Рассказ это сколько предложений

Рассказ - что это такое

Автор иллюстрации Whendell Souza L.

Рассказ – что это такое

Рассказ – это преимущественно повествовательный вид прозаического художественного произведения малой формы, где формальным признаком является объём, а излагается конкретное событие или ситуация, полностью или близко к этому раскрываемая в повествовании. А теперь разъясню каждый элемент определения отдельно. Рассказ – преимущественно повествовательный или эпический, так как зачастую в своей основе относится к роду эпоса (смотри «литературный род»), хотя и может содержать и драматические, и лирические элементы. Следуя из этого жанр рассказа можно определять, исходя из наличия в нём этих элементов, например, лирически-дидактический рассказ, или философско-драматический рассказ. Художественные произведения, как продукты творчества, редко точно отвечают литературоведческой типологизации, так как трудно представить себе автора, который будет задаваться целью писать, придерживаясь каких-то строгих таблиц; в силу этого многие произведения находятся в межжанровом, межвидовом состоянии, в том числе большинство конкретных рассказов. Другое дело, что как правило рассказ, даже содержащий элементы из других родов, всё равно ведёт повествовательное, сравнительно объективное изложение событий, то есть эпическое; с этим, надеюсь, понятно. Куда проще с тем, что рассказ – это прозаическое произведение, ведь он не имеет мер в своём изложении, например, в форме стиха; последнее характерно уже поэзии. Малая форма, к которой относится не только рассказ, но и например, эссе, притча, афоризм и другие, это характеристика объёма произведения. Но прежде чем я перейду к объёму рассказа, приведу две важные ремарки.

В-первых, и главное, что необходимо запомнить, а лучше понять: литературоведение изучает то, что производят художники (сочинители-прозаики и поэты), и старается полученным знаниям придать стройную, гармоничную форму, а не наоборот – придумывает типологизацию, по которой должны творить эти художники. Поэтому, если какое-либо произведение выбивается из типологизации и определения того же рассказа, то это нормально, и отвечать на вопрос: «Что это такое, рассказ?», будет намного легче.

В-вторых, и что наглядно иллюстрирует сказанное выше, у рассказа есть другое название в международном литературоведении: новелла (итальянское novella, перешедшее в многие языки (международное)). Некоторые исследователи называют различия в этих двух видах прозы (новелла и рассказ), другие считают их идентичными, на мой взгляд, это умозрительно и уже не имеет особого значения, когда в англоязычном литературоведении нет некоего «rasskaz» вообще, разве что в частных изысканиях не о литературе конкретно, а о русскоязычном литературоведении, а это, пардон, уже другая тема. Поэтому новелла – это то же самое, что русское «рассказ», германское «geschichte» и так далее.

Итак, в общих чертах определившись с тем, что такое рассказ, можно перейти к характеристике его объёма, относящей его к малой форме литературных произведений.

Объём (размер) рассказа

Объективных критериев ограничения объёма (размера) рассказа не существует, но есть субъективные и смежные, когда первые порождают систему оценок, по форме объективных, но по содержанию сохраняющих своё происхождение. Дело в том, что объём рассказа определяется не только пожеланиями автора, логикой повествования и требуемыми для изложения сюжета размерами, но и ограничениями в издании, например, журнала. А именно в журналах совсем недавно, да и в многом до сих пор, преимущественно публикуются рассказы. Поэтому пожелания к объёму, которые высказывают издатели, тоже важны и учитываются. В связи с вышесказанным не следует удивляться, когда предел размеров или объёма рассказа может определяться в один авторский лист или сорок тысяч знаков, включая пробелы, в том числе до окончания строки. Это, если говорить о максимальном размере или объёме рассказа, но есть и меньшие – короткие рассказы, о которых позже. Почему именно так? Следует полагать, что совсем нетрудно запомнить предел, равный одной единице, пусть и вычисляющейся в своём содержании сложно. Надеюсь, уже понятно, что основной критерий в определении объёма рассказа больше служебный, для удобства издания произведения, а не его написания; например, в своё время минимальный объём статьи был три тысячи знаков, так как с этого объёма поисковая система «Яндекс» воспринимала текст как полновесную статью. А так как литература — часть культуры и следует зачастую тем же требованиям для удобства себе и своим потребителям. Но необходимо понимать, что эти пределы объёма рассказа умозрительны, и рассказ может быть больше; но стоит помнить, что с размеров в три авторских листа начинается повесть, которая отличается не только размером. Поэтому объём рассказа – это компромисс между потребностями в изложении сюжета с сохранением жанровой причастности и требованиями при публикации. Ведь нередко, когда журналы ограничивают объём рассказов значениями куда меньшими, чем авторский лист, вдвое меньшими и более.

Но как сочинитель могу сказать, что редко когда требуется объём рассказа больший, чем авторский лист для изложения задуманного, а если такое происходит, то автор скорее задумается над планом повести, ибо это уже она и есть, и незачем раздумывать над рассказом, когда вышел за его пределы не только по объёму, но и по жанру – содержательно-формальной характеристике. Вспомнить хотя бы рассказы Антона Чехова, ему хватало куда меньших объёмов, чтобы изложить острый сюжет с акцентом на конкретной ситуации, конфликте, событии – то, в чём особенность рассказа. С упоминанием мастера могу перейти к короткому рассказу.

