой ограниченная дидактическая единица передается в экстраактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития (В. В. Гузеев).

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

РАССКАЗ

способ обучения, применяемый преподавателем в процессе объяснения научных понятий, формул с целью образного описания и сообщения отдельных сведений из истории научных открытий, интересных событий, связанных с жизнью ученых и созданием научных теорий.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

РАССКАЗ

способ обучения, применяемый преподавателем в процессе объяснения научных понятий, формул с целью образного описания и сообщения отдельных сведений из истории научных открытий, интересных событий, связанных с жизнью ученых и созданием научных теорий. Рассказ в таких случаях повышает познавательную активность, развивает интересы и любознательность.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Рассказ

словесный метод обучения, предполагающий устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Педагогические требования к рассказу: обеспечение идейно-нравственной направленности преподавания; достоверность сообщаемой информации, включение ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений; обеспечение четкой логики изложения; эмоциональность изложения; простота и доступность языка изложения; отражение личной позиции в оценке излагаемых фактов, событий. (3)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

РАССКАЗ

1. Вид монологической речи, словесное изложение каких-л. событий, повествование о виденном, слышанном или пережитом говорящим. Ср. лекция, доклад, речь, выступление. 2. Один из словесных методов обучения (общедидактическое понятие), использование которого предполагает относительно законченное устное выступление по определенной теме. Р. обладает большой выразительностью и силой эмоционального воздействия на учащихся, позволяет более последовательно и систематично излагать учебный материал, чем это может быть сделано во время беседы. Наиболее полное восприятие Р. происходит, когда в нем ясна тема, выделены основные факты, имеется строгая логическая последовательность, отражающая движение мысли от явлений к сущности, а содержание Р. опирается на жизненный опыт учащихся и имеющийся уровень подготовки по языку. Эффективность восприятия содержания Р. повышается при его сопровождении наглядными пособиями (при демонстрации репродукций картин, настенных таблиц, кинофильмов, слайдов, прослушивании музыкальных произведений). Р. может включать различные приемы изложения: повествование, описание, рассуждение, диалог. Имеются дидактические приемы, облегчающие восприятие описания и рассуждения. Так, описание можно приблизить к повествовательной форме, излагая его, например, от имени очевидца или участника описываемых событий. Р. используется как при сообщении новых знаний, так и при их закреплении, активизации. По окончании Р. обычно проводится беседа с целью проверки правильности усвоения сообщенного материала, а также закрепления и углубления его понимания. На занятиях по языку Р. не должен превращаться в излишне длинное выступление преподавателя или учащегося на предложенную тему. С целью активизации учащихся следует стимулировать их на участие в Р., что ведет к переходу Р. в беседу.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Определение 1

Словесные методы обучения – это популярная группа техник, используемых на практике педагогами. Ее применяют на всех школьных предметах и на любой ступени образования. Источником получения знаний выступает слово. Оно бывает устным или письменным.

Методы стимулируют учащихся к активной познавательной деятельности. Они обеспечивают высшую культуру слухового воспитания и мышления. Благодаря обучению развивается чтение, устная и письменная речи. Человек учится анализировать, синтезировать, конкретизировать, противопоставлять, рассуждать и делать выводы.

Популярные методики:

  • Рассказ и объяснение;
  • Беседа и дискуссия;
  • Лекция;
  • Работа с книгой.

Описанные способы используются при формировании у ребенка теоретических и практических знаний. Ими поддерживается вербальный обмен информации между учителем и учениками. Знакомство с материалом проводится зачастую в готовой форме, поэтому меньше разбираются проблемные задачи, выполняются творческие задания и минимальное прививание ребенку познавательной самостоятельности и инициативности.

Рассказ и объяснение

Определение 2

Метод рассказа – это устное изложение материала, содержимого в учебнике. Этот способ встречается во всех классах школы. Изменяется лишь характер, объем и длительность повествования.

В зависимости от целей выделяют рассказ-выступление, рассказ-изложение и рассказ-заключение. Первый вид – это подготовка учащихся к восприятию нового материала. Второй – это полноценное раскрытие темы, а третий – выводы и обобщения.

Во время этой словесной методики применяются методологические приемы:

  • Активизация внимания;
  • Ассоциативное и закономерное соединение;
  • Сравнение;
  • Выделение главного;
  • Резюмирование.

Для изложения информации в форме рассказа слова учителя должны соответствовать нескольким требованиям. В тексте должны быть только точные факты, ясные и убедительные примеры, относящиеся к теме. Также нужно подавать рассказ логично, выделяя основные положения, идеи, концентрировать внимание аудитории на этих моментах.

Рекомендуется не затягивать с рассказами больше, чем на 10 минут, так как далее внимание детей рассеивается. Текст должен быть эмоциональным, выразительным и излагаться доступным языком. Можно объединять этот метод с чтением учебника, записыванием определений и дат, повторением важных деталей и выводами.

Определение 3

Словесный метод объяснение – это толкование закономерностей, качество объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действия, презентация опыта. Этот способ зачастую используют при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии интригующих моментов в явлениях природы и социальной жизни.

Учителю нужно формулировать цели и задачи, ставить четкие вопросы для дальнейшего раскрытия. Чтобы привлечь внимание детей к наблюдению за явлениями, излагать материал стоит последовательно и относительно медленно. Если есть демонстрация примеров, то ее стоит совмещать с детальными объяснениями, для устранения возможных неточностей, вопросов и недопонимания.

Беседа и дискуссия

Определение 4

Наиболее известный метод – это беседа. Дидактическая работа в таком формате побуждает слушателей к разговору. Правильно поставленные вопросы вызывают интерес у учащихся, самостоятельные рассуждения и обобщения. С помощью беседы учитель может «вести» ученика по нужной идее, чтобы он набирался новых знаний, но к выводам приходил сам. Метод активизирует мышление.

Педагогами эта техника применяется для усвоения знаний и умений. Также при беседе ученику доносятся некоторые воспитательные моменты – нужно сначала выступать, а потом говорить, не перебивать, всегда доносить свою мысль.

Опираясь на цели и структуры методики, выделяют несколько типов бесед:

  • Вводные или организующие;
  • Эвристические;
  • Систематизирующие или закрепляющие;
  • Контрольно-коррекционные.

Для эффективного проведения обучения этим способом у учителя должна быть определенная подготовка. Лектору нужно правильно и четко формулировать тему и вопросы. При подготовке нужно ориентироваться на возраст учеников, чтобы урок был не слишком сложный и не было новых слов. Вопросы рекомендуется ставить перед всем классом, и выдерживать небольшую паузу. Все правильные ответы одобряются, а неправильные – аргументируются и комментируются.

Если никто из учеников не дает ответ, то учителю стоит спросить в другой формулировке. Возможно, вопрос стоит разделить на несколько частей и упросить, или в формулировке сразу скрыть ответ. Во время беседы важна дисциплина, но при этом контакт спикера со слушателями тесный.

Беседа – это трудоемкий словесный метод обучения. На подготовку речи тратится много времени, сил и профессионального мастерства.

Определение 5

Дискуссия – это способ обучения, похожий на предыдущий, но тут главная цель – стимулировать интерес. Учащихся «втягивают» в обсуждение проблемы. Метод побуждает слушателей к осмыслению информации и объяснению своей позиции.

Для проведения дискуссии нужно минимум 2 человека. Если у спикера или учеников нет нужных знаний, то разговор получается беспредметным, без содержания, неточным. Апеллировать фактами и вовремя их преподносить тоже нужно уметь, чтобы идеи не казались запутанными и противоречивыми.

Выделяют 4 правила проведения дискуссии:

  • Ограниченное время на выступление;
  • Дисциплина и взаимоуважение;
  • Сдержанность;
  • Принятие чужого мнения.

Лекции

Определение 6

Лекция – это словесная методика, отличающаяся от других жесткой структурой, логичным изложением материала, изобилием информации, систематичностью.

На школьных лекциях описываются трудные системы, объекты, явления, процессы, обсуждаемые на фоне причинно-следственных связей. Из-за сложности подачи ее рекомендуется использовать только на старших классах. По длительности такие занятия затягиваются на один-два урока, которые маленькие дети не смогут высидеть.

Чтобы правильно подать материал учителю нужно проработать такие моменты:

  • Создать детальный проект лекции;
  • Ознакомить слушателей с темой, целями и задачи;
  • Последовательно изложить информацию;
  • Сделать краткие выводы после каждого пункта;
  • Связывать части монолога;
  • Эмоционально излагать проблемы;
  • Приводить примеры, сравнения, факты;
  • Работать с аудиторией;
  • Регулировать темп изложения.

Работа с книгой

Определение 7

Главным методом эффективного обучения считается работа с учебником. В книге материал преподносится безошибочно и структурировано. Ученик может много раз прорабатывать предложенную информацию в удобном темпе и формате. Задача учебных книг обучить, развить, воспитать, побудить и контролировать процесс обучения.

Ученик может и сам изучать книгу. В зависимости от задания преподавателя, с учебниками работают в нескольких форматах: аудитория знакомится со структурой, просматривает главы, читает отдельные отрывки, отвечает на вопросы, исследует материал, решает задачи или заучивает материал. Обучение на книгах формирует у учащихся потребность к чтению.