Короткий рассказ

Говоря о объёме как одной из форм типологизации произведений, в том числе рассказа, следует понимать, что внутри так называемых «малых» могут быть и ещё меньшие. Так рассказ может быть сам по себе маленьким; то есть нечто, само по себе малое по объёму, может быть малым в сравнении с подобными себе – это короткий рассказ. Соответствующий ему объём различен в мнениях литературоведов и следует также понимать, что он умозрителен, обычно короткий рассказ – это произведение объёмом менее восьми-десяти тысяч знаков уже без пробелов, так как сейчас измеряется программными текстовыми редакторами (компьютерная эпоха же, а не механических печатных машинок). Опытный сочинитель может уложиться и в две страницы (пять-шесть тысяч знаков, двенадцатый кегль, интервал 1,3), причём это не минимальный предел. При этом особенность рассказа в концентрации на событии или ситуации будет предельной, отсекается всё постороннее повествованию, а лирические элементы, в случае их наличия, становятся особенно острыми; поэтому уложиться в объём короткого рассказа, при этом ясно, не банально и обострённо изложить концентрированные события – задача сложная. Яркий пример – творчество фантаста Олдоса Хаксли, которому легко давались рассказы, но сложно романы (большая форма). Роджер Желязны часто повторял, что любому произведению на пользу идёт, по его словам, «срезание жира», хотя он же настаивал на сохранении оригинального произведения от правок. В любом случае объём рассказа это характеристика по форме, где критерий – размер, внутри этих рамок «малой формы» существует короткий или краткий рассказ, наследующий особенности жанра и сокращающих то, чем можно пожертвовать при ограничении объёма произведения. А остальное дело вкуса, ведь интерес определяется не объёмом рассказа, но это уже другая тема.

Примеры рассказов

декабрь 4714

(с) Algimantas Sargelas

Другие статьи про литературу

Рассказ как художественная форма занимает в литературе особое место. Рассказ можно прочитать за один присест: на чтение одного рассказа редко уходит больше часа. Однако, хоть краткость и является сестрой таланта важнейшей характеристикой рассказа, жестоко ошибается тот, кто ничего не делает думает, будто рассказ – это роман в миниатюре. Создание рассказа (тем более, хорошего) требует особых техники и подхода, столь своеобразных, что некоторые мэтры крупной прозы были не в силах прозведсти на свет ни единого рассказа калибра Эдгара По или Конан Дойла. О секретных компонентах идеального рассказа читайте в нашей статье.

Когда появился рассказ

Несмотря на огромную популярность в наши дни, рассказ появился очень давно. С незапамятных времен люди всех возрастов любили развлечься интересной историей. Самыми ранними формами были рассказы о приключениях или рыцарских подвигах какого-нибудь популярного героя. В культуре многих народов есть свои легенды и мифы. Их пересказы в той или иной версии получили распространение и дошли до нас. Истории из «Рамаяны», «Махабхараты», «Басен» Эзопа, «Арабских ночей» и «Декамерона» говорят о повсеместной популярности рассказа как в западных, так и восточных культурах.

Современный рассказ

Рассказы о приключениях и нравственные истории из прошлого имеют мало общего с современным рассказом. Эта художественная форма претерпела постепенную эволюцию. Теперь темой для рассказа может послужить любое явление окружающего мира. Современный автор рассказов – внимательный наблюдатель, изучающий общественную жизнь и человеческие характеры.

Современный рассказ, каким мы его знаем, возник во второй четверти XIX века в США. Его литературным отцом был Эдгар Аллан По, прославившийся публикацией в 1833 году «Рукописи, найденной в бутылке».

Эдгар По

Эдгар Аллан По

Рассказ написан в форме послания. В нём главный герой описывает череду загадочных и пугающих событий, свидетелем которых стал во время морского путешествия. Сюжет рассказа вдохновлен многочисленными легендами о корабле-призраке. Морское путешествие символизирует процесс самопознания, а ведение записей дарует герою своего рода бессмертие.

Рассказ держит внимание читателя мастерским повествованием и особой атмосферой. Его влияние на современных авторов трудно переоценить.

Из США рассказ перешел в Европу, где признанными мастерами короткой прозы стали Мопассан, Бальзак, Голсуорси, Моэм, Конан Дойль. В России своими рассказами известны Чехов, Лев Толстой, Булгаков, Бунин, Куприн.

Ключевые элементы рассказа

Теперь разберем ключевые элементы рассказа, благодаря которым он и приобретает ту магию, за которую мы его так любим.

Сюжет

Рассказы пишутся, главным образом, для читателей. Поэтому рассказ должен вызывать интерес. Он может содержать какой-то нравственный урок, но при этом оставаться интересным, захватывающим, заставлять читателя на время забыть о повседневных заботах. Пренебрежение сюжетом, даже в пользу идеи, – серьезная литературная провинность, наказанием за которую обычно назначается полный провал рассказа даже среди целевой аудитории.

Объем

Краткость – другая важная характеристика рассказа. Использование художественных средств ограничено объемом произведения. От автора требуется избегать излишеств. Каждое написанное слово должно прямым или косвенным образом влиять на развитие сюжета. Чтобы овладеть сложным искусством короткой прозы и стать успешным автором, требуется длительная практика, и лишь очень немногим людям удается подняться с ее помощью к вершинам литературного творчества.

Тема (Лейтмотив)

Предмет рассказа должен быть четко определен, ведь на раскрытие темы отведено очень короткое время. Лейтмотив (главная мысль произведения, его краеугольная идея) должен был настолько кристально чист, что по завершению рассказа у читателя должно возникнуть впечатление, что больше ничего добавить нельзя. Отклоняться от темы, особенно в угоду отвлекающих маневров, не имеющих с лейтмотивом ничего общего, – дурной тон за которым тоже неизбежно следует расплата. Внимание следует сосредоточить на главном. Всё, с ним не связанное, исключается.

Психологизм

Еще одно требование к рассказу – его способность произвести сильный эффект. Все события, сюжетные коллизии и персонажи должны работать на создание этого эффекта. Внимание в рассказе фокусируется на одном пункте, чтобы максимально воздействовать на читателя.

Персонажи

Из-за ограниченного объема рассказа автор не всегда успевает раскрыть персонажа со всех сторон. Поэтому на первый план выводится единственно важный аспект характера, притягивающий всё внимание. Как правило, это какая-то одна черта, самое большее – две.

Диалоги

Диалоги в рассказе очень важны. Они добавляют интерес, делают рассказ легким для восприятия. Каждое слово в диалоге призвано раскрыть характер персонажа. Мы многое можем понять о герое по тому, что и как он говорит, или что о нем говорят другие. Но диалоги в рассказе должны быть краткими и по существу.

Атмосфера

Для рассказа требуется подходящая атмосфера. Рассказ может быть трагическим, романтическим, комическим или интригующим. Но при создании атмосферы необходимо придерживаться принципа последовательности. Если, например, это детективный рассказ, то атмосфера тайны должна ощущаться во всем.

Язык

Автор рассказов ограничен объемом текста, поэтому слова обычно используются крайне экономно. Каждое слово и предложение ведут действие рассказа вперед. Лишние слова или предложения считаются недостатком. Кроме того, язык должен быть легким и простым. Длинные и запутанные предложения в хорошем рассказе неуместны.

Связь рассказа и романа

Целеустремленность, прямота, краткость – вот черты сильного рассказа. Любые недочеты в композиции рассказа будут заметны сильнее, чем в романе. Поэтому рассказ во многих отношениях считается более высокой литературной формой, требующей большего мастерства.

Но рассказ не способен показать жизнь во всем разнообразии и сложности. Для этого нужно больше пространства, чем дает рассказ. Он не может продемонстрировать полноценное развитие характера героя. В рассказе мы встречаемся с персонажами лишь на несколько минут и видим только одну сторону их характера.

Здесь преимущество на стороне романиста. В его распоряжении достаточно места и времени, он может постепенно развивать характеры своих героев. Кроме того, автор рассказа не может ввести в повествование дюжину персонажей, так как это приведет к «перенаселению». Сюжет рассказа порой строится на поступках одного человека. Все внимание сосредоточено на нем, и это усиливает эффект.

Поэтому рассказ не должен рассматриваться как соперник или замена романа: они выполняют разные художественные функции. Это отдельная литературная форма, которая выросла бок о бок с романом, заняв важное место в мировой литературе.

Рассказ и драма

Связь рассказа и драматургии

Рассказ тесно связан с драмой. Как драматург, так и автор рассказа ограничены пространством и временем. Пьеса, как и рассказ, является строгой художественной формой. Но драматург дополнительно связан законами сцены, а у автора рассказа таких ограничений нет. Это дает рассказу большую свободу движения, широту и гибкость.

Другое различие заключается в подходе к персонажам. В пьесе характер героя раскрывается по мере развития действия и смены сцен. В рассказе такая эволюция характера невозможна.

В драме важную роль играет диалог. История развивается через диалог, каждое слово служит раскрытию сюжета. У автора короткой прозы нет подобных ограничений. Он волен использовать диалог или отказаться от него. Может, если захочет, стать голосом своих героев, препарировать и обнажать перед читателем их души.

В этом еще одно различие между рассказом и драмой. Драма объективна, безлична. Рассказ, следуя воле автора, может быть как субъективным, так и объективным. Драматург вынужден стоять в стороне. Он не может ввести себя в драму. Автор же рассказа волен рассказывать о событиях от своего лица, излагая собственную философию и взгляды.