На практике используются две методики работы с учебниками:

  • На уроке;
  • Дома.

В обоих способах ученикам нужно конспектировать, создавать план, тезировать информацию, цитировать выражения, рецензировать, создавать справки и тематические словари. На уроке педагог занимается развитием скорочтения у детей, обучает анализировать и понимать прочитанный материал, искать ответы, работать со схемами и таблицами. Совместно с основной книгой часто используются справочники, словари и энциклопедии.

ОСОБЕННОСТИ
ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ

(КОРРЕКЦИОННОЙ)
ШКОЛЫ

Методы
рассказа и объяснения относят к группе
словесных методов обучения. Рассказ

это устная форма изложения учебного
материала, которая пред­ставляет
собой словесное описание событий,
фак­тов, процессов и др. Метод рассказа
удобен в том случае, если необходимо
предоставить учащимся информацию о
научных открытиях, исторических
со­бытиях, явлениях природы или
поделиться впечат­лениями об экскурсии,
прочитанной книге или про­смотренном
фильме. В зависимости от тематики рассказ
может занимать на уроке как самостоятель­ное
место так и быть включенным в процесс
объясне­ния. К рассказу в коррекционной
школе предъявляют­ся следующие
требования:

1)
единство темы и содержания. Рассказ
учителя всег­да запоминается и
усваивается учениками гораз­до легче,
если все сообщаемые сведения объеди­нены
общей темой, которая на протяжении всего
рассказа раскрывается последовательно
и проду­манно;

2)
четкость структуры. Рассказ как
метод сообщения информации используется
на разных этапах урока, в первую очередь
для сообщения новых знаний в том случае,
когда материал не требует теорети­ческих
доказательств. Поэтому рассказ учителя
должен иметь четкую структуру и иметь
начало, раз­витие событий, кульминацию,
финал;

3)
эмоциональная наполненность.
Эмоциональный и интересный рассказ
учителя, опирающийся на

[
личный
опыт учащихся, местные события иусловия,
делает его более запоминающимся и
доступ­ным для понимания умственно
отсталыми учащи­мися. При учете
учителем психологических особен­ностей
учащихся можно добиться сопереживания
и пробуждения чувств с их стороны.
Рассказу уделяется большая часть урока,
если он является основным методом
сообщения новых знаний. В процессе
рассказа учитель систематизирует и
обоб­щает знания по представленной
в рассказе теме.

Объяснение

особый метод овладения теорети­ческим
материалом, главной особенностью
которого являются теоретические
доказательства. К объясне­нию в
специальной школе предъявляются
следующие требования:

1)
тщательный отбор теоретического
материала;

2)
определенная форма рассуждений,
включающая следующие процессы: анализ,
синтез, наблюдения, выводы, индукцию и
дедукцию;

3)
использование грамотного
иллюстративного мате­риала: схем,
блоков, рисунков, картин;

4)
включение при необходимости
дополнительных разъясняющих моментов,
особенно когда необхо­димо подчеркнуть
связи с конкретной ситуацией;

5)
обязательная формулировка выводов.

При
подготовке к объяснению учебного
материала необходимо предвидеть
появление каких-либо труд­ностей в
понимании и потому готовить различные
варианты работы. Составить представление
учителя о понимании учащимися предлагаемого
учебного материала помогает установление
так называемой обратной связи. Она
реализуется за счет постановки вопросов,
побуждающих учащихся к высказыванию
своего понимания предложенного материала.
Нали­чие обратной связи в процессе
объяснения помогает учителю вносить
необходимые изменения в процесс
объяснения по ходу урока.

**

67.
МЕТОД БЕСЕДЫ.

СВОЕОБРАЗИЕ
ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ

(КОРРЕКЦИОННОЙ)
ШКОЛЫ

Беседу
относят к словесным методам обучения
в специальной школе и понимают под ней
вопросоот-ветную форму овладения учебным
материалом. В рам­ках беседы вопросы
могут задаваться как в устной, так и в
письменной форме. Это позволяет
стимулиро­вать развитие не только
устной, но и письменной речи учащихся.
Вопросы, подготовленные для беседы, как
правило, связаны одной общей темой и
должны спо­собствовать повторению и
закреплению пройденного учебного
материала. Беседа на уроке может
прово­диться в нескольких вариантах:

1)
учитель опрашивает учеников устно;

2)
учитель оформляет свои вопросы на
доске и про­сит учеников дать ответы
в устной или письменной форме;

3)
учитель оформляет вопросы на
карточках, раздает ученикам, дает
определенное количество времени на
обдумывание, после чего требует дать
ответы на них.

К
беседе в специальной школе предъявляется
ряд требований, главным из которых
является продумы­вание строгой системы
вопросов и предполагаемых ответов
учеников. Все задаваемые учителем
вопро­сы быть подчинены основной
идее, но при этом не терять взаимосвязи
между собой. Учитывая тот факт, что
ученики могут дать неверные ответы,
учителю необходимо подготовить ряд
дополнительных наво­дящих вопросов,
которыми могли бы воспользовать­ся
ученики. Каждый задаваемый вопрос должен
быть грамотно сформулирован и понятен
учащимся. Вопрос должен подчиняться
четкой структуре и внутрен­ней логике,
не содержать при этом два и более
вопро­сительных слова, не быть
многозначным и не содер­жать внутренних
противоречий. Нельзя одновременно
задавать несколько вопросов, так
какучащиеся могут растеряться и в
результате не дать ответ ни на один
поставленный вопрос.

Вопросы
в процессе беседы должны различаться
по своему содержанию, т.е. одни могут
быть предметны­ми, другие направлены
на выяснение пространствен­ных,
причинно-следственных и временных
связей и отношений. Так как временные,
пространственные и причинно-следственные
связи между предметами воспринимаются
детьми с проблемами в развитии с большим
трудом, чем все остальные, то на вопро­сы,
направленные на выяснение этих отношений,
учи­телю следует обратить более
пристальное внимание. Как правило, форма
и сложность вопросов зависят от возрастных
и интеллектуальных особенностей
учащих­ся. Изучение того или иного
объекта требует различ­ного по своему
содержанию вопросов.

В
процессе беседы вопрос надо задавать
не одно­му ученику, а всему классу.
Ученики с нарушениями в развитии
принимаются за обдумывание поставлен­ного
вопроса только в том случае, если каждый
из учеников может быть вызван учителем
для ответа. Учитель должен очень
внимательно относиться к от­ветам
учащихся и не оставлять без исправления
ни одной допущенной ошибки. Дети с
проблемами в раз­витии в основном
ограничиваются односложными утвердительными
или отрицательными ответами. Учи­телю
необходимо добиться, чтобы ученик
отвечал на вопрос полным предложением
с использованием лек­сики вопроса.

**

68.
МЕТОД РАБОТЫ С КНИГОЙ. СПЕЦИФИКА ЕГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ
(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ

Метод
работы учащихся с книгой является одним
из наиболее распространенных и действенных
методов овладения учебным материалом.
Сформированные в процессе школьного
обучения умения и навыки ра­боты с
книгой остаются на всю оставшуюся жизнь.
К этому методу предъявляются следующие
требования:

1)
каждый ребенок должен иметь свою
книгу, уметь находить необходимую
страницу и тот материал, ко­торый
изучается;

2)
в результате обучения учащиеся
должны усвоить, что в процессе работы
с учебником необходимо находить опорные
пункты, но никак не стараться запоминать
весь представленный материал;

3)
в процессе работы с учебником
учитель должен давать четкие инструкции
по выполнению задания, както: найти
необходимый абзац, прочитать зада­ние,
правило, сформулировать основную мысль
текста и др.

Этот
вид учебной деятельности предполагает
ра­боту со всеми его структурными
компонентами: са­мим текстом параграфа,
иллюстративным материа­лом, материалом,
выделенным для запоминания, а также
аппаратом организации усвоения и
аппара­том ориентировки, под которыми
понимается работа по ознакомлению
учащихся с оглавлением, заголов­ками,
введением, различными шрифтовыми
выделе­ниями. Навык ориентирования
учащегося в пределах учебника позволяет
ему использовать текстовый ма­териал
при формулировании ответов. В этом
случае учебник выступает как основной
источник информа­ции и эффективное
средство формирования навыков.

учебной
работы. Неудивительно, что опыт работы
с книгой у детей с проблемами в развитии
вырабаты­вается постепенно. Поэтому
работа с учебником долж­на проводиться
на всех этапах процесса усвоения знаний.
Отдельным этапом должно стать знакомство
учащихся со структурой учебной статьи.
Сведения, которые им необходимо знать:

1)
элементы, составляющие название
раздела, пара­графа, пункта и др.
Учащиеся должны четко уяс­нить, что
название сообщает об основном содер­жании
повествования и позволяет понять, о чем
пойдет речь;

2)
текст состоит из нескольких
абзацев. Учащиеся должны запомнить, что
каждый абзац текста выра­жает
законченную мысль;

3)
жирным шрифтом выделены термины,
определе­ния, выводы, которые необходимо
запомнить;

4)
вопросы и задания .содействующие
усвоению текс­та параграфа могут быть
расположены как в его начале, так и сбоку
или в конце.