Жанры рассказа

Жанровое разнообразие рассказа в настоящее время огромно. Исходя из тематики, рассказы можно условно распределить на следующие основные категории:

Любовные рассказы

Любовь – неотъемлемая часть жизни. Истории о любви обычно нравятся читателям, потому что взывают к эмоциям и страстям. Сюжеты любовных рассказов, как правило, похожи. Мужчина встречает женщину. Он находит ее восхитительной и очаровательной,  но, несмотря на влечение, путь истинной любви не всегда бывает гладким. Влюбленным противостоят родители или общество. Возникает конфликт. В конце концов, преграды оказываются преодолены, и возлюбленные обретают счастье.

Иногда на горизонте появляется соперник возлюбленного. Если в итоге злодей или соперник наказан, а герой женится на любимой женщине, то по существу это комедия. Если в жестоком столкновении побежден герой, мы читаем трагедию. С небольшими изменениями в деталях, именах и обстановке почти все любовные истории следуют этой схеме.

В рассказе Бунина «Кавказ» счастью влюбленных противопоставляется трагедия обманутого мужа. В глазах жены он предстает досадной помехой, жестким человеком. Но на деле герой оказывается ранимым и, не в силах пережить предательство супруги, в финале кончает жизнь самоубийством.

Приключенческие рассказы

В рассказах этого типа сюжет строится вокруг героических подвигов и рискованных приключений. Писатели переносят читателей в неприступные джунгли, на необитаемые острова, населенные диковинными птицами и животными, в непроходимые горы, на дно океана, на поиски сокровищ и захватывающих открытий.

Например, рассказы Киплинга, в том числе составляющие известную «Книгу джунглей», – это настоящие приключенческие истории. Действие в них происходит в индийских джунглях, а главный герой – мальчик Маугли, воспитанный волками.

Детективные рассказы

В этих рассказах речь идет о преступлении и его расследовании. Преступники убегают от полиции, но правосудие в итоге торжествует. Интерес для читателя заключается в том, чтобы разгадать тайну. Действие постоянно подогревается ожиданием развязки. Известные авторы детективных рассказов – Конан Дойль, Жорж Сименон, Агата Кристи. Героям этих историй, как, например, Шерлоку Холмсу, удается выследить даже самых коварных преступников.

Психологические рассказы

Они показывают, как в определенных жизненных обстоятельствах и ситуациях действует обычный человек. В психологических рассказах интерес сосредоточен главным образом на мотивах героя и конфликте с самим собой, который ему приходится преодолевать. Психологический рассказ строится на внутренних переживаниях героя.

К мастерам психологического анализа можно отнести Куприна. В основе его рассказа «Штaбc-кaпитaн Pыбникoв» лежит психологическая борьба двух героев: иностранного шпиона Рыбникова и сотрудника газеты Щавинского.

Научно-фантастические рассказы

В этих рассказах речь идет о научных фактах, но подаются они в художественной обработке. Предмет рассказа составляют различные научные явления, но трактуется скучный материал творчески. Рассказы Герберта Уэллса, Айзека Азимова, братьев Стругацких являются прекрасным образцом этого жанра. Под видом фантастических допущений авторы зачастую говорят о волнующих их проблемах реального мира.

Например, в известном рассказе Стругацких «Шесть спичек» главный герой в результате нейтринного облучения мозга обретает сверхспособности, например, телекинез. В результате герой с сильным нервным истощением оказывается в больнице. В рассказе отразилась обеспокоенность того времени экспериментами с радиацией.

В этих историях затрагиваются социальные проблемы, свойственные любому обществу. Цель рассказа – показать сложные социальные проблемы. Эти рассказы могут послужить исправлению пороков общества. Например, в рассказах Джона Голсуорси мы зачастую видим конфликт между обществом и личностью. Господствующие в обществе обычаи и нравы ставятся автором под сомнение. Он размышляет на такие темы, как социальное неравенство, распределение богатств, несправедливость социальных законов и другие.

  • Более подробно узнать о разных литературных жанрах вы можете из наших статей.

Что такое рассказ

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Всем известно, что рассказывать истории, произошедшие с нами, бывает очень увлекательно.

Пока мы вспоминаем, что было в начале, что потом и чем всё это закончилось, события обрастают интересными подробностями, и – раз! – наша жизнь становится произведением словесного творчества.

Открытая книга с закладкой

Много веков назад именно так, перейдя из устной речи в письменную, зародился жанр рассказа – один из самых востребованных в литературе. Что же отличает рассказ от других видов и форм повествования? Давайте подумаем вместе!

Определение рассказа — что это

Термин имеет два значения. Первое касается бытового обихода, разговорной речи.

В обиходе рассказ – это краткое последовательное изложение событий, пересказ некой истории, случившейся с самим рассказчиком или кем-то из его знакомых в тех или иных обстоятельствах.

Преимущественно такое произведение существует в устной форме.

Рассказ в литературе — это малый жанр эпической прозы, отличающийся от повести и романа меньшим объёмом. К данному жанру близки другие формы эпоса: очерк, новелла, эссе. От них рассказ отличается нейтральным характером подачи материала.