В
связи с тем что данная категория учащихся,
как правило, имеет сравнительно низкие
навыки чтения, учителю необходимо
использовать различные формы работы с
учебником:

1)
беседа — объяснительное чтение;

2)
рассказ-объяснительное чтение;

3)
объяснительное чтение — составление
плана;

4)
рассказ- пересказ.

Вся
работа с учебником должна проводиться
на уроке под наблюдением и четким
руководством со стороны учителя. В связи
с тем что параграфы учебника ин­формационно
насыщены, их необходимо делить на
сравнительно небольшие логически
завершенные фрагменты. Нельзя давать
учащимся с проблемами 9 развитии на
самостоятельную работу непрочитан­ные
и непрокомментированные параграфы
учебника.

**

69.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ.

ОСОБЕННОСТИ
ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ

(КОРРЕКЦИОННОЙ)
ШКОЛЫ

Обучение
детей с проблемами в развитии строится
на широком применении средств наглядности.
Чаще всего применяются: картины, карты,
иллюстрации, схемы, плакаты, макеты,
аппликации, диафильмы, диапозитивы,кинокартины.

Основные
задачи использования метода демонст­рации
сводятся к следующим: вводить работу
по раз­витию у учеников круга
элементарных представлений,
систематизировать уже полученный опыт,
способство­вать развитию умений
наблюдать явление или пред­мет и
выделять в них главные черты, обобщать,
срав­нивать, устанавливать свое
отношение к объекту.

К
демонстрации как к методу в специальной
школе предъявляют следующие требования:

1)
расположение демонстрируемого
объекта должно быть таким, чтобы его
хорошо было видно со всех мест класса;

2)
учитывая особенности внимания
умственно отста­лых учащихся, в момент
объяснения следует пока­зывать только
необходимое пособие. После объяс­нения
его нужно убирать;

3)
каждый ученик должен действовать
согласно полученной инструкции и
поставленной задаче, обращая внимание
на те свойства и стороны демонстрируемого
объекта, которые связаны с сообщаемыми
данными;

4)
словесное описание объекта
учащимися должно способствовать развитию
у них наблюдательности и формировать
логическую, правильную, обосно­ванную
речь;

5)
необходимо добиваться, чтобы учащиеся
могли формулировать подаваемый материал
и итоги наб­людений на доступном для
них уровне. В настоящее время в учебных
учреждениях широко употребляются
разнообразные технические средства
обучения, с помощью которых можно
просматривать различные кино- и диафильмы,
слайды и т. л. Такая демонстрация
активизирует умственную деятельность
учеников, служит дополнительным
источником дан­ных. Показ не должен
превышать 10-15 мин, а урок нельзя превращать
в киноурок или кинолекцию. Од­нако
необходимо учитывать, что ученики часто
отвле­каются на произведение, внешнюю
фабулу, описатель­ную сторону явления
и теряют нить изучаемых понятий. Поэтому
при анализе впечатлений основное
внима­ние следует уделять тому, как
эти впечатления связа­ны с теоретическими
положениями урока.

Одним
из наиболее ценных методов коррекционно-го
воспитания является рисование на
классной дос­ке. Этот процесс вовлекает
в активную работу сразу несколько
анализаторов ребенка: зрение, слух,
мото­рику. Рисунок, выполненный
учителем на доске, мо­жет существенно
дополнить карту или иллюстрацию. Особенно
интересны и доступны учащимся зарисовки
различных простых схем в рамках классной
доски или тетради, выполненные цветными
мелками или каран­дашами. Рисование
учителем на доске развивает наблюдательность
у детей, вызывает живой интерес и желание
подражать. Учитывая последнее, можно
задавать учащимся нарисовать дома
иллюстрации к различным произведениям,
наблюдаемым процес­сам и др. Лучшие
детские рисунки можно использо­вать
на уроках, а в конце года устроить
выставку.

**

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

РАССКАЗ

словесный метод обучения, предполагающий устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Педагогические требования крассказу: обеспечение идейно-нравственной направленности преподавания;достоверность сообщаемой информации, включение ярких и убедительныхпримеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;обеспечение четкой логики изложения; эмоциональность изложения; простотаи доступность языка изложения; отражение личной позиции в оценке излагаемых фактов, событий. (3)

РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ →← РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

Синонимы слова «РАССКАЗ»:

АНЕКДОТ, АПОЛОГ, БАЙКА, ДОКЛАД, ЗАРИСОВКА, ИЗЛОЖЕНИЕ, ИСПОВЕДАНИЕ, ИСТОРИЯ, КНИГА, НОВЕЛЛА, ОГЛАСКА, ОПИСАНИЕ, ОЧЕРК, ПОБАСЕНКА, ПОБЫВАЛЬЩИНА, ПОВЕСТВОВАНИЕ, ПОВЕСТЬ, ПОКАЗАНИЕ, ПРЕДАНИЕ, ПРИТЧА, РАДИОРАССКАЗ, РАПОРТИЧКА, АКХЬЯНА, ВИДЕОРАССКАЗ, ИМБРОЛГИО, ИТИХАСА, КИНОРАССКАЗ, РАССКАЗЕЦ, РАССКАЗИК, РАССКАЗИШКО, РЕПОРТАЖ, СКАЗ, СКАЗАНИЕ, СООБЩЕНИЕ, ТЕЛЕРАССКАЗ, ФАБЛЬО, ФАЦЕЦИЯ, ФОТОРАССКАЗ, ХИКАЯТ, ЦЗЮАНЬ, ШВАНК, ЭПОПЕЯ

Смотреть что такое РАССКАЗ в других словарях:

РАССКАЗ

род эпоса, близкий к повести [см.], отличающийся от нее меньшими размерами и еще большей несложностью.

РАССКАЗ

        малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображенных явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста, … смотреть

РАССКАЗ

рассказ м. 1) Действие по знач. глаг.: рассказать. 2) То, что рассказывается; изложение каких-л. событий. 3) Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе.<br><br><br>… смотреть

РАССКАЗ

рассказ
См. анекдот, книга, сказка
по рассказам…
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999.
рассказ
анекдот, книга, сказка; повествование, описание, история, эпопея, повесть, очерк; притча, байка, показание, цзюань, фацеция, хикаят, новелла, побасенка, доклад, сообщение, предание, изложение, огласка, сказание, шванк, рассказик, рапортичка, исповедание, рассказец, рассказишко
Словарь русских синонимов.
рассказ
1. повествование, описание, история, повесть; эпопея (разг.); очерк (устар.), сказ (устар. разг.)
2. литературный жанр: новелла
Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011.
рассказ
сущ.
• повествование
Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012.
рассказ
сущ., кол-во синонимов: 42
• акхьяна (1)
• анекдот (32)
• аполог (3)
• байка (17)
• видеорассказ (1)
• доклад (17)
• зарисовка (10)
• изложение (41)
• имбролгио (2)
• исповедание (9)
• история (61)
• итихаса (2)
• кинорассказ (1)
• книга (160)
• новелла (15)
• огласка (8)
• описание (45)
• очерк (26)
• побасенка (22)
• побывальщина (4)
• повествование (17)
• повесть (12)
• показание (14)
• предание (13)
• притча (14)
• радиорассказ (1)
• рапортичка (6)
• рассказец (3)
• рассказик (5)
• рассказишко (3)
• репортаж (9)
• сказ (10)
• сказание (12)
• сообщение (87)
• телерассказ (1)
• фабльо (2)
• фацеция (1)
• фоторассказ (1)
• хикаят (1)
• цзюань (1)
• шванк (2)
• эпопея (12)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
акхьяна, анекдот, аполог, байка, видеорассказ, доклад, зарисовка, изложение, имбролгио, исповедание, история, итихаса, кинорассказ, книга, новелла, огласка, описание, очерк, побасенка, повествование, повесть, показание, предание, притча, радиорассказ, рапортичка, рассказец, рассказик, рассказишко, сказ, сказание, сообщение, телерассказ, фабльо, фацеция, хикаят, цзюань, шванк, эпопея… смотреть

РАССКАЗ

РАССКАЗ, малая эпическая жанровая
форма художеств. лит-ры — небольшое по объёму изображённых явлений жизни,
а отсюда и по объёму своего текста, проза… смотреть

РАССКАЗ

Рассказ — род эпоса, близкий к повести (см.), отличающийся от нее меньшими размерами и еще большей несложностью.