Правда, это не значит, что он скучнее и чопорнее «малых» собратьев. Бывают фантастические, приключенческие, детективные рассказы, «рассказы в рассказе», рассказы-загадки, как у Эдгара По или Милорада Павича. Жанр настолько разнообразен, что назвать его общие черты непросто. И всё-таки попробуем это сделать.

Отличительные особенности жанра

Как было сказано, рассказ меньше повести и романа. Но и этот критерий не всегда позволяет с уверенностью сказать, что перед нами именно он.

Например, «Гранатовый браслет» А.И.Куприна так насыщен переживаниями героев и размышлениями автора о проблеме истинной любви, что тяготеет к жанру повести, а многие «романы» начинающих авторов так бесхитростны, что их скорее можно сравнить с небольшими эссе.

Неудивительно, что И.А.Бунин советовал молодым писателям оттачивать мастерство именно в рассказе. Глубокое и ровное дыхание, необходимое, чтобы написать роман, вырабатывается на ежедневных интенсивных тренировках по рассказыванию всевозможных историй.

А.П.Чехов называл краткость сестрой таланта и на собственном примере показал, какие большие художественные и человеческие задачи может решить даже самое скромное по объёму литературное произведение.

Вот ещё несколько признаков, намекающих, что перед нами рассказ:

  1. привязка к конкретной теме, обычно озвученной в названии;
  2. наличие одной чётко выделенной сюжетной линии;
  3. ограниченное число персонажей (от 1 до 3 главных и до 10 второстепенных);
  4. присутствие завязки, основной части, развязки;
  5. разрешение заявленной проблемы в кульминационном моменте повествования.

Для примера проанализируем по одному образцу творчества русских и зарубежных авторов.

Рассказы зарубежных писателей

Перечислить всех, кто писал в интересующем нас жанре, невозможно: для этого придётся назвать имена абсолютного большинства литераторов, творивших в период от античности до наших дней.

Непревзойдёнными мастерами в этой области считаются Дж.Чосер, Дж.Боккаччо, О.де Бальзак, С.Моэм, Ги де Мопассан, О.Генри, Р.Бредбери, Р.Акутагава.

Проанализируем по плану рассказ О. Генри «Дары Волхвов».

О. Генри Дары Волхвов

  1. Центральная тема — дарение, дар. Что такое подарок? Каким он должен быть? В чём его смысл? Заголовок произведения намекает на библейский сюжет, связанный с поклонением волхвов Младенцу Христу. Мудрецы привезли Иисусу лучшее, что у них было. А как поступают герои нашего повествования?
  2. Сюжет укладывается в одно предложение: небогатые молодые супруги Джим и Делла готовят друг для друга рождественские подарки и, чтоб достать на это денег, расстаются с самым дорогим, что у них было.
  3. В произведении два главных героя и несколько дополнительных персонажей (зеленщик, мясник и другие).
  4. Завязка – это сообщение о том, что супруги жили бедно, но им понадобилось купить подарки. Она представляет собой исходные условия задачи. Основная часть повествует о том, каким образом каждый из молодых людей справился с задачей. Развязка – эпизод обмена подарками.
  5. С момента, когда Джим заходит в комнату и видит, что Делла подстригла свои великолепные волосы, начинается кульминация истории. Оправдываясь перед любимым, девушка сообщает, что сделала это ради того, чтобы подарить ему цепочку для часов. Джим признаётся, что продал часы ради покупки гребней. А мы, читатели, любуемся красотой обоих поступков и понимаем, что любовь – это радостная жертва, делающая нас лучше.

Рассказ в русской литературе

В России пик популярности жанра пришёлся на вторую половину 19 века.

Его мастерами стали Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.Горький, И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.П.Платонов, М.А.Шолохов, А.И.Солженицын.

Рассмотрим рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».

М.А.Шолохова Судьба человека

  1. Он посвящено теме «Человек и война» и по масштабу приближается к роману, ведь судьба Андрея Соколова типична для миллионов жителей послевоенной страны.
  2. Сюжет касается жизни главного героя в мирное, а затем – военное время, его отношений с женой, радости отцовства, затем – ухода на фронт, пленения, побега, возвращения на Родину, потери близких и обретения новой надежды в усыновлении маленького мальчика Вани, которого тоже осиротила война.
  3. Главных героев двое: взрослый мужчина и ребёнок.
  4. Завязка – встреча рассказчика с Соколовым и Ваней у разлива реки. Основная часть – история Андрея. Развязка – вывод о силе человеческого духа, о побеждающей силе сострадания и любви.
  5. Кульминация – сцена, когда Соколов «признаётся» мальчику: «Я – твой отец», а тот, дрожа от волнения, кидается к нему на шею с криком: «Папка!». На войне нет своих и чужих. Смерть разлучает людей, а любовь – воскрешает к жизни.

Попробовать силы в написании рассказа может каждый. Этот полезный навык пригодится, даже если вы не собираетесь стать писателем. Замечайте, запоминайте, рассказывайте – и мир вокруг станет ярче!

Бытует мнение, что писательскую карьеру нужно начинать с малых форм: рассказов, новелл, очерков. Это утверждение не лишено смысла, поскольку в малых формах прозаических произведений легче выдержать фабулу, не допустить фактических ошибок и избежать противоречий в сюжетной линии. Многие классики писали свои большие романы, прославившие их в веках, на основе ранее написанных рассказов, очерков или повестей. Например, всемирно известный и многими любимый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был и вовсе написан на основе ранее написанных и изданных автором фельетонов «Самогонное озеро» и «Три вида свинства». То есть мистический роман вырос из кратких сатирических прозаических произведений. И это далеко не единичный случай. Иногда ранее написанные рассказы целиком вплетаются автором в канву произведения, как в роман Достоевского «Братья Карамазовы» вплетен рассказ «Легенда об Инквизиторе». Но надо понимать, что и малые формы требуют большого писательского труда, иногда даже более кропотливой работы, чем объемное произведение.

Так как написать рассказ? Вспомните рассказы Чехова — чем короче произведение, тем более насыщенным должен быть язык, более четкой и выдержанной должна быть идея. Работа над малой формой, а в частности над рассказом, требует постоянной вычитки, вычеркивания лишнего, «отжима воды». В рассказе не будут уместны пространные лирические отступления, к которым так склонны молодые авторы.

Чтобы не запутаться в собственных идеях и представлениях о том, каким должно получится произведение, не надеяться только на вдохновение и божественное озарение, что само по себе хорошо, но только на них хороший текст не построишь, хотя бы в начале творческого пути автору нужна некая схема-подсказка, гид по тому, как написать хороший рассказ. Вот несколько пунктов, следование которым поможет вам откинуть лишнее и не забыть о важных моментах.

Как написать рассказ от Penfox

Как составить рассказ

Один

1. Первая стадия, на которой зарождается рассказ, проявляется сама необходимость его написания — это возникновение замысла.

Замысел литературного произведения — это изначальная идея, выросшая из жизненного опыта автора, его мировоззрения или воображения. Источником замысла может стать политическая жизнь страны, наблюдения за животным миром, пережитые чувства, прочитанная и переосмысленная книга. Работу без замысла не начинал ни один известный автор. Одним из сильнейших примеров авторского замысла является «Человеческая комедия» Бальзака. Решив раскрыть миру культуру и порядки, «блеск и нищету» французского общества в период реставрации монархии и правления Бурбонов, Оноре де Бальзак разработал сложнейшую концепцию, написал 137 обособленных произведений (с наличием сквозных героев, путешествующих из книги в книгу), работал над своей «комедией» 26 лет. И сумел выдержать свой замысел до конца.

Начинающему автору лучше не браться за такие сложные концепции, отложить масштабные замыслы на время, когда его перо уже будет отточено. Научиться выбирать соотносимый с масштабами малых форм замысел можно у Чехова, Куприна. Есть классические «три кита» российской прозы: маленький человек, лишний человек, новый человек. Попытайтесь описать один день одного из этих архетипов русской классики, пропустив через призму своего восприятия. Получится как минимум психологично, научитесь оттачивать характеры, а как максимум — дойдете до большой идеи, которую сможете воплотить в своем дальнейшем творчестве.

Два

2. Когда у автора есть замысел, можно приступать к работе. Но «приступать к работе» — это вовсе не значит, что можно уже садиться и писать. Нет, для начала нужно отобрать материал, хорошо изучить то, о чем хотите писать.

В идеале, начинающему писателю лучше выбрать тематику рассказа, максимально близкую ему. Если Вы медик — пишите про врачей и пациентов, если школьник — про школьную жизнь. Это поможет избежать фактических ошибок, да и интереснее писать о том, в чем разбираешься. Опасность такого подхода только в том, что начинающий автор может случайно написать не художественный рассказ, а статью на профессиональную тему. Не забывайте, что пишите для широкой публики, не углубляйтесь в детали, если этого не требует замысел, не переусердствуйте с профессиональной лексикой.

Если же Вы решили выбрать не характерные для Вас время, локацию, тему, то придется на какое-то время обложиться литературой (не художественной, а научной) и, например, прессой тех времен, о которых пишите. Почему нужно брать конкретно исторические и специализированные научные труды и публицистику, а не художественные произведения по теме? Все просто, это поможет избежать соблазна подражать мастеру пера, не замылить собственный взгляд на вещи.

Если Вам кажется не особо нужной такая предварительная подготовка, то придется удивиться — абсолютно все классики — прозаики работали именно так. Можно написать бульварный лубочный роман не прибегая к источникам, а хороший рассказ так не пишется. Большая часть писателей сидели месяцами над книгами, чтобы разобраться в вопросе, а некоторым приходилась даже ехать в то место, о котором они хотели написать, чтобы уловить настроение, оценить локацию лично. Михаил Пришвин, например, в своих рассказах о животных руководствовался личными наблюдениями, которые старательно записывал. Чтобы подарить миру один рассказ про птиц, он мог месяцами наблюдать за их жизнью, фотографировать и записывать.

После того, как замысел сформулирован, материалы для его выражения найдены, усвоены и осмыслены, можно переходить непосредственно к написанию рассказа.