РАССКАЗ

РАССКАЗ. — Термин «Р.» в его жанровом значении обычно применяется ко всякому небольшому повествовательному прозаич. литературному произведению с… смотреть

РАССКАЗ

РАССКАЗ. — Термин «Р.» в его жанровом значении обычно применяется ко всякому небольшому повествовательному прозаич. литературному произведению с реалистической окраской, содержащему развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде и т. п. Так. обр. этим термином (как впрочем и всяким другим жанровым термином) обозначается собственно не один жанр какого-либо определенного стиля, а целая группа близких, сходных, но не тождественных жанров, имеющих место в литературе различных стилей. При этом естественно на периферии этой группы мы находим целый ряд переходных, смежных форм, к-рые не дают возможности резко отграничить соответствующий материал от материала других близких жанров. Это однако не может помешать отличить Р. от других литературных видов, установив его типические признаки и закономерность его сложения в его классической форме при определенных исторических условиях и в определенных стилях, с одной стороны, и закономерность его использования и возникновения модификации форм Р. в иных стилях — с другой.<p class=»tab»>В зап.-европейской литературе соответствующая жанровая группа обозначается термином «новелла» (см.), который является по существу синонимом термина «Р.». Правда, у нас наличие этих синонимических терминов вызывало (у формалистов особенно) стремление диференцировать их. Так, нередко новелла определялась как разновидность Р., отличающаяся особенной заостренностью завязки и развязки и напряженностью в развитии сюжета. Однако подобного рода терминологические разграничения не более чем условны, т. к. в своем историческом возникновении и дальнейшем развитии русский Р. вполне аналогичен зап.-европейской новелле. Как там новелла, так у нас Р. выделился из всей повествовательной литературы вообще в аналогичные исторические моменты, определившись прежде всего характером содержания, направленного на реальную действительность. У нас это имело место в XVII-XVIII вв. в связи с ростом оппозиционных старому феодальному порядку тенденций. Наиболее интенсивно в этот период Р. развивался в стилях «третьего сословия». Обострение социальных противоречий и культурно-идеологический рост творящих литературу классов и обусловливают на данном этапе оформление жанра Р. В противовес общему характеру преобладавшей в предыдущие века письменности (церковной, религиозной) купеческий или мелкобуржуазный Р. XVII-XVIII вв. нес в литературу реальное, бытовое, житейское содержание, заключенное в четкие композиционные формы, отличающиеся структурной законченностью, напряженной динамичностью сюжета, простотой языка. В противоположность жанровой аморфности средневековой повести, сюжетное строение к-рой в основном следует за естественным ходом событий и ограничивается естественными границами последних (биография героя, история военного похода и т. п.), Р. представляет собой форму, показывающую умение автора выделить из общего потока действительности моменты, наиболее значимые, ситуации, наиболее конфликтные, в к-рых социальные противоречия выступают с наибольшей выпуклостью и заостренностью, стягиваясь в одном событии, служащем фабулой Р. Однако связь рассказа XVII-XVIII вв. в стилях «третьего сословия» с более традиционными жанрами выражалась в упорном сохранении старых терминов — «повесть», «сказка» — в применении к ранним Р. («Повести» о Карпе Сутулове, о Шемякином суде и т. п., «сказка» Чулкова «Досадное пробуждение» и пр.). Как определенный литературный термин «Р.» начинает входить в употребление в начале XIX в., но еще у Пушкина и Гоголя термином «повесть» объединяются произведения, часть к-рых мы бы определенно отнесли к Р. или новелле («Выстрел», «Гробовщик», «Коляска» и т. п.).</p><p class=»tab»>Так. обр. Р. сформировался как жанр, выдвинутый ростом в литературе буржуазных течений, буржуазных стилей. Далее Р. завоевывает свое место в самых различных стилях, в каждом из них модифицируясь и по идеологической значимости и формально. Углубленно-психологический рассказ Чехова, «опрощенный», «народный» рассказ Л. Толстого, мистически-символистский рассказ Ф. Сологуба, социально заостренный реалистический рассказ М. Горького — все это различные и по содержанию и по художественным средствам Р.</p><p class=»tab»>Жанровые формы Р., в стилях «третьего сословия» отвечавшие потребностям прогрессивно-реалистического отражения действительности, в дальнейшем используются также и в противоположных целях — в целях мистического преломления реальной жизни писателями реакционных классов. Ф. Сологуб напр., обращаясь к отражению окружающей его бытовой действительности, наряду с большой эпической формой — романом — дает и Р., в к-рых налицо ряд характерных признаков этого повествовательного типа: небольшой размер, ограничение фабулы одним событием, протекающим в обстановке обычной действительности, прозаическая форма и т. д. Однако в силу того, что этот автор преломляет действительность мистически, ирреально, его рассказы тесно граничат с другими жанровыми группами малой эпической формы — религиозной легендой, сказкой, — вбирая в себя признаки этих последних (напр. внесение элементов чудесного в обрисовку персонажей, в развитие сюжета), что однако не дает основания отождествлять все эти различные повествовательные типы.</p><p class=»tab»>Отсюда — глубочайшее различие Р. в разных стилях при наличии некоторой структурной однородности Р. как определенного типа малой эпической формы (ограниченное число персонажей, показанных вокруг одного центрального события, отсутствие развернутой жизненной истории персонажей, ограниченный размер и т. д.).</p><p class=»tab»>Так. обр. содержание термина «Р.» даже в его наиболее широком употреблении — не только в применении к его типичной, так сказать классической форме, но и в дальнейших своих трансформациях — сохраняет определенные указанные выше признаки. Они гл. обр. определяются социальными условиями, выдвигающими реализм как художественный метод. Этих немногих признаков однако достаточно для того, чтобы уяснить соотношение Р. с другими близкими жанровыми формами. Повесть напр. в противоположность Р. излагает не один лишь случай, а развертывает целый ряд событий, составляющих единую линию судьбы того или иного персонажа или развития более или менее длительного процесса. В соответствии с этим, если в Р. мы имеем интенсивное построение сюжета, при к-ром нити жизненной судьбы действующих лиц стягиваются в один узел данного события (так наз. «тотальность» новеллистического сюжета), то в повести мы видим экстенсивное его развертывание, при к-ром повествовательное напряжение равномерно распределяется в целом ряде моментов (событий). Тем самым повесть представляет более широкую по охвату материала и обычно (но не всегда) по размерам форму, чем Р. Ср. в качестве образцов Р. «Мятель» Пушкина и повесть «Записки маркера» Л. Толстого, повести Чехова «Степь», «Мужики» и др. с его же рассказами и т. д. С другой стороны, в этой же плоскости мы отграничиваем Р., излагающий хоть и один случай, но в ряде ситуаций, с указанием обстоятельств дела, описанием обстановки и т. д., от анекдота как наименьшей (зачаточной) повествовательной формы, дающей лишь одну острую, комическую ситуацию, суть к-рой заключена часто в одной меткой фразе. Понятно, что между Р. и повестью, Р. и анекдотом легко найти промежуточные формы. Так, в переводных фацетиях мы находим образцы коротеньких анекдотических рассказиков. Присоединение к такому краткому анекдоту-рассказу моралистически обобщающего вывода превращает его в басню, приобретающую благодаря этому более или менее аллегорический характер, что мы и видим в ряде тех же фацетий. В иной плоскости лежит критерий различения Р. от сказки и легенды и Р. от очерка: по объему, по сюжетной динамике Р., сказка, легенда представляются близкими формами. Но первый отличается от двух последних своей реалистичностью (в типических формах) или хотя бы направленностью тематики на реальную действительность (хоть и фантастически преломляемую). Однако в этом отношении Р. противостоит только лит-ой сказке, но не фольклорной, т. к. по принятой традиционной терминологии последняя обнимает произведения не только мифического и фантастического характера, но и реалистически-бытового и исторического. Термин же «Р.» применяется лишь к литературным произведениям, хотя среди устных сказок легко найти типические образцы реалистической новеллы. Как уже не раз говорилось, для всех указанных соотношений могут быть найдены переходные формы. Даже такой, казалось бы, постоянный признак рассказа, как прозаическая форма, относителен, — мы знаем образцы Р. в стихах (Некрасов — «Филантроп», Майков — «Машенька» и т. п.). Однако во всех таких случаях, при отсутствии какого-либо характерного для Р. признака, очевидно налицо остаются другие, иначе не применим был бы к данному произведению самый термин «Р.». При всем том необходимо подчеркнуть, что указанные признаки Р. отнюд не представляют что-то неподвижное, неизменяющееся, наоборот, их конкретное осуществление в разных стилях чрезвычайно многообразно и существенно различно. Так, в одних стилях «тотальность» фабулы Р. проявляется в необычайности события, неожиданно определяющего судьбу героев («Выстрел» Пушкина), в других, наоборот, — в его бытовой ординарности (рассказы Чехова), в третьих — в его широкой социальной обобщенности (рассказы Горького). В соответствии с этим модифицируются и другие стороны поэтической структуры Р.: всегда законченный, целостный сюжет Р. в одних стилях движется силой индивидуально-психологических импульсов более или менее исключительных («Выстрел») или обыденных (рассказы Чехова), в других — социальными противоречиями (рассказы Горького). Изменяется функция фона, обстановки, действия и т. д. (малый удельный вес бытового фона в «Выстреле» и большой — в рассказах Чехова, широкий социальный фон у Горького и пр.). Отсюда — многообразие разновидностей рассказа: Р. бытовой, сатирический, авантюрный, психологический, фантастический и т. д. Рассказ вообще мы находим во многих стилях. Но каждый из них тяготеет к определенному виду (или ряду видов) Р., давая опять-таки своеобразную конкретную форму этого вида. Нетрудно понять, почему напр. Салтыков-Щедрин, представитель революционной крестьянской демократии, выдвигает жанр сатирического Р. — сказки с «эзоповым» языком, народник-либерал Короленко — бытовой Р., писатель упадочнической мелкой буржуазии Ф. Сологуб — мистико-фантастический и т. д. В нашей советской литературе преобладает Р. с широкой социальной тематикой. Эта тематика не всегда дана в подлинно реалистической трактовке: нередки примеры поверхностного бытовизма (например в рассказах Подъячева), одностороннего «биологического» психологизма («Тайное тайных» Вс. Иванова) и т. д. И хотя советская литература уже выдвинула ряд достаточно крупных мастеров Р. (Бабель, Тихонов, Вс. Иванов, Зощенко, Эрдберг, Габрилович и др.), все же Р. стиля социалистического реализма находится в процессе своего становления. Между тем специфические художественные средства Р. — сжатость, лаконизм, динамичность, напряженность восприятия, относительная простота и доступность и т. д. — обусловливают его особую действенность. И если большое полотно романа отражает широкие линии социального процесса современности в едином композиционном охвате, то в Р. художник сосредоточивает внимание на отдельных моментах, эпизодах, сторонах этого процесса, к-рые также заключают в себе существенные черты изменяющейся действительности. Поэтому литература социалистического реализма, как жанрово наиболее богатая и многообразная, в общей системе своих жанров отводит надлежащее место и Р., критически осваивая огромное новеллистическое наследство прошлого.</p><p class=»tab»></p><p class=»tab»><span><b>Библиография:</b></span></p><p class=»tab»>См. Новелла.</p>… смотреть

РАССКАЗ

Термин «Р.» в его жанровом значении обычно применяется ко всякому небольшому повествовательному прозаич. литературному произведению с реалистической окраской, содержащему развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде и т. п. Так. обр. этим термином (как впрочем и всяким другим жанровым термином) обозначается собственно не один жанр какого-либо определенного стиля, а целая группа близких, сходных, но не тождественных жанров, имеющих место в лит-ре различных стилей. При этом естественно на периферии этой группы мы находим целый ряд переходных, смежных форм, к-рые не дают возможности резко отграничить соответствующий материал от материала других близких жанров. Это однако не может помешать отличить Р. от других литературных видов, установив его типические признаки и закономерность его сложения в его классической форме при определенных исторических условиях и в определенных стилях, с одной стороны, и закономерность его использования и возникновения модификации форм Р. в иных стилях — с другой. В зап.-европейской лит-ре соответствующая жанровая группа обозначается термином «новелла» (см.), который является по существу синонимом термина «Р.». Правда, у нас наличие этих синонимических терминов вызывало (у формалистов особенно) стремление диференцировать их. Так, нередко новелла определялась как разновидность Р., отличающаяся особенной заостренностью завязки и развязки и напряженностью в развитии сюжета. Однако подобного рода терминологические разграничения не более чем условны, т. к. в своем историческом возникновении и  дальнейшем развитии русский Р. вполне аналогичен зап.-европейской новелле. Как там новелла, так у нас Р. выделился из всей повествовательной литературы вообще в аналогичные исторические моменты, определившись прежде всего характером содержания, направленного на реальную действительность. У нас это имело место в XVII—XVIII вв. в связи с ростом оппозиционных старому феодальному порядку тенденций. Наиболее интенсивно в этот период Р. развивался в стилях «третьего сословия». Обострение социальных противоречий и культурно-идеологический рост творящих лит-ру классов и обусловливают на данном этапе оформление жанра Р. В противовес общему характеру преобладавшей в предыдущие века письменности (церковной, религиозной) купеческий или мелкобуржуазный Р. XVII—XVIII вв. нес в лит-ру реальное, бытовое, житейское содержание, заключенное в четкие композиционные формы, отличающиеся структурной законченностью, напряженной динамичностью сюжета, простотой языка. В противоположность жанровой аморфности средневековой повести, сюжетное строение к-рой в основном следует за естественным ходом событий и ограничивается естественными границами последних (биография героя, история военного похода и т. п.), Р. представляет собой форму, показывающую умение автора выделить из общего потока действительности моменты, наиболее значимые, ситуации, наиболее конфликтные, в к-рых социальные противоречия выступают с наибольшей выпуклостью и заостренностью, стягиваясь в одном событии, служащем фабулой Р. Однако связь рассказа XVII—XVIII вв. в стилях «третьего сословия» с более традиционными жанрами выражалась в упорном сохранении старых терминов — «повесть», «сказка» — в применении к ранним Р. («Повести» о Карпе Сутулове, о Шемякином суде и т. п., «сказка» Чулкова «Досадное пробуждение» и пр.). Как определенный лит-ый термин «Р.» начинает входить в употребление в начале XIX в., но еще у Пушкина и Гоголя термином «повесть» объединяются произведения, часть к-рых мы бы определенно отнесли к Р. или новелле («Выстрел», «Гробовщик», «Коляска» и т. п.). Так. обр. Р. сформировался как жанр, выдвинутый ростом в лит-ре буржуазных течений, буржуазных стилей. Далее Р. завоевывает свое место в самых различных стилях, в каждом из них модифицируясь и по идеологической значимости и формально. Углубленно-психологический рассказ Чехова, «опрощенный», «народный» рассказ Л. Толстого, мистически-символистский рассказ Ф. Сологуба, социально заостренный реалистический рассказ М. Горького — все это различные и по содержанию и по художественным средствам Р. Жанровые формы Р., в стилях «третьего сословия» отвечавшие потребностям прогрессивно-реалистического отражения действительности, в дальнейшем используются также и в противоположных целях — в целях мистического преломления реальной жизни писателями реакционных классов. Ф. Сологуб напр., обращаясь к отражению окружающей его бытовой  действительности, наряду с большой эпической формой — романом — дает и Р., в к-рых налицо ряд характерных признаков этого повествовательного типа: небольшой размер, ограничение фабулы одним событием, протекающим в обстановке обычной действительности, прозаическая форма и т. д. Однако в силу того, что этот автор преломляет действительность мистически, ирреально, его рассказы тесно граничат с другими жанровыми группами малой эпической формы — религиозной легендой, сказкой, — вбирая в себя признаки этих последних (напр. внесение элементов чудесного в обрисовку персонажей, в развитие сюжета), что однако не дает основания отождествлять все эти различные повествовательные типы. Отсюда — глубочайшее различие Р. в разных стилях при наличии некоторой структурной однородности Р. как определенного типа малой эпической формы (ограниченное число персонажей, показанных вокруг одного центрального события, отсутствие развернутой жизненной истории персонажей, ограниченный размер и т. д.). Так. обр. содержание термина «Р.» даже в его наиболее широком употреблении — не только в применении к его типичной, так сказать классической форме, но и в дальнейших своих трансформациях — сохраняет определенные указанные выше признаки. Они гл. обр. определяются социальными условиями, выдвигающими реализм как художественный метод. Этих немногих признаков однако достаточно для того, чтобы уяснить соотношение Р. с другими близкими жанровыми формами. Повесть напр. в противоположность Р. излагает не один лишь случай, а развертывает целый ряд событий, составляющих единую линию судьбы того или иного персонажа или развития более или менее длительного процесса. В соответствии с этим, если в Р. мы имеем интенсивное построение сюжета, при к-ром нити жизненной судьбы действующих лиц стягиваются в один узел данного события (так наз. «тотальность» новеллистического сюжета), то в повести мы видим экстенсивное его развертывание, при к-ром повествовательное напряжение равномерно распределяется в целом ряде моментов (событий). Тем самым повесть представляет более широкую по охвату материала и обычно (но не всегда) по размерам форму, чем Р. Ср. в качестве образцов Р. «Мятель» Пушкина и повесть «Записки маркера» Л. Толстого, повести Чехова «Степь», «Мужики» и др. с его же рассказами и т. д. С другой стороны, в этой же плоскости мы отграничиваем Р., излагающий хоть и один случай, но в ряде ситуаций, с указанием обстоятельств дела, описанием обстановки и т. д., от анекдота как наименьшей (зачаточной) повествовательной формы, дающей лишь одну острую, комическую ситуацию, суть к-рой заключена часто в одной меткой фразе. Понятно, что между Р. и повестью, Р. и анекдотом легко найти промежуточные формы. Так, в переводных фацетиях мы находим образцы коротеньких анекдотических рассказиков. Присоединение к такому краткому анекдоту-рассказу моралистически обобщающего вывода превращает его в басню,  приобретающую благодаря этому более или менее аллегорический характер, что мы и видим в ряде тех же фацетий. В иной плоскости лежит критерий различения Р. от сказки и легенды и Р. от очерка: по объему, по сюжетной динамике Р., сказка, легенда представляются близкими формами. Но первый отличается от двух последних своей реалистичностью (в типических формах) или хотя бы направленностью тематики на реальную действительность (хоть и фантастически преломляемую). Однако в этом отношении Р. противостоит только лит-ой сказке, но не фольклорной, т. к. по принятой традиционной терминологии последняя обнимает произведения не только мифического и фантастического характера, но и реалистически-бытового и исторического. Термин же «Р.» применяется лишь к лит-ым произведениям, хотя среди устных сказок легко найти типические образцы реалистической новеллы. Как уже не раз говорилось, для всех указанных соотношений могут быть найдены переходные формы. Даже такой, казалось бы, постоянный признак рассказа, как прозаическая форма, относителен, — мы знаем образцы Р. в стихах (Некрасов — «Филантроп», Майков — «Машенька» и т. п.). Однако во всех таких случаях, при отсутствии какого-либо характерного для Р. признака, очевидно налицо остаются другие, иначе не применим был бы к данному произведению самый термин «Р.». При всем том необходимо подчеркнуть, что указанные признаки Р. отнюд не представляют что-то неподвижное, неизменяющееся, наоборот, их конкретное осуществление в разных стилях чрезвычайно многообразно и существенно различно. Так, в одних стилях «тотальность» фабулы Р. проявляется в необычайности события, неожиданно определяющего судьбу героев («Выстрел» Пушкина), в других, наоборот, — в его бытовой ординарности (рассказы Чехова), в третьих — в его широкой социальной обобщенности (рассказы Горького). В соответствии с этим модифицируются и другие стороны поэтической структуры Р.: всегда законченный, целостный сюжет Р. в одних стилях движется силой индивидуально-психологических импульсов более или менее исключительных («Выстрел») или обыденных (рассказы Чехова), в других — социальными противоречиями (рассказы Горького). Изменяется функция фона, обстановки, действия и т. д. (малый удельный вес бытового фона в «Выстреле» и большой — в рассказах Чехова, широкий социальный фон у Горького и пр.). Отсюда — многообразие разновидностей рассказа: Р. бытовой, сатирический, авантюрный, психологический, фантастический и т. д. Рассказ вообще мы находим во многих стилях. Но каждый из них тяготеет к определенному виду (или ряду видов) Р., давая опять-таки своеобразную конкретную форму этого вида. Нетрудно понять, почему напр. Салтыков-Щедрин, представитель революционной крестьянской демократии, выдвигает жанр сатирического Р. — сказки с «эзоповым» языком, народник-либерал Короленко — бытовой Р., писатель упадочнической мелкой буржуазии Ф. Сологуб — мистико-фантастический  и т. д. В нашей советской лит-ре преобладает Р. с широкой социальной тематикой. Эта тематика не всегда дана в подлинно реалистической трактовке: нередки примеры поверхностного бытовизма (например в рассказах Подъячева), одностороннего «биологического» психологизма («Тайное тайных» Вс. Иванова) и т. д. И хотя советская лит-ра уже выдвинула ряд достаточно крупных мастеров Р. (Бабель, Тихонов, Вс. Иванов, Зощенко, Эрдберг, Габрилович и др.), все же Р. стиля социалистического реализма находится в процессе своего становления. Между тем специфические художественные средства Р. — сжатость, лаконизм, динамичность, напряженность восприятия, относительная простота и доступность и т. д. — обусловливают его особую действенность. И если большое полотно романа отражает широкие линии социального процесса современности в едином композиционном охвате, то в Р. художник сосредоточивает внимание на отдельных моментах, эпизодах, сторонах этого процесса, к-рые также заключают в себе существенные черты изменяющейся действительности. Поэтому лит-ра социалистического реализма, как жанрово наиболее богатая и многообразная, в общей системе своих жанров отводит надлежащее место и Р., критически осваивая огромное новеллистическое наследство прошлого. Библиография: См. «Новелла». Б. Розенфельд… смотреть