Три

3. Начать написание рассказа нужно с составления плана. При этом под планом подразумевается не только последовательность сюжетных событий, но и формулирование целей написания, основной идеи, описания основных героев и их пути развития. Под целью подразумевается то, как вы хотели бы воздействовать своим произведением на читателя. Если развлечь, то ставьте целью насыщенный сюжет. Если хотите донести какой-то концепт, идею, то четко пропишите как и какими средствами. Это нужно прежде всего самому автору. Если вы хотите написать рассказ о философии дао и четко поставили для себя это целью, то уже не станете опираться на сюжетность, а посвятите больше внимания аллегоричности и, например, отточите краткий, но емкий диалог. Грамотно поставленная цель и зафиксированная идея сами подскажут средства написания. Далее расписываем последовательность событий в рассказе. Если возникнет желание нарушить линейность композиции и поменять пункты плана местами, то лучше это сделать уже после того, как напишите черновой вариант. Это поможет не запутаться в хронотопе собственного же произведения.

Пример плана рассказа

Предположим, возникает идея написать рассказ о декабристах, ссылаемых в Сибирь, но не о самом факте или их жизни в Сибири, а о сложной дороге по необжитым территориям.

Цель: написать социально-бытовой, философский рассказ об этапе декабристов в Сибирь;

Идея: декабристы преодолевают долгий путь до места ссылки и строят планы на будущее;

План

План:

  • описание одного из декабристов и его болезни, заработанной в ужасных условиях этапа в Сибирь;
  • небольшое лирическое отступление об условиях, бытовая зарисовка;
  • больной декабрист не знает доберется ли он до места, где ему теперь придется жить, небольшое размышление;
  • разговор с товарищем о политике и о том, что дальше;
  • размышление о том, что Сибирь, которая будет местом их ссылки, не кажется каторгой, когда он рискует до нее не добраться, а кажется скорее оазисом в пустыне;
  • момент, в котором главный герой предположительно умирает в тишине, но это максимально не точно;
  • за тонкой дощатой перегородкой в момент предположительной смерти два декабриста говорят о том, что природа в России сурова, чтобы быть хорошей декорацией суровой жизни.

В результате написания плана необходимо получить подобную, почти кинематографичную, раскадровку.

Что еще должно быть?

  • локации (если брать приведенный выше пример, то это поселения этапа, находящиеся по Сибирскому тракту, пункты отдыха на этапах);
  • имена — в художественном, а не конкретно-историческом рассказе лучше не брать имена реальных личностей, а придумать (если брать тот же пример, то сообразно действующих персонажей назвать любыми дворянскими именем-фамилией, не вызывающими ассоциаций, но в рассказе упомянуть реальных исторических лиц — это придаст достоверности) или воспользуйтесь нашем генератором имен для персонажей.

Как написать рассказ?

Само написание рассказа не так наполнено нюансами, как подготовка, тут уже территория творчества, но нюансы эти все же есть.

Во-первых, если вы взялись писать рассказ, то пишите его каждый день. Подберите для написания время, когда сможете посвятить написанию не меньше 3-4 часов в день. Но, особенно по началу, не следует писать сутками. Хорошие мысли покидают уставшую голову, поэтому занимайтесь учебой, работой, домашними делами или просто гуляйте, но держите наготове блокнот или ноутбук, чтобы записать неожиданный и интересный ход — пока вы занимаетесь сторонними делами мозг не перестает работать над произведением. Возникшие в течение дня мысли отсортировывайте, не все они обязательно подойдут вашему рассказу.

Во-вторых, пытайтесь не использовать заезженных, всем поднадоевших ходов в плане сюжета и языка. Самый известный штамп сюжета — это, пожалуй, дождь, который льет когда главному герою грустно. Возможно такой ход был интересным, когда был использован впервые, а теперь уже является примером дурного вкуса. Речевые штампы работают также. Когда-то сказанное было хорошо и красиво, но потом это повторили тысячи раз и очарование словесного образа разрушилось, оставив только непонимание, почему у главного героя подбородок обязательно «волевой», слезы исключительно «скупые» и можно ли этого как-то избежать.

«Вычитка» и редактирование

Когда рассказ готов, его нужно отложить на дней 5-10 и забыть о нем, попытаться максимально не думать. Можно писать что-то другое. Когда пройдет какое-то время, рассказ придется прочитать очень много раз. И будьте готовы к тому, что каким бы идеальным он вам не показался, спустя какое-то время в нем, будто сами по себе, появятся огрехи в стиле и сюжете. Исправляйте штампы на оригинальные конструкции, вырезайте целые куски текста — лучше меньше, чем лишнее.

Ну и, конечно же, будьте добрее к себе. Первые произведения даже у самых гениальных писателей не блистательны. Главное — это проделанная работа и что второе произведение писать будет точно проще.