РАССКАЗ

    РАССКАЗ. В русской литературе обозначение более или менее определенного повествовательного жанра подзаголовком «рассказ» утверждается сравнительно … смотреть

РАССКАЗ

расска́з
сущ., м., употр. очень часто
Морфология: (нет) чего? расска́за, чему? расска́зу, (вижу) что? расска́з, чем? расска́зом, о чём? о расска́зе; … смотреть

РАССКАЗ

РАССКА́З, малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение. В 1840‑х гг., когда безусловное преобладание в русской литературе прозы над стихами вполне обозначилось, В. Г. Белинский уже отличал Р. и очерк как малые жанры прозы — от романа и повести как более крупных. Во 2‑й половине XIX в., когда очерковые произведения получили в русской демократической литературе широчайшее развитие (см. Очерк), сложилось мнение, что этот жанр всегда документален, Р. же создаются на основе творческого воображения. По другому мнению, Р. отличается от очерка конфликтностью сюжета, очерк же — произведение в основном описательное. Существует еще одна разновидность малого прозаического жанра — новелла.
<p class=»tab»>Видимо, правильнее было бы понимать Р. как малую прозаическую форму вообще и различать среди Р. произведения очеркового (описательно-повествовательного) типа и новеллистического (конфликтно-повествовательного) типа. Очеркового типа рассказы обычно включают «нравоописательное» содержание, раскрывают нравственно-бытовое и нравственно-гражданское состояние какой-то социальной среды, иногда всего общества (таковы почти все Р. в «Записках охотника» И. С. Тургенева, многие — у А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. М. Пришвина, И. Э. Бабеля, К. Г. Паустовского). В основе Р. новеллистического типа обычно — случай, раскрывающий становление характера главного героя («Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Враги» и «Супруга» Чехова, многие «босяцкие» Р. у М. Горького). Р. этого типа еще с эпохи Возрождения нередко, развивая характер одного главного героя, соединялись в более крупное произведение (как цепочка Р.-эпизодов построены, например, «Дон-Кихот» М. Сервантеса, «Жиль Блаз» А. Р. Лесажа, «Тиль Уленшпигель» Ш. Де Костера). Именно «романического» типа содержание (см. Роман) и порождает в Р. новеллистического типа их острую конфликтность и быстрые развязки. Иногда новеллистическую форму строения сюжета писатель применяет и для выражения «нравоописательного» содержания («Муму» Тургенева, «Смерть чиновника» Чехова). Бывают также Р. и национально-исторического («эпопейного») содержания (напр., «Судьба человека» М. А. Шолохова).
</p><p class=»tab»>Литература:
</p><p class=»tab»>Берковский Н. Я., О «Повестях Белкина», в его кн.: Статьи о литературе, М.-Л., 1962;
</p><p class=»tab»>Нагибин Ю., Размышление о рассказе, М., 1964;
</p><p class=»tab»>Нинов А., Совр. рассказ, Л., 1969;
</p><p class=»tab»>Антонов С., Я читаю рассказ, М., 1973;
</p><p class=»tab»>Крамов И., В зеркале рассказа, М., 1979;
</p><p class=»tab»>Твардовский А. Т., О Бунине, Собр. соч., т. 5, М., 1980;
</p><p class=»tab»>Ландор М., Большая проза — из малой (Об одном становящемся жанре в XX в.), «ВЛ», 1982, № 8;
</p><p class=»tab»>Stanzel F. К., Theorie des Erzählens, Gott., 1979.
</p><p class=»tab»>Г. Н. Поспелов.</p>… смотреть

РАССКАЗ

малая форма эпического рода литературы; небольшое по объему прозаическое произведение. В отличие от очерка рассказ имеет сюжет и конфликт и является менее документальным, т. е. содержит художественный вымысел. Новелла отличается от рассказа динамичностью построения и, как правило, неожиданной развязкой сюжета. В зависимости от содержания различаются рассказы двух видов: новеллистического и очеркового типа. В основе рассказа новеллистического типа лежит некий случай, раскрывающий становление характера главного героя. Такие рассказы фиксируют либо момент, изменивший мировосприятие героя, либо несколько событий, приведших к этому моменту: «Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Невеста» и «Ионыч» А. П. Чехова, «босяцкие» рассказы М. Горького. Рассказ такого типа восходит к литературе Возрождения, где множество рассказов новеллистического типа объединялись в более крупное произведение: так построены «Дон-Кихот» М. Сервантеса, «Жиль Блаз» А. Р. Лесажа, «Тиль Уленшпигель» Ш. де Костера. Рассказ очеркового типа фиксирует некое состояние мира или общества, его задача – показать не ключевой момент, а обычную, нормальную жизнь какой-либо группы людей или одного человека, выбрав для этого наиболее типичный момент: «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Антоновские яблоки» И. А. Бунина, «Конармия» И. Э. Бабеля. Такие рассказы часто входят в состав более крупного произведения, разворачивающего нравоописательную картину, часто с сатирическим пафосом; напр., у Дж. Свифта, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Рассказ может соединять обе тенденции: автор использует новеллистическую форму для нравоописательного содержания; напр., «Муму» И. С. Тургенева, «Смерть чиновника» А. П. Чехова и т. д.
Среди рассказов выделяются детективные и фантастические. В детективных рассказах описывается какое-либо криминальное происшествие, их сюжет основан на поисках преступника. Часто писатели создают циклы детективных рассказов, объединенных сквозным героем: напр., Шерлок Холмс у А. К. Дойла или Эркюль Пуаро и мисс Марпл у А. Кристи. Фантастические рассказы помещают действие в вымышленный мир (будущее или другая планета), показывая жизнь героев среди технических новинок в условиях практически неограниченных возможностей, напр. фантастические рассказы Р. Брэдбери.
В русской литературе рассказ – один из самых распространенных жанров 19–20 вв. В 20 в. возник жанр т. н. «женского» рассказа (В. С. Токарева, Д. Рубина), представляющего собой эпизод из жизни героя, раскрывающий его психологию, а через нее – психологию всех современных людей. По содержанию он тяготеет к роману, но по объему и форме остается рассказом…. смотреть

РАССКАЗ

малый эпический жанр, в основе которого изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих… смотреть

РАССКАЗ

рассказ сущ.муж.неод. (13)ед.им.черты, приезд государя, обоз раненых, рассказ о битве Бородинской.1812.Рассказ Аббас-Кули, что Елизаветпольское сражени… смотреть