Попробуйте написать свой первый рассказ у нас на penfox 😉

Новинки из жанра рассказ

  • Жизнь по-новому кругу11.01.2023

    Наконец-то, введена последняя инъекция, через пару часов начнется операция, по пересадке головного мозга. Позвольте представиться, меня зовут Леонид Васильевич. Я являюсь самым богатым человеком в России, владею крупнейшей компанией по добыче нефти. Сейчас…

  • Морг

    Автор: Ильдус Муслимов

    10.01.2023

    Утром, Костю разбудил телефонный звонок. На экране смартфона высветился номер Александра Ивановича, директора адвокатской конторы, где с недавнего времени Костя и трудился. «Сейчас узнаем, чего старичок от меня хочет» — подумал он, взяв…

  • Фотограф

    Автор: Michel Leen

    10.01.2023

             Перепрыгивая с камня на камень над быстро протекающей горной речкой, Эмбер перебралась на другой берег. Всё вокруг заливал весёлый, яркий свет. Солнце было высоко в небе, птицы пели песни новому дню, на…

  • ЛАРРИ СОВЕРШАЕТ ПОСЛЕДНИЙ ПРЫЖОК

    Автор: Ilovehorror

    09.01.2023

    Ларри Бимэн был одним из тех мальчиков, которые любили полазить на всём, что было выше пяти этажей. Такие парни есть в каждом дворе, может кто-то любил бегать за девочками или воровать на базарных…

  • Глава 4. Лазурные берега

    Автор: Nazika Kubanova

    09.01.2023

    Мы прибыли в Лазурные берега и оказались у её зеркальных ворот. У входа стояли два стражника с белыми одеждами распущенными волосами и налобными лентами на лбу. Вышло так, что наши пригласительные письма остались…

В русском языке, исходя из наличия содержательных и композиционных признаков текста, выделяют следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Укажем отличительные признаки каждого типа речи с примерами текстов.

Типы речи в тексте

Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя.

Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.

Определение

Типы речи — это функциональные разновидности текстов: повествование, описание, рассуждение.

типы речи

Чтобы научиться правильно определять типы речи, выясним, как и с какой целью изображается предмет,  укажем структуру построения текста, основной вопрос, заключенный в нем. Рассмотрим основные типы речи, указав особенности их языкового оформления.

Что такое описание?

С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.

В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?

На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).

Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.

Определение

Описание как тип речи — это сообщение об одновременных признаках предмета.

описание это, что такое описание, описание как часть речи

Разновидности текста с описанием

  • описание внешности человека (портрет);
  • описание состояния человека;
  • описание характера человека;
  • описание окружающей среды (природы);
  • описание места (города, села, местности);
  • описание предмета и пр.

описание, виды описания

Композиция описания

Описание имеет следующую композиционную структуру:

  1. общее впечатление от предмета речи;
  2. признаки предмета речи;
  3. авторская оценка описываемого.

Особенности языкового оформления описания

В описании автор использует следующие языковые средства:

  • преобладают имена существительные и прилагательные;
  • глаголы в  форме настоящего времени несовершенного вида;
  • составные именные сказуемые;
  • обстоятельства места.

Пример текста

Какой дом удивительный! Комнаты большие, столы-стулья тоже большие, деревянные и как будто в кружевах — в дереве узоры вырезаны. Лампы странные, печи как в деревне, только нарядные полоски на них из разноцветных плиток. На стенах висят фотографии и картины. А на второй этаж ведет лесенка, да не простая, а закрученная, как кудрявая прядь (Г. Ветрова).

Что такое повествование?

В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.

Определение

Повествование как тип речи — это сообщение о действиях предмета в определенной последовательности.

Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.

Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?

Например, вот как изображается весной разлив реки:

Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.

Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.

Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).

повествование

Композиция повествования

В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:

  1. завязка (начало действия);
  2. развитие действия;
  3. кульминация (самый острый, интересный момент);
  4. развязка (конец действия)

Средства языкового оформления повествования

Повествование создают следующие языковые средства:

  • преобладают глаголы и глагольные формы;
  • глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида;
  • простые и составные глагольные сказуемые;
  • обстоятельства времени.

Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг  среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.

Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).

Что такое рассуждение?

Определение

Рассуждение — тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки. Рассуждением может стать словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-то мысли. Рассуждая, говорящий объясняет что-то, доказывает или опровергает с помощью аргументов свою точку зрения на предмет или явление действительности.

В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?

Рассуждение как тип речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий, поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.

Рассуждение — это объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.

рассуждение, рассуждение это, что такое рассуждение

Примеры

Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.

Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.

Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.

Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря!

Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.

Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как строится текст-рассуждение, укажем его композиционную структуру:

  1. тезис (основная мысль);
  2. аргументы (доказательства или опровержение);
  3. вывод.

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обладает некоторыми особенностями в использовании языковых средств:

  • преобладает абстрактная лексика;
  • имеются вводные слова;
  • используются обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
  • сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия, уступки.

Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В. Солоухин).

Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»

  • Рассказ это простыми словами
  • Рассказ шукшина психопат читать
  • Рассказ это проза или нет
  • Рассказ шукшина про сапоги жене
  • Рассказ это последовательное описательное изложение учебного материала