РАССКАЗ

— категория структурной лингвистики и общего литературоведения, используемая в постмодернистской философии науки как наиболее адекватная языковая характеристика научных теорий. С точки зрения структуралистов и постмодернистов любой значительный по объему дискурс всегда осмысленно может быть построен в структурном отношении только как рассказ, то есть как языковая структура, состоящая из завязки, сюжета и финала (развязки). При этом действующими лицами рассказа могут быть как органические, так и неорганические сущности (в физике, например, это взаимодействующие материальные частицы, атомы, заряды, элементарные частицы), которые притягиваются, отталкиваются, взаимно превращаются друг в друга, теряют энергию, приобретают се и т. д. и т. п.). С точки зрения постмодернистов, понимание структуры научных теорий как рассказов более адекватно их сущности, человеческому происхождению и предназначению, нежели позитивистское их истолкование как чисто объективных дедуктивно-аксиоматических структур. Структура и язык научных теорий, будучи человеческими творениями, не могут не быть антропоморфными и метафорическими по самой своей природе. Более того, только в таком виде они могут быть наиболее адекватно поняты и осмыслены не только «людьми с улицы», но и самими учеными. В плане структурной организации своего дискурса наука по существу ничем не отличается от других видов дискурса (литературы, обыденной речи и даже мифологии). Отличие лишь в степени точности и верифицируемости указанных видов дискурса. (См. пастиш, постмодернистская философия науки, текст, контекст)…. смотреть

РАССКАЗ

-а, м.
1.
Действие по знач. глаг. рассказать—рассказывать.Прервать чей-л. рассказ. □ Александр Дмитриевич пустился в рассказы о детстве Петра, о начал… смотреть

РАССКАЗ

м1) anlatma
по расска́зам — … anlatılana göreпо расска́зам свиде́телей — tanıkların anlattığına / anlatımına göreа́втор начина́ет статью́ с расска́за… смотреть

РАССКАЗ

сущ.
Пост. пр.: нариц.; неодуш.; конкр.; м. р.; 2 скл.
1) О названии рассказа22) Он написал много рассказов2.ЛЗ Художественное прозаическое повествоват… смотреть

РАССКАЗ

Рассказ
малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притч… смотреть

РАССКАЗ

м.1) (изложение событий) récit m; narration f (повествование)
рассказ очевидца — récit du témoin (oculaire)2) лит. récit m; nouvelle f (новелла)
сборни… смотреть

РАССКАЗ

Жанр речевого общения, разговорной речи; в нем [жанре] преобладает монологическая форма речи внутри диалога или полилога; стратегическая линия общения … смотреть

РАССКАЗ

— малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг … смотреть

РАССКАЗ

РАССКАЗ а, м. rasscasse f. Скорпена. Мак. 1908. Добыл я у знакомого рыбака с полведра красной рыбы, по местному «рассказ» называется, — морские пучегл… смотреть

РАССКАЗ

м.1) (изложение событий) relato m, relación f; narración f (повествование)подробный рассказ о случившемся — la relación detallada de los hechosдополнит… смотреть

РАССКАЗ

Рассказ номер раз. Жарг. мол. Шутл. О неправдоподобном сообщении. Смирнов 2002, 184.Остаться на рассказах. Новг. Ирон. Не добиться желаемого. НОС 7, 29… смотреть

РАССКАЗ

1) 叙述 xùshù, 口述 kǒushùподробный рассказ — 详细的叙述2) (литературный жанр) 短篇小说 duǎnpiān xiǎoshuōсборник рассказов — 短篇小说集Синонимы:
акхьяна, анекдот, аполо… смотреть

РАССКАЗ

м1) (действие) Erzählen n
2) (повествование) Erzählung f; Geschichte f
короткий рассказ — Kurzgeschichte fСинонимы:
акхьяна, анекдот, аполог, байка, в… смотреть

РАССКАЗ

малая форма повествовательной литературы, в которой содержание раскрывается в форме повествования от первого лица и дается изображение какоголибо эпизода из жизни героя. Жанр рассказа имеет две исторически сложившиеся разновидности: собственно рассказ и новелла («неслыханное происшествие»). Новелла отличается острым конфликтом, драматизмом сюжета, имеет достаточно часто неожиданный финал. Собственно рассказы обычно включают «нравоописательное» содержание, раскрывают нрав-
ственно-бытовое и нравственно-гражданское состояние какой-то социальной среды или всего общества. В основе рассказа новеллистического типа обычно лежит случай, раскрывающий становление характера главного героя…. смотреть

РАССКАЗ

Если вы видите себя слушающим рассказ или выступающим как действующее лицо рассказа, то, возможно, в реальной жизни не вы, а другие управляют вашей жизнью и делают за вас выбор. По всей видимости, даже если рассказчик вам не знаком, он или она олицетворяют человека, управляющего вашей жизнью. Если вы ощущаете себя в роли рассказчика, в то же время наблюдающего за собой, то это может свидетельствовать о вашей неуверенности в правильности решений, которые вы в настоящее время принимаете в реальной жизни. Прежде чем действовать в соответствии с такими решениями, вы хотите опробовать их на материале сновидения и тем избежать пагубных последствий…. смотреть

РАССКАЗ

1) Орфографическая запись слова: рассказ2) Ударение в слове: расск`аз3) Деление слова на слоги (перенос слова): рассказ4) Фонетическая транскрипция сло… смотреть

РАССКАЗ

мhistória f; (повествование) relato m, narração f; лит conto mСинонимы:
акхьяна, анекдот, аполог, байка, видеорассказ, доклад, зарисовка, изложение, и… смотреть

РАССКАЗ

(2 м); мн. расска/зы, Р. расска/зовСинонимы:
акхьяна, анекдот, аполог, байка, видеорассказ, доклад, зарисовка, изложение, имбролгио, исповедание, исто… смотреть

РАССКАЗ

расска́з,
расска́зы,
расска́за,
расска́зов,
расска́зу,
расска́зам,
расска́з,
расска́зы,
расска́зом,
расска́зами,
расска́зе,
расска́зах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
акхьяна, анекдот, аполог, байка, видеорассказ, доклад, зарисовка, изложение, имбролгио, исповедание, история, итихаса, кинорассказ, книга, новелла, огласка, описание, очерк, побасенка, повествование, повесть, показание, предание, притча, радиорассказ, рапортичка, рассказец, рассказик, рассказишко, сказ, сказание, сообщение, телерассказ, фабльо, фацеция, хикаят, цзюань, шванк, эпопея… смотреть

РАССКАЗ

• elbeszélés
• novella
* * *мelbeszélés, novellaСинонимы:
акхьяна, анекдот, аполог, байка, видеорассказ, доклад, зарисовка, изложение, имбролгио, испо… смотреть

РАССКАЗ

рассказסִיפּוּר ז’* * *מטווהבדותמעשייהסיפורסיפוריעלילהСинонимы:
акхьяна, анекдот, аполог, байка, видеорассказ, доклад, зарисовка, изложение, имбролгио… смотреть

РАССКАЗ

рассказ м 1. (действие) Erzählen n 1 2. (повествование) Erzählung f c; Geschichte f c короткий рассказ Kurzgeschichte fСинонимы:
акхьяна, анекдот, апо… смотреть

РАССКАЗ

м.
1) narrazione f, racconto
рассказ очевидца — racconto di un testimone (oculare)
2) лит. racconto; novella f
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
акхьяна, анекдот, аполог, байка, видеорассказ, доклад, зарисовка, изложение, имбролгио, исповедание, история, итихаса, кинорассказ, книга, новелла, огласка, описание, очерк, побасенка, повествование, повесть, показание, предание, притча, радиорассказ, рапортичка, рассказец, рассказик, рассказишко, сказ, сказание, сообщение, телерассказ, фабльо, фацеция, хикаят, цзюань, шванк, эпопея… смотреть

РАССКАЗ

м. 1) (изложение событий) récit m; narration f (повествование) рассказ очевидца — récit du témoin (oculaire) 2) лит. récit m; nouvelle f (новелла) сбо… смотреть

РАССКАЗ

beretning, fortelling, historie, prosafortellingСинонимы:
акхьяна, анекдот, аполог, байка, видеорассказ, доклад, зарисовка, изложение, имбролгио, испо… смотреть

РАССКАЗ

кого о ком-чем кому-чему сущ. муж. родадействие/процессрозповідь імен. жін. родукого сущ. муж. родалит.оповідання імен. сер. роду

РАССКАЗ

расск’аз, -аСинонимы:
акхьяна, анекдот, аполог, байка, видеорассказ, доклад, зарисовка, изложение, имбролгио, исповедание, история, итихаса, кинорасск… смотреть

РАССКАЗ

Если вам приснилось, что вы слушаете рассказ или выступаете как действующее лицо рассказа, то наяву другие люди распоряжаются вашей жизнью. Даже если приснившийся рассказчик вам не знаком, он олицетворяет человека, управляющего вашей судьбой.
Если вы ощущаете себя в роли рассказчика, наблюдающего за самим собой со стороны, то в реальной жизни вы не уверенный в себе человек. Вам трудно принимать решения, так как вы все время опасаетесь пагубных последствий…. смотреть

РАССКАЗ

рассказHistorieСинонимы:
акхьяна, анекдот, аполог, байка, видеорассказ, доклад, зарисовка, изложение, имбролгио, исповедание, история, итихаса, кинора… смотреть

РАССКАЗ

приставка — РАС; корень — СКАЗ; нулевое окончание;Основа слова: РАССКАЗВычисленный способ образования слова: Приставочный или префиксальный¬ — РАС; ∩ -… смотреть

РАССКАЗ

РАССКАЗ рассказа, м. 1. Действие по глаг. рассказать-рассказывать (редко). Началось чаепитие, разговоры, рассказы губернских новостей. Лесков. 2. Словесное описание, изложение каких-н. событий. Рассказ очевидца. Печален будет мой рассказ. Пушкин. 3. Художественное повествовательное произведение небольшого размера, обычно в прозе. Рассказы Чехова. Сборник повестей и рассказов.<br><br><br>… смотреть

РАССКАЗ

Rzeczownik рассказ m opowiadanie n opowiedzenie odczas. n narracja f

РАССКАЗ

способ обучения, применяемый преподавателем в процессе объяснения научных понятий, формул с целью образного описания и сообщения отдельных сведений из истории научных открытий, интересных событий, связанных с жизнью ученых и созданием научных теорий. Рассказ в таких случаях повышает познавательную активность, развивает интересы и любознательность…. смотреть

РАССКАЗ

РАССКАЗ, малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.<br><br><br>… смотреть

РАССКАЗ

РАССКАЗ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.<br>… смотреть

РАССКАЗ

РАССКАЗ, малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа. <br>… смотреть

РАССКАЗ

РАССКАЗ , малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа…. смотреть

РАССКАЗ

РАССКАЗ, малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа…. смотреть

РАССКАЗ

— малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как болееразвернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке,притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим отновеллы, а с 18 в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают какполярные разновидности рассказа…. смотреть

РАССКАЗ

малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формы повествования. Восходит к фольклорным жанрам: сказке, притче, как жанр обособился в письменной литературе. Часто неотличим от новеллы, а с XVIII в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности Р…. смотреть

РАССКАЗ

рассказ анекдот, книга, сказка, повествование, описание, история, эпопея, повесть, очерк, притча, байка, показание, цзюань, фацеция, хикаят, новелла, побасенка, доклад, сообщение, предание, изложение, огласка, сказание, шванк, рассказик, рапортичка, исповедание, рассказец, рассказишко<br><br><br>… смотреть

РАССКАЗ

• apsakymas (1)• bylojimas (1)• papasakojimas (1)• paskojimas (1)

РАССКАЗ

Расска́зhadithi (-), hekaya (-), kaifa (-), kisa (vi-), ngano (-), simulizi (ma-;-);небольшо́й расска́з — kigano (vi-);расска́з о про́житом — kale (-)… смотреть

РАССКАЗ

1) ikâye, ikâye etme, aytma, söylemeя слушал его рассказ — men onıñ aytqanlarını diñley edim2) ikâyeрассказы Ибраима Паши — İbraim Paşiniñ ikâyeleri

РАССКАЗ

1. jutt2. jutustus3. lugu4. novell5. pajatus

РАССКАЗ

(школьная лекция) форма организации урока, в которой ограниченная дидактическая единица передается в экстраактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития (В. В. Гузеев)…. смотреть

РАССКАЗ

рассказм
1. τό διήγημα:
сборник ~ов ἡ συλλογή διηγημάτων юмористический ~ τό χιουμοριστικό διήγημα·
2. (изложение событий) ἡ ἀφήγηση, ἡ διήγηση, ἡ ἐξιστόρηση {-ις}:
~ очевидца ἡ ἀφήγηση αὐτόπτη·… смотреть

РАССКАЗ

Рассказ- narratio; narratus; argumentum (a. est ficta res, quae tamen fieri potest); fabula (inseritur hoc loco fabula); historia; relatio; traditio; e… смотреть

РАССКАЗ

рассказ = м. 1. story, tale; (описание) account, description; рассказ очевидца first-hand account; прервать чей-л. рассказ interrupt smb.`s story; 2. (литературный жанр) short story. <br><br><br>… смотреть

РАССКАЗ

рассказ, расск′аз, -а, м.1. Малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. Сборник ~ов.2. Словесное изложение каких-н…. смотреть

РАССКАЗ

РАССКА3, -а, м. 1. Малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. Сборник рассказов. 2. Словесное изложение каких-нибудь событий. Рассказ очевидца…. смотреть

РАССКАЗ

mkertomusks рассказать, рассказчик, рассказывать

РАССКАЗ

Ударение в слове: расск`азУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: расск`аз

РАССКАЗ

сущ.муж.1. калав (прозӑпа ҫырнӑ пысӑк мар хайлав); написать рассказ калав ҫыр2. каласа панй; слушать рассказ путешественника ҫул ҫӳревҫӗ каласа панине итле… смотреть

РАССКАЗ

1) икяе, икяе этме, айтма, сёйлеме
я слушал его рассказ мен онынъ айткъанларыны динълей эдим
2) икяе
рассказы Ибраима Паши Ибраим Пашининъ икяелери… смотреть

РАССКАЗ

{nov’el:}1. novell
2. berättelse -n -er

РАССКАЗ

расска’з, расска’зы, расска’за, расска’зов, расска’зу, расска’зам, расска’з, расска’зы, расска’зом, расска’зами, расска’зе, расска’зах

РАССКАЗ

• povídka• příběh• vypravování• vyprávění• zkazka

РАССКАЗ

Вид лингводидактического тестового задания — словесное повествование о событии, факте — проверяющего умения монологической речи.

РАССКАЗ

м1. (словесное описание) баяндау әңгімелеу;2. (повествовательное произведение) әңгіме;- рассказы Чехова Чеховтың әңгімелері

РАССКАЗ

Рассказ Саз Сак Сакс Сасак Раса Ракс Раз Зрак Арка Арк Аракс Арак Акр Сказ Аск Асс Зак Кара Касса Краса Рак Ска Сара Саар

РАССКАЗ

حكايت ، داستان ؛ نقل (حكايت و غيره)

РАССКАЗ

м.
аңгеме, жомок;
рассказ очевидца өз көзү менен көргөн кишинин аңгемеси;
рассказы Чехова Чеховдун аңгемелери.

РАССКАЗ

муж. расказ, муж., апавяданне, ср. апавяданне, ср.

РАССКАЗ

Начальная форма — Рассказ, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

РАССКАЗ

1. opowiedzenie, opowiadanie, narracja;2. opowieść, gawęda;

РАССКАЗ

Тууж, өгүүлэл, хүүрнэл, зохиол, өгүүлсэн, хүүрнэсэн

РАССКАЗ

рассказ см. анекдот, книга, сказка || по рассказам

РАССКАЗ

м 1.см. рассказать; продолжать р. сүзне дәвам иттерү 2.хикәя

РАССКАЗ

әңгімерассказ о действительном происшествии – хикая

РАССКАЗ

Знать по рассказам.Знати з переказів.

РАССКАЗ

рассказСм. анекдот, книга, сказкапо рассказам…

РАССКАЗ

stāstījums, stāsts, nostāsts; stāsts; stāstīšana

РАССКАЗ

storie
• eo: rakontoverhaal
• eo: rakonto

РАССКАЗ

М 1. hekayə; 2. nağıl etmə (edilmə).

РАССКАЗ

рассказ м το διήγημα, η αφήγηση

Кривощекова Наталия Александровна

заместитель директора по воспитательной работе

Описание метода обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

Метод обучения — рассказ

Рассказ – это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

Рассказ служит для детей образцом построения связной, логичной речи, учит грамотно выражать свои мысли.

К.Д.Ушинский сформулировал главное требование к рассказу: интересное содержание, чёткая, последовательная форма изложения.

Готовясь к рассказу, учитель намечает план, подбирает необходимый материал, приёмы сравнения, сопоставления, резюмирования. Во время рассказа выделяется и подчёркивается главное. Рассказ должен быть коротким – 5-7 минут. Если длительность рассказа превышает 5-7 минут, то его нужно сочетать с другими методами обучения – иллюстрацией, включением элементов беседы т др.

Метод обучения — упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания.

Метод рассказа — это монологический метод изложения учебного материала. Метод устного повествовательного изложения новых знаний учителем. Является важнейшим из методов систематического изложения учебного материала. Применяется на всех этапах школьного обучения. Это живое, яркое, занимательное, эмоциональное изложение знаний, в определенной логической последовательности. Рассказ как метод может использоваться при изучении всех учебных предметов школьного учебного плана. При помощи рассказа осуществляется образное изложение фактов, интересных событий, взаимосвязей, взаимозависимостей, явлений и т.д. Рассказ активизирует восприятие, познавательную активность, формирует представления, развивает интересы, любознательность, воображение и мышление. В чистом виде рассказ используется в основном на этапе начального обучения, на других этапах — сочетается с другими методами обучения.

Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

Рассказ-вступление — подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.

Во время рассказа-изложения преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

  • Рассказ это небольшое повествование в котором описано одно или несколько событий с
  • Рассказ шукшина от ивана петина ушла жена 6 букв
  • Рассказ это моя дочь читать
  • Рассказ шукшина осенью читать
  • Рассказ это моя дочь часть 2